Федерального закона о фонде переселения. Федеральный закон о расселении ветхого жилья

К сожалению, ещё довольно много россиян проживают в домах довоенной и послевоенной постройки. В этих постройках нет необходимых коммуникаций и, зачастую, они разваливаются.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Какие есть меры государственной помощи таким гражданам?

Что это такое

В России действует государственная программа помощи тем людям, которые проживают в аварийных строениях и домах. Помощь заключается в расселении этих граждан в более комфортабельные условия.

Чтобы граждане смогли получить новое жильё, уполномоченная комиссия должна вынести положительное решение о расселении, а сам старый дом признать аварийным, то есть опасным для проживания в нём людей.

До 2019 года гражданам предоставляли жильё на безвозмездной основе. То есть, взамен непригодного государство выделяло благоустроенное жильё. Это касалось как собственников, так и нанимателей.

В зависимости от того, на основании какого права пользуются аварийным жильём, предоставлялось новое либо той же площади, либо по количеству зарегистрированных.

После 2019 года программа прекратила своё действие, но разрабатываются новые нормы для расселения.

Теперь предлагается гражданам, проживающим в таком жилье, стать соинвесторами строительства для них новых жилых комплексов.

По каким правилам осуществляется расселение

Прежде чем стать участником программы на расселение, необходимо чтобы жильё было признано непригодным для проживания. Делается это на основании акта специальной межведомственной комиссии.

Именно она принимает решение о включении дома в программу. Сейчас расселяют дома, которые были признаны таковыми до 2012 года.

Прежде чем подавать заявление на созыв комиссии, жильцы должны провести экспертизу.

Проводить её могут специальные учреждения, имеющие действующий СРО-допуск на осуществление таких работ.

Проводить экспертизу нужно в следующих случаях:

Таким образом, непригодными для проживания в нём граждан признаются следующие жилые помещения:

Все квартиры в доме, который признан аварийным находящиеся на таких территориях, которые непригодны для проживания на них граждан по показателям санитарно-эпидемиологической обстановки
Которые располагаются в районах схода оползней, лавин, высоких волн или других природных явлений исключение составляют те дома, которые находятся в таких зонах, но предотвратить такие явления можно техническими средствами
Находящиеся в зонах вероятных техногенных или природных катастроф
Дома, в которых превышается допустимый уровень шума например, вблизи аэропорта или новой автомагистрали
Из домов, которые были серьёзно разрушены вследствие несчастных случаев например, пожара или взрыва бытового газа
Дома, находящиеся под линиями электропередач которые на высоте до 1,8 км создают напряжённость электрического поля более 50Гц

Дома, которые отвечают таким требованиям, непригодны для проживания в них людей, так как это может нанести вреди их здоровью или жизни.

Видео: расселение аварийного жилья. Консультация юриста палаты недвижимости

Кто может рассчитывать

Правом на расселение из аварийного дома обладают как владельцы, так и наниматели жилья.

Чтобы получить право на расселение, необходимо занимать жильё по , а не коммерческому найму.

Чтобы получить благоустроенное жильё в соцнайм, необходимо соблюдать очерёдность предоставления:

В порядке очерёдности предоставляется только муниципальное жильё, которое впоследствии можно и оформить себе в собственность.

Поэтому, когда дом расселяется государством, то оно же и выделяет людям благоустроенное (не обязательно новое) жильё, соответствующее принятым нормам комфорта.

Если же в расселяемом доме есть помещения, находящиеся в собственном владении, то государство предлагает, либо денежную компенсацию, либо квартиру.

При выделении нового жилья гражданам, которые проживают в аварийных домах, учитывается так же и имущественный фактор.

То есть, семьи, имеющие официальный статус малоимущих или нуждающихся, получат жильё в первую очередь.

Закон о расселении ветхого и аварийного жилья

Существуют законодательные нормы, которые регулируют расселение граждан из аварийного жилья.

Эти нормы призваны обеспечить гражданам безопасность проживания и обеспечение новым комфортабельным жильём.

Жилищный кодекс

До 2019 года действовала, принятая на федеральном уровне, государственная программа. С наступлением 2019 года, она закончила своё законное действие.

Но, так как ещё довольно большое количество наших соотечественников проживают в непригодных помещениях, было принято решение продлить программу, но внести в неё изменения.

В частности:

Как считают власти, такие меры помогут понять гражданам, что жильё — это не подарок от государства, а приобретённая на свои средства недвижимость.

Это сделка по приобретению недвижимости, а, следовательно, это финансовая и материальная ответственность.

Признание дома непригодным для проживания

Дом расселяется тогда, когда он признаётся опасным для жизни и здоровья проживающих в нём людей.

Но для признания этого факта необходимо предпринять следующие шаги:

После 2019 года порядок несколько поменялся. Если межведомственная комиссия примет положительное решение, то собственникам и нанимателям будет предложено стать соинвесторами в строительстве нового жилья.

Это значительно ускоряет процесс расселения, так как «подарка» от государства можно ждать несколько лет.

Для инвестирования в строительство можно использовать как личные средства граждан, так и привлекать заёмные средства банков. Можно обратиться за помощью в АИЖК.

У них разработано несколько программ поддержки государством граждан, которые нуждаются в жилье на основании признания «старого» непригодным.

Межведомственная комиссия

По результатам проведённого осмотра дома, комиссия должна вынести своё заключение. Оно составляется в соответствии с Постановлением Правительства № 47.

Дом будет признан аварийным и непригодным для проживания в нём людей после проведения целого комплекса экспертиз и исследований по обнаружению и выявлению нарушений технического и санитарного характера.

Межведомственная комиссия состоит из специалистов, имеющих соответствующее техническое образование. Как правило, это инженеры.

Но к осмотру дома могут быть привлечены лица, связанные с эксплуатацией конкретного дома.

К таковым относятся:

Состав комиссии также зависит от причин, по которым жильцы просят признать дом аварийным или непригодным.

Например, если это повышенный износ здания, то в комиссии будут преобладать инженеры и спасатели, а специалист из СЭС не нужен.

А если причина в ухудшении показателей санитарно-эпидемиологического характера, то нужны представители СЭС и спасатели, а инженеры — нет.

Как проводится процедура переселения

Прежде чем расселять дом, необходимо проверить его техническое и санитарное состояние. Для этого собирается комиссия, которая проводит необходимые исследования и экспертизы.

Критерии оценки состояния дома приведены в Постановлении Правительства № 47.

Это следующие параметры:

На основании этих показателей принимается решение о расселении дома. Как только решение будет принято, местные власти начинают искать подходящее благоустроенное жильё.

В каждом регионе установлены свои сроки переселения. Как правило, это полгода с момента принятия решения комиссией.

На практике же, расселение затягивается на годы. Сейчас расселяют дома, которые были признаны непригодными до 01. 01. 2012 года.

Программа сноса жилья

До 2019 года действовала федеральная программа по расселению ветхого и аварийного жилья.

В федеральной программе были прописаны общие правила признания жилья непригодным и дальнейшего расселения людей. Но с наступлением нового, 2019 года, эта программа прекратила своё действие.

Реализация столь масштабных задач предполагает объединение усилий всех уровней власти, а также требует соответствующего экономического поведения самого гражданина, будь он собственник жилого помещения, либо нуждающийся в жилье или улучшении жилищных условий.

