Роль философии в решении проблем современного общества. Возрастание роли философии в современном мире

В заключение обратимся к тем тенденциям современной философии, которые увлекают ее в будущее и, возможно, определят его. Философия есть творчество по пониманию человеком жизни и обеспечению ее будущего. Философия направлена против краха, кризиса, упадка цивилизации, культуры и духовности человека. Философия есть рефлексия, творчество по обретению человеком свободы. Добиться успехов в философском деле, конечно же, не просто. В современном мире с его многообразием знаний, гуманистических ценностей, жизненных ориентиров осуществление желаемого синтеза, создание целостного образа мира оказывается задачей, которая заведомо неподвластна отдельным личностям, будь они семи пядей во лбу. Но задачу эту решать надо, ибо в противном случае человечеству уготовлено безвольное барахтанье в оврагах технократизма, сциентизма, наконец, даже моральной неполноценности. Человечество, однажды осознав роль и значение философии, всегда будет обращаться к арсеналу ее идей, стремясь выявить, постигнуть и развить глубинные смыслы своего собственного бытия, которые оно вынуждено облекать в различные символические формы - языковые, культурные, технические и другие.

Вместе с тем следует откровенно признать, что небосвод над современной философией отнюдь не безоблачен. Часто появляющиеся публикации о кризисе философии также небезосновательны. Можно указать в этой связи на то, что философия в своих традиционно умозрительных формах не всегда поспевает за стремительной поступью современных научных и технологических новаций, ее прогнозы достаточно часто запаздывают, а их практическое значение оставляет желать лучшего. Наивные люди, особенно из числа позитивистски ориентированных ученых, даже полагают, что философия устарела, что она якобы должна быть заменена некоторым новым положительным знанием. Такого рода сентенции неизменно опровергаются самим ходом исторического прогресса, проблемные аспекты и беды которого самим своим наличием указывают на необходимость развития философии. Заметим, что кризисные явления существуют во всех науках, во всех областях культуры. Так что в этом смысле философия не может быть неким исключением. Однако наряду с этим следует признать, что кризисные явления в философии в немалой степени являются следствием невнимания к ее запросам власть предержащих. Кризис философии - это не столько результат творческой немощи профессиональных философов, сколько прямое проявление философского уровня данного общества. Каждое общество имеет такую философию, какой оно достойно.

Что же касается потребности в новой философии, в дальнейшем прогрессе современной философии, то она огромна. Именно в этой связи мы оптимистично оцениваем будущее философии. Не случайно в современной философии наблюдается сдвиг в сторону духовной проблематики, появляется много работ этического и эстетического содержания, препятствующих разрастанию экзистенциального вакуума. Еще одна тенденция современной философии состоит в конкретизации философского знания с тщательным использованием аппарата науки. Неуклонно возрастает значимость аналитических, рационалистических тенденций в философии. Дальнейшее развитие получают неоклассические тенденции, разумеется, при сохранении преемственности с классикой. Все более продуктивным становится диалог различных философских направлений.

Наконец, вся человеческая жизнь в целом становится в философском отношении все более насыщенной. Чем больше в мире новаций, творчества, тем больше философия необходима человеку.

Глубокоуважаемый читатель! Позвольте закончить текст стихами Г.Гессе, которые будут понятны тому, кто неравнодушен к духовным высотам философии:

Пристанищ не искать, не приживаться,

Ступенька за ступенькой, без печали,

Шагать вперед, идти от дали к дали,

Все шире быть, все выше подниматься!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Философия, ее предмет и назначение в современном обществе

2. Роль философии в современном обществе

3. Философия техники

4. Основные проблемы философии техники. Техника и этика

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Способность мыслить, духовность, умение и стремление создавать предметы искусства - отличают человека от других живых существ живущих на планете. При этом ритм современного мира и современного общества заставляет человека быстро и беспрерывно действовать, принимать решения, совершать поступки, которые отражаются как на жизни самого человека, так и на жизни окружающих. Зачастую мы не находим время на то, чтобы вдумчиво оценить необходимость и последствия совершаемых действий.

В такие моменты особенно важно вспомнить о философском подходе к жизни. Определить, что же действительно важно для тебя, для окружающих, для общества в целом. Эти проблемы духовного выбора никогда не утратят своей актуальности, а значит, не утратит актуальности тема роли философии в современном мире. Особенно эти знания важны для специалиста в области естественных и технических наук, так как они позволяют ему не замкнуться на узкой специализации, а сформироваться в гармоничного, духовно развитого человека.

Целью исследования является доказательство актуальности философии в современном мире.

Задачами реферата является изучение современного взгляда на философию, на ее роль в современном обществе и на взаимосвязь философии и техники. Значимость изучаемой темы заключается в том, что философский подход к изучению окружающей среды, общества, общественных и политических явления является основой здравого и гуманистического управления.

Данная проблема изучалась и продолжает изучаться как философами, так и другими учеными на протяжении всего времени существования философии. При этом каждая эпоха дает свой ответ на вопрос о роли философии в современном мире.

1. Философия, ее предмет и на значение в современном обществе

Философия- древнейшая область знаний, которая возникла в середине первого тысячелетия до новой эры в Греции, Индии и Китае. Существует множество определений философии, которую рассматривают и как науку, и как духовное знание, и как мировоззрение. Но есть определения, данные давно, которые наиболее точно и емко отражают суть философии и ее значение, и которые не утратили своей актуальности в современном мире.

Так само слово «философия» имеет древнегреческое происхождение, оно было введено в оборот Пифагором и в буквальном переводе означает «любовь к мудрости». В этой связи характерно, что на Руси философию называли любомудрие.

