Что включает организационная структура гражданской обороны. Организационная структура ГО, силы и средства ГО

Структура построения гражданской обороны основана на территори-ально-производственном принципе. Органы управления, силы и средства ГО функционируют на всех уровнях административного устройства Рос-сийской Федерации: федеральный центр, субъект РФ, город, район, объект экономики . Наряду с этим органы управления, силы и средства ГО имеют-ся в каждом министерстве и ведомстве, в их региональных организациях.

Организационная структура ГО на всех уровнях состоит из пяти звеньев: руководство ГО, постоянно действующие органы управления, службы ГО, эвакуационные органы, силы гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной возложено:

В стране - на Правительство Российской Федерации; начальником ГО страны является Председатель Правительства РФ;

В субъекте РФ, городе, районе - на главу администрации, являюще-гося начальником ГО территориального образования;

В министерстве, ведомстве - на министра, руководителя ведомства, являющихся начальниками ГО отрасли;

На объекте экономики - на руководителя объекта. Начальником гра-жданской обороны, например, ж.-д. станции является начальник станции, высшего учебного заведения МПС - ректор университета (академии).

Начальник гражданской обороны (любого уровня) не в состоянии самостоятельно обеспечить детальное и повседневное решение вопросов ГО. Принимая принципиальные решения и обеспечивая общее руково-дство, начальник гражданской обороны опирается в своей работе на соз-данные при нем органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГО.

Постоянно действующими органами управления являются:

На федеральном уровне - министерство по делам гражданской обо-роны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; министр РФ по делам ГОЧС является заместителем начальника ГО России;

В субъектах Российской Федерации - министерства (в автономных республиках), главные управления (в субъектах РФ) ГОЧС;

В городах и районах - управления (отделы) ГОЧС;

В министерствах и их региональных организациях - отделы (управ-ления) ГОЧС;

На объектах экономики - отделы, секторы (штабы) ГОЧС; начальник штаба ГОЧС является заместителем начальника ГО объекта.

Перечисленные постоянно действующие органы не в состоянии предметно решать чрезвычайно многообразные задачи ГО. Ведь каждая задача имеет свою специфику и требует высоко профессионального под-хода и специально подготовленных сил и средств. Так, борьба с пожарами, эксплуатация защитных сооружений, оказание медицинской помощи по-раженным, светомаскировка и т.д. не могут квалифицированно осуществ-ляться одними и теми же должностными лицами. Поэтому с целью реше-ния разнообразных задач при начальниках гражданской обороны всех уровней созданы специальные службы ГО.


Службы гражданской обороны представляют собой особый вид организационно-технического объединения сил ГО, подготовленных для проведения специальных мероприятий, требующих высокой технической оснащенности формирований и высокопрофессиональной подготовки лич-ного состава.

Различают федеральные службы ГО, службы ГО субъектов РФ, го-родские, районные и объектовые службы гражданской обороны. В мини-стерствах и ведомствах созданы отраслевые службы ГО.

Для создания службы гражданской обороны любого уровня необхо-димо наличие соответствующей материально-технической базы.

Постановлением Правительства Российской Федерации в 1999 г. сформированы пять федеральных служб ГО: противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, медицинская и за-щиты культурных ценностей . Эти службы созданы на базе соответствую-щих министерств и ведомств РФ. Кроме них, в субъектах Российской Фе-дерации, городах и районах созданы также и другие службы: убежищ и ук-рытий, коммунально-технические, горюче-смазочных материалов, инже-нерные и др. В среднем количество служб ГО на территориях колеблется от 13 до 20.

На объектах железнодорожного транспорта в соответствии с Указа-нием МПС № 154пр-у от 6 мая 1998 года создаются следующие службы:

Медицинская;

Радиационной и химической защиты;

Связи и оповещения;

Светомаскировки и электроснабжения;

Эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;

Аварийно-спасательных и других неотложных работ;

Инженерной защиты;

Технической разведки;

Пожаротушения;

Охра-ны общественного порядка;

Материально-технического обеспечения.

Все 11 служб ГО создаются на тех объектах ж.-д. транспорта, на которых для каждой службы имеется достаточная материально-техническая база. На других объектах создается меньшее количество служб.

Эвакуационные органы предназначены для планирования эвакуа-ции населения, материальных и культурных ценностей из городов - веро-ятных целей ядерных ударов - и руководства эвакуацией в исполнитель-ный период. Состав и задачи эвакоорганов рассмотрены в главе 8.

Силы гражданской обороны. Если четыре рассмотренных выше звена обеспечивают планирование, организацию и руководство мероприя-тиями ГО, то силы гражданской обороны предназначены для непосредст-венного ведения работ в очагах массового поражения.

В соответствии с федеральным законом "О гражданской обороне" силами ГО являются войска гражданской обороны и гражданские органи-зации ГО.

Войска гражданской обороны организационно сведены в спаса-тельные центры, спасательные и учебные бригады, отдельные механизиро-ванные полки, вертолетные отряды и другие виды частей и подразделений. Управление войсками осуществляет министр МЧС России. В войсках гра-жданской обороны проходят службу кадровые офицеры, срочную службу -солдаты и сержанты. Хотя эти войска не входят в состав вооруженных сил, подчиненных Министерству обороны РФ, личный состав соединений, час-тей и подразделений войск ГО живет по уставам Российской армии.

Войска ГО оснащены дорожно-строительными машинами для расчи-стки завалов, техникой для пожаротушения, техническими средствами обеззараживания, другими машинами и механизмами, необходимыми для ведения спасательных и других неотложных работ.

Самая массовая часть сил гражданской обороны - гражданские орга-низации гражданской обороны.

ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать

Организационная структура гражданской обороны, ее функции и задачи

В состав сил ППС ГО входят все органы управления, подразделения, кроме специальных формирований ГПС военного времени, и учебные подразделения ГПС МЧС России.

Пожарно-технические научно-исследовательские учреждения и пожарно-технические учебные заведения МЧС России включаются в состав сил ППС ГО по согласованию с руководителями указанных учреждений и заведений.

Подразделения пожарной охраны других ведомств, а также невоенизированные и противопожарные формирования гражданской обороны (НПФ ГО) привлекаются в состав сил ППС ГО в порядке, определяемом нормативными актами по гражданской обороне.

Для обеспечения непрерывного ведения работ силы ППС ГО разделяются на два эшелона и резерв. Силы ППС ГО первого эшелона предназначены для немедленного развертывания работ по противопожарному обеспечению СиДНР.

В состав сил ППС ГО первого эшелона входит личный состав органов управления и подразделений ГПС, подразделений пожарной охраны других ведомств и НПФ ГО (при наличии последних в составе сил ППС ГО), оставляемый в местах постоянной дислокации для охраны населенных пунктов и предприятий после эвакуации и рассредоточения.

Силы ППС ГО второго эшелона предназначены для усиления и развития действий сил ППС ГО первого эшелона, а также частичной или полной их замены.

В состав сил ППС ГО второго эшелона входит личный состав органов управления и подразделений ГПС, подразделений пожарной охраны других ведомств и НПФ ГО (при наличии последних в составе сил ППС ГО), выводимый в загородную зону (в том числе личный состав сводных отрядов ГПС).

Резерв сил ППС ГО предназначен для решения внезапно возникающих задач при задействовании сил ППС ГО первого и второго эшелонов, а также для усиления их действий.

В состав резерва сил ППС ГО входит личный состав подразделений ГПС из сопредельных областей (краев, республик), выделяемый по планам взаимодействия, личный состав пожарно-технических научно-исследовательских учреждений, пожарно-технических учебных заведений и подразделений МЧС России (при наличии последних в составе сил ППС ГО).

В составе резерва сил ППС ГО могут быть оставлены отдельные подразделения ГПС городов, не отнесенных к группам по ГО, и сельских районов, которые не выделяют силы и средства в состав СОПС.

Из направляемых в загородную зону в результате рассредоточения сил и средств ГПС формируются СОПС.

Организационно-штатная структура и табель положенности материально-технических средств СОПС разрабатываются ГУГПС МЧС России и утверждаются приказом или иным нормативным документом МЧС России.

