Где находится большая мечеть. Самая большая мечеть в мире где находится

Мечети - это место сбора мусульман для совершения молитв. Зачастую они поражают не только своей красотой и убранством, но и размерами, ведь они должны вместить огромное количество верующих.

Крупнейшая мечеть в мире: пересмотренный лидер

На третьем месте по вместительности находится мечеть Шах Фейсал. Она находится в Исламабаде, в Пакистане. Строительство храма спонсировала Саудовская Аравия, поэтому и назван он в честь короля Саудии того времени Фейсала. Именно он высказал пожелание построить большую мечеть в Исламабаде, когда город еще начинали строить. Поэтому получается, что Фейсал был инициатором ее строительства.

Стоит отметить, то Шах Фейсал раньше была всего на шестом месте среди самых больших мечетей в мире. Однако специалисты учли вместимость прилегающей территории на 100 тысяч человек, а так же внутренний двор и молельный зал, это еще 200 тысяч человек. Новые цифры помогли попасть мечети на третье место в рейтинге самых больших мечетей в мире.

Молитвенный зал мечети имеет площадь 0,48 гектар, ну а общая площадь храма – почти 19 гектар, при высоте купола равной 40 метрам. Минареты возвышаются на высоте 88 метров. На возведение такой гигантской мечети Саудовская Аравия потратила 130 миллионов риалов. Это примерно 120 миллионов долларов. И некоторые источники отдают этой мечети первое место в мире, по величине единого зала для молитв, который находится под одним куполом.

К слову, свое пожелание построить мечеть король Саудии высказал в далеком 1966 году, спустя три года были подготовлены проекты на конкурс. Сам храм начали возводить в 1976 году, завершили же примерно в 1985 году. И архитектура одной из самых больших мечетей в мире совмещает в себе все традиции мусульманского зодчества, а так же современность подходов. С одной стороны в мечети есть все, что приписано классической мечети: минареты, молельный зал с мозаикой и росписью. И одновременно храм не похож ни на одну другую в мире.

Шах Фейсал способна вызвать противоречивые ассоциации, то есть она способна держать посетителя в восхищении и изумлении. Все потому, что мечеть похожа на палатку кочевника, который остановился в низовьях горы на ночлег (за горой находятся Гималаи и создается впечатление, что путник решил остановиться перед переходом). С другой стороны видится, что на месте мечети остановился космический корабль с пришельцами - настолько футуристичная постройка.


Четыре минарета, которые вокруг мечети создают визуальный квадрат, напомнят верующему мечети Стамбула. И это то единственное, что взял от своего народа и унес на пакистанскую землю архитектор из Турции Ведат Далокай (мечеть построена по его проекту).

И напоследок информация о том, из чего была построена мечеть: это бетон и мрамор. Здесь собрано невероятное для мусульманского святилища число прямых линий и красивая золотистая шар-люстра. Ночью она выглядит феерично, при свете огней и иллюминаций.

Вторая по величине мечеть в мире

Это мечеть Пророка, которая находится в Саудовской Аравии, но в Медине, а не в Мекке. Мечеть Пророка является второй святыней Ислама. Храм стоял в Медине еще во времена земной жизни Пророка Мухамаада. Впоследствии он, а так же праведные халифы Абу Бакр и Умар здесь были похоронены. Могила Пророка располагается под зеленым куполом. Верующие считают, что он принимал участие в строительстве мечети.


Мечеть построили в первый год Хиджры, позже ее перестраивали много раз и расширяли. Сейчас вместимость мечети Пророка равняется 600 тысячам человек. Территория святилища – примерно 400-500 квадратных метров. Но считается, что во время хаджа она способна вмести в себя до миллиона человек. Один из компонентов храма – это платформа высотой 30 сантиметров – это веранда Сафа, место, где когда-то жили сподвижники, но покинули свои жилища и переселились к Пророку ровно до тех пор, пока не нашли себе жилье. Считается, что на веранде жили от 70 до 100 асхабов.

Одна из самых больших мечетей - мечеть Пророка

Едва ли не самое главное украшение мечети - это колонны. И каждая из них имеет название и рассказывает своим присутствием о событиях, свидетелем которых стала. Архитектура всего ансамбля имеет классический стиль. И именно с этой мечети переняты главные архитектурные особенности в остальных мечетях мира. Перед храмом – классическая прямоугольная площадь, на ней верующие молятся, собираются на собрания, судебные споры и занятия.

Самая большая мечеть в мире: сердце исламского мира

В одной из самых главных мусульманских святынь, в мечети аль-Харам в Мекке, находится сердце исламского мира. Это Кааба - главная святыня ислама. Кааба в переводе с арабского носит символическое имя «аль-Бэйт аль-Харам», что означает «священный дом». Поэтому во двор Заповедной мечети всю свою жизнь стремятся верующие. И именно в сторону самой большой мечети в мире поворачиваются, читая намаз пять раз в день. Кстати, каждый мусульманин, если у него есть возможность, обязан совершить паломничество к Каабе.

На протяжении столетий здание главной мечети регулярно реконструировали и перестраивали. Поскольку количество паломников постоянно увеличивалось, возникала необходимость увеличить вместимость святилища. Последний раз стройка разворачивалась на территории самой большой мечети в мире в 1980 году. Тогда были пристроены один корпус внушительных размеров и два минарета.


Число минаретов в Харам Бейт-Уллах росло пропорционально мечети. И сейчас их девять. По высоте они равны девяноста пяти метрам. Ну а площадь всего сооружения в данный момент равняется 309 тысячам квадратных метров. В комплексе четыре главных входа с воротами, а так же 44 второстепенных. В эти двери текут реки верующих, трудно представить, но на одну молитву в мечеть может попасть до 700 тысяч человек.

Ну а те, кому не хватило места в молельнях на трех этажах, могут помолиться на крыше здания, которую уже давно специально отделали мраморными плитами. Кстати, молельные помещения находятся даже в подвальных помещениях, но их открывают только в дни особого наплыва посетителей. Чтобы верующим было комфортно, здание самой большой мечети в мире оснащено кондиционерами, эскалаторами, а так же современными видеокамерами. В комплексе работают свои теле и радиостудии. Чтобы осветить целиком самую большую мечеть в мире Масджид-уль-Харам, включены две мощные электростанции.

Она известна также под названием Харам Бейт-Уллах (в переводе – «Священный дома Аллаха» или «Запретный дом Аллаха»). Находится она в г. Мекке, в Саудовской Аравии. Эта мечеть не только самая большая как по размеру, так и по вместимости, но и самая значимая в жизни последователей Ислама.

Она одна из главных мусульманских святынь, в её дворе находится сердце исламского мира – Кааба. Именно во двор Заповедной мечети стремятся всю жизнь сердца верующих. Поворачиваясь в её сторону, они читают намаз пять раз в день. И каждый обязан, имея возможность, совершить паломничество к Каабе.

На протяжении веков здание регулярно перестраивалось и реконструировалось. Увеличение количества паломников постоянно требовало большей вместимости. Последний раз крупное строительство было на её территории в 1980 г. – тогда было пристроено два минарета и ещё один корпус внушительных размеров.

Количество минаретов в комплексе Аль-Харам росло пропорционально самой мечети, и на данный момент их девять; по высоте они достигают девяноста пяти метров. Площадь всего сооружения сейчас – 309 тыс. кв. метров. Здесь четыре главных входа с воротами и 44 второстепенных. Только представьте здание, имеющее 48 входов, в которые текут реки верующих людей, вносящие на молитву до 700 тыс. человек.

Те, кому не хватает места на трёх этажах в молельных, молятся на крыше здания, давно уже приспособленной для этих целей и отделанной мраморными плитами. В подвальных помещениях тоже располагаются молельни, которые открываются в дни наибольшего наплыва посетителей. Здание оснащено кондиционерами, эскалаторами, современными видеокамерами. В комплексе есть собственные теле- и радиостудии.