Одно из самых кратких определений философии, данное Гегелем, определяет ее как квинтэссенцию, то есть самое главное, в духовной жизни человека.

Современные определения расшифровывают эти понятия. Так в современных словарях дано следующее определение. Филосомфия-- наука, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.

Однако сам термин мало говорит о содержании науки и требует определенного пояснения. Философия- совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры определенной эпохи. Философия выступает как особый теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его соотношении к человеку и отношение человека к миру. Таким образом, любые изменения мира и в мире оказывают влияния на философию в целом.

Способность к разумному мышлению не является врожденной, ее необходимо формировать и развивать, и один из лучших путей к этому - усвоение достижений философской культуры. Ее главное назначение связано с решением коренных вопросов самой жизни. В центре философии стоит вопрос о человеке и его месте в мире, его месте в обществе, о смысле его жизни. И здесь каждый ищет ответы, приемлемые для него, важные для его восприятия действительности.

К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично -- материя или сознание?» и другие.

Хотя иногда философию определяют более узко, в качестве науки с определённым предметом изучения, такой подход встречает возражения современных философов. Они настаивают на том, что философия представляет собой скорее мировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего, который применим к любому объекту и к любой концепции. В этом смысле каждый человек хотя бы изредка занимается философией. Если развивать эту мысль дальше, то такая домашняя философия имеет бесконечное множество проявлений, так как каждый человек уникален и, следовательно, каждый имеет собственный взгляд на мир. Другими словами, каждый социализированный нормальный человек обладает жизненно-практическим миропониманием, мировоззрением. Как правило, оно складывается стихийно, опираясь на опыт предыдущих поколений. Однако бывает, что человек сталкивается с проблемами, с которыми это его мировоззрение не справляется. Для их решения может оказаться нужным более высокий, критико-рефлексивный уровень мировоззрения. Именно на этом уровне находится философия, как наука.

Философия фактически существует в виде множества различных философских учений, которые противостоят друг другу, но при этом и дополняют друг друга.

Философия включает в себя множество предметных областей, от метафизики, эпистемологии, этики, эстетики, политической философии и философии науки до философии дизайна и философии кино.

Те области познания, для которых удаётся выработать ясную и работоспособную методологическую парадигму (Парадигма - это фундаментальная концепция, принятая в конкретном научном сообществе, в определенной области знания.), выделяются из философии в научные дисциплины, как, например, в своё время из философии выделились физика, биология и психология.

Таким образом, главное назначение философии - помочь человеку ориентироваться в жизни, дать ему представление о незыблемых принципах развития общества и человека. Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение философии и её предмета: философия - это наука об универсальных принципах и законах развития мира, материального и духовного бытия.

философия общество техника гуманистический

2. Роль философии в современном обществе

Роль философии определяется, прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Однако, рассматривая роль философии в обществе, следует помнить, что сама эта роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени приобретают иное, иногда противоположное, чем прежде, звучание. Например, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии.

Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в философии, прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. Понимание истории, как важнейшее приобретение философии, резко изменило подход к философским проблемам. Это понимание обнаружило переплетение философских проблем с общественной жизнью, и показало, что поиск путей и средств их решения следует вести в реальной жизни.

Философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней.

Именно такой подход отводит философии значительную роль в решении глобальных проблем. Ведь в этом случае главная функция философии- формирование мировоззрения и оказание опосредованного влияния на процесс выработки практических решений.

Другими словами, философия формирует мировоззрение, задаёт ценностные установки, которые определяют направленность человеческой деятельности. А так как в основе любой человеческой деятельности лежит идея, то трудно переоценить значение философии именно в этом аспекте. Особенно это важно в современном мире, в котором технологии и вооружение, вставшие на службу негуманного мировоззрения могут не просто перекроить мировой порядок, но и полностью его разрушить.

Обобщающие теории философии принципиально необходимы, т. к. способствуют интеграции научного знания. Она формирует наиболее общие законы развития общества и природы. То есть философские подходы находят свое применение повсеместно и во всех областях современного общества и социума. Это, в свою очередь, дает возможность видеть общую тенденцию развития глобальных проблем, динамику их взаимодействия и взаимообусловленность.

Философия дает возможность развить культуру теоретического мышления. Результатом видения и толкования исторического процесса является возможность более четкой ориентации в потоке научной информации по глобальным проблемам. Философия, учитывая цикличность истории, взаимосвязь событий, значение личности и ее ответственность перед обществом, помогает оберегать человечество от повторения ошибок.

Философия ставит вопросы смысла жизни человека, смерти и бессмертия. А эти вопросы никогда не потеряют своей актуальности, так как не только каждая историческая эпоха, каждый общественный строй, каждая религия, но и каждый человек пытается найти ответы на эти вопросы.

3. Философия техники

Связь философии с различными направлениями культуры, религии и с гуманитарными науками очевидна. Именно философия дала основу всем гуманитарным областям жизни человека. Но мне, как будущему инженеру, интересна связь философии и техники. Есть ли она? Как философия влияет на развитие не науки в целом, а именно на технические науки, полезно ли это влияние?

Понятие техники встречается уже у Платона и Аристотеля в связи с анализом искусственных орудий труда. Греческое "технэ" переводится на русский язык как искусство, мастерство, умение. Техника в отличие от природы не является естественным образованием, она создается.

