Содержание публичного договора в гражданском праве. Предмет и иные условия публичного договора

Ирина Шлячкова

Само понятие публичный договор закреплен в ст. 426 ГК РФ.

Статья 426. Публичный договор

1. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Из смысла данной нормы следует, что договор обязателен к исполнению коммерческой организации в случае обращения к нему физического лица с требованием о заключении такого договора, но никак наоборот. Исходя из этого следует, что коммерческая организация нарушает права граждан навязывая себя. Такой договор к исполнению не обязателен с Вашей стороны.

Здравствуйте, Елена!

В данном случае, публичный договор, опубликованный гарантирующей организацией в газете не несет для Вас никаких юридических последствий. Более того, гарантирующая организация не имеет право обязать Вас заключить такой договор. Напротив, такое право есть у Вас.

Публичный договор заключается в порядке и сроки, предусмотренные ст. 445 ГК РФ, если законом или соглашением сторон не определены иные порядок и сроки его заключения.

Порядок и сроки заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения установлен Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 05.01.2015).

Порядок и сроки заключения договора горячего водоснабжения установлен Правилами горячего водоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 642 (ред. от 26.03.2014).

Договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Договор горячего водоснабжения заключается в соответствии с типовым договором горячего водоснабжения, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Здравствуйте.

Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

В соответствии с ГК РФ отсутствие акцепта не является согласием с условиями предлагаемого договора, молчание не может считаться акцептом.

Заключение любого договора, в том числе и публичного (если он таковым является), предполагает наличие согласия обеих сторон. Условия публичного договора публикуются в СМИ, и договор считается заключенным с момента, когда вторая сторона (в данном случае собственник жилья) на него откликнется: либо придет и подпишет соответствующие бумаги, чем подтвердит готовность исполнять условия договора. Это значит, что если по каким либо причинам собственник дома не соглашается с условиями данного договора, он вправе не оплачивать счета – автоматически договор будет считаться незаключенным. Другими словами, принудить гражданина к заключению договора организация права не имеет.

Согласно ст. 421 Гражданского кодекса РФ, заключение договора возможно только с согласия потребителя, понуждение к заключению договора не допускается.

Здравствуйте!

Если Вы оплатили услуги, то договор считается заключенным.

Публичным договором согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Заключение публичного договора является обязательным для коммерческой организации, осуществляющей соответствующую деятельность.

Правила о заключении договора в обязательном порядке регулируются ст. 445 ГК РФ.

С учетом положений указанной статьи существует несколько вариантов заключения публичного договора.

В Вашем случае:

Предложение о заключении публичного договора (оферта) исходит от стороны, для которой заключение этого договора является обязательным

В целях заключения договора по данному варианту коммерческая организация должна направить потребителю проект договора в письменной форме. Если в течение тридцати дней потребитель не направит коммерческой организации протокол разногласий, то договор будет считаться заключенным в том случае, если потребитель совершит конклюдентные действия, подтверждающие его согласие заключить договор (акцепт) в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ. С учетом разъяснений, содержащихся в п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. № 14, договор будет признан заключенным, не только в случае оплаты потребителем товаров (работ, услуг) в соответствии с условиями проекта договора как это предусмотрено п. 3 ст. 438 ГК РФ, но и в случае фактического потребления (пользования) потребителем товаров (работ, услуг) коммерческой организации, независимо от факта оплаты.

Если же потребитель, получив проект договора, направит протокол разногласий коммерческой организации, то договор может быть заключен путем согласования условий сторонами, либо в случае спора - путем определения спорных условий договора судом (ст. 446 ГК РФ).

Публичный договор - одна из разновидностей гражданско-правовых отношений. Данное понятие раскрывается в ст. Смысл понятия сводится к продаже товаров) коммерческой организацией каждому обратившемуся. Речь идет об услугах, которые организация осуществляет по роду деятельности.

