Государство муниципальные образования как субъекты гражданского права. Государство и муниципальные образования, как субъекты гражданского права

Субъектами гражданского права наряду с гражданами и юридическими лицами являются также Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования (ст. 124-127 ГК).

Государство участвует в гражданских правоотношениях в лице государственных и муниципальных органов власти и юридических лиц, управомоченных на то государственными органами (например, унитарными предприятиями).

В качестве участников отношений, регулируемых гражданским правом, перечисленные субъекты находятся в равном положении с другими субъектами гражданского права. Наличие у государства властных функций не отражается на характере его участия в гражданских правоотношениях, хотя определенные связанные с этим особенности имеются, так как осуществление задач политических, а также в области социально-экономического управления требует закрепления за государством и муниципальными образованиями специальной гражданской правоспособности.

Вместе с тем государство является специфическим субъектом гражданских правоотношений. Государство обладает суверенитетом, иммунитетом оно едино и неделимо.

Публичные образования могут быть участниками:

Обязательственных и других правоотношений.

Например, РФ, ее субъекты выступают в качестве заемщика по договору государственного займа; при отсутствии наследников по завещанию или закону имущество является выморочным и переходит к государству.

Государство отвечает по обязательствам своим имуществом, кроме:

Государственного и муниципального имущества, изъятого из оборота;

Имущества, закрепленного за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Исключение, федеральные казенные предприятия.

Юридические лица, учрежденные государством не отвечают по обязательствам государства

Субъектами гражданского права являются как Российская Федерация в целом, так и субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ). Городские, сельские поселения, т.е. города, поселки, села, деревни, а также поселения на других территориях рассматриваются ст. 131 Конституции РФ как самоуправляющиеся единицы. Они могут создаваться в границах городских микрорайонов, на территориях, объединяющих населенные пункты, - в сельсоветах, районах. Обладая властными полномочиями, а Российская Федерация и возможностью правотворчества в гражданско-правовой сфере, государство и муниципальные образования (при издании нормативных актов и актов управления) не могут ставить себя в привилегированное положение в гражданских правоотношениях, не нарушая принципов рыночно ориентированной экономики.

Вступая в конкретные гражданско-правовые отношения, государство (муниципальное образование) не вправе реализовывать свои властные полномочия по отношению к контрагенту. Властные полномочия могут быть реализованы лишь в государственно- или административно-правовых отношениях. Однако сам по себе акт реализации властных полномочий в ряде случаев, предусмотренных законом, выступает в качестве юридического факта гражданского права. Так, решение об изъятии земельного участка у собственника в порядке ст. 279 ГК для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Решение об изъятии земельного участка путем выкупа имеет административно-правовой характер, но является основанием для возникновения гражданско-правового отношения. В правоотношении по выкупу земельного участка государство и собственник земельного участка оказываются в равном положении - воля на выкуп выражена в соответствующем административном решении, но заключение договора возможно только с согласия другой стороны - собственника участка (п. 3 ст. 279 ГК). К субъектам гражданского права - государству и муниципальным образованиям в соответствии с п. 2 ст. 124 ГК применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским правом, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

В зарубежной юридической литературе государство и муниципальные образования иногда именуются юридическими лицами публичного права(175), их называют "особыми субъектами права". Однако и отнесение государства и муниципальных образований к субъектам публичного права, и обозначение их как особых субъектов не позволяет раскрыть присущее им свойство, существенное именно для имущественного оборота, - возможность быть субъектом гражданского права.

Государство и муниципальные образования, подобно юридическим лицам, осуществляют полномочия в сфере отношений, регулируемых гражданским правом, через свои органы. Согласно п. 1 ст. 125 ГК от имени РФ и ее субъектов в гражданских правоотношениях могут выступать "органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов". От имени муниципальных образований выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК).

В связи с тем, что Российская Федерация, создавая законы, сама определяет содержание правоспособности субъектов гражданского права, нельзя говорить о пределах гражданской правоспособности самого государства. Оно не ограничено в возможности иметь любые права и принимать на себя любые гражданско-правовые обязанности, за исключением лишь тех, которые по своей природе присущи только гражданам. Своеобразие в реализации гражданской правоспособности государства и муниципальных образований заключается также в том, что процесс этот осуществляет не субъект права, обладающий правоспособностью, а конкретные органы государства, выступающие от его имени. Здесь гражданская правосубъектность государства или муниципального образования реализуется через компетенцию органа, на который возлагается осуществление некоторой части гражданской правоспособности государства (муниципального образования).

Не следует полагать, что участие государства (муниципального образования) в гражданских правоотношениях есть "вмешательство" в гражданские правоотношения. Если же такое вмешательство со стороны государственных или муниципальных органов действительно имеет место (а оно в ряде случаев предусмотрено законом), то это означает, что нельзя говорить о реализации государством или муниципальным образованием свойств субъекта гражданского права. Любой субъект права - и гражданин, и организация, и государство - участвуют в правоотношениях разной отраслевой принадлежности. И гражданин, и государство могут быть субъектами гражданских правоотношений, но и субъектами административных правоотношений. То же самое можно сказать об организациях, обладающих правами юридического лица.

2. Органы государства, наделенные правом выступать от его имени в гражданском обороте. Правом выступать в гражданских правоотношениях от имени государства пользуются и представительные, и исполнительные органы - Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, Министерство имущественных отношений РФ. Актом распоряжения федеральным имуществом является, например, Указ Президента РФ от 6 февраля 1998 г. "О передаче памятника градостроительства и архитектуры федерального (общероссийского) значения - Петровского путевого дворца в государственную собственность г. Москвы"*(176) или распоряжение Правительства РФ от 22 октября 1998 г. "О передаче в государственную собственность г. Москвы ряда зданий с исключением их из списка памятников федерального значения"*(177).

Во многих странах государство в имущественных правоотношениях представляет особый субъект права - государственная казна. Так, ст. 33 ГК Республики Польша объявляет государственную казну юридическим лицом, а ст. 34 уточняет, что государственная казна в гражданско-правовых отношениях выступает в качестве субъекта прав и обязанностей, которые касаются части государственного имущества, не находящегося в управлении иных государственных юридических лиц.

В российском законодательстве термин "казна" используется для обозначения средств государственного бюджета и иного государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями. Федеральное казначейство РФ и его территориальные органы входят в систему Министерства финансов РФ и выполняют функции управления бюджетными средствами*(178). Единую централизованную систему возглавляет Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ. Органы казначейства являются юридическими лицами (учреждениями) и в гражданских правоотношениях выступают в двух ипостасях - и как представители государства, и как учреждения, обладающие определенным имуществом на праве оперативного управления. Каждое государственное или муниципальное образование имеет на праве собственности имущество, не переданное в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным или муниципальным юридическим лицам. Это имущество состоит из бюджетных средств и иного нераспределенного имущества (например, ресурсов континентального шельфа, других природных ресурсов). Согласно п. 4 ст. 214 ГК средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, государственную казну каждого из субъектов Федерации. Аналогичное правило относительно имущества муниципальных образований содержится в п. 3 ст. 215 ГК.

