Стресс и стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость личности: основные понятия и принципы

Чувствительность человека к психотравмам определяется уровнем его стрессоустойчивости. Под стрессоустойчивостью понимают такой набор личностных черт, который определяет устойчивость человека к различного вида стрессам. Стрессоустойчивость состоит из трех компонентов: ощущения важности своего существования; чувства независимости; способности влиять на собственную жизнь (открытость и интерес к изменениям, отношение к ним не как к угрозе, а как к возможности развития). Стрессоустойчивость зависит от самого человека, от желания и умения пользоваться теми или иными приемами психической саморегуляции.

Говоря о физиологических предпосылках стрессоустойчивости, следует подчеркнуть, что особую роль играет состояние эндокринной системы и хорошая физическая форма. Вместе с тем существует предрасположенность к стрессовым реакциям людей, характеризующихся определенными эмоциями: гневом, враждебностью и агрессивностью.

На индивидуальную чувствительность человека к травмам оказывают влияние следующие факторы: пол, возраст, уровень интеллектуального развития, актуальная структура личности (наличие таких свойств, как зрелость-незрелость, гиперчувствительность, зависимость, склонность к чрезмерному контролю, стремление подавлять эмоции, склонность выступать в роли жертвы, стремление к удержанию травматического опыта) способствует усилению поражающего эффекта и травмы, т.е. указывает на низкую толерантность к стрессу. Таким же фактором является генетическая предрасположенность - физиологическое состояние в момент получения травмы, особенно при истощении, нарушении сна и питания. Некоторые питательные вещества напрямую связаны со стрессом. Существует группа пищевых питательных веществ, которые имитируют стимуляцию симпатической нервной системы - это кофе, кола, чай и шоколад, который содержит кофеин, никотин, содержащийся в табаке. Эти вещества усиливают метаболизм, провоцируют тревожность и приводят к выделению гормонов стресса, которые повышают ритм сердечных сокращений и артериальное давление, а так же способствуют усиленному реагированию нервной системы на раздражители, вследствие чего увеличивается вероятность возникновения стрессовой реакции.

Стресс также связан с витаминами. Выделение картизола (гормона стресса, выделяемого корой надпочечников) требует использования витаминов. Поэтому при хроническом стрессе может возникнуть дефицит витаминов, поступающих к нам в организм вместе с пищей.

В большей степени это касается витаминов В (тиамина, рибофлавина, ниацина) и витамина С. дефицит этих витаминов вызывает беспокойство, депрессию, бессонницу, мышечную слабость и расстройства желудка. Поскольку эти витамины используются для выработки гормонов надпочечников, их дефицит снижает способность человека адекватно реагировать на стресс.

Кроме того, имеются сведения о связи между индивидуально-психологическими и личностными особенностями и устойчивостью к стрессовым ситуациям. Так, К.Л. Купер и Дж. Маршал приводят следующие данные:

· экстраверты более адаптивны и лучше ориентируются в жизни, чем интроверты;

· «ригидные» и «подвижные» различаются в оценке стрессогенных ситуаций: первые больше реагируют на неожиданности в работе, исходящие от руководства и испытывают зависимость от других людей, а вторые, будучи более открытыми, влиянию других людей, легко оказываются перегруженными;

· ориентированные на достижения показывают более высокую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность.

Предпосылками низкой толерантности к стрессу являются тревожность, гиперчувствительность, ригидность, отсутствие социальных навыков. Возникающие на фоне стресса проявления (неуверенность, непродуктивность) вызывают еще более глубокий дискомфорт: увеличения напряженности, возникновения избегания, повышения чувствительности к критике, возникновения бесплодности усилий, замкнутости.

Биологическая необходимость активности

Бездействующие мышцы, мозг и другие органы теряют работоспособность. Для «поддержания формы» нужно упражнять ум и тело. Кроме того, бездеятельность закрывает все пути для реализации врожденного стремления творить, созидать. Это приводит к нервному напряжению и чувству неуверенности из-за бесцельности существования. Назвать ли деятельность изнурительным трудом или развлекательной игрой - зависит от нашего отношения к ней. Упорная работа ради того, к чему вы действительно стремитесь, не принесет вреда. Но удостоверитесь, что к этому стремитесь именно вы, а не только ваше общество, родители, учителя или соседи и что вы в состоянии выйти победителем.

В большинстве случаев переключение с одной деятельности на другую - лучший отдых, чем полный покой.

Ничто так не изнуряет, как бездеятельность, отсутствие раздражителей и препятствий, которые предстоит преодолеть. И ничто так не помогает больному, как целебный стресс отвлечения внимания.

Признаки стрессового напряжения:

1. Невозможность сосредоточиться на чем-либо.

2. Слишком частые ошибки в работе.

3. Ухудшение памяти.

4. Слишком частое возникновение чувства усталости.

5. Очень быстрая речь.

6. Довольно частые боли (голова, спина, область желудка).

7. Повышенная возбудимость.

8. Работа не доставляет прежней радости.

9. Потеря чувства юмора.

12. Постоянное ощущение недоедания.

13. Пропадает аппетит, вообще потерян вкус к еде.

Невозможность вовремя закончить работу.

Причины стрессового напряжения:

1. Гораздо чаще Вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что обязанности.

2. Вам постоянно не хватает времени, не успеваете ничего сделать.

3. Вас постоянно что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то спешите.

4. Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то напряжения.

5. Вам постоянно хочется спать, никак не можете выспаться.

6. Вы видите чересчур много снов, особенно когда устали за день.

9. Вам почти ничто не нравится.

10. Дома, в семье, на учебе, на работе у вас постоянные конфликты.

11. Постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью.

12. Влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатиться.

13. У вас появляется комплекс неполноценности.

14. Вам не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания.

15. Вы не чувствуете уважения к себе ни дома, ни на учебе, ни на работе.

Стрессоустойчивость как фактор эффективности

профессиональной деятельности руководителя

Стресс, выражаясь научным языком, это физическая, психическая, эмоциональная и химическая реакция тела на то, что пугает человека, раздражает его или угрожает ему.

На стресс современный человек реагирует точно так же, как и миллион лет назад, когда наши предки гонялись за мамонтом и сражались с соседними племенами.

Организм получает команду: «Будет драка» и в результате резко повышается артериальное давление, улучшатся свертываемость крови (на случай ранения), мобилизуется иммунная система (для защиты от микробов), выбрасывается в кровь сахар. Тело полностью готово в случае опасности бежать или обороняться, в кровь выбрасывается много гормонов стресса - адреналина. Но мы… остаемся на месте, никуда не бежим, мы лишь сжимаем пальцы в кулаки и нервно кусаем губы.

В итоге не происходит выхода накопленного внутри адреналина, который подготовил организм, и он начинает негативно действовать на человека изнутри. Это может проявиться в значительном повышении артериального давления, учащении пульса, в напряжении мышц, появлении головной боли, в расстройстве стула, нарушении сердечного ритма, ухудшении снабжения кислородом сердечной мышцы, что может привести к стенокардии.

Кроме того неизрасходованный адреналин держит в спазмированном состоянии мышцы, что может спровоцировать приступы шейного и поясничного остеохондроза, за счет ущемления нервов, проходящих сквозь толщу мускулов спины.

А сгущение крови (на случай ранений) приводит к ухудшению ее циркулирования по сосудам, в ней повышается содержание холестерина, сахара и мочевой кислоты, что плохо сказывается на работе сердца, мозга и внутренних органов.

Причины стресса

Стрессам подвержены и мужчины и женщины, но у каждого организма свои особенности. Если человек замечает у себя признаки стресса, то необходимо выявить его причины, что бы было проще бороться со стрессом .

Физиологические: психоэмоциональные:

шум, охлаждение неожиданное прикосновение,

или перегревание, неустойчивость опоры,

недостаток О2 , кровопотеря быстрое увеличение в размерах

травма, лишение пищи, нечетко различимого предмета

физические нагрузки. одиночество или перенаселение.

Бывают внешние причины стресса, например:

    смена места работы

    смерть родственника

    микробы и вирусы

    температура окружающей среды

Различают так же внутренние причины стресса , такие как:

    жизненные ценности и убеждения

    личная самооценка человека

Причиной стресса может быть по сути все, что угодно, что цепляет человека, что его раздражает.

