Система органов федеральной службы безопасности рф. Виды органов государственной безопасности, их задачи Служба обеспечения деятельности фсб

Деятельность ФСБ регламентируется Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности ".

Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ.

Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом РФ.
Управление федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

Система органов федеральной службы безопасности

К органам федеральной службы безопасности относятся (см. подробнее на сайте ФСБ):

  1. федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности (центральный аппарат );
  2. управления (отделы) по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности );
  3. управления (отделы) в Вооруженных Силах РФ , других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);
  4. управления (отделы, отряды) по пограничной службе (пограничные органы);
  5. другие управления (отделы) (другие органы безопасности);
  6. авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Принципы деятельности федеральной службы безопасности

Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется на основе следующих принципов:

  • законность;
  • уважение и соблюдение и свобод человека и ;
  • гуманизм;
  • единство системы органов федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими;
  • конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.

Направления деятельности органов федеральной службы безопасности

  1. контрразведывательная деятельность;
  2. борьба с терроризмом;
  3. борьба с преступностью;
  4. разведывательная деятельность;
  5. пограничная деятельность;
  6. обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.

Обязанности органов федеральной службы безопасности

Органы федеральной службы безопасности обязаны:

  • информировать Президента РФ, Председателя Правительства РФ и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов РФ об угрозах безопасности РФ;
  • выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности РФ;
  • добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности РФ, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;
  • осуществлять внешнюю разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории РФ;
  • выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления (административные правонарушения), дознание и предварительное следствие, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;
  • выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать террористические акты;
  • разрабатывать и осуществлять меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ;
  • обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, их органах управления и в органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
  • обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;
  • обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ;
  • участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну
  • проводить во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области внешней разведки мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан РФ за ее пределами;
  • осуществлять в пределах своих полномочий меры по обеспечению защиты и охраны Государственной границы РФ, защиты и охраны экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;
  • обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории РФ;
  • участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории РФ общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий;
  • осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств;
  • участвовать в соответствии с законодательством РФ в решении вопросов, касающихся приема в

Одним из основных элементов системы безопасности Российской Федерации являются федеральные органы безопасности (ст.ст. 8, 12 Закона о безопасности).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. органы федеральной службы безопасности (ФСБ) являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. Руководство деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Правовую основу деятельности органов федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты. Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона об органах ФСБ).

Деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, единства системы органов федеральной службы безопасности и централизации управления ими, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности (ст. 5 Федерального закона об органах ФСБ).

Специфика деятельности органов ФСБ обусловлена необходимостью применения ими специальных методов и средств для решения возложенных на них обязанностей, что в свою очередь неизбежно связано с определенным ограничением прав и свобод человека и гражданина, которое в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции допускается только федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Согласно ст. 2 Федерального закона об органах ФСБ эти органы представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).

Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении Федеральной службы безопасности России. Органы федеральной службы безопасности в своем подчинении имеют предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, военно-строительные подразделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.

Создание органов федеральной службы безопасности, не предусмотренных Федеральным законом об органах федеральной службы безопасности, не допускается.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона об органах ФСБ структура и организация деятельности федеральной службы безопасности определяются Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 1995 г.. На основании этих актов Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности (ст. 1 Положения о ФСБ).

Система органов ФСБ состоит из трех звеньев: Федеральная служба безопасности Российской Федерации, территориальные органы безопасности по регионам и субъектам Российской Федерации и приравненные к ним органы безопасности в войсках, территориальные органы безопасности по иным административно-территориальным образованиям и приравненные к ним органы безопасности в войсках.

Федеральная служба безопасности России является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, эмблему, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати, штампы, счета, в том числе валютные, в учреждениях банков (ст. 6 Положения о ФСБ).

Федеральная служба безопасности Российской Федерации создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности (ч. 2 ст. 6 Федерального закона об органах ФСБ, ст. 5 Положения о ФСБ). ФСБ Российской Федерации в качестве федерального органа исполнительной власти наделяется правом осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Однако, в отличие от большинства других федеральных органов исполнительной власти, ФСБ выступает не только как орган управления, осуществляющий руководство подчиненными органами, но и орган, непосредственно реализующий основные направления своей деятельности.

Федеральную службу безопасности Российской Федерации возглавляет Директор на правах федерального министра, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации (ч. 4 ст. 3 Закона об органах ФСБ, ст. 9 Положения о ФСБ). Должности Директора ФСБ Российской Федерации соответствует воинское звание генерал армии (ч. 4 ст. 3 Закона об органах ФСБ в Российской Федерации).

На Директора ФСБ России возлагается руководство органами федеральной службы безопасности и организация их деятельности, информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации (ст. 7 Положения о ФСБ).

В соответствии со ст. 10 Положения о ФСБ в ФСБ Российской Федерации образуется коллегия в составе Директора ФСБ России (председатель коллегии), первого заместителя директора и заместителей директора по должности, а также руководящих работников органов федеральной службы безопасности. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав, утверждаются Президентом Российской Федерации.

Коллегия ФСБ России на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов федеральной службы безопасности и принимает по ним решения. Решения коллегии ФСБ России принимаются большинством голосов ее членов и оформляются приказами ФСБ России.

Структура центрального аппарата ФСБ состоит из департаментов, управлений и других подразделений. В частности, имеются: департамент контрразведки, департамент по борьбе с терроризмом, департамент анализа, прогноза и стратегического планирования, департамент по организационно-кадровой работе, департамент обеспечения деятельности, управление разработки и пресечения деятельности преступных организаций, следственное управление, оперативно-поисковое управление, управление оперативно-технических мероприятии, управление собственной безопасности, управление делами, следственный изолятор, научно-исследовательский центр.

Департаменты и управления возглавляют заместители Директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Звеном системы федеральных органов безопасности являются управления (отделы) ФСБ России в субъектах Российской Федерации и приравненные к ним управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях, а также в их органах управления.

Данные органы безопасности создаются ФСБ России и находятся в ее прямом подчинении, позволяющем исключить непосредственное влияние на их деятельность со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проводить единую государственную политику в сфере обеспечения безопасности России. В субъектах Российской Федерации не допускается создание органов государственной власти, на которые бы возлагались обязанности, права и функции органов федеральной службы безопасности вне зависимости от того, какое наименование будут иметь такие государственные органы. Это обусловлено тем, что п. "м" ст. 71 Конституции относит решение вопросов безопасности к исключительному ведению Российской Федерации, тем самым подчеркивая, что ни один орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе непосредственно вмешиваться в деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемую в сфере обеспечения безопасности, и тем более создавать государственные органы с аналогичными функциями.

Исходя из социально-политических и экономических условий развития того или иного региона Российской Федерации, особенностей сложившейся в нем оперативной обстановки, в необходимых случаях ФСБ Российской Федерации правомочна создавать органы федеральной службы безопасности в отдельных регионах (ст. 2 Федерального закона об органах ФСБ). Они решают возложенные на органы ФСБ обязанности на территории нескольких субъектов Российской Федерации, например созданы региональные управления - Управление ФСБ по Москве и Московской области, Управление ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Помимо территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках в зависимости от складывающейся оперативной и криминогенной обстановки в регионах могут создаваться и действовать региональные подразделения специального назначения (п. "о" ст. 13 Закона об органах ФСБ). На территории России созданы 12 филиалов Антитеррористического центра ФСБ, выполняющих специальные операции по борьбе с терроризмом и иными тяжкими преступлениями.

Руководители управлений (отделов) ФСБ по регионам и субъектам Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Директора ФСБ.

Низовым звеном системы органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации являются отделы и отделения ФСБ в административно-территориальных единицах. Их начальники назначаются на должность и освобождаются от должности Директором ФСБ Российской Федерации.

Основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности сформулированы в ст. 8 Федерального закона об органах ФСБ в Российской Федерации и ст. 7 Положения о ФСБ Российской Федерации.

Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью; разведывательная деятельность. Для документирования деятельности органов ФСБ и ее результатов могут использоваться информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, другие технические и иные средства. Деятельность органов ФСБ, применяемые ими методы и средства не должны причинять ущерба жизни и здоровью людей и наносить вред окружающей среде.

Контрразведывательная деятельность - это деятельность органов федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации (ст. 9 Федерального закона об органах ФСБ).

Основаниями для осуществления органами ФСБ контрразведывательной деятельности являются:

  • а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации (контрразведывательный поиск);
  • б) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;
  • в) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказавших содействие органам ФСБ на конфиденциальной основе;
  • г) необходимость обеспечения собственной безопасности.

Перечень оснований для осуществления контрразведывательной деятельности является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральными законами. В процессе контрразведывательной деятельности органы ФСБ могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности составляют государственную тайну.

Органы федеральной службы безопасности в соответствии с российским законодательством осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. На органы ФСБ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Деятельность органов федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется:

в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации", уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также Федеральным законом об органах ФСБ в Российской Федерации (ст. 10).

В связи с тем, что данным Федеральным законом борьба с преступностью выделена в качестве самостоятельного направления деятельности, появилась необходимость в создании специализированных подразделений по борьбе с преступностью.

В соответствии со ст. 11 названного Федерального закона разведывательная деятельность осуществляется органами федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации. Это положение Закона не означает, что органы ФСБ не вправе осуществлять данную деятельность самостоятельно. Разведывательная деятельность органов ФСБ осуществляется совместно с органами внешней разведки, если каким-либо образом пересекаются сферы их деятельности. Порядок и условия взаимодействия органов ФСБ и внешней разведки Российской Федерации устанавливаются соответствующим соглашением или совместными нормативными актами.

В ч. 3 ст. 11 Федерального закона об органах ФСБ устанавливается, что проведение разведывательных мероприятий, а также порядок использования негласных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности определяются нормативными актами ФСБ Российской Федерации. Из этого следует, что органы ФСБ имеют право самостоятельно проводить разведывательные мероприятия, а также определять перечень таких мероприятий и устанавливать порядок их проведения. Федеральный закон не ограничивает проведение органами ФСБ разведывательной деятельности территорией Российской Федерации, а также не запрещается применение ими методов и средств разведывательной деятельности в отношении лиц в связи с их принадлежностью к конкретному гражданству.

Сведения об организации, методах и средствах осуществления разведывательной деятельности составляют государственную тайну.

Буквальное толкование ст. 8-12 ФЗ «О безопасности» от 7 декабря 2010 г. позволяет относить к системе органов безопасности практически все государственные органы, независимо от их принадлежности к ветвям государственной власти, общественные организации и объединения и даже отдельных физических лиц. Конечно, указанная норма нуждается в корректировке путем приведения ее в соответствие с формирующейся российской системой права. В перечень системы органов безопасности не могут быть включены органы законодательной власти и судебные органы хотя бы потому, что Президент РФ не осуществляет непосредственно руководства указанными органами. Это недопустимо в правовом государстве, каковым в соответствии со ст. 1 Конституции РФ признана Российская Федерация. Кроме того, для органов законодательной и судебной ветвей власти обеспечение безопасности не является приоритетным (основным) направлением деятельности.

Органами безопасности, следовательно, могут быть лишь некоторые органы исполнительной власти. А вот какие именно - это до сих пор не определено, на что нами было обращено внимание в первом параграфе данной главы учебника. Для определения системы органов безопасности важно иметь в виду Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» № 308 от 11 марта 2003 г. (в редакции от 7 августа

  • 2004 г.) ). Мы считаем, что на момент учтенного в учебнике законодательства к числу органов безопасности необходимо относить:
    • Совет Безопасности РФ;
    • органы федеральной службы безопасности;
    • органы внешней разведки;
    • федеральные органы государственной охраны;
    • органы федеральной фельдъегерской связи;
    • органы пожарной безопасности.

В такой последовательности они и будут рассмотрены далее.

  • 1. Правовую основу организации и деятельности Совета Безопасности Российской Федерации составляет Указ Президента РФ «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации» № 726 от 7 июня 2004 г. с последующими изменениями и дополнениями . Подзаконным нормативным правовым актом утверждено Положение о Совете Безопасности Российской Федерации. Совет Безопасности РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. Деятельность Совета Безопасности РФ обеспечивается аппаратом Совета Безопасности РФ, являющимся структурным подразделением Администрации Президента РФ. Научно-методологическое обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ возложено на научный совет при Совете Безопасности Российской Федерации .
  • 2. Правовую основу организации и деятельности органов федеральной службы безопасности составляет Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 22 февраля 1995 г.
  • (с последующими изменениями и дополнениями) . В соответствии со ст. 1-2 указанного Закона органы федеральной службы безопасности представляют единую централизованную систему, в которую входят: федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности; управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации; управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления; управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе; другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности и пограничных войск; авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Анализ приведенных положений Закона позволяет сказать, что система органов федеральной службы безопасности соответствует федеративному устройству и административно-территориальному делению Российской Федерации, а также ее военноадминистративному делению.

Обращаем внимание читателей на то, что управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации поименованы в Законе как территориальные органы безопасности. Управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления поименованы как органы безопасности в войсках. Управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе поименованы как пограничные органы, в подчинении которых находятся пограничные войска. Другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, поименованы как другие органы безопасности.

Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям : контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью и террористической деятельностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности. Этот перечень основных направлений не является исчерпывающим, ибо федеральным законодательством могут быть установлены «иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности».

Высшим звеном в системе органов федеральной службы безопасности является федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности (ст. 3). В соответствии с Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» № 636 от 21 мая 2012 г. таковым является Федеральная служба безопасности РФ, руководство деятельностью которой осуществляет Президент РФ. Федеральная служба безопасности РФ создает территориальные органы безопасности, организует деятельность этих органов и пограничных войск, издает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности и пограничных войск. Нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования организации и деятельности Федеральной службы безопасности РФ, является Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» № 960 от 11 августа 2003 г. (с последующими изменениями и дополнениями) .

Основными задачами Федеральной службы безопасности РФ являются: управление органами и войсками, а также организация их деятельности; информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ, а также по их поручениям - федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации; организация выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; координация осуществляемых федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности; организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено к ведению органов и войск; обеспечение борьбы с террористической и диверсионной деятельностью. Для выполнения основных задач Федеральная служба безопасности РФ наделена соответствующими правомочиями, большинство из которых в комментируемом подзаконном нормативном правовом акте ошибочно обозначены как отдельные функции.

Федеральную службу безопасности РФ возглавляет Директор ФСБ РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ . Директор ФСБ РФ несет ответственность за выполнение задач, стоящих перед органами и войсками; организует работу ФСБ РФ, руководит деятельностью органов и войск, образует в органах федеральной службы безопасности коллегии и утверждает их состав, устанавливает полномочия должностных лиц органов и войск по решению ими оперативных, организационно-штатных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов; информирует Президента РФ и Председателя Правительства РФ по вопросам, отнесенным к компетенции органов и войск; представляет Федеральную службу безопасности РФ во взаимоотношениях с представительными (законодательными), исполнительными и судебными органами государственной власти Российской Федерации; издает на основании и во исполнение федерального законодательства нормативные правовые акты , в том числе совместно или по согласованию с руководителями федеральных органов исполнительной власти, организует проверку их исполнения; отменяет противоречащие федеральному законодательству и нормативным правовым актам Федеральной службы безопасности РФ нормативные правовые акты, изданные руководителями органов и войск; утверждает перечень сведений, подлежащих засекречиванию в органах и войсках; утверждает структуру Федеральной службы безопасности РФ, штаты подразделений, входящих в нее, и определяет порядок их функционирования. Приведенный перечень полномочий высшего должностного лица Федеральной службы безопасности РФ не является исчерпывающим.

В Федеральной службе безопасности РФ образуется коллегия в составе Директора ФСБ РФ (председатель коллегии), заместителей Директора по должности, а также руководящих работников органов и войск. Численность и состав коллегии Федеральной службы безопасности РФ, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждаются Президентом РФ. Коллегия Федеральной службы безопасности РФ на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов и войск и принимает по ним решения. Решения коллегии Федеральной службы безопасности РФ принимаются большинством голосов ее членов и оформляются приказами Директора ФСБ РФ. В случае разногласий между Директором ФСБ РФ и коллегией ФСБ РФ Директор ФСБ РФ реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту РФ. Члены коллегии Федеральной службы безопасности РФ также могут сообщить свое мнение Президенту РФ. Решения, принятые на совместных заседаниях коллегии Федеральной службы безопасности РФ и других федеральных органов исполнительной власти, оформляются совместными приказами Директора Федеральной службы безопасности РФ и руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Рассматриваемым Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. предусмотрена следующая структура органов Федеральной службы безопасности РФ: Федеральная служба безопасности РФ, имеющая в своем составе департаменты, управления и другие подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органов федеральной службы безопасности, а также подразделения, исполняющие управленческие функции; управления (отделы) ФСБ РФ по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации; Управления (отделы) ФСБ РФ в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления; управления (отряды) ФСБ РФ по пограничной службе; другие управления (отделы) ФСБ РФ, осуществляющие отдельные полномочия Федеральной службы безопасности РФ или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности и пограничных войск; авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности. В отличие от уже утратившего юридическую силу аналогичного Указа Президента РФ от 6 июля 1998 г. в рассматриваемом подзаконном нормативном правовом акте конкретных сведений о структурных подразделениях не приведено.

Что касается нижестоящего звена системы органов федеральной службы безопасности, то решение о создании (упразднении) территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках, пограничных органов, других органов безопасности, авиационных подразделений, центров специальной подготовки, подразделений специального назначения, предприятий, образовательных учреждений, научно-исследовательских, экспертных, судебно-экспертных, военно-медицинских и военно-строительных подразделений и иных учреждений и подразделений, предназначенных для обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности РФ, принимает Директор ФСБ РФ. Им же утверждаются положения о них и их штатах, а также определяется порядок их функционирования.

В единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности входят управления (отделы) Федеральной службы безопасности РФ в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях (органы безопасности в войсках), организация и порядок деятельности которых закреплены в Положении об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках), утвержденном Указом Президента РФ № 318 от 7 февраля 2000 г. (в редакции от 19 ноября 2003 г.) . В систему органов безопасности в войсках входят: Управление военной контрразведки (3-е Управление) ФСБ РФ; управления и отделы ФСБ РФ по военным округам и флотам, округу Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, внутренним войскам МВД РФ, группам войск, объединениям центрального подчинения; отделы ФСБ РФ по объединениям, соединениям, воинским частям, гарнизонам, военным образовательным учреждениям профессионального образования, организациям Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Третье Управление является подразделением центрального аппарата Федеральной службы безопасности РФ, осуществляющим непосредственное руководство подчиненными Федеральной службе безопасности РФ органами безопасности в войсках. Третье Управление обеспечивает безопасность в центральных органах управления Вооруженных Сил РФ, других войск, формирований и органов и в непосредственно подчиненных им воинских частях и организациях. В системе органов безопасности в войсках образуется коллегия, в состав которой входят начальник 3-го Управления (председатель коллегии), его первый заместитель и заместители (по должности), а также другие руководящие сотрудники 3-го Управления и органов безопасности в войсках, включаемые в состав коллегии ФСБ РФ Директором ФСБ РФ по представлению начальника 3-го Управления.

Задачами органов безопасности в войсках являются: выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; добывание разведывательной информации об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; выявление, предупреждение и пресечение террористической и диверсионной деятельности, направленной против Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; выявление, предупреждение и пресечение преступлений, отнесенных федеральным законодательством (Уголовно-процессуальным кодексом РФ) к подследственности органов федеральной службы безопасности; предотвращение в пределах своих полномочий несанкционированных действий с оружием массового поражения; обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах; организация и осуществление в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах во взаимодействии с другими государственными органами борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатки и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, с незаконными вооруженными формированиями, преступными группами, отдельными лицами и общественными объединениями, ставящими своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти; участие в обеспечении Президента РФ, Председателя Правительства РФ и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации информацией об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; участие в оперативном (контрразведывательном) обеспечении защиты государственной границы Российской Федерации.

Органы безопасности в пределах своих полномочий обязаны : выявлять, предупреждать и пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; осуществлять во взаимодействии с другими органами федеральной службы безопасности и органами внешней разведки Российской Федерации разведывательную деятельность в целях добывания, обработки и реализации информации об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженным Силам РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также проникновение в специальные службы и организации иностранных государств; проводить дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, отнесенных федеральным законодательством (Уголовно-процессуальным кодексом РФ) к подследственности органов федеральной службы безопасности; осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с ядерным терроризмом и иными видами терроризма, организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, с вовлечением военнослужащих в деятельность, целью которой является вооруженный мятеж, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти, а также по борьбе с иными преступлениями, отнесенными федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности; участвовать в разработке и реализации мер по предупреждению несанкционированных действий с оружием массового поражения; участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по защите государственной тайны, а также осуществлять контроль за обеспечением защиты государственной тайны, мероприятиями по противодействию иностранным техническим разведкам, обеспечением безопасности специальных (засекреченных) видов связи и шифровальной работы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах; осуществлять меры, связанные с допуском военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов к государственной тайне; участвовать в решении вопросов, касающихся выезда за пределы Российской Федерации военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации; осуществлять анализ информации о вероятных угрозах Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам и прогнозирование тенденций развития этих угроз; участвовать в информировании федеральных органов государственной власти, органов военного управления и должностных лиц об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, о предпосылках к возникновению чрезвычайных ситуаций, а также предоставлении указанным органам иных сведений, необходимых для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации; информировать органы военного управления и должностных лиц о выявленной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба обороне и безопасности Российской Федерации, а также по другим вопросам, касающимся безопасности объектов оперативного обеспечения, осуществлять контроль за реализацией указанной информации; осуществлять регистрацию, учет и хранение оперативно-служебных документов, содержащих сведения о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах деятельности органов безопасности в войсках; поддерживать постоянную оперативную готовность органов безопасности в войсках; осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности. Приведенный перечень полномочий органов безопасности в войсках не является исчерпывающим.

Органы безопасности в войсках имеют право : устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие, в интересах обеспечения безопасности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также для решения иных задач, предусмотренных федеральным законодательством; осуществлять оперативно-разыскные, контрразведывательные и разведывательные мероприятия на объектах оперативного обеспечения и их окружении в целях решения задач, возложенных на органы безопасности в войсках; осуществлять дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, отнесенных федеральным законодательством (Уголовно-процессуальным кодексом РФ) к подследственности органов федеральной службы безопасности; осуществлять хранение и использование оперативных и других материалов для обеспечения деятельности органов безопасности в войсках, создавать в этих целях информационные системы; вносить в органы военного управления и должностным лицам обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, совершению преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности, осуществлять контроль за реализацией этих представлений; поддерживать на основе международных договоров Российской Федерации контакты со специальными службами иностранных государств, с которыми осуществляется сотрудничество в военной области или на территории которых дислоцируются объединения, соединения и воинские части Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; использовать по согласованию с соответствующими государственными органами, органами военного управления и должностными лицами средства связи, служебные помещения и транспортные средства, другие силы и средства, а также информационные системы и банки данных, архивно-учетные материалы и документы объектов оперативного обеспечения; знакомиться в соответствующих органах военного управления с нормативными документами, планами, актами, иными материалами, в том числе определяющими и характеризующими финан- сово-хозяй-ственную деятельность, а также с вооружением и военной техникой, состоящими на вооружении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; использовать в целях обеспечения собственной безопасности и зашифровки ведомственной принадлежности сотрудников, подразделений, помещений и транспортных средств органов безопасности в войсках документы федеральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций. Приведенный перечень прав органов безопасности в войсках также не является исчерпывающим.

В соответствии с упоминавшимся выше Указом Президента РФ № 308 от 11 марта 2003 г. в систему органов федеральной службы безопасности включены пограничные войска, органы пограничной службы и организации упраздненной Пограничной службы РФ. В Федеральной службе безопасности РФ создана Пограничная служба, возглавляемая первым заместителем Директора ФСБ РФ - руководителем Пограничной службы ФСБ РФ. Базовым нормативным правовым актом, регулирующим организацию охраны государственной границы, а также полномочия органов, ее обеспечивающих, является Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями) 1 .

Пограничная служба ФСБ РФ возглавляет единую централизованную систему, включающую в себя: органы пограничного контроля; орган внешней разведки; оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную, оперативно-разыскную деятельность; органы пограничной стражи и другие органы пограничной службы, предусмотренные федеральным законодательством; пограничные войска; военные образовательные учреждения профессионального образования, предприятия, учреждения и организации, находящиеся в подчинении Пограничной службы ФСБ РФ.

Основными функциями Пограничной службы ФСБ РФ являются: участие в разработке и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации и федеральных пограничных программ; участие в подготовке законодательных актов и разработка нормативных правовых актов по вопросам защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, установления и обеспечения соблюдения правил пересечения государственной границы, а также правил, регламентирующих деятельность органов пограничного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу, пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации; сотрудничество с международными организациями по проблемам государственных границ, участие в международных переговорах по пограничным вопросам; разработка концепции защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации; разработка мер по предупреждению и пресечению незаконного изменения прохождения государственной границы Российской Федерации; организация пограничного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу; обеспечение деятельности органов дознания органов и войск Пограничной службы ФСБ РФ и др.

Федеральной службе безопасности РФ во исполнение Указа Президента РФ № 308 от 11 марта 2003 г. также передана часть функций упраздненного Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ.

3. Организация и деятельность органов внешней разведки урегулированы в Федеральном законе «О внешней разведке» от 8 декабря 1995 г. (в редакции от 13 октября 2000 г., от 18 июня 2003 г., от 5 августа 2004 г. и от 24 января 2007 г.) 1 . Органы внешней разведки осуществляют разведывательную деятельность посредством: добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; оказания содействия в реализации мер, осуществляемых в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки Российской Федерации. Положения об органах внешней разведки России утверждаются Президентом РФ. До нынешнего времени таких подзаконных нормативных правовых актов не принято. Президентом РФ был принят лишь один из немногочисленных указов, касающихся порядка прохождения службы в рассматриваемом нами органе безопасности. Это Указ Президента РФ «О порядке установления предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих кадрового аппарата состава органов внешней разведки Российской Федерации» № 574 от 21 апреля 1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями) 1 . Приведенные акты Президента РФ позволяют нам определить, что Службу внешней разведки возглавляет Директор. В специальном Законе об этом ничего не сказано.

Система органов внешней разведки включает Службу внешней разведки РФ, органы внешней разведки Министерства обороны РФ. То есть можно говорить о наличии двух звеньев системы органов внешней разведки. Высшим звеном является Служба внешней разведки РФ. Общее руководство всей системой органов внешней разведки осуществляет Президент РФ.

Для осуществления разведывательной деятельности органам внешней разведки предоставлены следующие полномочия : установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие; осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности; использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки; взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны; заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности; организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации; обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации, и членов их семей; обеспечение собственной безопасности, т.е. защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз; создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки.

Службе внешней разведки РФ во исполнение Указа Президента РФ № 308 от 11 марта 2003 г. передана часть функций упраздненного Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ.

4. В систему органов безопасности нами включены также федеральные органы государственной охраны.

В нынешнее время объекты государственной охраны, перечень органов, ее осуществляющих, а также их полномочия определены Федеральным законом «О государственной охране» от 24 апреля 1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями) .

Государственная охрана в Законе определена как функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-разыскных, технических и иных мер. Она осуществляется путем: предоставления объектам государственной охраны персональной охраны, специальной связи и транспортного обслуживания, а также информации об угрозе их безопасности; осуществления в соответствии с федеральным законодательством оперативно-разыскной деятельности в целях реализации полномочий соответствующих государственных органов обеспечения безопасности; проведения охранных мероприятий и поддержания общественного порядка в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны; поддержания порядка, установленного уполномоченными на то должностными лицами, и пропускного режима на охраняемых объектах.

Ныне единственным органом, осуществляющим государственную охрану, является Федеральная служба охраны РФ. Организация и порядок деятельности Федеральной службы охраны РФ урегулированы Указом Президента РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации» № 1013 от 7 августа 2004 г. (с последующими изменениями и дополнениями) . Федеральная служба охраны РФ в соответствии с Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» № 636 от 21 мая 2012 г. включена в перечень федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ . Федеральную службу охраны России возглавляет Директор ФСО РФ, который непосредственно подчиняется Президенту РФ. Директор ФСО РФ назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ .

Основными задачами Федеральной службы охраны РФ являются: прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы; обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда; выявление, предупреждение и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны; защита зданий, строений и сооружений, в которых размещены федеральные органы государственной власти, прилегающих к указанным зданиям, строениям и сооружениям территорий и акваторий в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также зданий, строений, сооружений, прилегающих к ним территорий и акваторий, находящихся в оперативном управлении Федеральной службы охраны РФ; организация взаимодействия государственных органов обеспечения безопасности и координация их деятельности в сфере государственной охраны; обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи; участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом; выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах; обеспечение собственной безопасности.

В Федеральной службе охраны РФ образуется коллегия в составе Директора ФСО РФ (председатель коллегии), первого заместителя и заместителей Директора ФСО РФ по должности, а также руководителей подразделений ФСО РФ. Члены коллегии

ФСО РФ, за исключением лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Директором ФСО РФ. Коллегия ФСО РФ на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности Федеральной службы охраны РФ и принимает по ним решения. Решения коллегии ФСО РФ принимаются большинством голосов ее членов, оформляются протоколами и проводятся в жизнь приказами Директора ФСО РФ. В случае разногласий между Директором ФСО РФ и коллегией ФСО РФ Директор ФСО РФ проводит в жизнь свое решение. Решения, принятые на совместных заседаниях коллегией ФСО РФ и других федеральных органов исполнительной власти, оформляются совместными приказами Директора ФСО РФ и иными руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» № 308 от 11 марта 2003 г. создана Служба специальной связи и информации при Федеральной службе охраны РФ. Служба специальной связи и информации при Федеральной службе охраны РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим в пределах своих полномочий организацию и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования систем специальной информации для государственных органов. Службе специальной связи и информации при Федеральной службе охраны РФ передана часть функций упраздненного Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (п. 3 Указа Президента РФ № 308 от 11 марта 2003 г.). Службу специальной связи и информации Федеральной службы охраны РФ возглавляет руководитель - первый заместитель Директора ФСО РФ .

