Виды и примеры дорожной разметки. Новая дорожная разметка и штрафы: что означают цвета и знаки

Для начала о самом главном. В этом месяце утвержден лишь ГОСТ на новую дорожную разметку. Чтобы ее начать массово рисовать на дорогах, необходимо внести все поправки в Правила дорожного движения. Все просто: водитель обязан знать только последний документ, а тому, что прописано в госстандартах, автошколы не учат. Следовательно, пока на дорогах могут быть лишь те типы, которые есть в ПДД. Актуальную версию всегда можно изучить по ссылке .

Использовать нестандартные линии в качестве эксперимента на дорогах общего пользования не запрещено (иначе как понять, полезны ли они будут?). Но в этом случае о нетрадиционной схеме организации движения водителей должны информировать отдельные щиты и дорожные знаки. В столичном регионе ими не пренебрегают. Например, при появлении «вафельной» разметки несколько лет назад перед перекрестками появились поясняющие таблички. Допускаю, что в регионах о подобной «мелочи» могут и забыть.

Действующими Правилами предусмотрено три цвета горизонтальной (то есть нанесенной на асфальт) дорожной разметки. Основные линии - белые. Желтым цветом обозначают места запрета остановки и стоянки, зону остановок общественного транспорта и рисуют упомянутую выше «вафельницу». Последняя обозначает границы перекрестка, подсказывая водителям, где нельзя находиться после включения запрещающего сигнала светофора. Желтая и белая разметки не имеют смысловых пересечений и регулируют разные нюансы дорожного движения. Соответственно, они равнозначны.

Третий колер дорожной разметки - оранжевый, для временных линий. Им рисуют в местах проведения ремонтных работ для организации движения по временной схеме. В ПДД прямо прописан приоритет временной разметки над постоянной: «В случаях, если линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки».

Правила не прописывают, какие именно типы линий могут быть нанесены временным оранжевым цветом. Из этого следует, что любые: разделители попутных и встречных потоков, направления движения по полосам, дублирующие знаки ограничения скорости и т.п. И даже те полосы, которые по умолчанию рисуют желтым. Например, в случае, когда из-за ремонта и сужения проезжей части необходимо временно запретить остановку или когда в силу этих же обстоятельств переносится на новое место автобусная остановка.

Новый ГОСТ в Правила дорожного движения еще не перенесли, так что мы можем опираться только на предварительные данные. Судя по всему, изменений в приоритетах не будет: оранжевые линии останутся главными на дороге. А вот перечень цветов для постоянной разметки расширен.

Для лучшей видимости линии, разделяющие попутные и встречные потоки, отныне можно наносить как белым, так и желтым цветом. Последний лучше виден зимой, в туман и дождь. Эксперимент уже провели на трассе «Кола» и признали удачным. Опыт скандинавских стран и США подтверждает, что такая оптимизация имеет смысл.

Для обозначения парковочных мест (каких именно - платных, бесплатных или резидентных, пока неясно) и полос в пределах перекрестков станут применять синий цвет. Вот эта идея нам видится весьма сомнительной. Учитывая погодные условия и короткий срок жизни разметки в России, стоянки удобнее обозначать знаками, а не разметкой. А линии на перекрестках и вовсе живут меньше всех остальных, ведь по ним постоянно проезжают автомобили. Так что, полагаем, синяя разметка даже после введения ее в ПДД останется для наших дорог экзотикой.

Подытожим. Постоянная разметка может быть белого, желтого, а скоро и синего цвета. Причем в поле зрения водителя одновременно могут оказаться все три цвета, но - в теории - противоречить эти линии друг другу не могут, только дополнять. Оранжевые полосы имеют приоритет над всеми остальными и обозначают временную схему движения.

Для начала необходимо сообщить, что на территории такой страны, как Российская Федерация, существует два типа дорожной разметки:

Первая обозначает собой порядок, а также режим передвижения, или же предоставляет некую другую информацию, направленную на всех участников дорожного движения. Второй тип разметки сочетает в себе белые и черные полосы, нанесенные на элементы оборудования проезжих частей. Этот тип по большей части служит дополнительным методом для ориентирования водителей.

