Компенсации жертвам авиакатастроф в России: порядок и размер выплат. Досье

Родственники жертв крушения Ан-148 в Подмосковье помимо выплат страховой компании получат дополнительные выплаты из регионального бюджета, заявил журналистам полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич.

"Решением губернатора Оренбургской области родственникам каждого погибшего, кроме той страховки, которая предусмотрена, будет выплачено дополнительно по 1 млн рублей" , - приводит его слова “Интерфакс ” .

Кроме того, губернатор Московской области Андрей Воробьев также сообщил о планах региональных властей выплатить компенсации семьям погибших из регионального бюджета.

"Компенсацию по миллиону рублей получат семьи погибших виз регионального бюджета" , - сказал он.

Напомним, самолет вылетел 11 февраля из аэропорта Домодедово, а затем спустя всего несколько минут пропал с радаров. Авиалайнер упал в Подмосковье в Раменском районе. На его борту находился 71 человек - 65 пассажиров и шесть членов экипажа. Выжить не удалось никому.

Все новости и эксклюзивные материалы Metro по катастрофе в Подмосковье читайте ЗДЕСЬ .

/ Воскресенье, 11 февраля 2018 года /

темы: Аэропорт Происшествия Воробьев

Средства переведут в регионы, где живут родственники жертв

По поручению губернатора Московской области Андрея Воробьева семьям погибших в авиакатастрофе в Раменском районе выплатят по 1 млн рублей. Соответствующий документ утвердили 13 февраля на заседании областного правительства.

Порядок получения выплат разъяснила министр соцразвития Подмосковья Ирина Фаевская.

"Для оформления выплаты семьям погибших необходимо обратиться в органы социальной защиты по месту жительства. Наше министерство переведет бюджетные средства в регион, где проживают родственники погибшего, им не нужно специально приезжать в Московскую область" , - отметила Фаевская.

Пассажирский Ан-148 Саратовских авиалиний , выполнявший рейс из Москвы в Орск, пропал с экранов радаров 11 февраля через несколько минут после взлета из аэропорта Домодедово. Обломки воздушного судна нашли в районе деревни Степановское Раменского района. . . . . .



Подмосковные власти утвердили документ о выплатах в размере 1 миллиона рублей семьям погибших в крушении Ан-148 в Раменском районе, для оформления выплаты необходимо обратиться в органы соцзащиты по месту жительства, сообщается в Telegram-канале пресс-службы губернатора и правительства Московской области.

. . . . . Соответствующий документ утвержден во вторник на заседании областного правительства.

. . . . .

"Среди погибших были жители Подмосковья, их семьям также необходимо обратиться в управление социальной защиты населения и выплата будет произведена своевременно" , - заключила министр.

Самолет Ан-148 выполнял рейс № 703 "Москва - Орск". Он потерпел крушение 11 февраля в Раменском районе Московской области вблизи населенного пункта Степановское. На борту самолета находились 65 пассажиров и шесть членов экипажа. Никто не выжил.


Власти столицы выплатят семьям 11 погибших в авиакатастрофе москвичей по одному миллиону рублей. Об этом сегодня на своей официальной странице сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.

"Помогли коллегам из Минтранса и МЧС организовать бесплатное размещение и питание, психологическую помощь родственникам погибших, прибывающим в Москву из других регионов. Еще раз соболезную всем, кто потерял родных и близких в этой страшной трагедии" , - написал градоначальник.

. . . . . Чуть позже обломки самолета были обнаружены в Раменском районе Подмосковья. В результате авиакатастрофы погиб 71 человек. По факту случившегося возбуждено уголовное дело.


Стали появляться первые версии крушения самолета Ан-148 Саратовских авиалиний в Раменском районе Подмосковья. . . . . . Авиалайнер направлялся из Москвы в Орск и вылетал из столичного аэропорта “Домодедово ” .

