Эссе "Моё педагогическое кредо". Эссе о работе учителя

Визитная карточка

Эссе учителя русского языка и литературы Ташкирменской ООШ

Сабанаевой Валентины Михайловны.

Моё педагогическое мастерство.

Многие из нас стали учителями, потому что перед нами в детстве был образец высокого педагогического мастерства. Поэтому и передо мной никогда не стояла проблема выбора профессии. Моим любимым учителем была учитель русского языка и литературы Нажия Абдулловна. Мне нравилось её спокойное и уверенное поведение на уроке, красивая, грамотная речь, доступное и интересное изложение материала урока. Я пошла по её стопам. И в 1996 году закончила факультет русской филологии Казанского государственного педагогического университета.

С 1994 года работаю в Ташкирменской основной общеобразовательной школе. Так уж довелось, что 16 лет из них проработала учителем татарского языка, и вот уже 7 лет работаю учителем русского языка и литературы.

Я полностью согласна с тем, что учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Учится, работая над собой, учится, когда передаёт свои знания другим. Настоящий педагог всегда открыт для нового знания, постоянно растёт профессионально, получает удовлетворение и удовольствие от своего труда. Ещё многому предстоит научиться, многое понять, и я к этому готова, потому что моя деятельность доставляет мне удовольствие и даёт возможность вновь и вновь познавать мир, совершая всевозможные открытия.

Так кто же такой педагог? Творец или творческая личность, которая через творческую деятельность стремится найти себя, ядро своей личности, глубинную сущность? Ведь каждый учитель - это артистичный, творческий, энергичный, разносторонне развитой, увлечённый и увлекающийся человек. Когда надо, он артист, художник, потребуется - писатель, исследователь, танцор, певец. Да, профессия педагога, пожалуй, одна из самых интересных и тяжёлых одновременно. Но ведь и детей должны воспитывать люди, по природе своей тяготеющие к этому делу, требующему огромной любви и самоотдачи. У меня больше возможностей реализовать свои творческие идеи в учебном и воспитательном процессе, потому что процесс преподавания русского языка и литературы позволяет создать на занятиях идеальные условия для развития творческих способностей ребёнка. А миссия педагога помочь каждому ребёнку осознать свои возможности, поверить в себя, раскрыть свой талант, самореализоваться - в этом я вижу цель своей педагогической деятельности. Поэтому и методическую тему я выбрала в соответствии с этими целями: «Развитие речи и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

Радость совместного труда, сотворчества, сопереживания - вот те прекрасные мгновения нашей профессии, которые не сравнить ни с какими преимуществами других профессий. И я полностью согласна со словами Д.С.Лихачёва: «Учительство - это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

Наша жизнь не стоит на месте. Развиваемся мы, развиваются и совершенствуются технологии. В наш прогрессивный век современный урок уже невозможно представить без информационно-коммуникационных технологий. И в настоящее время с появлением проектора в кабинете русского языка и литературы возможности применения компьютерных технологий на уроках значительно расширились. Из всех учебных предметов, мне кажется, именно русский язык и литература более способствуют развитию и воспитанию личности ученика, его нравственной ориентации в этом мире. Сегодня актуальны современные технологии, в основе которых лежат принципы деятельностного подхода и развивающего обучения. Мне ближе технологии критического мышления, проблемного обучения, метод проектов. «Система Евгения Николаевича Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека» как нельзя лучше представляет сущность личностно-ориентированного обучения. В основе её проблемное обучение. Она ставит целью нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение. Уже давно доказано, что каждый учащийся по-разному осваивает новые знания. А метод Е.Н.Ильина позволит и слабому ученику участвовать в диалоге, поиске решения проблемы. Ведь урок литературы, по мнению Ильина, это «человекоформирующий процесс, урок-общение, искусство, а не только учебное занятие, и жизнь. Это совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении». Использование на уроках литературы бесед «по душам», ярких примеров из литературы, из своего жизненного опыта и опыта учеников помогает подростку поверить в свои силы, воспитать в нём лучшие качества личности. Я считаю, что личность учителя, живое общение, вербальный обмен информацией - все это является важной составляющей обучения. Истинное мастерство педагога, на мой взгляд, состоит в том, чтобы совмещать традиционные и инновационные методы и технологии обучения. Ведь и те, и другие имеют одну задачу - научить ребенка. На своих уроках, конечно же, я использую различные психолого-педагогические технологии (коммуникативно-развивающую, игровые, исследовательские). То, что для 90 % детей в школе русский язык не является родным, обязывает уделять больше внимания на уроках развитию речи, обогащению словарного запаса. В своей работе я активно использую мультимедийные материалы, интернет-ресурсы. Это и комьютерные презентации, в том числе подготовленные моими учениками, онлайн-тестирования. Данные материалы использую при организации повторения, проверке домашнего задания, при изучении нового материала, при контроле знаний учащихся, при подготовке к олимпиадам, к итоговой аттестации. Но никакая техника, на мой взгляд, не может заменить живого собеседника, вдохновить, заинтересовать изучаемым материалом. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь верный помощник, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем и никогда заменить не удастся.

