Сийский монастырь зимой. Архангельская епархия

1520 год, лето: на мысу Большого Михайлова озера преподобный Антоний с шестью своими учениками: Александром, Иоакимом, Исаей, Елисеем, Александром, Ионой, водрузили деревянный крест, поставили келью. Вскоре был построен первый деревянный храм в честь Живоначальной Троицы .

1686 год, 19 авг.: Разрешение архиепископа Афанасия на освящение церкви во имя преподобного Сергия Радонежского над святыми вратами

Святые ворота были построены в 1661 году. Надвратный храм освящен в 1686.
В 1992 году возрождение монастыря началось с восстановления именно этого храма.

Храм-колокольня Трех Святителей Московских. 1652-1661

Строительство колокольни велось очень долго, в период с 1638 по 1661 год. Освящение храма состоялось 8 июля 1666 года. В строении также располагались библиотека и архив монастыря.

Каменный шатровый храм "иже под колоколы". По монастырскому канону патриарх Никон освящал начало строительства храма. В советское время храм был наполовину разрушен и использовался под ледник. С 2000 года началась реставрация и после двух лет восстановительных работ храм был освящен 23 июля 2002 года.
В настоящее время храм и колокольня действуют

Собор Троицы Живоначальной - главный храм монастыря

Начало строительства датируется 1589 годом. Не смотря на то, что были привлечены большие силы и были установлены значительные льготы для обители, строительство было завершено только 30 июля 1606 года. Долгие годы соборный храм оставался единственной каменной постройкой на территории монастыря.
В плане постройка имеет прямоугольную форму (23,5 х 20,8 метра), толщина стен достигает 2 метров .

За время его строительства в монастыре происходят следующие события:

1588-1589 гг.: игуменом монастыря был Никандр. При нем было принято решение о постройке каменной церкви в обители.
1589-1606: Возведение каменного пятикупольного соборного храма во имя Святой Живоначальной Троицы, одного из самых больших каменных сооружений в то время в Двинском крае. Исцеление больного игумена Питирима.
1593 год, 15 июля: пожар в обители, монастырь выгорел почти до основания. Были уничтожены огнем церкви, образа, книги, монастырское украшение, жалованные грамоты. Игумен Питирим с братией начинают заново отстраивать монастырь.
1595 год: Государь Федор Иоаннович утвердил заново все уничтоженные огнем жалованные грамоты и снял пошлины всякого рода со всех монастырских угодий.
1595 год, 19 сент.: грамота Государя Федора Иоанновича о праве монастыря участвовать в судопроизводстве в отношении монастырских крестьян.
1597 год, 20 февр.: грамота Государя Федора Иоанновича о невозможности суда над игуменом с братией Сийского монастыря, слугами и крестьянами монастырскими в иных приказах, кроме приказа Большого Дворца.
1597 год, 6 марта: после смерти Питирима игуменом Сийского монастыря был избран иеродиакон Иона, управлявший монастырем 37 лет.
1601-1606 гг.: в обители отбывает ссылку боярин Федор Никитич Романов – отец Михаила Федоровича, основателя царской династии Романовых. В монастыре Федор Никитич по воле царя Бориса Годунова принимает монашеский постриг с именем Филарет. Позднее (в 1619 г.) Филарет становится Патриархом Московским и всея Руси.
1606 год: Грамотой царя Дмитрия Ивановича (самозванца) были пожалованы в монастырь пустоши Каргагинская и Лемутанская со всеми угодьями.

В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу XVII века сложился комплекс каменных построек: к концу XVI века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-й половине XVII века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах XVII века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами - в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в XVIII веке).

В XVI-XVIII вв. Антониево-Сийский монастырь был крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692 года, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648). В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т. д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583 года, панагия 1608 года (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета - драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например, дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И. М. Милославскому - серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря - игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в XVII веке, были иконописцами. В конце XVI-XVII вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, сольвычегодский мастер Василий Кондаков.

В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры - Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.

В XVII веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы - соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже XVII-XVIII вв. возведен двухэтажный корпус братских келий.

С середины XVII века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок. В XIX веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце XIX века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп.

В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.

Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома.

Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской Православной Церкви 15 июня 1992 года, при настоятеле игумене Трифоне (Плотникове). Случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В эти тяжелые дни, 23 августа 1992 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II .