Катализатором темпов решения вышеуказанных задач стала возможность получения средств федерального бюджета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Федерального закона от 21.07.2007

Действующая в муниципальном образовании «г.Сорочинск» программа "Улучшение жилищных условий населения ", включающая в себя несколько жилищных подпрограмм по обеспечению граждан жильем, в том числе и подпрограмму переселения граждан из жилья, непригодного для проживания, призвана исполнить обязательства государства по обеспечению жильем граждан, вставших в очередь до вступления в законную силу Жилищного кодекса РФ - 01.03.2005г., свести к минимуму долю жилья, непригодного для проживания, увеличить объемы ввода жилья.

За последние три года в городе Сорочинске отремонтировано 53 дома. В настоящий момент проводятся капитальные ремонты 22 двухэтажных домов, в том числе по ул. Карла Маркса. В скором времени привлекательный вид этих домов с отремонтированной кровлей и одинаковыми фасадами украсит центральную улицу нашего города. По Федеральному Закону № 185 "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", за три года выделено более 42 млн. рублей. Эти работы произведены впервые за многие десятки лет.

В связи с выходом Федерального Закона - 185 "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" граждане Сорочинска и участники программ, в рамках реализации этого закона, часто обращаются в органы власти с отдельными вопросами, ответы на особо интересующие граждан вопросы мы решили опубликовать.

ВОПРОС: Какой дом относится к многоквартирному дому ?

ОТВЕТ: Многоквартирным домом называется дом, в котором расположены две квартиры и более, выходящие в подъезд или на земельный участок.

ВОПРОС: Если наш дом будет включен в Программу капитального ремонта многоквартирных домов в рамках Федерального закона № 185-ФЗ, то сколько денег мы получим от государства на капитальный ремонт ?

ОТВЕТ: Собственники, выбравшие ТСЖ или управляющую организацию получат финансовую поддержку в объеме 95% от стоимости ремонта.

ВОПРОС: Какие виды работ по ремонту дома можно делать за счет средств ФОНДА ?

ОТВЕТ: За счет средств Фонда можно производить ремонт:

Внутридомовых инженерных систем, электро-тепло-водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электроэнергии)

Подвальные помещения, относящиеся к общему имуществу

Фасады(утепление и ремонт)

ВОПРОС:Какие цели и задачи капитального ремонта дома ?

ОТВЕТ: Капитальный ремонт дома проводится с целью улучшения условий проживания, проведение мероприятий энергосбережения, проведение мероприятий по энергосбережению, улучшения технического состояния дома и продления его жизни.

ВОПРОС: Какая подрядная организация может проводить капитальный ремонт в многоквартирном доме ?

ОТВЕТ: Организация любой формы собственности, выбранной собственниками помещений, которая имеет право(лицензию) на этот вид деятельности и выигрывшая тендер в конкурсе, объявленном собственником на проведение капитального ремонта.

ВОПРОС: Являются ли средства, выделенные на проведение капитального ремонта в рамках Закона №185-ФЗ, бюджетными, или это внебюджетные средства Фонда ?

ОТВЕТ: Средства Фонда, не являются бюджетными. Однако с момента поступления средств Фонда в бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет средства Фонда становятся составной частью бюджета, в доход которого поступили.

Конечному получателю (ТСЖ, ЖСК, управляющей организации) средства предоставляются в виде субсидий из бюджета.

ВОПРОС: В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» ст. 15, п. 3 региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов должна содержать обоснование объема средств на проведение капитального ремонта. Что подразумевается под обоснованием объема средств, если в соответствии с п. 5 денежные средства Фонда возможно направлять на разработку проектной документации и проведение государственной экспертизы проектов ?

ОТВЕТ: Под обоснованием объема средств понимается технико-экономическое обоснование необходимых расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Объем финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов определяется предельной стоимостью проведения капитального ремонта, перечнем и объемом работ в многоквартирных домах, включенных региональную программу, с учетом положений статьи 18 Федерального закона. В расходы на проведение капитального ремонта могут быть включены расходы на разработку проектной документации, если для проведения капитального ремонта многоквартирного дома в соответствие со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации требуется разработка такой документации.

ВОПРОС: Подпадает ли под действие Закона 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21.07.2007 г. многоквартирный жилищный фонд, находящийся в ведении (пользовании) отдельных организаций (ведомственный) ?

ОТВЕТ: Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не предусматривается предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирного дома все помещения, в котором принадлежат одному собственнику.

ВОПРОС: Имеются ли конкретные примеры показателей выполнения региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (какие показатели рекомендуются: количество домов, количество проживающих, объем выполнения работ и т.д.) ?

ОТВЕТ: Рекомендуемые показатели выполнения региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов приведены в приложение 2 к Методическим рекомендациям по разработке региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов размещенных на официальном сайте Фонда. Основными индикаторами выполнения региональной программы являются доля многоквартирных домов, в которых будет произведен капитальный ремонт от общего количества многоквартирных домов в муниципальном образовании, средняя стоимость проведения капитального ремонта, объем финансирования ремонтных работ за счет средств Фонда, республиканского и местных бюджетов, а также собственных средств собственников, количество многоквартирных домов, в которых будут созданы ТСЖ в ходе реализации программных мероприятий.

ВОПРОС: Федеральный закон №185-ФЗ предусматривает получение средств Фонда для тех домов, в которых выбран способ управления - товариществом собственников жилья либо управление управляющей организацией.

Минрегион России и Фондом в отношении многоквартирных домов, где собственники помещений выбрали непосредственный способ управления, высказывалась позиция о том, что такие многоквартирные дома могут получить финансовую поддержку на капитальный ремонт за счет средств Фонда и предлагался механизм предоставления и расходования средств Фонда.

ВОПРОС: Просим дать ответ возможно ли многоквартирные дома, где собственники помещений выбрали непосредственный способ управления включать в муниципальные и региональную адресные программы капитального ремонта многоквартирных домов соответственно до внесения соответствующих изменений в Федеральный закон № 185-ФЗ.

ОТВЕТ: В соответствии с частями 4 и 6 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» средства Фонда могут быть израсходованы на проведение капитального ремонта многоквартирных домов включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта и управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах.

Таким образом, средства финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, предоставляемые в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ не могут расходоваться на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, управление которыми осуществляется непосредственно собственниками помещений.

ВОПРОС: В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона № 185-ФЗ орган местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - принимают решение о включении в муниципальную адресную программу или региональную адресную программу многоквартирных домов, при наличии решений общих собраний членов товариществ собственников жилья, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах об участии в указанной адресной программе.Согласно п. 6 ст. 20 указанного закона необходимо решение общего собрания, о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с настоящим Федеральным законом. Необходимо ли принятие данных решений одновременно или указанные решения принимаются отдельно ?

ОТВЕТ: Решения общего собрания членов товариществ собственников жилья, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах (далее - решение собрания) по вопросу участия в адресной программе и по вопросу долевого финансирования капитального ремонта могут быть приняты как одновременно, так и отдельно. Вместе с тем, отсутствие решения собрания об участии в адресной программе является основанием для отказа во включении в указанную программу. Отсутствие решения собрания о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» является основанием для отказа в перечислении указанным лицам средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с указанным Федеральным законом.

ВОПРОС: Исходя из каких параметров должна рассчитываться предельная стоимость проведения капитального ремонта в расчете на один квадратный метр общей площади помещений в многоквартирных домах ?

