Право на труд гарантировано конституцией рф. Право на труд и отдых Закрепленное конституцией право на труд

Важнейшим принципом трудового права признается свобода труда. Этот принцип провозглашен в ст. 37 Конституции РФ и признан международным сообществом. Свобода труда проявляется, прежде всего, в предоставлении возможности человеку свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Конституцией РФ не предусмотрена обязанность трудиться. Каждый гражданин может трудиться в избранной им сфере деятельности или отказаться от участия в труде. В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной или иной ответственности. Гражданин может свободно выбирать вид трудовой деятельности: заниматься предпринимательством, работать на основе гражданско-правовых договоров (подряда, поручения, возмездного оказания услуг, авторского договора) или по трудовому договору.

В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется, прежде всего, в договорном характере труда и находит отражение в отраслевом принципе трудового права - принципе свободы трудового договора. Единственным основанием возникновения трудовых отношений является соглашение сторон - трудовой договор. Работник обладает свободой расторжения трудового договора.

Каждый человек в России имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Каждый гражданин РФ имеет право на отдых. Человеку, работающему по трудовому договору, гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Всем работникам гарантируется равенство возможностей, которое обеспечивается установлением льгот и гарантий для отдельных категорий работников, особо нуждающихся в социальной защите в связи с физиологическими особенностями (женщины, несовершеннолетние), состоянием здоровья (инвалиды), социальным статусом (работники с семейными обязанностями), выполнением трудовых обязанностей во вредных или опасных условиях и т.п.

Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законодательством способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Однако мало провозгласить какие-либо права и установить гарантии, нужно знать, как претворить их в жизнь. Главное в проблеме прав человека сегодня - не теория, а практика, предполагающая создание необходимых условий, гарантий, механизмов реализации социально-экономических прав человека. Важно устранить прямые нарушения прав, причины, их порождающие, поставить заслоны на пути злоупотреблений и произвола в отношении прав граждан, упрочить их охрану и защиту со стороны власти.

Причин нарушений прав в сфере труда немало. Одна из них - отсутствие строгой системы процедур и механизмов защиты. Защита права означает возможность государства, его исполнительных органов защитить те или иные права и гарантии человека.

В настоящее время в российской экономике сложилось два правовых режима регулирования трудовых отношений - зафиксированное в законодательстве трудовое право для бюджетных организаций и "обыденное" право для нового коммерческого сектора. Если в бюджетных организациях трудовое законодательство еще как-то соблюдается, то в новом коммерческом секторе требования Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) выполняются далеко не всегда. В организациях малого и среднего бизнеса распространены гражданско-правовые отношения, потому что это удобно работодателю (нет необходимости соблюдать все гарантии, установленные в трудовом законодательстве).

Рост числа малых и средних предприятий обостряет проблему защиты законных прав наемных работников. В этих организациях обычно не создаются профсоюзные организации, не избираются комиссии по трудовым спорам, т.е. отсутствуют органы, которые должны представлять и защищать интересы работников. Юридическая незащищенность плюс правовая неосведомленность заставляет людей принимать любые условия хозяина. Число кабальных договоров растет, а значит, растет и число социально незащищенных работников.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Государством гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

В частности, в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы (ст. 142 ТК РФ). Возможно, такие действия работников прекратят допущенные работодателем нарушения трудовых прав. Никто не может заставить работника трудиться бесплатно, поэтому действия работников, отказавшихся от выполнения трудовых функций в качестве ответной меры в связи с неполучением заработной платы, будут признаны законными.

Работник имеет право обжаловать факт дискриминации в трудовых отношениях, в том числе необоснованный отказ в приеме на работу (ст. ст. 64, 391 ТК РФ).

Тезис о равенстве сторон трудового договора справедливо подвергается критике. Отношения между ними фактически строятся на основе подчинения работника работодателю. В сложившейся экономической ситуации работники не рискуют открыто защищать свои права и вступать в конфликт с работодателем, поскольку обращение с жалобой на хозяина грозит потерей работы, поэтому очень часто пострадавшему выгоднее отказаться от реализации предоставленных законом прав, чем вступать в спор.

Любое обращение работника в суд (например, по поводу восстановления на работе, оплаты вынужденного прогула) рассматривается работодателем как нежелательное и ненормальное явление, и, чаще всего, такой "смельчак" будет преследоваться им. Восстановленные на работе решением суда работники знают, что их могут уволить вновь, но уже по какому-то другому основанию.

В этих условиях необходима эффективная система юридических гарантий, обеспечивающих защиту прав и интересов наемных работников от неправомерных действий работодателей.

Если раньше работодатели - индивидуальные предприниматели освобождались от обязанности вести трудовые книжки, теперь они в соответствии с поправками в ТК РФ должны будут вести трудовые книжки на своих работников. Законодатели приравняли их к организациям и в отношении других прав и обязанностей, в частности по заключению коллективных трудовых договоров, по расторжению трудовых договоров и по многим другим вопросам, в частности им предоставлено право расторгать трудовой договор в случае сокращения численности или штата работников.

Изменен порядок расчета среднего дневного заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска. Теперь указанный средний заработок будет исчисляться за последние 12 календарных месяцев (а не за три месяца) путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4.

Дополнен перечень случаев выплаты выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка. Указанное пособие будет выплачиваться еще в двух случаях: при расторжении трудового договора на основании отказа работника от продолжения работы в связи с изменением условий трудового договора, а также при увольнении в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением. Изменены основания прекращения ученического договора. Теперь он может быть прекращен по окончании срока обучения или по основаниям, предусмотренным этим договором.

Статья 37 Конституции РФ провозглашает:

«1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.».

Свобода труда рассматривается в качестве основополагающего принципа рыночной экономики и демократического правового государства. Другим важнейшим принципом, на котором также основывается рыночная экономика, является свобода использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности на основе договора.

Под трудовой деятельностью имеется в виду любой род или вид занятий человека, предполагающий применение и использование его физических и (или) интеллектуальных способностей, знаний и умений как на возмездной, так и на безвозмездной основе, как в эпизодическом, так и в периодическом либо систематическом порядке, как на основе трудового договора, так и на основе всякой другой допускаемой законом организационно-правовой формы привлечения людей к труду.

Свобода труда предполагает также возможность отказа человека от выполнения какого-либо труда вообще. Такой вариант поведения конкретного лица не влечет для него в современных российских условиях никаких отрицательных последствий, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 37 принудительный труд в нашей стране запрещен. В этом смысле данный запрет следует рассматривать и как конституционную гарантию свободы труда. Запрещение принудительного труда является одним из принципов не только российского, но и международного права. В частности, он зафиксирован в Международном пакте о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации, которая была принята Международной Конференцией Труда в 1998 г.

Каждый в случае его привлечения к принудительному труду имеет право отказаться от его выполнения, в том числе в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, равно как и в связи с возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда и, в частности, посредством его необеспечения средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами (ст. 4 Трудового кодекса РФ).

Определенные виды работ, требуемые от работника, имеют черты сходства с признаками принудительного труда, и тем не менее они не признаются в качестве разновидностей такового. Перечень таких работ содержится в статье 4 Трудового кодекса РФ, например, это всякая работа или служба, являющаяся частью обычных гражданских обязанностей граждан страны; мелкие работы общинного характера, т.е. работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива.

Для подавляющего большинства граждан труд является основным источником существования. Обладание конституционным правом на труд предоставляет каждому возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. Реализация данного права позволяет каждому удовлетворять постоянно существующую потребность в создании материальных предпосылок для своего нормального существования и всестороннего развития посредством зарабатываемых средств.

В условиях рыночной экономики право на труд не дополняется чьей-либо обязанностью, в том числе и государства, предоставлять каждому конкретному лицу желательную для него работу. В то же время право гражданина на труд находится под особой защитой государства, которая проявляется, с одной стороны, в обеспечении каждому работающему лицу условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, выплаты вознаграждения за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, охраны труда и содействия занятости, а с другой - в предоставлении различных мер поддержки лицам, утратившим работу и заработок.

Государство предоставляет каждому не просто право зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, но и возможность реализовать это право в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии с Трудовым кодексом РФ охрана труда определяется как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Необходимость проведения всех этих мероприятий возлагается, главным образом в качестве конкретных обязанностей, на каждого работодателя. Трудовой кодекс также предоставляет каждому работнику возможности для защиты своего права на труд в условиях, отвечающих государственным нормативным требованиям охраны труда. С этой целью все работники наделяются рядом прав в области охраны труда.

Естественным правом каждого, кто использует свою рабочую силу на договорных началах в интересах другого лица, является право на вознаграждение за труд. В условиях рыночной экономики конкретный размер данного вознаграждения определяется прежде всего соглашением самих сторон трудового договора. Поскольку работодатель заинтересован в уменьшении своих расходов на заработную плату работника, а работник - в увеличении размера вознаграждения за свой труд, то нередко работодатель, используя свое экономическое преимущество «давит» на работника, уменьшая его оплату труда. Учитывая данное обстоятельство, статья 37 Конституции РФ конкретизирует право каждого на вознаграждение за труд запретом любой дискриминации в оплате труда работников и обязанностью работодателя оплачивать данный труд на уровне не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда.

Действующее законодательство допускает дифференциацию в оплате различных видов труда. При оплате труда одного вида дифференциация допустима исключительно в зависимости от квалификации работников, а также сложности, количества, качества и условий выполняемой ими работы.

В качестве одного из важнейших конституционных прав - право каждого на защиту от безработицы. Безработица лишает человека возможности реализовать свое право труд и обеспечить тем самым себе и своей семье достойное существование. По этой причине каждое государство должно стремиться к обеспечению наиболее полной и продуктивной занятости населения.

Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Эта политика выражается, в частности, на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, несовершеннолетние и пр.).

В соответствии с данной политикой государство гарантирует каждому гражданину РФ защиту от безработицы посредством оказания различных мер социальной поддержки, к числу которых относятся: выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (ст. 12 и 28 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации").

Конституция признает за каждым право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Право на возбуждение индивидуального или коллективного трудового спора принадлежит лишь тем, кто трудится на основании трудового договора.

Коллективные трудовые споры рассматриваются и урегулируются самими спорящими сторонами в рамках примирительных процедур, осуществляемых при участии примирительной комиссии, посредника и (или) трудового арбитража. Правом выдвижения требований, служащих основанием для возбуждения коллективного трудового спора, наделены только работники в лице профсоюзов, их представительных органов либо иных представителей работников, трудящихся у конкретного работодателя и избранных на общем собрании или конференции работников.

Забастовка, как временный добровольный отказ работников от выполнения своих трудовых обязанностей, представляет собой один из способов разрешения коллективных трудовых споров, который в качестве крайней меры применим только по инициативе работников в случаях, когда примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо когда работодатель или представители работодателя уклоняются от участия в примирительных процедурах, не выполняют соглашение, достигнутое в ходе разрешения трудового спора или не исполняют решение трудового арбитража, имеющее обязательную силу. Для организации правомерной забастовки должны быть соблюдены установленные Трудовым кодексом РФ процедуры. Забастовки в ряде органов и организаций (например, органы власти, экстренные оперативные службы, связь, водоснабжение и пр.) запрещены законом.

Право на отдых является неотъемлемым правом человека. В соответствии со ст. 24 Всеобщей декларации прав человека право на отдых является основным социальным правом человека, наличие и реализация которого создает для него необходимые предпосылки не только для развития личности, например посредством учебы в образовательных учреждениях, но и для реализации других его прав и интересов, связанных со спортом, творчеством, материнством, отцовством, участием в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры и пр.

Лицам, которые работают по трудовому договору, право на отдых гарантируется. Трудовым кодексом РФ право на отдых устанавливается в виде:

определения максимальной продолжительности рабочего времени (не более 40 часов в неделю);

утверждения минимальной продолжительности различных видов времени отдыха, к примеру, таких, как: ежедневный перерыв для отдыха и питания, предоставляемый в течение рабочего дня (не менее 30 минут);

установления выходных дней, представляющие собой еженедельный непрерывный отдых, продолжительность которого не может быть менее 42 часов;

установления нерабочих праздничных дней;

установления ежегодного оплачиваемого отпуска, минимальная продолжительность которого составляет 28 календарных дней и др.


Дата публикации: 19.04.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Каждый российский гражданин обладает правом на свободный труд. Это определяется Основным законом конституции РФ и в трудовом Кодексе. Каждый из этих правовых актов содержит право свободы труда. Она проявляется в том, что каждому гражданину предоставляется возможность реализовывать свои навыки, выбирать специальность по своему усмотрению. Рассмотрим каждый из этих законодательных актов, чтобы точно определить права и обязанности рабочего, а также нанимателя.

Право на свободный труд и отдых, которое имеет каждый гражданин согласно конституции РФ

Основной закон страны не предусматривает ведение трудовой деятельности, как обязательность. Каждый человек имеет право работать в выбранной сфере деятельности или оказаться от труда. Согласно рассматриваемому Закону РФ, незанятость человека не может стать основой для того, чтобы он мог быть привлечен к административной ответственности. Любой гражданин РФ может самостоятельно выбирать ту работу, которая его устраивает по всем параметрам. В этом и заключается суть понятия “право на труд”.

Он может выступать в качестве частного предпринимателя, работать по соглашению.
В области сотрудничества свобода трудится выражается в договорном характере труда и в отраслевом принципе. Важным основанием образования трудового сотрудничества считается договор сторон – трудовое соглашение. Для работника определяется право на свободное расторжение трудового соглашения.

Будет интересно узнать, какие предоставляются каждому в независимости от пола, расы и других данных.

На видео-право на труд конституция РФ:

В чем заключается право на труд гражданина Российской Федерации

Для каждого жителя РФ предусмотрено право на труд в условиях, которые отвечают всем требованиям безопасности и гигиены. Также за свой труд человек обязан получать денежное вознаграждение. Дискриминация при этом отсутствует. Говоря о том, – это намеренное ущемление прав и свобод определенной категории граждан.

Также Конституция РФ определяет право человека на отдых и охрану от безработицы. Человеку, который устроился на работу, согласно трудовому договору, гарантировано установлены законом длительность рабочего дня, выходные и праздничные дни, а также оплачиваемый отпуск, который работнику выделяется каждый год, согласно нормативным актам. Подробнее про читайте в нашей статье.

Равны ли сотрудники в своих правах и обязанностях трудиться и отдыхать

Все сотрудники равны по своим возможностям. Оно реализуется установлением льгот и гарантий для определенный категорий работников, которые особенно нуждаются в общественной защите. Сюда стоит отнести женщин, недееспособных, инвалидов, работников, работа которых представляет опасность для жизни или здоровья.

Что такое , подробно указано в данной статье.

Какова конституционная основа экологического права стран Египта и Турции существует, можно узнать прочитав данную

Основной закон РФ предполагает право на отдельные и коллективные трудовые споры с применением способов разрешения, которые установлены в федеральном законодательстве. Сюда можно отнести и забастовку.

Просто завить о своих правах на труд мало. Необходимо обладать знаниями относительно того, как внедрить их в жизнь. Очень важно предотвратить примеры нарушения права, причины, которые их вызвали, установить заслоны на пути к злоупотреблений и произвола относительно прав человека. Со стороны государства должна гарантироваться защиты и охрана этих прав.

Факторов, способствующих нарушению прав в области труда, существует большое количество. Один из них – отсутствие строгой системы процедур и механизмов охраны. Зашита права – это возможность страны, ее исполнительных органов предпринять всевозможные меры и создать условия для того, чтобы все права человека в рассматриваемой сфере были защищены. Отметим, что работник, имеющий от 30 и более лет трудового стажа имеет право на получение .

Трудовой Кодекс закрепляет право на труд

Трудовой Кодекс РФ – это закон, закрепляет и регулирует сотрудничество в сфере труда и считается приоритетным. Именно Этот законодательный акт Российской Федерации устанавливает правила трудного законодательства:

  • права и обязательства работников;
  • вопросы защиты труда;
  • возможность устроиться на работу;
  • возможность обучения для повышения квалификация;
  • права и обязательства нанимателя;
  • вознаграждение труда;
  • трудовая деятельность должна быть нормированной.

Последняя редакция Статьи 37 Конституции РФ гласит:

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Комментарий к Ст. 37 КРФ

1. Статья 37 предусматривает основные права человека в сфере труда. Ее содержание базируется на международных актах, закрепляющих права и свободы человека. Среди них Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальный и культурных права (1966 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г. в ред. 1996 г.), акты МОТ.

Положения комментируемой статьи 37 КРФ выступают в качестве исходных начал правового регулирования трудовых отношений. Действующее трудовое законодательство направлено на развитие этих положений и создание системы гарантий трудовых прав работника.

Часть 1 этой статьи вслед за ст. 23 Всеобщей декларации прав человека провозглашает свободу труда. Свобода труда проявляется прежде всего в предоставлении возможности свободно распоряжаться своими способностями к труду. Человек может трудиться в избранной им сфере деятельности или отказаться от участия в труде. Конституцией не предусмотрена обязанность трудиться. Соответственно незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности (ст. 1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации", в ред. ФЗ от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ, с изм. и доп.).

Свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду не означают предоставления возможности действовать беспрепятственно и неограниченно. Права, предусмотренные Конституцией, в том числе и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, реализуются в пределах, определяемых федеральным законодательством. Объем полномочий в конкретном правоотношении устанавливается федеральным законом и не может оцениваться с позиций безграничного использования прав, в общем виде провозглашенных Конституцией.

Применяя положения ст. 37 Конституции, Конституционный Суд исходит из принципа соразмерности ограничений прав и свобод граждан конституционно значимым интересам и целям. Право на свободный выбор рода деятельности и профессии не нарушается в тех случаях, когда государством устанавливаются для всех граждан, желающих осуществлять публичную деятельность (например, нотариальную, связанную с прохождением государственной и муниципальной службы), обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности, а также соответствующие условия допуска тех или иных лиц к профессиональной деятельности (постановления Конституционного Суда от 28 января 1997 г. N 2-П//СЗ РФ. 1997. N 7. ст. 871; от 19 мая 1998 г. N 15-П//СЗ РФ. 1998. N 22. ст. 2491).

Возможно и установление специального порядка освобождения от занимаемой в органах государственной власти и местного самоуправления должности. Гражданин Российской Федерации, пожелавший реализовать гарантированное Конституцией право на поступление на государственную или муниципальную службу (), добровольно принимает условия, ограничения и преимущества, с которыми связан приобретаемый им публично-правовой статус должностного лица, и выполняет соответствующие требования согласно установленной законом процедуре. Из этого вытекает, что запреты и ограничения, обусловленные специфическим статусом, который приобретает лицо, не могут рассматриваться как неправомерное ограничение конституционных прав этого лица (определения Конституционного Суда от 1 апреля 1999 г. N 30-О, от 15 ноября 2001 г. N 277-О//ВКС РФ. 2003. N 2; от 30 сентября 2004 г. N 299-О//ВКС РФ. 2005. N 1; от 11 марта 2005 г. N 148-О//ВКС РФ. N 5. 2005.).

Право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию не предполагает и обязанность государства обеспечить получение работы по избранной профессии, роду деятельности и не гарантирует гражданину право на занятие конкретной должности (определения Конституционного Суда от 19 февраля 1996 г. N 4-О, от 30 сентября 2004 г. N 322-О//ВКС РФ. 2005. N 2; от 15 февраля 2005 г. N 1-О//СЗ РФ. 2005. N 10. ст. 899; от 11 марта 2005 г. N 3-О//ВКС РФ. 2005. N 5).

Гражданин может свободно выбрать вид трудовой деятельности. Это может быть предпринимательство, работа на основе гражданско-правовых договоров (подряда, поручения, возмездного оказания услуг, авторского договора), работа по трудовому договору.

В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется прежде всего в договорном характере труда и находит отражение в отраслевом принципе трудового права - принципе свободы трудового договора. Единственным основанием для возникновения трудового отношения является соглашение сторон - трудовой договор. Существование недоговорных трудовых отношений не допускается. Административные акты назначения, утверждения на должность, а также направление на работу или избрание могут иметь значение лишь как элементы сложного юридического состава, основным ядром которого выступает трудовой договор. Именно он влечет за собой возникновение субъективных прав и обязанностей сторон, является предпосылкой применения трудового законодательства.

В рамках трудового договора по соглашению работника и работодателя определяется трудовая функция, которую обязуется выполнять работник, дата начала работы, место работы, условия труда. Однако договорная свобода не может рассматриваться как безграничная, она реализуется его сторонами в рамках, установленных законодателем как в интересах работника, так и в интересах работодателя. Как отметил Конституционный Суд (Постановление от 15 марта 2005 г. N 3-П//СЗ РФ. 2005. N 13. ст. 1209) положения ст. 37 Конституции, обусловливая свободу трудового договора, право работника и работодателя по соглашению решать вопросы, связанные с возникновением, изменением и прекращением трудовых отношений, предопределяют вместе с тем обязанность государства обеспечивать справедливые условия найма и увольнения, в том числе надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении при расторжении трудового договора по инициативе работодателя, что согласуется с основными целями правового регулирования труда в Российской Федерации как социальном правовом государстве

Реализуя право на свободу труда, работник вправе расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе в любое время. Единственное требование, которое необходимо выполнить, - это письменное предупреждение работодателя за две недели (ст. 80 ТК РФ).

2. Возможность трудиться свободно гарантируется запретом принудительного труда. Запрещено принуждение к труду как таковому и к труду в определенной сфере.

Никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду (ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах), под которым понимается любая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, и для которого это лицо не предложило добровольно своих услуг (ст. 2 Конвенции МОТ N 29 1930 г. "О принудительном или обязательном труде").

Международное трудовое право выделяет следующие формы принудительного труда:

Труд, применяемый в качестве политического воздействия или воспитания либо в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов либо идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

Труд, применяемый в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

Труд, применяемый в качестве средства поддержания трудовой дисциплины;

Труд, применяемый в качестве средства наказания за участие в забастовках;

Труд, применяемый в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания (ст. 1 Конвенции МОТ N 105 1957 г. "Об упразднении принудительного труда").

Международная организация труда считает необходимым избегать и косвенных средств, искусственно усиливающих экономическое давление на население, например введения таких ограничений на владение или пользование землей, которые создали бы серьезные затруднения для трудящихся, пытающихся заработать средства к жизни путем самостоятельной обработки земли (ст. II Рекомендации МОТ N 35 1930 г. "О косвенном принуждении к труду").

Использование принудительного труда запрещено статьей 4 Трудового кодекса (ТК) , которая несколько расширяет его содержание по сравнению с международно-правовыми актами. Так, к принудительному труду ТК относит работу, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с ТК или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

Нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

Возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Такой подход к определению понятия принудительного труда избран для усиления гарантий соблюдения трудовых прав работников, обеспечения реализации права на самозащиту (ст. 142 , , , , 380 ТК РФ).

Положения ТК и других федеральных законов, содержащих нормы трудового права, делают практически невозможным привлечение работника к принудительному труду, т.е. создают систему гарантий, защищающих работника от принуждения к труду. Так, работодатель не вправе в качестве дисциплинарного взыскания избрать санкцию, не предусмотренную законодательством (ст. 192 ТК), что исключает применение обязательного (принудительного) труда в целях поддержания трудовой дисциплины и в качестве меры ответственности за участие в забастовке.

В качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития либо меры наказания за наличие или выражение политических взглядов принудительный труд не может применяться в силу действия конституционного принципа свободы труда и его гарантий, установленных в трудовом законодательстве (ст. 2 , , , , , 80 ТК).

Понятием "принудительный или обязательный труд" не охватываются некоторые виды работ, которые хотя и производятся не по добровольному волеизъявлению, но в силу своего особого характера и общественной значимости требуют государственного вмешательства в процесс их организации. Перечень таких работ сформулирован законодателем (часть 4 статьи 4 ТК РФ) с учетом положений Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 8) и Конвенции МОТ N 105. Принудительный труд не включает в себя:

Работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

Работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

Работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии), и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения либо его части;

Работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации нельзя рассматривать в качестве принудительного труда военную службу по призыву, альтернативную гражданскую службу, прохождение военных сборов в период пребывания в запасе (ст. 1, 22, 54, 56 ФЗ от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе", с изм. и доп.); отбывание наказания в виде обязательных работ (ст. 25 -30 УИК), отбывание наказания в виде ограничения свободы (ст. 50 -60 УИК), привлечение к труду осужденных к apecтy (ст. 70 УИК) , привлечение к труду осужденных к лишению свободы (ст. 103 -106 УИК), а также мобилизацию трудоспособного населения для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях чрезвычайного положения, введенного в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подпункт "е" ст. 13 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. "О чрезвычайном положении") и привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями (п. 6 ч. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении").

Свобода труда обеспечивается не только запрещением принудительного или обязательного труда, но и . Конституционный Суд подчеркнул, что "...свобода труда предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, реализуя свои способности к труду". Применение принципа равенства исключает возможность предъявления разных требований к лицам, выполняющим одинаковые по своему содержанию трудовые обязанности (Постановление Конституционного Суда от 27 декабря 1999 г. N 19-П//СЗ РФ.2000. N 3. ст. 354).

Все работники должны наделяться равными правами как законами и подзаконными нормативными правовыми актами, так и коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Не допускается установление в каких бы то ни было источниках трудового права (ст. 5 , 7-9 ТК) преимуществ или ограничений в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, характером и содержанием выполняемого труда или условиями его выполнения.

С принципом равенства тесно связан принцип запрещения дискриминации в сфере труда. Он направлен на реальное обеспечение равных возможностей для реализации трудовых прав.

Запрещение дискриминации в сфере труда признано международным сообществом и закреплено в международных актах. Так, Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (1998 г.) провозглашает недопущение дискриминации в области труда и занятий одним из базовых принципов правового регулирования трудовых отношений.

Конвенция МОТ N 111 "О дискриминации в области труда и занятий" (1958 г.) дает определение дискриминации, содержащее два признака, характеризующих это понятие. Во-первых, дискриминацией считается не основанное на деловых качествах и содержании труда различие, исключение или предпочтение. Во-вторых, это различие, исключение или предпочтение должно приводить к ликвидации или нарушению равенства возможностей либо обращения в области труда и занятий.

Положения российского законодательства о дискриминации (ст. 3 ТК) сформулированы с учетом положений Конвенции МОТ N 111. В соответствии с ними дискриминация представляет собой ограничение трудовых прав и свобод (или установление преимуществ) на основе свойств личности и общественных признаков, которые не имеют прямого отношения к трудовой деятельности работника. В их числе Трудовой кодекс называет пол, расу, цвет кожи, национальность, возраст и др. Это не исчерпывающий перечень, а лишь указание на наиболее характерные и значимые признаки, которые не могут служить критерием для установления ограничений или предпочтений.

Законодатель специально подчеркивает, что любые обстоятельства, не связанные непосредственно с характером деятельности и деловыми качествами работника (его специальностью, квалификацией, профессиональными навыками, опытом работы, обладанием особыми знаниями, состоянием здоровья, психологическими качествами, необходимыми для выполнения поручаемой работы, и т.п.), не могут быть положены в основание каких бы то ни было различий между работниками.

Дискриминация запрещается при осуществлении любой правоприменительной и управленческой деятельности в сфере труда.

Не считается дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, в том числе ограничений прав работников, которое не приводит к ликвидации или нарушению равенства возможностей и обусловлено специфическими требованиями, свойственными данному виду труда. Такие различия должны быть установлены федеральным законом.

Установление льгот или преимуществ для лиц, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, также не рассматривается российским законодательством как дискриминация. Напротив, предоставление преимуществ несовершеннолетним, инвалидам, женщинам, лицам с семейными обязанностями направлено на обеспечение равных с другими работниками возможностей в использовании ими трудовых прав и свобод.

На устранение дискриминации в области труда и занятий было направлено одно из первых дел Конституционного Суда - "О проверке конституционности правоприменительной практики расторжения трудового договора по основанию, предусмотренному пунктом 1.1 статьи 33 КЗоТ Российской Федерации" от 4 февраля 1992 г. Указанная норма была введена в ст. 33 КЗоТ в 1988 г. Она закрепила достижение пенсионного возраста (при наличии права на полную пенсию) в качестве самостоятельного основания для расторжения трудового договора по инициативе работодателя. При рассмотрении дела Конституционный Суд установил, что возраст работника, если он не выступает специфическим квалификационным требованием, связанным с определенной работой, не может служить основанием для ограничения трудовых прав. Правовое регулирование, устанавливающее различные права работников в зависимости от их возраста, носит дискриминационный характер и является недопустимым по целому ряду причин. Этот критерий дифференциации, во-первых, нарушал равенство возможностей при реализации права на труд. Во-вторых, он противоречил принципу свободы трудового договора лиц пенсионного возраста, так как трудовые отношения с ними прекращались независимо от их желания продолжать трудовую деятельность, способности, профессиональной пригодности, поведения, а также соответствующих производственных причин. В-третьих, его введение означало фактическую легализацию принудительного вывода на пенсию.

В силу изложенного Конституционный Суд признал такое обыкновение правоприменительной практики расторжения трудового договора не соответствующим Конституции РСФСР.

В соответствии с решением Конституционного Суда пункт 1.1 ст. 33 КЗоТ был признан утратившим силу. Дальнейшее развитие трудового законодательства характеризовалось отсутствием подобных правовых норм.

Равенство в сфере труда, однако, не означает, что все без исключения работники обладают одинаковым правовым статусом. Конституционные положения допускают дифференциацию правового регулирования трудовых отношений, если установление различий в правовом статусе работников обусловлено спецификой и особенностями выполняемой работы, принадлежностью работников к разным по условиям и роду деятельности категориям. При этом различия должны быть объективно оправданными, обоснованными и соответствовать конституционно значимым целям (Определение Конституционного Суда от 14 января 2003 г. N 32-О//СЗ РФ. 2003. N 12. ст. 1175).

Дифференциация правового регулирования может проявляться в установлении как ограничений, так и преимуществ, дополнительных гарантий для отдельных категорий работников. В частности, признана соответствующей предписаниям ст. 37 Конституции повышенная защита беременных женщин, в том числе запрещение их увольнения по инициативе работодателя в случае совершения грубого дисциплинарного проступка. В Определении от 4 ноября 2004 г. N 343-О//СЗ РФ. 2004. N 51. ст. 5263) Конституционный Суд указал, что часть 1 первая ст. 261 Трудового кодекса РФ , запрещающая увольнение по инициативе работодателя беременных женщин (кроме случаев ликвидации организации), относится к числу специальных норм, предоставляющих беременным женщинам повышенные гарантии. По своей сути она является трудовой льготой, направленной на обеспечение поддержки материнства и детства в соответствии с и .

Свою позицию Конституционный Суд обосновал необходимостью повышенной защиты беременных женщин, с тем чтобы предотвратить возможные дискриминационные действия недобросовестных работодателей, стремящихся избежать в дальнейшем предоставления им отпусков по беременности и родам, отпусков по уходу за ребенком, иных предусмотренных законодательством гарантий и льгот в связи с материнством (глава 41 Трудового кодекса). Было учтено также, что даже при наличии запрета отказывать в заключении трудового договора по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (ч. 4 ст. 64 Трудового кодекса), поиск работы для беременной женщины чрезвычайно затруднителен.

Свобода труда связана с признанием права на труд.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 23), провозглашая право на труд, связывает его с правом на свободный выбор работы.

Статья 37 Конституции провозглашает свободу труда, не указывая на предоставление каждому права на труд. Конституция не гарантирует каждому получение работы, обеспечение рабочим местом. Однако это не означает исключения права на труд из перечня основных прав человека.

Международные акты, предусматривающие право на труд, не связывают его с получением гарантированной работы. Акцент делается на предоставление каждому возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который человек свободно выбирает или на который свободно соглашается, т.е. право на труд связывается главным образом со свободой труда, обеспечением возможности выбрать вид занятий, род деятельности, профессию. Наряду с этим подчеркивается и необходимость содействия поиску работы, создания условий для повышения уровня занятости. В частности, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах признает необходимость проведения государственной политики, направленной на обеспечение возможности полного осуществления этого права. В числе мер, которые необходимо принять на государственном уровне, указываются: разработка и реализация программ профессионально-технического обучения и подготовки, стремление к достижению неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека (ст. 6).

1. Принять как одну из главных целей достижение и поддержание по возможности высокого и стабильного уровня занятости, имея в виду достижение полной занятости.

2. Эффективно защищать право работника зарабатывать себе на жизнь, свободно избирая вид занятия.

3. Организовать и обеспечивать функционирование бесплатных служб занятости для всех работников.

4. Установить и поддерживать системы профессиональной ориентации, профессионального обучения и профессиональной реабилитации.

Таким образом, международное сообщество право на труд связывает со свободой труда и проведением государственной политики, направленной на содействие занятости и трудоустройству. Достижение полной занятости, обеспечение каждого работой рассматривается в качестве социальной цели.

В таком понимании право на труд совпадает с содержанием, заложенным в ст. 37 Конституции: человеку и гражданину гарантируется свобода труда и защита от безработицы, которая, в свою очередь, включает не только материальную поддержку безработных, но и бесплатное содействие в трудоустройстве, профессиональную ориентацию и профессиональному подготовку.

Право на защиту от безработицы впервые было провозглашено Всеобщей декларацией прав человека.

Международный кодекс труда, состоящий из конвенций и рекомендаций МОТ, наиболее обстоятельно решает вопросы защиты от безработицы в Конвенции МОТ N 122 "О политике в области занятости" (1964 г.) и Конвенции МОТ N 168 "О содействии занятости и защите от безработицы" (1988 г.). Эти конвенции рассматривают содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости как первоочередную задачу и неотъемлемую часть экономической и социальной политики государства. Конечной целью этой политики является обеспечение того, чтобы: имелась работа для всех, кто готов приступить к ней и ищет ее; такая работа была как можно более продуктивной (в это понятие обычно вкладывается следующий смысл: выполняемая работником работа должна соответствовать его профессиональным и физическим возможностям и приносить максимальную пользу обществу); существовала свобода выбора занятости и самые широкие возможности для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, происхождения или социального положения. Поэтому на каждом конкретном историческом этапе развития страны эта политика основывается на учете уровня экономического развития и взаимной связи между целями в области занятости и другими целями общества.

В современной интерпретации (Хартия Европейского сообщества об основных социальных правах трудящихся 1989 г., Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств 1994 г.) это право носит сложный характер и включает ряд элементарных прав и гарантий, в частности:

Бесплатный доступ к службам по трудоустройству рабочей силы (п. 6 Хартии Европейского сообщества);

Бесплатную профессиональную ориентацию, общеобразовательную и профессиональную подготовку, а также переподготовку и повышение квалификации;

Бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и образованием;

Предоставление в соответствии с национальным законодательством дополнительных гарантий занятости категориям населения, нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, в том числе молодежи, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, лицам предпенсионного возраста, воинам-интернационалистам, инвалидам, лицам, продолжительное время не имеющим работы, лицам, отбывшим наказание или находившимся на принудительном лечении по решению суда;

Выплату пособий по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в размерах и сроки, предусмотренные национальным законодательством, но не ниже минимальной заработной платы, установленной национальным законодательства;

Выплату пособий или компенсаций частично незанятым гражданам;

Выплату стипендий гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки;

Оказание материальной и иной помощи находящимся на иждивении членам семьи безработного, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного срока его выплаты (ст. 3 Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств).

Предоставление перечисленных прав гарантировано в Российской Федерации Законом РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации", а также подзаконными нормативными актами, регулирующими организацию общественных работ, квотирование рабочих мест, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, устанавливающими порядок оказания содействия безработным гражданам организовать свое дело и т.п.

Закрепление в Конституции права на защиту от безработицы в качестве неотъемлемого элемента права на труд имеет жизненно важное значение для всех лиц наемного труда, а также для общества в целом. Стремление любого общества к полной занятости связано не только с тем, что трудом создаются материальные блага и услуги, но и с тем, что вознаграждение, которое получают трудящиеся, предоставляет им возможность осознавать свою социальную роль в обществе и чувство самоуважения, приобретаемое ими в связи с этим. Практически все важнейшие международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина содержат положения о взаимообусловленности свободного труда, свободного выбора рода деятельности и профессии и защиты от безработицы.

3. Основополагающие права человека в сфере труда включают также право на справедливые и благоприятные условия труда. В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. право каждого на справедливые и благоприятные условия труда включает:

Вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия и удовлетворительное существование для них самих и их семей;

Условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

Отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.

Конституция воспроизводит предусмотренные Международным пактом составляющие элементы права на справедливые и благоприятные условия труда с некоторыми уточнениями. Так, каждому гарантируется вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37). Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч. 5 ст. 37).

Конституционные положения нашли свое развитие в действующем законодательстве о труде.

Трудовой кодекс конкретизирует, что следует понимать под правом работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ст. 219 ТК) , и предусматривает комплекс гарантий, обеспечивающих реализацию этого права (ст. 220 ТК) . В частности, работник может отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором.

На работодателя, соответственно, возложены обязанности по обеспечению безопасных условий охраны труда (статьи 212 ТК РФ) , выполнение которых контролируют органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Нарушение требований охраны труда может повлечь ликвидацию организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения ().

Конституционное право на вознаграждение за труд без какой то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37) находит свое развитие в ст. 2 ТК , предусматривающей принцип обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; в ст. 22 ТК, закрепляющей обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности ; в ст. 132 ТК, определяющей критерии, на основе которых устанавливается заработная плата каждого работника (квалификация работника, сложность выполняемой работы, количество и качество затраченного труда) .

Трудовое законодательство наряду с общей нормой, запрещающей дискриминацию в сфере труда (ст. 3 ТК) , содержит специальный запрет на установление необоснованных различий при определении и изменении условий оплаты труда (ч. 2 ст. 132 ТК). Размер заработной платы должен зависеть только от объективных критериев, применяемых ко всем работникам без исключения.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом и в настоящее время составляет 1100 рублей. Однако в перспективе минимальная заработная плата будет устанавливаться на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК). Порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума будут установлены федеральным законом.

4. Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, провозглашенное ч. 4 ст. 37, не имеет аналогов в международных актах. По существу это - право работников на защиту своих прав и интересов в установленном федеральным законодательством порядке. Признавая право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, Конституция указывает, что реализация этого права должна осуществляться с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

Для индивидуальных трудовых споров порядок разрешения определен главой 60 Трудового кодекса , а также ГПК. Они рассматриваются комиссиями по трудовым спорам, образуемыми в организации, мировыми судьями и районными судами. Коллективные трудовые споры, в отличие от индивидуальных, рассматриваются в примирительном порядке в соответствии с гл. 61 ТК .

Одним из способов разрешения коллективного трудового спора ФЗ признает забастовку - временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ст. 398 ТК).

Таким образом, законодатель, используя предоставленное Конституцией право, предусмотрел возможность применения забастовки лишь при рассмотрении коллективных трудовых споров. Это решение в полной мере соответствует положениям международных актов о правах человека. Так, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 8) право на забастовку включено в общий перечень прав на создание и вступление в профессиональные союзы, а также прав профсоюзов образовывать национальные федерации и конфедерации и функционировать беспрепятственно. Проведение забастовки допускается при возникновении разногласий по поводу заключения коллективного договора. Европейская социальная хартия (ст. 6) обязывает государства признавать "право работников и предпринимателей на коллективные действия в случае конфликтов интересов, включая право на забастовку".

При регламентации права на забастовку должно осуществляться необходимое согласование между защитой профессиональных интересов, средством которой является забастовка, и соблюдением общественных интересов, которым она способна причинить ущерб и обеспечение которых - обязанность законодателя (Постановление Конституционного Суда от 17 мая 1995 г. N 5-П // СЗ РФ. 1995. N 21. ст. 1976).

Конституционный Суд указал на возможность ограничения права на забастовку отдельных категорий работников с учетом характера их деятельности и возможных последствий прекращения их работы. Однако ограничение реализации права на забастовку возможно лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства ( , ).

В соответствии с этими положениями Трудовой кодекс (ст. 413) признает незаконными забастовки исключительно:

В периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, в других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях "скорой" и неотложной медицинской помощи;

В организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Ограничение права на забастовку большего круга работников, чем это необходимо для достижения целей, названных в ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции, является неправомерным (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"//Бюллетень ВС РФ. 1996. N 1).

5. Право на отдых, провозглашенное частью 5 ст. 37, признается неотъемлемой частью права на справедливые и благоприятные условия труда и находит свое отражение во всех международных актах, закрепляющих основные права человека в сфере труда.

Объем конкретных полномочий по реализации права на отдых предусматривается в соответствии с Конституцией федеральным законом.

Среди важнейших гарантий права на отдых надо назвать установление максимальной продолжительности рабочего времени. Согласно ст. 91 ТК РФ, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю . Для несовершеннолетних работников, инвалидов, работников, занятых на работах с вредными условиями труда, иных категорий работников в связи с особым характером труда или особыми условиями выполнения работы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 92 ТК).

Право на отдых гарантируется также предоставлением перерывов для отдыха (ст. 108 , 109 ТК РФ), выходных дней (ст. 111 ТК), нерабочих праздничных дней (ст. 112 ТК), а также запрещением работы в выходные дни (ст. 113 ТК).

Реализация права на отпуск, гарантированного Конституцией, обеспечивается установлением минимальной продолжительности ежегодного основного отпуска (28 календарных дней), сохранением за работником места работы (должности) и среднего заработка на период отпуска (ст. 114 ТК). Для некоторых категорий работников предусмотрены удлиненные основные отпуска, имеющие целью гарантировать работникам более длительный отдых с учетом характера и специфики их трудовой деятельности, условий труда, состояния здоровья, возраста и других обстоятельств. Законодательными и иными нормативными правовыми актами устанавливаются и дополнительные отпуска. Они предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и некоторым другим категориям работников (ст. 116 ТК).

  • Вверх

Важнейшим принципом трудового права признается свобода труда. Этот принцип провозглашен в ст. 37 Конституции РФ и признан международным сообществом. Свобода труда проявляется, прежде всего, в предоставлении возможности человеку свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Конституцией РФ не предусмотрена обязанность трудиться. Каждый гражданин может трудиться в избранной им сфере деятельности или отказаться от участия в труде. В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной или иной ответственности. Гражданин может свободно выбирать вид трудовой деятельности: заниматься предпринимательством, работать на основе гражданско-правовых договоров (подряда, поручения, возмездного оказания услуг, авторского договора) или по трудовому договору.

В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется, прежде всего, в договорном характере труда и находит отражение в отраслевом принципе трудового права - принципе свободы трудового договора. Единственным основанием возникновения трудовых отношений является соглашение сторон - трудовой договор. Работник обладает свободой расторжения трудового договора.

Каждый человек в России имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Каждый гражданин РФ имеет право на отдых. Человеку, работающему по трудовому договору, гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Всем работникам гарантируется равенство возможностей, которое обеспечивается установлением льгот и гарантий для отдельных категорий работников, особо нуждающихся в социальной защите в связи с физиологическими особенностями (женщины, несовершеннолетние), состоянием здоровья (инвалиды), социальным статусом (работники с семейными обязанностями), выполнением трудовых обязанностей во вредных или опасных условиях и т.п.

Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законодательством способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Однако мало провозгласить какие-либо права и установить гарантии, нужно знать, как претворить их в жизнь. Главное в проблеме прав человека сегодня - не теория, а практика, предполагающая создание необходимых условий, гарантий, механизмов реализации социально-экономических прав человека. Важно устранить прямые нарушения прав, причины, их порождающие, поставить заслоны на пути злоупотреблений и произвола в отношении прав граждан, упрочить их охрану и защиту со стороны власти.

Причин нарушений прав в сфере труда немало. Одна из них - отсутствие строгой системы процедур и механизмов защиты. Защита права означает возможность государства, его исполнительных органов защитить те или иные права и гарантии человека.

В настоящее время в российской экономике сложилось два правовых режима регулирования трудовых отношений - зафиксированное в законодательстве трудовое право для бюджетных организаций и "обыденное" право для нового коммерческого сектора. Если в бюджетных организациях трудовое законодательство еще как-то соблюдается, то в новом коммерческом секторе требования Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) выполняются далеко не всегда. В организациях малого и среднего бизнеса распространены гражданско-правовые отношения, потому что это удобно работодателю (нет необходимости соблюдать все гарантии, установленные в трудовом законодательстве).

Рост числа малых и средних предприятий обостряет проблему защиты законных прав наемных работников. В этих организациях обычно не создаются профсоюзные организации, не избираются комиссии по трудовым спорам, т.е. отсутствуют органы, которые должны представлять и защищать интересы работников. Юридическая незащищенность плюс правовая неосведомленность заставляет людей принимать любые условия хозяина. Число кабальных договоров растет, а значит, растет и число социально незащищенных работников.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Государством гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

В частности, в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы (ст. 142 ТК РФ). Возможно, такие действия работников прекратят допущенные работодателем нарушения трудовых прав. Никто не может заставить работника трудиться бесплатно, поэтому действия работников, отказавшихся от выполнения трудовых функций в качестве ответной меры в связи с неполучением заработной платы, будут признаны законными.

Работник имеет право обжаловать факт дискриминации в трудовых отношениях, в том числе необоснованный отказ в приеме на работу (ст. ст. 64, 391 ТК РФ).