В чём оно заключается, педагогическое мастерство? Возможно, в результатах нашей деятельности, в том, что ученики без двоек сдают экзамены, поступают учиться в выбранные ими учебные заведения. В том, что они просто остаются хорошими людьми и не забывают своих учителей.

Я не могу сказать, что я совершенный мастер своего дела. Мастерство - процесс, не останавливающийся ни на минуту. Всегда будет кто-то лучше меня. А я пока просто буду работать и учить на своих уроках читать, писать, думать, говорить. Причём, делаю я это не только на уроках, а в последние четыре года и на занятиях этно-краеведческого кружка. Многие не понимают, при чем тут русский язык и литература. Но ведь это и есть всё то, что я знаю и чему хочу научить детей: развитие речи, расширение кругозора, воспитание нравственных качеств. Мы общаемся с разными людьми, берем интервью у односельчан, записываем истории их жизни, просим рассказать о семье, изучаем самобытный фольклор нашего народа, историю села, рассказываем об этом туристам, которые приезжают к нам со всей необъятной Российской Федерации - все это огромная работа как и в изучении языка, так и в расширении кругозора.

Так устроена жизнь сельского учителя, что мы не можем провести грань, где заканчивается наша работа и начинается личная жизнь. Я не работаю учителем, я живу этой профессией и не жалею об этом!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 «Родничок» г. Янаул муниципального района Янаульский район

Республики Башкортостан

Педагогическое эссе «Воспитатель - мое призвание».

Все профессии важны,

Все профессии нужны.

Согласитесь эти слова не пустые, а очень значимые. Многие люди, когда выбирают профессию несколько раз задумываются куда пойти учиться, кем стать. Сможешь ли ты принести пользу окружающим. Еще будучи школьницей начальных классов, я хотела стать воспитателем. Каждому человеку, когда еще маленький хочется скорее стать взрослым. У меня тоже такое было. Мне хотелось поскорее повзрослеть и воспитывать всех детей. Я ставила вряд свои куколки и начинала их воспитывать.

Профессия воспитателя, известная с античных времён, возникла, когда в человеческом обществе появилась потребность в воспитании и обучении детей. На заре человечества воспитание было включено в поток самой жизни. В совместной жизнедеятельности с родителями и другими взрослыми растущий человек приучался не только к выполнению трудовых операций, но и к следованию нормам жизни в семье. Он впитывал присущие этой общности ценности, традиции, верования, образ жизни.

Детский сад - это маленькая жизнь! Именно в детском саду протекают самые интересные необычные восхитительные частички детства… Сердцем, которого является незаменимый воспитатель- человек с открытым сердцем, большой, который верит в чудеса и до конца не расстается с миром волшебства и сказки. Когда работаешь с детьми, сама тоже впадаешь в беззаботное детство.

Считается, что воспитатель - это человек, кто ведет за собой детей. Но в наше время, работая с современными детьми, воспитатель должен только подталкивать, внося творчество, креативность, зажигая детские сердца.

Любовь к детям определяется личностными качествами воспитателя: особенностями его воспитания, его детством, как к нему относились педагоги в детском саду и в школе, чувством долга и ответственностью.

Приходя к детям, нужно помнить о том, что нельзя возвышаться над ними, предавать, унижать и обижать их, потому что они доверяют нам, ждут от нас, воспитателей, может даже большей любви и заботы, чем от родителей.

