Заниматься юриспруденцией. Что такое юриспруденция? Понятие, направления, практика

Понятие и состав юриспруденции

Юриспруденция – комплексная юридическая дисциплина

Каждая наука – это определенный способ производства и организации знаний о тех объектах, которые она изучает.

Условно все существующие науки можно подразделить на несколько групп: технические; естественные; гуманитарные.

С точки зрения данной классификации юриспруденция является гуманитарной наукой, представляющей собой способ производства и организации юридических знаний.

У каждой науки есть объект и предмет исследования и их следует различать.

Объект исследования – это то, что еще подлежит изучению с помощью познавательных средств и приемов соответствующей науки . В процессе научного изучения исходные эмпирические знания об объекте дополняются теоретическими знаниями, т.е. системой понятий и категорий об основных сущностных свойствах исследуемого явления.

Следовательно, научное познание представляет собой творческий процесс по созданию мысленного образа (модели) объекта в виде определенной системы понятий.

Эти искомые сущностные свойства объекта (в их понятийном выражении) и есть предмет исследования. Другими словами, предмет исследования – это его объект во всех своих связях и отношениях.

В упрощенной форме: объект – это то, что мы о нем знаем до научного познания. Предмет – после.

Каждая наука имеет один предмет исследования, которому соответствует определенный объект. В нашем случае мы сталкиваемся с тем, что у юриспруденции наряду с одним предметом исследования имеются два объекта.

Преодоления подобного дуализма объектов и объединение их в едином предмете возможно лишь при глубоком внутреннем единстве исследуемых явлений. Достигнуть единства объектов возможно двумя путями:

на базе понятия государства;

на базе понятия права.

Традиционно сложилось так, что юридическая наука (юриспруденция) развивалась и развивается на базе понятия права, т.е. предметом изучения которой являются понятие права и соответствующее ему понятие государства.

В зависимости от правопонимания (юридического и легистского) различают две различные типологические концепции юриспруденции.

Первая концепция исходит из либертарно-юридического понятия права (В.С. Нерсесянц ). В рамках данной концепции право понимается как формальное равенство свободных индивидов; государство – это институциональная (организационно-властная) форма этой же свободы.

Вторая – исходит из неопозитивистского “чистого учения о праве” (Г. Кельзен ). В этом случае право рассматривается как приказ власти, как принудительный порядок; любое государство с этой позиции следует считать правовым.

Каждая из рассмотренных концепций по-своему разрешает дуализм объектов юриспруденции. Однако ни ту, ни другую нельзя назвать ложной или истинной. Истина – не на крайних полюсах мнений, а, как известно, посередине.

Разрешив проблему дуализма объектов юриспруденции и внутрипредметные противоречия, можно сформулировать ее определение.

Юриспруденция – это комплексная юридическая наука, изучающая сущностные свойства государства и права в их понятийно-правовом выражении.

Понятие и предмет теории государства и права

Ведущее место в комплексе наук, составляющих юриспруденцию, по праву занимает теория государства и права.

Теория государства и права изучает главным образом не случайные, а закономерные процессы тех или иных государственно-правовых явлений.

Закономерность – это объективная, необходимая, существенная, устойчивая (повторяющаяся) связь общего характера между отдельными явлениями. Исходя из того, что в принципе предмет науки составляет то, что она изучает, предметом теории права и государства будут выступать основные государственно-правовые закономерности .

В числе основных государственно-правовых закономерностей можно выделить следующие:

– возникновения государства и права;

– смены их исторических типов;

– развития их сущности;

– эволюций форм государства и права;

– построения системы органов государства и системы права;

– осуществления функций права и государства;

– пределов регулирующего воздействия права и государства на общественные отношения;

– проявления принципов демократии, законности и правопорядка;

– развития правосудия и правовой культуры;

– соблюдения, исполнения, использования и применения норм права.

Таким образом, общая теория государства и права изучает основные и главные объективные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также непосредственно связанных с ними общественных отношений и форм сознания.

Теория государства и права не ставит перед собой задачу изучить все стороны деятельности государства, содержание конкретных юридических норм, практику их применения и т.п. Такую задачу решает вся система наук о государстве и праве, т.е. правоведение .

Правоведение (юриспруденция) – это система знаний, в пределах и посредством которых происходит теоретическое освоение теории права и государства. Как видно, теория государства и права – это лишь одна из юридических наук. Кроме теории, есть много и других, предметом основания которых являются государственно-правовые явления. Это: конституционное (государственное) право, административное право, гражданское право и др. Каждая из перечисленных юридических наук изучает какую-то свою часть государственно-правовой реальности, те или иные частные закономерности . В совокупности все юридические науки составляют правоведение. Следует еще раз отметить, что теория права и государства – это лишь часть правоведения, изучающая наиболее общие, основополагающие закономерности юридических отношений.

В настоящее время общая теория государства и права – это единая наука, дающая обобщенное теоретико-методологическое представление о государственно-правовой деятельности. В то же время, как и все правоведение, общая теория государства и права имеет определенную структуру. Оставаясь единой, цельной наукой, она имеет внутри себя относительно автономные части: общую теорию государства и общую теорию права.
С развитием науки представление о ее предмете значительно расширяется и углубляется. Это позволило вести отдельное исследование проблем теории права и теории государства. Вместе с тем, право и государство невозможно понять в отрыве друг от друга, они взаимосвязаны.

Соответственно сказанному, теорию государства и права можно определить как систему обобщенных знаний об основных закономерностях развития права и государства, их сущности и назначения в обществе.

С учетом специфики теории права и государства можно назвать следующие, свойственные ей три задачи:

– определение направления развития правоведения и всей системы юридических знаний;

– создание основы юридического образования;

– формирование общей юридической культуры, юридического мышления.

Таким образом, вопрос о предмете изучения теории права и государства не сводится к логике и технике очерчивания его границ. Этот вопрос самым непосредственным образом связан с методологическими, познавательными возможностями и характеристиками самой науки о праве и государстве.

Всеобщие методы

Всеобщие методы: диалектика и метафизика являются по своей сути философскими, мировоззренческими подходами. Они выражают наиболее универсальные принципы мышления. В юридической литературе, как правило, приоритетное значение имеет диалектический метод, или метод материалистической диалектики.