Как сообщает Telegram-канал 360tv, предварительная причина катастрофы - отказ и последующий взрыв одного из двигателей. Подробности не сообщаются.

Ранее сообщалось, что разбившийся самолет якобы столкнулся с вертолетом “Почты России ” . Но в компании заявили, что у нее нет вертолетов: она владеет только двумя самолетами Ту-204С.

На месте крушения работают экстренные службы. В Орске с родственниками погибших работают психологи.

Свои соболезнования в связи с трагедией уже выразили Мэр Москвы Сергей Собянин и президент России Владимир Путин.

. . . . .


Правительство Московской области на заседании во вторник приняло постановление о выплате одного миллиона рублей семьям погибших в авиакатастрофе 11 февраля в Раменском районе, сообщает пресс-служба губернатора региона.

"Выплаты в размере одного миллиона рублей производятся по поручению губернатора Московской области Андрея Воробьева. . . . . .

Самолет Саратовских авиалиний разбился днем в воскресенье в Раменском районе Подмосковья после вылета из Домодедово в Орск. На его борту находился 71 человек, в основном жители Оренбургской области. Все они погибли.

По данным на 8:00 мск вторника, на месте крушения обнаружено более 1,4 тыс фрагментов тел и около 500 фрагментов воздушного судна, обследовано 30 га территории.


Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании правительственной комиссии по оказанию помощи семьям погибших при крушении пассажирского самолета Ан-148 в Раменском районе Московской области, соответствующий документ опубликован на сайте правительства РФ.

. . . . . На месте аварии проводится поисковая операция.

"В целях оказания помощи пострадавшим и семьям погибших в катастрофе самолета Ан-148 акционерного общества Саратовские авиалинии , произошедшей 11 февраля 2018 года в Московской области, а также содействия в ликвидации последствий этой катастрофы подписанным распоряжением образована правительственная комиссия и утвержден ее состав" , - говорится в документе.

В состав комиссии вошли представители федеральных органов исполнительной власти, Межгосударственного авиационного комитета, губернаторы Московской области Андрей Воробьев и Оренбургской области Юрий Берг. Председателем комиссии назначен министр транспорта РФ Максим Соколов.


. . . . . В состав комиссии вошел глава Подмосковья Андрей Воробьев.

. . . . .


Telegram-канал Mash опубликовал полный список погибших в катастрофе Ан-148 Саратовских авиалиний . Лайнер потерпел крушение в Раменском районе Подмосковья. Точная причина катастрофы неизвестна. . . . . . Самолет вылетел из столичного аэропорта “Домодедово ” и направлялся в Орск. . . . . .

Члены экипажа:

Коболь В. (бортпроводник)

Славинская А. (бортпроводник)

Гамбарян С. (второй пилот)

Губанов В. (командир экипажа)

Пассажиры:

Кузьмин О.

Алексеенко К.

Хохлова О.

Насырова Е.

Козупица А.

Ульрих К.

Усачев В.

Давыдова Е.

Громов И.

Булатов Л.

Кармалеев Б.

Панченко С.

Гаврилов С.

Нормантович В.

Варсик С.

Николаева Л.

Ремарчук В.

Анохин В.

Анохина З.

Евгений Л.

Е. Лиманов

Калашник М.

Ципичко О.

Драгина М.

Курепов О.

Грачев А.

Бойкова Е.

Леонова О.

Сергошко А.

Толкачев И.

Коротков Е.

Гахраманов Н.

Ильинов Е.

Никитченко А.

Колодяжный А.

Красова Н.

Красова О.

Уразаева М.

Никитенкова Г.

Оставский И.

Момзикова К.

Киселева Е.

Назаров М.

Ведякина М.

Ведиборенко И.

Радчук И.

Акназаров Т.

Иванов В.

Толкачев В.

Толкачева Л.

Полетаев И.

Синицина Т.

Карпухин А.

Карпухина Т.

Долбин В.

Дмитренко Ю.

Гришова И.

Ковчуга Л.