Министерство имущественных отношений РФ наряду с другими министерствами и ведомствами в рамках своей компетенции издает акты управления государственным имуществом, имеющие свойства юридических фактов гражданского права. От имени государства-собственника учреждаются государственные унитарные предприятия, им выделяется государственное имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государство-собственник создает государственные учреждения, которые наделяются имуществом на праве оперативного управления. В число полномочий Министерства имущественных отношений входит также передача государственного имущества в аренду юридическим лицам. Залог имущества государственных унитарных предприятий допускается только с разрешения соответствующего территориального органа Министерства имущественных отношений. Фонды государственного и муниципального имущества, созданные государством и органами местного самоуправления, также участвуют в актах распоряжения и управления государственным или муниципальным имуществом. Российский фонд федерального имущества при Правительстве РФ в пределах предоставленных ему Правительством полномочий учреждает акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, приобретает доли участия (акции, паи) в капитале хозяйственных обществ, при проведении приватизации осуществляет полномочия Российской Федерации как собственника в отношении приватизируемых предприятий. Таким образом, компетентные органы государственного управления реализуют посредством административных актов имущественно-правовые полномочия государства.

Субъекты Федерации участвуют в гражданских правоотношениях через свои органы, в частности высшие органы исполнительной власти. Так, Правительство г. Москвы 20 июня 2000 г. приняло постановление "О приобретении городом 100% акций 2-й эмиссии ОАО "18-й таксомоторный парк". Субъект Федерации заключил гражданско-правовую сделку. Другим постановлением от 23 мая 2000 г. Правительство Москвы, действуя от имени города, передало Управлению делами Президента РФ ряд нежилых помещений, т.е. имущество было передано из собственности субъекта Федерации в собственность РФ.

В принципе государство может участвовать в любых гражданско-правовых отношениях, которые по своему характеру не противоречат его природе как публично-правового образования. Вместе с тем реализация возможностей государства в сфере гражданского оборота практически ограничивается довольно узким кругом отношений. Прежде всего это отношения собственности по поводу нераспределенной между государственными юридическими лицами части государственного имущества. Волевые акты государства по распоряжению указанными объектами облекаются в форму распорядительных актов государственных органов, издаваемых в пределах их компетенции. Таким актом, например, может быть решение Федерального Собрания РФ об обмене с иностранным государством приграничными участками земли в целях демаркации границы. Распоряжение органа местного самоуправления о наделении землей из муниципального фонда садового товарищества влечет гражданско-правовые последствия - переход прав владения, пользования и распоряжения земельным участком к товариществу.

Для муниципальных образований органами, реализующими гражданскую правоспособность, являются городские, сельские, поселковые собрания народных представителей или местные Советы, мэры и старосты.

3. Формы участия государства (Российской Федерации и субъектов Федерации) и муниципальных образований в гражданском обороте. Участие государства и муниципальных образований в гражданских правоотношениях предусмотрено в ряде статей ГК и других нормативных актов. В ГК в основном речь идет об участии в гражданских правоотношениях федеративного государства - Российской Федерации. Так, в собственность РФ передаются вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, обнаруженные в виде клада (ст. 233 ГК). Использование в ст. 233 ГК термина "государственная собственность" позволяет сделать вывод о том, что вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, могут быть переданы и в государственную собственность субъекта Федерации. Государство выступает в роли покупателя в случае, когда собственник особо ценных и охраняемых государством культурных ценностей содержит их бесхозяйственно. В соответствии со ст. 240 ГК выкуп производится по решению суда. Государство приобретает право собственности на реквизируемое (ст. 242 ГК) или конфискуемое (ст. 243 ГК) имущество. Согласно ст. 238 ГК право собственности на имущество, которое по закону не может принадлежать лицу (например, огнестрельное оружие гражданину), прекращается по решению суда с передачей этого имущества в государственную или муниципальную собственность.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления определил имущественную основу участия муниципальных образований в гражданско-правовых отношениях, указав в ст. 29 объекты муниципальной собственности. В п. 2 названной статьи предусмотрено, что права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно*(179).

Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования вправе выпускать облигации займов, выступая в роли заемщиков денежных средств у населения и иных займодавцев. Федеральные займы оформляются облигациями, выпуск и обращение которых регулируются Генеральными условиями эмиссии и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г., которые действуют в редакции постановления Правительства РФ от 27 февраля 1999 г.*(180), принятого в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"*(181). В облигациях федеральных займов выражены долговые обязательства Российской Федерации перед держателями этих облигаций. Российской Федерацией были выпущены различные по своим условиям облигации федеральных займов, в том числе облигации Государственного сберегательного займа РФ.

По нормам наследственного права государство может быть наследником гражданина как по завещанию, так и по закону. Гражданин вправе завещать свое имущество Российской Федерации, любому субъекту Федерации, муниципальному образованию. Российская Федерация становится наследником по закону в случаях, когда после смерти гражданина не осталось других наследников по закону, а завещание отсутствует, либо оно признано недействительным, либо имеющиеся наследники отказались от принятия наследства.

Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования участвуют в корпоративных отношениях. Каждый из перечисленных субъектов может стать акционером, участником общества с ограниченной ответственностью. В соответствии с Законом о приватизации в процессе приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий создаются открытые акционерные общества. В таком обществе 100% акций принадлежит государству (муниципальному образованию), которое и выступает в роли единственного акционера. Государству-собственнику принадлежит право собственности на акции, государство-акционер становится участником корпоративных отношений.

Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров. При закреплении в государственной или муниципальной собственности 100% акций открытого акционерного общества, созданного в процессе приватизации унитарного предприятия, полномочия общего собрания акционеров осуществляет от имени соответствующего собственника акций орган по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Формирование позиции Российской Федерации как акционера осуществляется федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Правительством РФ.

Через свои органы государство и муниципальные образования в качестве акционеров участвуют в деятельности акционерного общества. Члены совета директоров (наблюдательного совета) назначаются сроком на один год соответствующим органом по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Образование исполнительных органов открытого акционерного общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляется решением органа по управлению государственным (муниципальным) имуществом, реализующим компетенцию общего собрания акционеров. Если акции общества, созданного в результате приватизации и принадлежащие государству или муниципальному образованию, частично отчуждены другим лицам (не менее 2% их числа), то созывается общее собрание акционеров. В этом случае Правительство РФ, уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления вносят в установленном порядке предложения в повестку дня общего собрания, выдвигают кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет), ревизионную комиссию, в исполнительные органы общества. Лица, избранные из числа кандидатов, выдвинутых уполномоченными органами РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований, представляют в органах управления общества интересы соответственно РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.

В процессе приватизации происходит отчуждение объектов права собственности (в том числе пакетов акций) государства, муниципальных образований. Продажа государственного и муниципального имущества происходит на аукционах. В качестве продавца федерального имущества на таких аукционах выступает Российский фонд федерального имущества. Продавцы акций, находящихся в муниципальной собственности, назначаются органами местного самоуправления по своему усмотрению. Продавцами акций, находящихся в федеральной собственности, являются Российский фонд федерального имущества и его отделения на местах.

Государство и муниципальные образования несут ответственность по гражданско-правовым обязательствам своим имуществом. Государственные и муниципальные юридические лица не отвечают по долгам государства и муниципальных образований, а последние не несут ответственности по обязательствам созданных ими государственных и муниципальных юридических лиц (ст. 126 ГК). Лишь в случаях, прямо указанных в законе, возможна субсидиарная ответственность государства по долгам государственных юридических лиц.