Горизонтальные разметки на дороге принято разделять на два типа:

  • временная;
  • постоянная.

Такое разделение делается потому, что время от времени на определенных улицах населенных пунктов проводятся ремонтные работы. В связи с этим зачастую на их проезжих частях может быть нанесена временная разметка. Последняяя требуется для того, чтобы автомобилисты и другие полноправные участники дорожного движения понимали, как именно нужно совершать передвижение по тому участку дорожного полотна, которое находится в настоящее время в процессе ремонта.

Следует отметить, что в соответствии с установленным ранее ГОСТом, временную разметку дорожного покрытия можно наносить на дорожное покрытие только в том случае, если ремонтные дороги на одном и том же участке продолжаются на протяжении более 72 часов подряд.

Конечно же, для такого типа дорожной разметки в обязательном порядке должна быть применена та краска, которую можно легко удалить сразу после окончания проведения ремонтных работ. Чаще всего для этого заказывается специальная демаркировочная услуга разметки.

Временная горизонтальная и вертикальная дорожные разметки могут быть использованы не только в случае проведения ремонтных работ, но и при необходимости срочной реорганизации дорожного движения на определенных проезжих частях города.

Какая разметка имеет преимущество

Многие автомобилисты не знают, какой именно цвет имеет временная разметка, поэтому, увидев на дороге разметку не белого цвета, зачастую теряются. Нужно запомнить, что чаще всего цвет дорожной разметки оранжевый, хотя возможны варианты, когда наносится красная либо желтая разметки. Такие яркие цвета были выбраны вовсе не случайно.

Они существеннее привлекают к себе внимание водителей, нежели привычный всем белый цвет. Таким образом, участник дорожного движения на подсознательном уровне понимает, что более яркий цвет дорожной разметки имеет большее преимущество перед стандартным, а значит, будет следовать именно ему.

Правила нанесения временной дорожной разметки

Временная дорожная разметка наносится не просто так, а в соответствии со строгими ГОСТами. Для этого ремонтные бригады, наносящие разметку, имеющую оранжевый цвет, руководствуются двумя правилами:

  1. Во время нанесения на дорожное полотно специальной разметки, которая отклоняет поток транспорта, ее дальнейшее положение на проезжей части должно идти в полном соответствии с линией установки направляющих, а также всех ограждающих устройств на участке дороге, предназначенном для отгона транспортного потока.
  2. Для правильного нанесения временной разметки на дорожное покрытие на территории Российской Федерации принято использовать специальную краску либо особенную синтетическую ленту или же некоторые сборные полимерные элементы требуемого правилами цвета. В определенных случаях также могут быть использованы как прямоугольные, так и треугольные пластины либо конусы.
  3. В некоторых случаях временную дорожную разметку, которая изначально была оформлена полимерными материалами, реально совмещать еще и с треугольными пластинами.

История возникновения дорожной разметки в России

В России дорожная разметка первый раз в истории была использована в 1933 году. Это были так называемые штуц-линии, которые наносились непосредственно на дорожное покрытие нитрокраской. Данное событие произошло в Москве одновременно на Театральной площади и на пересечении таких улиц, как Неглинная и Петровка с Кузнецким мостом.

Горизонтальная дорожная разметка – это линии и знаки, имеющие строго определенную форму и размеры, нанесенные на дорожное полотно.

Разметка не только регулирует движение автомобилей и пешеход, но и повышает безопасность дорожного движения, особенно в темное время суток, когда яркая белая полоса позволяет видеть границы проезжей части, разделительную полосу встречного движения.

Разметка отличается по цветам. Белая и желтая – постоянные, оранжевая – временная. Как и в случае со знаками, временная разметка имеет повышенный приоритет над постоянной.

Следует помнить: дорожные знаки имеют приоритет над разметкой. Если они противоречат друг другу – руководствоваться необходимо указаниями знаков.