Если вы стали замечать у себя признаки, говорящие о стрессовом напряжении организма, то в первую очередь необходимо выявить их причины. Вполне понятно, что устранить причины стресса намного легче, чем его последствия.

Признаки стрессового напряжения

    Невозможность сосредоточиться на чем-то.

    Слишком частые ошибки в работе.

    Слишком часто возникает чувство усталости.

    Очень быстрая речь.

    Мысли часто улетучиваются.

    Повышенная возбудимость.

    Потеря чувства юмора.

    Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

    Пристрастие к алкогольным напиткам.

    Невозможность вовремя закончить работу.

    Повышение артериального давления, которое пациенты часто принимают за признаки гипертонии (шум в голове, приливы, жар, охватывающий лицо и шею).

    Мигренеподобные боли (боль охватывает не всю голову, а ее левую или правую часть), скованность в шее, боли в области сердца, «под ложечкой» могут способствовать постановке ошибочного диагноза язвенной болезни, сердечно-сосудистого расстройства.

    Одышка, «перехватывание» голоса являются одним из признаков нарушения функции щитовидной железы, но при нормальных анализах на гормоны – это один из симптомов стресса.

    Бессонница или постоянная сонливость, частые ночные пробуждения.

    Тошнота, расстройство работы ЖКТ.

    Приступы потливости, не связанной с жарой или физическими усилиями,

тремор, онемение конечностей.

    Сложности с концентрацией внимания и принятием даже самых простых

решений, забывчивость, потеря интереса к занятиям, которые раньше радовали

и отвлекали от проблем.

Клинические наблюдения показали, что незначительные стрессы не вредны организму, а даже полезны . Они стимулируют человека к поиску выхода из сложившегося затруднительного положения.

Умеренные стрессы могут способствовать повышению настроения и работоспособности, обеспечивают обезболивающий эффект, что представляется важным в период повышенных требований к организму человека: на экзаменах, при выступлениях и т.д. Субъективное отражение таких стрессовых ситуаций описал А.С. Пушкин « Есть упоение в бою и бездны черной на краю « .

Положительный повышает настроение, а это положительным образом сказывается на организме: повышается иммунитет, человек ощущает прилив бодрости, превосходно выглядит и так же себя чувствует.

При положительном стрессе наблюдается равномерная нагрузка на весь организм, которая подразумевает под собой достижение поставленной задачи и желание ее исполнить, даже если при этом и придется напрячь силы организма.

Отрицательный на 90 % определяет болезни человечества, он причина ИБС, гипертонии, язвы, заболеваний бронхиальной астмы, опухолей.

Он ослабляет иммунитет, нарушает работу всех систем организма, просто сжигает тело изнутри.

При стрессе разрушаются многие необходимые витамины, происходит нарушение обменных процессов, что зачастую ведет к набору лишнего веса. Все это оказывает губительное воздействие, как на психику человека, так и на его физическое состояние.

Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток.

По данным опросов , проводимых страховыми компаниями, большая часть отлучек с рабочего места вызвана стрессами. 27% опрошенных работников заявили, что к большинству стрессов в жизни их привела работа. У 45% стрессы, связанные с работой, имеют очень высокий или чрезвычайно высокий уровень.

70% заявили , что стресс на работе снизил их физическое и умственное здоровье. Наиболее частые проявления стресса: повышенная нервозность, тревожность, повышение кровяного давления, гнев, раздражительность, усталость, подавленность и депрессия.

Представители разных полов реагируют на стресс по-разному - для женщин больше характерны апатия, раздражительность и тревожность, а для мужчин - агрессивность и злоупотребление алкоголем и никотином.

Как же защитить себя от стрессов?

Хотя Марк Твен говорил, что "Единственный способ сохранить здоровье - есть то, что не любишь, пить то, что не нравится. И делать то, чего не хочется делать."

Тем не менее медики предлагают нам несколько простых правил сохранения здоровья и стрессоустойчивости.

Выделяют три группы способов повышения общей устойчивости человеческого организма.

Первая группа – включает способы, использующие психологические факторы

воздействия на организм

Вторая группа – включает способы, использующие физические факторы воздействия

на организм

Третья группа способов повышения общей устойчивости организма связана с

биологически активными веществами.

Первая группа – аутогенная тренировка, психотерапия.

    Мудрость долгожителей заключается в том, что они довольны своей жизнью: "Все чем я обладаю, прекрасно, а если чего-то у меня нет, это не имеет значения".

В глубокой древности на Востоке люди говорили: "Господи, дай мне силы, чтобы смириться с тем, что я не могу изменить, дай мне мужества, чтобы бороться с тем, что я доложен изменить, и дай мне мудрость, чтобы суметь отличить одно от другого" .

    Смех: Улыбка дарит нам продление века, а злоба старит человека.

    Музыкальная фармакотерапия: Тихая и плавная музыка успокаивает а громкая и радостная – тонизирует.

    Цветовая культура человека:

Белый – улучшает психическое настроение, но быстро утомляет;

Серый – успокаивает;

Черный – давит, страшит, но в малых дозах помогает сосредоточиться;

Красный – возбуждает, воодушевляет, учащает дыхание и пульс;

Коричневый – защищающий, «Уютный « , но в больших дозах может вызвать апатию;

Зеленый и Синий - успокаивают, усыпляют, снижают АД, частоту дыхания;

Голубой – делает человека миролюбивым и безмятежным;

Фиолетовый – повышает внушаемость, выражает скрытую активность.

    Растения, цветы –

Раскидистая крона (дуб, тополь, акация) – активизируют, а овальная и зонтичная крона – успокаивает.

    Человеческое общение.

    Положительные эмоции. Организуйте на своем месте, если это допустимо в ваших условиях, оазис хорошего настроения: любимые фото или картинки, цветок в красивом горшочке, красивая статуэтка и т.д. в соответствии с вашим вкусом. Посматривайте туда время от времени, напоминая себе, что работа – это не сама жизнь и не самая важная.

Каждый человек носит в себе врача, важно помочь ему в работе. (Гиппократ)

Вторая группа – это физическая культура, закаливание организма, бег трусцой и т.д.

1. Двигайтесь…без движений.

    Опираясь то на пятки, то на носки, приподнимайте стопы от пола и делайте ими едва заметные движения наружу и внутрь.

    Напрягая стопы, подожмите под себя пальцы, затем распрямите их.

    Напрягая и расслабляя мышцы предплечья, сжимайте пальцы в кулак и распрямляйте их.

    Напрягая мышцы спины, прогнитесь в пояснице, сведите и разведите лопатки.

    Втягивайте и выпячивайте живот: при выпячивании – вдох, при втягивании – выдох.

    Напрягайте и расслабляйте ягодичные мышцы.

    Напрягая мышцы шеи, выполняйте едва заметные движения головой вправо – влево, вверх – вниз, по и против часовой стрелки Движения глазами вправо – влево, вверх - вниз, по и против часовой стрелки.

2. Сон - главная защита человека от различных неприятностей. Американский психиатр Крипке утверждал, что "лучший способ избавится от тяжелого беспокойства или умственной путаницы - преспать их." У людей, которые спят 7-8 часов смертность минимальна, а кто больше 10 часов- она выше в 1.5 раза. Во сне человек творит - Пушкин, Бетховен, Менделеев.

При отсутствии полноценного сна происходит общее снижение иммунитета и увеличивается риск возникновения различных заболеваний. Повышается утомляемость и понижается сопротивляемость организма различным внешним воздействиям. Иногда доходит до того, что начинается выпадение волос. А также может развиться гипертония, сахарный диабет и другие заболевания. Понижается стрессоустойчивость, преобладает плохое настроение, отношения с людьми зачастую становятся напряженными.

Также происходит ухудшение состояния кожи. Недосыпание является катализатором образования морщин. Еще одним следствием недосыпания является ухудшение зрения, снижение его остроты. Кроме того, может произойти отек зрительного нерва, что приведет к резкому ухудшению зрения.

