Порядок исполнения исков к бюджету. Порядок исполнения судебных актов

В настоящее время исполнительные производства о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений, находится на особом контроле в ФССП России.

Указанные методические рекомендации определяют порядок действий судебных приставов-исполнителей при поступлении на исполнение исполнительных документов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, а также о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней.

1. Порядок действий судебных приставов-исполнителей при исполнении актов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации по денежным обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

Статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации возлагает исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, на Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации и финансовый орган муниципального образования соответственно.

Часть 2 статьи 1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривает, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В случае предъявления взыскателем исполнительного документа данной категории непосредственно в структурное подразделение территориального органа ФССП России, исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства возвращается взыскателю с разъяснением порядка исполнения, т.е. к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с надлежащим образом заверенной судом копией определения суда о его выдаче.

Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, направляется на исполнение судом независимо от просьбы взыскателя. К такому исполнительному документу должна быть приложена надлежащим образом заверенная копия судебного акта, на основании которого он выдан.

Согласно статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) в течение трех месяцев со дня поступления в соответствующий орган исполнительного листа на исполнение, в случае не исполнение решения суда в течение трех месяцев, исполнительный документ может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю.

В данном случае судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

В данном случае к исполнительному документу должны быть приложены следующие документы:
- заявление о направлении исполнительного документа на принудительное исполнение;
- документы, подтверждающие неисполнение судебного акта Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом), в сроки, определенные бюджетным законодательством Российской Федерации. К подтверждающим документам относятся отметки о принятии к исполнению исполнительного документа и о его возврате взыскателю, сделанные соответствующим финансовым органом, либо сопроводительные письма, также имеющие соответствующие отметки. В случае непредставления взыскателем сведений, подтверждающих неисполнение Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель без возбуждения исполнительного производства возвращает данный исполнительный документ взыскателю с разъяснением требований по представлению документов и порядка исполнения.

Согласно пункту 4 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" обращение взыскания на имущество должника осуществляется при отсутствии у него денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.

В силу данной нормы судебный пристав-исполнитель вправе осуществить исполнительные действия по аресту и реализации принадлежащего публично-правовому образованию имущества, не закрепленного за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на которое может быть обращено взыскание, только после установления невозможности исполнения решения суда за счет средств бюджета.

В соответствии с пунктом 4 статьи 214 и пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации и казну муниципального образования составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Учет имущества субъекта Российской Федерации, составляющего казну субъекта Российской Федерации, осуществляет орган исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации.

Учет имущества муниципального образования, составляющего казну муниципального образования, осуществляет орган местного самоуправления данного муниципального образования.

Для выявления имущества, составляющего казну соответствующего публично-правового образования, судебный пристав-исполнитель обращается с запросом в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.

Дальнейшие исполнительные действия в отношении имущества публично-правового образования, в том числе арест, оценка и реализация имущества, составляющего казну публично-правового образования, осуществляются в соответствии с порядком обращения взыскания на имущество должника, установленным Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

На практике при исполнении судебных актов о взыскании средств бюджета субъекта Российской Федерации возникает ряд трудностей. Так, при вынесении решения о взыскании с финансового органа средств бюджета суды не всегда указывают в резолютивной части решения на то, что взыскание осуществляется за счет средств казны. Например, суды Алтайского края таким образом выносят решения о взыскании в пользу опекунов средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством). В резолютивной части таких решений указывается: "Взыскать с комитета Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике". Такие исполнительные листы направляются судами или взыскателями в УФК. При подобной формулировке решений получается, что суммы взыскиваются с комитета как с бюджетного учреждения. Однако их исполнение в порядке, установленном ст. 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, невозможно, поскольку в смете комитета средства на выплату опекунских пособий не заложены. Средства на указанные цели учтены в объеме субвенции городским округам и муниципальным районам края.

Для решения этой проблемы необходимо обращаться в соответствующие суды с заявлениями о разъяснении решений. Во избежание подобных случаев в дальнейшем при рассмотрении дел в судах необходимо обращать внимание судей на то, чтобы в решении обязательно указывалось, за счет каких средств должно осуществляться его исполнение.

2. Порядок действий судебных приставов-исполнителей при поступлении актов судебных органов о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней

Исполнительные листы о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней подлежат приему и исполнению структурными подразделениями территориальных органов ФССП России.

При таких обстоятельствах после возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет запрос в налоговый орган о виде организационно-правовой формы учреждения и о наличии у должника счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях. При установлении счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях судебный пристав-исполнитель проверяет наличие на них денежных средств.

Так как в соответствии с частью 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при отсутствии у должника счетов в Банке России или кредитных учреждениях, а также отсутствии (недостаточности) на них денежных средств исполнительные документы подлежат возврату взыскателям по основаниям подпункта 4 пункта 1 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительные производства - окончанию в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 47 указанного Закона.

В случае, если должник по своей организационно-правовой форме является автономным учреждением, судебный пристав-исполнитель в целях установления имущества обращается с запросом в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.

