Билеты по сдаче на статус спасателя. © Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области

Стоимость услуги в каждом конкретном случае рассчитывается индивидуально.

Срок проведения аттестации в среднем составляет от 2 месяцев до 1 года.

Мы оказываем полный комплекс услуг, связанных с подготовкой документов, формированием штата сотрудников, обеспечением подразделения необходимым оборудованием, и, самое главное, получением положительного решения в органах исполнительной власти.

О том, как учредить формирование, читайте

Теперь давайте рассмотрим всю процедуру поэтапно. Аттестация аварийно-спасательных формирований является обязательным условием для осуществления основной деятельности спасателей – поддержания постоянной, круглосуточной, боевой готовности на случай чрезвычайной ситуации. Без аттестационного свидетельства любая деятельность, связанная с выполнением АСР, влечет за собой административную и уголовную ответственность. Однако, в первую очередь, пренебрежение требованиями чревато травмами и гибелью для самих спасателей. На законодательном уровне аттестационные мероприятия в отношении АСФ, АСС, НАСФ и спасателей регулируются особым положением, в котором описана процедура испытаний, список документов, срок предоставления аттестационного свидетельства в случае положительного решения. Цель проведения аттестации в том, чтобы определить общую готовность профессиональной, нештатной или общественной аварийно-спасательной службы к выполнению своих непосредственных обязанностей. Выделяют несколько видов аттестации, которые отличаются в зависимости от типа оценки: первичная, периодическая, внеочередная.

Аттестация профессиональных АСФ и АСС

Процедура аттестации профессиональных формирований самая долгая, сложная и дорогостоящая. Это объясняется тем, что профессиональные службы имеют право самостоятельного заключения договоров и принятия решений в процессе своей работы. В 2017 году, после серии чрезвычайных ситуаций, прокатившихся по всей стране, были существенно ужесточены требования, предъявляемые при приведении аттестации. Многие действующие формирования были подвергнуты внеочередным проверкам, по результатам которых у более половины из них аттестация была приостановлена. Также были отменены требования по видам работ и на сегодняшний день, получить свидетельство можно на следующие виды работ:

    1. поисково-спасательные работы (ранее этот пункт имел градацию более чем на 20 видов работ);
    2. газоспасательные работы (теперь необходимо обращаться в ту комиссию, которая уполномочена на проведение аттестации в определенных отраслях промышленности, при этом определить точно отрасль не представляется возможным, что делает получение данного вида работ практически невозможным);
    3. горноспасательные работы (теперь необходимо обращаться в ту комиссию, которая уполномочена на проведение аттестации в тех отраслях промышленности, на которые получено разрешение в органах исполнительной власти);
    4. аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров (теперь получить аттестацию могут только те формирования, которые имеют лицензию на тушение пожаров, выданную МЧС России);
    5. работы, связанные с ликвидацией разливов нефти (предприятия, с которыми у Вас заключен договор, комиссия может отнести как одной, так и к другой отрасли промышленности, при этом Вами должна быть точно определена отрасль промышленности, что сделать, как Вы понимаете, практически невозможно);
    6. работы, связанные с ликвидацией санитарных последствий (про этот вид работ можно так же забыть, так как ни одна организация не в силах выполнить аттестационные требования);

Межведомственные аттестационные комиссии

Для проведения аттестационного мероприятия формируется Межведомственная комиссия, которая может включать в себя представителей исполнительной власти региона, субъекта, органа исполнительной власти или уполномоченных организаций. Аттестация происходит по утвержденным спискам, подготовленным на следующий год. После того, как комиссия проведет проверку в месте дисклокации и ознакомится с представленными материалами, учредителям и руководителю будет предъявлен для ознакомления аттестационный акт. Данный документ содержит заключение аттестационной комиссии относительно возможностей службы (формирования) по выполнению возложенных функций. Результат вносят в протокол комиссии, в котором фиксируются итоги аттестационной проверки, решение принимается в ходе открытого голосования путем подсчета голосов. В обязанности комиссии по аттестации входит информирование руководителя и учредителей службы (формирования) об итогах проверки. Надзорные органы и руководство обслуживаемого объекта так же должны быть поставлены в известность о результате пройденного испытания.