И еще одним побочным эффектом, который может возникнуть при недостатке сна, является лишний вес. Происходит замедление обменных процессов, вследствие этого потребляемые нами калории благополучно начинают откладываться в жир. Кроме того, при замедлении обменных процессов происходит увеличение уровня сахара в крови, что также способствует увеличению веса.

Специалисты рекомендуют особенно внимательно относиться к поведению организма ночью: частые ночные походы в туалет могут сигнализировать о развивающейся почечной недостаточности, а повторяющиеся ночные боли в каком-либо участке тела (даже если днем вы о них и не вспоминаете) раньше любого диагноста укажут на необходимость обратиться за консультацией к врачу.

Днем у мозга слишком много отвлекающих факторов: шум, свет, напряженная мыслительная или физическая деятельность. Ночью создаются совершенно особые условия. Органы восприятия переведены в пассивное состояние, чтобы обеспечить две важнейшие функции: «ревизию» мозгом состояния всех внутренних органов и очищение организма. Сердцебиение замедляется, снижается артериальное давление (если по каким-то причи­нам этого не происходит, переход ко сну становится затруднительным), пищеварительная активность при­ближается к нулю. Что же в это время работает в полную силу?

Почки – едва ли не главный «ночной» орган. Это объясняется даже положением тела во время сна: когда мы лежим, кровь активнее поступает в зону поясницы, а значит, к почкам. В это время на них лежит важнейшая функция: переработать и вывести из организма все ненужные ему вещества. Но не только.

С правильным функционированием почек связаны и артериальное давление, и даже образование кальция (а значит, и состояние всей костной системы): ночью почки активнее выделяют гормон кальцитамин, укрепляя скелет и помогая преодолевать последствия дневных стрессов. Чтобы не усугублять нагрузку на почки, следует избегать чрезмерного (особенно вечернего) употребления соли, а тем более сочетания соли и жидкости. Иначе в попытке справиться с этим коктейлем выделительная система затребует помощи у сердца, что неизбежно приведет к сбою сна. Вы сразу ощутите проблемы с засыпанием, будете часто вставать ночью.

Не стоит пренебрегать великим значением сна для организма человека. Последствия жизни наперекор биоритмам далеко не радужны: повышается риск сердечнососудистых заболеваний, гипертонии, сахарного диабета. Поэтому медики настоятельно советуют: даже если объективные обстоятельства жизни и работы требуют ночных бдений, придерживаться такого режима не рекомендуется дольше трех-четырех лет. За это время организм изрядно изнашивается (даже если вам так не кажется). При первой же возможности следует вернуться к дневной жизни.

3 . РЕЛАССАЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

Упражнения для мышц лица:

1- "маска удивления" (подъем бровей) ;

2 –"маска гнева" (предельно сводятся межбровные складки, лоб нахмурен);

3 –"зажмуривание" (напряжение круговых мышц глаз);

4 –"маска поцелуя" (губы постепенно сжимаются);

5 – "маска смеха" (глаза чуть прищурены, губы сжаты, поднимаются углы рта);

6 –"маска недовольства"(сжимаются губы, поднимаются мышцы подбородка, опускаются уголки рта).

4 . Дыхательная гимнастика

Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Дыхательные техники считаются одним из лучших средств от стресса. Контроль над дыханием помогает взять себя в руки и снизить уровень тревоги в экстремальной ситуации.

При возникновении тяжелой ситуации нужно:

    задержать дыхание на вдохе (на 10-15 секунд);

    сильно сжать руки в кулаки на несколько секунд и медленно опустить (2-3 раза);

    потянуться, помассировать пальцы, ушные раковины и шейно-затылочную зону;

    вдох через нос, выдох через рот;

    вдох через рот, выдох через нос;

    вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременно задерживая дыхание, выталкивая воздух маленькими порциями; несколько раз зевнуть и потянуться.

5. Китайцы еще тысячи лет назад знали , что одно из важнейших средств сохранения здоровья - это акупунктурный массаж.

1 . Разотрите хорошенько уши ладонями – вначале мочки, а потом целиком: вверх-вниз, вперед-назад, при этом поцокайте языком 15-20 сек.

2. Сложите руки в замок и обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям, не сопротивляясь растягивайте шейный отдел позвоночника.

3. Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите. Сдавите изо всех сил основание ладони, чтобы руки задрожали. Втяните живот и потянитесь вверх, как будто вы опираясь о руки, выглядываете из окна. Всего 10 сек. – и стало жарко.

4. Интенсивно и ритмично зажмуривать глаза, а затем расслабить мышцы лица.

5. Говоря о способах саморегуляции нельзя не сказать о наших руках. Основные упражения : Растирание; Гармошечка; Догоняшки; Солдатики и Колечко на пальчик.

6 . Контрастный душ.

Третья группа способов повышения общей устойчивости организма связана с биологически активными веществами:

1. Рациональное питание.

Лучше вовсе не есть ничего, чем есть что попало; Лучше быть в одиночестве, чем с кем попало дружить». Омар Хайям

«Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».Сократ

Пока мы живы, пища нам нужна, В ней сил исток, дает нам рост она. Когда же нужной пищи не хватает, Слабеем мы, и тело наше тает. Хвалы достойна пища, если вновь Она заменит и очистит кровь.Авицена

Науке стало ясно, почему дети, да и взрослые, любят мороженное: оно великолепно снимает стресс. Молоко и сливки содержат триптофан - эффективный природный транквилизатор, успокаивающий нервную систему, поднимающий настроение, помогающий справиться с бессонницей.

Чтобы понизить уровень эмоционального напряжения, нужно съесть шоколад. Ученые выявили, что у потребление в пищу 40 г горького шоколада каждый день на протяжении 14 дней способствует снижению уровня гормонов стресса.

При этом темный шоколад способен изменить в положительную сторону биохимические процессы в организме, которые происходят в стрессовых ситуациях. Поэтому смело берите с собой на работу 4 дольки горького шоколада.

Так же есть продукты, содержащие «гормон радости». Самые распространенные из них: гречка, овсянка, бананы, орешки ( о ни богаты питательными веществами, участвующими в выработке серотонина, витаминами В и Е, антиоксидантами, которые помогут вам побороть стресс).

Жирные кислоты омега3. и жирная рыба (тунец, лосось, сельдь, сардины) содержат много омега3 и помогают побороть стресс, беспокойство и депрессию. Старайтесь съедать по крайней мере 200 граммов жирной рыбы в неделю. Недолюбливаете рыбу? Выбирайте вместо рыбных блюд семена льна или льняное масло, семена чиа и грецкие орехи.

Витамин С. Он также поможет снять стресс. Мужчины должны получать около 90 мг витамина С ежедневно, а женщины - 75 мг. Это цитрусовые, шиповник, черная смородина (в них много витамина C), миндаль, сырые семена тыквы, овощ швейцарский мангольд в вареном виде, шпинат, растительные масла (особенно из зародышей пшеницы, оливковое, кокосовое, рыжиковое, конопляное). Последние 5 наименований продуктов богаты витамином E.

2. Успокаивающие растения.

В тибетской медицине растения, продлевающие человеческую жизнь, подразделяются на три группы:

    жизнедатели (валерьяна и розы),

    охранители (мята),

    восстановители (хвойные деревья и эвкалипт).

1. Мелисса

Данное растения проявляет мощный успокоительный эффект, не вызывая привыкания. Мелисса считается абсолютно безопасной и широко используется для снятия беспокойства. Ею лечат бессонницу, снижают уровень тревожности и устраняют стресс. Если в одном напитке соединить мелиссу и валериану, то такой тандем способен заменить лекарственные средства от стресса!

2. Валериана

Эта трава часто используется при сильной тревожности, когда приближается какое-либо ответственное событие, например, выступление перед многочисленной публикой либо экзамен. Валериана допускается к употреблению как на протяжении дня, так и непосредственно перед отходом ко сну.

3. Зверобой

Зверобой в виде настойки используют не только при стрессе, но при депрессивных состояниях. Он прекрасно снимает симптомы расстройства нервной системы и может быть показан к употреблению в период менопаузы и предменструального синдрома. Чтобы зверобой помог избавиться от стресса, настаивать его следует только на спиртовой основе. Это может быть как медицинский спирт, так и водка. Только спирт предварительно разводят до крепости в 40°.

