Прописка военнослужащих. Возможна ли прописка при воинской части? Сохраняется ли прописка в воинской части после увольнения военнослужащего

В настоящее время Вооружённые Силы Российской Федерации находятся в очень сложной ситуации: с одной стороны происходит реформирование армии, её профессионализация, сокращение, или как любят сегодня выражаться чиновники – оптимизация численности, с другой – перевооружение, увеличение финансирования, другие мероприятия, которые имеют и будут иметь важнейшее значение для настоящего и будущего нашей страны. (Положительное или отрицательное – сегодня однозначно сказать нельзя, покажет только время), но за всем этим стоят судьбы миллионов людей: военнослужащих, лиц гражданского персонала воинских частей, военных пенсионеров и членов их семей, иных связанных с армией людей.

Социальная защита военнослужащих и членов их семей представляет собой одну из основных составляющих правового статуса военнослужащих, обеспечение реализации которого является важнейшей функцией государства. К сожалению, на деле указанное положение, которое должно определять и обуславливать деятельность уполномоченных органов, нередко не только не соблюдается, но, зачастую, просто попирается отдельными должностными лицами, что только усугубляет и без того сложную ситуацию в области социальной защиты военнослужащих.

Как показывает практика, именно нарушение прав и свобод военнослужащих является наиболее частой причиной возникновения конфликтов между военнослужащими и командованием воинских частей. Хотя, с другой стороны, все большее распространение среди военнослужащих получает и такое явление как «экстремизм права» – злоупотребление предоставленными им правами в ущерб государству в целях получения какой-либо выгоды, что зачастую проявляется в жилищном и денежном обеспечении.

Регистрация военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу воинской части является на сегодняшний день одной из важнейших составляющих системы социальных гарантий военнослужащих, направленной на создание необходимых условий для реализации предоставленных им прав и свобод, как лицам, не обеспеченным государством жилыми помещениями в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

С начала 90-х, когда институт пресловутой прописки канул в лету, в жизни всех россиян появилась регистрация (2 вида):

– по месту жительства (постоянная)

– по месту пребывания (временная)

К сожалению, до сих пор наша страна и весь её чиновничий аппарат не забыли значения прописки для граждан и полностью перенесли его на регистрацию. Ни наличие соответствующих положений Закона РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», предусматривающих уведомительный порядок регистрации и отсутствие зависимости реализации гражданами прав и свобод от наличия у них постоянной регистрации, ни неоднократные судебные акты высших инстанций о разъяснении сущности регистрации до сих пор не могут пробить брешь в укоренившемся в чиновничьем сознании неправильном понимании. Поэтому на сегодняшний день регистрация для нашего гражданина – это больше, чем просто уведомление государства о месте своего жительства или пребывания, зачастую – это пропуск в ряды своих, местных, которые и социально защищены и обеспечены в отличие от лиц, не имеющих регистрации. Исключение не составляют и военнослужащие.

Не вдаваясь в подробности и общий порядок регистрации граждан, необходимо отметить, что любая регистрация осуществляется по конкретному адресу жилого помещения.

Тяжёлые 90-е годы 20 века не обошли стороной и Вооружённые Силы, обеспечение военнослужащих положенными видами довольствия полностью практически не осуществлялось, либо происходило с большими задержками, особенно это отразилось на жилищном обеспечении. Проблемы тех лет мы пытаемся решать и поныне – до сих пор более 130 тыс. семей военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, ждут положенные им квартиры.

В связи с имеющимися проблемами в жилищном обеспечении военнослужащих и необходимостью предоставления им возможности реализовывать права и свободы, законодателем в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» была введена норма, предоставляющая военнослужащим и членам их семей право на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части. Данная регистрация практически ничем не отличается от обычной постоянной регистрации, за исключением ряда условий её предоставления и формального срока действия – до получения военнослужащими служебного жилого помещения или жилья для постоянного проживания.

Одной из важнейших проблем в части реализации военнослужащими права на регистрацию является то, что ни один правовой акт не определяет порядок регистрации военнослужащего по месту жительства по адресу воинской части с момента подачи им рапорта до получения паспорта с проставленным в нём соответствующим штампом. А подводные камни могут встретиться на любом этапе этого пути.

Ввиду того, что форма рапорта, который должен подать военнослужащий, выражая тем самым просьбу о его регистрации по месту жительства по адресу воинской части, является произвольной (то есть пишут, кто во что горазд), значительная часть из указанных рапортов командирами воинских частей может не исполняться по формальным признакам.

Анализ указанных рапортов показывает, что большая часть военнослужащих обращается к командиру воинской части с просьбой «зарегистрировать по месту жительства по адресу воинской части», при этом практически ни у кого не возникает даже тени сомнения в правильности выбранной формулировки. Вместе с тем командир воинской части не является органом регистрационного учёта и в его компетенцию не входит осуществление регистрации военнослужащих по месту жительства по адресу воинской части.

В целях избегания неточностей в формулировках, которые могут привести к отказу в удовлетворении требований военнослужащего, в соответствующем рапорте необходимо излагать конкретную, чётко выраженную просьбу, выполнение которой входило бы в полномочия командира воинской части.

Командиру войсковой части 12345

полковнику А.А. Петрову

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» прошу Вашего решения об оформлении необходимых документов для регистрации меня, майора Иванова Т.В., начальника вещевой службы, по месту жительства по адресу войсковой части 12345 (г. Санкт-Петербург, ул. Садовническая, д. 24) и направлении их в орган регистрационного учёта.

Жилым помещением в месте прохождения военной службы (г. Санкт-Петербург) не обеспечен.

Начальник вещевой службы войсковой части 12345

дата


Необходимо отметить, что законодатель, создавая институт регистрации по месту жительства по адресу воинской части, опираясь на уже существовавший институт регистрации по месту жительства, его нормативно-правовую базу, а также на практику её правоприменения, не осуществил важнейшее в данном случае мероприятие – согласование и приведение в соответствии с федеральным законодательством (в частности с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих») ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих основания и порядок регистрации граждан по месту пребывания и жительства, отсутствие которого породило длительную и никому не нужную историю борьбы военнослужащих за реализацию их права и права членов их семей на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части.

При этом если вышеуказанная проблема в настоящее время в своём большинстве сошла на нет, чему значительно способствовала как обширная судебная практика, так и результативное взаимодействие между федеральными и региональными органами власти, то проблемы регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу воинской части технико-юридического характера остаются актуальными и по сей день.

Одним из документов, предоставляемых при регистрации по месту жительства по адресу воинской части является заявление о регистрации по месту жительства. При этом нормативные правовые акты, регламентирующие основания и порядок регистрации граждан по месту пребывания и жительства, не содержат каких-либо особенностей оформления необходимых документов при осуществлении указанной регистрации. Так, в приложении № 6 (заявление о регистрации по месту жительства) к Инструкции предусмотрены следующие графы: «Ф.И.О. лица, предоставившего жилое помещение», «на основании» и «подпись лица, предоставившего жилое помещение». Однако в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих – граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Иными словами, указанная регистрация военнослужащих и членов их семей должна осуществляться без предоставления жилых помещений.

Данный вывод подтверждает и п. 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, в соответствии с которым военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учёта по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.

Необходимо выделить как специфический характер, так и особые основания получения регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам воинских частей, закреплённые в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» и обусловленные правовым статусом военнослужащих. К сожалению, ни указанные нормативные правовые акты, ни правоприменительная практика не пошли по пути совершенствования законодательства путём разрешения коллизионной ситуации.

Так, исходя из вышеизложенного, можно констатировать тот факт, что при регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам воинских частей, отсутствуют как фактические, так и правовые основания для заполнения граф «Ф.И.О. лица, предоставившего жилое помещение», «на основании» и «подпись лица, предоставившего жилое помещение», что, в противном случае, приводит к предоставлению уполномоченным должностным лицом воинской части (вплоть до настоящего времени данным должностным лицом, как правило, являлся командир воинской части) сведений, не соответствующих действительности.

В то же время необходимо принять во внимание и позицию Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, выраженную в Определении от 30 октября 2003 года № КАС 03-489 «из анализа содержания форм, утверждённых приказом МВД России 1995 года № 393 (в том числе Форма № 6. Заявление о регистрации по месту жительства) следует, что оспариваемая подпись (подпись лица, предоставившего жилое помещении, заверенная должностным лицом) требуется лишь в тех случаях, когда регистрация производится в жилом помещении, предоставленном регистрируемому другим лицом (собственником, нанимателем, арендатором и т.п.)».

Таким образом, при указанных обстоятельствах, вставая на сторону военнослужащих и членов их семей в реализации их права на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части, нельзя оставлять без внимания и позицию командиров воинских частей, которые, оставаясь заложниками существующей ситуации, тем не менее, вынуждены идти на нарушение важнейших принципов права – законности и достоверности предоставляемых сведений.

В целях разрешения создавшейся ситуации был сделан запрос в Федеральную миграционную службу России о разъяснении порядка реализации положений Инструкции применительно к регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам воинских частей по вышеуказанным основаниям.

В ответе на указанный запрос (исх. № МС-1/10-6680 от 18 апреля 2007 года) заместитель директора Федеральной миграционной службы указал:

«Общие принципы регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации определены статьей 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

В соответствии с данной статьёй постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Абзацем 2 пункта 23 указанных Правил установлено, что регистрация военнослужащих по месту их жительства осуществляется на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву).

В соответствии с абзацем 3 пункта 23 Правил военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учёта по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что формы заявлений, свидетельств и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов, устанавливаются МВД России.

Из анализа содержания форм, прилагаемых к Инструкции, следует, что указание Ф.И.О. лица, предоставившего жилое помещение, и его подпись, требуются лишь в тех случаях, когда регистрация производится в жилое помещение, предоставленное другим лицом (собственником, нанимателем, арендатором и т.п.).

Таким образом, в приложении № 6 утверждена общая форма заявления, применяемая с учётом особенностей оснований, по которым лицо вселено в жилое помещение».

Как видно из вышеприведённых положений, данное разъяснение не содержало как чёткой позиции уполномоченного органа в моделируемой ситуации, так и объективного ответа на поставленные вопросы, что не позволило однозначно разрешить создавшуюся ситуацию.

В ответе на повторный запрос (исх. № МС-2/10-11883 от 26 июня 2007 года) начальник управления паспортной работы и регистрационного учёта населения Федеральной миграционной службы России указал:

«В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих – граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Статьёй 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявления по установленной форме, документа, удостоверяющего личность гражданина, а также документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ).

Форма заявления о регистрации по месту жительства (форма № 6) установлена приказом МВД России от 23 октября 1995 года № 393, внесение каких-либо произвольных изменений и дополнений в данную форму не предусмотрено.

Исходя из общих начал и смысла регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и требований добросовестности и разумности, полагаем возможным при регистрации военнослужащих и членов их семей по адресу воинской части в графе «на основании» указывать п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», графу «жилое помещение предоставлено» не заполнять, в графе «подпись лица, предоставившего жилое помещение» проставить подпись лица, ответственного за регистрацию, и печать, а слова «предоставившего жилое помещение» зачеркнуть».

Форма № 6


Таким образом, уполномоченным должностным лицом Федеральной миграционной службы России были даны конкретные и исчерпывающие разъяснения о порядке оформления и заполнения заявления о регистрации по месту жительства в случае указанной регистрации военнослужащих и членов их семей по адресу воинской части. Данные положения разрешают ряд имевшихся юридико-технических проблем в части предоставления командирами воинских частей недостоверных сведений в процессе оформления заявления о регистрации по месту жительства, что в целом будет только способствовать реализации соответствующего права военнослужащих и членов их семей.

ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ПО АДРЕСАМ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ - РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ УВЕДОМИТЕЛЬНЫЙ?

Р. А. Трощенко, преподаватель филиала ВУНЦ ВВС "ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина"

В соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 15 Федерального зако­на «О статусе военнослужащих» (далее - Закон) военно­служащие - граждане Российской Федерации, проходя­щие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы указанных военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и ины­ми нормативными правовыми актами Российской Фе­дерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Ука­занным военнослужащим и членам их семей до получе­ния жилых помещений предоставляются служебные жи­лые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития".

Следует отметить весьма неудачную, по мнению автора настоящей статьи, в целом редакцию приведен­ных норм Закона.

Во-первых, по-прежнему не до конца ясно, какие виды помещений перечислены в последнем предложе­нии абз. 1 п. 3 ст. 15 Закона. Возможны следующие варианты грамматического толкования:

Вариант 1. Перечислены четыре вида помещений:

- служебные жилые помещения;

- жилые помещения, пригодные для временного проживания;

- общежития.

Вариант 2.

- служебные жилые помещения, пригодные для вре­менного проживания;

- жилые помещения маневренного фонда;

- общежития.

Вариант 3. Перечислены три вида помещений:

- служебные жилые помещения;

- жилые помещения маневренного фонда, пригод­ные для временного проживания;

- общежития.

Что касается «пригодных для временного прожи­вания» жилых помещений маневренного фонда, то отметим, что было бы явно избыточным дополнитель­но указывать в Законе на «временный характер» про­живания в таких помещениях, поскольку собственно об иных жилых помещениях маневренного фонда, кро­ме как предназначенных для временного проживания, ст. 95 ЖК РФ не упоминает. Поэтому, представляет­ся, что приведенный выше вариант 3 наименее вероя­тен.

Не следовало бы дополнительно указывать на жи­лые помещения маневренного фонда наряду с жилы­ми помещениями, пригодными для временного про­живания, поскольку вторые включают в себя первые. Соответственно вариант 1 также маловероятен.

Остается вариант 2, который представляется авто­ру настоящей статьи наиболее верным. Соответствен­но в Законе, как и прежде, до внесения в него измене­ний Федеральным законом от 1 декабря 2008 г. № 225- ФЗ, предусмотрена такая категория помещений, как служебные жилые помещения, пригодные для времен­ного проживания, неизвестная жилищному законода­тельству.

Как ранее отмечал А.В. Кудашкин, можно только догадываться, что имел в виду законодатель, когда вводил в оборот новое понятие: переоборудованные казарменные жилые помещения, приспособленные для временного проживания военнослужащих с семьями, каюты на кораблях и судах или что-то другое.

Во-вторых, как видим, законодатель как бы разде­ляет жилые помещения на две группы. Первая - это некие жилые помещения, предоставляемые по нормам, а вторая - служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения мане­вренного фонда или общежития. При этом, как бук­вально следует из текста Закона, регистрация по адре­сам воинских частей допускается до получения жилых помещений именно «первой» группы. С учетом того, что этим помещениям «противопоставляются» служеб­ные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития, принимая во внимание вышеизложен­ное, с большой долей вероятности можно полагать, что под «помещениями, предоставляемыми по нор­мам», подразумеваются помещения, предоставляемые по договору социального найма, или служебные жи­лые помещения. Таким образом, можно предположить, что пока военнослужащие не обеспечены именно эти­ми жилыми помещениями, причем по нормам, они вправе регистрироваться по адресам воинских частей. Соответственно обеспеченность любыми жилыми по­мещениями ниже норм или обеспеченность иными, кроме служебных, специализированными жилыми по­мещениями даже по нормам дает право на регистра­цию по адресу воинской части... При этом, представ­ляется неважным, о каких собственно нормах площа­ди идет речь - учетных или нормах предоставления. Важно другое - при такой трактовке норм Закона до­пускается регистрация по адресу воинской части при фактическом проживании в реальном жилом помеще­нии.

К возможности аналогичного вывода, исходя из грамматического толкования п. 3 ст. 15 Закона, при­ходят и другие авторы.

Однако представляется очевидным, что регистрация по адресу воинской части, является своего рода вы­нужденной мерой и может быть оправдана только в случае отсутствия у военнослужащего по месту служ­бы реального жилого помещения, в котором он про­живает или вправе проживать по основаниям, предус­мотренным законодательством Российской Федера­ции. Как отмечают Е.А. Глухов и И.А. Епихин, предо­ставленная Законом военнослужащему возможность зарегистрироваться по адресу воинской части была введена в целях обеспечения условий для реализации его прав и свобод в условиях отсутствия у него жило­го помещения. При наличии у него любого жилого помещения для проживания (в том числе ниже уста­новленных норм, служебного, общежития и т. д.) во­еннослужащий обязан зарегистрироваться в нем в со­ответствии с общим порядком, установленным Зако­ном Российской Федерации «О праве граждан Россий­ской Федерации на свободу передвижения, выбор ме­ста жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон о регистрации). И с этими выводами нельзя не согласиться.

Действительно, в соответствии со ст. 2 Закона о ре­гистрации местом жительства считаются: жилой дом, квартира, служебное жилое помещение , специализи­рованные дома (общежитие , гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором граж­данин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предус­мотренных законодательством Российской Федера­ции. Соответственно проживание военнослужащего в любом из указанных помещений должно исключать его регистрацию по адресу воинской части. Однако в настоящее время достаточно широко распространена, например, регистрация по адресам воинских частей военнослужащих, проживающих в общежитиях, пре­доставленных им в установленном порядке по месту службы.

В-третьих, буквально толкуя абз. 1 п. 3 ст. 15 Зако­на, можно предположить, что служебные жилые по­мещения, пригодные для временного проживания, жидые помещения маневренного фонда или общежи­тия, предоставляемые до получения военнослужащи­ми жилых помещений по нормам, соответственно мо­гут предоставляться не по нормам. Однако действую­щим законодательством в отношении общежитий и жилых помещений маневренного фонда установлены нормы предоставления - не менее 6 квадратных мет­ров жилой площади на человека согласно ст.ст. 105, 106 ЖК РФ. Инструкцией о предоставлении военно­служащим - гражданам Российской Федерации, про­ходящим военную службу по контракту в Вооружен­ных Силах Российской Федерации служебных жилых помещений (далее - Инструкция), утвержденной при­казом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280, установлены и нормы пре­доставления служебных жилых помещений: не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору соци­ального найма, установленных ст. 15.1 Закона. Таким образом, не по нормам могут предоставляться только служебные жилые помещения, пригодные для времен­ного проживания.

Однако перейдем к рассмотрению основного вопро­са настоящей публикации.

Судебная практика указывает на то, что регистра­ция граждан по месту жительства и (или) пребывания носит уведомительный характер. Каких-либо разре­шений должностных лиц на регистрацию граждан не требуется. Так ли все однозначно при решении вопро­сов регистрации по адресам воинских частей? Попро­буем разобраться.

В соответствии со ст. 6 Закона о регистрации для постановки на регистрационный учет по месту житель­ства гражданин обязан предъявить должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявление ус­тановленной формы. К заявлению прилагаются:

- паспорт или иной заменяющий его документ, удо­стоверяющий личность гражданина;

- документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, за­явление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

Аналогичные нормы приведены в п. 16 Правил ре­гистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, и в п. 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государствен­ной услуги по регистрационному учету граждан Рос­сийской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, ут­вержденного приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 20 сентября 2007 г. N9 208.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 декабря 1998 г. № 4-П, указанные документы являются подтверждени­ем добросовестного использования гражданином сво­их прав и добросовестного исполнения им обязанно­стей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении , и подтверждают субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства. При этом, пред­ставление гражданином соответствующих докумен­тов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом свое­го жительства.

Как видим, документом, «благодаря» которому ре­гистрация приобретает собственно уведомительный характер, является документ, являющийся основани­ем для вселения в конкретное жилое помещение. Если юридическое основание для вселения уже есть, то было бы абсурдным полагать, что требуется какое-либо раз­решение на регистрацию, которая является неотъем­лемой «административной составляющей» процедуры вселения.

Таким образом, когда мы говорим о том, что реги­страция носит уведомительный характер, мы имеем в виду ее уведомительный характер со стороны вселяе­мого по отношению к должностному лицу, ответст­венному за регистрацию, и органу регистрационного учета, поскольку разрешение на вселение уже получе­но и указанные органы и должностные лица не вправе это разрешение изменить.

В свою очередь, само вселение, например, гражда­нина в помещение, собственником которого он не яв­ляется, носит, разумеется, разрешительный характер со стороны лица, предоставляющего это помещение (вселяющего). Однако разрешение на вселение подра­зумевает одновременно и разрешение на регистрацию вселяемого.

Как видно из содержания ст.ст. 2, 6 Закона о регис­трации, регистрация по месту жительства - это всегда регистрация по адресу конкретного жилого помеще­ния. Регистрация по адресу воинской части в этом смысле представляет собой некую фикцию. Несмотря на то что в последнее время при регистрации военно­служащих по адресам воинских частей в их паспорта стали проставляться отметки с указанием почтовых адресов неких строений, находящихся на территориях воинских частей, сути это не меняет - подтверждени­ем проживания в конкретных жилых помещениях та­кие отметки в действительности не являются.

Отметим и то обстоятельство, что действующее за­конодательство не содержит каких-либо особенностей или изъятий в отношении перечня документов, предо­ставляемых гражданами для их регистрации по адре­сам воинских частей. Соответственно возникает во­прос: какой из документов, перечисленных в ст. 6 За­кона о регистрации в качестве основания для «вселе­ния в жилое помещение», должен представить воен­нослужащий должностному лицу, ответственному за регистрацию, для регистрации по адресу воинской части? Четкого ответа на него нет. Как нет ответов и на другие вопросы: от кого, в каком порядке должен быть получен такой документ и какова его форма?

Указанные обстоятельства свидетельствуют о суще­ственной, по мнению автора настоящей статьи, недо­работке законодателя в регулировании процедуры регистрации военнослужащих по адресам воинских частей. Представляется, что поскольку Законом, в от­личие от Закона о регистрации, предусмотрена воз­можность регистрации граждан не по адресу конкрет­ного жилого помещения, постольку должны быть при­няты соответствующие подзаконные акты, учитыва­ющие специфику именно такой регистрации. Полагаю, что в данном случае в качестве документа, являюще­гося «основанием для вселения в жилое помещение», а в действительности - разрешением на регистрацию по адресу воинской части, должно выступать соответ­ствующее разрешение командира (начальника), в"ком­петенцию которого входит разрешение на вселение в жилое помещение, если бы такое помещение имелось на территории части.

На практике подобного рода разрешения находят отражение в виде соответствующих положительных резолюций командиров на рапортах военнослужащих, содержащих их просьбу о регистрации. Такой рапорт, по сути, и рассматривается органами регистрацион­ного учета как предусмотренный ст. 6 Закона о регис­трации документ, являющийся основанием для «все­ления военнослужащего в жилое помещение». Тем не менее, такой подход не соответствует букве закона.

Следующая особенность, как было отмечено выше, заключается в том, что в соответствии с Законом воен­нослужащие и члены их семей регистрируются по адре­сам воинских частей до получения жилых помещений. Означает ли это, что условием «выдачи разрешения» на регистрацию военнослужащему по адресу воинской части является факт его нуждаемости в жилом помеще­нии и соответственно регистрация может быть произ­ведена только после установки такого факта?

В определении Верховного Суда Российской Феде­рации от 28 декабря 2004 г. № 1н-168/04 отмечено, что регистрация военнослужащих и членов их семей по месту дислокации воинских частей производится до получения ими жилых помещений, т. е. учитывается их нуждаемость в предоставлении жилых помещений. Однако представляется, что указанную нуждаемость как минимум не следует отождествлять с нуждаемос­тью в жилых помещениях по основаниям, предусмот­ренным ст. 51 ЖКРФ , поскольку ни одно из основа­ний указанной статьи не подтверждает отсутствие у военнослужащего по месту службы жилых помещений, в которых он вправе проживать. Соответственно эти основания сами по себе не дают ему права на регист­рацию по адресу воинской части.

Таким образом, применительно к процедуре регис­трации под нуждаемостью военнослужащего в предо­ставлении жилых помещений следует, очевидно, по­нимать именно отсутствие у него какого бы то ни было жилья по месту службы.

Как отмечает Д.Е. Зайков, право военнослужащего на регистрацию по адресу воинской части обусловле­но наличием у него права на обеспечение служебным жилым помещением"". Соглашаясь в общем с данной позициеи, следует отметить, что, по мнению автора настоящей статьи, более корректным в данном случае было бы все же не ограничиваться только служебны­ми жилыми помещениями, а говорить о праве на обес­печение любыми специализированными помещения­ми по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 99 ЖК РФ. Указанные основания подразумевают отсутствие у военнослужащего в населенном пункте, в котором расположена воинская часть, каких бы то ни было жилых помещений в собственности, пользовании либо владении, а с учетом положений абз. 2 п. 1 ст. 15 Зако­на еще и такое дополнительное условие, как отсутст­вие у него служебных жилых помещений в близлежа­щих населенных пунктах.

Таким образом, представляется, что по смыслу Зако­на выражение «до получения жилых помещений» озна­чает «до момента отсутствия у военнослужащих и чле­нов их семей жилых помещений (отсутствия права по­стоянного или преимущественного проживания в жилых помещениях), в которых действующим законодательст­вом предусмотрена регистрация», причем как в букваль­ном смысле полученных, так и приобретенных.

И все же, по мнению автора настоящей статьи, было бы ошибочным считать в качестве условия регистра­ции военнослужащих и членов их семей по адресам воинских частей необходимость предварительной по­становки их в установленном порядке на учет для по­лучения специализированных жилых помещениях и вообще на какой бы то ни было «жилищный» учет, поскольку административная обязанность, которой является регистрация, не должна ставиться в зависи­мость от желания военнослужащего быть признанным нуждающимся в том или ином виде жилых помеще­ний. Тем более что в настоящее время такой учет про­изводится не жилищными комиссиями воинских час­тей по месту службы заявителя, а согласно Инструк­ции -уполномоченным органом. Соответствующие документы подаются военнослужащим непосредствен­но в этот орган. Причем интересно будет отметить то обстоятельство, что Инструкцией не предусмотрено какого-либо уведомления этим органом в установлен­ной форме о постановке (либо отказе в постановке) на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях ни самих заявителей, ни их командиров (начальников), которое подтверждало бы факт необеспеченности за­явителя по месту службы жильем.

Отметим, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина ка­ких-либо прав и обязанностей, в том числе и на жилое помещение", в котором произведена регистрация (тем более в случае регистрации по адресу воинской части, когда никакого предоставляемого жилого помещения и нет). Кроме того, Закон не связывает получение во­еннослужащими и членами их семей жилых помеще­ний с необходимостью постановки их на регистраци­онный учет по месту прохождения военной службы. Соответственно и регистрация по адресам воинских частей не должна связываться с необходимостью пред­варительной постановки военнослужащих на учет нуж­дающихся в специализированных жилых помещени­ях. Но в то же время основания, по которым принима­ется решение о постановке на такой учет, как мы ви­дим, практически полностью совпадают с основания­ми, по которым должна разрешаться регистрация.

Установившаяся негативная практика, когда реги­страция по адресам воинских частей воспринимается военнослужащими как инструмент для последующего жилищного обеспечения , а командиры (начальники), в свою очередь, рассматривают даваемое ими разре­шение на регистрацию чуть ли не как взятие на себя обязательств по такому обеспечению, может и долж­на быть искоренена. Для этого, по мнению автора на­стоящей статьи, необходимо в ходе соответствующе­го правоприменения и правотворчества четко «пока­зать» военнослужащим бессмысленность регистрации как якобы условия для последующего предоставления жилых помещений."

Еще раз отметим - регистрация как юридическая процедура лежит в плоскости административных пра­воотношений, а не жилищных, и само по себе ее нали­чие, в том числе по адресу воинской части, не дает право зарегистрированному на получение от государ­ства жилых помещений. Для такого получения необ­ходим не факт регистрации по адресу воинской части, а факт нуждаемости в соответствующем виде жилья, устанавливаемый через определенный нормативно- правовой порядок, относящийся к жилищному зако­нодательству, который, как представляется, не должен «пересекаться» с порядком выдачи разрешения на ре­гистрацию по адресу воинской части.

Итак, для получения такого разрешения военнослу­жащий должен к заявлению, содержащему просьбу об этом разрешении, приложить документы, подтверж­дающие необеспеченность жилыми помещениями по месту службы (отсутствие права на жилые помещения).

Такими документами в общем виде можно считать те, которые предусмотрены п. 2 Инструкции. Однако в данном случае при представлении указанных докумен­тов воля гражданина будет направлена не на решение вопроса обеспечения его жильем по месту службы (ко­торое в силу тех или иных причин он получать, напри­мер, не желает), а исключительно на выполнение своей административной обязанности по регистрации, кото­рую он вправе произвести по адресу воинской части.

В результате рассмотрения заявления должно быть принято решение о разрешении в регистрации по ад­ресу воинской части (отказе в разрешении), получив которое, военнослужащий передает его вместе с пас­портом и заявлением установленной, формы должно­стному лицу, ответственному за регистрацию.

Таким образом, подводя итоги настоящей публи­кации, следует прийти к следующим выводам:

1. Нормы абз. 1 п. 3 и п. 1 ст. 15 Закона целесооб­разно изложить в новой редакции, исключающей их двоякое толкование.

2. Регистрация военнослужащих и членов их семей по адресам воинских частей носит разрешительный харак­тер, однако основанием для отказа в таком разрешении может быть только обеспеченность заявителей по месту службы жилым помещением, в котором действующим законодательством предусмотрена регистрация.

3. Порядок выдачи военнослужащим и членам их семей разрешения на регистрацию по адресам воин­ских частей должен носить характер самостоятельной четко прописанной юридической процедуры и не рас­сматриваться в «контексте» решения их жилищных проблем. Отсутствие со стороны указанных граждан заявлений о постановке на учет для получения служеб­ных жилых помещений либо отсутствие решения по существу их просьб о постановке на такой учет не должны являться препятствием для рассмотрения их заявлений о разрешении на регистрацию по адресам воинских частей.

Необходимо принятие нормативного правового акта, регулирующего порядок выдачи военнослужа­щим и членам их семей разрешения на регистрацию по адресам воинских частей, а также дополнение дей­ствующего законодательства в части, касающейся пе­речня документов, предъявляемых военнослужащими и членами их семей должностным лицам, ответствен­ным за регистрацию, соответствующим разрешением установленной, формы на регистрацию по адресу во­инской части.

Отечественным законодательством зафиксировано, что каждый гражданин страны, а также иностранец, временно проживающий в государстве, должен быть поставлен на квартирный учет, при этом за каждым лицом сохраняется право самостоятельного выбора места прописки.

С военными ситуация обстоит несколько иначе, поскольку воинская служба связана с ограничением права армейца свободно перемещаться в пределах государства. В некоторых случаях такие лишения распространяются и на членов их семей.

Знание вопросов о правилах регистрации военнослужащего по месту службы и других адресах позволит избежать судебных споров и нарушений норм закона с обеих сторон.

Введение в тему

Не так давно в законодательстве по теме миграции произошли существенные изменения. Принятыми поправками было предусмотрено 2 вида квартирных учетов:

  • постоянный;
  • временный.

Такое разделение введено для того, чтобы лишить трудностей с пропиской тех лиц, которые подолгу находятся в командировках в других регионах или направляются для прохождения воинской службы. С другой стороны, снятие военного с учета позволяет членам его семьи экономить на оплате коммунальных услуг и других жилищных отчислений.

В гл.4 Постановления Правительства от 1995 года №713 зафиксированы правила временной регистрации некоторых граждан по месту их временного пребывания. К таковым относятся военнослужащие.

Этим же документом установлено, что при направлении офицера для прохождения службы в другой регион (при длительности командировки свыше 90 суток) он и его близкие подлежат регистрационному учету граждан:

  • по частному адресу в районе несения службы (если была выделена служебная недвижимость или семья арендовала жилище самостоятельно);
  • по адресу расположения воинской части (когда места для проживания предоставлено не было).

Законодательная база

При определении правил постановки на квартирный учет предстоит руководствоваться только общефедеральными законопроектами, поскольку муниципальные органы власти не вправе вносить изменения в миграционную политику на местах.

Так, во внимание нужно принимать:

  • ведомственные нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок несения службы в воинских формированиях России;
  • общие НПА, содержащие требования к миграционному учету.

Таблица №1 «Правовое регулирование вопроса»

Важно! Согласно актуальным изменениям законодательства, после снятия с квартирного учета у гражданина есть всего 7 календарных дней, чтобы заново прописаться без применения к нему штрафных санкций.

Что дает прописка военнослужащему

На данный момент существует много споров по поводу обязанности менять адрес своей прописки при поступлении на службу. Так, прописка армейца при воинской части обязательна, если гражданин был призван срочником в армию. На период выполнения служебных обязанностей он ставится на квартирный учет по месту отбывания воинской повинности. После дембеля прописка аннулируется, и максимум в течение недели призывник должен обратиться в миграционную службу по месту своего жительства.

Что касается служащих по контракту, то они являются трудоустроенными лицами с ограниченным правом выбора места проживания. Федеральным законодательством не предусмотрено единой нормы, которая бы обязывала контрактников сниматься с регистрации в своем жилье и перепрописываться в служебное жилье.

Однако наличие прописки определяет ряд существенных привилегий, как для самого военного, так и для членов его семьи. К таковым относятся:

  • потенциальная возможность получения прав собственности на служебную квартиру, что возникает после выхода на пенсию, при получении инвалидности во время несения службы, а также в случае расформирования воинской части;
  • переход квартиры в собственность членов семьи военнообязанного, прописанных совместно с ним (возможно, если военный погиб при исполнении);
  • отсутствие преград для трудоустройства в регионе проживания;
  • возникновение права на оформление детей армейца в детские сады и школы;
  • право получения региональных льгот.

Порядок и требования к прописке при воинской части

Право прописаться при части возникает не сразу по прибытию для прохождения службы. Так, алгоритм действий будет выглядеть следующим образом:

  • военный подписывает контракт с воинским формированием о несении службы;
  • в установленный период времени гражданин прибывает в часть вместе со своей семьей (или самостоятельно), готовый к выполнению своих служебных обязанностей;
  • должностные лица, ответственные за регистрацию, в кратчайшие сроки обеспечивают семью служебным жильем;
  • если в течении 3-х месяцев такое жилище не было предоставлено, то армеец пишет рапорт на имя администрации воинского формирования с просьбой позволить в осуществлении личной регистрации и своей семьи при воинской части;
  • служащий получает согласие;
  • происходит выполнение процедуры постановки на квартирный учет.

Внимание! Таким образом, единственное условие, дающее право прописаться по адресу воинского формирования - это отказ предоставить служебное жилье на протяжении 90 суток с момента прибытия в часть.

Порядок регистрации военнослужащих оставляет право за командирами В/ч отказать в прописке на территории части. Это возможно, если:

  • контрактник получил служебное жилье и успешно им пользуется;
  • военный имеет в личном владении квартиру или дом в другом регионе, но намеренно выписывается из него, чтобы претендовать на еще одну недвижимость.

Что касается несовершеннолетних детей контрактника, то в отношении него в этом случае отказы недопустимы. Администрация части должна его прописать временно, пока не появится служебное жилье по месту несения службы.

Перечень документов


Для подачи на прописку предстоит представить такие бумаги:

  • собственноручное заявление военного (составляется в свободной форме);
  • гражданский паспорт военнослужащего (нужен оригинал и копии всех заполненных страниц);
  • паспорт супруги (также с копиями);
  • свидетельство о регистрации брачных отношений;
  • персональные документы детей (свидетельства о рождении или паспорта).

Оформление необходимых документов не требует нотариального подтверждения копий бумаг. Дополнительно могут быть затребованы и другие документы (например, выписка из ЕГРН касательно наличия в собственности других объектов недвижимости).

Что делать, если переводят из части

Смена места несения службы может происходить по-разному. Так, во внимание принимается, будет ли служащий выполнять свои обязанности на новом месте постоянно или преимущественно (то есть строго ограниченный промежуток времени, не превышающий 90 дней). При долгосрочном переводе возникает право на смену адреса квартирного учета.

Также нужно учитывать, станет ли военный служить в другом населенном пункте, или же перевод происходит в рамках одного района. Если перемещение оформляется в пределах региона, то смена адреса прописки не допускается. В противном случае право на перепрописку возникает через 90 суток после переезда.

Прописка в случае увольнения

Порядок и основания снятия с квартирного учета зависят от обстоятельств прекращения трудового контракта.

Таблица №2 «Возможные ситуации и способы их решения»

Условия расторжения договора Судьба прописки и служебной квартиры
Завершение срока действия контракта Если документ не продлевается, то готовится Приказ об увольнении, что аннулирует воинскую обязанность и право использования выделенного ранее места проживания. Так, военному с семьей предоставляется срок в 3 месяца для оставления служебной квартиры и снятия с квартирного учета
Пенсия Выход на пенсию оставляет право за пенсионером и его близкими не только пользоваться квадратными метрами, но и приватизировать их
Состояние здоровья Если военнослужащему была присвоена любая из групп инвалидности, то он также может претендовать на приватизацию жилья. В противном случае придется осуществить переезд
Принудительное прекращение правоотношений В эту категорию причин относятся все обстоятельства нарушения закона и дисциплинарных норм самим военным. После подписания Приказа об увольнении семье выделяется время для переезда

Прописка членов семьи

Постановлением Правительства №713 установлено, что допускается не только прописка самих армейцев, но и членов их семей по адресам воинских частей, при этом важно учитывать такие правила:

  • на родственников распространяются все правила регистрации, что и на самих военных;
  • допускается прописка только совместно проживающих членов семьи;
  • можно поставить на квартирный учет лишь супругов и детей.

Для несовершеннолетних процедура регистрации и снятия с учета выглядит несколько иначе, чем для взрослых. Это связано с тем, что лица, не достигшие 18-летнего возраста, подлежат дополнительной правовой защите со стороны государства. В частности, выписка с жилья ребенка будет доступна только после доказывания, что малышу есть куда прописаться.

Можно ли проживать военнослужащему без прописки

Законодателем строго ограничено, что не допускается нахождение в пределах Российской Федерации граждан, иностранных подданных и апатридов без постоянной или временной прописки. На военнообязанных это требование также распространяется, поэтому категорически запрещено находиться без отметки о квартирном учете свыше одной недели.

К лицам, допустившим нарушение, будут применяться меры административных взысканий.

Если у вас есть личный опыт смены места регистрации во время несения службы, то поделитесь им с другими в разделе «Комментарии».

При воинской части возможна, если у военнослужащего нет собственного жилья, и он проживает в выделенной служебной квартире.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Аналогичными правами обладают и члены семьи, которые проживают с ним на одной жилплощади, располагают одним бюджетом и ведут общее хозяйство.

Правом на регистрацию располагают близкие родственники военнослужащего:

  • родители;
  • дети;
  • супруг.

По решению суда членом семьи может быть признан любой гражданин, находящийся на иждивении военного.

Особенности регистрации

Регистрация осуществляется по , согласно жилищным правам военного – на служебное и постоянное жилье.

Процедура возлагается на:

  • командование воинской части;
  • должностных лиц паспортного стола.

Где возможно?

Прописка возможна в:

  • военных городках;
  • домах из жилищного фонда Министерства обороны;
  • закрытых административных территориях.

Возможна регистрация и на съемном жилье, в котором военный-служащий по контракту проживает вместе с семьей.

Прописка при воинской части

Регистрация военнослужащего и его семьи допустима с предоставлением жилого помещения или без такого. Прописка по адресу воинской части осуществляется при подписании рапорта командиром.

Наличие свободных жилых помещений при воинской части обеспечивает фактическое проживание военного и его семьи. Они получают регистрацию, согласно положенным учетным нормам жилплощади.

Спор может возникнуть в случае, когда командование части отказывается давать разрешение на прописку, например, внуков военного, его родителей, ссылаясь на то, что они не являются членами его семьи.

Необходимо обязать командование в/ч не чинить препятствий к регистрации родственников военного.

Закон

Порядок регистрации военного регулируется .

Нормативный акт указывает перечень близких родственников военного, которые имеют право на:

  • прописку вместе с ним;
  • получение дополнительной жилплощади.

Право на прописку в муниципальном жилье регулируется нормами ЖК РФ о договоре социального найма.

Порядок определения места жительства гражданина устанавливается .

Членов семьи

Какие дает гарантии?

Регистрация при воинской части предоставляет гарантии проживания в жилом помещении (если оно было предоставлено по договору социального найма):

  1. Военный и его семья вправе жить в квартире на весь срок прохождения службы.
  2. Они обязаны содержать жилое помещение в надлежащем состоянии, своевременно .

Прописка предоставляет существенный ряд социальных гарантий – определение детей военнослужащего в дошкольные образовательные учреждения, школы.

Регистрация также дает возможность получать квалифицированную медицинскую помощь: в ведомственных поликлиниках и других лечебных учреждениях.

Порядок оформления

Военнослужащий:

  • подает рапорт командиру воинской части о прописке;
  • осуществляет сбор необходимых .
  1. При согласии подписанный ответ на рапорт с другими документами передается в паспортный стол по месту расположения воинской части. Согласие не требуется, когда военный решил прописать на жилплощадь своих несовершеннолетних детей.
  2. Если на рапорт последовал отказ, то следует обращаться в суд о понуждении к даче согласия на прописку и, при необходимости, признания гражданина членом семьи.

Регистрация завершается проставлением печати в паспорт военнослужащего или члена его семьи.

Список документов

Для регистрации потребуется предоставить:

  • согласие собственника недвижимости – в жилищном департаменте Минобороны или военной части;
  • правоустанавливающие документы на недвижимость;
  • паспорта граждан (и копии).

Оплата регистрации не требуется. В заявлении по форме № 6 помимо адреса воинской части, должно быть указано предоставляемое жилое помещения.

Можно не заполнять графу «жилое помещение не предоставлено», если прописка осуществляется при фактическом отсутствии жилых помещений.

Документы для прописки в воинской части необходимо подавать лично. Представительство по доверенности при осуществлении административной процедуры не допускается.

Рапорт (образец)

Рапорт остается формой, по которой командир в/ч дает разрешение на регистрацию гражданина или отказывает в ней.

В документе указывается:

  • ФИО военнослужащего;
  • его звание;
  • состав семьи;
  • просьба о прописке.

Рапорт следует отличать от заявления в паспортный стол по форме № 6.

Часто задаваемые вопросы

Военнослужащих интересует возможность фактического обеспечения жилплощадью на время прохождения службы.

Актуальны также проблемы сроков прописки, получения регистрации в закрытых военных городках.

Несоблюдение контракта

Военнослужащий и его семья прописаны по месту прохождения службы.

После увольнения из-за несоблюдения положений по контракту командование в/ч требует от военного и его семьи добровольно выписаться и покинуть жилплощадь. Должны ли они делать это?

Командование не вправе заставить военнослужащего выписаться. Подобное решение может быть принято только гарнизонным или окружным военным судом.

Перевод в другой город

Нужно ли жене, желающей переехать к супругу, проходящему службу по контракту, выписываться из квартиры, чтобы получить прописку по новому месту жительства?

Для прописки при воинской части необязательно сниматься с учета по прежнему месту жительства:

  • это можно сделать в процессе регистрации;
  • соответствующая отметка делается в заявлении.

Регистрация при воинской части осуществляется в уведомительном порядке.

При отсутствии прописки военнослужащие и члены их семьи должны платить согласно в размере 2-5 тыс. руб.

Прописка при воинской части осуществляется при согласии его командира. Судебное разбирательство необходимо, если такое разрешение не получено.

Целесообразно пользоваться защитой квалифицированных юристов или самостоятельно обращаться за помощью в правозащитные организации.

На видео о регистрации разных категорий граждан

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .