Сравнение совета федерации и государственной думы таблица. Федеральное собрание российской федерации



Глава 5. Федеральное Собрание

Статья 94

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 95

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Статья 96

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

Статья 97

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Статья 98

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 99

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Статья 100

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Статья 101

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 103

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Статья 108

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Статья 109

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы. Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней (это не установлено Конституцией).

Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума в начале первой сессии образует из числа депутатов палаты комитеты. В обязательном порядке Государственная Дума образует: Комитет по конституционному законодательству судебно-правовой реформе и правам человека; Комитет по социальной политике; Комитет по бюджету, налогам и финансам; Комитет по вопросам собственности и предпринимательской деятельности; Комитет по аграрной политике; Комитет по вопросам экологии и природопользования; Комитет по международным делам и обороне; Комитет по вопросам безопасности; Комитет по образованию, науке и культуре; Комитет по делам общественных объединений, религиозных организаций и средств массовой информации; Комитет по внутренней организации деятельности палаты. Но общее количество комитетов не должно превышать 15, а в случае необходимости могут образовываться и другие комитеты.

В настоящее время в Государственной Думе дополнительно созданы: Комитет по экономической политике, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками, Комитет по делам национальностей, Комитет по делам Федерации и региональной политике, Комитет по вопросам местного самоуправления, Комитет по организации работы Государственной Думы, Комитет по информационной политике и связи, Комитет по вопросам геополитики, Комитет по промышленности, строительству, транспорту и энергетике.

Государственная Дума вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.

По истечении установленного срока или выполнении порученного палатой задания комиссия прекращает свою работу.

Государственная Дума формирует комитеты на основе принципа пропорционального представительства фракций и групп депутатов.

Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть менее 25 депутатов палаты.

Комитет может для более детального рассмотрения вопросов, а также по основным направлениям своей деятельности образовывать подкомитеты.

В соответствии со ст.18 Регламента комитеты Государственной Думы (далее - Регламент): разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты; организуют и проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению Государственной Думы.

Порядок деятельности комитетов определяется Конституцией Российской Федерации, Регламентом и Законом Российской Федерации о комитетах палат Федерального Собрания.

В соответствии со ст. 28 Регламента депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам именуется фракцией. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы, которые обладают равными правами. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации, в дальнейшем могут войти в любое из них с согласия его членов.

Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении. Ст. 96 Конституции Российской Федерации гласит: «1. Государственная Дума избирается сроком на четыре года. 2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.» Однако в заключительных и переходных положениях Конституции Российской Федерации подчеркнуто, что Государственная Дума первого созыва избирается сроком на два года.

Согласно Положению о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 г., утвержденному Указом Президента России о 11 октября 1993 г. N 1626, депутаты Совета Федерации первого созыва были избраны гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе мажоритарной системы по двухмандатным (один округ - два депутата) избирательным округам, образуемым в рамках границ субъектов Российской Федерации.

Выборы депутатов первого созыва проводились по смешанной системе, когда одна половина депутатов (225) избиралась по мажоритарной системе, а другая - на основе системы пропорционального представительства. В Российской Федерации количество депутатов, избранных 12 декабря 1993 г. в Государственную Думу (444), оказалось меньше, чем предусмотрено Конституцией (450).

Списки кандидатов в состав Государственной Думы, избираемых по общефедеральному избирательному округу, выдвигаются избирательными объединениями. Кандидаты в состав Государственной Думы, избираемые по одномандатным избирательным округам, выдвигаются группами избирателей и избирательными объединениями.

Избирательные объединения это: общефедеральные партии, общефедеральные политические движения или блок таких общественных объединений, создаваемый на период проведения выборов. Партия, политическое движение и общественная организация не могут входить в состав более чем одного избирательного объединения и не могут выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения.

Организация выборов в Государственную Думу возлагается на избирательные комиссии: Центральную избирательную комиссию по выборам депутатов Государственной Думы, окружные избирательные комиссии по выборам в Государственную Думу, участковые избирательны комиссии.