Документы, необходимые для проведения аттестации

Особое внимание следует уделить сбору и подготовке пакета документов для предоставления в аттестационную комиссию. Рассмотрим, какие документы понадобятся при первичной аттестации АСС/АСФ/НАСФ. Прежде всего, руководитель организации, на основе которой была сформирована АСС или руководитель АСС (при условии, что она является юр. лицом) должен написать заявление на право ведения аварийно-спасательных работ. К заявлению, в котором необходимо указать название АСС, ее дислокацию, телефон для связи, следует приложить пакет документов для аттестации:

      1. паспорт аварийно-спасательного формирования (требования в оформлению можно получить на сайте МЧС);
      2. перечень выполняемых аварийно-спасательных работ (список работ, на которые возможно провести аттестацию, указан выше);
      3. копию приказа и Устав формирования (устав необходимо разработать под конкретное формирование, брать за образец другое не рекомендуется);
      4. карту зоны ответственности (подразделения должны располагаться таким образом, что бы обеспечить прибытие на охраняемый объект в течение 5 минут с момента поступления вызова);
      5. данные о численности АСС (для профессиональных формирований численность личного состава должна быть установлена из расчета (минимально) для аварийно-спасательной группы – 30 человек, при этом 75 процентов из них должны быть уже аттестованы на те виды работ, на которые пытается аттестоваться само формирование);
      6. копии свидетельств о квалификации и профподготовке спасателей (книжка спасателя, документ об образовании, свидетельство на право ведения тех аварийно-спасательных работ, на которые пытается аттестоваться само формирование);
      7. документы, подтверждающие наличие спецтранспорта (минимальные требования для охраны одного объекта – это два специализированных автомобиля АГС, АГСС, АСА, или другие непосредственно предназначенные для тех видов работ, на которые пытается аттестоваться формирование, при этом транспортные средства должны быть специализированными по документам, стоять на учете в ГИБДД и иметь устройства для подачи спецсигналов);
      8. документы, свидетельствующие о наличие служебного здания, помещения, учебного кабинета (здание для размещения формирования должно быть построено по специальному проекту, прилегающая территория должна иметь тренировочную базу (полигон), специальные тренажеры, газодымную камеру и другие средства для отработки действий спасателей при возникновении чрезвычайной ситуации, при этом данное имущество должно находится на балансе организации, которая учредила формирование);
      9. документы, подтверждающие наличие на балансе специального оборудования, необходимого для выполнения тех видов работ, на которые пытается аттестоваться формирование (перечень оборудования содержится в нормативных документах, приказах МЧС России, при этом комплектами снаряжения должны быть обеспечены также спасатели, находящиеся в резерве, на случай отсутствия основного состава).

Аттестация спасателей — физических лиц

Приобрести статус спасателя может гражданское лицо, прошедшее аттестационную комиссию и получившее одобрение. К гражданам, желающим стать спасателями, предъявляются определенные требования. Прежде всего, это соответствие медицинским параметрам для выполнения аварийно-спасательных работ, в том числе, выполнение установленных физических нормативов. Также, следует предоставить свидетельство о прохождении курсов подготовки спасателей. Все перечисленные документы необходимо приложить к заявлению, направленному в адрес аттестационной комиссии. Заявление без указания личных данных (ФИО, адрес, контактный телефон, копия удостоверения личности) не принимается. Сроки рассмотрения заявки от физического лица составляют не более 45 рабочих дней. В течение указанного времени комиссия должна изучить документы и принять решение о выдаче свидетельства на все заявленные аварийно-спасательные работы (либо на один или несколько видов работ) или отказать в аттестации. Основанием для отказа могут стать неточные (недостоверные) сведения, указанные в заявлении, неполный пакет документов или несоответствие заявителя требованиям и нормам, предъявляемым к спасателям.

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 22-12-2011 1091 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ АТТЕСТАЦИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ... Актуально в 2018 году

III. Порядок проведения аттестации спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя

21. Граждане, впервые приобретающие статус спасателя, допускаются к первичной аттестации не позднее чем через 6 месяцев после прохождения медицинского осмотра (обследования), психиатрического освидетельствования и обучения по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ.

Периодическая аттестация спасателей проводится 1 раз в 3 года.

Спасатели аварийно-спасательных служб (формирований), не прошедшие в установленные сроки периодическую аттестацию по уважительным причинам (временная нетрудоспособность, отпуск, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, альтернативная гражданская служба, командировка), допускаются к периодической аттестации по ходатайству руководителя аварийно-спасательной службы (формирования) в аттестационную комиссию.

Спасатели, не входящие в состав аварийно-спасательных служб (формирований), не прошедшие в установленные сроки периодическую аттестацию по указанным причинам, допускаются к периодической аттестации по их заявлению в аттестационную комиссию.

Внеочередная аттестация спасателя в случае изменения вида (видов) выполняемых спасателем аварийно-спасательных работ проводится по инициативе руководителя аварийно-спасательной службы (формирования) или спасателя, а также при присвоении спасателю более высокого класса квалификации до проведения периодической аттестации.

Внеочередная аттестация спасателя также может проводиться по инициативе органов контроля (надзора), осуществлявших в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку аварийно-спасательной службы (формирования), при выявлении в ходе проверки нарушения обязательных требований, предъявляемых к спасателям при их аттестации.

22. Обязательными требованиями, предъявляемыми при аттестации спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, являются:

а) прохождение медицинского осмотра (обследования) и психиатрического освидетельствования на предмет пригодности к выполнению аварийно-спасательных работ с учетом технологии их ведения;

Б) выполнение нормативов по физической подготовке, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в) обучение по программам подготовки спасателей в образовательных учреждениях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб (формирований) или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ.

23. Для проведения первичной аттестации гражданин, приобретающий статус спасателя, представляет в аттестационную комиссию заявление об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, подписанное им лично. В заявлении указываются имя, фамилия, отчество гражданина, место его работы, адрес места жительства и контактный телефон, а также перечень видов аварийно-спасательных работ, на ведение которых аттестуется гражданин, приобретающий статус спасателя.

Заявление гражданина, приобретающего статус спасателя, входящего в состав аварийно-спасательной службы (формирования), заверяется руководителем организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), или руководителем аварийно-спасательной службы (формирования), если она (оно) является юридическим лицом.

24. К заявлению, поданному в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения, прилагаются:

а) копия документа, удостоверяющего личность;

б) копии документов об образовании;

в) две цветные фотографии размером 3 x 4 сантиметра;

г) справка по результатам медицинского осмотра (обследования);

д) заключение врачебной комиссии по результатам психиатрического освидетельствования;

Е) копии документов об обучении по программам подготовки спасателей в образовательных учреждениях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб (формирований) или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ;

ж) копии документов, подтверждающих владение дополнительными специальностями в соответствии с заявленными видами аварийно-спасательных работ и технологией их проведения (при наличии);

з) копии документов, подтверждающих наличие спортивных разрядов (при наличии).

25. Для проведения периодической или внеочередной аттестации спасателя соответствующее заявление с указанием вида аттестации (периодическая или внеочередная) и заявленного класса квалификации представляется в порядке, предусмотренном пунктами 23 и 24 настоящего Положения. К заявлению прилагаются:

а) документы, предусмотренные пунктами 23 и 24 настоящего Положения;

б) удостоверение личности спасателя;

в) книжка спасателя с отметками об участии в аварийно-спасательных работах за межаттестационный период;

г) документы о профессиональной подготовке, соответствующем образовании и (или) квалификации, полученных за межаттестационный период (при наличии);

Д) служебная характеристика, подписанная руководителем аварийно-спасательной службы (формирования) или лицом, его замещающим (для спасателей, входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований)).

26. Сроки рассмотрения аттестационной комиссией документов, представляемых для проведения аттестации спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, не должны превышать 45 дней со дня поступления в аттестационную комиссию заявления об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

27. По результатам аттестации спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

А) аттестовать на право ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ с присвоением или подтверждением статуса спасателя, а также с присвоением, подтверждением или понижением класса квалификации;

б) аттестовать на право ведения одного или нескольких из заявленных видов аварийно-спасательных работ с присвоением или подтверждением статуса спасателя, а также с присвоением, подтверждением или понижением класса квалификации;

в) отказать в аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

28. Для оценки уровня готовности спасателей вводятся следующие классы квалификации:

а) спасатель;

б) спасатель третьего класса;

в) спасатель второго класса;

Г) спасатель первого класса;

д) спасатель международного класса.

29. Классы квалификации присваиваются последовательно:

а) квалификация "спасатель" присваивается гражданину, прошедшему обучение по программам профессиональной подготовки к ведению аварийно-спасательных работ и аттестованному на право ведения одного или нескольких видов аварийно-спасательных работ;

б) квалификация "спасатель третьего класса" присваивается спасателю, со дня аттестации которого на квалификацию "спасатель" прошло не менее 2 лет, подтвердившему в ходе аттестации соответствие требованиям, предъявляемым для присвоения такого класса квалификации;

в) квалификация "спасатель второго класса" присваивается спасателю, со дня аттестации которого на квалификацию "спасатель третьего класса" прошло не менее 2 лет, подтвердившему в ходе аттестации соответствие требованиям, предъявляемым для присвоения такого класса квалификации;

Г) квалификация "спасатель первого класса" присваивается спасателю, со дня аттестации которого на квалификацию "спасатель второго класса" прошло не менее 3 лет, подтвердившему в ходе аттестации соответствие требованиям, предъявляемым для присвоения такого класса квалификации;

д) квалификация "спасатель международного класса" присваивается спасателю, со дня аттестации которого на квалификацию "спасатель первого класса" прошло не менее 3 лет, подтвердившему в ходе аттестации соответствие требованиям, предъявляемым для присвоения такого класса квалификации.

30. Требования, предъявляемые к спасателям для присвоения (подтверждения) классов квалификации, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Федеральные органы исполнительной власти, имеющие аварийно-спасательные службы (формирования), уполномоченные организации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные требования, предъявляемые к спасателям аварийно-спасательных служб (формирований).

31. Для присвоения спасателю следующего класса квалификации обязательными условиями являются:

А) совершенствование физической, специальной, медицинской и психологической подготовки, навыков действий в составе аварийно-спасательных служб (формирований);

б) получение в межаттестационный период профессионального или дополнительного образования, направленного на совершенствование и развитие знаний, умений и навыков, освоение новых технологий ведения аварийно-спасательных работ;

в) подтверждение в ходе аттестации требований, предъявляемых для присвоения следующего класса квалификации.

32. При принятии решения о присвоении следующего класса квалификации спасателя учитывается опыт его участия в аварийно-спасательных работах, а для спасателя профессиональной аварийно-спасательной службы (формирования) - оценка его профессиональной служебной деятельности и результаты профессиональной подготовки.

Спасателю, не подтвердившему в ходе аттестации ранее присвоенный класс квалификации, решением аттестационной комиссии присваивается более низкий класс квалификации в соответствии с квалификационными требованиями вплоть до лишения класса квалификации.

Спасателям, не прошедшим в установленные сроки периодическую аттестацию по причинам, указанным в пункте 21 настоящего Положения, ранее присвоенный класс квалификации сохраняется до момента прохождения периодической аттестации.

33. Основаниями отказа в аттестации спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, являются:

а) наличие в заявлении об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ и (или) документах, представленных для проведения аттестации, недостоверной или искаженной информации;

б) непредставление какого-либо из документов, предусмотренных пунктами 23 - 25 настоящего Положения;

В) несоответствие спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, обязательным требованиям, предусмотренным пунктом 22 настоящего Положения.