Служебным заданием на развертывание СОПС для УГПС, ОГПС является выписка из утвержденной ГУГПС МЧС России Схемы развертывания СОПС (прил.6).

Показатели для включения в Схему развертывания СОПС (количество СОПС, места их дислокации после сформирования, штатная численность, базовые подразделения, срок готовности и другие необходимые сведения) определяются УГПС (ОГПС) МЧС субъектов Российской Федерации и представляются в ГУГПС МЧС России.

Места дислокации СОПС в загородной зоне определяются заблаговременно и приписываются решением “СЗ” местной администрации.

НПФ ГО создаются и функционируют в порядке, определяемом действующими нормативными актами по данному вопросу.

Личный состав объектовых подразделений ГПС МЧС России размещается в загородной зоне, как правило, совместно с персоналом охраняемых объектов.

Функциональные обязанности должностных лиц органов управления и подразделений пожарной охраны

Органы управления и подразделения ГПС, непосредственно подчиненные ГУГПС МЧС России, в состав СОПС не включаются. Вопросы взаимодействия указанных органов и подразделений ГПС с территориальными органами и подразделениями ГПС определяются ГУГПС МЧС России, а также совместными инструкциями по взаимодействию.

РУКОВОДСТВО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Начальником противопожарной службы гражданской обороны Российской Федерации (ППС ГО России) является начальник ГУГПС МЧС России.

Начальником противопожарной службы гражданской обороны субъекта Российской Федерации является начальник соответствующего территориального органа управления ГПС.

Начальником противопожарной службы гражданской обороны города, района, иного административно-территориального образования, предприятия является начальник соответствующего органа управления или подразделения ГПС.

Начальник органа управления ГПС, на базе которого создается региональный орган управления ППС ГО, является старшим начальником ППС ГО в границах региона.

Схема регионального управления ППС ГО и состав регионов утверждаются нормативным актом МЧС России или ГУГПС МЧС России.

В каждой противопожарной службе гражданской обороны разрабатывается план обеспечения мероприятий гражданской обороны ППС ГО (план ППС ГО).

План ППС ГО субъекта РФ подписывается начальником ППС ГО и начальником штаба ППС ГО, согласовывается с соответствующими начальниками территориального органа управления ГО и ЧС, организационно-мобилизационного подразделения МЧС и военным комиссаром, утверждается соответствующим начальником ГО органа внутренних дел.

Планы ППС ГО города, поселка, городского и сельского администротивно-территориального образования, предприятия, где ППС ГО создается на базе подразделения ГПС, подписываются начальником ППС ГО и начальником штаба ППС ГО (группы управления ППС ГО), согласовываются с соответствующими начальниками органа управления ГО и ЧС, органа внутренних дел и военным комиссаром (на предприятии-с руководителем предприятия), утверждается руководителем органа управления ГПС МЧС России по подчиненности.

Начальник ППС ГО осуществляет управление службой непосредственно и через штаб ППС ГО (группу управления ППС ГО).

Начальником штаба (группы управления) является один из заместителей начальника органа управления или подразделения ГПС и назначается соответствующим начальником органа управления или подразделения ГПС.

Начальник штаба (группы управления), а также руководитель подразделения обеспечения военно-мобилизационной готовности органа управления ГПС являются заместителями начальника ППС ГО.

Заместителем начальника ППС ГО субъекта Российской Федерации также является начальник дислоцируемого на данной территории органа управления ГПС, непосредственно подчиненного ГУГПС МЧС России, а начальник одного из указанных органов управления ГПС в регионе (согласно соответствующему нормативному акту ГУГПС МЧС России) является заместителем старшего начальника ППС ГО в границах региона.

Штабы ППС ГО создаются:

  • в ППС ГО России – штаб начальника ППС ГО России;
  • в региональном органе управления ППС ГО – штаб старшего начальника ППС ГО в границах региона, который, как правило, совмещается со штабом начальника ППС ГО края, области;
  • в ППС ГО республики, края, области, города, городского района (округа), если данные города отнесены к группе по гражданской обороне – штаб начальника ППС ГО республики, края, области, города, городского района (округа);
  • в ППС ГО категорированного предприятия – штаб начальника ППС ГО предприятия;
  • во всех других ППС ГО создаются группы управления ППС ГО.

Штаб ППС ГО России создается из личного состава ГУГПС МВД России.

Штаб старшего начальника ППС ГО в границах региона создается из личного состава органа управления ГПС, на базе которого создан региональный орган управления ППС ГО, с обязательным включением в его состав не менее двух подготовленных сотрудников (направленцев) от каждого органа управления ГПС региона.

Штаб (группа управления) ППС ГО республики, края, области, автономного образования, города, поселка, городского и сельского административно-территориального образования, предприятия создается из личного состава соответствующего органа управления или подразделения ГПС.

Штаб ППС ГО состоит из боевых расчетов, функционирующих на пунктах управления (защищенных рабочих помещениях) ППС ГО.

В состав боевых расчетов штаба входят оперативные группы нештатные подразделения, предназначенные для подготовки к работе пунктов управления (защищенных рабочих помещений) ППС ГО.

Группа управления ППС ГО функционирует в месте постоянной дислокации соответствующего органа управления или подразделения ГПС.

Организационная структура штаба (группы управления) ППС ГО определяется начальником ППС ГО исходя из организационно-штатной структуры соответствующего органа управления или подразделения ГПС и, как правило, принимается идентичной последней.

Сигналы оповещения гражданской обороны и порядок их подачи

В соответствии с приказом МЧС России от 22.01.2013 № 32 «Об утверждении Положения о порядке приведения структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасательных воинских формирований МЧС России, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, подразделений Государственной инспекции по маломерным судам, образовательных, научно-исследовательских и иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, в готовность к применению по предназначению в мирное время» и в целях поддержания готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) в мирное время для работников 34 ПЧ 5 ОФПС установлены режимы функционирования:

– ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;

– ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ;

– ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ.

Режим ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это состояние при котором работники подразделения при отсутствии угрозы возникновения ЧС выполняют мероприятия по поддержанию в готовности органов управления, сил и средств к выполнению возложенных на них задач.

Режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ – это состояние при котором при угрозе возникновения ЧС работники подразделения приводятся в готовность к применению по штатам мирного времени.

Введение для сил МЧС России режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ осуществляется как при функционировании органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) в режиме ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, так и при введении для органов управления и сил РСЧС режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ по двум вариантам согласно расчету сил и средств при приведении в готовность к применению по предназначению в мирное время (приложение № 2):

– режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ вводится для органов управления и сил постоянной готовности, предназначенных для оперативного реагирования (далее - силы постоянной готовности);

– режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ вводится для полного состава сил – при угрозе возникновения ЧС и необходимости принятия оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.

Силы постоянной готовности - составная часть сил и средств, находящаяся на дежурстве и предназначенная для быстрого прибытия и проведения в минимально возможный короткий срок аварийно-спасательных работ в зонах ЧС.

Решение на введение режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ для органов управления и сил постоянной готовности или полного состава сил принимается соответствующим руководителем на основании данных оценки обстановки в зоне возможной ЧС и анализа достаточности (возможностей) сил и средств для принятия оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС.

Режим ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ – это состояние при котором работники подразделения непосредственно привлекаются установленным порядком к ликвидации ЧС.

Действия личного состава по сигналам гражданской обороны

1.1. При введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ для органов управления и сил, выполняются следующие мероприятия (в соответствии с возложенными на них задачами и функциями):

– осуществляется оповещение и сбор руководящего состава (при необходимости, организуется круглосуточное дежурство лиц руководящего состава);

– уточняются мероприятия планов действий и взаимодействия со службами жизнеобеспечения предприятия, осуществляется непрерывный сбор и оценка данных обстановки в районе ЧС;

– уточняются задачи, отдаются распоряжения, необходимые для подготовки к выполнению задач по предназначению;

1.2. При введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ для полного состава сил в дополнение к мероприятиям, указанным в пункте 1.1., выполняются следующие мероприятия:

– органы управления переводятся на усиленный режим работы (организуется круглосуточное дежурство лиц руководящего состава, а также, по решению соответствующего руководителя, должностных лиц органа управления);

– организуется усиление дежурных смен (при необходимости);

– приводятся в готовность к выходу и применению автомобильная, другая пожарно-спасательная техника, оборудование и снаряжение (другое имущество в соответствии с утвержденными расчетами или дополнительными распоряжениями);

– уточняется возможность применения дежурных сил в местах базирования;

– уточняется расчет личного состава, остающегося в пунктах постоянной дислокации;

– организуется принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.

