Какие существуют стимулирующие выплаты для учителей. В регионах снимают доплаты учителям за классное руководство, проверку тетрадей и занятия с надомниками Надбавка за классное руководство

За последнее время на интернет-страницах снова всплыл вопрос об оплате за классное руководство. Причем в ряде статей высказывались предположения об отмене этой выплаты. При этом делались ссылки на то, что Правительство РФ и Госдума не поддержали соответствующий законопроект, внесенный в Госдуму рядом ее депутатов в сентябре 2014 года.

Согласно проекту будущего Закона, который в случае принятия должен был вступить в силу с 1 сентября 2015 года, к окладам «педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, а также частных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам» прибавились бы надбавки в размере 3 тысяч рублей.

Что же было и что стало?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 850 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя» с изменениями и дополнениями с 1 января 2006 г. классные руководители ежемесячно получали доплату в размере 1000 рублей за выполнение функций классного руководителя. Вознаграждение за классное руководство распространялось на педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя в федеральных гос-образовательных учреждениях, суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах, общеобразовательных школах-интернатах, кадетских школах и кадетских школах-интернатах, вечерних (сменных) общеобразовательных школах, колониях уголовно-исполнительной системы, образовательных учреждениях для детей-сирот и оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Согласно вышеуказанному Постановлению регионы получали субсидии из федерального бюджета. К примеру, в 2013 году на выплату денежного вознаграждения за классное руководство учителям государственных и муниципальных образовательных учреждений было выделено 11,5 миллиарда рублей.

Порядок предоставления субсидий определялся «Правилами предоставления в 2008 — 2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. N 860.

Письмом Минобрнауки РФ от 8 февраля 2006 г. N 17ю-50-93 разъяснялся порядок расчета размера вознаграждения за выполнение функций классного руководства в классах с пониженной наполняемостью.

Так было до января 2014 года. Федеральным законом от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» субсидии субъектам Федерации на выплаты ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя не предусмотрены.

Однако прекращение субсидирования данной выплаты не является основанием для снижения или отмены данной выплаты педагогическим работникам, так как объем работы классного руководителя остается прежним.

В разных регионах проблема решается по-разному. В одних регионах эти доплаты осуществляются за счет субсидий из бюджетов субъектов Федерации, в других – переложили эти обязанности на образовательные учреждения, рекомендовав использовать фонды на модернизацию образования, на компенсационные или стимулирующие выплаты.

Так, в письме министра образования и науки Марий Эл от 31.01.2014 г. № 650, направленным руководителям органов местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и руководителям общеобразовательных учреждений, рекомендовано: «В целях сохранения социальных гарантий педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, недопущения снижения их заработной платы Министерство образования и науки Республики Марий Эл рекомендует в доплату за классное руководство, выплачиваемую за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, включать размер денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя в порядке и размерах, действовавших в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, городской местности, поселках городского типа по состоянию на 31 декабря 2013 года, путем внесения изменений в локальные акты учреждений, регулирующие оплату труда. Данный вид выплат относится к выплатам компенсационного характера».

Постановлением Правительства Ростовской области от 24.04.2014 г. № 289 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 22.03.2012 № 219» были внесены дополнения в систему оплаты труда педагогических работников государственных образовательных учреждений, согласно которым перечень критериев оценки результативности и качества работников для установления стимулирующий доплаты дополнен показателем оценки качества работы классных руководителей. Данные дополнения позволяют общеобразовательным учреждениям при разработке и установлении критериев оценки результативности и качества работы педагогических работников учитывать работу классных руководителей.

Справочно

1.Функции, формы, критерии оценки классного руководителя определены «Методическими рекомендациями об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», утвержденных приказом Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. № 21. В них также отмечается, что «воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя».

2.Согласно нормам законодательства Российской Федерации обязанности по выполнению функций классного руководителя могут возлагаться на педагогического работника только с его письменного согласия, оформленного в виде дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором также определяется и размер компенсационной выплаты за выполнение дополнительной работы.

3.Размер доплаты за выполнение функций классного руководителя устанавливается на основании коллективного договора, положения о системе оплаты труда, других локальных нормативных актов, действующих в образовательном учреждении.

4.Классный руководитель – это не должность. Поэтому классное руководство не входит в круг основных обязанностей педработников, определенных приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г №761н и не является самостоятельным видом деятельности.

5.Для выполнения функций классного руководителя действующим законодательством не установлено каких-либо норм времени работы в день, в неделю, в месяц. Порядок выполнения указанной работы определяется общешкольными планами и графиками, личными планами педагогического работника в зависимости от конкретных обстоятельств и мероприятий, связанных с воспитательной работой. В то же время за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине функций классного руководителя работодатель имеет право принять решение о прекращении выполнения работником этих обязанностей и отмене вознаграждения.

6.Как считают юристы, по своей правовой природе вознаграждение за классное руководство является не компенсационной выплатой, а составной частью заработной платы работника со всеми вытекающими последствиями.

7.При недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у отдельных из них выполнять работу по классному руководству эти обязанности могут возлагаться на одного работника (с его согласия) в двух классах, в том числе временно в связи с болезнью педагогического работника, поскольку каких-либо ограничений по выполнению функций классных руководителей более чем в одном классе не установлено. Размер вознаграждения за выполнение функций по классному руководству в таких случаях определяется с учетом количества обучающихся в каждом классе. В то же время имеющаяся практика возложения функций по классному руководству в одном классе (классе-комплекте) на двух и более педагогических работников с целью разделения между ними вознаграждения за классное руководство не имеет правовых оснований и применяться не должна.
В случае необходимости обязанности по классному руководству могут так же возлагаться на учителей из числа руководящих и других работников общеобразовательного учреждения (п. 6 письма Минобразования РФ от 25 апреля 2006 г. N АФ-100/03 «О рекомендациях ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ»).

размер шрифта

ПРИКАЗ Минпроса СССР от 05-01-77 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ... Актуально в 2018 году

Б. Дополнительная оплата труда за классное руководство, проверку тетрадей и письменных работ

60. Учителям IV - X (XI) классов школ (в том числе и при исправительно-трудовых учреждениях) и преподавателям педагогических и культурно-просветительных училищ производится дополнительная оплата за классное руководство в размере 10 рублей в месяц.

Дополнительная оплата за классное руководство не производится:

В школах-интернатах всех типов (за исключением классов, укомплектованных приходящими учащимися), санаторно-лесных, специальных школах с особыми условиями воспитания, вечерних (сменных) средних общеобразовательных школах, работающих по учебному плану в течение 28 учебных недель; заочных школах (отделениях);

В классах работающей молодежи, организованных при общеобразовательных школах;

В классах вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ, укомплектованных из учащихся профессионально-технических училищ;

На курсах и других учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации рабочих и других категорий работников.

61. Учитель или преподаватель может осуществлять классное руководство только в одном классе.

В вечерних (сменных) средних общеобразовательных школах при наличии у учителя неполной учебной нагрузки или невозможности назначить классным руководителем другого учителя допускается доплата за классное руководство одному учителю за два класса. В тех случаях, когда в связи со сменностью работы учащихся или по другим причинам занятия проводятся с частью учащихся класса в разное время, то есть имеет место деление класса на две группы, доплата за классное руководство производится как за один класс.

62. Учителям I - III классов общеобразовательных школ и школ-интернатов всех типов и наименований за проверку тетрадей учащихся производится дополнительная оплата в размере 5 рублей в месяц. Эта оплата производится только основному учителю независимо от объема педагогической нагрузки.

Если в I - III классах уроки по русскому языку в национальных школах и родному языку в русских школах ведет другой учитель, доплата за проверку тетрадей производится в том случае, когда он имеет учебную нагрузку в этих классах в объеме не менее 24 часов в неделю.

В малокомплектных школах учителям I - III классов доплата за проверку тетрадей производится на класс-комплект.

Учителям I - III классов, ведущим индивидуальные занятия с учащимися на дому, в больнице или санатории, дополнительная оплата за проверку письменных работ не производится.

63. Учителям IX - XI классов школ и школ-интернатов (в том числе ведущим индивидуальные занятия с учащимися на дому, в больнице или санатории), а также преподавателям педагогических (в том числе заочных) и культурно-просветительных училищ производится дополнительная оплата за проверку письменных работ по русскому и родному языкам и литературе в размере 10 рублей, математике - 8 рублей, иностранному языку и стенографии - 6 рублей в месяц.

Преподавателям педагогических училищ производится дополнительная оплата за проверку письменных работ по черчению и технической механике (конструированию) в размере 6 рублей в месяц.

64. Дополнительная оплата за проверку письменных работ учителям и преподавателям, указанным в пункте 63, производится с учетом установленных норм учебной нагрузки.

Если учитель или преподаватель имеет по предметам, по которым установлена дополнительная оплата за проверку письменных работ, более или менее 18 часов в неделю, то доплата соответственно увеличивается или уменьшается.

Пример. Учитель русского языка в VI - VII классах имеет учебную нагрузку в объеме 24 часов в неделю. Доплата за проверку письменных работ учащихся у этого учителя составит:

10 руб. x 24 = 13 руб. 33 коп.
18

Занятие в сфере образования никогда не отличалось высоким уровнем заработной платы, и правительство РФ поставило перед собой задачу повысить зарплату педагогам в 2019 году.

А пока что статистика продолжает показывать, что избегают работы в школе именно из-за низкой оплаты труда.

Даже стимул, в виде дополнительных проплат не влияет на показатели, поскольку доплаты мизерные, а критерии выполнения далеки от жизни.

Напомним, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08. 2008 была произведена реструктуризация оплаты труда бюджетников. В данном постановлении упоминается термин «стимулирующие выплаты». Изучим его подробнее.

В чем заключается данная господдержка

Стимулирующие выплаты – это доплаты материального характера, которые назначаются некоторым работникам в качестве вознаграждения за успехи и достижения на трудовом поприще. Перечень достижений оговаривается трудовым договором или законодательством.

Например, отметим следующие выплаты :

Все виды доплат прописываются в трудовых договорах или в приказе , который утверждается руководителем. Осуществляется привилегия без ущерба правам работника. Премия или доплата не вычитается из зарплаты.

Такой вид мотивации давно используется на частных предприятиях в качестве премиальных, но у государственных служащих стимул появился недавно. Теперь воспитатели детских садиков, санаториев, преподаватели учебных заведений смогут довольствоваться этой привилегией.

Законодательная основа

Опираясь на статью 129 Трудового кодекса РФ и положения Постановления Правительства «О введении новых систем оплаты труда…» от 05.082008 №583, зарплата педагогов с 1 декабря 2008 года будет формироваться с таких частей:

  • базовая ставка;
  • компенсационные выплаты;
  • стимулирующие доплаты.

В понятие «базовой ставки» входит расчет труда, который зависит от нескольких факторов: квалификации и отработки взятого количества часов. Компенсация выплачивается исходя из трудовых условий. Критерии и объем поощрения четко формулируются деловыми бумагами отдельного учреждения (детсад, школа, гимназия, лицей).

Проплаты стимулирующего характера формируются в соответствии с аналогичным списком, на основе приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 №818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…»:

Основные критерии оплат устанавливаются и прописываются каждым учебным заведением отдельно, но при работе над документом нужно следовать условиям законодательства. Приказ Минтруда России от 26.04.2013 №167н рекомендует устанавливать требования индивидуально для каждого преподавателя в трудовом документе. Список для учителей указан в письме Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02.

Условия получения

Мы уже упоминали, что список условий разрабатывается руководством, опираясь на требования Трудового кодекса.

Основные критерии , которые регламентированы государством по отношению к педагогам :

Немного иначе начисляются стимулирующие проплаты воспитателям дошкольных учреждений и учителям подготовительных и младших классов . Их финансирование осуществляется из средств, которые выделяют из фонда учебного заведения: 60% идет на выплаты квалифицированному персоналу, остальные 40% – остальному штату.

Касательно критериев, то здесь берут во внимание эффективность проведения факультативов и кружковых занятий, их число, разработка и внедрение учебных программ образования и воспитания, эффективное взаимодействие с воспитанниками.

Библиотекарей тоже не обделили вниманием и прописали пару-тройку условий:

  • активное формирование библиотечного фонда;
  • развитие и сохранение фонда;
  • справочно-библиографическая работа;
  • повышение профессионализма;
  • постоянная работа с читателями.

Так же в учет идут награды, ученые степени.

К сожалению, некоторые случаи показывают, что критерии требуют доработки. Например, такой пункт как добросовестное выполнение обязательств, качество труда может быть истолковано сотрудниками по-разному, поэтому желательно вносить больше ясности и конкретики.

Бывает и так, что параметры указаны четко, но не представляется возможным адекватно оценить результат.

Предусмотрены ли доплаты руководителям

А что же руководители учебных заведений? Государство позаботилось и о них. Требований больше и регулируются предложениями Минобрнауки.

При назначении премии руководителям школ и ДОУ оценивают такие параметры:

Оценочный лист — как он работает

Оценочным листом называют документ, в котором четко обозначены вышеперечисленные задачи для начисления мотивации к работе с использованием бальной системы.

Срок выполнения этих задач тоже устанавливается в оценочном листе, например, за неделю, месяц, год.

Оценочный лист выглядит как список критериев с обозначением общих положений, порядком стимулирования и оценивания результатов сотрудников учебного заведения. Кроме того, отводится место для выставления баллов, полученных в процессе работы. Баллы ставятся за выполнение определенного пункта, соответственно, невыполнение – снимает дополнительные отметки.

Другими словами, этот документ служит основанием для начисления надбавок и содержит итог работы учителя.

Порядок начисления и расчета

Мы уже говорили о том, что представляет собой оценочный лист. Этот документ является основой при начислении доплат.

Чтобы определить размер мотивации , используется система баллов. Каждый критерий оценивается количеством баллов и записывается в уже известный нам оценочный листок. Чем больше пунктов будет соблюдено, тем больше баллов получит учитель.

Денежные вознаграждения корректируются каждым учреждением исходя из его бюджета. Различие состоит в том, что в школе А вознаграждение может составить 900 р., а в школе Б за такие же критерии начислится только 400 р.

Распределяется стимулирующая оплата в несколько способов:

В данную комиссию предоставляют оценочный лист, который подвергается детальному анализу на объективность, после чего обобщаются данные для предложений доплаты сотрудникам.

  1. Происходит суммирование баллов, которые заработал каждый педработник.
  2. Высчитывают стоимость одного балла. Для этого общий бюджет, отведенный для этих целей, делят на количество набранных баллов всеми сотрудниками заведения.
  3. Дальше следует простая математика: стоимость одного балла умножается на общее количество баллов, набранных учителем.

После согласования всех моментов, утверждается решение и директор образовательного заведения подписывает приказ о соответствующих выплатах .

Частота доплат зависит от работодателя и может быть установлена как на каждый месяц, так и четверть, семестр, год.

Для исполнения функций классного руководителя действующим законодательством не установлено каких-либо норм времени работы в день, неделю, месяц. Порядок выполнения указанной работы определяется общешкольными планами и графиками, личными планами педагога в зависимости от конкретных обстоятельств и мероприятий, связанных с воспитательной работой.

Вознаграждение за классное руководство не должно пересчитываться в течение учебного года в связи с изменением количества обучающихся детей в классе, поскольку уменьшение или увеличение этой выплаты является изменением существенных условий трудового договора, которое допускается только после предупреждения работника не менее чем за два месяца.

Кандидатуры педагогических работников, которые в следующем учебном году будут классными руководителями, должны утверждаться одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года, с тем чтобы каждый педагог знал, руководителем какого класса в новом учебном году он будет.

