Храмы прамбанан.

Прамбанан (Prambanan) - комплекс древних буддийских и индуистских храмов, построенных правителями Королевства Матарам в Центральной Яве . Соседство индуистских и буддистских храмовых комплексов свидетельствует о мирном сосуществовании двух религий в Индонезии того времени. На сегодняшний день Прамбанан является одним из самых популярных достопримечательностей Индонезии, хотя и существенно уступает соседнему Боробудуру .

Краткое описание

Исторические сведения о строительстве храма слишком скудны и противоречивы. Прамбанан, скорее всего, строили в несколько этапов. Судя по всему, первые храмы построил в 850-х годах нашей эры Ракаи Пикатан, правитель династии Санджайя. В последующие годы строительство сотен других святилищ продолжили следующие правители этой же династии.

В X веке храм оказался заброшен после того, как правители королевства Матарам перенесли свой центр в Восточную Яву . Не совсем понятно, почему это произошло. Причиной послужило либо извержение вулкана Мерапи, либо истощение земель Центральной Явы и миграция населения на восток. После этого храмы начали приходить в упадок.

Сильное землетрясение в XVI веке привело к дальнейшему разрушению памятников и весь огромный комплекс остался лежать в руинах.

После англо-голландской войны, остров Ява на 5 лет перешел под правление британской администрации (1811-1816 годы). В этот период (1811 год) англичанин Колин Маккензи заново открыл миру Прамбанан. Губернатор острова Ява , большой ценитель истории Стэмфорд Раффлз, приказал тщательно обследовать развалины, но они продолжали оставаться в запущенном виде более столетия. Голландцы тем временем вывозили скульптуры и барельефы, а местные жители использовали камни в качестве строительного материала.

Комплексные восстановительные работы начались только в 1918 году и продолжаются до сих пор. Реконструкцию главного храма Лара Джонгранг завершили голландские ученые в период с 1918 по 1953 годы, по окончании его торжественно открыл индонезийский президент Сукарно.

Начиная с 1960-го года, Прамбанан служит местом выступления балета Рамаяна. Несмотря на свое название, он не имеет ничего общего с балетом в нашем представлении.

После включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1991 году и реконструкции главных храмов в 1990-х, привлекательность Прамбанана в глазах туристов заметно возросла. Сейчас комплекс храмов преобразован в археологический парк, но продолжает использоваться верующими в дни важных индуистских праздников.

Легенда

Местные жители не сохранили сведений о том, кто построил храмы и святилища или когда это произошло. Вместо этого живучими оказались легенды, пытавшиеся объяснить происхождение храмов. Они тесно переплетены с мифами о неземных существах, проклятой принцессе и несчастном принце. Так родилась легенда о Лара Джонгранг.

Популярная легенда о Лара Джонгранг связывает между собой дворец Рату Боко, статую Дурга в северной ячейке главного храма, и происхождение храмового комплекса Севу неподалеку. Согласно легенде, давным-давно, когда на острове Ява враждовали между собой буддистские и индуистские династии, жила-была красивая принцесса Лара Джонгранг и влюбившийся в нее принц Бандунг Бондовосо.

Но красавица Лара была дочерью короля Рату Боко, который ранее вероломно вторгся в соседнее царство Пенгинг и погиб от руки молодого принца Бондовосо. Лора Джнгранг не желала выходить замуж за убийцу своего отца. Не имея возможности отказаться (армия осадила дворец красивой принцессы), она решила пойти на хитрость: дать согласие при условии, что молодой принц выполнит немыслимое условие – построит за одну ночь тысячу храмов.

Принц призвал на помощь всевышних духов. С помощью сверхъестественных существ, он преуспел в создании 999 храмов. Когда вовсю кипели работы над последним храмом, Лара в отчаянии приказала своим горничным начать толочь рис в ступах (по сегодняшний день жители сельской местности на Яве обычно начинают с этого новый день) и подожгла один из храмов. Обманутые светом огня и шумом, петухи подумали, что наступил рассвет и закричали. Напуганные криком петухов, сверхъестественные помощники принца бежали обратно, не достроив последний храм.

В ярости от проделки принцессы, Бондовосо проклял Лару Джонгранг и превратил ее в статую. Поныне, эта каменная статуя богини Дурги стоит в северной нише главного храма, но многие яванцы называют ее Лара Джонгранг (в переводе «Стройная дева»). Согласно легенде, недостроенный демонами тысячный храм стал храмовым комплексом Севу (Севу на яванском означает «тысяча»).

Структура главного храмового комплекса Прамбанан

Первоначально главный храмовый комплекс Прамбанана насчитывал 240 храмов, но от большинства из них остались только разбросанные камни. Весь комплекс разделен на три участка:

Внешний участок – являет собой большое открытое пространство, когда-то окруженное большой стеной (она уже давно исчезла). Функция этого пространства до конца не ясна, но, вероятнее всего, это был либо сад для отдыха, либо ашрам (прибежище для брахманов).

Средний участок состоит из четырех рядов с 224 одинаковыми святилищами. Подавляющее большинство из них находятся в руинах, полностью восстановлены буквально единицы. Эти 224 святилища называют «чанди первара», все они расположены 4-мя концентрическими квадратными рядами в количестве 44, 52, 60 и 68 (в порядке перехода от крайнего внутреннего ряда к крайнему наружному). Существует несколько теорий о планировке и использовании этих святынь. Одни считают, что каждый из четырех рядов представлял одну из каст кастовой системы Королевства Матарам, и использовался представителями определенной касты. Другие теории считают, что они предназначались для пожертвований или служили местом для медитации.

