Как в Российской Федерации защищаются права предпринимателей? Борис Титов, уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей: биография, личная жизнь Уполномоченному по правам предпринимателей в российской федерации.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей и его аппарат представляют собой государственный орган, который призван обеспечивать защиту предпринимательских интересов в России. Впервые о введении такого института в РФ заговорили в период президентства Дмитрия Медведева, тогда же и началось предварительное обсуждение проекта будущего нормативного акта, регулирующего статус Уполномоченного и его взаимоотношения с государственными структурами и экономически активным сектором, в профильных комитетах Государственной Думы.

Впервые же должность Уполномоченного на федеральном уровне была введена Указом Президента РФ от 22 июня 2012 года N879, который сам по себе стал началом реализации знаменитых "майских Указов" Президента В.В. Путина. В указе не раскрывались особенности статуса лица, назначенного в качестве Уполномоченного, но был назван сам человек, который должен был занять данный ответственный пост. Им стал Борис Титов, крупный предприниматель, долгое время успешно возглавлявший компанию ОАО "Абрау-Дюрсо", сделав ее самой успешной в своем сегменте рынка по продаже игристых вин.

Детальное законотворчество относительно деятельности Уполномоченного было завершено принятием Федерального закона от 7 мая 2013 года N78-ФЗ "Об Уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ". Данный нормативный акт обозначил статус Уполномоченного, отнеся его к государственным служащим Администрации Президента и наделив его аппаратом помощников, необходимым для реализации им своих функций.

С 1 января 2015 года статус был изменен: Уполномоченный и его аппарат стали государственным органом, самостоятельным юридическим лицом, финансируемым из федерального бюджета, который призван обеспечивать соблюдение законных интересов и прав предпринимателей, не допускать произвола органов публичной власти и ее представителей в отношении предпринимательского сектора. С принятием закона регионы также получили право вводить у себя аналогичные должности.

Статус и общая компетенция Уполномоченного

Далеко не каждый человек, пусть даже и грамотный специалист и отличный предприниматель, может претендовать на столь высокий пост. Законодатели установили возраст, с которого можно становиться Уполномоченным, 30 лет, установили образовательный ценз - обязательно наличие высшего образования. Срок полномочий данного государственного служащего составляет 5 лет, с правом продления еще на 5 лет.

Президент, с учетом мнения предпринимательского комьюнити, самостоятельно назначает кандидата на должность; он же может досрочно завершить полномочия конкретного лица, занимающего пост Уполномоченного, например, в связи с утратой доверия или по другой существенной причине.

Уполномоченному по защите прав предпринимателей должна быть присуща независимость от бизнес-структур и от властного сообщества: он не имеет права заниматься коммерцией в любом виде, не может занимать посты в публичных органах власти. Кроме того, он хоть и вправе состоять в общественных или политических объединениях, но в своей деятельности не может руководствоваться решениями таких социальных образований. В данном случае можно говорить об определенном конфликте интересов: нынешний омбудсмен по правам предпринимателей состоит в правящей партии, и получается, что ее решения в любом случае могут существенно повлиять на определенные действия Уполномоченного. При этом по состоянию на сегодняшний день резонансных решений Борис Титов не принимал, что свидетельствует о его самостоятельности и состоятельности в качестве омбудсмена.

Уполномоченный подотчетен Президенту РФ. Ежегодно он должен отправлять главе государства отчет о своей деятельности, а помимо этого давать оценку развитию и условиям осуществления активной экономической деятельности в стране, предоставлять разработки относительно нововведений, которые позволят улучшить ситуацию в предпринимательском секторе.

Полномочия омбудсмена по защите прав предпринимателей

Аппарат Уполномоченного постоянно осуществляет мониторинг ситуации в секторе частного предпринимательства. Но не один орган не способен реагировать на каждое нарушение, касающееся прав бизнесменов. Поэтому законом предусмотрено, что основным способом взаимодействия представителей бизнес-сообщества и Уполномоченного на их защиту, является производство по жалобам предпринимателей. Она может быть направлена как в письменной форме (письмом), так и выражена на личном приеме. Возможна и ее отправка по электронным каналам связи - при помощи сети Интернет.

Решение о рассмотрении поступившей бумаги принимается в течение 10 дней со дня ее регистрации в органе. В течение последующих 3 дней заявитель должен быть уведомлен о решении Уполномоченного. Если принимается положительное решение, то омбудсмен переходит к непосредственному решению поставленной перед ним проблемы и о промежуточных или итоговых результатах своей работы в этом направлении он обязан уведомить предпринимателя, подавшего жалобу, не менее 1 раза в 2 месяца.

Отказаться от рассмотрения жалобы омбудсмен может в ограниченном числе случаев:

  • бумага составлена неадекватно - невозможно понять суть проблемы или жалоба является попросту нечитаемой;
  • ответ на вопрос, поставленный в жалобе, уже был дан омбудсменом ранее, если только в бумаге не содержатся новые дополнительные сведения по освещенной проблеме;
  • в ответе будет содержаться тайна (государственная, коммерческая или иная).

Возможности омбудсмена при рассмотрении жалобы и последующие действия

Уполномоченный наделен массой прав, которыми он может воспользоваться для наиболее качественной помощи обратившимся предпринимателям. В частности, закон наделил его следующими правомочиями:

  • беспрепятственным получением любых сведений, в том числе и письменных материалов в органах и от должностных лиц, наделенных публичной властью любого уровня;
  • беспрепятственным посещением любых органов государства и местной власти при предъявлении удостоверения;
  • без особого разрешения администрации исправительных учреждений и органов следствия посещать предпринимателей, замешенных в экономических преступлениях (мошенничестве, неуплате налогов и др.);
  • получать от осужденных или обвиняемых бизнесменов жалобы без цензуры в запечатанном пакете, т.е. свободные от досмотра в силовых структурах, осуществляющих уголовное преследование;
  • участвовать в проверках (например, совместно с полицией или антимонопольной службой);
  • выносить предписания о приостановлении действия актов, нарушающих права предпринимателей, как нормативных, так и индивидуальных, с одновременным обращением в суд для признания такого акта недействительным;
  • другими специальными полномочиями.

Ответы, необходимые Уполномоченному для разрешения вопросов по конкретному заявлению предпринимателя, должны быть направлены из соответствующих органов или организаций в течение 15 дней с момента обращения.

По результатам проведения всех необходимых мероприятий омбудсмен должен составить для обратившегося бизнесмена окончательный ответ и совершить иные действия, направленные на финальное разрешение проблемы предпринимателя: обратиться в суд с заявлением, передать жалобу должностному лицу, который уполномочен на работу с ней сообразно своей компетенции, направить обращение о привлечении лиц, нарушающих права бизнесменов, к ответственности.

Защита предпринимателей – это мероприятия по восстановлению и сохранению прав юрлиц и ИП. Осуществляются в соответствии с принятым законом, способствуют выявлению нарушителей и привлечению их к ответственности.

  1. Материально-правовой. Имеет такие виды:
    • пресекающий – вынуждающий прекратить незаконные действия;
    • восстановительный – признание оспариваемых отношений;
    • штрафной – осуществляющий взыскания материальных компенсаций за незаконные действия.
  2. Процессуальный способ – в судопроизводстве.

Есть также и самозащита. Ее необходимо применять заранее, не дожидаясь нарушения прав. Единственное условие – соразмерность предполагаемому нарушению.

Формы защиты:

  • Судебные – Конституционный, арбитражные, общей юрисдикции.
  • Мировое соглашение, нотариальная помощь.

Федеральный Закон о защите прав предпринимателей

Незаконное давление чиновников на бизнесменов, коррупция, поборы и вымогательства превращают их жизнь в ад. Особенно пагубно это отражается на среднем и малом звене. У данной категории нет достаточных ресурсов для защиты своих интересов. Неправомерные проверки, отсутствие поддержки со стороны властей сделали сферу частного предпринимательства слабой и уязвимой. Это негативно сказалось и на общем состоянии экономики страны.

15 мая 2008 года был издан Указ Президента РФ №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных нарушений при осуществлении предпринимательской деятельности». В соответствии с документом была проделана работа, в результате которой появился новый Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ.

Нормативный акт отрегулировал работу контролирующих органов государственной и муниципальной власти в сфере ИП, обозначил их права и обязанности, а также владельцев бизнеса и их взаимодействие между собой.

Урегулирование проверок – метод защиты от нарушений

До недавнего времени ревизии имели хаотичный характер. Они проводились тогда, когда мера была выгодна чиновникам. Да и вся процедура сводилась к вымогательству средств у бизнесменов.

Это не только ослабляло предпринимателей, но и вело к увеличению погрешностей с их стороны. Чиновники же, получив «откат», закрывали глаза на любые нарушения, в том числе и достаточно грубые. С принятием соответствующих правовых актов «кормушка» закрылась. Ревизии стали регулироваться государственными службами и назначенными уполномоченными по правам предпринимателей.

Существуют такие виды проверок:

  • Плановая – один раз в три года. Список размещается на официальном сайте Государственной прокуратуры РФ. Любой владелец бизнеса может ознакомиться с ним и устранить существующие нарушения.
  • Внеплановая – в чрезвычайных случаях, в том числе по заявлениям о нарушении потребительских прав.

Также есть разделение проверок на:

  • Документарная – ревизия необходимых бумаг, предоставляемых в контролирующую организацию;
  • Выездная – проверка предпринимателя по месту его нахождения.