Дальнейшие исполнительные действия в отношении установленного имущества автономного учреждения, в том числе его арест, оценка и реализация, осуществляются в соответствии с порядком обращения взыскания на имущество должника, установленным Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с копией определения суда о его выдаче.

Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, направляется на исполнение судом независимо от просьбы взыскателя. К такому исполнительному документу должна быть приложена копия судебного акта, на основании которого он выдан.

Основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является :

непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи;

предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника;

нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;

представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.

3.1. Основанием для возврата в суд исполнительных документов, поступивших на исполнение, является:

представление судом заявления (либо судебного акта) об отзыве исполнительного документа;

представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению;

невозможность осуществить возврат документов, поступивших на исполнение, взыскателю.

В случае возврата в суд исполнительных документов по указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта основаниям взыскателю направляется уведомление с приложением всех поступивших от него документов.

3.2. Основаниями для возврата взыскателю или в суд документов, поступивших на исполнение, являются невозможность перечисления денежных средств по реквизитам банковского счета, указанного взыскателем и (или) судом в исполнительном документе, и отсутствие в течение 30 дней со дня направления взыскателю или в суд уведомления об уточнении реквизитов банковского счета взыскателя.

4. Возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации. Главный распорядитель средств федерального бюджета, представлявший в суде интересы Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 158 настоящего Кодекса, обязан направить в Министерство финансов Российской Федерации информацию о результатах рассмотрения дела в суде в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме.

При удовлетворении судом исковых или иных требований, предъявляемых к Российской Федерации и удовлетворяемых за счет казны Российской Федерации, главный распорядитель средств федерального бюджета, представлявший в суде интересы Российской Федерации, также информирует Министерство финансов Российской Федерации о наличии оснований для обжалования судебного акта.

При наличии оснований для обжалования судебного акта главный распорядитель средств федерального бюджета обязан предоставить в Министерство финансов Российской Федерации информацию о результатах обжалования не позднее одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу.

Для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, представлявший в суде интересы субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 158 настоящего Кодекса, обязан направить в финансовый орган субъекта Российской Федерации информацию о результатах рассмотрения дела в суде в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме.

При удовлетворении судом исковых или иных требований, предъявляемых к субъекту Российской Федерации и удовлетворяемых за счет казны субъекта Российской Федерации, главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, представлявший в суде интересы субъекта Российской Федерации, также информирует финансовый орган субъекта Российской Федерации о наличии оснований для обжалования судебного акта.

При наличии оснований для обжалования судебного акта главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации обязан предоставить в финансовый орган субъекта Российской Федерации информацию о результатах обжалования не позднее одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу.

Для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Главный распорядитель средств бюджета муниципального образования, представлявший в суде интересы муниципального образования в соответствии с пунктом 3 статьи 158 настоящего Кодекса, обязан направить в финансовый орган муниципального образования информацию о результатах рассмотрения дела в суде в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме.

При удовлетворении судом исковых или иных требований, предъявляемых к муниципальному образованию и удовлетворяемых за счет муниципальной казны, главный распорядитель средств бюджета муниципального образования, представлявший в суде интересы муниципального образования, также информирует финансовый орган муниципального образования о наличии оснований для обжалования судебного акта.

При наличии оснований для обжалования судебного акта главный распорядитель средств бюджета муниципального образования обязан предоставить в финансовый орган муниципального образования информацию о результатах обжалования не позднее одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу.

5. Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

6. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Исполнение судебных актов может быть приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Органы, исполняющие судебные акты (Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований), ведут учет и осуществляют хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.

Исполнение решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

1. Решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - решение налогового органа), направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения (далее - должник), по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.

2. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после дня получения решения налогового органа направляет должнику уведомление о поступлении решения налогового органа и дате его приема к исполнению с приложением копии решения налогового органа.

3. Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы соответствующего бюджета по исполнению решения налогового органа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Для исполнения решения налогового органа за счет средств соответствующего бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения решения налогового органа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств соответствующего бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При неисполнении должником требований, установленных настоящей статьей, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

4. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения решения налогового органа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения решения налогового органа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов.

5. Орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления решения налогового органа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

6. Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.

При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

7. При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, документа, подтверждающего исполнение решения налогового органа, документа об отсрочке или о рассрочке уплаты налога, сбора, пеней и штрафов. При предъявлении должником документа об отсрочке или о рассрочке приостановление операций по лицевым счетам должника не производится в период действия отсрочки, рассрочки уплаты налога, сбора, пеней и штрафов.

При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган в течение 10 рабочих дней информирует об этом налоговый орган.

8. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, при исполнении в полном объеме решения налогового органа уведомляет об этом налоговый орган.

Титов Ю., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Московской академии экономики и права.

Согласно ст. ст. 15, 18, 46, 118 Конституции РФ и принятым в ее развитие ст. 6 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ст. 13 ГПК РФ, ст. 16 АПК РФ, ст. 392 УПК РФ и ст. 31.2 КоАП РФ вступившие в законную силу судебные решения (постановления по делу об административном правонарушении) обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 315 УК РФ "Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта" устанавливает ответственность представителя власти, государственного служащего, служащего органа местного самоуправления, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации за злостное неисполнение ими вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению.

Представляется, что понятие "злостное неисполнение судебного акта" имеет оценочный характер, т.е. органы дознания, прокуратура и суд, делая вывод о наличии или отсутствии этого признака состава преступления, в большей степени полагаются на сложившуюся практику, а не на прямое указание уголовного закона и в некоторой степени на собственное усмотрение, выбирая между несколькими вариантами своих действий.

Военная коллегия Верховного Суда РФ в Определении от 31 марта 1998 г. указала, что основанием для привлечения к уголовной ответственности по ст. 315 УК является не любое, а лишь злостное неисполнение судебного решения. При этом суд посчитал достаточным обстоятельством для усмотрения признака злостности в действиях должника неисполнение предупреждения суда, вынесенного в виде определения, если оно вступило в законную силу <1>.

<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 5.

Специфика объективной стороны состава данного преступления, как и иных преступлений против правосудия, получила отражение в определении свойств субъективной стороны преступления в силу того, что оказать негативное влияние на развитие уголовно-процессуальных и связанных с ними отношений, возникающих в ходе исполнения судебного акта, способно далеко не любое лицо, поскольку для субъекта состава преступления, предусмотренного ст. 315 УК, характерны специальные признаки.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что не исполняет приговор, решение суда или иной судебный акт, и желает этого <2>.

<2> Наумов А.В. Практика применения УК РФ: комментарий судебной практики и доктринальное толкование // Под ред. Г.М. Резника. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 828.

Перечень субъектов преступления, данный в диспозиции ст. 315, значительно шире, чем, например, в ст. 285 УК, и не содержит полного описания критериев, которые нужны при определении субъекта преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ.

На наш взгляд, именно поэтому в научной литературе сформирован некий собирательный образ субъекта этого преступления, основанный на единой позиции исследователей, заключающейся в том, что лица, указанные в ст. 315 УК, являются субъектами преступления, если в круг их служебных обязанностей входит исполнение судебных актов.

В обществе сложилось мнение, что исполнение судебных актов возложено только на службу судебных приставов, которая согласно ст. 5 ФЗ от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" является единственным органом принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

Вместе с этим в ч. 1 ст. 7 говорится о том, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов могут исполняться и другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами.

Правовое положение органов принудительного исполнения регулируется законодательством об исполнительном производстве, тогда как правовое положение субъектов, исполняющих требования судебных актов, регулируется отраслевым федеральным законодательством, возлагающим на них соответствующие функции, поэтому процедура исполнения судебных актов указанными органами существенным образом отличается от процедуры принудительного исполнения.

Например , условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются бюджетным законодательством (ч. 2 ст. 1 ФЗ "Об исполнительном производстве").

С 1 января 2006 г. действует порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетной системы РФ, введенный в действие ФЗ от 27 декабря 2005 г. N 197-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве".

К органам, исполняющим судебные акты, отнесены: Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации, финансовые органы муниципальных образований.

Согласно п. 6 ст. 242.2, п. п. 6 и 8 ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ задолженность, установленная судебными решениями, должна быть погашена в течение 3-х месяцев со дня поступления в органы Федерального казначейства исполнительных документов.

Вместе с тем на практике есть многочисленные проблемы, связанные с исполнением судебных решений. Зачастую причины этого носят субъективный характер, поскольку основой их возникновения являются действия или бездействие должностных лиц. Это получило свое отражение в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию: "Далеко не полностью решена проблема исполнения судебных решений по искам к органам государственной власти и органам местного самоуправления. Это нарушает права и законные интересы граждан, является недопустимым примером неуважения к судебной власти" <3>.

<3> Бюджетное послание Федеральному Собранию "О бюджетной политике в 2006 году" // Официальный сайт Президента РФ www.kremlin.ru. 24.05.2005.

Согласно статистике, приведенной газетой "Ведомости" <4>, за 2006 г. в Минфин поступило исполнительных листов на 10,8 млрд. руб., из них выплачено 5,8 млрд. В первом квартале 2007 г. поступило исков на 2,1 млрд. руб., выплачено лишь 0,8 млрд. Самые значительные цифры у МВД: в 2005 г. оно причинило ущерб на сумму 2,2 млрд. руб., а в 2006 г. - на 2,4 млрд. руб.

В той же газете от 26 марта 2008 г. приведена статистика уже Европейского суда по правам человека, согласно которой в России не исполняется 46% судебных решений по взысканию средств у государства <5>.

<5> Ленинский как Страсбургский // Ведомости. N 54 (2076).

Установив детальные правила исполнения судебных решений, законодатель, казалось бы, одновременно предусмотрел и ответственность за их нарушение. Согласно ст. 283 Бюджетного кодекса несвоевременное или неполное исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы России, а также несоблюдение главным распорядителем средств федерального бюджета срока направления в Министерство финансов РФ информации о результатах рассмотрения дела в суде является основанием для ответственности виновных должностных лиц.

С учетом ст. ст. 281 и 282 Бюджетного кодекса РФ, указанная норма отсылочная, поскольку ее применение возможно во взаимосвязи с законодательством об административных правонарушениях и уголовным законодательством, поскольку, как утверждает, например, А. Борисов, достаточных оснований для признания существования нарушений бюджетного законодательства РФ в качестве самостоятельного вида правонарушений нет <6>. В большей части статей Бюджетный кодекс отсылает к несуществующим нормам права <7>.

<6> Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО "Юстицинформ", 2008.
<7> См., напр.: Бутенко А.В. К вопросу о сущности правонарушений в области Бюджетного законодательства // Финансовое право. 2007. N 12.

Вместе с тем, рассматривая действующую модель исполнения судебных актов, обращенных к казне государства (Постановление от 14 июля 2005 г. N 8-П), Конституционный Суд РФ отметил, что конституционный принцип правового государства возлагает на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, что предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 1; ст. ст. 2, 17 и 18; ч. 1 ст. 45 Конституции РФ). Правосудие как важнейший элемент данного правопорядка по своей сути является таковым, если обеспечивает справедливое разрешение дела и эффективное восстановление в правах.

Далее Конституционный Суд РФ основывался на правовой позиции Европейского суда по правам человека, сформулированной в Постановлении от 9 декабря 1994 г. по делу "Стрэн Грик Рифайнериз" и Стратис Андреадис против Греции" (Stran Greek Refineries and Stratis Andreadis v. Greece). Европейский суд отметил, что законодательное регулирование, противоречащее общеправовому принципу "никто не может быть судьей в собственном деле", обернулось в судебных разбирательствах явным неравенством власти и права.

Исходя из названного прецедента, Конституционный суд сделал вывод, что, участвуя в регулируемых гражданским законодательством отношениях, возникающих при возмещении вреда, причиненного частным лицам, Российская Федерация выступает на равных началах с иными участниками этих отношений. Действуя в рамках дискреционных полномочий в сфере правового регулирования исполнительного производства (п. "о" ст. 71 Конституции РФ), государство тем не менее не может использовать такое правовое регулирование, которое приводило бы к неравенству публично-правовых образований и частных лиц.

Таким образом, государство, руководствуясь указанными конституционными положениями, может возложить исполнение требований судебных актов на различные органы и организации, исходя из того, что вне зависимости от избранного варианта положение взыскателя в сфере исполнительного производства не должно ухудшаться, несмотря на то что ответчиком является публичная власть. Иными словами, законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать исполнению обязательства.

Так, согласно ст. 1071 ГК РФ, причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта Федерации или казны муниципального образования. При этом от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Эти нормы гражданского законодательства получили отражение и в ФЗ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Его ст. 13 определяет в качестве должника по исполнительным документам о взыскании с Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования орган, уполномоченный от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве.

В многочисленных публикациях привлекает к себе особое внимание вопрос ответственности органов исполнительной власти и отдельных должностных лиц за исполнение конституционных обязательств государства.

Так, депутат А. Хинштейн предлагает решить проблему регулярной неуплаты госорганами возмещения за нанесенный ими вред путем возложения гражданско-правовой ответственности на конкретного чиновника, принявшего неправильное решение <8>.

В отличие от этого предложения законодательная инициатива Верховного Суда РФ предусматривает введение норм, позволяющих требовать возмещения государством вреда, причиненного нарушением права на судопроизводство в разумные сроки, а также права на исполнение в разумные сроки вступившего в законную силу судебного акта. В случае принятия соответствующего закона граждане и юридические лица как участники гражданского, арбитражного или уголовного процесса будут наделены правом требования от казны Российской Федерации компенсации за неисполнение решения суда. А представляющее в суде интересы России Министерство финансов РФ обязано будет доказывать отсутствие нарушений со стороны государственных органов, осуществляющих исполнение судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации <9>.

Тем не менее существующая нормативная правовая база все же может быть применена в целях привлечения к уголовной ответственности участников бюджетного процесса, ответственных за исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы России.

В зависимости от своих бюджетных полномочий указанные субъекты в той или иной степени отвечают за исполнение решений суда и несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, как участники бюджетного процесса, в том числе и должностные лица, осуществляющие от их имени те или иные полномочия.

Их правосубъектность определяется конституционными нормами, бюджетным законодательством, компетенцией в сфере публично-правовых отношений и носит производный характер от процессуальной и гражданской правосубъектности.

При этом в данной ситуации под должностным лицом следует понимать специальный субъект преступления, предусмотренного ст. 315 УК, т.е. представителя власти, государственного служащего, служащего органа местного самоуправления, а также служащего государственного или муниципального учреждения, участвующих в бюджетном процессе и наделенных управленческими и/или распорядительными функциями.

В отличие от ФЗ "Об исполнительном производстве" Бюджетный кодекс не раскрывает понятия, аналогичного понятию сторон исполнительного производства (взыскателя и должника). В то же время гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ, определяющая порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, включает взыскателя и должника в состав участников бюджетного процесса и наделяет их определенными правами и обязанностями. Поэтому можно однозначно сказать, что в Бюджетном кодексе РФ должна применяться дефиниция взыскателя и должника, представленная в ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей бюджетного законодательства.

При таких условиях взыскатель на основании ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, ст. 11 ГК РФ, п. 5 ст. 242.1 Бюджетного кодекса вправе обжаловать действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Порядок реализации права гражданина на подачу жалобы в суд определен Законом от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", в соответствии с которым граждане могут обжаловать в суд общей юрисдикции любые действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ либо в отношении которых предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Рассмотрение заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего производится в порядке, изложенном в гл. 25 ГПК, с учетом особенностей, установленных Законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

Реализуя свои процессуальные права, взыскатель (истец) вправе на основании ст. ст. 35, 166 и 226 ГПК заявить ходатайство о вынесении частного определения в отношении должностных лиц органов, исполняющих судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, которые обязаны в течение месяца сообщить суду о принятых мерах. Кроме того, суд вправе подвергнуть штрафу виновное должностное лицо в случае несообщения о принятых мерах по частному определению суда.

В этом случае частное определение суда вполне может иметь равнозначную силу с предупреждением об уголовной ответственности по ст. 315 УК, выносимым судебным приставом-исполнителем в случае, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации (п. 18 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве").

Наряду с этим можно использовать и представление прокурора об устранении нарушений закона.

При наличии частного определения суда и иных доказательств, подтверждающих в действиях должностных лиц, не исполняющих решение суда, наличие признака злостности, появляются основания для привлечения их к уголовной ответственности по ст. 315 УК. И в этой связи заявление взыскателя о преступлении будет иметь шансы стать поводом для возбуждения уголовного дела.

На то, что существуют правовые предпосылки, позволяющие привлечь к уголовной ответственности должностных лиц, не исполняющих судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, в ноябре 2005 г. указал тогдашний Главный судебный пристав РФ: "На сегодняшний день 86% всех жалоб россиян на неисполнение судебных решений, удовлетворенных Страсбургским судом, касаются исков к казне и бюджетам субъектов Федерации. Полномочия у нас достаточно большие - вплоть до возбуждения уголовных дел в отношении должностных лиц, которые злостно не исполняют судебные решения" <10>.

Предложенная процедура, направленная на надлежащее и своевременное исполнение судебных актов, хотя и учитывает специфику объективной и субъективной сторон состава преступления, предусмотренного ст. 315 УК, имеет свои недостатки, которые могут быть устранены только на законодательном уровне.

В юридической литературе отмечается, что преступления против правосудия характеризуются умышленной формой вины, причем, как правило, умысел может быть исключительно прямым <11>. Этот подход применительно к рассматриваемому составу преступления лишь подчеркивает несовершенство Уголовного и Бюджетного кодексов РФ.

<11> Рашковская Ш.С. Отграничение преступлений против правосудия от дисциплинарных проступков // Социалистическая законность. 1976. N 12. С. 39.

В Государственной Думе рассматривался проект ФЗ "О внесении дополнения в ст. 315 УК РФ", предусматривающий уголовную ответственность граждан за злостное неисполнение вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно за воспрепятствование их исполнению. Законопроект был отклонен по мотивам того, что предлагаемые им новации предусматривают возможность наступления уголовной ответственности в отношении лиц, не исполняющих судебные решения, возникающие из гражданско-правовых отношений, а также поскольку по отношению к данной категории граждан действуют иные правила - правила принудительного исполнения судебных актов <12>.

<12> Постановление Государственной Думы ФС РФ от 26 января 2007 г. N 4136-4 ГД "О проекте Федерального закона N 255217-4 "О внесении дополнения в ст. 315 УК РФ" // СЗ РФ. 2007. N 6. Ст. 715.

"Бухгалтер и закон", 2008, N 11

В жизни любого человека может настать такой момент, когда он будет вынужден обратиться за защитой своих интересов и прав в суд. Изложить свои требования в исковом заявлении и подать его в суд, а затем выиграть процесс - это еще полдела. Любое судебное решение должно быть исполнено в добровольном или принудительном порядке.

Перед ответчиком также возникает ряд вопросов, которые заставляют его задуматься о том, как лучше и с наименьшими потерями исполнить решение суда, вступившее в законную силу.

В данной статье пойдет речь о порядке исполнения судебных актов как в добровольном, так и принудительном порядке. Ввиду того что с 1 февраля 2008 г. вступил в законную силу новый Закон об исполнительном производстве <1>, правоприменительная практика по данному Закону сформирована еще не до конца.

<1> См. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Виды судебных актов, порядок вступления в законную силу

В действующем российском законодательстве нет четкого определения судебного акта. Вместе с тем различные источники процессуального права определяют достаточно четко, какие акты судов являются судебными актами.

В соответствии с требованиями ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции.

В отличие от требований ГПК РФ Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее - АПК РФ) в ст. 15 определяет, что арбитражный суд принимает судебные акты в форме решения, постановления, определения.

Судебный акт, принятый арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу, именуется решением. Судебные акты, принимаемые арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанций по результатам рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб, а также судебные акты, принимаемые Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по результатам пересмотра судебных актов в порядке надзора, именуются постановлениями (п. 2 ст. 15 АПК РФ).

Все иные судебные акты арбитражных судов, принимаемые в ходе осуществления судопроизводства, именуются определениями.

Таким образом, с точки зрения гражданского и арбитражного судопроизводства к судебным актам относятся только решения суда, судебные приказы, определения и постановления.

Рассмотрим основные моменты вступления в законную силу названных судебных актов, а также порядок их исполнения.

В соответствии с п. 1 ст. 209 ГПК РФ решение суда общей юрисдикции вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное и кассационное обжалование. По правилам гражданского судопроизводства апелляционная жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня принятия мировым судьей решения в окончательной форме, кассационная жалоба подается в те же сроки, что и апелляционная жалоба (ст. ст. 329, 338 ГПК РФ).

В отличие от положений гражданского судопроизводства в АПК РФ содержится другое требование о вступлении судебного решения в законную силу. В соответствии с п. 1 ст. 180 АПК РФ решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решений, указанных в ч. 2 и 3 ст. 180 АПК РФ, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Помимо апелляционной жалобы участники арбитражного процесса вправе также подавать кассационную жалобу. Сроки подачи такой жалобы установлены в ст. 276 АПК РФ и составляют два месяца со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда, т.е. процессуальные нормы дают право сторонам на обжалование судебных решений, поэтому решения вступают в законную силу не сразу.

Исполнение судебных актов в добровольном порядке

Немедленное исполнение судебных актов.

В соответствии с положениями ст. 210 ГПК РФ и ст. 182 АПК РФ судебные решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов подлежат исполнению после вступления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения решения.

Стоит отметить, что и ГПК РФ, и АПК РФ содержат перечни случаев, когда судебные решения подлежат немедленному исполнению. Так, в частности, в ст. 211 ГПК РФ указано, что немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о:

  • взыскании алиментов;
  • выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев;
  • восстановлении на работе;
  • включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.

В соответствии с п. 2 ст. 182 АПК РФ решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, а также решения по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов подлежат немедленному исполнению.

Тем не менее ВАС РФ в своем Информационном письме от 24.07.2003 N 73 отметил следующее: если фактической целью заявителя является взыскание (возмещение) из бюджета денежных средств, не выплачиваемых ему вследствие неправомерного (по мнению заявителя) бездействия конкретного государственного органа (должностного лица), такого рода интерес носит имущественный характер независимо от того, защищается ли он путем предъявления в суд требования о взыскании (возмещении) соответствующих денежных средств либо посредством предъявления требования о признании незаконным бездействия конкретного государственного органа (должностного лица). Поэтому если заявитель предъявляет в суд требование о признании бездействия государственного органа (должностного лица), выразившегося в отказе возвратить (возместить, выплатить) из бюджета определенную денежную сумму, незаконным и названное требование удовлетворяется, такое решение суда приводится в исполнение по общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 182 АПК РФ, т.е. после вступления его в законную силу.

В то же время в п. 3 ст. 182 АПК РФ указано, что арбитражный суд по заявлению истца вправе обратить решение к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или сделать исполнение невозможным.

Немедленное исполнение решения допускается при предоставлении взыскателем обеспечения поворота исполнения на случай отмены решения суда (встречного обеспечения) путем внесения на депозитный счет арбитражного суда денежных средств в размере присужденной суммы либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму (п. 3 ст. 182 АПК РФ).

В качестве примера особых обстоятельств может послужить следующая ситуация: решением от 22 ноября 2004 г. с ответчика в пользу истца взыскана сумма 100 тыс. руб. Ответчик - ООО - находится в процессе ликвидации, и на 25 ноября 2004 г. назначено последнее собрание участников, в повестке дня которого в числе прочих значится вопрос о распределении среди участников оставшихся от реализации имущества денежных сумм. Если такое решение будет принято судом, истец не сможет исполнить его, так как к моменту вступления решения в силу денег и иного имущества не будет, а само общество может быть исключено из реестра юридических лиц <2>.

<2>

В другом случае суд удовлетворил требование о признании действий по отключению электроэнергии незаконными, так как у ответчика отсутствовали законные основания для прекращения подачи истцу электроэнергии, а также указал, что решение подлежит немедленному исполнению (см. Решение Арбитражного суда Московской области от 13.12.2005 N А41-К1-21299/05).

По результатам рассмотрения вопроса об обращении решения к немедленному исполнению арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано. Определение об обращении решения к немедленному исполнению подлежит немедленному исполнению. Обжалование определения не приостанавливает его исполнения.

В ГПК РФ (п. 2 ст. 212), так же как и в АПК РФ, вопрос о допущении немедленного исполнения решения суда разрешается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению вопроса о немедленном исполнении решения суда.

На определение суда о немедленном исполнении решения суда может быть подана частная жалоба. Подача частной жалобы на определение о немедленном исполнении решения суда не приостанавливает исполнения этого определения (п. 3 ст. 212 ГПК РФ).

Арбитражное и гражданское процессуальное законодательство едины в том, что решение может быть обращено к немедленному исполнению, если замедление исполнения может привести к ущербу для заявителя или оказаться невозможным.

Так, заявление об обращении к немедленному исполнению решения суда о признании недействующими ст. 56 и пп. 1 п. 3 ст. 62 Закона Самарской области "О выборах депутатов Самарской губернской Думы" удовлетворено правомерно, поскольку неисполнение указанного решения может существенно повлиять на проведение и определение результатов повторных выборов (см. Определение ВС РФ от 10.04.2003 N 46-Г03-6).

Порядок исполнения судебных актов в рамках исполнительного производства

Для принудительного исполнения судебных актов арбитражное и гражданское процессуальное законодательство предусматривает процедуру выдачи исполнительных листов. Рассмотрим процедуру их выдачи судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

В соответствии с п. 1 ст. 428 ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.

В ряде случаев вместо исполнительного листа выдается судебный приказ (п. 2 ст. 428 ГПК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 121 ГПК РФ судебным приказом является судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 ГПК РФ, а именно если:

  • требование основано на нотариально удостоверенной сделке;
  • требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;
  • требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;
  • заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;
  • заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;
  • заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;
  • заявлено органом внутренних дел требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка, отобранного у должника по решению суда.

В случае когда решение мирового судьи обжалуется в апелляционном порядке, может возникнуть вопрос, кем выдается исполнительный лист. По общему правилу в силу п. 1 ст. 428 ГПК РФ исполнительный лист выдается тем судом, которым в результате рассмотрения спора по существу было вынесено судебное постановление, являющееся основанием для выдачи исполнительного листа. Поэтому если судом апелляционной инстанции изменено решение мирового судьи или вынесено новое решение, то исполнительный лист должен быть выдан судом апелляционной инстанции <3>.

<3> См. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2005 года: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 23 ноября 2005 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 3.

Как и в гражданском процессе, арбитражное процессуальное законодательство указывает на то, что принудительное исполнение судебных актов производится на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом (п. 2 ст. 318 АПК РФ).

В отличие от ГПК РФ АПК РФ содержит перечень условий, которые должен содержать исполнительный лист (п. 1 ст. 320 АПК РФ):

  1. наименование арбитражного суда, выдавшего исполнительный лист; наименование и местонахождения иностранного суда, третейского суда или международного коммерческого арбитража, если исполнительный лист выдан арбитражным судом на основании решения такого суда;
  2. дело, по которому выдан исполнительный лист, и номер дела;
  3. дата принятия судебного акта, подлежащего исполнению;
  4. наименование взыскателя-организации и должника-организации, их место нахождения; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата, место рождения; место работы должника-гражданина или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  5. резолютивная часть судебного акта;
  6. дата вступления судебного акта в законную силу либо требование о его немедленном исполнении;
  7. дата выдачи исполнительного листа и срок предъявления его к исполнению.

Вместе с тем гражданским и арбитражным процессуальным законодательством установлено, что формы бланков исполнительных листов, порядок их изготовления, учета, хранения и уничтожения утверждаются Правительством РФ <4>.

<4> См. Постановление Правительства РФ от 31.07.2008 N 579 "О бланках исполнительных листов".

Итак, принудительное исполнение судебных актов осуществляется на основании исполнительных листов, выдаваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

В отличие от АПК РФ и ГПК РФ Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) закрепляет более широкий перечень исполнительных документов.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона N 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми судебному приставу-исполнителю, являются:

  1. исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;
  2. судебные приказы;
  3. нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;
  4. удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;
  5. акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;
  6. судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
  7. постановления судебного пристава-исполнителя;
  8. акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель обязан приложить к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.

Пунктом 3 ст. 30 Закона N 229-ФЗ установлено, что исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения определяется в соответствии с положениями ст. 33 Закона N 229-ФЗ:

  • по месту нахождения, месту пребывания или месту нахождения имущества гражданина-должника;
  • по месту нахождения организации-должника либо по месту нахождения ее имущества.

После определения места нахождения должника судебный пристав-исполнитель либо продолжает исполнительное производство, либо прекращает его (п. 5 ст. 33 Закона N 229-ФЗ).

Следует остановиться на сроках предъявления исполнительных документов к исполнению. Данные сроки закреплены в ст. 21 Закона N 229-ФЗ. По общему правилу, установленному ст. 21 Закона N 229-ФЗ, исполнительные документы предъявляются в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного для отсрочки или рассрочки его исполнения.

Однако в отношении исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, установлено, что такие листы предъявляются к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока (п. 2 ст. 21 Закона N 229-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ст. 21 Закона N 229-ФЗ исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.

Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи (п. 5 ст. 21 Закона N 229-ФЗ).

Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией (п. 6 ст. 21 Закона N 229-ФЗ).

Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу (п. 7 ст. 21 Закона N 229-ФЗ).

Но исполнительное производство может быть возбуждено и без заявления взыскателя. При этом основанием для возбуждения исполнительного производства является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (п. 6 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

Постановление о возбуждении или об отказе в возбуждении исполнительного производства выносится в течение трех дней с момента поступления к приставу исполнительного документа.

Пунктом 11 ст. 30 Закона N 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ поступил впервые, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе. Данный срок не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Тем не менее пристав-исполнитель не устанавливает сроки для добровольного исполнения требований в случаях, предусмотренных п. 14 ст. 30 Закона N 229-ФЗ:

  1. в соответствии с ч. 16 ст. 30 Закона N 229-ФЗ;
  2. при последующих предъявлениях исполнительного документа;
  3. о восстановлении на работе;
  4. об административном приостановлении деятельности;
  5. о конфискации имущества;
  6. по исполнительному документу об обеспечительных мерах.

Статьей 31 Закона РФ N 229-ФЗ установлено, что пристав-исполнитель в течение трех дней со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

  1. исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
  2. исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, когда взыскателю не известно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство (п. 4 ст. 30 Закона N 229-ФЗ);
  3. истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
  4. документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 Закона N 229-ФЗ;
  5. исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено либо судом по основаниям, установленным ст. 43, либо в случае отмены обвинительного приговора в части назначения штрафа в соответствии с п. 14 ст. 103 Закона N 229-ФЗ;
  6. исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по следующим основаниям:
  • фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (пп. 1 п. 1 ст. 47 Закона N 229-ФЗ);
  • фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство (пп. 2 п. 1 ст. 47 Закона N 229-ФЗ);
  • выплаты штрафа в полном объеме (пп. 1 п. 15 ст. 103 Закона N 229-ФЗ);
  • замены штрафа другим видом наказания или отмены наказания в виде штрафа в порядке амнистии или помилования (пп. 2 п. 15 ст. 103 Закона N 229-ФЗ);
  • смерти должника-осужденного или объявления его умершим (пп. 4 п. 15 ст. 103 Закона N 229-ФЗ);
  1. не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
  2. исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Статьями 39 и 40 Закона N 229-ФЗ установлены случаи, когда исполнительное производство приостанавливается судом либо приставом-исполнителем. В п. 1 ст. 39 Закона N 229-ФЗ указано, что суд вправе приостановить исполнительное производство полностью или частично в случаях:

  1. предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
  2. оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
  3. оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
  4. в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях (п. 1 ст. 40 Закона N 229-ФЗ):

  1. смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;
  2. утраты должником дееспособности;
  3. участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
  4. отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" не приостанавливается;
  5. применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном ст. 96 Закона N 229-ФЗ;
  6. принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
  7. направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации, указанное в п. 4 ч. 1 ст. 94 Закона N 229-ФЗ.

На практике могут также возникнуть случаи, когда взыскатель изъявляет желание выбыть из исполнительного производства. Как и процессуальное законодательство, Закон N 229-ФЗ предусматривает такую возможность в порядке правопреемства.

В соответствии с положениями ст. 52 Закона N 229-ФЗ в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.

Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил. Таким образом, взыскатель может передать свои права требования другому лицу (Постановление ФАС Московского округа от 14.04.2008 N КГ-А40/1889-08).

Статьей 64 Закона N 229-ФЗ установлен перечень исполнительных действий, которые судебный пристав вправе совершать в рамках исполнения требований, указанных в исполнительных документах:

  • вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
  • проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
  • давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
  • входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
  • с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
  • в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
  • в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
  • привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
  • производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
  • запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
  • рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
  • взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
  • обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
  • устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
  • проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в ч. 1 ст. 9 Закона N 229-ФЗ, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
  • совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства и по истечении срока о добровольном исполнении.

Мерами принудительного исполнения являются (п. 3 ст. 68 Закона N 229-ФЗ):

  1. обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
  2. обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
  3. обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;
  4. изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю;
  5. наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
  6. обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
  7. совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;
  8. принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;
  9. принудительное выселение должника из жилого помещения;
  10. освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества;
  11. иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

Таким образом, в данной статье рассмотрены только основные моменты исполнения судебных актов в добровольном и принудительном порядке. Сам по себе новый Закон весьма обширный, поэтому в статью не были включены все аспекты исполнительного производства, но надеемся на то, что у читателя все-таки сложится хотя бы общее впечатление о том, в каком порядке исполняются судебные акты.

Литература

  1. Практика применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: более 350 актуальных вопросов: Практическое пособие / Под ред. В.В. Яркова, С.Л. Дегтярева. М.: СПС "КонсультантПлюс", 2005.
  2. Бердникова М.Г. Заглянем в новый Закон об исполнительном производстве // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2008. N 2.
  3. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2005 года: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 23 ноября 2005 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 3.

В.И.Бородкин

Юрисконсульт

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"