Эффективное рекомендательное письмо студенту. Как рекомендовать для поступления в аспирантуру

[Обновлено 09/2018]

Что важно для для приемной комиссии зарубежного вуза, когда Ваши оценки, мотивационное письмо и CV уже рассмотрены? Что даст им дополнительную информацию о Вас, чтобы принять решение о приеме?

На этом этапе решающую роль зачастую играет рекомендательное письмо — документ, который по важности не уступает мотивационному письму, а при прочих равных может склонить в Вашу пользу, если рекомендация грамотно представлена.

За свой значительный опыт работы с поступающими в магистратуру за рубежом я поняла, что в российских вузах нет культуры подготавливать для студента рекомендательное письмо или характеристику. В большинстве случаев преподаватель предлагает просто подписать написанное студентом письмо. И студент, которому до этого и так пришлось подготовить целый пакет документов, должен еще и сам себе рекомендательные письма написать. И избежать повторений, шаблонных фраз и слишком расплывчатых характеристик удается очень немногим (потому что все самое лучшее пошло в мотивационное письмо!).

При этом, на Западе к рекомендательным письмам относятся с большим уважением — как при написании (преподаватель, к которому Вы обратитесь за рекомендацией, воспримет это за честь и будет готов уделить время на подготовку солидного письма), так и при рассмотрении (помимо Вашего личного представления своих успехов и достижений, комиссии важно получить оценку со стороны).

Насколько значимо рекомендательное письмо в комплекте документов?
Для приемной комиссии рекомендации — это дополнительная информация о поступающем, которая может подтвердить или дополнить данные из других документов. И эта информация очень важна, потому что она предоставлена от лица тех, кто видел Вас «в работе».

В помощь тем, кто поступает сейчас в магистратуру за рубежом, я подготовила ряд советов по составлению рекомендаций. Используйте их, и Вы сможете подготовить солидный документ, выгодно дополняющий Ваше заявление на поступление!

1. Выбор референтов

Негласно, чем выше статус у референта, тем солиднее будет выглядеть рекомендательное письмо. Приемная комиссия любого вуза или стипендиального фонда обязательно обратит на это внимание.
Но при этом, более важный критерий — это то, насколько референт действительно с Вами хорошо знаком и может оценить Ваш потенциал. Если выбирать между деканом факультета, который не вел у Вас ни одного курса, и преподавателем, который вел у Вас ряд дисциплин в течение всех лет обучения, выбирайте второго. Такое рекомендательное письмо в глазах приемной комиссии выглядит гораздо более солидным.
И конечно, постарайтесь выбрать преподавателя по одному из Ваших ключевых предметов или по той специальности, на которую Вы собираетесь поступать. К примеру, частая ошибка поступающих — брать рекомендацию от преподавателя по английскому языку. Это в корне не верно, поскольку комиссия хочет знать не о том, как хорошо Вы учили английский (для этого есть официальное подтверждение с помощью международных языковых экзаменов ), а то, насколько у Вас есть релевантные для программы знания, навыки и способности. Единственный случай, когда релевантно выбирать преподавателя по языку в качестве референта — если Вы поступаете на филологию или подобную специальность.

В итоге, если при выборе референта удастся совместить все 3 условия, как описано выше, то рекомендательно письмо будет наиболее выигрышным.

2.1 Как проще подготовить текст

Если преподаватель сказал Вам подготовить текст самостоятельно, то проще всего Вам будет это сделать, собрав мнения со стороны . Помочь с этим Вам могут даже Ваши одногруппники, друзья, коллеги – те, кто с Вами знакомы и могут оценить Ваш потенциал и Ваши личные качества. Спросите, что, на их взгляд, является Вашими сильными сторонами, на что бы они сделали акцент, характеризуя Вас? Если неудобно задавать этот вопрос прямо «в лоб», то сделайте небольшой онлайн опрос (iАнкета, SurveyMonkey и пр.) и просто разошлите своим знакомым, объяснив для чего Вам это нужно. Когда Вы соберете несколько мнений, у Вас уже будет база для Ваших рекомендательных писем.
Иначе, если Вы опираетесь только на свое восприятие, то Вам будет сложно подготовить сразу и свое мотивационное письмо, и две рекомендации. Даже если это и удастся, почти всегда можно понять, что все документы написаны одним человеком.