Материалистическая диалектика является своеобразным компасом при изучении права и государства. С позиции метода материалистической диалектики, всякое явление (в т.ч. право и государство) рассматривается:
в развитии (как возникли, какие этапы в своем развитии прошли, чем стали теперь); во взаимосвязи с другими общественными явлениями (экономикой, моралью, культурой, историческими традициями и т.д.); в контексте своего исторического развития (имеется в виду то, что сущность и роль права и государства могут быть правильно поняты только в том случае, если учитывать все особенности и специфические условия их существования). Если говорить более упрощенно, популярно, то теория государства и права, основываясь на материалистической диалектике, исходит из того, что все в природе и обществе находится во взаимосвязи, развитии и изменении, в т.ч. государство и право . Надо отметить, что используемые в юридической науке философские категории “форма” и “содержание”, “форма” и “сущность” дают возможность проникнуть в глубину правовой материи, наметить важнейшие принципиальные отправные позиции для всестороннего познания государства, права, правового регулирования. Известно, что умелое использование категорий “форма” и “содержание” для характеристики права позволяет понять особенности связи юридических норм с нормативными юридическими актами: широкое использование философских категорий необходимо при определении причин правонарушений и т.д.

Метафизика – это метод познания, противоположный диалектике, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития. С точки зрения метафизического подхода государство и право – явления постоянные. (Они были и всегда будут существовать без особых изменений. Государство и право, в этом плане, органически не связаны друг с другом и иными общественными явлениями.)

Общенаучные методы это приемы научного познания, используемые во всех или ряде областей научного знания . Они не охватывают всего общенаучного познания, а применяются лишь на отдельных этапах, стадиях, в отличие от всеобщих методов. К числу основных общенаучных методов относятся: анализ, синтез, системный и функциональный подходы и т.д.

Анализ метод научного исследования, состоящий в разложении целого на составные части. В теории государства и права используется весьма широко. Так, многие категории права и государства формируются путем раскрытия их существенных признаков, свойств, качеств. Показательны здесь такие понятия, как система права, механизм государства и др.

Синтез, в отличие от предыдущего, заключается в познании явления как единого целого. В единстве и взаимосвязи его частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве.

Системный подход направление методологии, в основе которого лежит использование объектов как систем . Системный подход ориентирует исследование на раскрытие условности объекта и обеспечивающих его механизмов, на выявление многообразных типов связей самого объекта и сведения их в единую теоретическую картину. Любая система состоит из элементов, взаимосвязанных между собой. С точки зрения системного подхода исследуются наиболее значимые связи между элементами. Так, системный анализ позволяет проследить действие правовых норм во взаимосвязях, преодолевая существующие их разграничения (нормы-принципы, нормы дефиниции и т. д.). В частности, систему права можно представить в виде совокупности таких элементов, как отрасли. В то же время элементами системы могут быть подотрасли, правовые институты. Расчленение системы права может быть осуществлено по иному основанию (дозволения, обязывания, запреты). Один из известных исследователей систем Л. Берталанфи определил систему как комплекс элементов, находящихся во взаимосвязи, взаимодействии.

Функциональный подход выявление функций одних социальных явлений по отношению к другим в рамках данного общества . Так, детально анализируя функции права и государства, правосознания, юридической ответственности и т.п. по отношению к личности, обществу в целом, выявляются функциональные зависимости между различными элементами государства и права.

Частнонаучными методами являются методы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права, научных достижений, технических, естественных и смежных общественных наук.

Среди частнонаучных методов можно выделить: конкретно-социологический; статистический; социально-правовой эксперимент; математический; кибернетический метод моделирования; формально-логический; сравнительно-правовой, или метод сравнительно-правового анализа . Эти приемы помогают собирать, обрабатывать, обобщать, систематизировать фактический материал, необходимый для установления данного государственно-правового явления, закономерностей и тенденций его развития, его связи с другими факторами общественной жизни.

Конкретно-социологический метод рассматривает вопросы права и государства в связи с другими фактами общественной жизни (экономическими, политическими, идеологическими, психологическими). В правоохранительной деятельности конкретно-социологические исследования проводятся, например, при определении причин нарушений правопорядка (в форме опроса, анкетирования задержанного правонарушителя). Таким путем устанавливается их возраст, социальное положение, бытовые условия, выявляется, совершали ли они ранее правонарушения и какие меры воздействия к ним применялись. Анализ и обобщение этих данных помогают выяснить причины и условия, ведущие к нарушению правопорядка, повышать эффективность мер воздействия, применяемых к правонарушителю. Аналогичные исследования проводятся среди осужденных в местах лишения свободы, а также во многих других случаях, связанных с деятельностью ОВД. Исключительно важно при использовании конкретно-социологических исследований правильно подготовить процесс анкетирования. Анкетирование предполагает тщательную подготовку: формулировка проблемы, выработка гипотез, подготовка вопросника, выбор соответствующего круга анкетируемых, определение способов обработки получаемых ответов и т.д. – конкретно-социологические исследования способны дать объективную картину состояния законности, уровень правовой культуры граждан, складывающихся тенденций развития государственно-правовых институтов.

Статистический метод позволяет получить количественные показатели того или иного явления. Он необходим для изучения государственно-правовых явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью.

Социально-правовой эксперимент используется в основном как способ проверки научных гипотез. Это – проверка того или иного проекта решения (варианта правового регулирования). Его назначение состоит в предотвращении ущерба, возможного в результате принятия ошибочного решения. Такие эксперименты проводились в связи с реализацией норм административного, трудового, воздушного права. Специфика данного метода обусловливает ограниченную сферу его применения в области уголовного и уголовно-процессуального права. Завершающей стадией социально-правового эксперимента является создание опытной (экспериментальной) нормы. Она может рассматриваться как прообраз будущей нормы права.

Математические методы предполагают оперирование количественными характеристиками. Право по своей природе таково, что позволяет использовать в целях его познания формализованные приемы, в т.ч. приемы математической логики. Математика применяется в криминалистике, судебной экспертизе, при квалификации преступлений, правотворчестве и других сферах правовой деятельности.

Формально-логический, или формально-юридический . Суть его заключается в применении законов логики для изучения данного явления. Так, чтобы уяснить природу правовой нормы, ее правильное применение, нужно определить логическую структуру – гипотезу, диспозицию, санкцию. Для правильной квалификации правонарушения важно установить его состав: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Как видно, специфической чертой этого метода является отвлечение от сущностных сторон права. Основное внимание уделяется выяснению важных признаков правовых явлений, их отличию друг от друга, созданию логических конструкций набазе законодательных определений. Это необходимо для целей правотворчества, правоприменительной, сравнительно-правовой практики.

