Что значит ох тяжела ты шапка мономаха. «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!» А

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Тяжела ты, шапка Мономаха!

Тяжела ты, шапка Мономаха!

Из трагедии «Борис Годунов» (1825) А. С. Пушкина (1799-1837). Это заключительные слова сцены «Царские палаты», которые произносит царь Борис Годунов, после того как узнает, что в Литве объявился самозванец:

Кто на меня? Пустое имя, тень -

Ужели тень сорвет с меня порфиру,

Иль звук лишит детей моих наследства?

На призрак сей подуй - и нет его.

Так решено: не окажу я страха, -

Но презирать не должно ничего...

Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!

«Мономах» (по-древнегречески «Единоборец») - прозвание некоторых византийских императоров. В Древней Руси так стали называть великого князя киевского Владимира Всеволодовича (1053-1125) - Владимира Мономаха, по имени его матери - дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Поскольку от князя Владимира стали вести свое происхождение и московские цари, то великокняжеский венец (шапка Мономаха) стал неотъемлемым атрибутом власти царя всея Руси.

Церемония восшествия на трон стала включать в себя и торжественное водружение на голову будущего царя всея Руси специально изготовленного царского венца (шапки Мономаха) - венчание на царство.

После того как в период правления Петра I Россия стала империей (1721 - 1725), вместо обряда венчания на царство, типичного для Московской Руси, стала устраиваться церемония коронации, и на смену архаичному царскому венцу пришла корона Российской империи, которая стала выполняться придворными ювелирами (Иеремией Позье и др.) в европейских традициях. Обычно для каждого государя, вступающего на императорский трон России, изготавливалась своя, особая корона.

Из книги 100 великих загадок природы автора

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УС) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ША) автора БСЭ

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Шапка Мономаха Почти трёхвековое царствование дома Романовых вознесло Россию на очень высокую ступень славы. Сокровища государства непрестанно умножались каждым царём, и царский двор удивлял посланников всех иностранных государств пышностью и богатством.Так,

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора

Из книги Крылатые слова автора Максимов Сергей Васильевич

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Почему венец московских царей часто называют шапкой Мономаха? Великий князь киевский Владимир Всеволодович Мономах (правил в 1113–1125 годах) получил свое прозвище по имени матери – дочери византийского императора Константина Мономаха. Согласно легенде, Владимир при

Из книги Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 1 автора Мезенцев Владимир Андреевич

Снежная шапка Земли Видеть легко; трудно предвидеть. В.

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.Сюжеты и характеры.Зарубежная литература XX века.Книга 1 автора Новиков В. И.

Из книги Сказочные герои автора Голдовский Борис Павлович

Шапка-невидимка. Сказочная вещь! Используется героями сказок в разведывательных целях, а также во время активных боевых действий против нечистой силой (Змей Горыныч, Кащей Бессмертный, Дракон, Баба Яга и другие).Проста и удобна в обращении. Не требует особого ухода.

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Мы - славяне! автора Семенова Мария Васильевна

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Полная энциклопедия мифологических существ. История. Происхождение. Магические свойства автора Конвей Динна

Что такое Шапка Мономаха? В Оружейной палате Московского Кремля хранится великолепная реликвия прошлых веков – Шапка Мономаха. С давних времен все русские самодержцы венчались на царство, надевая на голову Шапку Мономаха. Она являлась символом царской власти. Какая же

Из книги Пытки и наказания автора Брайен Лейн

Красная шапка Красная шапка - злое существо, напоминающее гоблина, живущее вдоль границы между Англией и Шотландией. Там он обитает в разрушенных замках и древних сторожевых башнях. Иногда он может жить даже в старых кучах камней и заброшенных пограничных дорогах. Так

Из книги автора

ЧЕРНАЯ ШАПКА Слава Богу, теперь она осталась только в воспоминаниях, но когда-то черная шапка являла собой самый внушительный символ высшей меры наказания. Всего лишь кусочек черного шелка размером 9x9 дюймов, он был частью костюма судей Высокого суда еще со времени

"Вручение демократически избранному лидеру конституционного федеративного государства копии короны российских самодержцев может иметь политически весьма спорный посыл, однако этот жест демонстрирует, какое особое значение русские люди придают данному объекту"
(Нэнси Коллман Шильдс. О копии шапки Мономаха, сделанной ювелирами в 2002 году к 50-летию Путина В.В.)