Для воспитания личности ребёнка необходима особая организация жизни детей в группе, подразумевающая прежде всего психологически бережное отношение к личности, уважение в нём человека, имеющего право на личную жизнь. Жизнь детей надо организовать так, чтобы как можно меньше прерывать их деятельность и мешать ей. Целесообразно учитывать возраст детей, их интересы, потребности и возможности. Необходимо постоянно поощрять усилия детей и само стремление узнать что-то новое, чему-то научиться. Воспитатель - не транслятор, а помощник и умелый руководитель. Если ты умеешь самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга детей, то можешь считать, что половину дела ты уже сделала.

Все начинается с детства. Небо, земля, запахи и звуки понятны и необыкновенны. И первые навыки творческого общения с действительностью, первые соприкосновения с загадочным миром прекрасного происходят в детстве.

Все дети с очень разными характерами, поэтому без индивидуального подхода здесь не обойтись, кого-то надо приласкать и пожалеть, а кого-то и пожурить не помешает, ведь воспитатель - это вторая мама, а у неё должен быть ключик к каждому ребёнку.

Воспитатель - это мудрец, к которому дети идут с любым вопросом, и он должен дать ответ. Очень интересная профессия - быть воспитателем: тебя любят дети и ждут от тебя чего-то нового, а ты живёшь их жизнью и вместе с ними радуешься их успехам…Высшее проявление педагогической успешности - улыбка на лицах детей. Она ничего не стоит, но много даёт, она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.

Идти на работу с радостью, с работы - с приятной усталостью - в этом высшее счастье и смысл жизни. Воспитатель, увлеченный своей профессией, осознаёт важность и нужность своей работы.

Детство - настоящая, яркая, самобытная, неповторимая часть жизни; от него зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Все мы хотим видеть своих детей счастливыми - сейчас и в будущем, когда они вырастут, хотим, чтобы с лица ребёнка не сходила улыбка.

МОЁ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО.

Сколько помнят себя люди, всегда был среди них Учитель. Был, есть и будет, пока светит солнце. Тёплые лучи учительского сердца греют душу каждого ребёнка, подростка. «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир – его радость, беду, несчастье, горе» - писал В.А. Сухомлинский. Я считаю, что настоящий преподаватель это тот, кто несёт в себе не только знания, но и доброту в сердце. Это тот, кто чувствует любое неблагополучие своего ученика. Настоящий преподаватель сопереживает вместе с учеником его ученическую радость открытия. У В.О. Ключевского есть такие строки: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь и любить тех, кому преподаёшь».

Я стараюсь организовать свою работу так, чтобы ученик поверил в свои силы, считал себя способным и верил, что его правильно поймут всегда, в любой ситуации. Я стараюсь поддержать ученика потерпевшего неудач, подбодрить его, обязательно похвалить его, обязательно похвалить даже за незначительное продвижение вперёд, даже за попытку изменить что- либо в лучшую сторону.

Американский психолог Д. Карнеги писал: «Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу, и люди будут хранить в памяти ваши слова, дорожить ими и повторять их через много лет, после того, как вы их уже забудете». Характер подростков ещё только формируется и всё положительное в их поведении нуждается в словесном подкреплении. Слова одобрения усиливают чувство собственного достоинства, укрепляют уверенность в своих силах, формируют доброту. Ученик будет ещё больше стараться, чтобы сохранить и усилить всё то, за что его хвалили.

«Секрет обучения заключается в уважении к ученику»- говорил Д. Эмирсон. Поэтому в ученике прежде всего надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усвоить и усваивать. Именно педагог должен научить детей научиться детей не потеряться в жизни, не бежать от трудностей. Не отчаиваться при неудачах, а верить в то, что в любых ситуациях мы приобретаем неоценимый опыт жизни, духовно становимся богаче. Именно педагог должен сеять в души своих учеников семя доброты, милосердия, умения сопереживать. Педагог должен помочь ученикам отличать хорошее от плохого, прекрасное от уродливого, благородное от пошлого в любом явлении жизни.

