Разъяснения верховного суда фз о банкротстве физических лиц. Ограничения по распоряжению имуществом должника в процедуре реструктуризации Должник, суд и финансовый управляющий

1. С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

2. С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов наступают следующие последствия:

срок исполнения возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве гражданина считается наступившим;

требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения;

прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей;

снимаются ранее наложенные аресты на имущество гражданина и иные ограничения распоряжения имуществом гражданина. Аресты на имущество гражданина и иные ограничения распоряжения имуществом гражданина могут быть наложены только в процессе по делу о банкротстве гражданина;

приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о взыскании алиментов, а также по требованиям об обращении взыскания на заложенное жилое помещение, если на дату введения этой процедуры кредитор, являющийся залогодержателем, выразил согласие на оставление заложенного жилого помещения за собой в рамках исполнительного производства в соответствии с пунктом 5 статьи 61 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)". Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина, о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации долгов гражданина.

Соглашения об отказе гражданина от подготовки и представления плана реструктуризации его долгов являются ничтожными.

3. По ходатайству кредитора или финансового управляющего арбитражный суд вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов и интересов гражданина в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, в том числе наложить запрет на распоряжение частью имущества гражданина, включая запрет на проведение торгов по продаже имущества гражданина.

4. Введение реструктуризации долгов гражданина является основанием для одностороннего отказа кредитора от исполнения договора, предусматривающего исполнение гражданином требования указанного кредитора в неденежной форме. Об одностороннем отказе может быть заявлено в процессе установления требований кредитора к гражданину в деле о его банкротстве.

5. В ходе реструктуризации долгов гражданина он может совершать только с выраженного в письменной форме предварительного согласия финансового управляющего сделки или несколько взаимосвязанных сделок:

по приобретению, отчуждению или в связи с возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более чем пятьдесят тысяч рублей, недвижимого имущества, ценных бумаг, долей в уставном капитале и транспортных средств;

по получению и выдаче займов, получению кредитов, выдаче поручительств и гарантий, уступке прав требования, переводу долга, а также учреждению доверительного управления имуществом гражданина;

по передаче имущества гражданина в залог.

В случае наличия разногласий по поводу совершения указанных сделок у гражданина и финансового управляющего они вправе обратиться за разрешением таких разногласий в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве гражданина.

С даты введения реструктуризации долгов гражданина он не вправе вносить свое имущество в качестве вклада или паевого взноса в уставный капитал или паевой фонд юридического лица, приобретать доли (акции, паи) в уставных (складочных) капиталах или паевых фондах юридических лиц, а также совершать безвозмездные для гражданина сделки.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 23.06.2016 N 222-ФЗ.

5.1. Гражданин вправе открыть специальный банковский счет и распоряжаться денежными средствами, размещенными на нем, без согласия финансового управляющего. Сумма совершенных гражданином операций по распоряжению денежными средствами, размещенными на специальном банковском счете, не может превышать пятьдесят тысяч рублей в месяц.

По ходатайству гражданина арбитражный суд вправе увеличить максимальный размер денежных средств, размещенных на специальном банковском счете должника, которыми гражданин вправе ежемесячно распоряжаться.

Денежными средствами, размещенными на иных счетах (вкладах), должник распоряжается на основании предварительного письменного согласия финансового управляющего.

В случае совершения кредитными организациями операций по банковским счетам и банковским вкладам гражданина, включая счета по банковским картам, с нарушением правил, установленных настоящим пунктом, кредитные организации могут быть привлечены к ответственности только в том случае, если к моменту проведения операции кредитная организация знала или должна была знать о введении реструктуризации долгов гражданина с учетом пункта 3 статьи 213.7 и абзаца восьмого пункта 8 статьи 213.9 настоящего Федерального закона.

Комментарий к статье 213.11

1. Реструктуризация долгов гражданина - это реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.

Процедура реструктуризации долгов гражданина осуществляется в обязательном порядке в случае признания арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом обоснованным.

С даты введения процедуры реструктуризации долгов гражданина вводится мораторий на удовлетворение денежных требований кредиторов.

Мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов.

К исключениям, предусмотренным положениями комментируемой статьи, относятся требования об уплате текущих платежей, о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения и о признании сделок недействительными.

2. Введение реструктуризации долгов гражданина влечет наступление срока исполнения возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей гражданина для целей участия в деле о банкротстве. То есть в случае, если правоотношение возникло до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом, но обязанность исполнить денежное обязательство по нему не наступила (например, в случае отсрочки уплаты налога), момент введения реструктуризации долга гражданина является автоматически датой наступления срока платежа.

С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов все имущественные требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены в рамках процедуры банкротства гражданина. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения. Исключение составляют требования текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок, а также требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда, о взыскании алиментов.

При этом указанные требования кредиторов, непосредственно связанные с личностью кредитора и не погашенные в порядке исполнения решения суда о признании гражданина банкротом, погашенные частично, не заявленные в ходе судебной процедуры, сохраняют силу и могут предъявляться после окончания производства о банкротстве гражданина в непогашенной части или в полном объеме.

С даты введения реструктуризации задолженность гражданина перед кредитором - кредитной организацией признается безнадежной задолженностью. При этом указанная процедура реструктуризации долга влечет также прекращение начисления неустоек (штрафов, пени), иных санкций, а также процентов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по тем требованиям, которые включены в план реструктуризации, за исключением текущих платежей.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, т.е. даты вынесения определения об этом.

В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" уточняется, что в качестве текущего платежа может быть квалифицировано только то обязательство, которое предполагает использование денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга, в частности любые требования об оплате товаров, работ и услуг, поставленных, выполненных и оказанных после возбуждения дела о банкротстве, в том числе во исполнение договоров, заключенных до даты принятия заявления о признании должника банкротом.

Определение суда о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации долга влечет приостановление исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о взыскании алиментов, а также по требованиям об обращении взыскания на заложенное жилое помещение, если на дату введения этой процедуры кредитор, являющийся залогодержателем, выразил согласие на оставление заложенного жилого помещения за собой в рамках исполнительного производства.

Для кредитных организаций вышеуказанное положение по требованиям об обращении взыскания на заложенное жилое помещение влечет соответствующие правовые последствия, предусмотренные Положением о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, утвержденным 26 марта 2004 г. N 254-П, а также ст. 292 НК РФ.

Следует отметить, что обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке, не допускается с даты вынесения судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и до даты утверждения плана реструктуризации его долгов или даты принятия судом решения о признании гражданина банкротом.

Вместе с тем как кредитор кредитная организация также вправе предложить проект плана реструктуризации долгов гражданина, требования к которому установлены, а также залоговый кредитор имеет право голоса на собрании кредиторов в ходе всех процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина.

Приостановление исполнительного производства имеет практическое значение - производится снятие арестов с имущества должника-гражданина, а также иных ограничений распоряжения этим имуществом. Судебный пристав-исполнитель вправе не снимать арест лишь с имущества, стоимость которого не превышает размер задолженности, необходимый для исполнения требований исполнительных документов, исполнительное производство по которым не приостанавливается (ст. 69.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ). При этом по неприостановленным исполнительным производствам наряду с совершением исполнительных действий допускается применение судебным приставом-исполнителем и мер принудительного исполнения. Однако с даты утверждения плана реструктуризации долгов гражданина новые аресты на имущество и иные ограничения распоряжения этим имуществом могут быть наложены только в рамках дела о банкротстве.

С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов гражданин обязан подготовить и представить план реструктуризации его долгов.

Соглашения об отказе гражданина от подготовки и представления плана реструктуризации его долгов являются ничтожными.

План реструктуризации долгов гражданина содержит сведения о порядке и сроках погашения долгов и процентов на сумму требований всех кредиторов. При этом срок реструктуризации не может превышать трех лет (п.

2 ст. 213.14 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

План реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган. План реструктуризации долгов может предложить сам гражданин, кредитор или уполномоченный орган. При наличии нескольких планов финансовый управляющий выносит их на обсуждение собрания кредиторов. При отсутствии хотя бы одного плана финансовый управляющий обязан предложить свой.

3. Согласно п. 3 комментируемой статьи по ходатайству кредитора или финансового управляющего суд вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов и интересов гражданина в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, в том числе наложить запрет на распоряжение частью имущества гражданина, включая запрет на проведение торгов по продаже имущества гражданина.

Безусловно, указанное требование служит цели обеспечения сохранности имущества должника для дальнейшего погашения требований кредиторов.

Как правило, указанные ограничения могут быть наложены арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве в рамках дела о банкротстве, в двух случаях: как мера по обеспечению исполнения судебных актов, вынесенных в рамках дела о банкротстве, и в целях обеспечения исполнения исполнительных документов, исполнительное производство по которым не приостановлено.

4. В силу п. 4 анализируемой статьи введение реструктуризации долгов гражданина является основанием для одностороннего отказа кредитора от исполнения договора, предусматривающего исполнение гражданином требования указанного кредитора в неденежной форме (ст. 310 ГК РФ). Об одностороннем отказе может быть заявлено в процессе установления требований кредитора к гражданину в деле о его банкротстве.

Положениями комментируемого пункта устанавливается основание, а именно реструктуризация долгов гражданина, обусловливающее отказ кредитора от исполнения должником договора, предусматривающего выполнение требований в неденежной форме. В указанном случае не вполне ясен механизм защиты прав кредиторов по неисполненным неденежным требованиям к гражданину, предусмотренный законодателем, а также действия финансового управляющего в случае неполучения отказа со стороны кредитора по указанным требованиям.

С учетом положений п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ можно предположить, что такие неденежные требования, как требование об исполнении обязательства в натуре, истребование вещи из чужого незаконного владения, требование о возврате вещи в порядке реституции и проч., подлежат судебной защите в исковом порядке по общим правилам арбитражного процесса вне рамок дела о банкротстве.

5. С даты введения реструктуризации долгов гражданина он не вправе вносить свое имущество в качестве вклада или паевого взноса в уставный капитал или паевой фонд юридического лица, приобретать доли (акции, паи) в уставных (складочных) капиталах или паевых фондах юридических лиц, а также совершать безвозмездные для гражданина сделки.

Следует отметить, что в п. 5 комментируемой статьи не вполне четко определена возможность участия гражданина в приобретении доли (акции, пая) в уставных (складочных) капиталах юридических лиц. В связи с этим возникает вопрос о возможности совершения указанных сделок с письменного согласия финансового управляющего.

В соответствии с абз. 1 этого же пункта анализируемой статьи в процессе реструктуризации долгов гражданин может совершать сделки только с выраженного в письменной форме предварительного согласия финансового управляющего, который выступает лицом уполномоченного представителя физического лица и лицом для расчета с кредиторами.

К указанным сделкам относятся сделки на сумму не более 50 тыс. руб., сделки в отношении недвижимого имущества, ценных бумаг, долей в уставном капитале и транспортных средств, договоров займа, поручительства и т.д.

В случае наличия разногласий по поводу совершения названных сделок у гражданина и финансового управляющего они вправе обратиться за разрешением таких разногласий в суд.

Если гражданин все же совершает крупную покупку или продает часть своего имущества без согласования с управляющим, то ему грозит штраф от 4 до 5 тыс. руб. (ст. 14.13 КоАП РФ).

Кроме этого, в п. 5 ст. 213.11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ предусмотрена ответственность кредитных организаций в случае совершения ими операций по банковским счетам и банковским вкладам граждан, включая счета по банковским картам, если к моменту проведения операции кредитная организация знала или должна была знать о введении реструктуризации долгов гражданина, в частности на основании публикации сведений о введении процедуры реструктуризации в электронном Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (п. 3 ст. 213.7 названного Закона) и если ранее было получено уведомление финансового управляющего о введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (п. 8 ст. 213.9 указанного Закона).

Вместе с тем следует заметить, что после признания гражданина банкротом все сделки, заключаемые им без участия финансового управляющего, могут быть признаны недействительными (п. 2 ст. 168 ГК РФ) и не будут подлежать удовлетворению за счет конкурсной массы.

6. С даты введения реструктуризации долгов гражданина его задолженность перед кредитором - кредитной организацией признается безнадежной задолженностью.

После публикации сведений о введении процедуры реструктуризации в электронном Едином федеральном реестре сведений о банкротстве начинает течь двухмесячный срок, в течение которого любой кредитор, в том числе залоговый, вправе заявить о своих требованиях к гражданину.

Исходя из вышеизложенного, конкурсный кредитор, чьи права требования по кредиту, подлежащему погашению периодическими платежами, обеспечены залогом имущества должника, для участия к процедуре реструктуризации долгов вправе предъявить требование в размере основного долга и начисленных, но невыплаченных процентов, штрафов и пеней по кредиту. Дальнейшее начисление процентов по ставке, указанной в кредитном договоре, не осуществляется.

После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения денежных обязательств, обязательств об уплате обязательных платежей по требованиям кредиторов, в том числе требованиям кредиторов - кредитных организаций, не заявленных при введении реструктуризации долгов.

Вместе с тем правило о признании задолженности гражданина безнадежной и освобождение от ее исполнения согласно п. п. 4 и 5 ст. 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ не распространяется на следующие случаи:

Неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное и фиктивное банкротство в рамках дела, если данное обстоятельство установлено судебным актом (ст. ст. 195 - 197 УК РФ, ч. ч. 1, 2 ст. 14.13 КоАП РФ);

Непредставление либо представление недостоверных сведений финансовому управляющему или арбитражному суду, если это подтверждено судебным актом;

Если доказано, что при возникновении или исполнении обязательства гражданин действовал незаконно (случаи, предусмотренные ст. ст. 159, 159.1, 177, 198 УК РФ), а также если гражданин скрыл или умышленно уничтожил имущество (ст. ст. 195 УК РФ, ч. 1 ст. 14.13 КоАП РФ).

п. 37 Пленума № 45: "Согласно пункту 5 статьи 213.11 Закона о банкротстве определенные сделки в ходе процедуры реструктуризации долгов должник вправе совершать только с предварительного согласия финансового управляющего". В ходе реструктуризации долгов гражданина он может совершать только с выраженного в письменной форме предварительного согласия финансового управляющего сделки или несколько взаимосвязанных сделок: по приобретению, отчуждению или в связи с возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более чем пятьдесят тысяч рублей.
Должник с расчетного счета оплачивает свои текущие платежи, которые обязан оплачивать. Требуется ли согласие финансового управляющего банку на проведение таких платежей?
Банк для себя установил лимит 50 тыс. руб. по контрагенту, в том числе накопительный, при превышении накопительного лимита, а также на платежи свыше 50 тыс. требует согласования с ФУ. Прав ли в таком случае банк?

29 Фев 2016

В моем случае произошло так: все банки (Сбер, промсвязьбанк) заблокировали расчетные счета должника на основании Определения суда о реструктуризации. Некоторые счета мы потом закрыли - я совместно с должником явились в банк и в моем личном присутствии банк принял заявление на закрытие счетов.
Счет на который перечисляется зарплата должника заблокирован в части невозможности проведения операций через интернет-банкинг и банкоматы/терминалы, снятие наличных возможно только при личном обращении должника в банк. Сумма обналичивания контролируется мной путем получения выписок по счету. У меня должник контактный, и при необходимости обналичить средства сначала звонит мне для согласования.
В банке пояснили, что блокировка банковских операций по счету делается для того, чтобы должник вез ведома ФУ не вывел со счета суммы превышающие 50 тыс. Т.к. в данном случае будет виноват и банк в том числе и рискует тем, что ФУ предъявит к банку убытки.

29 Фев 2016

В банке пояснили, что блокировка банковских операций по счету делается для того, чтобы должник вез ведома ФУ не вывел со счета суммы превышающие 50 тыс. Т.к. в данном случае будет виноват и банк в том числе и рискует тем, что ФУ предъявит к банку убытки.

Вот бы они ещё боялись когда задатки со счета списывают без ведома управляющего)

25 Апр 2016

та же ситуация,
нашел разъяснения ЦБ, которое не сильно проливает свет на заданный вопрос...

да. с письменного согласия.
но. обязан ли контролировать банк?

Спойлер: ЦБ РФ Письмо, от 11.03.16

Вопрос: У банков - членов АРБ возникают вопросы при применении ст. 213.11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Пунктом 5 ст. 213.11 Закона о банкротстве предусмотрено, что в ходе реструктуризации долгов гражданина он может совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, в том числе по приобретению, отчуждению или в связи с возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более чем пятьдесят тысяч рублей, только с выраженного в письменной форме предварительного согласия финансового управляющего.
Абзацем 7 п. 5 ст. 213.11 Закона о банкротстве предусмотрено, что в случае совершения кредитными организациями операций по банковским счетам и банковским вкладам граждан, включая счета по банковским картам, с нарушением правил, установленных п. 5 ст. 213.11 Закона о банкротстве, кредитные организации могут быть привлечены к ответственности. Ответственность применяется только в том случае, если к моменту проведения операции кредитная организация знала или должна была знать о введении реструктуризации долгов гражданина с учетом п. 3 ст. 213.7 и абз. 8 п. 8 ст. 213.9 Закона о банкротстве.
Банк обязан контролировать наличие согласия финансового управляющего на проведение любых операций клиентом по счетам и вкладам свыше пятидесяти тысяч рублей, в отношении которого введена процедура реструктуризации долгов.
Таким образом, Закон о банкротстве содержит норму об ответственности банков за невыполнение требований, предусмотренных ст. 213.11 Закона о банкротстве, но не содержит нормы об обязанности банка:
а) контролировать наличие согласия финансового управляющего на проведение клиентом, в отношении которого введена процедура реструктуризации долгов, операций по счетам и вкладам, превышающим пятьдесят тысяч рублей;
б) вводить какие-либо ограничения при осуществлении клиентами, в отношении которых введена процедура реструктуризации долгов, операций по банковским счетам и банковским вкладам, включая счета по банковским картам.
Относится ли ограничение, установленное абз. 2 п. 5 ст. 213.11 Закона о банкротстве, к операциям по счетам и вкладам гражданина, а также к операциям по переводу денежных средств без открытия счета? Включены ли в перечень контролируемых операции по переводу с текущего счета на банковскую карту, по снятию денежных средств с банковской карты, по снятию денежных средств с вклада и др.?
Если ограничение, установленное абз. 2 п. 5 ст. 213.11 Закона о банкротстве, относится к операциям по счетам и вкладам гражданина, какие расходные операции по счетам и вкладам следует считать взаимосвязанными для целей применения абз. 2 п. 5 ст. 213.11 Закона о банкротстве:
- любые расходные операции по всем счетам и вкладам гражданина, открытым в одной кредитной организации, вне зависимости от личности получателя и назначения платежа (то есть после введения процедуры реструктуризации долгов кредитная организация отслеживает общий лимит операций по всем счетам и вкладам гражданина);
- любые расходные операции в рамках одного счета либо вклада вне зависимости от личности получателя и назначения платежа? Иными словами, после введения процедуры реструктуризации долгов кредитная организация должна отслеживать общий лимит операций в рамках каждого конкретного счета и вклада клиента;
- только операции, совершаемые в пользу одного и того же получателя и имеющие одно и то же назначение платежа?
В случае когда ограничение, установленное абз. 2 п. 5 ст. 213.11 Закона о банкротстве, относится к операциям по переводу денежных средств без открытия банковского счета, каким образом банку контролировать общий лимит таких операций?
Сложность выполнения требований ст. 213.11 Закона о банкротстве заключается прежде всего в том, что в законодательстве и на практике отсутствует механизм контроля за осуществлением расходных операций гражданина, особенно когда речь идет о расходных операциях, совершаемых с использованием платежной банковской карты.
Следует принять во внимание, что у банка отсутствует право расторгнуть договор о выдаче и использовании банковской карты с гражданином, в отношении которого введена процедура реструктуризации долгов, либо без его согласия установить какой-либо дополнительный лимит.
Ассоциация российских банков

Ответ:
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Банк России рассмотрел письмо Ассоциации российских банков по вопросу применения положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон о несостоятельности) в части банкротства гражданина и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, является Минэкономразвития России.
Разъяснение положений Федерального закона о несостоятельности не относится к компетенции Банка России, определенной Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Вместе с тем считаем возможным сообщить следующее.
Согласно абзацу 7 пункта 5 статьи 213.11 Федерального закона о несостоятельности привлечение кредитной организации к ответственности предусмотрено только при совершении операций по банковским счетам и банковским вкладам граждан и только если кредитная организация знала или должна была знать о введении процедуры реструктуризации долгов в отношении гражданина. Указанной статьей Федерального закона о несостоятельности на кредитную организацию не возложена обязанность по контролю совершения гражданином операций без открытия банковского счета.
По нашему мнению, перевод денежных средств с текущего счета на банковский счет, операции по которому совершаются с использованием банковской карты, снятие денежных средств с такого счета либо вклада при наличии признаков, указанных в пункте 5 статьи 213.11 Федерального закона о несостоятельности, может совершаться только с выраженного в письменной форме предварительного согласия финансового управляющего.
Исходя из положений абзаца первого пункта 5 статьи 213.11 Федерального закона о несостоятельности ограничение в размере 50 000 рублей относится к совершению операций по приобретению, отчуждению или в связи с возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества как по одной сделке, так и по нескольким взаимосвязанным сделкам.
Федеральным законом о несостоятельности не установлены критерии взаимосвязанности сделок. Вместе с тем с учетом доступной судебной практики совокупность таких признаков, как преследование единой цели при заключении сделок, консолидация всего отчужденного по сделкам имущества в собственности одного лица, непродолжительный период времени между совершением сделок, может служить основанием для квалификации сделок как взаимосвязанных.

Г.И.ЛУНТОВСКИЙ
11.03.2016

может кто разруливал спорную ситуацию? понятно - проще прогнуться и прислать согласие в банк на все операции по данной банковской карте (банковскому счету), в надежде, что должник не будет "баловаться...", а с должника просить предоставлять ежемесячно выписки с данного банковского счета.

ЗЫ, а в согласии отметить - ежемесячное снятие не более "30 000 р." и пусть банк дальше контролирует.

25 Апр 2016

В принципе ни один институт в стране не может быть лучше людей, ее населяющих, даже арбитражные управляющие.

26 Апр 2016

Кому конкурсный управляющий предприятия должен выдать бюллетень - ФУ или гражданину?? А если будут драться за него??? Если первым до бланка бюллетеня (бюллетня) добрался гражданин, то подлежат ли результаты собрания обжалованию финансовым управляющим??



Это подтверждается пунктом 5 статьи 213.25 ФЗоБ : "".

Пункт 6 статьи 213.25 ФЗоБ : "

пункте 38 ППВАС № 45 : "".


26 Апр 2016

Зависит от того, в какой процедуре находится гражданин.
Если реализация, то по логике закона осуществлять права кредитора должен ФУ от имени гражданина (дебиторка же в конкурсной массе?).
Это подтверждается пунктом 5 статьи 213.25 ФЗоБ : "С даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично. Сделки, совершенные гражданином лично (без участия финансового управляющего) в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, ничтожны ".

Пункт 6 статьи 213.25 ФЗоБ : "Финансовый управляющий в ходе реализации имущества гражданина от имени гражданина осуществляет права участника юридического лица, принадлежащие гражданину, в том числе голосует на общем собрании участников; ведет в судах дела, касающиеся имущественных прав гражданина, в том числе об истребовании или о передаче имущества гражданина либо в пользу гражданина, о взыскании задолженности третьих лиц перед гражданином. Гражданин также вправе лично участвовать в таких делах".

Толкование этих норм закона дано в пункте 38 ППВАС № 45 : "Финансовый управляющий в ходе процедуры реализации имущества должника от имени должника ведет в судах дела, касающиеся его имущественных прав (абзац пятый пункта 6 статьи 21325 Закона о банкротстве). Должник как лицо, участвующее в деле о банкротстве, вправе обжаловать действия финансового управляющего (пункт 1 статьи 34, статья 60 Закона о банкротстве). Должник также вправе лично участвовать в иных делах, по которым финансовый управляющий выступает от его имени, в том числе обжаловать соответствующие судебные акты (абзац пятый пункта 6 статьи 21325 Закона о банкротстве) ".

Таким образом, в деле о банкротстве дебитора от имени должника-гражданина участвует ФУ, осуществляет права конкурсного кредитора от имени гражданина ФУ. Следовательно, на собраниях кредиторов от имени гражданина голосует ФУ.

Это в теории. А уж как поведет себя ФУ - ему решать. Если сам гражданин ничего криминального не натворил на собрании кредиторов, то зачем ФУ обжаловать его действия? Из принципа?))

По Вашей логике: если реструктуризация, то ФУ просто наблюдает со стороны? извещается, присутствует, но не голосует? Есть ощущение, что голосование по вопросу реализации имущества (что является для гражданина реализацией дебиторской задолженности) это все-таки распоряжение имуществом. Голосуя гражданин может решить продавать в течении 5 лет, по завышенной(заниженной) цене,ну и так далее, все, что называются опасения его (гражданина) кредиторов. Априори реструктуризация окончится реализацией имущества, поскольку в нынешней практике является лишь способом "оттягивания неминуемой гибели". При таких обстоятельствах, сугубо мое личное мнение, нужно дать голосовать ФУ во всех процедурах. По крайней мере относительно Вашей позиции о голосе ФУ в процедуре реализации имущества я согласен на 1000%.

26 Апр 2016

Скажите пожалуйста, если я назначен финансовым управляющим, а гражданин как кредитор участвует с собрании кредиторов предприятия и голосует по порядку продажи имущества предприятия (устанавливается начальная цена, шаг, задатки, публичка и пр.), должен ли он согласовывать со мной свою позицию. Или наоборот я должен голосовать вместо него на собрании кредиторов?
Кому конкурсный управляющий предприятия должен выдать бюллетень - ФУ или гражданину?? А если будут драться за него??? Если первым до бланка бюллетеня (бюллетня) добрался гражданин, то подлежат ли результаты собрания обжалованию финансовым управляющим??

Поговорите с КУ Должника (юрлица): я бы остановился на вопросе голосования ФУ. Что бы не сделал КУ на собрании кредиторов - будут претензии. Даст голосовать гражданину - будет против ФУ и наоборот. В таких случаях предлагаю руководствоваться принципом, что называется, "малой крови": Меньший риск - не ругаться с ФУ или ФРС, чем с физлицом, который к тому находится под риском признания банкротом. Причина почему голосовать должен ФУ одна, но очень весомая: ФУ - априори профессионал и разбирается в вопросах банкротства, следовательно, можно будет объяснять, что он будет принимать решение в интересах и кредитора должника-гражданина. Более того, гражданину будет очень сложно "маневрировать" и обжаловать действия ФУ, ибо он (ФУ) - лицо, с которым должны быть согласованы действия гражданина, он назначен судом, и сомнений в его беспристрастности - ноль. Ссылка на пресловутую ст. 20.3 ЗоБа тут как никогда в тему. А еще, как практически в каждом судебном акте любят писать судьи любого банкротного состава: "...действуя разумно и добросовестно..."


Пункт 38 ППВАС № 45:


".

Выводы делайте сами))

___________________________________________________
Или не берись, или доводи до конца. Овидий, Наука любви.


Пункт 38 ППВАС № 45:
"Финансовый управляющий в ходе процедуры реализации имущества
должника от имени должника ведет в судах дела, касающиеся его
имущественных прав (абзац пятый пункта 6 статьи 21325 Закона о банкротстве).
В процедуре реструктуризации долгов финансовый управляющий участвует в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (абзац четвертый пункта 7 статьи 2139 Закона о банкротстве)
".

Выводы делайте сами))

Я с Вами не спорю. Вывод один: есть сухой закон, есть его толкование. С учетом "усложнения жизни АУ" новыми законами и поправками к оным, приходится думать несколько "ширше" или "ширее". Я лишь говорю о меньшем зле - рисках, потому и предлагаю свои суждения на всеобщий форум. Могут быть несогласные, безусловно, но мое мнение такое

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 213.11 Закона о банкротстве денежными средствами, размещенными на счетах (вкладах), за исключением суммы в размере не более пятьдесят тысяч рублей в месяц со специального банковского счета, должник распоряжается на основании предварительного письменного согласия финансового управляющего. При этом понятие размещение денежных средств относится только к размещению денежных средств по договору банковского вклада (депозита), но не к снятию денежных средств с зарплатной банковской карты, на счете которой денежные средства не размещаются на депозите. Прошу разъяснить, необходимо ли получать письменное разрешение финансового управляющего на снятие денежных средств с зарплатной банковской карты.

Полезно12 Если вы считаете этот вопрос-ответ полезным, то отметьте его.

Информация по теме

реструктуризация долгов в банкротстве гражданина

Документ Уведомление в банк о введении процедуры реструктуризации долгов физического лица
Статья Реструктуризация долгов физлица при его банкротстве. Часть 1
Статья Реструктуризация долгов физлица при его банкротстве. Часть 2
Вопрос
10-12-2018
Здравствуйте, у меня процедура банкротства, в процессе реструктуризации, сбербанк сам арестовал зарплатную карту, подскажите что делать?
Вопрос
28-08-2018
Арбитражный суд вынес определение о реструктуризации моих долгов перед несколькими банками. ФУ говорит, что уже со дня решения суда Законом о банкротстве для меня введены ограничения на съем наличных с банковской карты, куда мне приходит зарплата, не более 50 тыс рублей. Зарплата мне приходит на карту банка, которому я ничего не должен, а ФУ говорит, что она в любой момент может быть заблокирована банком. Это действительно так? Ведь процедура реструктуризации только началась, еще в Коммерсанте даже не было опубликовано сообщение, о том, чтобы мои кредиторы вставали в реестр требований, потом когда в течение 2 месяцев встанут в реестр, еще два месяца дается на составление плана реструктуризации. Так когда вступает в силу ограничение на съем наличных не более 50 тыс. рублей и оговорено ли оно в Законе о банкротстве?
Вопрос
28-08-2018
Каковы определяющие доводы и обстоятельства для отказа в назначении процедуры реализации имущества, минуя процедуру реструктуризации долгов? То есть при каких условиях невозможно избежать процедуры реструктуризации долгов? Спасибо!
Вопрос
29-05-2018
арбитражным судом вынесено решение по реструкторизации долга. У меня единственная зарплатная карта на которую приходят алимент ына 2 детей и зарплата. сумма зарплаты 18500 алименты 10330. Данных о ФУ кроме фамилии и имени у меня нет. Как мне разблокировать карту и что делать дальше? хадотайство в суд о назначении минимального прожиточного минимума на меня и моих двоих детей написала, только я не пойму как ее назначат если у меня и так зарплата кое как на 2 тянет а нас трое. Состою в комплексном центре как молоимущая.
Вопрос
03-05-2018
Подали заявление в суд о признании должника несостоятельным и ходатайство о введении процедуры реализации имущества. Суд несколько раз откладывается, не хочет вводить процедуру реализации имущества, а настаивает только на реструктуризации, т.к. имеется доход 25 тыс руб. (против 65 тыс. руб. ежемесячных расходов на погашение кредитных обязательств). Нетрудоспособная жена у должника, несовершеннолетний ребенок. Если вынесет решение о реструктуризации, имеет смысл обжаловать?
Вопрос
30-03-2018
В плане реструктуризации предусматривается продажа объекта недвижимости.. Каким образом этот объект будет продаваться с торгов или самим должником с уведомлением ФУ?
Вопрос
06-02-2018

Вопрос
17-01-2018
Сохраняются ли в отношении гражданина ограничения, установленные в статье 213.11 Закона о банкротстве, после утверждения судом плана реструктуризации. Финансовый управляющий утверждает, что да, сохраняются, в том числе в отношении согласования всех сделок свыше 50 тысяч рублей в месяц, а также согласования финансовым управляющим снятия гражданином денежных средств с зарплатной банковской карты. Прошу разъяснить данный вопрос.
Вопрос
23-10-2017
Приставы по исполнительному производству выставили на продажу автомобиль, что будет с ним, если меня объявят банкротом (реструктуризация), а автомобиль еще не будет реализован.
Вопрос
12-10-2017
В отношении меня утвердили план реструктуризации сроком на 2 года. После утверждения плана реструктуризации долгов я также буду иметь ограничения на трату денег в размере 50 тыс. в месяц? Банк пишет, что должник вправе открыть спецсчет с лимитом в 50 тысяч. Однако мой доход превышает ежемесячные суммы перечислений по плану реструктуризации. Куда пойдут оставшиеся денежные средства, если я не вправе ими распоряжаться?

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)":

Статья 213.11. Последствия введения реструктуризации долгов гражданина

1. С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

2. С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов наступают следующие последствия:

срок исполнения возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве гражданина считается наступившим;

требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей , требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения;

прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей;

снимаются ранее наложенные аресты на имущество гражданина и иные ограничения распоряжения имуществом гражданина. Аресты на имущество гражданина и иные ограничения распоряжения имуществом гражданина могут быть наложены только в процессе по делу о банкротстве гражданина;

приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о взыскании алиментов , а также по требованиям об обращении взыскания на заложенное жилое помещение, если на дату введения этой процедуры кредитор, являющийся залогодержателем, выразил согласие на оставление заложенного жилого помещения за собой в рамках исполнительного производства в соответствии с пунктом 5 статьи 61 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)". Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина, о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации долгов гражданина.

Соглашения об отказе гражданина от подготовки и представления плана реструктуризации его долгов являются ничтожными.

3. По ходатайству кредитора или финансового управляющего арбитражный суд вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов и интересов гражданина в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством , в том числе наложить запрет на распоряжение частью имущества гражданина, включая запрет на проведение торгов по продаже имущества гражданина.

4. Введение реструктуризации долгов гражданина является основанием для одностороннего отказа кредитора от исполнения договора, предусматривающего исполнение гражданином требования указанного кредитора в неденежной форме. Об одностороннем отказе может быть заявлено в процессе установления требований кредитора к гражданину в деле о его банкротстве.

5. В ходе реструктуризации долгов гражданина он может совершать только с выраженного в письменной форме предварительного согласия финансового управляющего сделки или несколько взаимосвязанных сделок:

по приобретению, отчуждению или в связи с возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более чем пятьдесят тысяч рублей, недвижимого имущества, ценных бумаг, долей в уставном капитале и транспортных средств;

по получению и выдаче займов, получению кредитов, выдаче поручительств и гарантий, уступке прав требования, переводу долга, а также учреждению доверительного управления имуществом гражданина;

по передаче имущества гражданина в залог.

В случае наличия разногласий по поводу совершения указанных сделок у гражданина и финансового управляющего они вправе обратиться за разрешением таких разногласий в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве гражданина.

С даты введения реструктуризации долгов гражданина он не вправе вносить свое имущество в качестве вклада или паевого взноса в уставный капитал или паевой фонд юридического лица, приобретать доли (акции, паи) в уставных (складочных) капиталах или паевых фондах юридических лиц, а также совершать безвозмездные для гражданина сделки.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 23.06.2016 N 222-ФЗ.

5.1. Гражданин вправе открыть специальный банковский счет и распоряжаться денежными средствами, размещенными на нем, без согласия финансового управляющего. Сумма совершенных гражданином операций по распоряжению денежными средствами, размещенными на специальном банковском счете, не может превышать пятьдесят тысяч рублей в месяц.

По ходатайству гражданина арбитражный суд вправе увеличить максимальный размер денежных средств, размещенных на специальном банковском счете должника, которыми гражданин вправе ежемесячно распоряжаться.

Денежными средствами, размещенными на иных счетах (вкладах), должник распоряжается на основании предварительного письменного согласия финансового управляющего.

В случае совершения кредитными организациями операций по банковским счетам и банковским вкладам гражданина, включая счета по банковским картам, с нарушением правил, установленных настоящим пунктом, кредитные организации могут быть привлечены к ответственности только в том случае, если к моменту проведения операции кредитная организация знала или должна была знать о введении реструктуризации долгов гражданина с учетом пункта 3 статьи 213.7 и абзаца восьмого пункта 8 статьи 213.9 настоящего Федерального закона.

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 23.06.2016 N 222-ФЗ.