История появления на Руси шапки Мономаха относится к разряду легенд о ней, и судя по всему, эти легенды принадлежат перу романовских историков, которые старательно переписывали русскую былину. То, что сегодня выставляется в Оружейной палате Кремля, имеет отношение к 17 веку и это не шапка Мономаха. Это романовская подделка, что то похожее на нее, но не она сама.
Я долго присматривался к царским регалиям и даже сумел пояснить, что такое держава и скипетр, которые были в руках царя. Напомню: в круглой колбе державы хранились околоплодные воды Марии Богородицы, которые и были первым елеем. С их помощью помазывали на царство. В скипетре же находилась пуповина Христа – скипетр это просто тубус. Более подробно вы прочитаете в иных моих работах.
Следует сказать, что круглая колба державы ранее затыкала дыру в вифлеемской звезде. На старых портретах царей и Христа держава изображалась стеклянной и голубого цвета – то есть вода. После ее похищения католиками, держава становится уже золотой и привычной моим современникам. Само слово жезл не что иное, как железа, то есть пуповина. А ведь скипетр именно жезл.
И вот, настал тот момент, когда я хочу поведать читателю о шапке Мономаха. А для этого, мы сейчас постараемся разобраться с ТРЕТИМ РИМОМ.
До 16 века столицей Великой Русской империи являлся Владимир. То есть город, «Владеющий Миром» - царская ставка. Административным центром Империи был Ярославль - Господин Великий Новгород – стольный город. Центральная область Империи - Владимиро-Суздальская Русь - называлась также «Москвой» или «Московией». Это просто совокупность городов Золотого Кольца России, где ставка царей мигрировала в пределах этого кольца. Как бы то ни было, а именно здесь находились правители МИРОВОЙ ИМПЕРИИ, в которой государственно образующим народом был русский народ. Никаких стран или независимых государств не существовало, это были фемы, которые управлялись родственниками царя или его ставленниками. Например, после колонизации Европы, на правление отправляли уже не князей, а бояр и детей боярских, а так же лучших холопов. Вновь присоединяемые к Третьему Риму земли требовали своей знати, а ее не хватало. А посему, в управители ставились короли и герцоги, которые подчинялись наместнику царя – КРЕСТЬЯНИНУ, целовавшему крест перед царем на службу. Институт наместников сохранялся и у Романовых. Как правило, это были внебрачные дети царей, например наместник Дальнего Востока Алексеев. В те же времена, крестьянином ставили доверенное лицо государя.
Современный город Москва еще не существовал как крупный город. Он будет построен позже, как новая столица Империи, совмещающий в себе и административный центр, и столицу - царскую ставку, лишь в 16 веке на месте великой Куликовской битвы. То есть царская и административная власти были соединены в одном городе.
Юридическая формула «Москва - Третий Рим» появилась в конце 14 века, и упоминается в пасхалии, составленном митрополитом Зосимой в 1492 году. Однако, наиболее четко она выражена в послании старца Филофея великому князю московскому Василию III, написанном в 1514–1521 годах.
Современное поэтическое понимание формулы «Москва Третий Рим» сведено к примитивному толкованию романовских историков, о том, что московские князья стремились получить статус столицы империи. Это не так. Москва или Владимиро-Суздальская Русь действительно была правоприемницей Первого (Ветхого) Рима со столицей в Александрии, и Второго, со столицей в Византии. Московские (В.-С.) князья выступали прямыми преемниками властителей „Второго Рима“ - Византийской империи». Они сами были ромеями и вели свои родословия от византийских и александрийских правителей. Это все члены одной и той же правящей семьи, которым даны были на кормления земли и народы. В 14 веке Византия уже не была столичным городом, а скорее духовным центром, поскольку ставка переместилась на Волгу, в Царский Рим.