Существуют определенные принципы сохранения прав предпринимателей, которые включают:

  • Сообщение в компетентные организации информации об открытии нового бизнеса.
  • Презумпция добросовестности.
  • Возможность знакомиться со всеми необходимыми документами, получать план проверок, знать права и обязанности представителей органа контроля.
  • Ревизия проводится только в определенной сфере.
  • Запрещено проверять бизнесмена по одному и тому же вопросу разными учреждениями.
  • Если юрлицо или ИП предоставили сведения об открытии бизнеса в компетентные органы, они не обязаны показывать проверяющей службе разрешительные документы на работы.
  • Контролирующая организация, действующая с нарушением закона, привлекается к ответственности согласно законодательству.
  • Проверки ИП и юрлиц бесплатны. Взимать средства запрещено.
  • Мероприятия финансируются за счет бюджета.

Омбудсмен

Чтобы защитить малый и средний бизнес, недостаточно принять законы. В нашей стране выполнение их возможно, только если есть контроль.

В апреле 2012 года для улучшения жизни бизнесменов действующий на тот момент президент России Д. Медведев ввел должность специального уполномоченного по защите прав предпринимателей.

В декабре 2012 года, после инаугурации, В. Путин создал институт омбудсмена. Данный орган подчиняется Президенту РФ, а возглавляет его председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия», генеральный директор ОАО «Абрау-Дюрсо» Борис Титов.

Полномочия омбудсмена по защите прав предпринимателей

  • Признавать недействительными решения госорганов путем судебных разбирательств.
  • Обращаться в органы судопроизводства с исками о защите лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
  • Подвергать процедуре обжалования вступившие в законную силу арбитражные судебные акты.
  • Запрашивать в муниципальных образованиях любую информацию.
  • При предъявлении удостоверения иметь допуск в органы государственной власти.
  • Посещать заключенных под стражу по соответствующим статьям без разрешительных документов.
  • Принимать участие в выездных проверках.
  • Вносить предложения по улучшению работы.

Требования для кандидата на должность уполномоченного:

  • возраст от 30 лет;
  • высшее образование;
  • не член Совета Федерации;
  • не депутат;
  • не занимается бизнесом.

Принятие закона о сохранении и восстановлении прав предпринимателей и применении последующих мер по его осуществлению сдвинули с мертвой точки ситуацию в сфере предпринимательства в России. Бизнесмены могут найти поддержку и в своем регионе, и в вышестоящих кругах. Чувствуя помощь государства, бизнес стал легализоваться, выходить из тени. Это один из факторов улучшения экономической ситуации в стране.

Права Уполномоченного при Президенте РФ по защите субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Уполномоченный по обеспечению защиты прав субъектов предпринимательской деятельности имеет ряд прав и обязанностей. Так, к примеру, этот субъект судопроизводства имеет право одновременно с обжалованием правовых актов, которые были приняты органами местной власти, выносить собственные предписания. Соответственно, можно сделать вывод, что Уполномоченный может:

  • обжаловать различные акты, которые были приняты органами муниципальной власти, при условии, что содержащиеся в них нормы нарушают установленные законом права субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность;
  • выносить свои собственные предписания, согласно которым любые обжалуемые им законодательные акты местного уровня не будут иметь юридической силы до получения Уполномоченным результатов по его заявлению;
  • при этом Уполномоченный может отправить Президенту государства мотивированное предложение с просьбой осуществить приостановку действия законодательных актов муниципального уровня, при условии их противоречия законодательству государства или отдельных субъектов государства;
  • Уполномоченный может направить мотивированное предложение в тех случаях, когда законодательные акты, которые были приняты органами местной власти, каким-либо образом нарушают интересы субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, или ущемляют их права. В такой ситуации действие спорного законодательного акта также приостанавливается вплоть до принятия решения о его отмене.

Помимо вышеперечисленных прав, Уполномоченный может запрашивать и получать любые сведения и материалы у органов власти любого уровня (при необходимости) для рассмотрения поступившей ему жалобы. В подобной ситуации органы власти сами могут запросить у суда интересующие данные, которые должны быть предоставлены судом в разумные сроки.

Все материалы дела, которые могут заинтересовать государственные органы власти, предоставляются в виде копий, с предусмотренным для них специальным порядком оформления:

  • копии документа обязательно должны быть прошиты в нужном порядке;
  • каждый лист документа должен быть пронумерован;
  • места прошивки должны быть заклеены специальной наклейкой.

Готовая копия заверяется судьей, в рассмотрении которого находится дело. Перед тем, как поставить свой подпись, судья удостоверяется, что все копии соответствуют материалам дела.

Обязанности, которыми обладает Уполномоченный Президентом РФ

В рамках осуществления возложенной на него Президентом деятельности, Уполномоченный может не только пользоваться имеющимися правами, но и должен нести обязанности. В частности:

  • должен обеспечивать возможность ведения любого рода предпринимательской или экономической деятельности на территории России, которая может осуществляться местными или зарубежными гражданами;
  • должен осуществлять контроль за строгим соблюдением прав и интересов, путем изучения нормативных актов, принятых на государственном или муниципальном уровнях;
  • должен содействовать развитию различных институтов, которые ориентируются главным образом на необходимость обеспечения защиты прав предпринимателей и прочих субъектов экономической деятельности;
  • должен взаимодействовать с сообществом предпринимателей;
  • принимать активное участие в формировании и последующей реализации политики государства, направленной на защиту прав предпринимателей и прочих приравненных к ним субъектов.