34. Гражданину, в отношении которого аттестационной комиссией принято положительное решение о присвоении статуса спасателя и об аттестации его на право ведения одного или нескольких видов аварийно-спасательных работ, выдаются удостоверение личности спасателя, книжка спасателя и жетон спасателя с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя.

В книжке спасателя указываются вид (виды) аварийно-спасательных работ, на ведение которого (которых) он аттестован.

Форма и описание бланка удостоверения личности спасателя и жетона спасателя, а также положение о книжке спасателя утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Изготовление жетона спасателя, бланков удостоверения личности спасателя и книжки спасателя, а также их дубликатов производится за счет финансовых средств, предназначенных для обеспечения деятельности аварийно-спасательной службы (формирования), а для спасателей, не входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований), - за счет средств спасателей.

Спасатель несет персональную ответственность за сохранность выданных ему удостоверения личности спасателя, книжки спасателя и жетона спасателя.

35. В случае утраты спасателем удостоверения личности спасателя, книжки спасателя или жетона спасателя аттестационная комиссия на основании соответствующего письменного заявления спасателя в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления выдает их дубликаты.

Дубликаты удостоверения личности спасателя и книжки спасателя оформляются с пометкой "дубликат".

На аттестацию от АСС и АСФ ГКУ МО «Мособлпожспас» и муниципальных образований Московской области прибыло 68 кандидатов , из них аттестовано 55 человек (81 %), отказано в аттестации на право ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ 13 кандидатам (19 %).
Анализ проведения аттестации показал, что качественно организована подготовка кандидатов в Балашихинском, Серпуховском территориальных управлениях, спасатели которых показали хорошие результаты.
Улучшилась подготовка спасателей в Можайском, Орехово-Зуевском территориальных управлениях.
Вместе с тем, хуже проходит подготовка к аттестации в Егорьевском (не аттестовано 100 % кандидатов), Коломенском (не аттестовано 40 % кандидатов), МБУ АСО г.Пушкино (не аттестовано 30 % кандидатов).
Анализ знаний и выполнения нормативов, показанный спасателями при аттестации показывает, что руководители аварийно–спасательных формирований в основном организуют подготовку спасателей к аттестации, однако на низком уровне проводятся занятия на водно-спасательных станциях и муниципальных образований, особенно по медицинской , альпинистской и физической подготовкам .
По результатам аттестации спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, которые получили неудовлетворительные оценки, аттестационная комиссия приняла следующие решения:
спасателям второго класса Петухову А.С. (ПСО-7(с)), Евстигнееву Р.А. (ПСО-18), не подтвердившим в ходе аттестации ранее присвоенный класс квалификации, присвоена квалификация «спасатель третьего класса»;
спасателям второго класса Гусеву А.А. (ПСО-15(с)) и Клочкову Р.Н. (МБУ АСО г.Пушкино), не подтвердившим в ходе аттестации соответствие требованиям, предъявляемым для присвоения следующего класса квалификации, оставлена ранее присвоенная квалификация «спасатель третьего класса», с последующим ее подтверждением на очередной аттестации;
спасателям третьего класса Астахову В.Е. (ПСО-32(с)), Никонову И.В. (ВСС – 25), Кареву А.Н. (ПСО – 7(с)), Грачеву В.В. и Егорову С.В. (МБУ АСО г.Пушкино), не подтвердившим в ходе аттестации ранее присвоенный класс квалификации, присвоена квалификация «спасатель»;
спасателям третьего класса Глазунову Д.В. (ПСО – 12(с)), Багонину С.Н. (ПСО 15(с)), не подтвердившим в ходе аттестации соответствие требованиям, предъявляемым для присвоения следующего класса квалификации, оставлена ранее присвоенная квалификация «спасатель», с последующим ее подтверждением на очередной аттестации.
спасатели Рудаков В.Г. (ПСО – 29(с) «Клинское ТУ»), Гусаков А.В. (ПСО – 15(с) «Егорьевское ТУ»), не подтвердившие в ходе аттестации ранее присвоенную квалификацию, лишены квалификации «спасатель».
На основании этих данных можно сделать вывод о том, что в спасательных подразделениях указанных территориальных управлений и муниципальных образований профессиональная подготовка спасателей к аттестации проводится на низком методическом уровне, самоподготовка кандидатов не контролируется, нормативы не отрабатываются. Вышеуказанные спасатели не стремятся и не желают повышать свое профессиональное мастерство. Руководством территориальных управлений не был проведен предварительный отбор кандидатов, а если и проводился отбор, то на низком уровне.
На заседании аттестационной комиссии утверждены материалы, представленные рабочей группой:
по аттестации 22 пожарных частей и 1 АСФ ООО «Центр Безопасности» на право ведения заявленных видов работ.
отказано в аттестации 282 пожарной части Егорьевского ТУ ГКУ МО «Мособлпожспас»(нет 75 % аттестованных спасателей на заявленные виды работ);
из числа пожарных ГКУ МО «Мособлпожспас» и ОФПС МЧС России по Московской области в пунктах постоянной дислокации рабочей группой из состава МОАК аттестованы на квалификацию «спасатель» - 363 чел., из них из числа граждан, приобретающих статус спасателя – 140 чел., подтвердили квалификацию «спасатель» – 223 чел.
При проведении аттестации работников (сотрудников) пожарных частей на квалификацию спасатель были выявлены основные недостатки:
- слабые теоретические знания по оказанию первой помощи пострадавшим, противопожарной подготовке, водной подготовке;
- слабые практические навыки в выполнении нормативов по РХБЗ: - надевании средств защиты органов дыхания и кожи (противогаза, легкого защитного костюма Л-1), пользовании ГАСИ, оказанию первой помощи пострадавшим.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" и приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20 февраля 2013 г. N 102 "Об утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", а также в целях совершенствования работы по организации проведения аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, постановляет:

