Из чего сделан кетчуп хайнц. История кетчупа Heinz

Возражение на акт налоговой проверки

Подать возражения можно в течение месяца со дня получения акта камеральной или выездной проверки в случае несогласия с фактами, изложенными:

  • в акте налоговой проверки (п. 6 ст.100 НК РФ);
  • в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).

Такой порядок действует при подготовке возражений на акт, который компания получила 24 июля 2013 года и позже (п. 1 ст. 6 Закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ, письмо от 15 августа 2013 г. № АС-4-2/14794).

Срок считают со дня, следующего за тем, когда получен акт проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Истекает срок представления возражений в соответствующее число месяца, следующего за месяцем получения акта камеральной проверки (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Пример

Компания получила акт налоговой проверки 10 сентября 2015 года. Значит, возражения нужно представить не позднее 10 октября 2015 года.

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то последний день, когда можно представить возражения, истекает в последний день этого месяца (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Пример

Компания получила акт налоговой проверки 31 августа 2015 года. Возражения нужно представить не позднее 30 сентября 2015 г.

До 24 июля 2013 года срок подготовки возражений составлял 15 рабочих дней. К моменту начала действия новой редакции пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ (24 августа 2013 года) этот срок уже истек. Причем его продление Законом № 248-ФЗ не предусмотрено.

Компания заинтересована представить возражения своевременно. Если опоздать, то рассмотрение материалов проверки пройдет без возражений. Значит, и решение может быть вынесено без учета мнения компании по спорным

Как составить возражения

Утвержденной формы для оформления возражений по акту нет. Налоговый кодекс РФ не содержит требований к оформлению и содержанию возражений на акт. Поэтому составьте возражения в произвольной форме в двух экземплярах. Один передайте в инспекцию, второй храните в организации.

Прежде всего в возражениях перечислите:

  • наименование инспекции, в которую представляются возражения;
  • наименование компании (фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя);
  • ИНН и КПП (если есть);
  • адрес регистрации, как в (адрес постоянной регистрации предпринимателя);
  • дату представления возражений;
  • наименования налогов или декларации (расчета), в отношении которых проводилась проверка с указанием периода;
  • даты начала и окончания проверки.

Затем надо привести конкретные пункты акта, с которыми компания не согласна. Желательно по порядку. Письменные возражения можно представить по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом важно перечислить только те претензии, которые напрямую связаны с выводами и предложениями налоговой инспекции, сформулированными в акте проверки. Даже если были формальные нарушения порядка проведения проверки или сам акт содержит какие-либо недочеты, то упоминать о них в возражениях не нужно.

Поэтому если замечания компании касаются только процедуры проведения проверки, а не ошибочной позиции проверяющих, то возражения подавать не надо вовсе. Ведь на решение инспекторов они вряд ли повлияют. Такие претензии можно привести в дальнейшем уже при обжаловании решения.

Аргументы компании по каждому эпизоду должны быть убедительными. Поэтому свою позицию надо изложить максимально четко и по возможности обосновать, ссылаясь на нормы законодательства. Причем ссылаться в своих аргументах можно только на нормы, действовавшие в период, когда проводилась проверка. Дополнительно можно привести ссылки на официальные разъяснения и

Безопаснее руководствоваться теми письмами Минфина, которые адресованы вашей компании. Надежным вариантом будут и разъяснения, размещенные на официальном сайте ФНС России (nalog.ru) для обязательного применения. Конечно, в Налоговом кодексе РФ есть норма, обязывающая налоговиков руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по вопросам применения налогового законодательства (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ). Однако в самом министерстве не раз повторяли: данная норма Налогового кодекса РФ не требует от налоговиков руководствоваться абсолютно всеми разъяснениями. О том, что разъяснение является обязательным, должно быть сказано в самом письме. Но письма, адресованные другим компаниям, тоже могут сыграть свою роль как дополнительный аргумент.

Также можно подобрать примеры из судебной практики: решения Верховного суда, постановления арбитражных судов. Копии документов, на которые сделаны ссылки, надо приложить к возражениям.

Подписать возражения по акту может либо компании, либо другой сотрудник по доверенности. Например, главный бухгалтер.

Как оформить приложения

Компания вправе приложить к возражениям любые документы, подтверждающие обоснованность возражений. Эти бумаги можно передать в инспекцию и отдельно - в заранее согласованный срок (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Копию каждого документа нужно заверять отдельно (письмо ФНС России от 2 октября 2012 г. № АС-4-2/16459). Это по-прежнему касается абсолютно всех документов - и одностраничных, и многостраничных.

Одностраничные документы. Каждый из одностраничных документов безопаснее заверять отдельно. Если компания не успевает подготовить копии, можно попросить продлить срок их представления.

Другой вариант более рискованный - сформировать из копий документов подшивку и сделать на ней одну заверительную надпись. В такой ситуации инспекторы могут потребовать, чтобы компания заплатила штраф - по 200 руб. за каждый неверно заверенный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Но данный штраф можно будет отменить в суде, так как за неверное заверение документов в законодательстве нет (постановление ФАС Центрального округа от 1 ноября 2013 г. по делу № А54-8663/2012).