Составьте план , в котором Вы тезисно обозначите, какие детали Вы включите в каждое из писем: в мотивационное эссе, в оба рекомендательных письма. Конечно, какая-то информация будет перекликаться во всех документах, но поскольку предполагается, что все 3 письма подготовлены от разных лиц, соответственно, ракурсы, способ изложения, выражения и пр. должны различаться. Имея общий план Вам будет проще понять, что включить в свое собственное мотивационное письмо, а что оставить для каждой из рекомендаций.

- Конкретные примеры
Очень частая ошибка в рекомендациях – перечислить через запятую все возможные хвалебные характеристики, не дав никаких примеров (очень часто встречаем такую формулировку в письмах: «студент проявил себя как способный, талантливый, трудолюбивый, думающий, с высоким потенциалом и лидерскими качествами»). Это ‘мертвый’ груз письма, не имеющий почти никакой ценности в глазах комиссии.
Чтобы оживить эти характеристики нужно обязательно привести конкретные примеры в подтверждение. Если написано, что студент целеустремленный, это нужно объяснить; если преподаватель считает, что у студента есть лидерские качества, нужно доказать; если рекомендует продолжать обучение в магистратуре, нужно уточнить почему. Примеры делают характеристики действительно достоверными.

- Информацию об успехах, достижениях, релевантных для выбранной программы
Объем рекомендательного письма — это обычно 1 страница текста, поэтому места для перечисления всех заслуг, успехов и характеристик просто нет. Именно поэтому текст письма должен быть заточен под требования программы.
Если, например, Вы поступаете на финансы, то особый акцент нужно сделать на аналитические способности, умение работать с цифрами и анализировать большой объем информации. Обычно на сайтах самих программ указано, какие качества в первую очередь важны для поступающих.

- Характеристику на профессиональные и личностные качества
То, что у Вас хорошо развиты аналитические способности, Вы можете поглощать в огромном объеме профессиональный материал, и блестяще владеете исследовательскими методам и т.п. — это то, что интересует приемную комиссию в первую очередь. Но, получив эту информацию, члены комиссии хотят знать, что за человек к ним поступает. Это потенциально будущий представитель и лицо нашего вуза — насколько он подходит нашей культуре, имиджу нашего университета? Поэтому в рекомендательных письмах очень важно обозначить личностные качества — насколько Вы хорошо можете работать в команде или индивидуально, как развиты Ваши коммуникативные навыки… Эта информация должно логично дополнять Ваш профайл, и конечно, должна соотноситься с тем, что Вы написали в своем мотивационном письме.

3.1 Заложите на подготовку рекомендаций больше времени, чем Вы рассчитываете
(очень часто потребуется дополнительно или согласовать текст с преподавателем, который может быть в отъезде, или дожидаться подписи и печати в деканате целую неделю)

3.2 Проверьте заранее, в каком виде требуется предоставить рекомендательные письма во все вузы, куда Вы поступаете:
— в свободном формате или в специальной форме выбранного Вами университета,
— достаточно ли загрузить скан рекомендаций онлайн или нужно отправлять оригиналы по почте,
— можно ли загрузить письма самостоятельно или это может сделать только преподаватель через свой официальный университетский email.
Лучше все это выяснить заранее, чтобы сразу понимать сколько комплектов документов готовить и в каком формате, и соответственно договориться с преподавателями.

3.3 После того, как Вы полностью подготовили все основные документы (мотивационное письмо, CV и рекомендации), проверьте, насколько вся информация логично связана , нет ли разногласий или чрезмерных повторений. Этот такой ‘reality check’ перед отправкой комплекта документов.

Комплексная информация по каждому документу для поступления (мотивационное письмо, эссе для бизнес-школ, рекомендательные письма, резюме), о том, как выбрать программу и подготовить грамотно всю заявку - в онлайн-курсе от наших экспертов

на выпускника 11 «а» класса МБОУ «Сосново-Озёрской средней общеобразовательной школы №1» Еравнинского района, Республики Бурятия

Дамбаева Ардана Валерьевича 23.02.1998года рождения, место рождения село Сосново-Озерское Еравнинского района, паспортные данные 8111 444331 выдан ТП УФМС России по РБ в Еравнинском районе от 28.03.2012г, проживающий по адресу РБ с.Сосново-Озёрское, ул.Домнинская 6а.

Отдел образования МО «Еравнинский район» и администрация МБОУ «Сосново-Озёрскойсош №1» рекомендует для поступления в военное учреждение выпускника школы ДамбаеваАрдана Валерьевича.