Толмасова Д.

Мачнева С.

Александров И.

Тулькубаев Ф.

Мещерякова Н.

Нормантович А.


Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что при крушении Ан-184 в Московской области погибло 11 жителей столицы.

"По последним данным, в катастрофе Ан-148 погибли 11 москвичей, - написал Сергей Собянин у себя на страничке во "ВКонтакте ". - Выплатим их семьям дополнительную единовременную помощь, окажем адресную социальную поддержку. . . . . .

Напомним, рейсом из Москвы в Орск (Оренбургская область) летели 65 пассажиров и 6 членов экипажа. Никто не выжил в авиакатастрофе в Подмосковье. Самолет разбился через 7 минут после взлета. Пока предварительной причиной катастрофы назвали неполадки с двигателем.

Последние новости о крушении Ан-148 в Подмосковье:

По данным канала Mash, ни один бортовой самописец до сих пор не найден. Сотрудники МЧС, работающие на месте, ошибочно сообщили о том, что нашли черный ящик, - это оказался один из агрегатов самолета. Также допрошены сотрудники “Домодедово ” . Они заявили, что лайнер был обработан антиобледенителем "в штатном режиме".

Среди пассажиров самолета было трое детей - старшему 17 лет, младшей девочке - 5 лет. Она летела с мамой. Подробнее о пассажирах рейса - большинство из них жители Оренбургской области - ЗДЕСЬ.


На месте крушения самолета Ан-148 в Подмосковье найден "черный ящик", сообщил в ходе селекторного совещания начальник регионального главка МЧС Сергей Полетыкин.

"На месте крушения найден один самописец" , - приводит его слова “Интерфакс ” .

В воскресенье потерпел крушение самолет Ан-148 Саратовских авиалиний . Он вылетел из столичного аэропорта “Домодедово ” и через несколько минут разбился в Раменском районе Подмосковья. . . . . . Сообщений о выживших в авиакатастрофе пока не поступало.

Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье о "нарушении правил эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем смерть двух или более лиц" .

МЧС открыло горячую линию после крушения Ан-148 - 8 800 775 17 . . . . .

Власти Москвы помогут близким и родственникам погибших при крушении Ан-148 в Подмосковье в организации похорон, сообщается во вторник на официальном портале мэра и правительства столицы.

Самолет Ан-148 Саратовских авиалиний , выполнявший рейс по маршруту Москва - Орск, разбился в воскресенье через несколько минут после взлета из аэропорта “Домодедово ” . . . . . . Ранее мэр столицы Сергей Собянин сообщил, что в авиакатастрофе погибли 11 москвичей, он поручил выплатить семьям единовременную компенсацию в размере 1 миллиона рублей.

"В организации погребения семьям окажет помощь городское бюджетное учреждение “Ритуал ” , - говорится в сообщении.

Кроме того, близким погибших компенсируют расходы, связанные с пребыванием в Москве во время опознаний, которые проходят в Московском бюро экспертизы.


Все находившиеся на борту потерпевшего крушение в Подмосковье Ан-148 погибли. Об этом сообщает РИА “Новости ” со ссылкой на пресс-службу Московской межрегиональной транспортной прокуратуры.

"На борту воздушного судна находилось 65 пассажиров и шесть членов экипажа, все погибли" , - заявили в надзорном ведомстве.

Как сообщил представитель правительства области, среди пассажиров были трое несовершеннолетних детей. Старшему, по предварительным данным, было 17 лет, второму - 13 лет и самому младшему - 5 лет.

Согласно сообщению Росавиации, связь с экипажем Ан-148 Саратовских авиалиний рейса 703 Москва - Орск пропала спустя несколько минут после взлета из аэропорта Домодедово.

. . . . .

МЧС подтвердило, что самолет разбился в Раменском районе Московской области вблизи населенного пункта Степановское.

. . . . .

На месте крушения работают специалисты экстренных служб, следователи и криминалисты.