Осевая линия (1.1)

Сплошная линия разметки, разделяющая проезжую часть между встречными потоками. Другое название – осевая линия. Если на дороге 2 полосы, она будет проходить строго посередине. Пересекать осевую линию запрещено.

Этой же линией разделяют полосы движения, чтобы водители видели их границы. Пересекать запрещено.

Также сплошной линией определяют границы стояночных мест.

Краевая линия (1.2)

Краевая линия, в отличие о осевой, обозначает обочину дороги. Правила запрещают пересекать краевую линию разметки, поскольку за ней начинается обочина, по которой ходят пешеходы. Но эти же самые правила не запрещают ее пересекать для остановки или стоянки в местах, где это не запрещено.

Запомнить не сложно: если просто едем, для объезда препятствий – запрещено, если хотим остановиться – можно.

Двойная сплошная (1.3)

Используется для визуального разделения дороги, имеющей по две и более полос движения в каждом направлении. По сути своей, является сдвоенной осевой. Также строго запрещается ее пересечение.

Желтая сплошная (1.4)

Наносится на край проезжей части или бордюр. Используется как самостоятельно, так и со знаком 3.27 , запрещая остановку.

Прерывистая, с длиной штриха в 3 раза короче промежутков (1.5)

На двухполосной дороге разделяет встречные потоки в тех местах, где не запрещен обгон. На дорогах с 4 и более полосами может разделять попутные полосы. Прерывистую линию разметки разрешается пересекать с любой стороны.

Линия приближения, со штрихами в 3 раза длиннее промежутков (1.6)

Предупреждает водителя о том, что он приближается к сплошной линии разметки, разделяющей встречные или попутные направления. Встречается в момент приближения к большим перекресткам, а также на дорогах, имеющих по одной полосе в каждую сторону: на подъемах, перед опасными поворотами и в иных местах, где видимость дороги снижена.

Прерывистая, с короткими штрихами и равными промежутками между ними (1.7)

Специальная разметка для перекрестков, призванная визуально разделить траекторию левого поворота. Наносится в тех случаях, когда поворачивать налево можно сразу с нескольких полос. Служит ориентиром для водителей, а поскольку является прерывистой, то не запрещает движение прямо, или разворот, как в примере на картинке.

В 2015 году разметку стали использовать и для обозначения парковочных зон.

Широкая прерывистая (1.8)

Подобной разметкой обозначают начало полос торможения и разгона. Чтобы не создавать аварийных ситуаций, водитель обязан сначала перестроиться в полосу торможения, при этом не снижая скорость, а уже после этого начинать притормаживать.

Двойная прерывистая (1.9)

Применяется на дорогах, которые оборудованы полосами реверсивного движения, когда одна или несколько полос могут работать в разных направлениях, в зависимости от загруженности и времени суток. Используется совместно со знаком 5.8 (реверсивное движение) и соответствующим типом светофора.

В случае, если в направлении движения горит разрешающий сигнал (зеленая стрелка), водитель имеет право пересечь двойную прерывистую линию разметки, и продолжить движение по ней. Если сигнал запрещающий, либо вовсе отсутствует (светофор выключен или неисправен), водитель обязан считать эту разметку двойной сплошной. Исключение составляет ситуация, когда реверсивных полос две, а двойная прерывистая проходит по центру, как на рисунке.

В этой ситуации, при неработающих светофорах, дорога используется как многополосная, а разметка приравнивается к 1.3

Желтая прерывистая (1.10)

Размечают край проезжей части или бордюр в тех местах, где запрещается стоянка транспортных средств. Используется со знаком 3.28 (стоянка запрещена) , либо самостоятельно.

Сплошная с одной и прерывистая с другой (1.11)

Комбинированная линия разметки, когда с одной стороны нарисована сплошная, а с другой прерывистая, позволяет пересекать такую линию только со стороны прерывистой.

