Каланча 2 ой пожарной части. Пожарная каланча (Кострома): старинный символ современного города

Мне нравится изучать город… выцепишь какую-нибудь деталь силуэта и рассматриваешь как под микроскопом… На этот раз это пожарная каланча.

Согласно Энциклопедическому словарю, Каланча — (тюрк. — от араб. кал а — крепость), во 2-й пол. 18 — нач. 20 вв. возвышающаяся над зданием пожарной части башня для наблюдения за возникновением пожаров. Имела колокол площадку для дежурного и мачту для сигнализации флагами и фонарями.

Активно строить их начали после указа Александра второго от 31 мая 1804 года «О сложении с обывателей Москвы повинности ставить пожарных служителей и об учреждении в оной пожарной команды». С этих пор появились пожарные части при полицейских участках. К ним и пристраивалась или устанавливалась башня — каланча.

До этого простыми горожанами велось дежурство пожарных дозоров. Ими же осуществлялось оповещение и тушение пожаров.

Пожарные каланчи продолжали строить в советское время до появления телефонной связи. После этого необходимость в них отпала. Рост этажности городов в этот период также уже не позволял им выполнять свою функцию.

В дальнейшем и сейчас при пожарных частях все равно продолжают строить башни, но теперь уже для сушки пожарных рукавов, а не как дозорные и сигнальные. Пожарные каланчи, считайте, в красной книге.

В Москве пожарные каланчи строились с конца 18 века и вплоть до начала 1930х гг. На сегодня мне удалось найти около дюжины сохранившихся пожарных каланчей, которые изначально строились как дозорно-сигнальные. Из них 8 являются памятниками архитектуры, половина построены в дореволюционный период (все в 19 веке), 4 построены по типовому проекту в стиле конструктивизма.

Каланча состоит из трех функционально значимых частей: входной группы (1), ствола — вертикальной коммуникации (2) и обзорной площадки (3).

На основе исследования множества архитектурных и объемно-планировочных решений пожарных каланчей можно выделить четыре типа блокировки каланчи и основного здания: изолированный (1), линейный (2), центрально-осевой (3) и угловой (4).

Сам ствол башни бывает только трех типов: прямой (1), сужающийся кверху (2) и составной из прямой и сужающейся части (3). Причем все три типа башен в плане могут быть круглые, квадратные и восьмигранные. Это основные формы планов башен. Видела еще прямоугольный вариант, но крайне редко.

В дозорной площадке главное — это выполнение её функций: кругового обзора, подачи сигнала колоколом или фонарём, защита от погодных условий дежурного. При этом тут архитекторы проявляли свою фантазию. Чаще всего, это самая декоративно украшенная часть башни.

Таким образом, сложилось множество типов дозорных площадок. Ниже те, которые удалось вывести из пожарных каланчей Москвы. Они являются различными комбинациями нескольких приемов: вынос площадки консолью за ствол башни или расположение площадки в границах плана башни, наличие или отсутствие кровли у площадки, наличие опор кровли и размер выхода на площадку.

Ниже мои зарисовки сохранившихся каланчей Москвы. Первые четыре каланчи дореволюционного периода.

Слева направо: Сущевская полицейская часть (ул.Селезневская, 11, стр.1), Хамовнический полицейский дом (Комсомольский проспект, 16, 1897 г.), Рогожская полицейская часть (Николоямская, 54, 1862 г.) и Сокольническая пожарная каланча (ул.Русаковская, 26, 1884 г.).

Слева направо: Пожарная часть №19 (Ленинский проспект, 71а, 1929 г.), Пожарная часть №20 (Ослябинский пер., 2), Пожарная часть №17 (Шоссе энтузиастов, 11, 1929 г.), Пожарная часть №22 (ул. Краснобогатырская, 6, 1927 г.).

Еще обнаружила пару каланчей в руинах, одну из которых собираются реконструировать (ул. Хромова, 40), пару каланчей обшитых сайдингом, их период постройки неизвестен.

Каланчи позднего советского периода и 90х гг дозорной функции не несут и имеют уже другую архитектуру.

В инете есть довольно известное фото старого Оренбурга конца XIX века, снятое с пожарной каланчи

А вот собственно и сама каланча в современном виде, ей 142 года. В этом здании я и работаю сейчас.