Я считаю, что надо доверять детям, уметь им прощать, потому что они ещё дети, а педагог житейски более мудрый человек. Ум преподавателя должен не подавлять, а вести, освещать дорогу. Педагог должен видеть в подростке личность, быть предельно честным и справедливым, ведь у подростков обострённое чувство справедливости.

Я знаю, хороший преподаватель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передаёт свои знания другим. От того, что передаёт педагог своим ученикам, какие струны их души он сумеет затронуть, во многом зависит будущее нашего общества.

В своей работе я учитываю способности и возможности каждого ученика, осуществляю дифференцированный подход в обучении.

Каждый урок стремлюсь сделать интересным, увлекательным. На уроке применяю ролевые игры, игровые моменты, нестандартные формы урока, наглядность. Применяю принцип положительного эмоционального фона обучения.

В педагогической деятельности мне близки правила, которые предлагает В.С. Грехнев:

1. Слова не должны расходиться с делом.

2. Быть требовательным к себе и окружающим во всём, что касается учёбы и воспитания.

3. В любой ситуации помнить о долге, честности и порядочности, а главное о святости дела, которому служишь.

4. Только предельное терпение, настойчивость и внимание смогут помочь с честью решить поставленные задачи.

5.Надо иметь мужество пересмотреть свой метод, свою тактику, если что-то не получается или получается плохо.

Я уверена, что мастерство преподавателя- это не случайная удача, а систематический, кропотливый поиск и труд. День за днём он ведёт своих учеников по тропе знаний, по которой они познают себя, окружающий мир, жизнь в целом. И если после звонка учащиеся не спешат уходить из кабинета, или уходят с улыбкой- я считаю, это один из показателей успешного урока.

В. Ревич писал: «В каждом человеке есть задатки красоты, добра и таланта, и надо только суметь их обнаружить».

Своей задачей я считаю обнаружить их у каждого ученика, не умалять, не унижать достоинство подростка, сделать его своим единомышленником, разбудить его мысль, дать ему всесторонние знания, чтобы он мог гордиться собой. Я учу его замечать и радоваться успехам друзей, чувствовать чужую боль и помогать тем, кому нужна поддержка. Я хочу, чтобы из нашего образовательного учреждения выходили настоящие люди: люди высокообразованные, профессионально подготовленные, люди с большим сердцем и широкой душой и чтобы о каждом их них можно было сказать «Это Человек с большой буквы».

Мое педагогическое кредо:

Нам каждый год встречать и провожать
И каждый день глядеть в ребячьи души.
Нам каждый час единство с ними ощущать
И с каждым мигом становиться чище, лучше.


Где бы я не работала, я не получала такого удовлетворения от работы, как в школе. Школа - самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг - это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик - это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их учителями. Если перестал удивлять - сдавайся. Сдавай свои вещи в музей и иди на покой. В этой стране ты уже никому не нужен. Ведь это - особая страна. Это - школа.

И я тороплюсь. Я хочу. Я хочу быть жадным до знаний, впечатлений, событий, до всего передового. Хочу смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Хочу обрушиться всей своей мощью на невежество, подлость, лицемерие. Хочу быть искренним, искренним с собой, с другом, с близким, с далеким. Хочу быть отзывчивым. Чтобы не пройти рядом с чужой болью. И для этого я прошу у неба здоровья, терпения, мужества и стойкости. В той жизни, которую я выбрала сегодня, их надо много. Очень много.

Конечно, главные жители этой страны - это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама.

Вот уже четвертый год я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравиться учиться. Мой девиз: «Образование через всю жизнь».

Изучая педагогику, я поняла, что это очень интересная наука. Я хочу выяснить, в чем главное предназначение учителя? Могу ли я научить моих воспитанников счастью человеческого общения, взаимопонимания, счастью творческого, созидательного труда, чтобы проявились индивидуальность, неповторимость, личность каждого из них?

Думаю, да, если буду ясно представлять себе, кто такой учитель и стану им в полном смысле этого слова.

В моем понимании учитель - человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата. Когда все время кажется, что что-то можно изменить, улучшить. И снова поиски, переживания, бессонные ночи. Я так и живу с тех пор, как пришла в школу. И в моем сознании постепенно вырисовывается модель значимых качеств учителя.

