Словарь деловых характеристик. Образцы характеристик на руководителей

Здравствуйте! Можно ли дать название региона в виде аббревиатуры в следующем предложении: Мой отец заслуже нный артист РМ. Будет ли понятно читателю, что здесь имеется в виду Республика Мордовия, а не Республика Молдова, например?

В данном случае нет оснований использовать сокращение. Между подлежащим и сказуемым уместно поставить тире.

Вопрос № 297731

Добрый день! Обоснуйте, пожалуйста, почему "генеральный директор" должен писаться с маленькой буквы. Я это понимаю, но не знаю чем подкрепить.

Ответ справочной службы русского языка

Президент Российской Федерации, Председатель Правительства РФ.

Правило процитировано из справочника "Правила русской орфографии и пунктуации" под ред. В. В. Лопатина.

Вопрос № 294793

Здравствуйте! Если человеку в СССР было присвоено звание «Заслуже нный артист РСФСР», то не будет ли ошибкой, указывать это звание сейчас как «Заслуже нный артист России» / «Заслуже нный артист РФ» / «Заслуже нный артист Российской Федерации»? Аналогичный вопрос со званиями «Народный артист РСФСР» и «Народный артист СССР». Не является ли ошибкой, если мы напишем это звание как «Народный артист России» / «Народный артист РФ» / «Народный артист Российской Федерации»? Заранее спасибо за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Это разные звания (хотя и соответствующие друг другу), мы не рекомендуем заменять одно другим.

Вопрос № 294295

Здравствуйте! Подскажите, правильно ли я считаю, что в этом предложении не нужна запятая? Этот древний тибетский обряд известен по сей день и заслуже нно считается одним из интереснейших действ на свете.

Ответ справочной службы русского языка

Да, в этом предложении нет причин ставить запятую.

Вопрос № 293038

Пожалуйста, подскажите, должны ли какие-то слова быть с заглавной буквы в предложении для афиши "лауреат премии главы города, заслуже нный..."?

Ответ справочной службы русского языка

Заглавные буквы не нужны.

Вопрос № 290078

Можно ли поставить оценку после "оценок"? Из-за подделки оценок без работы остались сначала заслуже нный учитель РФ, а потом и директор

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 289248

Здравствуйте, уважаемая Грамота.ру! Согласно словарю Розенталя, пишется "звание "Заслуже нный артист РСФСР". А как правильно - звание Герой Советского Союза или звание "Герой Советского Союза"? В кавычках или нет, если впереди есть слово "звание"?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: звание Героя Советского Союза.

Вопрос № 289046

Добрый день! Спортсмен, почетный гражданин, заслуже нный мастер спорта, чемпион Иванов. Правильно ли расставлены запятые? Все эти приложения однородные? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Слово спортсмен из этого перечня лучше убрать: звание заслуже нный мастер спорта уже говорит о том, что Иванов является спортсменом. Звания почетный гражданин, заслуже нный мастер спорта, чемпион однородны, поэтому требуют разделения запятыми.

Вопрос № 288843

Здравствуйте! В ответе на вопрос 288775 последние титулы О.Иванова идут подряд (Корректно: Сегодня, 30 мая, отмечает свой день рождения чемпион Европы, серебряный призёр чемпионата мира, трёхкратный чемпион России, участник Олимпийских игр вице-президент Федерации бокса области заслуже нный мастер спорта России Олег Иванов.), разве не нужны запятые после слов "игр" и "области"?

Ответ справочной службы русского языка

Вице-президент – название должности (единственное в этом перечислении). Участник Олимпийских игр и вице-президент – неоднородные приложения, вице-президент и заслуже нный мастер спорта – неоднородные приложения, поэтому они не разделяются запятой.

Вопрос № 288775

Пожалуйста, проверьте правильность написания заглавных и строчных букв, а так же расставленные запятые в этом предложении: "Сегодня, 30 мая, отмечает свой День рождения чемпион Европы, серебряный призёр чемпионата мира, трёхкратный чемпион России, участник Олимпийских игр вице-президент Федерации бокса области Заслуже нный мастер спорта России Олег Иванов".

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Сегодня, 30 мая, отмечает свой день рождения чемпион Европы, серебряный призёр чемпионата мира, трёхкратный чемпион России, участник Олимпийских игр вице-президент Федерации бокса области заслуже нный мастер спорта России Олег Иванов.

Вопрос № 288463

Добрый день! Скажите, пожалуйста, нужно ли ставить двоеточие в следующем случае: В спектакле принимают участие(:) народный артист Украины Владимир Фролов, заслуже нная артистка Украины Тамара Тищенко, артисты хора и балета театра.

Ответ справочной службы русского языка

Правильны оба варианта – с двоеточием и без него. Двоеточие предупреждает читателя о том, что дальше следует перечисление, и передает соответствующую интонацию. Если предупредительной интонации нет, двоеточие не требуется. Решение о постановке знака принимает автор текста.

Вопрос № 287863

Здравствуйте! Очень важно знать, как правильно писать: "И.Н. пользуется заслуже нным уважением коллег" или " ...у коллег"?

Ответ справочной службы русского языка

Верны оба варианта.

В варианте с предлогом слово коллеги зависит от глагола: пользуется (у кого?) у коллег . В варианте без предлога слово коллеги зависит от существительного: уважением (кого? чьим?) коллег .

Вопрос № 284973

Здравствуйте, уважаемые консультанты Грамоты! У меня вопрос о написание слова "консул" в отдельности и в предложении: "Уважаемая (Г)госпожа (К)консул!" Заранее спасибо за ответ! С уважением, Татьяна Фомина.

Ответ справочной службы русского языка

Названия должностей, званий, титулов пишутся со строчной буквы, напр.: президент, канцлер, председатель, министр, премьер-министр, заместитель министра, мэр, император, королева, хан, шейх, генеральный секретарь, заслуже нный деятель культуры, лауреат Нобелевской премии, посол, атташе, директор, генеральный директор, академик, доктор наук, профессор, член-корреспондент, генерал-майор, командующий войсками, руководитель департамента, заведующий отделом, управляющий делами.

В официальных текстах названия высших государственных должностей и титулов пишутся с прописной буквы, напр.: Президент Российской Федерации, Председатель Правительства РФ, Председатель Государственной думы, Премьер-министр Индии, Её Величество Королева Англии . Однако в неофициальных текстах эти названия пишутся со строчной буквы, напр.: выборы президента, выступление председателя Госдумы, распоряжение премьер-министра, приём у королевы.

(Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006.)

Вопрос № 281329
Здравствуйте!
С прописной или строчной в предложении:
Ему присвоено звание "З(з)аслуженный врач РФ"?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Ему присвоено звание «Заслуже нный врач РФ».

Вопрос № 276415
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, как правильно писать "заслуже нный мастер спорта" (с прописной или строчной буквы слово "заслуже нный")?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Эти слова пишутся строчными: заслуже нный мастер спорта .

Каждый руководитель периодически сталкивается с необходимостью составлять характеристики или рекомендательные письма на своих подчиненных. И если раньше подобная работа сводилась к простой формальности, так как характеристики составлялись большей частью по трафарету и не представляли особого интереса для тех, кому они собственно были адресованы, то сегодня рекомендация может иметь большое значение.

Составить объективную, развернутую характеристику непросто. Для этого руководитель должен не только хорошо знать положительные и отрицательные качества своего сотрудника, но и уметь скомпоновать основные признаки и свойства, верно расставить акценты, отказаться от предвзятости в оценке. Помочь руководителю в этой работе сможет словарь деловых характеристик, составленный по признакам, которые могут служить основой критериев достаточно объективной оценки деловых, профессиональных и личных качеств подчиненных.

ОПЫТ РАБОТЫ, профессионализм

Признак 1

  • Обладает исключительно большим опытом работы и практическими знаниями, какие имеет далеко не каждый.
  • Обладает большим опытом работы и практическими знаниями.
  • Обладает достаточным опытом и практическими знаниями, чтобы справиться с порученным делом.
  • Опыт работы и практические знания не очень велики.
  • Опыт работы и практические знания недостаточны для того, чтобы успешно справляться с порученным делом.
  • Практически отсутствует опыт работы, сколько-нибудь серьезные практические знания.

Признак 2

  • Обладает большими профессиональными знаниями, по многим вопросам может дать исчерпывающую консультацию
  • Обладает хорошими профессиональными знаниями.
  • Имеются достаточные профессиональные знания.
  • Имеет не очень большие профессиональные знания.
  • Не имеет достаточных профессиональных знания.
  • Не имеет необходимых профессиональных знаний и не стремится их иметь.

Признак 3

  • Отлично ориентируется в различных проблемах своей специальности, прекрасно знает ее специфику.
  • Хорошо ориентируется в проблемах своей специальности.
  • Имеет представление о проблемах своей специальности.
  • Не вполне представляет себе специфику и проблемы своей специальности.
  • Совершенно не ориентируется в проблемах и специфике своей специальности и не интересуется этим.

Признак 4

  • Прекрасно умеет работать со справочной литературой, свободно ориентируется в любом справочнике.
  • Умеет работать со справочной литературой.
  • Обладает необходимыми навыками работы со справочной литературой.
  • Навыками работы со справочной литературой владеет не вполне, в справочниках ориентируется с трудом.
  • Не вполне владеет необходимыми навыками работы со справочной литературой, нуждается в посторонней помощи.
  • Не имеет представления о том, как работать со справочной литературой, и и не стремится к этому.

Признак 5

  • Отлично знает организационные взаимосвязи между подразделениями и службами учреждения.
  • Хорошо ориентируется в организационных взаимосвязях между подразделениями и службами учреждения.
  • Имеет необходимое представление об организационных взаимосвязях между подразделениями и службами учреждения.
  • Не очень хорошо ориентируется в организационных взаимосвязях между подразделениями и службами учреждения.
  • Плохо ориентируется в организационных взаимосвязях между подразделениями и службами учреждения.
  • Не имеет представления об организационных взаимосвязях между подразделениями и службами учреждения.

Признак 6

  • Отлично представляет реальные эксплуатационные возможности того или иного оборудования и его резервы.
  • Хорошо знает эксплуатационные возможности различного оборудования.
  • Имеет достаточное представление об эксплуатационных возможностях различного оборудования.
  • Недостаточно хорошо знает эксплуатационные возможности различного оборудования.
  • Плохо знает эксплуатационные возможности применяемого оборудования.
  • Не имеет представления об эксплуатационных возможностях применяемого оборудования.

Признак 7

  • Имеет обширные знания в области организации и нормирования труда и отлично умеет их использовать
  • Имеет неплохие знания в области организации и нормирования труда и умеет их использовать.
  • Имеет необходимые знания в области организации и нормирования труда.
  • Недостаточно хорошо знаком с вопросами организации и нормирования труда.
  • Мало знаком с вопросами организации и нормирования труда.
  • Об организации и нормирования труда не имеет никакого понятия и не стремится узнать это.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Признак 11

  • Обладает большими правовыми знаниями в своей области работы, хорошо знает юридическую практику решения тех или иных вопрос.
  • Обладает неплохими правовыми знаниями.
  • Имеет необходимый минимум правовых знаний.
  • Багаж правовых знаний не мешало бы пополнить.
  • Правовых знаний явно не хватает, что сказывается на решении различных вопросов.
  • Часто демонстрирует правовую безграмотность при решении различных вопросов, считая, что все сойдет.