Глава 5 Конституции Российской Федерации раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации.

Согласно ст.11 Конституции Федеральное Собрание наряду с Президентом и судами Российской Федерации осуществляет государственную власть в нашей стране. На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации. Каждая палата устанавливает порядок работы в самостоятельно принимаемом ею регламенте (ч.4 ст.101 Конституции).

Палаты в основном заседают раздельно. Единственным совместным органом двух палат, является согласительная комиссия, которая образуется палатами в случае возникновения разногласий при принятии закона (ст.105 Конституции). В связи с принятием Конституции России изменился конституционный статус законодательного и представительного органа государственной власти Российской Федерации. В новой Конституции России перечень вопросов, подлежащих рассмотрению палатами Федерального Собрания, более ограничен. Из сферы ведения парламента исключены распорядительные и контрольные функции. Парламентский контроль достаточно ограничен.

За палатами парламента сохранено право осуществлять контроль за исполнением федерального бюджета (ст.101), а за Государственной Думой - также полномочие решать вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

Существуют три основные группы полномочий палаты, которые установлены Конституцией: относящиеся к исключительному ведению палаты (статьи 102 и 103); связанные с организацией деятельности палаты (ст.101); по принятию федеральных законов (ст.105).

Статьи 102 и 103 являются юридическим выражением системы сдержек и противовесов в построении и функционировании высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти. В ст.103 определяются вопросы исключительного ведения Государственной Думы. «К ведению Государственной Думы относятся:

  • а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • е) объявление амнистии;
  • ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности».

Частями 2 и 3 той же статьи установлено, что Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации, которые принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией.

Регламентом Государственной Думы предусмотрен целый раздел (IV), посвященный вопросам, которые относятся к исключительному ведению Государственной Думы.

В частности, Государственная Дума дает согласие Президенту России на назначение председателя Правительства в соответствии со ст.103 Конституции Российской Федерации. Кандидат на должность Председателя Правительства Российской Федерации докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства Российской Федерации (ч.2 ст.137 Регламента).

Согласие на назначение Председателя Правительства считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы (ч.2 ст. 138 Регламента).

В случае отклонения кандидатуры Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит на согласование палаты новую кандидатуру. А в случае двукратного отклонения представленных кандидатур на должность Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации в течение недели со дня отклонения второй кандидатуры вправе представить третью кандидатуру (ст.140 ч.1 Регламента).

Условием, сдерживающим свободу Государственной Думы при определении своей позиции по кандидатур на должность Председателя Правительства является положение ч.4 ст.111 Конституции, в которой указано, что в случае трехкратного принятия Думой решения об отклонении представленных Президентом кандидатур на должность Председателя Правительства Президент без предварительного согласия ГД назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

К исключительной компетенции Государственной Думы отнесено решение вопроса о доверии Правительству (п.»б» ст.103 Конституции), что является юридической формой ответственности Правительства перед парламентом. В соответствии со статьями 143 и 144 Регламента, Государственная Дума принимает постановление о недоверии Правительству Российской Федерации большинством голосов от общего числа депутатов. Предложение о выражении недоверия Правительству считается отклоненным, если оно не собрало большинства голосов депутатов. Например, в связи с предложением фракции ДПР о выражении недоверия правительству, на внеочередном заседании Государственной Думы 27 октября 1994г. заслушивался и обсуждался доклад председателя правительства Российской Федерации В.Черномырдина. В результате поименного голосования за отставку правительства высказалось 194 депутата. Таким образом, необходимое количество голосов (226) для решения вопроса о вотуме недоверия набрано не было.

В случае, если Президент России не согласился с решением Государственной Думы о недоверии Правительству, Государственная Дума в течение трех месяцев вправе провести повторное голосование по вопросу о выражении недоверия Правительству.

В зависимости о того, кто является инициатором рассмотрения вопроса, в ч.3 и 4 ст.117 устанавливается различный режим отношений Президента и Государственной Думы в случае принятия последней решения о недоверии Правительству. Общим и главным моментом здесь является то, что выражение Государственной Думой недоверия Правительству не влечет обязанности Президента принять решение об отставке Правительства.

Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека, который назначается ею на срок, установленный федеральным конституционным законом об Уполномоченном по правам человека (ст.147 Регламента). Если кандидатура на должность Уполномоченного по правам человека отклонена палатой, фракции и депутатские группы вправе предложить для нового рассмотрения ту же или новую кандидатуру. Повторное рассмотрение кандидатуры проводится на следующий день после получения палатой соответствующего представления в порядке, установленной главой 19 Регламента.

Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности председателя счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Кандидатуры представляются Комитетом Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и назначаются на срок, предусмотренный федеральным законом о Счетной палате. Вопрос о назначении и освобождении от должности аудитора Счетной палаты и Председателя Счетной палаты решается на заседании Государственной Думы большинством голосов от общего числа депутатов. В соответствии с пунктом «г» статьи 83 Конституции Российской Федерации кандидатура на должность Председателя Центрального банка представляется Президентом России.

Государственной Думой назначается Председатель Центрального банка Российской Федерации на срок, предусмотренный Законом РСФСР «О Центральном банке РСФСР» и считается назначенным, если за него проголосовало большинство от числа избранных депутатов Государственной Думы. Освобождение от должности Председателя Центрального Банка осуществляется после представления Президента в Государственную Думу, в свою очередь, Государственная Дума большинством голосов от числа избранных депутатов принимает решение об его освобождении (статьи 158-161 Регламента).

Государственная Дума может вынести предложение о выдвижении обвинения против Президента России для отрешения его от должности, которое может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы. В предложении должны быть конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту Российской Федерации (ст.163 Регламента). В соответствии со статьей 164 Регламента предложение о выдвижении обвинения против Президента направляется в Верховный Суд Российской Федерации для дачи заключения о наличии в действиях Президента России признаков преступления. Специально созданная комиссия проверяет обоснованность выдвинутого против Президента Российской Федерации обвинения и большинством голосов принимает заключение о наличии фактических обстоятельств, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения. По итогам обсуждения двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты Государственная Дума принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности или об отказе в выдвижении обвинения против Президента, которое является окончательным и подлежит официальному опубликованию (ст.167 Регламента).

Согласно п. «е» ст.103 в ведении Государственной Думы находятся вопросы амнистии, она принимает решение об объявлении амнистии. На уровне субъектов Федерации решения об амнистии приниматься не могут. Эти вопросы - исключительная компетенция Российской Федерации в лице Государственной Думы (п. «о» ст.71). Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем принятия постановления большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Постановление об объявлении амнистии, в соответствии со ст.169 Регламента, подписывается Председателем Государственной Думы и подлежит официальному опубликованию в течение трех дней.

В ст. 170 Регламента Государственной Думы утвержден порядок рассмотрения внешнеполитических вопросов: «Государственная Дума рассматривает внешнеполитические вопросы по собственной инициативе, или в связи с обращением Президента Российской Федерации, ибо по докладам и сообщениям Правительства Российской Федерации и комитетов палаты».

В частности, Президент Российской Федерации в установленном порядке вносит в Государственную Думу подлежащий ратификации Международный договор Российской Федерации с проектом федерального закона о его ратификации, пояснительной запиской и другими необходимыми материалами.

В соответствии со ст.173 Регламента «Совет Государственной Думы, исходя из содержания поступившего на рассмотрение договора, определяет ответственный комитет по подготовке к его ратификации Государственной Думой и направляет договор и проект федерального закона о его ратификации с сопроводительными материалами на заключение в соответствующий комитет. Пакет документов одновременно направляется в Комитет Государственной Думы по международным делам и (или) в Комитет по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками в соответствии с их компетенцией .

Ответственный комитет направляет свое заключение в Государственную Думу, а также направляются рекомендации других комитетов, если они содержат предложение воздержаться от ратификации или сопроводить ее оговорками. После чего Государственная Дума принимает федеральный закон о ратификации международного договора большинством голосов от общего числа депутатов (ст.180 Регламента).

