Можно ли причащаться при месячных. Можно ли ходить в церковь во время месячных или нет

Наш приход существует исключительно на пожертвования.

Поддержите наш приход!

Пожертвование на церковь можно сделать

по кредитной карте через систему PayPal: НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ

или послать по адресу:

Russian Orthodox Church, P.O. Box 913, Mulino, OR 97042

Я бы хотела уточнить, что можно, а что нельзя женщинам во время месячных. Вы написали, что нельзя по канонам только причащаться, а к иконам прикладываться можно, можно ли так же

—прикладываться к кресту, к евангелию?

Нет никаких канонов, запрещающих трогать или целовать крест или Евангелие во время месячных.

—можно ли подходить к помазыванию на вечерней службе?

Нет никаких канонов, запрещающих получать помазание елеем (освящённым маслом) во время месячных.

—ставить свечки?

Да, можно.

—причащать ребенка?

Да, можно.

—принимать святую воду, если нет, то можно ли ее наливать для кого-то?

Нет никаких церковных канонов, запрещающих пить святую воду или получать окропление ей во время месячных.

—можно ли вкушать святую просфору, можно ли доесть за ребенком?

Просфора имеет прямое отношение к Причастию. Это литургический хлеб, из которого вынимаются частицы, пресуществляемые в Тело Христово. Кроме того, частицы просфоры, раздаваемые в конце службы,—это как-бы «Причастие» для тех, кто не причащался («антидор»—от греческого άντί - «вместо» и δωρον -«дар», т.е. «вместо Дара», «вместо Причастия»). Поэтому, мне кажется, что имеет смысл во время месячных воздержаться от вкушения просфоры. Впрочем, антидор не должны вкушать и те, например, кто не соблюдали литургического поста или находятся под запрещением или отлучением от Причастия.

—можно ли находиться в любой части храма? Или лучше стоять в притворе?

Существует очень древняя и устоявшееся традиция, согласно которой женщины во время месячных не только не заходили в храм, но и вообще избегали посещения общественных мест. Это было связано с тем, что современные гигиенические продукты появились относительно недавно, а до их появления существовала большая вероятность того, что кровь истекала-бы на пол. Кроме того, что оставлять после себя кровавые следы-само по себе не очень прилично, в религиозном сознании пролитие крови связано с осквернением. Например, если в церкви пролита кровь (менструальная или любая другая-например, от пореза на руке мужчины), то церковь нужно заново освящать.

Женщине, пользующейся современными гигиеническими средствами, ничто не препятствует бывать в общественных местах, в том числе и в церкви. Если женщина во время месячных будет стоять в притворе-это её личное дело; никаких церковных канонов, которые-бы предписывали ей там находиться, нет. Если она пройдёт вперёд и будет молиться вместе со всеми-ничего дурного в этом нет. В связи с этим стоит заметить, что если женщина пользуется месячными, как поводом к тому, чтобы пропустить молитву и церковную службу, а вместо этого в воскресенье утром затеять, например, стирку или поехать по магазинам, то это есть несомненное греховное непочитание Дня Господня, а вовсе не соблюдение какой-то «благочестивой» традиции.

—Грешно-ли носить серьги в ушах?

Нет, не грешно. Святость (и греховность) зависит не столько от того, что у Вас в ушах, сколько от того, что у Вас в сердце. Посмотрите, например, на фотографии святой преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны Романовой—серьги в ушах и святость в глазах. Её жизнь и смерть являют удивительный пример святости! Так что, «серьгоношение» само по себе грехом не является. Кому-то не нравится—пусть не носят, это дело их вкуса. Если Вам нравится—носите, греха в этом нет. Но если человек слишком увлекается разными побрякушками, причёсками и модными нарядами, если девушку трудно оторвать от зеркала, если единственное, что у неё на уме, это то, как она выглядит,—это может быть симптомом либо душевной пустоты, либо греховной страсти, с которой необходимо бороться. Но этот вопос уже не для интернета, а для личной беседы с духовником.

.

—Грешно ли носить кольцо в носу?

Нет, не грешно. Праматерь Ревека, жена праотца Исаака, например, носила кольцо в носу (Быт. 24:28, 47). Также, через пророка Иезекииля Господь говорит: «[Я] дал тебе кольцо на твой нос и серьги к ушам твоим…» (16:12) Конечно, это образное описание того, как Бог заботился о Своём народе. Но очевидно, что образ кольца в носу—положительный.