Чтобы осветить его, работают две мощные электростанции. Глядя на то, как плотным потоком под звуки азана мусульмане входят во двор Аль-Масджид Аль-Харам, невольно вспоминаешь слова Всевышнего, переданные Его Пророком (мир ему и благословение) в Священном Коране: «Когда подоспеет помощь Аллаха и настанет победа, и когда ты увидишь, что люди толпами станут принимать веру Аллаха, то воздай хвалу Господу твоему и проси у Него прощения, ибо Он – прощающий » (сура «Ан-Наср», № 1–3).

Мечеть Пророка (Masjid Nabawi)

Эта мечеть является второй по величине в мире, и расположена она, как и самая большая мечеть, в Саудовской Аравии, только не в Мекке, а в Медине. Вторая по величине, она ещё и вторая святыня Ислама. Мечеть на этом месте была ещё во времена жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), а впоследствии он, Абу Бакр и Умар (праведные халифы) (да будет доволен ими Аллах) были похоронены здесь. Могила Пророка (мир ему и благословение) находится под зелёным куполом. Считается, что он сам принимал участие в строительстве мечети. Здесь Любимейший из всех, кто жил на земле, для мусульман человек читал свои проповеди. Здесь Ислам переживал свои первые этапы развития.

Построенная в первый год Хиджры мечеть перестраивалась множество раз, расширялась, и на данный момент её вместимость – от 600 тысяч человек, а территория – 400–500 кв. метров. Между тем считается, что в период хаджа она вмещает в себя до миллиона человек. Одним из её компонентов является платформа высотой 30 см – веранда Сафа, место, где жили сподвижники, покинувшие свои жилища и переселившиеся к Пророку (мир ему и благословение) до тех пор, пока не обзавелись жильём. Считается, что число живших на ней асхабов – от 70 до 100 человек.

Одним из главных украшений мечети являются колонны, каждая из которых имеет название и напоминает о событиях, о которых она сама могла бы рассказать, если бы только Всевышний наделил её возможностью произносить речи. Архитектура всего ансамбля – классическая. С этой мечети переняты основные архитектурные особенности во всех мечетях мира. Перед нею – классическая прямоугольная площадь, на которой верующие молятся, устраивают собрания, занятия и судебные споры.

Шах Фейсал (Shah Faisal)

Мечеть Шах Фейсал находится недалеко в Исламабаде, Пакистан. Так как строительство её финансировала Саудовская Аравия, названа мечеть в честь тогдашнего короля Саудии Фейсала., им было высказано пожелание о постройке большой мечети в Исламабаде, когда сам город только ещё закладывался, т.е. фактически он был инициатором её строительства. Довольно долго мечеть Шах Фейсал занимала всего лишь шестое место в списке крупнейших мечетей. Однако была учтена вместимость её прилегающей территории, а это плюс к 100 тысячам, которые вмещают её молельный зал и внутренний двор, ещё 200 тысяч человек, - и это вывело мечеть на третье место в списке, если определять по параметрам наибольшей вместительности.

Площадь молитвенного зала мечети Шах Фейсал составляет 0,48 гектара, а общая площадь - 18,97 гектара. Высота купола - 40 м. Минареты возносятся к небу на высоту 88 м. Саудовской Аравии её строительство обошлось в 130 миллионов саудовских риалов (приблизительно 120 миллионов долларов). Некоторые источники отдают ей первое место в мире, опираясь на величину единого молитвенного зала, находящегося под одним куполом.

Пожелание король саудии высказал в 1966, в 1969 был конкурс проектов. Мечеть начали строить в 1976 году, а завершили в 1985-86 г.; её архитектура совмещает в себе традиции мусульманского зодчества и современность линий и подходов. С одной стороны, в ней есть всё, что должно быть у классической мечети: минареты, молельный зал с росписью и мозаикой… И вместе с тем она не похожа ни на одну из них. Мечеть Шах Фейсал вызывает совершенно противоположные ассоциации, захватывает зрителя и держит его в изумлении и восхищении.

В то же время она похожа и на палатку кочевника, остановившегося на ночлег в низовьях горы, за которой сразу начинаются Гималаи, и путник решил передохнуть перед глобальным переходом. Возникают ассоциации и с космическим кораблём пришельцев, совершившим посадку в горной долине планеты Земля.

А четыре минарета, создающие вокруг мечети визуальный квадрат, напомнят опытному путешественнику мечети Стамбула: это единственное, что взял из традиций своего народа и перенёс на пакистанскую землю архитектор-турок Ведат Далокай, по проекту которого она построена. Вся искристая, мечеть Шах Фейсал крайне необычно смотрится. Возможно, правдой будет всё-таки сказать, что она ни на что не похожа.

Материалы, которые использовались в её строительстве, - мрамор и бетон. Невероятное для мусульманского храма количество прямых линий и… необычная, невероятной красоты золотистая люстра-шар. Ночью она выглядит ещё более феерично, освещённая огнями и иллюминацией.

Пока шло строительство, нетрадиционный дизайн мечети вызывал неудовольствие и склоки, однако впоследствии это стихло, уступив месту восхищению. Мечеть необычная и вместе с тем великолепная, и может по праву называться одной из самых красивых мечетей мира. Молящиеся в ней могут расположиться не только в молельном зале, но и на крытых балконах и галереях, непосредственно.на балконе находится женский зал

Строительство больших мечетей подчёркивает рост «спроса» на места для коллективной молитвы, все древние мечети сталкиваются с необходимостью увеличения их молельной площади - разве может это не радовать верующих? Более того, мусульманское зодчество подарило миру красивые и правильные строения - мечети, полные людей и ангелов. Потому что там, где собираются люди ради Аллаха, там незримо присутствуют ангелы.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

Мечеть Аль-Харам в Мекке с высоты часов Абрадж аль-Байт

Зонты в мечети Пророка (мир ему и благословение)

Азан в мечети Пророка (мир ему и благословение)

Медина встречает российских паломников

Один из наказов пророка Мухаммеда содержит такие строки: «Если кто построит для Аллаха мечеть, то для того он построит подобное в раю». Конечно же, для всех представителей Ислама возведение святилищ для совершения намазов - это богоугодное дело. И в последнее время в каждой стране, где живут по правилам Корана, стараются построить уникальные с точки зрения архитектуры и дизайна объекты для молебна мусульман. И далеко не каждый знает, где находится самая большая мечеть в России. Вместе с тем этот вопрос для некоторых является дискуссионным. Рассмотрим его подробнее.

Сердце Чечни

Многие утверждают, что самая большая мечеть в России расположена в Грозном. Этот архитектурный комплекс, возведенный в 2008 году, действительно изумляет своим убранством и красотой. Здесь обустроены великолепные фонтаны и живописный сад. Стены отделывали специальным материалом (таверином), который использовался для возведения колизея. храма украшено белым мрамором, который был привезен с острова Мармара Адасы (Турция). Стены мечети изнутри расписывались золотом и специальными красками. Потолки декорированы роскошными люстрами, которые изготавливались из самого дорого хрусталя.

Завораживает и восхищает красотой самая большая мечеть в России (фото которой ранее часто украшало страницы газет и журналов) в ночное время, когда видна каждая ее деталь на фоне освещения. Весной на территории храма начинают цвести растения и источать непередаваемо приятный запах.

Священное место всей республики

Глядя на великолепие и помпезность чеченского храма, действительно убеждаешься в том, что самая большая мечеть в России находится в Грозном. Она названа в честь первого главы республики - Ахмата Кадырова. Этот величественный комплекс архитектуры становится заметен уже после того, как въезжаешь в город. Общая площадь сооружения насчитывает 5 тысяч квадратных метров. Его минареты - самые высокие: они достигают отметки 63 метра.