1.3. При введении для органов управления и сил МЧС России режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ выполняются мероприятия, указанные в пунктах 1.1. и 1.2., если они не были выполнены ранее и дополнительно:

– организуется взаимодействие с администрацией ЦАО по оповещению населения о возникшей ЧС и порядке их действий;

– осуществляется выдвижение сил и средств в зону ЧС и организуется их работа;

– организуются мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, проведению других неотложных мероприятий;

– организуется и осуществляется непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и ходе работ по ее ликвидации.

  1. Должностные лица МЧС России (включая лиц из состава оперативной дежурной смены), кому предоставлено право на приведение в готовность к применению по предназначению в мирное время.

2.1 Режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или режим ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ для подразделений ФПС вводится решением Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Министр) или лица, временно исполняющего его обязанности.

2.2. Право на введение для режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ с последующим докладом по команде предоставляется:

– первому заместителю Министра, заместителям Министра, главному военному эксперту, главному государственному инспектору Российской Федерации по пожарному надзору, директору Департамента гражданской защиты;

– начальнику регионального центра;

– начальнику Главного управления;

– начальнику 5 ОФПС при возникновении (угрозе) ЧС в зоне их ответственности – подчинённых подразделений (организаций).

Старшему оперативному дежурному ЦУКС Главного управления МЧС России по Омской области.

Порядок получения (оповещения) сигнала (приказа, распоряжения) на приведение в готовность

к применению по предназначению в мирное время.

Распоряжения, приказы (сигналы) о введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ для передаются по всем имеющимся каналам связи с обязательным последующим письменным подтверждением.

Оповещение работников о введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ может осуществляться по автоматизированным системам оповещения, по всем имеющимся каналам связи как циркулярно, так и выборочно, путем передачи распоряжения, приказа (сигнала) по форме:

«Внимание. Говорит дежурный диспетчер 34 ПСЧ 5 ОФПС Баркова. С 14.00 (Омское время) 30 января 2013 года ввести для полного состава сил 34 ПСЧ 5 ОФПС режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ».

В каждом случае приведения в готовность к применению по предназначению в мирное время отдаются соответствующие распоряжения, приказы.

Диспетчер получив распоряжение (приказ) о приведении в готовность к применению по предназначению в мирное время, обязан немедленно передать его по назначению, убедиться, что распоряжение, приказ (сигнал) адресатом получен, доложить об этом соответствующему начальнику (руководителю) и при наличии данных о ЧС одновременно доложить о месте, времени и дате возникновения ЧС, её характере и последствиях.

Донесения диспетчера с получением распоряжения, приказа (сигнала) о приведении в готовность к применению по предназначению представляют по подчиненности и по форме:

«В 14.00 (Омское время) 30 января 2013 года получен сигнал (приказ, распоряжение) о введении для полного состава сил 34 ПСЧ 5 ОФПС режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ. Диспетчер Иванова» (при наличии данных о ЧС сообщается место, время и дата ее возникновения, характер и последствия).

При приведении в готовность к применению по предназначению в мирное время в подразделениях ФПС, возглавляют:

– подразделение ФПС, согласно расписанию выезда или плану привлечения – начальник караула;

Порядок проверки готовности к применению по предназначению в мирное время.

Контроль за состоянием готовности к применению по предназначению в мирное время осуществляется:

– при применении их для ликвидации ЧС (угрозы возникновения ЧС);

– в ходе плановых (инспекторских, комплексных, итоговых) проверок, учений (тренировок) и внезапных проверок.

Начальникам (руководителям) о приведении подчиненных сил в готовность к применению по предназначению в мирное время и их применении при угрозе и возникновении ЧС, а так же в ходе плановых проверок (инспекторских, комплексных, итоговых), учений (тренировок) и внезапных проверок состояния готовности немедленно докладывать непосредственным начальникам (руководителям).

При проверке подразделений должностными лицами ГУ, СРЦ и МЧС различного уровня, диспетчер докладывает по форме: «Дежурный диспетчер 34 ПСЧ Иванов – В настоящее время введена степень готовности предусмотренная командой 110 (111, 112, 113). Мероприятия выполняются согласно плана перевода»

Контроль организации и проведения проверок состояния к приведению в готовность к применению по предназначению в мирное время осуществляется по решению:

– Министра, заместителей Министра, главного военного эксперта, главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору – в отношении Главного управления, ЦУКС, подразделений ФПС, АСС, Центра ГИМС;

– начальника регионального центра – в отношении Главного управления, ЦУКС, подразделений ФПС, АСС, Центра ГИМС;

– начальника ГУ МЧС России по субъекту РФ СФО – в отношении ЦУКС, подразделений ФПС, АСС, Центра ГИМС;

– начальника (руководителя) ЦУКС, подразделений ФПС, АСС, Центра ГИМС, лично – в отношении подчиненных подразделений;

– другому должностному лицу – по письменному предписанию соответствующего начальника (руководителя), которому предоставлено право проверки.

После завершения работ по ликвидации ЧС проводятся мероприятия по анализу, описанию и изучению действий органов управления, сил и средств РСЧС по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с Методическими рекомендациями от 10.07.2012 № 2-4-87-14-2

Порядок представления донесений.

Порядок предоставления донесений и докладов:

– доклад о получении приказа, распоряжения (сигнала) на приведение в степень готовности – путём доклада старшему оперативному дежурному ЦУКС;

– о введении степени начальником 5 ОФПС путём доклада начальнику Главного управления (незамедлительно по телефону с последующим письменным подтверждением);

– о выполнении 5 ОФПС мероприятий по приведению в степень – путём доклада начальнику Главного управления;

– о выполнении 34 ПСЧ мероприятий по приведению в степень – путём доклада начальнику 5 ОФПС;

– донесения и доклады о ЧС (угрозе возникновения ЧС) представлять согласно регламенту утвержденного приказом Сибирского регионального центра от 22 декабря 2012 года № 995 «О введении в действие регламентов представления донесений, докладов при реагировании на чрезвычайные ситуации (происшествия) и в повседневном режиме»;

– о показателях выполнения мероприятий по приведению 34 ПСЧ – письменный отчёт в 5 ОФПС одновременно с отчётными документами по ликвидации ЧС.

Нормы положенности, порядок хранения и выдачи средств защиты и другого имущества

Особое назначение приобретает защита личного состава ППС ГО в период подготовки и особенно при проведении СНАВР непосредственно в очагах поражения.

Средства защиты бывают: коллективные и индивидуальные.

Для защиты больших групп людей, личного состава ППС ГО от поражающих факторов ядерного взрыва, отравляющих веществ и бактериальных средств, фугасных и зажигательных авиабомб. А также от обломков строительных конструкций, разрушающихся зданий и сооружений используются коллективные средства защиты. По своему назначению и защитным свойствам коллективные средства защиты подразделяют: на убежища; противорадиационные укрытия. По месту расположения убежища бывают: встроенные и отдельно стоящие. Надежность защиты в убежищах характеризуется прочностью несущих конструкций при воздействии ударной волны наземного ядерного взрыва. Для защиты от ОВ, бактериальных средств и радиоактивной пыли убежища должны быть герметизированы и оснащены фильтровентиляционным оборудованием. Для укрытия личного состава, людей могут быть использованы метрополитены, транспортные и пешеходные тоннели, а также заглубленные этажи зданий кофе, кинотеатров, гаражей. Все эти здания и сооружения должны быть оборудованы системой фильтровентиляцией, в них должна быть обеспечена также достаточная герметизация помещений.

