Обязанности пешехода. Правила дорожного движения

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2 , обозначающей такой пешеходный переход.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4—4.7 Правил.

По данным статистики ГИБДД Российской Федерации ежегодно на дорогах травмируются и гибнут около 20 000 пешеходов и, в большинстве случаев это происходит по их собственной вине и неосторожности. Печальным остается факт увеличения участия детей в ДТП с пешеходами. Такие ужасающие цифры это ничто иное, как факт безграмотности пешеходов, которые наравне с другими участниками дорожного движения (водителями) должны знать и соблюдать ПДД для пешеходов, а также учить этим правилам своих детей. Нередки случаи наезда на велосипедистов, которые также не знают или пренебрегают правилами поведения на проезжей части.

Правила пересечения проезжей части на нерегулируемом пешеходном переходе

Определение «Нерегулируемый пешеходный переход» означает, что на данном виде перехода отсутствует светофор и водитель пропускает пешехода, ступившего на специальную разметку проезжей части – зебру. Однако, наличие перехода вовсе не означает, что пешеходам следует пересекать линию автомобильного движения основываясь на своем преимуществе. Существует ряд правил для пешеходов, внесенных в ПДД.

При пересечении проезжей части пешеход ОБЯЗАН:
  • Оценить ситуацию на дороге и убедиться, что движущиеся транспортные средства останавливаются, в безопасности перехода.
  • Оценить скорость движения потока. Если автомобили едут слишком быстро, они могут не успеть притормозить. Влияющие на это факторы, мы рассмотрим дальше.
  • Пересекать проезжую часть только под прямым углом.
  • Учитывать погодные условия, иными словами видимость.
  • Воздержаться от перехода проезжей части с приближением автомобилей с синими или красными проблесковыми маячками и специальным звуковым сигналом.
  • Помнить, что на дороге глупо доказывать свою правоту, ведь от этого зависит ваша жизнь и здоровье.
Пешеходу ЗАПРЕЩЕНО:
  • Категорически запрещено перебегать проезжую часть
  • Выходить на проезжую часть перед стоящим транспортом
  • Задерживаться на переходе
  • Отвлекаться, например, разговаривать по мобильному телефону, слушать музыку в наушниках
  • Пересекать проезжую часть, не осмотревшись по сторонам, не убедившись в отсутствие опасности

Правила пересечения проезжей части для велосипедистов

Многие велосипедисты, не знакомые с ПДД, считают, что их железный друг является полноценным автотранспортным средством, и они имеют права наравне с другими участниками движения (автомобилями, мотоциклами). Но это не так! Автотранспортным средством считается механизм, оборудованный мотором, что у велосипеда отсутствует. В случаях, когда движение велосипедистов по проезжей части разрешено, это вовсе не означает, что они имеют какие-либо преимущества наравне с автотранспортными средствами.

Пересекая проезжую часть, велосипедист ОБЯЗАН:
  • Вести свой велосипед рядом и ни в коем случае не переезжать дорогу на нем
  • Руководствоваться всеми правилами пересечения проезжей части для пешеходов

Помните: велосипед не является автотранспортным средством, а велосипедист не руководствуется правилами для автомобилистов, не пользуется преимуществами!

Как научить ребенка правилам ПДД для пешеходов

Прежде всего, для ребенка родители должны быть примером – НИКОГДА не нарушайте правила перехода, даже если очень спешите, каждая ваша «перебежка» пешеходного перехода может в будущем стать причиной трагедии. Ребенок с малых лет должен усвоить ПДД и привыкнуть всегда руководствоваться ими.

Каждый раз перед переходом проезжей части проговаривайте с ребенком правила поведения на дороге, а потом позволяйте ему самому их озвучивать.

Факторы, снижающие видимость на дороге

В определенных погодных и иных условиях пешеход может быть поздно замечен водителем. Об этом должны знать и помнить все пешеходы!

Дождь. Во время дождя видимость заметно снижается, особенно в сумерках и в темное время суток, когда в лужах вдобавок отражаются фонари и фары. Кроме того, мокрый асфальт значительно увеличивает тормозной путь.

Снегопад и гололед. Снег делает дорогу очень опасной и во время снегопада, пока спецтехника не успела расчистить проезжую часть, нужно быть чрезвычайно осторожными.

Туман. Видимость в туман очень низкая для всех участников дорожного движения как для водителей, так и для пешеходов.

Сумерки. В сумерках, когда уже не светло, но фонари еще не зажглись, видимость достаточно низкая, а ближний свет фар не позволит увидеть пешехода заблаговременно.

Рассвет и закат. В солнечный день на рассвете и закате, когда солнце низко над горизонтом, оно может значительно слепить водителя.

Для безопасности собственной и ваших детей в темное время суток и в условиях плохой видимости ГИБДД настоятельно рекомендует использовать светоотражающие элементы на верхней одежде, сумке, портфеле ребенка, в любом месте, где они будут хорошо видны водителям.

Слепая зона. Пешеходы должны знать, что у крупногабаритных транспортных средств (автобусы, грузовики, спецтехника) существует «слепая зона», находясь в которой водитель пешехода просто не видит. В эту зону пешеход попадает, когда переходит дороги слишком близко к транспортному средству. В это время водитель, который не замечает пешехода, начинает движение и происходит наезд.

Как такое происходит и как НЕЛЬЗЯ переходить проезжую часть наглядно смотрите в видеоролике ниже.

С самого раннего детства родители прививают своим детям главные правила поведения на дороге, рассказывают, когда можно переходить проезжую часть, а когда нельзя, говорят о том, что самое важное на дороге - это внимательность, а не суетливость. Изучение правил дорожного движения (далее ПДД) осуществляется порой и в игровой форме: викторины с вопросами в детском саду, обучающие книги и рисунки, даже модели кукольных светофоров - все это помогает малышу запомнить основную информацию, которая, вполне вероятно, сможет спасти ему жизнь.

Хотя в большинстве своем ПДД касаются, скорее, водителя, который находится за рулем автомобиля, без грамотного поведения пешеходов во время пересечения проезжей части эти правила были бы лишены смысла. Их обновления происходят ежегодно (редко - несколько раз в год), поэтому для большей уверенности в своей безопасности их следует мониторить всем участникам дорожного движения.

Кто такие пешеходы?

Правильно будет сказать, что к ним относятся все люди, которые передвигаются пешком. Если человек идет вдоль обочины дороги и толкает рядом с собой велосипед - он пешеход. Если он перестал идти, сел на транспортное средство и поехал - значит, стал уже полноправным участником дорожного движения, в данном случае велосипедистом.

Пешеходами признаются люди, передвигающиеся в инвалидных колясках или на роликах. А также ведущие рядом с собой мопед. Поэтому всем полезно будет знать права и обязанности пешеходов.

Не имеет значения, есть ли у вас с собой какой-либо вид транспорта - пока вы ходите пешком, вы пешеход. Приведем пример. Даже если выйдет из него, чтобы дойти до ближайшего магазина и купить питьевой воды, то, пока он будет стоять на своих ногах, он будет считаться пешеходом. Что из этого следует? То, что все общие обязанности пешеходов будут относиться и к нему тоже.

Как вести себя на дороге?

Родители должны объяснять своим детям с ранних лет эти основы. Чтобы узнать, как правильно себя вести на проезжей части с другими участниками дорожного движения, необходимо заглянуть в сборник ПДД. Обязанности пешехода там описаны в отдельной главе, с удобным делением на подпункты. Это необходимо для упорядочивания информации и быстрого запоминания. Но многие будут удивлены, начав их читать. На самом деле всю эту информацию большинство знает уже с самого детства.

Если систематизировать обязанности пешехода, кратко и емко их сформулировать, то можно условно разделить их все на следующие группы:

Правила поведения при переходе проезжей части дороги;

Правила поведения с автотранспортом;

В темное время суток.

Что обязан знать пешеход?

Дорожное полотно - не место для игр и легкомысленного поведения. Знание своих обязанностей и их соблюдение позволит пассажиру увереннее вести себя на улице.

Перечислим обязанности пешехода на дороге:

Если нет тротуара или пешеходной дорожки, то двигаться следует по обочине по ходу движения транспорта;

Переходить дорогу человек обязан только по переходу или «зебре», если их нет - проезжую часть разрешено пересекать на перекрестках по линии тротуара или обочины;

Если нет регулируемого перехода, то появляться на дороге пешеход может только после того, как убедится в своей безопасности, в том, что рядом нет быстро движущейся машины и он успеет перейти до того, как подъедет транспортное средство, и так далее.