Правила и основания для вступления в процесс Уполномоченного по обеспечению защиты прав субъектов экономической и предпринимательской деятельности

Уполномоченный принимает непосредственное участие в производстве в рамках формирования и дальнейшей реализации существующей политики государства в данной области. Участие данного субъекта в судебном разбирательстве - один из способов осуществления механизма федеральной политики, направленной на защиту деятельности предпринимателей и защиту прав отдельных субъектов в этой сфере.

В процессе инициирования арбитражного судопроизводства, в целях защиты данных субъектов от нарушения их прав, Уполномоченный приобретает специфический статус.

Законодательство не относит его к категории лиц, принимающих участие в судебном разбирательстве. Однако при этом такое должностное лицо является полноценным участником процесса, обладающим определенным кругом прав и обязанностей, которые присущи истцу. Уполномоченный вступает в разбирательство в качестве третьей стороны, не заявляющей никаких самостоятельных требований. Процессуальное законодательство устанавливает целых четыре формы участия Уполномоченного в судебном разбирательстве:

  • подача в судебный орган заявления о необходимости признать недействительным соответствующий законодательный акт федерального, регионального или местного уровня, принятый органом любого уровня власти;
  • вступление в действующий процесс в качестве обособленного специального третьего лица, которое не заявляет в суде абсолютно никаких самостоятельных требований;
  • обжалование решения суда, вступившего в законную силу;
  • участие в разбирательстве в качестве защитника прав субъектов предпринимательской или прочей экономической деятельности.

Правила обжалования судебных актов, вступивших в законную силу

В ходе осуществления своей деятельности Уполномоченный защищает права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности. Одной из форм осуществления подобной защиты является обжалование актов, принятых судебным органом, при условии, что они уже вступили в законную силу. Помимо этого, Уполномоченный по обеспечению защиты прав и обязанностей субъектов предпринимательской деятельности может по своей собственной инициативе обратиться в суд с заявлением о необходимости осуществить признание недействительными законодательных актов, принятых на государственном, областном или муниципальном уровнях.

Обжалование судебных актов и нормативно-правовых актов, принятых уполномоченными на это лицами, допускается только при условии выявления определенных обстоятельств, которые выступают препятствием предпринимателям осуществлять свою деятельность в рамках закона.

К примеру, если на таких лиц незаконно возлагаются различного рода обязанности, которые нарушают их права и интересы. Обжалование судебных актов также допускается в случаях, если в результате их вступления в законную силу образовались различного рода препятствия, которые мешают предпринимателям осуществлять свою деятельность. Кроме того, Уполномоченный при Президенте РФ имеет право обратиться в суд с заявлением об обжаловании судебного акта, нарушающего интересы и установленные законом права прочих лиц. К таким лицам относятся группы лиц, осуществляющие любую предпринимательскую деятельность.

Путём преобразования Комиссии по правам человека при президенте Российской Федерации, действовавшей с 1 ноября 1993 года. Этим же указом утверждено Положение о Совете.

Основные задачи

(в соответствии с Положением о Совете, утвержденным указом президента Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. № 1417)

  • оказание содействия президенту Российской Федерации в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • подготовка предложений президенту Российской Федерации по совершенствованию механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, находящихся за её пределами;
  • систематическое информирование президента Российской Федерации о положении дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и за рубежом;
  • организация проведения экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, предусматривающих регулирование вопросов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений президенту Российской Федерации;
  • подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам взаимодействия с правозащитными общественными объединениями и их представителями;
  • подготовка предложений президенту Российской Федерации по вопросам становления институтов гражданского общества, расширения взаимодействия между общественными и государственными институтами, а также разработки технологий учёта общественных инициатив при формировании государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • содействие координации деятельности правозащитных общественных объединений и их взаимодействию с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • содействие разработке механизмов общественного контроля в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений президенту Российской Федерации;
  • участие в укреплении международного сотрудничества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
  • содействие правовому просвещению населения;
  • анализ обращений физических и юридических лиц, содержащих информацию о проблемах в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • обсуждение по предложению президента Российской Федерации иных вопросов, относящихся к компетенции Совета.

Деятельность

Совет осуществляет законотворческую деятельность, анализ законодательства и правоприменительной практики, координацию деятельности неправительственных организаций, деятельность, направленную на борьбу с неуставными отношениями в армии, работу по рассмотрению индивидуальных и коллективных обращений граждан, взаимодействие с ведомствами и региональными властями по профильным вопросам.