Стал вспоминать, а где я еще видел каланчи? Есть каланча в городе, где живут мои родители и сестра - Ковров. Часто езжу там мимо этого здания ПСЧ (построено в 1904 г.). В следующий визит сфотографирую сам))

На мой взгляд, самая красивое здание - в Костроме. Построено в 1824-1827 гг. В 1834 году каланча вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I («Такой у меня в Петербурге нет!»), после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции. До 2005 г. в нем управление пожарной охраны, сейчас там размещается музей истории создания пожарной охраны области.

В Питере нашел парочку-троечку...

Каланча в здании ПЧ-2 (1844-1849 гг). Восьмигранная каланча имеет высоту 46 м. Фото djadjka

Каланча в здании ПЧ-12 (1898 г) на Большой Охте

Каланча в здании ПЧ-9 (1882-1884 г) на Большой Охте

Самая высокая каланча в России находится в г. Рыбинске, высота 48 м, построена в 1912 г.

г. Сыктывкар (1907 г)

Про омскую каланчу у fort_i_ko ., спасибо ему!

Пожарная каланча в Волгограде (1891-1897 гг). В те времена там находилось 7 депо на соответствующее число обозов и несколько конюшен, библиотека и ломбард. Второй этаж занимали общежития-казармы пожарников с шестовым спуском. Пожарная каланча одна из первых зданий в Царицыне испытала централизованное отопление, водопровод и канализационную систему. В период Октябрьской революции пожарная каланча была главной смотровой площадкой, с которой открывался вид на город. После окончания волнений пожарная каланча восстановила свою деятельность – только конюшни теперь занимали не обозы, а современные для того времени пожарные автомобили.
В годы войны было разрушено и восстановлено в первоначальном виде в 1995 г.

Пожарная каланча в Вологде (1853 г). В ней размещались полицейский участок 3 части Вологды и пожарная застава Заречья. При каланче находилось даже небольшое тюремное отделение. В настоящее время каланча не используется. Примечательно, что в 2015 г. площадка и кровля каланчи горели, пожар был ликвидирован в течении 30 мин.

Сокольники, Москва (1881-1884 гг). В августе 1863 года после долгих просьб горожан Москвы, дума разрешила строительство здесь пожарной каланчи. В течение 18 лет было собрано 20 тысяч рублей. На то время, это было самым высоким зданием в городе и второй смотровой башней в Москве, первая на Сухаревской. Процесс тушения пожара проходил следующим образом: в галерее дежурили часовые, которые определяли силу и расположение возгорания. Затем около трёх минут готовилась дежурная команда пожарников, после чего они на лошадях ехали на службу. Работники каланчи жили в здании. Оплата труда составляла: 7 копеек в день. В штат входило: 30 лошадей, 2 бочки для воды. В 1910 году у Сокольнической пожарной каланчи появилась машина на пару. В. Гиляровский в своей книге рассказал о системе оповещения пожара другим пожарным частям. На здании днём висели шары, ночью - фонари. При пожаре звенел колокол и если висит один шар - Городская часть, два шара - Тверская часть, три - Мясницкая, четыре - Пятницкая. Когда висит красный флаг или красный фонарь, то это «сбор всех частей, пожар угрожающий». Это действовало до 1917 года. Затем в работу введена телефонная связь. В 1999 году каланчу перестроили. Затем здесь располагается управление главной пожарной службы Восточного административного округа и ПСЧ-12.

Еще одна каланча в Ярославле. Пониже и не такая величавая как в первой части.

Каланча в действующей пожарной части в г. Углич (1828-1831 гг). Первоначально размещалась пожарная часть и полицейское управление.

Комплекс зданий пожарной части на улице Крупской был построен в XIX веке. 26-метровая пожарная каланча одно время была самой высокой постройкой в Самаре. В середине XX века из-за аварийного состояния пожарная каланча была снесена, здание пожарной части обветшало. Его реставрация началась в 2011 году. За это время был отремонтирован фасад и возведена аналогичная снесенной каланча. В настоящее время находится музейно-выставочный центр истории и развития пожарно-спасательного дела Самарской области.