4. Ромашка

Сушеная ромашка славится своим мощным седативным действием. Она хорошо снимает тревожность, прекрасно расслабляет все тело.

5. Мята

В составе этой травы присутствуют ментол, лимонен, кариофиллен, альфа-пинен, карвон и прочие химические соединения, которые работают сообща и помогают избавиться от последствий стресса. Мятный чай прекрасно расслабляет, уменьшает беспокойство и снимает раздражительность. Вследствие употребления такого напитка организм полностью восстанавливается и начинает функционировать правильно.

6. Хмель

Шишки хмеля принято заваривать в тех ситуациях, когда человек не способен самостоятельно справиться со стрессом. Это растение отлично справляется с эмоциональным напряжением и снимает возбудимость. Важно! Отваром из хмеля нельзя злоупотреблять, так как это может привести к таким негативным последствиям, как тошнота, рвота, мигрень, головокружение и боли в области сердца

7 . Иван-чай

Это растение проявляет очень мягкое седативное действие, защищает от стрессов и проявляет противосудорожный эффект. Напиток из иван-чая поможет вам не только устранить тревожность, но и подарит организму способность в дальнейшем стойко переносить влияние факторов, вызывающих стресс.

3. Медикаментозные средства для снятия стресса

Существует несколько групп лекарственных средств, некоторые из которых специально разработаны для борьбы со стрессом, а другие обладают подобными свойствами в качестве «побочного» эффекта к основному действию.

    Классические сильнодействующие рецептурные препараты (антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики и т.д.) назначаются только врачом после предварительного обследования. Такие лекарства имеют направленные действия - они тормозят или активируют работу нервной системы, что важно при преодолении тяжелого стресса, угрожающего жизни пациента. Средства из этой группы назначаются при стрессовых расстройствах временно, до устранения тревожных симптомов. Один из самых известных препаратов группы - «Диазепам».

    Безрецептурные анксиолитики . Средства этой группы лишены недостатков, присущих классическим сильнодействующим препаратам: не вызывают привыкания, практически не имеют побочных эффектов, не вызывают сонливости, не притупляют чувства и реакцию.

К таким средствам можно отнести «Афобазол» - анксиолитик селективного действия, оказывающий не только успокаивающее, но и стимулирующее действие. Препарат способствует устранению тревожности (плаксивости, чувства беспокойства, бессонницы), напряженности, соматических (мышечное напряжение, сердечно-сосудистые и дыхательные симптомы) и вегетативных нарушений (потливость, головокружение). Помимо этого он активирует работу нервной системы, повышает концентрацию внимания, память.

Препараты с сопутствующим успокоительным действием (например, глицин, «Валокордин», «Корвалол» и другие) продаются без рецепта и часто пользуются популярностью среди людей, ощущающих последствия психологического стресса. Однако врачи советуют с осторожностью обращаться к таким лекарствам: так, «Корвалол» при длительном приеме способен вызывать зависимость и провоцировать развитие депрессии, в то время как другие «непрофильные» фармакологические средства могут отрицательно сказаться на работе печени.

В борьбе со стрессом крайне важно подойти к решению проблемы комплексно. Наибольший эффект оказывает терапия, предполагающая параллельное применение немедикаментозных подходов и прем лекарственных средств. Неконтролируемый прием даже самых безобидных препаратов может привести к негативным последствиям для всего организма!

    Витамины и минералы

Нехватка некоторых витаминов и минералов может усилить проявления стресса. В легких случаях бывает достаточно подобрать подходящий антистрессовый комплекс, чтобы дело пошло на лад. Такие комплексы содержат повышенные дозы витаминов, необходимых для работы нервной системы. В первую очередь это витамины группы В, витамин С, поддерживающий иммунитет, витамин Е, кальций, калий и магний.

Гомеопатические средства и БАДы

Существует немало биодобавок и гомеопатических средств (например, «Тенотен») для борьбы со стрессом, хотя оценить эффективность этой группы препаратов в целом сложно - их состав и действие разнообразны. Большая часть БАДов для борьбы со стрессом содержит вытяжки из тонизирующих (элеутерококк, женьшень) или успокаивающих (ромашка, мелисса) растений. Вряд ли такие средства можно рассматривать как основу терапии, однако в качестве дополнения она не принесет вреда.

Нам важны!:

1.В- нервы, психика, биостимуляторы мозга.

2.А - регулятор окислительных процессов в организме.

3. С - повышает живость ума, активизирует процесс мышления, в определенном смысле очищает спинномозговую жидкость, дезактивирует токсические вещества. Особо эффективен в сочетании с фолиевой кислотой, которая относится к витаминам группы В (это витамин В9) и участвует в процессах обмена веществ, в том числе в синтезе ДНК, отвечает за формирование клеток крови, необходима для формирования иммунитета, улучшает работу желудочно-кишечного тракта.

4.Е - витамин красоты, антиоксидант. (бобы, орехи, яйца).

5.Д - витамин солнца.

Для того, чтобы укрепить оболочки клеток, дабы необходимое для их нормального функционирования содержимое не выходило наружу, нужны витамины PP, B (вся группа), микроэлемент селен. Это помидоры и томатный сок, арахис, грецкий орех, фундук, орех кедра, отрубной хлеб, каши из злаковых культур, топинамбур, чеснок, авокадо, морковь, цуккини, фасоль, чечевица.

Из фруктов и ягод полезны: абрикос, персик, малина, шелковица, морошка. Уменьшите употребляемое количество, а лучше совсем исключите те продукты, которые стимулируют головной мозг. Это, в первую очередь, кофеин-содержащие продукты: кофе, черный чай, кола, шоколад. Во вторую очередь, это экстрактивные вещества, содержащиеся в мясных, рыбных и грибных бульонах, а также жареной рыбе, мясе. Эти продукты вызовут усиленную работу органов желудочно-кишечного тракта, которые из-за этого будут посылать большое количество импульсов в головной мозг, тем самым возбуждая его. Алкоголь и наркотики только усугубят ситуацию, поэтому их нужно исключить полностью .

Заключение

Стресс не только зло, не только беда, но и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание.

Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех.

Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого. Если же есть желание, но нет времени, кроме всего прочего поможет самовнушение – просто думайте о прекрасном, о том, что у вас все хорошо…

Назовите себя удачливым, и вы будете таким. Здоровье нельзя купить. Зато им можно расплатиться. сказал Марк Твен.

Думайте о себе, любите себя и тогда никакие стрессы Вам не будут страшны!

Наиболее важным качеством спасателей-пожарных является устойчивость к стрессу.

Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность руководителя протекает в условиях значительных психологических нагрузок . Стрессы в деятельности спасателей-пожарных являются неизбежными.

Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний. В настоящее время на передний план выходит забота о сохранении психического здоровья и формировании стрессоустойчивости современного человека. Путь к психическому здоровью - это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.

Основная индивидная характеристика содержания стресса - адаптация (стрессоустойчивость). По мнению Ю.А. Александровского, В.И. Лебедева и др. - это барьер психической адаптации . Е.В. Мазуркевич и М.И. Марьин основой стрессоустойчивости считают саморегуляцию человека, которая состоит из определенных звеньев и стилистически разнообразна.

Со стрессоустойчивостью отождествляют эмоциональную устойчивость и способность контроля эмоций; способность переносить большие нагрузки и успешно решать задачи в экстремальных ситуациях; способность преодолевать состояние эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности; свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии; стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач; устойчивое преобладание положительных эмоций; интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке.

Выделяют 4 типа стрессоустойчивости личности:

Стрессонеустойчивые личности;

Стрессотренируемые личности;

Стрессотормозные личности;

Стрессоустойчивые личности.

Стрессонеустойчивые характеризуются склонностью менять свое поведение и адаптироваться под внешний мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее событие или даже намек на его возможность в будущем для них - стресс. В самой стрессовой, критической ситуации люди стрессонеустойчивых типов склонны к повышенной эмоциональности, крайне возбудимы и неуравновешенны. От них не стоит ждать быстрых и конструктивных решений в напряженные моменты.

