Обеспечения исполнения контракта по 44 фз. Обеспечение исполнения контракта: понятие и роль в заключении и исполнении государственного контракта

Однако нужно помнить, что перед подписанием придется внести обеспечение исполнения контракта (ОИК). Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ (ст. 96) заказчик обязан требовать при любой закупке. Имеются исключения:

  • Если исполнитель имеет статус казенного учреждения, такое требование не выставляется.
  • Закупки, относящиеся к оборонной сфере, обычно регламентируются законом 275-ФЗ от 29.12.2012 «О государственном оборонном заказе», при этом данный закон будет иметь приоритет.
  • Если закупки осуществляются у единственного исполнителя и предусмотрены пунктами 4, 5, 8, 9, 10, 13, 15, 17, 20-23, 26-28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, то заказчик имеет право требовать его, но не обязан это делать.

Во всех остальных случаях на заказчике лежит обязанность установить ОИК.

Статья 96. обеспечение исполнения контракта

Если их больше, то 75% всех контрактов должны быть исполнены без нарушений, неустоек, штрафных санкций, пени и т.д. При этом стоимость хотя бы одного из выполненных контрактов должна быть не менее 20% от стоимости контракта, на который подана заявка.Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ представлен в таблице: Стоимость контракта Размер обеспечения Не более 50 млн. рублей 5% - 30%, но не менее суммы аванса Более 50 млн. рублей 10% - 30%, но не менее суммы аванса В результате торгов стоимость сниженане менее чем на 25% 1,5 х ОИК (сумму указанную в контракте), но не менее суммы аванса Пример 1. Стоимость контракта 60 000 000 рублей с авансом 5 000 000 рублей.


Сумма ОИК может быть от 6 000 000 до 18 000 000 рублей. Пример 2. Контракт на сумму 60 000 000 рублей с авансом 15 000 000 рублей. Требование ОИК может быть от 15 000 000 до 18 000 000 рублей.
Пример 3.

О сроке предоставления обеспечения исполнения контракта

Важно

Заказчик обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов. Исключение составляют только некоторые виды контрактов, которые заключаются по результатам закупки у единственного поставщика. Способ обеспечения исполнения контракта определяет участник закупки, с которым заключается контракт (ч.


3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). В качестве исполнения контракта участник может:
  • внести денежные средства на счет заказчика;
  • предоставить банковскую гарантию.

Контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Проверить предоставленное обеспечение необходимо до подписания контракта заказчиком (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Обеспечение контракта по 44-фз: условия

Тем, кто на постоянной основе имеет дело с обеспечением муниципальных или государственных нужд посредством закупки товаров, услуг или работ, приходится основывать свою деятельность на конкретной части законодательства, а именно 44 ФЗ. Эта часть федерального законодательства посвящена условиям и принципам исполнения контракта. Суть закона Если внимательно изучить действующий закон, то можно будет узнать несколько актуальных критериев, согласно которым регулируется такой процесс, как обеспечение контракта.

Первое требование, которое необходимо выполнить — это оформление банковской гарантии. Получить ее можно в финансовом институте, являющемся частью перечня банков, обладающих соответствующими полномочиями. Возможны исключения, но о них есть смысл думать только в случае сотрудничества с гособоронзаказом.
Также стоит разобраться с тем, что из себя представляет гарантия.

Обеспечение исполнения контракта по 44-фз

Что касается банковской гарантии, то здесь есть один нюанс — ее длительность в обязательном порядке превышает сроки действия официального соглашения сторон на один месяц и более. Условия обеспечения контракта включают четкое определение сроков данной процедуры, в том числе и возврата гарантийной суммы. Если обратиться к законодательству, то можно обнаружить, что в нем не содержится строгих требований на этот счет.

Как следствие, многие заказчики сами определяют промежуток времени, на протяжении которого они обязаны будут сделать возврат средств, заблокированных для обеспечения контракта. При этом данный срок в обязательном порядке необходимо отобразить в договоре. Когда от гарантии можно отказаться Помимо возврата гарантийных средств, есть еще возможность изначально отказа от такой услуги, как обеспечение контракта.