В 1453 году Византия пала и духовная власть переместилась в Суздаль, а затем в современную Москву, во времена Ивана Грозного. То есть в конце-середине 16 века. Тогда же и был построен Московский Кремль или Новый Иерусалим.
Иерусалим это вообще не город, а любой духовный центр, вплоть до храма в деревне.
Считается, что в эпоху Ивана III на Руси появляется знаменитая шапка Мономаха. Я совершенно уверен, что этот головной убор прибыл на берега Волги примерно сразу после падения Византии, как часть захваченных там ценностей.
Легенда гласит, что Мономах совершил победоносный поход на Царьград (Византию), его дед император Константин, а это Дмитрий Донской (на самом деле давно умерший) отдал внуку порфиру со своей головы. А уже от Мономаха императорские регалии перешли к московским государям. Этот внук Владимир, тоже Мономах и станет родоначальником московских царей.
По свидетельству современников, шапка византийского императора «была скроена по татарскому образцу». То есть просто по русскому, поскольку татары это жители Великой Тартарии или Руси Орды. Орде вассальной была Османия Атамания, возникшая после падения Византии, как султанат.
Давайте почитаем послание Филофея к русскому царю?
«И да весть твоя держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя христианския веры снидошеся в твое едино царство: един ты во всей поднебесной Христианом царь».
И далее:
«Внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошась в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
Слышишь, читатель, царство русское прямо названо Третьим Римом, объединившем все православные царства воедино, под властью Великого Князя Василия Третьего. Здесь имя Василий не имя, а Василевс, то есть царь: Велики Князь Царь Третий.
В признаваемой сегодня апокрифической, то есть якобы «неправильной», русской «Иерусалимской беседе» сказано: «Град Иерусалим - всем городам мать; всем церквам церковь - София Премудрость Божия, в ней стоит гроб Господень».
Здесь речь идет о храме Соломона-Сулеймана в современном Стамбуле – Святой Софии и автор беседы отождествляет Иерусалим с Византией-Константинополем – Царь-Градом.
Однако, в той же беседе есть и такие слова:
«Будет на Руси град Иерусалим начальный, и в том граде будет соборная и апостольская церковь Софии Премудрости Божия о семидесяти верхах, сиречь Святая Святых».
В 15 веке царь русский, уподобляется византийскому императору, поскольку такого уже не существует с 1453 года, и в патриаршем послании царь прямо называется «единственным православным государем».
Образ вселенского монарха достигает своей канонической завершенности в сентябре 1598 года исполнением грамоты об учреждении патриаршества. То есть примерно через 100 лет после падения Византии.
Русский царь признан всеми христианскими церквями мира, как ЕДИНСТВЕННЫЙ ГОСУДАРЬ ВСЕГО МИРА.
Ну, что, пора про шапку рассказывать? Потерпите друзья, мы к ней еще подойдем немного позже.
Вот скажи мне приятель, в чем разница между венцом и короной? Вижу молчишь, а между тем разница существенная. Смотри сюда: венец, скопец, юнец, подлец, гордец, кузнец и т.д. – это люди, обладающие определенными качествами или профессией. Так вот венец, это не головное украшение, а человек в венах которого течет ЦАРСКАЯ КРОВЬ или родственник Исуса Христа. Ему на голову одевали терновый венец, который, после воскрешения, по преданию расцвел. Русская корона это символический ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ, пробудившийся к жизни от крови Христа. Ведь его иглы впились в кожу лба Исуса. Древняя русская корона Великих Князей и выглядит, как зубцы в виде тройных лепестков по кругу обруча, а между ними малые иглы с жемчугом, символизирующим святую кровь.
Все короны мира, в том числе и геральдические, так или иначе имеют в своей основе распустившийся терновый венец. Кроме тех, которые появятся в мире после распада Великой Империи в 17 веке, в результате Великой Смуты и войн Реформации. Та уже не будет венцов, поскольку на трон сядут люди не царской крови, например, Романовы. В Европе произойдет замена старых ордынских родов на новые, европейские фамилии. Вот им и понадобится переписать историю под обоснование своих прав на правление.
Шапка Мономаха это вообще не корона и не венец. Ей никогда не короновали русских царей. Это был символ полного подчинения некогда грозной Византийской империи или Второго Рима русскому царю или правителю Третьего Рима. Короновали царей все тем же терновым венцом, но одевали его СВЕРХУ шапки Мономаха. Я специально снял фрагмент портрета Иван Грозный, что бы читатель увидел, как русский царский венец носил русскую корону Великого Князя. Кстати, такая корона часто изображается на голове у Марии Богородицы, новгородской княжны, выданной замуж в Византию. Но никогда она не держит на руках Исуса, поскольку венец появится только после распятия. Мария есть в короне, но византийской, а не русской. Это корона севастократора, ее мужа Исаака Комнина. А вот в русской короне она только в скульптурах после распятия.
Ну а теперь, как все было. На голову царю возлагали шапку Мономаха, которая служила пошлемником для короны. А уж на шапку возлагали саму корону, символизирующую распустившийся терновый венец. Вообще, любая корона одевается на шапку, например, корона английская. То же и с дворянскими геральдическими коронами достоинства.
В одной из своих работ про Казанский собор в Санкт-Петербурге, я рассказывал, что в соборе вместо Кутузова, похоронена Мария Богородица.Она умерда в Крыму, в Чуфут-Кале, в монастыре. Затем ее останки перевезли в Москву, затем в Питер. Они долго хранились в домовой церкви одного княжеского русского рода Салтыковых, родственником которых был Кутузов. Вот под его именем и лежит та, кто родила Андроника Комнина (1152-1185), русская княжна и вселенская мать. Мама Исуса. К прочим приметам надгробной плиты, могущих иметь отношение, только к ней, я добавлю и терновый венец, который держит орел над надгробьем.
Что же касаемо золотой шапки, то она иногда просто не упоминается среди описи ценных вещей русских царей. Скорее всего шапкой Мономаха звали не саму шапку в виде ее личного названия, а ее тип (примерно, как треух, малахай, бейсболка, фуражка, кубанка и пр.). Это просто тип царской шапки, но не корона и не венец, а основа под корону, одевавшуюся поверх шапки.
Ты спросишь, а чем же короновали первого Романова? Ответ таков: Михаилу сшили шапку по типу шапки Мономаха, а вот древнего ордынского венца у него уже не было. Он уплыл в Тобольск, где до самой Екатерины Великой правили Рюрики. Лишь разгромив последнего ордынского царя, известного как Емельян Пугачов, Романовы получили доступ в Сибирь. Этот царь не погиб казненный, а ушел на Восток. Про это я тоже писал. Вместе с ним ушел и венец русских императоров-царей. Вы спросите, знаю ли я, где он сейчас находится? Да знаю и даже имею его фотографию-рисунок. Однако, это совсем иные события, которые читателю скоро предстоит увидеть.

Родиться русским, слишком мало:
Им нужно быть, им нужно стать!
Так, чтоб душа не измельчала,
Так, чтоб тобой гордилась мать.

Чтоб мог глядеть в глаза чужие
Не с подлой трусостью раба,
Чтоб взгляд твой помнили иные,
Кого с тобой свела судьба.

Быть русским это вдохновение!
Восторг и гордость за себя.
Благая вера в поколениях,
И бесконечная земля.

Полет орла в степях бескрайних,
Великих дел бессменный ход.
Истоков вешних, изначальных
Сказитель славы русских Род.

Быть русским в счастье или в горе,
Поистине великий путь.
Во всенародном нашем хоре,
Ты не кажись, ты русским будь!

;Послесловие:
;
Николай Месарит, митрополит Эфесский (XII - начало XIII века) - богослов, церковный и государственный деятель сообщает о том, что в 1201 году в Константинополе, в храме Богородицы Фара (при маяке) - в церкви, предназначенной для повседневной литургии в присутствии императора и его семьи, а также для торжественных служб в 1-й день года, 1 мая, в день поминовения пророка Илии (в присутствии синклита), в Чистый четверг, в Великую субботу и Великий четверг, хранились следующие реликвии: Терновый венец Христа, туника Христа, посох Христа, плеть Его бичевания, святой гвоздь, копие, частицы сандалий Христа;.
;1201 год в Константинополе это время отстоящее от казни на кресте в 1185 году на 26 лет. По моему мнению эти реликвии подлинные и принадлежали императору Андронику Комнину (на Руси Андрей Боголюбский), реальному былинному прототипу Исуса Христа. Вся дальнейшая история их странствований по миру фальсификация. Скорее всего, в результате первого крестового похода на Византию в начале 13 века, русско-ордынские войска увезли реликвии с собой и они долго хранились на Волге, а затем в Кремле, пока во времена Великой Смуты поляки и хохлы не выкрали их и не увезли на Запад.
;Короной русских государей и являлся терновый венец Исуса, но позже его заменили на символический венец. То есть символ носителя крови и потомка Исуса. Крови его рода.Того самого рода, который шел от Всевышнего Бога Род.
;Род людей и фамилии человеков вещи разные. Но об этом как ни будь в другой раз.

Неожиданно для себя зачитался статьями по истории шапки Мономаха. Началось все с небольшой статьи Нэнси Коллман Шильдс и ее несколько колкой цитаты (а я люблю выискивать и собирать в научных работах цитаты несколько отвелеченного и забавного содержания). Речь шла о копии шапки, сделанной ювелирами в 2002 году к 50-летию Путина:

"Bestowing upon a democratically elected leader of a constitutional federation a facsimile of the crown of Russia"s autocratic tsars may send a politically mixed message, but it demonstrates the evocative power this object carries for Russians"
"Вручение демократически избранному лидеру конституционного федеративного государства копии короны российских самодержцев может иметь политически весьма спорный посыл, однако этот жест демонстрирует, какое особое значение русские люди придают данному объекту"

Далее в статье речь шла о происхождении шапки Мономаха и ее связи со "Сказанием о Владимирских князьях" и символико-пропагандистской политике московских царей. Однако, прочитав еще ряд статей, ссылки внизу, я так понял, что окончательной ясности в происхождении и датировки все-таки нет.

Осоновные версии:


  1. Шапка имеет восточное татаро-монгольское происхождение, скорее всего попала в Москву Ивана Калиты из Орды в XIV в., например, от хана Узбека. Вполне возможно вначала она была женским драгоценным головным убором.

  2. Шапка была изготовлена в Византийской империи в XIII веке и представляла собой типичный византийский церемониальный головной убор. Попала к Калите она, вероятно, через посредничество генуэсцев (что, правда, никак не доказано). А потом уже была модифицирована в царскую шапку.

  3. Шапка была собрана при Иване III или Василии III из разных элементов - возможно какой-то золотоордынской золотой шапки плюс драгоценные пластины шлемов наследников (еще одна властная регалия московских князей).

