К чему относится ода. Что такое ода в литературе

Что такое "Ода"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Ода ОДА (от греч. "????=песня) - лирическое произведение, посвященное изображению крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно-философского содержания, насыщенное торжественным тоном, патетическим воодушевлением автора, сознающего себя во власти высших сил, органом или божественной воли или всенародного разума. Первоначально словесный текст оды сопровождался музыкой и танцами; вызванная к жизни героическими событиями и религиозными переживаниями греческого народа, она отличалась своеобразными чертами, ей органичными и впоследствии ставшими только условно декоративными. В лице Пиндара (518-442 до Р. Х.) ода имела наиболее яркого представителя: богатство образов, неожиданность переходов от одного предмета к другому, вытекавшая помимо лирического энтузиазма из мотивов музыкальных и орхестических, глубина идейной тематики, речевая пластика, - все это стало образцом для подражания европейских лириков XVI-XVIII вв. Но главная сила оды Пиндара - ее доступность народным массам вследствие общенародного характера национально-мифологических сюжетов; лиризм, не охлаждаемый рассудочностью и питаемый музыкой и ритмикой танца, и, наконец, та великая простота, которая истекала из искренних чувств поэта и подлинных красок жизни, - эти черты в новой исторической обстановке сменились совершенно другими; ода Буало и др. французских лириков XVII века стала панегириком сильных сего мира и, окрашенная узко классовым поклонением короля и придворного дворянства, потеряла характер соборности; черпая из мифологии античного мира образы, подменила религиозную правду Пиндара отвлеченными фигурами, только украшающими речь; лирическую природу греческой оды в ее синкретическом наряде заместила напряженным пафосом, искусственным возбуждением, выливавшимся в так называемом «лирическом беспорядке»; подлинное воодушевление бескорыстного поэта, принимавшего участие в общенародном празднеств?в честь богов или побед над национальным врагом, заменила нередко льстивым, подобострастным, неискренным набором слов. Французская теория оды, выраженная в трудах Буало „L"art po?tique“ (1674) и „Discours sur l"ode“, наложила глубокий отпечаток на русских одописцев XVIII века. Тредьяковский, следуя Буало, дал впервые (если не считать южно-русских пиитик и некоторых переводных статей с франц.) в своем «Рассуждении об оде вообще» след. формулировку этому жанру: «Ода есть совокупление многих строф, состоящих из равных, а иногда и неравных стихов, которыми описывается всегда и непременно материя благородная, важная, редко нежная и приятная, в речах весьма пиитических и великолепных». Опыты Ломоносова, выступившего с первой своей одой «На взятие Хотина» в 1739 году, вполне соответствовали этому теоретическому воззрению: в них преобладают значительные темы (Петр Великий, значение науки, размышления о боге и природе) в торжественной словесной оправе, с ярко выраженным декламационным складом, с чертами в тоже время иноземного происхождения: мифологизмом и тем украшающим героя вымыслом, который давал бы иллюзию величия, близкого к реальному. Живя в верхнем кругу русского общества, в «новоманирном» шляхетстве, русская ода исключительно пела представителей этого класса. Торжественность стиля достигалась обилием славянизмов. Наибольшей искренности ода достигала тогда, когда поэт говорил о задушевном ему, дорогом, давно знакомом: таковы духовные оды Ломоносова, в которых он, дитя раскольничьего севера, с детских лет увлекавшийся библией, касался тем, для него интимно близких. Постепенно русская ода спускалась с высот и торжественную напевность заменила реалистическими подробностями в более пресной словесной оправе. На долю Державина, главным образом, выпала роль преобразователя оды: сильный в торжественных темах и находящий звучные слова в одах религиозных и философских, для чего помимо личной настроенности богатую пищу давал XVIII век - «век просвещения», лирик екатерининской эпохи превращал иногда оду в оду-сатиру и тогда реальные подробности, саркастические намеки, шутки вплетались в оду, опрощая ее. Эти реалистические детали, заимствованные из неприхотливой обстановки и дающие повод временами перейти к размышлениям возвышенного порядка, наполняют многие оды Д., в особенности те, в которых сказывается другая стихия античной оды - горацианская (см., напр., «Приглашение к обеду»). Если последняя стихия, возводившая «простое» в картинное и пользовавшаяся темами личной жизни, пробегала по русской лирике XIX века и давала прекрасные оды то Пушкина («Вакхическая песня»), то Фета, то и первая торжественная, декламационная вспыхивала то в бесчисленных песнях поры наполеоновских войн, то у отдельных лириков, торжественно настроенных по поводу какого-нибудь события или идейной темы (Плещеев, Полонский). Своебразное место занимает лирика Некрасова, часто сочетавшая оду с сатирой и построенная на минорных аккордах, вызванных острыми социальными вопросами 19 века. Ода воскресла в наши дни: Маяковский и особенно пролетарские поэты во многом являются одописцами со всеми типичными чертами этого жанра в его первоначальном виде: «пиндаризм» пролетарской поэзии несомненен в пункте резко выраженного сознания у поэта соборности его творчества, выражения коллективного одушевления; только старый мифологизм заменился образами фабрично заводской действительности; поэт - слуга дворянского класса в XVIII в., стал частью массы «синеблузых», выражающих собою все человечество; певец личных настроений в XIX в., новый поэт считает себя носителем общечеловеческих устремлений, защищаемых «четвертым сословием». Н. Л. Бродский.

Ода - ОДА ж. торжественое песенное (лирическое) стихотворенье, воспевающее славу, хвалу, величие, победу... Толковый словарь Даля

Ода - ОДА, Цы, ж. Торжественное стихотворение, посвящённое какомуЦн. историческому событию или герою. Хвал... Толковый словарь Ожегова

Ода - (от греч. ???, сокращение от?????, песнь) - принадлежит к роду так называемой хоровой лирики, разв...

Все мы слышали о таком жанре литературы, как ода. Так что же это такое? Какова история возникновения этого жанра? Кого считают родоначальником оды? Какова теория жанра? На все эти вопросы можно найти ответы в данной статье.

Определение понятия «ода»

Ода - это старинная песня на любую тему, которая исполнялась в Древней Греции хором под музыкальное сопровождение. Позже так стали называть хвалебный стих, посвященный прославлению важных исторических событий или выдающихся лиц. Иногда ода славит величественные природные явления. Стиль таких произведений является особенно торжественным, он выдержан в возвышенном духе с элементами патетики.

В переводе с древнегреческого ώδή (oide) ода - это песня. Различали хвалебные, танцевальные и плачевные.

В. Домбровский, например, определял понятие так: «Слово " ода" - это в греческом языке то же, что наше "песня". Только не каждая песня является одой; именем таким называют обычно песню, в которой поэт, тронутый чем-то высоким, необычным и удивления достойным, предметом, с которым связаны общечеловеческие, национальные или общественные интересы, выражает свои чувства огненным словом, убранным во все средства картинности, экспрессии и мелодичности».

Признаки оды

Выдающимся признаком оды являются приподнятое настроение, смелый, неудержимый полет фантазии, пылкое чувство воодушевления и приспособленная к этому поэтическая форма выражения мыслей. Темы для прославления и возвеличивания берет хвалебная песня из сферы высоких идеалов, порывов, желаний и соревнований человека. Воля, продвижение человечества, любовь к родному краю, борьба за осуществление в жизни высоких кликов свободы, правды и братства, идеальные намерения и соревнования, героические дела и подвиги, непобедимая сила песни - все это может дать повод к подъему духа. И все это может быть прославленным в оде.

История

Ода - это жанр литературы, основоположником которого стал древнегреческий поэт Пиндар (IV в. до н. э.), который был автором ряда хвалебных песен в честь богов, побед греков в войнах и на Олимпийских играх. Его хвалебные стихи имели строгую метрическую форму и композицию (строфа - антистрофа - эпод). Римский лирик Гораций, который жил в IV веке до нашей эры, составлял оды в честь Венеры, Вакха, а также императора Августа Октавиана. В эпоху Возрождения самым известным слагателем од стал француз П. Ронсар (середина XVI в). Его оды воспевали природу, которая приносила радость и покой людям («К ручью Беллеры»). Некоторые оды Ронсара были написаны в честь любви. Это ода женщине («Мой друг, повели, чтобы жить удобнее»).

Теория жанра оды

Ода - это жанр, который развился рядом с панегирическими произведениями, прежде всего гимном и дифирамбами. Эти произведения должны были сопровождаться игрой на музыкальных инструментах (арфе, кифаре и др.) и танцами.

Каноническую жанровую структуру произведения, в котором отчетливо доминируют гражданские мотивы, ода приобрела в творчестве Малерба, одного из родоначальников французского классицизма. Оды Малерба (начало XVII в.) защищали незыблемость принципов абсолютистской государственности, восхваляли монарха и его родню, высших сановников и полководцев.

Свое теоретическое обоснование хвалебная песня получила в стихотворном трактате Н. Буало «Поэтическое искусство». Наряду с трагедией ода - это литературный жанр, который причислялся к высоким. Н. Буало сформулировал правила написания од, касающиеся языка, метрики, общей поэтической тональности. Композиционно хвалебная песнь начинается с запева, далее следует изложение «материи благородной и важной», куда входят и различные эпизоды, и отступления, и так называемый лирический беспорядок («перескакивание» поэта с одного мотива на другой), а завершается ода окончанием. По мнению Н. Буало, ода умела своей государственной торжественностью трогать воображение читателя.