В соответствии со ст.183 Регламента «Государственная Дума может в случае необходимости заключать с парламентами других государств и с международными парламентскими организациями соглашения о межпарламентском сотрудничестве».

Статьей 191 Регламента предусмотрено, что Комитет Государственной Думы по международным делам и Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками в соответствии с их компетенцией совместно с другими комитетами Думы по профилю их деятельности проводя при необходимости консультации с Президентом России по вопросам назначения и отзыва дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Согласно ст.194 Государственная Дума может обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации: с ходатайствами по разрешению дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, международных договоров, не вступивших в силу для Российской Федерации; с запросом о толковании Конституции Российской Федерации и по другим вопросам, относящимся к ведению Государственной Думы, предусмотренным в ст.125 Конституции Российской Федерации (далее - Конституции).

В соответствии со ст.104 Конституции Российской Федерации Государственная Дума обладает правом законодательной инициативы. Депутаты Государственной Думы вносят на рассмотрение: законопроекты и поправки к ним; законодательные предложения о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР либо о признании этих законов утратившими силу.

Внесению законопроекта в законодательный орган предшествует продолжительная работа по его подготовке. К процессу подготовки законопроектов субъекты права законодательной инициативы обычно привлекают различных специалистов и соответствующие учреждения.

Все законопроекты вносятся на рассмотрение в Государственную Думу (ст.104 ч.2 Конституции).

В соответствии с частью 3 той же статьи законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Процедура принятия федерального закона Государственной Думой в соответствии с ее Регламентом осуществляется в трех чтениях. Во время первого чтения обсуждаются основные положения законопроекта. Обсуждение начинается с доклада инициатора проекта, затем заслушиваются содоклады и проводятся прения. По завершении прений депутаты приступают к принятию решения по законопроекту с учетом всех замечаний и предложений. В случае решения об одобрении законопроекта и продолжении работы над ним проект передает я на обсуждение комитета, ответственного за его подготовку. После того, как комитет вновь представит в палату доработанный проект закона, проводится его второе чтение на пленарном заседании. На этом этапе происходит постатейное детальное обсуждение законопроекта, каждой его статьи и внесенных депутатами поправок. Завершающей стадией является третье чтение законопроекта, во время которого уже не разрешается вносить никаких поправок. Третье чтение состоит лишь в голосовании за или против законопроекта в целом. Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении. Государственная Дума может принять закон после его обсуждения в первом чтении.

Для принятия федерального закона необходимо большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст.105 части 2 и 3 Конституции). Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Следует особо отметить закрепленное в Конституции различие функций палат по принятию федеральных законов. Согласно Конституции законодательная деятельность сосредоточена преимущественно в Государственной Думе: законопроекты вносятся в Государственную Думу; существует возможность преодоления несогласия Совета Федерации с законом, принятым Думой; ограничены сроки, в течение которых Совет Федерации обязан рассмотреть законы, переданные ему Государственной Думой.

Совет Федерации фактически рассматривает законы, принятые Думой, одобряет или не одобряет их. Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту России, который в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент в течение этого срока отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривает этот закон, если же при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию в течении 7 дней и обнародованию (ст.107 Конституции).

В России за всю историю ее государственно-правового развития понятие «федеральный конституционный закон» впервые закреплено Конституцией Российской Федерации 1993г.

Особая юридическая сила федеральных конституционных законов находит свое выражение в том, что им не должны противоречить обычные федеральные законы. Признание за федеральными конституционными законами принципа верховенства выражается также в том, что, будучи принятыми палатами Федерального Собрания, они, как и принятые поправки, к Конституции, не могут быть отклонены Президентом и возвращены в парламент на новое рассмотрение, что возможно в отношении федеральных законов.

Конституция обязывает Президента России независимо от того, имеются у него возражения по принятому конституционному закону или нет, подписать его в той редакции, в какой он принят Федеральным Собранием, и обнародовать (ч.2 ст.108 Конституции).