При этом не рекомендуется снимать с педагога по инициативе работодателя функции классного руководителя в следующем учебном году, за исключением случаев сокращения числа классов. Хотя учителя могут отстранить от классного руководства, если он плохо выполняет эту работу.

При недостаточном количестве педагогов или отсутствии желания у некоторых руководить классом данные обязанности могут возлагаться на одного педагогического работника с его согласия в двух классах. Это может быть временная мера - на период болезни другого педагога, поскольку каких-либо ограничений по исполнению функций классных руководителей более чем в одном классе не установлено. Размер вознаграждения в таких случаях определяется с учетом количества обучающихся в каждом классе.

При необходимости обязанности по классному руководству могут также возлагаться на учителей из числа руководящих и других работников общеобразовательного учреждения. Рассмотрим, какая положена доплата за классное руководство.

Размер доплаты

Вообще говорить о каком-то определенном размере вознаграждения за руководство классом сейчас нельзя, поскольку оно состоит из двух частей.

Первая выплачивается за счет средств субсидий из федерального бюджета. Пунктом 3 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета… (утверждены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1238) установлено, что за классное руководство педагогу выплачивается 1000 руб. в месяц в классе с наполняемостью не менее той, которая установлена для образовательных учреждений соответствующими типовыми положениями. Если речь идет о школах, расположенных в сельской местности, то это не менее 14 человек. Для классов, наполняемость которых меньше установленной, размер средств уменьшается пропорционально численности обучающихся.

Вторая часть вознаграждения выплачивается педагогам за счет средств субъектов Российской Федерации. Причем каждый субъект в меру собственных финансовых возможностей устанавливает свой размер выплаты. К примеру, Москва платит по 160 руб. за каждого ученика в классе, а какие-то регионы ничего не платят.

На этом основании есть смысл говорить о правилах выплаты именно 1000 руб., выделяемых из федерального бюджета.

При этом расчет средств федерального бюджета, предоставляемых каждому субъекту РФ на выплату педагогам вознаграждения за исполнение функций классного руководителя, производится на 12 месяцев года с учетом районных коэффициентов к заработной плате, а также отчислений по страховым взносам, в том числе на травматизм. Такие разъяснения приведены в .

Но следует иметь в виду, что в разные годы районные коэффициенты были установлены как органами государственной власти, так и решениями органов власти субъектов РФ. В результате в одной и той же местности размер этих коэффициентов может быть разный. Следовательно, по-разному он применяется и для выплаты вознаграждения за руководство классом.

К примеру, по мнению Министерства образования Новосибирской области, в данном регионе для выплат из средств федерального бюджета применяется районный коэффициент в размере 20 процентов, который утвержден постановлением Правительства РФ от 31 мая 1995 г. № 534 . А для выплат из средств областного бюджета - коэффициент в размере 25 процентов, который утвержден постановлением Администрации Новосибирской области от 20 ноября 1995 г. № 474 .

А вот процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях на данное вознаграждение не начисляется.

Порядок выплаты вознаграждения

О том, что собой представляет вознаграждение за классное руководство, указано в Рекомендациях по применению законодательства РФ при осуществлении выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных учреждений. Они даны ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ, направлены в профсоюзные организации письмом Минобрнауки России от 25 апреля 2006 г. № АФ-100/03 .

В них, в частности, сказано, что по своей правовой природе вознаграждение за классное руководство является не компенсационной выплатой, как зачастую пытаются толковать понятие «вознаграждение», а составной частью заработной платы педагога со всеми вытекающими последствиями, то есть:

  • вознаграждение за классное руководство выплачивается одновременно с выплатой зарплаты педагогическим работникам;
  • доплата за классное руководство, как и другие доходы налогоплательщика, учитывается при исчислении НДФЛ.

Если приказом образовательного учреждения о возложении на педагога функций классного руководителя, изданным в соответствии с пунктом 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196), не оговорено иное, то указанное вознаграждение выплачивается и в периоды школьных каникул, а также отмены учебных занятий по другим основаниям. Об этом сказано в письме Минобрнауки России от 23 ноября 2006 г. № 03-2443 .

Расчет среднего заработка

Вознаграждение за выполнение функций классного руководителя является составной частью зарплаты педагогов, поэтому оно должно учитываться при исчислении среднего заработка для оплаты ежегодных основных и дополнительных отпусков и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, а также дополнительных отпусков в связи с обучением.

Важно запомнить

Выплата вознаграждения за классное руководство финансируется из федерального бюджета, а иногда еще и из регионального. При этом она является составной частью зарплаты и, соответственно, облагается НДФЛ и страховыми взносами.


Учителя понимают, что от разговоров ничего не изменится, что никто в грядущей перспективе им больше не даст, не проиндексирует и не повысит зарплату. Они ведь не на облаке живут, понимают, что сейчас не те времена, когда можно стучать по столу и требовать. Самое лучшее, если сильно не убавят, не отнимут то, что добавили в 2012 году. Региональные и муниципальные бюджеты трещат по швам и постоянно (не реже раза в квартал) требуют корректировки расходной части - об этом учителя в регионах тоже наслышаны. Тем, кто не следит за экономической ситуацией, ее растолковывают директора - на пальцах буквально, когда объясняют снятие той или иной доплаты. Но объяснениями, как показывает опрос, занимается далеко не каждый директор. Чаще всего недовольных начислениями педагогов посылают в бухгалтерию. Но туда идут немногие: система начисления зарплаты стала снова до такой степени непрозрачной, что концов не найти.

Приведу наиболее показательные комментарии учителей - опять же уточню - из разных регионов:

"Зарплата у меня в этом учебном году стала где-то на 1000 рублей меньше, хотя часы веду те же, что и в прошлом. Почему так, я не выясняла. Я не доверяю «начислителям»: уверена, что обманывают. Схему начисления отследить, как раньше, невозможно. Коллега жаловалась недавно, что ей больше года платили по низшей категории. Теперь разобраться невозможно. Бухгалтерия на школьные приказы стрелки переводит, а школа показывает свои протоколы и на бухгалтерию кивает".
"Нам на совещании в сентябре объявили, что стимулирующих не будет совсем. Раньше, последние 3 года, нам платили стимулирующие осенью и обещали потом (ближе к концу года) заплатить еще. Все учителя бросались во все виды работ, собирали доказательства (портфолио), но больше за весь год начислений не было. Вот такая происходила у нас игра-замануха. Я все равно работаю в своем режиме: мне неважно, есть премия или нет. А вот коллеги были страшно недовольны, потому что в обычном режиме они так не напрягаются.Им и так хватает занятий, а для премии приходилось разрываться, недоделывать основную работу..."

"В этом году зарплата ощутимо меньше. Стали выяснять, почему. Оказалось, убавили оплату по многим направлениям: классное руководство, проверка тетрадей, занятия с надомниками. Совсем не начислили за занятия с группой продленного дня (правда, это объяснили ошибкой бухгалтера). При нагрузке 11 часов без классного руководства у учителя с высшей категорией, имеющего награды и поощрения разного уровня, получилось 8700, из которых 1 тысяча рублей составила премия к Дню учителя. 18 тысяч получила учитель русского языка и литературы высшей категории при 24 часах нагрузки с классным руководством, тетрадями, премией и 0,1 ставки ГПД (ее делят такими долями между учителями, занимающимися подготовкой к ЕГЭ). По ее словам, по сравнению с прошлым годом, она недополучила примерно 1600 рублей. И это при том, что у нас еще так называемый "коэффициент" - 15%. Он тоже входит в состав названных сумм. Вот такие у нас зарплаты. Удивлялись мы всей школой на молодого учителя из Армавира, который долго стеснялся признаться первому лицу, что получает всего 28 тысяч при трехлетнем стаже. А мы бы с удовольствием озвучили ему свои зарплаты".

"Зарплата в школах нашего города стала ниже в январе 2016, затем немного стабилизировалась. Сейчас парадокс состоит в том, что директорам запретили издавать и оплачивать премиальные приказы. От этого пострадали две полярные категории работников: лучшие учителя, которые всегда нарабатывают на премию, и младший обслуживающий персонал, который едва зарабатывает на «минималку», но оклады даже этого не позволяют без премий. После повышения минимальной зарплаты до 7500 рублей появилось понятие "доплата до МРОТ", которое всех причесало под одну гребенку. Начались конфликты, которые неясно пока, чем кончатся".

"В квиточках исчез пункт "Стимулирующие выплаты ежемесячные". Кроме того, нам не пересчитывают норматив - учеников в классах прибавилось, а финансы остались прошлогодние, да еще на 10,5 месяцев (так был принят бюджет). Нам пояснили, что других средств не будет и выплаты до первой половины декабря ложатся на ответственность руководителей - преступления еще не совершено, но виновные уже назначены. К дню учителя не было никаких выплат, мало того, именно к празднику пришли угрожающие вести об отмене премий. После чего мы сделали грустный вывод: кнут дешевле пряника и его хватает одного на всех".

"У нас в этом году первая зарплата совпала с днем учителя, и праздник был омрачен. Все получили меньше, чем ожидали: кто на тысячу, а кто и на 3-4 тысячи рублей - в зависимости от нагрузки. Коллектив у нас непокорный, зубастый, мы сразу же все пошли к директору и потребовали объяснений. Оказалось, у всех сняты надбавки за часы в профильных классах. То есть больше всех пострадали учителя высокой квалификации, которые ведут старшие и выпускные классы, готовят к ЕГЭ. Это верх несправедливости. Директор нам стала говорить про перерасход бюджета, его секвестирование на уровне муниципалитета, уговаривала потерпеть. Сказала, что надо дотянуть до конца года, а дальше "все наладится". Мы ей не верим. Написали в городской отдел образования петицию от профсоюза. Результата пока нет, ждем".

"У нас как была непрозрачной система начисления, так и осталась. Выяснить что-то невозможно. Зарплаты получаем в конвертах. На уровне разговоров знаю, что суммы отличаются даже у педагогов с одной и той же нагрузкой, одинаковой категорией, одним и тем же стажем. Почему, непонятно. Портфолио мы не собираем, точнее собираем к аттестации. Никакой системы баллов, как в других школах, у нас нет и не было. Директор поощряет учителей сам на свое усмотрение, сам взвешивает заслуги. Это, само собой, далеко не всегда отражает истинный вклад учителя в имидж школы. Личная симпатия играет гораздо большую роль. Премию платят из внебюджетных средств, собираемых с родителей попечительским советом, два раза в год. Премии в основном смехотворные, чисто символические. Но есть у нас и игра в демократию. Методическое объединение один раз в год должно собраться и выдвинуть кандидатуру на крупную премию - размером примерно в 5 тысяч. У нас сначала были по этому поводу ссоры, потому что если судить "по заслугам", то премии всегда будет удостаиваться один и тот же учитель (если методобъединение крупное, то два). Поэтому мы решили пойти по самому простому пути - выдвигать кандидатуру по очереди: сегодня Иванову, на следующий год Сидорову, потом Петрову и так далее. Никому не обидно, а деньги всем нужны. Так и живем. Но жаловаться грех - родители в основном обеспеченные, многих из нас кормит репетиторство. Директор это понимает - он прекрасно знает, что протестовать мы не будем. Недовольных у нас не держат".

" В этом году у нас по мелочам все отобрали. За тетради не платят, за руководство методобъединение тоже - это теперь общественная нагрузка, за сложность и напряженность труда доплату отменили давно. За классное руководство тоже убавили, несмотря на то, что нагрузка на классных увеличивается с каждым годом. И даже символические 100 рублей "на методическую литературу" и то убрали. Решили, наверное, что на эти деньги уже никакую литературу не купишь, а в масштабе региона это неплохая экономия - мелочь, а приятно".

Думаю, что комментировать эти ответы не нужно. У читателей есть немало собственных примеров муниципальной и региональной экономии на учителях, готовых терпеть и не возмущаться.

Фото Вадима Мелешко