История становления современного человека связана с развитие техники, с усложнением и развитием различных технологий. Изначально в доиндустриальном обществе техника выступает как искусное ремесло. Технические умения передавались от мастера к ученику в рамках ремесленно-цеховой организации. Эти умения, навыки, знания, являющиеся достоянием замкнутого круга лиц, тщательно оберегались от посторонних, передавались в качестве основного наследства, однако, чаще всего не получали высокой общественной оценки.

Ситуация изменяется кардинальным образом в Новое время, когда общество в значительной степени начинает функционировать на машинной основе. Место мастера занимает инженер, наиболее компетентный в техническом отношении специалист. В отличие от техника, деятельность которого ограничивается обеспечением нормального функционирования технических устройств, инженер изобретает, использует научные методы, всесторонне развивает техническую парадигму, то есть использует всю совокупность фундаментальных научных установок и представлений, принимаемую и разделяемую научным сообществом и объединяющую большинство его членов на конкретном историческом участке времени. Этот подход обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества

Инженерное мышление становится не только наукой, но и своего рода философией. Оно формируется на машинной основе; оно рационально, выражается в общедоступной форме, имеет тенденцию к формализации и стандартизации, опирается не только на экспериментальную базу, но и на теорию, систематично формируется профессиональными инженерными дисциплинами, экономически рентабельно. Наконец, инженерное мышление имеет тенденцию к универсализации и распространению во все сферы человеческой жизни.

Значение техники стало в должной степени изучаться лишь последние 100-120 лет. Первые фундаментальные работы по философии техники появились в конце XIX в. Энергично же философия техники стала развиваться с 60-х-70-х годов прошлого столетия.

Философия техники стремится объединить узкое и широкое понимание техники. Техника есть совокупность артефактов (искусственно созданные объекты), создаваемых и используемых методами инженерной деятельности.

В более широком понимании техника выступает как особый, технический подход к любой сфере человеческой деятельности. Технический подход находится во взаимодополнительном отношении с естественно-научным подходом. В жизнедеятельности современного общества техника и технический подход имеют фундаментальное значение. Этим тривиальным обстоятельством объясняется необходимость философии техники.

Для дальнейшего изложения наряду с феноменом техники требует пояснения феномен технологии. Недостаточно определять технику всего лишь как совокупность артефактов. Последние используются регулярно, систематически, в результате осуществления последовательности операций. Технологией называется совокупность операций по целенаправленному использованию техники. Ясно, что эффективное использование техники требует ее включения в технологические цепи. Технология выступает как развитие техники, достижение ею стадии системности.

Первоначально, на этапе ручного труда, техника имела в основном инструментальное значение; технические инструменты продолжали, расширяли возможности естественных органов человека, увеличивали его физическую мощь.

На этапе машинизации техника становится самостоятельной силой, труд механизируется. Техника как бы отделяется от человека, который, однако, вынужден находиться рядом с ней. Теперь не только машина является продолжением человека, но и сам человек становится придатком машины, он дополняет ее возможности.

На третьем этапе развития техники, в результате комплексного развития автоматизации и превращения техники в технологию, человек выступает ее (технологии) организатором, творцом и контролером.

На первый план выходят уже не физические возможности человека, а сила его интеллекта, реализуемая посредством технологии. Происходит объединение науки и технологии, следствием которого является научно-технологический прогресс, называемый часто научно-технологической революцией.

Имеется в виду решительная перестройка всего технико-технологического базиса общества. Причем разрыв во времени между следующими друг за другом технико-технологическими перестройками становится все меньше. Более того, идет параллельное развитие различных сторон научно-технологического прогресса.

Если "революцию пара" от "революции электричества" отделяли сотни лет, то современные микроэлектроника, робототехника, информатика, энергетика, приборостроение, биотехнология в своем развитии дополняют друг друга, между ними вообще перестает существовать какой-либо временной зазор.

4. Основные проблемы философии техники . Техника и этика

Невозможно оспаривать необходимость технического прогресса. Он облегчает жизнь человека во всех сферах его жизни и даже продлевает саму жизнь. Высококлассный технический специалист ценился несколько десятилетий назад, цениться он и в наше время.

Не так давно клад техники в цивилизацию приветствовался безоговорочно. Казалось, что ее положительное значение неоспоримо. Однако в последнее время начало нарастать беспокойство по поводу последствий развития техники. Резко возрос интерес к ее социальным аспектам. К изучению феномена техники подключились экономисты, социологи, антропологи, философы. В результате проблемы техники были переведены из узкотехнологических в разряд междисциплинарных. Здесь как раз и был использован философский инструментарий. В результате были выделены основные философские проблемы техники, среди которых выделим основные.

Основной проблемой философии техники является соотношение естественного и искусственного в жизни общества и человека. Технику можно рассматривать как проявление символического бытия человека. Как некое отражение жизни человека. Какой оценки, положительной или отрицательной, заслуживает феномен технико-символического бытия человека? Как выясняется, поставленный вопрос не имеет однозначной оценки. Так ряд ученых считают, через технику человек как бы отказывается от своего подлинного существования и что развитие техники ведет человека ко все более неразрешимым проблемам. С другой стороны техника "вооружает" человека, она делает его более сильным, быстрым, высоким. Но есть отрицательные последствия техники, а они ослабляют человека в том или ином отношении, укорачивают продолжительность его жизни. Если допустить, что современный человек никогда не откажется от своих технических завоеваний, то придется признать необходимость оптимального сочетания разнообразных последствий технического бытия человека. Факт символического бытия человека в его артефактах с философских позиций является, пожалуй, самым фундаментальным. Впрочем, нет оснований считать, что он изучается достаточно интенсивным образом.