Признак 12

  • Отлично знает свои права, обязанности и ответственность, знает все нормативные документы отлично умеет эти знания использовать.
  • Знает свои права, обязанности и ответственность, нормативные документы.
  • Не очень хорошо знает свои права, обязанности и ответственность.
  • Плохо знает свои права, обязанности и ответственность, а также соответствующие нормативные документы.
  • О своих правах, обязанностях и ответственности имеет смутное представление.

Признак 13

  • Имеет большие знания в области теории и методах управления, хорошо знаком с различными управленческими концепциями и подходами.
  • Имеет неплохие знания в области теории и методов управления.
  • Имеет необходимые знания о теории и методах управления.
  • Недостаточно хорошо знаком с различными теориями и методами управления.
  • Плохо представляет, какие существуют теории, подходы и методы управления, управленческой эрудиции ему явно не хватает.
  • О различных теориях и методах управления не имеет никакого понятия и не стремится к этому.

Признак 14

  • Большой любитель различных нововведений и реорганизаций, всякая организационная ломка - его стихия, не любит работать в нормальном спокойном режиме.
  • Излишне увлекается различными новшествами и реорганизациями.
  • Стремится вовремя поддержать любое начинание, но иногда слишком увлекается новшествами.
  • Иногда может поддержать полезное начинание, хотя не особенно любит различные нововведения и реорганизации.
  • Скептически относится к нововведениями и реорганизациям, старясь держаться от них в стороне.
  • Очень консервативен, большой противник всяких новшеств.

Признак 15

  • Блестяще умеет оценивать близкие и далекие последствия различных нормативных актов и управленческих решений, может их просчитать на много шагов вперед.
  • Умеет правильно оценивать возможные близкие и далекие последствия тех или иных нормативных актов и управленческих решений.
  • Может достаточно реально оценить возможные последствия того или иного нормативного акта или управленческого решения.
  • Не всегда может правильно оценить близкие и далекие последствия того или иного нормативного акта или управленческого решения.
  • Не умеет реально оценить возможные последствия различных нормативных актов и управленческих решений, не может просчитывать их на много шагов вперед.
  • Не способен как-либо оценить возможные последствия управленческого решения или нормативного акта, видит только то, что лежит на поверхности.

Признак 16

  • Прекрасно умеет планировать работу, добивается высокой жизнеспособности и реалистичности плана.
  • Хорошо умеет планировать работу.
  • В целом справляется с планированием работы.
  • С планированием работы справляется не очень хорошо.
  • Плохо справляется с планированием работы, планы его оказываются нежизнеспособными.
  • Совершенно не способен планировать даже самую простую работу.

Признак 17

  • Исключительно предан интересам дела.
  • При решение тех или иных вопросов исходит из интересов дела.
  • При решении тех иных вопросов в большинстве случаев старается исходить из интересов дела.
  • При решении тех или иных вопросов не всегда руководствуется интересами дела.
  • При решении тех или иных вопросов редко руководствуется интересами дела.
  • Интересы дела всегда стоят на последнем месте, о них вспоминает только, если ему это выгодно.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С СОТРУДНИКАМИ

Признак 24

  • Крайне требователен к другим - до мелочей, постоянно придирается, работать с ним очень тяжело и неприятно.
  • Довольно требователен к другим, иногда придирчив, работать с ним тяжеловато и не очень приятно.
  • Требователен к другим, как правило, вполне обоснованно, работать с ним, может быть, и тяжеловато, но вполне можно.
  • Требователен к другим, но не придирчив к мелочам, возможно, иногда ему следовало бы проявлять больше твердости.
  • Не особенно требователен к другим, часто закрывает глаза на чужие проступки.
  • Совершенно не требователен к другим, не способен даже в случае необходимости призвать других к порядку.

Признак 26

  • Объективно оценивает других работников и результаты их работы, никогда не руководствуется при этом своим настроением, симпатиями и антипатиями.
  • Объективно оценивает других работников и результаты их работы.
  • Способен достаточно объективно оценить других работников и результаты их работы.
  • Не всегда объективно оценивает других работников и результаты их работы.
  • Необъективно оценивает других работников и результаты их работы, подвержен пристрастиям и настроению.
  • Совершенно не способен объективно оценить других работников и результаты их работы, всецело руководствуется своими симпатиями и антипатиями, настроением.

Признак 28

  • Всячески способствует повышению квалификации подчиненных, используя для этого все имеющиеся возможности.
  • Заботится о повышении квалификации подчиненных.
  • Проявляет известную заинтересованность в повышении квалификации подчиненных.
  • Не особенно заботится о повышении квалификации подчиненных.
  • Совершенно не заботится о повышении квалификации подчиненных.

Признак 31

  • Умеет налаживать отличные деловые отношения, способствующие эффективному решению задач.
  • Умеет налаживать хорошие деловые отношения.
  • Умеет налаживать необходимые деловые отношения.
  • Совершенно не умеет налаживать нормальные деловые отношения, лучше решение таких задач не поручать.

ОТНОШЕНИЕ К РАБОТЕ

Признак 32

  • Очень любит свою работу, практически уделяет ей все свое свободное время и энергию.
  • Любит свою работу.
  • К работе относится с интересом.
  • К работе относится равнодушно.
  • Не любит свою работу, но мирится с необходимостью ее выполнять.
  • Крайне не любит свою работу и повсюду говорит об этом.

Признак 36

  • Работает исключительно производительно, с очень большим эффектом, даже при небольших затратах труда достигает значительных результатов, как правило, ничего не делает впустую.
  • Работает производительно, достигает хороших результатов за счет большой эффективности затрачиваемых усилий.
  • Работает достаточно производительно, достигает приемлемых результатов с не слишком большими затратами труда.
  • Работает не очень производительно, приемлемых результатов достигает с довольно большими затратами труда.
  • Работает с низкой производительностью, даже когда работает много, результат не очень значителен.
  • Работает с крайне низкой производительностью, чтобы достичь даже незначительного результата, вынужден совершать титанические усилия.

Признак 37

  • Способен успешно выполнять самые сложные задания, справляется с работой практически любой сложности.
  • Справляется с работой достаточно высокой сложности.
  • Справляется с работой средней сложности, но может иногда решать и более сложные задачи.
  • Хорошо справляется лишь с работой не очень большой сложности.
  • Не справляется со сложными заданиями, может выполнить лишь относительно простые.
  • Способен выполнить лишь самые примитивные задания.

Признак 48

  • Всегда все делает вовремя, всегда укладывается в срок, совершенно не причиняя беспокойства другим.
  • Обычно все делает вовремя и укладывается в срок, на него можно положиться.
  • В важных случаях то, что нужно, делает в срок и других людей не подводит.
  • Не всегда все делает вовремя, иногда не укладывается в срок, но в особо ответственных случаях старается не подводить других.
  • Часто не успевает что-либо сделать вовремя, не укладывается в срок и подводит этим других людей.
  • Постоянно не успевает что-либо сделать вовремя, не укладывается в срок и подводит этим других людей, на него совершенно невозможно положиться.

ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

Признак 54

  • Всегда оказывает помощь товарищам по работе.
  • Охотно оказывает помощь ТОВАРИЩАМ ПО РАБОТЕ.
  • Не ОТКАЗЫВАЕТ В ПОМОЩИ ТОВАРИЩАМ ПО РАБОТЕ, ЕСЛИ К НЕМУ ОБРАЩАЮТСЯ.
  • Не ВСЕГДА И НЕОХОТОНО ОКАЗЫВАЕТ ПОМОЩЬ ТОВАРИЩАМ ПО РАБОТЕ.
  • Не ЛЮБИТ ОКАЗЫВАТЬ ПОМОЩЬ ТОВАРИЩАМ ПО РАБОТЕ, ПО ВОЗМОЖНОСТИ СТАРАЕТСЯ ИЗБЕЖАТЬ ЭТОГО.
  • Никогда не оказывает помощь товарищам по работе, скорее склонен им препятствовать.

Признак 57

  • Имеет высокий культурный уровень, образован, эрудирован, интеллигентный человек.
  • Имеет высокий культурный уровень.
  • Имеет вполне приемлемый культурный уровень.
  • Уровень культуры не очень высок.
  • Уровень культуры довольно низок.
  • Имеет крайне низкий культурный уровень, примитивные интересы и потребности.

Признак 59

  • Пользуется большим и заслуженным авторитетом в коллективе, уважением всех работников.
  • Имеет большой авторитет в коллективе.
  • Имеет определенный авторитет в коллективе.
  • Имеет некоторый авторитет в коллективе, но не у всех.
  • Не пользуется в коллективе достаточным авторитетом и уважением.
  • Совершенно не пользуется авторитетом в коллективе, что заметно по отношению к нему окружающих.

Светлана Савостьянова
Примерный образец написания характеристики-представления на воспитателя

Воспитатель (Ф. И. О.) осуществляет педагогическую деятельность в нашем образовательном учреждении с ___ года. В ___ году окончила (учебное заведение) по специальности (специальность) . Имеет ___ квалификационную категорию по должности «воспитатель » .

(Имя, отчество) - воспитатель с высоким творческим потенциалом, имеющий хорошую теоретическую и методическую подготовку, успешно применяющий в своей профессиональной деятельности новые современные подходы в области педагогики.

(Ф. И. О) постоянно совершенствует свой уровень педагогического мастерства на курсах, семинарах, методических объединениях города Москвы :

(перечисление всех пройденных курсов повышения квалификации, участие в конференциях, вебинарах.)

(Ф. И. О) пользуется уважением у коллег и родителей. Дети очень любят своего педагога. (Имя, отчество) обладает грамотной, выразительной, образной речью . Всегда доброжелательна, внимательна и тактична в общении с коллегами, родителями и детьми. С большим удовольствием участвует во всех развлекательных мероприятиях для детей, играя разные по характеру роли . Очень артистична, эмоциональна, сама подбирает и изготавливает костюмы и атрибуты, необходимые для роли. (Имя, отчество) всегда участвует в районных, окружных и городских конкурсах в номинациях "Творчество педагогов и детей". Неоднократно награждалась дипломами и благодарственными письмами :

(перечисление дипломов, грамот, благодарственных писем)

(Имя, отчество) знает и соблюдает все формы нравственного поведения и применяет моральные нормы в общении с детьми и коллегами, соблюдает принципы профессиональной этики, толерантности, обладает педагогическим тактом. В педагогической работе с детьми всегда использует индивидуальный подход, учитывая индивидуальные особенности воспитанников . (Ф. И. О.) умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого воспитанника . Отмечает даже маленькие достижения ребенка, демонстрирует родителям, сверстникам, педагогам ДОУ его успехи.

Педагогом накоплено, разработано и систематизировано большое количество упражнений, игр, пособий, разработанных конспектов занятий для работы с детьми.

(Имя, отчество) пользуется авторитетом и уважением в коллективе, ее выступления на педагогических советах и семинарах вызывает интерес у коллег. Свой опыт работы она представляет на различных мероприятиях в ДОУ, районе, округе и городе Москвы :

(перечисление мероприятий)

(Имя, отчество) систематически анализирует уровень усвоения программного материала воспитанниками . Педагогическую работу строит в соответствии с нормативной базой и программно-методическими требованиями к организации работы с детьми дошкольного возраста. Организует образовательную деятельность детей с учетом возрастных, индивидуальных и типологических особенностей дошкольников. Для того чтобы повысить интерес детей к обучению и осознанному усвоению знаний, (Имя, отчество) использует новые технологии, компьютерные программы для проведения различных форм деятельности.

(Имя, отчество) регулярно публикует свои методические разработки в СМИ :

(перечисление публикаций с указанием номеров сертификатов)

(Ф. И. О.) - добрый и отзывчивый человек, свои отношения с коллегами строит на доверии, уважении и требовательности, принимает активное участие в общественной жизни детского сада.

За личные и профессиональные качества (Имя, отчество) пользуется заслуженным авторитетом и уважением среди коллег и родителей воспитанников .

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО −ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИМЕНИ. САВВЫ МОРОЗОВА»

Д О К Л А Д

к Педагогическому Совету ОЗПЭК им.С.Морозова 15.02.2010 г.

Подготовила:

Пархоменко А.Ю.

Г. Орехово-Зуево, 2010 г.

Педагогические условия процесса формирования персональных ценностей учащихся мало изучены, также как и авторитет педагога вместе с уважением к нему нельзя подвести к какой-либо теоретической основе. Тем не менее. Уважение, согласно толковому словарю русского языка, - это «почтение, почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо заслуг, качеств, достоинств», а также «уважительное отношение к законам, порядкам, правилам, интересам и чувствам других людей». Если качества личности, заслуги человека, его опыт по достоинству оценивается окружающими, то уважение личности становится итогом оценки и общества. В свою очередь «авторитет», также согласно толковому словарю русского языка, понимается как «общепризнанное значение, влияние».

Педагог, пользующийся авторитетом и уважением своих учеников обладает так называемым «кредитом доверия», основанным на оценке самостоятельности, поступков, личностных качеств, жизненной позиции, профессионализма и опыта.

Фактически, личностные качества педагога воспринимаются учащимися и соотносятся со своими представлениями о ценностях и идеалах. Мы, порой, являемся примером для подражания, становимся образцом, с которым они сравнивают свои поступки, правила поведения, жизненную позицию, отношение к труду, к окружающим...

Таким образом, мы с вами должны быть некими «собирателями» ценностей и идеалов, являться их усилителями в сознании учащихся. Педагог, пользующийся авторитетом и уважением у воспитанников способен заинтересовать их своим предметом и увлекательной совместной деятельностью, справедлив к студентам, требователен к себе, а также не совершает непозволительных поступков. Например, наказание имеет свое педагогическое воздействие лишь в том случае, если преподаватель, его применяющий, пользуется авторитетом и уважением в группе, иначе оно может вызвать у них обиду и явиться причиной конфликта. Поощрение же, исходящее от педагога, не обладающего авторитетным статусом в группе, может восприниматься ими с усмешкой, расцениваться как акт заискивания перед учащимися. Преподаватель, неуверенно владеющий учебным материалом, вызывает недоверие, у ребят появляются сомнения в правильности выбора учебного заведения, профессии… Нередко на вопрос студенту: «Почему тебе нравится предмет?» - можно услышать ответ: «Хороший преподаватель, интересно ведет занятие, считается с мнением, дает его высказать»…

Конечно, мы все в душе мечтаем и стремимся воспитать талантливого студента, чтобы реализовать древнейшую педагогическую заповедь: «Преподаватель! Подготовь ученика, у которого можешь учиться сам!» Иногда эта мечта сбывается, когда, приходят выпускники и рассказывают о своих успехах, о том, что им пригодилось из полученных знаний или данных советов. Поверьте дорогого стоит то, что, студенты, которых больше всего критикуешь из-за их недобросовестности и безответственности, приходят навестить и выражают глубокую благодарность за те уроки жизни, которые приходилось преподносить.

Главное, что вызывает авторитет и уважение к личности преподавателя – это без сомнения, эрудиция, интеллект, профессиональное мастерство, но и умение слушать, а также ответное уважение к личности учащегося. От того, как мы с вами общаемся между собой и со студентами как раз и зависит уважение к нам как личности и педагогу. Судят о нас с вами и по нашим умениям себя адекватно вести.

Таким образом, качествами, которыми должны обладать мы, для формирования персональных ценностей воспитанников являются авторитет и уважение через развитие в нас с вами следующих важных критериев этого:

1. Культура педагогического мышления , когда любя свой предмет показываем это студентам, умело сочетая теорию и практику в процессе преподавания.

2. Умение строить стабильные, гуманные взаимоотношения с учащимися.

3. Соблюдать принципы педагогической деятельности – это целостные отношения, комплиментарность, эволюционная этика, креативное мышление и постоянная психологическая поддержка учащегося.

4. Испытывать потребность в повышении своего интеллектуального и профессионального уровня, вера в свои идеалы и убеждения , умение критически мыслить, иметь четкую гражданскую позицию.

5. В совершенстве владеть своей речью – главным «орудием» своего труда, чему приходится учится самостоятельно.

6. Способность строить обучение на основе главных психологических потребностей ученика , учитывая индивидуальность, возрастные особенности студентов, дифференцированно подходить к учебно-воспитательному процессу.

7. Обладать волевыми качествами, находчивостью как во время занятия (задают, порой каверзные вопросы) так и во внеурочной работе.

8. Уметь быть сдержанными и тактичными в оценке деятельности студента, его поведения, внешнего вида, отношения к окружающим.

Залогом успеха для завоевания уважения и авторитета обязательна созидательная направленность личности педагога и его социальная значимость, что определяется только нами самими как выражение нашей собственной позиции – преподаватель, воспитатель или учитель жизни, духовный наставник .

При подготовке к сегодняшнему выступлению я провела анонимный тест в банковских группах. В тестировании приняли участие 75 учащихся из 21, 31 и 41 группы. Всего в этих группах обучается 87 студентов. Тест состоял из 7 вопросов. Итоги таковы:

Ответ

по

тесту

С о д е р ж а н и е т е с т а

Количество

студентов

Процентное соотноше

ние

1. По-моему, хуже всего, когда педагог:

Не скрывает, что некоторые учащиеся ему не симпатичны, насмехается и подшучивает над ними

65,4

Вызывает дух соперничества в коллективе

17,3

Недостаточно знает свой предмет

17,3

2. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

Проявляет интерес к учащимся и каждому имеет индивидуальный подход

38,7

Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют знание в этом предмете

29,3

Создаёт в коллективе такую атмосферу, при котором никто не боится высказать своё мнение.

3. Оказывает ли внешний вид педагога влияние на твоё отношение к нему:

Да

Нет

34,7

Все равно

13,3

4. Обращаюсь за советом к преподавателю :

Часто

13.03.2016 03:32

Вспомните людей, под руководством которых Вам довелось работать. Вероятно, среди них встречались яркие и активные, с ними организация добивалась успехов. Однако наверняка были и другие - с которыми общение было в тягость и работа шла из рук вон плохо. Так почему же одним удается получить признание, а другим нет? Каковы пути и способы завоевания авторитета или власти? Я сознательно использую слова «авторитет» и «власть» как синонимы. Дело в том, что руководителю важно не столько пользоваться уважением подчиненных (иметь авторитет), сколько добиваться, чтобы его слушались, ему подчинялись. Иными словами, важно иметь деятельный авторитет - власть.

Власть - это всегда принуждение, и, раз уж мы говорим о коллективе, власть - это способность побудить группу людей сделать то, что они не сделали бы по собственной инициативему почину. Изначально право распоряжаться самим собой принадлежит каждому человеку, и он при каких-то обстоятельствах или на каких-то условиях готов передать это право руководителю, то есть Вам. Однако надо понимать, что он может как дать Вам такое право, так и лишить Вас его - последнее будет означать, что Ваша власть над этим человеком закончилась.

Пять источников власти

Почему человек готов передать другому право распоряжаться собой? Что служит основанием для власти одного человека над другим? Есть пять причин, назовем их источниками власти.

Источник 1. Правовая власть

Эта власть основана на Ваших должностных полномочиях и служебном положении. В любой компании есть иерархия: лица, занимающие высокое положение, обладают властью над теми, кто работает на более низких должностях. Вы, как руководитель, вполне обоснованно ожидаете, что работник будет аккуратно выполнять должностные обязанности, однако на практике все получается иначе. Ведь важно не то, как сформулированы права и обязанности в приказе (или инструкции), а что сотрудники под ними понимают. Уверен, их восприятие ощутимо отличается от Вашего. Если при завоевании авторитета Вы будете опираться лишь на правовую власть, можно столкнуться с так называемой итальянской забастовкой (люди будут исполнять обязанности формально, без вовлеченности в работу). Следовательно, важно не просто сослаться на некую инструкцию, а добиться того, чтобы работники понимали ее смысл. Именно поэтому надо привлекать сотрудников к составлению внутренних нормативных документов.

Источник 2. Поощрительная власть

Эта власть основана на вознаграждении. Между Вами и подчиненными заключается гласный (или негласный) договор о своеобразном обмене: Вы мне подчиняетесь, а я вас поощряю. Важно, что вознаграждение в глазах работника должно выглядеть ценным. Например, Вы можете расценивать назначение на новую должность как вознаграждение, а подчиненный увидит в этом обременительную обязанность и дополнительную ответственность. Чем значимее для сотрудника вознаграждение, тем выше его степень подчинения. Бывает, что руководитель определенного уровня не имеет ресурсов для поощрения (например, мастер не в силах решить вопрос о повышении зарплаты), тем не менее, пока окружающие считают, что он может «замолвить словечко» перед вышестоящим начальством, он будет обладать поощрительной властью. Бывает и так: Генеральный Директор не дает руководителю инструментов для поощрения, и тогда тот начинает искать собственные - например, в качестве поощрения дает сотруднику отгул или отпускает его с работы пораньше. Тогда этот нелегальный отгул будет носить партизанский характер и не станет мотивирующим фактором, а значит, сделает систему менее управляемой.

Источник 3. Принудительная власть

Основа такой власти - страх. Руководитель может давить на сотрудника, например угрожая снизить ему зарплату, лишить премии, уволить. Хотя наказание может обеспечить должное поведение персонала, все же подобный тип власти слабо стимулирует производительную деятельность. Главная проблема в том, что, если руководитель начинает злоупотреблять угрозами (нередкая для России ситуация), востребованные работники уходят из компании. Остаются те, кому идти некуда, - они приспосабливаются, тратя энергию не на работу, а на соответствие формальным требованиям. Надо ли говорить, что качественный уровень персонала снижается и эффективность труда падает? К сожалению, в российской управленческой практике стремление именно к этому типу власти очень распространено (см. Как Вы яхту назовете… или Почему дети били клоуна), и руководители безотчетно умножают числонегативных тенденций в коллективе. Например, сотрудник, который боится грозного начальника, может дать ему недостоверную, приукрашенную информацию. Более того, специальные исследования (да и житейские наблюдения) показывают, что наказание провоцирует агрессию или чувство неуверенности, незащищенности; его последствия - неспособность управлять ситуацией, так называемый эффект туннельного восприятия (мысли человека сосредоточены только на источнике страха, и это существенно ограничивает выбор вариантов поведения). Приведу пример. На советском заводе было строгое правило: приходить на работу в 9:00. Что делали сотрудники? Пробегали мимо проходной в назначенный час и потом полчаса сидели во внутреннем дворике, отдыхая от утреннего забега (а не работали, как надеялось руководство).

Как Вы яхту назовете… или Почему дети били клоуна

Однажды в трех классах младшей школы провели психологический эксперимент. В каждый принесли куклу - надувного клоуна. В первом классе учитель сказал: «Дети, вот вам клоун - играйте с ним». Во втором: «Дети, вот вам клоун, играйте с ним. Только не бейте». И наконец, в последнем произнес: «Вот вам клоун - играйте с ним, только не бейте. А кто будет бить - приду и накажу».

Затем преподаватель уходил. Что же происходило в классах? В первом классе дети мирно играли с клоуном. Во втором - играли и били, играли и били. А вот в третьем, как только взрослый уходил, дети подкрадывались к двери, убеждались в том, что преподавателя нет, подбегали к клоуну и принимались его яростно колотить. Вам этот пример ни о чем не говорит?

Источник 4. Компетентная (или экспертная) власть

Такую власть обеспечивает профессиональная подготовка. Даже на низкой должности работник может обладать сильной компетентной властью (например, знающий бухгалтер - в вопросах финансового учета, а юрист - в вопросах права). Часто вновь назначенные руководители используют лишь этот тип власти. Почему это опасно? Как только начальник поделится с сотрудниками всеми сведениями (уровень их знаний станет аналогичным), руководитель потеряет над ними власть. Не надо стараться быть всезнайкой. Рекомендую ограничиться кругом вопросов, которые Вы действительно знаете лучше всех. Для Генерального Директора это прежде всего понимание тенденций рынка и вопросы стратегии.

Источник 5. Личная (референтная) власть

Эта власть основана на харизме руководителя, которая определяется индивидуальными чертами человека, его личностными качествами. Такому руководителю подчиняются, потому что доверяют. Управленец, имеющий референтную власть, лично привлекателен для сотрудников. Сегодня, когда дела в экономике обстоят не лучшим образом, главное, чего подчиненные ждут от руководителя, - уверенность. Харизматичный руководитель может объяснить работникам, куда движется компания и почему выбран именно этот путь.

Как завоевать и удержать власть: железные правила для хорошего руководителя

Власть - это не цель, а средство, необходимое для хорошей работы. Авторитет -фундамент успешного руководства. Дам несколько советов, как завоевать власть и удержать ее.

Правило 1. Чем больше у Вашей власти точек опоры, тем она устойчивее. Люди любят делать то, что у них хорошо получается. Применительно к завоеванию авторитета это означает, что сотрудник, оказавшийся на руководящей должности, начинает (порой неосознанно) утверждать власть на том, что ему легче дается. В результате власть держится на одном-двух основаниях, а потому бывает неустойчива. Если же Вы станете опираться на правовые нормы, будете располагать ресурсами для вознаграждения ценных сотрудников, сможете действенно наказать провинившегося, покажете себя экспертом в той области, в которой руководите, - Ваша власть будет устойчива, а авторитет крепок. Важно всегда помнить, что приобретение и сохранение авторитета - не конечная, а исходная точка работы руководителя.

Правило 2. Если Вы хотите завоевать личную власть, старайтесь оправдать ожидания подчиненных. На своих семинарах часто предлагаю руководителям назвать харизматичного лидера. Слышу имена совсем разных людей - от Петра I и Наполеона I до Маргарет Тэтчер и Стива Джобса: человек, ставший лидером для одних, совершенно не обязательно будет таковым для других. Качества, определяющие главенствующую роль председателя правления банка, совсем не обязательно позволили бы ему стать успешным руководителем научной лаборатории. Иначе говоря, успешность лидера определяют не его личностные качества сами по себе, а то, насколько они отвечают требованиям ситуации, в которой находится компания, задачам, которые решает коллектив. Хотите стать харизматичным руководителем - думайте о том, чего желают Ваши подчиненные, показывайте, что способны оправдать их ожидания.

Правило 3. Добивайтесь, чтобы в Вашей компании постоянно что-то менялось к лучшему. Недавно на семинаре в крупном холдинге ко мне обратился только что назначенный директор одного из заводов. Он сказал, что на следующей неделе впервые приедет на предприятие в роли Генерального Директора. С чего начать работу? Мой ответ повеселил участников семинара, хотя и вызвал недоумение. Я порекомендовал покрасить проходную. Почему? Работники должны увидеть, что начались перемены и они позитивные. Сделайте так, чтобы в компании постоянно что-то менялось к лучшему, чтобы эти изменения были связаны с Вашим именем, - и Вы будете пользоваться устойчивым авторитетом у Ваших сотрудников.

Правило 4. Постоянно анализируйте основания своей власти. Многие, даже опытные руководители забывают важную вещь: власть может как возникнуть, так и исчезнуть. Поэтому Вам важно регулярно проводить своего рода аудит Вашей власти в компании. Постарайтесь понять, на каких основаниях она держится.

  • Закреплены ли Ваши полномочия в каких-то документах?
  • Знают ли сотрудники положения этих документов? Согласны ли с ними?
  • Можете ли Вы вознаградить сотрудников и чем? Ценят ли они эти поощрения?
  • Можете ли наказать их и в каких ситуациях? Считают ли сотрудники это наказание справедливым?
  • Каких знаний не хватает Вашим сотрудникам? Как их получить и передать работникам?
  • Почему Вы считаете, что сотрудники должны Вам верить?

Ответы на эти вопросы позволят понять, будет ли Ваша власть устойчива и долгосрочна. Но важно помнить, что власть в бизнесе - это не цель, а средство и что ею нужно правильно распорядиться.

Говорит Генеральный Директор

Виктория Савкина Генеральный Директор торгового дома «Компаньон», Мытищи (Московская область)

Я какое-то время работала за границей, где руководители местных компаний, в отличие от их российских коллег, с сотрудниками разных должностей (от топ-менеджеров до уборщиц и курьеров) общаются наравне. Воспользовавшись этим опытом, я практически полностью изменила взаимоотношения с сотрудниками.

Во-первых, стараюсь общаться с коллективом ежедневно: например, на утренних планерках интересуюсь, что было сделано за прошлый день, что нет и почему. Это держит персонал в тонусе, кроме того, сотрудники начинают чаще общаться друг с другом.

Во-вторых, большое внимание уделяю корпоративным мероприятиям. Следуя принципу «хорошо работает тот, кто хорошо отдыхает», стала организовывать для сотрудников больше выездных мероприятий, однако стараюсь, чтобы это не выливалось в обычные «посиделки на природе», а приносило пользу компании (например, провожу командообразовательные тренинги).