1. Создать Комиссию по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, в городе Москве.

2. Утвердить:

2.1. Положение о Комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, в городе Москве (приложение 1).

2.2. Состав Комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, в городе Москве (приложение 2).

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

Мэр Москвы

С.С. Собянин

Приложение 1

к постановлению Правительства

ПОЛОЖЕНИЕ

О КОМИССИИ ПО АТТЕСТАЦИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ,

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ, СПАСАТЕЛЕЙ И ГРАЖДАН,

ПРИОБРЕТАЮЩИХ СТАТУС СПАСАТЕЛЯ, В ГОРОДЕ МОСКВЕ

1. Общие положения

1.1. Положение о Комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, в городе Москве (далее - Положение) определяет полномочия, права и обязанности Комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, в городе Москве (далее - Аттестационная комиссия), а также устанавливает требования, предъявляемые к порядку формирования Аттестационной комиссии, принятия ею решений по вопросам аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований (далее - аварийно-спасательные службы (формирования), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя на право ведения аварийно-спасательных работ, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы.

1.2. Аттестационная комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом, созданным для проведения в городе Москве аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя на право ведения аварийно-спасательных работ.

Аттестационная комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами города Москвы, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной , а также настоящим Положением.

1.3. Организация работы Аттестационной комиссии возложена на Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы.

2. Полномочия Аттестационной комиссии

2.1. Проведение аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), созданных органами исполнительной , организациями, подведомственными органам исполнительной (за исключением организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты), и органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, на право ведения аварийно-спасательных работ.

2.2. Проведение аттестации подразделений пожарной охраны, выполняющих функции по проведению аварийно-спасательных работ на территории города Москвы, на право ведения аварийно-спасательных работ.

2.3. Проведение аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ аварийно-спасательных формирований, созданных общественными объединениями, уставной задачей которых является участие в проведении на территории города Москвы работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2.4. Проведение аттестации спасателей, входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований), подразделений пожарной охраны, перечисленных в пунктах 2.1, 2.2, 2.3 настоящего Положения, а также спасателей или граждан, приобретающих статус спасателя, не входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований), с присвоением (подтверждением) класса квалификации до "спасатель первого класса" включительно, на право ведения аварийно-спасательных работ.