На территории мечети расположены Российский исламский университет и Духовное управление мусульман. За порядком и чистотой в храме очень тщательно следят. Сюда стремится попасть каждый мусульманин, приезжающий погостить в Чечню. Ну а когда приходит время главного священного праздника мусульман, то, при виде того масштаба и размаха, с которым верующие встречают Рамадан в «Сердце Чечни», и вовсе отпадают все сомнения по поводу того, где самая большая мечеть в России. В общем и целом эта главная достопримечательность Чечни, увидеть которую должен каждый, кто верует в Аллаха. Посетив это место однажды, у человека возникает желание приезжать сюда снова и снова.

Соборная мечеть в Москве

На вопрос о том, какая самая большая мечеть в России была возведена за последнее время, некоторые отвечают, что Соборная.

Однако данную точку зрения нельзя считать стопроцентно правильной. Это святилище для мусульманских молебнов было воздвигнуто в российской столице еще в начале XX века. Соборная мечеть строилась по проекту архитектора Николая Жукова на деньги татарского мецената Салиха Ерзина.

Совсем недавно состоялось праздничное открытие Соборной мечети после реставрации, которая длилась десять лет. Площадь храма была увеличена в двадцать раз, и теперь она превышает отметку 19 000 квадратов. Вместимость Соборной мечети составляет 10 000 человек. Несмотря на это ее нельзя считать самым большим святилищем для совершения намазов в России. Однако данное архитектурное сооружение считается

Сегодня в российской столице действует несколько крупных мусульманских храмов: Мемориальная мечеть на Поклонной горе, Историческая мечеть (ул. Большая татарская), мечеть Ярдям (р-н Отрадное), Соборная мечеть (Выползов переулок).

Уфимская мечеть

Некоторые уверены на все сто процентов в том, что именно здесь скоро будет находится самая большая мечеть в России.

Уфа, по их мнению, как раз то место. В этом городе полным ходом идут работы по возведению гигантского комплекса с высоченными минаретами и куполами. В 2017 году уфимская Соборная мечеть станет самым большим храмом для мусульман. Действительно, масштаб проекта поражает: высота минаретов составляет 74 метра, а высота купола - 46 метров. Примечателен тот факт, что первые два минарета будут иметь лифтовое оснащение.

Джума-мечеть

Некоторые эксперты утверждают, что, с точки зрения вместительности, первое место следует отдать святилищу для совершения намаза, которое находится в Махачкале. Оно называется Джума-мечеть. Этот храм был спроектирован по подобию знаменитой (Стамбул). После реконструкционных работ, проведенных в 2007 году, его вместимость увеличилась до 15 000 человек.

Санк-Петербургская Соборная мечеть

Возведение этого храма - заслуга Ахуна Баязитова, а деньги на строительство дали эмир Сеид-Абдул-Ахат-хан и несколько предпринимателей из Татарстана. Соборная мечеть в Северной столице - это еще и дань политкорректности: во времена правления Александра III к России отошла часть территории Средней Азии и в этой связи император хотел доказать представителям мусульманства, что их права и интересы не будут ущемляться никоим образом. Мечеть распахнула свои двери в феврале 1913 года.

Мечеть в селе Джалка

Одним из крупных считается мечеть, расположенная в чеченском селе Джалка. Это святилище может вместить 5000 верующих. Оно было открыто в честь празднования 60-летия первого главы республики - Ахмата Кадырова.

Кул Шариф (Казань)

Этот религиозный памятник может принять свыше 2000 мусульман. Его начали возводить на территории Казанского кремля в 1996 году с целью воссоздать начальный вариант старинной многоминаретной мечети главного города древнего ханства. Этот архитектурный комплекс был уничтожен в середине XVI века, когда войско Ивана Грозного пошли штурмом на Казань. Храм назван в честь последнего имама, которого звали Кул-Шариф.

Мечеть Аль-Харам

Самой большой и главной мечетью в мире является величественная мечеть Аль Харам, что в переводе с арабского означает «Запретная мечеть». Находится она в городе Мекке в Саудовской Аравии. Аль Харам – самая великая не только по размерам и вместимости, но и по значимости в жизни каждого последователя Ислама.

Во дворе мечети находится главная святыня мусульманского мира - Кааба, куда стремятся попасть все верующие хотя бы раз в жизни. На протяжении веков здание мечети множество раз перестраивалось и было реконструировано. Так, уже с конца 1980-х годов и по сегодняшний день площадь мечети составляет 309 тыс. кв.м, где может разместиться 700 тыс. человек. Мечеть имеет 9 минаретов, высотой 95 м. Помимо основных 4 ворот в Аль-Харам существует ещё 44 входа, в корпусах действует 7 эскалаторов, все помещения оснащены кондиционерами. Для молитв мужчин и женщин отведены отдельные огромные залы. Трудно представить себе что-то более грандиозное.

Мечеть Шах Фейсал

Среди самых крупных мечетей мира ещё одно рекордное место занимает Шах Фейсал в Пакистане. Мечеть имеет оригинальную архитектуру и не совсем похожа на традиционные исламские мечети. Необычности придает отсутствие куполов и сводов. Так, она напоминает огромный шатер, раскинувшийся среди зеленых холмов и лесов Маргала Хиллс. На окраине города Исламабада, где находится одна из самых больших мечетей в мире, берут свое начало Гималаи, которые органично подчеркивают данное сходство.

Построенный в 1986 году этот шедевр вместе с прилегающей территорией (5 тыс. кв.м) способен вмещать в себя 300 тыс верующих. Вместе с тем, в стенах мечети разместился и Международный университет ислама.

Шах Фейсал построена из бетона и мрамора. Окружают её четыре, стремящихся ввысь, столба-минарета, заимствованные из классической турецкой архитектуры. Внутри молельный зал украшен мозаикой и росписью, а в центре под потолком находится огромная роскошная люстра. На создание мечети было потрачено 120 миллионов долларов.

Вначале этот проект вызывал негодование у многих прихожан, однако после окончания строительства грандиозность здания на чарующем фоне гор не оставила никаких сомнений.


Мечеть «Сердце Чечни»

Потрясает своей красотой и самая большая мечеть в России, и в тоже время в Европе - «Сердце Чечни», построенная в 2008 году в Грозном. Эта симфония архитектурных комплексов с огромным садом и фонтанами сооружена с использованием последних современных технологий. Отделкой стен является траверин, материал, который применяли еще для строительства Колизея, а интерьер храма декорирован белым мрамором с острова Мармара Адасы, расположенном в Турции. Внутреннее убранство «Сердца Чечни» поражает своим богатством и великолепием. При росписи стен использованы специальные краски и золото высшей пробы. Драгоценные люстры, которых насчитывается 36 штук, стилизованы под Святыни Ислама и собраны из миллиона бронзовых деталей и самого дорогого хрусталя в мире. Переворачивает воображение и ночное освещение мечети, подчеркивающее каждую её деталь в темноте.


«Хазрет Султан»

Самой большой мечетью в Центральной Азии по праву считается «Хазрет Султан», расположенная в Астане, волшебство, которой трудно не оценить. Она построена в классическом исламском стиле, также применены традиционные казахские орнаменты. Окруженная 4 минаретами высотой по 77 м, мечеть вмещает от 5 до 10 тыс. верующих. Внутреннее убранство отличается богатством и неповторимостью элементов. Похожая на сказочный дворец, «Хазрет Султан», отвечает всем современным требованиям.


Подробнейший энциклопедический материал из первоисточника в предлагаемой публикации.

Знаменитые мечети - от главных в Мекке и Медине до модернистской мечети Хасана Второго в Касабланке - самом высоком культовом здании планеты, от каирских и стамбульских мечетей до мечети в Риме. Устройство мечети и ее роль в жизни мусульман. Истории из жизни Пророка, связанные с мечетями, исторический контекст. Все это в цикле программ «Голоса Исламской Республики Иран» из Тегерана, прозвучавшем на русском языке в прошлом году.