В первые годы работы с детьми, для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а им нет. Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.

Приходя на урок, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Любая фальш будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души. Быть честным, искренним - второй мой принцип.

Следующий принцип - это принцип организации на систему ценностей-идеалов, обращенных в нравственные ориентиры воспитания: истина, добро, личность, свобода, любовь, творчество, через восприятия которых формируется духовная культура человека.

Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка - четвертый принцип комфортности обучения и воспитания.

Каждый учитель огорчается, видя на уроках скучающие лица, когда же ученики работают увлеченно, азартно, то и учитель испытывает удовлетворение. Если после звонка ребята со мной, а не бегут «сломя голову» в коридор, если после уроков они приходят ко мне с вопросами, значит, все нормально, значит я смогла их заинтересовать, значит у меня получилось. Умение увлечь учеников своим предметом, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это пятый принцип моей педагогической философии.

Шестой принцип - формирование стойкой мотивации ребенка к развитию. На своих уроках я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Рассказываю про свою учебу в школе, в университете, о том, как эти знания пригодились в моей жизни. Пытаюсь каждому на примерах объяснить как ему в жизни пригодятся знания, полученные на моих уроках. Ученику интересно все то, что затрагивает его чувственно-эмоциональную сферу, вызывает тревогу, волнение и переживание.

Седьмой принцип - сотрудничества. Учитель не навязывает ученику единственно верное решение той или иной ситуации, а дает возможность ребенку самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним». Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перепрыгнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики - Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руки тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания. Внимание - каждому, ждущему - похвала, мыслящему - радость от общего успеха. Урок окончен, но вопросы не кончаются. Значит, взволновало, зацепило за живое. Пора расходиться, а спор все продолжается. Значит есть оно - сотрудничество. Вот это все и дает новые силы творить каждый день, оставив за порогом житейские проблемы, входить в класс и совершать таинство познания.

Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют и каждый из них является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения.

Я преподаю информатику. Информатика и ИКТ тесно связаны с различными дисциплинами. Это, прежде всего, сбор информации: поиск в различных источниках, экспериментальная деятельность, в дальнейшем анализ, синтез: моделирование процессов, происходящих в реальном мире, представление собранной информации. Информационные технологии в настоящий момент настолько разнообразны, что их широкие возможности незаменимы для обработки данных в любом из направлений профессиональной деятельности человека.

Большинство представителей юного поколения воспринимают компьютер как неотъемлемую часть своего досуга. Деятельность, связанная с использованием компьютера, вызывает интерес и положительные эмоции. И если удается эту деятельность направить в русло познания и творчества, то рост мотивации к обучению обеспечен. Поэтому я считаю, что мое предназначение, как учителя информатики, это воспитать функционально грамотную личность, готовую жить, учиться и работать в современном информационном обществе, выявить и развить детей, чья дальнейшая профессиональная деятельность может быть связана с применением компьютерных технологий.

Для успешного достижения этих целей и применяю различные подходы, методы и формы обучения, которые могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей класса, групп и отдельного ребенка.

И снова звенит звонок, что урок окончен. Но завтра снова урок, и послезавтра урок, и будут они разные, но самые лучшие те, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают свои мнения. Самые приятные минуты, когда они говорят, что урок понравился, а для того, чтобы урок понравился, в нем должны быть изюминки. И задача учителя - найти эти изюминки.

Сколько будет еще звонков и уроков в моей судьбе?

Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. На пороге новый век. Но каким бы он ни был, дети всегда остаются детьми, учителя - учителями. Меняются времена, но не меняются задачи учителя:

  • дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
  • содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока;
  • вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
  • воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;
  • стать им другом, раскрыть богатство их душ.

Я понимаю и принимаю это.

Таковы мои педагогические аксиомы. Может, они очень просты? И это неудивительно, ведь мой педагогический стаж невелик. Но что я твердо усвоила за эти годы - это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.

И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое - нести любовь и радость».

Звенит звонок, класс замер в ожидании.
Учитель - дети, все в этой паре слов.
Я говорю им: «Здравствуйте, внимание!»
И начинается урок.

Всё начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребёнка —
Всё начинается с любви.

Р. Рожденственский.