Наряду с вопросом о различении естественного и искусственного в философии техники часто обсуждается проблема взаимоотношения техники и науки, при этом, как правило, наука ставится на первое место, а техника на второе. Характерно в этом отношении клише "научно-техническое". Техника часто понимается как прикладная наука, прежде всего как прикладное естествознание. Однако в последние годы все чаще подчеркивается влияние техники на науку. Все в большей степени начинает оцениваться самостоятельное значение техники.

Философии хорошо известна такая закономерность: по мере своего развития "нечто" из подчиненного положения переходит в более самостоятельную стадию своего функционирования и конституируется как особый институт. Так случилось и с техникой, которая давно уже перестала быть всего лишь чем-то прикладным. Технический, инженерный подход не отменил и не вытеснил научные подходы. Техники, инженеры используют науку как средство в своей ориентации на действие. Действовать -- лозунг искусственно-технологического подхода.

В отличие от научного подхода он не охотится за знанием, а стремится к производству аппаратов и осуществлению технологий. Нация, не освоившая искусственно-технологический подход, страдающая избыточной научной созерцательностью, выглядит в нынешних условиях отнюдь не современной, а скорее архаичной.

К сожалению, в вузовских условиях всегда проще реализовать естественно-научный подход, чем искусственно-технический. Будущие инженеры внимательно изучают естественно-научные и технические дисциплины, причем вторые часто строятся по образу первых. Что касается собственно искусственно-технологического подхода, то его осуществление требует развитой материально-технической базы, которая во многих российских вузах отсутствует. Выпускник вуза, молодой инженер, воспитанный преимущественно на традициях естественно-научного подхода, не овладеет должным образом искусственно-технологическим подходом. Неэффективное культивирование инженерно-технического подхода -- одно из главных обстоятельств, не позволяющих встать России вровень с развитыми индустриальными странами. Эффективность труда российского инженера в несколько раз ниже эффективности труда его коллеги из США, Японии, ФРГ.

Еще одна проблема философии техники -- это оценка техники и выработка в этой связи определенных норм. Оценка техники не может проводиться иначе, как с опорой на идеалы. Философия техники выявляет эти идеалы. Технические проекты должны быть разумными, полезными, безвредными для человека, соответствовать истинно человеческому, их временные горизонты должны быть обозреваемыми. Эксперт по вопросам техники в силу необходимости использования разнообразных знаний тяготеет к философии, к философским обобщениям. Он и есть философ, но не просто философ, интересующийся исключительно проблемами максимальной общности, а философ техники, представитель особой философской дисциплины -- философии техники. Современная философия приобретает все более технический характер.

В оценке феномена техники существует множество подходов. Согласно натуралистическому подходу, человеку в отличие от животных недостает специализированных органов, поэтому он вынужден компенсировать свои недостатки созданием артефактов. Согласно волевой интерпретации техники, человек реализует посредством создания артефактов и технологических цепей свою волю к власти. Естественно-научный подход рассматривает технику как прикладную науку. В рациональном подходе техника рассматривается как сознательно регулируемая деятельность человека. Рациональность рассматривается как высший тип организации технической деятельности и в случае ее дополнения гуманистическими составляющими отождествляется с целесообразностью и планомерностью. Это означает, что в научное понимание рациональности вносятся коррективы социокультурного порядка.

Их развитие приводится к этическим аспектам технической деятельности, которые заслуживают особого обсуждения, ведь человек может и склонен сделать больше, чем он имеет на то право. Техноэтика -- это заслон от технологических катастроф. Заслуживает порицания тот, кто беззаботно движет технику вперед, фактически отставая в нравственности. Правильный призыв к технику, инженеру гласит: не "Твори!", а "Сотвори добро!". Будь смелым и изобретательным, но и ответственным за свои действия.

Заключение

Современная философия не довольствуется понятийным постижением мира. Она руководит действиями человека, реализуя, таким образом, его мировоззрение. Это действие реализует философские ценности, каковыми являются, например, стремление к нравственному совершенству, свобода, справедливость, полезность.

На первый взгляд, философия оперирует идеями, далекими от насущных практических задач. Но это впечатление крайне обманчиво. Дело в том, что в силу универсального характера философских идей их реализация охватывает все и вся, дает себя знать эффект преумножения, наложения философских идей на различные сферы жизни. Философская идея, овладевая умами правителей, находит свое воплощение во всех сферах жизни общества. В современном мире, наполненном многочисленными противоречиями и крайностями, особенно важен гуманистический философский подход в решении задач.

Изучения философии будущими инженерами, крайне важно. Так как в процессе миропонимания человек обобщает свои знания, достижения, навыки, умения. Придает им компактную форму, которая была бы доступна его ограниченному по своим возможностям сознанию. Философские идеи в этом плане являются самыми смыслоемкими, основополагающими, а значит необходимыми для изучения в современном мире, в том числе и в технической сфере.

Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, над самим собой, над своими инстинктами. Ее назначение в обеспечении универсальных условий для совершенствования каждого человека в отдельности и общества в целом. Философия нужна нам для обеспечения самого лучшего состояния человечества.

Список использованной литературы

1. Электронный ресурс http://any-book.org/download/13814.html

2. Электронный ресурс http://eurasialand.ru/txt/kanke/124.htm

3. Новейший философский словарь:3-е изд., исправл. -- Мн.: Книжный Дом. 2003.-- 1280 с. -- (Мир энциклопедий).