3. Права и обязанности Аттестационной комиссии

3.1. Аттестационная комиссия имеет право:

3.1.1. Создавать экспертные и рабочие группы по вопросам, относящимся к деятельности Аттестационной комиссии, и определять порядок их работы.

3.1.2. Запрашивать и получать от органов исполнительной , территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Москвы, организаций и учреждений независимо от форм собственности, а также граждан необходимые материалы и информацию по вопросам, относящимся к деятельности Аттестационной комиссии.

3.2. Аттестационная комиссия обязана:

3.2.1. В сроки, не превышающие 45 календарных дней со дня поступления в Аттестационную комиссию документов от аварийно-спасательной службы (формирования), подразделения пожарной охраны, спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, о проведении их аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, осуществлять их рассмотрение.

3.2.2. Проводить проверки соответствия аттестуемых аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей или граждан, приобретающих статус спасателя на право ведения аварийно-спасательных работ, обязательным требованиям, предъявляемым при их аттестации.

3.2.3. При аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей или граждан, приобретающих статус спасателя на право ведения аварийно-спасательных работ, принимать одно из следующих решений:

Аттестовать аварийно-спасательную службу (формирование) на право ведения заявленных ею (им) видов аварийно-спасательных работ;

Аттестовать аварийно-спасательную службу (формирование) на право ведения одного или нескольких из заявленных ею (им) видов аварийно-спасательных работ;

Аттестовать спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя на право ведения заявленных ими видов аварийно-спасательных работ, с присвоением или подтверждением статуса спасателя, а также с присвоением, подтверждением или понижением класса квалификации;

Аттестовать спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя на право ведения одного или нескольких из заявленных ими видов аварийно-спасательных работ, с присвоением или подтверждением статуса спасателя, а также с присвоением, подтверждением или понижением класса квалификации;

Отказать в аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

3.2.4. Присваивать аттестованным аварийно-спасательным службам (формированиям) и спасателям на право ведения аварийно-спасательных работ регистрационные номера и вести реестр аварийно-спасательных служб (формирований) и реестр спасателей.

3.2.5. Выдавать аттестованным аварийно-спасательным службам (формированиям) на право ведения аварийно-спасательных работ свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, а также дубликаты таких свидетельств.

3.2.6. Выдавать аттестованным спасателям на право ведения аварийно-спасательных работ удостоверения личности спасателя, книжки спасателя и их дубликаты, а также информировать спасателей о присвоенных им регистрационных номерах, а при проведении периодической и (или) внеочередной аттестации спасателей производить в книжках спасателя записи об аттестации.

3.2.7. Иметь круглую печать, содержащую полное наименование Аттестационной комиссии.

4. Структура и состав Аттестационной комиссии

4.1. Аттестационная комиссия формируется в составе председателя Аттестационной комиссии, заместителей председателя Аттестационной комиссии, секретаря Аттестационной комиссии и членов Аттестационной комиссии.

4.2. Председатель Аттестационной комиссии:

4.2.1. Организует деятельность Аттестационной комиссии и обеспечивает контроль исполнения ее решений.

4.2.2. Согласовывает персональный состав Аттестационной комиссии и план работы Аттестационной комиссии.

4.2.3. Назначает дату и время проведения заседаний Аттестационной комиссии.

4.2.4. Председательствует на заседаниях Аттестационной комиссии.

В отсутствие председателя Аттестационной комиссии его обязанности исполняет один из заместителей председателя Аттестационной комиссии по решению председателя Аттестационной комиссии.

4.3. Заместители председателя Аттестационной комиссии:

4.3.1. Осуществляют функции председателя Аттестационной комиссии в его отсутствие (один из заместителей председателя Аттестационной комиссии по решению председателя Аттестационной комиссии).

4.3.2. Выполняют поручения председателя Аттестационной комиссии.