Согласно п. 5 ст. 115 ГК, Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности у предприятия средств для удовлетворения кредиторов. Субсидиарную ответственность по долгам созданного государством или муниципальным образованием учреждения несет собственник имущества этого учреждения, т.е. Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование (ст. 120 ГК). Российская Федерация может принять на себя поручительство по обязательствам субъекта Федерации, муниципального образования или юридического лица (любого хозяйственного товарищества или общества, производственного, потребительского кооператива и т.д.) либо указанные субъекты могут принять на себя поручительство по обязательствам Российской Федерации (ст. 126 ГК). В этих случаях государственные или муниципальные образования оказываются сторонами договора поручительства.

Государство, муниципальные образования действуют через свои органы, через должностных лиц этих органов. Незаконными действиями (бездействием) этих органов и их должностных лиц, в том числе в виде издания не соответствующего закону или иному нормативному акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, гражданину или юридическому лицу может быть причинен имущественный вред. Понесенные гражданином или юридическим лицом убытки подлежат возмещению в соответствии с нормой ст. 16 ГК. Действия органа или его должностного лица рассматриваются как действия соответствующего субъекта - Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования. Поэтому имущественная ответственность реализуется за счет имущества субъекта, не распределенного между его юридическими лицами, т.е. за счет его казны.

Статья 1070 ГК устанавливает ответственность за вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Причиненный вред возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, - за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Статья 1071 ГК указывает, что при возмещении вреда за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Федерации или казны муниципального образования "от имени казны выступают соответствующие финансовые органы". Эта формулировка неточна, так как по российскому законодательству казна не является субъектом права, а в гражданских правоотношениях речь может идти об участии только от имени субъекта права. Следует считать, что финансовые органы представляют в обязательстве по возмещению вреда ответчика, которым соответственно может быть Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование.

По своим долгам государство и муниципальные образования отвечают преимущественно имеющимися у них бюджетными средствами. Другие объекты государственной и муниципальной собственности, как правило, закреплены за государственными или муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или за учреждениями на праве оперативного управления. Однако п. 1 ст. 126 ГК предусматривает возможность обращения взыскания и на другое государственное или муниципальное имущество, не распределенное между соответствующими юридическими лицами. Обращение взыскания на землю и иные природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования наравне с другими субъектами гражданского права могут вступать в гражданско-правовые отношения с иностранными юридическими лицами, гражданами и государствами. Особенности ответственности Российской Федерации и ее субъектов по таким отношениям должны быть урегулированы специальным законом об иммунитете государства и его собственности, принятие которого предусмотрено ст. 127 ГК. Что касается ответственности муниципальных образований по аналогичным правоотношениям, то какого-либо специального регулирования по сравнению с ответственностью граждан или юридических лиц закон не предусматривает.

Еще по теме Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права:

  1. 26.Участие РФ и субъектов РФ в гражданско-правовых отношениях. Муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений.
  2. Понятие и элементы гражданско-правового статуса участников государственно-частного партнерства
  3. Права и обязанности участников государственно-частного партнерства
  4. §2. Обоснование нрава юридического лица на управление внутренними делами как самостоятельного субъективного права
  5. § 2.2. Административные права и обязанности субъектов гражданского общества.
  6. § 2.3. Некоммерческие организации как вид негосударственных организаций
  7. § 6.1. Права негосударственных организаций в структуре административно-правового статуса и гарантии их реализации
  8. § 2. Субъекты банковскои системы как субъекты предпринимательскои деятельности
  9. § 2. Основания возникновения и прекращения прав участия Российской Федерации в хозяйственных обществах
  10. Правовая характеристика автомобильных дорог как объекта гражданских прав
  11. § 2. Право собственности в институциональной системе интересов субъектов гражданского права
  12. § 3. Общественные объединения как субъекты конституционного права.
  13. Понятие и виды субъектов обеспечения законности в системе органов местного самоуправления
  14. § 2. Омбудсмен/уполномоченный по правам человека как новый институциональный элемент системы защиты прав и свобод человека и гражданина в постсоветских государствах

Особенность государства как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и потому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений).

Однако в гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами. Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы: Федеральное Собрание, Президент РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства, ведомства и т.д.).

Государство выступает как в вещных, так и обязательственных правоотношениях. Так, государство является субъектом права собственности, в том числе субъектом исключительного права собственности (например, на недра). Управление и распоряжение государственной собственностью осуществляется через Министерство государственного имущества. Сделки от имени государства при отчуждении государственного имущества в процессе приватизации осуществляются от имени Российского фонда федерального имущества.

Государство выступает в следующих обязательственных правоотношениях.

1) отношения займа (при выпуске облигаций и других ценных бумаг);

2) в отношениях по поставке продукции для федеральных государственных нужд;

3) в отношениях подряда для государственных нужд;

4) в отношениях дарения (когда имущество дарится государству).

Российская Федерация может быть субъектом наследственных правоотношений. В частности, оно наследует так называемое выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства.

Государство является субъектом ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда.

Российская Федерация может выступать во внешнем обороте, заключая любые гражданско-правовые договоры с иностранными контрагентами. Наиболее распространенными являются договоры займа, а также предоставления кредитов. Такие договоры заключаются от имени Правительства РФ. В отдельных случаях внешнеторговые сделки заключаются российскими торговыми представительствами, однако ответственность по ним несет государство.

В качестве субъектов гражданских правоотношений могут также выступать субъекты Российской Федерации: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. От имени субъектов Федерации в гражданских правоотношениях могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства и т.д. Субъекты Федерации осуществляют права собственности на имущество, являющееся собственностью этих субъектов. Субъекты Федерации могут выступать государственными заказчиками в отношениях по поставке товаров для государственных нужд. Возможно участие субъектов Федерации и в других договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки своей правоспособности. Субъекты Федерации могут быть также наследниками по завещанию.

Муниципальными образованиями являются городские, сельские поселения, иные населенные территории, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. В гражданские правоотношения они вступают через выборные органы местного самоуправления, глав муниципальных образований. Осуществляют правомочия собственника в отношении муниципальной собственности, могут вступать в договорные отношения в раках своих полномочий.

Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное и постоянное пользование физическим и юридическим лицам. Сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Муниципальные органы вправе выпускать местные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты.

Страница 1 из 2

Глава 6. ГОСУДАРСТВО И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

6.1. Государство как субъект гражданского права
6.2. Муниципальные образования как субъекты гражданского права

6.1. Государство как субъект гражданского права

Особенность государства как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и потому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений). Однако в гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами. Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы: федеральные органы исполнительной власти (министерства, ведомства и т.д.).
Государство участвует как в вещных, так и обязательственных правоотношениях. Так, государство является субъектом права собственности, в том числе субъектом исключительного права собственности (например, на недра). Управление и распоряжение государственной собственностью осуществляется через Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Государство участвует в следующих обязательственных правоотношениях:
1) отношениях займа (при выпуске облигаций и других ценных бумаг);
2) в отношениях по поставке продукции для федеральных государственных или муниципальных нужд;
3) в отношениях подряда для государственных или муниципальных нужд;
4) в отношениях дарения (когда имущество дарится государству).
Российская Федерация может быть субъектом наследственных правоотношений. В частности, оно наследует так называемое выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства.
Государство является субъектом ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда.
Российская Федерация может выступать во внешнем обороте, заключая любые гражданско-правовые договоры с иностранными контрагентами. Наиболее распространенными являются договоры займа, а также предоставления кредитов. Такие договоры заключаются от имени Правительства РФ. В отдельных случаях внешнеторговые сделки заключаются российскими торговыми представительствами, однако ответственность по ним несет государство.
В качестве субъектов гражданских правоотношений могут также выступать субъекты Российской Федерации: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. Субъекты Федерации осуществляют право собственности на принадлежащее им имущество. Возможно участие субъектов Федерации в договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки своей правоспособности. Субъекты Федерации могут быть также наследниками по завещанию.