  1. Разделяет встречные транспортные потоки;
  2. Потоки попутного направления, когда перестроение разрешается только с одной полосы;
  3. Размечаются места въезда и выезда на заправки, парковки и т. д., где движение осуществляется только в одном направлении.

Наиболее частое применение нашла на дорогах, имеющих по одной полосе в каждом направлении. Здесь такая разметка будет периодически меняться, разрешая то встречному то попутному потоку пересекать ее, совершая обгоны. Не будь такой разметки, и одно тихоходное транспортное средство, например трактор, соберет за собой вереницу автомобилей, вынужденных ехать медленно следом, чтобы не нарушить правил.

Пресекать эту разметку со стороны сплошной линии можно только в одном случае – когда транспортное средство завершает обгон (для возврата на свою полосу).

Стоп-линия (1.12)

Поперечная линия разметки, в виде толстой белой линии. Наносится перед перекрестками и железнодорожными переездами.

Остановка перед стоп-линией обязательна если:

  • присутствует знак 2.5 (проезд без остановки запрещен);
  • горит запрещающий сигнал светофора;
  • сигнал регулировщика запрещает движение в заданном направлении.

Линия из треугольников (1.13)

Тоже своего рода стоп-линия, но остановка у ней не является обязательной. Дополняет собой знак 2.4 (уступите дорогу) , а предшествовать ей будет разметка 1.20. Если при пересечении перекрестка нужно уступить дорогу транспорту, движущемуся в других направлениях, остановиться необходимо именно перед этой разметкой.

Зебра (1.14.1, 1.14.2)

Когда ширина дороги не превышает 6 метров, наносится разметка 1.14.1, в простонародье «зебра». При большей ширине проезжей части рисуют 1.14.2, на которой дополнительно могут указать направление движения пешеходов.

Еще «зебра» может быть нанесена по диагонали, тогда пешеходы могут пересекать перекресток в любых направлениях.

Пересечение с велосипедной дорожкой (1.15)

В местах пересечения проезжей части с велосипедной дорожкой, наносится поперечная разметка из квадратов. Предшествовать разметке будет знак 1.24 (пересечение с велодорожкой) .

Направляющие островки (1.16.1, 1.16.2, 1.16.3)

Этот тип разметки призван разделить попутные и встречные потоки. Направление линий внутри островков определяет их тип, граница обозначается сплошной линией, что говорит о запрете въезда в них.


  • 1.16.1 разделяет встречные транспортные потоки.
  • 1.16.2 в местах разделения попутных потоков.
  • 1.16.3 в местах их слияния.

Остановка маршрутного транспорта и стоянка такси (1.17)

Из названия следует, что подобным образом размечаются остановки автобусов и троллейбусов, а также стоянки легковых автомобилей такси.

Направление движения по полосам (1.18)

Разметка может дублировать знаки 5.15.1 , 5.15.2, или наноситься самостоятельно. В этом случает она должна быть продублирована минимум 3 раза до того, как водитель подъедет к перекрестку.

В целом, значение стрелок легко читаемо и понятно. Отдельно стоит упомянуть обозначение тупичка на стрелках. Он сообщает о запрете левого поворота на ближайшую проезжую часть.

Сужение проезжей части (1.19)

Стрелка с плавным изгибом информирует водителя о приближении к участку сужения проезжей части. Это означает что необходимо перестроиться на соседнюю полосу, в направлении указанном на стрелке. Водителя дополнительно предупредят знаками 1.20.2, 1.20.3 , и 5.15.5, 5.15.6.

Еще один вариант применения – оповещение о линии приближения. Наносится на встречную полосу движения, тем самым сообщая водителю, что необходимо вернуться в свою полосу, скоро начнется сплошная линия разметки.

Приближение к линии из треугольников (1.20)

Разметка предупредит о том, что вы приближаетесь к перекрестку с линией 1.13 и знаком 2.4.

Приближение к стоп-линии (1.21)

Русское слово «стоп» на дороге означает одно – впереди будет стоп-линия со знаком 2.5, обязывающие водителя остановиться перед тем как продолжить движение дальше.

