Виды оснований прекращения государственной гражданской службы. Российское административное право

Прекращение государственной гражданской службы представляет собой юридический факт аннулирования административных служебно-правовых отношений между государственным органом, с одной стороны, и государственным гражданским служащим - с другой, на основании расторжения служебного контракта и издания соответствующего индивидуального правового акта в отношении государственного гражданского служащего.

Для прекращения (или приостановления) служебного контракта, освобождения государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения его с государственной гражданской службы существуют следующие основания.

1. Соглашение сторон служебного контракта . Служебный контракт может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон (государственного органа и государственного гражданского служащего) с одновременным освобождением государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнением с государственной гражданской службы.

При расторжении служебного контракта и увольнении с государственной гражданской службы государственный гражданский служащий исключается из реестра государственных гражданских служащих государственного органа, а его личное дело в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа.

4. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя . Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а государственный гражданский служащий освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы в случаях:

  • несоответствия государственного гражданского служащего замещаемой должности (по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением; вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации);
  • неоднократного неисполнения государственным гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
  • однократного грубого нарушения государственным гражданским служащим должностных обязанностей (прогула, отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);
  • появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными государственному гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
  • совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества , растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях ;
  • нарушения государственным гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий);
  • совершения виновных действий государственным гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;
  • принятия государственным гражданским служащим, замещающим должность государственной гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;
  • однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации ;
  • предоставления государственным гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;
  • прекращения допуска государственного гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям.

5. Перевод государственного гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида.

6. Отказ государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности государственной гражданской службы.

7. Отказ государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

8. Отказ государственного гражданского служащего от перевода на иную должность государственной гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствием такой должности в том же государственном органе.

9. Отказ государственного гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом.

10. Обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта. Указанное основание предполагает два варианта служебно-правовых последствий:

  • приостановление служебного контракта с освобождением государственного гражданского служащего от замещаемой должности, оставлением его в соответствующем реестре государственных гражданских служащих и включением в кадровый резерв в связи со следующим: призывом государственного гражданского служащего на военную службу или направ-лением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; восстановлением на службе государственного гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность государственной гражданской службы, по решению суда ; избранием или назначением государственного гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, избранием его на выборную должность в орган местного самоуправления либо избранием его на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза; наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих про-должению отношений, связанных с государственной гражданской службой (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
  • прекращение служебного контракта с освобождением государственного гражданского служащего от замещаемой должности и увольнением с государственной гражданской службы в связи с осуждением государственного гражданского служащего к наказанию , исключающему возможность замещения должности государственной гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу; признанием госу-дарственного гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением; признанием государственного гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; достижением государственным гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе - 65 лет; смертью (гибелью) государственного гражданского служащего либо признанием его безвестно отсутствующим или объявлением умершим решением суда, вступившим в законную силу.

11. Нарушение установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности государственной гражданской службы. К указанному основанию относятся:

  • заключение служебного контракта в нарушение вступившего в законную силу приговора суда о лишении лица права занимать определенные должности государственной гражданской службы или заниматься определенной деятельностью;
  • заключение служебного контракта на исполнение должностных обязанностей, противопоказанных лицу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
  • отсутствие у лица соответствующего документа об образовании, если исполнение должностных обязанностей требует специальных знаний в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» или иным нормативным правовым актом.

12. Выход государственного гражданского служащего из гражданства Российской Федерации. Служебный контракт расторгается, а государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с государственной гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня выхода из гражданства Российской Федерации. Государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с государственной гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня приобретения гражданства другого государства , если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

13. Несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств , установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами.

14. Нарушение запретов, связанных с государственной гражданской службой.

15. Отказ государственного гражданского служащего от замещения прежней должности государственной гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.

Избиенова Т. А., Салишкина В. В.

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСНОВАНИЙ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Избиенова Татьяна Александровна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права России и зарубежных стран ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]

Салишкина Виктория Владимировна,

магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]

Статья посвящена соотношению специального служебного и трудового законодательства, вопросам несовершенства законодательства в сфере неурегулированности гарантий и положения лиц, замещающих должности государственной гражданской службы.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, основания прекращения служебного контракта, трудовое законодательство, инициатива нанимателя, гарантии, неопределенность правовых норм.