Символом веры, основой мировоззрения, стойким убеждением человека является кредо. Кредо означает «верю». Во что же я верю? Я верю в любовь. Воспитатель должен любить детей – без этого его работа не имеет смысла.

Еще А.С.Макаренко отмечал, что «любовь – это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает великолепные человеческие ценности».

Спокойные и непоседы, неугомонные и серьезные, вдумчивые и пытливые «почемучки». И к каждому нужен свой подход, свой ключик. Только тогда открывается душа этого маленького человека, появляется доверчивый, открытый взгляд, и малыш посвящает тебя в самые сокровенные тайны…

«Ребенок умеет любить того, кто его любит, и его можно воспитывать только любовью» , – говорил Ф.Э.Дзержинский.

За много лет работы с детьми, я пришла к выводу, что не надо гнаться за детской любовью – она сама тебя найдёт. Секрет детской чистой любви прост: они открыты и простодушны, и для меня лучшая награда – их радостная улыбка и слова: «А Вы завтра будете снова?», или: «Мы с Вами хотим быть!» Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Я – воспитатель! Я понимаю, что на меня возложена большая ответственность: мне доверены детские сердца.

Воспитатель – это человек, который помогает познать окружающий мир, учит детей общаться и радоваться людям, отличать доброе – от злого, прекрасное – от безобразного, учит сострадать, заботиться о близких, мечтать, творить и создавать.

Что миру отдадим мы, то мы и получим,

И горько будет, если не научим

Детей не только буквам всем от А до Ять,

Но и любить, прощать и понимать…

Великий Ф.М.Достоевский говорил: «Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства».

Всё вокруг маленького человека должно быть прекрасно, он должен получать только лучшее: лучший уход, лучшее воспитание, лучшие игрушки, лучшее питание, а главное – лучшее общение. Все, что его окружает, должно нести позитивный заряд и положительные эмоции. Поэтому я стремлюсь к тому, чтобы окружающая среда ребёнка не только способствовала его всестороннему развитию, но и радовала его, притягивала своим уютом, теплотой, красотой.

Соответственно, следующим моим убеждением является высказывание Ф.М.Достоевского: «Красота спасёт мир».

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать также безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Сохранение и укрепление здоровья детей является важнейшим условием развития и становления его как личности.

И следующее моё убеждение будет озвучено высказыванием Белинского Виссариона Григорьевича: «Без здоровья невозможно и счастье».

Непременным является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

Я не боюсь лишний раз похвалить ребенка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг. Для меня важно, чтобы ребенок поверил в себя, поверил мне, сохранил уважение и признательность.

Поэтому мои педагогические позиции:

Ребенка надо принимать таким, какой он есть, ведь каждый ребенок индивидуален;

Воспитывать нужно не только словом, но личным примером;

Находить в ребенке хорошее и говорить о его достоинствах.

Итак, следующее убеждение можно сформулировать так: «Ребенок индивидуален, и важно понять и принять его»

Воспитатель – это созидатель, творец, только ему открыто главное сокровище – детские сердца, которые ждут тепла, доброго слова, новых знаний и готовы всегда отвечать взаимностью.

Чем больше воспитатель знает и умеет, тем легче и интереснее ему будет работать с детьми, а детям – с ним. Поэтому я стараюсь изучать что-то новое в сфере образования, интересуюсь современными приемами и методами, нетрадиционными технологиями. Все новое интересно, это помогает мне в работе.

При этом важно помнить наставления Станиславского Константина Сергеевича: «Трудное сделайте привычным, привычное – лёгким, лёгкое – приятным»

И следующее моё убеждение хочу озвучить так: «Творить нужно созидая, гореть – не сгорая».

Итак, своё педагогическое кредо я хочу выразить такими простыми, но важными для воспитателя словами:

Любовь, Красота, Здоровье, Созидание, Понимание!

И невольно рождаются строки:

Всем Любовь необходима,

Красота спасает мир…

Без Здоровья нам никак,

Без Понимания вовсе – мрак.

Без Созидания скучновато,

Так давайте же любить!

Красотой наполним мир,

Будем созидать, творить!

Жить – здоровье укрепляя,

Беречь друг друга, понимая,

Что дети планеты Земля

Есть ценность всего бытия!