Эксперт о крушении Ан-148: произошло нечто сверхэкстренное, просто мгновенное
Крушение самолета Ан-148 в Подмосковье: СМИ опубликовали полный список погибших
Крушение Ан-148 в Подмосковье: один из пассажиров чудом спасся


Поступило официальное заявление

Семьи погибших при крушении лайнера Ан-148 получат компенсационные выплаты. Как уточнили в Правительстве Подмосковья, сумма составит по одному миллиону рублей. Соответствующий документ был принят за заседании областной Думы, которая прошла по инициативе главы региона Андрея Воробьева. Те, кто находятся за пределами области, смогут получить социальную выплату по месту проживания. Распоряжение уже вступило в силу.

. . . . . В рамках законных сроков заявители получат компенсационный выплаты.

Ранее NEWS-R писал, как пассажирский самолет Ан-148, летевший по рейсу №703 "Москва - Орск" в Раменском районе Московской области. . . . . .

Катастрофа пассажирского Ан-148 под Москвой, унесшая жизни 71 человека, вновь подняла вопрос о выплатах родственникам жертв трагедии. Семьям погибших в крушении полагается суммарная компенсация в размере двух млн рублей: по миллиону от Оренбургской и Московской областей. Кроме того, определенную сумму людям, потерявшим своих близких, выплатят и «Саратовские авиалинии», которым принадлежал самолет.

Общественная организация «Коллективная защита» в среду, 14 февраля, направила обращение в с предложением увеличить сумму, выплачиваемую близким жертв авиакатастроф, произошедших на внутренних рейсах. «Сейчас страховое возмещение составляет 2,025 млн рублей. Между тем РФ не так давно ратифицировала Монреальскую конвенцию, по которой возмещение составляет на наши деньги 8-10 миллионов рублей, но эта конвенция касается только международных перевозок», — рассказал «Газете.Ru» руководитель «Коллективной защиты» .

По его словам, нынешний размер выплат не позволяет говорить о достаточной компенсации потери близкого. «Математика здесь простая. Вот, например, ребенок остался без мамы и папы. Его бабушке полученных двух миллионов рублей на сколько хватит? Ведь ей придется теперь воспитывать ребенка до того момента, пока он не станет совершеннолетним. Кроме того, сумма именно в два миллиона была установлена несколько лет назад, тогда это были совершенно другие деньги. Сейчас инфляция существенно «съела» эту сумму, так что ее явно недостаточно для компенсации потери кормилица или кормильцев.

Сейчас мы через суд добиваемся помощи женщине, которая потеряла своих близких в катастрофе Boeng 737 в Ростове-на-Дону авиакомпании Flydubai. Ей выплатили лишь 15 тыс. рублей,

она считает, что этого явно недостаточно», — рассуждает Аманлиев.

Документ, поданный правозащитниками, поступит в профильный комитет Госдумы (по транспорту и строительству), который в течение 30 дней примет решение о дальнейшей его судьбе.

Обязательное страхование жизни авиапассажиров было введено в России 7 июля 1992 года указом президента РФ . Документ предусматривает, что страховой взнос включается в стоимость проездного документа, а страховая сумма составляет до 120 минимальных размеров оплаты труда (что в 2018 году соответствует 1,139 млн рублей). Данное положение касается только внутренних рейсов.

Кроме того, в марте 1997 года был принят новый Воздушный кодекс РФ, по которому перевозчик обязан застраховать жизнь и здоровье пассажиров, а также багаж в соответствии с нормами российского и иностранного законодательства. Авиакомпания обязана выплатить родственникам погибшего пассажира 2 млн рублей (в редакции кодекса от 4 декабря 2007 года), не считая компенсации за багаж и ручную кладь (до 11 тыс. рублей, или 600 рублей за кг веса, или в размере объявленной ценности).