Как должен вести себя пешеход ночью?

Существуют определенные обязанности пешехода в ночное время суток. Эти знания обычно игнорируют, считая ненужной формальностью. Однако правила движения пешеходов на проезжей части в ночное время составлены не случайно. Большинство дорожно-транспортных происшествий случается как раз ночью. Силуэт пешехода может быть виден нечетко, что, возможно, спровоцирует водителя на совершение роковой ошибки.

Обязанности пешехода при переходе дороги в темное время суток касаются наличия при нем любого предмета со нашивки на куртке, футболке или рубашке, например. Водитель никогда не проглядит такого пешехода, даже если он будет стоять в тени. Сейчас есть множество магазинов, готовых помочь людям в этом вопросе: каких только предметов со там нет в продаже!

Как выходить из общественного транспорта?

Существуют права и обязанности пешеходов при выходе из общественного транспорта. Их обязан знать каждый. Человек, находясь на остановке, тоже должен понимать свои права и обязанности, которые прописаны в ПДД. Обязанности пешехода во время выхода из транспорта состоят в том, чтобы покидать его только при открытии дверей полностью. Не торопиться, не толкаться, не выпрыгивать из средства передвижения, едва двери чуть приоткроются. Не просить водителя сделать остановку в не предназначенном для этого месте. Это важно не только из-за того, что за такую остановку сам водитель может получить штраф. Такие требования объясняются тем, что пассажир может попасть под колеса другого транспорта, водитель которого в данной ситуации совершенно не ждал вашего появления в неположенном месте из автобуса и не успел затормозить.

Как правильно переходить дорогу после выхода из автобуса?

Когда удалось благополучно выйти из транспорта, нужно внимательно отнестись к способу перехода через проезжую часть. Если вы ехали на автобусе или троллейбусе, то переходить дорогу необходимо сзади него, но никак не спереди. Следом едущие автомобили должны видеть ваше намерение перейти дорогу.

Если переходить проезжую часть пешеход будет перед автобусом, водитель следом едущего автомобиля не сможет вовремя его разглядеть и затормозить. Это может привести к аварии.

Также нежелательно скопление людей на остановке. Это касается особенно утренних и вечерних часов, когда большинство отправляется на работу. Существует опасность того, что из-за давки кто-то из пешеходов может быть вытолкнут на проезжую часть. Если водитель транспортного средства не успеет среагировать и перестроиться, то такая ситуация окончится плачевно.

Частые ошибки пешеходов

Довольно часто пешеходы пренебрегают своими обязанностями, создавая тем самым угрозу порядку дорожного движения. Но самое главное - они подвергают собственную жизнь опасности.

Довольно часто люди нарушают один из главных законов ПДД - переход дороги только на зеленый свет. Из-за спешки или просто нежелания стоять на морозе лишнюю минуту, пока светофор не сменит цвет сигнала, они перебегают дорогу, совершенно не замечая при этом, какой свет горит. Это недопустимо.

Вторая, не менее серьезная ошибка, которую допускают пешеходы - переход дороги в неположенном месте. Автомобилям приходится тормозить, пропуская бегущего через проезжую часть человека, но, случись что, и вина за аварию ляжет целиком на пешехода.

Опасности пешеходного перехода

Правила движения пешехода построены таким образом, чтобы и он, и водители автомобилей могли чувствовать себя комфортно. Так как они будут включены в четко отлаженный механизм дорожного движения, где все участники знают свое место и двигаются плавно и уверенно. Но, к сожалению, случается и обратная ситуация, когда происходит нарушение ПДД, и опасность для человека может нести даже специальный переход «зебра».

Во всем мире данная часть дорожного полотна является одной из самых безопасных для пешехода. Но в России это, к сожалению, не так. Большинство аварий и наездов на людей происходит именно на «зебре» из-за неумения водителей и пешеходов разумно себя вести.

Обязанности пешехода состоят в том, чтобы не забывать: «зебра» - часть дороги, по которой едут машины, иногда на высокой скорости. Прежде чем перейти дорожное полотно, нужно посмотреть по сторонам. Ведь может случиться так, что, не заметив быстро мчащийся автомобиль, вы начнете пересечение дороги, а водитель не сумеет затормозить.

Наступив одной ногой на «зебру», пешеходу стоит остановиться. Тем самым он продемонстрирует свое намерение переходить дорогу, и водители автомобилей смогут вовремя затормозить, пропуская его.

Дорожные знаки в помощь пешеходу

Среди множества дорожных знаков существуют те, которые могут значительно облегчить жизнь. Это тоже обязанности пешехода - знать их назубок.

Попав на незнакомый перекресток, любой человек ищет глазами знак пешеходного перехода: человечек идет по «зебре» в белом треугольнике на синем фоне. Он показывает разрешенные для пересечения дороги места.

Перечеркнутый человечек в красном кругу может означать только то, что переход категорически запрещен, так как это может повлечь опасность для жизни (слишком оживленное движение на улице, например).

Знак (человечек спускается по лестнице вниз) - тоже весьма полезный. Если местность незнакомая, но вы видите такой символ, то можно не волноваться о том, как перейти на другую сторону улицы.

Также отмечаются дорожными знаками: автобус, троллейбус или трамвай в синем прямоугольнике. Увидев такой символ, можно останавливаться и ждать ближайшего перевозчика.

Обучение детей ПДД

Как уже упоминалось выше, ребенок получает основные знания о правилах дорожного движения в детском саду или в младших классах. Но и родители своим собственным примером должны показывать малышу навыки правильного перехода через улицу.

Печально видеть, как мама, схватив сына за руку, перебегает дорогу на красный свет светофора. Не нужно забывать о том, что проезжая часть - это не игровая площадка для наших детей. Стоит научить их этому, внушить правила поведения на дороге и запомнить их самим.

Таким образом, основные обязанности пешехода определены в Их нужно соблюдать всем без исключения и помнить, что от этого зависит не только удобство, но порой и жизнь.

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Пешеходы, как и водители транспортных средств, являются участниками движения и, соответственно, обязаны подчиняться Правилам. Обратите внимание на статистику аварийности, около трети всех ДТП связаны с нарушением Правил со стороны пешеходов.
Пешеходы — наименее защищенная категория участников дорожного движения.
Основным способом обеспечения безопасности пешеходов является разделение в пространстве и во времени транспортных и пешеходных потоков в местах их пересечения. С этой целью для пешеходов выделяют специальные пути движения - тротуары, пешеходные дорожки, пешеходные переходы, велопешеходные дорожки и пр.
В местах интенсивного движения пешеходов в целях принудительного снижения скорости транспортных средств сооружают искусственные неровности (так называемые «лежачие полицейские»).
В интересах пешеходов, в Правила включены требования как к водителям, так и к пешеходам, взаимное соблюдение которых обеспечивает безопасное «сосуществование» этих категорий участников движения.

Основными путями пешеходного движения вдоль проезжей части, как это следует из данного пункта Правил, являются тротуары и пешеходные дорожки, и только при их отсутствии допускается использовать обочины.
Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, а также перевозящие или переносящие громоздкие предметы, могут отступить от этих требований и даже при наличии тротуара и обочины двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам и обочинам создает помехи пешеходам.
Поскольку появление людей на проезжей части всегда опасно, то указанная категория участников движения должна воспользоваться таким правом лишь в крайнем случае.
В связи с тем, что дорога может иметь две проезжие части с противоположным направлением движения транспортных средств, отделенные друг от друга разделительной полосой, Правила уточняют, что движение пешеходов может осуществляться только по внешнему, т.е. примыкающему к тротуару или обочине (а не к разделительной полосе) краю проезжей части.
Пешеход должен идти навстречу движению транспорта для того, чтобы видеть приближающиеся ТС и иметь возможность предпринять меры предосторожности.

В отличие от пешеходов, лицам, передвигающимся в инвалидных колясках, ведущим в руках велосипед, мопед, мотоцикл, предписано двигаться по ходу движения транспортных средств. Вызвано это тем, что коляска, велосипед, мопед, мотоцикл имеют сзади световозвращатели красного цвета, а спереди – белого. Нарушение установленного Правилами порядка движения может повлечь неправильную ориентировку водителей транспортных средств в темное время суток.

В целях обеспечения безопасности движения и с учетом опыта ряда стран, в частности, Финляндии, Швеции, Норвегии, Эстонии и других в текст пункта включена рекомендация пешеходам иметь прикрепленные на одежде или нести в руках световозвращающие элементы, существенно улучшающие для водителей видимость пешеходов в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Движение организованных пеших колонн по проезжей части создает серьезные помехи для движения транспортных средств, приводит к значительному сужению проезжей части, усложняет маневрирование, резко снижает пропускную способность дороги. Поэтому в рассматриваемом пункте Правил четко регламентируется порядок их движения.

В понятие «пешая колонна» не случайно добавлено слово «организованная». Пешая колонна приобретает черты организованной при наличии спереди и сзади колонны сопровождающих с сигнальными устройствами: днем – с флажками красного цвета, ночью – с фонарями соответствующего цвета. Правила ограничивают движение организованных пеших колонн следующими условиями:

а) двигаться только по направлению движения транспортных средств (это условие по существу запрещает пропуск пеших колонн по улицам с односторонним движением в случаях, если их движение должно быть направлено навстречу транспортному потоку);

б) колонна по ширине должна быть организована не более чем по четыре человека в ряд. Сопровождающие колонну лица должны двигаться спереди и сзади колонны по линии ее левого края. Практика показывает, что расстояние, на котором следует располагаться сопровождающим относительно колонны, должно быть около 10 м спереди и сзади нее. Свет фонарей должен быть ориентирован определенным образом: переднего сопровождающего (фонарь белого цвета) – вперед, заднего сопровождающего (фонарь красного цвета) – назад относительно направления движения.

В любом случае движение организованных пеших колонн по проезжей части допускается как исключение из общего правила. Иными словами, если есть возможность провести группу людей по тротуару или обочине, то проводить ее надо именно там.

Правила запрещают водить группы детей по проезжей части. Для организованных групп детей могут использоваться только тротуары и пешеходные дорожки, а при их отсутствии возможно использование в этих целях и обочин. В последнем случае введены дополнительные ограничения на движение (лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых). Порядок сопровождения взрослыми групп детей при следовании их по обочине Правилами не регламентируется.


4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.

Пересечение пешеходом проезжей части возможно исключительно по специализированным переходам (речь также идет и о надземных, и о подземных переходах).

При отсутствии пешеходных переходов разрешается переходить проезжую часть на перекрестках по линии тротуаров или обочин. Пешеход в этом случае имеет преимущество перед выезжающими с перекрестка транспортными средствами, завершающими правый или левый поворот.

В некоторых случаях законодательством допускается пересечение дороги между двумя противолежащими углами перекрестка (наискосок, по диагонали). Однако только в случае наличия разметки, обозначающей диагональный пешеходный переход.
Переход по диагонали допускается только при соблюдении следующих условий:

  • допускается исключительно на регулируемых перекрестках;
  • допускается только при наличии соответствующей разметки.

Внимание! Далеко не везде пешеходы могут переходить дорогу по диагонали. Это относится и к местам, где есть дорожный знак «Пешеходный переход», и к регулируемым перекресткам. Исключение сделано только для тех участков, где была нанесена соответствующая разметка. Пересечение проезжей части по диагонали на перекрестках без разметки может привести к возникновению аварийной ситуации. Существуют также определенные правила ее нанесения. Например, важно учитывать размеры пешеходной зебры. Когда все (и водители, и пешеходы, и коммунальные службы) выполняют свои обязанности, движение на дорогах становится безопасным.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.


Безопасным Правила считают расстояние 200–300 м. Это ориентировочное значение, а на практике пешеходу рекомендуется, кроме того, учитывать скорость движения автомобиля и возможную скорость собственного движения.
Естественно, что при наличии на дороге разделительных полос, пешеходных ограждений или дорожных барьерных ограждений пересечение пешеходами проезжей части не допускается.

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.

Регулируемые пешеходные переходы оборудуются пешеходными двухсекционными светофорами. В дополнение к светофорной сигнализации допускается применение звуковой сигнализации (для незрячих пешеходов). Зачастую на пешеходных переходах может иметься кнопка вызывного пешеходного устройства, с помощью которого пешеходы сами могут «вызвать» по запросу разрешающий для них зеленый сигнал.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

На нерегулируемом пешеходном переходе водитель должен уступать дорогу пешеходам. Тем не менее пешеходы также обязаны принимать все возможные меры предосторожности и не создавать для водителей критических ситуаций, выходя на проезжую часть перед приближающимся ТС. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеход не пользуется приоритетом перед транспортными средствами, кроме случаев, когда ТС выезжает с перекрестка и завершает поворот.
Пешеходы обязаны принимать все возможные меры предосторожности и не создавать для водителей критических ситуаций, выходя на проезжую часть перед находящимся близко транспортным средством.
Считается, что ситуация становится критической, если водитель для избегания наезда на неожиданно вышедшего на проезжую часть пешехода прибегает к экстренному торможению. Перед выходом на проезжую часть пешеход должен убедиться в отсутствии приближающегося транспортного средства. В противном случае пешеход вправе выходить на проезжую часть только после того, как убедится, что водитель его видит и снижает скорость, или что расстояние до транспортного средства и скорость последнего позволяют совершить переход не переходя на бег, равно как и не заставляют водителя экстренно тормозить во избежание наезда.
Неосмотрительное появление пешехода на проезжей части чаще всего происходит в условиях ограниченной обзорности. Поэтому данный пункт Правил еще раз подчеркивает необходимость убедиться в отсутствии приближающихся транспортных средств, прежде чем выйти на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия (например, ограждения места производства работ на дороге).

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

При движении по нерегулируемому переходу это означает, что выбираемый пешеходом интервал в транспортном потоке для перехода через дорогу должен быть достаточным, по крайней мере, для безостановочного движения пешехода от тротуара до середины проезжей части. Требование скорейшего и безостановочного движения через проезжую часть дороги носит общий характер и не зависит от степени оборудования перехода техническими средствами организации движения. Задержка или остановка пешехода допускаются лишь по причине, связанной с обеспечением безопасности движения. Такие ситуации часто возникают на широких дорогах (4 полосы движения и более) при интенсивных транспортных потоках.

Но Правила четко оговаривают место возможной остановки: на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. При наличии островка безопасности пешеходы должны ожидать возможности дальнейшего движения только на нем. Для дальнейшего движения на нерегулируемом переходе пешеход должен убедиться в возможности перехода и ждать появления приемлемого интервала в транспортном потоке, а на регулируемом переходе – продолжить движение по разрешающему сигналу светофора или регулировщика.

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

Данное требование по смыслу аналогично пункту , который касается только водителей транспортных средств. Если пешеходы находятся уже на проезжей части (например, переходят дорогу по разрешающему сигналу светофора), то они немедленно должны освободить ее, т.е. в зависимости от того, какой тротуар (обочина, островок безопасности) ближе, вернуться либо продолжить путь, сделав это по возможности быстрее. При этом пешеходы должны выполнить основное требование данного пункта - уступить дорогу приближающимся транспортным средствам с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом.

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 — 4.7 Правил.

Из всех происшествий с пешеходами примерно 4% вызвано наездами на них в зоне остановок маршрутных транспортных средств. В целях обеспечения безопасности пешеходов Правила конкретно определяют место ожидания маршрутных транспортных средств и такси: только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине.
Специальная посадочная площадка обычно приподнята над проезжей частью на 0,2-0,3 м. Посадочная площадка выполняет две функции: обеспечивает безопасность находящихся на ней людей и повышает удобство и быстроту посадки и высадки пассажиров.
При движении от тротуара (обочины) к приподнятой посадочной площадке и обратно пешеход обязан выполнять требования пунктов 4.4-4.7 Правил и не создавать помех для движения транспортных средств. Но эти требования в зоне остановки действуют только при отсутствии маршрутного транспортного средства.
В случае остановки маршрутного транспортного средства на обозначенной остановке вступает в силу требование пункта 14.6 Правил, обязывающее водителя уступить дорогу пешеходам, идущим к этому транспортному средству или от него.
Но и в этом случае пешеход в интересах собственной безопасности должен перед выходом на проезжую часть убедиться, что водитель приближающегося транспортного средства видит его, снижает скорость и готов его пропустить.
Во всех иных ситуациях ожидать маршрутное транспортное средство следует на тротуаре или обочине, а выходить на проезжую часть в отсутствии маршрутного транспортного средства или при его движении запрещается.
Ожидать трамвай можно на приподнятой посадочной площадке, которая может находиться рядом с трамвайными путями или на тротуаре.