Каждая программа представлена в виде одного раздела нашей публикации. Этому разделу предшествует заголовок, показывающий тему. Однако обычно в каждой из программ, а соответственно и в каждом разделе, присутствовало не только описание одной из знаменитых мечетей, но и рассматривалась еще одна какая-либо тема из истории или устройства этих культовых зданий.

Мы выделили для удобства чтения жирным шрифтом главные вопросы в каждой части.

Прочитавший все разделы этой объемной энциклопедичной статьи получит полное представление по рассматриваемой теме. Каждый из разделов очерка относительно независим друг от друга (учитывая их выход в радиоэфире с недельным интервалом), их можно изучать в отдельности.

Политические трактовки остаются на совести тегеранских авторов цикла, оригинальная стилистика почти везде сохранена. сайт снабдил тегеранский текст несколькими подписанными примечаниями, включая два подробных об истории мечетей в Мекке и Иерусалиме.

Мечеть в Мекке «Масджид аль-Харам» с камнем Каабы - главная мечеть мусульман мира. Современное состояние. На илл. видна грандиозная архитектура и тысячи молящихся.

Все

про мечети мира

Так выглядела мекканская мечеть «Масджид аль-Харам» с камнем Каабы еще несколько десятилетий назад, до того как сооружение было перестроено в ходе масштабной стройки, затеянной разбогатевшим на нефти Саудовским королевством, на чьей территории и находится эта главная мечеть мусульман мира.

Архивная илл. Саудовского пресс-агентства.

Мечеть в Мекке

Масджид аль-Харам» и Кааба

Примечание: сайт:

Арабское слово «масджид», от которого происходит и принятое в русском слово «мечеть», переводится как «место, где простираются ниц».

На снимке из архива видна панорама Мекки с главной мечетью мусульман мира «Масджид аль-Харам» (букв. «Запретная Мечеть ») с камнем Каабы в центре ее открытого двора.

Как утверждают исследователи, Кааба — это метеорит. К этому камню приблизительно квадратной формы (отсюда и происхождение его названия от арабского «куб») с древнейших времен совершались поклонения.

По арабской легенде, первое святилище здесь воздвиг соответственно первый человек Адам. Святилище после всемирного потопа по велению бога восстановил пророк Авраам (у арабов почитаемый под именем Ибрагим). До возникновения ислама на этом месте существовало языческое святилище богов племени курейш. Позднее пророк Мохаммед повелел считать Каабу святым местом мусульман — киблой , куда обращены молитвы (в свою очередь, — ниша в мечетях по всему миру и отмечает направление на Мекканскую мечеть, куда следует поворачиваться во время молитвы).

Сейчас Запретная мечеть представляет огромное сооружение. Халифы, османские султаны, а теперь и саудовские короли постоянно расширяют и реконструируют мечеть . Покойный саудовский король Фахд и его приемник считали и считают одним из своих почетнейших титулов — титул «Служитель двух мечетей» (имеются ввиду Мекканская и Мединская мечети, находящиеся на территории королевства). Ежегодно Запретную Мечеть посещают сотни тысяч мусульман со всего мира. Мечеть входит в обязательную программу хаджа. Вокруг мечети вспыхивают и разногласия. Например, по мере износа тканевый покров для Каабы раньше всегда жертвовал турецкий султан, а потом ее присылали от египетского хедива, а сейчас на это право претендуют саудовские короли. Больше о Запретной мечети в Мекке, но с исламской точки зрения,

Также подробнее о Каабе смотрите в др. материале на нашем сайте . В упомянутом материале также можно послушать записи русского вещания из Тегерана и Каира о Каабе.

«Введение»

«Если вы — мусульманин и живете в исламской стране, или если вы — не мусульманин, но хотя бы раз в жизни посетили ту или иную мусульманскую страну, вам наверняка приходилось видеть на городских улицах строения особого архитектурного стиля — здания, состоящие из купола и 2 минаретов. Это — главный религиозный атрибут мусульман — мечеть. Ежедневно как правило 5 раз с высоты минаретов доносится голос муэдзина, призывающего мусульман к совершению намаза. Таким образом благостное звучание азана заполняет атмосферу городов, придавая особое успокоение душе слушателя.

Человек на протяжении тысяч лет своего существования на земном шаре неизменно старался найти ответы на свои нужды. Одновременно с усилиями по поиску надежного пристанища для житья и отдыха другая нужда также побудила его к строительству места для совершения богослужений и молитв; места, где он смог бы вдали от посторонних глаз и суеты мирской жизни провести несколько минут в покое, и своем глубоком и влюбленном уединении преклонить голову перед Создателем и умиротворить свое сознание и душу.

Привязанность человека к таким местам, сопровождавшаяся святостью и набожностью, привела к тому, что эти места богослужений в качестве важнейшей составляющей общественной архитектуры человека присвоили себе особый статус в жизни человека и культурах различных народов.

После того, как человек стал вести оседлый образ жизни, молельни неизменно претендовали на лучшее место в жизни человека. Этот вопрос в жизни людей, избравших для себя ислам в качестве своего вероисповедания, приобрел наиболее выраженный характер, так что мечети в исламской градостроительной системе неуклонно оставались самым важным и главным элементом внутри городов. Расширение городов осуществлялось с учетом осевой роли мечетей. Причиной стержневой позиции мечетей в исламских городах является их деятельность и социально-политическая роль, которую они играют в жизни мусульман. Для более полного знакомства с ролью мечетей в жизни мусульманских обществ давайте сначала рассмотрим словарное значение слова «мечеть».

Как вы знаете, слово «мечеть» означает название места, а с точки зрения лексикологии оно имеет несколько значений. Первоначальным смыслом, употребленным для него, было «наклоняться», «склонять голову к земле». В священном Коране можно найти разные значения слова «суджде» — «земной поклон» . К примеру, оно используется в значении покорности и смирения, которые осуществляются путем касания лбом земли. Оно также используется в значении подчинения приказам Всевышнего. В 34 аяте суры «Бакара» — «Корова» говорится: «И тогда Мы повелели ангелам: «Падите ниц перед Адамом». И все пали ниц, кроме Иблиса, который отказался пасть ниц, возгордился и стал неверующим». Поклон, совершенный ангелами перед Адамом, не подразумевал поклонение Адаму и его восхваление, — поклон был совершен ради подчинения велению Создателя с целью выявить покорных и мятежников.

Суджде также является одним из столпов намаза. З емной поклон отражает предел покорности и смирения перед Творцом Сущего. В связи с этим слово «мечеть» означает место, где совершаются суджде — земные поклоны; место, где совершаются богослужения мусульманами. В Священном Коране слово «мечеть» и «мечети» упоминается 28 раз. Иногда указываются особенные мечети, такие как Масджид-аль-Харам — Заповедная мечеть и Масджид-аль-Акса — «Дальняя мечеть ». В остальных случаях при использовании выражения «Масаджид-Аллах» имеется ввиду общий смысл этих мест.

Обратим внимание на высказывания современного французского писателя и философа Роже Гароди, по-своему описавшего понятие «мечеть». Он пишет: «Посещая разные мечети, начиная от Кордовской соборной мечети в Испании и Каирскими мечетями с их изящными инкрустациями драгоценных камней, и кончая величественными и объемистыми мечетями Стамбула, райскими мечетями Исфагана и спиралевидным минаретом Самарской мечети, меня не покидало чувство, что все эти произведения созданы искусной рукой Единого мастера и в ответ на зов Единого Творца. Независимо от географического месторасположения этих памятников, человек чувствует, что в каждое из них вдохнули некую духовную жизнь».

«Слово «мечеть» означает название места, а с точки зрения лексикологии оно имеет несколько значений. Первоначальным смыслом, употребленным для него, было «наклоняться», «склонять голову к земле». В священном Коране можно найти разные значения слова «суджде» — «земной поклон». К примеру, оно используется в значении покорности и смирения, которые осуществляются путем касания лбом земли.