4. Спиркин А.Г. Философия // Большая советская энциклопедия. -- Москва: Советская энциклопедия, 1977. -- Т. 27. -- С. 412--417.

5. Т. И. Ойзерман. Философия как история философии. Издательство «АЛЕТЕЙЯ». Санкт-Петербург, 1999.

6. Электронный ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A 4%D0% B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F

7. Электронный ресурс http://www.philosoff.ru/rus/philosophy/exam/ lectures/ ponjtie_fi151.shtml

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Философия как наука, самая древняя область знаний, предмет и направления ее исследования, история становления и развития, место в современном обществе. Главные проблемы и функции философского учения. Содержание мировоззренческой функции философии.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2013

    Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия как особый тип мировоззрения. Основные определения философии. Познание необъятного как цель философии. Предмет и аспекты философии. Функции философии в культуре. Структура философского знания.

    контрольная работа , добавлен 13.09.2010

    Геоэкология как комплекс наук, отражающий различные аспекты биосферного развития. Проблема выживания человечества, загрязнения окружающей среды и разрушения биосферы. Философия и социальная экология, роль философии в решении экологических проблем.

    реферат , добавлен 02.06.2011

    Круг проблем философии, ее роль в обществе. Дофилософское мировоззрение и картина мира. Характер восприятия как основное отличие мифологического сознания от научного и философского. Предмет и метод философии. Место и роль философии в научном познании.

    реферат , добавлен 14.11.2014

    Философия и мировоззрение. Миропонимание, мироощущение, мироотношение. Предмет и функции философии. Философия и наука. Мифология и религия - истоки философии. Различные философские теории и дисциплины. Отрасли философского знания.

    реферат , добавлен 24.04.2007

    К вопросу о философии. Философия и мировоззрение. Проблема метода в философии. Функции философии и ее место в обществе. Специфика философии. Изучение философии можно сравнить со вхождением в храм мудрости. Стремление к высшему познанию.

    реферат , добавлен 13.12.2004

    Определение предмета философии мыслителями разных эпох, разнообразие подходов. Основной вопрос философии. Дифференциация философских методов. Функции философии и их диалектическая взаимосвязь. Природа проблемы бытия. Соотношение философии и экономики.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2009

    Научная ориентация философии. Мировоззренческая и методологическая функция философии. Чувственно-эстетическая ориентация философии. Гуманистическая функция философии. Назначение философии. Античная философия. Онтология как учение об общих законах бытия.

    курс лекций , добавлен 24.04.2009

    Философия и наука. В существовании философии и науки состоит общая социальная и человеческая потребность. Философия и культура. В этом мире только от человека зависит, какую культуру он создаст и в какой мере она облагородит. Функции философии.

    статья , добавлен 09.09.2003

    Характеристика системы представлений правовых знаний в Древней Индии, ее особенности и отличительные черты, история развития. Место буддизма в современном обществе. Роль и место немецкой классической философии в становлении философии права как науки.

Нужна ли философия сегодня, в век скоростей и высоких технологий, не устарела ли? А в условиях сплошного потока информации и хронической нехватки времени не вытесняется ли она конкретным знанием? Такие вопросы вполне правомерны, но ответы на них дает сама жизнь, которая ставит перед современным человеком множество философских проблем, в том числе и принципиально новых, никогда прежде не существовавших.

Так, начало третьего тысячелетия мировое сообщество встретило, все больше осознавая свое единство и ответственность за состояние биосферы и продолжение жизни на Земле. Отсюда вопросы гармоничного развития человека, установление гуманных, добрососедских отношений между людьми, народами, а также между обществом и природой наряду с вечными философскими темами становятся главными в философских исследованиях. В этой связи философы выражают глубокую озабоченность прежде всего состоянием и уровнем развития образования на планете. Именно неудовлетворительное образование и отсутствие должного воспитания (по мнению многих из них) лежит в основе большинства современных проблем, в преодолении которых призвана сыграть свою роль и философия. Еще стоики подметили, что человек гонит от себя философию, когда ему хорошо, и обращается к ней, когда ему плохо.

Сегодня уже не только отдельные народы, но и мировое сообщество в целом как никогда нуждается в философии и в философском осмыслении себя, своего места и предназначения в жизни. Подтверждением тому является и последний, XX Всемирный философский конгресс (1998, Бостон, США), который проходил под общей темой «Пайдейя. Философия в воспитании человечества». Термином «пайдейя» (от греч. pais - ребенок) древние греки обозначали всестороннее образование и воспитание, т. е. гармоничное телесное и духовное формирование человека (как детей, так и взрослых), реализующее все его способности и возможности.

Тогда пайдейя считалась отличительным признаком аристократии; теперь, выдвигая на первый план проблемы образавания и воспитания, философы вновь вспомнили это понятие, пытаясь определить роль философии в решении насущных проблем. Так, французский философ Пьер Обенк, сделавший на конгрессе один из основных докладов, задался вопросом: «Насколько возможно перейти от варварской природы человека к цивилизованной?». Единая природа человека двусмысленна, полагает он, и только образование (пайдейя) делает человека таковым в полном смысле этого слова, т. е., как говорит Платон, пайдейя открывает ему глаза.

Но образование заключается не в том, чтобы дать глазу зрение, а призвано дать ему правильный взгляд. Ссылаясь на авторитет Платона, Демокрита и других известных мыслителей, П. Обенк полагает, что посредством образования можно создать другую природу человека, если направить образование против насилия и культивировать в человеке разум. Понятие «пайдейя» акцентирует внимание на процессе образования, в результате чего ребенок становится взрослым. Механизм же такого процесса можно лучше понять, если обратиться к авторитетам античной философии, утверждавшим, что «божественную природу человека необходимо выращивать так же, как хороший виноград».