В настоящее время в обители 20 человек братии, постоянно проживают около 30 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. С начала возрождения в монастыре ежедневно совершается Литургия.

По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека (свыше 40 тысяч единиц хранения), иконописная мастерская. Обитель ежмесячновыпускает миссионерскую газету «Духовный Сеятель» и церковно-исторический ежегодный альманах «Сийский Хронограф».

В хозяйстве имеются животноводческая ферма, конюшня, теплицы, пекарня, механическая, столярная мастерские. Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников.

Божественная Литургия совершается ежедневно (кроме дней, когда не положено по Уставу). По воскресным и праздничным дням по окончании Литургии совершается чин о Панагии. Часы и Литургия совершается каждую субботу или воскресение также и на монастырском подворье в с. Емецк. Один–два раза в месяц совершается Литургия в домовом храме в честь священномученика Власия на монастырском хозяйственном подворье в д. Ваймуга-Осередок. На подворье в пос. Брин-Наволок служатся Полунощница, Малое повечерие, молебны и панихиды. В будние дни богослужения совершаются по следующему распорядку: с 18.00 - 9-й час, Вечерня, Малое повечерие с тремя канонами, молитвы на сон грядущим. По окончании вечернего богослужения братия Крестным ходом обходит вокруг монастырских храмов с преднесением фонаря (со свечой) и иконы Божией Матери, которую несет старший священник. Утром в 5.30 (летом в Троицком соборе, зимой - в Благовещенской церкви или в храме–колокольне Трех Святителей Московских) - братский молебен преподобному Антонию Сийскому, утренние молитвы, Полунощница. В зимнее время по окончании Полунощницы братия строем направляется в Троицкий собор и прикладывается к святым мощам прп. Антония (в летнее время к мощам прикладываются сразу после молебна). Около 7.00 - с двупсалмия начинается Утреня, затем примерно с 9.00 - часы 1-й, 3-й, 6-й и далее - Божественная Литургия. В воскресные дни и дни великих праздников братский молебен не совершается. В эти дни с 9 часов утра совершаются часы и Божественная Литургия. Накануне - Всенощное бдение, которое начинается в 18.00 и заканчивается около или после 1.00. Ежедневно в Троицком соборе у святых мощей преподобного Антония Сийского читается акафист Преподобному. С наступлением холодов ежедневное чтение акафиста совершается в Благовещенской церкви или в храме колокольне Трех Святителей.

На Севере России ещё сохранились места, над которыми время не властно, где оно замедляет свой бег. Одно из них находится в Архангельской области, где в неверном свете белых ночей возносится к небу золотыми крестами Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь - свидетель и участник многих событий нашей истории. Более четырёх столетий он был в числе главных православных святынь нашей страны, и о многом могут рассказать его стены. Надо лишь уметь слушать.

Вымоленный отрок

Известно, что в шестидесятых годах XV века из Великого Новгорода переселилась в село Кехта Двинской волости благочестивая семья зажиточного крестьянина по имени Никифор. Трудолюбив был мужик, оттого и достаток в доме не переводился. И только одна беда омрачала жизнь переселенцу - не благословил Господь жену его Агафью чадородием. Уж сколько лет минуло с тех пор, как трижды обвёл их сельский поп вокруг аналоя, свершив тем великое таинство брака, а не слышно было в его избе детских голосов.

В те годы от бесплодия знали одно только средство - шла несчастная баба в церковь, падала ниц перед тёмным иконным ликом и слёзно молила Царицу Небесную о ниспослании ей долгожданного чада. Не единожды побывала на богомолье и Агафья. Клала земные поклоны и ставила пудовые свечи - благо в мужниной мошне копейка не переводилась. И вымолила-таки счастье - благословила её Матерь Божья сыном, которого при святом крещении нарекли Андреем.

Короткий брак

Давно замечено в народе, что такие вот, вымоленные у Бога, дети бывают исполнены разума и добродетели. Вот и отрок Андрей на седьмом году постиг грамоту и перенял у приходского батюшки навык иконописи. Так он и рос, прислуживая во храме Божьем и помогая родителям вести их обширное хозяйство, пока не призвал их Господь.

Андрей к тому времени уже вырос, и было ему двадцать пять лет, когда счёл он за благо оставить отчий дом и отправиться в Великий Новгород, откуда пришли когда-то его покойные родители. Дело ему там нашлось быстро - сильного и покладистого молодца взял к себе на службу местный боярин и до того приник к нему душой, что на пятом году выдал за него свою дочь. Но, знать, не было на то Воли Божьей - через год скончалась сначала молодая жена, а за ней и её отец.

Новопостриженник Антоний

Схоронив близких ему покойников и погоревав, как водится, поразмыслил Андрей и постиг разумом, что не судьба ему жить в миру, среди греха и соблазнов, а надлежит посвятить себя Богу, затворившись в одной из святых обителей, коими столь обильна русская земля. Помолившись и благословясь у того самого попа, что венчал его год назад с боярской дочерью, навсегда покинул он Великий Новгород, но стопы свои направил не в Двинскую волость, где ещё стоял опустевший дом его отца, а во святой монастырь, построенный на реке Кена, близ города Каргополя.

Здесь в стенах старинной обители начал Андрей восхождение к венцу святости, постригшись в монахи с именем Антоний. Год провёл он в тяжких монастырских трудах - рубил вековые сосны, выкорчёвывал пни, расчищая место под огород, а затем в нём же и трудился, добывая пропитание для братии.

Но более всего было ему по сердцу ухаживать за больными и убогими, для коих в монастыре был создан приют. Ночи же проводил Антоний в молитвах о спасении душ всех православных христиан. Вскоре его духовный отец преподобный Пахомий Кеский рукоположил его во священство, а затем благословил на подвиг отшельничества, о котором давно уже говорил с ним Антоний.

На пути к святому месту

Покинул Антоний обжитые стены монастыря не один, а с двумя товарищами, так же, как и он, искавшими молитвенного уединения. Помолясь, удалились они в непроходимые лесные дебри, стеной подступавшие к обители. Вначале для своего пустынножительства иноки избрали тихое место на берегу Емца, срубили себе кельи и даже построили деревянную церковку в честь святителя Николая. Но подгадил им враг рода человеческого - озлобил он против них сердца местных жителей, решивших, что монахи хотят завладеть их землёй. Пришлось инокам покинуть приглянувшееся место и продолжить странствия по глухим чащобам. Надо заметить, что к тому времени пополнилось их число ещё тремя отшельниками-богомольцами.

Но не оставил их Господь, послал на пути некоего рыбака именем Самуил. Он-то и подсказал скитальцам место на озере Михайловом, где вовек никто не жил, но откуда исстари доносился звон колокольный да пение ангельское. И было до него недалече - всего-то три дня пути, по российским меркам - совсем рядом.

Древняя легенда говорит, что, придя на то место, указанное Самуилом, постигли монахи в сердцах своих, что свято оно, и быть тут обители, которой суждено пережить века. И поставили они на пустынном мысу лесного Михайловского озера крест, истекавший на солнце свежей сосновой смолой, обозначив тем самым место будущего монастыря.

Первые трудные шаги

Своё название будущая обитель получит от реки Сия, вытекающей из Михайловского озера, и являющейся правым притоком Двины. Была она, как и само озеро, богата рыбой, а лесные дебри вокруг - зверем, но для жизни этого недостаточно, и приходилось братии валить лес и распахивать землю. А на чём пахать? Лошадок-то нет. Вот и впрягались божьи люди по очереди в самодельную соху, надрываясь и падая на свежих бороздах.

Доподлинно известно, что Антониево-Сийский монастырь поднимался в очень тяжёлых условиях. Были даже моменты, когда монахи, выбившись из сил, собирались покинуть новое место, и только слово да молитва их духовного наставника Антония помогали малодушным победить минутную слабость. Но с Божьей помощью они наконец обустроились, и возвели первую деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы. Главным её достоянием стала написанная самим Антонием, с малых лет преуспевшим в иконописи.

В течении долгих столетий Троицкий Антониево-Сийский монастырь славился на всю страну этой святыней. По молитвам паломников перед ней происходили чудеса исцелений. Окончательно убедились все в благодатности образа, когда однажды в церковь ударила молния, и после пожара, уничтожившего всю внутреннюю часть здания, из груды пепла извлекли икону, совершенно нетронутую огнём.

Великокняжеская грамота

Свой официальный статус Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь получил в 1552 году, когда его настоятель, будущий направил в Москву к великому князю Василию III двух иноков с прошением об учреждении обители. Благочестивый правитель отнёсся благосклонно к их просьбе и послал с ними не только Жалованную грамоту, но и щедрые дары на помин собственной души.