Номер дороги (1.22)

Указывает номер дороги или маршрута, а в том случае, если скоро эта дорога изменит направление, ее дополнят стрелкой 1.18.

Полоса для маршрутных транспортных средств (1.23.1)

Специально выделенная полоса, по которой могут двигаться только маршрутные транспортные средства.

Пешеходная дорожка (1.23.2)

Рисунок в виде пешехода наносится вдоль пешеходной дорожки, или определяет пешеходную сторону на велопешеходной дорожке.

Велосипедная дорожка (1.23.3)

Наносится вдоль велосипедной дорожки, или определяет сторону для движения велосипедистов на смешанной дорожке.

Дублирование предупреждающих знаков (1.24.1)

Дублирующая разметка, в точности повторяющая дорожные знаки. Применяется совместно с последними.

Дублирование запрещающих знаков (1.24.2)

На дороге может встречаться и разметка, повторяющая запрещающие дорожные знаки, например ограничение скорости (3.24) . При этом на многополосной дороге разметка будет продублирована на каждой полосе.

Дублирование знака «инвалид» (1.24.3)

Разметка, дублирующая табличку 8.17 (инвалид) , наносится непосредственно на стояночные места, предназначенные для инвалидов 1 и 2 групп, а также перевозящих их транспортных средств.

Фотовидеофиксация (1.24.4)

Данный вид разметки предупреждает водителя о том, что на участке дорог происходит фиксация правонарушений, с использованием фото и видео оборудования. Может применяться самостоятельно, без установки соответствующего знака.

Искусственная неровность (1.25)

Одним из эффективнейших средств принудительного снижения скорости является искусственная неровность, или «лежачий полицейский». Шашечная поперечная разметка, которая наносится либо на саму неровность, либо сразу перед ней и после.

О появлении «полицейского» предупредит знак 1.17 (искусственная неровность).

Видео

Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о новом ГОСТ 51256-2018 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования", который придет на смену действующему ГОСТ 51256-2011 начиная с 1 июня 2018 года .

Данный документ содержит информацию о том, какая дорожная разметка может применяться на российских дорогах.

Обратите внимание, данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке" не смотря на то, что новый ГОСТ начнет действовать через несколько дней. Это связано с тем, что основной документ для водителей - это . Пока новая разметка не будет внесена в ПДД, применение ее на дорогах лишено всякого смысла, т.к. водители не смогут правильно трактовать значения новых линий.

Однако можно предположить, что ГОСТ утвержден не просто так и изменения в правила скорее всего будут внесены в недалеком будущем. Поэтому рассмотрим обновленные линии разметки:

Новые цвета дорожной разметки

5.1.1 Для постоянной горизонтальной разметки (включая дублирование изображения дорожных знаков) устанавливаются следующие цвета: белый, желтый, красный, синий, черный, зеленый. Для временной дорожной разметки устанавливается оранжевый цвет (кроме разметки 1.4,1.10,1.17.1.1.17.2, 1.26). Форма, размеры, цвет типов постоянной горизонтальной разметки приведены в таблице А.1 (приложение А).

В настоящее время на дорогах можно встретить постоянную разметку следующих цветов:

  • белый;
  • желтый;
  • черный (на вертикальной разметке).

Кроме того может применяться и временная дорожная разметка оранжевого цвета.

Новый ГОСТ вводит следующие дополнительные цвета:

  • красный;
  • синий;
  • зеленый.

Про разметку синего цвета речь пойдет ниже. Что касается красного и зеленого цветов, то линии таких цветов в документе не предусмотрено. Однако указанные цвета могут использоваться, например, для цветного дублирования дорожных знаков на асфальте:

Разметка синего цвета на перекрестке

Единственная линия разметки, которая может быть синей, это разметка 1.7, обозначающая границы полос движения в пределах перекрестка:

При этом новый ГОСТ предусматривает возможность использования как синего, так и белого варианта этой линии.