Пожарная каланча в Суздале была построена в 1890-м году. Тогда в помощь пожарным, располагавшимся в здании конюшни, имелся всего один ручной насос. Одноэтажное здание, которое занимала пожарная дружина постепенно пришло в полную негодность. В 2004-м году городская пожарная охрана выбила средства на возведение нового здания. Строительство проходило на месте старого здания, поэтому на это время отряд пожарной охраны размещался в палатках. 26-го декабря 2005-го года пожарные переехали в новое здание, которое отвечает современным требованиям и при этом является украшением старого города.


Курган. На этом месте городские власти в 1830 году построили деревянные пожарное депо и каланчу (высота 27 метров), которые стали первыми стационарными пожарными городскими сооружениями. Однако, недолговечное строение из дерева к середине 70-х годов практически полностью пришло в негодность. Именно по этой причине, на его месте в 1881 году было заложено, а весной 1882 года завершено строительство нового каменного здания, которое венчала деревянная пожарная каланча.

В единственной городской пожарной команде тогда работали 15 человек, в наличии имелись 2 пожарных насоса, 5 бочек-водовозок и один «багровый ход» - повозка, на которой вывозились багры, брезент, полог и лестницы. Вместо красно-белых машин с проблесковыми маячками в конюшнях стояли 12 лошадей.
До конца XIX века пожарные жили при депо. Дежурных караулов не было, служили на правах солдат: в город разрешалось отлучаться не более одного человека, на что давалась увольнительная записка. Дежурство до 1920 года оставалось бессменным. До революции в казарме проживали и семейные, которые имели в своем распоряжении тумбочку и койку, отгороженную пологом или одеялом. В настоящее время здесь ПСЧ-9.

А теперь просто фотографии... г. Сарапул (1887 г.)

г. Харьков

г. Гродно



г. Тараща Киевская область

 
  © warsh

Наблюдательная башня при пожарной (полицейской) части. Устаревшее значение - дозорная (оборонительная) башня. Слово заимствовано из тюркских языков (*kala(n)ѕa от турецкого kale «крепость»).

Пожарные каланчи в российских городах активно строились с начала XIX века, после выхода указа Александра I «О сложении с обывателей Москвы повинности ставить пожарных служителей и об учреждении в оной пожарной команды» (31 мая 1804). Как правило, каланчи венчали двух-трёхэтажные здания полицейских участков, при которых были организованы пожарные части. Помимо дозорной службы, каланчи использовались для сигнализации - вывешенные на каланче кожаные сигнальные шары в дневное время или фонари в ночное оповещали соседние пожарные части о размерах и месте возникновения пожара.

Пожарные каланчи в больших городах СССР строились до 1930-х годов, когда повышение этажности застройки и распространение телефонной связи сделало дозорную службу неэффективной. Последняя из таких построек в Москве - на Ленинградском проспекте у станции метро Сокол. Пожарные депо современной постройки нередко оборудуются каланчами, не несущими дозорных функций, в которых как правило размещается сушильное оборудование для пожарных рукавов и боевой одежды пожарных.

На фото - здание Полицейской-пожарной части в Сокольниках с пожарной каланчёй и смотровой площадкой. Оно было выстроено в 1881-1884 года в самом начале улицы Стромынка, на Стромынской площади. Архитектор М. К. Геппенер. Это вторая по времени постройки после Сущёвской из сохранившихся в Москве каланчей. Сейчас в здании Сокольнической полицейской части размещается Управление Главной пожарной службы Восточного административного округа и пожарная часть № 12.

Владимир Гиляровский писал в "Москве и москвичах":

"Пока не было телефонов, пожары усматривали с каланчи пожарные. Тогда не было еще небоскребов, и вся Москва была видна с каланчи как на ладони. На каланче, под шарами, ходил день и ночь часовой. Трудно приходилось этому "высокопоставленному" лицу в бурю-непогоду, особенно в мороз зимой, а летом еще труднее: солнце печет, да и пожары летом чаще, чем зимой, только гляди, не зевай! И ходит он кругом и "озирает окрестности".

Отважен, силен, сердцем прост,
Его не тронула борьбы житейской буря,
И занял он за это самый высший ноет,
На каланче дежуря.

Вдруг облачко дыма... сверкнул огонек... И зверски рвет часовой пожарную веревку, и звонит сигнальный колокол на столбе посреди двора... Тогда еще электрических звонков Не было.

Выбегают пожарные, на ходу одеваясь в не успевшее просохнуть платье, выезжает на великолепном коне вестовой в медной каске и с медной трубой. Выскакивает брандмейстер и, задрав голову, орет: - Где? Какой?

В Охотном! Третий!--отвечает часовой сверху. А сам уже поднимает два шара на коромысле каланчи, знак Тверской части. Городская - один шар, Пятницкая - четыре, Мясницкая - три шара, а остальные - где шар и крест, где два шара и крест--знаки, по которым обыватель узнавал, в какой части города пожар. А то вдруг истошным голосом орет часовой сверху:

Пятый, на Ильинке! Пятый!

И к одинокому шару, означающему Городскую часть, привешивают с другой стороны коромысла красный флаг: сбор всех частей, пожар угрожающий. И громыхают по булыжным мостовым на железных шинах пожарные обозы так, что стекла дрожат, шкафы с посудой ходуном ходят, и обыватели бросаются к окнам или на улицу поглядеть на каланчу.

Ночью вывешивались вместо шаров фонари: шар - белый фонарь, крест - красный. А если красный фонарь сбоку, на том месте, где днем - красный флаг,--это сбор всех частей. По третьему номеру выезжали пожарные команды трех частей, по пятому - всех частей.

А если сверху крикнут: "Первый!" - это значит закрытый пожар: дым виден, а огня нет. Тогда конный на своем коне-звере мчится в указанное часовым место для проверки, где именно пожар,--летит и трубит. Народ шарахается во все стороны, а тот, прельщая сердца обывательниц, летит и трубит!

И горничная с завистью говорит кухарке, указывая в окно: - Гляди, твой-то...

В те давние времена пожарные, николаевские солдаты, еще служили по двадцать пять лет обязательной службы и были почти все холостые, имели "твердых" возлюбленных - кухарок.

В свободное от пожаров время они ходили к ним в гости, угощались на кухне, и хозяйки на них смотрели как на своих людей, зная, что не прощелыга какой-нибудь, а казенный человек, на которого положиться можно.

Так кухарки при найме и в условие хозяйкам ставили, что в гости "кум" ходить будет, и хозяйки соглашались, а в купеческих домах даже поощряли. Да и как не поощрять, когда пословица в те давние времена ходила:

"Каждая купчиха имеет мужа - по закону, офицера - для чувств, а кучера - для удовольствия". Как же кухарке было не иметь кума-пожарного!

Каждый пожарный - герой, всю жизнь на войне, каждую минуту рискует головой. А тогда в особенности: полазь-ка по крышам зимой, в гололедицу, когда из разорванных рукавов струями бьет вода, когда толстое сукно куртки и штанов (и сухое-то не согнешь) сделается как лубок, а неуклюжие огромные сапожищи, на железных гвоздях для прочности, сделаются как чугунные. И карабкается такой замороженный дядя в обледенелых сапогах по обледенелым
ступеням лестницы на пылающую крышу и проделывает там самые головоломные акробатические упражнения; иногда ежась на стремнине карниза от наступающего огня и в ожидании спасительной лестницы, половиной тел" жмется к стене, а другая висит над бездной... Топорники, каски которых сверка-гот сквозь клубы черного дыма, раскрывая железо крыши, постоянно рискуют провалиться в огненные тартарары.

А ствольщик вслед за брандмейстером лезет в неизвестное помещение, полное дыма, и, рискуя задохнуться или быть взорванным каким-нибудь запасом керосина, ищет, где огонь, и заливает его... Трудно зимой, но невыносимо летом, когда пожары часты.

Я помню одно необычайно сухое лето в половине восьмидесятых годов, когда в один день было четырнадцать пожаров, из которых два - сбор всех частей. Горели Зарядье и Рогожская почти в одно и то же время... А кругом мелкие пожары...

В прошлом столетии в одной из московских газет напечатано было стихотворение под названием "Пожарный". Оно пользовалось тогда популярностью, и каждый пожарный чувствовал, что написано оно про нею, именно про него, и гордился этим: сила и отвага!"

Неповторимый символ пожарной охраны г. Омска, первая и единственная в городе каменная пожарная каланча или, как её ранее называли омичи, старая башня - уникальнейшее в своем роде сооружение. Ей предшествовала деревянная, построенная в 1870 году на улице Александровской Бутырского форштадта (ныне ул. Интернациональная) - первой улице после крепостной эспланады. За почти 40 лет она сильно обветшала и требовала ремонта. В связи с чем, 31 июля 1912 года Омская городская дума вынесла решение построить каменную пожарную каланчу и пристройку к ней тоже из кирпича на шесть конно-бочечных ходов.

Гражданский инженер Илиодор Геннадьевич Хворинов составил чертеж и смету на строительство в 7 тысяч рублей. Городская дума объявила торг - кто из предпринимателей будет строить башню? Вызвался некто Леонтьев, который хотел соорудить «всё», кроме каланчи, но дума в строительстве ему отказала.

По проектам инженера Илиодора Геннадьевича Хворинова были созданы и другие замечательные омские здания:

  • Омский академический театр драмы (1905 год, 1915 - завершены скульптурные и лепные работы, установка в нишах бюстов А.П. Чехова и Л.Н. Толстого; на фронтоне - скульптуры «Крылатый Гений» (скульптор В. Винклер)) - одно из прекраснейших сооружений г. Омска, украшающих сейчас историческую часть города;
  • торговый дом М.А. Шаниной (1898 год), где впервые были установлены электроосвещение и витринные стекла (ныне торговый дом «Любинский»);
  • гостиница «Россия» (1906 год; в наши дни - гостиница «Октябрь»);
  • Омское женское епархиальное училище (1909 год; сейчас - главный корпус института ветеринарной медицины);
  • добротное деревянное здание музея Географического общества по улице Музейная, 3 (1899 год).

В 1913 году городским архитектором Петром Горбачёвым была составлена по старому чертежу Хворинова новая смета, превышающая прежнюю на 3 тысячи рублей. Архитектор в проекте изменил лишь высоту башни (от основания до смотровой площадки), увеличив её на 1,4 сажени. (Высота определенная проектом И.Г. Хворинова составляла 9,5 саженей). Дело в том, что пока велись торги, вблизи проектируемой каланчи предприниматели выстроили здания и акционерного общества «Эльворти», из-за которых с башни не просматривалась бы значительная часть города.

Городская дума вновь объявила торг. Желание строить каланчу изъявил нижегородский крестьянин Михаил Андреевич Кузнецов .

26 апреля 1914 года он заключил с городской управой договор с обязательством построить каланчу к 10 сентября 1914 года. Своё обещание Кузнецов не сдержал - построить каланчу ему удалось лишь к 28 августа 1915 года (по другим данным к 24 сентября). Высота всего сооружения, вместе с выкованным флагштоком и флюгером составила 15 саженей (это около 32 метров), от её основания до смотровой площадки - 26 метров. Пожарная каланча стала самым высоким сооружением г. Омска. Со смотровой площадки весь город открывался как на ладони.

Комиссия в составе председателя городской управы, городского архитектора и помощника брандмейстера приняла стройку.

По решению городской управы на первом этаже каланчи была поставлена паровая пожарная труба (насос), а из широких ворот в любую секунду мог выехать на пожар конный ход (в 1936 году кони были заменены ). На втором этаже размещена квартира брандмейстера, который был обязан выезжать на каждый пожар.

Изначально под крышей каланчи сбоку висел колокол. Дежурство несли дозорный и его помощник (подчаск), которые поднимались на смотровую площадку по винтовой лестнице, освещённой щелевидными окнами и ограждённая коваными перилами. Пока один дежурил, второй отдыхал в деревянной застекленной башенке в центре смотровой площадки. Завидев дым - давали сигнал «Тревога». Кроме этого каланча выполняла и роль информатора горожан. Например, 9 января 1912 года на каланче был поднят флаг, означавший прекращение занятий в в связи с 30-градусным морозом.

Вид с Омской пожарной каланчи на восток – на новую Базарную площадь (1930-1935 годы). Фото из коллекций: М. Фрумгарца, А. Строда, Е. Мамакина, И. Зубакина, А. Оландера

Долгое время в Омске самой высокой точкой была пожарная каланча, откуда на центр города открывался потрясающий вид. Это понимали тогдашние фотографы, поэтому они постоянно забирались на каланчу за уникальными снимками. Вот, например, что можно было лицезреть, стоя на верхотуре пожарной каланчи ориентировочно в 1930–1935 годах.

Фотография справа - вид на восток - на новую Базарную площадь. Главпочтампа нет. На месте торгового центра «Омский» огромный базар - это Центральный рынок, который перенесли сюда с близлежащей Базарной площади (на её месте сейчас сквер с фонтаном напротив Администрации г. Омска). Рынок занимал весь квартал в границах улиц Герцена - Интернациональная - Гусарова - Красногвардейская. Вдали видна территория военного клинического госпиталя №425, а также угловое военное здание на пересечении улиц Гагарина и Гусарова.

Вид с Омской пожарной каланчи на северо-запад – на перекресток улиц Тарской и Коммунистической (1930-1935 годы). Фото из коллекций: М. Фрумгарца, А. Строда, Е. Мамакина, И. Зубакина, А. Оландера

Если посмотреть на северо-запад (фото слева) - увидим перекресток улиц Тарской и Коммунистической. В центре - здание, занимаемое сегодня судом присяжных Омского областного суда. Вдали видны размытые силуэты домов Орджоникидзе, 14, рядом с ним - «Оша», а между судом и «Ошей» здание с интересной мансардой - видимо, ул. Красногвардейская, 49. Справа - светлое здание почтового управления: ул. Тарская, 15.

Это сегодня каланча признана одним из выразительнейших памятников архитектуры. А в 50-е годы её чуть не снесли, желая построить вторую очередь пятиэтажного дома по ул. Интернациональной. Не случилось. С этого времени и вплоть до середины 70-х годов ХХ века в омских средствах массовой информации неоднократно появлялись сообщения с утверждениями, что «каланча портит интерьер современного города», выдвигались предложения её сноса.

Но в 60-е годы было еще одно покушение на каланчу - в связи со строительством здания Управления пожарной охраной и Главпочтамта, которое по проекту должно было стоять как раз на её месте. На снос уже дали добро и Главомскархитектура, и горисполком. Против был только тогдашний первый секретарь Центрального райкома партии Николай Кукель-Краевский. Ему сказали: «Снесли Тарские ворота - снесем и каланчу. На новый проект нет средств» . Он не сдержался: «Если Тарские ворота снёс старый и больной высокопоставленный сумасброд, то это не значит, что молодые могут повторить его беззаконие!» . И попросил комсомольцев института «НовосибТИСИЗ» на общественных началах сделать новую привязку здания почтамта. Те согласились. Так был сохранен памятник. А Кукель-Краевский заработал репутацию слишком эмоционального, неуживчивого человека. Пожарная каланча Омска

21 марта 2002 года на смотровой площадке появился «дозорный» - дядя Кузьма(Кузьмич) . Это манекен, одетый в каску и боевую одежду пожарного. Снаряжение не боится ни перепада температур, ни дождя, ни снега. Ортопеды сделали гибкие «руки», чтобы манекен мог менять позу. Дядя Кузьма, так назвали его пожарные, стоит, взявшись за поручни, и напряженно вглядывается, не горит ли что в городе.

Здание сложено из красного кирпича-полужелезняка на цементной плите. Фундаменты заложены на разной глубине в зависимости от объёмов несомых частей. Здание каланчи спроектировано в стиле поздней эклектики, в нём гармонично сочетаются элементы классицизма (пилоны, пилястры, руст, дентикулы), модерна (оштукатуренные наличники окон 2-го этажа) и русского стиля (крещатые бочки, фигурные колонки, ширинки). Несмотря на небольшой «удельный вес» элементов русского стиля они доминируют в образном впечатлении от каланчи, которое усилено цветовым решением, восходящем к прообразам русской архитектуры XVII в., - сочетание краснокирпичной стеновой поверхности с белыми декоративными элементами.

Во время реставрационных работ воссоздана первоначальная форма выездного проема для обозрения музейной экспозиции на первом этаже. По обмерным чертежам и архивным материалам проведены работы по замене винтовой лестницы, находящейся в аварийном состоянии, смотровой площадки, ветхой деревянной башенки с резьбой, оконных переплетов, дверных блоков, ограждения кровли. Произведена реставрация кирпичной кладки и штукатурного слоя декоративных элементов на фасадах.

Свою роль пожарная каланча исполняла до 40-х годов ХХ века , а решением омского облисполкома от 26.06.80 г. № 239/10 поставлена на государственный учёт, как памятник архитектуры местного значения.