Блаженная кончина и канонизация

Преподобный Антоний дожил до семидесяти девяти лет, тридцать семь из которых провёл в созданной им обители, лишь изредка покидая её для непродолжительного отшельничества, вызванного потребностью в молитвенном уединении. Когда перед смертью его спросили, где он желает быть погребённым, подвижник наказал (виданное ли дело!) отнести его тело в лес и оставить на растерзание зверям и птицам, дабы этой тризной и они помянули его перед Богом. Только слёзные мольбы братии убедили его отказаться от своего решения.

Отошёл он ко Господу 20 декабря 1556 года, во царствование государя Иоанна IV Грозного, а Антониево-Сийский монастырь продолжал свою жизнь уже при новом настоятеле - старце Кирилле, указанном Антонием в завещании. Сам же он за благочестивую жизнь и многочисленные чудотворения в 1579 году был причислен к лику святых.

Собор Святой Троицы

Его память отмечается православной церковью 20 декабря, и в этот день Антониево-Сийский мужской монастырь, фото которого можно увидеть в этой статье, заполняется сотнями паломников, приезжающих из разных городов страны почтить его память и поклониться святым мощам, покоящимся ныне под спудом Троицкого собора, возведённого уже после кончины святого.

Закладка этого пятикупольного храма была совершена в по высочайшему дозволению царствовавшего тогда государя (сына Ивана Грозного). В своей грамоте, присланной в монастырь, он повелел возводить его по образцу Воскресенского собора московского и даже в помощь строителям прислал опытного мастера Захара. Все работы, выполнявшиеся вологодской артелью каменщиков, завершили в 1606 году, и вскоре храм был освящён.

Монастырь ― свидетель истории

В XVI-XVII веках Антониево-Сийский монастырь занимает место одного из ведущих духовных центров Севера России, и ему принадлежит важное место в её истории. Известно, что в этих стенах отбывал пятилетнюю ссылку опальный боярин Фёдор Никитич Романов - отец будущего царя, основателя династии Романовых - Михаила Фёдоровича. Именно здесь по воле царствовавшего тогда Бориса Годунова боярин принял монашеский постриг с именем Филарет.

Пройдут годы, и, вернувшись из польского плена, он станет Патриархом Московским всея Руси. Не забудет тогда Филарет участливого игумена Иону, старавшегося чем возможно облегчить его участь, и, взойдя на патриарший престол, отблагодарит того щедрыми дарами. Монастырские стены помнят и совсем ещё молодого Михаила Ломоносова, останавливавшегося здесь на пути в Москву.

Царственные покровители монастыря

С первых дней своей истории Антониево-Сийский монастырь пользовался неизменным расположением верховных правителей России. Начало тому положил великий князь Василий III, как сказано выше, приславший вместе с Жалованной грамотой свои дары. Щедрым вкладчиком был и его сын Иван Грозный, но, правда, несколько в ином роде. Он передал в монастырь длиннющий список казнённых им бояр и приложил к нему тысячу рублей на помин их душ - такой уж был заботливый государь.

Восшедший вслед за ним на престол царь Фёдор не только финансировал строительство Троицкого собора, но и даровал ему стасемидесятипудовый колокол. Не поскупился и Борис Годунов, пожаловавший обители пятьсот рублей и множество дорогой Всех жертвователей братия усердно поминала на молитвах и делала о том записи в специальной «Кормовой книге».

Со временем Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь вошёл в такую силу, что не только пользовался щедростью царствовавших особ, но и сам не раз оказывал им материальную помощь. Так, например, государь расходы на войну со Швецией покрывал из средств, предоставленных ему монастырской казной, а его отец - Алексей Михайлович, брал займы на перевооружение армии.

Коронованные паломники

Большую роль играло и паломничество в Антониево-Сийский мужской монастырь царствовавших особ. Российские самодержцы не раз посещали древние стены, хранившие память их предков. Так, например, летом 1819 года их почтил своим посещением император Александр I, а в 1856 году - его племянник Александр II. Частыми гостями были и великие князья. Для приёма высоких гостей существовал даже особый ритуал.

Обычно государь, заранее выйдя из кареты, подходил пешком ко Святым вратам и там, встреченный игуменом и братией, благословлялся иконой преподобного Антония, которую тут же получал в дар. Затем следовал торжественный молебен в Троицком соборе и обед в игуменских покоях. Надо ли говорить, что такие визиты способствовали приезду в монастырь большого количества рядовых паломников, обильно пополнявших его казну.