Новые линии желтого цвета

Линии разметки 1.3, 1.5, 1.6, 1.11 новый ГОСТ также позволяет использовать в двух цветовых вариантах (белом и желтом):




Перечисленная разметка используется для разделения проезжей части на полосы движения (попутные или встречные).

Преимущество заключается в том, что желтая разметка лучше видна в холодное время года, т.к. ее цвет не сливается с цветом снега.

Новый вариант разметки для пешеходного перехода

ГОСТ 51256-2011 вводит новую разметку 1.14.3, которая может использоваться для обозначения пешеходного перехода:

Она будет применяться наряду с распространенной сейчас разметкой 1.14.1:

Если сравнить эти линии разметки, то можно увидеть, что из традиционной "зебры" просто "выбросили" середину, оставив тонкие линии по краям перехода .

С одной стороны, это позволит сэкономить краску при нанесении разметки. С другой стороны, тонкие линии водителю видно гораздо хуже и это может отрицательно сказаться на безопасности пешеходов. Также тонкие линии будут стираться гораздо быстрее, чем полноценная "зебра".

Вполне возможно, такие линии будут применяться на регулируемых перекрестках, где светофор запрещает движение транспортных средств. То есть переход там безопасен, а разметка будет использоваться лишь для обозначения границ движения.

Разметка островков безопасности

Обратите внимание, с изображений островков удалили разметку, обозначающую границы . Давайте разберемся, с чем это может быть связано.

В настоящее время разметка для разделительного островка представляет собой единый элемент, причем правила не запрещают на такую разметку наезжать или пересекать ее.

В новой версии ГОСТ разметка 1.16 - это лишь внутренняя часть островка. По контуру будет наноситься разметка 1.1, которую пересекать запрещается. То есть разметку обновили для того, чтобы запретить водителям выезжать на островки безопасности.

Новая разметка для мест остановки общественного транспорта

В настоящее время в правилах дорожного движения существует разметка 1.17, которая и используется для обозначения мест остановки маршрутных транспортных средств:

В дополнение к ней новый ГОСТ вводит разметку 1.17.2:

Обратите внимание, данная разметка наносится перпендикулярно краю проезжей части. Первая линия обозначает начало остановки, а вторая - ее конец.

Обновленная разметка более короткая, поэтому на ее нанесение потребуется меньшее количество краски.

В отличие от традиционного варианта, разметка 1.17.2 имеет небольшой недостаток. Если водитель видит перед собой линию, то он не может однозначно сказать, что перед ним: начало или конец остановки. Это будет вызывать серьезные трудности, если одна из линий со временем сотрется, а вторая - нет.

Разметка для электромобилей и "вафельница"

Также в новый ГОСТ внесены линии разметки 1.24.5 "Зарядка электромобилей" и 1.26 "Вафельница":

Напомню, что перечисленные линии уже внесены в ПДД. Подробную информацию об их использовании Вы можете найти в следующих статьях:


В завершение хочу напомнить, что содержат ссылку на ГОСТ, в соответствии с которым нумеруется разметка:

Нумерация разметки соответствует ГОСТу Р 51256-2011.

Однако в настоящее время данная информация не обновлена, т.е. правила ссылаются на предшествующий документ 2011 года.

Подведем итоги данной статьи :

1. Обновленный ГОСТ позволяет использовать для нанесения разметки краску новых цветов (синего, красного, зеленого).

2. Линия разметки 1.7 может наноситься синим или белым цветом.

3. Линии 1.3, 1.5, 1.6, 1.11 могут наноситься желтым или белым цветом.

4. Введены новые линии разметки для пешеходного перехода и остановок общественного транспорта.

Еще раз обратите внимание, что в этой статье рассматривается ГОСТ 51256-2018, который действует с 1 июня 2018 года . Однако чтобы рассмотренные сегодня новшества смогли появиться на дорогах, необходимо также и обновление ПДД. Как только изменения в правила будут внесены, данная статья будет обновлена.

Удачи на дорогах!