Конституция Российской Федерации дает перечень вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы. Это законы об условиях и порядке введения чрезвычайного положения на территории России или в ее отдельных местностях (ст.56 и 88); о принятии в Российской Федерации и образовании в ее составе нового субъекта, а также об изменении конституционно-правового статуса Федерации (ст.65, 66 и 137); о государственных флаге, гербе и гимне Российской Федерации, их описании и порядке официального использования (ст.70); о референдуме (ст.84); о режиме военного положения (ст.87); об Уполномоченном по правам человека (ст.103); о порядке деятельности Правительства Российской Федерации (ст.114); о судебной системе РФ (ст.118); о полномочиях, порядке образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судов (ст.128); о Конституционном Собрании (ст.135).

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ст.108 ч.2 Конституции), в то время как для принятия федеральных законов достаточно простого большинства.

Принятый закон также в течение 14 дней подлежит подписанию и обнародованию.

В соответствии с регламентом Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации - представительного и законодательного органа Российской Федерации.

Совет Федерации осуществляет государственную власть в Российской Федерации в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации.

Совет Федерации является субъектом права законодательной инициативы.

Совет Федерации самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, в том числе по вопросам укрепления федерализма, государственной безопасности и кадровой политики.

Совет Федерации действует на постоянной основе.

Статус члена Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Кроме того, статус члена Совета Федерации регулируется Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» с последующими изменениями.

В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят подва представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Порядок формирования Совета Федерации до 8 августа 2000 года был определен Федеральным законом от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации« (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4869): палата состояла из 178 представителей субъектов Российской Федерации - глав законодательных (представительных) и глав исполнительных органов государственной власти (по должности). Все члены Совета Федерации совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте Российской Федерации.

8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации« (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3336). Теперь палата состоит из представителей, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако полномочия представителей могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором был избран (назначен) член Совета Федерации. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе - поочередно председателями палат. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов может внести альтернативные кандидатуры. Решение об избрании представителя от законодательного (представительного) органа принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа - совместным постановлением обеих палат.

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Указ (постановление) в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Кроме того, Председатель Совета Федерации Е. С. Строев, прекративший свои полномочия, избран почетным Председателем Совета Федерации (это звание является пожизненным). Е. С. Строеву, а также Председателю Совета Федерации первого созыва В. Ф. Шумейко отведены специальные места в зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного голоса и некоторыми другими правами.

Совет Федерации образует комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Совет Федерации вправе создавать, упразднять и реорганизовывать любые комитеты и комиссии.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Все члены Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, входят в состав комитетов. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты, при этом в состав комитета должны входить не менее 7 членов Совета Федерации. Состав комитета, комиссии утверждается палатой. В Совете Федерации образованы и действуют следующие комитеты и постоянные комиссии:

  • - Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству;
  • - Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам;
  • - Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике;
  • - Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления;
  • - Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;
  • - Комитет Совета Федерации по бюджету;
  • - Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению;
  • - Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации;
  • - Комитет Совета Федерации по международным делам;
  • - Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств;
  • - Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности;
  • - Комиссия Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации;
  • - Комитет Совета Федерации по социальной политике;
  • - Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;
  • - Комитет Совета Федерации по делам молодежи и спорту;
  • - Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности;
  • - Комитет Совета Федерации по промышленной политике;
  • - Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям;
  • - Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды;
  • - Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике;
  • - Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов;
  • - Комиссия Совета Федерации по информационной политике;
  • - Комиссия Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации имеют равные права и несут равные обязанности по реализации конституционных полномочий палаты: осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам, а также по федеральным конституционным законам; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, организуют проведение парламентских слушаний и т.д..

Деятельность временных комиссий ограничивается определенным сроком или конкретными задачами.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента Российской Федерации или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.

Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.

К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:

  • - утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • - утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;
  • - решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • - назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • - отрешение Президента Российской Федерации от должности;
  • - назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
  • - назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

В ряде федеральных законов на Совет Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в Конституции Российской Федерации.

Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы.

По вопросам ведения Совета Федерации палата большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации, принимает постановления.