В-третьих, контролирую уровень компетентности сотрудников, некоторым предлагаю пройти дополнительное обучение за счет компании. Например, у перспективного специалиста из отдела по закупкам были трудности в общении на английском языке. Я стала брать его на тематические выставки, предлагала подойти к тем или иным стендам потенциальных поставщиков и завести беседу на определенную тему по-английски, сама внимательно слушала диалог, а потом указывала ему на ошибки.

Экспертное мнение

Шесть советов новому директору, как обеспечить стабильность власти

Юрий Наврузов Бизнес-тренер консалтинговой группы «НАУ», преподаватель бизнес-школы «МИМ-Киев»; кандидат технических наук, Киев

Как только Вы получаете власть, надо ясно сформулировать свои приоритеты, чтобы смогли определиться и подчиненные. Воспользуйтесь несколькими советами.

Совет 1. Дайте всем понять, что Вы - Генеральный Директор, а не временщик. Демонстрируйте самостоятельность и автономность. У Вас нет времени на раскачку: в роль директора следует войти быстро - и прежде всего самому увидеть себя в новом качестве. По инерции новые руководители, особенно выдвигаемые снизу, продолжают чувствовать себя исполнителями и в итоге замыкают на себя все мелкие вопросы. Они тонут в деталях, за деревьями не видя леса, а подчиненные воспринимают такого человека не как руководителя, а как временщика (временно исполняющего обязанности).

Совет 2. Превратите недовольных сотрудников в союзников. Составьте список недовольных, однако не позволяйте им долго оставаться в этой роли, иначе Вы рискуете потерять профессионалов. Приведу пример, как можно привлечь их на Вашу сторону. В одном учебном заведении выбирали ректора. Большинство отдали голоса молодому профессору, перспективному ученому-физику. Однако немало сотрудников предпочли действующего проректора. Чтобы привлечь на свою сторону его союзников, новый руководитель назначил проректора своим первым заместителем и вместе с ним разработал программу реорганизации университета. Это объединило приверженцев и большую часть недовольных молодым ректором.

Совет 3. Направьте усилия на удовлетворение потребностей клиентов. В то время как подчиненные могут (и должны!) меняться в зависимости от ситуации и актуальности задач, клиенты для директора - величина приоритетная и неизменная. Отсюда вывод: гарантия сохранения власти - Ваша ориентация на потребности клиентов, а не на интересы Вашего окружения.

Совет 4. Если недовольные остались, скажите, что Вы их прощаете. Не всегда несогласных нужно увольнять. Наверняка среди них есть профессионалы, которые к тому же обладают важной информацией. Один из вариантов - заявить им: «Да, вы не со мной, я это понимаю, однако собираюсь сотрудничать и готов забыть прошлое, если это будет не в ущерб делу, которое составляет смысл и предназначение моей работы». Такое сообщение не может быть воспринято в штыки.

Совет 5. Благодарите союзников, но делайте это дозированно. Небольшие знаки благодарности приучают подчиненных к мысли о справедливости и искренности директора.

Совет 6. Держите подчиненных в строгости, но не переходите на личности. Кнут, вожжи, стимул, KPI - за этими и подобными словами стоит одно: страх, и, как известно, ожидание страха всегда сильнее его самого. Поэтому подобные инструменты очень эффективны в руках опытного руководителя. Однако, внушая страх, не перегибайте палку. Приведу пример. Жесткий руководитель окружил себя такими же менеджерами, полагая, что в борьбе выживет сильнейший. Но он ошибся. Желая нагнать страх на самого неуступчивого - коммерческого директора, он перешел на личность, наказывал его прилюдно, без всяких оснований лишил бонуса. В итоге коммерческий директор подготовил пару крупных заказов, замкнул клиентов на себя, предложил надежным помощникам войти в команду - и ушел к конкуренту. За ним потянулись и другие сотрудники.

Резюме. Помните, менеджмент - это искусство получить нужный Вам результат чужими усилиями. Хотите удержаться в руководящем кресле - сделайте все возможное (и даже больше) для удовлетворения потребностей клиентов и своего коллектива. Покушения на власть руководителя пресекайте решительно, как лев, и хитро, как лиса. Все средства хороши, ведь победителей не судят.

Говорит Генеральный Директор

Анета Шильникова Генеральный Директор компании «Еватекс», Санкт-Петербург

Расставайтесь с теми, кто подрывает Ваш авторитет. В компании всегда найдутся сотрудники, которые будут оспаривать Ваши решения. Таких людей я рекомендую увольнять сразу, какими бы успешными они ни были. Иначе они будут мешать развитию и укреплению Вашего авторитета. У меня был подобный опыт. Однажды я взяла на работу знакомую, это был очень сильный и грамотный специалист. Со временем стала замечать, что она начала противопоставлять себя мне. В частности, пыталась создать какую-то коалицию, регулярно обсуждала мои распоряжения. Я пыталась и не обращать на это внимания, и поговорить с ней по-хорошему, однако сплетни и пересуды продолжались. У меня стало портиться настроение, я поняла, что больше не хочу тратить на это силы, - и предложила ей написать заявление об уходе.

Интересуйтесь, чем живут Ваши сотрудники. Вам следует знать об этом хотя бы в общих чертах. Старайтесь запоминать их имена, какие-то детали личной жизни. Время от времени я спрашиваю директора по персоналу, как обстоят дела, что у работников новенького. Когда выхожу в цех, общаюсь с людьми. У тех, кого хорошо знаю, могу спросить, например, про внучку, у беременной сотрудницы поинтересоваться состоянием здоровья. Наверное, такой подход в большей степени характеризует женщину-руководителя. Я вообще сторонник дружелюбной, домашней обстановки в коллективе. По опыту знаю, что людям это нравится, они благодарны за такое отношение. И это важно: ведь мы проводим друг с другом на работе очень много времени.