Одобрение советом федерации принятого государственной думой закона, либо его отклонение. Совет федерации одобрил антигосударственый закон о биометрической идентификации граждан

  • Конституционное право как отрасль Российского права
    • Понятие конституционного права как отрасли права
    • Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды
    • Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты и объекты
    • Конституционно-правовое принуждение
    • Система конституционного права
  • Конституционное право как наука
    • Наука конституционного права: понятие и предмет исследования
    • Источники и методология науки конституционного права
    • Развитие науки конституционного права
    • Конституционное право как учебная дисциплина
  • Источники конституционного права
    • Конституционные источники
    • Законодательные источники
    • Подзаконные и локальные источники
    • Судебные источники
    • Договорные источники
    • Международные источники
  • Конституция Российской Федерации
    • Конституции: понятие, сущность, функции
    • Виды конституций
    • Конституционное развитие российского государства
    • Конституция Российской Федерации: юридические особенности
    • Поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации
    • Осуществление Конституции и конституционное правосознание
  • Основы конституционного строя Российской Федерации
    • Понятие основ конституционного строя
    • Основные конституционные начала публичной власти в Российской Федерации
    • Конституционные принципы федеративного устройства
    • Основные конституционные начала общественного устройства
  • Обеспечение человеческого достоинства - главная цель конституционно-правового регулирования
    • Достоинство человека в контексте современной российской истории
    • Достоинство человека в ретроспективе философско-правовой мысли
    • Достоинство человека в отечественной политико-правовой мысли
    • Неотъемлемость и юридические свойства достоинства как субъективного права человека
  • Конституционное положение человека и гражданина: понятие, конструкция, содержание
    • Правовое и конституционное положение человека и гражданина
    • Юридическая конструкция и содержание конституционного положения человека и гражданина
    • Конституционные права, свободы, обязанности человека и гражданина
    • Условия реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина
    • Юридические гарантии конституционных прав и свобод
    • Принципы конституционного положения человека и гражданина
  • Отношения гражданства
    • Понятие российского гражданства
    • Принципы гражданства
    • Признание гражданства
    • Приобретение гражданства
    • Прекращение гражданства
  • Конституционный статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев
    • Иностранные граждане, лица без гражданства
    • Беженцы и вынужденные переселенцы
  • Право граждан на объединение
    • Право на объединение
    • Негосударственные организации
    • Некоммерческие организации
    • Общественные объединения
    • Способы учреждения, реорганизации и прекращения общественных объединений
    • Политические партии
  • Свобода совести, вероисповедания
    • Свобода совести, вероисповедания и конфессионально-публичное право
    • Религиозные объединения: понятие и виды
    • Способы учреждения, реорганизации и прекращения религиозных объединений
  • Свобода мысли и слова
    • Свобода мысли и слова: понятие и содержание
    • Конституционно-правовой режим гласности
    • Правовое положение средств массовой информации
  • Право граждан на собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование
    • Общая характеристика права граждан на собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование
    • Формы осуществления права граждан на публичные мероприятия
    • Реализация права граждан на публичные мероприятия
  • Конституционно-правовое положение национальных меньшинств в Российской Федерации
    • Национальные меньшинства в России
    • Международно-правовые основы статуса национальных меньшинств
    • Защита национальных меньшинств в российском праве
  • Теория государственного устройства
    • Понятие государственного устройства
    • Унитарные государства и унитарные государства с законодательно-территориальными автономиями
    • Федерация: понятие, виды
  • Юридическая природа Российской Федерации
    • Российская Федерация - суверенное - федеративное государство
    • Становление федерации в России и ее особенности
  • Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
    • Эволюция статуса субъектов Российской Федерации
    • Признаки субъектов Российской Федерации
    • Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации
    • Классификация субъектов Российской Федерации
    • Изменение состава субъектов Российской Федерации
  • Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
    • Понятие административно-территориального устройства
    • Становление и правовое регулирование административно-территориального устройства
    • Населенные пункты. Виды административно-территориальных единиц
    • Административно-территориальные преобразования. Административно-территориальный процесс
  • Система органов государственной власти в Российской Федерации
    • Понятие органа государственной власти
    • Система органов государственной власти
    • Виды органов государственной власти
  • Президент Российской Федерации
    • Понятие института президентуры. Место Президента в системе федеральных: органов государственной власти
    • Порядок занятия должности Президента
    • Компетенция Президента
    • Акты Президента
  • Федеральное собрание Российской Федерации
    • Из истории российского парламентаризма
    • Статус Федерального Собрания. Основы его организации и состав
    • Статус члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Институт неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
    • Внутренняя организация палат Федерального Собрания
    • Правовое регулирование роспуска Государственной Думы
  • Федеральный законодательный процесс
    • Законодательная компетенция федеральных органов государственной власти
    • Внесение законопроектов в Государственную Думу
    • Рассмотрение законопроектов Государственной Думой
    • Рассмотрение законов в Совете Федерации
    • Повторное рассмотрение законов, отклоненных Советом Федерации
    • Повторное рассмотрение законов, отклоненных Президентом
  • Правительство Российской Федерации
    • Правительство Российской Федерации - орган государственной власти
    • Правительство Российской Федерации в системе исполнительной власти
    • Состав Правительства, порядок его формирования и прекращения деятельности
    • Структура государственных должностей в Правительстве
    • Компетенция Правительства
    • Правовые акты Правительства
    • Организационно-правовые формы деятельности Правительства
  • Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
    • Право граждан на судебную защиту
    • Конституционные принципы организации и деятельности судебных органов
    • Система органов судебной власти
  • Конституционные основы прокурорского надзора в Российской Федерации
    • Место прокуратуры в системе государственных органов
    • Система органов прокуратуры
    • Принципы организации и деятельности прокуратуры, функции ее органов
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • Избирательное право и избирательные системы Российской Федерации
    • Понятие и значение выборов, их виды
    • Понятие и принципы российского избирательного права
    • Избирательные системы
    • Источники российского избирательного права
    • Тенденции развития избирательного права в Российской Федерации
  • Выборы Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
    • Выборы Президента Российской Федерации
    • Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  • Выборы в субъектах Российской Федерации
    • Процесс становления региональных избирательных систем
    • Избирательные системы субъектов Российской Федерации
    • Основные и дополнительные гарантии избирательных прав граждан
  • Референдум как форма народовластия
    • Понятие референдума и право граждан на участие в референдуме
    • Предмет референдумов
    • Порядок организации и проведения референдума
  • Конституционно-правовые основы местного самоуправления
    • Понятие и принципы местного самоуправления
    • Законодательные основы местного самоуправления
    • Территориальные и организационные основы местного самоуправления
    • Финансово-экономические основы местного самоуправления