Древние греки проводили различие таких понятий, как «техне» и «пайдейя»; если первый термин означает знание, т. е. то, чему можно учить, то второй - источник правильного суждения, а не источник передачи знания. При этом пайдейя, как считал Аристотель, должна склонить человека к саморазвитию. Исходя из этого, II рота гор, Сократ, Платон в преподавании философии акцентировали внимание на том, чтобы обучать не искусству убеждения, а искусству правильного суждения.

Продолжая работу над решением таких проблем, современные философы вновь и вновь задаются, казалось бы, давно решенными вопросами: что есть философия? Кому и зачем она нужна? Каково ее предназначение? Как, с какого возраста и с какой целью ее преподавать? Всемирный конгресс, где об этом говорилось много и основательно, подтвердил, что в мире, как и прежде, нет единого взгляда на предмет, а также на то, может ли философия целенаправленно воздействовать на общественное развитие, а если может, то каким образом. Причины такого разномнения мы уже обсуждали, но главные из них, подчеркнем это еще раз, обусловлены спецификой самой философии, которая только и может быть лишь там, где есть плюрализм взглядов, инакомыслие. Но как тогда преподавать философию, если плюрализм в философии - это норма, а в каждой отдельной голове нужно приходить к монизму, т. е. к упорядоченной, целостной и хотя бы относительно непротиворечивой системе взглядов?

Именно этим в первую очередь и озабочены многие философы во всем мире, что, в частности, показал и упомянутый конгресс. Так, ссылаясь на опыт Сократа, Сенеки, других мыслителей прошлого, американский философ М. Нуссбаум отстаивала, казалось бы, бесспорную и вполне очевидную мысль, которая, однако, и теперь далеко не всегда учитывается в учебном процессе. Суть ее такова: «философия должна не учить запоминанию фактов, а развивать способности рассуждать и ставить вопросы. Смысл же философских занятии состоит в том, чтобы человек научился думать сам и следовал своему разуму, а не обращался бы по каждому вопросу к авторитетам. Отсюда задача философии - учить общению, диалогу, чтобы человек стремился не к самоутверждению, а к поиску истины. Это в свою очередь предполагает, что все люди заслуживают быть выслушанными». (Вопросы философии. 1999. № 5. С. 43).

Правильные и точные слова, еще раз подтверждающие ту мысль, что философию нельзя выучить как туку, усвоив ее как некую сумму знаний, готовых правил и формул. Избрать в обучении человека путь пайдейи - значит научить его «куда и как смотреть», а не тому, «что надо увидеть». Очевидно, что без творческого подхода, без самововлеченности и преподавателя, и самих обучающихся такая задача не решается, а философия как таковая пропадает, «испаряется», и тогда остается «предмет», который одни излагают, а другим его надо «пройти», выучить, да и просто сдать, наконец. Иными словами, в основу преподавания философии, равно как и в основу овладения ею, в обязательном порядке должно быть положено творчество, а оно, как известно, не тиражируемо и не может быть навязано извне.

Как мы уже знаем, философия - это форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на человека. К ним относятся такие проблемы, как постижение своеобразия человека и его места в универсальном целостном бытии, смысл и назначение человеческой жизнедеятельности, взаимоотношения бытия и сознания, субъекта и объекта, свободы и детерминизма и многие другие. Соответственно определяются основное содержание и структура философии, ее функции. Причем сама внутренняя структура философского знания является очень сложно организованной, одновременно целостной и внутренне дифференцированной. Существует, с одной стороны, некоторое теоретическое ядро, складывающееся из учения о бытии (онтология), теории познания (гносеология), учения о человеке (философская антропология) и учения об обществе (социальная философия). С другой стороны, вокруг этого теоретически систематизированного фундамента достаточно давно сформировался целый комплекс специализированных отраслей или ветвей философского знания: этика, эстетика, логика, философия науки, философия религии, философия права, политическая философия, философия идеологии и др. Взятая во взаимодействии всех этих структурообразующих компонентов, философия выполняет в жизни человека и общества самые разнообразные функции. К числу важнейших из них относятся: мировоззренческая, методологическая, ценностно-регулятивная и прогностическая.



В ходе почти трехтысячелетнего развития философской мысли представление о предмете философии, об ее основном содержании и внутренней структуре постоянно не только уточнялось и конкретизировалось, но нередко и существенно изменялось. Последнее происходило, как правило, в периоды крутых социальных перемен. Именно такой период радикальных качественных преобразований переживает современное человечество. Поэтому закономерно возникает вопрос: как и в каком направлении изменится представление о предмете, об основном содержании и назначении философии в том новом, как его чаще всего называют, постиндустриальном, или информационном, обществе? Ответ на этот вопрос в наши дни остается открытым. Он может быть дан только в общей и предварительной форме, никак не претендующей на какую-либо категоричность и однозначность, но в то же время это достаточно ясный ответ. Речь идет о выдвижении на первый план проблем человека, языка в его обобщенном современном понимании, оснований и универсалий культуры. Все это суть разные попытки открыть в философии новые аспекты человеческого опыта, дающие возможность лучше понять как собственное содержание философии, так и ее предназначение в обществе. Думается, что эта тенденция носит устойчивый, доминирующий характер, определяя общую перспективу и конкретные направления развития философии на десятилетия вперед.

По всей видимости, под философией, как и прежде, будет пониматься специфическая форма духовной деятельности человека, ориентированной на решение коренных мировоззренческих проблем. Она по-прежнему будет опираться на исследование глубинных оснований человеческой деятельности, и прежде всего - продуктивной творческой деятельности, взятой во всем многообразии ее типов и форм, а также на исследование природы и функций языка в его современном обобщенном понимании. В частности, предстоит значительно глубже и основательнее разобраться в особенностях того специфического типа реальности, каковой является так называемая виртуальная реальность, существующая и выражаемая средствами современных электронных технологий, в том числе при помощи Всемирной электронной паутины (Интернета и его аналогов).

Многое до сих пор остается непроясненным и в понимании тех универсалий культуры, которые ныне выдвигаются на первый план в философских исследованиях. Надо, например, разобраться с составом, набором самих универсалий культуры, их взаимоотношениями друг с другом и с философскими универсалиями (категориями), глубже обрисовать взаимоотношения философского подхода к осмыслению природы, оснований и универсалий культуры с теми исследованиями культуры, которые осуществляются в таких специализированных отраслях современного научного знания, как культурология, история культуры, социология и психология культуры, текстология и т. д.

Скорее всего, будет продолжаться и дифференциация философского знания. При этом важно, чтобы в философии, как и в других наиболее продвинутых отраслях специально-научного знания, процесс дифференциации осуществлялся одновременно с интеграцией философского знания вокруг его собственного теоретического ядра - онтологии, гносеологии, антропологии и социальной философии. Это позволит избежать наблюдаемого ныне растворения содержания философии в проблематике смежных с нею дисциплин - политологии, философии и истории науки (науковедении), социологии. Особо важную роль в интеграции философского знания призваны сыграть систематические и углубленные историко-философские исследования. Именно в огромном познавательном потенциале многовековой истории философской мысли, содержится один из важнейших внутренних источников постоянного прироста того специфического вида знания, каким является философия.

И здесь на первый план все больше будет выдвигаться необходимость усвоения опыта и традиций не только западноевропейской, но и всей мировой философской мысли. Прежде всего речь идет об опыте и традициях развития философии в странах Востока - в Китае, Индии, странах Ближнего Востока и Средиземноморья, с их акцентом на духовное, нравственное самосовершенствование человека, установление и поддержание гармоничных взаимоотношений с природой. Это же можно сказать и относительно опыта развития отечественной философской мысли, включая ее религиозно-философское направление. Начиная с А. С. Хомякова, через В. С. Соловьева, плеяду выдающихся представителей Серебряного века и вплоть до середины XX в. русская философская мысль накопила огромные духовные богатства, вмещающие в себя многообразие всего человеческого опыта, достижения духовных сил и способностей человека, идеи русского космизма, нравственные искания многих выдающихся представителей русской литературы, художественной культуры в целом.

Многие из фундаментальных идей, выдвинутых в свое время философской мыслью, прочно закрепились в языке и арсенале методов и средств, используемых в современном научном познании. Это касается, например, философских интерпретаций взаимоотношений части и целого, особенностей строения и структуры сложно организованных развивающихся систем, диалектики случайного и необходимого, возможного и действительного, многообразия типов и форм закономерности и причинности. Особенно важно то, что предметом специального научного исследования все в большей мере становятся сам человек и особенности его сознания, познавательной и мыслительной деятельности в виде целого комплекса так называемых когнитивных наук, не говоря уже о специально-научных подходах и методах исследования социальной жизни человека. В целом можно с большой степенью вероятности утверждать, что недалеко то время, когда исследования многих проблем, являющихся неотъемлемой составной частью мировоззрения, будут осуществляться совместными усилиями философии и различных отраслей специализированного научного знания, что, в свою очередь, потребует внесения определенных корректив в понимание предмета и основного содержания философии.

Среди многообразных функций философии все большее значение в современных условиях приобретает ее прогностическая функция, ее активное и деятельное участие в предвидении и прогнозировании идеалов будущего, более совершенного устройства человеческой жизни, в поисках новых мировоззренческих ориентаций. Сознание современных людей становится все более планетарным и в этом смысле глобальным. Но эта тенденция к углублению внутренней целостности и взаимосвязанности человечества пока не находит адекватного отражения в политике, экономике, культуре, идеологии. Напротив, как отмечалось выше, усиливается неравномерность развития государств, далеко не всегда обоснованная дифференциация в распределении общественных богатств, материальных благ, социальных условиях жизни людей и народов. И поныне не преодолено стремление решать международные и внутренние проблемы путем применения силы, т. е. с использованием экономических, финансовых, военно-технических средств, в особенности своего превосходства в мировых информационных технологиях и потоках (телевидение, все многообразные средства видео- и аудиопродукции, кино, Интернет, шоу-бизнес). Потому возникает настоятельная потребность в разработке таких моделей и сценариев развития человечества, когда тенденция к нарастанию единства и целостности человеческого сообщества не противоречит национальным интересам государств, исторически сформировавшимся духовным и культурным традициям, образу жизни каждого народа.

Серьезную угрозу представляют обострившиеся во второй половине XX в. кризисные ситуации в развитии западной цивилизации: экологические, антропологические, духовно-нравственные. По мнению многих мыслителей, политиков, ученых, под вопросом само существование человечества. Возникла потребность в новых стратегиях отношения к природе и к человеку, в более гармоничном сочетании всех форм реализации его творчески созидательной и преобразовательной деятельности.