В июне 2005 Совет по правам человека направил открытое письмо белорусскому президенту Александру Лукашенко с осуждением «действий тех представителей белорусских властей, которые ущемляют права белорусов и россиян», и создал в своём составе российско-белорусскую правозащитную комиссию. В 2005 году совет также выступал с заявлениями по поводу массовых нарушений прав граждан в Благовещенске (Башкортостан) и по подготовке в Государственной Думе нового закона о некоммерческих организациях.

По инициативе Совета при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека:

Президент дал поручение создать рабочую группу и разработать поправки в Закон РФ «О гражданстве», что было сделано с участием членов Совета. К 11 ноября 2003 года поправки были приняты и вступили в силу. В соответствии с ними была полностью переписана ст.14 - о получении гражданства в упрощенном порядке. Благодаря такой возможности за 2005-2006 годы российское гражданство получило около 850 тыс. человек .

Президент подписал Указ от 1 августа 2005 года № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы». В соответствии с Указом ежемесячную прибавку к пенсии получили более 90 тысяч военных пенсионеров , ставших инвалидами вследствие травм, полученных ими при исполнении своего воинского долга.

8 мая 2009 г. президент РФ Д. Медведев подписал Распоряжение «Об образовании рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях». По результатам её работы в Федеральный закон № 170-ФЗ «О некоммерческих организациях» были внесены изменения , устраняющие часть системных проблем закона.

В декабре 2015 года члены совета попросили Следственный комитет России проверить 159 случаев гибели российских военнослужащих в 2014-2015 годах .

Текущий состав

По состоянию на 21 октября 2019 года [ ]
  1. Фадеев Валерий Александрович - советник Президента Российской Федерации (председатель Совета)
  2. Киркора Ирина Владимировна - руководитель московского отделения межрегиональной общественной организации по защите прав женщин и детей «Ассоль» (заместитель председателя Совета, по согласованию)
  3. Айвазова Светлана Григорьевна - главный научный сотрудник федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт социологии Российской академии наук (по согласованию)
  4. Амбиндер Лев Сергеевич - президент благотворительного фонда помощи тяжело больным детям, сиротам и инвалидам «Русфонд» (по согласованию)
  5. Асмолов Александр Григорьевич - заведующий кафедрой федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», академик федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия образования» (по согласованию)
  6. Бабушкин Андрей Владимирович - председатель межрегиональной общественной благотворительной правозащитной организации «Комитет за гражданские права» (по согласованию)
  7. Большакова Мария Артёмовна - председатель совета Общероссийской общественной организации «Союз семей военнослужащих России» (по согласованию)
  8. Борисов, Игорь Борисович - председатель совета Общероссийской общественной организации «Российский общественный институт избирательного права» (по согласованию)
  9. Брод Александр Семёнович - председатель координационного совета общероссийской общественной организации «Юристы за права и достойную жизнь человека» (по согласованию)
  10. Верховский Александр Маркович - директор региональной общественной организации содействия просвещению граждан информационно-аналитического центра «Сова» (по согласованию)
  11. Винокурова Екатерина Владимировна - корреспондент информационного агентства Znak (по согласованию)
  12. Вышинский Кирилл Валериевич - исполнительный директор федерального государственного унитарного предприятия «Международное информационное агентство „Россия сегодня“»
  13. Горгадзе Шота Олегович - управляющий партнёр адвокатского бюро г. Москвы «Зутиков, Горгадзе и партнеры» (по согласованию)
  14. Гусев, Павел Николаевич - генеральный директор закрытого акционерного общества "Редакция газеты «Московский Комсомолец» , главный редактор газеты «Московский Комсомолец», председатель общественной организации «Союз журналистов Москвы» (по согласованию)
  15. Евдокимова Наталия Леонидовна - ответственный секретарь Правозащитного совета Санкт-Петербурга (по согласованию)
  16. Замшев Максим Адольфович - главный редактор «Литературной газеты» (по согласованию)
  17. Засурский Иван Иванович - заведующий кафедрой федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», президент Ассоциации интернет-издателей (по согласованию)
  18. Кабанов Кирилл Викторович - председатель общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет» (по согласованию)
  19. Каледа Кирилл Глебович - протоиерей, настоятель храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове (по согласованию)
  20. Каляпин Игорь Александрович - председатель межрегиональной общественной организации «Комитет против пыток » (по согласованию)
  21. Караганов Сергей Александрович - почётный председатель президиума неправительственного общественного объединения «Совет по внешней и оборонной политике» (по согласованию)
  22. Ковлер Анатолий Иванович - заведующий Центром зарубежного законодательства и сравнительного правоведения федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» (по согласованию)
  23. Костанов Юрий Артемович - председатель президиума Московской коллегии адвокатов «Адвокатское партнерство» (по согласованию)
  24. Кравченко Борис Евгеньевич - президент Общероссийского объединения профсоюзов «Конфедерация труда России» (по согласованию)
  25. Маковецкая Светлана Геннадьевна - директор фонда "Центр гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ» (по согласованию)
  26. Марголина Татьяна Ивановна - профессор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Пермский государственный национальный исследовательский университет, член общественной организации Пермское краевое отделение Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» (по согласованию)
  27. Мерзлякова Татьяна Георгиевна - Уполномоченный по правам человека в Свердловской области (по согласованию)
  28. Меркачёва Ева Михайловна - обозреватель газеты «Московский комсомолец» (по согласованию)
  29. Михайлов Константин Петрович - координатор общественного движения «Архнадзор» (по согласованию)
  30. Морщакова Тамара Георгиевна - заведующая кафедрой федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, судья Конституционного Суда Российской Федерации в отставке (по согласованию)
  31. Мукомолов Александр Фёдорович - председатель совета межрегиональной неполитической общественной организации «Миротворческая миссия имени генерала Лебедя» (по согласованию)
  32. Мысловский Евгений Николаевич - президент регионального общественного фонда противодействия организованной преступности и коррупции «АНТИМАФИЯ» (по согласованию)
  33. Никитинский Леонид Васильевич - секретарь Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России» (по согласованию)
  34. Пастухов Игорь Николаевич - адвокат Московской коллегии адвокатов "Юридическая фирма «ЮСТ» (по согласованию)
  35. Поляков Леонид Владимирович - заведующий кафедрой общей политологии федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (по согласованию)
  36. Полякова Мара Фёдоровна - председатель правления региональной общественной организации «Независимый экспертно-правовой совет» (по согласованию)
  37. Резник Генри Маркович - первый вице-президент Адвокатской палаты г. Москвы (по согласованию)
  38. Романов Роман Владимирович - директор государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей истории ГУЛАГа» (по согласованию)
  39. Ряховский Владимир Васильевич - управляющий партнёр адвокатского бюро «Славянский правовой центр» (по согласованию)
  40. Сванидзе Николай Карлович - политический обозреватель (по согласованию)
  41. Сидорович Ольга Борисовна - директор автономной некоммерческой организации «Институт права и публичной политики» (по согласованию)
  42. Соболева Анита Карловна - доцент кафедры теории и истории права федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет „Высшая школа экономики“» (по согласованию)
  43. Сокуров Александр Николаевич - кинорежиссёр (по согласованию)
  44. Соловьёв Владимир Геннадьевич - председатель общероссийской общественной организации «Союз журналистов России» (по согласованию)
  45. Точенов Александр Сергеевич - президент автономной некоммерческой организации «Центр прикладных исследований и программ» (ответственный секретарь Совета, по согласованию)
  46. Цыпленков Сергей Александрович - исполнительный директор отделения международной неправительственной некоммерческой организации «Совет Гринпис» - ГРИНПИС (по согласованию)
  47. Юргенс Игорь Юрьевич - председатель правления фонда «Институт современного развития», профессор федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет „Высшая школа экономики“» (по согласованию)
  48. Ясин Евгений Григорьевич - профессор федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет „Высшая школа экономики“», президент фонда «Либеральная миссия» (по согласованию)