Гражданская правоспособность государства и государственных (муниципальных) образований

Общие положения. Правовое положение государства и государственных (муниципальных) образований составляет важную часть учения о субъектах гражданского права , в которой тесно переплетены частно- и публично-правовые элементы. От того, как государство рассматривается в рамках права публичного, зависит и его положение как субъекта гражданского права .

Государство как носитель суверенитета едино и неделимо (не может существовать двух суверенов на одной и той же территории). Соответственно государство в гражданском обороте может рассматриваться как единый и единственный субъект.

В то же время Российское государство является многоуровневым образованием. Это связано как с множественностью функций, выполняемых государством в современную эпоху, так и с особенностями именно Российской Федерации, колоссальные размеры территории которой и многообразие культуры и быта населяющих ее людей уникальны. Рассматривать государство только как единого и неделимого субъекта ни в публичном, ни в гражданском праве при таких обстоятельствах нельзя. Государство подразделяется на субъекты различных Уровней - Российскую Федерацию, субъекты Федерации и муниципальные образования (города, районы, села, поселки, деревни и т.д.).

Подобная многоуровневость должна учитываться при анализе правосубъектности государства и государственных (муниципальных) образований. Но она важна не всегда. Гражданское законодательство исходит из того, что в целом участие государства и его частей в гражданском обороте строится на одинаковых принципах. Имеются, однако, и различия. Поэтому в дальнейшем сказанное о государстве распространяется на все государственные (муниципальные) образования, если иное особо не оговорено. Государство как носитель власти . Государство, как и другие субъекты гражданского права, может участвовать в гражданско-правовых отношениях. И в этом смысле оно обладает правоспособностью. Однако его правоспособность обладает рядом особенностей, связанных с тем, что оно является также и главным субъектом публичного права, носителем власти. Эти особенности концентрированно выражают свойство суверенности, присущее государству.

Государство осуществляет власть. Но функция властвования свойственна и другим субъектам. Властвует работодатель над своими работниками, родители над своими детьми , сообщества над своими членами. Однако среди них государство выделяется как единственная власть, обладающая суверенитетом. На определенной территории повеления государства преобладают над всеми иными властными велениями. Это преобладание воплощается в независимости государства от кого бы то ни было и составляет главный признак его суверенитета.

Суверенитет имеет как внутреннее, так и внешнее проявление. В пределах своей территории государство олицетворяет наивысшую власть. Никто не может вмешиваться во внутренние дела государства, если только иное не вытекает из общих принципов международного права . Вовне суверенитет проявляется как независимость данного государства от других государств и иных субъектов международного права.

Государство как суверен обладает свойствами, которые превращают его в особого субъекта гражданского права, а именно:

  • государство само принимает законы , которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права;
  • государство может принимать административные акты, из которых возникают гражданско-правовые отношения независимо от воли другой стороны;
  • государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения; - государство пользуется иммунитетом.

Перечисленные свойства выражают далеко не все особенности государства как участника гражданско-правовых отношений. Однако даже то, что названо, позволяет говорить об особом положении государства в гражданском праве.

Это особое положение отражает две противоположные тенденции. С одной стороны, необходимость уравнивания государства в отношениях с субъектами частного права, не обладающими властными полномочиями, а с другой - использование этих полномочий для направления хозяйственного развития в определенное русло. Первая тенденция отражена в ГК в качестве общего принципа. Согласно п. 1 ст. 124 ГК государство участвует в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. Иными словами, оно заранее отказывается от своего особого положения как суверена в частно-правовых отношениях. И тем не менее во многих других нормах Кодекса (см., напр. ст. 445 ГК) и в иных правовых актах полномочия государства по вмешательству в гражданско-правовые отношения достаточно широки.

Государство как лицо. В этом качестве оно существует в рамках как публичного, так и частного права. При этом для современного правопонимания характерно отрицание заимствования частно-правовых конструкций для характеристики публично-правовых феноменов и наоборот. То, что государство является субъектом публично-правовых отношений, особых сомнений не вызывает. В данных отношениях оно действует не как частно-правовой субъект, и потому нельзя заимствовать какие-либо гражданско-правовые характеристики для описания государства как субъекта публичного права. В рамках этих отношений государство выступает как носитель публичной власти.

В отношениях, регулируемых частным правом, государство не обладает властными полномочиями. Здесь оно подчинено общим принципам гражданского права . Таким образом, происходит своеобразное "расщепление" личности государства в зависимости от природы отношений, в которых оно участвует.

И тем не менее властная (публично-правовая) сущность государства дает о себе знать и в гражданском праве. Она выражается в особом характере государства как субъекта гражданского права, поскольку оно, будучи организацией, не признается тем не менее юридическим лицом . В этом специфика правового положения государства в российском гражданском праве, где классификация субъектов предстает как трехчленная - физические лица , юридические лица и особое лицо - государство. Подчеркивая особенность государства как субъекта частного права, его тем самым выводят из общего рада субъектов. Вместе с тем конструкция "особого лица" таит в себе и ряд проблем.

Муниципальные образования создаются по модели образований государственных, однако в отличие от последних органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ, п. 5 ст. 14 Закона РФ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ). По сути, муниципальное образование выступает в качестве особого рода корпорации, членами которой являются все жители. Подобный вывод подтверждается, в частности, тем, что права собственника могут осуществляться от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования. Население, таким образом, выступает в качестве органа муниципального образования. И все-таки близость муниципальных образований к государственным по принципам их организации и деятельности позволяет рассматривать их совместно.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления.

Формы участия государства в гражданском обороте

Главной системой органов, осуществляющих от имени государства управление и распоряжение государственной собственностью , являются Министерство государственного имущества РФ (Мингосимущество РФ) и подчиненные ему органы в субъектах РФ. Их полномочия вытекают из ст. 7-8 Закона РФ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ". Мингосимущество РФ и его органы на местах, осуществляя управление и распоряжение государственным имуществом (за исключением жилых помещений):

  • принимают решения о приватизации;
  • осуществляют преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;
  • являются учредителями открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации;
  • осуществляют права акционера (участника) хозяйственных обществ , акции (доли в уставном капитале) которых находятся в государственной собственности;
  • выступают в качестве арендодателей государственного имущества;
  • закрепляют государственное имущество на праве хозяйственного ведения , оперативного управления и бессрочного пользования; - дают согласие на залог государственного имущества; - совершают иные действия.

Указанные действия органы системы Мингосимущества РФ совершают от имени государства как собственника соответствующего имущества.