В качестве убежищ могут быть использованы горные выработки. Они обеспечивают защиту практически от всех поражающих факторов ядерного взрыва.

К противорадиационным укрытиям относятся защитные сооружения, которые обеспечивают защиту укрывающихся в них людей от радиоактивного облучения, светового излучения и зажигательных веществ, заражения радиоактивными веществами в зонах радиоактивного заражения местности. Они в значительной степени ослабляют воздействие ударной волны ядерного взрыва и капельножидких отравляющих веществ.

В отличии от убежищ противорадиационные укрытия не обеспечивают полную герметичность, а по этому в условиях заражения воздуха отравляющими веществами люди, укрывающиеся в них, должны пользоваться противогазами.

Противорадиационные укрытия следует размещать в подвальных, цокольных и первых этажах производственных и вспомогательных зданий предприятий, лечебных учреждений, общественных и жилых зданий. Противорадиационные укрытия разрешается размещать также в школах, библиотеках, Домах культуры, клубах, пионерских лагерях, домов и баз отдыха, подвалах, подпольях и помещениях надземных этажей кирпичного зданий.

Защитные свойства противорадиационных укрытий характеризуется коэффициентом защиты сооружения. Успех работы ППС ГО в сложных условиях применение противником оружия массового поражения во многих случаях будет зависеть от оснащения личного состава средствами индивидуальной защиты, исправности их и умение пользоваться им в очагах поражения.

По способу изготовления средства индивидуальной защиты подразделяются:

 штабельные

 подручные.

К табельным средствам защиты относятся средства, номенклатура которых определяется табелями оснащения подразделений:

 противогазы

 общевойсковые защитные комплекты

 легкие защитные комплекты

 защитные комбинезоны

 защитные костюмы

 защитные фартуки и т.д.

Эти защитные средства изготавливает промышленность по специальным техническим условиям и ГОСТам из различных материалов.

К подручным средствам индивидуальной защиты относятся различные повседневной одежды и обуви (прорезиненые пленочные и непромокаемые плащи и накидки, резиновые сапоги и боты, галоши, обувь и кожзаменителей с галошами), которые могут быть использованы для защиты кожных покровов от радиоактивной пыли, бактериальных средств и химических веществ. Они т.е. подручные средства используются, когда табельных средств не хватает.

Средства защиты органов дыхания: применяют противогазы и респираторы.

По принципу действия противогазы подразделяются фильтрующие и изолирующие.

Противогазы защищают от попадания в органы дыхания, а также глаза и на лицо радиоактивных отравляющих и бактериальных веществ.

Респираторы- защищают от попадания в органы дыхания, находящихся в аэрозольном состоянии, главным образом радиоактивных веществ.

Защитные действия фильтрующего противогаза основано на том, что зараженный воздух поступает в противогазную коробку, где с помощью специального фильтра и поглатителя отчищается от отравляющих веществ и бактериальных средств, а затем поступают под лицевую часть непосредственно в органы дыхания. При выходе воздух непосредственно из- под лицевой части, минуя противогазную коробку, выходит наружу. Состоит из противогазной коробки и лицевой части, уложенных в сумку, вес-2 кг.

Изолирующий противогаз состоит из лицевой части регенеративного патрона, дыхательного мешка, каркаса и сумки. Вес-4 кг.

Защитное действие изолирующего противогаза основано на том, что для дыхания наружный воздух не используется, а главное здесь свойство, что человек дышит кислородом который выделяет регенеративный патрон, во время пользования противогазом. Используется противогаз в тех случаях когда невозможно применить фильтрующий противогаз.

Респираторы- широкое применение получил противопыльный респиратор ШБ-1, известный под названием «лепесток». Изготавливается из специального материала, обладающего высокими фильтрующими способностями. Респиратор не рассчитан на защиту глаз, поэтому он должен применяться совместно с защитными очками.

Средство защиты кожи по принципу защитного действия подразделяются:

  • изолирующие
  • фильтрующие

Изготавливаются из воздухонепроницаемых материалов, обычно из специальной эластичной и морозостойкой прорезиненной ткани.

Фильтрующие средства защиты кожи изготавливаются в виде хлопчатобумажного обмундирования и белья, пропитанных специальными веществами.

Общевойсковой защитный комплекс состоит: из защитного плаща, защитных чулок и защитных перчаток. Ввиду недостаточной герметичности, в целях надежной защиты от паров ОВ, комплект применяют как правило в сочетании с фильтрующими средствами.

Специальные:

  • Легкий защитный костюм- состоит из рубахи с капюшоном, брюк, сшитых заодно с чулками, двупалых перчаток и подшлемника, а также сумка и запасная пара перчаток. Вес около 6 к.г.
  • Защитный фартук применяется вместе с закрытыми чулками и резиновыми перчатками. Вес фартука около 400 гр.
  • Импрегнированное обмундирование и белье, выдается л/с для повседневной носки в условиях применения химического оружия. От капель жидких отравляющих веществ импрегнированное обмундирование и белье защиты не обеспечивается.
  • Индивидуальные средства защиты закрепляются за личным составом. Хранение в специально оборудованных местах, периодически осматриваются и обслуживаются.

Применение средств защиты личного состава

Для защиты населения в ЧС предусматривается использование не только кол­лективных, но и индивидуальных средств защиты. При загрязнении окружающей среды РВ, OB,AOXBи заражении БС может возникнуть необходимость пребывания населения и личного состава формирований в таких условиях, что потребуется ис­пользование СИЗ. Эффективность применения СИЗ определяется тремя основными условиями: их содержанием в постоянной готовности, умением использовать в соот­ветствии с обстановкой, защитной дисциплиной (то есть обязательным использова­нием СИЗ даже в условиях минимальной опасности поражения).

Практика защиты людей показала, что соблюдение этих трех условий использо­вания СИЗ снижает вероятность поражения в несколько раз.

К СИЗ относятся средства защиты органов дыхания, кожи и медицинские сред­ства защиты.

Средства защиты органов дыхания.

Для защиты органов дыхания применяют­ся противогазы, респираторы и простейшие средства защиты. Цротивогазы защищают от попадания в органы дыхания, а также в глаза и на лицо РВ,OB,AOXBи БС. Респи­раторы и простейшие средства защищают от попадания в органы дыхания веществ, на­ходящихся в аэрозольном состоянии, главным образом радиоактивной пыли.

Фильтрующий противогаз-В-типовом варианте состоит из противогазной-робки и лицевой части, уложенных в матерчатую сумку. В -комплект противогаза входит коробка с незапотевающими пленками или специальный «карандаш», предназначенный для предохранения стекол очков от запотевания.

В настоящее время имеются модификаций – гражданские (для взрослых, для детей, промышленные) и общевойсковые. Для защи­ты населения используются следующие фильтрующие противогазы: для взрослых -ГП-5, ГП-5М, ГП-7,ГП-7В; для детей – ПДФ-Ш, ПДФ-Д, ПДФ-2Ш, ПДФ-2Д, КЗД.

В комплект гражданского фильтрующего противогаза ГП-5 входят два основ­ных элемента: фильтрующе-поглощающая коробка ГП-5 и лицевая часть (шлем-маска ШМ-62у). Внутри фильтрующе-поглощающей коробки ГП-5 расположены проти-воаэрозольный фильтр и шихта. Лицевая часть представляет собой шлем-маску ШМ-62у, изготовленную из натурального или синтетического каучука. В шлем-маску вмонтированы очковый узел и клапанная коробка.

Противогаз ГП-5М отличается от противогаза ГП-5 конструкцией шлем-маски. Шлем-маска ШМ, входящая в комплект данного противогаза, имеет переговор­ное устройство мембранного типа и вырезы для ушей (в отличие от ШМ-62у). Противогаз является надежным средством защиты, если он исправен и его лице­вая часть подобрана по размеру. Правильно подобранная шлем-маска (маска) должна плотно прилегать к лицу, не вызывая болевых ощущений. Для подбора необходимого размера шлем-маски нужно измерить голову по замкнутой линии, проходящей через теменную область, щеки и подбородок.