ОТВЕТ: При расчете предельной стоимости капитального ремонта одного метра квадратного в многоквартирном доме рекомендуется учитывать:- перечень работ по капитальному ремонту, установленный частью 3 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», включая мероприятия по энерго-, ресурсосбережению, в том числе установку общедомовых приборов учета потребления коммунальных ресурсов и систем регулирования теплопотребления в многоквартирном доме с максимальным уровнем благоустройства и наиболее сложными конструктивными и техническими параметрами в данном муниципальном образовании;- данные по среднему уровню рыночных цен, сложившихся в муниципальном образовании, на отдельные виды работ по капитальному ремонту с использованием современных эффективных строительных материалов и технологий.

ВОПРОС:Средства на капитальный ремонт многоквартирных домов разрешается использовать на проектные работы. В отдельных многоквартирных домах целесообразна замена мягкой кровли на двухскатную жесткую кровлю с покрытием из шифера, металлического листа, металлопрофиля и других видов современных кровельных материалов. Указанный вид работ относится к реконструкции. Для понижения уровня грунтовых вод в подвалах многоквартирных домов также требуются проектные решения и проведение реконструкции зданий. Будет ли представляться финансовая поддержка на данные виды работ ?

ОТВЕТ: Часть 3 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» содержит исчерпывающий (закрытый) перечень работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, проведение которых финансируется за счет средств Фонда.Виды работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, не включенные в указанный перечень и работ по реконструкции многоквартирного дома не подлежат финансированию за счет средств Фонда. Данные работы могут финансироваться за счет средств собственников помещений многоквартирного дома, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования.

ВОПРОС: По каким критериям отбираются многоквартирные дома для включения их в муниципальную программу по проведению капитального ремонта на получение средств из Фонда ?

ОТВЕТ: Порядок, критерии и основания включения многоквартирных домов в муниципальные адресные программы определяется органами местного самоуправления с учетом требований к региональной программе, установленных статьей 15 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

ВОПРОС: Согласно пункту 5 статьи 15 направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства могут использоваться также на разработку проектной документации для капитального ремонта и проведение государственной экспертизы такой документации. Означает ли это, что при формировании региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов можно первым этапом запланировать выполнение проектно-сметных работ, а затем (вторым этапом) - непосредственное выполнение работ, указанных в пункте 3 статьи 15 ? Кто должен выступать инициатором проведения экспертизы сметной документации, управляющая компания или уполномоченный орган местного самоуправления ?

ОТВЕТ: Порядок формирования региональной адресной программы определяется субъектом Российской Федерации.

Требования к содержанию региональных адресных программ установлены статьями 15 и 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Государственная экспертиза проектной документации осуществляется в порядке, установленном статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Орган местного самоуправления может осуществлять экспертизу сметной документации в рамках обоснования затрат (расходов) на проведение капитального ремонта.

ВОПРОС: Может ли орган местного самоуправления в рамках реализации подпункта 2 пункта 6 статьи 20 принять решение о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, из средств городского бюджета (без привлечения средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме) ?

ОТВЕТ: Согласно пункту 2 части 6 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», решение о долевом финансировании капитального ремонта за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме не менее чем пять процентов общего объема средств должно приниматься на общем собрании таких собственников. Орган местного самоуправления соответствующих полномочий не имеет. Источником средств могут быть только средства собственников помещений в многоквартирном доме.

ВОПРОС: Учитывая ограниченный перечень видов работ определенных пунктом 3 статьи 15 федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ, будет ли приниматься в зачет долевого финансирования за счет средств регионального бюджета или бюджетов муниципальных образований финансирование расходов по дополнительным видам работ (ремонт фундаментов, балконов, систем противопожарной безопасности и др.), связанных с безопасностью проживания в многоквартирных домах ?

ОТВЕТ: Обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов только работ, перечисленных в части 3 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

ВОПРОС: При формировании адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов целесообразно ли планировать работы капитального характера в целом по дому за один год, или же с разбивкой по видам работ и по годам их выполнения ?

ОТВЕТ: При составлении планирования капитального ремонта многоквартирного дома необходимо учитывать реальные потребности в капитальном ремонте многоквартирных домов и планировать проведение комплекса работ т указанных в пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185 -ФЗ.

ВОПРОС: Ремонт отмосток в МКД необходим для защиты фундаментов и подвалов, в большинстве случаев они разрушены. Можно ли включать их восстановление согласно условиям фонда.

ОТВЕТ: Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не предусматривает возможность расходования средств предоставляемых в соответствие с указанным Федеральным законом на ремонт отмосток.

ВОПРОС: Возможна ли установка приборов учета в МКД* без проведения предварительных работ, предусмотренных п. 3 ст. 15 ФЗ 185 ?

ОТВЕТ: Согласно пункту 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170 и пункту 6 приложения 8 к указанным Правилам установка приборов учета коммунальных ресурсов может проводиться в рамках капитального ремонта, только в случае замены инженерных сетей.

ВОПРОС: Будет ли предусмотрен механизм перераспределения денежных средств, предусмотренных на конкретный дом при изменении способа управления либо смене управляющей организации в течение финансового года ?

ОТВЕТ: Выбранный способ управления многоквартирным домом влияет только на получения финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Если изменение способа управления многоквартирным домом ведет к несоблюдению условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и требований Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» субъект Российской Федерации должен проинформировать Фонд и приостановить финансовую поддержку на проведение капитального ремонта в таком доме. Если новый способ управления многоквартирным домом соответствует условиям и требованиям указанного Федерального закона субъект Российской Федерации (с соблюдением требований пункта 1 части 2 статьи 15) вправе включить таком многоквартирный дом в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и в последующую заявку.

Мы постарались ответить на вопросы, с которыми обращаются жители г.Сорочинска.

Конечно, много приходится слышать замечаний в адрес подрядчиков, которые готовы исправить все недочеты. Но в основном мы слышим добрые слова благодарности от граждан. Жителям тоже необходимо набраться терпения, потому как все новое требует времени и приобретения опыта.

Пресс - служба администрации г.Сорочинска.

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О переселении граждан из аварийного жилищного фонда
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года.

Статья 2. Основания и порядок признания многоквартирных домов аварийными

1. Основанием для признания многоквартирного дома аварийным является наличие негативных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить постоянное проживание граждан в жилых помещениях, расположенных в таком доме , вследствие угрозы безопасности жизни и здоровья граждан, в том числе связанной с ухудшением эксплуатационных характеристик такого дома или отдельных его частей в результате физического износа в процессе эксплуатации такого дома, а также вследствие аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуаций, вследствие террористических актов, иных неправомерных действий третьих лиц, которые привели к снижению до недопустимого уровня надежности многоквартирного дома, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Перечень критериев признания многоквартирного дома аварийным устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Многоквартирный дом не может быть признан аварийным в случае, когда без проведения реконструкции такого дома возможно минимизировать влияние указанных в части 1 настоящей статьи негативных факторов среды обитания человека до допустимого уровня, в том числе путем проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в таком доме.

3. Признание многоквартирных домов аварийными осуществляется органами государственного жилищного надзора (далее – уполномоченный орган) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Решение о признании многоквартирного дома аварийным должно содержать следующие сведения:

1) кадастровый номер и адрес многоквартирного дома;

2) кадастровый номер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (при его наличии);

3) характеристика обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным;

4) возможный срок временного проживания граждан в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме , с указанием даты вывода данного многоквартирного дома из эксплуатации и запрета на использование жилых помещений в таком доме.