Стрессотренируемые готовы к переменам, но только не глобальным и не мгновенным. Они стараются трансформировать свою жизнь постепенно, непринужденно, безболезненно, а когда это по объективным причинам невозможно, делаются раздражительными или впадают в депрессию. Однако по мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных ситуаций "стрессотренируемые" привыкают и начинают реагировать на стрессы более спокойно. Зрелые, опытные представители таких типов вполне способны быть лидерами в экстремальных ситуациях.

Стрессотормозные отличаются жесткостью своих жизненных принципов и мировоззренческих установок, однако к внезапным внешним изменениям относятся достаточно спокойно. Они принципиально не готовы меняться постепенно, но могут пойти на быстрое и однократное изменение той или иной сферы их жизни, например, резко сменить работу. Люди, имеющие типы данной группы, способны быть лидерами во время "точечных" перемен, после которых сразу будет фиксация их нового статус-кво. Если же стрессы следуют один за другим, а особенно имеют вялотекущий характер, они постепенно теряют присутствие духа и контроль над своими эмоциями.

Стрессоустойчивые готовы относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер - длительный или мгновенный - они ни носили. Наоборот, все стабильное и заранее предопределенное им чуждо и вызывает иронию по причине всеобщей неустойчивости, столь остро ощущаемой представителями типов этой группы. Они обычно сами начинают процессы преобразований или даже революций, возглавляют их, при этом в самый острый момент могут отойти в сторону, так как при всей любви к переменам вовсе не в восторге от возможности нанесения ущерба себе. Умеют эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях, но плохо приспособлены для работы в организациях с устоявшимися традициями. Стрессом для них являются только самые тяжелые события, касающиеся их самих или близких. Нередко "стрессоустойчивые" выбирают себе профессии, связанные с риском и постоянным нахождением в экстремальных ситуациях.

Для понимания собственно термина "стрессоустойчивость" обратимся к некоторым работам ученых, в которых представлены основные определения данного понятия. Так, В.Д. Шадриков определяет эмоциональную устойчивость с одной стороны, как невосприимчивость к эмоциогенным факторам, оказывающим отрицательное влияние на психическое состояние индивидуума, а с другой, как способность контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции, обеспечивая тем самым успешное выполнение необходимых действий, способность человека переносить большие физические и умственные нагрузки, успешно решать задачи в экстремальных ситуациях .

Некоторые психологи связывают стрессоустойчивость со свойством темперамента. Так, Л.В. Куликов понимает под эмоциональной устойчивостью свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии . С.Н. Князев определяет эмоциональной устойчивостью как относительную устойчивость оптимального уровня интенсивности эмоциональных реакций, а так же как устойчивость качественных особенностей эмоциональных состояний, т.е. стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач .

Некоторые авторы рассматривают стрессоустойчивость как одну из подструктур готовности человека к деятельности в напряженных ситуациях. Они полагают, что среди факторов, от которых зависит уровень и успех деятельности специалистов в напряженных ситуациях, особое значение u1080 имеет готовность к ним. Она способствует быстрому и правильному использованию знаний, опыта, личных качеств, сохранению самоконтроля и перестройке деятельности при появлении непредвиденных препятствий. К числу внешних и внутренних условий, обусловливающих готовность, данные исследователи относят: содержание поставленных задач, их трудность, новизну; обстановку деятельности, мотивацию, оценку вероятности достижения цели, самооценку, нервно-психическое состояние и кроме того, эмоциональную устойчивость к стрессовой ситуации. Наиболее полное определение стрессоустойчивости дает П.Б. Зильберман - это интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке.

К.С.Торшина рассматривает стрессоустойчивость как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

а) психофизиологического (тип, свойства нервной системы);

б) мотивационного. Сила мотивов определяет в значительной мере эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может обнаружить разную степень ее в зависимости от того, какие мотивы побуждают его проявлять активность. Изменяя мотивацию можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость;

в) эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций;

г) волевого, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации;

д) профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач;

е) интеллектуального - оценка требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий .

Реакция на стресс, как показано выше, всегда индивидуальна. Это позволяет говорить о разной подверженности стрессу, о различных уровнях стрессоустойчивости.

При изучении стрессоустойчивости личности рассматриваются четыре следующих вопроса :

1. Сущность стрессоустойчивости;

2. Природная стрессоустойчивость;

3. Приобретенная стрессоустойчивость;

4. Стрессоустойчивость руководителя.

Интересно то, что от последствий одного стресса можно избавиться с помощью стрессов другого рода. Так, после сдачи экзамена можно прийти в норму, до седьмого пота пробежавшись на лыжах.

Кроме того, стресс способен уменьшить влияние остальных критических состояний: кризиса, конфликта, невроза. Он позволяет взглянуть на них по-новому, оценить их реальный масштаб, наметить пути преодоления.

Стрессоустойчивость – это способность человека противостоять стрессорам. Различают стрессоустойчивость организма и личности.

Стрессоустойчивость организма связана с пониженной реакцией основных физиологических систем человека на стрессовые воздействия. Организм осуществляет реагирование, но в своеобразном замедленном темпе, выполняя действие компенсатора.

Реагирование на стрессовые воздействия происходят индивидуально. У одних людей даже относительно незначительное воздействие вызывает бурную реакцию, у других – серьезные внешние влияния не могут поколебать их спокойствие. Иными словами, порог приспособительных возможностей организма у разных людей может сильно отличаться.

На одни и те же нагрузки люди реагируют по-разному. У одних реакция активная – при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела. А у других реакция пассивная, эффективность их деятельности сразу падает.

Виды реакции на стресс получили в психологии управления образные названия: активная – «стресс льва»; пассивная – «стресс кролика».

У людей с активной реакцией на внешние воздействия стрессоустойчивость является высокой. У людей с пассивной реакцией стрессоустойчивость низкая.

Стрессоустойчивость личности связана с пониженной психической реакцией человека на действие стрессоров. Эмоциональный всплеск происходит, но его сила (амплитуда) относительно невысока.

Стрессоустойчивость выступает способностью сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках.

Таким образом, можно сказать, что стрессоустойчивость личности прямо связана с эмоциональным миром индивида. При высокой эмоциональности человека его стрессоустойчивость будет высокой. При низкой эмоциональности индивида такой же будет и его стрессоустойчивость.

Антиподом стрессоустойчивости является стрессопредрасполо-женность . Она означает неадекватно высокую реакцию организма на относительно малые раздражители.

В зависимости от источника различают два вида стрессоустойчивости:

природная – данная человеку от рождения;

приобретенная – сформированная в ходе жизненного опыта.

Природная стрессоустойчивость это особенности организма человека, данные ему от рождения, и способствующие противостоянию внешним негативным воздействиям.

Американские кардиологи Мейер Фридман и Рей Резеннан выделили два типа людей, в зависимости от их стрессоустойчивости. Тип А – люди решительные, способные к конкуренции, нетерпеливые, вербально агрессивные, склонные к злости. Тип Б – люди рассудительные, уравновешенные, со спокойным характером.

Люди типа А вдвое чаще, чем группы Б,склонны к стрессам. Реактивные личности типа А значительно чаще, чем иные, «готовы» к борьбе. И если борьба не происходит, это отрицательно сказывается на их здоровье. Когда люди типа А бессильны, или вынуждены принимать сложное решение, их нервная система перераспределяет поток крови, направляя ее от внутренних органов к мышцам. В этот момент снижается удаление холестерола и жира из крови. Холестерол и жир постепенно накапливаются вокруг сердца.

Продолжительный стресс, порожденный непримиримым характером, может привести к аритмии сердца и иным тяжелым расстройствам. Через стресс происходит отрицательной взаимодействие психики и сердечно-сосудистой системы человека.

Самая неприятная черта характера личности типа А – это отрицательные эмоции, особенно злость, связанные с агрессивно-реак-тивным темпераментом. Наиболее ярко эта черта проявляется в ситуациях вербального общения. Не вовремя сделанная пауза может спровоцировать нервный приступ.

Нетерпеливый, склонный к злости человек может вскочить, повысить голос, повести себя агрессивно.

Враждебность, цинизм, ярость, злость на других людей увеличивают подверженность человека стрессу в несколько раз.

Так, китайская народная пословица гласит: «Огонек, который вы раздуваете для своего врага, часто обжигает вас больше, чем его».

Резко повышают подверженность стрессу и депрессии, чувства тревожности и безнадежности. Вредное влияние отрицательных эмоций связано с психическими и физиологическими расстройствами. Физиологические последствия (корреляты) отрицательных эмоций могут приводить к неосознанным негативным поступкам, принятию вредных для здоровья решений.

Болезнь, боль и немощь также могут негативно влиять на гормоны и медиаторы, приводить к стрессу. При этом происходит деморализующее воздействие на способности человека, его самочувствие и работоспособность.

Люди типа Б имеют высокую стрессоустойчивость вследствие пониженной реакции на внешние и внутренние раздражители. Они не реагируют немедленной мобилизацией физиологической активности организма.

У людей типа Б внешние и внутренние раздражители вызывают повышение умственной деятельности, а не физическую активность. Люди вначале рассуждают, а затем уже действуют. «Ножницы» во времени выполняют функцию защиты от стресса.

Существенно повышают стрессоустойчивость радость, хорошее настроение, смех. Эти состояния благотворно влияют на деятельность основных жизненных систем организма. При легких расстройствах они могут даже выполнять терапевтические функции.

Китайская пословица гласит: «Когда легко на сердце, то и тело здорово».

Внимание к людям, дружелюбие, терпимость к чужим недостаткам и ошибкам также способствуют стрессоустойчивости. В организме таких людей не возникают протестные реакции, не выходит из равновесия нервная система, не появляется немедленная готовность к действию.

Повышают стрессоустойчивость личности и творчество, креативность, увлеченность чем-либо. У таких людей во внутреннем мире выстраивается своеобразный рейтинг ценностей. На первом месте, с большим отрывом, оказываются их увлечения. Все остальное имеет столь малое значение, что не может вызвать сильного эмоционального всплеска.

Природная стрессоустойчивость, как и стрессопредрасположенность, частично могут передаваться по наследству. Тип нервной системы, физиологические особенности, характер и темперамент могут иметь некоторые наследственные черты. Однако, чаще всего значительной наследственной связи в стрессоустойчивости и стрессо-предрасположенности человека нет.

Приобретенная стрессоустойчивость связана с развитием личности, индивидуальным опытом и образом жизни.

Развитие личности как фактор стрессоустойчивости заключается в контроле человека над своими чувствами и эмоциями. Человек образованный и воспитанный вырабатывает в себе привычку не поддаваться эмоциям, реагировать на события спокойно и рассудительно. В ходе становления личности такая привычка становится чертой характера, и защищает человека от стресса.

Индивидуальный опыт как фактор стрессоустойчивости проявляется тогда, когда человек научиться минимизировать свои ошибки. Он стремится не допустить развития стрессовых ситуаций, учится не столько на своих, сколько на чужих ошибках.

Так, люди, которые научились управлять стрессом, обычно эмоционально реагируют более интенсивно. Однако они возвращаются в нормальное состояние быстрее, чем те, кто не умеет управлять своим стрессом. Можно привести аналогию со спортсменом: их сердцебиение сильно учащается во время нагрузки, но быстрее возвращается в норму, чем у нетренированных людей.

Образ жизни , как фактор стрессоустойчивости, связан с жизненным стилем человека. Психологи различают нестрессовый и стрессовый стили жизни.

Нестрессовый стиль жизни содержит следующие черты:

– установление уважительных межличностных отношений, выбор друзей интересных и ободряющих, отстаивание собственных прав;

– участие в интересной, благородной и творческой работе, которая приносит социальное признание и материальное вознаграждение;

– уравновешивание неприятных событий положительными явлениями и полезными целями, наличие «путей спасения», позволяющих расслабиться;

– направление энергии в различные виды деятельности, которые приносят удовлетворение, сохранение стимулирующей рабочей нагрузки, где периоды напряжений периодически компенсируются временем «передышек»; эффективное распределение времени, избегание напряженных ситуаций,

– допуск наличия «творческого» стресса в определенные периоды интересной напряженной деятельности;

– ведение здорового образа жизни, поддержание хорошей физической формы, отсутствие вредных привычек.

Нестрессовый стиль жизни в значительной степени позволяет сопротивляться и избегать стрессов даже предрасположенным к ним людям, то есть людям группы А.

Стрессовый стиль жизни характеризуется следующими чертами:

допущение сложных отношений с окружающими, тяжелое преодоление проблем на работе, неприятностей в семье, размолвок с друзьями;

участие в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом неприятной и неблагодарной работе;

занятие по жизни одним видом деятельности, например, общественными заботами, зарабатыванием денег, физическим трудом, одиночеством;

беспокойство по поводу потенциально неприятных наступающих событий, попадание в непрекращающиеся стрессовые ситуации;

испытание постоянной нехватки времени, «цейтнот», накопление невыполненных дел, хроническое эмоциональное напряжение;

ведение нездорового образа жизни, пребывание в плохой физической форме, наличие вредных привычек.

Стрессовый стиль жизни подталкивает к стрессам даже устойчивых к ним людей, то есть людей группы Б.

По шесть основных черт стрессового и нестрессового стилей жизни представлены в таблице 5.2.

Таблица 5.2 – Черты стилей жизни

Стрессоустойчивость руководителя является важной чертой профессионализма, умения сохранять работоспособность и здоровье.

Стресс выступает в качестве отличительной черты в деятельности руководителя. Вызывающие его причины (стрессоры) сами по себе достаточно разнообразны, однако можно выделить три наиболее характерные из них:

высокая ответственность за качество работы, за правильность принимаемых решений, за результаты деятельности организации;

большой объем работы и связанные с ним перегрузки, необходимость работать быстро, часто, в условиях дефицита времени и высокого риска;

многочисленность отношений в самых разнообразных видах: с подчиненными, клиентами, партнерами, начальством.

Стрессоустойчивость, поэтому, настолько важна для руководителей, что при их отборе учитывается способность нести на себе нервную нагрузку.

Личности типа А больше подходят к работе в качестве руководителей по совей настойчивости, устремленности к успеху, креативности, оперативности, конкурентоспособности. Однако они же и обладают повышенной стрессопредрасположенностью.

Имея низкую природную стрессоустойчивость, руководители могут компенсировать это приобретенной стрессоустойчивостью. Немалые ресурсы противодействия стрессу связаны с качеством профессиональной подготовки менеджеров.

Обстоятельная и системная профессиональная подготовка руководителя дает возможности справиться с проблемными ситуациями.

Существуют различные методики повышения стрессоустойчивости. Одни из них позволяют установить барьер в одной точке модели стресса. Другие же предполагают комплексное управление стрессом. Они предусматривают вмешательство на всех фазах стресса.

Отметим, что не надо полностью устранять стресс. Существует оптимальный уровень допущения стресса. В этом случае стресс может дать положительную реакцию – импульс физиологической и психической активности.

Психологией установлено, что эффективным способом повышения стрессоустойчивости является юмор . Он помогает разрядить стрессовую ситуацию и снять негативные эмоции. Юмор обладает целебными свойствами.

Психолог Робинсон, на основании продолжительных исследований, заключает: «Было найдено много подтверждений тому, что юмор оказывает терапевтическое влияние на эмоциональное состояние, способствует адаптации и приспособлению, помогает разрядить напряжение и освободиться от него, служит хорошей защитой от депрессии, является свидетельством эмоциональной зрелости и способом выживания.

Однако важно не превращать юмор в насмешку над другими. В этом случае сам юмор может стать стрессом. Следовательно, надо быть осторожным с юмором при попытке помочь кому-нибудь.

Психолог Сэндз указывает: «Тот, кто видел на лице другого выражение боли и озадаченности в ответ на ироническое замечание, или помнит, что значит быть объектом насмешек, знает, как может огорчить юмор».

Итак, стрессоустойчивость является способностью человека противостоять стрессорам. Различают два вида стрессоустойчивости: организма – пониженная физиологическая реакция; личности – взвешенная психологическая реакция.

Есть 2 типа стрессоустойчивости: природная – зависящая от особенностей организма и типа нервной системы; и приобретённая – связанная с развитием человека, личным опытом и образом жизни.

Стрессоустойчивость – это сохранение работоспособности.


Похожая информация.


Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы стрессоустойчивости как фактора, влияющего на отношение студентов к учебной деятельности 11

1.1. Комплексное исследование стрессоустойчивости в современной науке.. 11

1.2. Отношение студентов к учебной деятельности как предмет изучения педагогической психологии 39

1.3. Факторы, влияющие на развитие позитивного отношения к учебной деятельности и стрессоустойчивости у студентов 54

Выводы по I главе 67

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния уровня стрессоустойчивости студентов на развитие их позитивного отношения к учебной деятельности 69

2.1. Психолого-педагогическая технология развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения уровня их стрессоустойчивости 69

2.2. Организация и внедрение психолого-педагогической технологии развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения уровня их стрессоустойчивости 90

2.3. Анализ результатов эмпирического исследования влияния уровня стрессоустойчивости студентов на развитие их позитивного отношения к учебной деятельности 120

Выводы по II главе 129

Заключение 131

Список использованной литературы 135

Приложение 156

Введение к работе

Актуальность исследования. В рамках модернизации системы высшего образования России, в связи с динамичными изменениями, происходящими в нашей стране и в мире, осуществляется подготовка конкурентоспособного специалиста, важной профессиональной характеристикой которого является позитивное отношение к деятельности, эмоциональная стабильность, прогнозируемость развития его личности (Т.В. Габай, В.А. Зобков, В.Я. Ляудис, В.В. Рубцов, В.А. Якунин и др.).

У современных студентов, испытывающих высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в вузе, сегодня часто наблюдается отрицательная динамика отношения к учебной деятельности. Одной из причин такого положения является снижение уровня их стрессоустойчивости в учебной деятельности, что выражается в нарушении когнитивной, эмоциональной, мотивационной и поведенческой сфер деятельности личности студента (В.А. Бодров, Е.А. Корсунский, О.В. Лозгачева, А.А. Реан, Ю.В. Щербатых, и др.).

Современное состояние проблемы свидетельствует о необходимости
проведения комплексного исследования влияния уровня

стрессоустойчивости студентов на улучшение их отношения к учебной деятельности, а также необходима разработка психолого-педагогической технологии, формирующей позитивное отношение студентов к учебной деятельности путем повышения их стрессоустойчивости.

Состояние и степень разработанности проблемы. В современной научной отечественной литературе проблему отношения к учебной деятельности рассматривали такие ученые, как A.M. Акбаева, И.Г. Антипова, Т.Д. Дубовицкая, С.А. Захарова, Н.Г. Левандовский и др.

Благодаря исследованиям отечественных (Л.М. Аболин, В.А. Бодров, Б.Х. Варданян, П.Б. Зильберман, Н.В. Суворова и др.) и зарубежных (Ли Канг

Хи, N. Haan, S. Hobfall, S. Kobasa, A. Lehtonen и др.) ученых накоплен обширный материал по проблеме стрессоустойчивости. Выявлены и описаны различные типы поведения человека в зависимости от наличия у него психологических защитных механизмов и копинг-стратегий, присутствующих в тех или иных стрессовых ситуациях (Л.Р. Гребенников, С.К. Нартова-Бочавер, Е.С. Романова, В. Fletcher, S. Folkman, R. Lazarus, J. Suls и др.).

Отдельные исследования (А.А. Баранов, Л.В. Карапетян,

А.А. Напримеров, А.А. Реан, СВ. Субботин и др.) посвящены стрессоустойчивости в рамках проблем педагогической психологии, но они в основном направлены на изучение и развитие устойчивости к стрессу у педагогов. Формирование стрессоустойчивости в учебной деятельности студентов является малоизученной проблемой, хотя некоторые ее аспекты отражены в работах ряда авторов (О.В. Лозгачева, Т.В. Середа, М.Л. Хуторная, Е.Г. Щукина, D. Mechanic и др.).

Вышеизложенное свидетельствует о недостаточной разработанности проблемы взаимосвязи стрессоустойчивости и учебной деятельности у студентов в педагогической психологии.

Пока еще остаются не полностью решенными следующие противоречия:

Комплексное исследование стрессоустойчивости в современной науке

Популярность концепции стресса обусловлена тем, что она претендует на объяснение многих явлений жизни: реакций человека на психотравмирующие ситуации, природу различных конфликтов и причины заболеваний.

Изначально публикации, посвященные проблеме стресса, были в основном по физиологической и медицинской тематике, но в последние годы все больше работ посвящены психологической проблеме стресса.

В библиотеке Интернационального института стресса собрано более 150 тысяч публикаций, посвященных стрессу .

Термин «стресс», получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В XVII в. английский ученый Роберт Гук применил этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия интересна тем, что понятие «стресс» в современной психологии, физиологии, медицине включает в себя представления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические, психологические, социально-психологические, психолого-педагогические) и с сопротивлением этой нагрузке.

Как отмечал Ф.Е. Василюк «непроясненность категориальных оснований и ограничений более всего сказалась на понятии стресса. Означая сначала неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, проявляющийся в симптомах общего адаптационного синдрома, это понятие относят ко всему, что угодно... к таким совершенно разнородным явлениям, как реакция на холодовые воздействия и на услышанную в свой адрес критику, гипервентиляция легких в условиях форсированного дыхания и радость успеха, усталость и унижение» . По замечанию Р. Люфта, «многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит в своей кровати» . Г. Селье полагает, что «даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс» . А СВ. Касл вообще утверждает, что понятие стресса настолько неопределенно, что от него следует отказаться.

В переводе с английского языка стресс (stress) означает давление, нажим, напряжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Впервые этот термин в научный тезаурус ввел создатель концепции стресса, канадский ученый физиолог Ганс Селье .

По определению Селье, «стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование» . Автор также ввел понятия дистресса - стресса, вызывающего негативные эмоции и эустресса - вызывающего положительные эмоции. Была показана независимость процесса приспособления организма человека от характера воздействия или экстремальности. Воздействующие факторы (стрессоры) могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей они вызывают в организме человека однотипные изменения, обеспечивающие адаптацию, что позволило автору ввести понятие «общего адаптационного синдрома» (ОАС), состоящего из трех стадий:

Стадия тревоги (фаза шока), выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма, в первую очередь, физиологических и биохимических, способствующих быстрому проявлению оборонительной реакции («реакции борьбы или бегства»). Е. Черепанова считает, что на этой стадии человек находится в «предстартовой готовности», физически и психологически чувствует себя приподнято;

Стадия адаптации (резистентности, сопротивления), когда организму удается успешно справиться с воздействующими на него факторами. На данной стадии организм всегда стремится обеспечить постоянство и равновесие состава своей внутренней среды и уровней функционирования всех систем. Но когда организму предъявляются новые требования, происходит перестройка, которая через цепь преобразований восстанавливает прежнее равновесие, но уже на ином уровне. При этом новые условия могут определяться не только физическими раздражителями, но и психологическими причинами; если же действие стрессоров не приостанавливается, и продолжает действовать длительное время, то наступает:

Стадия истощения, когда приспособительные возможности организма снижаются, накапливается усталость и наступает утомление. В это время необходима помощь «извне»: либо устранение стрессоров, либо, если это невозможно, поддержка систем адаптации (психологическая и психотерапевтическая).

В настоящее время исследователями однозначно доказано, что стресс более сложное явление, чем было первоначально рассмотрено Г. Селье. Позднее сам Селье выделил в ОАС эмоциональный компонент, что в последующем позволило включить данный феномен в психологические исследования.

Наглядность подходов Г. Селье к пониманию сущности целого ряда патофизиологических феноменов и эффективность его терапевтических реакций побудили многих ученых применить концепцию стресса к психическим реакциям человека, возникающим в критических условиях.

Факторы, влияющие на развитие позитивного отношения к учебной деятельности и стрессоустойчивости у студентов

Научные исследования, проведенные в психолого-педагогической литературе, показывают, что на отношение студентов к учебной деятельности влияют различные факторы, такие как организация учебного процесса , уровень развития коллективов групп , производственная и педагогическая практика и др.

Можно отметить, что во всех вышеизложенных исследованиях выявлены определенные особенности направленности личности, условия воспитания, оказывающие существенное влияние на формирование положительного отношения учащихся и студентов к учебной деятельности.

В.Н. Косырев, В.А. Сластенин, М.И. Старов выделяют систему факторов, влияющих на отношение студентов к учению. Данная система представляет собой четыре группы: в I группу вошли - деятельность педагогического коллектива вуза в целом, педколлектива факультета, коллектива учебной группы, актива группы, а также отдельных личностей (кураторов, преподавателей, товарищей по институту); ко II группе относятся так называемые «факторы-стимулы» - поощрения, наказания, стипендия (исходящие или зависящие от первой группы); III группа - факторы, представляющие систему деятельностей: учебные занятия в институте, производственная и педагогическая практика, научно-исследовательская деятельность студентов, их самостоятельная работа; и IV группа представлена факторами, связанными с личностными особенностями студентов, такими как гражданская позиция, удовлетворенность выбранной специальностью, самооценка и уровень притязания в учебной деятельности. Влияние данных факторов на формирование у студентов ответственного отношения к учению авторы оценивали по трем параметрам: качеству (позитивное - негативное); силе (слабое - сильное) и устойчивости (устойчивое - неустойчивое).

На основании вышеизложенной системы, мы выделяем следующие группы факторов, влияющих на отношение студентов к учебной деятельности:

- «педагогическое воздействие» - к нему относится педколлектив вуза в целом, педколлектив института (факультета), отдельные преподаватели, куратор учебной группы;

- «мемсличностное взаимодействие» - взаимодействие в коллективе учебной группы;

- «факторы-стимулы» - входит система поощрений и наказаний (моральных и материальных), таких как стипендии (в том числе именные), премии, грамоты, дипломы; мы относим сюда также и систему рейтинга, которая вводится в современных вузах. По нашему мнению, помимо контрольно-оценочной функции, данная система, а именно ее рейтинговая структура, также способствует стимулированию отношения студентов к учебной деятельности;

- «система деятелыюстей в вузе» - учебные занятия в вузе (лекции, семинарские занятия, лабораторные работы), производственная и педагогическая практика, научно-исследовательская деятельность студентов, самостоятельная работа. Также к данному фактору мы вносим зачетные и экзаменационные сессии, являющиеся очень действенным фактором отношения студентов к учебной деятельности.

Все вышеперечисленные факторы можно объединить в группу объективных факторов, влияющих на отношение к учебной деятельности. Следует отметить, что данная группа факторов, по нашему мнению, одновременно является для студентов и факторами-стрессорами.

Наряду с объективными факторами, выделяются также и «субъективные факторы», к числу которых относятся: удовлетворенность выбранной специальностью, гражданская позиция, уровень притязания в учебной деятельности и т.д. По нашему мнению, в группу субъективных факторов необходимо внести еще один немаловажный фактор, влияющий на отношение к учебной деятельности - это такое свойство личности как стрессоустоичивость. Ведь именно умение противостоять стрессу и адаптироваться в различных ситуациях учебной деятельности помогает студенту справиться с воздействующими на него факторами-стрессорами, приводит студента в психологическое равновесие, а это, в свою очередь, не только обеспечивает положительные результаты в успеваемости, но и сохраняет психологическое здоровье студента в целом.

Рассматривая адаптационную способность человека к стрессу, считаем необходимым вначале назвать факторы, провоцирующие развитие стресса в учебной деятельности.

Многие исследователи выделяют среди них внешние и внутренние.

Так, к внешним факторам вызывающим отрицательные психологические состояния и дезорганизующим деятельность студента, а также исключающим возможность его обычного, адекватного поведения относят те условия деятельности, которые могут быть определены как объективно существующие.

В научной литературе в качестве таких условий выделяют: перегрузку информацией, дефицит времени, сенсорную и социальную изоляцию, высокий темп поступления сигналов, временную неопределенность событий и т.п.

Однако, О.А. Конопкин отмечает, что необходимо иметь ввиду, что одни и те же внешние условия могут у различных субъектов вызывать различные по содержанию и качеству отношения, которые могут быть только отношениями деятельности и взаимодействия индивида с окружающей средой. Характер отношения зависит, в свою очередь, от различных индивидуальных особенностей человека, которые могут быть названы внутренними условиями и под которыми понимаются особенности высшей нервной деятельности, ее внутренние законы, вскрываемые физиологическими исследованиями, потребностными мотивами и установками человека, эмоциями, чувствами и способностями, всей системой навыков, привычек и знаний, отражающих внутренний мир человека.

В то же время С.Л. Рубинштейн говорил о том, что внутренние условия сами обусловливают тот специфический круг внешних воздействий, которым данное явление может подвергнуться.

По нашему мнению наиболее полной, представляющей в общем чрезвычайные условия, способствующие возникновению стресса, является классификация, приводимая В.Д. Небылицыным . Данный автор отмечает, что чрезвычайными условиями следует считать такие значения элементов ситуации, которые ощущаются и переживаются субъектом как источник дискомфорта. Он также разделяет факторы на внешние и внутренние.

Внешние характеризуются: определенным видом воздействия (его содержательными, специфическими особенностями), продолжительностью воздействия, интенсивностью, объективной трудностью работы или достижения цели, ограниченностью времени достижения цели, дефицитом информации или неопределенностью возможных исходов, физическими, микроклиматическими, гигиеническими и другими экологическими факторами, препятствующими деятельности. Эти объективные факторы могут действительно быть названы стрессорами.

Психолого-педагогическая технология развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения уровня их стрессоустойчивости

Проблеме исследования влияния уровня стрессоустойчивости студентов на развитие их позитивного отношения к учебной деятельности, как показал проведенный теоретико-методологический анализ научных источников и наши наблюдения в современной науке не уделяется достаточного внимания. Это объясняет важность и актуальность изучения особенностей влияния уровня стрессоустойчивости на отношение студентов к учебной деятельности.

В настоящее время в научный лексикон психологии и педагогики прочно вошло понятие «технологии». Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, умение и...логия) - «совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д.; научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приемы и способы. Технологией принято также называть описание производств, процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др. Задачей технологии как науки является выявление различных закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производств, процессов, требующих наименьших затрат времени и материальных ресурсов» .

В настоящее время достаточно хорошо известно понятие «педагогическая технология», рассматривающееся в различных контекстах: как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств ; как содержательная техника реализации учебного процесса ; как описание процесса достижения планируемых результатов обучения ; как продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя ; как системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (В.П.Беспалько, И.П. Волков, М.В. Кларин, В.М. Монахов, М.А., Г.К. Селевко, М.А. Чошанов, В.В. Юдин и ДР-)-

Таким образом, с одной стороны, технология - это способы материализации трудовых функций человека, его знаний, навыков и опыта в деятельность по преобразованию предмета труда или социальной реальности, а с другой технология - это практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования инструментария с целью достижения качественных результатов труда. В широком смысле слова технология - это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбором оптимальных средств и методов их выполнения.

Рассматривая понятие «Психологические технологии» некоторые авторы подразумевают определенные психологические подходы (личностно- ориентированные, когнитивно-поведенческие, суггестивно-эмоциональные и др.) ; другие - набор конкретных психотехник, направленных на развитие какого-либо личностного свойства (примером является книжная серия «Психологические технологии», выпускаемая издательством «Академический проект»).

Мы, в своем исследовании, исходя из вышеописанного понятия «технология», определяем, что психолого-педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических методов, техник, приемов, средств, используемых в рациональной последовательности, направленных на решение определенной психологической проблемы, на формирование и развитие определенных свойств личности. В данном исследовании решается психолого-педагогическая проблема развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов и предполагается развитие такого свойства личности как стрессоустойчивость.

Исходя из вышесказанного, мы выстраиваем разработанную психолого-педагогическую технологию развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения у них уровня стрессоустойчивости на основе эклектического принципа (часто используемого на сегодняшний день в отечественной психологической практике, в основном, не скованной рамками каких-либо конкретных школ), определенного синтеза различных подходов в психологии, подбирая необходимые методы, приемы, психотехники, продумывая используемые средства и выстраивая схему проведения всей работы по повышению уровня стрессоустойчивости в учебной деятельности.