Огромную актуальность приобрела выработка общечеловеческих ценностей. Почти все крупнейшие мыслители современности так или иначе ставят и обсуждают эту проблему, правда по большей части обозначая и осмысливая имеющиеся здесь трудности, нежели предлагая конкретные пути и способы решения. Тем не менее не приходится сомневаться в том, что одна из наиболее фундаментальных предпосылок как постановки и осмысления этой проблемы, так и поисков путей и средств ее решения заключается в развитии диалога философских традиций Запада и Востока и в более общем виде - межкультурного диалога, жизненно необходимого в условиях плюралистической цивилизации.

Наконец, выскажу предположение, что в ближайшем будущем усилится тенденция к обретению философией своего статуса как некоего свода жизненно-практической мудрости. В период своего становления и первоначальных этапов европейская философия обладала этим статусом, но затем утратила его, сконцентрировав усилия на создании очень сложных, относительно законченных систем преимущественно чисто теоретическими, логическими средствами и методами. В итоге она во многом абстрагировалась от реальных запросов и нужд конкретного живого человека. Философия, по-видимому, попытается вновь стать - конечно, с учетом всех реалий нашего времени - необходимой человеку в осмыслении и решении проблем, возникающих в ходе его повседневной жизни.

(вместо заключения)

Как мы уже знаем, философия - это форма духовной дея­тельности, направленной на постановку, анализ и решение ко­ренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на человека. К ним относятся та­кие проблемы, как постижение своеобразия человека и его мес­та в универсальном целостном бытии, смысл и назначение че­ловеческой жизнедеятельности, взаимоотношения бытия и соз­нания, субъекта и объекта, свободы и детерминизма и многие другие. Соответственно определяются основное содержание и структура философии, ее функции. Причем сама внутренняя структура философского знания является очень сложно органи­зованной, одновременно целостной и внутренне дифференци­рованной. Существует, с одной стороны, некоторое теоретиче­ское ядро, складывающееся из учения о бытии (онтология), теории познания (гносеология), учения о человеке (философ­ская антропология) и учения об обществе (социальная филосо­фия). С другой стороны, вокруг этого теоретически системати­зированного фундамента достаточно давно сформировался це­лый комплекс специализированных отраслей или ветвей философского знания: этика, эстетика, логика, философия нау­ки, философия религии, философия права, политическая фи­лософия, философия идеологии и др. Взятая во взаимодейст­вии всех этих структурообразующих компонентов, философия выполняет в жизни человека и общества самые разнообразные функции. К числу важнейших из них относятся: мировоззрен­ческая, методологическая, ценностно-регулятивная и прогно­стическая.

В ходе почти трехтысячелетнего развития философской мысли представление о предмете философии, об ее основном содержании и внутренней структуре постоянно не только уточ­нялось и конкретизировалось, но нередко и существенно изменялось. Последнее происходило, как правило, в периоды кру­тых социальных перемен. Именно такой период радикальных качественных преобразований переживает современное челове­чество. Поэтому закономерно возникает вопрос: как и в каком направлении изменится представление о предмете, об основ­ном содержании и назначении философии в том новом, как его чаще всего называют, постиндустриальном, или информацион­ном, обществе? Ответ на этот вопрос в наши дни остается от­крытым. Он может быть дан только в общей и предварительной форме, никак не претендующей на какую-либо категоричность и однозначность, но в то же время это достаточно ясный ответ. Речь идет о выдвижении на первый план проблем человека, языка в его обобщенном современном понимании, оснований и универсалий культуры. Все это суть разные попытки открыть в философии новые аспекты человеческого опыта, дающие воз­можность лучше понять как собственное содержание филосо­фии, так и ее предназначение в обществе. Думается, что эта тенденция носит устойчивый, доминирующий характер, опре­деляя общую перспективу и конкретные направления развития философии на десятилетия вперед.


По всей видимости, под философией, как и прежде, будет пониматься специфическая форма духовной деятельности че­ловека, ориентированной на решение коренных мировоззрен­ческих проблем. Она по-прежнему будет опираться на иссле­дование глубинных оснований человеческой деятельности, и прежде всего - продуктивной творческой деятельности, взя­той во всем многообразии ее типов и форм, а также на иссле­дование природы и функций языка в его современном обоб­щенном понимании. В частности, предстоит значительно глубже и основательнее разобраться в особенностях того спе­цифического типа реальности, каковой является так называе­мая виртуальная реальность, существующая и выражаемая средствами современных электронных технологий, в том числе при помощи Всемирной электронной паутины (Интернета и его аналогов).

Наконец, выскажем предположение, что в ближайшем буду­щем усилится тенденция к обретению философией своего ста­туса как некоего свода жизненно-практической мудрости. В пе­риод своего становления и первоначальных этапов европейская философия обладала этим статусом, но затем утратила его, сконцентрировав усилия на создании очень сложных, относи­тельно законченных систем преимущественно чисто теоретиче­скими, логическими средствами и методами. В итоге она во многом абстрагировалась от реальных запросов и нужд кон­кретного живого человека. Философия, по-видимому, попыта­ется вновь стать - конечно, с учетом всех реалий нашего вре­мени - необходимой человеку в осмыслении и решении про­блем, возникающих в ходе его повседневной жизни.

Литература и источники

А.В. Апполонов, Н.В. Васильев и др. Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2009 – 672 с.

Алексеев П.В., Панин А.В., Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2008- 592 с.

Спиркин А.Г., Философия. Учебник.- М.: Гардарика, 2009 – 736 с.

Гришунин С.И. Философские науки. Основные концепции и проблемы. Учебное пособие.- М.: Книжный дом «Либроком» 2009 -224 с.