Сравнительно-правовой метод основан на сопоставлении различных политических и правовых явлений в условиях выявления их общих и особенных свойств. В таком плане сопоставляются и анализируются правовые акты по линии их сходства и различия, практики их применения. В правовой науке этот метод используется, прежде всего, при сопоставлении законодательства двух и более государств.

Место теории государства и права в системе
юридических наук

Предметом изучения гуманитарных наук является общественное бытие и общественное сознание. Юридические науки – часть гуманитарных наук, ибо право и государство – это общественные явления, социальные институты.

В свою очередь юридические науки можно условно поделить на четыре основные группы:

– общая теория государства и права;

– историко-правовые науки;

– отраслевые науки;

– прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, психиатрия).

Особенность теории государства и права как науки состоит в том, что она является:

– гуманитарной наукой , предметом изучения которой составляют общественные явления – право и государство. Этой особенностью она отличается от других наук – естественных и технических;

– политико-юридической наукой, изучающей такие общественные явления, которые непосредственно относятся к области политики, властной деятельности государства. Этой особенностью теория государства и права отличается от других общественных наук, непосредственно не изучающих право и государство;

– теоретической наукой , изучающей основные и общие закономерности права и государства. Этой особенностью она отличается от специальных юридических наук, имеющих, преимущественно, прикладной характер. Теория государства и права изучает право и государство в целом, как и положено всякой теории.

Рассмотрим более подробно соотношение теории государства и права с другими общественными науками , как с юридическими, так и неюридическими.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на связь теория государства и права с философией.

Термин “философия” [гр. philosophia phileo – люблю и sophia – мудрость] имеет два значения: 1) система идей взглядов на мир и на место в нем человека (человек – мир); наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления; 2) методологические принципы, лежащие в основе какой-либо науки .

Теория [гр. theoria наблюдение, исследование] – это система принципов, утвержденных относительно некоторого объекта реальной деятельности. Теория – всегда обобщенный опыт, совокупность знаний о том или ином явлении в ходе его развития. Как видно, философский уровень теоретического осмысления права и государства позволяет показать сущность этих явлений, т.е. их глубинные качества.

В юриспруденции нередко используются философские категории, такие как: “форма” и “содержание”, “форма” и “сущность”. В ходе философского подхода к изучению права и государства формируется научное мировоззрение юристов, позволяющее верно оценить, осмыслить государственно-правовые институты.

Общая теория государства и права органически связана с политологией, т.е. политической наукой, изучающей политику, политические отношения, политические системы.

Политика [гр. politer искусство управления государством] означает деятельность самых различных субъектов по поводу государства, власти, демократии, словом, – это весь комплекс общественных отношений, возникающих в обществе по поводу власти . В этой связи теория государства и права носит политический характер.

О соотношении теории государства и права и отраслевых наук можно сказать следующее: каждая из отраслей права в качестве предмета своего изучения берет в одном и том же объекте (государственно-правовая действительность) различные его стороны, аспекты и структурные части. Вместе с тем для них характерны определенные общие закономерности возникновения, развития, функционирования права и государства. Изучение данных закономерностей предмет теории государства и права . Следовательно, по отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает в качестве фундаментальной науки. Она дает целостную картину государственно-правовой деятельности, круг явлений, образующих предмет теории государства и права шире и богаче в сравнении с предметом какой-либо отраслевой юридической науки. Следовательно, ее выводы, концепции являются более общими, а значит, более содержательными.

С позиции экономической науки государство и право исследуются как своеобразные экономические факторы, историческая наука (всеобщая история) изучает государство и право в их историческом своеобразии, социология изучает государство и право как продукты социальной жизни.

Предмет изучения теории государства и права представляет собой не только социально-экономические и политические явления, но, прежде всего, явления юридические .

Место тгп в системе юр наук

В системе юридических наук ТГиП занимает особое положение, ведущее место как установочная, мировоззренческая дисциплина. По отношению к другим юридических наукам она выполняет роль вводной и обобщающей науки, исходной теоретической основы для их существования и развития, классификации в целостной системе юридических наук . ТГиП формирует для них общие понятия, правовые категории и выполняет по отношению к этим наукам определенную методологическую роль при разработке социальных проблем, составляющих предмет отраслевых, структурных юридических наук .
Таким образом тгп , как наука является гуманитарной, политико-юридической, теоретической, изучающей в отличие от специальных юридических наук государство и право в целом.

Значение других гуманитарных наук
для подготовки юристов-практиков

Значение определяется не только предметом науки, но и ее функциями .

В юридической литературе в числе функций теории государства и права называются: онтологическая; методологическая; идеологическая; вводная; обобщающая.

Онтология [гр. оn (ontos) сущее + …логия] – философское учение о бытии, его основных закономерностях . С онтологической точки зрения теория государства и права призвана констатировать, что и как происходит в сфере государства и права, а затем объяснять, почему это происходит.

Методологическая функция заключается в следующем:права понятия и выводы являются предпосылкой, отправным моментом для последующей научной деятельности (например, понятия “норма права”, “правоотношение” и т.д. используются во всех других юридических науках).

Идеологическая функция: теория государства и права – средство формирования идеологической составляющей правовой политики. Ее выводы и обобщения используются для формирования правового сознания и правовой культуры не только юристов-профессионалов, но и всего общества в целом и для преодоления правового нигилизма. С этой точки зрения теория государства и права есть средство обогащения духовной культуры общества, средство активного воздействия на идеологическую сферу.

Вводная функция: основной задачей теории государства и права как учебной дисциплины является формирование понятийно-категориального аппарата и методологического инструментария, необходимого для дальнейшего освоения системы юридических знаний.

Обобщающая функция важна на завершающем этапе изучения, когда обучающийся посредством теории государства и права обобщает полученные знания в области отраслевых юридических наук и приобретает цельное знание о праве.

Таким образом, значение теории государства и права для подготовки юристов-практиков ярко проявляется в ее функциях, т.е. основных направлениях воздействия на действительность.