ФЗ, то нетрудно будет найти требование о возвращении денежных средств, выполняющих роль обеспечения заявки участника закупки, после окончательного выбора по итогам конкурса. Возвратить эту сумму нужно в срок, не превышающий 5 рабочих дней. Если же речь идет об электронном аукционе, то для данной процедуры отводится один день.
Как могут выглядеть гарантии обеспечения исполнения контракта Есть несколько видов исполнения договора, которые предусматривает действующее законодательство. Итак, вот несколько актуальных способов, посредством которых может быть обеспечено исполнение контракта: — Банковская гарантия, которая соответствует требованиям, изложенным в ст. 45 Закона о контрактной системе. Это означает, что банк, предлагающий выдачу гарантии, должен состоять в списке Минфина. Также услуга гарантии может иметь только безотзывную форму. — Денежный залог.

Срок предоставления обеспечения исполнения контракта 44 ap

Контрактом может быть предусмотрена возможность использования денежных средств из суммы обеспечения (если избрано обеспечение в виде денежного залога), например, на погашение неустойки, вызванной пропуском сроков исполнения обязательств по контракту. Срок возврата обеспечения Согласно часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, условие о сроках возврата заказчиком обеспечения, должно содержаться в контракте. Закон не предусматривает жестких требований к сроку возврата обеспечения, в связи, с чем многие заказчики ошибочно полагают, что к срокам возврата обеспечения можно применить положения части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, в которой устанавливается срок предоставления банковской гарантии.

Что такое обеспечение исполнения контракта? Обеспечение исполнения контракта – является одним из важнейших элементов сотрудничества заказчика и поставщика в рамках контрактной системы, регулируемой положениями Федерального Закона No . Это своего рода залог или некая гарантия того, что поставщик исполнит свою часть условий добросовестно, в срок и в полном объеме.

Порядок и условия использования данного механизма контрактной системы регулируются положениями Закона No 44-ФЗ. Так обеспечение может выражаться в денежной форме путем перечисления определенной суммы на счет заказчика, либо предоставлением . Контракт может быть подписан заказчиком лишь после получения обеспечения исполнения (в том случае, когда такое требование установлено).

Когда необходимо обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ?

Частями 1 и 2 статьи 96 предусмотрены случаи, когда заказчик обязан и когда в праве устанавливать требование о предоставлении поставщиком обеспечения исполнения контракта.

Например, при проведении электронного аукциона или закупки закрытым способом закон обязывает установить данное требование, а при запросе котировок, предложений и целого ряда случаев закупки у единственного поставщика – заказчик может воспользоваться данным правом по своему усмотрению.

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Когда сумма контракта составляет меньше пятидесяти миллионов рублей, размер обеспечения исполнения контракта составляет от пяти до тридцати процентов. Если сумма контакта свыше пятидесяти миллионов – от десяти до тридцати процентов.

Особенности использования обеспечения исполнения контракта

Потенциальному победителю при планировании своей деятельности следует помнить о том, что возврат обеспечения исполнения в полном объеме осуществляется лишь после полного исполнения взятых на себя обязательств. Особенно это касается долгосрочных контрактов.

Для заказчика же на практике обеспечение исполнения контракта может быть не только гарантией своевременного и добросовестного выполнения взятых поставщиком обязательств, но и своеобразным фильтром для отсеивания мелких участников ради возможности заключения контракта с крупным исполнителем. Приведем гипотетический пример.

Заключая контракт на строительство, сумма которого составляет пятнадцать миллионов рублей, сроком на три года, заказчик установил тридцатипроцентное обеспечение исполнения контракта. Это значит, что до подписания контракта победитель обязан перечислить на счет заказчика четыре с половиной миллиона рублей.

Другими словами, участник должен иметь достаточный запас финансовых средств, позволяющий ему не только закупить все необходимые материалы, нанять технику и качественно и своевременно выполнить все работы, но и «потерять» немалую сумму на ближайшие три года. При этом оплата по контракту на усмотрение заказчика также может осуществляться лишь после полного исполнения поставщиком своих обязательств.


Обеспечение исполнения контракта (ОИК) — это денежные средства, которые временно перечисляются заказчику в качестве залога за выполнение работы, оказания услуги или поставку товара. Средства перечисляются на счет заказчика до подписания договора и замораживаются до его. Важно: размер ОИК обычно составляет до 30% (но не более) от финальной стоимости лота государственного аукциона, но не менее суммы аванса, выданного исполнителю. Возврат обеспечения исполнения контракта согласно 44-ФЗ (ст. 34) обязателен, если фирма-исполнитель полностью выполнила условия договора по контракту и заказчик не имеет к ней претензий. Если претензии неправомерны — вопрос с выплатой решается как в досудебном, так и в судебном порядке. Сроки возврата обеспечения контракта по 44-ФЗ Для того чтобы определиться со сроками возврата платежа по ОИК, необходимо уточнить, какой день является точкой отсчета.

Статья 96. обеспечение исполнения контракта

В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта. 6. Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).


В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

Платежное поручение на перечисление средств Платежное поручение на перечисление средств в качестве обеспечения контракта заполняется по общим правилам (гл. 5 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19.06.2012 N 383-П, Приложение N 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 N 383-П). При этом в графе «Назначение платежа» необходимо указать «Обеспечение исполнения контракта», а также отразить информацию о закупке. При предоставлении обеспечения таким способом необходимо проверить факт поступления денежных средств в полном размере на счет, указанный в документации о закупке, проекте контракта.

Обеспечение исполнения контракта по 44-фз

Заключение договора возможно только после предоставления поставщиком обеспечения. В противном случае победитель процедуры признается уклонившимся от подписания контракта. Сведения о нем заказчик обязан передать в реестр недобросовестных поставщиков.
Способы предоставления обеспечения Законодатель предусмотрел две основных формы предоставления обеспечения исполнения договора:

  • Перечисление денежных средств на банковский счет заказчика. Факт предоставления обеспечения подтверждается платежным поручением. Оно передается поставщиком заказчику вместе с подписанным со своей стороны контрактом.
  • Банковская гарантия.


    Поставщик может заключить договор с крупным банком, который выдает документ, который выступает в роли обеспечителя по его обязательствам.

При большой сумме обеспечения контракта поставщикам рекомендуется прибегать к банковской гарантии.

Обеспечение исполнения контракта

Инфо

Выводы В целом, Федеральный закон 44-ФЗ явно добавляет конкурентоспособности представителям малого бизнеса, достаточно четко определяет механизм обеспечения исполнения контракта, его размер, сроки внесения, варианты предоставления и оформления, а также процесс возврата. Главное – правильно рассчитывать свои возможности и принимать взвешенные решения. Имея уверенность в своих силах и руководствуясь знанием законодательной базы, представители малого бизнеса могут смело участвовать в системе контрактных закупок и смотреть в будущее с оптимизмом.


Видео - полезный вебинар по процедурам проведения торгов в соответствии с 44-ФЗ: (17 голос., средний: 4,50 из 5) Загрузка…

Обеспечение исполнения контракта гупом

Такой банк должен входить в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, который ведется Минфином России и размещен на его официальном сайте (ч. 1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, ст. 74.1 НК РФ). 2. Уточнить условия выдачи банковской гарантии и перечень документов, требуемых конкретным банком для оформления банковской гарантии. Подробнее о том, как получить банковскую гарантию, читайте в статье «Банковская гарантия по 44-ФЗ: как оформить и получить».
По результатам оформления банковской гарантии участнику необходимо: 1. Получить от банка следующие документы:

  • экземпляр договора банковской гарантии;
  • банковскую гарантию в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа;
  • выписку из реестра банковских гарантий.

Статья 96 44-фз — обеспечение исполнения контракта

Внимание

Однако есть нюансы:

  • Если контрактом предусмотрен аванс, величина ОИК не может быть меньше размера аванса.
  • Если начальная стоимость более 50 000 000 рублей, то нижний порог обеспечения составляет 10%.
  • Если в процессе торгов произошло снижение стоимости заказа на 25% и более, то исполнитель обязан предоставить обеспечение, в полтора раза превышающее сумму ОИК, указанную в контракте. У исполнителя есть возможность избежать такого повышения, если он представит доказательства своей добросовестности. Доказательства добросовестности берутся из реестра контрактов и предлагаются заказчику при подписании проекта контракта.

Поставщик в течение года, предшествующего дню подачи заявки, должен иметь не менее 3 исполненных контрактов. Если их 3, то все они должны быть исполнены без нарушений.

Порядок возврата обеспечения исполнения контракта по 44-фз

Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. 4. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. 5.

Порядок и сроки возврата обеспечения исполнения контракта по 44 фз

Минэкономразвития России придерживается противоположного подхода. По мнению ведомства, третье лицо не вправе предоставлять обеспечение исполнения контракта вместо участника, с которым он заключается, поскольку такая возможность нормами Закона № 44-ФЗ не предусмотрена (Письма от 09.07.2015 N Д28и-2060, от 19.09.2014 N Д28и-1893). Поэтому во избежание спорных ситуаций, участнику рекомендуется лично перечислять денежные средства на счет заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта.

Оформление банковской гарантии Второй способ обеспечения исполнения контракта является оформление банковской гарантии (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Для оформления банковской гарантии нужно: 1. Определить банк, который будет выступать гарантом исполнения контракта по банковской гарантии.

Порядок обеспечение исполнения контракта по 44 ap

Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34, 40 — 42, 44, 45, 46, 47 — 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 — 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона. 2.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ. 3.

Порядок обеспечение исполнения контракта по 44 фз

Убедиться, что выданная гарантия соответствует требованиям, установленным ст. 45 Закона N 44-ФЗ. Материалы

Собираясь участвовать в государственном тендере, всегда следует отдавать себе отчет в том, когда и какие расходы понесет компания, какие средства придется изъять из оборота. Если результат торгов окажется для вас положительным, одним из важных моментов станет финансовое обеспечение исполнения контракта.

Как именно победителю государственного конкурса подтвердить серьезность своих намерений по исполнению контракта, определяет Федеральный закон от 5 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - № 44-ФЗ). В некоторых случаях заказчик может использовать более мягкие нормы, приведенные в Федеральном законе от 18 июля 2001 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - № 223-ФЗ).

Что понимается под обеспечением исполнения контракта и в каких случаях оно требуется

Тендерный протокол с итогами конкурса размещается в единой информационной системе. После этого победителю конкурса дается десять дней на то, чтобы оформить обеспечение исполнения контракта. Это подтверждение серьезности намерений исполнителя. При наличии обеспечения контракт подписывается. Если требования не выполнены, победитель считается уклонившимся от заключения контракта и может быть внесен в Реестр недобросовестных поставщиков. Далее заказчик вправе предложить контракт участнику, занявшему второе место. На подписание контракта и предоставление обеспечения у этого участника также есть десять дней. Однако, если по каким-то причинам он не выполнит эти условия, его репутации ничего не грозит. В этом случае конкурс будет признан несостоявшимся.

Если одна из сторон получила какие-либо судебные предписания или возникли форс-мажорные обстоятельства и контракт не может быть подписан в течение десяти дней, то в течение одного дня она обязана уведомить об этом вторую сторону. Тогда сроки подписания контракта и предоставления обеспечения могут быть пересмотрены, но продление допускается не более чем на 30 дней. Точно так же о восстановившейся возможности подписания контракта вторую сторону уведомляют в течение одного дня.

Способы обеспечения исполнения государственного контракта

Обеспечение может быть оформлено на усмотрение участника конкурса в виде банковской гарантии или в виде внесения денежной суммы на указанный заказчиком счет.