5. Порядок информирования о решениях принятых уполномоченным органом, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом требований Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства"

Статья 3. Реестры многоквартирных домов, признанных аварийными

1. В целях учета сведений о многоквартирных домах, признанных аварийными, осуществляется ведение реестров, содержащих сведения о таких домах.

2. Сведения о многоквартирных домах, признанных аварийными, вносятся в следующие реестры:

1) региональный реестр многоквартирных домов, признанных аварийными (далее – региональный реестр аварийных домов);

2) сводный федеральный реестр многоквартирных домов, признанных аварийными (далее – федеральный реестр аварийных домов).

3. Ведение регионального реестра аварийных домов осуществляется уполномоченным органом. Ведение федерального реестра аварийных домов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

4. В региональный реестр аварийных домов вносятся следующие сведения о многоквартирном доме , признанном аварийным:

1) сведения, содержащиеся в решении о признании многоквартирного дома аварийным, в соответствии с требованиями, установленными часть 4 статьи 2 настоящего Федерального закона;

2) сведения о гражданах, имеющих право на получение в пользование для постоянного проживания других жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда социального использования в связи с их переселением из жилых помещений, расположенных в признанном аварийным многоквартирном доме, заявивших о реализации своего права на переселение и принятых на учет нуждающихся в переселении;

3) сведения о находящихся у граждан в пользовании или принадлежащих на праве собственности жилых помещениях, в многоквартирном доме, признанном аварийным;

4) сведения о включении многоквартирного дома, признанного аварийным, в региональную программу переселения граждан из признанных аварийными многоквартирных домов;

5) сведения о переселенных гражданах и жилых помещениях, предоставленных таким гражданам в связи с их переселением;

6) срок для принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, решения о сносе или реконструкции такого дома и срок, к истечению которого указанный дом должен быть снесен или реконструирован;

7) сведения о предложениях, связанных с реконструкцией или сносом многоквартирного дома, признанного аварийным, в том числе со строительством иного объекта капитального строительства на месте такого дома, либо по покупке всех помещений в таком доме, поступившие в установленном настоящим Федеральном законе порядке в орган местного самоуправления от заинтересованных лиц;

8) сведения об инициированных органом местного самоуправления общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными;

9) сведения о принятом собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, решении о сносе или реконструкции указанного дома;

10) информация о проведении органом местного самоуправления публичных торгов по отбору лиц, заинтересованных участвовать, в том числе за счет своих средств, в реконструкции многоквартирного дома, признанного аварийным, или в сносе такого дома и строительстве объекта капитального строительства на месте такого дома, покупке всех помещений в таком доме (далее – инвестор) и результатах таких торгов.

5. Состав сведений федерального реестра аварийных домов, а также порядок ведения указанного реестра устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

6. Сведения, содержащиеся в региональных реестрах аварийных домов и федеральном реестре аварийных домов, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению в размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Статья 4. Категории граждан, имеющих право на переселение из многоквартирного дома, признанного аварийным

1. Право на переселение из жилых помещений, расположенных в признанном аварийным многоквартирном доме, имеют граждане, которые являются нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации, при условии, если такие граждане являются малоимущими с учетом критериев, установленных в соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации, или соответствуют критериям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 91 3 Жилищного Кодекса Российской Федерации, постоянно проживали в жилых помещениях, расположенных в таком доме, на дату принятия решения о признания такого дома аварийным и являются нанимателями жилых помещений, расположенных в таком доме, по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения, расположенного в таком доме, по договору социального найма, договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, расположенных в таком доме, или членами семьи собственника жилого помещения, расположенного в таком доме, либо членами жилищного кооператива, не выплатившими пай за жилое помещение, расположенное в таком доме, или членами семьи члена жилищного кооператива, не выплатившего пай за жилое помещение, расположенное в таком доме, проживающими совместно с таким членом жилищного кооператива в данном жилом помещении. Указанное условие о постоянном проживании граждан в жилых помещениях, расположенных в признанном аварийным многоквартирном доме, на дату принятия решения о признании такого дома аварийным не применяется к несовершеннолетним детям, вселенным в такие жилые помещения после данной даты.

2. Правила настоящей статьи не применяются к гражданам, которые с даты принятия решения о признания многоквартирного дома аварийным для приобретения права на переселение совершили действия, повлекшие ухудшение их жилищных условий, в связи с чем данные граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации. К указанным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:

1) отчуждение жилого помещения;

2) обмен или мена жилыми помещениями;

3) невыполнение условий договора социального найма, договора найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда социального использования, повлекшее выселение в судебном порядке, либо расторжение указанных договоров по инициативе гражданина.

Статья 5. Принципы переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными

1. Указанным в статье 4 настоящего Федерального закона категориям граждан в связи с их переселением из жилых помещений, расположенных в признанных аварийными многоквартирных домах, предоставляются другие жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда социального использования.

2. Указанным статье 4 настоящего Федерального закона категориям граждан, которые являются малоимущими с учетом критериев, установленных в соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в связи с их переселением из жилых помещений, расположенных в признанных аварийными многоквартирных домах, предоставляются другие жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

3. Указанным в статье 4 настоящего Федерального закона категориям граждан, которые соответствуют критериям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 91 3 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в связи с их переселением из жилых помещений, расположенных в признанных аварийными многоквартирных домах, предоставляются другие жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

4. Переселение граждан, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, осуществляется при условии передачи ими в муниципальную собственность принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений, расположенных в таком доме (долей в праве общей долевой собственности на такие помещения). Органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять такие жилые помещения в муниципальную собственность. При оценке соответствия данных граждан критериям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации, и критериям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 91 3 Жилищного Кодекса Российской Федерации, стоимость указанных жилых помещений не учитывается.

5. Правила переселения граждан, определенные настоящим Федеральным законом, применяются к отношениям, возникающим в связи с принятием органом местного самоуправления решения о развитии застроенной территории, на которой расположен признанный аварийным многоквартирный дом, с учетом особенностей, установленных градостроительным законодательством.

Статья 6. Учет граждан, подлежащих переселению из многоквартирных домов, признанных аварийными

1. Учет граждан, имеющих в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона право на переселение из жилых помещений, расположенных в признанных аварийными многоквартирных домах, и заявивших о реализации своего права на такое переселение в установленном настоящим Федеральном законе порядке (далее – учет нуждающихся в переселении), осуществляется органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (далее – орган, осуществляющий учет нуждающихся в переселении).

2. Принятие на учет нуждающихся в переселении осуществляется на основании представленного гражданином заявления о принятии на такой учет и необходимых документов, подтверждающих соответствие условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, в орган, осуществляющий учет нуждающихся в переселении, по месту их жительства или через многофункциональный центр в соответствии с заключенным в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии между указанным органом и многофункциональным центром. В случаях, установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту их жительства.

3. Граждане для реализации своего права на переселение должны представить указанные в части 2 настоящей статьи заявления и документы не позднее срока, установленного органом местного самоуправления для представления такого заявления и который не может составлять менее шести месяцев со дня надлежащего уведомления граждан об установлении указанного срока. Принятие граждан на учет нуждающихся в переселении осуществляется в порядке очередности исходя из времени представления заявлений и документов, указанных в части 2 настоящей статьи. При этом дата, с которой гражданин считается принятым на учет нуждающихся в переселении, является дата представления заявления, указанного в части 2 настоящей статьи. Граждане, представившие такое заявление с нарушением установленного настоящей частью срока, принимаются на учет нуждающихся в переселении при условии , если данный срок нарушен по независящим от таких граждан причинам.