Золотой век монастыря

Принято считать, что расцвет монастыря пришёлся на XVII век. В нём проживало тогда около двухсот монахов, силами которых было возведено шесть храмовых построек, а самой значительной из них был храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Над украшением монастыря трудились известнейшие иконописцы той поры, такие как Фёдор Зубов и Василий Кондаков. В хранилищах обители были собраны многие выдающиеся памятники русской культуры.

Особенности Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря, такие как собранные в нём уникальные коллекции древностей, архитектурное своеобразие, благочестие братии и красота окружающей северной природы, обеспечивали ему заметное место среди прочих святых обителей России.

По пути мытарств

После октябрьского переворота Антониево-Сийский мужской монастырь в полной мере разделил судьбу большинства российских обителей. В 1923 году его закрыли, часть имущества отправили в госучреждения, а остальное попросту разграбили. В помещениях, где раньше жили иноки и совершались церковные службы, устроили колонию для малолетних преступников. Монастырские стены высокие - не сбегут. В последующие годы там размещались и другие учреждения, не имевшие отношения к религии.

Возрождённая обитель

Лишь с наступлением перестройки, изменившей политику правительства в отношении религии, обитель была возвращена церкви. Но формальная передача земли и находившихся на ней построек ещё не означала её возрождения в роли духовного центра. Антониево-Сийский монастырь, фото которого дают представление о многообразии и специфике находящихся на его территории построек, нуждался в серьёзной реставрации, для которой требовались значительные капиталовложения. Большую роль в решении этих проблем сыграл его наместник архимандрит Трифон (Плотников), сумевший изыскать необходимые ресурсы и привлечь к работе высококвалифицированных специалистов.

Сегодня Антониево-Сийский монастырь (Архангельская область) в полной мере возродил своё былое величие. Он вновь стал местом, куда съезжаются тысячи россиян, желающих прикоснуться к живой истории Родины. Об этом неоспоримо свидетельствует плотный график работы паломнической службы монастыря, размещённый на его интернет-сайте.

Наиболее частый вопрос, возникающий у тех, кто желает посетить Антониево-Сийский монастырь: "Как доехать в эту обитель, находящуюся в сердце русского Севера?". Для этого можно воспользоваться автобусом № 503, отправляющемся из Архангельска в Емецк, или другими автобусами № 511, 505 и 520. Тот же, кто располагает личным транспортом, может добраться до него по трассе № 8 Архангельск - Москва. На 151 км будет поворот направо и соответствующий указатель.

Монастырское подворье

В 2000 году Святейший II благословил открытие в Санкт-Петербурге на улице Ольги Форш подворья Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря. Оно было создано, и в настоящее время окормляет значительную часть верующих, проживающих в этом районе, а также ряд детских дошкольных учреждений. Такие же подворья планируется создать и в других районах страны.

Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского» («Служба чудотворцу Антонию»).

В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу XVII века сложился комплекс каменных построек: к концу XVI века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-й половине XVII века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах XVII века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами — в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в XVIII веке).

В XVI-XVIII вв. Антониево-Сийский монастырь был крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692 года, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648). В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т. д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583 года, панагия 1608 года (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета - драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например, дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И. М. Милославскому - серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря - игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в XVII веке, были иконописцами. В конце XVI-XVII вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, сольвычегодский мастер Василий Кондаков.

В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры - Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.

В XVII веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы - соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже XVII-XVIII вв. возведен двухэтажный корпус братских келий.

С середины XVII века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок. В XIX веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце XIX века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп.

Возрождение монастыря

В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.

Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома.

Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской Православной Церкви (15.06.1992), при настоятеле игумене Трифоне (Плотникове). Случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В эти тяжелые дни монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (23.08.1992).

В настоящее время в обители 20 человек братии, постоянно проживают около 30 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. С начала возрождения в монастыре ежедневно совершается Литургия.

По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека (свыше 40 тысяч единиц хранения), иконописная мастерская. Обитель ежмесячновыпускает миссионерскую газету «Духовный Сеятель» и церковно-исторический ежегодный альманах «Сийский Хронограф».

В хозяйстве имеются животноводческая ферма, конюшня, теплицы, пекарня, механическая, столярная мастерские. Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников.

Антониево-Сийский монастырь (Архангельская область)
В 1520 году на мысу Большого Михайлова озера преподобный Антоний с шестью своими учениками: Александром, Иоакимом, Исаией. Елисеем, Александром и Ионой водрузили деревянный крест, поставили келью. Был построен первый храм — деревянный, в честь Живоначальной Троицы. Но еще до прихода сюда монахов в округе было известно от промысловиков, что это место особое: в глухих дебрях здесь неоднократно слышали церковное пение и колокольный звон.
В 1525 году государь и великий князь Василий Иванович даровал обители жалованную грамоту и прислал на помин своей души «церковной утвари и риз довольно».

Преподобный Антоний, основатель монастыря, скончался в 1556 голу.
В 1579 году за жизнь богоугодную и многие чудотворения он был причислен к лику святых. Царевич Иван, сын Ивана IV Грозного, написал одну из редакций «Жития Антония Сийского».
Главное строение обители, пятикупольный Троицкий собор, было построено в 1589-1606 голах. Это одно из первых каменных сооружений столь внушительных размеров в Двинском крае.
В 1601 - 1606 годах в обители томится в ссылке боярин Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя царской династии Романовых. Здесь Федор Никитич по воле паря Бориса Годунова принимает монашеский постриг с именем Филарет. Позднее (1619) Филарет становится Патриархом Московским и всея Руси.
В XVII веке монастырь достигает расцвета. В нем обитают более 200 монахов, строятся каменные храмы. Достроен Троицкий собор (1589-1607) с южным приделом, освященный во имя преподобного Антония (здесь под спудом хранятся его мощи), Благовещенский собор (1643), Сергиевский надвратный с архиерейскими покоями собор, храм-колокольня Грех Святителей Московских.

Над монастырскими иконостасами работали Федор Зубов, царский иконописец; мастер из Сольвычегодска Василий Кондаков и др. Попечением сийского постриженника патриаршего казначея старца Паисия на рубеже ХVII-XVIII веков возведен двухэтажный братский корпус и построены двухэтажные настоятельские каменные кельи (1685).
Монастырь имеет свои деревни, земли. промыслы, солеварни по берегу Белого моря, по Северной Двине, на Кольском полуострове. Монастырскис подворья располагаются » Москве, Вологде. Архангельске. В обители развивается иконописание, работает небольшая типография, граверная мастерская. Традиционным для монастыря было переписывание книг. В монастырской библиотеке хранилось много рукописных книг (Евангелие-Апракос, так называемое Сийское, 1339-1340; Евангелие, 1692; «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами, 1648). Ныне собрание более 300 рукописных книг находится в библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге. Монастырский архив насчитывал свыше 20 000 единиц хранения: сотные, переписные, вкладные, приходо-расходные книги и прочес. В монастырской ризнице хранились замечательные произведения русского ювелирного искусства (водосвятная чаша 1583 года, панагия 1608 года, вклад патриарха Филарета - драгоценное паникадило 1628 года. Ценные дары монастырю вносили многие именитые люди того времени. Имела известность монастырская больница.

Обитель становится духовным и влиятельным церковно-административным центром, хорошо известным в Москве. В XVIII веке монастырская жизнь пришла в упадок (произошло изъятие земель, сократилось количество монашествующих). А в XIX веке получила развитие просветительская и миссионерская деятельность монастыря: настоятели его выполняют обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, а один из них, архимандрит Вениамин (Смирнов), становится просветителем местных жителей, обитателей архангельской тундры.
После Октябрьской революции в 1920 году на территории монастыря была организована детская колония, хотя все еще действовала небольшая монашеская община.

Монастырь был окончательно закрыт в 1923 году. Позже здесь был размещен колхоз, поочередно располагались дом отдыха лесозаготовителей, дом детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.
С 1970 по 1992 год территория монастыря использовалась под летний пионерский лагерь и дачу Архангельского облисполкома. Храмовые здания постепенно разрушались и ветшали. Трагическая история монастыря закончилась пожаром 1992 года, уничтожившим кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей.
Восстановление монашеской жизни монастыря началось в августе 1992 года - монастырь был передан Русской Православной Церкви. Настоятелем назначили игумена, ныне архимандрита, Трифона (Плотникова). 23 августа 1992 года обитель впервые в ее истории посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. А 14 октября 1992 гола совершена первая Божественная литургия в надвратной церкви, освященной в честь преподобного Сергея Радонежского.
Обитель расположена по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, Сийский монастырь.