–Грешно ли женщинам брить волосы на ногах?

Нет, не грешно. Брить под мышками тоже не грешно.

–Можно ли женщине во время месячных прикасаться к иконам?

Можно. Церковные каноны говрят только о том, что женщинам во время месячных нельзя причащаться. Никаких запретов на прикосновение к иконам в канонах нет.

ВНИМАНИЕ! Вопросы можно задавать

Менструальный цикл заложен природой. Женщины испытывают массу неудобств, некоторые сильные боли. Верующие воспринимают такой запрет несправедливым.

Единого мнения о том, почему с месячными нельзя ходить в церковь, у Русской православной церкви нет. Все священнослужители трактуют запрет на своё усмотрение.

Причины запрета

Чтобы определиться, можно ли посещать церковь во время месячных, нужно прочесть библию и попытаться найти в ней ответ. Запретом для входа в церковь во времена Ветхого Завета являлись физические нарушения в организме человека:

  • Инфекционные заболевания;
  • Воспалительные процессы в активной фазе;
  • Выделения из уретры у мужчин;
  • Менструации у женщин.

Кроме этого, запрещалось посещать храмы имевшим физический контакт с умершим (омывание, подготовка к погребению). Молодым матерям посещать церковь через 40 дней после рождения сына и через 80 - дочери.

Запрет для женщин с менструальный циклом связывают с тем, что в церкви нельзя проливать кровь. Священнослужители или прихожане, поранившись должны выйти из храма и остановить кровотечение за его пределами. Попадание крови на пол, иконы или священные книги недопустимо, поскольку после этого её необходимо заново освятить.

С появлением Нового Завета список состояний, запрещающих визит в церковь, уменьшился. В нём по-прежнему остались 40 дней с момента рождения детей и месячные. Последние считают грехом. Наступление менструального цикла, по некоторым трактовкам, свидетельствует о погибшей яйцеклетке и самопроизвольном аборте.

В Новом Завете есть свидетельство исцеления Иисусом женщины с маточным кровотечением. Во время обряда она коснулась его рукой и кровотечение прекратилось. Одни священнослужители подобное состояние женщины связывали с возможностью зарождения новой жизни, которой ей женщин наградил Всевышний. Другие считали кровотечение наказанием за грехи первой женщины - Евы.

Отношение современной церкви

Можно ли идти в церковь с месячными?! С этим вопросом молодые женщины приходят к священнослужителям и просят совета. Разрешать или нет - личное дело служителя.

Священники разрешают присутствовать в церкви, но нельзя:

  1. Ставить свечи;
  2. Прикасаться к образам.

Разрешено заходить и молиться в храме. Священнослужители снисходительны к больным. Некоторых женщин и девушек беспокоят маточные кровотечения при установлении менструального цикла и его завершении. К сожалению, медицина не способна прекратить их в один момент. Периодическое лечение не приносит результатов. Тогда они идут с молитвой к Господу и святым о здоровье.

В таких ситуациях первую молитву нужно произнести в церкви, поставив свечу. Перед молитвой принято пройти обряд исповедования и причащения. Перед ним святого отца предупреждают о своей ситуации и просят благословения.

Можно ли причащаться во время месячных

Исповедование, причащение и крещения не проводят для девочек, девушек и женщин в период менструации. Церковь - место бескровной жертвы и по законам её нельзя посещать людям с кровоточащими ранами.

К вопросу о крещении

Таинство крещения заключается в смерти греховной плоти и возрождении её Святым духом. Человек очищается от грехов и заново рождается по церковным обычаям. Во время крещения читают молитвы, омывают святой водой.

Младенцев окунают полностью, взрослым омывают голову и лицо. После человека облачают в чистую одежду. Несмотря на современные средства гигиена, женщина с месячный чиста душой, но не чиста телом. Поэтому таинство Крещения не совершают в период цикла.

К крещению готовятся заранее и если вдруг менструации начались раньше и попали на этот день, то лучше перенести его на другую дату. Священнослужителя уведомляют заране е. При крещении ребёнка священнослужитель может запретить матери участие в крещении по причине менструального цикла.

Возможность исповедования

Каждый верующий проходит ритуал исповедования. Оно направлено на духовное очищения. С мирскими проблемами, проступками люди обращаются к священнослужителю.

Священник отпускает человеку грешные помыслы и дела, даёт советы и наставления на праведную жизнь. Кроме духовного очищения необходима и чистота телесная. При менструации это невозможно, поэтому к исповеди в такие дни не проходят.

Таинство причащения

Это таинство единения с Господом, установленное им самим перед страданиями. Тогда он разделил хлеб и вино между апостолами, как плоть и кровь свою. Обряд имеет много общего с действиями Христа.

После службы и молитвы люди подходят к алтарю в ожидании чаши. Детей пропускают вперёд . Из чаши не пьют, а открывают рот для получения церковного напитка и целуют её основания. В качестве хлеба выступают просфоры.

Таинство причащения запрещено при менструации, исключение делается для болезней, при которых бывают маточные кровотечения. Для причастия человек очищает душу и должен быть чист телесно. Это условие не выполнить при физиологических особенностях женского организма.

Искренне верующие женщины с пониманием относятся к заветам и канонам Евангелие и с достоинством принимают волю священнослужителей. Поэтому для них нетрудно отказаться от причастия или молитвы в церкви.

С приходом менструации многих женщин, посещающих храм, волнует вопрос, можно ли причащаться во время месячных, венчаться, крестить детей, целовать иконы или молиться. Из-за отсутствия в Библии четкого ответа о возможности посещать церковь в критические дни духовные служители интерпретируют постулаты, исходя из собственных убеждений о женской «нечистоте» в определенные дни цикла. Русская православная церковь запрещала женщинам посещать храм во время месячных, соблюдать посты, молиться. Однако естественные физиологические процессы в женском организме – неизбежное явление, которое не указывает на то, что женщина стала «нечистой». Оскверняет человека только совершение греха.

С чем связан запрет на посещение храма?

Кроме запрета на посещение храма, православная церковь считала, что женщина во время менструации не должна:

  • причащаться;
  • венчаться;
  • крестить ребенка;
  • исповедоваться;
  • прикасаться к иконам;
  • креститься некрещенной;
  • принимать антидор (просфоры) и святую воду;
  • участвовать в пении;

Кроме того, нельзя заходить в храм в течение 40 дней после родов.

Чтобы объяснить, почему нельзя ходить в церковь при месячных и спустя несколько дней после родов, нужно обратиться к Ветхому Завету. Там сказано, что «нечистым» считается мертвое тело, определенные (венерические) болезни, истечения из половых органов женщин и мужчин.

Большинство современных священников не ограничивают пребывание женщины в храме в период критических дней . Они убеждают прихожанок в том, что естественные процессы в организме не должны влиять на их убеждения.

Теории запрета

Приверженцы «ритуальной чистоты» приводят свои доводы, почему женщина во время месячных не достойна посещать храм:

  1. Начиная с эпохи Средневековья и до 18 века женщину с менструацией не допускали к посещению святынь. Запрещалось и вхождение в храм во время месячных.
  2. Жесткие требования выдвигала Русская православная церковь, начиная с 12 столетия. Женщинам запрещалось рожать в доме, чтобы не осквернять жилое помещение собственными выделениями. Для этого использовали баню. Первым посетителем после родов был священник, который читал специальную молитву, «очищающую» роженицу от скверны. В течение 80 суток (при рождении девочки) и 40 (если родился мальчик), роженица не имела права на посещение церкви, причащение, крещение детей. Только священнослужитель мог определить, сколько дней продлится запрет, и когда можно причащаться.
  3. Согласно высказываниям Тимофея Александрийского, запрет на причастие был связан с физическим недомоганием женщин во время и . В это время они должны были находиться дома, читая молитвы.
  4. Согласно Канонам Ипполита, не разрешалось посещать церковь во время месячных и после родов роженицам и повитухам. Они могли лишь стоять у ворот во время службы, пока не закончится срок ограничения.
  5. Высказывания Дионисия Александрийского ограничивали пребывание в храме в определенные дни, тем самым указывая на духовную и телесную «нечистоту» женщин с менструацией. Именно поэтому женщина не могла быть крестной матерью или исповедоваться во время месячных.
  6. В Евангелии от Иакова сказано о том, что Дева Мария жила в храме до 12 лет (до момента наступления менструации), чтобы менструальной кровью не осквернить святое место.
  7. Левитские законы запрещали прикосновение к менструирующей женщине, беспокоясь о здоровье будущих детей, тем самым ограничивая половые контакты. По мнению Моисея, Тертуллиана, Лактанция, Оригена, которые были основоположниками христианского богословия, соитие оправдано лишь с целью зачатия новой жизни.

Современный взгляд

Сегодня отношение церкви к материальному миру изменилось. Каждая женщина решает самостоятельно, можно ли молиться во время месячных, посещать святые места, участвовать в таинствах крещения, венчания.

Современные священнослужители акцентируют внимание на том, что любое Божье творение является чистым. Если женщина чувствует потребность в общении с Господом, никакие физиологические изменения в организме не должны этому препятствовать.

Менструальные выделения, как и какие-либо другие, не влияют на душевную чистоту женщины. Существует масса гигиенических средств , с помощью которых женщины могут не ограничивать свою физическую и социальную активность. Женщины не отказываются стать крестной матерью или венчаться, если знаменательное событие совпадает . Иногда месячные приходят раньше срока или задерживаются, и отрегулировать нужный момент не всегда представляется возможным.

Противниками запрета для женщин на посещение церкви, когда идут месячные, выступали известные священнослужители прошлых столетий: Иоанн Златоуст, апостол Павел, Григорий Двоеслов, Патриарх Сербский Павел и другие.

После Критской конференции 2000 г. священникам православных храмов было рекомендовано не запрещать, но приветствовать присутствие женщин в храме вне зависимости от критических дней. Рекомендовалось также донести до сведения прихожанок, что они могут в любой день и принимать причастие, и исповедоваться. Но согласились с таким положением не все священнослужители.

Не каждый священник разрешит женщине «во время истечения крови» быть крестной матерью, совершать обряд венчания, но препятствовать этому он не сможет. Почему нельзя крестить с месячными, ведь невозможно упрекнуть прихожанку в том, что дано ей природой.

Некоторые женщины сомневаются, можно ли ходить в храм при имеющихся гинекологических заболеваниях, когда присутствуют маточные кровотечения, или нужно оставаться дома. В этом случае Новый Завет приводит пример относительно того, как страдающая кровотечением женщина прикоснулась к одежде Господа и исцелилась от недуга. При этом она не услышала упрека в своей телесной «нечистоте». Напротив, Господь указал крестящейся женщине на силу ее веры, с помощью которой она исцелилась.

Сегодня сложно представить ситуацию, когда священнослужитель будет интересоваться вопросами, смущающими прихожан. Если женщина самостоятельно принимает решение не посещать церковь, не причащаться и поститься во время месячных дома, ее можно похвалить за благочестие, но препятствовать ее присутствию в храме никто не будет.

Менструальная кровь - всего лишь временное физиологическое явление, которое никоим образом не влияет на духовную чистоту и не может осквернить храм.

Из поколения в поколение передается строгий запрет на посещение женщинами храма в дни менструации. Одни люди верят в это и строго следят за соблюдением правила. Другие негодуют и возмущаются запретом, думают, почему же нельзя. Третьи, не обращая внимания на критические дни, приходят в церковь по велению души. Так разрешается ли во время месячных ходить в церковь? Кто, когда и почему запретил женщинам посещать ее в эти особые для женского организма дни?

Создание мужчины и женщины

Ознакомиться с моментами создания Господом Вселенной можно в Библии в Ветхом Завете. Первых людей Бог создал на шестой день по образу и подобию своему и назвал мужчину Адамом, а женщину – Евой. Из этого следует, что изначально женщина была чистой, у нее не было месячных. Зачатие ребенка и его рождение не должны были быть мучительны. В их мире, наполненном совершенством, не было ничего нечистого. В чистоте было тело, мысли, действия и душа. Но совершенство было недолгим.

Дьявол воплотился в образ змия и стал искушать Еву, чтобы она вкусила плод с Дерева познания добра и зла. Он обещал ей могущество и знание. Женщина вкусила плод сама и угостила им мужа. Так произошло грехопадение на все человечество. Адама и Еву изгнали из Рая. Бог обрек женщину на страдания. Он сказал, что отныне она будет зачинать и рожать в муках. Именно с этого момента женщина считается нечистой.

Запреты Ветхого Завета

Правила и законы были важны для людей того периода времени. Все они были прописаны в Ветхом Завете. Храмы создавались для общения с Богом и для приношения ему жертв. Женщина же не являлась полноправным членом общества, а была дополнением мужчины . О грехе Евы, после которого у нее начались месячные, помнили все. Менструация была напоминанием о том, что женщина натворила .

Ветхий Завет четко давал ответ на вопрос о том, кому можно, а кому и почему запрещено было посещать Святой Храм. Не посещали его:

  • с проказой;
  • с семяистечением;
  • те, кто прикасался к трупам;
  • с гнойными выделениями;
  • женщины во время менструации;
  • женщины, родившие мальчика – 40 дней, родившие девочку – 80 дней.

Во времена Ветхого Завета на все смотрели с физической точки зрения. Грязное тело считалось признаком нечистого человека. Женщине во время критических дней запрещалось посещать Храм , а также места с большим количеством людей. Она была далека от собраний народа. Кровь нельзя было проливать в святых местах. Так длилось до пришествия Иисуса Христа и принесения им Нового Завета.

Нечистота отменяется Новым Заветом

Иисус Христос акцентировал внимание на духовном, пытался достучаться до человеческой души. Он пришел, чтобы искупить все человеческие , в том числе грех Евы. Если у человека не было веры, все его дела считались бездуховными. Черные мысли человека превращали его в нечистого, даже при чистоте его тела. Святой Храм стал не конкретным местом на Земле, а перенесся в души человеческие. Христос говорил, что душа и есть Храм Бога и Его Церковь . Мужчины и женщины стали равны в правах .

Однажды произошла ситуация, которая возмутила всех священнослужителей. Во время нахождения Христа в Храме одна женщина, страдающая много лет от кровотечения, прошла сквозь толпу к нему и прикоснулась к его одеждам. Христос, почувствовавший ее, обернулся и сказал, что ее вера спасла ее. С этого времени в сознании человечества произошел раскол. Одни остались верны чистоте физической и Старому Завету. Они придерживались мнения, что женщине ни в коем случае нельзя ходить в церковь во время месячных. А те, кто послушался учения Иисуса Христа и последовал вере в Новый Завет и духовную чистоту, перестали придерживаться этого правила. После его смерти вошел в силу Новый Завет. Пролитая кровь стала признаком начала новой жизни.

Ответы священников на вопрос о запрете

Так можно ли ходить в церковь во время месячных?

Католические священники давно решили для себя вопрос о посещении женщиной церкви в критические дни. Они считают месячные естественным явлением и не видят в них ничего плохого. Кровь давно перестала проливаться на полы церкви, благодаря современным гигиеническим средствам.

А вот православные священники не могут прийти к единому мнению. Одни говорят, что женщине нельзя заходить в церковь во время месячных. Другие говорят, что приходить можно, если этого требует душа. Третьи разрешают женщинам во время менструации приходить в церковь, но ставят запрет на некоторые священные таинства:

  1. венчание;
  2. исповедание.

Запреты по большей части связаны с физическими моментами . По гигиеническим соображениям во время менструации нельзя опускаться в воду. Не очень приятно смотреть на кровь, перемешивающуюся с водой. Венчание происходит долго и ослабленный организм женщины во время месячных может его не выдержать. Часто происходят обмороки, женщина испытывает слабость и головокружение. Во время исповеди затрагивается психоэмоциональное состояние женщины. А в период месячных она пребывает немного в неадекватном состоянии. Поэтому, если женщина решит исповедаться, она может сказать то, о чем будет долго жалеть. Вот почему нельзя исповедоваться во время месячных.

Можно ли ходить в церковь во время месячных или нет

Современность смешала в себе грешное с праведным. Никто не знает истоков этого запрета. Священники перестали быть теми духовными служителями, которыми они считались во времена Ветхого и Нового Заветов. Каждый воспринимает информацию так, как ему удобней. Церковь – это помещение, такое же, как и было и при Ветхом Завете. Отсюда следует, что все должны придерживаться правил, установленных в те времена. При месячных нельзя ходить в церковь.

Но современный демократический мир внес свою поправку. Если учесть, что грешным считалось пролитие крови в храме, то в настоящий период времени эта проблема полностью решена. Средства гигиены, такие как тампоны и прокладки, хорошо впитывают кровь и не дают ей протечь на пол священного места. Женщина не является нечистой. Но тут тоже есть обратная сторона. Во время менструации женский организм самоочищается. А это значит, что женщина все-таки является нечистой, и ей нельзя посещать церковь во время критических дней.

Но ей на помощь приходит Новый Завет и его чистота души. А это значит, что если душа испытывает потребность прикоснуться к святыне, почувствовать Божественную поддержку, то прийти в храм можно . Даже нужно! Ведь Иисус помогает именно тем, кто искренне верит ему . А чистота тела не играет в этом большой роли. Тем, кто придерживается правил Нового Завета, ходить в церковь во время месячных не возбраняется.

Но и тут есть поправки. Раз Церковь и Святой Храм находятся в душе человека, то ему совсем необязательно приходить в определенное помещение за помощью. Женщина может помолиться Богу в любом месте. И если мольба идет от чистого сердца, то ее услышат намного быстрее, чем при посещении храма.

Итог

Никто не может сказать точно, можно ли ходить в церковь во время месячных. У каждого есть свое мнение по этому поводу. Ответ на этот вопрос женщина должна дать сама, решить, почему она хочет пойти в церковь.

Запрет как есть, так и его нет. Нужно смотреть на то, с какими намерениями женщина хочет пойти в церковь .

Если целью посещения является просьба о прощении, покаяние в грехах, то можно идти в любое время и при месячных тоже. Чистота души — это главное.

Во время критических дней лучше всего размышлять о своих поступках. Иногда во время месячных вообще не хочется никуда выходить из дома. А во время менструации ходить в храм можно, но только если этого требует душа!

В некоторых общинах существовала крайняя точка зрения. Считалось, что женщина во время критических дней не имеет права не только , но и молиться, прикасаться к священному писанию и даже , как его , т.к. в это время удаляется Святой Дух, сменяясь духом нечистым.

Такой подход связан с ветхозаветной традицией, где большое место занимало представление о чистоте и нечистоте. Нечистым считалось все, что связано со смертью, в том числе и кровотечения. Такое отношение к кровотечениям, в том числе и к месячным, существовало и в язычестве, но в ветхозаветной религии оно имело особый смысл.

Смерть в Библии трактуется как следствие грехопадения человека. Следовательно, любое напоминание о ней, в том числе и ежемесячное кровотечение – это напоминание о человеческой греховности, поэтому оно делает человека «нечистым», заставляет держаться в стороне от религиозной жизни. В ветхозаветные времена иудейским женщинам действительно запрещалось во время критических дней принимать участие в молитве, более того – к женщине в это время даже прикасаться было нельзя, ее изолировали.

В , имеющем своей основой победу Спасителя над греховностью и смертью, такого однозначного подхода быть уже не могло. Дискуссии относительно критических дней не прекращались на протяжении веков. Одни богословы, видя в телесной нечистоте образ нечистоты духовной, запрещали женщинам причащаться в эти дни (св.Дионисий, св.Иоанн Постник, преп. Никодим Святогорец), другие же считали женское кровотечение естественным процессом и не видели никаких препятствий к во время критических дней (св. Климент римский, св.Григорий Двоеслов).

Отношение современной Церкви к критическим дням

В древности и Средневековье существовала еще одна причина ограничений для женщин во время критических дней: кровь могла попасть на церковный пол, тем самым осквернив храм. Такие строгие правила касаются любой крови – даже если человек случайно порезал палец, он должен немедленно выйти из храма, чтобы остановить кровь.

Современные гигиенические средства позволяют решить эту проблему, поэтому в настоящее время женщинам не запрещается во время критических дней посещать храм, молиться, ставить свечи, прикладываться к иконам. Вместе с тем сохраняется запрет на участие в таинствах в эти дни. Женщина в таком состоянии не должна ни , ни причащаться, ни креститься, если она некрещеная.
Все эти запреты отменяются в том случае, если женщина тяжело больна и имеет место опасность для жизни.