В последней четверти ХХ века на ней установили мемориальную доску со следующим текстом:

«Пожарная каланча построена в 1913–1915 г.г. по проекту И.Г. Хворинова. Памятник архитектуры. Охраняется законом».

В наши дни сторожевая башня является архитектурным памятником и украшает фасад здания Главного управления МЧС России по Омской области. Здесь же в центре противопожарной пропаганды и общественных связей работают экспозиции, посвященные истории омского гарнизона пожарной охраны и, конечно, - каланче. Ежегодно более 12 тысяч посетителей знакомятся не только с основами пожарной безопасности, но и с важными событиями вековой давности в истории города Омска и омской пожарной охраны.

И каждый раз ко дню рождения каланчи юные омичи готовят подарки: рисуют, изготавливают поделки, пишут сочинения и участвуют в тематических викторинах.

Kale «крепость»).

Оборонительные каланчи

В русском языке каланчами первоначально назывались турецкие оборонительные башни; в XIX веке слово применялось и в отношении кавказских сторожевых башен.

Наиболее известны в истории две каланчи на противоположных берегах Дона на подходах к крепости Азов . Башни были выстроены турками в 1640-х гг. после изгнания донских казаков из Азова. 14 июля казачьи части российской армии взяли каланчи приступом, но турки удержали саму крепость и Петру пришлось отступить на зимние квартиры. На следующий год Азов был взят русскими войсками 19 июля (см. Азовские походы Петра I). Во второй раз азовские каланчи захватил фельдмаршал Миних 20 марта , причём одна из башен сдалась без боя.

Пожарные каланчи

Пожарные каланчи в российских городах активно строились с начала XIX века, после выхода указа Александра I «О сложении с обывателей Москвы повинности ставить пожарных служителей и об учреждении в оной пожарной команды» (31 мая ). Как правило, каланчи венчали двух-трёхэтажные здания полицейских участков, при которых были организованы пожарные части. Помимо дозорной службы, каланчи использовались для сигнализации - вывешенные на каланче кожаные сигнальные шары в дневное время или фонари в ночное оповещали соседние пожарные части о размерах и месте возникновения пожара.

    Пожарная каланча г. Самара

    Пожарная каланча г. Ульяновск

    пожарная каланча г. Омск

Исторические каланчи также сохранились в городах Костроме , Галиче , Рыбинске , Балакове , Сердобске , Угличе , Ярославле , Трубчевске , Ульяновске , Волгограде , Самаре , Осташкове и др. Имеет каланчу Музей пожарной охраны в Санкт-Петербурге . В Самаре и Ульяновске в здании пожарной каланчи созданы профильные музеи.

Пожарные каланчи в больших городах СССР строились до 1930-х годов, когда повышение этажности застройки и распространение телефонной связи сделало дозорную службу неэффективной. Последняя из таких построек в Москве - на Ленинградском проспекте у станции метро Сокол . Пожарные депо современной постройки нередко оборудуются рукавными башнями, не несущими дозорных функций, в которых размещается сушильное оборудование для пожарных рукавов.

В странах, подверженных лесным пожарам (США , Австралия , Япония и др.), распространены дозорные башни для наблюдения за лесными массивами. Такие башни устанавливаются на господствующих высотах, комплектуются простыми геодезическими приборами для определения места возгорания и средствами связи с удалёнными пожарными частями. Конструктивно, башни могут использовать каркасы старых водонапорных башен, ветрогенераторов или строиться по уникальным проектам. Самая высокая башня такого рода - Warren Bicentennial Tree Lookout в Австралии, 69 . C учётом высоты местности, самая высокая наблюдательная точка - Fairview Peak в штате Колорадо , США - 4028 м над уровнем моря.

Парковые каланчи

Каланча «Под флагом» в Пятигорске была сооружена в братьями Бернардацци на обзорной площадке Горячей горы и некоторое время совмещала и дозорные, и развлекательные функции. Названием каланча была обязана российскому флагу, поднимаемому в часы работы казённых ванн. Часовой, помимо наблюдения за южными подступами к горе, отбивал часы в колокол, повторяя бой церковных колоколов для посетителей курорта «во избежание всяких недоразумений насчёт времени пользования ваннами». После ряда перестроек башня, именовавшаяся то «Грибом», то «Бель-Вю», была уничтожена во время Гражданской войны.