Заявление в защиту Подрабинека

5 октября 2009 года Совет опубликовал заявление, в котором осудил действия активистов движения «Наши», направленные против Александра Подрабинека в связи с его статьёй «Как антисоветчик антисоветчикам». В заявлении, в частности, говорится: «Совет считает незаконной и аморальной кампанию травли журналиста Александра Подрабинека, организованную безответственными авантюристами из МДАД „Наши“». Совет находит в действиях движения «Наши» признаки экстремизма: «Кампания травли журналиста явно выходит за рамки действующего законодательства и содержит очевидные признаки экстремизма…». Совет также указывает на неправомерность требований движения «Наши», в частности, требование о выезде Подрабинека из страны противоречит положению Конституции РФ , «которая гарантирует каждому право выбирать место пребывания и жительства (ст. 27)» .

Первоначальный вариант заявления, выложенный на официальном сайте Совета и растиражированный в интернете, не содержал положений о том, что Совет осуждает откровенные высказывания Подрабинека. Однако в дальнейшем заявление было отредактировано (по некоторым данным, после звонка Элле Памфиловой, поступившего от высокопоставленного чиновника) и в него были включены реплики о том, что Совет не согласен с позицией Подрабинека и считает её оскорбительной для ветеранов .

Заявление было встречено неоднозначно. Некоторые члены Совета заявили о своём несогласии с позицией, высказанной от имени Совета его главой Эллой Памфиловой без учёта мнения других членов . Среди них тележурналист Алексей Пушков , Владимир Легойда , глава Национального фонда развития здравоохранения Елена Николаева, российский кинорежиссёр и писатель Сергей Говорухин . Комментируя ситуацию Елена Николаева заявила следующее:

«К сожалению, о том, что такое заявление появилось, я узнала, можно сказать, только из газет и информагентств. Лично со мной как с членом Совета текст не согласовывался и на последнем заседании Совета, где я присутствовала, это заявление не принималось» .

С критикой Эллы Памфиловой по данному вопросу выступили многие общественные и политические деятели, в том числе директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков (председатель Общественного совета Президиума Генерального Совета партии «Единая Россия » по взаимодействию со СМИ), лидер правозащитного движения «Сопротивление » Ольга Костина (член Комиссии по работе с общественными организациями при Президиуме Генерального совета партии «Единая Россия», супруга зампредседателя ЦИК «Единой России» Константина Костина) , правозащитник Александр Брод , депутат Госдумы от «Единой России» Андрей Исаев , главный редактор журнала «Эксперт » Валерий Фадеев . Так, по мнению последнего, Совет, возглавляемый Эллой Памфиловой, ведёт себя странно и неестественно, поскольку, будучи:

«…органом, который по своему предназначению должен способствовать предотвращению или затуханию конфликтов, выступать независимым арбитром в спорах гражданских институтов, вдруг категорично становится на позиции одной из сторон. И этим только разжигает конфликт. Кроме того, история с заявлением, сделанным от имени Совета, но, как выяснилось, без согласия отдельных его членов, тоже выглядит абсурдной» .

Бывший пресс-секретарь движения «Наши», а ныне депутат Государственной Думы Роберт Шлегель внёс на рассмотрение нижней палаты парламента предложение по смещению Памфиловой с занимаемого поста . В своём блоге член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи выступил с резкой критикой позиции Э. Памфиловой . 6 октября 2009 года лидер движения «Наши» Никита Боровиков опубликовал ответ на заявление Совета, в котором заявил, что, по его мнению, обвинения в адрес движения безосновательны . По результатам прокурорской проверки по заявлению Эллы Памфиловой нарушений законодательства в действиях движения «Наши» выявлено не было .

Оценки деятельности

«Его долго выбирали, с помощью интернета, наконец выбрали со страшным скандалом. Оттуда отсеяли массу реальных правозащитников, зато пригласили официальных иностранных агентов, существующих на зарубежные гранты, и отставных телезвезд. <…> Не так уж часто встречаются эти господа с президентом. Они решили использовать этот разговор для обсуждения с Путиным действительно «важной» темы «Верните нас в ящик!». В стране нет более важной проблемы с правами человека чем отсутствие у Парфенова, Сванидзе и других либеральных тележурналистов достаточных возможностей ругать власть. Нет чтобы сеять разумное, доброе, вечное» .

Вся деятельность совета превратилась в открытие никому не нужного ОТР и Мемориала жертвам памяти политических репрессий . Но никаких конкретных действий по защите прав человека я не припомню

Шевченко отметил следующее :

  • У Совета постепенно сокращали его полномочия. В 2016 году членов Совета (кроме Михаила Федотова) лишили права посещать места лишения свободы;
  • Жалобы от Шевченко, переданные Владимиру Путину лично и председателю Совета Михаилу Федотову оставались без последствий;
  • Во время встреч с президентом (1 раз в год) слово сначала получали системные докладчики, а потом все остальные (если на них хватало времени);
  • На рекомендацию Совета по российскому антиэкстремистскому законодательству никто внимание не обратил.

К сожалению, не могу похвастаться какими-либо системными преобразованиями, принятия которых нам с коллегами удалось добиться от власти. Этим никто не может похвастаться, думаю. Максимум, что удавалось, - решать более конкретные задачи. Но и это хорошо! Например, нам удалось все-таки убедить с помощью Людмилы Михайловны Алексеевой главу государства сколько-то восстановить компетенции суда присяжных . Теперь он действует в инстанциях разного уровня. Заключения СПЧ стали затребоваться и заслушиваться Конституционным судом РФ. Его экспертизы по судебным делам используются адвокатами. А частично и своей заслугой я считаю тот факт, что удалось пока сохранить некоммерческую независимую адвокатуру, не дать превратить ее в подобие бизнес-структуры. Но это лишь несколько примеров в правовой области. Считаю, что СПЧ удалось сделать немало. Иногда слова бывают не менее важны. Одно то, что совет озвучивает идею несостоятельности нынешней правоохранительной деятельности в стране, можно считать достижением. А ведь заявлено не только об этом, но и о необходимости включения в правоохранительную систему новых институтов, таких как следственный судья или уполномоченный президента, который назначался бы для исследования и решения конкретных конфликтных ситуаций в правоохранительной сфере. Такие реформы давно назрели и СПЧ их озвучил…

Как известно, в своей деятельности, многие предприниматели сталкиваются с противодействием со стороны недобросовестных сотрудников государственных и муниципальных органов и служб. Это может проявляться как в необоснованных проверках, недопущению к государственным конкурсам, попытках, используя служебное положение, отнять бизнес и так далее. И достаточно часто так случается, что пройдя все инстанции, судебных и иных правоохранительных органов, предприниматель так и не может найти поддержки в защите своих нарушенных прав. Государственная машина, зачастую, не может работать против себя. И получив отказы на всех уровнях системы, предприниматель вынужден был обращаться на самый верх государственной власти – к Президенту РФ. Но с 2012 года, у предпринимателей появился новый способ защиты своих нарушенных прав в спорах с властью – обращение к Уполномоченному по защите прав предпринимателей при Президенте РФ. О том, что представляет собой эта должность, какие вопросы решает уполномоченный, и как к нему обратиться рассказано в предлагаемой статье.

