Правила ведения бухучета в бюджетных организациях. Общие положения об организации бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях Организация бухгалтерского учета в государственных учреждениях

"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 2

С 1 января 2011 г. утрачивает силу Инструкция N 148н <1>, устанавливающая правила ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Вместо нее Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее - Единый план счетов) и Инструкция по его применению (далее - Инструкция N 157н). Именно этим Приказом начиная с 2011 г. должны руководствоваться государственные (муниципальные) учреждения, в том числе и бюджетные, при ведении бухгалтерского учета. В данной статье мы рассмотрим общие положения об организации бухгалтерского учета, определенные Инструкцией N 157н, в сравнении с положениями, ранее установленными Инструкцией N 148н.

<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.
<2> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Бухгалтерский учет должен осуществляться учреждениями в соответствии с Бюджетным кодексом, Законом о бухгалтерском учете <2>, Инструкцией N 157н и иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими бухгалтерский учет.

Инструкция N 157н устанавливает общие требования к учету нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов, в том числе требования по их признанию, оценке, группировке, общие способы и правила организации и ведения бюджетного учета учреждениями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, автономными учреждениями путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций с активами и обязательствами.

Основные принципы организации бухгалтерского учета

В п. 3 Инструкции N 157н впервые подробно указаны основные принципы организации и ведения бухгалтерского учета:

  1. Метод двойной записи. Бухгалтерский учет государственного (муниципального) имущества, обязательств, операций, их изменяющих (фактов хозяйственной деятельности), финансовых результатов осуществляется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов учреждения.
  2. Метод начисления. Бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
  3. Непрерывность. Бухгалтерский учет ведется непрерывно исходя из предположения, что учреждение будет осуществлять свою деятельность в обозримом будущем.
  4. Полнота. Информация в денежном выражении о состоянии активов и обязательств, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах), отражаемая на соответствующих счетах рабочего плана счетов учреждения, должна быть полной. Также должна учитываться существенность этой информации.
  5. Прозрачность (открытость). Информация об имуществе, обязательствах и операциях, их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности учреждения формируется им на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики) в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству РФ.
  6. Сопоставимость. Данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность государственного (муниципального) учреждения должны быть сопоставимы (в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды деятельности учреждения) вне зависимости от его типа.
  7. Стабильность. Рабочий план счетов учреждения, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики учреждением, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период).
  8. Достоверность. В бухгалтерском учете должна быть отражена информация, не содержащая существенных ошибок и искажений и позволяющая положиться на нее как на правдивую. В целях применения Инструкции N 157н существенной признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принимаемое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской отчетности учреждения.
  9. Раздельный учет имущества. Имущество, являющееся собственностью учредителя государственного (муниципального) учреждения, учитывается учреждением обособленно от иного имущества, находящегося у данного учреждения в пользовании (в управлении, на хранении).
  10. Разделение ответственности по обязательствам. Обязательства, по которым учреждение отвечает имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, а также указанное имущество учитываются в бухгалтерском учете учреждений обособленно от иных объектов учета.

В соответствии с п. 4 Инструкции N 157н при ведении бухгалтерского учета учреждение обеспечивает:

  • формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных им финансовых результатах и формирование бухгалтерской отчетности, необходимой внутренним пользователям (руководителям, наблюдательным советам автономных учреждений, органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, собственникам имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса, осуществляющим в соответствии с бюджетным законодательствам соответствующие полномочия), а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности (приобретателям (получателям) услуг (работ), социальных пособий, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности);
  • предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства РФ при осуществлении субъектом учета хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами.

В Инструкцию N 157 дополнительно включено положение о том, что руководитель учреждения в соответствии с законодательством РФ вправе передать ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии) (п. 5 Инструкции N 157).

Единый план счетов

Единый план счетов предназначен для упорядоченного сбора, регистрации и обобщения информации (в денежном выражении) о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных академий наук, государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, и полученных по указанным операциям финансовых результатах. На основании Единого плана счетов учреждения разрабатывают и утверждают рабочие планы счетов.

Номер счета Рабочего плана счетов по-прежнему включает в себя 26 разрядов. Однако структура номера счета и наименования его разрядов несколько изменились. В соответствии с п. 21 Инструкции N 157н теперь структура номера счета строится следующим образом:

  1. в 1 - 17 разрядах указывается аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;
  2. в 18 разряде отражается код вида финансового обеспечения (деятельности). Теперь количество таких кодов увеличилось до девяти (вместо четырех);
  3. в 19 - 23 разрядах номера счета Рабочего плана счетов отражается синтетический код счета Единого плана счетов;
  4. в 24 - 26 разрядах показывается аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета. Причем для казенных и бюджетных учреждений в этих разрядах отражаются коды Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

В целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения Рабочего плана счетов применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности):

  1. для государственных (муниципальных) учреждений, финансовых органов соответствующих бюджетов и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание:

а) 1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);

б) 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

в) 3 - средства во временном распоряжении;

г) 4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

д) 5 - субсидии на иные цели;

е) 6 - бюджетные инвестиции;

ж) 7 - средства по обязательному медицинскому страхованию;

  1. для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса:

а) в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации), код вида деятельности "Средства некоммерческих организаций на лицевых счетах"показывается с цифрой 8;

б) в части операций с субсидиями на иные цели и бюджетными инвестициями, учитываемых на отдельном лицевом счете, код вида деятельности "Средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах" показывается с цифрой 9.