ДамбаевАрдан Валерьевич является нынешним выпускником МБОУ «Сосново-Озёрская средняя общеобразовательная школа №1», претендентом на золотую медаль, имеет аттестат с отличием за основное общее обучение.

Успехи Ардана говорят сами за себя это один из самых ярких и значимых представителей выпускников 2015 года. В 2012 году Ардан прошел курсы по теме«Международные технологии общения и ораторское мастерство», имеет свидетельство о постановке на международный кадровый учет, содействии в получении высшего образования, в том числе и за рубежом, а также в профориентации на международную область деятельности в система неправительственных организации при ООН, ЮНЕСКО г.Екатеринбург. По результатам данной учебы получил диплом выпускника летней академии Международных молодежных лидеров ЮНЕСКО за успешное прохождение курса «Международные технологии общения и ораторское мастерство» с правом участия в акциях межправительственных и неправительственных организации при ООН, ЮНЕСКО.

Данный выпускник имеет высокую, позитивную результативность участия в Международных, Всероссийских и муниципальных олимпиадах и внеурочной деятельности:

Международный уровень:

    2012 год, сертификат участника в Международном конкурсе орфографической грамотности

Всероссийский уровень:

    2010 год, сертификат участника во Всероссийском молодежном предметном чемпионате по истории (5 место)

Региональный уровень:

    2009 год, диплом Межрегиональной НПК посвящённой 100-летию бурятского летописца, улигершина, краеведа Р.Э.Эрдынеева

    2010 год, грамота, за I место в конкурсе художественного слова НПК посвященной 100-летию со дня рождения заслуженного работника культура Ш.Н.Нимбуева

    2010 год Почетная грамота за III место в Республиканской НПК учителей и учащихся «Бэлигэй туяа»

    2010 год, грамота за III место на республиканских соревнованиях по мини-футболу среди команд общеобразовательных школ РБ

    2010 год, сертификат участника IV Республиканского конкурса художественного слова «Чудесный клад Бурятии»

    2010 год, грамота за II место в Фестивале по мини-футболу среди дворовых команд на кубок депутатов горсовета

    2011 год, благодарственное письмо за участие в III республиканской конференции «Нимбуевские чтения»

    2011 год, почетная грамота, за VI место в Республиканской НПК учителей и учащихся «Бэлигэй туяа»

    2011 год, сертификат участника в Республиканском конкурсе «Гуламта» (10 место в республике)

    2011 год, результаты участия в республиканском межпредметном конкурсе «Полиатлон-мониторинг» (достигнутый уровень- достаточный)

    2013 год, свидетельство участника в Республиканской НПК «Шаг в будущее» секция «Бурятский язык»

    2013 год, диплом за III место в Республиканской олимпиаде БГУ «Байкальская перспектива»

    2013 год, благодарственное письмо за участие в V Республиканской НПК «Бэлигэйтуяа»

    2013 год, благодарственное письмо за участие в межрегиональной олимпиаде по бурятскому языку

    2013 год, свидетельство участника Межрегиональной олимпиады по Байкаловедению»

    2013 год, грамота за II место в 20 Республиканском турнире по футболу «Кубок Улхасаа»

    Сертификат участника Республиканской комплексной олимпиаде «Лингва-2013»

    2014 год, диплом республиканской НПК «Звезда Востока», в номинации, «За исследование буддийских традиций»

    2014 год, грамота за участие в конкурсе Буддийской сандхи России «Эхэ хэлэн-нютагай магтаал»

    2014 год, сертификат участника в межрегиональном, игровом конкурсе «Британский бульдог» по английскому языку (2 место в регионе)

    2014 год, грамота за III место в XXI республиканском турнире по мини-футболу среди юношей

    2014 год, диплом за II место в регионе в межрегиональном конкурсе по английскому языку «Британский бульдог»

Дамбаев Ардан Валерьевич демонстрирует достаточно высокий уровень базовых знаний, необходимый для продолжения обучения, владеет общеучебными и предметными умениями и навыками, владеет современными компьютерными технологиями. Выпускник умеет ориентироваться в учебной, социальной ситуации на основе лично освоенных предметных знаний, культурного наследия, норм социального поведения и межличностного общения. Дамбаев Ардан умеет систематизировать материал в пределах учебной темы, способен рассуждать, знает способы рациональной работы, способен применять свои знания на практике. Развито самосознание и адекватная самооценка, потребность в самопознании.

