Федеральный розыск: основания и порядок объявления. Близкие исчезают внезапно Как подают в федеральный розыск

Розыск обвиняемого (подозреваемого) представляет собой совокупность мероприятий процессуального, организационного, оперативного и административного характера, осуществляемых по инициативе должностного лица, осуществляющего производство по уголовному делу, и направленных на установление места нахождения обвиняемого (подозреваемого). Если место нахождения обвиняемого или подозреваемого неизвестно, следователь обязан предпринять все возможные процессуальные действия (включая следственные действия), направленные на его розыск, до приостановления предварительного следствия, т.е. в его ходе, как только было установлено, что место нахождения обвиняемого (подозреваемого) неизвестно. Одновременно следователь имеет право вынести постановление об объявлении обвиняемого (подозреваемого) в розыск. Комплекс организационных, оперативных, административных мероприятий, обусловленных постановлением об объявлении лица в розыск, выполняется органом дознания, указанным в постановлении. В случае если принятые меры не дали положительных результатов и на момент истечения срока предварительного расследования выполнены все возможные в отсутствие обвиняемого (подозреваемого) следственные действия, включая и действия, направленные на его розыск, предварительное расследование приостанавливается. Розыск обвиняемого (подозреваемого) может быть объявлен не только во время производства предварительного расследования, но и одновременно с его приостановлением. В этом случае соответствующая отметка делается в постановлении о приостановлении предварительного следствия. Одновременно с постановлением об объявлении лица в розыск (постановлением о приостановлении предварительного следствия, где указывается на объявление в розыск) в орган дознания направляется справка о личности разыскиваемого с указанием его анкетных данных и иных характеристик личности, необходимых для успешной организации розыска, а также постановление о привлечении в качестве обвиняемого, если таковое вынесено. В случае если розыск объявлен в отношении подозреваемого, в орган дознания направляется документ, ставящий лицо в процессуальный статус подозреваемого (постановление о возбуждении уголовного дела, протокол задержания, постановление об избрании меры пресечения до предъявления обвинения). Согласно ч. 4 ст. 210 УПК в отношении разыскиваемого обвиняемого при наличии оснований может быть избрана мера пресечения, в том числе (в случаях, предусмотренных статьей 108 УПК) заключение под стражу. Однако следует отметить, что согласно положениям ч. 4 ст. 108 УПК заседание суда для решения вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу по общему правилу не может состояться в отсутствие обвиняемого. Лишь в случае объявления лица в международный розыск допускается принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого (ч. 5 ст. 108 УПК) Действия, из которых складывается объявление розыска следователем, с одной стороны, и органом дознания - с другой, входят в исключительную компетенцию каждого из них. Объявление розыска следователем по своей природе является процессуальным решением: основания и условия этого решения предусмотрены уголовно-процессуальным законом. Розыск должен быть объявлен немедленно, как только возникнут основания и будут созданы условия, делающие возможным принятие данного решения. Следователь при обнаружении факта неизвестного местонахождения обвиняемого: - проводит мероприятия, направленные на установление действительного факта уклонения или неизвестности местонахождения обвиняемого: допросы родственников, соседей не менее 2-х, знакомых обвиняемого, приобщает к делу корешки повесток, постановления о приводах, свидетельствующих об уклонении от явки обвиняемого в ОВД; - дает поручения органам дознания в порядке ст. 38 УПК РФ о проведении первоначальных розыскных действий по розыску лиц (не требующих безотлагательного реагирования), осуществляемых соответствующими службами в срок до 10 дней с момента поступления информации о необходимости розыска лица (приобщает справки-рапорты сотрудников органа дознания о результатах проделанной работы); - производит в необходимых случаях обыск; - накладывает арест на почтово-телеграфную корреспонденцию, адресованную связям разыскиваемого; - при наличии судимости у подозреваемого или обвиняемого истребует дактокарты по месту отбывания наказания, фотографии и характеризующие материалы, приобщает справку о судимости; - производит выемку и приобщает к материалам уголовного дела копию удостоверения пенсионного страхования; ксерокопию формы N 1 с отметкой о розыске. Оценив собранные по делу доказательства, при наличии фактических данных о том, что подозреваемый уклоняется и скрывается, следователь принимает процессуальное решение об объявлении розыска обвиняемого. При этом следователь обязан выставить сторожевой лист, направить запросы-уведомления: в ЗАГС (не умер ли он, не сменил ли фамилию), военный комиссариат (с целью исключить призыв в Вооруженные силы РФ), налоговую инспекцию, подразделение по организации работы участковых уполномоченных милиции, паспортно-визовую службу, ГИБДД, ЖЭУ, поликлинику о том, что обвиняемый скрылся от следствия, объявлен в розыск, а в случае его обращения необходимо уведомить соответствующий орган внутренних дел, принять меры для задержания лица. Согласно ст. 210 УПК РФ розыск обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. Не дожидаясь окончания предварительного расследования, следователь предоставляет материалы уголовного дела в вышестоящее следственное подразделение для дачи заключения на предмет необходимости и обоснованности объявления обвиняемого в розыск. После получения заключения вышестоящего следственного подразделения следователь не позднее 3 дней направляет материалы в розыскное подразделение для получения номера розыскного дела. Материалы должны в себя включать: постановление об объявлении в розыск, постановления: о привлечении в качестве обвиняемого, избрании меры пресечения, справку о личности (в которой должны быть указаны: фамилия, имя, отчество, если их несколько, следует указать все; дата и место рождения; образование; профессия; последнее и предыдущие места жительства, работы и учебы; отношение к воинской службе; данные о судимости; наличие транспортных средств, оружия и т.д., данные о родственниках), заключение вышестоящего следственного подразделения об обоснованности объявления обвиняемого в розыск. Начальник следственного отдела осуществляет процессуальный и ведомственный контроль за своевременным и обоснованным объявлением обвиняемых в розыск, правильным избранием меры пресечения, возобновлением производства по уголовным делам после обнаружения разыскиваемых; контролирует своевременное направление материалов в полном объеме в ОУР для заведения розыскного дела подчиненными следователями, предоставлением уголовного дела в вышестоящее следственное подразделение для проверки обоснованности объявления обвиняемого в розыск; после вынесения следователем постановления о приостановлении производства уголовного дела в связи с розыском в течение 10 суток предоставляет приостановленное уголовное дело с ксерокопией статистической карточки 1.1 в вышестоящее следственное подразделение для проверки своевременности объявления официального розыска обвиняемого.

Собственно, мысль заключена в названии темы, приятного прочтения

Если вас объявили в Федеральный Розыск, прежде всего избавьтесь от всех мобильных телефонов и SIM-карт. Каждая мобильная трубка имеет IMEI – номер, который легко отследить при помощи аппаратуры мобильной связи. Вас спозиционируют с точностью до 2-3 м и моментально задержат (если будет на это приказ).

Следует купить трубку с рук на одном из рынков, и к ней же купить совершенно новую sim-карту. Если вы хотя бы раз позвонили по новой sim-карте, со старой трубки, или с новой трубки по старой sim-карте, их номера свяжут, а вас сразу вычислят.

Следующим способом поимки вас является отработка ваших контактов – родственников, друзей, хороших знакомых.

Следовательно, надо резко обрубить все контакты. Даже не звонить, потому что телефоны ваших родственников или друзей могут прослушиваться, а могут и не прослушиваться, а просто по мониторингу входящих, вас вычислят с вашей новой sim-картой и новой трубкой. Поэтому первые 3 месяца – НИКАКИХ КОНТАКТОВ, или контакты через Viber. Обычно ищут разыскиваемых при помощи стукачей – оперативных источников. Вполне возможно, что один или несколько ваших знакомых окажутся именно такими стукачами.

В Рашке ОЧЕНЬ МНОГИЕ продали душу дьяволу П*т*низма, поэтому НИКОМУ НЕ ВЕРЬТЕ. ОГРАНИЧТЕ СВОИ КОНТАКТЫ ДО МИНИМУМА. НИКОМУ, даже ближайшим родственникам, не раскрывайте ваше новое место жительства и ваши планы на будущее.

Следователи – не плохие психологи. Поэтому им ничего не стоит убедить ваших родителей, детей, супругов, что, «вам присудят только штраф, в крайнем случае – условно дадут, а вот если он(а) не явится на беседу, тут уж точно будет реальный срок и большой». И ваши ближайшие родственники, из страха за вас и НАИВНОЙ ВЕРЫ словам следователя, банально выдадут вас. Ведь из благих намерений СЛОЖЕН ФУНДАМЕНТ АДА.

Как правило, усиленно ищут только в первый месяц. Заводят Розыскное Дело, а Уголовное Дело – приостанавливают, делают засады по мету жительства и по местам жительства ближайших родственников. Через месяц активность следствия резко уменьшается, а через 3 месяца ваше Розыскное Дело уже будет пылиться на полке рядом с уголовным.

Тут уж вас найдут, если вы совершите какой-нибудь пьяный дебош и уснете на месте дебоша, ну или если вас все-таки ОЧЕНЬ СИЛЬНО ЗАКЗАЛИ очень серьезные люди.

Поэтому трудно пережить только первый месяц.

Вам следует сразу же снять квартиру.

Лучше снимать по газетам объявлений.

Уезжать к двоюродной тете в Саратов смысла нет, потому, что:

Во-первых, в крупном городе затеряться проще, чем в деревне – в деревне участковый знает всех в лицо, и новый человек – вы - сразу будет обнаружен.

Во-вторых, именно по вашим родственным связям, именно у двоюродной тетки в Саратове вас и будут искать и ждать. Не следует снимать комнаты в общежитиях, потому, что при заселениях там требуют паспорта, а т.к. общежития – наиболее криминализированная среда, то именно комендант общежития каждый день стучит на вновь заехавших постояльцев своему участковому. Ну и далее, по ориентировке, группа захвата и прочие прелести Российской «правоохранительной» системы и тюрьмы. То же самое касается и гостиниц.

А вот хозяин нормальной однушки или даже двушки к участковому стучать побежит на вас вряд ли, просто потому, что сам НЕ ПЛАТИТ НАЛОГОВ с той суммы, которую вы ему платите за съем его квартиры.

Лучше всего закупиться продуктами на неделю, или даже две, и все это время вообще просидеть в съемной квартире не выходя на улицу.

Первый месяц выходить из дома – как можно реже и ДНЕМ, не позже 22-00. После 22-00 вы можете привлечь к себе внимание какого-нибудь случайного милицейского патруля.

В метро ездить можно, потому что в Российском метро, в отличие от метро других стран, еще не ввели в действие систему компьютерного распознования лиц розыскиваемых по съемкам с видеокамер. Думаю, в ближайшие пять лет и не введут. Но, все-таки, лучше передвигаться наземным транспортом.

Вести себя на съемной квартире следует тихо, не дебоширить, музыку громко не включать, чтобы соседи не вызвали ментов, и вас не запалили.

Будьте вежливы с соседями при случайных встречах, помните как в фильме: «Вежливость – лучшее оружие вора». Желательно менять съемную квартиру раз в 2-3 месяца. Скажем, вы можете говорить хозяевам, что вы тут в командировке на 2-3 месяца. И через такой срок – съехать на новую квартиру.

В каждой железнодорожной кассе, при продаже вам билета, идет проверка ваших паспортных данных. Если вы в розыске, вы сразу выделяетесь у кассира красным цветом на мониторе. По инструкции кассир не должна даже вида подать об этом, должна продать вам билет и сообщить по компьютеру, что вы, человек в розыске, купили такой-то билет на такое-то число и такой-то поезд, в такой-то вагон, на такое-то место. При посадке, у вагона, вас уже будет ждать наряд. Меня так несколько раз пытались снять с поездов Москва – Питер, и Питер – Москва. Но мне удавалось обосновать ментам УСТНО, что так делать – не следует. Но все-таки, если появится потребность на переезды – лучше добираться «на собаках», ездить электричками. Сейчас почти в любую точку России можно добраться пересаживаясь из электропоезда в электропоезд. Помню, я доезжал от Питера до Москвы «на собаках» всего за 1 доллар. А самым моим большим приключением была поездка аж на 17 собаках из Москвы в Сочи (более 2500 км). Так что такой вид путешествий – весьма надежен и безопасен.

Так же можно передвигаться по России автостопом. Но при автостопе есть больший риск, что автомашину, на которой вы будете ехать, остановят на посту ДПС, проверят документы не только у водителя, но и у вас - и тут же задержат. В электричках такое происходит КРАЙНЕ РЕДКО.

Ну и месяца через 3 – 6 начинайте потихоньку пытаться разруливать ваше Уголовное Дело, или готовиться к эмиграции, просить убежища.

Я «на собаках» пересекал границу Украины довольно легко. Сейчас это еще вполне возможно. Там, в Украине, еще пока дают политическое убежище гражданам России. Но это – отдельная история, о которой – как-нибудь позже.

Но всегда помните:

СВОБОДА – ЛУЧШЕ, ЧЕМ НЕ СВОБОДА.

Не торопитесь сдаваться.

Генерал-лейтенант внутренней службы Александр АВДЕЙКО, начальник Договорно-правового департамента МВД России, Заслуженный юрист Российской Федерации.

В настоящее время серьёзную обеспокоенность в обществе вызывает тема поиска без вести пропавших граждан.

20 марта 2015 года в Министерстве юстиции России прошёл государственную регистрацию приказ МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и СК России от 16 января 2015 года № 38/14/5, утверждающий новую Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц (публикуется в этом номере).

Современная российская полиция является принципиально новой правоохранительной структурой, сформированной на основе партнёрской модели взаимоотношений с обществом. Общественное доверие и поддержка граждан - важнейший принцип деятельности полиции. Залогом ее эффективности является взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Приём, регистрация, проверка заявлений и сообщений о преступлениях, происшествиях и принятие по ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является обязанностью полиции. Аналогичное полномочие возложено на органы предварительного следствия.

Достаточно серьёзную обеспокоенность в обществе вызывает в настоящее время проблема поиска без вести пропавших граждан. Данный вопрос регулярно обсуждается экспертным сообществом на различных дискуссионных площадках. При этом особое внимание справедливо уделяется наиболее уязвимой части общества - несовершеннолетним.

Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе государства последних лет, в том числе выделение из прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельный федеральный государственный орган, привели к определённому правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан.

В результате нормативный правовой акт, определяющий порядок работы в данном направлении (приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 года № 70/122) фактически не применялся.

В этой связи возникла безусловная необходимость издания межведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия уполномоченных правоохранительных ведомств.

Для деятельности органов внутренних дел приоритетной является профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних, профилактика преступлений и иных правонарушений, причём совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении их.

Любой несовершеннолетний, оставшийся без внимания взрослых, в том числе без вести пропавший, становится потенциальной жертвой наиболее опасных преступлений (против жизни, здоровья, половой неприкосновенности).

Несмотря на то, что в 2014 году зафиксировано снижение количества объявленных в розыск несовершеннолетних (7 806, на 29,7% ниже, чем в 2013 году), статистические данные свидетельствуют о том, что за последние четыре года в среднем только по одному из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего лица возбуждается уголовное дело. Эффективность розыска лица напрямую связана с незамедлительным принятием мер, пред­усмотренных законодательством, весь комплекс которых возможно осуществить при наличии возбуждённого уголовного дела.

Основной причиной такого состояния дел было отсутствие нормативной регламентации взаи­модействия правоохранительных органов.

Ситуация изменилась. Пунктом 10 новой Инструкции предусмотрен подробный список признаков, свидетельствующих о возможности совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, что даёт основание для незамедлительных оперативных действий по розыску. Одним из таких признаков является несовершеннолетний возраст (п. 10.14).

В чем принципиальные отличия нового порядка рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан? Несомненным преимуществом новой Инструкции является чёткая регламентация действий сотрудников полиции и следователей Следственного комитета Российской Федерации при приёме, рассмотрении сообщения о пропавшем лице и принятии по нему решения. Разграничена компетенция следователя СК России и сотрудника оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.

Существенно расширен и уточнён перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

Например, такими обстоятельствами считаются несовершеннолетний возраст, безвестное исчезновение лица с автотранспортом или со средствами мобильной связи, наличие при без вести пропавшем лице значительных денежных средств или других ценностей и т.д.

Определён механизм ведомственного контроля и прокурорского надзора за указанной деятельностью.

Данные новеллы обес­печат качественное рассмотрение сообщений о безвестном исчезновении граждан, своевременное осуществление всего комплекса розыскных мер и установление местонахождения лица.

Действие Инструкции распространяется на розыск абсолютно всех пропавших граждан без деления их на какие-либо категории. В статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Назначение полиции - незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. В этой связи положения Инструкции обес­печат надлежащее рассмотрение сотрудниками полиции и следователями Следственного комитета Российской Федерации заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

В контексте данного вопроса следует отметить, что полиция осуществляет розыск лиц, которые пропали без вести или утратили связь с родственниками; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

У граждан часто бытует мнение, что с заявлением о безвестном исчезновении гражданина можно обратиться в полицию только спустя трое суток. Также нередко возникают вопросы: кто должен выступать в качестве заявителя, чтобы не отказали в приёме заявления? Насколько правомерно требование о том, что с таким заявлением должен обратиться родственник?

Отвечая на эти вопросы, скажу сразу, что суждения по поводу трёх суток вымышлены и не имеют под собой никакой правовой основы. Именно поэтому в третьем пункте Инструкции установлено: «сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приёму, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места его исчезновения, наличия или отсутствия сведений о месте постоянного или временного проживания или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения». Данное положение вытекает из требований Федерального закона «О полиции» и иных нормативных правовых актов.

Например, в соответствии с Инструкцией о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях, утверждённой приказом МВД России от 29 августа 2014 года № 736, заявления и сообщения о преступлениях, происшествиях подлежат обязательному приёму во всех территориальных органах МВД России. При этом очень важно отметить, что приём сообщений о преступлениях и происшествиях осуществляется круглосуточно. Меры реагирования на такие сообщения принимаются сразу же.

Что касается второй части вопроса. В жизни происходит так, что зачастую с заявлением о пропаже человека обращаются именно родственники или иные близкие лица. Но это не означает, что другое лицо (сосед, коллега, знакомый и т.д.) лишён права заявить об этом. В этом смысле законодательством не установлено никакого перечня лиц, поэтому с рассматриваемыми заявлениями, равно как и с заявлением о любом правонарушении, может обратиться каждый человек.

С учётом установленной компетенции правоохранительных органов я бы советовал обращаться по поводу исчезновения человека в органы внутренних дел Российской Федерации или следственные органы СК России. Но это не исключает возможности обращения в любой иной правоохранительный орган. Однако надо учитывать, что в таком случае может пострадать оперативность реагирования на заявление, поскольку неуполномоченный правоохранительный орган в конечном счёте направит его по подведомственности в органы внутренних дел или СК России.

Следует отметить, что деятельность по розыску без вести пропавшего регламентируется не только рассматриваемой Инструкцией, но и законодательными и иными подзаконными актами (например, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-разыскных деятельности», приказ МВД России от 29 августа 2014 года № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях», приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 года № 72 «Об организации приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации».

В общих чертах алгоритм реагирования на сообщения о безвестном исчезновении лица состоит в следующем. При поступлении сообщения выясняются обстоятельства его исчезновения, возраст, образ жизни, круг знакомых, близких, место его работы, предположительное место нахождения, наличие в собственности недвижимого имущества, автотранспортных средств и другие обстоятельства. Особое внимание уделяется выяснению обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

К таким обстоятельствам, наряду с указанными выше, относятся, например, отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания, отсутствие у без вести пропавшего лица заболевания, которое может обусловить его скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве, наличие по месту проживания без вести пропавшего лица личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у без вести пропавшего лица событий, участие в которых для него является важным (сдача экзамена, защита диссертации и других), безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его собственности, отсутствие в правоохранительных органах заявления о без вести пропавшем лице (либо запоздалое или несвоевременное его направление) от иного лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать, внезапный (срочный) ремонт по месту жительства или пребывания без вести пропавшего лица, поспешное решение членами семьи без вести пропавшего лица и (или) иными лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что без вести пропавшее лицо не возвратится (переоформление или продажа его имущества, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом), безвестное исчезновение лиц, занимающихся проституцией и т.д.

На место происшествия направляется следственно-оперативная (оперативная) группа из числа сотрудников органов внутренних дел, а при наличии указанных обстоятельств также следователь следственного органа СК России, который осуществляет руководство данной группой.

Проверка сообщения о безвестном исчезновении лица, в котором отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о совершении преступления в отношении данного лица, поручается сотруднику оперативного подразделения органов внутренних дел.

Взаимодействие правоохранительных органов в розыске без вести пропавших основывается на принципе разграничения компетенции следственных органов СК России и органов внутренних дел, критерии которого в достаточной степени определены Инструкцией. При наличии обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления, рассмотрением сообщения о безвестном исчезновении лица должен заниматься следственный орган СК России, а при отсутствии - орган внутренних дел. В то же время, даже если в момент получения сообщения отсутствуют сведения, указывающие на данные обстоятельства, но они устанавливаются в последующем в ходе розыска, то орган внутренних дел передаёт соответствующие материалы в следственный орган СК России.

Персональная ответственность за обеспечение исполнения требований Инструкции в рамках ведомственного контроля возложена на руководителей органов внутренних дел и следственных органов СК России.

Вместе с тем Инструкцией предусмотрено, что разрешение споров между ведомствами относится к компетенции прокурора, который осуществляет надзор в целом за этой деятельностью.

19.06.2015

Часто люди начинают жалеть о взятых на себя денежных обязательствах. Они не могут или не хотят отдавать долги, и решают что в данной ситуации лучше всего исчезнуть из поля зрения кредиторов, то есть сбежать. Желательно со всем своим . Как же можно разыскать таких людей и заставить платить по счетам?

В законе Российской Федерации № 229 в статье 65 прописано, что кредиторы имеют право разыскивать должника, если у приставов, исполняющих требования, отсутствует информация, где может находится данное лицо.

Объявление о розыске можно подать как заемщика, так и по тому месту жительства, где заемщик числился последнее время. Это первый шаг для того, чтобы искать должника по всей территории страны.

Розыск должника в исполнительном производстве проводится

Чтобы начать процедуру розыска должника официальным путем, используя законодательную базу РФ, нужно учесть определенные обстоятельства. Все эти обстоятельства четко прописаны в законодательных актах нашей страны.

К примеру, к таким обстоятельством относится то, что у службы судебных приставов отсутствует информация, где же может скрываться должник.

В данной службе исполняются следующие требования:

  • Забрать ребенка от безответственных родителей.
  • Найти средства, чтобы погасить просроченные выплаты по кредитам.
  • Найти средства, чтобы компенсировать вред здоровью, которые должник нанес другому лицу.
  • Найти средства, чтобы компенсировать потерю кормильца, если в этой ситуации виновен должник.

Что надо предпринять, чтобы должника разыскивали

Прежде чем начать розыски, должны сами попробовать собрать сведения о должнике. Для этого должны быть приняты ими следующие меры. Приставы должны отправить запрос официальным путем в адресное бюро ГУВД на территории, где они находятся. Это бюро должно прислать адрес, по которому должник прописан.

Если должник снят с учета, то адресное бюро должно предоставить информацию о том, куда выбыло данное лицо. Далее следует подать запрос в бюро по адресу, куда должен был выбыть должник.

Следует также запросить российский Пенсионный фонд, так как если должник официально работает, туда должны будут идти отчисления . Также должен быть выполнен опрос близких к должнику людей: родных, соседей, друзей, сослуживцев.

В случае, когда материальных средств для компенсации не найдено, стоит запросить организации, в которых имущество может быть зарегистрировано. Это , БТИ и тому подобные. Также направляется запрос в Сбербанк, по адресу, где последнее время был зарегистрирован разыскиваемый заемщик.

Если вышеперечисленные меры не привели к результатам, и ни должник, ни его имущество обнаружены не были, то подается объявление о розыске.

Кто имеет право подать объявление о розыске?

Служба судебных приставов

Такое объявление имеет право подать судебный пристав. Данный процесс может начаться как по инициативе данной службы, так и по требованию кредитора. Для этого ему нужно в службу, которая ведает исполнением требований.

Однако, сам процесс подачи такого объявления очень сложен. Для этого надо собрать всю документацию по предпринятым действиям и предоставить документы, где предъявлены требования в заемщику.

Подача возможна, если:

  • Исполнить требования, которые прописаны в соответствующей документации, невозможно выполнить.
  • Требования носят не материальный характер (к примеру, забрать ребенка).
  • Если сумма превышает 10 000 рублей.

Ответчиком по требованиям может быть как конкретный человек, так и организация, независимо от ее формы.

Судебные приставы

Пристав, исполняющий требования, имеет право вынести постановление о мерах по розыску заемщика. Это происходит с момента, когда становится понятно, что без этого требования по исполнительному листу выполнить задание невозможно. Также он должен вынести постановление о розыске, если кредитор подал в службу соответствующее заявление. Срок для этого действия не должен быть больше, чем трое суток.

В постановлении должны быть указаны следующие данные разыскиваемого лица:

  • Число, месяц, год и место его рождения.
  • Данные о его регистрации.
  • Адрес последнего места жительства.
  • Последнее место работы.
  • Все данные о сумме выплат ( , ).
  • Число, месяц, год и место рождения кредитора.
  • Место проживания кредитора.

В законе Российской Федерации в статье 3(6) прописано, что при соблюдении вышеизложенного, задолжавшее лицо может быть разыскано, путем подачи объявления. В постановлении должны перечисляться меры, которые должны использоваться при розыске, в том числе и принудительные.

Данный документ должен утвердить руководитель службы судебных приставов. С момента утверждения постановление вступает в законную силу. Должника начинают искать. Все стороны получают копии решения суда о принятии к исполнению объявления о розыске,либо о прекращении оного.

Если данные о заемщике так и не поступили, то по последнему месту проживания ему отправляется копия данного постановления.

Особенности проведения мер по розыскам должника

В некоторых случаях подобные мероприятия осуществляются полицией России. Это прописано в законе Российской Федерации в статье 65(1). Все расходы, которые потребует проведение розыска, задолжавшее лицо должно будет компенсировать из своего кармана.

Чтобы определить, сколько денег должно выплатить задолжавшее лицо, соответствующие службы подают заявление, где записаны расходы. Если должник не частное лицо, а организация, то заявление об этом подает ФССП . Если взыскатель подаст соответствующее заявление в службу судебных приставов, то меры по розыску должника прекращаются.

Права, которые имеет судебный пристав, чтобы розыскать должника

Представитель службы судебных приставов имеет право провести ряд мероприятий, чтобы разыскать задолжника. Он может:

  • Запрашивать банки на предмет предоставления сведений о разыскиваемом лице.
  • Обрабатывать всю полученную информацию.
  • Использовать данные частных сыскных агентств, если данные предоставит ему кредитор.

Что должен сделать пристав, если должник обнаружится

Если должник, либо его имущество, будут найдены на территории, где полномочия нашедшего его сотрудника не действительны, то пристав должен обратиться за содействием к главе подобной службы данного места. Главный судебный пристав должен сообщить (осуществить это можно любыми доступными средствами) в службу, объявившую розыск, о том, что обеспечивается сохранность отысканного имущества.

Даже если найдено место, где находится задолжавшее лицо, исполнительные меры в отношении его не прекращаются. Требования к должнику осуществляются в принудительном порядке. Только проводят их в принудительном порядке. Мероприятия по взыскиванию задолженности можно начать исполнять через сутки после завершения мероприятий по розыску.

Должник получает от судебного пристава , где прописаны все требования к задолжавшему. При желании найти должника, который захотел убежать от проблем, отыскать вполне возможно. Поэтому лучше не бегать (и не брать на себя расходы еще и по розыску), а сразу решить возникшие вопросы.

Мнение юриста-эксперта:

Загруженность государственных чиновников различным документооборотом, часто не позволяет им заниматься своими непосредственными делами с надлежащей эффективностью. Это касается и судебных приставов, и полицейских. Закон, конечно, обязывает тех и других, принимать меры к розыску должников, но далеко не всегда получается.

Кроме мер, которые принимаются государством, кредиторам необходимо и самим предпринимать меры. Особенно, если ситуация с задолженностью произошла благодаря вашей неосмотрительности. Что можно сделать дополнительно, зависит от конкретных обстоятельств. Но любым делом, должны заниматься профессионалы. И здесь могут помочь детективные агентства. У них для этого возможностей больше, чем у обычных граждан.

Кроме детективов, за такие дела берутся некоторые адвокаты, которые специализируются в этой сфере. В целом, не следует сидеть и ждать, когда пристав пригласит вас получить деньги. Затраты на привлечение специалистов можно будет прибавить к сумме долга и требовать компенсации в суде.

Подробнее о розыске должников исполнительными производствами — в видеосюжете:

Ежегодно в России без вести пропадают около 80 тысяч человек. Так бывает: ушел кто-то из дома - и не вернулся.

Так когда можно и надо сообщать об исчезновении человека? Не секрет, что во многих отделениях милиции до недавнего времени отказывались принимать заявление, если с момента его пропажи не прошло трое суток. Логика такова: мол, большинство "пропавших" сами объявляются на второй или третий день живыми и здоровыми. Ну, загулял человек, где-то засиделся, переночевал у друзей. А позвонить родным забыл.

Однако и информация о трех днях, только по прошествии которых якобы можно подавать заявление, устарела. Заместитель начальника департамента уголовного розыска МВД генерал-майор милиции Александр Фролов, который руководит управлением по организации розыска, рассказал, что заявитель сам решает, когда обращаться в милицию. И заявление у него обязаны принять незамедлительно, причем именно в том органе внутренних дел, куда человек обратился. То есть не обязательно по месту жительства, не обязательно по тому адресу, где человек проживал на момент исчезновения. Хотя, конечно, розыск в дальнейшем все равно будет осуществляться тем органом внутренних дел, на территории которого достоверно установлено последнее местонахождение пропавшего.

По словам генерала Фролова, с заявлением может обратиться любой человек или организация. Если сотрудник пропал с работы, то заявление имеют право подать его коллеги. Сигнал тревоги о пропавшем может подать в милицию и сосед по коммунальной квартире. По милицейским нормативным документам "без вести пропавшим" считается лицо, исчезнувшее внезапно, при неизвестных обстоятельствах, без видимых причин, местонахождение которого остается неизвестным.

Заявить о пропаже человека родственники вправе и по телефону. Сотрудники милиции могут приехать домой, в офис или пригласят к себе. Дежурная часть зарегистрирует обращение и выдаст талон-уведомление. Кроме того, на дежурного возложена обязанность организовать первоначальные розыскные мероприятия. После этого заявление передают руководителю органа внутренних дел.

Как правило, требуется информация о последнем местонахождении человека, его образе жизни, связях, обстоятельствах исчезновения, его фотография, особые приметы, наличие у пропавшего мобильного телефона.

Могут выдвигаться розыскные версии в зависимости от того, что произошло и какие обстоятельства предшествовали исчезновению. В том числе обязательно рассматривается и совершение преступления.

Пропавшие дети - отдельная и очень больная тема. Большая часть - из неблагополучных семей. Немало ребятишек убегают из дома в поисках лучшей жизни. Многие из них совершают это неоднократно - два-три раза и больше. Таких оперативники в регионах знают пофамильно. Некоторые все детство проводят в бегах. Правда, большинство через какое-то время либо сами приходят домой, либо их возвращают сотрудники милиции. В этом году пропали 14 055 несовершеннолетних, разыскано - 13 732.

В МВД существует специальное досье, в котором ведется учет всех людей, пропавших без вести. Это ведомственная база Главного информационно-аналитического центра. В ней содержатся опознавательные карты, фотографии, особые приметы, вся информация, которая может понадобиться при идентификации личности.

Но самое главное, в России сегодня работает 33 Бюро регистрации несчастных случаев. Эти бюро круглосуточно занимаются установлением местонахождения людей, которых разыскивают родственники или знакомые. Их ищут среди пострадавших в несчастных случаях, доставленных в больницы и травмпункты, задержанных или арестованных милицией. И, конечно же, среди тел, находящихся в морге. В бюро постоянно стекается информация об обнаруженных и пока не опознанных трупах, о неизвестных больных. Разумеется, подобных милицейских бюро должно быть намного больше - во всех краевых и областных центрах субъектов России.

Иногда случается, что пропавшие люди после обнаружения их сотрудниками милиции сами просят сохранить их местонахождение в тайне. И это требование вполне правомерное, ведь существует закон о защите персональных данных. У любого человека могут быть самые разные причины не общаться с родными, близкими или знакомыми. Сообщать кому-либо о себе или нет - добровольное дело каждого дееспособного совершеннолетнего гражданина.

А вот обращаться к экстрасенсам, гадалкам и прочим колдунам при поиске близких в уголовном розыске не рекомендуют. Прежде всего потому, что эти обращения нисколько не помогают, а, скорее, мешают поиску. То, что люди напрасно тратят свои деньги, причем немалые, это их личное дело. Но ведь они еще идут на поводу у этих "ясновидящих" и требуют, чтобы милиционеры проверяли всю их "информацию". Или - наоборот, не выполняют рекомендации сыщиков. Например, милиционеры выяснили, что в психиатрической клинике находится похожий на разыскиваемого человек, и просят съездить туда родственников. Но заявители отказываются: они свято верят, что пропавший человек уехал за границу - так сказал им экстрасенс.

Генерал-майор милиции Александр Фролов привел официальную статистику. За 9 месяцев объявлена в розыск 51 тысяча 363 без вести пропавших людей. Нашли 47 тысяч 251 человека. При этом ненайденных - с учетом прошлых лет - 47 тысяч 681 человек. Кстати, розыск каждого человека ведется в течение 15 лет. То есть ежегодно милиция находит более 90 процентов разыскиваемых.

Любопытно, что примерно 32 процента пропавших без вести - женщины, около 6 процентов - малолетние и несовершеннолетние, остальные - мужчины. Половина же всех пропавших - это люди, употребляющие спиртные напитки.