Совет Федерации принимает Регламент, в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.

Парламент нашей страны называется Федеральное Собрание Российской Федерации. Он является представительным и законодательным органом государства и состоит из двух палат:

Государственной думы и Совета Федерации.

Согласно статьи 11 Конституции Федеральное Собрание осуществляет государственную власть в нашей стране (наряду с Президентом и судами Российской Федерации).

В Государственной думе работают депутаты . В Совете Федерации - члены (Совета Федерации).

Совет Федерации не является верхней палатой парламента, а Государственная дума - нижней палатой . Об этом ничего не сказано в Конституции.

Государственная дума

Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.)

Порядок формирования состава Государственной думы - выборы депутатов.

Конституция РФ никак не устанавливает, какими должны быть выборы: открытыми или тайными, прямыми или косвенными, персональными или по партийной принадлежности. Такое положение позволяет манипулировать выборами в Думу в угоду сложившейся политической конъюнктуре.

Основная задача Государственной Думы

Разрабатывать и принимать законы, рассматривать и утверждать бюджет государства.

Полномочия Государственной Думы





А) давать согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

Б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

В) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

Г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

Д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

Е) объявление амнистии;

Ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

К исключительной компетенции Государственной Думы относится решение вопроса о доверии Правительству.

Государственная Дума может рассматривать внешнеполитические вопросы по собственной инициативе или в связи с обращением Президента Российской Федерации...

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Роспуск Госдумы может произойти по указу Президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев. Но! Дума не может быть распущена в первый год своей работы.

Совет Федерации

(неофициально Сенат )

Порядок формирования Совета Федерации

Согласно российской Конституции, в СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта России - по одному от представительного и от исполнительного органов государственной власти этих регионов.

Основная задача Совета Федерации

Точно сформулированной задачи нет. Скорее всего, эта палата была сконструирована по образу и подобию американского и европейских парламентов. (Раз у них это есть, то чем мы хуже!) По большому счету Совет Федерации на жизнь государства и граждан никакого влияния не оказывает. Члены СФ работают у себя в регионах и два раза в месяц слетаются на общие собрания для утверждения очередных документов.

Полномочия Совета Федерации:


А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

Б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

В) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

Г) назначение выборов Президента Российской Федерации;

Д) отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);

Е) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);

Ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);

З) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Комментарий к Статье 100 Конституции РФ

1. Часть 1 ст. 100 Конституции устанавливает один из основных принципов работы палат парламента - раздельность его заседаний. Раздельность заседаний обуславливает и раздельность принятия ими решений. Наличие данного принципа исходит из различий в предназначении и компетенции палат. Как разъяснил Конституционный Суд в Постановлении от 12.04.1995 N 2-П*(1010), двухпалатность российского парламента, обусловленная федеративным устройством государства, самостоятельность палат во взаимоотношениях между собой обеспечивают систему взвешенного и обоснованного принятия решений Федеральным Собранием.

Раздельная работа палат двухпалатных парламентов, способствующая наиболее плодотворной деятельности палат в рамках их компетенции, является общепринятой в мировой практике. В ряде случаев конституции впрямую устанавливают названный принцип (Норвегия, Швейцария), в иных - исчерпывающим образом перечисляются основания для проведения совместных заседаний палат, тем самым презюмируется обособленность их деятельности (Бразилия).

2. Часть 2 комментируемой статьи формулирует другой важнейший принцип функционирования российского парламента - открытость - необходимый атрибут деятельности органов государственной власти в демократическом обществе. Заседания палат Федерального Собрания являются открытыми, освещаются СМИ, стенограммы заседаний публикуются в специальных печатных изданиях. Федеральным законом от 13.01.1995 N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (в ред. от 16.10.2006) предусматривается обязательное ведение пресс-службами палат парламента аудио- и видеозаписей всех заседаний Совета Федерации и Государственной Думы. Режим хранения таких записей является бессрочным. На федеральные СМИ Законом возлагается обязанность трансляции открытия первых заседаний Совета Федерации и Государственной Думы.