Безотзывная банковская гарантия

Это документ, в котором фиксируется обязательство финансовой организации (банка) оплатить долг подрядчика перед заказчиком, если обязательства по контракту не выполнены в определенный срок. Таким образом, финансовая ответственность за исполнение контракта переходит к банку, и в течение срока действия банковской гарантии он не может отказаться от взятых на себя обязательств ни при каких условиях («принцип безотзывности»). Банковская гарантия может быть принята в качестве обеспечения, только если выдавший ее банк есть в Реестре Минфина России. Информация о гарантии должна быть внесена в Реестр банковских гарантий в течение одного дня после ее выдачи.

Внесение денежных средств на указанный заказчиком счет

Денежные средства вносятся на счет заказчика. Закон № 44-ФЗ не накладывает валютных ограничений на обеспечение контракта, поэтому заказчик решает сам и указывает в конкурсной документации, в какой валюте будут вестись расчеты.

Сумма обеспечения исполнения контракта будет зависеть от начальной максимальной суммы контракта, для ее определения существует простая схема.

Размер обеспечения исполнения государственного контракта

С 1 июня 2015 года сумма, подлежащая выплате по гарантии, не обязательно фиксируется на момент оформления документа, если условия гарантии позволяют ее установить на момент исполнения контракта. Также она может быть «плавающей», то есть меняться в зависимости от этапа исполнения обязательств. При этом по взаимной договоренности способ обеспечения исполнения контракта можно изменить.

Согласно законодательству сумма обеспечения назначается в размере 5–30% от максимальной цены контракта, указанной в тендерной документации. При начальной цене контракта свыше 50 млн рублей назначается 10–30%. Если контрактом предполагается выплата подрядчику аванса в размере не более 30% от начальной суммы контракта, сумма обеспечения должна быть больше суммы аванса. Если аванс превышает 30%, сумма обеспечения назначается в размере аванса. Сумма обеспечения указывается в конкурсной документации. Если в ходе торгов победитель снизил начальную цену контракта на 25% и более, он должен предоставить обеспечение в полтора раза больше расчетного. Это антидемпинговая мера.

Существуют специальные онлайн-калькуляторы, куда можно ввести начальную максимальную цену контракта (НМЦК) и получить данные о возможном размере обеспечения. Но сориентироваться довольно легко и при помощи обыкновенной арифметики:

Допустим, НМЦК составляет 100 000 рублей, размер аванса - 20%. Минимально допустимый размер обеспечения 5 000 рублей (5% от НМЦК). Максимально допустимый размер обеспечения 30 000 рублей (30% от НМЦК). Аванс 20 000 рублей. Значит, сумма обеспечения должна составлять 20 000–30 000 рублей. Если победитель конкурса предложит максимальную цену контракта в размере 75 000 и меньше, сумма обеспечения увеличивается в полтора раза, и должна будет составлять 30 000–45 000 рублей.

Срок обеспечения

Срок действия контракта определяется заказчиком самостоятельно, а банковская гарантия должна быть действительна дольше - как минимум на месяц. Требования заказчика по независимой гарантии рассматриваются банком в течение пяти дней, если в тексте гарантии не указан более длительный срок (до 30 дней). В случае исполнения контракта и подписания соответствующих документов банковская гарантия подрядчику не возвращается, ее срок истекает и она становится недействительной. Если было внесено денежное обеспечение, то после подписания закрывающих документов по контракту оно возвращается на счет подрядчика в течение пяти дней.

Если контракт не был подписан в течение 30 дней после окончания конкурса, он должен быть официально признан несостоявшимся. В течение пяти дней с этой даты денежное обеспечение возвращается победителю конкурса на его счет, банковская гарантия не возвращается.

Обеспечение по 223-ФЗ: отличия от 44-ФЗ

Положения Закона № 223-ФЗ более просты в отношении обеспечения исполнения государственных контрактов, чем положения Закона № 44-ФЗ, и могут применяться, если конкурс организует:

  • государственная компания или корпорация;
  • субъект естественной монополии;
  • организация, специализирующаяся на электро-, газо-, тепло-, водоснабжении, водоотведении, очистке сточных вод, утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов;
  • предприятие или бюджетное учреждение, ведущее закупки за счет грантов (субсидий);
  • предприятие или бюджетное учреждение, ведущее закупки для привлечения субподрядчиков по контрактам, в которых является исполнителем;
  • автономное учреждение;
  • хозяйственное общество, в уставном капитале которого доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, и его дочерние хозяйственные общества;
  • бюджетное учреждение, разместившее Положение о закупке в Единой информационной системе.