То есть публичный договор - это договор, имеющий гражданско-правовой характер и следующие характерные особенности:

1. Одним из субъектов такого договора обязательно является коммерческая организация. Это может быть муниципальное или унитарное государственное предприятие, общество или товарищество. Контрагент же - физическое (юридическое) лицо - потребитель предоставляемых услуг, товаров либо результатов работ.

2. Возможным субъектом публичного договора может быть далеко не каждая коммерческая организация. Это зависит от вида и характера ее деятельности. Существуют виды предпринимательской деятельности, рассчитанные на оказание услуг или продажу товаров всем без исключения обратившимся. Примерный перечень таких видов деятельности приведен в ст.426 ГК (пункт. 1).

Основные из них - розничная торговля, перевозка общественным транспортом, медицинские и гостиничные услуги, а также услуги связи и банковские (по привлечению средств во вклады).

3. Публичный договор касается деятельности, по содержанию соответствующей характеру основной деятельности данной организации. Например, если субъект оказывает медицинские услуги (поликлиника), то эта деятельность попадает под определение публичного договора. Но если эта же поликлиника покупает или продает имущество либо оборудование для своих нужд, то данный договор (купли-продажи) не относится к категории публичных.

Договор налагает на своих субъектов определенные правовые ограничения.

1. Такая коммерческая организация лишена права выбора партнера или отказа от При имеющейся возможности предоставления потребителю указанных в договоре товаров и услуг отказ от заключения договора считается необоснованным и несет все соответствующие правовые последствия.

2. Организация не имеет права отдавать предпочтение одним потребителям перед другими, за исключением случаев, оговоренных законодательством. Льготной категорией потребителей некоторых услуг являются ветераны ВОВ, инвалиды и некоторые другие.

3. Публичный договор предполагает одинаковые условия предоставления услуг (включая цены на товары) для всех потребителей, кроме случаев законных льгот для отдельных категорий.

4. В случае публичного договора споры по его условиям решаются в суде независимо от согласия или несогласия сторон. Этим публичный договор принципиально отличается от обычного гражданско-правового, споры по которому выносятся на рассмотрение суда лишь по взаимному согласию сторон.

Если уклонение организации от заключения такого договора признано необоснованным, последний может быть заключен принудительно. Потребитель при этом может потребовать возмещения убытков, понесенных из-за отказа заключить договор.

Кроме того, в интересах потребителей условия осуществления публичного договора (типовые правила, нормы и т. д.) могут устанавливаться как федеральным законодательным органом, так и постановлением правительства.

Существуют примерные типовые договоры для разных видов деятельности, на основании которых разрабатываются условия конкретного договора. Например, договор бытового обслуживания, поставки стройматериалов, подряда на конкретный вид работ. В таких типовых правилах учитывается различная специфика видов деятельности и формулируется механизм защиты прав потребителя от недобросовестного исполнения поставщиком услуг условий договора.

Публичный договор в гражданском праве.

Введение.

Современная практика экономической деятельности нуждается, как известно, в разнообразных правовых формах организации и регулирования хозяйственных связей. Договор применяется в этой плоскости давно и успешно, являясь юридическим инструментом обустройства хозяйственной жизни. Однако такая традиционность существования и оформления договорных взаимоотношений между хозяйствующими субъектами не исключает введения новых, ранее не упоминавшихся в законодательстве правовых понятий и категорий. К такого рода новеллам следует отнести и категорию публичных договоров, в обобщенном виде попавшую в арсенал действующего законодательства с вступлением в силу части первой нового Гражданского кодекса Российской Федерации.

В Гражданском кодексе выделяется особый тип гражданско-правового договора, так называемый публичный договор.

Данный договор заключается между коммерческой организацией, которая по характеру своей деятельности должна осуществлять продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг, и массовым потребителем.

Данный институт ещё развивается. Задача законодателя совершенствовать области публичного регулирования в договорном праве так, чтобы позволить обеспечить государству баланс интересов между хозяйствующим субъектом и гражданином-потребителем.

1.Понятие публичного договора.

В соответствии со ст.426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В ст. 426 содержится следующее определение публичного договора: "Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнении работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.)".