Открытость является базовым принципом осуществления и иных форм деятельности парламента: заседаний комитетов, комиссий, депутатских объединений Государственной Думы, парламентских слушаний и т.п. Вместе с тем Конституция предусматривает возможность проведения закрытых заседаний в соответствии с регламентами палат.

Аналогичная практика сложилась и за рубежом: определяя публичность как основополагающий принцип деятельности парламента, конституции устанавливают возможность проведения закрытых заседаний. В ряде стран конституции регламентируют процедурные вопросы принятия решения о проведении таких заседаний (Япония, ФРГ, Украина и др.).

На заседания палат Федерального Собрания по их решению могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления всех необходимых сведений по рассматриваемым палатами вопросам. Присутствие представителей СМИ на заседаниях требует их аккредитации.

В отношении ряда должностных лиц регламенты предусматривают возможность их свободного присутствия на любых заседаниях палат (Президент, его полномочные представители в соответствующих палатах, парламентарии другой палаты, Председатель и члены Правительства, судьи высших судебных органов и др.). На открытых заседаниях при рассмотрении законопроектов, проходивших экспертизу Общественной палаты, вправе также присутствовать члены Общественной палаты.

При проведении закрытых заседаний запрещается использование фото-, кино- и видеотехники, средств телефонной связи и радиосвязи, а также средств звукозаписи и обработки информации. Ограничено и число лиц, допущенных к присутствию на заседании. Представители СМИ на закрытые заседания не допускаются. Регламентами палат Федерального Собрания предусматривается перечень лиц, имеющих право инициировать закрытое заседание. В их числе: Президент, Председатель Правительства, председатели палат, комитеты палат и др. Сведения, обсуждаемые на закрытом заседании, относимые к государственной и иной охраняемой законом тайне, не подлежат разглашению и распространению. Решение о проведении закрытого заседания Совета Федерации принимается большинством голосов от числа членов, принявших участие в голосовании, но не менее чем 1/4 голосов от общего числа членов палаты. В Государственной Думе такое решение принимается большинством голосов от числа принявших участие в голосовании.

Регламенты палат не устанавливают перечня вопросов, обсуждение которых допускается только на закрытых заседаниях. Как правило, закрытые обсуждения связываются с необходимостью обеспечения неразглашения сведений, составляющих государственную тайну. Регламент Совета Федерации устанавливает, что обсуждение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ проводится на закрытом заседании Совета Федерации, если палатой не будет принято иное решение. Государственная Дума вправе в закрытом режиме рассматривать предложение о выдвижении обвинения против Президента и заключение специальной комиссии по данному вопросу. Однако по решению палаты обсуждение этого вопроса может транслироваться СМИ.

3. Часть 3 ст. 100 содержит перечень вопросов, по которым предусматривается возможность проведения совместных заседаний обеих палат парламента.

В зарубежной практике совместные заседания палат проводятся в случаях, установленных конституциями, и могут как носить церемониальный характер, например для принесения присяги главой государства (Италия, Испания, Бразилия), так и касаться решения важнейших политических вопросов (в частности, объявление войны, ратификация международных договоров, носящих политический или военный характер, - Испания; избрание президента - Италия; преодоление вето - Казахстан, Индия, Бразилия; разрешение споров о компетенции между верховными союзными властями - Швейцария). Перечень таких вопросов в конституции, как правило, носит исчерпывающий характер. Процедура проведения совместных заседаний регулируется регламентом совместного заседания, принимаемым палатами, либо регламентом одной из палат.

Российская Конституция в числе оснований для проведения совместных заседаний палат предусматривает: заслушивание посланий Президента, заслушивание посланий Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств. Совместные заседания палат не предусматривают обсуждения и принятия каких-либо решений. Совместные заседания палат Федерального Собрания созываются распоряжением Президента*(1011), однако порядок их проведения не регламентируется. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы также собираются совместно при вступлении в должность Президента, когда он в торжественной обстановке приносит присягу, при этом также присутствуют судьи Конституционного Суда и иные приглашенные лица.