Такой заказчик имеет право, но не обязан требовать обеспечения исполнения договора. Если он хочет это сделать, способы и размеры обеспечения указываются в конкурсной документации. Банковская гарантия может быть оформлена в одном из 50 лучших банков по данным Минфина, их наличие в Реестре Минфина России не требуется. Какой должна быть сумма обеспечения, заказчик решает сам. Он может воспользоваться расчетными схемами по Закону № 44-ФЗ или любыми другими. Если он собирается применять антидемпинговые меры, это должно быть указано в конкурсной документации. Согласно Закону № 223-ФЗ, они не обязательны.

На сегодняшний день законодательно установлена необходимость предоставления победителем государственного тендера финансового обеспечения в качестве обязательного условия подписания контракта. Довольно часто требуют подтверждения финансовой благонадежности подрядчика и крупные коммерческие заказчики. У победителя конкурса есть выбор: он может использовать для этого как денежные средства, так и банковскую гарантию.

Дата: 17.07.2017

Закон о контрактной системе в ст. 96 устанавливает требование об установлении заказчиком при проведении закупочных процедур обеспечения исполнения обязательств по контракту. Однако на практике возникают различные ситуации, когда организатор, выполняя данное требование 44-ФЗ, по каким-либо причинам нарушает действующее законодательство о закупках.

Практика ФАС России

Предоставление нового обеспечения исполнения обязательств по контракту

В УФАС России поступила жалоба заявителя, полагающего, что документация заказчика об электронном аукционе на право заключения контракта на содержание автомобильных дорог общего пользования (III-й класс) не соответствует требованиям 44-ФЗ в части установления в проекте контракта не предусмотренной действующим законодательством возможности замены (предоставлении нового) обеспечения исполнения контракта. Организатор торгов указал, что если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту, то последний обязуется в течение пяти рабочих дней предоставить заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по контракту в соответствии с его условиями и требованиями действующего законодательства. Между тем, 44-ФЗ не предусмотрено условие замены обеспечения исполнения контракта в случае, если такое обеспечение перестало быть действительным. Рассмотрев материалы данного дела, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что доводы заявителя обоснованы, а организатор торгов нарушил требования ст. 96 закона 44-ФЗ (Решение УФАС по Тверской области от 27.03.2017 № 05-6/1-34-2017, извещение № 0136300051117000004).

Ненадлежащий размер обеспечения исполнения контракта

В УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме по ремонту улично-дорожной сети. По мнению заявителя, организатор торгов в проекте контракта указал ненадлежащий размер обеспечения исполнения контракта. Рассмотрев материалы дела, антимонопольный орган установил, что заказчик в проекте контракта указал размер обеспечения исполнения обязательств по нему в размере 306 500 рублей 00 копеек (5 % от НМЦК). Однако в извещении и закупочной документации организатор торгов указал иную сумму - 970 000 рублей. Указание в проекте контракта ненадлежащих сведений о размере обеспечения контракта нарушает требования ч. 1 ст.34, ч. 1, 6 ст. 96 закона 44-ФЗ и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2. статьи 7.30 КоАП РФ (Решение УФАС по Республике Крым и г. Севастополю от 07.03.2017 по делу №06/384-17, извещение № 0875300011317000007).

