Причины депортации чеченцев в 1944. Почему сталин депортировал чеченцев

История Чечни
История Чечни в Средние века
Вайнахи
Чеченцы
Тейп
Тукхум
Чечня и Российская империя
Кавказская война
Северо-Кавказский имамат
Терская область
Терские казаки
Чечня в Гражданскую войну
Горская республика (1917-1919)
Терская советская республика (1918-1919)
Северо-Кавказская советская республика (1918)
Северо-Кавказский эмират (1919-1920)
Горская АССР (1921-1924)
Чеченский национальный округ (1920-1922)
Чечня в СССР
Чеченская автономная область (1922-1934)
Чечено-Ингушская АССР (1934-1944)
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945)
Депортация чеченцев и ингушей (1944)
Грозненская область (1944-1957)
Восстановление Чечено-Ингушской АССР (1957)
Чечено-Ингушская АССР (1957-1991)
Чечня после распада СССР
Чеченская Республика Ичкерия (1991-2000)
Первая чеченская война (1994-1996)
Хасавюртовские соглашения (1996)
Межвоенный кризис (1997-1999)
Вторая чеченская война (1999-2009)
Чеченская республика (с 2000)
Чеченские беженцы
Портал «Чечня»

Депорта́ция чече́нцев и ингуше́й (операция «Чечеви́ца») - депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР и Дагестанской АССР в Среднюю Азию и Казахстан в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Депортация чеченцев и ингушей. чеченцы ингуши и грузины.

    ✪ Отличие чеченцев и ингушей. Один народ два государства

    ✪ Депортация чеченцев и ингушей в Казахстан

    Субтитры

Причины депортации

C начала войны до января 1944 года в республике было ликвидировано 55 банд, убито 973 их участника, арестован 1901 человек. На учёте НКВД на территории Чечено-Ингушетии состояло 150-200 "бандформирований" численностью в 2-3 тысячи человек (примерно 0,5 % населения) .

При этом многие чеченцы и ингуши доблестно воевали в составе Красной армии , 2300 (примерно 0,5 % населения) чеченцев и ингушей погибли на фронте. В обороне Брестской крепости участвовали, по разным данным, от 250 до 400 выходцев из Чечено-Ингушетии. Одним из защитников Брестской крепости был Магомед Узуев , которому в 1996 году посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации . В Бресте воевал и брат Магомеда Виса Узуев.

В числе возможных причин депортации называется, среди прочего, «недоверие национальным меньшинствам, насе­лявшим приграничные районы СССР с Турцией, Ираном и т. д. Проживавшие в приграничных рай­онах Азербайджана, Армении и Грузии народы попали в разряд „неблагонадежных“, так как многие из них имели родственников за границей» .

Операция «Чечевица»

Название

В настоящее время, у большинства исследователей нет единого мнения насчёт того, чем было вызвано такое название операции. По мнению некоторых современников, скорее всего, сыграло роль созвучие первых букв одного из депортируемых народов.

Ход событий

31 января 1944 года принято постановление ГКО СССР № 5073 об упразднении Чечено-Ингушской АССР и депортации её населения в Среднюю Азию и Казахстан «за пособничество фашистским захватчикам». ЧИАССР была упразднена, из её состава в Дагестанскую АССР переданы 4 района, в Северо-Осетинскую АССР - один район, на остальной территории образована Грозненская область .

Было доложено председателю СНК Чечено-Ингушской АССР Моллаеву о решении правительства о выселении чеченцев и ингушей и о мотивах, которые легли в основу этого решения.
Молаев после моего сообщения прослезился, но взял себя в руки и обещал выполнить все задания, которые ему будут даны в связи с выселением. Затем в Грозном вместе с ним были намечены и созваны 9 руководящих работников из чеченцев и ингушей, которым и было объявлено о ходе выселения чеченцев и ингушей и причинах выселения.
…40 республиканских партийных и советских работников из чеченцев и ингушей нами прикреплены к 24 районам с задачей подобрать из местного актива по каждому населённому пункту 2-3 человека для агитации.
Была проведена беседа с наиболее влиятельными в Чечено-Ингушетии высшими духовными лицами Б. Арсановым, А.-Г. Яндаровым и А. Гайсумовым, они призывались оказать помощь через мулл и других местных авторитетов .

Депортация и отправка эшелонов в пункты назначения началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени и завершилась 9 марта того же года. Операция началась по кодовому слову «Пантера», которое было передано по радио.

Депортация сопровождалась немногочисленными попытками бегства в горы или неподчинением со стороны местного населения. НКГБ сообщал также о «ряде безобразных фактов нарушения революционной законности, самочинных расстрелах над оставшимися после переселения чеченками-старухами, больными, калеками, которые не могли следовать». Согласно документам, в одном из селений были убиты три человека, в том числе восьмилетний мальчик, в другом - «пять женщин-старух», в третьем - «по неуточненным данным» «самочинный расстрел больных и калек до 60 человек». Есть также свидетельство единственного выжившего свидетеля Мумади Баудиновича Эльгакаева о сожжении заживо до 700 человек в ауле Хайбах в Галанчожском районе , о чём снят в 2014 г. фильм "Приказано забыть".

По официальным данным, в ходе операции были убиты 780 человек, арестовано 2016 «антисоветского элемента», изъято более 20 тыс. единиц огнестрельного оружия, в том числе 4868 винтовок, 479 пулемётов и автоматов. Скрыться в горах сумели 6544 человека .

Условия депортации

По официальным советским данным из Чечено-Ингушской АССР было насильственно выселено более 496 тысяч человек - представителей вайнахской народности, в том числе в Казахскую ССР - 411 тысяч человек (85 тысяч семей) и в Киргизскую ССР - 85,5 тысячи человек (20 тысяч семей) . По другим данным, число депортированных составляло более 650 тыс. человек

Властями были предусмотрены медицинское и продовольственное сопровождение эшелонов переселенцев . По пути следования эшелонов родилось 56 и умерло 1272 человека. Основной причиной гибели депортированных в сильные морозы назывались погодные , изменившиеся бытовые факторы, хронические заболевания, физическая слабость конвоируемых ввиду их преклонного либо юного возраста . Заведующий отделом Северо-Осетинского обкома КПСС ингуш X. Арапиев рассказывал:

«В переполненных до предела "телячьих вагонах", без света и воды, почти месяц следовали мы к неизвестному месту назначения... Пошёл гулять тиф . Лечения никакого, шла война... Во время коротких стоянок, на глухих безлюдных разъездах возле поезда в чёрном от паровозной копоти снегу хоронили умерших (уход от вагона дальше, чем на пять метров, грозил смертью на месте)...» .

После проведения депортации на территории бывшей Чечено-Ингушской АССР продолжали действовать свыше 80 повстанческих группировок и оставалось несколько тысяч человек чеченцев и ингушей. [ ]

Через 12 лет после переселения в 1956 году в Казахстане проживало чеченцев и ингушей 315 тысяч, в Киргизии - около 80 тысяч человек. После смерти Сталина с них были сняты ограничения по передвижению, однако возвращаться на родину им не разрешалось. Несмотря на это весной 1957 года в восстановленную Чечено-Ингушскую АССР возвратились 140 тысяч насильственно депортированных. В то же время для их проживания были закрыты несколько горных районов, и бывших жителей этих территорий стали селить в равнинных аулах и казачьих станицах [ ] .

Позиция Анастаса Микояна

По инициативе Микояна была создана Чеченская автономная область. Когда был поднят вопрос о депортации чеченцев и ингушей, только Микоян возразил Сталину, за что впал в опалу, длившуюся вплоть до смерти Сталина. В 1956 году, приняв группу чеченцев и ингушей, Анастас Микоян инициировал их возвращение на Родину. Из воспоминаний А. И. Микояна:

«Необходимо создать Чеченскую национальную автономию во главе с самими чеченцами.»