Внутренний участок насчитывает 16 религиозных сооружений: 8 основных храмов и 8 небольших святилищ. На сегодняшний день все они более-менее восстановлены. Это самая важная зона храмового комплекса, представляет собой квадрат на возвышенной платформе, окруженный каменной стеной и входами со всех 4-х сторон. Внутренняя площадка включает следующие храмы:

Храмы Тримурти : три главных храмы посвящены самым важным индусским божествам: Создателю Брахма, Хранителю Вишну и Разрушителю Шиве, их еще называют храмами Тримурти. В ячейках каждого из этих храмов установлена статуя, посвященная своему богу.

Храмы Вахана : напротив этих трех главных храмов находятся три сопровождающих храма Вахана. Вахана на санскрите означает «восседать, ехать на чём-либо» а в индийской мифологии это существо, используемое богами как средство передвижения. Три храма Вахана перед тремя храмами Тримурти посвящены Нанди (мифический бык, спутник бога Шивы в индуизме), Гаруда (ездовая птица бога Вишну) и Хамса (лебедь или гусь для бога Брахма).

Храмы Апит : два скромных по размеру храма Апит расположенные между рядами храмов Тримурти и Вахана.

Святилища Келир : 4 крохотных святилища Келир расположены сразу напротив 4 входов во внутреннюю зону.

Святилища Паток : 4 крохотных святилища Паток расположены в 4-х углах внутренней зоны.

Итого, наряду с 224 святилищами, общее количество храмов составляет 240.

Храм Лара Джонгранг

Наивысшей посещаемостью среди посетителей пользуется храм Лара Джонгранг, посвященный богу Шиве. В переводе Лара Джонгранг означает «Стройная дева» - так именуют установленную в ее нише статую богини Дурги. С восточного входа в главный зал установлена 3-метровая статуя Шивы, с южного входа - мудреца Агастья, с запада – его сына Ганеша и с севера уже упомянутая статуя богини Дурги (легендарная красавица принцесса, превращенная в камень). Стены нижней части храма украшены прекрасно сохранившимися барельефами на темы из индийского эпоса «Рамаяна». Храм Шиве поражает монументальностью форм и роскошью декораций, преследовавшие цель продемонстрировать триумф индуизма на острове Ява . Это самый крупный храм высотой 47 метров.

Под одной из статуй храма Шивы археологи обнаружили колодец с прахом. Полагают, что останки человека принадлежат королю Балитунгу, правителю Королевства Матарам. В колодце с останками покойного обнаружили кости животных, монеты, драгоценности, золотые пластины с надписями, другие реликвии. Культ предков был культурной традицией с доисторических времен, и позже адаптировался в местные традиции индуизма и буддизма.

Храмы Брахма и Вишну

С северной стороны от храма Шивы расположен храм Вишну, и к югу храм Брахмы. Оба храма обращены лицом к востоку. Во внутренней ячейке храма Брахма установлена статуя Брахмы Творца, в храме Вишну, соответственно, статуя Вишну Хранителя. Высота обеих храмов 33 метра.

Иерархия храмовых зон

Архитектура храма Прамбанан отражает характерные индуистские традиции архитектуры, основанной на Васту-шастра - системе архитектурного планирования и дизайна, традиционно используемой в индуистской храмовой архитектуре. Конструкция храма соединила принцип мандалы (геометрический символ, который интерпретируется как модель Вселенной) и характерные высокие шпили индуистских храмов.

Так же как Боробудур , Прамбанан отражает иерархию храмовых зон, от самых «грешных» до наиболее святых сфер. Индуистские и буддийские верования имеют свою терминологию, но принцип один и тот же. Планировка участков комплекса (горизонтально) или структура монумента снизу доверху (по вертикали) состоит из трех зон, которые в индуистской и буддистской космологиях разделяют Вселенную на три мира:
Бхурлока (в буддизме камадхату), самая низкая область, обитель простых людей, животных и демонов. Люди в ней по-прежнему связаны с похотью, скрытыми желаниями и нечестивым образом жизни. Внешний участок и основание каждого храма символизировали царство бхурлока.

Бхуварлока (в буддизме рупадхату), среднее царство святых людей, в котором обитают риши (ведийские мудрецы), аскеты и меньшие боги. Люди здесь начинают видеть свет истины. Средний участок и середина каждого храма символизирует царство Бхуварлока.

Сварлока (в буддизме арупадхату), самое высокое и святое царство, предназначенное для богов. Внутренний участок и вершина каждого храма символизирует царство сварлока. Вершины храмов Прамбанана увенчаны «ратна» (остроконечными пирамидками). «Ратна» Прамбанана имеет форму «ваджра» - ритуального и мифологического орудия в индуизме. В древней храмовой архитектуре Явы, «ратна» является индуистским аналогом буддийской ступы, увенчивая вершину храма.

Другие храмы в пределах Археологического парка Прамбанан

Чанди Севу (Candi Sewu) - второй по величине буддийский храм на Остров Яве после Боробудур . Он расположен в 800 метрах к северу от Лара Джонгранг. Название на яванском переводится как «тысяча храмов», хотя сам комплекс насчитывает 249 небольших святилищ (perwara). Название «тысяча храмов» возникло от популярной легенды о Лара Джонгранг. Все они расположены четырьмя концентрическими прямоугольными рядами. Вход с четырех сторон к центральному храму охраняется парными статуями дварапала. Принцип планировки буддийского Севу совпадает с главным индуистским храмомовым комплексом Прамбанана.
Чанди Севу более древний храм, нежели главный комплекс Прамбарана. Его, скорее всего, построил в VIII веке король Ракаи Панангкаран, а затем расширил Ракаи Пикатан, правитель династии Санджая.

Главный храм Севу высотой 30 метров. На каждой из четырех сторон главного храма есть большие внутренние ячейки, каждая со своими входами и лестницами, увенчанные сверху ступами. Изначально, в них были установлены большие бронзовые или каменные статуи Будды. На протяжении столетий все они были разграблены и теперь пустуют. Центральный храм Севу сильно пострадал во время землетрясения в 2006 году.

От главного храма Прамбанана сюда идет что-то на подобие игрушечного поезда, проезд бесплатный, но если в нем не окажется свободных мест, прогулка пешком займет не более 15 минут (расстояние между ними не более 800 м). Чанди Севу почти не реставрирован, туристов здесь мало, поэтому кажется островком спокойствия после посещения намного более именитого соседа. Чанди Севу может дать представление о том, как Прамбанан выглядел до реставрации.

Чанди Лумбунг (Candi Lumbung) - буддистский храм, построенный около 850 года правителями Королевства Матарам. Чанди Лумбунг окружен 16 святилищами (perwara) в форме концентрических рядов, все они расположены в нескольких сотнях метров к северу от главного храма Прамбанан.. Как и храмы Севу и Лара Джонгранг, главный вход Чанди Лумбунг обращен на восток. Монумент сверху увенчан ступой. По сравнению с руинами соседнего храма Бубрах, храмовый комплекс Лумбунг все еще находится в относительно хорошем состоянии, стены покрыты красивыми барельефвми.

Чанди Бубрах (Candi Bubrah) расположен между Лара Джонгранг и Чанди Севу. Бубрах в переводе означает «сломанный», в течение многих столетий и по сегодняшний день он лежит в руинах.

Музей Прамбанан

В 50 метрах от Лара Джонгранг расположен музей Прамбанан. Музей размещен в традиционном яванском домике (джогло). Экспонаты включают ряд статуй, найденных в непосредственной близости от храма Лара Джонгранг, наиболее приметные из которых статуя быка Нанди и лингам Шивы (символ плодородия). В этом музее также выставлены модели храмов Прамбанан, Боробудур и Плаосан, информация о многочисленных реставраций храмов, музыкальные инструменты, желающим показывают 20-минутный документальный фильм об истории Прамбанан. Особо интересного в музее ничего нет, но учитывая близость к основным храмам и бесплатный вход, он вполне достоин посещения. Музей открыт для посетителей ежедневно с 06:00 утра до 17:00.

Культурные события

Балет Рамаяна

Балет Рамаяна (Ramayana Ballet), несмотря на свое название, не имеет ничего общего с балетом в нашем представлении. Чтобы иметь понятие, о чем сюжет, предварительно ознакомьтесь, что собой являет эпос Рамаяны. Для этого возьмите распечатку сюжета, он доступен на нескольких языках (русский вариант отсутствует). В выступлении берут участие более 200 профессиональных танцоров и музыкантов ансамбля гамелан, начало в 19:30. Расписание выступлений на главном сайте http://www.borobudurpark.com. В сухой сезон балет ставят на открытой площадке на фоне храма Прамбанан. В сезон дождей (с ноября по апрель) балет переезжает в крытое помещение Театра Тримурти. Первый вариант, конечно, намного предпочтительнее. Балет производит двоякое впечатление: одни уходят, не дождавшись окончания, нарекая на неудобство скамейки без спинок, другие выражают восхищение красочными костюмами и масками, динамикой сюжета, колоритными персонажами и живой музыкой гамелан, сопровождающей действие. После представления можете сделать памятное фото с любимым персонажем за небольшие чаевые.

Фестивали

Тавур Агунг (Tawur Agung). За три дня до Балийского Нового года индуисты острова Ява празднуют Тавур Агунг - фестиваль очищения и изгнания злых духов. На Бали этот праздник называют Меласти. Кульминация праздника выпадает на третий день, когда начинаются парады демонов «ого-ого». Сделанные из папье маше и пенопласта, огромные чудовища шествуют в сопровождении местных музыкантов, собирая толпы любопытных зрителей. Шествие сопровождается грохотом фейерверков и звуками барабанов. Так с помощью шума и крика изгоняют злых духов. Это шествие начинается в полдень за один день до празднования Ниепи - Балийского Нового года (в конце марта или начале апреля, определяется по индуистскому календарю Сака). На следующий день наступает Ниепи, день тишины. Верующие полагают, что в этот день появляются злые духи. Чтобы они здесь не останавливались, нужно придерживаться абсолютной тишины, и тогда злые духи убедятся в отсутствии людей и уйдут дальше. На Бали в день празднования Ньепи закрыто абсолютно все с 6 утра до 6 утра следующего дня, на острове нельзя зажигать огонь, включать свет, работать, выходить из домов, путешествовать и развлекаться. На Яве гораздо меньше индуистского населения, поэтому это правило соблюдается мало.

Другие храмы около Прамбанан

Достопримечательности Прамбанана не исчерпываются храмовыми комплексами Лара Джонгранг, Лумбунг, Бубрах и Севу. В близлежащей равнине Кеву (еще называют равнина Прамбанан) сохранилось ряд великолепных храмов, все они построены примерно в одно и тоже время. Если заинтересованы в древней яванской храмовой архитектуре, воспользуйтесь возможностью их посетить. Археологический парк Прамбанан предлагает групповые туры по этим храмам на автобусе. Если предпочитаете отправиться самостоятельно, можете взять велосипед или запряженную лошадьми карету (andong). Отдельной платы за вход в эти храмы (кроме Рату Боко) нет.

Для начала объясню, что означает слово «чанди» (сandi). Этот термин относится к древним буддийских или индуистским храмам, построенных в 7 - 9 веках, как правило, украшенных резными барельефам и каменными статуями.

Чанди Плаосан (Candi Plaosan). Этот буддийский храм находится в 2 км к востоку от северной окраины комплекса Прамбанан и легко доступен оттуда пешком. Храмовый комплекс состоит из 174 небольших ступ и святилищ. Чанди Плаосан дает хорошее представление о тесной взаимосвязи между индуизмом и буддизмом в IX веке на острове Ява . Сохранилось несколько неповрежденных барельефов и статуй бодхисатв, хотя большая часть скульптур уже давно разграблена. Подавляющее Большинство туристов осматривают Прамбанан и сюда уже не доходят. И напрасно. Прамбанан буквально наводнен туристами, а около Плаосана почти никого нет, можете делать красивые фото и не беспокоится, что в кадр попадут посторонние люди. Адрес: Bugisan Village, Prambanan.

Кратон Рату Боко (Kraton Ratu Boko). Остатки королевского Дворца Рату Боко находятся, примерно, в 3 км от храмового комплекса Прамбанан. Надо быть большим фанатом древностей, чтобы получить от сохранившихся развалин хоть какое-то удовольствие. Учитывая, что от самого памятника мало что осталось, вряд ли сюда стоит ехать, но если стоит ясная погода, отсюда открывается красивая панорама вулкана Мерапи и храма Прамбанан. Сам памятник построен на возвышенном плато. Лучше посетить для заката солнца после 17:30. Рату Боко расположен в районе деревни Бокохарджо (Bokohardjo).

Чанди Баронг (Candi Barong) - индуистский храм на обширной каменной платформе, находится на холме с видом на долину на расстоянии 1,5 км от Рату Боко. Спросите как добраться в персонала Дворца Рату Боко.

Чанди Иджо (Candi Ijo) - индуистский храм, расположен в 4 км к юго-востоку от Рату Боко. Храм находится на вершине холма (410 метров над уровнем моря) и открывает прекрасный пейзаж с видом на рисовые поля и деревни. Храмовый комплекс состоит из одного большого главного храма и трех небольших (perwara), почитающих три самых важных бога в индуизме: Брахма, Вишну и Шива. Адрес Чанди Иджо: деревня Sambirejo.

Чанди Каласан (Candi Kalasan). Чанди Каласан считается старейшим буддийским храмом на равнине Прамбанан, расположен в 3 км к западу от главного комплекса. Несмотря на частичную реконструкцию во время голландского колониального периода, храм в настоящее время находится в довольно ветхом состоянии. Индус Ракай Панангкаран с династии Санджая построил буддийский храм, что лишний раз напоминает о толерантном отношение к разным религиям того времени. Впечатляют высеченные на стенах храма барельефы. Всего в нескольких сотнях метров к северо-востоку от Каласан расположен Чанди Сари, далее на восток лежит главный храмовый комплекс Прамбанан.

Чанди Сари (Candi Sari) расположен примерно в 300 метрах к северо-востоку от храма Каласан. Предполагается, что первоначально здание выполняло функции буддийского монастыря и служило жилищем для монахов. Название «Сари» переводится как «спать» на яванском, что также подтверждает природу этого памятника. Интерьер состоит из трех комнат на двух этажах, каждая размером 3х5,8 м. Красота вырезанных на стенах барельефов сравнима с Чанди Каласан.

Чанди Самбисари (Candi Sambisari) - индуистский храм 9-го века. Храм был погребен под 5-метровым слоем вулканического пепла от извержения близлежащего вулкана Мерапи.

Как добраться

Прамбанан расположен в Центральной Яве, 17 км от Джокьякарты. Аэропорт Джокьякарты (находится в 10 километрах от Прамбанан) принимает много внутренних рейсов из Джакарты и других городов Индонезии, а также международные рейсы из Сингапура и Куала-Лумпура. Авиакомпания AirAsia, например, летит из Куала-Лумпура и Сингапура в Джокьякарта ежедневно. Более подробно в статье Джокьякарта. Ближайший населенный пункт к Прамбанан - город Клатен (Klaten), примерно в 3 км на север.

Услуги турагентств. Туристические агентства Джокьякарты предлагают много однодневных экскурсий. Поездки на автобусах, микроавтобусах, мотоциклах, различные комбинированные варианты. Это самый простой и надежный способ добраться к храмовому комплексу. Более подробно в статье Джокьякарта.

На автобусе. Скоростной городской автобус Джокьякарты (TransJogja 1А) с центральной с улицы города (Malioboro) через весть город к аэропорту, после аэропорта следующая остановка Prambanan. Первый автобус отправляется в 6 утра, затем идет каждые 20 минут, стоимость 3 000 рупий в одну сторону. Поездка обычно занимает около 30 минут, но может растянуться до часа, если дорога забита транспортом. От конечной остановки автобуса можно идти пешком или подъехать на мотоцикле такси, там большая конкуренция среди водителей за право вас подвести к входным воротам.

На такси. Если добрались на такси, договаривайтесь с таксистом, чтобы он же и забрал вас обратно. Взять на месте такси обратно в город очень проблематично. Водитель может ожидать бесплатно в течение часа или около того, а затем отвезти обратно по той же цене.

Полезные советы для посещения

Комплекс храмов Прамбанан находится внутри большого и благоустроенного парка, очень приятного для посещения. Открыт ежедневно с 06:00 до 18:00, продажа входных билетов прекращается в 17:15. Постарайтесь посетить с утра, чтобы избежать жары. Входной билет для иностранцев стоит примерно $13, он дает право на бесплатный чай, кофе или воду на входе в археологический парк.

Чтобы понять историю и барельефы этого сложного комплекса, воспользуйтесь услугами гидов.

Чтобы узнать историю Прамбанан и осмотреть все храмы (включая не на территории археологического парка), нужно отложить в сторону все дела и посвятить комплексу целый день. Входные ворота открываются с 6 часов утра, по этой причине рассмотрите возможность остановиться в соседнем отеле на ночь и прийти сюда до наплыва толп посетителей (массовый наплыв туристов начинается с 10 утра и длится до вечера). С наплывом туристов на основной комплекс можно спокойно посетить другие археологические раскопки поблизости.

Прамбанан расположен в дождливой части острова Ява , поэтому постарайтесь посетить в сухой сезон с ноября по март.

Прамбанан довольно легко обойти пешком (расстояние между наиболее удаленными храмами 800 м). Если слишком устали от жары, электрический игрушечный поезд ходит по территории археологического парка (бесплатно).

Рядом с входными воротами магазины торгуют сувенирами и одеждой. Выбор большой, цены невысокие, но всегда не забывайте торговаться и смело скидывать цены в два раза от первоначально называемых.

Учтите, что фотографии делать лучше утром или вечером. Днем солнце пребывает в зените и снимки получаются не совсем качественными.

Проживание

Наш путь лежал в таинственную страну Индонезия, а конкретней на остров Ява. В планах был и отдых и просвещение: мы посетили храмовый комплекс Прамбанан , который покорил нас своей красотой и величием. Архитектура местных сооружений представляет собой необычную смесь буддийских и индуистских стилей, все они возводились на протяжении двух столетий (VIII – X века), но все-таки устояли до наших дней. Видно, что место утеряло былой блеск, хотя, даже спустя столько времени, оно поражает.

Форма храмов такова, что издали создаётся вполне отчетливое впечатление, что перед тобой горы или фантастические деревья, но, уже подойдя поближе, понимаешь, что эти грандиозные каменные образования - дело человеческих рук.

Со времен заложения первого камня царём Раку Пикатана в 856 году и до наших дней на состояние комплекса в значительной степени повлияло сильное землетрясение 2006 года , которое не пощадило мелкие постройки между основными храмами. Множество блоков и сейчас разбросаны по территории, некоторые статуи повреждены, а другие и вовсе упали.

На глаз можно разделить всю территорию на три сектора: внешний, средний, большая часть которого заполнена сотнями небольших храмов, и наконец внутренний, где расположены 8 малых и основных храмов.

Стены сооружений покрывает причудливая резьба, а по территории расставлено множество каменных статуй. Честно говоря, не знаю подлинное это всё или это результат реставрации, которая проводилась с 1918 г. по 1953 г. специалистами из Голландии, но смотрятся эти элементы очень гармонично.

Самым «выдающимся» и популярным храмом считается Лоро Джонгранг , крупнейший храм Индонезии с высотой в 47 метров.

Он посвящен богу Шиве, а его название дословно переводится, как «стройная дева». Статую с таким же названием нам удалось найти в центральной части главного святилища, она изображает богиню Дурги. Фотография получилась уж слишком тёмной, но могу с уверенностью сказать одно - понятие стройности в те времена носило несколько иное значение:). Неподалёку расположены ещё два божества, запечатленные в камне: Агашта и Ганеша .

На самом деле информации об этом храме мало и зачастую она противоречива, но все сходятся во мнении, что он был построен в начале X века правителем Дхакса. Таинственности Прамбанану добавляет факт внезапного исчезновения всех людей в окрестностях храма .

В образе строения можно разглядеть некоторый символизм, так, основная конструкция разделена на 4 яруса, а вокруг здания расположено 4 стены с таким же количеством ворот. Считается, что четвёрка символизирует количество каст и является могущественным и религиозным числом.

Чего здесь действительно в достатке, так это барельефов и фресок . Ими можно любоваться долго, и около одной из них мы почти недвижимо простояли около 30 минут, совершенно забыв о времени.

Сцены создания и разрушения мира богом Шива, мифические животные и небесные деревья - всё это изображено на стенах с поражающей воображение точностью.

Очень понравилась птичка-носорог, или ещё её называют хорнбилл .

На обратном пути нас поджидал сюрприз - выход из комплекса устроен через сувенирные лавочки. Мы, было, хотели что-нибудь выбрать на память, но продавцы до такой степени активные, что нам пришлось, чуть ли не отбиваться от них и мы посчитали за счастье выбраться оттуда побыстрее. Так что с сувенирами у нас не срослось, а вот впечатлений привезли целую гору.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Памятник средневекового искусства, удивительный по красоте и изящности храмовый комплекс на экзотическом острове Ява, что в Индонезии, Прамбанан не случайно считают лучшей достопримечательностью страны. Он датируется 10 веком, хотя точную дату величественной постройки не могут определить уже много лет, и посвящен сразу трем индийским божествам - Шиве, Вишну и Брахме.

С 1991 г. буддийские и индуистские святилища Прамбанана включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Крупнейший в Индонезии комплекс религиозных построек, Прамбанан включает более двух сотен храмов, большая часть которых, увы, пребывает в состоянии руин и развалин - а все из-за сильных землетрясений и извержений вулканов. Однако здесь и в наши дни есть что посмотреть: в первой половине 20 века подпирающие небосвод шпили индуистских и буддийских святилищ отреставрировали голландские ученые. «Кульминацией» всего комплекса можно назвать три храма, что возвышаются над центром верхней концентрической платформы в центре Прамбанана - местные называют их «Лара Джонгранг», что в переводе с языка жителей острова Ява означает «Стройная дева». Все они украшены причудливым, исключительно тонкой работы каменным рельефом на темы древнеиндийского эпоса «Рамаяна». Рядом - всевозможные святилища поменьше, что посвящены мифическому быку Нанди, ездовой птице бога Вишну Гаруде и другим.

Отправляясь на экскурсию в Прамбанан, который находится всего в 18 км к востоку от Джокьякарты, у южного склона вулкана Мерапи, многие в один день «захватывают» и соседний буддийский храм Боробудур - еще одну «жемчужину» Явы, а также посещают царский дворец Рату Боко.

Как и всякий уважающий себя храм в Индонезии, Прамбанан может похвастать трогательной романтичной легендой о своем происхождении.

Как и всякий уважающий себя храм в Индонезии, Прамбанан может похвастать трогательной романтичной легендой о своем происхождении. Местные верят, что комплекс был построен из-за жестокой безответной любви к той самой «Стройной деве» Джонгранг. Когда принц Бандунг Бондовосо попросил красавицу стать его супругой, она отказала ему, думая, что именно он убил короля Рату Боко - ее отца. Но отказала не просто, а с закавыкой: повелев принцу построить храм с 1000 статуй в одну ночь. Задача невыполнимая, но только не для влюбленного Бандунга Бондовосо - он бы успел возвести красивейший храм на свете, если бы Джонгранг не схитрила. Она попросила местных жителей развести костры вокруг стройки так, чтобы принцу показалось, что солнце взошло. Гордый взбешенный принц, успевший к тому моменту закончить лишь 999 статей, понял, что его обманули и проклял спесивую красавицу. Она окаменела и благодаря вмешательству Шивы стала тысячной, самой почитаемой статуей Прамбанана.

Прамбанан

Координаты

Адрес: Jl. Solo, Km 16, Purwo Martani Kalasan, Sleman, Daerah Istimewa, Yogyakarta.

Как добраться: Прамбанан находится в 18 км от Джокьякарты, добраться туда легко на авто по трассе Jl. Yogya - Solo (Jalan Nasional 15). Курсируют между комплексом и городом и автобусы, например, компании TransJogj. Ищите маршруты под номером 1A на улице Malioboro, все они могут похвастать кондиционерами и удобными креслами. Однако утром и вечером, когда все спешат по своим рабочим местам и домой, велика вероятность, что ехать придется стоя. Первый автобус стартует в 6:00, далее каждые 20 минут, в пути не более получаса. Еще один рейс до Прамбанана отправляется с автовокзала Umbulharjo, что на юго-востоке Джокьякарты.

Стоимость посещения храмового комплекса Прамбанан - около 350 000 IDR. Комплекс открыт каждый день с 6:00 до 18:00, кассы закрываются в 17:15.

Так как Прамбанан славится своими размерами, для туристов по территории пустили бесплатные шатлы для туристов.

Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

История храма Прамбанан начинается с утверждением на территории острова династии раджей-шиваитов Санджаи. В то время культ Шивы уже утвердился на Яве, ведь он проник сюда в первые века, а к 9 веку, когда правили Санджаи, успел смешаться с буддизмом и яванскими верованиями. Так возник некий симбиоз культур, очень популярный на острове.

Раджи-правители веровали в эту религию и свято верили, что являются земными воплощениями Шивы. Для того чтобы укрепить свой авторитет среди жителей, они строили храмы, в которых люди поклонялись Шиве, а заодно и им самим. В то время Прамбанан был политическим центром, поэтому вполне понятно, почему именно на этой территории возник такой масштабный храмовый комплекс, который был так же величествен, как и Боробудур, только поклонялись здесь не буддисты, а шиваиты. Также комплекс был недалеко от резиденции раджей, поэтому им было удобно посещать храм.

Не удивительно, что центром комплекса стал храм Шиве, однако название он получил от Лары Джонггранг, Стройной Девы. Так называли великую многорукую богиню Дурги. Она была установлена в одном из залов храма. Со статуей этой богини связано много легенд и преданий.

Легенда о Стройной деве

Легенда начинается с того, что бедняк полюбил прекрасную и богатую девушку. Но посвататься к такой девушке знатного рода он не мог, потому что не было у него ни денег, ни известного имени, да даже дома собственного не было. Поэтому он только и мог, что смотреть на нее издалека, каждый день петь возле ее дома песни и дарить избраннице великолепнейшие белые лотосы. Слуги девушки над ним насмехались и прогоняли его от дома возлюбленной.

Бедный юноша, объятый печалью, решил поведать свои беды Ларе Джонггранг. Он пришел в храм, начал молиться и рассказывать свою печальную любовную историю. Дело было ночью, и плакал он так горько, что богиня сжалилась над ним и ожила. Увидев это чудо, парень взмолился еще пуще прежнего, и тогда богиня сказала, что выполнит его желание, велела ему идти домой и внимательно смотреть под свои ноги.

Юноша так и сделал, и каждый раз как его нога касалась камня на дороге, он превращался в золотую монету. Так юноша разбогател и смог посвататься к своей любимой. Там не смогли отказать такому богатому жениху и начали готовиться к свадьбе.

Перед самой свадьбой юноша решил прийти в храм и отблагодарить Лару Джонггранг. Он был одет в дорогие одежды, чист и прекрасен. Богиня, увидев его в таком образе, тотчас влюбилась и предложила молодому человеку стать ее возлюбленным. Но юноша взмолился и сказал, что он уже обручен и любит другую, тогда непостоянная «Стройная дева» разгневалась… На следующее утро люди пришли в храм и увидели рядом с изваянием Лары Джонггранг новую каменную статую, то был превращенный в камень юноша, который посмел отказать прекрасной богине.

Убранство

Храм Прамбанан так же, как Боробудур, пестрит рельефами, только вместо буддийских мотивов в нем раскрыты основные события и положения индуизма. Настенных композиций всего 42 штуки, но они намного динамичнее и оживленнее, чем те же боробудуровские. Здесь фантастические божества смешались с удивительными птицами и животными, и все это на фоне деталей быта яванцев в 9 веке.

Рядом с храмом Шивы находятся храмы Вишну и Брахмы. Они создают центр комплекса, а уже напротив них расположились еще три храма в честь их священных животных. Считается, что каждое божество сопровождало священное животное, бык Нанди - Шиву, птица Гаруда была всегда рядом с Вишну, а гусь - с Брахмой. В комплексе также находится 224 усыпальницы раджей и знатных вельмож. Усыпальницы были под покровительством тех божеств, которые считались защитниками усопшего.

В 16 веке на Яве случилось землетрясение, от которого комплекс пострадал, но еще сильнее он был разрушен в 1880 году во время толчков земли вследствие извержения вулкана. Храм стал руинами, сейчас его реставрируют, работы ведутся уже много лет и комплекс приобретает первоначальный вид. Сейчас хорошо отреставрирован храм Шивы, рядом открыт музей с находками на этой территории, а также картами и чертежами, на которых видно, каким был Прамбанан в лучшие годы своего существования.

На острове Ява, что в Индонезии, находится один из самых больших буддистских памятников на Земле - храмовый комплекс Прамбанан. В состав храмового комплекса входит несколько индуистских и буддийских храмов.

Издалека Прамбанан напоминает скалы причудливой формы, но если подойти поближе начинаешь различать, что перед нами величественное каменное сооружение, построенное руками человека! Строительство храмового комплекса началось ещё в 9 веке. Прамбанан построили в честь победы индуистского царя Ракаи Пикатана над последним буддийским царём из династии Сайлендра в 856 году. Конечно, время не пожалело столь грандиозное сооружение. Кое-какие строения храмового комплекса обрушились, а камни, из которых построен Прамбанан, потемнели, стали почти чёрными…

В начале IX века в Центральной Яве утвердилась династия раджей-шиваитов Санджаи. Культ Шивы проник в Индонезию в первые века нашей эры. Впоследствии он слился с буддизмом и традиционными яванскими верованиями в единую синкретическую религию.

Раджи Санджаи считали себя земным воплощением Шивы. Подобно своим предшественникам буддистам, они вели грандиозное храмовое строительство, призванное укрепить авторитет новой династии. Так вслед за буддийскими памятниками на Яве появились многочисленные сооружения, посвященные культу Шивы. Паломники, поклоняясь статуям богов, поклонялись тем самым и своим раджам.

Политический центр яванского государства находился в то время в Прамбанане. Сегодня это название пользуется такой же мировой известностью, как и Боробудур. Здесь, близ своей резиденции, раджа Синдок, правивший во втором десятилетии IX века, воздвиг величественный храмовый комплекс, который стал главным святилищем шиваитов, подобно тому как Боробудур являлся центральной святыней буддистов.

В центре ансамбля находится огромный храм Шивы — чанди Лара Джонггранг, «Стройная дева». «Стройной девой» здесь именуют статую многорукой богини Дурги, установленную в одном из залов храма. С этой древней святыней связано множество преданий.

В одном из них рассказывается о бедном молодом человеке, который полюбил богатую и знатную девушку. Но бедняк не мог посвататься к ней — у него не было ни своего жилища, ни даже подарка для невесты. Он мог только дарить избраннице белые лотосы и петь ей песни, а слуги девушки прогоняли несчастного влюбленного и потешались над ним.


Тогда юноша решил обратиться за помощью к Ларе Джонггранг, которая, как говорили, покровительствует несчастным влюбленным. Ночью он пришел в храм и, склонившись перед статуей богини, рассказал ей о своем горе. Неожиданно статуя ожила.

— О великая Лара Джонггранг! Сделай так, чтобы я был богат и чтобы девушка, которую я люблю, не отвергала меня! — взмолился юноша.

— Пусть будет так, как ты хочешь, — ответила богиня. — Возвращайся домой и не забывай смотреть себе под ноги.

Богиня вновь обратилась в статую, а юноша отправился домой, глядя себе под ноги. И, о чудо! Едва его нога касалась какого-нибудь придорожного камня, как тот превращался в золотую монету!

Разбогатев, юноша мог смело идти свататься. Сопровождавшие его слуги несли роскошные подарки. Разумеется, отказать такому жениху родственники невесты были не в силах.


Накануне свадьбы счастливый влюбленный пришел в храм, чтобы поблагодарить Лару Джонггранг. Статуя вновь ожила, и тут произошло неожиданное: красивый нарядный юноша понравился богине, и она предложила ему свою любовь (характерно, что, будучи бедняком, он не вызывал у нее подобных чувств — очевидно, бедные юноши не нравятся ни богатым красавицам, ни языческим богиням). Но юноша отверг притязания Лары Джонггранг: «Я ведь уже обручен!» Богиня пришла в ярость... Утром вошедшие в храм люди с удивлением увидели рядом со статуей богини еще одно каменное изваяние — это был несчастный юноша, превращенный Ларой Джонггранг в камень...

Великолепный храм Шивы, он же Лара Джонггранг, представляет собой высокое, напоминающее каменную гору сооружение, квадратное в плане и увенчанное большой ступой. Высота храма — 47 м, размеры основания — 34 × 34 м. Облик этой многоярусной башни напоминает североиндийские храмы. Она стоит на высокой террасе и опоясана открытой галереей, на которую ведут четыре крутые лестницы, ориентированные по сторонам света. Вдоль галереи тянется каменная балюстрада, по верху которой установлен ряд небольших декоративных ступ. Стены галереи покрыты рельефами на темы древнеиндийского эпоса Рамаяна.


Подобно тому как каменная «книга» Боробудура является полным сводом сведений по буддизму, Прамбанан представляет собой подобную же «книгу» по индуизму. Правда, серия настенных рельефов в Прамбанане не так обширна, как в Борободуре — всего здесь насчитывается 42 композиции. Но при этом рельефы Прамбанана отличаются большей динамикой и экспрессией по сравнению с рельефами Боробудура. Фантастические фигуры богов и дьяволов-ракшасов, реалистические изображения животных — обезьян, птиц, коней, крокодилов, а также глубоко человечные образы Рамы, Ситы и других положительных персонажей объединены в многофигурные сюжетные композиции, дополненные многими деталями быта, почерпнутыми из жизни яванского общества IX—X веков.

Внутри храма устроены четыре помещения, из них три представляют собой всего лишь тесные закутки. В каждое из помещений ведет отдельный вход. Через главный вход, расположенный с восточной стороны, можно попасть в центральное святилище, где на пьедестале в форме цветка лотоса возвышается трехметровая статуя многорукого Шивы. Он изображен в торжественно-спокойной позе владыки мира. Шива облачен в богатые одежды, на голове — диадема, руки и ноги украшают браслеты. Стены святилища покрыты мелким орнаментом, напоминающим ковер.

В трех других помещениях установлены статуи знаменитой «Стройной Девы» — Лары Джонггранг, слоноголового бога Ганеши и Махагуру. Махагуру (великий учитель) — это воплощение Шивы-великого учителя, выступающего в облике мудрого старца-наставника.


По обе стороны от храма Шивы высятся два храма меньших размеров — чанди Вишну и чанди Брахмы. Эти три храма-горы образуют центр святилища в Прамбанане. Напротив них находятся три второстепенных храма, сооруженных в честь священных животных, занимающих важное место в индуистской мифологии: быка Нанди, птицы Гаруды и священного гуся. Каждое из этих существ связано с определенным божеством и является их постоянным спутником: бык Нанди — спутник Шивы, птица Гаруда — Вишну, а гусь — Брахмы. Из изображений священных животных, находившихся в этих храмах, уцелела только статуя быка Нанди.

Центральную часть ансамбля окружают три ряда малых сооружений, служивших усыпальницами родственников раджи и знатных вельмож. Этих «погребальных домиков» здесь насчитывается 224. Каждое сооружение посвящалось определенному божеству, считавшемуся покровителем покойного.


К сожалению, комплекс Прамбанана дошел до наших дней с большими разрушениями. Еще в XVI веке он сильно пострадал от землетрясения, которые на Яве не редкость. А землетрясение 1880 года, сопровождавшееся извержением вулкана Мерапи, окончательно превратило памятник в груду камней.

Благодаря реставрационным работам, ведущимся уже много лет, сегодня полностью реставрирован храм Шивы и несколько других сооружений. В Прамбанане устроен археологический музей, где можно увидеть сделанные во время реставрационных работ находки, а также рисунки и чертежи, воспроизводящие первоначальный вид комплекса. С недавних пор здесь, на фоне каменной громады храма Шивы, устраиваются вечера яванского классического танца.

В 1991 году Прамбанан был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Подобная мера должна была защитить храмовый комплекс от дальнейшего разрушения и разграбления, однако, несмотря на это, древние сооружения практически не охраняются. У большинства из уцелевших скульптур Будды отсутствуют головы - они были попросту украдены…


На сегодняшний день храмовый комплекс Прамбанан очень популярен среди туристов, однако сам факт развития массового туризма здесь вызывает множество споров и нареканий. Большинство археологов сходятся во мнении, что для сохранения храмового комплекса в целости и сохранности необходимо ограничить к нему доступ.





Кликабельно 8000 рх , панорама

Приглашаю вас на виртуальную экскурсию в храмовый комплекс. Нажимаем на картинки ниже!