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ предоставление законом определённых преимуществ потребителю как экономически слабой и зависимой стороне преследует своей целью недопущение недобросовестной конкуренции и создание реальных гарантий в соответствии со ст.19 и 34 Конституции РФ соблюдения принципа равенства при осуществлении предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Ключевым признаком публичного договора является то, что деятельность, осуществляемая организацией, должна носить публичный характер. Для установления публичного характера деятельности коммерческой организации во всех случаях – как при заключении договоров, прямо названных в законе в качестве публичных, так и при заключении иных договоров – необходимо использовать критерий систематического осуществления деятельности, рассчитанной на неопределённый круг потребителей. Фактически такая деятельность в большинстве случаев опосредуется публичной офертой.

Критерии систематичности и неопределённости круга потребителей являются в отдельных случаях вторичными признаками, не всегда достаточными для установления публичного характера предпринимательской деятельности. Так как теоретически не исключена ситуация, когда публичный договор может быть заключен хозяйствующим субъектом одноразово, но это не означает, что к нему не применяются правила ст. 426 ГК РФ.

2.Субъекты публичного договора.

В качестве одного из субъектов такого договора должна выступать коммерческая организация: унитарное государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество либо производственный кооператив. Что касается контрагента такой организации, то в этой роли может оказаться любое физическое или юридическое лицо, которое в данной договорной связи является, как правило, потребителем товаров, работ, услуг, соответственно производимых или осуществляемых коммерческой организацией.

Некоторые правоведы считают, что к списку сильных контрагентов публичного договора следует добавить индивидуальных предпринимателей. Обоснованность включения в данный перечень индивидуальных предпринимателей подтверждается статьей 23 ГК РФ, согласно которой к предпринимательской деятельности граждан по общему правилу применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций. Кроме того, в практике гражданского оборота сложилось, что от индивидуальных предпринимателей исходит большая часть непосредственно предлагаемых публике товаров, работ, услуг.

Также к числу субъектов публичного договора стоит отнести и некоммерческие организации. Согласно ст.24 ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, служащую достижению целей, ради которых она создана. Такие организации при определённых условиях активно занимаются предпринимательской деятельностью, например, розничной торговлей, оказанием услуг и т.д. Практика современного оборота показывает, что единственной специфической чертой предпринимательской деятельности некоммерческих организаций является её осуществление для целей создания такой организации. В остальном данная деятельность обладает общими признаками самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, а потому в случае ее публичного характера должна обязывать к заключению договора с каждым, кто пожелает.

Другая сторона публичного договора именуется потребителем. Здесь неоднозначное толкование субъекта, а именно, с одной стороны согласно п.1 ст.426 ГК РФ публичный договор устанавливает обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые коммерческая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится, т.е. как физическое, так и юридическое лицо; как предприниматель, так и не являющийся предпринимателем. С другой стороны п.3 ст.426 ГК РФ предусматривает, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, что прямо свидетельствует о том, что другим субъектом публичного договора может быть только физическое лицо.

Далеко не все коммерческие организации могут быть признаны потенциальными субъектами публичного договора. Важное значение имеет характер деятельности такой организации. В связи с этим необходимо отметить, что среди многих различных видов предпринимательской деятельности выделяются такие, которые должны осуществляться соответствующими коммерческими организациями в отношении всех и каждого, кто к ним обращается. Хорошим ориентиром в определении таких видов деятельности является примерный перечень, содержащийся в п. 1 ст. 426 ГК. Действительно, все эти совершенно разнородные виды деятельности, опосредуемые различными гражданско-правовыми договорами, объединяет одна общая черта, а именно: коммерческие организации должны вступать в договорные отношения с любыми физическими и юридическими лицами, которые к ним обращаются.

3.Правовые последствия заключения публичного договора.

Из анализа текста ст. 426 ГК, а также иных норм материального и процессуального законодательства можно сделать вывод о наличии четырех видов последствий для коммерческой организации, являющейся субъектом публичного договора. К их числу относятся следующие:

1) для такой коммерческой организации исключается действие принципа свободы договора: она не вправе по своему усмотрению ни выбирать партнера, ни решать вопрос о заключении договора. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В противном случае поведение коммерческой организации будет рассматриваться как необоснованное уклонение от заключения договора со всем комплексом вытекающих из этого факта негативных последствий;

2) коммерческая организация, являющаяся субъектом публичного договора, не вправе оказывать предпочтение кому-либо из обратившихся к ней в отношении заключения договора потребителей. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены лишь законами и иными правовыми актами (к примеру, сегодня такого рода исключения имеются в законодательстве применительно к ветеранам войны, инвалидам и некоторым другим категориям потребителей);

3) условия публичного договора (в том числе о цене на товары, работы, услуги) должны устанавливаться одинаковыми для всех потребителей, кроме тех случаев, когда законами и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей;

4) в отличие от обычных гражданско-правовых договоров, споры по условиям которых могут быть переданы сторонами на рассмотрение суда лишь при наличии согласия обеих сторон, споры, связанные с заключением публичных договоров, а также разногласия сторон по отдельным условиям таких договоров должны разрешаться в судебном порядке независимо от того, имеется ли согласие на то обеих сторон.

В случае необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора, такой договор может быть заключен в принудительном порядке по решению суда. Более того, потребитель вправе потребовать и взыскания убытков, вызванных уклонением от заключения договора.

И наконец, еще одна особенность публичного договора, которая относится к специфике его правового регулирования, но также свидетельствует об ограничении действия принципа свободы договора в отношении данного договора. Согласно п. 4 ст. 426 ГК в случаях, предусмотренных законом, Правительству Российской Федерации предоставлено право издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.). Таким образом, законодатель априори исходит из того, что императивные правовые нормы, определяющие условия публичного договора, могут быть установлены не только федеральным законом, как это имеет место в большинстве случаев, но и постановлениями правительства.

Данное положение в полной мере учитывает специфику отношений, опосредуемых публичными договорами: как правило, это отношения определенных коммерческих организаций с массовым потребителем. Именно необходимость обеспечения защиты прав и законных интересов потребителей требует оперативного и гибкого регулирования условий публичных договоров.

Примерами публичных договоров являются договор розничной купли-продажи (ст. 492), договор проката (ст. 626), договор бытового подряда (ст. 730), договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (ст. 834), договор личного страхования (ст. 927).

Публичный договор – договор, заключенный коммерческой организацией, устанавливающей ее обязанности по продаже товаров, работ или оказанию услуг каждому, кто к ней обратится.

К числу субъектов публичного договора относятся не все коммерческие организации, а только те, которые выполняют определенные (публичные) виды деятельности.

Частичный перечень этих видов приводится п.1 ст.426 ГК РФ. К ним относятся розничная торговля, услуги связи, электроснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание.

Перечень публичных видов деятельности дополняется другими нормами кодекса, законами и нормативными актами. Например, п.2 ст.730 ГК относит к таким видам бытовой подряд.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора не допускается. Исключением является только один случай: организация не имеет возможности предоставить потребителю товары и услуги.

При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе предъявить в суд требование о понуждении заключить договор. Такой договор будет считаться заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления решения в силу (п.4 ст.445 ГК).

Публичный договор заключается коммерческой организацией с потребителем.

Закон о защите прав потребителей называет таковыми только граждан, приобретающих товары и заказывающих работы и услуги для личных нужд.

В статье 426 ГК, определяющей основные положения о публичных договорах, вопрос о том, может ли быть потребителем и юридическое лицо, остается открытым.

Нормы статьи 426 ГК, являясь общими нормами о публичном договоре, конкретизируются в отдельных видах (типах) договоров, в которых вопрос том, кто является потребителем, решается не однозначно.

Так, нормы о договорах бытового подряда и называют потребителями только граждан.

В других номах кодекса о публичных договорах прямых указаний в отношении субъектов этих договоров не имеется. Поэтому можно сделать вывод, что в таких договорах потребителем может быть не только гражданин, но и юридическое лицо.

Подобным образом закон решает вопрос об отнесении того или иного договора к публичному. Часть статей раздела IY ГК прямо называет ряд договоров публичным. Это уже упоминавшиеся договоры бытового подряда, розничной купли - продажи, перевозки общественным транспортом и другие.

Между тем статья 539 ГК, регулирующая договор энергоснабжения, к публичному этот договор не относит. Возможно, и потому, что в качестве такового он назван в статье 426 ГК. Но и без этого указания имеются все основания отнести договор электроснабжения к публичным договорам, поскольку он удовлетворяет совокупности признаков таких договоров.

Какие это признаки?

Во-первых, строго ограниченный состав субъектов договора: коммерческая организация и потребитель.

Во - вторых, коммерческая организация должна осуществлять свою деятельность в отношении каждого обратившегося к ней потребителя.

Третьим признаком можно назвать единые цены для каждого потребителя.

Определение публичности договора не по формальным (прямого указания о публичности в законе), а по материальным признакам в практической деятельности очень важно, поскольку закон позволяет сторонам как им предусмотренные, так и не предусмотренные.

В последнем случае, придя к выводу о публичности договора по содержащимся в нем признакам, потребитель получает немало преимуществ, которых бы он не имел при заключении обычного договора.

Преимущества заключаются в следующем.

Как уже упоминалось, потребителю не могут отказать в заключении договора.

Цены на товары, работы и услуги в публичном договоре устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Из пункта 2 ст.426 ГК следует, что цена может быть снижена (предоставлены льготы) для отдельных категории потребителей (участники войны, многодетные матери). Нарушение требования о цене договора закон признает недействительным (ничтожным) условием публичного договора.

Необоснованно уклоняющаяся от заключения договора коммерческая организация обязана возместить потребителю убытки, возникшие у него при необоснованном отказе от заключения договора. Не исключается и возмещение морального вреда.

Возбуждение преддоговорного спора по отдельным условиям договора потребителем не требует согласия на это коммерческой организации, как это было бы при разрешении в суде разногласий по обычному договору.

Как видите, публичный договор является прямой противоположностью Ограничивает он и другой основополагающий принцип гражданского права – невмешательство в частные дела. Целью таких ограничений является обеспечение правопорядка в наиболее важных областях жизни общества. Отсюда происходит и название договора: в переводе с латинского прилагательное «публичный» означает «общественный».

«Публичный договор» представляет собой конструкцию, оформляющую сложное правовое явление, которое может рассматриваться как система трех различных правоотношений. Термин «публичный» в данной конструкции, указывает на открытый для публики характер деятельности коммерческой организации – контрагента в договорных отношениях, но при этом не меняет общей частноправовой природы данного договора. В этой связи важно четко отличать понятие «публичный договор» в смысле ст. 426 ГК РФ от получающего все более широкое освещение в современной юридической литературе понятия «публичные услуги», под которыми понимаются услуги, оказываемые органами государственной власти, и в силу этого обладающие особой спецификой.

Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным признается договор, подлежащий заключению коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем в силу характера их деятельности с каждым, кто обратится за получением отчуждаемых ими товаров, производимых работ или указываемых услуг.

С учетом динамики развития правового явления публичного договора разграничиваются три стадии взаимоотношений сторон, складывающихся в данной области. Первая стадия протекает с начала осуществления коммерческой организацией публичной деятельности и до предъявления конкретным потребителем требования о заключении конкретного публичного договора. Вторая стадия протекает с момента предъявления конкретным потребителем требования о заключении конкретного публичного договора и до заключения такого договора (либо до отказа потребителя от предъявленного требования или до признания судом отказа коммерческой организации от заключения публичного договора обоснованным). Третья стадия охватывает правоотношение, вытекающее из конкретного договорного обязательства: от возникновения до прекращения (в связи с полным исполнением сторонами обязательств по договору или в связи с наступлением иных предусмотренных законом обстоятельств). 1

Механизм создания обязательства по заключению конкретного публичного договора аналогичен действию публичной оферты: публичная деятельность коммерческой организации предоставляет неопределенному кругу лиц право, осуществление которого влечет возникновение обязательства по вступлению в конкретное договорное отношение. Такое обязательство по своей природе аналогично предварительному договору, заключенному в результате акцепта потребителем публичной оферты на вступление в обязательство по заключению основного договора.

При заключении публичного договора посредством публичной оферты на первой стадии имеет место абсолютное правоотношение, в котором правам неопределенного круга потребителей противостоит состояние связанности коммерческой организации. Реализация данного права с необходимостью влечет возникновение конкретного договорного обязательства.

ГК РФ прямо относит ряд договоров к категории публичных, как-то: договор розничной купли-продажи (ст. 492); договор проката (ст. 626); договор бытового подряда (ст. 730); договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 789); договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (ст. 834); договор складского хранения, заключаемый товарным складом общего пользования (ст. 908); договор хранения в ломбарде принадлежащих гражданину вещей (ст. 919); договор хранения принадлежащих гражданину вещей в камерах хранения транспортных организаций общего пользования (ст. 923); договор личного страхования (ст. 927). Кроме того, указания на публичный характер отдельных договоров содержатся в ряде специальных законов. В то же время ст. 426 ГК РФ при определении публичного договора в силу широты указанных критериев использует несколько необычный для юридического текста прием, поясняя суть изложенного определения на конкретных примерах. Причем в отношении отдельных из указанных в ст. 426 ГК РФ примеров (например, медицинского и гостиничного обслуживания) указания на их публичный характер в специальных нормах ГК РФ или других законов отсутствуют. Как следствие, возникает неясность относительно перечня публичных договоров и целей указания на публичный характер отдельных из них в специальных статьях.

Критерии публичного характера договора в ст. 426 ГК РФ определены достаточно четко, чтобы в условиях цивилизованного рынка сглаживать неравенство вступающих в договорные отношения контрагентов. В тексте статьи 426 ГК РФ не содержится ссылки на то, что для признания договора публичным необходимо указание на такой его характер в специальной норме закона. Более того, приведенный законодателем в качестве иллюстрации перечень публичных договоров является открытым и включает договоры, как указанные публичными в специальных нормах, так и не указанные. Наконец, учитывая тот факт, что в российском гражданском праве допускается заключение договоров как предусмотренных, так и не предусмотренных гражданским законодательством (ст. 421 ГК РФ), установление требования об обязательном указании на публичный характер договора в специальной норме, поставило бы защиту слабой стороны в гражданском обороте в зависимость от сугубо формального критерия подведения сложившихся отношений под шаблон того или иного договорного вида.

Относительно целей особого указания в ГК РФ и специальных законах на публичный характер целого ряда договоров следует отметить, что такое указание в целом является полезным как способствующее большей ясности в правоприменении, поскольку в случае возникновения судебного спора для применения всего комплекса гарантий ст. 426 ГК РФ достаточно констатации наличия договорных отношений определенного вида. При этом не требуется специального установления публичного характера договора через самостоятельное доказывание ряда критериев.

§ 2. Особенности правового регулирования публичного договора по российскому гражданскому праву

Главным отличием данного института является определенное его отступление от общего принципа свободы договора. Правовой режим публичных договоров направлен, в первую очередь, на защиту интересов лиц, вступающих или желающих вступить в правоотношения с коммерческой организацией, которая по характеру своей деятельности должна на равных условиях заключать договоры с каждым лицом, которое к ней обратится. Субъектный состав данного вида договора, таким образом, является ключевым для квалификации публичных правоотношений: коммерческая организация с видом деятельности, ориентированным на широкое потребление его результатов, с одной стороны и потребитель, в большинстве своем гражданин, или юридическое лицо, с другой стороны. Отказ от заключения публичного договора со стороны коммерческой организации не допускается. Порядок заключения публичного договора, условия его исполнения для сторон могут определяться Правилами, утвержденными Правительством РФ.

Нормы публичного договора призваны обеспечить, в первую очередь, защиту интересов традиционно признанной более слабой стороны в правоотношении — гражданина-потребителя. Однако в практическом их применении возникают многочисленные споры о силе данных обеспечительных мер государства, осуществляющего свое вмешательство в общие принципы частного права.

Конкретный гражданско-правовой договор для того, чтобы он мог быть отнесен к разряду публичных, должен обладать следующими характерными признаками. Во-первых, в качестве одного из субъектов такого договора должна выступать коммерческая организация: унитарное государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество либо производственный кооператив. Что касается контрагента такой организации, то в этой роли может оказаться любое физическое или юридическое лицо, которое в данной договорной связи является, как правило, потребителем товаров, работ, услуг, соответственно производимых или осуществляемых коммерческой организацией. Во-вторых, далеко не все коммерческие организации могут быть признаны потенциальными субъектами публичного договора. Важное значение имеет характер деятельности такой организации. В связи с этим необходимо отметить, что среди многих различных видов предпринимательской деятельности выделяются такие, которые должны осуществляться соответствующими коммерческими организациями в отношении всех и каждого, кто к ним обращается. Хорошим ориентиром в определении таких видов деятельности является примерный перечень, содержащийся в п. 1 ст. 426 ГК. Действительно, все эти совершенно разнородные виды деятельности, опосредуемые различными гражданско-правовыми договорами, объединяет одна общая черта, а именно: коммерческие организации должны вступать в договорные отношения с любыми физическими и юридическими лицами, которые к ним обращаются.

И наконец, в-третьих, предметом договора, определяемого как публичный, должны выступать обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, по сути своей составляющие содержание именно той деятельности, которая по своему характеру должна осуществляться коммерческой организацией в отношении каждого, кто к ней обратится. К примеру, если энергоснабжающая организация заключает договор энергоснабжения с абонентом, такой договор безусловно является публичным. Однако если та же коммерческая организация выступает продавцом в договоре купли-продажи своего имущества, такой договор, естественно, не относится к категории публичных.

Основной вопрос в определении гражданско-правового договора как публичного заключается в выяснении правовых последствий такой квалификации. Из анализа текста ст. 426 ГК, а также иных норм материального и процессуального законодательства можно сделать вывод о наличии четырех видов последствий для коммерческой организации, являющейся субъектом публичного договора. К их числу относятся следующие:

1) для такой коммерческой организации исключается действие принципа свободы договора: она не вправе по своему усмотрению ни выбирать партнера, ни решать вопрос о заключении договора. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В противном случае поведение коммерческой организации будет рассматриваться как необоснованное уклонение от заключения договора со всем комплексом вытекающих из этого факта негативных последствий;

2) коммерческая организация, являющаяся субъектом публичного договора, не вправе оказывать предпочтение кому-либо из обратившихся к ней в отношении заключения договора потребителей. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены лишь законами и иными правовыми актами (к примеру, сегодня такого рода исключения имеются в законодательстве применительно к ветеранам войны, инвалидам и некоторым другим категориям потребителей);

3) условия публичного договора (в том числе о цене на товары, работы, услуги) должны устанавливаться одинаковыми для всех потребителей, кроме тех случаев, когда законами и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей;

4) в отличие от обычных гражданско-правовых договоров, споры по условиям которых могут быть переданы сторонами на рассмотрение суда лишь при наличии согласия обеих сторон, споры, связанные с заключением публичных договоров, а также разногласия сторон по отдельным условиям таких договоров должны разрешаться в судебном порядке независимо от того, имеется ли согласие на то обеих сторон.

В случае необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора, такой договор может быть заключен в принудительном порядке по решению суда. Более того, потребитель вправе потребовать и взыскания убытков, вызванных уклонением от заключения договора

При заключении публичного договора стороны руководствуются, прежде всего, требованиями, закрепленными в ст. 426 ГК РФ. Условия публичного договора определяют его вид. Публичные договоры, направленные на выполнение работ и услуг не ограничиваются тем перечнем, который определен в ст. 426 ГК РФ, а также в четвертом разделе ГК РФ («Отдельные виды обязательств»).

Заключая публичный договор, коммерческая организация, по общему правилу, не вправе признавать чьего-нибудь преимущества перед кем-нибудь. Исключение составляют случаи, предусмотренные законом и иными правовыми актами. Сходного содержания правило содержится в ст. 789 ГК применительно к отношениям по перевозке. Согласно этой статье перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Одна из особенностей публичного договора состоит в том, что цена товаров, работ и услуг, а также иные его условия устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, т.е. граждан и юридических лиц.

Вместе с тем в сфере бытового обслуживания действуют Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.97 № 490 1

Если у коммерческой организации имеется возможность предоставления потребителю определенных товаров, услуг, выполнения для него соответствующих работ, закон не допускает ее отказа от заключения договора. Необоснованное уклонение коммерческой организации от заключения публичного договора должно повлечь за собой определенные отрицательные последствия — применение правила п. 4 ст. 445 ГК. Оно предоставляет другой стороне возможность обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и о возмещении причиненных отказом убытков.

В связи с содержанием п. 4 статьи 426 ГК РФ следует учитывать, что еще до принятия ГК Закон о защите прав потребителей 2 предоставил Правительству РФ право только в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, регулировать отношения по защите прав этой категории граждан. Более того, в этом Законе закреплено правило, по которому исполнитель обязан возместить потребителю убытки, причиненные в результате необоснованного отказа в заключении договора на выполнение работ или оказание услуг. Тем самым ГК фактически не только воспринял данное положение, но и подтвердил правомерность ранее сложившейся нормотворческой практики, когда Правительством издаются постановления, утверждающие Правила, которые регламентируют отношения в отдельных отраслях сферы обслуживания. Вместе с тем в качестве подлежащих принятию обязательных правил в ГК названы «типовые договоры, положения и т.п.»

Типовые договоры могут регулировать также имущественные отношения, выходящие за пределы сферы обслуживания.

Таким образом, порядок заключения публичного договора носит диспозитивный характер, когда договор со стороны акцептанта заключается без какого-либо понуждения, т.е. на усмотрение акцептанта. Но при этом со стороны оферента не может быть никому отказано вы заключении договора, в чем и выражается публичность оферты.

Список использованной литературы

    Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// Российская газета. – 25 декабря 1993 г.

    Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. (в ред. ФЗ от 29.06.2009 № 132-ФЗ, от 17.07.2009 №145-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 24.07.2008 № 161-ФЗ, от 18.07.2009 №181-ФЗ) // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

    Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г (в ред. ФЗ от 09.04.2009 № 56-ФЗ, от 17.07.2009 № 145-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.

    О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 № 2-ФЗ, от 17.12.1999 № 212-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 21.12.2004 № 171-ФЗ, от 27.07.2006 № 140-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 25.11.2006 № 193-ФЗ, от 25.10.2007 № 234-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ) // Российская газета от 7 апреля 1992 г.

    Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (с изменениями от 2 октября 1999 г., 15 сентября 2000 г., 1 февраля 2005 г.) // Российская газета от 3 июня 1997 г.

    Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 714 «Об утверждении порядка контроля за целевым использованием средств краткосрочной финансовой поддержки» // Российская газета от 26 июля 1995 г.

    Белов В. А. Гражданское право: Общая и особенная части: Учебник. – М.: Центр ЮрИнфоР, 2009.

    Бабаев А. Б., Белов В. А. Проблемы общего учения о гражданском правоотношении // Гражданское право: Актуальные проблемы теории и практики / Под ред. В. А. Белова. М.: Юрайт-Издат, 2007.

    Гражданское право / Под ред. С.С. Алексеева. – М.: Проспект, 2009.

    Гражданское право. Учебник /Под ред. АЛ. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

    Левченко О. С. Конструкция публичного договора: постановка проблемы // Общество и право. – 2008. – № 3. – С. 115-117.