Второй по значению системой органов, уполномоченных от имени государства управлять и распоряжаться государственным имуществом, являются фонды имущества во главе с Российским фондом федерального имущества (см. Положение о Российском фонде федерального имущества, утвержденное Указом Президента РФ от 17 декабря 1993 г. №2173).

Российский фонд федерального имущества и фонды, на местах осуществляют функции по: - владению переданными им объектами приватизации до момента их продажи, в том числе по осуществлению полномочий государства как акционера (участника) в хозяйственных обществах;

  • продаже переданных им объектов приватизации; - выступлению на основании поручения Правительства РФ учредителем хозяйственных обществ;
  • получению и перечислению денежных средств, полученных в результате приватизации;
  • осуществлению от имени РФ выпуска государственных ценных бумаг , удостоверяющих право приобретения находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

Указанные действия фонды имущества также совершают от имени государства как собственника соответствующего имущества.

Полномочия перечисленных государственных органов в настоящее время ограничены Указом Президента РФ от 30 сентября 1995 г. № 986 "О порядке принятия решений об управлении и распоряжении находящимися в федеральной собственности акциями". Любые действия по управлению и распоряжению акциями, находящимися в федеральной собственности, в том числе их передача в управление частным лицам, в уставные капиталы организаций, в залог, а также иное их обременение возможны только на основании указов Президента РФ, проекты которых должны в обязательном порядке выноситься на подписание постановлениями Правительства РФ.

Однако от имени государства действуют не только указанные выше органы. Так, при приватизации жилых помещений стороной соответствующих отношений по передаче жилых помещений в собственность граждан выступает государство как таковое, хотя заключаются соответствующие сделки государственными органами или даже государственными предприятиями от своего имени.

Государство становится собственником имущества при прекращении (в том числе принудительном) на него права частной собственности по основаниям, предусмотренным ст. 225 ГК (в отношении бесхозяйных вещей), 228 (находок), 231 (безнадзорных животных), 233 (кладов, относящихся к памятникам истории и культуры), 238 (имущества, которое не может принадлежать данному собственнику), 240 (бесхозяйственно содержимых культурных ценностей), 242 (при реквизиции) и 243 (при конфискации), а также в иных случаях.

Государство может участвовать и в общей долевой собственности , например, на жилые помещения в кондоминиумах.

Государство как участник сделки. Государство выступает участником сделок всякий раз, когда они совершаются уполномоченными лицами от его имени. При этом государству доступна любая сделка, за исключением тех, которые рассчитаны исключительно на физических и юридических лиц. Государство не может выступать в сделках в качестве потребителя (покупателя в розничной торговле, нанимателя в договоре проката, заказчика при бытовом заказе и т.д.). Также невозможно участие государства в сделках со специальным субъектом - страховщиком, банком, финансовым агентом и т.д. Поскольку государство - не предприниматель , оно не может участвовать в сделках в качестве предпринимателя (доверительного управляющего, участника договора коммерческой концессии и т.д.). Государство (а именно Российская Федерация) выступает получателем имущества при признании сделки недействительной по ст. 169 ГК РФ.

От имени государства как собственника соответствующего имущества заключаются, как правило, любые сделки по распоряжению государственным имуществом, в том числе в рамках приватизации.

Государство может осуществлять финансирование и кредитование капитального строительства. Государственное финансирование может предоставляться как на безвозвратной, так и на возвратной основе, в том числе с взиманием процентов, в соответствии с заключаемыми договорами. От имени государства такие договоры с банками и заемщиками (застройщиками) заключает Министерство финансов РФ.

Государство может оказывать краткосрочную финансовую поддержку в виде ссуд предприятиям любых форм собственности на основании Указа Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1484 "О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета". Краткосрочная финансовая поддержка производится для: 1) проведения структурной перестройки производства; 2) расчетов по целевым кредитам , направленным на закупку оборудования и материалов; 3) разработки, внедрения и приобретения новейших технологий, оборудования и материалов, в том числе и за рубежом. Этот перечень целей является исчерпывающим. Ссуды предоставляются на основании договора о предоставлении и возврате ссуды, заключаемого между предприятием и Министерством финансов РФ (по форме утвержденного типового договора) в соответствии с решением Правительства РФ. Ссуды предоставляются на срок, не выходящий за пределы текущего финансового года, на возвратной основе и за плату в размере, обеспечивающем уплату процентов по государственному долгу. Впрочем, ссуды могут быть и беспроцентными.

Государство может на конкурсной основе предоставлять государственные капитальные вложения в коммерчески эффективные проекты. Порядок предоставления таких государственных инвестиций регламентируется Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1928 "О частных инвестициях в Российской Федерации" . Инвестиции распределяются на конкурсной основе и направляются в проекты, связанные в первую очередь с развитием "точек роста" экономики , причем частный инвестор должен вложить в проект не менее 20 процентов собственных средств. Срок окупаемости проектов не должен превышать, как правило, двух лет (для сельского хозяйства - пяти лет). Государственная поддержка прошедших конкурс инвестиционных проектов осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых либо на возвратной основе, либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых обществ, а также путем предоставления частным инвесторам государственных гарантий по возмещению вложенных средств. Предоставление государственной поддержки производится в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Государство как участник сделок выступает при эмиссии и обращении различных ценных бумаг, в том числе и государственных ценных бумаг. Оно может быть как эмитентом, так и владельцем ценных бумаг. В соответствии с Законом РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", для покрытия своих нужд в денежных средствах государство вправе выпускать различные долговые обязательства, в том числе облигации федеральных займов.

Выпуск и обращение облигаций федеральных займов регламентируются Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными постановлением Правительства РФ № 458 от 15 мая 1995 г. Эти Генеральные условия определяют общие принципы выпуска и обращения любых облигаций федеральных займов, независимо от их конкретного вида. Однако для выпуска отдельных видов этих облигаций Министерством финансов РФ по согласованию с Центральным банком РФ должны быть утверждены специальные условия выпуска. Облигации федеральных займов представляют собой долговые обязательства Российской Федерации в форме государственных ценных бумаг, выраженных в валюте РФ. Эти облигации, как правило, являются процентными, т. е. по ним выплачивается не только номинальная стоимость облигации (сумма основного долга) или иной имущественный эквивалент, но и доход в виде процента. Эмитентом облигаций федеральных займов от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов РФ. Центральный банк РФ выступает в качестве генерального агента по обслуживанию выпусков этих облигаций.

Государство выпустило несколько видов облигаций:

Государственные краткосрочные бескупонные облигации, выпускаемые на основании Основных условий выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций, одобренных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107. Эти облигации являются дисконтными (продаются со скидкой, а погашаются по номинальной стоимости), выпускаются в безбумажной форме, имеют срок обращения до 1 года;

Казначейские обязательства, выпускаемые на основании постановления Правительства РФ № 906 от 9 августа 1994 г. Хотя эмитентом в данном случае названо Министерство финансов РФ, нет никаких сомнений в том, что эмитентом является именно государство. Ведь сущность казначейских обязательств состоит в том, что они могут быть обменены на налоговые освобождения, т.е. приняты государством вместо денег в качестве налоговых платежей;

Государственные долговые товарные обязательства. В свое время как СССР, так и Россия занимали у населения деньги под обязательства продать те или иные дефицитные товары. Не погашенные своевременно обязательства, которые были беспроцентными (государственные целевые займы 1990 года и чеки "Урожай-90") подлежат погашению исходя из принципа полной компенсации. Ранее в ряде случаев компенсации подлежала не вся рыночная стоимость соответствующих товаров, а лишь определенная часть (см. постановление Правительства РФ от 16 апреля 1994 г. № 344 "О государственных долговых товарных обязательствах");

Облигации Государственного сберегательного займа РФ. Эти облигации выпускаются на основании Генеральных условий выпуска и обращения этих облигаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 января 1997 г. № 73. Эмитентом этих ценных бумаг от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов РФ. Облигации выпускаются в документарной форме и являются государственными ценными бумагами на предъявителя. Они предоставляют их владельцам право на получение в соответствии с условиями выпуска каждой серии процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигации;

Облигации российского внутреннего выигрышного займа; - облигации внутреннего государственного валютного займа, которые предназначаются для погашения внутреннего валютного долга перед предприятиями, организациями и учреждениями, независимо от форм собственности. Их номинал выражен в долларах США , проценты по ним выплачиваются посредством отрезания купонов, - облигации государственных нерыночных займов. Помимо облигаций государством выпускаются и другие ценные бумаги, например, жилищные сертификаты, выдаваемые гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Сертификаты являются именными, необращаемыми ценными бумагами, действуют в течение года с момента их выдачи и погашаются путем предоставления жилья в размере, указанном в самом сертификате.

В обыденном сознании превалирует суждение о том, что государство выступает как эмитент денег. Однако с точки зрения права все выглядит иначе. Эмитентом денег выступает Центральный банк РФ (Банк России) как отдельное от государства юридическое лицо. Причем государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Таким образом, государство не отвечает ни за обесценивание денег, ни за иные убытки, которые причинены юридическим и физическим лицам в связи с их участием в денежном обращении.

Эмитированные банкноты и монета обеспечиваются лишь активами Банка России (ст. 30 Закона о Центральном банке РФ). Хотя они и не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца, принцип полного возмещения убытков, понесенных в сфере денежного обращения вследствие действий Банка России или государства, из законодательства прямо не вытекает.

Впрочем, в ряде случаев (в частности, на основании Закона РФ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации") государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами РФ в определенный период времени, а затем вследствие изменения экономической политики обесценившихся.

Гарантированными государством сбережениями считаются денежные средства, помещенные:

  • на вклады в Сберегательный банк РФ (ранее Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР; Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР) в период до 20 июня 1991 г.;
  • на вклады в организации государственного страхования РФ (ранее организации государственного страхования СССР, действовавшие на территории РСФСР; организации государственного страхования РСФСР) по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 г.;
  • в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 г.

Эти гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом РФ, обеспеченным государственной собственностью в соответствии с Конституцией РФ и всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Гарантируется не номинальная стоимость, а именно ценность сделанных в свое время сбережений, которая определяется покупательной способностью денежных средств на момент их вложения (по общему правилу, покупательной способностью валюты СССР в 1990 г.). Гарантированные сбережения граждан переводятся в целевые долговые обязательства РФ, являющиеся государственными ценными бумагами. Каждый рубль вложений переводится в рубль номинала целевого долгового обязательства, если вложение сделано до 1 марта 1991 г. (к вложениям, сделанным позже этой даты, применяются понижающие коэффициенты). Долговая стоимость одной единицы номинала такого обязательства определяется из соотношения текущей покупательной способности рубля и его покупательной способности в 1990 г Целевые долговые обязательства могут быть обращены в рубли или использованы в качестве средства платежа при приватизации государственного имущества.

Государство также участвует в отношениях, регламентируемых патентным правом . В соответствии со ст. 9 Патентного закона РФ в качестве патентообладателя в интересах государства может выступать Федеральный фонд изобретений России, среди источников финансирования которого указаны, в частности, средства республиканского бюджета. Фонд может приобретать патенты на свое имя и осуществлять продажу лицензий на использование этих изобретений. Государство может выступать также в наследственных правоотношениях - в роли наследника как по завещанию, так и по закону (ст. 527 и 552 ГК 1964 г.).

Государство как субъект ответственности . Всякий раз, когда государство становится участником какого-либо гражданско-правового отношения, оно может быть привлечено к ответственности за нарушение прав и охраняемых законом интересов другого участника этих отношений и наоборот. Это общее правило, касающееся гражданско-правовой ответственности . Однако говоря о государстве как субъекте ответственности, нужно вести речь об ином - об особых случаях внедоговорной ответственности государства за вред, причиненный в определенных ситуациях.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному правовому акту, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования (ст. 16 и 1069 ГК РФ). Таким образом, в законе установлено общее правило об ответственности государства за вред, причиненный его органами или должностными лицами. Такая ответственность наступает независимо от того, является ли орган государства юридическим лицом и может ли он самостоятельно нести ответственность. Естественно, государство не отвечает вместо унитарных (казенных) предприятий и учреждений, не выполняющих властных функций, и их должностных лиц, что не исключает субсидиарной ответственности государства по обязательствам указанных субъектов.

Государство отвечает перед реабилитированными жертвами допущенных им политических репрессий на основании Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" и принятых во исполнение него других нормативных актов . Эта ответственность конкретизирована в "Положении о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации", утвержденном постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 926. Сфера действия этого Положения, впрочем, шире простого случая ответственности государства, поскольку в нем идет речь и о возврате имущества, сохранившегося в натуре, что нельзя считать ответственностью.

К. ответственности государства в строгом смысле слова относятся только возмещение стоимости имущества и выплата денежной компенсации. Соответствующие денежные выплаты производятся за счет средств федерального бюджета Министерством финансов РФ в пределах установленных лимитов.

Вред (в том числе моральный), причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности , незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ , возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, - за счет казны субъекта РФ или муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц соответствующих правоохранительных органов (ст. 1070 ГК). Вред, причиненный этими органами в других ситуациях, возмещается по общим правилам о деликтной ответственности.

В раде случаев государство может принимать на себя обязанность компенсировать ущерб, понесенный теми или иными лицами, причем подобное возмещение не относится к мерам ответственности. Так, согласно ст. 306 ГК в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, причиненные собственнику убытки, в том числе стоимость его имущества, возмещаются государством.

Требования, которые вытекают из перечисленных выше случаев ответственности государства, могут быть предъявлены к Министерству финансов РФ или его органам на местах и удовлетворяются за счет средств соответствующей казны (ст. 1071 ГК РФ). Однако во всех остальных случаях ответственности государства (в особенности договорной) далеко не просто найти конкретного субъекта, который не только мог бы выступить ответчиком, но и имел бы средства, достаточные для возмещения убытков. Такая ситуация связана с избранной нашим законодательством плюралистической моделью участия государства в имущественных отношениях , при которой отсутствует универсальный ответчик по любым спорам с участием государства, что позволяет последнему в ряде случаев уходить от ответственности.

Непосредственное участие государства во внешнеторговом обороте. Общепризнано, что власть государства распространяется только на его территорию и некоторые другие пространства в соответствии с нормами международного права . Следовательно, за пределами своей территории государство власть обычно не осуществляет. Однако оно не теряет при этом такого своего важнейшего качества, как суверенитет. И при вступлении государства в гражданско-правовые отношения за пределами своей территории этого нельзя не учитывать.

Специфика участия государства во внешнеторговом обороте вытекает из того, что ему здесь приходится действовать на чужой территории (под чужой властью). Принцип равноправия государств в международных отношениях здесь пересекается с суверенитетом государства на своей территории. Результатом такого пересечения является признание за государством, участвующим во внешнеторговом обороте, иммунитета. Иммунитет государства представляет собой его суверенитет, но как бы продолженный за пределы государственной территории. Иммунитет означает невозможность распространения государственного суверенитета на иностранное государство, действующее за пределами своей территории, без его согласия.

Учение об иммунитете государства наиболее подробно развито в международном частном праве . Различают несколько разновидностей иммунитета - судебный, от принудительного обеспечения иска и от принудительного исполнения судебного решения. Эти виды иммунитета означают, что государство без его согласия неподсудно судам другого государства, что в отношении имущества государства без его согласия не могут быть предприняты принудительные меры по обеспечению иска и что, наконец, даже вынесенное против государства судебное решение не может быть без его согласия принудительно исполнено. К числу особых разновидностей относят и иммунитет собственности государства.

Государство может отказаться от своего иммунитета. Применительно к внутреннему обороту оно сделало это. Достаточно обратиться к правилу п. 1 ст. 124 ГК, согласно которому государство выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений началах. Однако это правило не распространяется на внешнеторговый оборот, что вытекает из ст. 127 ГК. Поскольку особенности ответственности государства в отношениях с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности, в данном случае нельзя вести речь ни о каком равенстве.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования непосредственно осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными правовыми актами субъектов РФ (ст. 11 Закона РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности). Иной (непредпринимательской) деятельностью за пределами РФ государство вправе заниматься и без специального дозволения, содержащегося в законе.

Что же касается конкретных субъектов, представляющих государство во внешнеторговом обороте, то здесь законодательство практически без изменений следует тем вариантам, которые созданы применительно к внутреннему обороту.

Денежные обязательства от имени государства принимают на себя Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ (Банк России). Согласно ст. 50 Закона о Центральном банке РФ этот банк представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях. Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства в иностранных государствах (ст. 54 Закона о Центральном банке РФ).

Выступление на внешнем рынке в качестве заемщика, кредитора или гаранта от имени Российской Федерации регламентируется Законом "О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям" . Государственные внешние заимствования РФ образуют кредиты (займы), привлекаемые из иностранных источников, или финансовые обязательства гаранта погашения кредита. Эти заимствования образуют государственный внешний долг РФ. Предоставляемые РФ любым заемщикам кредиты образуют внешние (зарубежные) активы РФ. Государственные внешние заимствования и предоставление государственных кредитов осуществляются от имени Российской Федерации или Правительства РФ на основании международных договоров , гражданско-правовых соглашений и гарантий. Возможно произвести такие заимствования (предоставить кредиты) и от имени федеральных органов исполнительной власти или российских юридических лиц, но чтобы такие действия обязывали Российскую Федерацию, необходимо наличие полномочия, оформленного в виде постановления Правительства РФ. Если выдаваемый или получаемый кредит (гарантия) превышает предельные размеры, установленные ст. 4 Закона "О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах...", необходима его ратификация Федеральным Собранием РФ.

Переговоры с иностранными кредиторами по условиям привлечения и использования в экономике РФ финансовых кредитов проводятся Министерством финансов РФ, а товарных и инвестиционных кредитов-Министерством финансов совместно с Министерством экономики, Министерством внешних экономических связей РФ и другими заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями. Подписание межправительственных соглашений по вопросам привлечения иностранных кредитов и предоставления гарантий осуществляется Министром финансов РФ или лицом, уполномоченным Правительством РФ.

Выпуск ценных бумаг, специально предназначенных для распространения на внешнем рынке, предусмотрен постановлением Правительства РФ от 27 сентября 1994 г. № 1107 "Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами". В этом постановлении речь вдет о переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР, за которую ответственность на себя приняла Российская Федерация, в векселя . Векселя выдаются Министерством финансов от имени Правительства РФ тем кредиторам бывшего СССР, перед которыми возникла эта задолженность. Помимо векселей Министерство финансов вправе выпускать облигации внешнего облигационного займа Соответствующие ценные бумаги эмитируются от имени Российской Федерации без регистрации проспекта эмиссии. Все расчеты по ним ведутся в долларах США. Возможность выпуска таких облигационных займов предоставлена и некоторым субъектам РФ. Однако последние должны получить кредитный рейтинг в соответствии с международными стандартами.

Государство является участником инвестиционных соглашений, заключаемых с иностранными инвесторами в соответствии с Указом Президента РФ от 25 января 1995 г. № 73 "О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ". Согласно Указу, иностранные инвесторы могут получить льготы, состоящие в уменьшении в два раза таможенных пошлин на ввозимые ими в РФ товары сроком не более чем на 5 лет, если они заключат инвестиционное соглашение с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Таким органом является Министерство экономики РФ. Другой стороной инвестиционного соглашения может быть иностранный инвестор, вложивший в уставный капитал российской коммерческой организации не менее 10 млн.долларов США и осуществляющий прямые капиталовложения в отрасли материального производства РФ в сумме не менее 100 млн.долларов США.

Что же касается иных обязательств - относительно движимого и недвижимого имущества, участия в управлении юридическими лицами, то здесь государство представляет Мингосимущество РФ.

Порядок управления государственным имуществом, находящимся за рубежом, определяется постановлением Правительства РФ от 5 января 1995 г. № 14 "Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом". Решения о продаже, мене, залоге, дарении, изъятии недвижимого имущества, находящегося за рубежом и являющегося федеральной собственностью, принимаются Правительством РФ на основании совместного представления Мингосимущества РФ и федерального исполнительного органа соответствующей отрасли. В таком же порядке принимаются решения о приобретении в федеральную собственность недвижимого имущества и ценных бумаг, долей, паев и акций в находящихся за рубежом юридических лицах. Сдача в аренду недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью и находящегося за рубежом на балансе государственных предприятий и учреждений, за исключением отдельно стоящих зданий, сооружений, неиспользуемых земельных участков производится: на срок до 1 года -этими государственными предприятиями и учреждениями самостоятельно; на срок до 5 лет -по согласованию с Мингосимуществом РФ; на срок свыше 5 лет -по решению Правительства РФ. Решения о внесении закрепленного за государственными предприятиями имущества (включая денежные средства), являющегося федеральной собственностью, в порядке оплаты уставного капитала (выкупа соответствующих долей, паев и акций) в юридических лицах, находящихся или создаваемых за рубежом, принимаются государственными предприятиями по согласованию с Мингосимуществом РФ и федеральным исполнительным органом соответствующей отрасли. В то же время учредителем и участником от имени Российской Федерации в находящихся за рубежом юридических лицах выступает Мингосимущестео РФ, которое вправе по решению Правительства РФ вносить федеральную собственность в их уставные капиталы, за исключением имущества, закрепленного за государственными предприятиями. Последние выступают учредителями создаваемых с их участием за рубежом юридических лиц от своего имени, а не от имени государства. Мингосимущество РФ также вправе передавать в управление на конкурсной основе юридическим и физическим лицам имущество, не находящееся в оперативном управлении или хозяйственном ведении государственных юридических лиц. Что же касается акций (паев, долей), принадлежащих РФ в имуществе юридических лиц, расположенных за рубежом, то любые действия по распоряжению ими подчиняются тем же ограничениям, что и на внутреннем рынке.