"Будучи в Москве, я посоветовался со Сталиным. Он отнесся к идее одобрительно, предупредил о необходимости проявить осторожность и выяснить подлинное настроение населения. .

Когда в 1944 году был поднят вопрос о депортации чеченцев и ингушей, Микоян осторожно возразил Сталину, что такие действия, мол, повредят международному авторитету СССР. Примерно с тех пор звезда Микояна эпохи сталинщины начала потихоньку угасать. (Из воспоминаний Леонида Романовичева «О дедушке Стаса Намина»).

Из статьи Саида Эминова «Я поеду туда, где мой народ»:

В июне 1956 года группа из 14 чеченцев и ингушей была принята Анастасом Микояном. Одна из причин встречи именно с этим «видным советским государственным и политическим деятелем» состояла в том, что в 20-е годы он являлся одним из руководителей Северного Кавказа, неоднократно бывал в вайнахских селениях. В июле 1956 года вышел Указ Президиума Верховного совета СССР «О снятии ограничений по спецпереселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей…». Весной и летом 1957 года на родину вернулись около 140 тысяч человек… .

Последствия

Согласно планам руководства СССР, никто не вправе был оставаться, поэтому в ряде сел (например, Хайбахе) войска НКВД фактически ликвидировали мирное население. Наркомат госбезопасности сообщал о «ряде безобразных фактов нарушения революционной законности, самочинных расстрелах над оставшимися после переселения чеченками-старухами, больными, калеками, которые не могли следовать» . Ближайшим последствием переселения чеченцев и ингушей стало значительное сокращение численности обоих депортированных народов в первые годы ссылки. Помимо того, что адаптация в местах расселения в любом случае была тяжёлым процессом, потери среди чеченцев и ингушей дополнительно возросли из-за двух обстоятельств: во-первых, трудностей военного времени, во-вторых, того, что основная масса чеченцев и ингушей на родине занималась сельским хозяйством, удельный вес квалифицированных специалистов, которые могли бы быть востребованы в местах ссылки, был невелик (по данным на март 1949 года , 63,5 % взрослых чеченцев и ингушей спецпоселенцев были неграмотны, против 11,1 % у немцев) . Если переселенцы не находили себе работу в аграрном секторе, шансы их на выживание в ссылке оказывались небольшими.

Данные о рождаемости и смертности среди чечено-ингушского контингента отсутствуют, однако известны показатели в целом по депортированным народам Северного Кавказа (чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы). Всего с момента выселения и до 1 октября 1948 года в ссылке родилось 28 120, а умерло 146 892. По отдельным годам показатели рождаемости и смертности выглядели следующим образом:

Год Родилось Умерло Прирост (убыль)
1945 2230 44 652 −42 422
1946 4971 15 634 −10 663
1947 7204 10 849 −3645
1948 10 348 15 182 −4834
1949 13 831 10 252 +3579
1950 14 973 8334 +6639

Учитывая, что на момент прибытия в ссылку чеченцы и ингуши составляли 81,6 % депортированного северокавказского контингента, общую смертность среди этих народов можно оценить примерно в 120 тыс. человек. С учётом «ординарной» смертности, потери от депортации (сверхсмертность), по-видимому, могут быть оценены приблизительно в 90-100 тыс. человек. Это составило около 20 % первоначальной численности депортированных.

C 1939 по 1959 год численность чеченцев в СССР возросла всего на 2,6 % (с 407 968 до 418 756 человек), численность ингушей - на 15,0 % (с 92 120 до 105 980 человек). Основным фактором столь низкого прироста стали тяжёлые потери в период ссылки. Однако во второй половине XX века благодаря традиционно высокой рождаемости чеченцы и ингуши смогли преодолеть последствия этой демографической катастрофы. С 1959 по 1989 годы численность чеченцев возросла в 2,3 раза, ингушей - в 2,2 раза.

Регион чеченцы ингуши всего
Казахская ССР 244 674 80 844 325 518
Карагандинская область 38 699 5226 43 925
Акмолинская область 16 511 21 550 38 061
Кустанайская область 15 273 17 048 32 321
Павлодарская область 11 631 12 281 23 912
Восточно-Казахстанская область 23 060 3 23 063
Алма-Атинская область 21 138 1822 22 960
Талды-Курганская область 21 043 465 21 508
Джамбульская область 20 035 847 20 882
Кокчетавская область 5779 14 902 20 681
Семипалатинская область 19495 58 19 553
Северо-Казахстанская область 12 030 5221 17 251
Южно-Казахстанская область 14 782 1187 15 969
Кзыл-Ординская область 13 557 74 13 631
Актюбинская область 10 394 - 10 394
Гурьевская область 1244 159 1403
Западно-Казахстанская область 3 1 4
Киргизская ССР 71 238 2334 73 572
Фрунзенская область 31 713 1974 33 687
Ошская область 21 919 294 22 213
Джалал-Абадская область 13 730 39 13 769

Но давайте попробуем разобраться почему, сам не русский человек, кавказец Сталин в 1944 году депортировал чеченцев,ингушей («граничащее с Чечено-Ингушетией население отнеслось к выселению чеченцев и ингушей одобрительно», на помощь в выселении привлекались дагестанцы и осетины) и крымских татар («характерно, что крымские славяне восприняли сей факт с пониманием и одобрением»)? Почему в СССР проживало более 100 наций и народностей а массово депортировали только этих?
На этот счёт сегодня широко распространен миф запущенный ещё во времена Хрущёва и с радостью подхваченному нынешними либералами, никаких объективных причин для выселения не было вообще. Чеченцы,иингуши и кр.татары храбро сражались на фронте и ударно трудились в тылу, однако в результате стали безвинными жертвами сталинского произвола: «Сталин рассчитывал одёрнуть малые народы, чтобы окончательно сломить их стремление к независимости и укрепить свою империю»

Почему то все эти либерасты умалчивают такой факт как например депортирование японцев в США - насильственное перемещение в специальные лагеря около 120 тысяч чел. (из которых 62% имели американское гражданство) с западного побережья США во время Второй мировой войны. Около 10 тысяч смогли переехать в другие районы страны, остальные 110 тысяч были заключены в лагеря, официально называвшимися «военными центрами перемещения». Во многих публикациях данные лагеря называют концентрационными.

СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ ЛЕГИОН
Несколько слов следует сказать о чеченцах и ингушах, выселенных советской властью в 1944 году. Горцы встретили германские войска с радостью, преподнесли Гитлеру золотую сбрую – «Аллах над нами – Гитлер с нами».
При приближении немцев к Чечено-Ингушской АССР эти народы стали откровенно предательски себя вести – началось массовое дезертирство из Красной Армии, уклонение от призыва – Всего же за три года войны из рядов РККА дезертировало 49 362 чеченца и ингуша, ещё 13 389 отважных сынов гор уклонились от призыва, что в сумме составляет 62 751 человек.

А сколько чеченцев и ингушей воевало на фронте? Защитники «репрессированных народов» сочиняют на этот счёт различные небылицы. Например, доктор исторических наук Хаджи-Мурата Ибрагимбейли утверждает: «На фронтах сражались более 30 тыс. чеченцев и ингушей. В первые недели войны в армию ушли более 12 тыс. коммунистов и комсомольцев - чеченцев и ингушей, большинство из которых погибли в боях» .

Действительность выглядит намного скромнее. Находясь в рядах РККА, погибло и пропало без вести 2,3 тысячи чеченцев и ингушей. Много это или мало? Вдвое меньший по численности бурятский народ, которому немецкая оккупация никак не грозила, потерял на фронте 13 тысяч человек, в полтора раза уступавшие чеченцам и ингушам осетины - 10,7 тысяч

Кроме того, проявился менталитет этих горцев – дезертиры создавали банды, занимавшиеся откровенным грабежом, а также начались локальные восстания, со следами явного немецкого влияния. Начиная с июля 1941-го по 1944 год только на той территории ЧИ АССР, которая впоследствии была преобразована в Грозненскую область, органами госбезопасности было уничтожено 197 банд. При этом общие безвозвратные потери бандитов составили 4532 человек: 657 убито, 2762 захвачено, 1113 явились с повинной. Таким образом, в рядах бандформирований, воевавших против Красной Армии, погибло и попало в плен почти вдвое больше чеченцев и ингушей, чем на фронте. И это не считая потерь вайнахов, воевавших на стороне вермахта в так называемых «восточных батальонах»! А поскольку без пособничества местного населения в здешних условиях бандитизм невозможен, многих «мирных чеченцев» можно также с чистой совестью отнести к предателям.

К тому времени старые «кадры» абреков и местных религиозных авторитетов стараниями ОГПУ, а затем НКВД, были в основном выбиты. На смену им пришла молодая бандитская поросль - воспитанные Советской властью, учившиеся в советских вузах комсомольцы и коммунисты, наглядно показавшие справедливость пословицы «Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит»

Самым неблагоприятным моментом для советской власти был период Битвы за Кавказ в 1942 году. Выступления чечено-ингушей в регионе усилились в связи с наступлением немцев. Горцами была даже создана Чечено-Горская национал-социалистическая партия! В течении года было проведено 43 спецоперации частями внутренних войск (без учёта операций РККА), было ликвидировано 2342 бандита. Одна самая крупная группировка насчитывала около 600 повстанцев.
Эти потери убитыми и пленными против советской власти были больше потерь, понесённых чеченцами и ингушами в рядах Красной Армии против немцев! Погибло сражаясь на стороне Красной Армии 2300 чел., было и 5 Героев Советского Союза,ради справедливости вот их имена: Ханпаша Нурадилов, Хансултан Дачиев, Абухажи Идрисов,Ирбайхан Бейбулатов,Мавлид Висаитов.

Особо тепло чеченцы и ингуши относились к немецким диверсантам. Взятый в плен со своей группой командир диверсантов эмигрант аварец по национальности Осман (Сайднуров) Губе на допросе рассказал:
«Среди чеченцев и ингушей я без труда находил нужных людей, готовых предать, перейти на сторону немцев и служить им. Меня удивляло: чем недовольны эти люди? Чеченцы и ингуши при Советской власти жили зажиточно, в достатке, гораздо лучше, чем в дореволюционное время, в чём я лично убедился после четырёх месяцев с лишним нахождения на территории Чечено-Ингушетии… Я не находил иного объяснения, кроме того, что этими людьми из чеченцев и ингушей, настроениями изменческими в отношении своей Родины, руководили шкурнические соображения, желание при немцах сохранить хотя бы остатки своего благополучия, оказать услугу, в возмещение которых оккупанты им оставили хотя бы часть имеющегося скота и продуктов, землю и жилища».

К счастью, немцы не оккупировали Чечено-Ингушскую АССР. В противном случае, из чеченцев и ингушей, настроенных ярко антисоветски и антирусски, можно было бы создать много антисоветских подразделений. Малое их количество в «восточных» батальонов объясняется тем, что они просто дезертировали из Красной Армии в родные места и ждали немцев. Советским войскам приходилось отражать атаки немцев на Кавказе и ещё разбираться у себя в тылу против этих горцев. Руководством страны такое отношение горцев к войне было воспринято как однозначное предательство, потребительствое отношение к остальным народам СССР, поэтому и было принято решение о депортации. Выселение было вынужденное и обоснованное.

23 февраля началось переселение кавказских народностей. Операция”Чечевица” была хорошо подготовлена и прошла успешно. К ее началу до всего населения были доведены мотивы выселения – предательство. Руководящие работники, религиозные деятели Чечни, Ингушетии и др. народностей приняли личное участие в разъяснении причин переселения. Агитация достигла цели. Из 873000 чел выселенных, оказало сопротивление и было арестовано лишь 842 человека, были убиты при сопротивления или попытке сбежать лишь 50 человек.
Никакого реального сопротивления, «воинственные горцы»не оказали.Стоило Москве продемонстрировать свою силу и твердость, как горцы послушно отправились на сборные пункты, они знали свою Вину.

КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ НА СЛУЖБЕ ВЕРМАХТА
Они действительно служили врагу верой и правдой.
На территории оккупированного многонационального Крыма немецкое руководство решило опереться на крымских татар настроенных антибольшевистски и исторически антирусски. Крымские татары при стремительном приближении фронта стали дезертировать массовым порядком из Красной Армии и партизанских отрядов, выражать антирусские настроения. “… Все призванные в Красную Армию составляли 90 тыс. чел., в том числе 20 тыс. крымских татар … 20 тыс. крымских татар дезертировали в 1941 году из 51-й армии при отступлении ее из Крыма …” Таким образом, дезертирство крымских татар из Красной Армии было практически поголовным.

Татары стремились выслужиться перед оккупантами, показать свою лояльность, поскорее занять денежные места в новом оккупированном Крыме. Самыми бесправными на полуострове стали русские (49,6 % от населения Крыма), а хозяевами крымские татары (19,8 %). Последним отдавались лучшие дома, колхозные участки и инвентарь, для них были открыты спецмагазины, налаживалась религиозная жизнь, было разрешено некоторое самоуправление. Постоянно подчёркивалось, что они избранные. Правда, после войны Крым должен был быть полностью германизирован (фюрер об этом провозгласил уже 16 июля 1941 года), вот об этом татар не известили.
Но пока Крым оставался в качестве близкого тылового района действующей армии, а после зоной боевых действий, немцам временно нужен был порядок на данной территории и опора на часть местного населения. С переселением решили обождать.

Крымские татары с лёгкостью шли на контакт с немцами, и уже в октябре-ноябре 1941 года немцы сформировали первые отряды коллаборационистов из крымских татар. И это были не только татары – хиви из военнопленных в действующей армии, коих насчитывалось 9 тыс. человек. Это были полицейские отряды самообороны для охраны деревень от партизан, проведения немецкой политики и поддержания порядка на местах. Такие отряды насчитывали 50 – 170 бойцов и руководились немецкими офицерами. Личный состав был из татар-дезертиров из Красной Армии и из крестьян. О том, что татары пользовались особым расположением, говорит то, что 1/3 полицейских самообороны носила немецкую военную форму (правда, без знаков различия) и даже каски. В тоже время белорусские полицейские части самообороны (статус славян был самым низким) ходили во рванье – гражданской разномастной одежде или советской форме, прошедшей лагеря.
Крымский татары приняли деятельное участие в антисоветской борьбе. По немецким данным в германских вооруженных силах и полиции прошло службу от 15 до 20 тысяч крымских татар, что составляет около 6-9 % от общего количества крымских татар (за 1939 год). В тоже время в РККА на 1941 год было лишь 10 тыс. татар, многие из которых дезертировали и позднее служили немцам. Также около 1,2 тыс. крымских татар были красными партизанами и подпольщиками (177 дезертировали из партизанских отрядов)

Рвение татар служить новым хозяевам отметил сам фюрер. Татарам были оказаны мелкие приятные услуги – бесплатное питание в спецстоловых для семей, ежемесячные или единовременные пособия и др. Надо сказать, что в татарских полицейских подразделениях велась активная национальная антирусская пропаганда.
Крымские татары-пособники немцев не просто воевали и служили немцам – они, почему-то были особенно жестоки к своим противникам. Возможно, плохое отношение к врагу у большинства татар и чрезвычайная жестокость.
Так, в Судакском районе в 1942 году татары уничтожили разведывательный десант Красной армии. Они захватили двенадцать наших парашютистов и сожгли их живьём.

4 февраля 1943 года татарские добровольцы из селений Бешуй и Коуш взяли в плен четырёх партизан. Все они были зверски убиты: исколоты штыками, а затем ещё живые уложены на костры и сожжены. Особенно обезображенным оказался труп партизана Хасана Киямова, казанского татарина, которого каратели, видимо, приняли за своего земляка.
Не менее зверским было отношение и к мирному населению. На протяжении всей оккупации на территории совхоза Красный, где проживали крымские татары, действовал концентрационный лагерь смерти, в котором было зверски замучено и убито не менее восьми тысяч граждан Крыма, заподозренных в сочувствии к партизанам. Лагерь охранялся татарами из 152-го батальона вспомогательной полиции. По воспоминаниям очевидцев, начальник лагеря обершарфюрер СС Шпекман привлекал охранников для выполнения самой грязной работы.
Дело доходило до того, что, спасаясь от татарской расправы, местное русское и украинские население вынуждено было обращаться за защитой… к немецким властям! И нередко германские солдаты и офицеры, потрясённые действиями своих «союзников», оказывали русским такую помощь…

Опьянённые властью пронемецки настроенные руководители Бахчисарайского и Алуштинского мусульманских комитетов (создание таких органов – очередная немецкая поблажка) в порядке личной инициативы предложили немцам попросту уничтожить всех русских в Крыму (до войны русских было 49,6% от всех жителей Крыма). Такие этнические чистки были проведены в двух деревнях Бахчисарайского района силами татарской самообороны. Однако немцы не поддержали инициативу – война ещё не окончилась, да и русских было слишком много.

Из-за своего отношения к советской власти крымские татары были выселены из Крыма. Конечно, сегодня легко осуждать Сталина, который по-военному радикально решил вопрос с крымско-татарскими предателями. Но давайте посмотрим на эту историю не с позиций сегодняшнего дня, а с точки зрения того времени.
Многие каратели не успели уйти с фашистами, укрывшись у многочисленных родственников, которые не собирались выдавать своих родичей-палачей. Кроме того, оказалось, что созданные немцами «мусульманские комитеты» в татарских деревнях никуда не исчезли, а ушли в подполье.
К тому же на руках у татарского населения находилось много оружия. Только 7 мая 1944 года в результате специального рейда войск НКВД было изъято 5395 винтовок, 337 пулемётов, 250 автоматов, 31 миномёт, огромное количество гранат и патронов.
В руководстве страны поняли, что в лице крымских татар столкнулись с «пятой колонной», спаянной крепкими родственными связями… и весьма опасной для тыла Красной армии.

ГЕНОЦИД?
Можно найти много историй, как солдаты фронтовики – крымские татары и кавказцы имеющие много советских наград, оказались репрессированными вместе со всеми. Такова была расплата для одних за предательство других.

Выселение эти народы заслужили полностью. Тем не менее, невзирая на факты, нынешние радетели «репрессированных народов» продолжают твердить о том, как бесчеловечно было карать всю нацию за преступления её «отдельных представителей». Один из излюбленных аргументов этой публики - ссылка на незаконность подобного коллективного наказания.

Строго говоря, это действительно так: никакими советскими законами массовое выселение чеченцев,ингушей и татар не предусматривалось. Однако давайте посмотрим, что бы вышло, вздумай власти действовать в 1944 году по закону.

Как мы уже выяснили, большинство чеченцев,ингушей и кр. татар призывного возраста уклонились от воинской службы или дезертировали. Что полагается в условиях военного времени за дезертирство? Расстрел или штрафная рота. Применялись ли эти меры к дезертирам других национальностей? Да, применялись. Бандитизм, организация восстаний, сотрудничество с противником во время войны также наказывались по всей строгости. Как и менее тяжкие преступления, вроде членства в антисоветской подпольной организации или хранения оружия. Пособничество в совершении преступлений, укрывательство преступников, наконец, недонесение, также карались Уголовным кодексом. А уж в этом были замешаны практически все взрослые чеченцы, ингуши и кр.татары.

Получается, что обличители сталинского произвола, по сути, сожалеют о том, что несколько десятков тысяч мужчин не были на законных основаниях поставлены к стенке! Впрочем, скорее всего, они просто полагают, что закон писан только для русских и прочих граждан «низшего сорта», а на гордых жителей Кавказа и Крыма он не распространяется. Судя по нынешним амнистиям для чеченских боевиков, так оно и есть.

Итак, с точки зрения формальной законности кара, постигшая в 1944 году чеченцев, ингушей и крымских татар, была гораздо мягче той, что полагалась им согласно Уголовному Кодексу. Поскольку в этом случае почти всё взрослое население следовало расстрелять или отправить в лагеря.

Может, стоило «простить» народы-предатели? Только вот что бы при этом подумали миллионы семей погибших солдат, глядя на отсидевшихся в тылу?

21 февраля 1944 года Лаврентий Берия, находясь в Грозном, издал приказ о депортации чеченцев и ингушей. Через два дня началась известная операция по переселению жителей Чечено-Ингушской АССР — «Чечевица». За три месяца до начала выселения в высокогорных селениях республик уже находились войска НКВД. Многие солдаты жили в домах у местных жителей.

«Людям говорили, что намечается Прикарпатская операция и бои там будут идти в горно-лесистой местности. Чтобы эффективно сражаться, солдаты тренируются на территории Чечни и Ингушетии, где районы похожи на места, в которых будут вестись бои»,

— рассказывает «Газете.Ru» доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент академии наук Чеченской Республики Муса Ибрагимов.

До начала депортации в Чечне и Ингушетии находились более 100 тысяч солдат НКВД с боевой техникой, самолетами и автотранспортом. Вместе с ними были и 19 тысяч работников спецподразделений НКГБ.

Несмотря на то что говорить о скором выселении населения солдатам запретили, те из них, кто жил в домах у чеченцев и ингушей, пытались разными способами донести до них, что их ждет.

«Один из жителей Шатоевского района вспоминал, что перед выселением был базарный день и на рынок он пошел продавать бычка. Вернувшись домой, так и не продав животное, он увидел недовольное лицо пожилого солдата, который жил у него дома. Зная о предстоящем выселении, военнослужащий понимал, что теперь у горца не будет на руках достаточно денег, а бычка придется оставить. Бывали случаи, когда военные все же проговаривались, выпивая с местными. За это их жестоко наказывали», — рассказывает Муса Ибрагимов.

Разлука с землей предков ценой в тысячи жизней

Рано утром 23 февраля 1944 года оперативные работники начали вызывать мужчин на собрания в местные клубы и площади, посвященные якобы дню Красной армии. Там им объявили о том, что их выселяют. Некоторых из числа собранных отправили домой оповестить родственников, а остальных доставили к местам погрузки в эшелоны. Во многих случаях солдаты сами приходили за женщинами, стариками и детьми.

«Я очень хорошо помню те ужасные дни. Рано утром к нам постучались, и в дом вошли около восьми солдат. Строгим голосом они приказали нам быстро собраться и сообщили, что нас депортируют. В это время шокированная мать вскочила и натянула на себя кожаную куртку отца.

Один из конвоиров отобрал куртку у матери — мол, она мужская. Однако мать вырвала ее из его рук. Дальше нас погрузили в грязные, старые и холодные вагоны»,

— вспоминает уроженка Старых Атагов Петимат Саидова.

С 23 февраля до 15 марта 1944 года в Казахстан были отправлены 180 эшелонов. Согласно докладу НКВД, на 9 июля 1944 года переселили свыше 469 тысяч жителей Чечни и Ингушетии. Также, по официальным данным,

в пути во время депортации погибли полторы тысячи человек и родились 60 детей. Также более тысячи человек были госпитализированы.

«В пути солдаты действовали строго по приказу. Один раз в день людям выдавали горячую пищу. Те, кто сумел взять с собой еду, готовили в пути», — рассказывает «Газете.Ru» Муса Ибрагимов.

Однако взять с собой теплую одежду и запасы продуктов смогли не все.

Чтобы хоть чем-то накормить детей, женщины разбавляли муку водой и поили их жидким тестом.

«У нас больше ничего не было, кроме муки. Вы спросите: откуда мы брали воду? Конечно же, растапливали снег. Молодые парни во время остановок выпрыгивали с эшелонов и собирали снег. Бывало, что нам давали соленую воду, но лишь для того, чтобы хоть как-то успокоить детей», — вспоминает события 73-летней давности Совдат Н.

В дороге не стало ее старшей сестры, и они остались одни с матерью. Через несколько дней от сильного стресса, холода и обезвоживания скончалась и мать.

«Последние слова, сказанные мне матерью в этом поезде смерти, были: «Совдат, бедная моя, что же ты будешь делать в этой жизни одна? Как больно, что ты осиротела»,

— рассказывает 90-летняя женщина.

Молодые мужчины и женщины даже перед лицом смерти не забывали о традициях и уважении к старшим. Поезд останавливался редко, и возможности сходить в туалет, кроме как в вагоне со стариками и женщинами, не было.

Многие умирали в пути от разрыва мочевого пузыря. А всех умирающих выбрасывали из вагонов.

«Перевозить тела погибших не разрешалось. Единственное, что могли сделать родственники, это засыпать их снегом. Это было очень тяжело. Для чеченцев и мусульман оставить непохороненными тела своих близких — это тяжкое воспоминание на всю жизнь», — говорит историк Муса Ибрагимов.

Семья нашего эксперта также была депортирована. Его старший брат, которому было шесть месяцев, умер во время пути.

«Мать до конца жизни страдала, не помнила, почему он умер: от холода или она его во время сна могла как-то придушить телом. В вагоне был старший человек из нашего рода, и он сказал:

«Не показывайте солдатам, что ребенок умер. Я его возьму с собой, а когда нас привезут, то мы его похороним». И так они везли труп моего брата две недели»,

— рассказывает профессор Ибрагимов.

Тяжелая доля выпала и 12-летней Таус Магомадовой.

За три дня до выселения скончалась ее мать, вместе с которой они лечились в больнице. О кончине она узнает лишь спустя несколько лет. Отец девочки, еще не успевший прийти в себя после похорон жены, находился дома, когда к нему постучались солдаты.

«Он пытался объяснить конвоирам, что его дочь в больнице и ему нужно пойти за ней. Но кто станет слушать предателя, врага народа? Никто даже в сторону его не посмотрел. Не дав собраться, его увезли.

Бабуля мне рассказывала, как уже в дороге она молилась, чтобы среди выброшенных тел не оказалось ее матери, сестры или отца», ,

— рассказывает «Газете.Ru» историю своей бабушки Асет Окуева.

По прибытии в Казахстан 12-летняя Таус попала в детский дом Караганды. Вместе с ней были еще шесть девочек из Чечни, которых привез родной отец из-за того, что ему нечем было их кормить. Каждый день он приходил навестить своих детей.

Таус, пытавшаяся найти свою семью, тщательно расспрашивала мужчину. По велению судьбы оказалось, что отец шестерых девочек родом из ее села, и он обещал Таус найти ее родственников.

«Я шесть раз пыталась сбежать из детдома. А в это время отец считал меня уже давно погибшей.

Тот самый наш односельчанин сказал моему папе, что я умерла, и он меня как бы похоронил, зарезав при этом барана

(по религиозному обычаю при смерти ребенка приносят в жертву барана или бычка и раздают мясо малоимущим. — «Газета.Ru»). Наверное, он сказал это, чтобы прокормить себя и свою семью, не знаю. Каждый искал путь не умереть с голоду. Отец же, ничего не подозревая, поблагодарил его за сделанное «добро» и вернул вместо одного зарезанного барана двоих — в знак благодарности, что не бросил меня там», — рассказывает Асет Окуева со слов бабушки Таус.

На седьмой раз девочке все-таки удалось сбежать из приюта. Денег на еду, а тем более на билет на поезд у нее не было. Каждый раз, когда состав останавливался, она пряталась под вагонами, чтобы не попасться контролерам. А после запрыгивала обратно. Добравшись таким образом до города Лениногорска, девочка увидела земляков и спросила о своих родственниках.

«Я даже не ожидала, что услышу положительный ответ. Чувства переполняли меня в этот момент. Один из тех чеченцев сказал, что отведет меня к тете, и мы пошли. Всю дорогу я представляла себе радостное лицо тети, отца и долгожданную встречу с мамой. И вот мы дошли. Сначала она не поверила, что я — это я, переубедить ее смог шрам от ожога на моей левой ноге, полученный еще в далеком детстве.

Когда отцу сообщили, что нашлась его дочь, он не поверил и сказал, что мертвые с того света не возвращаются.

Когда мы встретились, я впервые в жизни увидела на его лице слезы. И только тогда я узнала, что человек, мыслями о котором я жила все эти годы, — моя мама умерла»,

— рассказывала Таус спустя много лет своей внучке Асет Окуевой.

Спустя годы Таус вышла замуж и родила семерых детей. Скончалась она в 2012 году и оставила после себя 11 внуков,11 внучек и 14 правнуков.

Хайбах — аул, которого нет

Депортировать людей, проживавших в горных районах, было гораздо сложнее. Хутора и аулы были разбросаны по обширной территории, и доставить жителей в пункты сбора, а далее к эшелонам не представлялось возможным. Приказ от высшего руководства был однозначным: не оставлять на местах никого. Одним из известных и трагичных решений, по мнению кавказских историков, стал инцидент, когда якобы были сожжены и расстреляны 700 человек.

«Вывести больных, стариков, детей не было возможности. И было принято решение их уничтожить.

Людей согнали в большую конюшню, якобы переночевать. Попросили помочь утеплить ее сеном, чтобы ветер не дул, и после этого заживо сожгли всех этих людей.

Поняв, что произошло, люди начали бежать к воротам, которые раскрылись под их натиском. Увидев это, Гвишиани, отвечающий за их выселение, отдал приказ открыть по ним огонь», — излагает одну из версий тех событий Муса Ибрагимов.

Несмотря на многочисленные споры о реальности этого преступления, есть свидетели, которые детально описывали произошедшее и добивались наказания виновных. Это люди, которые в момент сожжения конюшни оказались на стойбищах высоко в горах или куда-то отлучились из дома. Им оставалось только наблюдать. Еще один из свидетелей — бывший нарком юстиции Чечено-Ингушской АССР Зиявди Мальсагов.

«Когда Мальсагов начал просить Гвишиани остановить убийство людей, ему якобы ответили:

«Эти люди нетранспортабельны, и их нужно уничтожить. Это приказ Серова и Берии»,

— отмечает историк.

В 1956 году Мальсагов написал о зверствах в высокогорном Хайбахе первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Была создана комиссия, которая, выехав на место, обнаружила останки сотен людей. Однако протокол об обследовании не был обнародован. Несмотря на показания десятков свидетелей и найденные останки, статус Хайбаха не определен до сих пор. Некоторые историки, основываясь на документах тех лет, утверждают, что сожжение 700 человек в высокогорном Галанчожском районе — «историческая фальшивка».

«Полковник Гвишиани и другие участники тех событий награждены орденами Александра Невского и другими боевыми орденами. После принятия в 1991 года закона о реабилитации репрессированных народов их лишили наград. Гвишиани искали, но точных сведений о его дальнейшей судьбе нет», — уточняет профессор Муса Ибрагимов.

Еще одно массовое захоронение найдено на территории Урус-Мартановской больницы. Сейчас там стоит памятник невинным жертвам переселения.

Распределили депортированных людей в разных районах Казахстана. Наибольшее количество осталось в Карагандинской области, Кустанае, Восточно-Казахстанской области, Актюбинске. Особо сложно из-за холодов было людям, оказавшимся в северной части страны.

Рейсы для депортации с Сахалина не идут

В ходе операции выселения чеченцев и ингушей возникали и курьезные случаи. Уроженец Чечни Саид Хасуев проходил в этот период службу на острове Сахалин.

Числившемуся на хорошем счету милиционеру, чтобы избежать депортации, было предложено поменять в документах национальность.

«Чеченский боец НКВД категорически отказался. Было решено его депортировать. Затем задумались: получается, что его направляют на Восток из точки, самой отдаленной в стране от Кавказа. Один из командиров Хасуева тогда сказал: «Дальше высылать некуда», и решено было оставить на службе чеченца. Правда, больше наград и повышений, несмотря на отличную службу, у Саида не было», — рассказал «Газете.Ru» председатель Союза журналистов Чеченской Республики, кандидат исторических наук Ислам Хатуев.

В начале 80-х сын Хасуева, служивший в погранвойсках на Курилах, погиб в перестрелке с нарушителями границы. Похоронили его с почестями и посмертно наградили медалью.

Еще один интересный случай произошел с уроженцами чеченского селения Чишки. Боец Красной армии Сайд-Эми Дельмаев, возвращаясь с линии фронта в родовое село, заглянул в один из домов обезлюдевшего села Старые Атаги и обратил внимание на фотографии, сваленные в кучи на полу. На двух из них были изображены миловидные девушки. Два понравившихся снимка он положил в карман.

Как и другие фронтовики из депортированных народов, Сайд-Эми отправился в Казахстан на поиски выживших родственников.

Искать их долго ему не пришлось — его родственники Цинцаевы были первыми, у кого он остановился на ночлег.

«Когда гостю накрывали на стол, он внимательно посмотрел на жену своего родственника, которая показалась ему очень знакомой. Позже, вернувшись к своим и разбирая привезенные вещи, он наткнулся на фотографии с атагинскими девушками. Его осенило: на одной из них была изображена та самая девушка — Чехардиг», — рассказал «Газете.Ru» сын девушки с фотографии Хаваж Цинцаев.

Возвратившись из выселения на родину, одну из этих двух фотографий Сайд-Эми передал Цинцаевым.

Нет времени объяснять, выселяй!

По словам доктора исторических наук Мусы Ибрагимова, есть несколько версий причин выселения. По официальным данным НКВД, депортировали народы за сотрудничество с немецкими войсками и дезертирство.

как чеченцы могли сотрудничать с немцами, если на территорию Чечено-Ингушетии, не включая участок Малгобека, не ступала нога немцев?» — говорит Ибрагимов.

По другой версии, чеченцы и ингуши могли примкнуть к туркам в войне с фашистами и стать «пятой колонной» для Красной армии.

«На мой взгляд, основной и главной причиной депортация являлась сама политическая система Советского Союза и ее тоталитарный характер. Эти репрессии были неотъемлемой частью существования страны. Начиная с 20-х годов XX столетия эта политика была составной частью национальной политики Советского государства.

А поводом для выселения могли взять бандитизм на территории ЧИАССР. Хотя к марту 1943 года НКВД напишет, что почти все бандитские группы были ликвидированы»,

— рассказал «Газете.Ru» историк Муса Ибрагимов.

Еще одной причиной выселения могла стать потребность Казахстана в рабочих, куда во время войны призывались граждане для работы на металлургических комбинатах.

«Нужны были рабочие руки, чтобы занять Карагандинский угольный бассейн, Усть-Каменогорске цинковое производство и многие другие. Это обстоятельство могло сыграть решающую роль. Ведь основная масса работавших там — депортированные чеченцы и ингуши», — подчеркивает профессор.

26 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О реабилитации репрессированных народов».

Репрессированными признавали народы, подвергшиеся на государственном уровне клевете и геноциду, что сопровождалось их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения.

По мнению экспертов, в СССР тотальной депортации были подвергнуты десять народов: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь — немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары — лишились при этом и своих национальных автономий.

В 1944 году было принято решение о массовой депортации населения чечено-ингушской АССР. В качестве причин, побудивших правительство к принятию столь жестких мер указывалось то, что чеченцы и ингуши были несправедливо обвинены в пособничестве фашистским войскам, а представителей данных национальностей практически прировняли к врагам народа.

Забери к себе:

Депортации подлежали не только жители чечено-ингушской АССР, но и представители этих национальностей, проживающие в других республиках и регионах Советского Союза.

«Память веков»

Те годы никак мы не сможем забыть,
То утро нахлынуло громом.
За сорок четвертый не сможем простить,
Изгнание наших народов.

Остались с тех пор кровавые раны,
В сердцах у сотни людей,
Почти две недели в вагонах терпели,
К себе отношений зверей!

Мы ведали горе, страданья и слезы,
Немало намучились лет,
Но мы пережили жестокое время,
И жить продолжаем свой век!

Переселенные народы были амнистированы в 1957 году и большинство депортированных чеченцев и ингушей воспользовались предоставленной возможностью и в кратчайшие сроки вернулись на родную землю. О депортации ингушей и чеченцев, которой европейский парламент дал оценку «геноцид ингушского и чеченского народа» смотрите в ролике:

Причины депортации чеченцев и ингушей

В соответствии с решением правительства СССР население Чечено-Ингушской АССР подлежало депортации. Власть боялась жителей данных территорий. Кроме этого, многие ложно докладывали, что на территории формируются различные банды.

За первые три года второй мировой войны в данных местах было ликвидировано более полусотни различных формирований. Порядка тысячи людей было убито, а около двух тысяч – арестовано. Но это была лишь верхушка айсберга, так как докладывали по предварительным подсчетам, что подобных объединений на территории республики было около 200, и в каждом состояло 2-3 тысячи человек.

Операцию по массовому переселению чеченцев и ингушей назвали «чечевица». Предположительно, такое название депортация получила из-за схожести с названием чеченской нации.

По мнению историков, основная причина принятия столь жестких мер была в том, что руководство Советского Союза считало жителей данных территорий неблагонадежными и не могло допустить, чтобы они продолжали занимать местность, расположенную на границе государства, так как это достаточно опасно. К тому же, среди чеченского населения было много семей, имеющих родственников за границей, что в советские времена также не поощрялось.

При этом, здесь необходимо отметить, что несмотря на наличие на территории проживания вайнахского народа банд-формирований, многие чеченцы и ингуши, как и другие жители Советского Союза героически воевали против немецких захватчиков. То есть эта нация испытала на себе всю боль и беду войны, потеряв на полях сражений более двух тысяч человек. Чеченцы и ингуши участвовали во многих знаковых сражениях, например, в битве за Брестскую крепость. Многие из них имели награды за проявленную храбрость, в том числе и посмертные.

Мемориал «Девять башен» в Назрани. Открыт 23 февраля 1997 года в очередную годовщину депортации ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию.

Также в Красной армии буквально ходили легенды о 255-м чечено-ингушском кавалерийском полку, принимавшем участие в Сталинградской битве. Это боевое подразделение, также как и другие, понесло тогда огромные потери. Дополнить его чеченцами и ингушами было невозможно (по территориальным причинам), и армейское руководство приняло решение сформировать из оставшихся солдат два разведывательных дивизиона.

Стоит здесь упомянуть и тот факт, что чеченские и ингушские солдаты очень высоко ценились. Видимо, проживание в суровой горной местности, где отцы с малых лет учили мальчиков обращаться с оружием, ездить верхом и отстаивать интересы своей нации и своей семьи с оружием в руках, сыграло большую роль в формировании характера чеченцев и ингушей. А учитывая, что жизнь в горах с детства приучала таких мужчин к тяжелой работе, то почти все они были очень выносливыми и сильными.

Чеченские и ингушские солдаты, несмотря на физические перегрузки, холод и голод, сохраняли свою физическую силу, оставаясь при этом крайне опасными боевыми противниками. Если же говорить о моральных качествах представителей вайнахского народа, то многие отмечали, что их отличала жестокость, храбрость, хитрость и в тоже время хладнокровие и способность не давать волю эмоциям, даже в самых критических ситуациях.

При этом, учитывая «боевую» историю данного народа, неудивительно, что горцы легко брали в руки оружие, если считали, что их близким или их земле угрожает опасность.

Как проходила депортация

Решение о переселении чеченцев и ингушей было принято в конце января 1944 года и первое время держалось в строжайшей тайне.

Советские власти прекрасно понимали, что местное население может оказать сопротивление. Поэтому, по указу Берии, в Чечено-Ингушскую АССР, под видом проведения военных горных учений было направлено порядка 100 тысяч военных. В операции также участвовали сотрудники НКГБ, НКВД и независимых контрразведывательных организаций «Смерш» (название расшифровывается как «смерть шпионам»). Власти Советского Союза готовились к сопротивлению, но, тем не менее, постарались сделать все возможное для того, чтобы переселение прошло с минимальным количеством жертв для них, а народ умирал при переезде …

Об операции заранее сообщили своим партийным работникам, в чью задачу входило подобрать в каждом селении пару-тройку уважаемых людей, чтобы они, когда придет время, убедили своих односельчан не сбегать и не вступать в бой с советскими войсками. В тоже время сама операция хранилась в тайне от населения.

Депортация началась 23 февраля в 2 часа по местному времени. Сигналом к активным действиям послужило кодовое слово «Пантера», прозвучавшее на волнах местного радио.

При этом, позже была озвучена информация о нарушениях законности и несанкционированном расстреле жителей республики, в том числе пожилых и больных граждан. Также, по свидетельству одного из местных жителей, аул Хайбах был сожжен вместе с 700 мирными гражданами. Несмотря на все усилия властей и внезапность начала депортации, около 7 тысяч местных жителей все же смогли избежать отъезда и спрятались в горах. Эти люди объединились примерно в сотню разрозненных группировок и создали своего рода повстанческое движение.

Во время проведения операции, примерно за две недели, из республики было вывезено без малого 200 эшелонов, вместивших около 500 тысяч человек. Десятки тысяч чеченцев и ингушей погибло в пути. Основными причинами смерти людей были плохие условия, питания, холод.

При этом, по словам очевидцев, дорога была страшной. Людей везли в переполненных вагонах и морозы, а также недостаток питания, стали причиной вспышек эпидемии тифа. Умерших, приходилось хоронить в пути, в лучшем случае прямо рядом с рельсами, так как те, кто далеко отходил от вагона, могли быть убиты на месте.

По задумке властей, в местах назначения депортированным должны были предоставить кров, минимальный набор продуктов, а также рабочие места. Однако, вопреки всем указаниям это распоряжение не было выполнено. Людей высаживали без ничего, где необходимо было начинать все с нуля без крова и еды.

Сами чеченцы и ингуши также были полностью деморализованы и не приспособлены к существованию и работе в колхозах, так как их жизненный уклад и традиции сильно отличались от тех, которые им навязывали. К тому же, вайнахи очень оседлое население и вынужденный отъезд из родных мест и смена окружения, стали для них настоящей трагедией. И это не говоря о том, что многие депортированные были разлучены с родственниками.

Ситуацию осложняло и то, что большинство людей были неграмотны и не могли работать, так как всю сознательную жизнь занимались сельским хозяйством. Поэтому, жизнь в ссылке для них была крайне тяжелой и полной невзгод. Это огромная трагедия для чечено-ингушского народа, когда открыто убивали и истребляли народ, их традиции и обычаи … а след этих событий до сих пор говорит о себе..

Чечня в СССР

(1944)

Чечня после распада СССР Портал «Чечня»

Депортация чеченцев и ингушей (операция «Чечевица») - насильственная депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР в Среднюю Азию и Казахстан в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года

Причины депортации

31 января 1944 года было принято постановление ГКО СССР N 5073 об упразднении Чечено-Ингушской АССР и депортации её населения в Среднюю Азию и Казахстан «за пособничество фашистским оккупантам» .

Сообщалось, что в Чечено-Ингушетии, кроме Грозного, Гудермеса и Малгобека, организованы 5 повстанческих округов - 24 970 человек.

ГАРФ. Ф.Р-9478. Оп.1. Д.55. Л.13

Вероятнее всего, такое утверждение было вызвано восстанием Хасана Исраилова , начавшимся ещё в 1940 г.

Мощной подпольной организацией, разоблаченной органами госбезопасности в период Великой Отечественной войны, была Национал-социалистическая партия кавказских братьев (НСПКБ). Возглавлял националистические силы, на основе которых и была создана данная структура, Хасан Исраилов, член ВКП(б), окончивший Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ) в Москве, до перехода на нелегальное положение работавший адвокатом в Шатойском районе.

Зарождение НСПКБ относится к середине 1941 г., когда Исраилов перешел на нелегальное положение и начал сколачивать повстанческие элементы для вооруженной борьбы с советской властью. Он разработал программу и устав организации, положив в их основу цель - свержение советской власти и установление фашистского режима на Кавказе. Как было установлено, из Германии через Турцию и из Поволжья с территории немецкой автономной республики в ЧИ АССР германским абвером было заброшено в период март- июнь 1941г. около 10 агентов-инструкторов, с помощью которых НСПКБ готовило крупное вооруженное выступление осенью 1941 г.

НСПКБ была построена по принципу вооруженных отрядов, а по существу политбанд, действия которых распространялись на определенный район или несколько населенных пунктов. Основным звеном организации были «аулкомы» или «тройки», проводившие антигосударственную и повстанческую работу на местах. К ноябрю 1941 года относится возникновение Чечено-Горской национал-социалистической подпольной организации (ЧГНСПО), что связано с предательством и переходом на нелегальное положение Майрбека Шерипова, члена ВКП(б), работавшего председателем Леспромсовета ЧИ АССР, состоявшего в агентурном аппарате органов госбезопасности. На нелегальное положение он перешел летом 1941 года, объяснив своим приверженцам эти действия так: „...мой брат Асламбек в 1917 году предвидел свержение царя, поэтому стал бороться на стороне большевиков, я тоже знаю, что советской власти пришел конец, поэтому хочу идти навстречу Германии“. Шерипов написал программу, отражавшую идеологию, цели и задачи руководимой им организации.
......
Очень эффективной была деятельность враждебных сил, в том числе ЧГНСПО и НСПКБ, направленная на срыв мобилизации.
Во время первой мобилизации чеченцев и ингушей в РККА в 1941 году планировалось сформировать из их состава кавалерийскую дивизию, однако при ее комплектовании удалось призвать лишь 50% (4247 человек) от имевшегося призывного контингента. Остальные уклонились от призыва.
С 17 по 25 марта 1942 года проводилась вторая мобилизация. В ходе ее проведения призыву подлежало 14 577 человек. Призвать же удалось только 4395 человек. Общая численность дезертиров и уклонившихся от призыва составила к этому времени уже 13500 человек.
В связи с этим в апреле 1942 года приказом НКО СССР призыв чеченцев и ингушей в армию был отменен (призыв на военную службу представителей этих национальностей в довоенное время был начат только в 1939 году).

В 1943 году по ходатайству партийных и общественных организаций ЧИ АССР наркомат обороны разрешил призвать в действующую армию 3000 добровольцев из числа партийно-советского и комсомольского актива. Однако и из числа добровольцев значительная часть дезертировала. Число дезертиров из этого призыва вскоре достигло 1870 человек .

C 22 июня 1941 года по 23 февраля 1944 года (начало депортации вайнахов в Казахстан) было убито 3078 участников бандформирований, арестовано 1715 человек, изъято более 18 000 единиц огнестрельного оружия. По другим данным, с начала войны до января 1944 года в республике было ликвидировано 55 банд, убито 973 их участников, арестованы 1901 человек. На учёте НКВД на территории Чечено-Ингушетии состояло 150-200 бандформирований численностью в 2-3 тысячи человек (примерно 0,5% населения).

При этом многие чеченцы и ингуши доблестно воевали в составе РККА , 2300 чеченцев и ингушей погибли на фронте. В героической обороне Брестской крепости , участвовали, по разным данным, от 250 до 400 выходцев из Чечено-Ингушетии, в частности 255-й Чечено-ингушский полк и отдельный кавалерийский дивизион. Одним из последних защитников Брестской крепости был Магомед Узуев, но лишь в 1996 году ему посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации . В Бресте воевал и брат Магомеда Виса Узуев.

Снайпер сержант Абухаджи Идрисов уничтожил 349 немецких солдат и офицеров, ему было присвоено звание Герой Советского Союза . В апреле 1943 года звание Героя Советского Союза посмертно было присвоено Ханпаше Нурадилову, который уничтожил 920 солдат и офицеров противника, захватил 7 пулемётов противника и лично взял в плен 12 немецких военнослужащих. Всего за годы войны 10 чеченцев и ингушей стали Героями Советского Союза.

Операция «Чечевица»

31 января 1944 года принято постановление ГКО СССР № 5073 об упразднении Чечено-Ингушской АССР и депортации её населения в Среднюю Азию и Казахстан «за пособничество фашистским оккупантам». ЧИАССР упразднена, из ее состава в Дагестанскую АССР переданы 4 района, в Северо-Осетинскую АССР - один район, на остальной территории образована Грозненская область

По официальным данным в ходе операции были убиты 780 человек, арестовано 2016 «антисоветского элемента», изъято более 20 тыс. единиц огнестрельного оружия, в том числе 4868 винтовок, 479 пулемётов и автоматов. Скрыться в горах сумели 6544 человека .

Последствия

Ближайшим последствием переселения чеченцев и ингушей стало значительное сокращение численности обоих депортированных народов в первые годы ссылки. Помимо того, что адаптация в местах расселения в любом случае была тяжёлым процессом, потери среди чеченцев и ингушей дополнительно возросли из-за двух обстоятельств: во-первых, трудностей военного времени, во-вторых, того, что основная масса чеченцев и ингушей на родине занималась сельским хозяйством, удельный вес квалифицированных специалистов, которые могли бы быть востребованы в местах ссылки, был невелик (по данных на март 1949 года , 63,5 % взрослых чеченцев и ингушей спецпоселенцев были неграмотны, против 11,1 % у немцев) . Если переселенцы не находили себе работу в аграрном секторе, шансы их на выживание в ссылке оказывались небольшими.

Данные о рождаемости и смертности среди чечено-ингушского контингента отсутствуют, однако известны показатели в целом по депортированным народам Северного Кавказа (чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы). Всего с момента вселения и до 1 октября 1948 года в ссылке родилось 28 120, а умерло 146 892. По отдельным годам показатели рождаемости и смертности выглядели следующим образом:

Год Родилось Умерло Прирост (убыль)
1945 2230 44 652 −42 422
1946 4971 15 634 −10 663
1947 7204 10 849 −3645
1948 10 348 15 182 −4834
1949 13 831 10 252 +3579
1950 14 973 8334 +6639

Учитывая, что на момент прибытия в ссылку чеченцы и ингуши составляли 81,6 % депортированного северокавказского контингента, общую смертность среди этих народов можно оценить примерно в 120 тыс. человек. С учётом «ординарной» смертности, потери от депортации (сверхсмертность), по-видимому, могут быть оценены приблизительно в 90-100 тыс. человек. Это составило около 20 % первоначальной численности депортированных.

C 1939 по 1959 год численность чеченцев в СССР возросла всего на 2,6 % (с 407 968 до 418 756 человек), численность ингушей - на 15,0 % (с 92 120 до 105 980 человек). Основным фактором столь низкого прироста стали тяжёлые потери в период ссылки. Однако во второй половине XX века благодаря традиционно высокой рождаемости чеченцы и ингуши смогли преодолеть последствия этой демографической катастрофы. С 1959 по 1989 годы численность чеченцев возросла в 2,3 раза, ингушей - в 2,2 раза.

Регион чеченцы ингуши всего
Казахская ССР 244 674 80 844 325 518
Карагандинская область 38 699 5226 43 925
Акмолинская область 16 511 21 550 38 061
Кустанайская область 15 273 17 048 32 321
Павлодарская область 11 631 12 281 23 912
Восточно-Казахстанская область 23 060 3 23 063
Алма-Атинская область 21138 1822 22 960
Талды-Курганская область 21 043 465 21 508
Джамбулская область 20 035 847 20 882
Кокчетавская область 5779 14902 20 681
Семипалатинская область 19495 58 19 553
Северо-Казахстанская область 12 030 5221 17251
Южно-Казахстанская область 14 782 1187 15969
Кзыл-Ординская область 13 557 74 13631
Актюбинская область 10 394 - 10394
Гурьевская область 1244 159 1403
Западно-Казахстанская область 3 1 4
Киргизская ССР 71 238 2334 73572
Фрунзенская область 31 713 1974 33687
Ошская область 21 919 294 22 213
Джалал-Абадская область 13 730 39 13 769
Таласская область 3874 13 3887
Тянь-Шаньская область 1 1 2
Узбекская ССР и Таджикская ССР 249 182 431
РСФСР 535 142 677
ИТЛ и спецстройки МВД СССР 19 15 34

См. также

  • Чечено-горская национал-социалистическая подпольная организация
  • Национал-социалистическая партия северокавказских братьев

Примечания

  1. Веремеев Ю. . Чечня 1941-44 годы. (рус.) .
  2. Тимофей Борисов Деньги за вождя народов. Чечня требует увеличить компенсации за сталинскую депортацию Российская газета Федеральный выпуск № 4289 от 8 февраля 2007
  3. Наказанный народ. Как депортировали чеченцев и ингушей (рус.) , РИА Новости (22/02/2008).
  4. Николай Бугай . Депортация народов (рус.) , Научно-просветительский журнал «Скепсис» .
  5. Павел Полян . Принудительные миграции в годы второй мировой войны и после её окончания (1939–1953) (рус.) , memo.ru .
  6. Документы из архива Иосифа Сталина (рус.) , Независимая газета (29 февраля 2000).
  7. Операция «Чечевица»: 65 лет депортации вайнахов
  8. Из докладной записки начальника конвойных войск НКВД СССР генерал-майора Бочкова тов. Берии Л. П.
  9. Рассекреченные архивы И. Сталина
  10. Бугай Н. Ф. Правда о депортации чеченского и ингушского народов // Вопросы истории. 1990. № 7. С. 32-44.)
  11. Земсков В. Н. Спецпоселенцы в СССР. 1930-1960 гг. М.: Наука, 2005, с. 178.
  12. Земсков В. Н. Спецпоселенцы в СССР. 1930-1960 гг. М.: Наука, 2005, с. 193-195.
  13. Земсков В. Н. Спецпоселенцы в СССР. 1930-1960 гг. М.: Наука, 2005, с. 119, 164.
  14. Земсков В. Н. Спецпоселенцы в СССР. 1930-1960 гг. М.: Наука, 2005, с. 210-224.

Литература

  • И. Е. Дунюшкин. Идеологический и военный аспект борьбы с вайнахским национал-клерикальным сепаратизмом на Северном Кавказе в 1941 году. Доклад на научной конференции 9 декабря 2001 года.
  • Сборник докладов "Мир и война: 1941 год". Издательство гуманитарного университета. Екатеринбург. 2001г.
  • С. Г. Волконский. Записки. Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство.1991г.