Особенности власти и социального регулирования
в первобытном обществе

Основной формой человеческого общежития в первобытном обществе, как уже было сказано выше, был род, сформировавшийся с течением времени из первобытного стада. Члены рода были объединены также и общностью процесса труда и общей собственностью на имущество. Власть принадлежала всей родовой общине в целом. Общественные дела решались на общем собрании всех взрослых членов рода, как мужчин, так и женщин. Решения родовых собраний, следовательно, выражали волю всех членов рода. Общественная власть не отделялась от общества, а совпадала с ним, исходила из самого рода. Все члены рода были равны, никто не имел никаких привилегий. Избиравшиеся родовым собранием старейшины и военные вожди, управляющие текущими делами, трудились наравне со всеми, их власть основывалась лишь на моральном авторитете.

Таким образом, можно выделить две основные особенности общественной власти , характерные для первобытно-общинного строя:

1. Власть опиралась на общественное самоуправление и носила общественный характер . Главными органами власти являлись: род, собрание, старейшина, при необходимости военачальник. Отсутствовала обособленная от народа политическая власть и специальный аппарат принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т.п.). Эта власть, по существу, “сливалась” с населением, так как не существовало разграничения между субъектом и объектом власти, общество одновременно было и объектом, и субъектом власти.

2. Власть базировалась на авторитете, на традициях. Она носила естественный характер , выражала единство общества, общность его интересов. В первобытном обществе люди подчинялись велениям власти под воздействием внутренних факторов: в силу убеждения, осознания необходимости, в силу привычки.

При первобытно-общинном строе нормативное регулирование выражалось в решениях общих собраний, старейшин и военных вождей, а также в существовании особых норм – обычаев. Обычай – это общепринятый, традиционный способ поведения, исторически сложившийся и вошедший в привычку в силу многократного повторения.

Обычаи одновременно выступали нормами первобытной морали, первобытной религии, детально регламентируя жизнь и деятельность членов первобытного общества. “Вся жизнь австралийца, – пишет историк, профессор С.А. Токарев, – была подчинена строгим нормам обычая. Отдельная личность не только была несвободна в своем поведении, но, напротив, каждый ее шаг, от колыбели до могилы, и в повседневной будничной жизни, и в особенно торжественных случаях совершался по раз и навсегда предписанными правилами, которые диктовал обычай. Блюстителями обычаев выступали старейшины. Они и являлись носителями общественной власти” .

Нормы первобытного общества иногда называют мононормами. Моно…[гр. monos один, единый] – первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову “одно”, основе “едино” .

Мононормы выступали одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и нормами религии, они регламентировали формы и порядок взаимоотношений между членами рода, племени, семейно-брачные отношения, отношения с другими племенами. Кроме того, мононорма представляла собой единую, нерасчлененную норму, в которой были “слиты” воедино и запреты (в форме “табу”), и дозволения, и позитивные обязывания.

Мононормы первобытного общества – это единые, нерасчлененные нормы, определявшие порядок организации общественной жизни, взаимоотношений между членами общества, отправления религиозных обрядов, ритуалов, этикета, исполнявшиеся в силу обычая.

Особенности мононорм состояли в том, что они:

а) имели, как и органы социальной власти, естественно-природную основу, были продиктованы экономической необходимостью и существовали в самом поведении, сознании людей;

б) действовали в силу привычки, и поэтому, как правило, не возникало вопросов об исполнении или неисполнении норм. Права и обязанности сливались воедино: люди поступали только так, как это диктовалось привычкой. Строгое исполнение норм основывалось на авторитете старших поколений, на нравственных и религиозных воззрениях людей. К нарушителям норм, обычаев применялось убеждение (увещевание, внушение), а иногда и принуждение, которое исходило от рода или племени в целом;

в) регулировали поведение людей, связанных началами сотрудничества и взаимопомощи, служили воплощением единства, сплоченности рода, племени в целом.

Таким образом, подводя итог всему изложенному, можно резюмировать: социальными регуляторами в первобытном обществе выступали естественная власть и мононормы, которые и обеспечивали его целостность и упорядочивали складывавшиеся в нем общественные отношения .

Теория гидравлического происхождения государства.
В основе этой теории лежит концепция К. Витфогеля, в соответствии с которой обосновывается происхождение государств в странах Древнего Востока: Древнем Египте, Шумере, Древнем Китае и других странах. К. Витфогель считал, что основной причиной возникновениягосударств в странах этого региона являлась объективно существовавшая потребность организовать огромные массы людей для строительства ирригационных сооружений (каналов, дамб, водоподъемников и др.). Без решения задачи обеспечения водой соответствующих регионов люди были обречены либо на изменение места жительства, либо на вымирание. Данная теория вполне может быть признана научной, поскольку исторический опыт свидетельствует о том, что решающую роль в возникновении государств и правовых систем в названных странах сыграла обозначенная выше потребность. Понятно, что ее нельзя рассматривать в качестве единственной, но то, что она была ведущей - неоспоримо.

Инцестную (половую) теорию возникновения государства выдвинул французский исследователь общественных явлений Клод Леви-Стросс. Он полагал, что запрет близкородственного смешивания (инцеста) стал базовым фактором, который позволил человечеству пойти по пути социального прогресса и образовать такую форму организации политической власти как государство.

Претворение запрета на близкородственное смешивание в жизнь потребовало определенной организации общественных отношений и выделения определенной группы членов общества, которая занималась тем, что следила из исполнением этого запрета, а также реализовывала неблагоприятные меры воздействия на нарушителей этой первобытной социальной нормы. Именно эта группа членов общества стала прообразом государственных институтов и из нее сформировались первые органы управления.

Достоинства и недостатки инцестной теории образования государства:

Инцестная или половая теория происхождения государства базируется на неопровержимых исторических фактах (переход от эндогамных форм брака к экзогамным). Безусловно, для поддержания запрета на близкородственное скрещивания было необходимо выделить из структуры общества людей, которые занимались бы его претворением в жизнь. В этом факте прослеживается определенная историческая логика, однако, по мнению большинства исследователей государственно-правовых явлений биологический фактор хотя и был одним из наиболее значимых в процессе возникновения государства, но отрицать воздействие других факторов (экономических, психологических, политических) было бы неоправданно.

Марксистская теория

1.Классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин ). Марксистская схема возникновения государства объясняет происхождение государства и права факторами экономического порядка и обусловленной ими классовой борьбой.