4. Порядок учета нуждающихся в переселении, в том числе порядок принятия на этот учет, отказа в принятии на него, снятия с него, устанавливается нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Сведения о гражданах, состоящих на учете нуждающихся в переселении, вносятся в региональный реестр аварийных домов не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о постановке таких граждан на учет, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Статья 7. Требования к жилым помещениям, предоставляемым гражданам в связи с их переселением из многоквартирных домов, признанных аварийными

1. Гражданам, которые являются малоимущими с учетом критериев, установленных в соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации, и состоят на учете нуждающихся в переселении, в связи с их переселением из жилых помещений, расположенных в признанных аварийными многоквартирных домах, предоставляются другие жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Жилое помещение по договору социального найма при переселении может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 58 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

2. Гражданам, которые соответствуют установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 91 3 Жилищного Кодекса Российской Федерации критериям и состоят на учете нуждающихся в переселении, в связи с их переселением из жилых помещений, расположенных в признанных аварийными многоквартирных домах, предоставляются другие жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Указанным гражданам жилые помещения по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 58 Жилищного Кодекса Российской Федерации, либо не более чем в два раза превышающей общую площадь жилого помещения, расположенного в соответствующем многоквартирном доме, признанном аварийным, и находящегося у них в пользовании по договорам социального найма, договорам найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или на праве собственности. Если в заявлении гражданина, принятого на учет нуждающихся в переселении, указано, что он согласен на предоставление по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилого помещения общей площадью менее нормы предоставления, размер общей площади предоставляемого жилого помещения может быть менее установленного размера, в том числе менее нормы предоставления , но не менее учетной нормы.

3. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам в связи с их переселением, применяются правила, установленные частями 7, 8 и 9 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определяется без учета общей площади жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, а также жилых помещений, являющихся комнатами в коммунальной квартире.

4. Предоставляемое гражданам в связи с их переселением другое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, в границах которого расположен соответствующий многоквартирный дом, признанный аварийным, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. При этом такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

5. Не допускается предоставление гражданам в связи с их переселением другого жилого помещения в виде комнаты.

6. В случае, если на дату вывода многоквартирного дома из эксплуатации и запрета на использование жилых помещений в таком доме в целях временного или постоянного проживания граждан другие жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда социального использования не предоставлены гражданам, вставшим на учет нуждающихся в переселении, такие граждане подлежат переселению в жилые помещения маневренного фонда для временного проживания до предоставления им других жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда социального использования в связи с их переселением.

Статья 8. Региональные программы переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными

1. Региональная программа переселения граждан из признанных аварийными многоквартирных домов (далее – региональная программа переселения граждан) утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации предоставления гражданам жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда социального использования в связи с их переселением из признанных аварийными многоквартирных домов, жилых помещений маневренного фонда для временного проживания граждан до завершения мероприятий по их переселению, планирования предоставления государственного финансирования, муниципального финансирования на такое переселение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников. Региональной программой переселения граждан определяются предельные сроки предоставления гражданам жилых помещений в связи с их переселением из многоквартирных домов, признанных аварийными.

2. Региональная программа переселения граждан формируется и актуализируется на основании сведений регионального реестра аварийных домов на срок, необходимый для переселения соответствующих граждан из всех многоквартирных домов, признанных аварийными на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:

1) перечень всех многоквартирных домов, включенных в региональный реестр аварийных домов и из которых с учетом установленных настоящим разделом правил должны быть переселены граждане;

2) плановый срок (график) переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, предусмотренный пунктом 1 настоящей части, в жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда социального использования;

3) источники и объем финансирования мероприятий по переселению граждан с указанием условий, на которых они должны быть переселены, по каждому многоквартирному дому, включенному в перечень, предусмотренный пунктом 1 настоящей части, в том числе потребности в финансировании капитальных вложений за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, потребности в привлечении средств из иных источников;

4) количество переселяемых граждан по каждому многоквартирному дому, включенному в перечень, предусмотренный пунктом 1 настоящей части;

5) общая площадь жилых помещений жилищного фонда социального использования, необходимая для переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, предусмотренный пунктом 1 настоящей части;

6) общая площадь жилых помещений маневренного фонда, необходимая для временного проживания граждан до завершения мероприятий по их переселению из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, предусмотренный пунктом 1 настоящей части, с учетом даты вывода многоквартирного дома из эксплуатации и запрета на его использование в целях временного или постоянного проживания граждан;

7) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу переселения граждан в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

3. Установленный региональной программой переселения граждан срок реализации мероприятий по переселению граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным, не может составлять более чем три года, начиная с года, следующего за годом, в котором в региональный реестр аварийных домов внесены сведения о принятом решении, которым такой дом признан аварийным, за исключением переселения граждан, заявления которых о намерении воспользоваться правом на переселение были поданы с пропуском установленного для подачи таких заявлений срока. Предельный срок переселения таких граждан не может составлять более чем 3 года с даты включения сведений о них в реестр аварийных домов.

4. Очередность переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными, определяется в региональной программе переселения граждан исходя из даты включения в региональный реестр аварийных домов сведений о принятом в установленном Правительством Российской Федерации порядке решения, которым соответствующий многоквартирный дом признан аварийным, установленной даты вывода такого многоквартирного дома из эксплуатации и запрета на использование жилых помещений, расположенных в таком доме, в целях временного или постоянного проживания граждан, а также из иных критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации.

5. Региональная программа переселения граждан подлежит актуализации не реже чем один раз в три года.

6. Порядок подготовки, утверждения и актуализации региональных программ переселения граждан, требования к таким программам, порядок предоставления органами государственного жилищного надзора, иными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и органами муниципального жилищного контроля, иными органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки и актуализации таких программ, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

7. Сведения о включении многоквартирного дома, признанного аварийным, в региональную программу переселения граждан вносятся в региональный реестр аварийных домов в течение трех рабочих дней со дня утверждения или соответствующей актуализации такой программы.

Статья 9. Предоставление жилых помещений в связи с переселением граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными

1. В связи с переселением жилые помещения по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам, которые состоят на учете нуждающихся в переселении, соответствуют при заключении указанных договоров установленным статьей 4 настоящего Федерального закона условиям. При этом в связи с переселением жилые помещения по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в соответствующем многоквартирном доме, признанном аварийным, также при условии одновременного заключения ими договоров о передаче в муниципальную собственность принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений, расположенных в таком доме (долей в праве общей долевой собственности на такие помещения).

2. Требования к порядку, форме и срокам информирования граждан, принятых на учет нуждающихся в переселении, в том числе к перечню сведений , периодичности, форме и месту их предоставления, периодичности, форме и месту размещения информации, об адресах планируемых к предоставлению в связи с переселением жилых помещений, их характеристиках, требования к порядку принятия соответствующих решений о предоставлении таких жилых помещений, информирования граждан о данных решениях устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Отказ граждан, состоящих на учете нуждающихся в переселении, от переселения в предоставляемые им в соответствии с установленным законодательством порядком жилые помещения, соответствующие предусмотренным законодательством требованиям, является основанием для выселения таких граждан на основании решения суда. Жилое помещение, предоставляемое таким гражданам, выселяемым в судебном порядке по указанному основанию, должно быть указано в решении суда о выселении. Если такие граждане являются собственниками жилых помещений, расположенных в признанном аварийным многоквартирном доме, из которого они подлежат переселению, отказ таких граждан от переселения в предоставляемые им в соответствии с установленным законодательством порядком жилые помещения, соответствующие предусмотренным законодательством требованиям, является основанием для снятия данных граждан с учета нуждающихся в переселении по решению суда.