Оно также используется в значении подчинения приказам Всевышнего. В 34 аяте суры «Бакара» — «Корова» говорится: «И тогда Мы повелели ангелам: «Падите ниц перед Адамом». И все пали ниц, кроме Иблиса, который отказался пасть ниц, возгордился и стал неверующим». Поклон, совершенный ангелами перед Адамом, не подразумевал поклонение Адаму и его восхваление, — поклон был совершен ради подчинения велению Создателя с целью выявить покорных и мятежников».

Знаете ли вы, как называется и кем была построена первая мечеть в истории ислама?

Первой мечетью в истории ислама, основоположником которой явился святой Посланник Божий, была мечеть Коба (Мечеть Коба не следует путать с Каабой в Мекке. Самая древняя в Саудовской Аравии и в мире мечеть — мечеть Коба, или иначе аль-Куба (Quba Mosque), расположена в пригороде современной Медины (Саудовская Аравия). Мечеть Коба представляет собой заново построенное современное здание. Прим. сайт) .

Слово «Коба» по сути являлось названием колодца и селения, в котором остановилось племя Бани-Амр ибн Оф во время переселения Пророка Ислама (ДБАР)(принятое сокращение благословения Аллаха — сайт) из Мекки в Медину. Пророк провел в этом месте несколько дней, ожидая нескольких из своих сподвижников. В это время его светлость, желая удовлетворить просьбу жителей селения Коба, вместе с группой из своих сподвижников, в числе которых были Салман Фарси и Макдад ибн Асуд, начали строительство мечети. Его Светлость Мухаммад (ДБАР) участвовал в возведении мечети наравне со своими сподвижниками и прочими мусульманами. Друзья и соратники Пророка были впечатлены этим, но попросили его светлость отдыхать и предоставить им выполнение дальнейших работ по строительству мечети. Однако Его Светлость отклонил их просьбу и произнес: «Блажен тот, кто построит мечеть и прочитает в нем Коран стоя или сидя. Такой человек несравним с теми, которые лишь наблюдают за работой, боясь запылить свои одежды».

Таким образом остановка Пророка в местечке Коба послужила предпосылкой для сооружения первой в истории Ислама мечети. Очень многие толкователи Корана утверждают, что 108 аят суры «Покаяние» был ниспослан в честь мечети Коба. Всевышний изрек в этом аяте: «Тебе более подобает совершать салат в той мечети, которая с первого дня зиждилась на набожности. В этой мечети (совершают молитву) мужи, которые хотят очиститься от грехов. Воистину, Аллах любит очищающихся от грехов».

Существует много повествований и хадисов относительно мечети Коба. К примеру, есть предание, что Посланник Божий (ДБАР) на протяжении своей благословенной и плодотворной жизни часто посещал мечеть Коба и совершал в ней намаз. С самого начального этапа зарождения ислама по сегодняшний день красивый купол мечети Коба, высящийся над кронами зеленых деревьев, является одним из излюбленных мест людей, приезжающих в Медину, которые совершают намаз в этой мечети.

Масджид аль-Хара м

(в Мекке, Саудовская Аравия)

(Также смотрите на и иллюстрациях в начале материала . Прим. сайт);

«Господь Велик. Свидетельствую, что нет бога, кроме Него. Свидетельствую, что Мухаммад (ДБАР) — посланник Божий»

Это — благозвучный призыв к молитве — азан , который несколько раз в день доносится с верхушек минаретов мечетей в исламских и не исламских странах. Он несет с собой знакомое послание для мусульман. Умиротворяющие звуки азана означают наступление времени для совершения намаза. Каждый раз при звуках азана в исламских странах можно видеть женщин и мужчин, пожилых и молодых людей, готовящихся к совершению намаза. В одиночку и группами они направляются к мечети, чтобы вместе с другими исполнить предписанный им религиозный обряд.

Наверняка вам, также как и нам, при восторженных возгласах паломников Божьего Дома вспоминается Заповедная мечеть — Масджид аль-Харам. Каждый мусульман мечтает увидеть эту мечеть и совершить в ней намаз.

Одним из особых имен, употребленных в Священном Коране в сочетании со словом «мечеть», является Масджид аль-Харам — Заповедная мечеть . Словосочетание Масджид аль-Харам упоминается в Коране 15 раз. Заповедная мечеть имеет древнюю историю. Согласно пересказам некоторых историков, Заповедная мечеть по возрасту — более древняя, чем мечеть Бейт аль-Мукаддас в Палестине. Заповедная мечеть имеет весьма большое значение в силу расположения в ней Дома Единобожия — Каабы. Кааба на протяжении долгого времени была признана центральным местом богослужений, и поэтому весьма сильно почиталась. Сооружение первоначального здания Каабы относят к его светлости Адаму. В последствии по приказу Всевышнего его светлость Авраам вместе со своим сыном Исмаилом (мир им!) перестроил Каабу.

На протяжении истории З аповедная мечеть многократно подвергалась реконструкции и ремонту, вследствие чего она была расширена. И сегодня эта мечеть вмещает 330 тысяч молящихся. Масджид аль-Харам включает в себя 9 минаретов высотой в 89 метров, 11 лестниц и 7 эскалаторов. С учетом крыши Заповедной мечети, поверхность которой обделана мраморными плитами, и которая используется в качестве места для совершения намаза, Заповедная мечеть состоит из трех этажей. А если учесть и новые подземные крытые галереи в окрестностях Каабы, которые преимущественно открываются для людей в выходные дни, то вместо трех получится четыре этажа. Мощное освещение этого комплекса осуществляется посредством двух электростанций. Мечеть оснащена радио- и телестудиями, модернизированными камерами и кондиционерами. Однако несмотря на перечисленные характеристики, секрет величия Каабы следует искать в ее простоте. Говорят, в предместьях Каабы похоронено более 70 Божьих пророков и святых .

Масджид аль-Харам обладает двумя особенностями , выделяющими ее среди различных мечетей в исламском мире. Как мы знаем, ежегодно десятки тысяч мусульман со всего мира собираются вокруг Каабы, чтобы участвовать в церемонии хаджа. Тысячи мусульман разных национальностей и народностей, молодые и пожилые, богатые и бедные, устремляются к Каабе. Собравшись вокруг Божьего Дома, они наряду с тем, что демонстрируют свое единство и солидарность, осведомляются о положении друг друга и благодаря единомыслии и консультациям решают проблемы друг друга. Это собрание организовывается ежегодно после ухода Пророка ислама из бренного мира до сегодняшнего дня. Еще одна особенность Заповедной мечети, отличающая ее от прочих мечетей исламского мира, заключается в том, что эта мечеть является святыней и киблой всех мусульман.

После переселения святого Пророка ислама из Мекки в Медину Масджид аль-Харам была признана в качестве киблы мусульман.

После провозглашения своей пророческой миссии Его Светлость Мухаммад (ДБАР) на протяжении своего пребывания в Мекке, то есть тринадцати лет, совершал намаз в сторону Бейт аль-Мукаддаса (Иерусалима — Прим.сайт).

После переселения его светлости это продолжалось до определенного времени. Мусульмане, следуя Пророку, совершали намаз в сторону Бейт аль-Мукаддаса. В эту же сторону совершали молитвы и евреи. Этот факт мог бы способствовать сближению последователей двух религий, ибо увеличивавшее с каждым днем продвижение мусульман внушало иудеям страх и ужас. Успехи мусульман свидетельствовали о распространении исламского учения по всему аравийскому полуострову за короткий промежуток времени. Поэтому евреи приступили к обструкциям. Различными путями и под пустыми предлогами они начали придираться к мусульманам и Пророку ислама и доставлять им неприятности. В частности евреи придрались к тому, что мусульмане совершают намаз в сторону Бейт аль-Мукаддаса (т.е. Иерусалима. Прим.сайт). (Внимание: Политические трактовки очерка остаются на совести тегеранских авторов этого цикла из Радио «Голос Исламской Республики Иран», оригинальная стилистика текста почти везде сохранена. Прим. сайт) .

Мединские евреи говорили: «Мухаммад утверждает, что проповедует свободное учение, в то время как у него до сих пор нет своей определенной киблы, и он совершает намаз в сторону единой киблы иудеев». Эти слова удручали Пророка. Ночью он выходил из дома и вглядывался в небо. Он ждал откровений, ждал приказа от Создателя в этой связи. Тогда был ниспослан 144 аят суры «Бакара» — «Корова». В этом аяте Создатель обращается к своему последнему пророку со словами: «Мы видели, как ты (, о Мухаммад,) обращался к небу (в поисках киблы), и Мы обращаем тебя к кибле, которая тебя обрадует. Так поверни же свое лицо к Запретной мечети. И где бы вы ни были, поворачивайтесь лицами к ней. Воистину, те, которым дано Писание, непременно знают, что изменение киблы — истина от Господа. И Аллах ведает о том, что они творят».

Принимая во внимание аяты Корана, в перемене киблы, помимо протестов иудеев, была также сокрыта другая суть — испытание правоверных и отделение искренних людей с твердой верой от притворяющихся правоверными. Наконец 17 мухаррама (месяца, последовавшего переселению Пророка из Мекки в Медину) во время совершения полуденного намаза в мечети Бани Салим Пророку посредством божественных откровений было предписано повернуться лицом к Заповедной мечети. Откровение было ниспослано в тот момент, когда совершавшие намаз прочитали уже 2 риката. Но несмотря на это, когда Пророк (ДБАР) повернул свое лицо к Заповедной мечети, мужчины и женщины, присутствовавшие в мечети, также последовали Пророку и повернусь к Заповедной мечети. Т аким образом Кааба стала свободной киблой мусульман .

Сегодня более одного миллиарда мусульман во время совершения ежедневных намазов обращаются лицом к этому Дому, возносят молитвы Единому Творцу и изливают Ему душу.

Мечеть

Аль-Акса

Мечеть Куббат

ас Сахра — Купол скалы

и Дальняя мечеть — Аль-Акса,

она же мечеть Омара в Иерусалиме

Мечеть Куббат ас Сахра - Купол скалы с куполом из позолоченной меди и Дальняя мечеть - Аль-Акса, она же мечеть Омара (с серым куполом) в Иерусалиме.

Примечание: сайт:

Купол Скалы (араб. Масджид Qubbat Как-Sakhrah, иврит. Кипат Hasela; по русски Куббат ас-Сахра) является исламским храмом, расположенным на месте, которое также священно и в иудаизме.

Мечеть «Купол скалы»- Куббат ас-Сахра расположена на Храмовой горе в Иерусалиме. Строительство мечети было завершено в 691 году. Ее значение обусловлено убеждениями верующих о святости каменной глыбы, на которой расположен религиозный комплекс.

«Купол Скалы» был построен между 685 и 691 годами. Имена двух инженеров во главе проекта известны как Yazid Ibn Salam из Иерусалима и Raja Ibn Haywah из Бисана в Палестине. Начал строительство омейядский халиф Абд аль-Малик ибн Марван . (Омейяды -Умайяды (в русском также иногда пишут Омейады) — одна из двух вселенских династий арабских правителей (наряду с Абассидами), правивших арабско-исламским миром после пророка Мухаммеда и до постепенного развала единого арабского государства. Позднее титул халифа — духовного и светского повелителя мусульманских «правоверных» перешел к турецкому султану).

Итак, А бд-аль Малик, который начал строительство этого культового здания на месте иудейского святилища, надеялся, что оно будет «домом мусульман». Арабский историк аль-Maqdisi пишет, что халиф «пытался построить для мусульман мечеть, которая должна быть уникальной и удивительной во всем мире... ослеплять умы мусульман», конкурируя с храмом гроба господня.


Мечеть «Аль-Акса» «Дальняя мечеть», составляющая вместе с мечетью «Купол Скалом» религиозный исламский комплекс на Храмовой горе, была построена при втором арабо-мусульманском халифе Омаре (Умаре) как маленький молитвенный дом несколько позже 637 года, после завоевания арабо-мусульманскими войсками Иерусалима. «Аль-Акса» старше мечети «Купол Скалы».

В отличии от мечети «Купол скалы» — «Куббат ас-Сахра», имеющей блестящий золотистый купол, мечеть «Аль- Акса» не такая броская со своим серым и визуально небольшим куполом. При этом именно мечеть «Аль-Акса» является третьей в мире мусульманской святыней, после мечетей в Мекке и Медине.

Иногда ошибочно называют более заметную, с золотистым куполом мечеть «Купол Скалы» мечетью «Аль -Акса» (Дальняя мечеть — Аль-Акса, она же мечеть Омара), хотя последняя расположена рядом .

Обе мечети находятся на видимой невооруженном глазом древней естественной каменной платформе, известной как Храмовая гора, а у мусульман под названием Харам аль-Шариф (Благородное святилище) . Также первоначально, да и сейчас гора называется «Мориа», что с древнехаананского языка — «Господь усмотрит». Но название «Мориа» связано не с арабами, а с древними евреями и о нем немного позднее.

Для арабов «Аль-Акса» стала исламской святыней в связи с чудесным путешествием из Мекки в Иерусалим пророка Мухаммеда на белоснежном коне Бурак (блистающий) и при помощи архангела Джабраила (Джибрила). На горе Мориа, согласно исламскому преданию, Мухаммеда встретили ранние пророки Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей) и Иса (Иисус), а затем Мухаммед разговаривал с Богом . Также в провоглашении священной этой горы для арабов сыграла свое значение и доарабская атмосфера святости, окружающая это место. Современный израильский автор Роман Гершзон пишет об этом, а также о том, почему гора «Мориа» ,она же «Храмовая гора», она же «Харам аль-Шариф» имеет плоскую форму:

«Более полутора тысяч лет назад было сказано (надо полагать, не впервые), что камень мироздания находится на Храмовой горе, она же гора Мориа, в Иерусалиме .

В первых строках Торы, где говорится о сотворении мира, нет конкретного упоминания о камне мироздания,- краеугольном камне Земли: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была пуста и хаотична, и тьма была над бездною и дух Божий витал над водою» (Бытие 1,2). Однако в Устной Торе неоднократно говорится о краеугольном камне Земли, — камне мироздания, с которого началось сотворение мира и на котором держится мир. Начало Иерусалима в соответствии с еврейской традицией также относится к моменту сотворения мира, когда Всевышний кинул камень в море хаоса, и с этого начал существование мир. Указывается и конкретное место расположения краеугольного камня Земли — Храмовая гора (гора Мориа) в городе Иерусалиме.

Как записано в Торе, место это было указано Всевышним людям и первым увидел его наш праотец Авраам. И вот первое упоминание в Танахе этого места: «...Возвел Авраам очи свои и увидел то место издалека...И взял Авраам дрова для всесожжения... и пошли оба вместе» (Бытие 22:4). Это место предназначалось для жертвоприношения Ицхака, сына Авраама. После счастливого спасения Ицхака «...нарек Авраам имя месту тому: «Господь усмотрит» (иврит. «иръе»).

«Посему ныне говорится: «На горе Господней усмотрится» (Бытие 22:14). Здесь впервые прозвучало название места — «иръе», которое позднее, как представляется, трансформировалось в «Мориа».

Наш праотец Яаков говорил: «Истинно Господь присутствует на месте этом, а я и не знал...Как страшно место это..«(Бытие 28:16-17). А камень мироздания, как говорят предания, служил самому Яакову изголовьем, когда на этом месте приснился ему сон.

По преданиям, из этого камня были вырезаны для Моше Рабейну (Моисея) Скрижали Завета и здесь, возле камня, согласно Торе, был установлен Ковчег Завета, когда построили Иерусалимский Храм.

Над фундаментом камня мироздания были построены Первый и Второй Иерусалимский Храмы, здесь первосвященники непосредственно обращались ко Всевышнему, здесь было место божественного присутствия — Шхина.

Через много лет место это было указано еврейскими мудрецами как центр мироздания, краеугольный камень Земли: «Ковчег священный посредине Храма, а под Ковчегом камень фундамента, на котором основан мир» (Мидраш Танхума, 5 век н.э.).

Интересно что, уже в 5 веке н.э. говорилось о фундаменте горы, а не о самой горе. Почему? Да потому, что задолго до этого времени наши праотцы священную гору уничтожили во время строительства Иерусалимского Храма, остался только фундамент. По преданиям, краеугольный камень возвышался одиноким утесом на местности и мешал строителям Иерусалимского Храма. И тогда древние строители решили пожертвовать святым камнем ради святого места и попросту разрушили выступавшую над поверхностью часть горы». Конец цитаты.

Платформа для еврейского храма была существенно расширена при правлении Ирода Великого (еврейского правителя, управлявшего еврейским государством под протекторатом римлян), тогда скала являлась местом нахождения второго еврейского храма, который был разрушен во время римской осады Иерусалима в 70 году н.э..

В 637 году н.э., Иерусалим был завоеван армией халифата во время вторжения мусульман в пределы Византийской империи. После этого на скале и до нашего времени возвышаются исламские святыни-мечети «Купол скалы» — «Куббат ас-Сахра» «Аль — Акса» — «Дальняя мечеть», которые при крестоносцах в Иерусалиме приостанавливали свое функционирование .

Больше о Мечети Куббат ас Сахра — Купол скалы и Дальней мечети— Аль-Акса, она же мечеть Омара, но с исламской точки зрения,


Здесь отметим только, что в Иерусалиме, кроме мечети «Аль-Акса», чье второе название «Мечеть Омара», есть и еще одна «Мечеть Омара», расположенная неподалеку от Храмовой горы, рядом с христианским храмом «Гроба Господня». Эта мечеть была открыта на месте, где все-тот же халиф Омар (Умар) молился при взятии арабо-мусульманскими войсками Иерусалима. — Прим сайт

«Бейтульмукаддас»

Название «Бейтульмукаддас» знакомо для всех приверженцев монотеистических религий мира. («Бейтульмукаддас» — так в очерке Радио «Голос Исламской Республики Иран» из Тегерана, русское вещание. Арабское наименование Иерусалима звучит как Бейт аль-Мукаддас (Священный дом). Мусульмане (арабы и иранцы) часто избегают называть (из-за своей нелюбви к Израилю) город названием, принятым у израильтян и во всем мире — Иерусалим («Город мира»). Прим. сайт). Это — название города, в котором расположены священные мечети Аль-Акса и Гобато-Сахре («Дальняя мечеть» и одно из написаний названия мечети «Купол скалы» в Иерусалиме- ред.).

Один из известных писателей 15 века (11 после РХ) Насер Хосров назвал причиной святости этого города наличие в нем могил таких великих пророков как его светлость Давид и его светлость Иосиф (мир им!). в этом городе можно также увидеть следы некоторых других Божьих пророков, к примеру его светлости Ибрахима (Авраама), его светлости Сулеймана (Соломона), его светлости Йаакуба (Йакова), алтарь его светлости Захарии и колыбель его светлости Иисуса (мир им!). И, наконец, в силу того, что ночное вознесение пророка ислама его светлости Мухаммада (ДБАР) произошло именно в этом месте — в этом городе, оно считается священным для более, чем одного миллиарда мусульман. Дорогие друзья, нашу сегодняшнюю передачу мы посвятим знакомству с одним из священных мест города Бейтульмукаддас — мечетью Аль-Акса; мечетью, которая была первой киблой мусульман мира, и мусульмане в начальный период ислама более 14 лет совершали намаз в сторону этого священного места .

Слово «акса» означает «дальний». Мечеть Аль-Акса была названа так по той причине, что указывает на расстояние между ней и Масджид аль-Харам — Заповедной мечетью, находящейся в Мекке. В повествованиях об истории мечети Аль-Акса говорится: «Мечеть Аль-Акса высится на Храмовой горе, расположенной в Бейт-аль-Мукаддасе. Она была сооружена его светлостью Сулейманом (Соломоном). Во время строительства мечети были использованы архитектурные тонкости и нюансы того времени. Впоследствии мечеть была разрушена вавилонским царем Навуходоносором. И несмотря на то, что, согласно историческим источникам, здание мечети впоследствии было реконструировано, однако оно уже не было восстановлено в ее изначальную форму с точки зрения архитектуры. История свидетельствует о том, что этот скалистый город Бейтульмукаддас на протяжении нескольких веков разрушался, после чего подвергался реконструкции и восстановлению. (Все-таки Соломон сооружал не мечеть, а еврейский храм, хотя и был монотеистом. Трактовки очерка остаются на совести тегеранских авторов этого цикла из Радио «Голос Исламской Республики Иран», оригинальная стилистика текста почти везде сохранена. Прим. сайт).

В Священном Коране в тех, аятах, которые повествуют о ночном вознесении святого Пророка Ислама, выражением «баракна хаулоху» (ее окрестностям мы даровали благословение) подчеркивается величие и святость мечети Аль-Акса. Важность и величие Бейт аль-Мукаддаса обусловливаются двумя аспектами: духовным и материальным. Исходя из материального аспекта, изобилие и многочисленные блага окрестностей города объясняются плодородностью его почвы. А причина духовных милостей и благ Бейтульмукаддаса кроется в том, что этот город является местом появления на свет божественных пророков и местом их выступления с посланнической миссией. Поэтому Бейтульмукаддас считается обителью единобожия, веры, благочестия и справедливости.

Сегодня сионистским режимом осуществляется множество строительных работ и раскопок в окрестностях аль-Харам аш-Шариф — священного храма под предлогом возрождения храма пророка Сулеймана (царя Соломона), находящегося, предположительно, под мечетью Аль-Акса. Несмотря на то, что сионисты провели множественные раскопки под мечетью, однако до сих пор исторические утверждения иудеев относительно нахождения в этой местности храма его светлости Сулеймана не подтвердились. Из всех открыто предпринятых сионистским режимом мер для разрушения культурного облика города Бейтульмукаддас, ни одно не было столь потрясающим и антигуманным, как сожжение мечети Аль-Акса. (Внимание: Политические трактовки очерка остаются на совести тегеранских авторов этого цикла из Радио «Голос Исламской Республики Иран», оригинальная стилистика текста почти везде сохранена. Прим. сайт) .

Поджог в мечети Аль-Акса был устроен в 1969 году религиозным евреем-фанатиком из Австралии Денисом Микаэлем Роханом. Пожар длился 6 часов. При этом был нанесен серьезный ущерб мечети Гобато-Сахре, расположенной неподалеку от мечети Аль-Акса. Были уничтожены бесценные резные кафедры, сделанные из ценных пород дерева восемь столетий тому назад, в эпоху Салах-ад-Дина. Несмотря на то, что после инцидента был созван мусульманский комитет, и поврежденные части священных мест были в определенной мере реконструированы и восстановлены, однако горечь этого события никогда не забудется. Между тем в оккупированной Палестине все еще остаются экстремистские элементы, подобные Рохану, которые ждут подходящего случая для разрушения мечети Аль-Акса. Примером таких лиц могут служить члены таких экстремистских организаций, как «Движение за восстановление храма» и «Хай ва Кийам». Организатор последней является одним из бывших членов подземной сионистской организации, которая разработала план уничтожения мечети Аль-Акса в начале 80-ых годов.

Заговоры сионистов по разрушению исламских святынь в Бейтульмукаддасе, в том числе мечеть Аль-Акса, и сооружение еврейских храмов на их руинах неизменно продолжаются на протяжении минувшего полвека. 19 сентября 2000 года бывший премьер-министр сионистского режима Ариэль Шарон вместе с группой сионистских экстремистов своим присутствием в мечети Аль-Акса вызвали волну гнева и ненависти среди мусульман мира, особенно палестинцев. Протесты палестинского народа в ответ на это оскорбительное действие Шарона постепенно обрели более широкие масштабы. Таким образом началась интифада мечети Аль-Акса — движение, которое сегодня, спустя несколько лет, все также продолжается, вызывая серьезную тревогу сионистского режима и его покровителей. (Внимание: Политические трактовки очерка остаются на совести тегеранских авторов этого цикла из Радио «Голос Исламской Республики Иран», оригинальная стилистика текста почти везде сохранена. Прим. сайт) .

В любом случае присутствие тысяч палестинских мусульман в мечети Аль-Акса для совершения намаза, особенно в благословенный месяц рамадан, свидетельствует о той действительности, что до тех пор, пока существует мечеть Аль-Акса, молодые и набожные палестинские борцы будут защищать свою религиозную суть и свою святую землю.

Мечети

— центр солидарности

Среди всех божественных религий ислам является единственным вероучением, которое не ограничивается исключительно богослужениями. Сфера влияния его предписаний и законов охватывает все области жизни его последователей — социальную, политическую, культурную и экономическую. Так что мечеть в качестве самого выдающегося символа и атрибута исламского общества в начальный этап возникновения ислама являлась главным ядром концентрации всех видов деятельности и движений.

В период Пророка Ислама (ДБАР) мечеть представляла собой центр средоточия мусульман и различных видов деятельности , к примеру политической, социальной, культурной и даже юридической. В этом священном месте Посланник Божий (ДБАР) общался с людьми и знакомил их с живительным учением ислама. Мусульмане совершали в мечети свои пятикратные намазы в коллективной форме. В то время мечети наряду с тем, что являлись центром обучения и знакомства людей с морально-этическими и религиозными принципами, они также служили местом судейства и призыва людей к сотрудничеству в деятельности новопостроенного исламского общества, а также — решения его проблем.

Еще одной особенностью мечетей в то время была их политическая роль. На начальном этапе основания ислама, во время благословенной жизни Пророка ислама (ДБАР) мечеть являлась базой для политической деятельности. Посланник Божий (ДБАР) встречался в мечети с представителями и главами разных племен и проводил с ними переговоры . При священной войне с безбожниками мечеть служила центром всеобщей мобилизации и концентрации сил. Таким образом становится понятно, что мечети в первоначальный период зарождения ислама играли гораздо более широкую роль в жизни мусульман, чем просто место для богослужений. В последствии, с течением времени, а также расширением и проникновением ислама в различные земли, в каждом месте, где строилась мечеть, в той или иной степени осуществлялись подобные виды деятельности в знак подражания традициям Пророка Ислама (ДБАР).

Несмотря на то, что сегодня вслед за реформами и преобразованиями в муниципальной системе и структуре управления исламским обществом функции мечети также изменились, однако это священное место все также продолжает играть стержневую роль в жизни мусульман. Сегодня мечети воспринимаются в качестве центра сборов и солидарности мусульман. Собираясь в мечетях, мусульмане наряду с тем, что участвуют в совершении богослужений, обретают также возможность обмена мнениями и вовлечения в процесс решения вопросов и проблем, имеющихся в их обществе и исламском мире в целом. Проведение собраний и выступлений, учебных курсов и знакомство молодого поколения с богатой культурой ислама входят в число культурных программ, реализующихся в мечетях. Наряду с просветительской ролью и пробуждающей функцией мечетей можно указать на их общеполезную деятельность. Добродетельные мусульмане, участвуя в подобных видах деятельности, стараются прийти на помощь нуждающимся и неимущим слоям общества.

Друзья, как вы знаете, мечеть в исламской культуре наделена высоким смыслом. В исламских повествованиях говорится, что мечеть является обителью благочестивого человека, и самыми излюбленными точками внутри городов для Всевышнего являются именно мечети. Поэтому в исламских источниках ради сохранения священного статуса мечети приводится ряд предписаний и обрядов, выполнение которых обязательно для каждого мусульманина. Одним из этих предписаний является настоятельная рекомендация для соблюдения чистоты и порядка в мечети .

В исламе соблюдение чистоты считается показателем веры. Подобно тому, как правоверным предписано являться в мечеть в чистом и опрятном виде, также они призваны усердствовать для соблюдения чистоты и порядка в священной среде мечети, являющейся местом богослужений особых рабов Божьих. Ценность выполнения этого предписания так велика, что Посланник Божий (ДБАР) изрек в этой связи: «Каждому, кто подметет в мечети, Всевышний Создатель воздаст такую же награду, какую он дарует человеку, освободившему раба. И каждого, кто очистит мечеть хотя бы от малейшей грязи, равной соринке, попадающей в глаз, Господь облагодетельствует своей милостью.»

Поэтому старания для соблюдения чистоты в мечети и очищения ее от загрязнения весьма ценно для Создателя, даже если результатом этих стараний будет устранение самой маленькой грязи в мечети.

Мечеть Имама (г. Исфахан, Иран)

Дорогие друзья, в продолжении знакомства с известными мечетями в мире мы представим вам мечеть Имама, расположенную в живописном иранском городе Исфаган (Исфахан) и славящуюся своей красивой архитектурой. (До революции 1979 года в Иране эта мечеть называлась Мечеть Шаха. Затем была переименована в честь имама Хомейни, лидера исламской революции. Прим. сайт).

В южной части исторической площади «Накши Джахан» города Исфаган находится одна из важнейших мечетей периода Сефевидов — мечеть Имама. Эта мечеть представляет собой извечный шедевр архитектуры, мозаичной инкрустации и барельефа.

Возведение исфаганской мечети Имама началось в 1021 году по лунной хиджре. Строительство продолжалось около 20 лет. Мечеть Имама имеет четыре веранды и столько же минаретов. Высота двух минаретов составляет 42 метра, а высота двух других внутренних минаретов — 48 метров. Главная дверь мечети разукрашена превосходными стихами в виде барельефа, а также изразцами и мозаикой из золота и серебра. Она считается одним из произведений искусства времен династии Сефевидов. Надпись на величественной арке мечети сделана знаменитым мастером клинописи эпохи Сефевидов Али-Резой Аббаси. Эта арка с точки зрения архитектуры и мозаичных украшений является одним из шедевров иранской архитектуры. Каждый из ее листов, сделанных путем инкрустации плитками, подобен превосходной картине.

Мечеть построена фасадом к кибле. Во входной части мечети никто не замечает отклонения ее входной двери и михраба (ниша во внутренней стене мечети, указывающая направление к Мекке) . Кроме того внешний вид со стороны площади также кажется не гармоничным и асимметричным. Архитекторы весьма мастерски осуществили это осущесвили корректировку архитектурой мечети. В восточной и западной частях мечети виднеются два одинаковых красивых помещения с навесом — шабестан, предусмотренных для ночных молений. Веранды, купола и алтарные ниши — михрабы каждого из этих помещений украшены необычайно красивыми мозаичными инкрустациями... Внутренняя часть мечети украшена глянцевой плиткой разных цветов, выложенной в виде различных узоров.

Большой и величественный купол, высящийся над просторной средой южной молельни мечети, является одним из самых высоких куполов среди мечетей Ирана. С точки зрения архитектуры также он считается самым важным и красивым куполом мечети имама. Этот купол обладает двумя покрытиями, установленными на расстоянии 12 метров друг от друга. Внешний 25 метровый купол, покрытый красивейшей мозаикой бирюзового цвета, по особенному блистает и привлекает глаз с самых отдаленных мест города. Благодаря тому, что купол мечети Имама имеет два покрытия, голос оратора, произносящего речь перед михрабом, в чистом и естественном виде доносится во всем закрытом пространстве мечети. Большие монолиты мрамора и редкие и ценные каменные сосуды для воды, особенно изящный сосуд в западном шабестане большого купола, относящийся к 1095 году по лунной хиджре, являются достопримечательностями этой бесподобной мечети.

Продолжение на .