Окончание срока действия контракта и срок действия обеспечения его исполнения

Заявитель подал жалобу в УФАС России на действия заказчика при проведении электронного аукциона на завершение реконструкции Тезянской шлюзованной системы Ивановской области. Согласно первому доводу жалобы заказчик не указал в документации о закупке дату окончания срока действия контракта, что не позволяет при выборе способа его обеспечения в виде предоставления банковской гарантии установить срок ее действия. Комиссия УФАС установила, что в проекте контракта прописано, что он вступает в силу с момента его подписания сторонами и «…действует до ______». То есть, заказчик не прописал срок действия контракта, соответственно, определить срок действия банковской гарантии невозможно. Организатор торгов пояснил, что незаполненность данного пункта является технической ошибкой. Таким образом, заказчик нарушил п. 8 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 96 закона 44-ФЗ.

В соответствии со вторым доводом жалобы организатор закупки в проекте контракта устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения его исполнения. Антимонопольный орган пришел к выводу, что в проекте контракта прописаны и срок действия банковской гарантии, и срок возврата денежных средств (10 рабочих дней), внесенных в качестве обеспечения исполнения контакта. Таким, образом документации о закупке содержит требования, установленные в соответствии с ч. 3 ст. 96 и ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе. В связи с чем, Комиссия УФАС России рассматриваемый довод жалобы признала необоснованным (Решение УФАС России по Ивановской области от 29.05.2017 №07-15/2017-060, извещение № 0333100007017000015).

Превышение срока действия банковской гарантии на 30 календарных дней

В УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту участка сооружения «Канализация и водостоки». По мнению заявителя, организатор торгов в нарушение ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, согласно которой срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, установил требование о том, что срок действия банковской гарантии должен превышать на 30 календарных дней конечный срок выполнения подрядчиком своих обязательств по настоящему договору. Комиссия УФАС пришла к выводу, что довод заявителя обоснованный, а установление указанного в проекте контракта документации об электронном аукционе требования нарушает ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе (Решение УФАС России по Ивановской области от 10.10.2016 07-15/2016-240, извещение №0333100000316000097).

Превышение размера обеспечения исполнения контракта

Проектом контракта предусмотрена выплата аванса в размере 30 % от стоимости одного из двух этапов по контракту. Вместе с тем в извещении о проведении конкурса указан размер обеспечения контракта, составляющий 50% от НМЦК, что противоречит требованиям ч. 6 ст. 96 закона 44-ФЗ. Заказчик пояснил, что при формировании закупочной документации допущена техническая ошибка в части указания в проекте контракта размера авансового платежа - вместо 50 % установлен 30 %. Изучив материалы дела, антимонопольный орган пришел к выводу, что, устанавливая размер обеспечения исполнения контракта 50 % от НМЦК, который, при этом, превышает размер аванса, заказчик нарушил требования ч. 6 ст. 96 44-ФЗ (Решение УФАС России по Калининградской области от 06.09.2016 № КС-265/2016, извещение № 2035000000116000012).

Установление фиксированного размера обеспечения исполнения контракта

В антимонопольную службу поступила жалоба заявителя на действия заказчика при формировании документации об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту части улицы со строительством сетей водопровода, хозяйственно-бытовой и дождевой канализации. По мнению заявителя, проект контракта заказчика неправомерно закрепляет окончательный размер обеспечения исполнения контракта - 5 % от НМЦК. При этом организатором закупки не учтен вариант снижения НМЦК на 25 % и более процентов и не указана необходимость предоставления подрядчиком обеспечения исполнения контракта с учетом положений ст. 37 закона 44-ФЗ. На основании представленных доказательств, учитывая, что заказчиком установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта, комиссия УФАС пришла к выводу, что организатор торгов нарушил ч. 1 ст.96 закона 44-ФЗ (Решение УФАС России по Калининградской области от 15.03.2017 № КС-31/2017, извещение № 0135300006517000002).

Практика судов

Округление цены контракта в процентном соотношении

По мнению заявителя, организатор торгов неправомерно признал его уклонившимся от заключения контракта по причине неисполнения требования, предусмотренного ст. 37 закона 44-ФЗ, а именно: победителем представлена банковская гарантия на сумму, не соответствующую требованиям ч. 1 ст. 37 закона 44-ФЗ (не превышает в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении электронного аукциона).Комиссия УФАС установила, что предложенная цена победителем по электронному аукциону на 24,9973 % ниже НМЦК. Антимонопольный орган в своем решении пришел к выводу, что заказчик необоснованно признал победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, так как предложенная им цена контракта не уменьшилась на 25 % и более от НМЦК. Нормы ч. 1 ст. 37 закона 44-ФЗ в данной ситуации не могут быть применены, так как предложенная победителем цена контракта ниже НМЦК на 24,9973 % и порог в 25 % не был достигнут. Округления цены контракта в процентном соотношении до целого, 44-ФЗ не предусматривает. С учетом вышеизложенного, антимонопольная служба признала Заказчика нарушившим ч. 7 ст. 70 44-ФЗ. Арбитражный суд первой инстанции поддержал УФАС и отказал заказчику в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы заказчика (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2015 года № 18АП-13138/15, электронный аукцион № 0301300371015000007).

Непредоставление проекта контракта победителю

Победитель закупки не представил обеспечение исполнения контракта, в связи с чем заказчик признал его уклонившимся от заключения контракта. Рассмотрев материалы дела, антимонопольный орган пришел к выводу, что у заявителя жалобы не возникла обязанность предоставить обеспечение, поскольку он не получил от заказчика проект контракта с включенными в него условиями, предложенными участником закупки. По причине того, что заказчик не располагал сведениями о получении (неполучении) победителем проекта контракта, у заказчика не наступило право признать участника закупки предложений уклонившимся от заключения контракта.

Суд первой инстанции и Второй арбитражный апелляционный суд не поддержали позицию заказчика, отказывая в удовлетворении заявленных требований о неправомерности принятого решения УФАС. Однако кассационная инстанция, отменяя решение нижестоящих арбитражных судов, установила, что заказчик правомерно признал заявителя уклонившимся от заключения контракта. При этом не могут быть приняты во внимание доводы УФАС, поддержанные судами, о том, что по причине неполучения победителем проекта контракта у него не возникло обязанности предоставить обеспечение, а у заказчика отсутствовали основания считать участника уклонившимся от заключения контракта. 44-ФЗ не связывает обязанность участника запроса предложений по предоставлению обеспечения с какими-либо встречными обязательствами со стороны заказчика, в частности, с необходимостью направления проекта контракта, обращения о согласовании заключения контракта в контрольный орган с единственным поставщиком. (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 октября 2015 г. N Ф01-4011/15 по делу N А82-2590/2015, запрос предложений № 0171100000514000007)

Частичная оплата обеспечения контракта

Комиссия УФАС установила, что заявитель 17.04.2014 с помощью функционала ЭТП подписал проект контракта и прикрепил платежное поручение, подтверждающее частичное направление на счет заказчика обеспечения контракта. Оставшуюся часть суммы победитель перевел до окончания регламентированного срока подписания контракта 21.04.2014. Антимонопольный орган поддержал заказчика, который разместил в ЕИС протокол о признании победителя закупки уклонившимся от заключения контракта и об отказе его заключения.

Не согласившись с решением УФАС, заявитель обратился в Арбитражный суд. Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что, оплатив обеспечение в повышенном размере в соответствии с требованиями ч.1 ст.37 закона 44-ФЗ, т.е. своевременно, в необходимом размере, до истечения пятидневного срока, предусмотренного законом, и до заключения контракта (принятия заказчиком решения об отказе в заключении контракта), заявитель полностью исполнил возложенные на него обязанности, в силу чего заказчик был не вправе признавать его уклонившимся от заключения контракта. Апелляционная инстанция поддержала решение нижестоящего суда, отметив, что действующим законодательством не предусмотрено направление суммы обеспечения исполнения контракта одним платежом. (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2015 г. N 18АП-2901/15, электронный аукцион № 0301100049414000069).

На основании приведенных примеров можно сделать вывод, что не только технические ошибки, но и простое незнание закона о контрактной системе приводит к ошибкам, которые служат основанием для признания заказчика нарушившим 44-ФЗ в части установления требований к обеспечению исполнения обязательств по контракту.