4. Граждане, не являющиеся собственниками жилых помещений, расположенных в признанном аварийном многоквартирном доме, и не вставшие на учет нуждающихся в переселении граждан, подлежат выселению в судебном порядке из таких жилых помещений без предоставления других жилых помещений за исключением случая, если в суде установлено их право на переселение в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона или их выселение допускается только с предоставлением других благоустроенных жилых помещений.

Статья 10. Принятие собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, решения о сносе или реконструкции такого дома

1. Орган местного самоуправления в срок не позднее 10 рабочих дней со дня включения многоквартирного дома в региональный реестр аварийных домов обязан предъявить к собственникам помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, требование о принятии решения о сносе или реконструкции указанного дома и необходимости осуществления сноса или реконструкции указанного дома. В таком требовании должны быть определены срок для принятия указанного решения и срок, к истечению которого указанный дом должен быть снесен или начаты работы по его реконструкции. Сведения об указанных сроках, определенных органом местного самоуправления в таком требовании, должны быть внесены в региональный реестр аварийных домов не позднее трех рабочих дней со дня предъявления такого требования. Информация о таком требовании должна быть размещена на официальном сайте поселения, городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии официального сайта муниципального образования), опубликована в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения указанного многоквартирного дома и размещено в письменной форме в местах, доступных для всех собственников помещений в данном доме, при входе в подъезды данного дома не позднее двадцати рабочих дней со дня включения многоквартирного дома в региональный реестр аварийных домов.

2. Указанный в части 1 настоящей статьи срок для принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, решения о сносе такого дома или его реконструкции (далее - решение по аварийному многоквартирному дому) не может составлять менее срока, в течение которого допускается временное проживание граждан в жилых помещениях, расположенных в данном доме, с учетом установленной в решении о признании такого дома аварийным даты вывода данного дома из эксплуатации и запрета на использование жилых помещений в таком доме в целях временного или постоянного проживания граждан.

3. Указанный в части 1 настоящей статьи срок, к истечению которого многоквартирный дом, признанный аварийным, должен быть снесен или начаты работы по его реконструкции, не может составлять менее одного года со дня истечения срока, установленного для принятия решения по аварийному дому, но не менее чем три года, начиная с года, следующего за годом, в котором в региональный реестр аварийных домов внесены сведения о принятом решении, которым такой дом признан аварийным, за исключением случаев, когда определение более сокращенных сроков для завершения сноса такого дома или начала работ по его реконструкции после даты вывода его из эксплуатации необходимо в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан с учетом состояния прочности, устойчивости строительных конструкций, оснований указанного дома, которое свидетельствует об опасности обрушения указанного дома либо отдельных его элементов, что создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.

4. Собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес органа государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение. Сведения о данном решении должны быть внесены в региональный реестр аварийных домов не позднее трех рабочих дней со дня получения органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации копии указанного протокола.

5. В предусмотренные настоящей статьей сроки не включается время, в течение которого собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, решение по такому дому не могло быть принято из-за стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий или ввиду иных не зависящих от таких собственников обстоятельств, исключающих возможность проведения общего собрания таких собственников.

6. Решение, предусмотренное настоящей статьей принимается на общем собрании собственников помещений в данном доме в порядке, установленном настоящим жилищным кодексом Российской Федерации , и является обязательным для всех собственников помещений в данном доме.

Статья 11. Сроки реализация принятого собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, решения о сносе или реконструкции такого дома

1. В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, решения о реконструкции указанного дома заявление на получение разрешения на строительство в связи с реконструкцией указанного дома должно быть подано не позднее месяца со дня вывода данного дома из эксплуатации и запрета на использование жилых помещений в таком доме в целях временного или постоянного проживания граждан.

2. В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, решения о сносе указанного дома, снос такого дома должен быть осуществлен не позднее одного года с даты вывода данного дома из эксплуатации и запрета на использование жилых помещений в таком доме в целях временного или постоянного проживания граждан, если более продолжительный срок, к истечению которого многоквартирный дом, признанный аварийным, должен быть снесен, не установлен с учетом требований части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Содействие органа местного самоуправления принятию собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, решения о сносе или реконструкции такого дома

1. Со дня включения многоквартирного дома в региональный реестр аварийных домов лица, заинтересованные участвовать, в том числе за счет своих средств, в реконструкции многоквартирного дома, признанного аварийным, или в сносе такого дома и строительстве объекта капитального строительства на месте такого дома, покупке всех помещений в таком доме (далее – заинтересованные лица), вправе направить свои предложения по проведению работ и (или) оказанию услуг, связанных реконструкцией или сносом такого дома, в том числе со строительством иного объекта капитального строительства на месте такого дома, либо по выкупу всех помещений в таком доме (далее – предложения по аварийному дому) как собственникам помещений в таком доме, так и в орган местного самоуправления. Требования к составу информации, которая должны быть отражена в указанных предложениях, устанавливается субъектом Российской Федерации. Сведения о предложениях по аварийному дому, поступивших в орган местного самоуправления, вносятся в региональный реестр аварийных домов не позднее трех рабочих дней со дня получения органом местного самоуправления таких предложений.

2. В течение шести месяцев со дня включения многоквартирного дома в региональный реестр аварийных домов, но не позднее месяца до установленной в решении о признании такого дома аварийным даты вывода данного дома из эксплуатации и запрета на использование жилых помещений в таком доме в целях временного или постоянного проживания граждан, орган местного самоуправления формирует перечень поступивших предложений по аварийному дому и созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, для принятия решения по аварийному дому, если такое решение не было принято ранее либо принятое решение не было реализовано в установленные статьей 11 настоящего Федерального закона сроки.

3. Если на указанном в части 2 настоящей статьи общем собрании, созванном по инициативе органа местного самоуправления, собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме, признанном аварийным, не принято решения по аварийном дому, орган местного самоуправления по истечении трех месяцев со дня проведения указанного общего собрания , но не позднее месяца до установленной в решении о признании такого дома аварийным даты вывода данного дома из эксплуатации и запрета на использование жилых помещений в таком доме в целях временного или постоянного проживания граждан, созывает повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, для принятия решения по аварийному дому, если такое решение не было принято ранее.

4. Орган местного самоуправления на указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи общие собрания приглашает представителей заинтересованных лиц для представления ими своих предложений по аварийному дому собственникам помещений в таком доме, а также информирует собственников помещений в таком доме о перечне поступивших предложений по аварийному дому с предоставлением сведений о контактных данных представителей заинтересованных лиц, от которых получены данные предложения.

5. Проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, созываемых в предусмотренных настоящей статьей случаях по инициативе органа местного самоуправления, в форме заочного голосования не допускается.

6. Извещение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, созываемого в предусмотренных настоящей статьей случаях по инициативе органа местного самоуправления, должно быть направлено таким органом местного самоуправления каждому собственнику помещения в указанном доме заказным письмом или вручено каждому такому собственнику под роспись, размещено на официальном сайте поселения, городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии официального сайта муниципального образования), опубликовано в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения указанного многоквартирного дома и размещено в письменной форме в местах, доступных для всех собственников помещений в данном доме, при входе в подъезды данного дома не позднее одного месяца до дня проведения указанного общего собрания. В извещении о проведении указанного общего собрания должны быть указаны:

1) орган местного самоуправления, созывающий общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме;

Статья 14. Последствия не принятия либо не реализации собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, решения о сносе или реконструкции такого дома

1. Если в течение срока, определенного органом местного самоуправления в соответствии с частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, не принято решения по такому дому или принятое решение по аварийному дому не реализовано в срок, установленный статьей 11 настоящего Федерального закона, орган местного самоуправления вправе принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен такой дом, для муниципальных нужд в целях обеспечения использования такого земельного участка в соответствии с его целевым назначением.

2. Если состояние прочности, устойчивости строительных конструкций, оснований многоквартирного дома, признанного аварийным, свидетельствует об опасности обрушения указанного дома либо отдельных его элементов, что создает угрозу причинения вреда имуществу, жизни или здоровью неопределенного круга лиц и в течение срока, определенного органом местного самоуправления в соответствии с частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, не принято решения по такому дому или принятое решение по аварийному дому не реализовано в срок, установленный статьей 11 настоящего Федерального закона, земельный участок, на котором расположен такой дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд в целях обеспечения сноса или реконструкции такого дома. Решение об изъятии указанного земельного участка должно быть принято органом местного самоуправления не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения указанного срока.

3. В связи с принятым в указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи случаях решением об изъятии земельного участка, на котором расположен признанный аварийным многоквартирный дом, подлежат продаже с публичных торгов все помещения, принадлежащие собственникам помещения в таком доме, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. С учетом правила, предусмотренного частью 2 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, указанный земельный участок считается изъятым со дня продажи данных помещений. Продажа данных помещений на указанных публичных торгах осуществляется единым лотом с возложением соответствующих обязанностей по сносу или реконструкции указанного дома на покупателя этих помещений и с выплатой денежных средств, вырученных от такой продажи, каждому из собственников помещений в таком доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому из таких собственников помещения за вычетом расходов на проведение указанных публичных торгов. Методика определения начальной продажной цены таких помещений на публичных торгах по аварийному дому определяется Правительством Российской Федерации.

4. Публичные торги по аварийному дому проводятся в форме аукциона.

5. Публичные торги по аварийному дому объявляются не состоявшимися в случаях, если:

1) на такие торги явилось менее двух покупателей;

2) на таких торгах не сделана надбавка против начальной продажной цены;

3) лицо, выигравшее такие торги, не внесло покупную цену в установленный условиями проведения таких торгов срок.

6. Публичные торги по аварийному дому должны быть объявлены несостоявшимися не позднее, чем на следующий рабочий день после того, как имело место какое-либо из указанных в части 4 настоящей статьи обстоятельств.

7. Не позднее чем через месяц после первых публичных торгов по аварийному дому органом местного самоуправления проводятся повторные публичные торги по аварийному дому. Начальная продажная цена на повторных публичных торгах по аварийному дому, если их проведение вызвано причинами, указанными в пунктах 1 и 2 части 4 настоящей статьи, снижается путем последовательного снижения цены от начальной продажной цены на первых публичных торгах по аварийному дому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

8. Если повторные публичные торги по аварийному дому объявлены не состоявшимися, орган местного самоуправления в связи с принятым решением об изъятии земельного участка, на котором расположен признанный аварийным многоквартирный дом, вправе выкупить помещения у собственников помещений в таком доме (за исключением помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности). Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора - судом.

9. К лицу, которое приобрело на публичных торгах по аварийному дому помещения в таком доме, переходят обязанности бывших собственников помещений в таком доме по исполнению предъявленного им органом местного самоуправления требования о необходимости сноса или начала работ по реконструкции такого дома в течение определенного таким органом срока. Если данный срок истекает ранее шести месяцев со дня проведения указанных публичных торгов по аварийному дому либо уже истек на дату проведения таких торгов, орган местного управления устанавливает новый срок, по истечении которого указанный дом должен быть снесен либо начаты работы по реконструкции указанного дома. Такой новый срок не может составлять более одного года со дня проведения данных публичных торгов по аварийному дому. В случае нарушения указанных сроков применяются правила, установленные настоящей статьей.

Статья 15. Государственная, муниципальная и (или) иная поддержка собственников помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, и инвесторов

1. Финансирование работ в целях осуществления сноса или реконструкции многоквартирного дома, признанного аварийным, строительства нового объекта капитального строительства на земельном участке, на котором расположен такой дом, может осуществляться с применением мер государственной и (или) муниципальной финансовой поддержки собственников помещений в таком доме и (или) инвесторов за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета (далее - меры государственной и (или) муниципальной поддержки по аварийному дому), в том числе посредством предоставления гарантий, поручительств по кредитам или займам, в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

2. Меры государственной и (или) муниципальной поддержки по аварийному дому реализуются в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, посредством предоставления такой поддержки товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным указанными собственниками.

3. Меры государственной и (или) муниципальной поддержки по аварийном дому реализуются в отношении инвесторов только на условиях возвратности и возмездности предоставления этой поддержки. Условия определения размера процентов и (или) иных платежей в связи с предоставлением на возвратной и возмездной основе этой поддержки и формы возврата или возмещения этой поддержки определяются соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления принимают соответственно нормативные правовые акты и муниципальные правовые акты, которыми утверждаются порядок и условия предоставления мер государственной и (или) муниципальной поддержки по аварийному дому для случаев, когда соответствующие средства на реализацию такой поддержки предусмотрены соответственно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом, которым утвержден бюджет муниципального образования.

5. Перечень услуг и (или) работ, связанных со сносом или реконструкцией многоквартирного дома, признанного аварийным, строительством нового объекта капитального строительства на земельном участке, на котором расположен такой дом, и которые могут финансироваться за счет средств государственной финансовой поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, и (или) средств муниципальной финансовой поддержки, предоставляемых муниципальным образованием, определяется соответственно нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом.

6. Для приобретения, в том числе путем выкупа, муниципальным образованием в многоквартирном доме, признанном аварийным, помещений, принадлежащих на праве частной собственности, может предоставляться государственная поддержка за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации либо путем предоставления находящегося в государственной собственности имущества в порядке, установленном соответственно федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.

Статья 16

Президент

Российской Федерации

Проживание в ветхом и аварийном жилье крайне опасно. Граждане, которые имеют в собственности и по договору социального найма квартиры в таких домах имеют полное право претендовать на получение нового жилого помещения или, взамен его, компенсации. К сожалению, многие жильцы не знают об этом праве или о том, как им воспользоваться.

○ Законодательство о ветхом и аварийном жилье.

Подобного рода жилье несет в себе опасность во многих смыслах. На первом месте, конечно, жизни граждан, которые проживают в таких домах. Однако пострадать могут также коммуникации, городские дороги, имущество жильцов. Чтобы избежать подобных происшествий, государство принимает предупредительные меры в виде сноса ветхого и аварийного жилья и переселения из него граждан в современные и безопасные дома.

Обеспечивается реализация указанных действий посредством принятия на уровне субъектов РФ региональных адресных программ, в которых содержатся конкретные условия переселения граждан и предоставления им компенсаций. Наиболее ярким примером являются программа реновации в Москве и программа расселения граждан из ветхого и аварийного жилья в Санкт-Петербурге .

Все региональные проекты, касающиеся вопросов переселения, принимаются в соответствии с федеральными нормативными актами. Наиболее важным среди законов в данной области является ФЗ от 21.06.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Он определяет вектор развития жилищной сферы в России, а также содержит цели и задачи реформ, основные положения о региональных программах. Важную роль играет и Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее – ППРФ № 47), которое устанавливает критерии отнесения домов к категории аварийных и подлежащих сносу. Некоторые вопросы также регулируются Жилищным кодексом РФ.

○ Понятие ветхого и аварийного жилья.

Действующим законодательством понятие «ветхое жилье» не предусмотрено. Использование устаревшего термина обуславливается тем, что до вступления в силу Жилищного кодекса РФ действовал аналогичный законодательный акт РСФСР, принятый в далеком 1983 году. Сегодня в ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» содержит понятие только аварийного жилищного фонда.

  • Пункт 2 части 1 статьи 2 ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ»:
  • «Аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2012 года или применительно к положениям главы 6.3 настоящего Федерального закона после 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.»

Данное понятие, безусловно, тяжело понять человеку, не ориентирующемуся в жилищном законодательстве. На понятном для рядовых граждан языке ветхое и аварийное жилье – это такие жилые помещения, которые в результате проведенного обследования были признаны подлежащими сносу.

Признать квартиру аварийной может только специальная комиссия, действующая на уровне субъекта РФ. Однако это может сделать и местный орган, отвечающий за надзор в жилищной сфере в муниципальном образовании. Чтобы провести обследование в своем помещении, наниматель или собственник должен подать заявление и приложить к нему соответствующий пакет документов, предусмотренный п. 45 ППРФ № 47:

  1. Заявление о признании помещения аварийным.
  2. Копия документа, удостоверяющего право на жилое помещение. Это необходимо в случае, если в ЕГРН по тем или иным причинам квартира не зарегистрирована. В частности, это может быть договор купли-продажи, дарения или завещание.
  3. Заявления, жалобы иных жильцов на неудовлетворительные условия проживания. Предоставление их необязательно, но может служить дополнительным доказательством необходимости скорейшего обследования.
  4. Акт обследования жилого помещения, если заявление подает местный орган, отвечающий за жилищный надзор.

Чтобы подать заявление о признании квартиры аварийной, требуется знать критерии, которым должно отвечать жилое помещение. Несоответствие одного и более из них является условием, позволяющим рассчитывать на дальнейшее переселение. Согласно главе II ППРФ № 47, критериями признания жилого помещения пригодным к проживанию граждан являются:

  1. Работоспособное состояние несущих и ограждающих конструкций, не приводящее к разного рода деформациям и обеспечивающее безопасность граждан (отсутствие трещин, разрушений, повреждений).
  2. Обустройство и оборудование квартиры не несет угрозы жизни и здоровью граждан (ширина, высота, наклон лестницы, размеры дверных проемов).
  3. Обеспечение инженерными системами (электричество, газ, отопление, вентиляция, горячая и холодная вода), которые соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям.
  4. Наружные конструкции дома (внешние стены) должны обеспечивать теплоизоляцию (не менее 18°С в зимний период).
  5. Защищенность от проникновения дождевой, талой, грунтовой воды.
  6. Наличие лифта в домах, в которых 5 и более этажей.
  7. Иные критерии, указанные в главе II ППРФ № 47.

В сумме условий, которым должен соответствовать дом, порядка 20, и каждый из них должен быть проверен комиссией.

○ Снос ветхого и аварийного жилья.

В случае признания жилого помещения аварийным, должностные лица решают, подлежит дом реконструкции или сносу. В первом случае граждане временно переселяются на период проведения ремонтно-восстановительных работ, во втором переселяются в новую квартиру, которая передается им на праве собственности, или получают компенсацию на приобретения жилья. Однако происходит все это не сразу. Дело в том, что аварийные жилые помещения включаются в региональные адресные программы, то есть, грубо говоря, встают на очередь на снос. Исключением являются дома, жильцов которых требуется в срочном порядке переселить в виду крайне опасного состояния.

Снос многоквартирных аварийных домов осуществляют региональные власти посредством проведения конкурса на проведения соответствующих работ. После выбор исполнителя утверждаются методы, сроки и планы демонтажа жилых помещений. Предварительно отселяются все граждане, вывозится имущество. Коммуникации, которые подлежат эксплуатации, а также пригодное общедомовое имущество может быть также извлечено из домов. После этого исполнитель приступает к сносу.

○ Права граждан, переселение или компенсация?

Каждая региональная программа должна содержать положения, в соответствии с которыми граждане, дом которых подлежит сносу, получают выбор: либо получить новую равнозначную квартиру, либо денежную компенсацию на приобретение жилья.

Изначально предлагается переселить жильцов в помещение, которое имеет площадь (как жилую, так и общую) не меньше, чем в предыдущей квартире, а также улучшенное обустройство и ремонт. Если условия не соблюдены, граждане вправе потребовать предоставить иное помещение или денежную компенсацию . Определяется она в каждом регионе в зависимости от рыночной стоимости квартиры, которую планировалось предоставить.

Граждане, которые проживают в аварийном жилье по договору социального найма, могут претендовать на получение равнозначной муниципальной квартиры на аналогичной основе.

○ Порядок переселения и получения компенсации.

Перед осуществлением сноса в обязательном порядке все граждане должны быть расселены в другие дома. Помещение, предоставляемое взамен старого, должно быть равнозначным, то есть по площади и количеству комнат быть как минимум не меньше. Жилищные условия должны быть улучшенными по сравнению с аварийной квартирой. Квартиры предоставляются либо на праве собственности, либо по договору социального найма в зависимости от того, какие правомочия были у гражданина по отношению к старому жилью.

Однако региональные власти могут предоставлять гражданам, проживавшим в муниципальных квартирах, помещения и на праве собственности, если бюджет субъекта может себе это позволить. К примеру, такой порядок предусмотрен программой реновации в Москве.

Гражданам, которые получают квартиры в собственность, необходимо зарегистрировать право на жилое помещение в территориальных органах Росреестра. Для этого, согласно положениям ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», требуется следующий пакет документов:

  1. Документ, удостоверяющий право собственности. Он выдается органами власти субъекта или муниципального образования.
  2. Паспорт гражданина, на имя которого оформляется собственность.

Если заключается договор социального найма, регистрация в ЕГРН не требуется. Сроки переселения устанавливаются региональными программами в зависимости от обеспеченности региона средствами и жилищным фондом. Регистрация права собственности должна занимать не более 5 дней.

  • Часть 9 статьи 16 ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ»:
  • «Государственная регистрация возникновения и перехода права собственности на жилые помещения, которые предоставляются гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляется в течение не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления и необходимых для такой государственной регистрации документов».

В случае отказа от предоставления жилого помещения, граждане могут потребовать выплаты денежной компенсации. Для этого в орган, ответственный за реализацию переселения, подается заявление, в котором обосновывается причина отказа от квартиры, а также прилагается документ, удостоверяющий право собственности. Компенсация рассчитывается из рыночной стоимости жилого помещения, которое власти планировали предоставить взамен аварийного.