В состав комплекта фильтрующего противогаза ГП-7 входят: фильтрующе-по-глощающая коробка ГП-7к, лицевая часть в виде маски гражданского противогаза (МГП), сумка, гидрофобный трикотажный чехол, коробка с иезапотевающими плен­ками, утеплительные манжеты. Фильтрующе-поглощающая коробка ГП-7к по конст­рукции аналогична коробке ГП-5, но имеет улучшенные характеристики. Лицевая часть МГП представляет собой маску объемного типа с наголовником в виде резино­вой пластины с пятью лямками и уступами для регулирования. Гидрофобный трико­тажный чехол надевается на противогазовую коробку и служит для предохранения ее от загрязнения и влаги.

В состав комплекта противогаза ГП-7В входит лицевая часть МГП-В, которая ана­логична лицевой части МГП, но дополнительно под переговорным устройством имеет приспособление для приема воды, представляющее собой резиновую трубку с мундшту­ком и ниппелем. Оно может присоединяться с помощью специальной крышки к фляжке.

Подбор необходимого типоразмера лицевой части противогаза ГП-7 осуществ­ляется на основании результатов измерения горизонтального и вертикального обхва­та головы. Горизонтальный обхват определяется измерением головы по замкнутой линии, проходящей спереди по надбровным дугам, сбоку на 2-3 см выше края ушной раковины и сзади через наиболее выступающую точку головы. Вертикальный обхват определяется измерением головы по замкнутой линии, проходящей через макушку, щеки и подбородок. Измерения округляются с точностью до 5 мм. По сумме двух из­мерений устанавливают нужный типоразмер – рост маски и положение (номер) упо­ров лямок наголовника, в котором они зафиксированы. Первой цифрой указывается номер упора лобной лямки, второй – височных, третьей – щечных.

Правила безопасности при перемещении по зараженной местности

Правила поведения и действия личного состава в зонах радиоактивного заражения

После подачи сигнала о радиоактивном заражении личный состав должен укрыться в убежищах и укрытиях, а в дальнейшем действовать по указанию командиров. Командиры информируют личный состав о радиационной обстановке и дают распоряжения как действовать, т.е. устанавливают защитные режимы в зависимости от того, в какой зоне заражения и на каком участке зоны окажется подразделение.

Зараженный участок местности по степени опасности для людей и животных условно делится на 3 зоны: умеренного, сильного и опасного заражения.

В зоне умеренного заражения (зона А) в укрытиях нужно находиться несколько часов, а на участках, близких к внутренней границе, – до одних суток, после чего можно перейти в обычное помещение. Из помещений можно выходить в первые сутки не более чем на четыре часа; при этом в сухую и ветреную погоду или при движении по пыльной дороге необходимо надевать индивидуальные средства защиты.

В зоне сильного заражения (зона Б) в укрытии необходимо находиться от одних до трех суток; в последующем обязательно пребывание в обычном помещении до четырех суток, выходить из которого можно не более чем на 3-4 часа в сутки. При выходе из помещения следует пользоваться индивидуальными средствами защиты от радиоактивной пыли.

В зоне опасного заражения (зона В) в укрытиях необходимо находится трое и более суток, после этого можно перейти в обычное жилое помещение и находиться в нем не менее четырех суток. Выходить из жилого помещения следует только при крайней необходимости и на непродолжительное время (не более чем на четыре часа в сутки).

В случае если время обязательного пребывания в защитных сооружениях по каким-либо причинам не объявлено, то личный состав обязан вести себя как в зоне опасного заражения и строго выполнять установленные правила поведения.

При радиоактивном заражении местности в ряде случаев возникает необходимость эвакуировать людей в незараженные или слабозараженные районы.

Обычно эвакуация (вывод) осуществляется из зоны опасного радиоактивного заражения, так как длительное (в течение многих суток) пребывание людей в защитных сооружениях связано с большими трудностями как физическими, так и психологическими.

Однако эвакуацию из этой зоны можно производить не ранее чем через трое суток после начала заражения, так как за это время уровни радиации на местности значительно снизятся, что позволит избежать опасного облучения людей во время посадки на транспорт и следования в незараженный район.

На зараженной радиоактивными веществами местности необходимо строго соблюдать режим, установленный органами управления. На такой местности нельзя пить, курить, принимать пищу, снимать средства защиты, прикасаться к предметам, двигаться по высокой траве и густому кустарнику. После пребывания на зараженной местности при входе в жилые и производственные помещения необходимо предварительно очистить одежду и обувь от радиоактивной пыли.

После пребывания в очаге радиоактивного заражения на одежде людей, их обуви, индивидуальных средствах защиты и на открытых участках тела могут оказаться радиоактивные вещества, которые нужно как можно скорее удалить. С этой целью проводится частичная санитарная обработка, суть которой состоит в механическом удалении радиоактивных веществ с открытых участков тела, со слизистых оболочек глаз, носа, полости рта, с одежды, обуви и надетых индивидуальных средств защиты.

Частичная санитарная обработка может проводиться как непосредственно в зоне радиоактивного заражения (перед входом в защитные сооружения), так и после выхода из зоны заражения.

Правила поведения и действия личного состава в зонах химического заражения

Личный состав, укрывшееся от поражения химическим оружием в убежищах, должно оставаться в них до получения разрешения на выход. Если убежище окажется поврежденным, то укрывшиеся в нем должны надеть противогазы, средства защиты кожи, по указанию дежурных покинуть убежище и выходить за пределы очага химического заражения. Так же должны поступать лица, оказавшиеся в необорудованных в противохимическом отношении укрытиях и вне убежищ и укрытий. При этом нужно помнить, что в очаге химического заражения местность, воздух, вода, растительность и все объекты заражены ОВ.

Выходить из очага химического заражения нужно по направлениям, обозначенным указателями, а если их нет, то в сторону, перпендикулярно направлению ветра. В этом случае можно быстрее выйти из зоны заражения, так как глубина распространения зараженного облака в несколько раз превышает ширину его фронта.

По зараженной территории надо двигаться быстро, но не бежать и не поднимать пыли; не прислоняться к зданиям, не прикасаться к окружающим предметам; следить, чтобы не было открытых участков тела; нельзя снимать противогаз и другие средства защиты, снимать перчатки, поправлять голыми руками противогаз и одежду; не наступать на видимые капли и мазки ОВ.

Особую осторожность необходимо соблюдать при движении через лесные массивы, поля сельскохозяйственных культур, так как капли ОВ, осевшие на листьях и ветках, при прикосновении к ним могут заразить одежду и обувь, что может привести к отравлению до выхода из очага химического заражения.

При попадании капель ОВ на открытые участки тела или на одежду и обувь нужно немедленно обработать эти места дегазирующим раствором из индивидуального противохимического пакета.

После выхода из зараженного района нельзя торопиться снимать средства защиты и особенно противогаз, ибо одежда, обувь и противогаз могут быть заражены отравляющими веществами.

Снимать зараженную обувь, одежду и индивидуальные средства защиты можно только на специальных пунктах. В отдельных случаях зараженная верхняя одежда (но не противогаз) может быть снята с разрешения командира. Зараженная одежда, обувь и средства защиты направляются на дегазацию на станции обеззараживания одежды, а каждый, вышедший из очага химического заражения, проходит полную санитарную обработку. Снимая зараженную одежду и обувь, нельзя касаться незащищенными частями тела их внешней (зараженной) стороны. Противогаз всегда нужно снимать в последнюю очередь.

Правила поведения и действия личного состава в зонах биологического (бактериологического) заражения

Установленные в очаге инфекционных заболеваний режим и правила поведения, а также требования медицинской службы должны выполняться всеми беспрекословно. Никто не имеет права уклоняться от предохранительных прививок и принятия лекарственных препаратов.

Для предотвращения массового распространения инфекционных заболеваний личный состав обязан тщательно соблюдать правила личной гигиены и содержать в чистоте помещения, прилегающую территорию и места общего пользования. В жилых помещениях необходимо обрабатывать дезинфицирующими растворами перила лестниц и дверные ручки, унитазы засыпать хлорной известью, всю уборку в помещениях проводить только влажным способом; не допускать разведения мух и других насекомых.