Поступивший из Думы закон регистрируется в Совете Федерации и в срок, не превышающий 24 часов, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется членам Совета Федерации. Председатель Совета Федерации (или по его поручению заместитель председателя Совета Федерации) определяет комитет (комиссию), ответственный за рассмотрение закона, при этом он вправе передать закон нескольким комитетам (комиссиям), определив основной из них. Члены Совета Федерации организуют обсуждение закона в субъектах Федерации и при наличии замечаний но закону направляют их в комитет (комиссию), ответственный за рассмотрение закона.

По итогам подготовки закона к слушанию ответственный комитет (комиссия) принимает заключение, в котором дает оценку закона и формулирует одно из следующих решений: рекомендовать палате одобрить принятый Думой закон; рекомендовать палате отклонить принятый Думой закон. В заключении излагаются мотивы, по которым предлагается закон отклонить.

Рассмотрение принятого Думой закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения докладчиком заключения комитета (комиссии), ответственного за рассмотрение закона, и проекта постановления Совета Федерации, внесенного комитетом (комиссией). Затем слово предоставляется представителю Правительства РФ для оглашения официального отзыва Правительства по закону. После этого Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает решение одобрить или отклонить закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.

Если принято решение об обсуждении закона, то по его результатам Совет Федерации принимает одно из следующих решений: одобрить принятый Думой закон; отклонить принятый Думой закон.

Решение об одобрении или отклонении принятого Думой закона, внесенного на рассмотрение Совета Федерации и не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения 14-дневного срока. Данный срок исчисляется со

дня, следующего за днем регистрации закона в Совете Федерации. Если закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете федерации, не был рассмотрен в течение 14 дней, он направляется Президенту для подписания и обнародования. Началом рассмотрения закона, подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается включение в повестку дня заседания палаты соответствующего вопроса или издание председателем Совета Федерации распоряжения.

В практике работы Совета Федерации первого созыва (1993-1995 гг.) имели место случаи, когда федеральные законы, по которым истек 14-дневный срок, задерживались до очередного заседания Совета Федерации и не направлялись на подпись Президенту, в связи с чем Дума была вынуждена направлять эти законы Президенту РФ напрямую, минуя Совет Федерации.

Именно так была принята первая часть Гражданского кодекса РФ, «залежавшаяся» в сейфе председателя Совета Федерации. В связи с этим Советом Федерации был направлен запрос в Конституционный Суд о толковании ч. 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции РФ. В принятом по этому поводу постановлении от 23 марта 1995 г. Конституционный Суд исключил возможность направления вступивших в силу законов напрямую, минуя Совет Федерации, однако подтвердил обязанность Совета Федерации строго соблюдать 14-дневный срок рассмотрения федеральных законов, по которым не требуется обязательного решения Совета Федерации.

Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. В постановлении Совета Федерации об отклонении закона может содержаться перечень разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей данного закона, по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Федерации и Думой, а также содержаться предложение о создании согласительной комиссии.

Принятый Думой и одобренный Советом Федерации закон вместе с текстом постановления Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется председателем Совета Федерации Президенту для подписания и обнародования.

Конституционное право России. Шпаргалки Петренко Андрей Витальевич

67. Рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации. Особенности принятия федеральных конституционных законов

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает и ставит на голосование поступившие из Государственной Думы законы. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира (ст. 106 Конституции РФ).

Однако если в течение 14 дней федеральный закон, принятый Государственной Думой, не был рассмотрен Советом Федерации, то он также считается одобренным этой палатой. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. Закон может быть и отклонен.

В этом случае может возникнуть дополнительный этап - преодоление разногласий между Советом Федерации РФ и Государственной Думой в связи с отклонением принятого Государственной Думой закона.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности, в частности, требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию.

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Трудовой Кодекс РФ автора Законы РФ

Глава 53. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА РАБОТУ В ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

1.2. Особенности конституционно-правовых норм и конституционных правоотношений Наряду с общими признаками, присущими любой правовой норме (универсальный, неперсонифицированный характер, сознательно-волевой характер, формальная определенность, обеспеченность силой

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

Глава 53. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА РАБОТУ В ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года Одобрен Советом Федерации (ред. от 26.11.2001) СТАТЬЯ 1 Ввести в действие часть

Из книги Покупка и продажа квартиры: законодательство и практика, оформление и безопасность автора Брунгильд Аделина Геннадиевна

О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (в ред. Законов РФ от 22.12.92 №4178-1, от 06.03.93 №4618-1, Федеральных Законов от 27.01.95 №10-ФЗ, от 30.12.2001 №196-ФЗ) Статья 1. Плательщики налога Плательщиками налога в соответствии с настоящим Законом являются

Из книги Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" автора России Законодательство

Глава XII. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНОВ ПО ЖАЛОБАМ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН Статья 96. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с

Из книги Лицензирование образовательной деятельности. С комментариями специалистов автора Шибелева Валентина Васильевна

Глава XIII. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНОВ ПО ЗАПРОСАМ СУДОВ Статья 101. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, подлежащего

Из книги Недвижимость: покупка, продажа, приватизация автора Филиппова Елена Михайловна

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 № 12-ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 13.02.2002 № 20-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.06.2002 № 71-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 10.01.2003 № 11-ФЗ, от 07.07.2003 № 123-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ,

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Перечень федеральных законов и актов относительно недвижимости Гражданский кодекс РФ (Часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ, Часть 2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ, Часть 3 от 26.11.2001 № 146-ФЗ, Часть 4 от 18.12.2006 № 230-ФЗ).Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ.Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ (в

Из книги Экзамен на адвоката автора

68. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ - это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства - неотъемлемая составная часть законодательного

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Вопрос 7. Модернизация законодательства об адвокатуре в начале XXI в. (после принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). Закон об адвокатуре провозгласил адвокатуру профессиональным сообществом

Из книги автора

Вопрос 429. Рассмотрение Конституционным Судом РФ дел о конституционности законов по запросам судов. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации (ст. 101 ФКЗ):Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской

Из книги автора

Статья 208. Рассмотрение федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Советом Федерации 1. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со

Из книги автора

Статья 210. Рассмотрение палатами Федерального Собрания федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в случае отклонения его Президентом Российской Федерации В случае отклонения Президентом Российской Федерации Федерального

Поступивший из Государственной Думы федеральный закон, федеральный конституционный закон, одобренный закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ регистрируется в Совете Федерации и в срок, не превышающий 48 часов, вместе с сопровождающими документами направляется всем членам Совета Федерации. Председатель Совета Федерации назначает комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по данному закону.

В отношении федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, в заключении комитета формулируется одно из следующих решений: одобрить принятой Государственной Думой федеральный закон и не вносить его на рассмотрение палаты или рекомендовать Совету Федерации рассмотреть на своем заседании принятый Государственной Думой закон. Председатель Совета Федерации может согласиться с решением комитета и не вносить принятый Гос.Думой федеральный закон на рассмотрение Совета Федерации, а может отклонить решение комитета и включить в повестку дня заседания Совета Федерации федеральный закон, принятый Государственной Думой. Председатель Совета Федерации не вправе принять решение о не включении в повестку дня заседания Совета Федерации рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, если Президент РФ, Правительство РФ или оба члена Совета Федерации, представляющие один субъект Федерации, настаивают на рассмотрении федерального закона Советом Федерации и если не истек четырнадцатидневный срок рассмотрения федерального закона Советом Федерации.

По федеральным законам, которые в соответствии со ст. 106 Конституции РФ подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации, ответственный комитет вправе принять одно из следующих решений: рекомендовать Совету Федерации одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой; рекомендовать Совету Федерации отклонить федеральный закон, принятый Гос.Думой, изложив в заключении мотивы, по которым комитет считает необходимым его отклонить. Рассмотрения принятого Гос.Думой федерального закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения заключения комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение федерального закона, и проекта постановления, внесенного этим комитетом. Затем Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает решение одобрить или отклонить федеральный закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.

По результатам обсуждения принятого Гос.Думой федерального закона Совет Федерации принимает одно из следующих решений: одобрить федеральный закон; отклонить федеральный закон. Федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается одобренным Советом Федерации, если он не был им рассмотрен в течение 14 дней.

По результатам принятого Гос.Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении федерального закона. В случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении федерального закона Совет Федерации вправе принять решение о переносе его рассмотрения на следующем заседание. На очередном заседании Совета Федерации рассмотрение федерального закона должно быть завершено принятием решения об одобрении или отклонении данного федерального закона.

Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Федеральный закон считается отклоненным Советом Федерации, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации.

В постановлении Совета Федерации об отклонении федерального закона может содержаться перечень разделов, глав, статей по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой, также может содержаться предложение о создании согласительной комиссии.

Если при повторном рассмотрении Государственной Думой федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума приняла его в редакции, учитывающей часть предложений Совета Федерации либо содержащей изъятия или новые положения по отношению к ранее принятой редакции, федеральный закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый. Постановление Совета Федерации об отклонении или одобрении принятого Гос.Думой федерального закона в пятидневный срок направляется в Государственную Думу.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с постановлением Совета Федерации в пятидневный срок со дня подписания постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и обнародования.

Для принятия федерального конституционного закона необходимо, чтобы проект федерального конституционного закона, рассмотренный и одобренный Государственной Думой, был одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Факультативная стадия - преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов. В случае если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он передается Советом Государственной Думы на заключение ответственного комитета. По итогам рассмотрения законопроекта ответственный комитет может рекомендовать Государственной Думе:

1) создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий;

2) принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции; 3) снять федеральный закон с повторного рассмотрения Государственной Думой.

Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону может быть образована согласительная комиссия из числа депутатов Гос.Думы и членов Совета Федерации. Инициатором создания согласительной комиссии может выступать Совет Федерации или Государственная Дума.

Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст федерального закона.

По результатам работы согласительная комиссия составляет протокол, содержащий предложения о преодолении разногласий или обоснование невозможности преодоления разногласий данным составом согласительной комиссии. Если протокол согласительной комиссии содержит предложения попреодолению возникших разногласий, он вносит на рассмотрение Государственной Думы.

При повторном рассмотрении федерального закона Государственной Думой обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе. Государственная Дума принимает решение по предложениям согласительной комиссии большинством голосов от общего числа депутатов палаты. В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной комиссии Гос.Дума может предложить согласительной комиссии продолжить работу с учетом поправок, одобренных палатой, для представления согласительной комиссией новых предложений.

Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла его в редакции согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении федерального закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый в указанном порядке федеральный закон направляется в течение пяти дней Председателем Государственной Думы Президенту РФ для подписания и обнародования. Если предложение о принятии федерального закона, отклоненного Советом Федерации, в редакции согласительной комиссии либо в ранее принятой редакции при голосовании не набрало необходимого числа голосов, то рассматриваемый федеральный закон считается непринятым.

Пятая стадия - подписание и обнародование закона Президентом РФ.

В соответствии со ст. 107 Конституции РФ Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов и федеральных законов регулируется Федеральным законом от 14.07.1994 года "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Факультативная стадия - повторное рассмотрения Государственной Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ. Президент РФ по Конституции РФ обладает правом отлагательного вето в отношении федеральных законов, принятых Гос. Думой и одобренных Советом Федерации. В отличие от федеральных законов на федеральные конституционные законы право отлагательного вето Президента РФ не распространяется.

Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Федеральный закон, отклоненный Президентом РФ, передается Советом Государственной Думы на заключение в ответственный комитет, который в течение 10 дней рассматривает мотивы решения Президента РФ об отклонении федерального закона. По итогам рассмотрения ответственный комитет выносит одно из следующих решений:

1) принять федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ; 2) согласиться с мотивами решения Президента РФ и снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой;

3) принять федеральный закон с учетом предложений Президента РФ;

4) создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий; 5) одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.

Повторное рассмотрение федерального закона, отклоненного Президентом РФ, начинается с выступления полномочного представителя Президента РФ в Государственной Думе. Затем излагается заключение ответственного комитета.

Первыми на голосование выносятся вопросы одобрить федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ, либо согласиться с мотивами решения Президента РФ и снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Гос. Думы. Если федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ, не набрал необходимого для принятия числа голосов, то палата по предложению полномочного представителя Президента РФ может принять решение о продолжении работы над указанным федеральным законом, начиная с процедуры первого чтения законопроекта. Гос. Дума может принять решение о создании специальной комиссии для выработки согласованной редакции. По окончании работы специальной комиссии федеральный закон в согласованной редакции представляется на рассмотрение Государственной Думе. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Государственная Дума может принять решение об одобрении закона в ранее принятой Государственной Думой редакции, то есть о преодолении президентского "вето". Решение в этом случае принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Если Государственная Дума принимает решение принять федеральный закон с учетом предложений Президента РФ, то на голосование ставится каждое предложение Президента РФ. Решение в каждом конкретном случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Гос. Думы. После одобрения Государственной Думой отдельных предложений Президента РФ текст федерального закона с учетом предложений Президента РФ представляется Государственной Думе для одобрения в целом. Федеральный закон считается одобренным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый или одобренный в ранее принятой редакции федеральный закон в течение 5 дней направляется Председателем Государственной Думы в Совет Федерации.

Если при повторном рассмотрении Государственной Думой федерального закона, отклоненного Президентом РФ, он принят в новой редакции, то федеральный закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый.

При повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Президентом РФ и одобренного Государственной Думой в ранее принятой редакции, Совет Федерации вправе не открывать обсуждения и поставить на голосование вопрос об одобрении закона в ранее принятой редакции или открыть обсуждение. По окончании обсуждения вопрос об одобрении закона в ранее принятой редакции ставится на голосование. Закон считается одобренным, если решение об этом было принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации федеральный закон в течение пяти дней направляется председателем Совета Федерации Президенту РФ. Если за одобрение федерального закона проголосовало менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, закон считается отклоненным палатой.

Заключение

Полномочия Совета Федерации и особенности порядка его работы

Полномочия Совета Федерации довольно определенны. Они зафиксированы в ряде конституционных норм (ст. 102, 106 и др.), федеральных законов и Регламенте палаты.

К числу наиболее важных следует отнести:

а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

б) утверждение указов Президента РФ о военном и чрезвычайном положении. Названные случаи - исключения из общего правила, которое состоит в том, что указы Президента РФ не нуждаются в чьем бы то ни было утверждении;

в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории страны;

г) назначение выборов Президента РФ;

д) решение вопроса об отрешение Президента РФ от должности;

е) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины (6 человек) состава ее аудиторов;

з) одобрение федеральных конституционных и федеральных законов.

Законодательство - главная функция Федерального Собрания. Если Совет Федерации - палата парламента, то с учетом федеративного характера государства палата должна иметь другие полномочия в законодательном процессе.

Конституция РФ отводит Совет Федерации в законодательном процессе роль тормоза или запасного колеса, если этот процесс сравнить с движением автомобиля. По Конституции (ст. 105), федеральные законы принимаются Государственной Думой, а Совет Федерации одобряет их или отклоняет. При этом во многих случаях позитивных действий по одобрению закона от Совет Федерации не требуется. Применяется принцип: молчание (14 дней) в знак согласия.

Если Гос.Дума при рассмотрении законопроекта не связана никакими конституционными сроками, то Совет Федерации поставлен в жесткий цейтнот(Очень сильно ощущаемый недостаток времени). Механизм принятия законов рассчитан на одинаковый партийный состав Гос.Думы и Совет Федерации. Во всех других случаях он отводит Совет Федерации неблагодарную роль неконструктивного критика, отвергающего принятые Гос.Думой законы, критика, не имеющего реального времени для их рассмотрения. Это вызывает недовольство как депутатов Гос.Думы, так и членов Совета Федерации.

Ситуация в принципе выгодна Президенту РФ, который может использовать и использует указанные особенности законодательного процесса для разделения и противопоставления палат. С учетом больших полномочий Президента РФ в госмеханизме такое положение еще сильнее ослабляет законодательную власть, снижает ее и без того низкую эффективность.

Верхние палаты парламентов западных стран при принятии бюджета, других финансовых законов наделяются такими полномочиями, которые в конечном счете не позволяют обвинить их в провале этого процесса в случае непринятия бюджета.

Наша Конституция, законодательный процесс, лишая Совет Федерации права рассматривать бюджет до принятия его Гос.Думы, по сути дела загоняют затем палату в угол. Не имея времени на обсуждение, Совет Федерации должен либо одобрить закон о бюджете, либо его отклонить, приняв на себя всю ответственность за процесс, который начинался и протекал без участия палаты.

Другие полномочия Совета Федерации (утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения, утверждение изменения границ между субъектами РФ, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами РФ, назначение выборов и отрешение от должности Президента РФ, назначение на должность) в принципе также сводятся к поддержке или отклонению соответствующих инициатив Президента РФ, других органов. Их реализация не позволяет субъектам федерации активно влиять на федеральную власть.

Большинство из названных полномочий Совета Федерации по своему содержанию относятся к государственному управлению. Нередко законодательство требует принятия решения в короткое время. С учетом этого обстоятельства, а также двойного должностного положения членов Совета Федерации порядок работы палаты имеет большие особенности по сравнению с порядком работы Гос.Думы.

Совет Федерации не имеет сессионной формы деятельности, проводя только заседания. Заседания Совета Федерации имеют общую повестку дня, что делает ил сходными с сессиями Гос.Думы. Но заседания, в отличие от сессий, не охватывают всех форм работы палаты, они скоротечны - до 3 дней (как правило - 1 день), имеются и другие существенные различия. Совет Федерации проводит свои заседания в период с 16 октября по 15 июля, а остальное время приходится на парламентские каникулы.

Порядок работы Совета Федерации определен, в отличие от Гос.Думы, жесткими сроками. Например, на решение вопросов об утверждении указов Президента РФ о военном или чрезвычайном положении отводится 72 часа с момента их подписания. Поэтому Регламентом палаты предусмотрен не известный Государственной Думе сбор членов Совета Федерации по праву, т.е. без специального вызова, при издании Президентом РФ соответствующего указа. Палата имеет 14 дней для рассмотрения и одобрения федерального закона, который был принят Гос.Думой, а на рассмотрение вопроса о назначении на должность Генерального прокурора РФ отведено 30 дней.

Порядок работы Совета Федерации в определенной мере учитывает принцип федерализма и двойной статус членов палаты. Поэтому разрешено голосовать по доверенности за другого члена СФ от того же субъекта РФ, два члена СФ от одного и того же субъекта РФ вправе внести предложения об осуществлении палатой законодательной инициативы, они могут заблокировать фактическое "одобрение" закона по умолчанию, т. е. без рассмотрения на пленарном заседании.

Особенностью порядка работы Совета Федерации является также наличие у Председателя палаты права решать при определенных условиях вопрос о внесении или невнесении федерального закона на рассмотрение палаты.

На работу Совета Федерации юридически и особенно фактически большее, чем в Гос.Думе, влияние оказывает аппарат, который значительную часть времени между заседаниями палаты работает самостоятельно.

Библиографический список:

1.Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», утв.МПТР РФ 21.09.1999 г. 2.Конституционное право, Д.Б. Каткова, Е.В. Корчиго, ответственный редактор Ю.А. Веденеев, Москва, Юриспруденция, 1999 год;

2.Конституционное право Российской Федерации, М.В. Баглай, Москва, Инфа-М,1998год;

3.Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием

4.Методические рекомендации Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций по применению средствами массовой информации федерального закона «О выборах депутатов 12декабря1993г Постановление Центризбиркома РФ от 21.10.1999 г. № 27/360-3 «О разъяснениях по некоторым вопросам применения положений Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», запрещающих использование преимуществ должностного или служебного положения, при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва»;

5.Постановление Центризбиркома РФ от 25.09.1999 г. № 16/134-3 «О разъяснениях некоторых вопросов применения статей 45, 47 и 64 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», при внесении избирательного залога для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, федеральных списков кандидатов». Ст.102,103Конституции РФ, ч. 1 ст. 100 Конституции РФ, ч. 3 ст. 100 Конституции РФ, ст. 95 Конституции РФ, ст. 95, 96, 97 Конституции РФ Российская газета. 1999, 1, 3 июля и Собрание законодательства РФ № 26 от 28 июня 1999 г. ст. 3178, п. “а” ст. 84 Конституции РФ, ст. 45 ФЗ от 24.06.1999г. № 121-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, ст. 64 ФЗ от 24.06.1999г. № 121-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, ч.2ст.95 Конституции РФ, ч.2 ст.96 Конституции РФ, ст. 65 Регламента Совета Федерации, ч. 3 Регламента Совета Федерации, ст. 99 Конституции РФ, ст. 111, 117 Конституции РФ, ст. 102,103 Конституции РФ п. "б" ст. 103 Конституции РФ, ст.117 Конституции РФ, п. «а» ст.103 Конституции РФ, ч. 5 ст.101 Конституции РФ, п. «а» ч.1 ст.114 Конституции РФ, ст. 39 Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ", ст.38 Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ", ст. 106 Конституции РФ, ст. 97 и 98 Конституции РФ

6.Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Собрание Законодательства РФ № 26 от 28 июня 1999 г., раздел 1, ст. 3178;

7.Федеральный закон от 5 июля 1999 г. № 133-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ», Собрание законодательства РФ № 28 от 12 июля 1999 г., раздел1, ст. 3466; Постановление Центризбиркома РФ от 21.09.1999 г. № 15/114-3 «О разъяснениях порядка реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва»; Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 137-ФЗ «О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (принят Государственной Думой РФ 16.07.1998г.);

Конституция РФ закрепляет основы порядка деятельности Федерального Собрания. Подробно процедуры работы палат регулируются Регламентом Совета Федерации и Регламентом Государственной Думы.

Согласно Конституции Федеральное Собрание – постоянно действующий орган. Только с момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия этой палаты прежнего созыва прекращаются; прекращение же полномочий другой палаты не предусматривается. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после своего избрания, однако, Президент РФ может созвать такое заседание и ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. Первое заседание Совета Федерации первого созыва (в соответствии с п. 8 раздела второго Конституции РФ) открывал Президент РФ, а потом на нем до избрания Председателя этой палаты председательствовал старейший по возрасту член Совета Федерации. Палаты Федерального Собрания заседают раздельно, однако, они могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Каждая из палат принимает свой Регламент и самостоятельно решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Заседания палат обычно бывают открытыми, но в случаях, предусмотренных Регламентом, они вправе проводить закрытые заседания.

Государственная Дума проводит, как правило, две сессии: весеннюю (с 12 января по 20 июля) и осеннюю (с 1 октября по 25 декабря). Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями. Заседания Государственной Думы проходят дважды в неделю (в среду и пятницу); каждую пятницу на заседании проводится «правительственный час», когда члены Правительства РФ отвечают на вопросы депутатов. Один день в неделю отведен для парламентских слушаний, на которых обсуждаются важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, законопроекты, требующие публичного обсуждения, другие государственные проблемы. В результате слушаний могут приниматься рекомендации по обсуждаемому вопросу. Каждая последняя неделя месяца отводится для работы депутатов Государственной Думы с избирателями.

Заседания Совета Федерации проводятся периодически с 1 октября по 31 июля. В первоочередном порядке на них рассматриваются послания и обращения Президента РФ, конституционные поправки, проекты федеральных конституционных законов, федеральные законы, принятие Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению, предположения о пересмотре Конституции РФ, вопросы ведения Совета Федерации и другие проблемы государственной жизни.

Поскольку основное направление деятельности Федерального Собрания – законотворчество, большое значение имеет законодательный процесс – рассмотрение, принятие и обнародование законов. Он осуществляется в особом порядке. В законодательном процессе выделяется несколько стадий*, через которые проходят законы, чтобы приобрести юридическую силу.

* Подробно, с выделением большего числа стадий, законодательный процесс освещен в учебнике: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1998. Гл. XVII, §7.

Внесение законопроекта – законодательная инициатива

1. Внесение законопроекта – законодательная инициатива. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены представительных органов именуются субъектами права законодательной инициативы.

Определенные категории законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ – это законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Именно Правительство обеспечивает проведение в стране финансовой, кредитной и денежной политики, несет за это ответственность и обладает информацией по этим проблемам (что делает важной и полезной оценку этим органом названных законопроектов). Такое заключение может играть роль в сдерживании законопроектов, влекущих неадекватные, неоправданные государственные расходы, которые невозможно покрыть из имеющихся государственных средств, в отстаивании финансовой политики Правительства.

Обсуждение законопроекта в Государственной Думе

2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно проходит, как правило, в трех чтениях. Обычно заслушиваются доклад, содоклад об обсуждаемом законопроекте, проводятся прения, высказываются предложения и замечания. В рассмотрении законопроекта, как правило, участвуют комитеты палаты, они могут работать над ним между чтениями.

Принятие закона

3. Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона

4. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Он может рассматривать и ставить на голосование поступившие из Государственной Думы законы или их не рассматривать, за исключением законов по определенным, перечисленным в ст. 106 Конституции РФ вопросам, подлежащим обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Если закон рассмотрен, и за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, то этот закон также считается одобренным. Но он может быть и отклонен.

5. В этом случае может возникнуть дополнительный этап – преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением принятого Государственной Думой закона.

При отклонении его Советом Федерации обе палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума может принять предложения согласительной комиссии. Но она в этой ситуации может и не принять предложения согласительной комиссии и выразить несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона; тогда он ставится на голосование в Государственной Думе в ранее принятой редакции. В таком случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Это способ преодоления решения Совета Федерации об отклонении закона, принятого Думой, позволяющий ей реализовать свою позицию, свое мнение.

Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ

6. Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ. Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства – неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. И в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона Президент должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении.

Во-первых, в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его. Однако, как упоминалось ранее, по Конституции РФ президентское вето не абсолютное, а отлагательное (относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то такой федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в течение семи дней. В подобном случае Президент РФ обязан это сделать независимо от своей политической позиции, точки зрения на содержание и последствия закона. Вето главы государства призвано препятствовать вступлению в силу некачественных, несвоевременных (по мнению Президента), принятых поспешно законов.

Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности, в частности, требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию. В отношении конституционных законов применение президентского вето Конституцией РФ не предусматривается. Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются также в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов регламентирован Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г.* Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или «Парламентской газете»**. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу (например, сразу со дня официального опубликования или при наступлении определенной даты).

* СЗ РФ. 1994. №8. Ст. 801.

**См.: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 22 октября 1999 г. // Российская газета. 1999. 25 окт.

Палаты могут принимать решения и в форме постановлений. Это делается каждой палатой применительно к вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению той или иной из них. Порядок принятия постановлений отличается от законодательного процесса. Постановления палат принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ (например, решения по некоторым вопросам должны приниматься квалифицированным большинством).

С т а т ь я 103. Принятие федерального закона к рассмотрению в Совете Федерации

1. В соответствии с частью 3 статьи 105 Конституции Российской Федерации принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.

2. Вместе с принятым Государственной Думой федеральным законом в Совет Федерации направляются также постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - постановление Государственной Думы) о принятии федерального закона, стенограмма заседания Государственной Думы, документы и материалы, которые были представлены при внесении законопроекта в Государственную Думу.

Вместе с принятым Государственной Думой федеральным законом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в Совет Федерации направляется информация о позиции органов государственной власти субъектов Российской Федерации по этому федеральному закону (абзац второй введен в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ).

3. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон регистрируется в Совете Федерации в течение одного часа и в срок, не превышающий 24 часов, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется всем членам Совета Федерации. Дополнительно поступившие из Государственной Думы документы и материалы, сопровождающие федеральный закон, регистрируются в Совете Федерации и рассматриваются на заседании палаты вместе с этим федеральным законом.

4. Отсутствие в документах и материалах, сопровождающих поступившие из Государственной Думы федеральные законы по вопросам введения или отмены налогов, освобождения от уплаты налогов, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, заключения Правительства Российской Федерации может служить основанием для отклонения Советом Федерации указанных федеральных законов.

5. Установленный частью 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации четырнадцатидневный срок, в течение которого Совет Федерации рассматривает поступивший из Государственной Думы федеральный закон, исчисляется со дня, следующего за днем регистрации этого федерального закона в Совете Федерации.

6. Если федеральный закон, подлежащий в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поступил в Совет Федерации менее чем за пять рабочих дней до очередного заседания Совета Федерации, то он принимается к рассмотрению и не рассматривается на этом заседании палаты. Федеральный закон может быть рассмотрен по решению Председателя Совета Федерации или Совета палаты на очередном заседании Совета Федерации.

Началом рассмотрения в Совете Федерации федерального закона, подлежащего в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается включение в повестку дня заседания палаты соответствующего вопроса или издание Председателем Совета Федерации соответствующего распоряжения.

(Часть 6 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 85-СФ.)

7. После поступления и регистрации в Совете Федерации принятого Государственной Думой федерального закона Председатель Совета Федерации или по его поручению первый заместитель Председателя Совета Федерации либо заместитель Председателя Совета Федерации по согласованию с председателями комитетов Совета Федерации определяет комитет палаты, ответственный за рассмотрение федерального закона, и в срок, не превышающий 24 часов, направляет федеральный закон в этот комитет, а также в Правовое управление Аппарата Совета Федерации для подготовки заключений (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ; от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 29 апреля 2009 года № 149-СФ; от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

8. Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации вправе передать федеральный закон для подготовки заключения нескольким комитетам Совета Федерации, определив комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона, и комитеты Совета Федерации – соисполнители (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 24 марта 2006 года № 85-СФ; от 29 апреля 2009 года № 149-СФ; от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

9. Для подготовки заключений комитету Совета Федерации, ответственному за рассмотрение федерального закона, Правовому управлению Аппарата Совета Федерации устанавливается срок, как правило, не менее 72 часов с момента поступления в Совет Федерации принятого Государственной Думой федерального закона.

(Часть 9 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ; в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

С т а т ь я 104. Обсуждение федерального закона в субъектах Российской Федерации

Члены Совета Федерации вправе организовать обсуждение федерального закона в субъектах Российской Федерации и при наличии замечаний по федеральному закону направить их в комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона

С т а т ь я 105. Предварительное рассмотрение федерального закона комитетом Совета Федерации

1. Комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона, предварительно рассматривает принятый Государственной Думой федеральный закон и принимает по нему заключение.

2. Предварительное рассмотрение комитетом Совета Федерации принятого Государственной Думой федерального закона происходит открыто. Комитет может приглашать на свои заседания инициатора законопроекта, ученых и специалистов в качестве экспертов, а также представителей средств массовой информации.

При рассмотрении федерального закона, являвшегося объектом общественной экспертизы, членам Общественной палаты Российской Федерации, уполномоченным советом Общественной палаты Российской Федерации, предоставляется слово для выступления (абзац второй введен в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 апреля 2009 года № 149-СФ).

3. Заключение по рассматриваемому федеральному закону принимается путем открытого голосования большинством голосов от общего числа членов комитета Совета Федерации.

4. Если федеральный закон направлен нескольким комитетам Совета Федерации для подготовки заключения, то комитет Совета Федерации - соисполнитель представляет свое заключение в комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона, как правило, до начала заседания этого комитета (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 85-СФ).

5. В комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона, не позднее чем за 24 часа до начала заседания комитета представляется заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по рассматриваемому федеральному закону.

(Часть 5 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ.)

(Статья 105 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

С т а т ь я 106. Заключение комитета Совета Федерации по федеральному закону

1. В заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, должны содержаться:

указание о том, подлежит ли рассматриваемый федеральный закон в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации;

при рассмотрении федерального закона, относящегося к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обобщенная позиция органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принявших соответствующие решения и направивших их в Совет Федерации;

информация о принятых (отклоненных) Государственной Думой поправках Совета Федерации, членов Совета Федерации к проекту рассматриваемого федерального закона;

(абзац пятый исключен в соответствии с постановлением Совета Федерации от 17 апреля 2013 года № 110-СФ);

оценка политико-правовых и социально-экономических последствий реализации федерального закона.

В заключении комитета Совета Федерации отражаются результаты антикоррупционной экспертизы, проведенной в соответствии с пунктом «а 1 » части 1 статьи 27 настоящего Регламента.

2. В заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, формулируется одно из следующих решений:

3. В заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, формулируется одно из следующих решений:

4. В заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, указывается позиция комитетов Совета Федерации – соисполнителей.

5. Заключение комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, представляется Председателю Совета Федерации.

(Статья 106 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

С т а т ь я 107. Рассмотрение федерального закона на заседании Совета Федерации

1. Рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона на заседании Совета Федерации начинается с доклада представителя комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение федерального закона, который информирует палату о позиции комитета. Продолжительность доклада не может составлять более 10 минут. С содокладом продолжительностью не более 5 минут может выступить представитель комитета Совета Федерации – соисполнителя по рассматриваемому федеральному закону. Если проект принятого федерального закона вносился в Государственную Думу членом (членами) Совета Федерации, рассмотрение федерального закона на заседании Совета Федерации может начинаться с доклада члена Совета Федерации. Продолжительность доклада не может составлять более 5 минут. С содокладом продолжительностью не более 5 минут выступает представитель комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение федерального закона, а также может выступить представитель комитета Совета Федерации – соисполнителя по рассматриваемому федеральному закону. Слово для выступления продолжительностью не более 5 минут может быть предоставлено представителю Правительства Российской Федерации. Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по рассматриваемому федеральному закону представляется членам Совета Федерации в письменной форме. (Абзац первый в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 марта 2019 года № 83-СФ.)

На заседании Совета Федерации подлежит обязательному рассмотрению, в случае его поступления в Совет Федерации, заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы рассматриваемого федерального закона. Членам Общественной палаты Российской Федерации, уполномоченным советом Общественной палаты Российской Федерации, предоставляется слово для выступления при рассмотрении федерального закона, являвшегося объектом общественной экспертизы, в случае если:

федеральный закон регулирует вопросы, указанные в части 5 статьи 18 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации»;

федеральный закон содержит нормы, предусматривающие основания и (или) порядок, и (или) условия предоставления отдельным категориям граждан Российской Федерации мер социальной поддержки, для реализации которых необходимо принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации (за исключением федерального закона о федеральном бюджете на очередной год и на плановый период и федерального закона об исполнении федерального бюджета за истекший год и плановый период) (абзац четвертый в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 ноября 2008 года № 375-СФ; от 29 апреля 2009 года № 149-СФ; от 10 февраля 2016 года № 52-СФ).

После выступления представителя Правительства Российской Федерации Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает решение одобрить или отклонить федеральный закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.

Для выступления в прениях по обсуждаемому федеральному закону предоставляется до 3 минут (абзац шестой введен в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 февраля 2016 года № 52-СФ) .

(Часть 1 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ. )

2. Слово для ответов на вопросы может быть предоставлено официальному представителю Президента Российской Федерации или официальному представителю Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации этого федерального закона (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ ).

3. По результатам обсуждения принятого Государственной Думой федерального закона Совет Федерации принимает одно из следующих решений:

а) одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон;

б) отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон.

4. Федеральный закон считается одобренным, если за его одобрение проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации. Решение об одобрении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации.

5. По результатам рассмотрения принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации, председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении федерального закона. В случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении указанного федерального закона, в частности отсутствия стенограммы заседания Государственной Думы, документов и материалов, которые были представлены при внесении законопроекта в Государственную Думу, заключения Правительства Российской Федерации, указанного в части 4 статьи 103 настоящего Регламента, заключения комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение федерального закона, заключения Правового управления Аппарата Совета Федерации, проекта постановления Совета Федерации, палата вправе принять решение о переносе вопроса о рассмотрении федерального закона на следующее заседание Совета Федерации. Указанное решение принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если указанное решение не принято, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона.

(Часть 5 в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 2 марта 2007 года № 73-СФ; от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

6. В случае принятия решения о переносе на следующее заседание Совета Федерации вопроса о рассмотрении принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации, его рассмотрение должно быть завершено на следующем заседании Совета Федерации принятием решения об одобрении или отклонении этого федерального закона. По результатам рассмотрения председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона.

7. Решение об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона, переданного на рассмотрение Совета Федерации и не подлежащего в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения четырнадцатидневного срока, исчисляемого в соответствии с частью 5 статьи 103 настоящего Регламента.

8. Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации.

С т а т ь я 108. Особенности рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации

В случае если четырнадцатидневный срок рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, истекает до очередного заседания Совета Федерации, то Совет палаты вправе принять одно из следующих решений:

а) поручить Председателю Совета Федерации направить Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования федеральный закон, считающийся одобренным Советом Федерации в соответствии с частью 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации;

б) поручить Председателю Совета Федерации созвать внеочередное заседание Совета Федерации для рассмотрения федерального закона, по которому у комитетов Совета Федерации имеются замечания (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

(Статья 108 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 85-СФ.)

С т а т ь я 109. Отклонение федерального закона Советом Федерации

1. В постановлении Совета Федерации об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона могут содержаться:

а) предложение о создании согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой;

б) поручение комитету Совета Федерации, ответственному за рассмотрение федерального закона, и сопредседателю согласительной комиссии от Совета Федерации подготовить и направить в Государственную Думу поправки к федеральному закону, отклоненному Советом Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

Обоснование решения об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона может быть оформлено в виде пояснительной записки к постановлению Совета Федерации с указанием тех положений федерального закона, по которым необходимо преодолеть возникшие разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой.

2. Постановление Совета Федерации об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона вместе с федеральным законом в пятидневный срок со дня принятия постановления Председателем Совета Федерации направляется в Государственную Думу.

3. Председатель Совета Федерации может проинформировать о мотивах отклонения федерального закона Советом Федерации Президента Российской Федерации.

(Часть 3 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 июля 2007 года № 260-СФ.)

С т а т ь я 110. Направление одобренного Советом Федерации федерального закона Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования

1. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон и постановление Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления Председателем Совета Федерации направляются Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования.

Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона направляется также в Государственную Думу.

2. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации без рассмотрения федеральный закон по истечении четырнадцатидневного срока, исчисляемого в соответствии с частью 5 статьи 103 настоящего Регламента, Председателем Совета Федерации направляется Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования, о чем уведомляется Государственная Дума (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 мая 2002 года № 254-СФ) .