Многостраничные документы. Копию документа, состоящего из нескольких страниц, компания вправе заверить одной надписью. Каждый лист копии заверять не обязательно (письма Минфина России от 7 августа 2014 г. № 03-02-РЗ/39142, ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309). Например, копию многостраничного договора можно сформировать в виде подшивки. И сделать на ней одну общую заверительную надпись. Но в таком случае все листы многостраничного документа нужно сшить вместе ниткой и пронумеровать.

Запись о заверении можно сделать двумя способами: на оборотной стороне последнего листа в пачке либо на отдельном листе.

На листе делают запись «верно» или «копия верна», ставят дату, должность руководителя или другого работника, заверившего копию, а также его подпись с расшифровкой (п. 3.26 Государственного стандарта «Унифицированные системы документации», утв. постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст). Кроме того, нужно поставить печать (приложение № 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338).

Куда и как представить возражения на акт налоговой проверки

Письменные возражения нужно направить в адрес той инспекции, которая проводила проверку и составила акт (п. 6 ст. 100 НК РФ). В канцелярию инспекции или окно приема документов возражения может подать лично руководитель компании или ее на основании доверенности (ст. 27, 29 НК РФ).

Также можно отправить возражения по почте. В таком случае месячный срок на подачу возражений нужно отсчитывать с седьмого дня с момента отправки заказного письма. Дело в том, что датой вручения акта, направленного заказным письмом, считается не день его фактического получения, а шестой день с момента его отправки по почте (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Каковы последствия представления возражений

Возражения могут как помочь компании - снизить или отменить штраф, так и усложнить процесс оформления результатов проверки. Поэтому важно своевременно предусмотреть возможные последствия.

Дополнительные мероприятия

При подаче возражений важно учесть, что это может спровоцировать проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). В таком случае возникает необходимость продлить время рассмотрения материалов проверки. При этом срок, отведенный на проведение дополнительных мероприятий, не должен превышать общий срок рассмотрения материалов проверки с учетом его продления - 10 рабочих дней и еще один месяц.

Соответственно, решение по результатам проверки будет приниматься уже с учетом новых сведений, полученных в ходе дополнительных мероприятий.

Дополнительные мероприятия могут быть такими:

  • истребование документов у компании или ее контрагентов;
  • допрос свидетеля;
  • проведение экспертизы.

До того как инспекторы вынесут окончательное решение, компания вправе ознакомиться со всеми материалами проверки, включая итоги дополнительных материалов (п. 2 ст. 101 НК РФ).

С 24 июля 2013 года для этого конкретный срок: не позднее чем за два дня до рассмотрения. От компании требуется подать заявление об ознакомлении с материалами. Если такое заявление своевременно не представить, то инспекторы могут не проявить инициативу.

Конечно, ФНС России в своих разъяснениях советует своим подчиненным ознакомить компанию с материалами дополнительных мероприятий в любом случае. Ведь иначе сможет отменить решение, вынесенное по результатам проверки, по формальным основаниям.

При этом специального срока на подготовку компанией своих доводов не установлено (ст. 101 НК РФ). Налоговики могут согласовать с компанией время, которое ей потребуется на оформление возражений. А потом, уже на рассмотрении материалов проверки, в протоколе инспектор сделает отметку о том, что организация не имела возражений в отношении этого времени (письмо от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692 - выдержки из документа, п. 38 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Для компании это Ведь иногда инспекторы даже не предлагают компаниям ознакомиться с материалами дополнительных мероприятий. А иногда на изучение нескольких сотен страниц дают всего пару часов, фактически лишая компанию возможности изучить все детали и представить возражения.

Разъяснение ФНС России, во-первых, мотивирует инспекторов на местах всегда передавать компании на ознакомление материалы как проверки, так и дополнительного мероприятия. Иначе решение, которое они примут, может быть отменено.

Во-вторых, у компании есть возможность договориться о времени, которое ей потребуется на подготовку возражений. Значит, можно внимательно изучать все выводы инспектора и попробовать отбиться от части доначислений и штрафов.

Срок исковой давности

Даже если нарушения выявлены, компанию не получится привлечь к ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ по истечении срока давности. Иными словами, если со следующего дня после окончания налогового периода (в течение которого было нарушение) и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (ст. 113 НК РФ).

Таким образом, проведение дополнительных мероприятий продлевает срок проверки и приближает компанию к окончанию срока исковой давности. А значит, повышает шансы на отмену штрафа.

Причем в случае с неуплаченными налогами этот срок начинает отсчитываться с момента окончания соответствующего налогового периода, в котором компания не заплатила налог (п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Специалисты ФНС России разъясняют, что в надо брать не период, за который платится налог, а тот год или квартал, в котором налог нужно было фактически платить (письмо от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692).

Пример

Компания занизила за 2013 год, срок уплаты которого 28 марта 2014 года. Налоговый период в данном случае равен году. Значит, срок исковой давности начнет исчисляться с 1 января 2015 года.

То есть срок давности инспекторы будут исчислять не с того момента, когда компания фактически нарушила налоговый порядок. А только по истечении налогового периода, в котором это нарушение допущено.

Решение по результатам проверки

В зависимости от сделанных выводов руководитель инспекции (или его заместитель) принимает по итогам проверки:

  • либо решение о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • либо решение об отказе в привлечении организации к ответственности.

Это следует из положений пункта 7 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Формы указанных решений утверждены приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

В решении о привлечении к ответственности должны быть указаны:

  • обстоятельства налогового нарушения, совершенного организацией. При этом указанные обстоятельства должны быть квалифицированы так, как они установлены проверкой, то есть так же, как они отражены в акте налоговой проверки;
  • документы и сведения, подтверждающие выявленные обстоятельства;
  • решение привлечь организацию к ответственности за конкретные нарушения с указанием статей Налогового кодекса РФ;
  • размер недоимки по налогам, сумма штрафов и

Так сказано в абзаце 1 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

В решении об отказе в привлечении к ответственности должны быть указаны обстоятельства, на основании которых оно было принято. Вместе с тем в нем могут быть отражены суммы недоимки, выявленные в ходе проверки, и соответствующие им суммы пеней. Это следует из положений абзаца 2 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, в обоих видах итоговых решений по проверке должны быть отражены следующие данные:

  • срок на обжалование вынесенного решения;
  • порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган;
  • наименование и адрес налогового органа, который уполномочен рассматривать дела по обжалованию решения;
  • иные необходимые, по мнению руководителя инспекции (его заместителя), сведения.

Об этом говорится в абзаце 3 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Если в ходе налоговой проверки инспекторы обнаружат сумму излишне возмещенного налога, то в итоговых решениях они признают ее недоимкой. Датой появления этой недоимки будет день, когда организация получила деньги (при возврате) или день, когда инспекция приняла решение о зачете налога.

Об этом говорится в абзаце 4 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

В течение пяти рабочих дней после принятия решения по итогам проверки оно должно быть вручено организации (абз. 1 п. 9 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Отсчет срока начинается со следующего дня после подписания решения (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Приведем пример.

Пример

Решение по проверке принято 6 марта 2015 года (пятница), Компания должна его получить не позднее 16 марта 2015 года.

По общему правилу решение по проверке вступает в законную силу через месяц со дня его вручения организации (п. 9 ст. 101 НК РФ). Но если в течение этого месяца организация обжалует его в апелляционном порядке, то срок вступления в силу будет зависеть от того, какое решение примет вышестоящий налоговый орган.

Если решение налоговой инспекции не отменят, оно вступит в силу с даты его утверждения вышестоящей инстанцией.

Если решение налоговой инспекции отменят (полностью или частично), оно вступит в силу (с учетом внесенных изменений) с даты соответствующего решения вышестоящей инстанции.

Если апелляционную жалобу отклонят, решение налоговой инспекции вступит в силу с даты решения вышестоящей инстанции, но не раньше чем закончится месячный срок, отведенный для подачи апелляционной жалобы.

Такой порядок установлен статьей 101.2 Налогового кодекса РФ.

После того как решение по проверке вступит в законную силу, инспекция в течение 20 рабочих дней направит в организацию требование об уплате налога, пеней и штрафов, которые были доначислены по итогам проверки (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 70 НК РФ).

Организация обязана исполнить это требование в течение восьми рабочих дней после его получения, если в самом требовании не будет установлен более продолжительный срок (абз. 4 п. 4 ст. 69, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Проведенная налоговая проверка (в том числе и выездная) завершается составлением акта налоговой проверки. В нем должны быть отражены все выявленные в ходе проведения проверки налоговые правонарушения. Такой результат налоговой проверки с суммой доначислений по налогам должны быть указаны в акте налоговой проверки, на основании которого руководитель налоговой инспекции примет решение о привлечении компании налогоплательщика и его руководителя к налоговой ответственности. Один экземпляр акта налоговой проверки обязательно должен быть вручен проверенному налогоплательщику, а последний, в свою очередь, вправе подать на такой акт свои письменные возражения. Также немаловажным является то, что отраженные в акте факты совершения налогового нарушения влияют на окончательное решение руководителя налоговой инспекции.

Требования к оформлению акта налоговой проверки поименованы в статье 100 Налогового кодекса РФ. Ранее в нашей статье «Оформление результатов налоговой проверки» (статью можно посмотреть тут ) мы уже рассказывали о том, как составляется акт налоговой проверки и в какой момент налогоплательщиком могут быть поданы на такой акт письменные возражения. Пункт 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ устанавливает двухмесячный срок на составление акта налоговой проверки с момента оформления справки об окончании проведенной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки – это документ информационного характера, который абсолютно не несет никакой правовой природы. Он всего лишь содержит зафиксированные проверяющим налоговым инспектором факты совершенных налогоплательщиком нарушений и в дальнейшем подлежит проверке руководителем налоговой инспекции при рассмотрении материалов налоговой проверки в совокупности со всеми другими собранными при проверке доказательствами.

Право проверяемого налогоплательщика на подачу письменный возражений на акт налоговой проверки закреплено в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым, срок на подачу таких возражений составляет 30 (тридцать) дней, причем сделать это налогоплательщик может как на весь акт в целом, так и на его отдельные положения, с которыми он не согласен.

К письменным возражениям налогоплательщик может прикладывать заверенные копии документов, подтверждающих обоснованность таких возражений. Пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ установлен десятидневный срок для вынесения руководителем налоговой инспекции решения по результатам проведенной налоговой проверки, который начинает исчисляться после истечение 1 (одного) месяца, оговоренного в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

В данной статье мы более подробно расскажем о порядке подачи налогоплательщиком возражений на акт выездной налоговой проверки , а также о сроках рассмотрения поданных на акт налоговой проверки возражений налоговой инспекцией.

Порядок подачи возражений на акт выездной налоговой проверки

При несогласии проверяемого налогоплательщика с фактами, изложенными в акте выездной налоговой проверки, в том числе с его выводами и предположениями проверяющих налоговых инспекторов, налогоплательщик или его уполномоченный представитель вправе подать в налоговую инспекцию, проводившую проверку, возражения на акт налоговой проверки, как в целом, так и по его отдельным положениям (см. п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ). Возражения на акт налоговой проверки подаются налогоплательщиком в территориальное отделение налоговой инспекции, проводившей соответствующую налоговую проверку. Руководитель юридического лица-налогоплательщика или его уполномоченный представитель вправе подать возражения на акт налоговой проверки лично на бумажном носителе через канцелярию налоговой инспекции, а также путем направления возражений по почте в установленном порядке, однако в последнем случае, должно учитываться время пересылки (см. п.5 ст. 100 Налогового кодекса РФ). Если одновременно с возражениями на акт налоговой проверки передаются приложения, налогоплательщиком должны быть соблюдены требования, установленные статьей 93 Налогового кодекса РФ, а именно:

  • документы на бумажных носителях предоставляются в виде их заверенных копий;
  • формы должны быть заверены подписью и печатью руководителя организации (или ИП);
  • листы копий документов должны быть прошиты и пронумерованы;
  • в случае подачи документов в электронном виде они должны быть заверены электронной цифровой подписью (ЭЦП).

Определенно установленных требований к оформлению налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки законодатель не устанавливает, существуют лишь практически сложившийся порядок. Например, содержание письменных возражений на акт налоговой проверки должно быть примерно следующим:

  • реквизиты налогоплательщика (ИНН, КПП, адрес регистрации и т.п.);
  • дата и место представления возражений;
  • даты начала и окончания проверки;
  • период проведения проверки;
  • наименование налогов, в отношении которых проводилась налоговая проверка.
  • конкретные пункты акта проверки, с которыми налогоплательщик не согласен;
  • законодательное обоснование возражений (ссылки на нормы НК РФ, письма Минфина РФ, размещенные на официальном сайте ФНС РФ);
  • сложившаяся в регионе подачи возражений на акт налоговой проверки арбитражная практика (см. Письмо ФНС России от 11 мая 2007 года № ШС-6-14/389@).

В случае если налогоплательщик не подал письменные возражения на акт налоговой проверки, он не лишается права дачи пояснений при рассмотрении ее материалов (см. п. 4 ст. 101 Налогового кодекса РФ). При этом данное правило применимо к оформлению не только выездной налоговой проверки, но и камеральной . Если же налогоплательщик в установленный законом срок не представил свои возражения на акт налоговой проверки, но принимал личное участие в рассмотрении материалов проверки, добиться отмены итогового решения налогового органа он сможет, только доказав, что у него не было возможности надлежащим образом подготовиться к рассмотрению материалов проверки и соответственно привести аргументированные объяснения.

Права налогоплательщика при подготовке и подаче возражений на акт налоговой проверки. Подготовка к рассмотрению материалов проверки

Нередки случаи, когда проверяемый налогоплательщик по тем или иным причинам не представил в установленный сроке свои письменные возражения на акт выездной налоговой проверки. В таком случае он может руководствоваться пунктом 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ и принимать участие в обсуждении содержащихся в акте налоговой проверки данных при рассмотрении материалов проверки и вносить свои устные замечания/пояснения под протокол. Проверяющая налоговая инспекция обязана уведомить проверяемого налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки (п.2 ст.101 Налогового кодекса РФ).

Основная задача налогоплательщика грамотно представить свои возражения по существу, например в отношении:

  • Несоответствия фактических данных предприятия указанным в акте с точки зрения положений налогового законодательства. В ряде случаев факты хозяйственной деятельности неверно истолковываются проверяющим инспектором.
  • Процедуры проведения проверки. Нарушения процессуального порядка встречаются, но крайне редко. На принятие решения нарушение процедуры не влияет. Отмена решения осуществляется в судебном порядке.
  • Нестыковки данных. В материалах акта иногда приводятся сведения неполного объема.
  • Арифметики расчетов проверяющих. Ошибки могут возникнуть при проведении расчетов пени, штрафа и при определении величины недоимки с учетом переплаты.

При этом налогоплательщику желательно одновременно с возражениями на акт налоговой проверки подавать документы, подтверждающие его возражения, хоть налогоплательщик формально и не обязан этого делать, но приобщать их все же рекомендуется. Доводы, приведенные налогоплательщиком в форме возражения по проверке, рассматриваются только при их существенности. Налогоплательщику при предъявлении своих аргументов о несогласии с актом налоговой проверки необходимо избегать частых ошибок:

  • Отсутствие в документе данных, позволяющих рассмотреть позицию налогоплательщика (основания для возражений должны быть аргументированными).
  • Отклонение от правил написания делового письма. В обращении неприемлемы эмоциональные выпады и аргументы, не имеющие указаний на законодательные акты или доказательную базу.
  • Нарушение установленных сроков представления. При подаче возражений позже отведенного срока рассмотрение акта производится без принятия в расчет опротестовывающих данных.

Суть в том, что по смыслу пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ в решении о привлечении проверяемого лица к налоговой ответственности приводятся доводы проверяемого лица, которые он использует в свою защиту, а доводы проверяемого лица налоговой инспекцией проверяются на основании доказательств, поэтому лучше подстраховать себя и приобщить к возражениям все имеющиеся у Вас доказательства. Налоговый орган, в свою очередь, не несет обязанности доказывать обстоятельства, на которые ссылается проверяемое лицо как на основание своих возражений. Задача налогового органа в таком случае, обеспечить проверяемому лицу возможность представить имеющиеся у него доказательства, а не собирать их за него самостоятельно.

Срок подачи возражений на акт выездной налоговой проверки

Как уже указывалось ранее, если налогоплательщик не согласен с содержанием или выводами, содержащимися в акте налоговой проверки, то налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию, проводившую проверку, письменные возражения к такому акту (п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС РФ от 07.08.2015г. № ЕД-4-2/13890).

Срок подачи возражений определяется со дня, следующего за днем вручения акта налоговой проверки лично налогоплательщику, либо на седьмой день при получении по почте. Письменные возражения к акту налоговой проверки проверяемым лицом предоставляются в следующие сроки:

  • в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки;
  • в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки (для консолидированной группы налогоплательщиков).

Точная дата рассмотрения материалов проведенной налоговой проверки устанавливается в пределах десятидневного срока, установленного пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ, в которой уточнено, что десятидневный срок рассмотрения материалов налоговой проверки начинает исчисляться со дня истечения пятнадцатидневного срока, установленного для подачи возражений по акту налоговой проверки проверяемым лицом. Здесь важно отметить, что окончание пятнадцатидневного срока для подачи возражений, влечет за собой лишь начало исчисления десятидневного срока для рассмотрения материалов налоговой проверки.

Срок проверки представленных налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки

За налоговым органом закреплена обязанность по уведомлению проверяемого налогоплательщика о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки. По результатам рассмотрения представленных возражений руководитель налоговой инспекции или его заместитель выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, или же об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. п.7 ст.101 Налогового кодекса РФ).

Вызов осуществляется в форме письменного уведомления. При отсутствии вызова решение по акту, может быть отменено по формальному признаку в порядке судебного разбирательства. В качестве представителя предприятия может выступать руководитель или иное лицо, обладающее доверенностью на право присутствовать при рассмотрении материалов и давать пояснения по возникающим вопросам.

При определении срока рассмотрения материалов акта и возражений проверяемого налогоплательщика должны учитываются следующие периоды:

  • рассмотрение в течение десяти дней со дня окончания срока, установленного для внесения проверяемым лицом возражений на акт налоговой проверки;
  • срок исчисляется в рабочих днях;
  • при назначении углубленных мероприятий десятидневный период исчисляется со дня окончания углубленных мероприятий;
  • период может быть увеличен в пределах одного месяца.

Налогоплательщик, не успевающий представить свои возражения в установленный законодательством срок, вправе обратиться в налоговую инспекцию с просьбой о переносе срока на основании веских доказательств. Такое обращение должно быть осуществлено до наступления предельного срока подачи возражений на акт налоговой проверки. Налоговая, в свою очередь, имеет право вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п.6 ст.101 Налогового кодекса РФ). На проведение таких дополнительных мероприятий может быть отведен всего один месяц сверх месячного срока, установленного п.1 ст.101 Налогового кодекса РФ. Срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля является самостоятельным сроком.

Письменные возражения на акт налоговой проверки рассматриваются руководителем налоговой инспекции, проводившей налоговую проверку или его заместителем. Решение по ним должно быть принято в течение десяти дней со дня истечения срока на представление возражений, а не со дня фактического представления проверяемым налогоплательщиком возражений по акту проверки.

В завершение отметим, что в Определении Арбитражного суда Республики Алтай от 19 февраля 2016г. № А02-1081/2015 говорится, что на основании акта налоговой проверки у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате налогов, равно как и у налогового органа не возникает на основании одного лишь акта налоговой проверки права на обращение в суд с требованиями о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов и т.п. Поэтому, если налогоплательщик не согласен с фактами или выводами, изложенными проверяющим инспектором в акте выездной налоговой проверки, ему необходимо составить письменные возражения на такой акт (п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС России от 07 августа 2015 года № ЕД-4-2/13890).

Акт по окончании проверки и процедура его обжалования

Акт налоговой проверки согласно ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК) является документом, оформляемым представителем контролирующего органа по факту окончания данной процедуры. Необходимость и срок составления зависит от вида ревизии:

  • при выездной проверке акт оформляется в любом случае, не позднее 2 месяцев с даты составления справки о проведенной проверке (в отношении консолидированной группы — 3 месяцев);
  • камеральной — только при наличии нарушений, в течение 10 дней после ее окончания.

Следует отметить, что акт — это еще не решение о привлечении или непривлечении к ответственности. Лицо, в отношении которого проводилась ревизия, вправе повлиять на ее итоги путем представления возражений на вышеуказанный документ (п. 1 ст. 21, п. 6 ст. 100 НК).

ВАЖНО! Обжалование акта налоговой проверкипроизводится в течение месяца со дня его получения. Для консолидированной группы лиц такой срок составляет 30 дней с момента получения.

В силу ст. 101 НК акт, иные документы, содержащие информацию о нарушениях, возражения рассматриваются руководителем ИФНС в течение 10 дней с момента окончания срока для представления возражений согласно п. 6 ст. 100 НК.

Как составить возражения: пример

С примером образца возражений на акт налоговой проверки рекомендуется знакомиться после изучения нижеизложенного порядка его оформления.

Составляется документ в письменном виде. Никаких специальных требований к его содержанию закон не предусматривает, поэтому допустимо оформление в произвольной форме. Обычно при описании своей позиции используются ссылки на положения законодательных актов и разъяснения государственных органов, а также судебную практику.

В качестве приложений к письму следует указать документы, являющиеся доказательствами, подтверждающими изложенные доводы. Их можно представить до вынесения решения, даже после передачи заявления.

Порядок составления следующий:

  1. В правой верхней части документа указывается наименование органа, проводившего контролирующие мероприятия, и его адрес, наименование налогоплательщика, его адрес и телефон.
  2. Заголовок: наименование, номер и дата обжалуемого документа.
  3. Основная часть: какие именно нарушения выявлены и почему автор с ними не согласен.
  4. Просительная часть: выражается конкретная просьба, например о принятии к вычету НДС.
  5. Подпись уполномоченного лица, расшифровка подписи (Ф. И. О., должность), дата подписания.

Аргументы для ответа в споре по НДС

При оформлении возражений на акт налоговой проверки по НДС в качестве аргументов можно использовать следующие:

  1. Если основанием непринятия к вычету является непроявление должной осмотрительности при выборе контрагента, следует представить доказательства надлежащей проверки добросовестности партнера (например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.12.2015 № Ф09-9048/15 по делу № А76-4061/2015).
  2. Когда вычет не производится по причине нахождения контрагента на УСН, можно сослаться на предоставленное продавцу, находящемуся на УСН, законом (подп. 1 п. 5 ст. 173 НК) право выставить покупателю счет-фактуру с НДС и уплатить его в бюджет (например, постановление ФАС Московского округа от 28.05.2007, 01.06.2007 № КА-А40/3414-07 по делу № А40-69643/06-99-332). В образце ответа на акт налоговой проверки, представленном в настоящей статье, можно подробнее познакомиться с данным обоснованием.
  3. При отказе в возмещении НДС на основании невозврата авансовых платежей доказать правомерность применения вычета, исчисленного с полученного аванса (например, постановление ФАС Московского округа от 21.04.2010 № КА-А40/3418-10 по делу № 40-91717/09-129-567).

Что необходимо учесть при письменном обжаловании акта

Начиная процедуру обжалования выводов ИФНС, следует иметь в виду следующие установленные законом правила:

  1. Решение, вынесенное до окончания периода оспаривания акта, будет отменено, если налогоплательщик не был уведомлен о дате рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК).
  2. Отсутствие письменного заявления о несогласии с итогами ревизии не исключает возможности давать объяснения в процессе рассмотрения ее материалов (п. 4 ст. 101 НК).
  3. Обжалование может повлечь необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК). При этом срок рассмотрения материалов и вынесения окончательного решения может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
  4. При пропуске срока на подачу письменных возражений по акту налоговой проверки и вынесении решения остается только обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган или суд (подп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137, подп. 1, 2 ст. 138 НК).

Акт, составляемый по результатам проверки представителем контролирующего органа, можно оспорить путем представления на имя руководителя этого же органа соответствующего заявления в письменном виде. Сделать это необходимо в установленный законом срок, четко и аргументированно изложив свою позицию. Доказательства, подтверждающие обоснованность заявления, можно подать как одновременно с ним, так и после (до вынесения решения).

Об итогах камеральной проверки организация узнает из акта. При несогласии с содержанием этого документа, фирма вправе подать на него возражения личным посещением ИФНС или заказным письмом.

Обязательные понятия

Для правильного написания возражения на акт камералки нужно изучить действующее законодательство по данному вопросу. Чтобы понять его правильно, сначала нужно ознакомиться с необходимыми терминами. К основным из них относятся следующие:

  • ИФНС, ПФР, ФСС.
  • Камеральная ревизия.
  • Акт итогов контроля.
  • Налоговая отчетность.
  • Возражение.

Правом на совершение камералки обладают ИФНС, фонды: соцстрах и пенсионный. Данные организации вправе затребовать отчетность проверяемого субъекта. Наибольшей властью наделена налоговая инспекция. Данная структура вправе не только затребовать документы, но изъять их, провести инвентаризацию, допрос и иные дополнительные мероприятия.

Камеральная ревизия представляет собой процедуру аудита всех перечислений в пользу государственных структур: проверку деклараций по налогам, правомерность использования льгот и вычетов, выявление недоимки.

По итогам вышеописанной ревизии составляют акт о ее результатах. Данный документ является юридическим. Он выдается в течение 10 дней с даты окончания контрольных мероприятий представителю организации.

Все выявленные недочеты нужно обязательно исполнить. При несогласии фирмы с указанными в документе ошибками, она вправе представить свои письменные возражения.

Нормативная база

Процедура проверки и написание возражения регулируются нормативной базой РФ. К особоважным из них относятся следующие:

Статья налогового кодекса Основной смысл статьи
88 Рассматривает самые актуальные вопросы проведения камералок всех типов.
93 Законность требования документации у проверяемой организации.
93.1 Право ИФНС запрашивать информацию у контрагентов.
90 Право налоговиков на свидетельский опрос.
95 Порядок проведения экспертиз.
87 Допустимость привлечения сторонних экспертов.
91, 92 Осмотр документации и имущества.
100 Срок составления акта об итогах ревизии.
139.2 Список обязательных данных, содержащихся в возражении.
ФЗ 153 от 02.07.13 Содержит поправки к статье 139.2 НК
Письмо Минфина от 11.05.12 № 03-02-07/1-122 Ссылки на статьи, определяющие порядок представления бумаг для проверки.

Обжалование полученного акта

Возражение на акт ревизии не имеет в настоящее время унифицированной формы.Главное, чтобы документ содержал определенную информацию. Подписывает его руководитель или доверенный им человек, например главбух.

Процедуру обжалования можно представить в следующем порядке:

  1. Фирме выдается акт по итогам ревизии.
  2. Руководитель, юристы, бухгалтер фирмы рассматривают его содержание.
  3. При необходимости составляют возражение.
  4. Документ отсылают почтой или доставляют лично.

Фирме необходимо иметь подтверждение о своевременном получении ИФНС возражения. Это может быть отметка канцелярии налоговой о принятии документа либо почтовая квитанция.

Документ на обжалование акта состоит из трех частей:

Возражение может составляться с помощью компьютера и принтера. К нему прилагают копии оправдательных документов, скрепленные печатями и подписанные. Делать это необязательно, однако их наличие может повлиять на положительное решение вопроса.

Пример.

Итогом камеральной проверки ООО «Нефтепром» инспекция отказала в возмещении НДС на сумму 9 млн. рублей. ИФНС выявила факт поступления на счет компании суммы налога в 45 млн. рублей в ревизионном периоде. Эти средства инспектора включили в налогооблагаемую базу. В итоге одни и те же операции оказались обложены налогом повторно.

Организация подготовила возражения с приложением первички, доказывающей, что поставляемые товары отражались в декларациях прошлых периодов, когда и проходила поставка. По данным возражений ИФНС приняла решение о возмещении суммы НДС.

Вводная часть документа

Заполнение возражения на акт ИФНС начинается с вводного раздела. Он должен содержать следующие данные:

  • Информацию о проведенной ревизии;
  • Причины на ее осуществления;
  • Продолжительность с фиксацией дат начала и окончания;
  • Перечисление проверяющих лиц;
  • Номер и дата полученного акта.

Сформулировать суть данного раздела можно так: «ИФНС ­­­­____ района _____ области в период с ____ по ____ осуществила камеральный контроль, по итогам которого составила акт № ____ от ____.

Часть-описание содержит все аргументы организации, на основании которых акт целиком или его части признаются недействительными. Факты приводятся во всех подробностях.Отражают факторы, повлиявшие на принятие фирмой своих решений. По возможности нужно подкреплять суждения ссылками на ФЗ, пояснения Минфина, постановления ИФНС, судебную практику. Оспорить подобную информацию будет очень непросто.

Указать стоит на неточности в арифметических расчетах, если таковые имеются, искажение фактов, некорректное понимание обстоятельств хозяйственной деятельности организации.

Все нарушения нужно описывать последовательно, опираясь на их деление на группы:

  1. Несоблюдение порядка процесса ревизии.
  2. Несоблюдение законодательных требований по налогам.

Если фирма выдвигает претензии только к процедуре проверки, то ИФНС может провести дополнительные контрольные мероприятия для устранения своих упущений.

Раздел резолюция

В резолюции возражения делается обобщение: указывается сумма доначислений, с которой фирма не согласна с разбивкой на периоды.

Формулировка данной части может быть такой: « Учитывая вышеизложенное и представленные поясняющие документы, просим отменить ревизионный акт (либо его пункты)№ ____ от ___ и отменить суммы недоимки в размере ____ и штрафа: ____.»

В резолюции следует попросить налоговиков уведомить фирму о дате, времени и месте рассмотрения возражения. Обязательно указать контактные данные.

Если к возражению приложены копии документов, нужно составить их опись. В ней указать наименования бумаг, реквизиты, число листов. Заверяется печатью и подписью каждая копия.

Написать возражение на акт следует в течение месяца с момента его получения. До окончания этого срока ИФНС не может принять решение по итогам ревизии. Если акт ИФНС отправляет по почте, то месячный интервал подачи возражения увеличивается еще на 6 дней. Днем получения документа признается шестой день с момента отправки.

Если фирма по уважительным причинам не представила возражения в срок и дала пояснения, ИФНС может продлить его.

Если доводы организации не обоснованы, налоговики не будут рассматривать их.

Пример.

Организация обжаловала претензии ИФНС на сумму 7 млн. рублей, предъявленные по итогам камеральной ревизии.

В решении инспекции указано, что налоговая выгода была получена фирмой в результате сотрудничества с недобросовестными контрагентами. В итоге ее признали обоснованной и отменили решение полностью. Суммы налогов, пеней и штрафов, уплаченных организацией по решению, ИФНС возместила на счет фирмы.

Компания подала заявление на возмещение излишне перечисленных налогов. Инспекция выплатила ей требуемую сумму в размере 700 тыс. рублей.

Дальнейшие действия

Руководитель или заместитель ИФНС рассматривает возражение, ревизионный акт и иные имеющиеся материалы и выносит на их основании решение.

ИФНС обязана проинформировать организацию о месте, дате и времени рассмотрения материалов ревизии. Представитель фирмы вправе ознакомиться с бумагами процесса. Каждый плательщик налогов вправе посетить эту процедуру лично или через доверенное лицо. Комиссия состоится и примет решение в любом случае: в присутствии представителя фирмы или без него.

Налогоплательщик может и не писать возражение на акт ревизии, а прийти на комиссию и выдвинуть свои требования в устной форме. Разрешено представить дополнительные бумаги к рассмотрению, которые ИФНС ранее не запрашивала. Ревизоры обязаны принять их и изучить.

В процессе вынесения решения можно дополнить ранее представленные возражения дополнительными фактами в свою защиту. Можно вовсе отказаться от своих возражений. В случае привлечения к ответственности и наличии переплаты по налогам следует обратить на это внимание ревизоров.

Дополнительные требования налоговики должны зафиксировать в протоколе рассмотрения материалов ревизии. Представителю организации выдают один экземпляр этого документа. Это свидетельствует о рассмотрении всех фактов и вынесении решения с их учетом.

Если претензий к ревизорам у фирмы нет, можно явиться на комиссию и ходатайствовать о смягчении наказания. Согласно ст. 114 НК при наличии хотя бы одного смягчающего вину обстоятельства налоговики снизят размер санкций минимум вдвое.

Досудебные действия и сроки их проведения представлены в таблице.

Если урегулировать разногласия с ИФНС не получается в мирном ключе, фирма вправе подать в суд по адресу регистрации . Это допустимо при реализации полного перечня досудебных мероприятий. Данная информация содержится в ст. 101.2 НК и ст. 148 АПК РФ.

Вопросы и ответы по теме камеральной проверки

Вопрос № 1. Возник спор с налоговой по перечислению НДС. В акте по камеральной ревизии ИФНС ссылается на практику других судов. Могут ли они использовать это в качестве нормы права?

При несогласии с текстом акта пишется возражения в том числе и на ссылку на решения других судов. Судебные решения не являются нормой права.

Вопрос № 2. Как поступить, если нет возможности явиться в ИФНС для вручения акта по итогам камералки? Я нахожусь в другом городе и не могу потратить время и деньги на переезд. Что делать, чтобы не привлекли к ответственности по ст. 19.4 КоАП (неисполнение требования сотрудника госнадзора)?

Нужна выдать доверенность представителю, который сможет съездить в налоговую. Если это невозможно, то у отсутствующего лица должны иметься оправдательные бумаги, подтверждающие невозможность визита. Например, командировочное удостоверение, билет на проезд. Обжаловать решение об установленной ответственности за нарушение можно в суде по месту жительства.

Вопрос № 3. Вправе ли сотрудник, находящийся на больничном листе, подписывать акт проверки?

Да, имеет право.

Вопрос № 4. Организация получила акт о результатах камеральной проверки 30 января 2016 года. Какой предельный срок подачи возражений?

Если в месяце, следующем за моментом получения акта дней меньше, чем в предыдущем, крайней датой отправки возражений будет последнее число следующего месяца. В данном случае этот день пришелся на 29 февраля 2016 года.

Вопрос № 5. ИФНС в ходе ревизии выявила недоимку. На это организация написала возражение. Налоговая сообщила о каком-то приостановлении работы инспектора и что деньги спишут со счетов в бесспорном порядке. Что они имеют в виду?

Без решения суда штрафы не могут списываться. Но такое решение может приниматься без участия организации. Недоимка и пени списываются в безакцептном порядке по распоряжению ИФНС по инкассовому поручению. Предварительно ИФНС обязана отправить фирме требование на добровольную уплату средств.

Итак, оформление возражение применяется при наличии разногласий по результатам камеральной проверки. Этот документ часто помогает организации в устранении конфликта с ИФНС и снижении размера налоговых санкций.