В очаге инфекционного заболевания воду разрешается брать только из водопроводов или из незараженных, проверенных медицинской службой водоисточников. Все продукты следует хранить в плотно закрытой таре и обрабатывать перед употреблением: воду и молоко прокипятить, сырые овощи и фрукты обмыть крутым кипятком, а хлеб обжечь на огне.

Посуду необходимо тщательно мыть и кипятить; при приеме пищи пользоваться индивидуальной посудой.

Перед выходом из помещения надевать индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи; перед входом с улицы в жилое помещение обувь и плащи необходимо оставлять с наружной стороны до обработки их дезинфицирующими растворами.

При обнаружении первых признаков заболевания нужно немедленно вызвать врача и изолировать больного.

Если больной будет оставлен для лечения вне лечебного учреждения, его необходимо поместить в отдельной комнате или его кровать отгородить ширмой или простынями. Для заболевшего следует выделить отдельную посуду и предметы ухода. В помещении, где находится больной, провести текущую дезинфекцию – обеззараживание помещения и предметов, с которыми больной соприкасался. Обеззараживание осуществляется простейшими средствами – обмыванием горячей водой с содой, мылом и другими моющими средствами, а также кипячением отдельных предметов.

Ухаживать за больным по возможности следует одному лицу. При уходе должны соблюдаться меры безопасности и правила личной гигиены: нужно пользоваться простейшими средствами индивидуальной защиты, мыть и обеззараживать руки.

После перевода больного в госпиталь или другое лечебное учреждение или его выздоровления проводится заключительная дезинфекция. Обеззараживаются помещение, постельные принадлежности, предметы, с которыми соприкасался больной. Предметы, как правило, обеззараживаются на месте; постельные принадлежности сдаются на станцию обеззараживания.

В очаге инфекционного заболевания личный состав должен произвести дезинфекцию помещений и своих вещей.

Для этого используются растворы различных дезинфицирующих веществ (хлорной извести, хлорамина, щелочей, формалина, лизола). Дезинфекция стен, потолков, полов, деревянных и металлических предметов производится тряпками, смоченными дезинфицирующими растворами. Мягкая мебель сначала очищается пылесосом, а затем протирается тряпкой или щеткой, смоченной в 3% растворе хлорамина. Дезинфекция хлопчатобумажной одежды, белья, посуды осуществляется кипячением в двухпроцентном содовом растворе в течение двух часов.

Дезинфекция изделий из тканей может производиться также горячим утюгом. Обувь, одежда, ковры, подушки и другие предметы, которые кипятить нельзя, а также средства защиты сдаются для дезинфекции на станции обеззараживания.

Дезинфекцию жилых помещений необходимо проводить в индивидуальных средствах защиты. При этом нужно осторожно обращаться с различными обеззараживающими растворами. Обтирочный материал, использованный при дезинфекции, складывается в специально отведенных местах, а затем сжигается. Во время работы запрещается курить, пить и принимать пищу.

Для дезинфекции помещений чаще всего используют осветленный (отстоянный) 0,1-5% раствор хлорной извести.

После окончания работ по дезинфекции лица, участвовавшие в их проведении, должны пройти полную санитарную обработку. Она проводится на стационарных обмывочных пунктах, в банях, душевых или на специально развертываемых обмывочных площадках.

Способы и пути сохранения боеспособности личного состава

Находясь на зараженной местности, личный состав обязан строго соблюдать определенные правила поведения, которые предохраняют его от заражения РВ, ОВ, БС в ходе выполнения боевых задач.

Сохранение боеспособности личного состава достигается выбором наиболее целесообразных маршрутов и способов преодоления районов заражения, поскольку степень заражения местности будет не везде одинаковой.

В ущельях, низинах, оврагах, лесных массивах, населенных пунктах с плотной жилой и промышленной застройкой, где ограниченно движение воздушных масс и действие прямой солнечной радиации, концентрация вредных веществ может быть значительно выше, чем на ровной открытой местности. Следует избегать поднятия пыли, движения по высокой траве и густому кустарнику; при передвижении войск на колесном и гусеничном транспорте соблюдать дистанции, обеспечивающие минимальную запыленность, а также другие меры предосторожности.

При действиях в районах (очагах) заражения личный состав использует средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы, респираторы) и кожи и не снимает их без разрешения командира. При заблаговременной подготовке к действиям в районах заражения, или к их преодолению проводится ряд мероприятий, повышающих степень защиты личного состава к определенным видам РВ, ОВ и БС – общая или специальная профилактика, определяются режим поведения, сроки пребывания на зараженной территории, места отдыха, приема пищи, пунктов специальной обработки и т. п.

Для сохранения личным составом боеспособности и ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения проводится комплекс мероприятий, основными из которых являются: экстренная общая и специальная профилактика личного состава; изоляционно-ограничительные мероприятия (обсервация, карантин); специальная обработка войск; дезинфекция запасов материальных средств, участков зараженной местности, дорог, сооружений, обеззараживание воды и продовольствия.

При действиях в очагах заражения имеет большое значение не только своевременное и правильное использование средств защиты, но и строгое выполнение всем личным составом обязательных правил поведения:

– не снимать самостоятельно без разрешения командира средств индивидуальной защиты до выхода из очага заражения и проведения частичной (полной) санитарной обработки; решение на это принимает командир, исходя из конкретной обстановки;

– не прикасаться без средств защиты к вооружению, военной технике и имуществу до завершения специальной обработки, не входить в контакт с личным составом соседних подразделений (частей) и местным населением;

– не уклоняться от участия в экстренной профилактике, от предохранительных прививок и других противоэпидемических мероприятий;

– не пользоваться без предварительного обеззараживания и разрешения медицинской службы водой из непроверенных (неохраняемых) водоемов (хранилищ), трофейным продовольствием, имуществом;

– при появлении первых признаков заболевания (недомогание, головная боль, повышение температуры тела, тошнота, рвота, понос и т. п.) немедленно докладывать своему командиру и обращаться к фельдшеру (врачу).

Надежная защита личного состава от зараженных бактериальными (биологическими) средствами кровососущих переносчиков обеспечивается правильным использованием армейского обмундирования, которое необходимо хорошо подогнать, застегнуть на все пуговицы и крючки, манжеты на рукавах завязать лентой или бинтом. На оставшиеся открытыми кожные покровы (лицо, шея, кисти рук), а также воротник, манжеты, рукава нанести препараты, отпугивающие насекомых и клещей.

Основные требования по организации выполнения задач в условиях заражения

Обеспечение безопасности и защиты личного состава при выполнении боевых задач в условиях РХБ заражения достигается:

– непрерывным ведением радиационной, химической и биологической разведки;

– своевременным и умелым использованием средств индивидуальной и коллективной защиты, защитных свойств военной техники и местности, противорадиационных препаратов, антидотов, средств экстренной медицинской помощи, инженерных сооружений;

– выбором наиболее целесообразных способов преодоления зон заражения;

строгим соблюдением установленных правил поведения личного состава на зараженной местности.

Перечень и содержание указанных мероприятий в каждом конкретном случае определяются условиями обстановки.

Зараженные участки (районы) в зависимости от боевой обстановки могут обходиться или преодолеваться по направлениям с наименьшими уровнями радиации, либо после спада уровня радиации с использованием средств индивидуальной (коллективной) защиты.

Преодолевать их необходимо на максимальной скорости. При преодолении участков местности, зараженных радиоактивными веществами, при наличии в воздухе радиоактивной пыли (сухая, ветреная погода, метель, поземка) личный состав, действующий в БМП и закрытых БТР, надевают респираторы, а при действиях на открытых машинах, кроме того, и защитные плащи. В сырую погоду средства защиты обычно не надеваются. При действиях в пешем порядке надеваются респираторы, а в сырую погоду – только защитные чулки.

При преодолении на БМП (БТР) участков (районов) местности, зараженных зарином, надеваются противогазы, а при действиях в пешем порядке – противогазы и общевойсковые защитные комплекты. Если местность заражена VХ, ипритом или биологическими средствами, то преодоление зараженных участков (районов) в пешем порядке производится в противогазах и в общевойсковых защитных комплектах.

Перед преодолением зараженного участка по команде командира подразделение останавливается не доезжая до передней границы участка заражения и производит подготовку к его преодолению:

– готовятся к работе приборы радиационной и химической разведки;

– включается система защиты от ОМП, на автомобилях поднимаются боковые стекла кабин, укрывается имущество;

– личный состав, не выходя их машин, надевает средства защиты.

После преодоления участка местности, зараженного токсичными химикатами типа иприт, VХ или биологическими средствами, как только позволит обстановка, по указанию старшего командира проводится полная дегазация (дезинфекция) техники. Средства индивидуальной защиты снимаются по команде командира после того, как проведением химического контроля будет установлено отсутствие опасности поражения. Приготовление и прием пищи на местности, зараженной ТХ и биологическими средствами, не разрешается.

При заблаговременной подготовке подразделения к действиям или преодолению разведанных районов заражения должны быть определены меры по обеспечению защиты личного состава, допустимые сроки действия в зонах заражения и режим поведения личного состава с учетом защитных свойств техники, инженерных сооружений и местности

Это совокупность органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Президент России определяет основные направления государственной политики в области гражданской обороны, утверждает план гражданской обороны Российской Федерации и вводит его в действие, утверждает структуру и состав войск гражданской обороны.

Правительство России обеспечивает проведение единой государственной политики в области ГО, руководит её организацией и ведением, издает нормативные и правовые акты в области гражданской обороны.

Руководство ГО в республиках, автономных образованиях, краях, областях, городах возлагается на глав органов исполнительной власти субъектов РФ. Руководство ГО в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), на предприятии (объекте) независимо от форм собственности осуществляют их руководители.

В Российской Федерации непосредственное руководство ГО осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Принятые министерством, в пределах своих полномочий, решения обязательны для органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан.

Для решения специальных задач на всех уровнях создаются эвакуационные комиссии и комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики.

Гражданская оборона на объектах организуется с целью защиты персонала объекта и населения, проживающего вблизи него, от опасностей, возникающих в результате военных действий:

1) планирование и организация проведения мероприятий по гражданской обороне;

2) проведение мероприятий по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

3) осуществление обучения своих работников по ГО;

4) создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещёния:

5) создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

6) повышение устойчивости функционирования объекта в условиях чрезвычайных ситуаций;

7) организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования:

8) проведение АСДНР в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

Структурное подразделение по ГО на объекте

Структурное подразделение по ГО (отдел, сектор, группа, специально выделенный работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны) создается (назначается) при начальнике ГО, является его органом управления и выполняет функции штаба ГО объекта.

Работа структурного подразделения организуется на основании приказов, распоряжений и указаний руководителя объекта, вышестоящего штаба и решений органов управления по делам ГОЧС.

Задачи структурного подразделения по ГО на объекте:

1) осуществляет мероприятия по защите рабочих, служащих и населения подведомственных рабочих поселков от оружия массового поражения;

2) обеспечивает своевременное оповещение об угрозе ЧС природного и техногенного характера;

3) разрабатывает план ГО объекта, периодически корректирует его и организует его выполнение;

4) организует и контролирует обучение рабочих и служащих по ГО;

5) организует и контролирует подготовку НАСФ.

Состав сил гражданской обороны и Башкирской территориальной подсистемы РСЧС. Нормативно-правовое регулирование по созданию и применению сил гражданской обороны и Башкирской территориальной подсистемы РСЧС, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны и РСЧС

Перечень сил и средств постоянной готовности федерального уровня единой государственнной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России утверждён постанолением Правительства РФ № 1007 от 8 ноября 2013 г.

Для реализации её мероприятий и предлагается сформировать единую Российскую систему гражданской обороны (РСГО), предусмотрев РСЧС. РСГО объединит органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в полномочия которых входит решение вопросаов защиты населения от угроз и опасноснтей природного, техногенного, терроиристического и военного характера. РСГО включит в себя следующие подсистемы ГО федеральных органов исполнительной власти и организаций, субъектов РФ, функциональные подсистемы РСГО. Она будет иметь пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.

Силы гражданской обороны

В соответствии со статьёй 15. (№ 28-ФЗ от 12.02.98г.) силы гражданской обороны – это спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы (ФПС), аварийно-спасательных формирований (АСФ) и спасательные службы (СС), а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области ГО специальные формирования (СФ).

В вооружённых силах РФ привлекаются по планам ГО и взаимодействия: воинские формирования общего назначения и воинские формирования специального назначения.

Силы гражданской обороны состоят из спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, аварийно-спасательных формирований (АСФ), подразделений федеральной противопожарной службы, спасательных служб (СС ГО), специальных формирований создаваемых на военное время. Вышеуказанные подструктуры сил гражданской обороны делятся на профессиональные, нештатные, общественные АСФ, которые в свою очередь на основании ФЗ № 151 от22.08.1995г. делятся на виды АСФ.


Спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.

Указ Президента РФ от 30.09.11 г. № 43-2293-18 «О спасательных воинских формированиях МЧС России».

Штатная численность спасательных воинских формирований в РФ:

Военнослужащих 7230 чел;

Гражданского персонала 17220 чел.

Положение о спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

СПАСАТЕЛЬНЫЕ ВОИНСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - спасательные воинские формирования) предназначены для защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное время, в том числе за пределами территории Российской Федерации.

Спасательные воинские формирования являются составной частью сил гражданской обороны.

Спасательные воинские формирования в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» могут привлекаться к выполнению отдельных задач в области обороны.

Группировка сил гражданской обороны содаются по:

Варианту внезапного нападения противника;

Варианту планомерного выполнения мероприятий.

Группировка(при внезапном нападении противника) имеют два эшелона и резерв. 1 эшелон необходим для немедленного развёртывания (с учётом радиации) обстановки спасетльных работ включаются силы загородной зоны – специальные воинские формирования гражданской обороны вооружённые силы, аварийно-спасательные формирования подвижных групп некатегорийные, сельских райнов. Второй эшелон для наращивания усилий и расширения фронта спасательных работ по мере спада уровней радиации и замены первого эшелона. Включаются силы городов и сельских районов, не вошедшие в 1-й эшелон, воинские части вооружённые силы, аварийно-спасательные формирования, объекты экономики. Резерв для замены формирований в ОП и решения внезапно возникающих задач в очаге поражения и решения внезапно возникающих задач включаются аварийно-спасательные формирования некатгорийные и отдалённые сельске районов, воинские части с более поздними сроками приведения в готовность, силы соседних городов.

Во исполнение федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», все чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества пострадавших людей, размера материального ущерба и границ зон распространения поражающих факторов ЧС и подразделяются на локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера.

Рассмотрим функциональную схему структур ГО, федеральный, межрегиональный уровень, региональный и объектовые уровни функционирования сил ГО.

На федеральном уровне Слайд № 8

На вершине федерального уровня организационной структуры находится президент РФ, который определяет основы госполитики в обл.ГО. Утверждает и вводит в действие План ГО и ЗН РФ; правительство РФ – осуществляет руководство ГО в ФОГВ – федеральный орган государственный власти РФ и МЧС РФ.

ФОГВ РФ - Организуют мероприятия ГО в орг. находящихся в их ведении. Выполняют особые обязанности ГО в соответствии с Планом ГО и ЗН РФ. МЧС РФ подчиняются авиация МЧС, подразделения федеральной противопожарной службы, спасательные воинские формирования, учреждения центрального подчинения, спасательные организации центрального подчинения. Региональные центры, которые координируют деятельность в области ГО.

На региональном уровне находится президент РБ, который организует мероприятия гражданской обороны. Осуществляет руководство гражданской обороной. Президенту подчиняются организации и учреждения РБ, комиссии по ПУФ, эвакокомиссии, УМЦ РБ, ЦУКС (центральное управление кризисных ситуаций)

ЗН – защиты населения

ФОГВ – федеральный орган государственный власти

ПРЦ – Приволжский региональный центр

Региональный уровень слайд № 9

ПУФ – повышение устойчивости функционирования

Эвакоком МО – эвакуационные комиссии мин.обороны

АС ЕДДС - автоматизированная система единой дежурно – диспетчерской службы

Слайд № 10

ПУФ ОЭ – повышение устойчивости функционирования объектов экономики.

ФОИВ – федеральные органы исполнительной власти

ОИВ – органы исполнительной власти

ОМСУ – органы местного самоуправления

ЭВАКОМ ЭО – эвакуационная комиссия эвакуируемых организаций.

Система гражданской обороны представлена в виде комплекса особых мероприятий. Они направлены на обеспечение подготовки и защиты населения, культурных и материальных ценностей на территории государства от разного рода опасностей, которые возникают при ведении или вследствие военных действий. Деятельность органов, осуществляющих данные мероприятия, регулирует Закон "О гражданской обороне". Он был принят 12 февраля 1998 года. Далее рассмотрим подробнее, что такое гражданская оборона.

Характеристика

Гражданская оборона Российской Федерации выступает в качестве составного элемента общего комплекса защитных мероприятий, проводимых государством. Деятельность выполняется как в мирное, так и в Гражданская оборона страны обеспечивает защиту от современных средств, которые использует противник при нападении. В задачи структуры входят также неотложные и спасательные аварийно-восстановительные работы в очагах поражения при возникновении чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Основные элементы

Управление гражданской обороны - служба, контролирующая проведение комплекса защитных мероприятий. Подразделения не только реализуют поставленные задачи в ходе чрезвычайных ситуаций в военное или мирное время. Закон "О гражданской обороне" предписывает также осуществление подготовки средств и сил, а также обеспечение действий организаций при выполнении аварийно-спасательных и иных неотложных работ. Организации ГО представляют собой особые формирования. Они создаются на базе подразделений по территориально-производственному принципу. Эти организации не включены в состав Вооруженных Сил. Однако в их распоряжении находится специальная техника, имущество. Эти организации подготовлены особым образом, что позволяет им обеспечивать защиту населения от опасностей, которые могут возникнуть во время военных действий либо вследствие таковых. Территория ГО - местность, на которой располагаются объекты гражданской обороны. В частности, это населенные пункты, имеющие особое стратегическое либо экономическое государственное значение. Объекты гражданской обороны характеризуются высокой степенью опасности возникновения ЧС в военный и мирный период.

Руководящий аппарат

Говоря о том, что такое гражданская оборона, необходимо отметить, что данный комплекс находится в ведении государства. Руководство ГО осуществляет Правительство. Государственная политика в области ГО проводится Федеральным Он уполномочен на решение задач непосредственно Президентом. Руководство ГО в Федеральных осуществляется их начальниками. Деятельность подразделений на территориях субъектов и муниципальных образований координируют их главы и административный аппарат. Руководители исполнительных органов местного и федерального значения, подразделений и организаций ГО несут личную ответственность за организацию и реализацию мероприятий по защите населения.

Структура

Вопрос "что такое гражданская оборона" можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, как выше было сказано, ГО представляет собой комплекс мероприятий. А с другой стороны, что такое гражданская особая структура, которая включает в себя различные органы и подразделения. В частности, к ним относят:


Задачи

Гражданская оборона (безопасность населения во многом зависит от деятельности рассматриваемой нами структуры) предполагает проведение определенных мероприятий, направленных на защиту и подготовку людей. Эти мероприятия входят в круг задач ГО. В частности, гражданская оборона России включает в себя:


Службы

Гражданская оборона России обеспечивается подразделениями:

  • Областей.
  • Краев.
  • Республик.
  • Субъектов.
  • Автономных округов и областей.
  • Городов.
  • Районов.

Решения о формировании служб ГО принимают Правительство, руководители организаций согласно их полномочиям. Положения утверждаются соответствующими должностными лицами.

Средства и силы ГО

Гражданская оборона РФ осуществляется воинскими формированиями, которые специально созданы для выполнения поставленных задач. Вооруженные Силы и прочие военные подразделения осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными положениями о ГО. Привлечение частей и формирований к реализации поставленных задач осуществляется в порядке, утвержденном Президентом. Деятельность регулируется соответствующими нормативными актами. Все указанные формирования представляют собой средства и силы ГО.

Основы деятельности

Гражданская оборона РФ обеспечивается военными формированиями, в распоряжении которых находится специальная техника, а также холодное и огнестрельное оружие. Военнослужащим выдаются соответствующие удостоверения установленного образца. Документы подтверждают их статус. Также на форме присутствуют международные знаки отличия ГО. Сотрудники могут проходить службу в соответствующем Федеральном исполнительном подразделении, имеющем специальные полномочия на решение вопросов по обеспечению защиты населения. Деятельность войск ГО осуществляется с момента объявления военного положения, фактического начала боевых действий, объявления Президентом состояния войны, а также в мирный период во время стихийного бедствия, эпизоотии, эпидемии, при катастрофе, крупной аварии, угрожающих здоровью населения и требующих выполнения аварийно-спасательных и прочих работ неотложного характера.

Организации ГО

Порядок их образования устанавливается Правительством. В состав организаций ГО могут зачисляться граждане России: женщины 18-55 лет, мужчины 18-60 лет. Исключение составляют следующие категории:


Невоенизированные формирования

Они представляют собой особые группы гражданских лиц. Их численность определяется руководящими документами. Невоенизированные формирования оснащаются имуществом и техникой, которые положены в соответствии с табелем. Данные группы именуются как "Спасательные (сводные) команды". Невоенизированные формирования классифицируются по:

  • Подчиненности - территориальные и объектовые.
  • Назначению - общего, специализированного и специального типа.
  • Степени готовности - повышенной и повседневной.

В каждой области функционирует отдельный батальон гражданской обороны. В зависимости от МО выделяет те или иные средства и силы, МВД - пожарные отряды или команды, Минздрав - бригады, комплектующиеся больничным и поликлиническим персоналом.

Сигналы

Они различаются в зависимости от ситуации. В мирное время сигнал один: "Внимание всем!" Далее следует текст, который разрабатывается в штабе ГО. В военный период используются сигналы; "Радиационная опасность", "Химическая тревога", "Отбой воздушной тревоги", "Воздушная тревога". В последнем случае личный состав невоенизированных формирований в рабочее время осуществляет деятельность в соответствии с приказаниями командиров. В нерабочее время служащие занимают укрытия - специальные сооружения гражданской обороны.

Права населения при защите от ЧС и в области ГО

Граждане России, согласно ФЗ и прочим нормативно-правовым актам, регулирующим сферу ГО, могут и должны:

  • Проходить обучение методам защиты от опасностей, которые возникают при боевых действиях или в их результате.
  • Содействовать органам госвласти и уполномоченным подразделениям в решении задач по обеспечению гражданской обороны.

Население имеет право:


Обязанности населения

Граждане России должны:

  • Соблюдать законы и прочие нормативно-правовые акты федерального, субъектного значения в области обороны территорий и населения.
  • Изучать приемы оказания неотложной помощи, правила использования индивидуальных и коллективных средств защиты.
  • Соблюдать правила безопасности в процессе повседневной рабочей деятельности и в быту, не допускать нарушений технологической и производственной дисциплины, а также экологических требований, способных привести к ЧС.
  • Выполнять все установленные правила при риске или возникновении чрезвычайной ситуации.

Перспективы развития ГО

В достаточно обозримом будущем структура будет выстраиваться в соответствии с принципом мобильности. Это значит, что органы управления, сельское хозяйство, промышленность и прочие экономические отрасли должны быть готовы к быстрому переходу на деятельность в соответствии с планами военного периода. Предположительно, гражданская оборона примет в большей степени территориальный, нежели ведомственный характер. Это означает, что каждый регион будет более самостоятельным и станет решать задачи преимущественно своими силами.

В заключение

Чтобы соответствовать уровню современных требований, следует непрерывно совершенствовать структуру пунктов и органов управления, добиваться оснащения новым техническим оборудованием. Кроме того, необходимо постоянно улучшать методы и организацию деятельности всех сотрудников, обобщать и развивать теоретический и практический опыт, повышать подготовку руководящего аппарата.