Согласно ст. 11 та; РФ на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов о государственной гражданской службе.

Основным нормативно-правовым актом федерального уровня, регулирующим такие особенности, является Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который выделяет основания прекращения служебного контракта с государственным служащим по инициативе представителя нанимателя (ст. 33) .

Данный нормативно-правовой акт, а также Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» в статьях 5, 73 предполагают субсидиарное применение норм трудового права для урегулирования отношений по прохождению гражданской службы в целях восполнения правовых пробелов. Соответственно, основания прекращения служебного контракта с государственным служащим могут быть применены лишь по принципу субсидиар-ности, относительно ТК РФ. Такая правовая конструкция, как представляется, призванная придать целостность механизму правового регулирования служебной деятельности на стадии его формирования, не только не решает проблем, но и создает неясность с определением нормативной базы при регулировании отношений по прохождению службы.

Применение этих оснований на практике может вызвать достаточно большое количество проблем. Прекращение гражданства Российской Федерации,

прекращение гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на государственной службе, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на государственной службе, является ограничением, предусмотренным статьей 16 ФЗ «О государственной службе Российской Федерации». Соответственно в случае возникновения одного из указанных обстоятельств представитель нанимателя оказывается перед выбором: в соответствии с каким пунктом, 6 или 7 статьи 16 указанного закона должен быть уволен государственный служащий? .

Фактически Закон устанавливает два дополнительных основания прекращения служебных правоотношений: несоблюдение ограничений и нарушение запретов. Очевидно, что неизбежно возникновение конфликтов, связанных с соотношением специального служебного и трудового законодательства при регулировании служебных отношений, т. к. многие из указанных ограничений являются самостоятельными основаниями прекращения трудового договора, предусмотренными ТК РФ. Например, представление подложных документов при поступлении на государственную службу в соответствии с положениями ст. 81 ТК РФ является основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя. На-

Государственное и муниципальное управление

личие заболевания, препятствующего поступлению на государственную службу или ее прохождению, подтвержденного заключением медицинского учреждения, как основание прекращения трудового договора предусмотрено п. 8 ст. 77 ТК РФ .

В таких случаях возникает вопрос: на какую статью необходимо ссылаться при увольнении государственного служащего по данному основанию? Ссылку в трудовой книжке следует делать на п. п. 4 и 8 статьи 16 Закона о государственной службе соответственно, поскольку приведенная там норма является специальной по отношению к общим нормам трудового законодательства.

Помимо вопроса об утрате гражданства, представитель нанимателя в соответствии с Законом вправе решать - прекратить или нет служебные отношения со служащим, нарушившим любое из ограничений или запретов. Возникающая проблема, связанная с весьма широкими возможностями представителя нанимателя действовать по своему усмотрению, с нашей точки зрения, является одной из важнейших на гражданской службе. А именно, ст. ст. 16, 17 Закона прямо говорят о невозможности быть принятыми на государственную службу или состоять на ней для лиц, нарушивших запреты или допустивших несоблюдение ограничений, а также служащих, в отношении которых представитель нанимателя утратил доверие.

Кроме того, предложенный порядок привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения (ст. 59.3), ограничивающий сроки привлечения к ответственности, вряд ли может быть признан сообразующимся с целями правового регулирования служебной деятельности в части обеспечения соблюдения запретов и ограничений для лиц, замещающих должности государственной службы. Это означает, что увольнение по основаниям, перечисленным в п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и ст. 59.2, за исключением случая непредотвращения конфликта интересов, не является элементом института дисциплинарной ответственности и не может выступать в качестве меры дисциплинарного воздействия.

Таким образом, неопределенность норм порождает широту дискреционных полномочий должностных лиц или государственного органа в целом. Можно сделать вывод о необходимости проведения комплексной работы по разграничению оснований прекращения служебного контракта, что будет способствовать снижению коррупциогенных факторов .

Возникает вопрос: а можно ли уволить беременную женщину, замещающую должность государственной гражданской службы, за совершение коррупционного проступка, например, за предоставление

заведомо недостоверных сведений о доходах? На данный момент в правовом поле этот вопрос не урегулирован и не имеет нормативного закрепления, что подталкивает соискателей находить возможные варианты регулирования на законодательном уровне.

Можно сделать вывод, что законодательство закрепляет общие положения государственной службы и регулирует правовое положение государственного служащего, ориентируясь на достижение наиболее эффективных результатов путем установления особого статуса. При всей логичности и легитимности такого подхода на практике наблюдается отсутствие системности в реализации общих принципов и целей государственной службы, что вызывает различные коллизии. Отдельные аспекты требуют уточнения и конкретизации. Ориентиром должны стать конституционные нормы, закрепляющие место и статус государственной службы в системе государственного управления.

Литература

1. Конституция Российской Федерации: официальный от 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. (ред. от 03.04.2014) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014 № 53-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215; СПС «Консультант Плюс».

4. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013 № 396-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (часть I). Ст. 6228; СПС «Консультант Плюс».

5. По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А. Е. Остаева: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 дек. 2011 г. № 28-П // Собрание законодательства РФ. 2011. № 52. Ст. 7639; СПС «Консультант Плюс».

6. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) / Н. И. Воробьев, В. А. Галкин, М. М. Мокеев, И. Н. Осипова, А. Б. Юдина. М.: АЙ ПИ ЭР МЕДИА, 2014.

7. Пресняков М. В., Чаянов С. Е. Расторжение служебного контракта: практическое применение // Справочник кадровика. 2012. № 8.

Петренко Н. И, Якимов В. А.

T. A. Izbienova, V. V. Salishkina PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE BASES OF TERMINATION OF STATE CIVIL SERVICE

The article is devoted to the special relationship of service and labor law issues imperfection of the legislation in the sphere of the unsettled situation of guarantees and persons holding positions of state civil service.

Key words: civil service, grounds for termination of the service contract, the labor legislation, the initiative of the employer, guarantees, uncertainty of legal rules.

IZBIENOVA Tatiana Alexandrovna - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Private Law Russia and foreign countries Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]

SALISHKINA Viktoria Vladimirovna - Master student of the Mary State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Петренко Николай Иванович,

доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Чебоксарского кооперативного института АНО ОВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Чебоксары. E-mail: [email protected]

Якимов Владимир Анатольевич,

магистрант ФГБОУВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: miketyson891 @gmail. com

В статье автором исследуется нормативно-правовая основа регулирования статуса депутатов представительных органов местного самоуправления. Кроме того, атвором исследуется вопрос правового регулирования статуса депутатов на уровне субъектов и муниципальном уровне. Автором отмечается, что рассмотрение вопросов компетенции субъектов Российской Федерации в сфере местного самоуправления, как правило, связывают с исследованием проблем федерализма, а также проблем разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами.

Ключевые слова: депутат, местное самоуправление, конституционно-правовой статус, статус депутата представительного органа местного самоуправления, права и свободы, стутус депутата.

Особое место в системе правового регулирования статуса депутата занимают общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, которые в ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поставлены на первое место в перечне актов, составляющих правовую основу местного самоуправления.

К общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам России в сфере местного самоуправлении относится, в частности, Европейская хартия местного самоуправления , которую Россия подписала 28 февраля 1996 г. и ратифицировала ее 5 мая 1998 года. В ней закрепляются принципы, определяющие условия осуществле-

ния полномочий выборными представителями на муниципальном уровне.

Конституция РФ (статья 17) признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, указывает на особую роль принципов и норм международного права в правовом закреплении прав и свобод человека и гражданина.

Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ устанавливает, что, если международный договор содержит правила, требующие изменения положений Конституции РФ, решение на его обязательность для России возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Кон-

В законе установлены как общие основания прекращения служебного контракта - это:

Соглашение сторон служебного контракта;

Истечение срока действия срочного служебного контракта;

Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;

Представителя нанимателя;

Перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

Отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы4

Отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;

По обстоятельствам, независящие от воли сторон служебного контракта др.

Предусмотрены и специальные снования расторжения служебного контракта и, следовательно, прекращения государственной службы. К ним относятся, например:

Прекращение служебного контракта вследствие нарушения обязательных правил при заключении служебного контракта: заключения служебного контракта в нарушение вступившего в законную силу приговора суда о лишении лица права занимать определенные должности гражданской службы или заниматься определенной деятельностью;

Расторжение служебного контракта в связи с выходом гражданского служащего из гражданства Российской Федерации - Служебный контракт расторгается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня выхода из гражданства Российской Федерации.

Заключение

Рассмотрев особенности регулирования труда государственных служащих можно сделать следующие выводы:

1. Правовое регулирование института государственной службы в России стремительно развивается. Об этом убедительно свидетельствует новое российское законодательство о системе государственной службы (ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации") и государственной гражданской службе (ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). В данных федеральных законах очень подробно урегулированы все вопросы, касающиеся трудовой деятельности государственных служащих.

2. Поступление граждан на гражданскую службу имеет ряд особенностей, а именно - поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, для проведения которого образуется конкурсная комиссия. В ряде случаев, установленных федеральным законом конкурс может и не проводится.

3. Так как государственная гражданская служба это особый вид службы, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации, то и правовой статус государственных служащих имеет некоторые особенности. В частности, за ними закреплен ряд обязанностей, которые не входят в круг обязанностей работников, работающих по трудовому договору, кроме того, в законе установлены ограничения и запреты, для государственных служащих, которые специально оговариваются в служебном контракте, который служит основой для правоотношений возникающих между государством и государственным гражданским служащим.

4. Для государственных служащих помимо общих гарантий, которые предоставлены Трудовым Кодексом РФ работникам, работающим по трудовому договору предоставлены и дополнительные гарантии, например, такие как: транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, единовременная субсидия на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы и др. Все это подчеркивает особый характер правоотношений, возникающих по поводу осуществления государственной гражданской службы.

5. Что же касается оснований расторжения служебного контракта и связанного с ним прекращения государственной службы то в принципе законом установлены основания идентичные тем. которые содержаться в Трудовом Кодексе РФ, за некоторыми исключениями, например, существует такое основание расторжения служебного контракта, как выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации.

Порядок поступления на государственную службу определяется правовыми актами с учетом:

а) особенностей статуса государственных органов;

б) особенностей сфер и отраслей, к которым эти органы относятся;

г) способов замещения этих должностей.

Конституционный принцип равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе не исключает ограничений для поступления на эту службу или занятие конкретных государственных должностей. Ограничения установлены законами и другими правовыми актами.

Гражданин не может быть принят на государственную должность в случаях:

а) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

б) лишения его судом права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

в) наличия заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий, если специальные требования к состоянию здоровья установлены для соответствующих должностей;

г) наличия близкого родства или свойства с государственным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью и непосредственной подконтрольностью одного другому- К лицам, находящимся в отношениях близкого родства или свойства, отнесены родители, супруги, их братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов;

д) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если служба будет связана с использованием таких сведений;

е) наличия гражданства иностранного государства, если доступ к государственной службе не урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;

ж) отказа от представления сведений в органы налоговой службы о полученных доходах и имуществе, принадлежащем претенденту на должность на праве собственности, являющихся объектом налогообложения.

Правоограничения государственных служащих (их надо отличать от ограничений поступления на государственную службу) обусловлены особенностями государственной службы и имеют целью обеспечение ее эффективного функционирования. Государственная служба неотделима от осуществления государственной власти. Поэтому должны быть определенные, в частности, правовые препятствия всегда возможному злоупотреблению принадлежностью к этой власти.

Установленные правоограничения заключаются в основном в том, что государственный служащий не вправе:

а) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

б) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации аналогичных органов, ее субъектов и органов местного самоуправления;


в) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

г) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или если ему в установленном порядке не поручено участвовать в управлении этой организацией;

д) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

е) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

ж) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

з) получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию (подарки, ссуды, услуги и др.);

и) принимать участие в забастовках;

к) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений, для пропаганды отношений к ним. Для федеральных государственных служащих установлен ряд запретов относительно получения ими без должного разрешения иностранных наград и знаков отличия иностранного государства; загранкомандировок за счет юридических лиц и граждан, за исключением служебных поездок в установленных случаях; совершения определенных действий в отношениях с религией.

Установленные ограничения не преследуют цели ущемления гражданских прав государственных служащих и направлены на обеспечение независимости их служебной деятельности, против коррупции, на создание нормальных условий для работы государственного аппарата.

Вышеназванные ограничения адресованы государственным служащим, занимающим государственные должности государственной службы, и не распространяются на служащих государственных предприятий, учреждений и организаций.

Прохождение государственной службы отдельными категориями служащих связано с их периодической аттестацией, повышением квалификации в специально созданных учебных заведениях, на курсах и т.д.

Аттестации проводится для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда. Она должна проводиться не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года-

Огромная значимость для государственных служащих аттестации, в результате которой затрагиваются их служебные и личные интересы, обусловила то, что порядок и условия ее проведения устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ.

Оценка деятельности государственного служащего и рекомендации по результатам аттестации выносятся создаваемыми аттестационными комиссиями. По результатам аттестации руководитель органа принимает решение, учитывающее также рекомендации аттестационной комиссии.

Повышение квалификации. Государственные служащие повышают квалификацию в различных учебных заведениях: Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, институтах повышения квалификации государственных служащих, функционирующих в различных регионах.

Командировки, классные чины, ранги, форменная одежда. Режим прохождения государственной службы включает регулирование служебных командировок, введение для некоторых категорий государственных служащих персональных званий, классных чинов, рангов, форменной одежды, знаков различия, закрепление права на табельное оружие, порядка его применения и использования и т. д. В настоящее время классные чины, ранги и т. д. введены для многих категорий государственных служащих органов военизированных и гражданских отраслей и сфер деятельности (обороны, внутренних дел, железнодорожного, водного, воздушного транспорта, таможенных органов и др.)

4.3Прекращение государственной службы. Государственная служба прекращается в результате увольнения государственного служащего на основании и в порядке, установленных правовыми актами. Оно возможно по инициативе самого государственного служащего и компетентного государственного органа или должностного лица. Основания увольнения по инициативе государственного органа или должностного лица предусмотрены законодательством о труде. Дополнительно ряд специфических оснований, обусловленных особенностями поступления на государственную службу и ее прохождения, установлен Законом об основах государственной службы. Подавляющее большинство конкретизированных здесь оснований не связано с отношением государственного служащего к выполнению им должностных обязанностей. К ним относятся увольнение в связи с достижением пенсионного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы; прекращением гражданства Российской Федерации; несоблюдением ограничений, установленных для государственных служащих; наличием заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей.

Вместе с тем по закону основаниями увольнения являются несоблюдение обязанностей, установленных для государственных служащих этим законом; разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. Как было сказано, перечень обязанностей государственных служащих дан в этом законе. Характер этих обязанностей определен здесь таким образом, что их несоблюдение может служить общим основанием для прекращения государственной службы.

Предельный возраст нахождения на государственной службе установлен в 60 лет. Затем возможно продление уполномоченным органом или должностным лицом срока нахождения на государственной службе, но каждый раз не более чем на один год. Продление после достижения 65 лет не допускается. В дальнейшем государственный служащий может работать в государственном органе на условиях срочного трудового контракта.

Государственно-служебные отношения прекращаются изданием полномочным органом или должностным лицом административного акта об освобождении государственного служащего от должности или его отставке.


Прекращение государственной службы Основания соглашение сторон служебного контракта;
истечение срока действия срочного служебного контракта;
расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;
расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя;
перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;
отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы. Приостановление служебного контракта возможно в следующих случаях: в связи с призывом гражданского служащего на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
в связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда;
в связи с избранием или назначением гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, избранием его на выборную должность в орган местного самоуправления либо избранием его на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта Федерации. Основания прекращения служебного контракта с полным освобождением от занимаемой должности осуждение гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;
признание гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением;
признание гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе - 65 лет;
смерть (гибель) гражданского служащего либо признание гражданского служащего безвестно отсутствующим или объявление его умершим решением суда, вступившим в законную силу Порядок прекращения государственной службы Государственно-служебные отношения прекращаются изданием полномочным органом или должностным лицом административного акта об освобождении государственного служащего от должности или его отставке. При расторжении служебного контракта и увольнении с гражданской службы гражданский служащий исключается из реестра гражданских служащих государственного органа, а его личное дело в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа. По письменному заявлению гражданского служащего он может освобождаться от замещаемой должности гражданской службы и увольняться с гражданской службы только после предоставления ему ежегодного оплачиваемого отпуска или после окончания периода его временной нетрудоспособности. Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период временной нетрудоспособности гражданского служащего и в период его пребывания в отпуске. В день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы гражданский служащий обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.