Помимо этого, осенью 2014 года была принята поправка в Налоговый кодекс России, освободившая от налогообложения выплаты родственникам погибших при чрезвычайных ситуациях. Поводом к принятию этой нормы закона стала катастрофа самолета Як-42Д под Ярославлем 7 сентября 2011 года, на борту которого находился .

Все перечисленные выше правила и положения касаются только тех случаев, когда авиакатастрофа произошла на российской территории, причем рейс был внутренним. Для жертв международных трагических инцидентов в сфере авиации действует иная система, которая сложилась из положений Монреальской конвенции — ее Россия ратифицировала в августе 2017 года. Этот документ установил максимальные компенсации от авиакомпаний за нарушение правил перевозки — опоздания, перенос рейса, повреждение или потерю багажа, и тем более — за гибель человека. И они в разы больше тех выплат, которые есть сейчас в России. Компенсации привязаны к искусственному платежному средству — специальным правам заимствования (СПЗ). Их курс формируется на основе корзины из четырех валют — доллара, евро, йены и фунта стерлингов. В случае гибели пассажира по вине авиакомпании выплаты родственникам погибшего могут доходить до 113,1 тыс. СПЗ, то есть более 9 млн рублей на начало 2018 года.

Адвокат , неоднократно представлявший интересы родственников жертв авиационных происшествий, рассказал «Газете.Ru», что в сфере страховых выплат в России ситуация остается сложной.

«У нас сейчас действует двойной стандарт — для международных рейсов и для внутрироссийских. При этом разницы в цене билетов на самолет нет.

В цену билетов, как мы знаем, входит и цена страхования. Получается, что страховые компании получают сверхприбыль — они ведь перестраховывают свою ответственность и потом в соответствии с международными лимитами получают выплаты. В общем-то в правовых системах других странах мира эта ситуация расценивается как нарушение закона, в США есть даже отдельная отрасль права, которая занимается вопросами злоупотребления страховыми компаниями своим правом с целью получения сверхприбыли», — рассуждает эксперт.

В то же время он обратил внимание на то, что основная проблема в России не в законодательстве, а в нежелании его исполнять. «Авиакомпании и страховщики зачастую пытаются уйти от ответственности. Юристы страховых компаний сразу начинают спорить об истинных причинах: мол, это был теракт. И приходится доказывать, что самолет сам по себе был в плохом состоянии, у него были проблемы с хвостовой частью и что если бы он был в лучшем состоянии, то, возможно, он бы не упал даже при взрыве на борту. В общем, это крайне сложная ситуация, она усугубляется тем, что в России очень мало судей и прокуроров, которые компетентны вести разбирательства по таким делам, так как здесь стык страхового и воздушного права, и многие международные документы составлены на английском языке», — рассказал Трунов.

По его словам, при подобных спорах лучше всего переводить их из юрисдикции российских судов в юрисдикцию международных, как это было с самолетом А-310, который сгорел на летном поле в Иркутске. «Тогда можно получить гораздо большую компенсацию», — заключил адвокат.

Практика судебных решений по искам о денежном возмещении семьям погибших пассажиров в российском праве уже сформировалась. Первый подобный иск был рассмотрен и удовлетворен 16 ноября 2001 года. Тогда суд постановил выплатить родственникам некоторых из погибших в катастрофе Ту-154 3 июля 2001 года компании «Владивосток-Авиа» под Иркутском более 500 тыс. рублей. Большинство семей погибших заключили мировое соглашение с авиаперевозчиком и получили только от 100 до 300 тыс. рублей.

Впоследствии подобные судебные тяжбы происходили регулярно. Так, в июне 2010 года семья Героя России , погибшего в катастрофе самолета Boeing 737 «Аэрофлот-Норд» в сентябре 2008 года, отсудила у авиаперевозчика 16,3 млн рублей. Родственники доказали, что Трошев летел пересадочным рейсом из-за рубежа и его семья могла претендовать на больший размер компенсации, чем у остальных пассажиров.