Правовое положение уполномоченного по правам предпринимателей (бизнесомбудсмена) в России

Сама должность уполномоченного, или как его ещё называют бизнесомбудсмена, была введена Указом Президента РФ. Это случилось в Санкт-Петербурге в ходе международного экономического форума в июне 2012 года. И первым кто был назначен на эту должность, и по сей день на ней и остается, был руководитель «Деловой России», общероссийской общественной организации, известной в России своими действиями в защиту предпринимателей - Борис Юрьевич Титов.

Изданный в следующем году федеральный закон уже касался не только одной должности общероссийского бизнесомбудсмена, но и региональных уполномоченных по в субъектах федерации. Деятельность уполномоченного по правам предпринимателей в России и правовые основы деятельности региональных бизнесомбудсменов регулируются законом № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ» от 7 мая 2013 года.

По объему закон достаточно небольшой, он состоит всего из одиннадцати статей, но он внес существенные изменения в деловую жизнь страны. В полномочия бизнесомбудсмена, в первую очередь входит рассмотрение жалоб предпринимателей, и принятие по ним решений. Если доводы заявителя будут признаны обоснованными, уполномоченный предпринимает предусмотренные законодательством действия в защиту предпринимателей. В частности он может, например:

  • направить в государственный орган, нарушивший заключение с указанием мер необходимых для восстановления прав предпринимателя,
  • подать жалобу с целью защиты прав предпринимателя, в орган уполномоченный рассматривать такие жалобы,
  • обжаловать в судебном порядке действия и акты государственных органов и должностных лиц.

Полный перечень полномочий бизнесомбудсмена содержится в законе. Обратиться за защитой к уполномоченному по правам предпринимателей могут как российские, так и иностранные субъекты предпринимательской деятельности. Законом предусмотрено, что на ряду с должностью уполномоченного по правам предпринимателя, действующего на общефедеральном уровне, в регионах, законами субъектов федерации могут учреждаться должности региональных уполномоченных.

Порядок обращения к Уполномоченному по защите прав предпринимателей

Так же заявитель должен указать сферу деятельности, в которой произошло нарушение прав предпринимателя, это может быть таможенное или техническое регулирование, налоги, строительство и так далее. Необходимо указать орган, который нарушил права законные интересы предпринимателя. А так же фамилию, имя и отчество должностного лица непосредственно совершившего нарушение. Отдельно следует указать какими действиями были нарушены права заявителя или третьего лица, в чьих интересах он обращается к уполномоченному представителю:

  • незаконное уголовное преследование со стороны правоохранительных органов,
  • рейдерство,
  • нарушения, совершенные в процессе проведения контрольных (надзорных) мероприятий – проверок,
  • коррупция,
  • правонарушения при размещении госзаказов,
  • правонарушения при оказании госуслуг,
  • пробелы в нормативном регулировании и нарушения в результате несовершенства законодательства,
  • акты органов власти, противоречащие закону,
  • требования, нарушающие права и законные интересы заявителей,
  • и другие.

Так же необходимо заметить, что в случае если характер преследования заявителя, или третьего лица, не связан с уголовным преследованием, то перед тем как обратится с заявлением к омбудсмену, необходимо пройти все стадии обжалования действий и актов госорганов, как досудебные, так и судебные. Хронологию обжалования, а так же содержание судебных актов, необходимо привести в заявлении. И только после этого можно приступать непосредственно к изложению сути жалобы. Обратите внимание: Подача жалобы Уполномоченному по защите прав предпринимателей при Президенте РФ, государственной пошлиной не облагается. В обязательном порядке к жалобе должны быть приложены следующие документы:

  • акты, решения, письма, ответы и иные документы, исходящие от органов исполнительной власти которые привели к нарушению прав заявителя или третьего лица,
  • заявления и обращения в органы исполнительной власти, подававшиеся с целью проведения досудебных процедур,
  • если производилось судебное обжалование, копии заявлений в судебные инстанции и решений, принятых по результатам их рассмотрения.

Жалоба в обязательном порядке должна быть подписана заявителем и иметь адрес (в том числе и электронный) по которому может быть направлен ответ на неё.

Дискуссия «Защита прав предпринимателей. Диалог бизнеса и правительства»