Выдающимися одописцами в литературе XVIII века были М. Ж. Шенье, Лебрен-Пиндар (Франция), Клопшток, Шиллер (Германия), Ломоносов, Кантемир, Тредиаковский (Россия). Последний ввел термин «ода» в русской поэзии. В эпоху романтизма хвалебная песня занимала значительное место в творчестве Байрона («Ода авторам билля против разрушителей станков»), Шелли, Кюхельбекера.

В литературе XX века ода встречается крайне редко. В качестве примеров стоит вспомнить «Оду библиотеке» С. Крыжановского, его же цикл «Оды» («Оду в честь дерева», «Оду человеку», «Оду скорости»), «Оду языку человеческому» И. Муратова, «Оду революции» В. Маяковского, «Оду совести» И. Драча.

Ода представляет собой торжественное стихотворение. Когда-то ещё в древнегреческой поэзии одой называли лирическое стихотворение, которое исполнялось хором. Интересно, что изначально в Древней Греции к Оде приписывали абсолютно любую форму стихотворной лирики, сопровождающую музыку.

Древнегреческий поэт Пиндар, живший около 518–442 до н. э., воспевал в своих одах царей и аристократов, удостоенных, по его мнению, расположения богов. Особо жанр оды прижился в поэзии европейского классицизма, где получил широкое распространение.

Основоположник французского классицизма Ф. Малерба (1555–1628 гг.) работал в основном в жанре Торжественная ода. Его оды были о прославлении абсолютистской власти во Франции. Творчество Ж. Ж. Руссо также дало развитие жанру оды.

В России ода (как писал В. К. Тредиаковский: «высокую, благородную, иногда же и нежную материю воспевает») играла роль главного жанра поэзии классицизма. Образцовые произведения данного жанра принадлежат М. В. Ломоносову, также среди авторов од был поэтический наследник М. В. Ломоносова В. П. Петров и противник А. П. Сумароков. Представляющие особую ценность произведения этого жанра принадлежат Г. Р. Державину. Помимо торжественной (пиндарической) оды, в русской поэзии получила своё место ода нравоучительная (она же горацианская), любовная (также называемая анакреонтической) и духовная (переложение псалмов).

Вместе со статьёй «Что такое ода в литературе?» читают:

Древняя Греция славится своей великой литературой, архитектурой, скульптурой и другими видами искусства. С давних времен люди отдавали огромное предпочтение лирике, которую часто сопровождали музыкой. Сегодня не каждый из нас знает, что такое ода, но не раз мы слышали торжественное стихотворение в исполнении популярных авторов. В такой почитался и казался вершиной искусства. Для местного населения ода была хоровой песней с присущей ей высокопарностью, торжественностью. Довольно часто можно было услышать ее на соревнованиях, например, в честь победителя.

У римлян самым известным писателем был Гораций. Он умело выражал все чувства и эмоции, а также использовал в своих произведениях элементы эолийской поэзии. Литератор создал целый сборник од, которые в то время назывались «песни». Гораций умело адаптировал все свои произведения к латинскому языку и использовал Алкееву строфу. Именно поэтому ода, песни имели для людей практически одно значение. Позже, в они стали называться "лирическими произведениями", которые были созданы в высоком стиле с применением античных абзацев.

Произведение на Руси

Стих (ода) считался самым потрясающим творением. Во времена зарождения русской литературы многие писатели пытались воплотить его в жизнь. К их числу относятся М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, Н. Некрасов и многие другие. В основном это были стихи, посвященные королеве, возлюбленным, жизни. На вопрос о том, что такое ода, есть очень простой ответ: жанр лирики, торжественное стихотворение, которое посвящается кому-то или какому-либо событию. Стиль изложения очень мелодичный, восторженный, восхищенный.

История развития оды

Виды стихотворения

Очень часто стихотворения имели торжественный жанр, но также существуют нравоучительные, духовные и любовные песни. Каждая из них направлена на достижение определенного результата, то есть читатель или слушатель должен испытывать некие эмоции. Таким образом поэт как бы направляет человека на истинный путь либо пытается передать ему свои чувства. Одно время самыми популярными считались оды к своим возлюбленным. Конечно же, такие стихи предназначались лишь одному слушателю (читателю) - избраннику, даме сердца. Они были написаны с такими чувствами, любовью, что, предполагалось, могли бы растопить лед в душе человека или заставить его простить все обиды. В наше время оды можно встретить очень редко, но они так же значимы. Конечно же, стихотворения, созданные до нашей эры, необычайны и неповторимы, но новая литература также полна сюрпризов.

Из уроков истории школьники помнят некоторые литературные термины. Один из них –ода.