Изначально производительность труда людей в первобытном обществе была чрезвычайно мала. Они занимались собирательством плодов, кореньев, охотой и рыболовством. Пользовались примитивными орудиями труда. Однако постепенно человек стал перерабатывать то, что давала природа – занялся земледелием, скотоводством, стал изготавливать более совершенные орудия труда и успешно их применять. Вследствие этого росли производительность труда и сознание человека. На определенном этапе развития общества произошло разделение труда: выделилось скотоводство из общей массы производимых работ; ремесло – из земледелия; появилась группа людей, которая обменивала продукцию – купцы. Все это привело к тому, что воспроизводить стали больше, чем потреблять. В результате – появляется избыточный продукт, который накапливается у определенной группы людей – старейшин, вождей, военачальников. Это, в свою очередь, приводит к дифференциации населения по уровню доходов, к зарождению классов имущих и неимущих, появлению эксплуатации. Возникающие между классами противоречия носят антагонистический характер. Для того, чтобы держать в повиновении неимущих, возникает необходимость в организации особого рода, которую и назвали государством.

Таким образом, классическая марксистская схема возникновения государства , выглядит следующим образом: рост сознания человека – повышение производительности труда, вследствие общественного разделения труда – появление прибавочного продукта – возникновение, вследствие неравномерного распределения прибавочного продукта, частной собственности – расслоение общества на основе отношения к частной собственности – появление классов с ярко выраженными антагонистическими противоречиями – возникновение классовой борьбы – возникновение государства как средства “сдерживания” антагонизмов, как “машины”, осуществляющей классовое принуждение .

Государство, согласно этой теории, появляется под воздействием главным образом экономических факторов, по определению В.И. Ленина, как “машина для подчинения одного класса воле другого класса”.

3. Психологическая теория (Цицерон, Л.И. Петражицкий, Д. Фрейзер, Г. Тард, Н.М. Корнилов и др .). Ряд мыслителей, социологов, психологов предпринимали попытки обосновать происхождение государства и права не историческим развитием и условиями материальной жизни, а особым свойством человеческой психики.

Так, Цицерон писал, что “первой причиной для государственного соединения людей является врожденная потребность жить вместе”. Видный русский государствовед Н.М. Корнилов возводил государство к так называемому “психологическому единению людей”, “коллективному сознанию”. Государство возникает, по мнению Корнилова, в результате осознания массой своей зависимости от власти, т.е. из-за чисто психологических причин. Другой крупнейший представитель психологической школы – Л.И. Петражицкий – считал, что без правовых переживаний людей невозможно существование таких социальных феноменов, как общество, государство и право. Из психологии индивида выводил необходимость государства З. Фрейд – основатель влиятельного в наше время психоаналитического направления в западной социологии и учениях о государстве и праве. По его мнению, в истоках возникновения государства лежит т.н. “эдипов комплекс”.

7.Органическая теория возникала в период “домонополистического капитализма” в Германии и Англии в рамках органической школы права. Основателем ее считается немецкий юрист Краузе . К числу видных представителей этой теории относятся австрийский юрист Аренс

В данной статье мы рассмотрим вопрос о том, что такое юриспруденция. Уделим внимание особенностям данной науки, ее применению и предназначению. Также мы изучим положение дел юристов в различных государствах и обратим внимание на развитие тенденции права в ходе исторической эволюции общества человека. В частности, мы ознакомимся с положением данной науки в России и ознакомимся с примерами учебных заведений, которые готовят специалистов-юристов.

Введение

Отвечая на вопрос «Что такое юриспруденция?», необходимо значение термина связывать с изучением прав человека. По факту это наука, которая изучает государственные и правовые свойства, например, общую совокупность правовой базы знаний, практическое применение знаний юриста, системы и подготовку эксплуатации этой информации. Исходя из этого, можно заключить, что под понятием юриспруденции можно понимать:

  1. Науку, изучающую государственный и правовой строй, их особенности, результат регуляции правовых взаимоотношений, вероятные способы внесения ряда изменений, которые окажут прогрессивное влияние на механизм и способ регуляции общественных взаимоотношений.
  2. Общее количество данных о государстве и управлении им, а также права, посредством которых и образуются занятия для развития деятельности юристов.
  3. Практические способы эксплуатации знаний юридического характера.

Науки из правовой, юридической отрасли являются общественными и изучают всю систему права как цельную социальную среду, а также обращают внимание на деятельность правотворческого и правоприменительного характера. На территории РФ нередко используют в качестве аналогии к термину понятие правоведения. По типу отраслей делятся на теоретические и прикладные. Последние чаще применяются в криминалистике, криминологии, судебной медицине, психиатрии и юридической психологии.

История античности

Чтобы ответить на вопрос о том, что такое юриспруденция, мы изучим понятие этого термина в ходе исторического развития.

Некоторые признаки развития юриспруденции возникли уже в античные времена. Однако изначально законы составлялись в соответствии с канонами религии и философии. Со временем происходило обособление этой науки, что в дальнейшем привело к ее выходу в отдельную дисциплину. Конкретные и четкие параметры были более или менее созданы в Древнем Риме, и именно это государство можно считать местом образования системы юр. образования. Впервые частную школу по изучению юридического дела организовали в первом веке нашей эры. И сделал это Сабин, однако на основании работ Капитона. Учителя в ней старались отвечать на вопросы и устраивать диспуты между учениками.

Средние века

Вследствие развития школы в Риме это достижение и его развитие продолжила Византия. В державах, подверженных воздействию мусульманской религии, был создан шариат - юридическое учение, основанное на религиозном праве. На западе Европы во времена Средних веков образование юридического характера отсутствовало. Однако уже в десятом веке на территории Павии создали школу, где начали преподавать лангобардские права. В конце одиннадцатого века в городе Болонье была образована школа, изучающая римское право. Позже в двенадцатом веке она стала одним из первых вузов юриспруденции.

С XII по XV век множество европейских государств создали университеты, в которых ведущими факультетами были юридические. Народности, населяющие территорию Западной Европы, ввели понятие юриспруденции в основу своего социального развития.

Юриспруденция в Англии

Новым толчком, обуславливающим развитие юриспруденции на территории Англии, стало создание в пятнадцатом веке сочинения, написанного Фортескью. Он создал такую работу, как De Laudibus legum Angliae, а Литльтоном была разработана Tenures. Первый труд использовался в качестве основы для изучения и разбора публичной части права, а второй был необходим для рассмотрения вопросов о частном праве.

После Литльтона следом С. Жермэн, Фитцгерберт, Смит и Стаунфорд разработали сжатую форму компендиума о государственном, уголовном и гражданском правах Англии. Все их работы были сделаны в разное время и независимо друг от друга, но тем не менее стали общей основой для развития современной юридической науки на территории Великобритании. Это государство стало одним из первых, кто обратил внимание на вопросы права, стало основываться множество факультетов юриспруденции или даже целые университеты. Общий фон культурного развития Англии тесно связан с понятием юридического права.

Развитие во Франции

В конце пятнадцатого века на территории Франции начали серьезно обрабатывать множество решений суда в интересах применения на практике. Среди субъектов, внесших значительный вклад в данную деятельность, был Луэ (Louef), написавший приблизительно в 1602 году сборник для решения правовых проблем. Высшее образование по юриспруденции было создано гораздо позднее и представляло собой довольно сложную систему учений, которые применялись как в теории, так и на практике.

Большое количество юристов направляли свое внимание на исследование и анализ прав Римской империи, а также обрабатывали и вырабатывали системы обычных прав и многочисленных ордонансов для королевства, которые в будущем сыграли важную роль в процессе воссоединения земель Франции и усилили власть королевской семьи. Все эти труды были нацелены на объединение общего количества источников французского права. Большой вклад в развитие французской юриспруденции был внесен такими учеными, как Лорьер, Потье, Мулэн, Домат, Луазель, Савари.

Значение в Германии

В ходе продвижения рецепции римского понятия о праве, внимание германских правоведов было сосредоточено на отделении понятия о самостоятельной мысли. Однако это было нечастым явлением и одним из первых субъектов, кто уделил этому свое время, стал Ульрих Цазий.

Применение знаний о праве стало использоваться в юридических школах, действовавших в подсудных областях права рейхскаммергерихта Священной империи Рима. Одна из школ была основана протестантом Иоахимом Минзингером фон Фрундеком во второй половине шестнадцатого века, а вторую сконструировал и описал Андрей Гайль, католик. Принадлежность исследователей к определенной религиозной концепции очень часто сказывалась на составлении общей системы знаний и устоев о праве и юридической деятельности.

Юриспруденция на территории РФ

На территории России попытки выделять юриспруденцию как самостоятельный предмет для изучения и обучения ему можно обнаружить уже в XVI веке. В 1687 году на территории Славяно-греко-латинской академии стали предлагать к изучению понятие о правосудии духовности и мирских вопросов. В 1715 году Петр I рассматривал проект, в котором были данные об учреждении на территории России специальной политической академии для пользы во благо гос. канцелярии. Спустя пять лет в 1720 году на основе указаний «Генерального регламента» была образована коллегия юнкерского общества, которое на практике исследовало примеры юриспруденции при коллегии.

Современное изучение закона

В двадцатых веках развитые страны Европы и Северной Америки, а также множестве других государств, распространяли юридическое образование и стали возводить его в статус традиционного. Именно в это время стал крайне детально изучаться вопрос о том, что такое юриспруденция. Это было основано на увеличении значения роли правовых способов регуляции в общественной сфере отношений, которые устоялись в современной державе.

Немалое количество студентов, изучающих юридическое дело, было сокращено после того, как окончилась Вторая мировая война. Однако буквально с середины пятидесятых годов двадцатого века на территориях США, Англии, Германии и ряда других стран диплом о юридическом образовании дал многим субъектам возможность занимать должности, связанные с рядом смежных профессий. Работа адвокатом или в прокуратуре, а также в некотором перечне гос. постов, возможна лишь при наличии дополнительной профессиональной подготовки. Юриспруденция для студентов стала набирать все большую и большую популярность, что обуславливалось активным развитием понятия права и усилением влияния гуманности, логики, рациональности, а также этики и морали, на формирование современных государственных и законных основ.

Россия и современная юриспруденция

Процесс организации образовательных мер в России, в общих чертах, аналогичен советской системе, по которой производилась подготовка юристов. Главная форма, по которой можно получить юр. образование, представлена в виде университетских юридических факультетов, а также институтов и колледжей. Последние в перечне не предоставляют субъекту высшее образование.

Важно будет отметить, что студенты, изучающие юриспруденцию, также уделяют немало внимания социально-экономическим, гуманитарным, общеобразовательным вопросам. И не менее детально ознакамливаются с широким значением понятия права. На территории РФ существует понятие о ФГОС юриспруденции. Он представлен в виде стандарта, в соответствии с которым должен быть задан главный набор требований по определению различных вопросов о праве и юриспруденции в целом.

Сведения о высшем образовании

На территории РФ в настоящее время существует множество высших учебных заведений, занятых изучением вопросов права. Например, на территории России только в городе Москве существует не один подобный вуз. Среди них довольно известные: МГУ технологий и управления им. К.Г. Разумовского или институт гос. службы и управления Российской Академии народного хозяйства и гос. службы при Президенте РФ. Эти университеты выпускают большое количество специалистов со степенью бакалавра. Магистратура юриспруденции может быть изучена в таких университетах, как, например, гос. академический универ. гуманитарных наук, что расположен в городе Москве или в Южно-Уральском гос. университете города Челябинска.

Деятельность профессионала

Профессиональная юриспруденция - тип деятельности, который в первую очередь является исходником для всех юридических и правовых понятий. Однако изначально оно относилось только к праву, а уже потом было внесено в законодательство. Мнение множества специалистов сходится в том, что, благодаря возникновению юр. образования, было лучше осмыслено понятие и значение профессии, изучающей права и законодательство государства.

Батуева Н.Ю.

Учебное пособие для студентов очного и заочного отделения по дисциплине «Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность» специальности 031001 «Правоохранительная деятельность»

Тема 1. Понятие юриспруденции

Основные вопросы:

  1. Понятие «юриспруденция», ее содержание.
  2. Общая характеристика юридической жизни общества.
  3. Понятия «юриспруденция» и «юридическая наука» и их развитие в России

Доктор юридических наук, профессор Фанис Мансурович Раянов в лекции о понятии юриспруденции однажды сказал: «Осмысливая понятие «юриспруденция», хотелось бы отметить, что даже в новой Российской юридической энциклопедии, выпущенной в 1999 году и содержащей около четырех тысяч слов и понятий, нет понятия «юриспруденция». В Большом энциклопедическом словаре также нет этого понятия. В нем содержится понятие

«юридическая наука», что, с точки зрения авторов словаря, является синонимом «юриспруденции». Следует заметить, что данное утверждение не совсем верно. Точнее - оно не раскрывает всего содержания юриспруденции.

Юриспруденция (от jus, Jurus - право; что следует кому-либо по законам, по справедливости; prudenia (prudens) - предвидящий - знающий; сведущий, искусный; благоразумный; предузнавание; опытность, предусмотрительность, то есть это означает «сведущий, предусмотрительный в праве, в том, что следует по справедливости или в системе права, наук о праве») - это разновидность социальной деятельности, направленной на регулирование, поддержание и охрану общественных отношений присущими ей специфическими (правовыми) методами и средствами.

В Современном словаре иностранных слов понятие «юриспруденция» определяется как правоведение, совокупность наук о праве; практическая деятельность юристов, решения судебных органов.

Итак, что же понимать под юриспруденцией? Прежде всего, право. Знания о праве. Социальная деятельность на основе знаний о праве. Право - явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Наука формирует понятие «право», во-первых, в общесоциальном смысле (моральное право, право народов); во- вторых - в специально- юридическом смысле как юридический инструмент, связанный с государством.

Право в юридическом смысле - это система общеобязательных, формально

определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Право представляет собой систему, то есть состоит из частей, именуемых отраслями, институтами права. К числу крупных отраслей права относятся:


конституционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессульное и др. Отрасли права отличаются друг от друга предметом правового регулирования, то есть регулируемыми общественными отношениями в той или иной социальной сфере. Например, административное право регулирует публичные общественные отношения в сфере государственного управления. Гражданское право - в сфере имущественных отношений (частные). В этой связи принято делить право на публичное и частное. Публичное право регулирует общественные отношения власти и подчинения; частное право регулирует отношения между равными

субъектами.

Юридическая наука представляет собой деятельность по выработке юридических знаний. Целостная юридическая наука подразделяется на отрасли. В юридической науке знания о праве, как и само право, делятся на соответствующие отрасли, например, наука конституционного права, наука гражданского права. Представители юридической науки занимаются поиском знаний в области государства и права. Специалисты, готовящиеся к применению этих знаний на практике, называются юристами, а область их знаний -

юриспруденцией. Юристы осуществляют свою деятельность на основе приобретенных знаний о праве. Предметом этой деятельности является поведение людей. Именно на

поведение людей нацелена вся юридическая деятельность. Основной социальной целью юридической деятельности является повсеместное установление режима законности, обеспечение устойчивого правопорядка. Для достижения этой цели юристы решают достаточно большое количество задач. При этом приоритетной среди них является защита законных прав и интересов личности. Только при условии успешного выполнения этой

задачи можно говорить о государстве, как о правовом. Поэтому и повышается ответственность за неисполнение предписаний Конституции Российской Федерации, за принятие законов и ведомственных актов, противоречащих Конституции.

Юридическую деятельность, с учетом ее содержания, можно разделить на

различные виды: судебная, прокурорская, следственная, нотариальная, правотворческая, научно-педагогическая, правоохранительная, правоприменительная, в сфере частного права, в сфере публичного права. Рассматривая знания о праве и деятельность на их основе в качестве основных составных частей юриспруденции, можно попытаться определить ее

социальные функции. Условное деление юридической деятельности на виды отражает следующие функции юриспруденции: правосудия; надзора; защиты обвиняемых и потерпевших; расследования уголовных дел; нотариата и государственной регистрации прав; законодательную и административного регулирования отношений в обществе; получения новых знаний о праве и подготовки юристов; защиты (охраны) прав граждан и профилактики правонарушений; организации реализации положений законодательства.

На основе вышеизложенного попытаемся дать определение понятия «юриспруденция».

Юриспруденция - это совокупность юридических наук, всех правовых дисциплин для подготовки юристов, специалистов в области создания и применения законодательства в широком смысле слова. Юриспруденция включает в себя всю теорию, то есть систему знаний о праве, необходимых для осуществления юридической деятельности, начиная с

создания юридических норм, применения их и заканчивая использованием ответственности за нарушение правовых требований.

За долгий период научной практики, длившийся тысячелетиями, специалисты пришли к выводу, что под юриспруденцией нужно понимать науку, исследующую право и государство. Это своеобразная теоретическая форма и метод производства и усовершенствования юридических знаний. В то же время она представляет собой совокупность распространённых в обществе сведений о праве.

Истоки науки

Ещё во времена Древнего Рима юриспруденция обосабливается в отдельную науку (около 3 века до н.э.). Живший тогда учёный Цельс определял её как ars boni et aequi, в переводе с латинского языка - «искусство добра и эквивалент равновесия справедливости, соответствия, соразмерности». Но было и другое мнение: юрист Ульпиан утверждал, что наука эта - "знание правового и неправового". Многие из нас и сейчас не могут достоверно объяснить суть буквального смысла определения «юриспруденция»: что это и зачем она нужна. В строгом смысле слова и при точном переводе с латинского термин состоит из двух частей: «juris» — право и «prudential» — знание, наука, т.е. подразумевает науку, изучающую право, которая преподаётся в академической среде учебных заведений. Хотя римская юриспруденция, прежде испытавшая на себе влияние умозаключений из древнегреческой правовой и позже стала исходной точкой для основания и развития европейского типа этой науки как Средневековья, так и Нового времени. Наряду с этим обстоятельством возникла она и в России.

Право на Руси

Развитие отечественной юриспруденции начинается с образования Московского и Санкт-Петербургского университетов - в 1755 и в 1819 годах соответственно. По мнению Э.В. Кузнецова, фундаментальные основы для русского правоведения заложены именно отечественными университетами, благодаря чему дальнейшая история развития этой науки в нашей стране не может быть отделена от развития данных учебных заведений. На первых порах преподавание юридической дисциплины велось при участии иностранных профессоров. Со временем были приняты и отечественные специалисты. Одним из первых стал профессор права С.Е. Десницкий, благодаря ему в развитие российской науки внесён существенный вклад по определению термина «юриспруденция». Что это - отдельная дисциплина, специалисты осознали именно благодаря ему.


Закладка и упорядочение русской юриспруденции тесно переплетались с идеями Б.А. Кистяковского, Л.И. Петражицкого, С.А. Муромцева, Ф.В. Тарановского, П.И. Новгородцева и др. Возникновению сети отраслевых специфических дисциплин способствовали труды Н.С. Таганцева - «Русское уголовное право» в 2-х томах, 1902 г., Н.М. Коркунова - «Русское государственное право» в 2-х томах, 1893 г., Г.Ф. Шершеневича - «Учебник русского гражданского права», 1907 г., «Учебник торгового права», 1914 г.

Свойства учения

Что нам известно в общетеоретическом смысле про такую дисциплину, как юриспруденция? Что это - самостоятельная ветка науки, которая требует определения предмета её изучения и метода познания. Здесь можно уточнить, что объектами для неё служат право и государство, а предметом - их основополагающие свойства. Юриспруденция заметно расширилась при взаимодействии с социологией и психологией, политической теорией и этикой. Подобное расширение объясняется тем, что вышеназванные дисциплины пересекаются с предметами, в свою очередь тесно связанными с правом. И если само по себе учение имеет целью отграничить познание права от близких по смыслу отраслей, то делает это из-за стремления избежать такого явления, как методологический синкретизм. Оно способно исказить сущность правоведения и стереть естественные границы (см. точнее: «Чистое учение о праве» Ганс Кельзен, 1988). По аналогии со всякой наукой, юриспруденция имеет только один предмет. В связи с этим, два заметно разных объекта - право и государство - исследуются и изучаются в качестве двух необходимых компонентов.

Система науки о праве

Юриспруденция — что это такое? Это совокупность теоретических знаний о законах, разного рода правах и обязанностях, отношениях - как между гражданами, так и с государством. Она подразумевает умение применять полученные знания на практике, с её помощью ведутся разбирательства, прения, разрешаются споры. В числе функций юриспруденции можно выделить основные направления теоретического постижения права. Её система состоит из совокупности наук, всесторонне изучающих закон. К тому же эти доктрины образуют характерную статическую структуру. В общих чертах она выглядит следующим образом.

  • Отраслевые науки - право конституционное, административное, гражданское, уголовное, трудовое и др.
  • Общетеоретические - теория и политических и правовых дисциплин.
  • Межотраслевые - экологическое право, судоустройство и др.
  • Наука сравнительного права.
  • Дисциплины международного права - международного публичного, международного частного, космического и др.
  • Прикладные юридические доктрины - юридическая психология, криминалистика, криминология, судебная медицина и др.

Развитие правовой мысли

Суть юриспруденции пронизана конфликтом двух противоположных типов правопонимания - легистского (тоталитарного) и юридического. Этим двум главным типам соответствуют две различные концепции науки. Если юриспруденция исходит из различения права и закона и опирается на антилегистское понимание, то она относится к юридическому классу учения. И наоборот, при отождествлении права и закона и с точкой опоры на легистском толковании относится к тоталитарному типу. Действительному развитию правовой мысли присущи плюрализм и взаимодействие различных мнений и позиций. Они расположены между двумя полюсами правопонимания, но встречается и причудливое сочетание типологически разных идей. Однако этим не обесценивается юриспруденция, обучение которой приводит к её пониманию как науки, поскольку в конечном счёте именно конкретный тип толкования определяет теоретический смысл его метода в роли единой дисциплины о праве и государстве.

Понятие института

К юриспруденции применим такой термин, как «институт». Он означает совокупность норм, затрагивающих одно или несколько пересекающихся отношений. Эти обстоятельства, не будучи случайными образованиями законодателя, а определяя конкретную и неизбежную связь составных частей, обусловленную структурой жизненных явлений (этических, экономических, социальных), поддаются при детальном изучении классификации, позволяющей установить между нормами внутреннюю зависимость, что сводит их к одним факторам формирования. Изучение юридических отношений происходит при помощи расположения по подчинённым или соподчинённым группам. Всякая из этих групп называется институтом. Например, говорят об институте договора, наследования, собственности, семьи. Также бывают образования более мелкие, входящие в состав любого из перечисленных выше. Институт юриспруденции - не такой уж постоянный тип правовых отношений, но всего лишь обобщение норм, значимых для данного отрезка времени.

Юридическая специализация

Обладая и применяя их, юристы обеспечивают верховенство права и воздействие контроля за соблюдением норм закона во всех сферах жизни общества. Чтобы овладеть фундаментом, базисом знаний в этой сфере, нужно пройти обучение, которое предлагают юриспруденция, вузы данного направления. Степень преподавания необходимых дисциплин разнится сроками и нагрузками, в числе которых есть варианты обучения продолжительностью пять или шесть лет (по желанию - дополнительно магистратура (2 года)).

В юриспруденции выделяется несколько специализаций. Их отличает набор дисциплин, который оказывает определённое влияние на выбор будущей профессии студентом, имеющим на это право. Юриспруденция распределяется на следующие специализации: а также уголовно-правовая. В рамках этой классификации также изучаются другого рода дисциплины: вопросы международного права, права человека, международная безопасность и т.д.

Юриспруденция в обществе

Считается одной из форм, где в той или иной мере бывает представлена культура нашего общества. Юриспруденция - специальность широкого формата. Изучение, исследование и применение правовых отношений неизбежно покоится на основополагающих понятийных характеристиках современного развитого общества (соотношение социологии и культурологии). Юридическая ответственность - это разновидность социального поручительства, которое находится в сфере изучения психологии. Все это сводится к сути отношений индивидов к законам государства. Как правило, человек, попавший в затруднительную ситуацию, вряд ли сможет самостоятельно разобраться в огромном количестве законодательных актов, чтобы выбрать наиболее подходящий из них для применения в свою пользу. Для того и существуют юристы, чтобы была проделана такая работа. Юриспруденция помогает им адекватно оперировать новшествами в законодательстве, компетентно проконсультировать и помочь обратившемуся за юридическими услугами конкретному человеку.

Источник права - это способ фиксации норм права. Выделяют такие источники права как нормативно-правовой акт (закон и подзаконные акты), нормативный договор , правовой прецедент, правовой обычай, правовой принцип, правовая доктрина.

Законность - политико-правовой режим, характеризующийся точным и неуклонным соблюдением правовых предписаний всеми субъектами права.

Правопорядок - состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений в результате последовательного осуществления законности, характеризующееся реальным обеспечением прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей всеми лицами, органами и организациями, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права.

Указанные два понятия являются одними из важнейших для дальнейшего понимания профессии юриста, поскольку именно на юристов, в первую очередь, возложена обязанность обеспечивать правопорядок и законность. Обязанность обеспечивать законность и правопорядок прямо прописана в задачах юриста в Стандарте образования бакалавра . Остальные граждане также обязаны это делать, но это уже вопрос уровня