Дамбаев Ардан– это развитая личность, способная к самоопределению с выраженной гражданской позицией и чувством патриотизма. Юноша демонстрирует социальную взрослость, ответственность за свои поступки, обладает правовой культурой. Его отличают умение отстаивать свои взгляды и убеждения, умение найти нестандартное решение в неожиданной жизненной ситуации.

Дамбаев Ардан ведет здоровый образ жизни, осознанно относится к своему здоровью. Это непременный участник школьных, районных спортивных мероприятий. Занимается в школьном военно-патриотическом кружке «Зориг», что научило его применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи, действовать в чрезвычайных ситуациях.

На занятиях в школе внимателен, дисциплинирован, аккуратен. Материал, объясняемый учителем, усваивает быстро и легко. Выпускник умеет выстраивать дальнейшие планы обучения, выявлять смысл своей учебной деятельности. К урокам всегда готов, при подготовке использует дополнительный материал. Выпускник умеет аргументировать свои знания и полученные результаты. Способен воплощать добываемые знания в духовные и материальные деятельностные формы. Дамбаев Ардан- неоднократный участник предметных олимпиад по бурятскому языку, литературе. Обладает грамотной письменной и устной речью. Умеет планировать своё рабочее и свободное время. Дамбаев Ардан- интересный собеседник, так как это самобытный, нестандартный, своеобразный человек, имеющий свою точку зрения по большинству вопросов.

При необходимости умеет отстоять свои взгляды и позицию, определиться в ситуации выбора, проявив при этом твердость и решительность.

В нем развито чувство коллективизма, взаимной поддержки. За свой чуткий и отзывчивый характер среди товарищей пользуется уважением и доверием. Ответственно и добросовестно выполняет обязанности в классном коллективе. Радуется успехам товарищей. Никогда не добивается своего за счет других или во вред им.

Доброта, скромность, отзывчивость – основные черты его характера.

Начальник ОО МО «Еравнинский район»:___________/Шагдарова В.И/

Директор СОСОШ №1:____________________/Тышкенова И.Ю./

На каком-то этапе жизни вам может понадобиться написать рекомендательное письмо начинающему работнику, коллеге, студенту или кому-то, кого вы очень хорошо знаете. Выполнение просьбы такого характера для другого человека налагает очень серьезную ответственность и должно иметь максимально серьезный подход.

Это письмо, которое дает положительный отзыв, рекомендации человеку, о котором написано данное, а также советует человека кому-либо. Если вы пишете кому-то рекомендательное письмо, то своего рода вы ручаетесь, доверяете, даете гарантию за человека, о ком его пишете.

Обычно запрашивается рекомендательное письмо для студента, подающего заявку на программы обучения, с последнего места обучения или работы, а также может потребоваться рекомендательное письмо людям, подающим заявку на работу. Например, тем, кто подает заявку на обучение в школах бизнеса и управления, нужны два или три рекомендательных письма, объясняющих, почему этот человек является лучшим кандидатом на данное место. Рекомендательное письмо для поступления может объяснять, почему у студента есть потенциал лидера или какие у него были предыдущие академические или бизнес-успехи. Такие письма часто запрашивают у деканов.

Некоторые стипендиальные программы обучения или исследования требуют у заявителей подтвердить рекомендательное письмо студенту, чтобы принять их анкету.

Соискателям тоже иногда требуются рекомендации, отвечающие на вопрос, почему соискатель является лучшим кандидатом на определенное место или в компанию. Данные письма в основном фокусируются на профессиональных качествах и навыках кандидата. Очень часто рекомендательное письмо могут попросить несколько дней или недель спустя, после того как подтвердили заявку, резюме кандидата.

Прежде чем начать писать

Прежде чем согласиться на такое, уточните предназначение письма: кто получит и кто будет читать. При определении аудитории вам же будет проще написать. Также определите тип информации, требуемой от вас. Например, кому-то нужно письмо, подчеркивающее качества лидера данного человека, а вы не владеете никакой информацией о лидерских возможностях человека, вы можете столкнуться с серьезными трудностями в написании. Или если нужно письмо о качествах рабочей этики, а вы напишете письмо о навыках работы в команде кандидата, то письмо не будет иметь смысла.

Если у вас нет времени или недостаточно информации для написания письма, вы можете предложить кандидату подписать заранее подготовленное им письмо. Данная практика применяется очень часто и полезна для обеих сторон. Но прежде чем подписать что-то, написанное другим человеком, убедитесь, что в письме честно выражено ваше мнение и навыки кандидата. И обязательно сохраните копию письма для архива.

Параграф или предложение, описывающее, откуда вы знаете этого человека и длительность вашего знакомства.

Оценка человека и его качеств. Если есть возможность, предложите специфические примеры, характерные именно для этого человека, которые смогут отразить положительные стороны. Примеры должны быть краткими, но точными. Итог того, почему вы рекомендуете данного человека, и в какой степени.

Что можно включать

  • потенциал (например, лидерский);
  • качества/навыки;
  • выносливость;
  • мотивация;
  • характер;
  • вклад (в учреждение или общество);
  • достижения.

Копирование

Никогда не копируйте текст с другого рекомендательного письма, письмо, написанное вами, должно быть новым и оригинальным. Шаблонный пример рекомендательного письма сможет помочь вам разобраться и сфокусироваться на теме и определить тип рекомендательного письма, которое вам нужно, и только.

Зачем писать рекомендательное письмо, если не вы получаете работу или стипендию?

Если вам надо написать рекомендательное письмо от компании сотруднику, то выполнив просьбу, вы поблагодарите его за все вклад в компанию и вознаградите за труды. Это очень хороший профессиональный навык и приятное чувство того, что вы помогли кому-то получить работу, так как очень часто это зависит от рекомендации.

Начните с адреса и приветствия. Используйте фирменный бланк вашей компании, чтобы письмо выглядело более формальным. Напишите дату написания письма в первой строчке, затем напишите имя получателя, его позицию и рабочий адрес.

Имя Отчество

Глава отдела кадров, ООО «Название фирмы»

Так как это формальное письмо, его надо начинать с обращения «Уважаемый (-ая)» и продолжать именем, отчеством. В некоторых сферах рекрутеры очень строги по отношению к профессиональному этикету, поэтому избегайте неформальных приветствий, вроде «Привет».

Пишите правильное введение. Написать первый параграф очень просто, так как вы подчеркиваете основные детали ваших рабочих отношений с лицом, которого вы рекомендуете.

Включайте:

  • вашу позицию в компании;
  • имя человека, которого рекомендуете;
  • его позицию;
  • ваши отношения: начальник или коллега;
  • длительность сотрудничества.

"Будучи координатором по проектам для «Название компании», я являлся супервайзером (имя рекомендуемого) с 2015 по 2018 гг. Мы тесно сотрудничали во время нескольких стартапов, и я получал удовольствие от работы в команде с таким выдающимся бизнес-аналитиком".

Напишите качественный текст. Основная часть текста включает детали навыков, знаний и достижений человека, которого вы рекомендуете.

Чтобы основная часть письма была краткой, начните с области, в которой рекомендуемое лицо является экспертом, опишите ситуации, которые свидетельствовали о качествах, проявляющихся в решении проблем на работе. После этого можно выбрать две или три черты, которые представят ценным кандидата как потенциального работника.

Напишите о своем мнении о качествах кандидата в последнем параграфе текста письма. Работодатели берут на работу кандидатов исходя не только из их технических навыков, но также ориентируются на такие качества, как независимость, инициатива, честность и т. п. Если вы считаете, что эти описания не подходят для вашего случая, попробуйте выбрать из следующего списка:

  1. Хорошее качество общения.
  2. Лидерство.
  3. Креативность.
  4. Аналитическое мышление.
  5. Командная работа.

“Знания (имя) о детском питании и детской психологии дают ей преимущества перед остальными кандидатами на позицию няни. Она не просто следит за детьми, но и работает с ними, выполняя с детьми различные психологические тесты, и применяет к каждому ребенку индивидуальный подход. Она также является честным и проверенным человеком, которого можно спокойно оставить наедине с детьми и не беспокоиться об их безопасности"

  • внимательный;
  • ответственный;
  • пунктуальный;
  • честный.

«(Имя) отлично владеет знаниями не только в сфере бухгалтерии, но и в юридической сфере, что помогает сокращению времени в решении спорных вопросов во время проекта, что является превосходным качеством. (Имя) также является очень лояльным человеком, решает все вопросы в рамках своей компетенции без оговорок».

«(Имя) очень хорошо разбирается в банковских транзакциях и бухгалтерии, и мы доверили ему кассу нашего банка. В итоговых отчетах не было обнаружено ни единой несостыковки. Благодаря своей общительности он уверенно разговаривал и был вежлив с постоянными клиентами, и они сделали вложения в проекты банка».

В итоговом параграфе можете написать, почему вы бы наняли этого человека заново, но только если бы вы действительно это сделали. Если нет, то вы можете просто написать заключительный параграф на позитивной нотке, отметив, насколько ценным был вклад сотрудника в развитие компании. Предложите получателю связаться с вами для дополнительных рекомендаций или вопросов.

Например:

“Исходя из всех выше описанных причин, я даю (имя) самую лучшую рекомендацию для позиции начальника отдела информационных технологий. Пожалуйста, не стесняйтесь обращаться, если возникнут какие-либо вопросы”.

“(Имя) является одним из тех работников, которых я бы повторно наняла на работу без колебаний. Я уверена, что она является превосходным графическим дизайнером и будет отличным членом вашей команды. Пожалуйста, свяжитесь со мной, если у вас возникнут вопросы”.

Завершите собственной подписью

Напишите не просто «Искренне ваш (-а)», предшествующее вашему имени. Добавьте вашу позицию, офисный почтовый адрес, рабочий телефон для предоставления получателю вариантов связи с вами.

Надеемся, что статья смогла ответить на все ваши вопросы и прояснила тему полностью. Используйте примеры для рекомендательного письма из статьи, добавив свои слова.

Данный документ может понадобиться в следующих случаях: для прохождения стажировки, поступления в аспирантуру, в зарубежный ВУЗ и пр.

Начинается оно с заголовка документа.

Затем указывается, в течение какого времени и в каком качестве рекомендатель был знаком со студентом.

После этого идет оценка сильных сторон, способностей студента, его успехов во время учебы. Здесь можно рассказать об его участии в олимпиадах, различных конкурсах, соревнованиях, о наличии наград, грамот, почетных мест и т.п.

студентке МТУСИ Анохиной Инне Владиславовне

Студентка Анохина И. В. в 2013 году окончила Московский технический университет связи и информатики, кафедру организация производства, аудит и бухгалтерский учет факультета экономики и управления.

За время учебы зарекомендовала себя способной студенткой, стремящейся к постоянному повышению своего уровня знаний. Является лауреатом конкурса «Лучший студент Московского технического университета связи и информатики». В коллективе пользовалась уважением и авторитетом. Активно участвовала в общественной и культурной жизни ВУЗа. Имеет неконфликтный характер, отличается высоким уровнем ответственности и трудолюбия.

Существует несколько случаев, когда студенту может понадобиться рекомендательное письмо. Во-первых, оно нужно для прохождении стажировки. Ваш руководитель или куратор направления пишет его на специальном бланке, где излагает Ваши достижения и личные качества. Во-вторых, такие письма предоставляют в вузах, которые занимаются распределением выпускников после окончания ими учебы. Рассмотрим основные особенности студенческого рекомендательного письма.

Что указывают в письме?

Представитель вуза отмечает, когда Вы поступили, что окончили, какие основные дисциплины изучали и в чем себя проявили. Также он характеризует Ваши личные качества и делает вывод о Вашем профессиональном соответствии. По сути, рекомендация напоминает характеристику , но пишется в более свободной форме. Сам документ печатается на официальном бланке, с соблюдением корректности оформления заголовка и подписи. По объему текст, как правило, небольшой, не более тысячи знаков.1.
Студент Овечкин В.Г. окончил Санкт-Петербургский государственный университет, кафедру прикладной экономики экономического факультета. За время учебы зарекомендовал себя как исполнительный студент, стремящийся повышать свой уровень знаний и квалификации. По профильным предметам имел отличные оценки. Отношения с коллективом складывались хорошо, участвовал в учебно-практических мероприятиях, проводимых кафедрой.
Рекомендую Овечкина В.Г. в качестве стажера в региональный филиал Министерства экономического развития Российской Федерации в городе Санкт-Петербурге.

Заместитель проректора по учебной работе, д.э.н, профессор Платонов А.В. (дата, подпись)

2.
Студентка Власова М.Н. проходила обучение на кафедре высшей математики естественно-научного факультета Московского государственного университета. За время учебы активно участвовала в семинарах, конференциях и круглых столах. Подготовила три доклада и пять статей по теме дипломной работы. В личном плане проявила себя исключительно с положительной стороны: исполнительна, дисциплинирована, серьезно относится к любой выполняемой работе.
Считаю необходимым зачислить Власову М.Н. в штат подразделения младшим научным сотрудником или инженером.

Заведующий кафедрой высшей математики, д.ф-м.н., профессор Жданов К.Г.