Однако нередко родственники жертв различных авиакатастроф сталкиваются с проблемами при выплате компенсаций. Одной из самых громких судебных тяжб сейчас является иск семей пассажиров, погибших в крушении самолета А-321 . Самолет был взорван террористами в небе над Синаем. На сегодняшний день по три миллиона рублей получили близкие всех погибших, однако не для всех этот процесс был простым. Так, в этой катастрофе погибла всея семья Шеиных: Ольга и Юрий, а также трое их детей. Дедушка и бабушка этих внуков были вынуждены добиваться выплаты через суд.

Еще порядка 70 семей, с которыми работал Трунов, получат дополнительно по миллиону долларов от американской лизинговой компании International Lease Finance Corporation, владельца разбившегося аэробуса. Это предприятие согласилось осуществить выплаты во внесудебном порядке.

Кроме того, после трагедии часть родственников погибших обратилась с исками к страховым компаниям , «Альянс Глобал Корпорэйт энд Спешиэлти», туристической компании Brisco, авиаперевозчику «Когалымавиа» (буквально на днях признанному банкротом), а также компании «Эиркап». По словам представителя истцов Анатолия Кучерены, общая сумма исков составляет более 93,15 млрд рублей. Как рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь Замоскворецкого суда Москвы Эмилия Хиль, сейчас все иски находятся на рассмотрении, следующее заседание по ним пройдет 26 февраля. «При этом представители «Ингосстраха» подали ходатайство о слушании дела в закрытом порядке, оно было удовлетворено», — пояснила Хиль.

«Сейчас в России создалась следующая система: компенсацию компании выплачивают, вычитая сумму из своей прибыли, а потому они создают всевозможные юридические препоны, чтобы платить как можно меньше или не заплатить вовсе. Различные социальные службы руководствуются схожей философией, так что получить все причитающиеся по закону деньги близким погибшего зачастую проблематично», — рассказал «Газете.Ru» адвокат . Тем не менее, он уверен, что инициатива о повышении суммы страховых выплат поступила в Госдуму своевременно. «По сравнению с общемировыми стандартами, у нас компенсации за смерть человека, в том числе и в авиакастрофе, самые маленькие в мире. Эту планку надо поднимать, так как она является, помимо всего прочего, и отражением ценности жизни человека в нашем обществе», — сказал юрист.

ТАСС-ДОСЬЕ. 11 февраля 2018 года в Раменском районе Подмосковья разбился пассажирский самолет Ан-148-100В авиакомпании «Саратовские авиалинии», выполнявший рейс по маршруту Домодедово - Орск. На борту самолета находились шесть членов экипажа и 65 пассажиров. Пассажиры и члены экипажа самолета Ан-148, разбившегося в Подмосковье, были застрахованы в "АльфаСтраховании" . Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о выплатах жертвам авиакатастроф в России.

Обязательное страхование жизни пассажиров авиационного транспорта было введено в России 7 июля 1992 года указом президента РФ Бориса Ельцина . Документ предусматривал, что страховой взнос включается в стоимость проездного документа, а страховая сумма составляет до 120 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Данное положение касалось внутренних рейсов.

Согласно положениям Воздушного кодекса РФ, подписанного президентом РФ Борисом Ельциным 19 марта 1997 года, перевозчик обязан застраховать жизнь и здоровье пассажиров, а также багажа в соответствии с нормами российского и иностранного законодательства. Страховые суммы установлены в федеральном законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» от 14 июня 2012 года.

4 апреля 2017 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о присоединении России к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 года (Монреальская конвенция), подразумевающая значительное увеличение выплат. Однако это увеличение касается только международных рейсов.

Сумма компенсации родственникам жертвам авиакатастроф российских авиакомпаний включает в себя:

2 млн 25 тыс. руб. ответственности авиакомпании (порядка 8-9 млн руб. по Монреальской конвенции);

компенсация за утраченный багаж и ручную кладь (до 11 тыс. руб., или 600 руб. за кг веса, или в размере объявленной ценности);

дополнительные выплаты от федеральных и местных органов исполнительной власти;

выплаты страховых компаний за добровольное страхование жизни, если погибшие заключали соответствующие договоры.

Сумма может быть еще выше, если авиакатастрофа произошла за рубежом - в этом случае размеры страховой компенсации регулируются Монреальской конвенцией, международными договорами и иностранным законодательством - например, суммами обязательного страхования зарубежного государства, на территории которого произошла катастрофа.

Выплаты членам экипажа

Жизнь и здоровье членов экипажа самолета должно быть застраховано на сумму не менее 1 млн руб. (согласно поправкам в Воздушный кодекс от 23 мая 2016 года)

Налог на компенсации родственникам погибших

В соответствии с поправками, внесенными 29 ноября 2014 года в Налоговый кодекс РФ (п. 3 ст. 217), компенсационные и страховые выплаты родственникам погибших в авиакатастрофах или в результате других чрезвычайных ситуаций и терактов освобождены от налогообложения. Инициатором поправок в сентябре 2011 года был президент РФ Дмитрий Медведев . Он поручил освободить такие компенсации от налогов после авиакатастрофы самолета Як-42Д компании «Як Сервис» под Ярославлем 7 сентября 2011 года, на борту которого находился хоккейный клуб «Локомотив» .

Судебные иски о размере компенсации

Родственники жертв авиакатастроф могут также требовать возмещения морального ущерба и оспаривать размер компенсаций в суде. Впервые подобный иск был удовлетворен 16 ноября 2001 года. Тогда суд постановил выплатить родственникам некоторых из погибших в катастрофе Ту-154 3 июля 2001 года компании «Владивосток-Авиа» под Иркутском более 500 тыс. руб. компенсации. При этом основная часть семей заключили мирное соглашение с авиаперевозчиком и получили только 100-300 тыс. руб. Впоследствии подобные судебные тяжбы происходили регулярно. Так, в июне 2010 года семья Героя России Геннадия Трошева , погибшего в катастрофе самолета Boeing 737 «Аэрофлот-Норд» 14 сентября 2008 года, отсудила у авиаперевозчика 16,3 млн руб. Родственники доказали, что Трошев следовал пересадочным рейсом из-за рубежа и его семья могла претендовать на больший размер компенсации, чем у остальных пассажиров.

Также сумма компенсаций может быть выше, если вина за катастрофу лежит на иностранном государстве. Так, 4 октября 2001 года войска украинской ПВО сбили над Черным морем самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь» , следовавший рейсом из Тель-Авива в Новосибирск. В 2003 году по итогам межправительственных переговоров Украина согласилась заплатить $200 тыс. каждой семье погибших граждан России и Израиля.

В судах Египта и России в настоящее время слушаются иски от родственников жертв авиакатастрофы самолета Airbus A321 авиакомпании Metrojet ("Когалымавиа") 31 октября 2015 года. Они добиваются от авиакомпании и страховщика выплат в соответствии с Монреальской конвенцией или соразмерной суммы.

Я почти никогда не летаю. Боюсь. Очень редко, если по-другому ну никак. Лучше в поезде потрачу в десятки раз больше времени, но доеду со спокойной душой за себя и своих родных. Ведь если в небе что-нибудь случается — каковы шансы спастись? Даже с Титаника — и то была возможность в воду спрыгнуть и кое-как протянуть, но если трагедия случается на высоте многих километров над землей?…


Случившаяся авиакатастрофа под Синаем — трагическое подтверждение моих страхов. Новость мгновенно облетела весь мир, накрыв его пеленой траура. Скорбит каждый город, каждый человек. Невозможно без слез смотреть на улыбающиеся лица с фотографий, сделанных во время долгожданного отпуска, и понимать, что этих людей больше нет. И еще более невозможно спокойно представить состояние родственников погибших : многие лишились своих детей, внуков, братьев, сестер и родителей… Чувствую уже, как взбунтовались скептики: каждый день, мол, чьи-то родственники умирают. Конечно, и всегда это трагедия. Но всегда ли нет возможности попрощаться со своими родными? Всегда ли нет шанса на спасение? Всегда ли столько невинных жизней забирает одна чудовищная ошибка (или что бы оно там ни было), никак не зависящая от самих пассажиров?

Погибших в этой страшной аварии не вернуть. Кому-то не вернуть в семью кормильца, кому-то — опору и поддержку, кому-то — дорогого друга. Но полагается некоторая материальная компенсация родственникам погибших в авиакатастрофе . Некоторые денежные выплаты, чтобы хоть как-то помочь семьям пострадавших. Конечно, любящее, скорбящее сердце не утешат никакие деньги, но знаете, это хотя бы какая-то помощь.

Но как и со всякими компенсациями , с выплатами родственникам жертв авиакатастроф в нашей стране ситуация довольно интересная. Кто же платит несчастным семьям, по каким законам, а самое главное, сколько? Попробуем разобраться.

Страховка

В Европе или Штатах люди просто живут страховкой. Медицинское страхование, страхование от несчастных случаев и даже страхование собственной жизни на
огромные суммы — это в порядке вещей. Если вдруг катастрофа , родственники получают довольно большие суммы. А как у нас? А у нас еще Борис Николаевич ввел обязательное транспортное страхование, которое пассажир любого средства передвижения оплачивает вместе с билетом. Суммы обязательного взноса были небольшие (наверно, чтобы народ ездить не перестал), такие же небольшие были и страховые выплаты . В общем, насколько мне удалось разведать, пока действовал тот закон, в случае трагической авиакатастрофы родственникам погибших полагалось… стыдно сказать, если честно… меньше двух десятков (!) тысяч рублей.

Так вот. С 2013 года этот закон действовать перестал. Вступил в силу новый, позволяющий нам с вами выбирать самостоятельно, страховаться или нет. Из чистого любопытства я позаглядывала на несколько туристических форумов, в обсуждения страхования. И знаете, что? Наши люди считают, что эта пустая трата денег. Зачем, дескать, переплачивать, ведь если я умру, все равно этих денег не увижу…

Кто же тогда выплатит родственникам компенсацию , если сам погибший накануне решил сэкономить на страховке?

Правительство

Конечно, оно, родимое. Кто еще позаботится о своих гражданах. Но вот какая загвоздка: нет в нашей стране закона о компенсациях родственникам погибших в авиакатастрофах . Просто каждый раз, когда падает самолет, власть имущие выдвигают постановление: родственникам выплатить столько-то. По сути получается, то, что обещают несчастным семьям жертв трагедии под Синаем , — благотворительность. Спасибо, конечно, и на этом. Но с другой стороны, это означает, что суммы берутся из потолка, что пожизненные пенсии или что-то там еще — это, как говорится, вилами по воде писано. Дай бог, чтоб не до нового постановления.

Насколько мне известно, каждую жизнь, оборванную во время египетского рейса, оценили в 1 миллион рублей…

Авиакомпания

Обычно родственники погибших находятся не в том состоянии, чтобы думать о деньгах. Но поверьте, нет ничего постыдного в том, чтобы получать какую-то помощь и поддержку в тяжелой ситуации. Так поступила и одна наша соотечественница, подавшая иск на авиакомпанию в размере 7 миллионов рублей. Летевшие на самолете этой авиакомпании родственники истицы погибли в результате катастрофы… Дело она выиграла, причем без каких-либо горячих споров и разбирательств — авиакомпания согласилась на выплаты практически сразу. А все потому, что эти авиатранспортные фирмы страхуют свои Боинги на огромные суммы и получают большую компенсацию от страховых организаций.

Вот и судите: авиакомпании получают огромные компенсации за разбитые куски железа, а сколько по сравнению с этим получают простые люди за разбитые сердца и судьбы?…