Мингосимущество РФ является полномочным представителем Правительства РФ по вопросам правопреемства Российской Федерации в отношении имущества бывшей Российской империи, бывшего Союза ССР, в том числе его министерств, ведомств, других организаций и учреждений, а также упраздненных министерств и ведомств РФ в отношении федеральной собственности, находящейся за рубежом, за исключением имущества, переданного в оперативное управление федеральным органам исполнительной власти, организациям и учреждениям. Мингосимущество РФ осуществляет организацию поиска, защиту, надлежащее оформление права собственности РФ на указанное имущество и управляет этим имуществом, а также выдает от имени Правительства РФ доверенности на совершение подобных действий.

Особенностью участия государства во внешнеторговом обороте является то, что органы, которые уполномочены действовать от его имени, могут вступать в соответствующие отношения как непосредственно, так и через посольства, консульства или торгпредства. Последние должны иметь специальные полномочия действовать от имени перечисленных органов, представляющих государство. Таким образом, имеет место двойное представительство. Однако дипломатические и консульские службы могут выступать от имени государства и непосредственно при совершении сделок для обеспечения своей собственной деятельности за рубежом (аренда помещений, приобретение в собственность недвижимого имущества и т. п. действия), а также некоторых иных сделок. В частности, сделка, заключенная торговым представительством от имени государства, должна обязывать последнее.

Особенность государства как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и потому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений). Однако в гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами. Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы: федеральные органы исполнительной власти (министерства, ведомства и т.д.).

Государство участвует как в вещных, так и обязательственных правоотношениях. Так, государство является субъектом права собственности, в том числе субъектом исключительного права собственности (например, на недра). Управление и распоряжение государственной собственностью осуществляется через Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Государство участвует в следующих обязательственных правоотношениях:

1) отношениях займа (при выпуске облигаций и других ценных бумаг);

2) в отношениях по поставке продукции для федеральных государственных или муниципальных нужд;

3) в отношениях подряда для государственных или муниципальных нужд;

4) в отношениях дарения (когда имущество дарится государству).

Российская Федерация может быть субъектом наследственных правоотношений. В частности, оно наследует так называемое выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства.

Государство является субъектом ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда.

Российская Федерация может выступать во внешнем обороте, заключая любые гражданско-правовые договоры с иностранными контрагентами. Наиболее распространенными являются договоры займа, а также предоставления кредитов. Такие договоры заключаются от имени Правительства РФ. В отдельных случаях внешнеторговые сделки заключаются российскими торговыми представительствами, однако ответственность по ним несет государство.



Муниципальными образованиями являются городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). В гражданские правоотношения они вступают через выборные органы местного самоуправления, глав муниципальных образований. Осуществляют правомочия собственника в отношении муниципальной собственности, могут вступать в договорные отношения в раках своих полномочий.

Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное и постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

18. Юридические лица - 19. Понятие, значение и основные признаки

Юридического лица

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

При анализе данного понятия можно выделить признаки юридического лица. Признаки юридического лица - это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права. В этом контексте слово "признаки" употребляется в более узком смысле, чем обычно, и это соответствует правовой традиции.

Все юридические лица в России проходят государственную регистрацию, подавляющее их большинство имеет печати и открывает счета в банках, однако все эти внешние атрибуты не отражают сущности юридического лица. В самом деле обязательной государственной регистрации подлежат и граждане-предприниматели, и некоторые неправосубъектные организации (т.е. не имеющие статуса юридического лица), например филиалы и представительства иностранных компаний. Они также могут иметь свои печати и банковские счета, но юридическими лицами от этого не становятся.

Правовая доктрина традиционно выделяет четыре основополагающих признака , каждый из которых необходим, а все в совокупности - достаточны, чтобы организация могла быть признана субъектом гражданского права, т.е. юридическим лицом.

1. Организационное единство юридического лица проявляется прежде всего в определенной иерархии, соподчинении органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, и в четкой регламентации отношений между его участниками. Благодаря этому становится возможным превратить желания множества участников в единую волю юридического лица в целом, а также непротиворечиво выразить эту волю вовне.

Множество лиц, объединенных в организацию, выступает в гражданском обороте как одно лицо, один субъект права.

Организационное единство юридического лица закрепляется его учредительными документами (уставом и/или учредительным договором) и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц.

2. Если организационное единство необходимо для объединения множества лиц в одно коллективное образование, то обособленное имущество создает материальную базу деятельности такого образования. Любая практическая деятельность немыслима без соответствующих инструментов: предметов техники, знаний, наконец, просто денежных средств. Объединение этих инструментов в один имущественный комплекс, принадлежащий данной организации, и отграничение его от имуществ, принадлежащих другим лицам, и называется имущественной обособленностью юридического лица.

3. Принцип самостоятельной гражданско-правовой ответственности юридического лица. Согласно этому правилу участники или собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых. Иными словами, каждое юридическое лицо самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам.

4. Выступление в гражданском обороте от собственного имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Это итоговый признак юридического лица и одновременно та цель, ради которой оно и создается. Наличие организационной структуры и обособленного имущества, на котором базируется самостоятельная ответственность, как раз и позволяют ввести в гражданский оборот новое объединение лиц и капиталов - нового субъекта права.

20. Образование и прекращение юридических лиц

Традиционно существуют три способа образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный. Распорядительный порядок предполагает образование юридического лица в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (государственные и муниципальные унитарные предприятия). При разрешительном порядке инициатива исходит от учредителей юридического лица, однако необходимо согласие соответствующих государственных или муниципальных органов на его создание (например, создание банков). Явочно-нормативный порядок означает, что согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах. После создания учредительных документов достаточно лишь "явиться" для регистрации. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности не допускается (хозяйственные общества и товарищества).

При создании юридического лица разрабатываются учредительные документы (учредительный договор или устав либо и то и другое). В них должны быть определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью и т.д. (ст. 52 ГК РФ). Предмет и цели деятельности указываются в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Что касается учредительных документов хозяйственных обществ и товариществ, то в них предмет деятельности может и не указываться, поскольку последним разрешено заниматься любой деятельностью.

В соответствии с ГК РФ юридические лица должны регистрироваться в уполномоченном государственном органе (органе Федеральной налоговой службы РФ) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Прекращение юридических лиц осуществляется путем реорганизации либо ликвидации. Различие между ними заключается в том, что при реорганизации происходит правопреемство, а при ликвидации - нет.

В свою очередь, реорганизация делится на слияние (из двух и более юридических лиц образуется одно), присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделение (юридическое лицо делится на два и более юридических лиц), выделение (из юридического лица выделяется одно или несколько юридических лиц; при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать), преобразование (изменение организационно-правовой формы юридического лица).

Ликвидация юридического лица - прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Ликвидация может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация проводится по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами по любому основанию, в том числе в связи с истечением срока, на который оно было создано, или достижением цели создания или с признанием судом регистрации недействительной.