4.3.3. Участвуют в голосовании по вопросам, относящимся к компетенции Аттестационной комиссии, а при несогласии с принятыми решениями в письменной форме излагают особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания Аттестационной комиссии.

4.3.4. Участвуют в подготовке вопросов для рассмотрения на заседании Аттестационной комиссии.

4.3.5. Участвуют в работе экспертных и рабочих групп Аттестационной комиссии.

4.4. Члены Аттестационной комиссии:

4.4.1. Осуществляют рассмотрение документов, представленных в Аттестационную комиссию аварийно-спасательной службой (формированием), спасателем или гражданином, приобретающим статус спасателя, для проведения их аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

4.4.2. Проводят проверки соответствия аттестуемых аварийно-спасательной службы (формирования), спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя на право ведения аварийно-спасательных работ, обязательным требованиям, предъявляемым при их аттестации.

4.4.3. Участвуют в голосовании по вопросам, относящимся к компетенции Аттестационной комиссии, а при несогласии с принятыми решениями в письменной форме излагают особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания Аттестационной комиссии.

4.4.4. Участвуют в работе экспертных и рабочих групп Аттестационной комиссии.

4.4.5. Выполняют поручения председателя Аттестационной комиссии.

4.5. Секретарь Аттестационной комиссии:

4.5.1. Обеспечивает подготовку материалов и проведение заседаний Аттестационной комиссии.

4.5.2. Не менее чем за 14 рабочих дней до даты, на которую назначено проведение заседания, оповещает заместителей и членов Аттестационной комиссии о времени, месте проведения заседания и вопросах, вносимых на заседание для рассмотрения Аттестационной комиссии.

4.5.3. Обеспечивает организацию работы экспертных и рабочих групп.

4.5.4. Ведет протоколы заседаний Аттестационной комиссии.

4.5.5. Хранит протоколы Аттестационной комиссии и необходимую для работы Аттестационной комиссии документацию.

4.5.6. Готовит выписки из протокола заседания Аттестационной комиссии и в течение 15 рабочих дней после проведения заседания Аттестационной комиссии доводит принятые по результатам аттестации решения:

В отношении аттестуемых аварийно-спасательных служб (формирований) на право ведения аварийно-спасательных работ - до организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), или учредителя (учредителей) аварийно-спасательной службы (формирования), если она (оно) является юридическим лицом, а также руководства соответствующих служб (формирований);

В отношении аттестуемых спасателей или граждан, приобретающих статус спасателя на право ведения аварийно-спасательных работ, входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований), - до руководства соответствующей службы (формирования);

В отношении аттестуемых спасателей или граждан, приобретающих статус спасателя на право ведения аварийно-спасательных работ, не входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований), - непосредственно до спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя.

5. Порядок работы Аттестационной комиссии

5.1. Аттестационная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Положением и планом работы на год, разработанным Аттестационной комиссией.

5.2. Внеочередные заседания Аттестационной комиссии проводятся по решению председателя Аттестационной комиссии при поступлении в Аттестационную комиссию заявлений о проведении внеочередной аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) или спасателей на право ведения аварийно-спасательных работ.

5.3. Решение Аттестационной комиссии принимается простым большинством голосов от общего числа членов Аттестационной комиссии, присутствующих на заседании. Секретарь Аттестационной комиссии принимает участие в голосовании. При равенстве голосов голос председателя Аттестационной комиссии (заместителя председателя Аттестационной комиссии, председательствующего на заседании в отсутствие председателя Аттестационной комиссии) считается решающим.

В соответствии со статьями 12 и 24 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя.

2. Упразднить Межведомственную комиссию по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке.

3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий образовать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в 6-месячный срок в установленном порядке Межведомственную комиссию по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей и утвердить положение о ней.

4. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 мая 1993 г. № 507 «О Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 23, ст. 2187);

постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 48, ст. 5561).

5. Установить, что пункт 2 и абзац второй пункта 4 настоящего постановления вступают в силу по истечении 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин