Принятие конституции ссср. Сравнительный анализ конституций Сравнительная таблица конституции 1924 1936


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт переподготовки и повышения квалификации
Кафедра государственного и муниципального управления и политики
Курсовая работа
Тема: Сравнительная характеристика советских
конституций 1917, 1924, 1936 и 1977 года
по дисциплине: История государственного управления
Выполнил ст. гр. ГУП-06:
Нижегородцев А.Г.
Проверил: Батура А.И.
Чита 2008
Содержание
Введение
Конституция 1918 года
Конституция 1924 года
Конституция 1936 года
Конституция 1977 года
Заключение
Список использованных источников
Введение
За период с 1917 по 1977 в СССР было принято 4 Конституции: 1918, 1924, 1936, 1977. Принятие каждой из них означало существенные изменения в жизни общества и определяло новый этап развития государства. Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они развивались в соответствии с принципом преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, а затем его руководящей роли. При этом необходимо отметить, что всем конституциям советского типа был присущ в значительной мере "фиктивный" характер. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни.
После Великой Октябрьской социалистической революции перед большевиками стоял ряд задач по внедрению соответствующей идеологии в массовое сознание. Дело в том, что Россия (до революции) в отличие от западных стран имела очень необычное государственное устройство: большие города, которые являлись сосредоточием политической экономической, культурной жизни страны и огромные просторы неструктуризированной (полное отсутствие дорог и иной инфраструктуры) сельской местности с чрезвычайно низким уровнем культуры, образования, материального обеспечения. Подъем промышленности в России в начале 20 века потребовал привлечения огромного количества рабочей силы с низким уровнем квалификации (или уровнем квалификации не требующем получения образования как базовой системы понятий). В городах такой ресурс отсутствовал. Фактически началась миграция сельского населения в город. Была создана система профподготовки кадров для промышленности, удовлетворяющая необходимым темпам роста. В результате за 10-15 лет образовался (фактически "с нуля") класс людей имеющих профессию, но не имеющих образования. Расслоение в городе прежде всего по финансовому признаку достигло огромных размеров. Как следствие этого расслоения произошла первая попытка передела существующего положения (передела собственности) в 1905 году. Фактически эти события представляли собой стихийный крестьянский бунт (наподобие Пугачевского или Разинского бунта). Какая либо идеология восстания отсутствовала. Так же на тот момент официальная идеология государственного устройства была дискредитирована некоторыми внешними событиями: русско-японской и начавшейся вскоре после нее 1-й мировой войной. Отречение Николая II осложнило и без того непростую ситуацию. Лозунг "За веру, Царя и Отечество" перестал быть актуальным. Параллельно в России появились мысли о возможности устройства демократического общества. На рубеже смены двух идеологий "царско-патриархальной" и "западно-демократической" внезапно появился призрак коммунизма. Семена идеи о всеобщем равенстве упали на благодатную почву сельской патриархальной России. Народившийся рабочий класс расстался с тем минимумом старой идеологии (которую вынес из деревни) и не приобрел идеологии демократической (в связи с отсутствием образования). Здесь необходимо учесть, что срок в 10-15 лет для таких событий - срок очень небольшой, в связи с чем можно считать скорость произошедших изменений просто реактивной. Что произошло дальше всем известно: октябрьский переворот и публикация новой идеологии. Село новую идеологию не приняло в связи, с чем потребовались меры по введению военного коммунизма и продразверстки (фактически официального грабежа крестьян). Для страны с совершенно новым государственным устройством необходимо было свое особое (новое) право.
1. Конституция 1918 года
10 июля 1918 г постановлением V Всероссийского съезда Советов, принята Конституция РСФСР. По сравнению со всеми последующими основными законами страны, первая Конституция 1918-го года не опиралась на принцип преемственности конституционного развития. Определяя основы устройства общества, она руководствовалась лозунгами, под которыми шли к власти большевики и опиралась на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918-го года. Конституция закрепляла власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Конституция лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые они могли использовать в ущерб интересам социалистической революции.
К числу отличительных черт Конституции 1918-го года относится выход ее норм и положений за рамки внутригосударственного регулирования. Документ включал формулировки чисто политического характера, ориентированные на все мировое сообщество. Так, в статье 3 говорилось: "Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической ориентации общества и победы социализма во всех странах". При этом открыто признавалась необходимость применения насилия в целях утверждения принципов нового социалистического строя. Первая большевистская Конституция в этом смысле была самой откровенной. Принятая на основе написанной В. И. Лениным "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа", она определяла прежде всего тактику и способы разрушения всех старых основ государства. Основные принципы - отказ от долгов "как первый удар международному банковому, финансовому капиталу" и обещание идти по этому пути "вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала". Большевики и не пытались скрыть, что своих целей они смогут добиться, только полностью отказавшись от демократии. Первый Основной закон коммунистической России гласил: "Эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти. Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству - Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов". Принцип тайного голосования и разделения властей отвергался как "пережиток буржуазного парламентаризма". Аргументация была проста: чего, мол, таиться от товарищей и противопоставлять их друг другу? "Полномочные представительства трудящихся масс" избирались на собраниях открытым голосованием. В этих условиях даже недовольное большинство не осмеливалось голосовать против власти. Те же, кто все-таки отваживался открыто высказать свое несогласие, объявлялись "контрой", с которой поступали по законам революционного времени. Говоря о верховных органах власти и конституционном контроле, следует отметить: Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделен Президиум ВЦИК.
2. Конституция 1924 года
Следующая Конституция принятая в 1924 году, мало отличалась от первой. Причиной замены Конституции 1918-го года Конституцией 1924-го года стало объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924-го года. Последняя устанавливала, что "союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции". Очередные задачи советской власти оставались все теми же, что и в первые месяцы революции. За прошедшее время большевики отстояли власть в гражданской войне, но ее еще предстояло укрепить и обезопасить. Очистить страну от скрытых и потенциальных врагов и превратить ее в мощный плацдарм для дальнейшего завоевания мира. А для этого в одинаковой степени подходила любая конституция - как первая российская, так и первая советская. Военный коммунизм привел к остановке промышленности, а продразверстка - к голоду. Для решения этих двух проблем была введена новая придумка НЭП: фактически не отменяя официальной идеологии, большевики допустили существование частной собственности и связанных с ней экономических отношений. Умирает Ленин, его место занимает Сталин. Курс руководства меняется: НЭП сворачивается, а за основу принимается американская модель построения общества (развитая индустриальная база тяжелой промышленности и обслуживающее ее нужды сельское хозяйство). В советский союз приглашаются на работу западные специалисты и одновременно начинаются первые "чистки" - с целью избавления от носителей старой "большевистской" идеологии, партия избавляется от людей, которые сохранили память о том, с чего все начиналось. Развернувшаяся индустриализация требует привлечения огромного количества рабочей силы. Для обеспечения потребности в "рабсиле" ужесточается уголовное законодательство, фактически "уголовное право" (термин условен) в тот момент выполняет функцию привлечения огромных людских масс для выполнения общественных задач (построение индустриально развитого общества в течение короткого исторического периода). Огромный запас человеческих ресурсов позволяет использовать людей как "одноразовый" материал. Сроки уголовных наказаний фактически являются пожизненным заключением - заключенные умирают до окончания срока заключения. Для оправдания жестокости уголовного наказания используется идеология "классовых врагов", запускается система "охоты на ведьм" - политические процессы того времени не имели задачи борьбы с иной идеологией, они были необходимы как показательный "отлов" врагов народа для подтвержденья тезиса об их (врагов народа) наличии. Право этого периода российской истории можно охарактеризовать как "уголовно-трудовое". Уголовно-ударные стройки возникают во всех уголках нашей необъятной страны. Образуется ГУЛАГ, который выполняет функцию поставщика рабочей силы на народные стройки, в то же время позволяющий не соблюдать даже тех минимальных норм продолжительности рабочего времени и условий работы, принятых вне лагеря. Затраты на питание и обмундирование являются мизерными. Система лагерей находится как бы вне общества, поскольку большинство находящихся в ней не имеют права переписываться со своими родными. Носители иной идеологии либо эмигрировали, либо были репрессированы. В соответствии с Конституцией СССР 1924 года верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего - Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством. Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов; по требованию ЦИК СССР давал заключения о законности актов органов власти союзных республик; разрешал судебные споры между союзными республиками. Центральные исполнительные комитеты союзных республик имели право опротестовывать декреты и постановления СНК СССР в Президиум ЦИК СССР. В исключительных случаях ЦИК и республик и их президиумы имели право приостанавливать распоряжения народных комиссаров СССР (при явном их несоответствии постановлениям СНК или ЦИК СССР).
3. Конституция 1936 года
Принятие Конституции СССР 1936-го года - это обновление всей конституционной системы Союза, что объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, "полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементом, что сделало возможным значительно расширить пределы социалистической демократии". В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку и введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Статья 127 предусматривала равноправие граждан только "независимо от их национальности и расы". Также впервые были введены главы, содержащие широкий спектр основных прав и обязанностей граждан. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалось только "в соответствии с интересами трудящихся и в целом укрепления социалистического строя". Помимо политических вопросов в текст Конституции были включены также нормы, утверждающие все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства. Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР, но, как и многое другое в этой конституции являлось лишь фикцией. Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отменять противоречащие Конституции акты союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР. Конституция 1936 года была призвана решить новые задачи. К середине 30-х годов ситуация в стране серьезно поменялась: последние очаги сопротивления были окончательно подавлены. В стране установлена система тотального контроля. Партия превратилась из закрытого "ордена меченосцев" в широкий общегосударственный институт, вобравший в себя наиболее активную часть населения. Однако следствием этого стало не прекращение борьбы за власть, а переход ее из межпартийной плоскости во внутрипартийную. К этому времени основную угрозу для сталинского режима представляли не амбициозные неофиты, примкнувшие к партии победителей, а старая "ленинская гвардия". Первые были в основной своей массе лояльны властям и послушно претворяли в жизнь мудрые указы вождя. Вторые, считавшие вождя всего лишь одним из равных, были вечно недовольны. Измененная Иосифом Сталиным Конституция СССР помогла нейтрализовать новых старых врагов - но на этот раз именно благодаря своему показному демократизму. "Ленинскую гвардию" сгубили внедренные в новую советскую Конституцию принципы "буржуазного парламентаризма" - прямые и тайные выборы. Существовавшая до этого многоступенчатая система (уездные советы избирали представителей в волостные, волостные -- в губернские и т. д.) позволяла представителям "ленинской гвардии" серьезно влиять на кадровую политику в стране. При открытых голосованиях мнение "героев гражданской войны", "партийцев с дореволюционным стажем" определяло многое. Когда же выборы стали тайными, все стал решать подсчет голосов. А его уже вели новые назначенцы. Завершилось построение индустриального общества, основанного на использовании рабского труда. Любой ребенок на вопрос: - Куда мы идем? - мог четко ответить: - К победе коммунизма. Фактически идеология была доведена до каждого члена общества, гигантская задача построения индустриального общества за короткий период времени была выполнена успешно. Одновременно все члены общества стали невыездными, что бы чуждая идеология не проникала в умы граждан. Сравнивать условия жизни было не с чем, разве только что с рабским существованием в лагере. Вводится система прописки, как система прикрепления члена общества к определенному месту жительства. В деревнях людям просто не дают паспорта на руки. Россия становится крепостной державой. Тайно вынашивались планы о мировой революции, для чего было оказано содействие Гитлеру (видимо Сталин лелеял надежду на его войну с Англией и Америкой). Россия готовилась к войне и оказалась к ней не готова. Нападение теоретического "союзника" и его последующее мгновенное продвижение вглубь заставило перевезти всю оставшуюся промышленность за Урал и фактически вновь налаживать производство, определенным плюсом было то, что основные запасы стратегического сырья находились глубоко за линией фронта. Соответственно никакого права во время войны не существовало, кроме пожалуй уголовного, да и то выраженного в одной четкой фразе обычно произносимой при расстреле: "по законам военного времени". Война окончилась, но восстановить разрушенную войной систему лагерей (многие из лагерей ушли на фронт, а нового наполнения еще не произошло) не удалось ввиду отсутствия людских ресурсов (значительная часть мужского населения погибла во время войны). Хрущевская "оттепель" была первой попыткой произвести исторический анализ событий произошедших в стране за истекший период времени. Критика существующей идеологии производилась без ее разрушения, и кроме того не предлагалось никакой другой идеологической платформы. Соответственно "самодурство" было расценено соратниками по партии как предательство и произошел "тихий" государственный переворот. С этого момента в России начинает строиться общество нового типа - бюрократическое общество. Доставшаяся в наследство со сталинских времен промышленность неспособна производить товары народного потребления ввиду огромного перевеса тяжелого машиностроения над легкой промышленностью. В стране инфляция и только что отменили "карточки", для уменьшения денежной массы правительство проводит девальвацию и выпускает облигации внутреннего займа. Из облигаций внутреннего займа строится "пирамида", которая потом благополучно разваливается - государство замораживает выплаты по облигациям. В тоже время государство спонсирует прокоммунистические режимы в странах Европы, Азии и на Кубе. В стране возникают зачатки гражданского права, которое фактически не работают, поскольку право собственности отсутствует. В стране декларируются три вида собственности: государственная, колхозная и личная. Взаимоотношения граждан с первой и второй регулируются уголовным правом (так как единственное что может сделать гражданин с данным видом собственности - украсть), а по поводу третьей возникают всякие забавные коллизии фактически правовое регулирование(правовой механизм) подменяется ведомственными и иными инструкциями, существующей практикой и т.п. Если скажем с личными вещами все достаточно понятно, в принципе любой собственник мог в полном объеме использовать свои полномочия - то есть владеть, пользоваться и распоряжаться, то скажем с объектами недвижимости дело обстояло значительно сложнее, в этот же период возникает административное право (раньше не было необходимости в его возникновении, фактически все правонарушения были преступлениями) как система норм, описывающая отношения человека и общества. В связи с отсутствием гражданского права и рыночных отношений, а так же постепенного развития легкой промышленности возникает необходимость в построении системы распределения(всего, начиная от сырья, и кончая квартирами и носками для сельпо) для обслуживания увеличившегося товарооборота. Старая система, построенная в 30-40 годах, годилась только для промышленности. Министерства и ведомства плодятся как грибы после дождя, фактически создается саморегулирующаяся система распределения товаров. В связи с нехваткой некоторых товаров создаются очереди. Система распределения товаров начинает не только распределять товары, но и делать заказы на производство новых партий. Отсутствие конкуренции отрицательно сказывается на качестве товаров народного потребления. Система колхозов показала полную неспособность организовать производство сельхоз - продукции, растет импорт продовольствия.
4. Конституция 1977 года
Конституция СССР 1977-го года на протяжении своего существования претерпела множество изменений и поправок. Первые 10 лет Конституция характеризовала Россию как страну "развитого социализма", что означало превращение советского государства из инструмента диктатуры пролетариата в общенародное государство, а сама диктатура трансформировалась в "ведущую роль рабочего класса". Классовый характер Конституции подчеркивался и тем, что в тексте прямо отражалась роль коммунистической партии в качестве "руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций". Вместе с тем рамки "социалистической демократии" были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и места жительства. Конституция закрепила также более полный перечень прав и свобод граждан, впервые включив в него право на жилище и охрану здоровья. Принятие Брежневской Конституции было вызвано экономическими трудностями, которые испытывал СССР. Милитаризованная коммунистическая экономика не могла производить ничего, кроме ракет и танков, а население нуждалось хотя бы в минимальном улучшении своего материального положения. Где-то с середины 70-х возникают перебои в снабжении продуктами, сначала в центральной России, а потом и в больших городах. В более мелких городах была введена карточно-талонная система на продукты питания. Деньги обесценились, так как их наличие не гарантировало их покупательную способность. Под эгидой борьбы с пьянством были введены талоны на водку. Поэтому Москва вынуждена была всерьез принять стратегию "мирного сосуществования двух систем" - хотя бы потому, что, исповедуя эти принципы, проще было покупать на мировом рынке потребительские товары и стратегические технологии. Ну а после подписания Хельсинкского акта выяснилось, что у старой доброй Сталинской 1936 года имеются серьезные изъяны. А точнее, государственная практика серьезно разошлась с конституционными принципами. Леонид Брежнев был генеральным секретарем правящей партии и не занимал никаких государственных постов. Для партийно-советской бюрократии этого было достаточно, чтобы считать Брежнева руководителем страны. Но остальной мир не желал подписывать договоры и соглашения с лидером пусть и единственной, но только партии. С подачи советских диссидентов мир и задался вопросом: а на каком, собственно, основании господин Брежнев и возглавляемая им партия правят страной? Советская Конституция не предоставляет такого права ни партии, ни ее главе. Следовательно, коммунистический режим Брежнева антиконституционен. Вплоть до 7 октября 1977 года диссиденты вели борьбу под лозунгом "Выполняйте свою конституцию". До этого момента диссиденты могли действовать в конституционном поле. С принятием новой конституции они оказались вне закона.
В Конституцию включили знаменитую статью 6 о руководящей роли КПСС. Диссиденты и сочувствующий им Запад расценили новую конституцию как "государственный переворот"
и т.д.................

Введение

1.Эволюция политической природы в советских конституциях.

2. Права и свободы граждан по советским конституциям

2.1.Право на труд

2.2.Частная и общественная собственность

2.3. Свобода совести2.4. Идеи равенства2.5. Свобода личности3. Избирательная система4. Эволюция судебной системы и прокуратуры по советским конституциям.5. Национально-государственное устройство по советским конституциям.ЗаключениеСписок литературы

Введение

Конституция как необходимая правовая норма демократического государства берет своё начало от латинского constitution – устройство. Конституция - основа будущего законодательства страны. Она определяет общественное и государственное устройство, порядок, структуру и принципы формирования органов власти, избирательную систему государства и процедуры передачи властных полномочий, основные права и обязанности граждан и так далее.

Идея конституции в обществе созревает как идея ограничения государственной власти правом (в иных правовых системах - законом) в целях ее упорядочения, связанности с интересами как индивида, так и больших и малых социальных общностей, т.е. плюрализма власти. Суть конституционного механизма в том, чтобы поставить систему властных субъектов на службу личности, общественным потребностям, социальной безопасности. Собственно правовым средством достижения этой цели служит такая форма права, как закон. Именно через закон особой, самой высокой юридической силы общество добивается официального признания публичного договора (компромисса) о том, что самая сильная и влиятельная система социального регулирования - государственная власть - должна быть не хаотичной, а предсказуемой, не безграничной и произвольной, а упорядоченной.

В этой работе попытаемся провести сравнительный анализ Советских Конституций 1918, 1924, 1936 и 1977 гг.

Во избежание постоянных повторений при написании контрольной работы введем следующие сокращения:

К-1918 - Конституция РСФСР 1918 года;

К-1924 – Конституция СССР 1924 года;

К-1936 – Конституция СССР 1936 года;

К-1977 – Конституция СССР 1977 года.


1. Эволюция политической природы в Советских Конституциях.

Конституция имеет смешанную политико-правовую природу, как и, в значительной степени, все конституционное право. Возникающие на основе ее норм конституционные отношения также могут быть охарактеризованы как имеющие двойственный характер: политический и правовой одновременно.

Взаимосвязь конституции и политики проявляется в двух основных сферах. Во-первых, в широком смысле политические отношения являются одной из важнейших составных частей конституционного регулирования. Конституционные нормы задают юридические границы политическому процессу. Они закрепляют основы политической системы общества,

Во-вторых, в самой конституции воплощается определенная политика государства, стремления разработчиков проекта закрепить те или иные принципы и политические ценности.

Первая советская конституция (К-1918) - закрепила победу пролетариата и беднейшего крестьянства после Октябрьской революции и активно использовалась большевиками как средство политической борьбы с социальными слоями и классами, не разделявшими идеалы социалистического строительства.

Это отражено в ст.1 К-1918 "Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам." и находит продолжение в ст.7,9: "…Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам …", "Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти."

Анализируя первую Российскую Конституцию можно констатировать ее преимущественный политический характер – закрепление нового строя, новых основ государственной власти. Это отражено в первом из шести разделов К-1918 "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", которая по сути своей и содержанию была скорее политическим, чем правовым документом. Политическое значение диктатуры пролетариата сохранилось и в последующих советских конституциях, принятых после образования СССР. Положения о диктатуре пролетариата существовали в Конституциях СССР 1924 и 1936 гг.. "…Только в лагере Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения …", Ст.2 К-1936: "Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата". Ст.3 К-1936: "Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся."После смерти И. В. Сталина и осуждения культа личности в период правления Н. С. Хрущева стала формироваться доктрина общенародного развитого социалистического государства, которая нашла воплощение в нормах К-1977. Данная доктрина включала в себя несколько элементов, отражавших как преемственность с прежней доктриной диктатуры пролетариата, так и новизну понимания социальной деятельности государства и задач политического развития. В К-1977 политической системе и общественному строю отведена целая часть. В этой Конституции была предпринята попытка кроме чисто политического придать ей и всеобъемлющий юридический характер. В К-1977 отражено идея полновластия народа. Предшествующие основные законы говорили о принадлежности власти "всему рабочему населению страны" (ст. 10 К-1918), "трудящимся города и деревни" (ст. 3 К-1936). К-1977 впервые записала в ст. 2, что "вся власть в СССР принадлежит народу". К-1977 закрепила всю политическую систему советского общества как совокупность государственных и негосударственных организаций (государство, КПСС, общественные организации, трудовые коллективы). К-1977 закрепила положение КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы. Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе эволюции Конституции СССР в плане политической природы претерпели большие изменения от сугубо авторитарной диктатуры пролетариата, до политики "дальнейшего развертывания социалистической демократии" (ст.9 К-1977). В преамбуле к К-1997 говорится "Выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным". Там же четко определилась политическая цель государства в построении коммунистического общества. Тем не менее, несмотря на всю демократичность, в К-1977 ст.6 закрепляет в Основном законе однопартийную политическую систему.

2. Права и свободы граждан по советским конституциям.

2.1. Право на труд

К-1918 провозгласила идею уничтожения эксплуатации человека человеком и тут же заменяло ее идеей эксплуатации человека государством: вводилась всеобщая трудовая повинность (ст.1 п.е, ст.18). В К-1924 (ст.1 п.у) только упоминается, что установление основных законов о труде находится в ведении верховных органов СССР и определяет в сфере труда орган исполнительной власти (ст.37). В К-1936 правам и свободам граждан отводится целая глава, чего не было в К-1918. В К-1936 (ст.12) "Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина…", опять прослеживается идея принудительного государственного труда. Ст.118 К-1936 только гарантирует гражданам право на получение работы с справедливой оплатой труда, но опять же не отменяет всеобщую трудовую повинность. Отдельная глава о правах и свободах граждан имеется и в К-1977. Ст.14 и 40 в Основном законе 1977г. наконец-то определили гарантированный труд граждан СССР свободным от эксплуатации. Ст.17 теперь допускает в некоторых сферах индивидуальную трудовую деятельность в соответствии с законам.

2.2. Частная и общественная собственность

В К-1918 понятие частной собственности отсутствует, согласно этой Конституции все богатства страны объявляются общенародным достоянием, собственностью рабоче-крестьянского государства . В К-1936 появилось право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан - охраняются законом (ст.10). Ст.7 дает право и колхозникам иметь в личной собственности подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь. Вводится разделение социалистической собственности (ст.5) на формы государственной и кооперативно-колхозной. Охрана общественной социалистической собственности в К-1936 возложена ст.131 на каждого гражданина, лица покушающиеся на общественную собственность объявляются врагами народа.В К-1977 понятие частной собственности определено так же как и в К-1936. По К-1977 граждане получает право на личное пользование землей согласно ст.13. В эту же статью вносится оговорка, что "имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества."Социалистическая (общественная) собственность представлена в К-1977 так же как и в К-1936 с небольшой разницей; в понятие социалистической собственности включено так же имущество профсоюзов и других общественных организаций. Земля, недра, воды и леса определены в понятие исключительной собственности государства. Согласно ст.10 К-1977 теперь государство охраняет свою собственность. Лица, посягающие на социалистическую собственность теперь наказываются по закону.2.3. Свобода совести Общий принцип "Церковь отделена от Государства и школа от церкви" прослеживается во всех Советских Конституциях. Первая Конституция 1918г. лишила духовенство части гражданских прав, в частности избирательного, но не запрещала религиозную пропаганду (ст.13 К-1918) и одновременно, предоставила свободу действий атеистам. К-1936 восстановила равенство избирательных прав, однако действовавшее законодательство жестко ограничивало в правах на религиозную деятельность, (ст.124 К-1936). В К-1977 ст. 52 откровенно двусмысленна, с одной стороны она провозглашает свободу вероисповедания, но не разрешает вести религиозную пропаганду, только "…отправлять религиозные культы…", заметим при этом, что атеистическая пропаганда правомерна. Тем не менее, духовенство по К-1977 получило защиту Государства в плане запрещения вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями. Вся атеистическая деятельность организовывалась и направлялась правящей коммунистической партией, которая отрицала любую религию. Даже не смотря на положения Конституций, официально отказ от государственного атеизма зафиксирован в законе от 25 октября 1990 года "О свободе совести и религиозных организациях".2.4. Идеи равенства К-1918 юридически закрепила равенство мужчин и женщин. Это было достижением пролетарской культуры. Впервые в истории России был закреплен конституционный принцип равенства двух полов, и это, несомненно, был шаг в эмансипации женщин. "Человек", как субъект права не был заявлен в К-1918. Основная терминология К-1918 "Гражданин", "Трудящийся". Эти понятия и определили понимание меры свободы и равенства граждан в обществе. Исходя из определений К-1918 (ст.7) мужчины и женщины имели одинаковый статус, они были равны, были "трудящимися массами". Можно сказать, что классовая идеология в К-1918 привела к обезличиванию человека, личности и в том числе путем стирания гендерных характеристик. В разделе "Активное и пассивное избирательное право" нет прямого указания на пол, есть лишь обобщающая формула "лица обоего пола". Женщина должна была а) заниматься домашним хозяйством и б) обеспечивать кому-то возможность производственного труда. Эти два условия были обозначены и соединены с признаком женского пола. Так, по пролетарски, упрощенно были закреплены избирательные права женщин.Ст.3 К-1918 вводит для граждан всеобщую трудовую повинность. Соединение политических прав с обязанностью трудиться означало, что граждане обоих полов были обязаны трудиться, чтобы быть субъектами правовых отношений.К-1924 не затрагивает положение человека гражданина, мужчины и женщины в обществе.В К-1936 две статьи (122, 123) затрагивают вопросы равноправия. Ст.123 затрагивает общие вопросы равноправия, ст.122 – равноправия мужчин и женщин. В целом К-1936 закрепило равенство лишь по двум социальным показателям: расы и национальности. Это лишь говорит об ограниченности понимания равноправия. Ст.122 закрепила, что "Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной". Это конституционное положение выравнивало статус одного пола по статусу другого. Вряд ли тут можно говорить о идее равенства полов, здесь отсутствует основная идея уважения прав человека вне зависимости от пола. Подобная ситуация и в ст.137, где "женщины пользуются равными правами избирать и быть избранными наравне с мужчинами". Ст.135 о всеобщих выборах закрепила право избирать в независимости от пола. В представлении советского государства женщина была не только труженицей, но и матерью. Роль матери безусловно давала ей основание быть освобожденной от обязанности трудиться (ст.122). Статус отцовства в К-1936 не был предусмотрен. К-1936 провозглашала государственную охрану интересов матери и ребенка. Не смотря на то, что равенство для полов было гарантировано во всех областях, статус отца, на уровне конституционного законодательства не был закреплен. Говорить о равенстве двух субъектов семейных отношений по К-1936 нет оснований. Ст. 35 К-1977 закрепила равные права женщин и мужчин, а так же предоставление женщинам равных с мужчиной возможностей. Это гарантировало не только равенство в правах, но и равенство фактическое. Теперь мужчины и женщины имели равные права без изъятий. В ст.53 впервые был затронут институт брака и семьи, вопрос о равноправии мужчин и женщин в семейных отношениях.2.5. Свобода личности Ст.127, 128 К-1936 гарантировала Гражданам СССР неприкосновенность личности и неприкосновенность жилища. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора.В К-1977 эти принципы получили более широкое толкование. Ст. 56 определила понятие личной жизни и охрану ее законом, а ст.57 вменила в обязанность всех государственных органов и должностных лиц уважение личности, охрану прав и свобод. Кроме того, в К-1977 предусмотрено право граждан осуществлять ответные правовые действия за ущемление своих прав. Право человека на свободный выбор места жительства принадлежит к числу основных и должно быть признано естественным правом. Это право зафиксировано в статье 13 п.1 Всеобщей декларации прав человека и в статье 12 п.1 Международного пакта о гражданских и политических правах, который с 1976 года вступил в силу и, следовательно, имел на территории Советского Союза статус закона. Тщетно было бы, однако, искать какой-либо советский законодательный акт, который бы если не гарантировал, то хотя бы декларировал это право. Не было права свободного выбора места жительства и в последней Конституции СССР от 7 октября 1977 года, где не забыто даже "право на пользование достижениями культуры", хотя эта Конституция была принята уже после вступления в силу упомянутого Пакта и должна была быть с ним согласована. Тем более отсутствовало упоминание об этом праве в предыдущих советских конституциях. Права и свободы граждан по Советским Конституциям не исчерпываются, рассмотренными в этой главе. Необходимо отметить, что все Конституции провозглашали право граждан на бесплатное образование, во всех была определена обязательная воинская повинность, рассматривались вопросы свободы слова, печати, собраний. Поднимались социальные вопросы права на охрану здоровья, права на отдых, пенсионного обеспечения и другие. Во всех конституциях страны до 1977 года в триаде "государство - общество - гражданин" государству отводилось первое, решающее и доминирующее место, государство само определяло характер, содержание, объем и порядок общественных отношений и место в них гражданина. В К-1977 изменился сам характер взаимоотношений между ними: государство отныне не "дарует" человеку права и свободы, а признает и защищает уже имеющиеся у индивида права. Не менее важно и то, что раздел "Государство и личность" был поставлен вторым в К-1977 г. (в К-1936 глава о правах и обязанностях располагалась ближе к концу текста).
3. Избирательная система

По К-1918 прямые выборы проводились в сельские и городские Советы. Применялся так называемый производственно-территориальный принцип выборов. Т.е. работающее население в городах избирало депутатов по производственным единицам. Остальное население в городах и сельской местности избирало депутатов по территориальному принципу, т.е. по месту жительства. Выборы проводились на открытых собраниях избирателей. Для остальных уровней выборы были многостепенные, т.е. депутатов (делегатов) вышестоящих съездов Советов избирали депутаты (делегаты) нижестоящих Советов или съездов Советов. Нормы представительства на выборах давали преимущества рабочим перед крестьянами, т.е. в городах один депутат избирался от меньшего числа избирателей (населения), чем в сельской местности.

Сравнительная характеристика Конституции РСФСР 1918 года и Конституции СССР 1924 года

  1. Сравнение принципов построения РСФСР и СССР как многонациональных государств.

В 1922 году образовался Союз Советских Социалистических Республик в состав, которого первоначально вошли 4 республики: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, Белорусская Социалистическая Советская Республика, Украинская Советская Социалистическая Республика и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика, которая в свою очередь состояла из Советской Социалистической Республики Азербайджан, Советской Социалистической Республики Армения и Советской Социалистической Республики Грузия. Как и РСФСР по Конституции 1918 года СССР по Конституции 1924 года был провозглашен федерацией, в которую республики входили на принципе добровольности. Но были различия в принципах построения РСФСР и СССР.

Во-первых, СССР строился только на национально-территориальном признаке, в отличие от РСФСР, где наряду с национально-территориальным принципом был закреплен административно- территориальный принцип построения федерации, т.е. существовали не только национальные республики, но и области и края, построенные по административно- территориальному признаку.

Во- вторых, СССР объявлялся союзом равноправных республик, в то время как в РСФСР такого равноправия между субъектами федерации не закреплялось. Из этого можно сделать вывод, что республики, входившие РСФСР занимали более высокое положение, чем субъекты, образованные по административно- территориальному признаку.

В-третьих, в конституции СССР 1924 года закреплялось право свободного выхода республик из состава СССР. Такое положение также отсутствовало в Конституции РСФСР 1918 года.

В-четвертых, закреплялся принцип открытости Советского Союза для всех существующих и будущих социалистических республик. Это означало, что любая социалистическая республика, пожелавшая вступить в СССР, может беспрепятственно это сделать. Такой принцип не был провозглашен в РСФСР.

Таким образом, и РСФСР И СССР были федерациями. Но в Конституции РСФСР 1918 года были провозглашены всего три принципа построения многонационального государства. Это принцип добровольности, административно- территориальный и национально-территориальный принципы. В Конституции СССР по сравнению с Конституцией РСФСР сохранялись принцип добровольности и национально-территориальный принцип построения, но уже отсутствовал административно- территориальный принцип. Кроме этого были закреплены принципы, равноправия, открытости для вступления новых субъектов федерации, принцип свободного выхода из состава СССР.

  1. Сравнение систем и принципов формирования федеральных органов РСФСР и СССР по Конституциям 1918 и 1924 годов.

Верховным органом СССР стал Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами - Центральный Исполнительный комитет, состоящий из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. В перерыве между сессиями ЦИК его замещал Президиум ЦИК. Таким образом, в отличие от государственного устройства РСФСР, где Президиум ВЦИК не был отдельным государственным органом, а только готовил вопросы для обсуждения во ВЦИК, в СССР Президиум ЦИК стал самостоятельным органом государственной власти. СНК СССР в отличие от СНК РСФСР не обладал законодательными полномочиями и выполнял только распорядительные и исполнительные функции.

Главным принципом построения государственного аппарата был федерализм, т.е. разграничение полномочий между органами республик и федеральными органами государственной власти. Оно достигалось разделением наркоматов на три группы: общесоюзные, существовавшие только в Союзе и решающие общефедеральные вопросы, объединенные наркоматы, которые создавались и в Союзе и в республиках, и республиканские наркоматы, создававшиеся только в республиках. В свою очередь в РСФСР такого разделения наркоматов не было.

Появлялись новые наркоматы и другие органы государственной власти. Так, например, было образовано Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ) при СНК, которое имело в республиках местные органы ГПУ. Председатель ОГПУ входил в состав СНК СССР с правом совещательного голоса.

Сохранялся принцип централизма, но он занимал второстепенное положение, т.к. на его основе строилась деятельность только объединенных наркоматов. Сохранялся принцип коллегиальности органов государственной власти, как и по конституции РСФСР, так как верховный орган Всесоюзный съезд Советов был коллегиальным органом. Также сохранился принцип демократизма в формировании государственного аппарата, т.к. Советы оставались выборными органами. Выборы оставались непрямыми, а многоступенчатыми. В Конституции 1924 года уже нет принципа классовости в формировании системы государственных органов, как это было в Конституции РСФСР 1918 года.

Таким образом, Конституция СССР 1924 года сохранила принципы демократизма, коллегиальности в построении госаппарата, меньшую роль стал играть принцип централизма, большее значение стал иметь принцип федерализма. Полностью отсутствует принцип классовости в построение системы государственных органов. Произошли изменения в построении системы федеральных органов. СНК СССР не выполнял законодательных функций, Президиум ЦИК вошел в систему государственных органов, ЦИК стал двухпалатным, в него входили Союзный Совет и Совет Национальностей, произошло деление наркоматов на три группы: общесоюзные, объединенные и республиканские, появились новые органы - ОГПУ и др.

проанализировать Конституции Советского Союза (1924, 1936, 1977 годов) с точки зрения обеспечения прав этносов.

1.Права этносов в Конституции СССР 1924 года......................................... 3

2.Конституция СССР 1936 года о правах этносов....................................... 7

3.Положения Конституции СССР 1977 года о правах этносов.................... 9

Список литературы:...................................................................................... 12

1. О правах этносов по Конституции СССР 1924 года

Образование нового государства ознаменовалось принятием Основного Закона - Конституции СССР 1924 года. Указанный документ представляет интерес в связи с особенностями территориального устройства государства и складывающимися взаимоотношениями между союзными единицами – республиками. Любопытно, что каждая из них – это самостоятельное государство, в основе своей имеющее титульную или государствообразующую нацию. Естественно, что актуальным для новой советской власти был вопрос формирования такой системы вертикальных («центр-республика») и горизонтальных («республика-республика») взаимоотношений, которые бы содействовали укреплению новой формы государственности, но никак не служили бы источником распрей и конфликтов на национальной почве.

Обозначенный вопрос тем более актуален, что проблема межнационального взаимодействия испокон веков выступала слабым местом человеческой цивилизации. Действительно, исторический анализ показывает, что самые тяжелые, самые кровопролитные войны и столкновения случались именно ввиду национальной и религиозной ненависти.


Проблема заключается еще и в том, что, действительно, к национальному вопросу примешивается и вопрос религиозный, поскольку в указанных «ноообразованиях» советского государства существовали (и до сих пор существуют) различные трационные конфессиональные сообщества.

Исходя из указанного исследовательский интерес представляет изучение особенностей регламентации правового положения этносов (национальных образований) нормами Конституции СССР 1924 года.

При этом указанное исследование целесообразно осуществлять в с учетом специфики социально-политической и экономической ситуации, сложившейся на момент принятия указанного документа.

Период новой экономической политики дает оснвоания предположить, что советская власть делала ставку на смягчение социально-экономической политики в вопросе сохранения и упрочения собственного положения. Это также, на наш взгляд, выражалось и в национальной политике, в рамках которой руководство провозгласило достаточно обширный набор прав и свобод этнических собществ, входящих в состав государства.

Согласно положениям Раздела первого данного документа - «Декларации об образовании Союза Советских Социалистических Республик», являвшейся своего рода преамбулой к тексту документа, национальные союзные республики, а также их население наделялись определенными конституционными характеристиками.

Налицо идеологизированность и политизированность ключевых положений анализируемого документа.

Специфично использование такого термина как «клубок национальных противоречий» как угрозы системе и строю капитализма. Отсюда становится ясным то значение. которое придавалось руководством страны национальному вопросу и грамотной национальной политике.

Далее констатируется, что «только в лагере Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов». Обозначенная норма есть не что иное, как закрепленный в Конституции фундаментальный принцип, положенный в основу взаимоотношений национальных республик и их населения: идея братского сотрудничества и обстановка взаимного доверия были признаны характеристикками государства, достигшего цели построения социализма.

Логика законодателя очевидна: «Союз является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем…».

Приведенные тезисы получают свою дальнейшую конкретизацию в специальных нормах Конституции СССР 1924 года. Так, Глава 2 «О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве» устанавливает понятие суверенитета союзных республик, что следует понимать как возможность самостоятельного решения вопросов государственного управления . В частности, суверенитет проявляется в праве республик принимать собственные конституции и вносить в них изменения самостоятельно. Кроме того, императивно закреплено положение о невозможности изменения территориальных границ союзных республик.


Законодатель указывает, что ограничением суверенитета являются пределы, указанные в Конституции – их суть сводится к перечислению предметов ведения центральной власти Союза. По вопросам, не входящим в указанные пределы, каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно. При этом Союз ССР охраняет суверенные права союзных республик.

Как видим, принцип равноправия народов, провозглашенный в преамбуле, конкретизирован в рассмотренной выше норме о суверенитете республик. Помимо этого, данный принцип уточняется в ч.7 данной главы, устанавливающей единое союзное гражданство для граждан союзных республик.

Далее повторно предписывается сохранение за каждой из союзных республик права свободного выхода из Союза (ч. 4 гл. 2). Согласно ч.6 данной главы решение данного вопроса предполагает выражение мнения каждой из союзных республик.

Если мы проанализируем Главу 10 Конституции 1924 года «О союзных республиках», посвященную государственным органам республик, то сможем обнаружить, что республиканский механизм управления аналогичен центральному аппарату с той лишь разницей, что имеется некотрое ограничение по вопросам ведения.

Интересно, что при иерархической соподчиненности данных уровней власти, «право амнистии , а равно право помилования и реабилитации в отношении граждан, осужденных судебными и административными органами союзных республик, сохраняется за центральными исполнительными комитетами этих республик».

По большому счету, положения Конституции СССР 1924 года достаточно демократичны в плане определения основных направлений и сущностных моментов национальной политики государства. Полагаем, что именно подобная политика была необходима и целесообразна на рассматриваемом этапе формирования новой формы государственности России.

2. Конституция СССР 1936 года о правах этносов

Если в предыдущей части работы мы оценили Конституцию 1924 года в качестве достаточно демократичной в отношении национальной политики, то в научной литературе Конституция СССР 1936 года определяется как одна из самых демократических конституций современности и политической истории СССР, в частности.

Работа с текстом данного документа, по сути, подтверждает указанный вывод. В то же время, следует различать декларируемое от фактического. Рассматриваемый период – середина периода правления – времени жесткого, требовательного ко всем и к каждому, предтеча широких репрессий и легендарно-тиранического 37-го года.

Из содержания ст. 6 Конституции СССР 1936 года, включающей в себя указание на принадлежность основных материальных активов, в том числе, природных ресурсов, государству или народу - «…являются государственной собственность ю, то есть всенародным достоянием», следует, что, во-первых, продолжается «линия» закрепления принципа равноправия народа, а во-вторых, что государство отождествляет себя с народом, что, конечно, очень показательно.

Изучение Главы II «Государственное устройство» показывает, что основная масса норм, касающихся суверенитета республик, его ограничения центральной властью, гражданства национального населения республик, вопросов изменения территориальных границ, остались в прежнем виде, не изменив своего содержания. При этом указанная глава дополнена нормами: о праве республики участвовать во внешнеполитической деятельности – причем, характер возможных к заключению соглашений с иностранными государствами конкретно не указывается; о наличии республиканских войсковых формирований; о соотношении юридической силы законов республик и общесоюзных – при этом устанавливается верховенство последних в ситуациях коллизионных противоречий. Что интересно, принцип гражданства дополнен – наряду с общесоюзным гражданством предоставлена возможность иметь гражданство конкретной республики.

Следует отметить, что в Главе X «Основные права и обязанности граждан » мы не встретим норм о дискриминации по признаку национальности, гражданства и проч. Это очень существенная характеристика, которую следует толковать как последовательное закрепление принципа равноправия народов Союза.

3. Права этносов в положениях Конституции СССР 1977 года

Конституция СССР 1977 года, как правило, в школьных учебниках по новой и новейшей истории определяется как Конституция «развитого социализма». Это утверждение в основе своей имеет употребление указанного термина непосредственно в тексте закона.

Солидный объем вводной части - преамбулы документа, связан с перечислением основных исторических перепитий, имевших место в истории формирования Советской России – это объясняется юбилейной датой 60-летия Октябрьской революции, случившейся на момент принятия Основного закона. Далее здесь же говорится о свершившейся «дружбе наций и народностей СССР», а также следует толкование указанного выше термина «развитый социализм» применительно к характеристикам советского общества. В частности, указывается, что «это - общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей - советский народ».

Ст. 1 закрепляет положение о том, что Союз ССР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». Как видим, не утрачивает своей актуальности принцип равноправия – не напрасно преамбула к документу говорит о преемственности с ранее принятыми Конституциями СССР. В ст. 2 уточняется, что вся власть в СССР принадлежит народу. Прежние, рассмотренные выше Конституции СССР 1924 и 1936 гг. не содержали такого прямого указания, ограничиваясь лишь определением принадлежности природных ресурсов государству, т. е., народу.

В отличие от Конституций 1924 и 1936 гг. ст. 7 Конституции 1977 года предусматривает запрет на разжигание розни по национальному признаку, что очень показательно и характеризует специфику развития общественных отношений в указанной сфере.

Исходя из содержания ст. 19 Конституции 1977 г. следует, что социальную основу СССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции с уточнением о способствовании государства, в частности, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР. Очевидно, это достаточно несущественная трансформация формы выражения принципа равноправия народов и наций государства.

Впервые на конституционном уровне говорится о поощрении народного художественного творчества (ст. 27) – это означает ослабление «повального» уравнивания, в том числе, за счет стирания границ национальной идентичности, и предоставляет некоторые возможности для развития форм идентификации, прежде всего, культурной специфики наций.

Ст. 33 дублирует норму Конституции СССР 1936 г. об общесоюзном и союзном гражданстве, а ст. 34 – устанавливает равноправие народов, перечисляя признаки, по которым оно может быть нарушено. Положения ст. 36 специально посвящены характеристике равноправия граждан СССР различных рас и национальностей. При этом «осуществление этих прав обеспечивается политикой всестороннего развития и сближения всех наций и народностей СССР, воспитанием граждан в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, возможностью пользоваться родным языком и языками других народов СССР». Этой же нормой вводится принцип наказуемости дискриминации, в том числе, по национальному признаку.

При изложении особенностей государственного устройства, законодатель формулирует сущность Союза Советских Социалистических Республик – это «единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма» (ст. 70).

Таким образом, мы можем заключить, что провозглашенные в Конституции СССР 1924 г. основные принципы взаимоотношений национальных республик между собой и центром, в порядке правопреемства получили свое закрепление в нормах последующих Основных законов государства, несколько видоизменяясь в связи с развитием общественных отношений, и юридической техники законодателя, все более освобождающегося от идеологической нагрузки при формулировании основных положений закона.

Список литературы:

1. Основной закон (Конституция) Союза Советских Социалистических республик (Принят второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года) // http://www. /dokumentyi/konstitutsiya-sssr-1924-goda-tekst. html

2. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 01.01.2001) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК, N 283, 06.12.1936.

3. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) // Свод законов СССР, т. 3, с. 14, 1990.

4. , Чистяков истории советской Конституции. М., 1987.

Чистяков истории советской Конституции. М., 1987. С. 61.

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял первую Советскую Конституцию. 19 июля 1918 г. с момента опубликования в «Известиях ВЦИК» Конституция РСФСР вступила в действие.

В данной Конституции мы коснемся только третьего раздела, который озаглавлен «Конструкция Советской власти». Раздел третий, а конкретно главы 6-8 Конституции, посвящен организации и деятельности центральных и местных органов государственной власти и управления.

Конституция закрепила организацию и взаимоотношения высших органов государственной власти. Всероссийский съезд Советов, осуществлявший высшую власть в РСФСР (ст. 24-27 гл. 6). В периоды между съездами действовал его орган - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) являвшийся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР, отвечавший перед Всероссийским съездом Советов (ст. 29, 31), его Президиум. Совет Народных Комисаров (СНК) для общего управления делами Республики и 18 народных комиссариатов для руководства отдельнымиотраслями (ст. 35, 43). СНК был ответственен перед Всероссийским съездом Советов и ВЦИК (ст. 46). В Конституции была определена компетенция этих органов, они наделялись законодательными и исполнительными полномочиями.

В самом начале, в Конституции были заложены противоречия и возможности конфликта во взаимоотношениях между высшими органами государственной власти. В ст. 49 гл. 9, дан примерный перечень вопросов общегосударственного значения, которые относились к области совместного ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК. Но этот перечень вопросов был не полный, так как ст. 50 предоставляла право Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК расширить их полномочия в других вопросах, которые они признают подлежащими их рассмотрению.

Читая ст. 51 мы видим два вопроса, которые относятся только к исключительному ведению Всероссийского съезда Советов это: Установление, дополнение и изменение основных начал Советской Конституции, и Ратификации мирных договоров. Причем формулировки ст. 51 и ст. 49 служили для возможности конфликта между ВЦИК и Всероссийским съездом Советов из за отсутствия разъяснения, какие положения следует считать «основными» для ВЦИК, а какие для Съезда.

Во взаимоотношениях между ВЦИК и СНК так же были серьезные противоречия. Если в ст. 32 ВЦИК давал общее направление деятельности правительства и всех органов Советской власти, в статьях 33, 40, 41 рассматривал, утверждал или отменял решения СНК, а также образовывал СНК (ст. 35). В то же время СНК будучи подотчетен ВЦИК, имел право издавать декреты, распоряжения, инструкции и вообще принимал все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни (ст. 38), т.е. просматривался явный параллелизм и недостаточная разграниченность в законодательной деятельности ВЦИК и СНК. И что самое интересное, в примечании к ст. 41 Совнаркому дается право принимать неотложные решения, минуя вышестоящие организации в частности ВЦИК.

Исходя из наличия таких противоречий в отношениях между высшими органами государственной власти, представлялся широкий простор для использования этих противоречий в нарушении вертикали власти и выдвижении на первый план Совнаркома во главе с лидером правящей партии. Еще один орган верховной власти, который в Конституции был упомянут только в ст. 45 Президиум ВЦИК. Этот орган первоначально был создан как технический, вспомогательный. В первом положении о ВЦИК предусматривалось, что президиум должен организовывать и вести повседневную практическую работу ВЦИК. Со временем, однако, функции Президиума ВЦИК расширяются. Он начинает издавать нормативные акты наркоматов, рассматривает споры между коллегиями наркоматов и народными комиссарами. В последующем, кроме организационно-технических и административных функций он приобретает также законодательные права. В перерывах между сессиями ВЦИК он как бы замещает собой этот орган власти, а затем он получил право отменять постановления СНК и издавать в порядке управления необходимые постановления от имени ВЦИК.

После образования в 1922 году СССР, назрела необходимость в создании новой Конституции, чем и явилась Конституция 1924 года.

Конституция СССР оформила структуру верховных органов власти. С учетом специфики многонационального государства, верховные органы власти должны были отражать специфические нужды и потребности, как всех национальностей Союза, так и отдельных национальностей.

Верховным органом власти был Съезд Советов (ст. 8). ЦИК состоял из двух равных в законодательной сфере палат. Союзного Совета представлявшего население союзных республик, и Совета Национальностей представлявшего интересы союзных республик и автономных республик, а также автономных областей. ЦИК обладал правом приостанавливать или отменять решения органов власти субъектов федерации (ст. 20). В период между сессиями его полномочия переходили к Президиуму ЦИК высшему законодательному, исполнительному и распорядительному органу ст. 29 ответственному перед ЦИК и СНК - исполнительному и распорядительному органу, имеющему некоторые законодательные полномочия (ст. 37-39). СНК был ответственен предЦИК и его Президиумом (ст. 31, 40, 41). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК, отдельных народных комиссариатов и советов народных комиссаров союзных республик (ст. 31, 32). Также было 10 народных комиссариатов делившихся на общесоюзные (единые для всего Союза ССР) и объединенные (для союзного и одновременно республиканского уровней) (ст. 50-54, 67,68).

После произошедших в стране с 1924 по 1936 г. существенных экономических, политических и социальных изменений, пришел черед новой Конституции СССР 1936 г.

По новой Конституции высшим органом власти в СССР становился Верховный Совет СССР (избирался на 4 года), состоявший из двух равноправных палат: Совета

Союза (избиравшимся по территориальным округам) и Совета Национальностей (по союзным, автономным республикам, автономным областям и национальным округам) (ст. 30, 31, 33-39). Законодательная власть принадлежала исключительно Верховному Совету СССР, в отличие от предыдущей Конституции.

В межсессионный период действовал Президиум Верховного Совета СССР высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган, в круг его полномочий входили: издание указов, толкование законов, роспуск Верховного Совета СССР (при наличии неразрешимых разногласий между палатами), проведение референдумов, отмена постановлений и распоряжений СНК, ратификация международных договоров, назначение и освобождение от должности народных комиссаров, назначение и смещение высшего командования вооруженных сил СССР и т. д. (ст. 49).

Совет Народных Комиссаров СССР становится высшим исполнительным и распорядительным органом, подотчетным Верховному Совету, а между сессиями Президиуму Верховного Совета (ст. 64-70). В ведомство СНК входили вопросы управления общесоюзными и союзно-республиканскими Народными Комиссариатами, государственного бюджета и финансов, обеспечению общественного порядка, защита интересов государства, внешней политики, в общем, все вопросы, связанные с управлением государства и его нормальным функционированием (ст. 64-70). Ответственность правительства перед законодательным органом подкреплялась правом обращения депутатов с запросами (ст. 71). Число общесоюзных и союзно-республиканских наркоматов увеличилось по сравнению с Конституцией 1924 г. с 10 до 18 (ст. 77, 78).

Преемницей Конституций 1918, 1924, 1936 годов, явилась Конституция СССР 1977 г. В преамбуле к новой Конституции было сказано о сохранности и преемственности идей и принципов прежних Конституций.

V раздел новой Конституции СССР посвящался высшим органам государственной власти управления. Единую систему государственной власти, по Конституции, составляли советы народных депутатов. Высшим органом государственной власти по прежнему являлся Верховный Совет СССР (избирался сроком на 5 лет), который был правомочен решать все вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, в том числе принятие и изменение Конституции, принятие бюджета страны т.д. Верховный Совет состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей (ст. 108-110), имеющих право законодательной инициативы. В случае разногласий между палатами, вопрос проходил следующие инстанции: согласительная комиссия, совместное заседание палат, следующая сессия Верховного Совета СССР или всенародный референдум (ст. 115). Депутаты Верховного Совета имели право запроса к руководителям всех высших органов (ст. 105). Так же право издавать законы имели: Президиум Верховного Совета СССР работающий между сессиями и осуществляющий функции высшего органа государственной власти (подотчетный Верховному Совету) и Совет Министров СССР - Правительство СССР - являвшийся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР (ст. 128). Совет Министров СССР был ответственен перед Верховным Советом СССР и подотчетен ему, а в период между сессиями подотчетен Президиуму Верховного Совета СССР, был правомочен, решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Союза ССР в пределах своих полномочий (ст. 130, 131). Имел право контроля и отмены решений Советов Министров союзных республик. Совет Министров СССР слагал свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом СССР на его первой сессии (ст. 129). Право законодательной инициативы принадлежало также: Союзным республикам в лице их высших органов государственной власти, комиссиям Верховного Совета СССР и постоянным комиссиям его палат, депутатам Верховного Совета СССР, Верховному Суду СССР, Генеральному прокурору СССР и общественным организациям в лице их общесоюзных органов (ст. 113).

На основе анализа верховных органов власти по Конституциям СССР 1917, 1924, 1936, 1977 гг. мы можем проследить эволюционный путь развития каждого из них.