Учетная политика

В отличие от Инструкции N 148н в п. 6 Инструкции N 157н прямо прописана обязанность учреждений формировать свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности и выполняемых в соответствии с законодательством РФ полномочий.

Напомним, что ответственность за формирование учетной политики несет главный бухгалтер. Принятая учетная политика утверждается руководителем учреждения и применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года (п. 3 ст. 7, п. 4 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете).

Приказом об учетной политике утверждаются также:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов;
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) учреждением внутреннего финансового контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Первичные документы

Все хозяйственные операции оформляются первичными учетными документами, которые принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти (согласно законодательству РФ). Если формы первичных документов не унифицированы, они должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование участника хозяйственной операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные коды;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц и их расшифровка.

Положения, касающиеся порядка применения первичных документов, ранее содержал п. 3 Инструкции N 148н. Теперь они указаны в п. 7 Инструкции N 157н. Кроме того, в новой Инструкции перечислены дополнительные требования к оформлению и хранению первичных документов.

Так, первичный документ может быть принят к учету при соблюдении следующих требований:

  • документ должен быть составлен на бумажном носителе, а при наличии технических возможностей - на машинных носителях в виде электронного документа с использованием электронной цифровой подписи. При необходимости учреждение должно представить копии электронных документов на бумажных носителях (п. 7 Инструкции N 157н);
  • в нем должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные унифицированной формой документа, а при отсутствии таковой - обязательные реквизиты, указанные выше (п. 8 Инструкции N 157н). Стоит отметить, что с 1 января 2011 г. государственные (муниципальные) учреждения при применении первичных документов обязаны руководствоваться Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 173н);
  • на документе должны быть проставлены подписи руководителя субъекта учета или уполномоченного им на то лица. При оформлении хозяйственных операций с денежными средствами - подпись руководителя учреждения и главного бухгалтера (уполномоченных ими на то лиц) (п. 8 Инструкции N 157н);
  • первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции (п. 9 Инструкции N 157н);
  • в документах, оформляющих операции с наличными или безналичными денежными средствами, не должно быть исправлений. Иные первичные учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бухгалтерскому учету в случае, когда исправления внесены по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц с указанием надписи "Исправленному верить" ("Исправлено") и даты внесения исправлений (п. 10 Инструкции N 157н);
  • первичные документы должны быть составлены на русском языке. Документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык (п. 13 Инструкции N 157н).

Учреждение обязано обеспечить хранение первичных учетных документов в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. При наличии технической возможности хранение первичных электронных документов может производиться на машинных носителях с учетом требований законодательства РФ, регулирующего использование электронной цифровой подписи в электронных документах. Ответственность за организацию хранения таких документов несет руководитель учреждения. В случае их пропажи, уничтожения или порчи он назначает комиссию по расследованию причин утраты документов и выявлению виновных лиц, а также принимает меры по восстановлению первичных документов (п. п. 14, 16 Инструкции N 157н).

Обратите внимание! Оформление и хранение первичных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляются с соблюдением норм законодательства РФ о защите государственной тайны (п. 15 Инструкции N 157н).

Изъятие первичных документов может осуществляться только уполномоченными согласно законодательству РФ органами на основании их постановлений. При возникновении таких ситуаций главный бухгалтер учреждения (другое должностное лицо) вправе в присутствии представителей таких органов снять копию с изъятых документов, проставив на них основания и даты изъятия (п. 17 Инструкции N 157н).

Регистры бухгалтерского учета

В соответствии с п. 11 Инструкции N 157н регистрами бухгалтерского учета признаются документы, служащие для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры составляются по формам, установленным органом, согласно законодательству РФ осуществляющим регулирование бухгалтерского учета. С 2011 г. формы регистров бухгалтерского учета, применяемые государственными (муниципальными) учреждениями, утверждены Приказом N 173н. Формирование регистров осуществляется на бумажных носителях в виде книг, журналов, карточек либо на машинных носителях - в виде электронного документа.

Ранее п. 3 Инструкции N 148н были установлены следующие регистры бухгалтерского учета:

  • Журнал операций по счету "Касса";
  • Журнал операций с безналичными денежными средствами;
  • Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
  • Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
  • Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
  • Журнал операций расчетов по оплате труда;
  • Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
  • Журнал по прочим операциям;
  • Главная книга.

Инструкцией N 157н к ним добавлен новый регистр - "Журнал по санкционированию". Кроме того, расширены правила составления и оформления регистров бухгалтерского учета.

Так, записи в регистры бухгалтерского учета (Журналы операций) вносятся по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа на основании отдельных документов или группы однородных документов. Первичные (сводные) учетные документы, сформированные на бумажном носителе и относящиеся к соответствующим Журналам операций, по истечении каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) хронологически подбираются и сброшюровываются. По истечении месяца данные оборотов по счетам из соответствующих Журналов операций заносятся в Главную книгу, а при завершении текущего финансового года обороты по счетам в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят (п. 11 Инструкции N 157н).