Во всяком случае Герберштейн в начале XVI в. видел уже почти наверняка ту самую шапку, котороя, хоть и в несколько иной форме, сохранилась до наших дней. Мнение Богатырева, что шапок было много разных, поскольку в завещаниях некоторых князей "золотая шапка" не упоминается, кажется спорным. Почему бы не предположить, что шапка просто не упоминалась в отдельности и шла вкупе со всеми драгоценностями? А уж после заточения Дмитрия Ивановича в 1505 было бы странно, если б шапка, использованная при его венчании в 1498 куда-то пропала вместе с узником.
Наиболее же интересным мне показалось указание, что еще в XIX веке шапка было выше по форме, чем сейчас.
"Таким образом, в конце XIX в. Шапка была несколько выше по пропорциям, нежели современный вариант экспонирования, это хорошо видно по хромолитографии Ф. Дрегера, которая изготовлена до 1851 г. Опубликована в издании: «Древности Российского Государства». Подрисуночная подпись: «Шапка Мономахова, или Венец Великих Князей и Царей Русских». Меховая опушка расположена ниже корпуса из пластин. Филигранная орнаментация и другие детали Шапки переданы точно". "В период с конца XVII по XIX вв. Шапка утрачивает какую-либо конструкцию, позволяющую считать ее полноценным головным убором. Второе крепление утрачивается, и пластины не держатся более на должной высоте над меховой опушкой. Нижний окол перестает наращивать шапку вниз, становится отворотом и закрывает нижнюю часть филиграни. Вторичный жемчуг убирается".

Хромолитография Дрегера - это, наверное, этот рисунок:

До конца же XVII в. шапка могла быть еще выше, как на реконструкции Жилиной:

А значит, миниатюры Титулярника 1672 года могут в целом отображать реалистичные пропорции, как на портрете Ивана Грозного, за жестокость прозванного Васильевичем (или Четвертым - смотря кому какой вариант бородатого анекдота нравится)

Для сравнения и просто интереса ради вот шапка Мономаха меньшего наряда, изготовленная для венчания Петра Алексеевича (в большом наряде выступал Иван V), по рисунку Солнцева 1830-х годов

Художественная литература подарила нам множество прекрасных произведений, цитаты из которых стали крылатыми выражениями. Например, фразеологизм «Тяжела ты, шапка Мономаха». В этой статье мы рассмотрим это выражение. Изучив его этимологию, узнаем, откуда пошла поговорка «Тяжела ты, шапка Мономаха». Также отметим точное толкование фразеологизма, его автора и сферы применения.

«Тяжела ты, шапка Мономаха»: значение выражения

Для более точного определения этого обратимся к фразеологическому словарю Розе Т. В. В нем дается следующее толкование: «О неприятных и тяжелых обязанностях, налагающихся на кого-либо».

Откуда пошла поговорка «Тяжела ты, шапка Мономаха»

Прежде всего рассмотрим структуру этого выражения. В нем присутствует обращение к с отметкой на то, что она тяжела. Почему же именно этот головной убор? Обратимся к истории.

На Руси в 12 веке правителем, великим Киевским князем был Владимир Мономах. Он делал очень многое для сохранения целостности государства. Он мирил и сплачивал князей, чтобы совместно с ними дать отпор половцам.

Есть интересное поверье. Когда Владимир Мономах стал князем великим и решил покорить Византию, он приблизился к ней, но император по своей воле передал ему регалии императорской власти. Среди этих ценностей был и царский венец. Состоящий из золота, собольего меха, украшенный драгоценными камнями и завершенный крестом, он был достаточно тяжел.

Со временем его прозвали шапкой Мономаха. Вплоть до правления Петра Первого она была одним из символов власти царя на Руси, ее возлагали на головы князей и царей при обряде венчания на царство.

Но откуда пошла поговорка «Тяжела ты, шапка Мономаха»? Она пришла к нам из драмы «Борис Годунов» А. С. Пушкина. Это цитата из сцены «Царские палаты». В ней Борис Годунов узнает, что в Литве появился самозванец, и тогда он произносит рассматриваемую нами фразу.

Употребление выражения

Рассмотрев значение фразеологизма, мы узнали, что он означает неприятные и тяжелые обязанности, налагаемые на кого-либо. В связи с «царским» происхождением, это выражение, как правило, использовали для того, чтобы показать, как нелегко приходится руководителям, высоким должностным лицам с возложенной на них ответственностью.

Однако стоит отметить, что этот фразеологизм можно применять не только по отношению к тем, кто занимает высокие посты. Его употребляют люди разных слоев общества для того, чтобы показать, как нелегко приходится, когда на человека возлагаются обстоятельства, которые его тяготят.

Это выражение активно используется в литературе. Именно из художественного произведения оно к нам и пришло.

В СМИ, как и многие другие устойчивое сочетание слов также популярно. Журналисты, политики активно используют его в своих статьях и речах. Как правило, его применяют в заголовках. Таким образом журналисты привлекают читателей и отмечают тему статьи.

Этой цитатой именуют исторические выставки, например, посвященные Борису Годунову.

Заключение

В этой статье мы узнали, что означает и откуда пошла поговорка «Тяжела ты, шапка Мономаха». Отметили мы и сферы ее употребления. Напоследок предлагаем вам узнать следующие факты о виновнике появления этого фразеологизма.

Шапка Мономаха - одна из древнейших регалий. Хранят ее в Московском Кремле в Оружейной палате. Ее вес составляет 698 грамм. Немалая тяжесть для головного убора.

Эта шапка смастерена восточными умельцами. Она состоит из золота, соболиного опушка, жемчуга, рубинов, изумрудов и креста. Она упомянута в грамотах князей московских. При этом названа она в них золотой шапкой.

0 С давних времён в России пользуется огромной популярностью различные пословицы и поговорки. Сегодня мы поговорим об ещё одном из таких фразеологизмов , это тяжела ты шапка Мономаха , значение вы узнаете чуть ниже.
Однако, прежде чем продолжить, мне бы хотелось порекомендовать вам ещё несколько любопытных выражений. Например, кого называют Чайка вологодская ; перевод Мерси Боку , что значит Дела, как сажа бела ; значение За одного битого, двух небитых дают и т. п.
Итак, продолжим, значение Тяжела ты шапка Мономаха ? Существуют фразеологизмы , которые можно употреблять исключительно в особых случаях. Не будет исключением и обсуждаемая в этой статье поговорка.

Тяжела ты шапка Мономаха - обычно так говорят руководители высшего ранга, высокопоставленном чиновнике, от которых зависит благополучие и даже жизнь множества подданных


Действительно, люди, на которых возложен груз непомерной ответственности , испытывают сильные душевные терзания и муки совести. Ведь насколько это сложно, балансировать на грани, пытаясь защитить свой народ от внешней агрессии, и в то же время обеспечить людям приемлемый уровень жизни. Понятно, речь идёт о тех руководителях, которые радеют за судьбу своей страны и стараются приумножить и продолжить дела своих великих предков.

Многие интересуются, что значит шапка Мономаха ? На самом деле, эта вещь не является выдумкой, она реально существует и поныне.
Согласно одной из легенд, русский царь Владимир, получил в подарок от византийского императора Константина Мономаха драгоценный головной убор. Со временем, эта шапка стала неким символом преемственности власти, от византийских императоров. Как правило, её не использовали в быту, а хранили в драгоценном ларце, и одевали лишь на самые торжественные случаи, например она всегда была на голове царя во время вступления в должность правителя России, а потом она просто лежала в "запасниках", пока ей не воспользуется его преемник.
Однако, после восхождения на трон Петра Первого , всё изменилось, поскольку он объявил себя императором. Этот человек отрицал всё русское, и соответственно обычай его предков был ему не по нраву. Он издал указ, что теперь коронация будет происходить согласно западному укладу, и искоренил русское "венчание на царство".
Теперь шапка была отложена до лучших времён, а ей на смену пришла корона Российской Империи, о которой мы знаем гораздо больше.

Кстати, интересен тот факт, что каждому новому правителю России изготавливали свою корону, тогда как, шапка Мономаха была в единственном экземпляре.
Несмотря на то, что с того времени, как цари стали использовать корону прошло много лет, но старая поговорка так себя и не изжила, и используется поныне в своём первоначальном варианте.