Одой называют особенный жанр литературы. Предназначен он для воспевания чего-то или восхваления кого-то, поэтому другое название оды – торжественная песня. Исторические исследования связывают появление оды с древнегреческими временами, а конкретно с поэтом того времени Пиндара. Точных дат его жизни неизвестно, историки отводят ему лишь приблизительное время, называя 6-5 век до нашей эры. Несмотря на многие неточности, Пиндар считается создателем этого хвалебного жанра. Стихи этого древнегреческого поэта прославляли победителей очень популярных уже в те времена Олимпийских игр. Все произведения поэта создавались с целью возвеличить, как самого человека, так и события, которые происходят вокруг него. Этот принцип и стал основой этого нового литературного жанра. Хвалебные песни были поддержаны следующими поколениями поэтов.


Как известно, началом расцвета оды считается первый век нашей эры. Именно тогда творил Гораций. В его творчестве ода заняла основное место. Поэт начал обращаться к другим героям своего времени. Объектом оды он выбрал людей, которые обладали властью и значительно влияли на жизнь остальных. Таких людей называли важными и влиятельными.

Затем наступил период угасание эпохи оды. К ней будут обращаться еще многие поэты, но большой популярности ода больше не имела. Продолжалось такое медленное тление этого литературного жанра довольно долго. Вторым дыханием оды называют лишь 16 век уже нашей эпохи. К тому времени в основных странах Европы началось формирование монархии. Монархии абсолютной, для поддержания которой критично необходимой была поддержка и поэтов том числе. Не удивительно, что оду в эти времена превращают в государственный жанр. Поэты просто обязаны были возвеличивать монарха, творить песни, воспевающие правителя. Поэты наперебой упражнялись в слоге и изяществе текстов. Неимоверно удачным в таком жанре литературы оказался Ронсар, французский поэт. Его творчество расцвело в 16 веке.

По каким признакам определяется ода, как жанр? Прежде всего, это лексика. Она обязана быть возвышенной. Никаких разговорных слов и просторечий не допускается. Ода не позволяет поэтам использовать территориально специфических слов, также нельзя изобретать новые слова. Тексты оды придерживаются только высокого стиля. Ода насыщена мифологическими образами.


В Россию ода пришла в 18 веке. Родоначальников российской оды считается Тредиаковский. Самыми известными его одами считаются следующие оды: «Ода о непостоянстве мира», которая датирована 1730 годом и «Ода торжественная о сдаче города Гданска», созданная тремя годами позже. Благосклонно относился к этому литературного жанру и М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» известна широко.

Но большой популярности ода не приобрела даже в те века. А в 19 веке началось ее стремительное угасание. Этом способствовали изменения в жизни общества, когда воспевание самодержавие начало считаться "плохим тоном" среди литераторов. "Смертельный" удар жанру нанес И.И. Дмитриев, создав сатиру "Чужой толк". В произведение поэт жестко высмеял "копеечных" писак, готовых за сребреник продать талант. Очень мало поэтов начали обращались к этому жанру, хотя полностью не исчез. Справедливости ради, можно вспомнить, что «Ода революции», написанная Маяковским была поднята на вершины в 20 веке.

Видео обзор

Все(29)
Оды Михаила Васильевича Ломоносова #5 ТАЧКА ДЛЯ НИЩЕБРОДА ЗА 35000р. ИЖ 2126 ОДА. Русская формальная школа. Ода (начало) Михайло Ломоносов - Ода 1747 года Литература 9 класс (Урок№4 - М. В. Ломоносов. Учёный, поэт,реформатор русского литературного языка.) ВОЗВРАЩЕНИЕ В СКАЙРИМ (РЭП ОДА) Ода Мэй рассказывает, что Сэма убили и теперь она тоже в опатсности. | Привидение 1990 год | Русская формальная школа. Ода (заключение) Литература 7 класс (Урок№6 - М. В. Ломоносов. Оды, Г.Р.Державин.«Река времен в своем стремленье...») [ТОП 8] АНИМЕ ГДЕ ГГ ПЕРЕНОСЯТ В ДРУГОЙ МИР/ГГ ПОПАДАЕТ В ИНОЙ МИР Лже-Медиум Ода Мэй Браун. | Привидение 1990 год | ОДА ПРЕЗИДЕНТУ ПОЧЕМУ ЗАПАДНЫЕ РЭПЕРЫ ЛЮБЯТ РОССИЮ / Lil Peep, Lil Pump, Bones, GhosteMane, Migos, 6ix9ine Карла забирают потусторонние силы. | Привидение 1990 год | Литература 9 класс (Урок№5 - Гавриил Романович Державин – поэт-философ. «Властителям и судиям») Samurai Warriors 4. PS4. История клана Ода. Глава 1: Битва при Окехазаме. Житийная литература как особый жанр | Русская литература 8 класс #3 | Инфоурок