Пешеходный переход — это место где пересекается две дорожные стихии, водители и пешеходы, естественно им нужно каким-либо образом взаимодействовать. И основной зоной этого взаимодействия является пешеходный переход. Для многих еще со времени обучения в автошколе привито мнение, что пешеход на дороге всегда прав и его нужно всегда пропускать — это верное предостережение для водителя, но не правило, и к сожалению это мнение распространилось и среди пешеходов и многие из них уверены, что на дороге их всегда должны пропустить.

Конечно силы пешехода несравнимы с мощностью автомобиля, но это не значит, что пешеход всегда имеет преимущество перед автомобилем только потому что он более слабый участник дорожного движения, а означает, что у пешехода гораздо большая заинтересованность в знании и соблюдении правил дорожного движения.

Мы подробно рассмотрим, как регулируют отношения между водителями и пешеходами.

Правила дорожного движения

Давайте посмотрим, кто же такие водитель и пешеход в рамках Правил дорожного движения.

«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Обратите внимание, «управляющие» транспортным средством и «ведущие» транспортное средство. Например, как только велосипедист покидает седло велосипеда он становится пешеходом и при ведении велосипеда на него распространяются все обязанности пешехода, а при управлении велосипедом — обязанности водителя.

Определение пешеходного перехода:

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 (зебра) и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2

В этом определении отмечаем предлоги «и (или)», которые означают, что пешеходный переход может быть обозначен как разметкой совместно со знаками, так и отдельно, либо знаками, либо разметкой.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

Внимательно прочитайте это определение, многие сотрудники ДПС трактуют его не в вашу пользу.

«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

И пешеход, и водитель равноправные участники дорожного движения.

Обязанности пешехода

Обязаннастям пешехода посвящена 4-я глава Правил дорожного движения. Мы подробно рассмотрим только пункты, где пешеходное движение непосредственно пересекается с автомобильный и возникает вопрос приоритета.

4.3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Отмечаем:

  1. Пересекать проезжую часть можно только по пешеходным переходам,
  2. Пересечение проезжей части вне пешеходного перехода это исключение из общего правила.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Самое главное — убедиться в безопасности — это обязанность пешехода, следить за обязанностями водителей пешеход не должен, в первую очередь собственная безопасность,

Не менее важный момент, при отсутствии пешеходного перехода у пешехода нет преимущества перед автомобилем. Не имеет значения на перекрестке осуществляется переход или на другом участке дороги. Нет пешеходного перехода — нет преимущества.

Еще раз обратите внимание, уступить дорогу пешеходу на пешеходном переходе — это обязанность водителя, обязанность пешехода — обеспечить для себя безопасность.

Обязанности водителя

Обязанностям водителя посвящено 90% Правил дорожного движения. В этом материале мы рассматриваем правила, регулирующие приоритет между водителем и пешеходом на проезжей части. Проезд пешеходного перехода регулирует 14-я глава правил дорожного движения. Также ситуации пересечения автомобиля и пешехода встречаются и в других пунктах

6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:

  • на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;
  • перед железнодорожным переездом — в соответствии с пунктом 15.4 Правил;
  • в других местах — перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.

При запрещающем сигнале светофора или регулировщика водитель обязан обеспечить беспрепятственный проход для пешеходов

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.

Отметим в п.14.1, что водитель должен не уступить дорогу, а пропустить пешеходов, вступивших на проезжую часть. Это требование только к нерегулируемым пешеходным переходам .

14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления.

Здесь интересно понятие «дать возможность», которое можно толковать по разному. Как с одной так и с другой стороны. В данном пункте также нет требования уступить дорогу, поэтому изменение скорости или направления движения пешехода не может быть основанием считать, что водитель нарушил требования данного пункта

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

В этом пункте требование уступить дорогу пешеходам, то есть нет необходимости ждать пока трамвай закроет все двери и тронется с остановки, но тем не менее в целях безопасности лучше не начинать движение до того, как трамвай начнет движение. Часто бывает, что люди «догоняют» трамвай и могут появиться буквально из ниоткуда. Закрытые двери трамвая так же не свидетельствуют о том, что посадка и высадка пассажиров закончена, дверь может открыться в любой момент.

Как мы выяснили Правила дорожного движения достаточно подробно распределяют приоритет между движением пешеходов и транспортных средств и если их соблюдать даже такие разные участники дорожного движения могут бесконфликтно существовать в условиях дорожного движения.

Дорог вам без препятствий