Правила хранения регистров бухгалтерского учета аналогичны правилам хранения первичных учетных документов. При этом стоит учитывать, что при хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений (п. 14 Инструкции N 157н). Порядок исправления ошибок в регистрах бухгалтерского учета, в отличие от ранее применяемого, не изменился. Теперь он приведен в п. 18 Инструкции N 157н.

Автоматизация бухгалтерского учета

Инструкцией N 157н дано расширенное толкование обеспечения автоматизации бухгалтерского учета. Так, согласно п. 19 данной Инструкции автоматизация бухгалтерского учета учреждения основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки первичных (сводных) учетных документов и отражения операций по соответствующим счетам рабочего плана счетов при условии обеспечения полной сохранности первичных (сводных) учетных документов и регистров бухгалтерского учета. При комплексной автоматизации бухгалтерского учета информация об объектах учета формируется в базах данных используемого программного комплекса.

Формирование регистров бухгалтерского учета на бумажном носителе при комплексной автоматизации бухгалтерского учета (формирования машинограмм регистров бухгалтерского учета) осуществляется с периодичностью, установленной в рамках формирования учетной политики субъектом учета, но не реже периодичности, установленной для составления и представления субъектом учета бухгалтерской отчетности, формируемой на основании данных соответствующих регистров бухгалтерского учета. При этом допускаются некоторые отличия выходной формы регистра бухгалтерского учета от утвержденной формы такого регистра при условии, что выходная форма документа содержит обязательные реквизиты и показатели.

Инвентаризация

Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств, как ранее предусматривалось п. 7 Инструкции N 148н, проводится учреждением в порядке, установленном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином в соответствии с законодательством РФ. Напомним, что на сегодняшний день Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 утверждены Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Реализация Инструкции N 157н

Согласно п. 21 Инструкции N 157н на основе Единого плана счетов и положений данной Инструкции Минфин должен разработать и утвердить планы счетов бухгалтерского учета и Инструкции по их применению для ведения бухгалтерского учета учреждений в зависимости от принятого ими правового статуса. В целях реализации данного пункта Минфин в настоящее время разработал:

  • План счетов бюджетного учета и Инструкцию по его применению (утверждены Приказом от 06.12.2010 N 162н), которые применяются казенными учреждениями, а также бюджетными учреждениями, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ, органами местного самоуправления не принято решение о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ. Стоит отметить, что при переходе на новый План счетов бюджетного учета указанным учреждениям необходимо учитывать Таблицу соответствия счетов Плана счетов бюджетного учета, утвержденного Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н, Плану счетов бюджетного учета, утвержденному Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, доведенную Письмом Минфина России от 29.12.2010 N 02-06-07/5396;
  • План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию по его применению (утверждены Приказом от 16.12.2010 N 174н), которые применяются бюджетными учреждениями.

Л.Ларцева

Редактор журнала

"Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Теоретические аспекты учета основных средств в государственных (муниципальных) учреждениях

Задачи и нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях

Среди некоммерческих организаций значительную долю занимают государственные (муниципальные) учреждения. В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственными учреждениями являются все учреждения, находящиеся в федеральной или региональной собственности, и финансируемые из федерального и региональных бюджетов. Муниципальными являются те учреждения, собственником которых является муниципальное образование и которые финансируются из местных бюджетов.

Для обеспечения полного и своевременного поступления доходов и использования средств бюджета по целевому назначению требуется правильная организация бухгалтерского учета исполнения бюджета. Такой учет называют бюджетным учетом.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Бюджетный учет, так же как и бухгалтерский учет в целом, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Инструкцией по бюджетному учету.

Основными задачами бюджетного учета являются:

Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: Учеб. пособие / М.И.Попова, И.И.Жуклинец. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.С.46-47.

К специфическим особенностям бюджетного учета можно отнести:

Организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;

Контроль исполнения сметы расходов;

Переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;

Выделение в учете кассовых и фактических расходов;

Отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.).

Специфические особенности учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов.

Ведение бухгалтерского учета в бюджетной сфере регламентируются целым рядом нормативно-распорядительных документов пяти уровней:

I уровень - Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; а также другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;

II уровень - Инструкция по бюджетному учету, которая соответствует уровню решений, принимаемых министерствами и ведомствами; иные нормативно правовые акты Минфина России, формирующие государственную учетную политику для всех организаций сектора государственного (муниципального) управления;

III уровень - правовые акты Минфина России по вопросам бухгалтерского учета в бюджетной сфере, а также правовые акты других федеральных органов исполнительной власти, которые могут принимать участие в правовом регулировании бухгалтерского учета;

IV уровень - правовые акты, издаваемые с учетом отраслевых особенностей главными распорядителями средств бюджета соответствующего уровня в соответствии с актами органов, организующих исполнение соответствующего бюджета;

V уровень - рабочие документы учреждений (например, приказы руководителей об учетной политике, проведении инвентаризации имущества и обязательств и пр.)

В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» дано определение сущности бухгалтерского учета, указаны его задачи, основные правила его ведения, оценки имущества и обязательств, состав бухгалтерской отчетности, порядок ее оставления и сроки предоставления, приведены основные понятия по бухгалтерскому учету и отчетности (о счетах, двойной записи и т.д.).

Бухгалтерский учет в учреждениях бюджетной сферы является составной частью бюджетного учета заключающего в себя также бухгалтерский учет исполнения бюджетов. Поэтому правовое регулирование бухгалтерского учета осуществляется, помимо Федерального закона «О бухгалтерском учете», в первую очередь Бюджетным кодексом РФ.

Бюджетный кодекс РФ служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. Бюджетным кодексом РФ, Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329, функции по методологическому руководству бухгалтерским учетом исполнения бюджетов всех уровней и бухгалтерским учетом в бюджетных учреждениях возложены на Министерство финансов Российской Федерации.

Инструкцией по бюджетному учету устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетной сфере и предусматривает:

План счетов бухгалтерского учета в учреждениях;

Форму ведения бухгалтерского учета;

Способ применения счетов Плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов, как бюджетных средств, так и средств, полученных за счет внебюджетных источников;

Формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;

Методы оценки активов и обязательств;

Корреспонденцию счетов по основным бухгалтерским операциям;

Другие вопросы организации бухгалтерского учета.

В 2011 года вступили в силу ряд нормативных актов, касающихся бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) организациях. Это связано с проводимой реформой бюджетной сферы.

В мае 2010 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее по тексту - Закон № 83-ФЗ), цель которого заключается в повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, при условии сохранения (либо снижения) темпов роста бюджетных расходов на их предоставление. Основные задачи Закона № 83-ФЗ - создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения внебюджетных средств, а также создание условий и стимулов для органов власти по оптимизации сети учреждений. Этим законом определены типы государственных (муниципальных) учреждений и процедуры, которые связаны с их организацией и дальнейшей деятельностью.

Данным законом внесены изменения в десятки законодательных актов Российской Федерации в сфере образования, науки, культуры, архивного дела, обороны, а также в Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и Гражданский кодекс РФ. Закон носит рамочный характер, и его реализация потребует только на федеральном уровне разработки сотни новых нормативных актов, из которых многие уже приняты до начала 2011 года, и в частности - в сфере бухгалтерского учета. Ведь такие радикальные изменения, включающие, прежде всего, создание трех типов учреждений с разной степенью правовой и финансовой ответственности, не осуществимы без адекватной информационной среды, которую обеспечивает бухгалтерский учет.

Для приведения правоустанавливающих документов бюджетных учреждений в соответствие с новыми требованиями законодательства установлен переходный период в полтора года с 1 января 2011 года по 1 июля 2012 года (п. 13 ст. 33 Закона № 83-ФЗ).

Создание и/или изменение типа бюджетного учреждения осуществляется решением исполнительного государственного органа соответствующего уровня (п. 6; п. 10 ст. 6 Закона № 83-ФЗ):

Правительством Российской Федерации - для федеральных учреждений;

Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - для учреждений субъектов РФ;

Местной администрацией муниципального образования - для муниципальных учреждений.

Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения (п. 10 ст. 6 Закона № 83-ФЗ). Таким образом, 1 января 2011 года бюджетные учреждения разделяются на три типа: казенные, бюджетные и автономные учреждения (п. 4 ст. 6 Закона № 83-ФЗ).

Бюджетные учреждения - традиционный и самый распространенный тип учреждений. Изменился принцип финансового обеспечения бюджетных учреждений. Если раньше финансирование осуществлялось на основе бюджетной сметы, без прямой связи с эффективностью деятельности, то теперь средства из бюджета будут предоставляться в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания. Сейчас принято говорить «новые бюджетные учреждения».

Казенные учреждения сходны с традиционными бюджетными, но еще с большим ограничением в правах. Особенности правового положения такого учреждения определяются статьей 161 Бюджетного кодекса РФ. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы. Данное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, но только в том случае, если такое право предусмотрено его учредительными документами. Все доходы, которые будет получать учреждение, должны поступать в бюджет, за исключением исправительных учреждений, которым в порядке исключения оставляют данные доходы (как было и ранее). Важно заметить, что казенные учреждения формируются для выполнения функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Относительно автономных учреждений следует заметить, что Федеральный закон о них был принят 03.11.2006 № 174-ФЗ. Автономные учреждения отвечают по своим обязательствам всем имуществом, находящимся у них на праве оперативного управления (ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ).

Таким образом, в соответствие со спецификой каждого типа учреждений и будет построен бухгалтерский учет. Все государственные и муниципальные учреждения будут вести бухгалтерский учет с применением Единого плана счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, но с учетом особенностей своей деятельности.

С вступлением в действие Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н, утратила силу Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н.

Анализируя таблицу, можно отметить основные нововведения, произошедшие в связи с реформой бюджетной сферы:

Бюджетные учреждения вправе осуществлять иные (от основных) виды деятельности, предусмотренные учредительными документами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется за счет доходов от этой деятельности и иных не запрещенных федеральными законами источников. Бюджетные учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным, закрепленным за ними имуществом, бюджетные учреждения вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Бюджетные учреждения вправе осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности и имущество, приобретенное за счет таких доходов, поступает в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения;

Автономные учреждения вправе осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступает в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

Казенные учреждения не вправе отчуждать каким-либо иным способом и распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

С 1 января 2011 года изменилось законодательство, в части требования к учету имущества. Постановлением Правительства РФ № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» подробно определены стоимостные характеристики имущества, подлежащего включению в состав такого имущества.

Таким образом, учет нефинансовых активов в учреждениях, перешедших на финансовое обеспечение за счет субсидий, должен вестись в следующих разрезах: недвижимое имущество, движимое имущество, отнесенное к особо ценному, движимое имущество, не отнесенное к особо ценному и имущество, полученное по договору лизинга. Вот четыре категории, которые для бюджетной сферы являются новацией. Также хотим отметить, что в казенных учреждениях понятие «особо ценное движимое имущество» не применяется.

Формирование отчетности определено следующей нормативной базой: Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказом от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению», Приказом от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению», Приказом от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению», Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», Приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления, предоставления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений», Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Требования к формам регистров бухгалтерского учета определены Приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».

Успех реформы государственных бюджетных учреждений будет зависеть теперь уже в большей степени от подзаконных актов соответствующего государственного уровня - решений Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и администраций муниципальных образований.

Цель реформы государственных бюджетных учреждений - финансировать количество и качество государственных услуг, предоставляемых современному российскому обществу на основе рыночных принципов. Финансовые ресурсы страны направляются на эффективное удовлетворение государственными учреждениями законных потребностей. С точки зрения решаемых задач бюджетные учреждения дифференцированы по степени имущественной и финансовой самостоятельности в рыночных условиях, и соответственно меняются подходы к финансовому контролю их деятельности.

Основными документами, регламентирующими вопросы бюджетного учета казенных учреждений, органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления и бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений, являются:

Бюджетный кодекс РФ;

Гражданский кодекс РФ;

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";

Федеральный закон от 06.12.2011г. №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (вступил в силу с 01.01.2013г.);

Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"

Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению"

Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению";

Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению";

Инструкция N 157н содержит:

1) Общие единые требования к организации учета;

2) Общие правила ведения учета:

3) Требования к первичным (сводным) учетным документам и регистрам бухгалтерского учета;

4) Обязательные требования к структуре аналитического учета;

5) Общие положения по составу регистров бухгалтерского учета.

Инструкцией 157н установлены основные принципы организации бухгалтерского учета:

1. Метод двойной записи. Бухгалтерский учет государственного (муниципального) имущества, обязательств, операций, их изменяющих (фактов хозяйственной деятельности), финансовых результатов осуществляется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов учреждения.

2. Метод начисления. Бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.

3. Непрерывность. Бухгалтерский учет ведется непрерывно исходя из предположения, что учреждение будет осуществлять свою деятельность в обозримом будущем.

4. Полнота. Информация в денежном выражении о состоянии активов и обязательств, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах), отражаемая на соответствующих счетах рабочего плана счетов учреждения, должна быть полной. Также должна учитываться существенность этой информации.


5. Прозрачность (открытость). Информация об имуществе, обязательствах и операциях, их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности учреждения формируется им на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики) в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству РФ.

6. Сопоставимость. Данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность государственного (муниципального) учреждения должны быть сопоставимы (в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды деятельности учреждения) вне зависимости от его типа.

7. Стабильность. Рабочий план счетов учреждения, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики учреждением, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период).

8. Достоверность. В бухгалтерском учете должна быть отражена информация, не содержащая существенных ошибок и искажений и позволяющая положиться на нее как на правдивую. В целях применения Инструкции N 157н существенной признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принимаемое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской отчетности учреждения.

9. Раздельный учет имущества. Имущество, являющееся собственностью учредителя государственного (муниципального) учреждения, учитывается учреждением обособленно от иного имущества, находящегося у данного учреждения в пользовании (в управлении, на хранении).

10. Разделение ответственности по обязательствам. Обязательства, по которым учреждение отвечает имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, а также указанное имущество учитываются в бухгалтерском учете учреждений обособленно от иных объектов учета.

Инструкция N 162н устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета, а также его нормативно-правовое регулирование. Она распространяется:

На органы государственной власти;

Органы местного самоуправления;

Органы управления государственными внебюджетными фондами и органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами;

Государственные академии наук;

Казенные учреждения;

Иные юридические лица, осуществляющие согласно законодательству РФ бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (учреждения);

Органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований), осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений;

Финансовые органы и органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющие составление и исполнение бюджетов;

Бюджетные учреждения (до принятия в отношении них соответствующими органами решения о предоставлении им субсидии из бюджета согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ) .

Инструкция N 174н устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета бюджетными учреждениями , а также его нормативно-правовое регулирование. Она распространяется:

На государственные (муниципальные) бюджетные учреждения, в отношении которых органами государственной власти (органами местного самоуправления) принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета;

Государственные академии наук, в отношении которых органами государственной власти принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета, и созданные ими учреждения.

Единый порядок ведения бухгалтерского учета автономными учреждениями и его нормативно-правовое регулирование регламентированы Инструкцией N 183н .

Основным локальным актом, регламентирующим организацию и ведение бюджетного учета в конкретном казенном учреждении, бухгалтерского учета в конкретном бюджетном или автономном учреждении, является учетная политика. Она утверждается приказом руководителя учреждения. В учетной политике дается описание порядка ведения бюджетного/бухгалтерского учета.

"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2010, N 7

На сайте Министерства финансов Российской Федерации размещен проект Единого плана счетов бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях и Инструкция по его применению.

Этот документ будет с 1 января 2011 г. распространяться на все типы государственных (муниципальных) учреждений (казенные, бюджетные и автономные). В нем есть редакционные неточности, но его сейчас активно все обсуждают, и каким он будет принят окончательно, мы узнаем в конце этого года. Но самое главное, концепция по ведению бухгалтерского учета Министерством финансов РФ уже сформирована и на основе Единого плана счетов бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях планируется разработать несколько приказов для каждого типа учреждения.

Единый план счетов

Проект содержит Единый план счетов для государственных (муниципальных) учреждений, и в дальнейшем на его основе будут разработаны Типовые планы счетов отдельно для казенных, бюджетных и автономных учреждений. Поскольку автономные учреждения имеют право не применять Классификатор операций сектора государственного управления, то аналитический срез номера счета обеспечивает единую методологию ведения учета с тем, чтобы без дополнительных затрат переходить из одного типа учреждения в другой. Поскольку изменение типа учреждения не является реорганизацией или ликвидацией, то преемственность в учете должна быть полностью сохранена.

Примечание. На сайте Федерального казначейства опубликовано Письмо от 20.10.2010 N 42-2.2-08/52, посвященное проекту Единого плана счетов бюджетного учета в казенных учреждениях.

На основе Типового плана счетов бухгалтерского учета, Инструкции по его применению, разработанной и утвержденной Министерством финансов Российской Федерации с учетом положений настоящего Проекта Инструкции, учреждением должен быть разработан и утвержден рабочий план счетов бухгалтерского учета (далее - Рабочий план счетов).

Номер счета Рабочего плана счетов состоит из 26 разрядов, содержащих (обязательно! ) разряды кодов синтетических счетов Единого плана счетов, которые приведены в Приложении N 1 к Проекту Инструкции, а также разряды кодов аналитических счетов, отражающих специфику деятельности учреждения в зависимости от правового статуса учреждения (казенные, бюджетные, автономные).

В Приложении N 3 даны методологические основы по применению Единого плана счетов: объект, цель, сфера применения, определения, понятия, вид финансового обеспечения, группировка объектов, вид объекта, оценка объекта и др.

Аналитические коды в номере счета Рабочего плана счетов отражают следующую информацию:

  • в 1 - 17 разрядах - аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;
  • в 18-м разряде - код вида финансового обеспечения;
  • в 24 - 26-м разрядах - аналитический код вида поступлений, выбытий (для казенных и бюджетных учреждений в 24 - 26-м разрядах отражаются коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Для автономных учреждений - аналитический код поступлений, выбытий в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности).

Синтетический код счета Единого плана счетов отражается в 19 - 23-м разрядах номера счета Рабочего плана счетов.

18-й разряд кода счета

В целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения Типового (Рабочего) плана счетов применяются следующие коды вида финансового обеспечения:

  • для государственных (муниципальных) учреждений, финансовых органов соответствующих бюджетов и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание:

1 - бюджетная деятельность:

2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

3 - средства во временном распоряжении;

4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 - субсидии на иные цели;

6 - бюджетные инвестиции;

7 - средства по обязательному медицинскому страхованию:

  • для отражения операций по деятельности бюджетных и автономных учреждений финансовыми органами соответствующих бюджетов и органами Федерального казначейства в рамках их кассового обслуживания:

8 - средства бюджетного (автономного) учреждения.

Единый план счетов состоит из пяти разделов, сгруппированных по экономическому содержанию в целях составления достоверной финансовой отчетности и отражения показателей, необходимых для формирования государственного задания, плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Предусмотрена структура Единого плана счетов в следующем разрезе.

Наименование счета, синтетический счет объекта учета, который подразделяется на синтетический код, состоящий из трех знаков, и аналитический код, состоящий из двух знаков и имеющий в своем составе код группы объекта и код вида объекта:

  • 100 разд. 1 "Нефинансовые активы. Синтетический код";
  • 200 разд. 2 "Финансовые активы";
  • 300 разд. 3 "Обязательства";
  • 400 разд. 4 "Финансовый результат";
  • 500 разд. 5 "Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта".

100 разд. 1 "Нефинансовые активы" содержит аналитический срез по статусу нефинансовых активов и группам затрат:

  • 10010 Недвижимое имущество учреждения;
  • 10020 Особо ценное движимое имущество учреждения;
  • 10030 Иное движимое имущество учреждения;
  • 10040 Имущество - предметы лизинга;
  • 10050 Имущество, составляющее казну;
  • 10060 Себестоимость готовой продукции, работ, услуг;
  • 10070 Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг;
  • 10080 Общехозяйственные расходы;
  • 10090 Издержки обращения.

Например , Разд. 1 "Нефинансовые активы" подразделяется на группы нефинансовых активов:

  • 101 - Основные средства;
  • 102 - Нематериальные активы;
  • 103 - Непроизведенные активы;
  • 104 - Амортизация;
  • 105 - Материальные запасы;
  • 106 - Вложение в нефинансовые активы;
  • 107 - Нефинансовые активы в пути;
  • 108 - Имущество казны;
  • 109 - Затраты на производство готовой продукции, работ, услуг.

Введены счета 10508 "Товары", 10509 "Наценка на товары".

Изменения с 1 января 2011 года стоимостного критерия основных средств и нематериальных активов при начислении амортизации

С 1 января 2011 г. в состав амортизируемого имущества будут включаться основные средства и нематериальные активы, первоначальная стоимость которых превышает 40 000 руб. Такие поправки внесены Законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ в п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ.

В целях сближения бухгалтерского и налогового учета, а также равноправных условий деятельности бюджетных учреждений и коммерческих организаций Минфин России распространил эти нормы на сектор государственного управления.

Напомним, что в настоящее время бюджетные учреждения в состав амортизируемого имущества включают основные средства и нематериальные активы, стоимость которых превышает 20 тыс. руб. Те активы стоимостью от 20 до 40 тыс. руб., которые медицинские учреждения уже включили в состав амортизируемого имущества до 1 января 2011 г., должны амортизироваться в течение срока их полезного использования в прежнем порядке.

Эти нормы нашли отражение в Проекте новой Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета государственными (муниципальными) учреждениями.

В соответствии с п. 88 Проекта по объектам основных средств амортизация начисляется в следующем порядке:

  • на объект недвижимого имущества при принятии его к учету по факту государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, предусмотренной законодательством Российской Федерации:
  • амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости объекта при принятии к учету;
  • стоимостью свыше 40 000 руб.
  • на объекты движимого имущества:
  • на объекты библиотечного фонда стоимостью до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;
  • на объекты основных средств стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;
  • на объекты основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно , за исключением объектов библиотечного фонда, нематериальных активов, амортизация не начисляется;
  • на иные объекты основных средств стоимостью от 3000 до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.

В соответствии с п. 89 Проекта по объектам нематериальных активов амортизация начисляется в следующем порядке:

  • на объекты стоимостью до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при принятии объекта на учет;
  • на объекты стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации.

Учтена норма Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ - контроль за имуществом при получении и сдаче его в аренду.

В соответствии с п. 32 Проекта материальные объекты нефинансовых активов, полученные учреждением в безвозмездное или возмездное пользование (аренду), учитываются учреждением на забалансовом счете либо по стоимости, указанной собственником (балансодержателем) имущества, либо в условной оценке - один объект, один рубль.

В соответствии с п. 33 Проекта передача (возврат) материального объекта нефинансовых активов в рамках безвозмездного или возмездного пользования (в аренду) отражается на основании акта приемки-передачи путем внутреннего перемещения инвентарного объекта на соответствующих счетах учета нефинансовых активов с одновременным отражением на забалансовом счете переданного объекта по его балансовой стоимости.

Раздел 2 "Финансовые активы" и раздел 3 "Обязательства"

Например , в разд. 2 "Финансовые активы" и в разд. 3 "Обязательства" введены группы счетов, которые имеют идентичную структуру построения и сбора информации: счета 20600, 20800, 30200.

Расчеты по

выданным

Аналогично применяются счета

20800 "Расчеты с подотчетными

лицами" и 30200 "Расчеты по

принятым обязательствам"

Расчеты по авансам по

оплате труда и

начислениям на выплаты

по оплате труда

Расчеты по авансам по

работам, услугам

Расчеты по авансам по

поступлению

нефинансовых активов

Расчеты по авансовым

безвозмездным

перечислениям

организациям

Расчеты по авансовым

безвозмездным

перечислениям бюджетам

Расчеты по авансам по

социальному

обеспечению

Расчеты по авансам по

прочим расходам

Расчеты по авансам по прочим

выплатам

Расчеты по авансам по

начислениям на выплаты по

оплате труда

Расчеты по авансам по услугам

Расчеты по авансам по

транспортным услугам

Расчеты по авансам по

коммунальным услугам

Расчеты по авансам по

арендной плате за пользование

имуществом

Расчеты по авансам по

работам, услугам по

Расчеты по авансам по прочим

работам, услугам

Расчеты по авансам по

приобретению основных средств

Расчеты по авансам по

приобретению нематериальных

Расчеты по авансам по

приобретению непроизведенных

Расчеты по авансам по

приобретению материальных

Расчеты по авансовым

безвозмездным перечислениям

государственным и

муниципальным организациям

Расчеты по авансовым

безвозмездным перечислениям

организациям, за исключением

государственных и

муниципальных организаций

Расчеты по авансовым

перечислениям другим бюджетам

бюджетной системы Российской

Федерации

Расчеты по авансовым

перечислениям наднациональным

организациям и правительствам

иностранных государств

Расчеты по авансовым

перечислениям международным

организациям

Расчеты по авансам по

пенсиям, пособиям и выплатам

по пенсионному, социальному и

медицинскому страхованию

населения

Расчеты по авансам по

пособиям по социальной помощи

населению

Расчеты по авансам по

пенсиям, пособиям,

выплачиваемым организациями

сектора государственного

управления

Расчеты по авансам по оплате

прочих расходов

Раздел 4 "Финансовый результат текущего финансового года"