  • 5. Систему органов федеральной фельдъегерской связи возглавляет Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации. Организация и деятельность данного органа исполнительной власти, осуществляющего специальные полномочия в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, предусмотрены в Указе Президента РФ № 1074 от 13 августа 2004 г. (с последующими изменениями и дополнениями) . Государственную фельдъегерскую службу РФ возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ .
  • 6. Система органов обеспечения пожарной безопасности предусмотрена в Федеральном законе «О пожарной безопасности» от 18 ноября 1994 г. (с последующими изменениями и дополнениями) . Возглавляет систему органов обеспечения пожарной безопасности Государственная противопожарная служба , составной частью которой является Федеральная противопожарная служба, организация и деятельность которой закреплены в постановлении Правительства РФ «О Федеральной противопожарной службе» № 385 от 20 июня 2005 г. Указом Президента РФ № 1309 от 9 ноября 2001 г. Государственная противопожарная служба была передана из ведения МВД РФ в ведение МЧС РФ, что было дополнительно закреплено в Указе Президента РФ № 868 от 11 июля 2004 г.

Федеральная противопожарная служба осуществляет свою деятельность через следующие органы управления, подразделения и учреждения: структурные подразделения центрального аппарата МЧС РФ; структурные подразделения территориальных органов МЧС РФ - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; органы государственного пожарного надзора; пожарно-технические научно-исследовательские и образовательные учреждения; подразделения обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы; подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях

(объектовые подразделения); подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях, т.е. специальные и воинские подразделения (п. 3 Постановления Правительства РФ № 385 от 20 июня 2005 г.).

Основными задачами федеральной противопожарной службы являются:

  • организация и осуществление государственного пожарного надзора на территории Российской Федерации, за исключением объектов, государственный пожарный надзор на которых отнесен в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции иных государственных органов;
  • организация и осуществление профилактики пожаров;
  • организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, спасание людей и имущества в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации;
  • координация деятельности других видов пожарной охраны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • осуществление научно-технического обеспечения пожарной безопасности и координация научных исследований в области пожарной безопасности;
  • организация в пределах своей компетенции подготовки в образовательных учреждениях МЧС РФ, других образовательных учреждениях специалистов для пожарной охраны и организаций;
  • осуществление методического руководства и контроля деятельности по вопросам обучения населения в области обеспечения пожарной безопасности, а также организации подготовки в установленном порядке должностных лиц органов государственной власти в области пожарной безопасности (п. 5 Постановления Правительства РФ № 385 от 20 июня 2005 г.).

В соответствии с приказом Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ «О создании судебноэкспертных учреждений и экспертных подразделений Федеральной противопожарной службы» № 745 от 14 октября 2005 г. См.: СЗ РФ. 2006. №31 (ч. I). Ст. 3459; 2008. №43. Ст. 4919; 2011. № 4.Ст. 592. Приказом Директора ФСБ РФ № 464 от 18 сентября 2008 г. утвержден Регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации (см.: РГ. 2008.10 октября). См.: СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2882; 2005. № 43. Ст. 4376; 2008. № 17. Ст. 1814; № 43. Ст. 4921; № 47. Ст. 5431; 2009. № 22. Ст. 2697; 2011. № 2. Ст. 267.

  • См.: Пожарная безопасность. 2006. № 3. С. 6-10.
  • Как мы знаем, любая страна - это обширная организация, которая обеспечивает достаточный уровень жизни своему населению. Таким образом, благосостояние той или иной страны прямо влияет на качество жизни её жителей. Последние, в свою очередь, обязаны обеспечить защиту своего государства. Данный факт люди осознали еще в древние времена, что повлекло создание армий. Его представители всегда имели почет и популярность в обществе.

    Однако, помимо обычных военных формирований, в каждой державе существовали органы безопасности, которые боролись с разведывательной деятельностью иных стран на своей территории. Такие организации в большинстве случаев реализовывали свою деятельность в тени, чтобы скрыть от посторонних глаз методы и способы работы. Тем не менее на сегодняшний день существование и функционирование многих структур государственной безопасности не вызывает удивления, так как они есть практически в каждой стране.

    Что касается России, то в нашем государстве также действует специальное ведомство, которое называется Федеральной службой безопасности, или ФСБ. Чем занимается эта организация, ее структура и функции будут рассмотрены далее в статье.

    Структура ведомства

    Закон «О ФСБ» во многом дает понимание о структуре представленной в статье службы. Данный вопрос на сегодняшний день является крайне интересным. Ведь структура показывает приоритетность тех или иных направлений деятельности службы. Таким образом, на сегодняшний день в систему входят следующие управления, службы и отделы ФСБ:

    • непосредственно аппарат ведомства;
    • службы контрразведки и охраны конституционного строя РФ;
    • служба безопасности экономической направленности;
    • пограничная, кадровая службы и собственная безопасность;
    • следственное управление;
    • департамент военной контрразведки.

    Существуют также иные, более незначительные подразделения, входящие в состав ФСБ. Чем занимается каждое структурное ведомство, можно понять, анализируя нормативную базу и иную официальную информацию о службе.

    Специальные подразделения

    Сотрудники ФСБ выполняют совершенно разные задачи при работе в тех или иных структурных формированиях службы. Однако существуют подразделения, перед которыми ставятся особы цели. Таковым формированием является Центр специального назначения ФСБ. В его составе действует два управления: «А» («Альфа») и «В» («Вымпел»). Подразделения занимаются выполнением специальных задач. К примеру, «Альфа» - это организация, созданная для борьбы с терроризмом, освобождения заложников и решения иных важных задач. Бойцы «Альфы» часто выполняют задачи в таких как Чечня, Дагестан и т. п.

    Что касается подразделения «Вымпел», то оно является одним из наиболее засекреченных на сегодняшний день. Численность, командование и личный состав управления неизвестны. Деятельность организации также овеяна тайной. О его функционировании можно судить лишь по слухам, согласно которым, «Вымпел» используется для деятельности за рубежом.

    Особенности кадрового состава

    Любое государственное ведомство сотрудников подбирает тщательно. Сотрудники ФСБ в данном случае приходят на службу в орган в качестве военнослужащих или на правах персонала гражданского типа. При этом в ведомстве приветствуются люди, которые уже имеют образование в определенных сферах деятельности. Помимо этого, существует специальная академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации. В этом учебном заведении готовят представителей офицерского состава для определенных подразделений ведомства.

    Вывод

    Итак, мы попытались проанализировать особенности такой структуры, как ФСБ. Чем занимается данный орган, особенности его системы и кадрового состава также были описаны в статье. Остается надеяться, что в будущем ведомство будет лишь совершенствоваться в своей работе, так как его деятельность напрямую связана с безопасностью России.

    Федеральная служба безопасности (ФСБ) России отмечает свой 20-летний юбилей. 3 апреля 1995 года президент РФ Борис Ельцин подписал закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации». В соответствии с документом Федеральная служба контрразведки (ФСК) была преобразована в Федеральную службу безопасности.

    В 2014 году преступлений террористической направленности совершено в 2,6 раза меньше, чем в 2013 году. В прошлом году Служба пресекла деятельность 52 кадровых сотрудников и 290 агентов иностранных спецслужб, в тот же период удалось предотвратить нанесение государству ущерба от коррупционных действий в размере около 142 миллиардов рублей

    АиФ.ru рассказывает о ФСБ и её предшественниках, стоявших на страже государственных интересов СССР.

    ВЧК (1917-1922)

    Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) была создана 7 декабря 1917 года как орган «диктатуры пролетариата». Главной задачей комиссии была борьба с контрреволюцией и саботажем. Также орган выполнял функции разведки, контрразведки и политического розыска. С 1921 года в число задач ВЧК входила ликвидация беспризорности и безнадзорности среди детей.

    Председатель Совнаркома СССР Владимир Ленин называл ЧК «разящим орудием против бесчисленных заговоров, бесчисленных покушений на Советскую власть со стороны людей, которые были бесконечно сильнее нас».

    В народе комиссию прозвали «чрезвычайкой», а её сотрудников — «чекистами». Возглавил первый советский орган госбезопасности Феликс Дзержинский. Под новую структуру было отведено здание бывшего градоначальника Петрограда, расположенное по адресу Гороховая, 2.

    В феврале 1918 года сотрудники ВЧК получили право расстреливать преступников на месте без суда и следствия согласно декрету «Отечество в опасности!».

    Высшую меру разрешено было применять в отношении «неприятельских агентов, спекулянтов, громил, хулиганов, контрреволюционных агитаторов, германских шпионов», а позднее «всех лиц, прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам».

    Окончание гражданской войны и спад волны крестьянских восстаний сделали бессмысленным дальнейшее существование разросшегося репрессивного аппарата, чья деятельность практически не имела юридических ограничений. Поэтому к 1921 году перед партией встал вопрос о реформировании организации.

    ОГПУ (1923-1934)

    6 февраля 1922 года ВЧК была окончательно упразднена, а её полномочия перешли к Государственному политическому управлению, которое впоследствии получило название объединённого (ОГПУ). Как подчёркивал Ленин: «... упразднение ВЧК и создание ГПУ не означает просто изменение название органов, а заключается в изменении характера всей деятельности органа в период мирного строительства государства в новой обстановке...».

    Председателем ведомства до 20 июля 1926 года являлся Феликс Дзержинский, после его смерти этот пост занял бывший нарком финансов Вячеслав Менжинский.

    Главной задачей нового органа была всё та же борьба с контрреволюцией в любых её проявлениях. В подчинении ОГПУ находились особые части войск, необходимые для подавления общественных беспорядков и борьбы с бандитизмом.

    Помимо этого, на ведомство были возложены следующие функции:

    • охрана железнодорожных и водных путей сообщения;
    • борьба с контрабандой и переходом границ советскими гражданами);
    • выполнение специальных поручений Президиума ВЦИК и СНК.

    9 мая 1924 года полномочия ОГПУ были существенно расширены. Ведомству стали подчиняться органы милиции и уголовного розыска. Так начался процесс слияния органов госбезопасности с органами внутренних дел.

    НКВД (1934-1943)

    10 июля 1934 был образован Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД). Наркомат был общесоюзным, а ОГПУ включалось в него в виде структурного подразделения под названием Главного Управления Государственной безопасности (ГУГБ). Принципиальное новшество заключалось в том, что упразднялась судебная коллегия ОГПУ: новое ведомство не должно было иметь судебных функций. Новый наркомат возглавил Генрих Ягода.

    В сфере ответственности НКВД находились политический сыск и право вынесения приговоров во внесудебном порядке, система исполнения наказаний, внешняя разведка, пограничные войска, контрразведка в армии. В 1935 году к функциям НКВД отнесено и регулирование дорожного движения (ГАИ), а в 1937 г. создаются отделы НКВД на транспорте, включая морские и речные порты.

    28 марта 1937 года Ягода был арестован НКВД, при обыске у него дома, согласно протоколу, были найдены фотографии порнографического характера, троцкистская литература и резиновый фаллоимитатор. Ввиду «антигосударственной» деятельности Политбюро ЦК ВКП(б) исключило Ягоду из партии. Новым главой НКВД был назначен Николай Ежов.

    В 1937 году появились «тройки» НКВД. Комиссия их трёх человек заочно выносила тысячи приговоров «врагам народа», основываясь на материалах органов, а порой и просто по спискам. Особенностью этого процесса было отсутствие протоколов и минимальное количество документов, на основании которых выносились решение о вине подсудимого. Вердикт «тройки» обжалованию не подлежал.

    За год работы « тройками» были осуждены 767 397 человек, из них 386 798 человек были приговорены к расстрелу. Жертвами чаще всего становились кулаки — зажиточные крестьяне, не желавшие добровольно отдавать колхозу своё имущество.

    10 апреля 1939 года Ежов был арестован в кабинете Георгия Маленкова. Впоследствии бывший глава НКВД признался в гомосексуальной ориентации и подготовке государственного переворота. Третьим народным комиссаром внутренних дел стал Лаврентий Берия.

    НКГБ — МГБ (1943-1954)

    3 февраля 1941 года НКВД разделили на два наркомата — Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ) и Народный комиссариат внутренних дел (НКВД).

    Сделано это было с целью улучшения агентурно-оперативной работы органов государственной безопасности и распределения возросшего объёма работы НКВД СССР.

    На НКГБ возлагались задачи:

    • ведение разведывательной работы за границей;
    • борьба с подрывной, шпионской, террористической деятельностью иностранных разведок внутри СССР;
    • оперативная разработка и ликвидация остатков антисоветских партий и контрреволюционных формирований среди различных слоёв населения СССР, в системе промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства;
    • охрана руководителей партии и правительства.

    На НКВД возлагались задачи по обеспечению государственной безопасности. В ведении этого ведомства оставались войсковые и тюремные подразделения, милиция, пожарная охрана.

    4 июля 1941 года в связи с начавшейся войной было решено в целях уменьшения бюрократии объединить НКГБ и НКВД в одно ведомство.

    Повторное создание НКГБ СССР состоялось в апреле 1943-го. Основной задачей комитета была разведывательно-диверсионная деятельность в тылу немецких войск. По мере продвижения на запад возрастало значение работы в странах Восточной Европы, где НКГБ занимался «ликвидацией антисоветских элементов».

    В 1946 году все народные комиссариаты были переименованы в министерства, соответственно, НКГБ стал Министерством государственной безопасности СССР. Тогда же министром госбезопасности стал Виктор Абакумов . С его приходом начался переход функций МВД в ведение МГБ. В 1947-1952 годах ведомству были переданы внутренние войска, милиция, пограничные войска и другие подразделения (в составе МВД остались лагерные и строительные управления, пожарная охрана, конвойные войска, фельдъегерская связь).

    После смерти Сталина в 1953 году Никита Хрущёв сместил Берию и организовал кампанию против незаконных репрессий НКВД. Впоследствии несколько тысяч несправедливо осуждённых были реабилитированы.

    КГБ (1954-1991)

    13 марта 1954 года создан Комитет государственной безопасности (КГБ) путём выделения из МГБ управлений, служб и отделов, имевших отношение к вопросам обеспечения госбезопасности. По сравнению с предшественниками, новый орган имел более низкий статус: был не министерством в составе правительства, а комитетом при правительстве. Председатель КГБ был членом ЦК КПСС, но в высший орган власти — Политбюро — он не входил. Объяснялось это тем, что партийная верхушка хотела обезопасить себя от появления нового Берии — человека, способного отстранить её от власти ради осуществления собственных политических проектов.

    В зону ответственности нового органа входили: внешняя разведка, контрразведка, оперативно-розыскная деятельность, охрана государственной границы СССР, охрана руководителей КПСС и правительства, организация и обеспечение правительственной связи, а также борьба с национализмом, инакомыслием, преступностью и антисоветской деятельностью.

    Практически сразу же после своего образования в КГБ провели масштабное сокращение штата в связи с начавшимся процессом десталинизации общества и государства. С 1953 по 1955 год органы госбезопасности были сокращены на 52%.

    В 1970-е годы КГБ усилил борьбу с инакомыслием и диссидентским движением. Однако действия ведомства стали более утончёнными и замаскированными. Активно применялись такие средства психологического давления, как слежка, общественное осуждение, подрыв профессиональной карьеры, профилактические разговоры, принуждение к выезду за границу, принудительное заключение в психиатрические клиники, политические судебные процессы, клевета, ложь и компромат, различные провокации и запугивания. Вместе с тем, были и списки «невыездных» — тех, кому отказывали в выезде за границу.

    Новым «изобретением» спецслужб стала так называемая «ссылка за 101-й километр»: политически неблагонадёжных граждан выселяли за пределы Москвы и Санкт-Петербурга. Под пристальным вниманием КГБ в этот период находились в первую очередь представители творческой интеллигенции — деятели литературы, искусства и науки — которые по своему общественному статусу и международному авторитету могли нанести наиболее масштабный вред репутации советского государства и коммунистической партии.

    В 90-х годах изменения в обществе и системе государственного управления СССР, вызванные процессами перестройки и гласности, привели к необходимости пересмотра основ и принципов деятельности органов государственной безопасности.

    С 1954 по 1958 год руководство КГБ осуществлял И. А. Серов.

    С 1958 по 1961 год — А. Н. Шелепин.

    С 1961 по 1967 год — В. Е. Семичастный.

    С 1967 по 1982 год — Ю. В. Андропов.

    С мая по декабрь 1982 года — В. В. Федорчук.

    С 1982 по 1988 год — В. М. Чебриков.

    С августа по ноябрь 1991 года — В. В. Бакатин.

    3 декабря 1991 года президент СССР Михаил Горбачёв подписал закон «О реорганизации органов государственной безопасности». На основании документа КГБ СССР был упразднён и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР (в настоящее время — Служба внешней разведки РФ).

    ФСБ

    После упразднения КГБ процесс создания новых органов госбезопасности занял порядка трёх лет. В течение этого времени отделы расформированного комитета переходили из одного ведомства в другое.

    21 декабря 1993 года Борис Ельцин подписал указ о создании Федеральной службы контрразведки РФ (ФСК). Директором нового органа с декабря 1993 года по март 1994 года был Николай Голушко , а с марта 1994 по июнь 1995 года этот пост занимал Сергей Степашин .

    В настоящее время ФСБ сотрудничает со 142 спецслужбами, правоохранительными органами и пограничными структурами 86 государств. В 45 странах функционируют аппараты официальных представителей органов Службы.

    В целом, деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

    • контрразведывательная деятельность;
    • борьба с терроризмом;
    • защита конституционного строя;
    • борьба с особо опасными формами преступности;
    • разведывательная деятельность;
    • пограничная деятельность;
    • обеспечение информационной безопасности; борьба с коррупцией.

    ФСБ возглавляли:

    в 1995- 1996 году М. И. Барсуков;

    в 1996- 1998 году Н. Д. Ковалёв;

    в 1998- 1999 году В. В. Путин;

    в 1999- 2008 Н. П. Патрушев;

    с мая 2008года — А. В. Бортников.

    Структура ФСБ России:

    • Аппарат Национального антитеррористического комитета;
    • Служба контрразведки;
    • Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом;
    • Служба экономической безопасности;
    • Служба оперативной информации и международных связей;
    • Служба организационно-кадровой работы;
    • Служба обеспечения деятельности;
    • Пограничная служба;
    • Научно-техническая служба;
    • Контрольная служба;
    • Следственное управление;
    • Центры, управления;
    • управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
    • пограничные управления (отделы, отряды) ФСБ России (пограничные органы);
    • другие управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов ФСБ (другие органы безопасности);
    • авиационные, железнодорожные, автотранспортные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения, санатории и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.