В Проекте Инструкции для учета доходов и расходов текущей деятельности введены счета:

  • доходы текущего финансового года - счет 40110 ;
  • расходы текущего финансового года - счет 40120 .

Для определения финансового результата деятельности учреждения доходы и расходы группируются по видам доходов и расходов в разрезе либо кодов классификации операций сектора государственного управления, либо видов поступлений и выплат, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Формирование раздельного учета по видам доходов (расходов) на счетах финансового результата текущего финансового года, в том числе для целей налогового (управленческого) учета, осуществляется в порядке, установленном главным администратором средств бюджета, органом, осуществляющим полномочия учредителя, или правовым актом учреждения, с учетом требований, предусмотренных соответствующей Инструкцией (которая должна быть разработана Минфином России) по применению Типового плана счетов и учетной политикой учреждения .

В соответствии с п. 250 Проекта счет 40130 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" предназначен для учета операций при заключении счетов текущего финансового года учреждений, а также сумм уценки (дооценки) стоимости объекта нефинансовых активов и начисленной амортизации, полученных в результате переоценки, проведенной в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

В соответствии с п. 251 Проекта счет 40140 "Доходы будущих периодов" предназначен для учета сумм доходов, начисленных заказчикам за выполненные и сданные ими отдельные этапы работ, услуг и не относящихся к доходам текущего отчетного периода, а также начисления доходов от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия.

Зачисление в доход текущего отчетного периода отражается по договорной стоимости выполненных и сданных заказчику отдельных этапов готовой продукции, работ, услуг, в том числе в конце финансового года по продукции животноводства и земледелия финансового года.

В соответствии с п. 252 Проекта счет 40150 "Расходы будущих периодов" предназначен для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к расходам будущих периодов.

Затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам как расходы будущих периодов, подлежат списанию в порядке, устанавливаемом учреждением, в течение периода, к которому они относятся.

К расходам будущих периодов относятся, по нашему мнению, суммы начисленного отпуска, не относящегося к отчетному периоду, суммы страхования гражданской ответственности, оплата права пользования неисключительными правами (лицензионные соглашения на срок более отчетного периода и др.).

В следующем номере продолжим знакомство с Проектом новой Инструкции по бухгалтерскому учету в государственных (муниципальных) учреждениях и рассмотрим методологические особенности по отдельным объектам учета.

Л.П.Воробьева

генеральный директор

Издательского Дома

"Советник бухгалтера"

    необходимость упорядочивания расходования бюджетных средств;

    отсутствие стимулов к оптимизации и повышению эффективности использование бюджетных средств, что обусловлено сметным финансированием;

    слабая обеспеченность защиты социальных прав граждан.

Направления реформирования на современном этапе

    переход от бюджетной сметы и доведения лимитов бюджетных обязательств к финансированию исполнения государственного (муниципального) задания в форме субсидии

    полученные доходы учреждений не должны являться доходами бюджета и должны оставаться в их распоряжении (кроме казенных учреждений)

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в гму

Уровень регулирования и его характеристика

Нормативные документы

Органы, принимающие документы

Законодательный

Кодексы, Федеральные законы, Указы Президента РФ, прочие законодательные акты

Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ

Нормативный

Единый план счетов учета в ГМУ и Инструкции по применению

Министерство финансов РФ

Методический

Нормативные акты, методические указания и рекомендации

Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, прочие министерства и ведомства

Организационный

Учетная политика учреждения

Документы, устанавливающие международные требования к учету и отчетности в секторе государственного управления

1. Руководство по статистике государственных финансов (разработаны МВФ (изд. 2-е, 2001г))

2. МСФО для общегосударственного сектора (разработаны Международной федерацией бухгалтеров)

Бухгалтерский учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бюджетный учет – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований

Объекты учета в государственных (муниципальных) учреждениях

    Активы (нефинансовые и финансовые)

    Обязательства

    Финансовый результат

    Санкционирование расходов

    Операции, приводящие к изменению активов и обязательств

Федеральный закон от 08.05.2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» является основной, определившей правовой статус государственных (муниципальных) учреждений (далее ГМУ) и принципы организации учета и отчетности в них.

ГМУ признаются учреждения, созданные ППО: Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Типами ГМУ являются:

    Автономное учреждение (далее АУ) - это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

    Бюджетное учреждение (далее БУ) - это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Однако, сферы деятельности БУ не ограничены, т.к. здесь названы только приоритетные сферы.

    Казенное учреждение (далее КУ) -это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы