Как представить медовый спас сценарий. Медовый спас сценарий праздника

Цели: Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями; накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров; развивать внимание, речь, эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений.

Ведущая - Лето:
Добрый день, мои друзья!
Вас рада нынче видеть я.
Я – жаркое Лето, богатое Лето,
В душистый венок из цветов я одета.
Вас встречаю у ворот –
Праздник нынче всех вас ждет!
Дружно за руки беритесь,
Все за мною становитесь.
Всё я знаю, всё смогу,
Вас на полянку поведу!

Солнце светит,
Полянку согревает,
Медовый Спас сегодня
Детишек собирает!

Ведущая:

Спасы – праздники большие,
Да Великие такие.
Сейчас идет Спас медовый,
Расскажу о нем толково.

Медовым Спас называется потому, что соты в ульях наполнены до отказа мёдом, пасечники приступают к его сбору. А пчёлам пора устраиваться на зимовку.

На Руси в этот день всех медом угощали и чаи распивали.

Ребенок:

Первый я - Медовый Спас.
Я медку припас для вас.
Мед цветочный, мед гречишный,
Терпкий, золотой, отличный.

Ведущая:

- А кто же в природе нам мед добывает?

Дети: Пчелы!

Ребенок:
Работать малой пчелке

Нисколечко не лень.

С цветочка на цветочек

Летает каждый день.

На много километров

От дома путь идет,

Но умненькая пчелка

Всегда свой дом найдет.

По крохам собирает

Цветочный аромат,

И станет мед душистым,

Чему я очень рад. Н. Мигунова

Ведущая:
Чтобы нам медок собрать,
Надо пчелок всем позвать.

Все:
Пчелки подружки сюда прилетайте
Мед для ребяток скорей собирайте.

Летят пчелки 3 девочки .

1 пчела:

Надо славно потрудиться,
Чтобы вместе веселиться
Целое ведро собрать,
Чтобы деток угощать!

2 пчелка:
Только где же тут цветы необычной красоты?
Розовые кашки, колокольчики, ромашки
Розы, васильки, репей…
Позовите их скорей!

Ведущая: Пчелки летают, с каждого цветочка нектар собирают. Получается потом мед – липовый с липового цвета, гречишный с гречихи, цветочный с разных цветов.
И с собой гостей чудесных я к вам в гости привела. Я загадки загадаю, что за гости – угадайте!

Ведущая загадывает загадки и предлагает детям найти соответствующий цветок. Дети находят цветок и «высаживают» на клумбу.

На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик на дорожке,
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик.)

То фиолетовый, то голубой
На опушке цветок повстречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик.)

Вот шершавый стебелек,
В середине уголек,
Лепестки блестят, как лак,
Распустился красный (Мак.)

Колосится в поле рожь.
Там цветок найдешь
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек.)

В огороде у дорожки,
Стоит солнышко на ножках.
Только желтые лучи,
У него не горячи. (Подсолнух.)

Ведущая:
Эй, цветочки, расцветайте,
И лужок наш украшайте.
Посмотри, честной народ
Цветы-то встали в хоровод.

Танец цветов и пчелок под музыку «Вальс цветов» .

3 пчела:
Ох, как славно потрудились,
Да еще повеселились.
Медок в улей понесем
Песню дружно все споем.

Ведущая:
У нас на поляне выросли такие душистые цветы в них столько сладкого сока, что одной пчеле его не достать. Поэтому пчелки зовут на помощь своих подруг – сначала одну, потом двух, трех… И только впятером они могут принести ведерко с цветочным нектаром.

Игра «Кто быстрее».

Участвуют две команды по 5 человек. На расстоянии на полу кладут большой цветок, в центр цветка ставят ведро с «нектаром». Сначала первые участники-«пчелы» обегают вокруг своего цветка, возвращаются к своим командам, берут за руку следующую «пчелку» и обегают цветок уже вдвоем и т. д. последняя берет ведерко и возвращается с ним на место. Побеждает та команда, которая первая вернется с ведром.

Ведущая:
Вот сколько нектара собрали пчелки.
-
А кто же из лесных жителей мед обожает?

Дети: Медведь!

Хозяйка:
Пчелки в улей полетели
Зажужжали, загудели
Мед по сотам разливают
Соты воском заливают.
Вдруг услышали медведь…
К ульям крадется,
Этот мишка косолапый
Слажкоежкою зовется.

Медведь:
Я несу с собой колоду
Я хочу отведать меду.
Очень я медок люблю
Я ваш улей разорю!

Пчелки:
Мишка, не озорничай
Детям этот мед отдай.
Нынче ведь Медовый Спас,
Будет праздник тут сейчас.

Медведь:
Буду я тогда скучать,
Коль нельзя озорничать!

Ведущая:
Мишенька, ты не скучай
Лучше с нами поиграй.

Игра « У медведя во бору» .

Медведь:
Ох и ловкие детишки,
Озорные шалунишки
Быстро бегают, играют
На полянке не скучают.
Пчелки:
Мишка, с нами поиграй
Голосочек наш узнай.

Пчелки вручают Медведю ведро на нем написано «Мед» - медведь пьет медок .

Ведущая:
Пчелки, мед еще несите
Деток медом угостите.

Пчелки:
Наступил Медовый Спас,
Угостить хотим мы вас.

Ведущая:

Чтобы все вы подрастали
Умными, большими стали.
Ведь полезен всем медок,
Угощяйся-ка, дружок.

Входят зайчата.

1.Ради праздника такого
Угостить вас мы готовы
Пряники медовые из печи, готовые!

2.Медом поливали, в сахаре купали
Вот не пряник, а успех
Угостить хотим мы всех!

Медведь: С праздником всех поздравляю,
И от всей души желаю
Каждый день вам подрастать,
Спасы дружно отмечать!

Ведущая: Не сердиться, не браниться,
Только доброму учиться!
Песни петь и танцевать,
Праздник весело встречать!

(театрализованное представление)

Действующие лица:

2 крестьянки (ведущие);
2 внучки крестьянок;
Маша и Медведь (персонажи сказки «Маша и Медведь»);
4 девочки-пчёлки;
Мальчик-самовар;
Народный вокальный ансамбль

Звучат фанфары.

Ведущая 1: «Велика наша родная земля!» — так издавна говорили в народе. Простору на все четыре стороны много», немало на свете диковинных мест, но «лучше родной нет никакой!».
«Родина облачается небесами, подпоясывается зорями, застёгивается звёздами» вот какими словами говорили о родной земле, о той, «что всегда и в горсти мила», без которой человек, «что рыба без воды, что соловей без песни».
На Руси селом называлась та местность, где находилась церковь. Церковь
На сценической площадке участники театрализованной миниатюры.
Крестьянская семья.

1 ведущая: Ну, с зажином вас!
2 ведущая: Солнце ещё только встаёт! До вечерни нс одну сотню снопов свяжем.
1 ведущая (девочке) : А ты, Дарья, не стой, колоски следом подбирай, да связывай.
1 внучка: Да не получается!
2 ведущая: Ничего получится! А ты, Ольга, первый сноп заприметь.
2 внучка: Это ещё зачем, бабушка?
1 ведущая: Украсим его разноцветными лентами и в горницу поставим. С него обмолот начинать будем.
2 ведущая: А зерном тем корову накормить надо.
1 внучка: Зачем?
2 ведущая: Чтоб здоровой была, да приплод давала.
2 внучка: Ой, бабушка, а вон колосья-то среди поля пропустили.
2 ведущая: Вот и хорошо, будет из чего бороду деду свить.
2 внучка: Какому деду?
I ведущая: Который тут живёт. Холодно ему тут в лютую зиму, вот под бородой и коротает он её, приносит полю плодородие. Ну, да хватит разговоры разговаривать. С работой управиться сегодня надо пораньше.
I внучка : Что это с тобой, бабушка?
1 ведущая : Праздник сегодня.
I внучка : Что за праздник?
1 ведущая : В народе называют его поразному. Первый Спас, Медовый, или Маковый Спас, Спас на воде. Начинается он в первый день Успенского поста, 14 августа (1 августа по старому стилю). Это первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю Иисусу Христу.
I, 2 внучки (одновременно) : Расскажи, расскажи, бабушка!
1 ведущая : Припасла для вас
Я такой рассказ.
А вы — на праздник гостей собирайте,
Да звонкой песней созывайте!
Звучит песня «Праздники».
1 ведущая: Сколько к нам пришло народу!
Быть сегодня хороводу!
Песни пойте до утра,
А завтра нельзя — начало Успенского поста.
Много дел в поле, в огороде,
А пока побалуйтесь вы мёдом.
(авторские стихи)
Первый Спас — начало сева озимых. В народе говорили: «Спасов день пока¬жет, чья лошадка обскачет» (то есть покажет, кто раньше начал сеять). Медовым его называют потому, что в этот день на Руси «ломали» первый мед на пчельни¬ках. «Наш Спас много мёда припас». Потрудилась на славу «Божья работница» — пчелка. А кто главный в улье?
I, 2 внучки : Матка.
I ведущая : Правильно! В своём доме она — главная хозяйка, «хранительни¬ца домашнего очага». А вот во «….. улье» хранитель домашнего очага ……., старейший житель села, ему уже … лет. Когда в родительский дом приезжают двое детей, трое внучат, два правнука, то он на¬полняется жизнью и звучат задорные песни.

Звучит песня «Эх, гармошечка!».

Участник ансамбля «….»: Мы не случайно исполнили эту песню, ведь в вашем селе тоже есть гармонисты, и одного из них мы видим среди зрителей, он пришёл со своей гармошкой.

На сцену приглашается местный гармонист в его исполнении звучит песня.

Па сценическую площадку выходит 1 ведущая и дети с горшочками мёда.

I ведущая: Правду говорят в народе: «Кто пчеле рад, тот будет богат» и дом построил, и детей вырастил, и сад посадил, и сладко на душе от мёда, и поёт она под гармошку, и радостно становится, когда ребятня угощением пчеловода лакомится. Этот мёд нам предоставил ….. Вкусно!? (обращается к детям).
1 внучка: Ой, вкусно! Давай всех, кто к нам на праздник пришёл, тоже угостим.
2 внучка : Эй, Мишка, выходи
Людей мёдом угости!
К зрителям выходят персонажи русской народной сказки «Маша и Медведь» и угощают всех мёдом. Дети на сценической площадке благодарят пчеловода Анатолия Григорьевича Коваленко.
1 внучка: Дай, Господи, хозяину МНОГИЕ лета,
Многие лета-долгие годы!
2 внучка: А и долго ему жить — Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчёл водить,
1 внучка: Божьих пчел водить, ярый воск топить-
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на утешение.
1 ведущая: Угощайтесь, гости дорогие! «Спасовка-лакомка», «Медовый Спас — медовый стол», «У хорошего пчеловода нет плохого года», — так о празднике говорят в народе. Росу медвяной называют, уста — медоточивыми, а месяц — медовым.
1 внучка: А что такое медовый месяц?
1 ведущая: На этот вопрос знают ответ семейные пары, которые много лет прожили рука об руку.
На площадку приглашаются семейные пары,
которые прожили в браке 40, 45, 55 лет.
1 ведущая : В августе в селе ….родились:
На площадку приглашаются юбиляры (75, 80 лет).
1 ведущая: Дорогие юбиляры, вас поздравляет ваша односельчанка, которая приготовила особенные пироги.
По старым обычаям предков славяне пекут «мачники» — постные пироги с маком и мёдом. Мёд силу даёт, а мак от зла защищает. Жить вам в здравии, да согласии».
Юбиляры: А мы тоже приготовили подарок для ….. В честь малого водосвятия Медовый Спас называют еще и Спасом на воде. В этот день освящали новые колодцы, чистили старые, совершали крестный ход на реку, родники для освящения воды. Ваши пироги будут намного вкуснее с использованием святой воды. Здравия вам и благополучия (дарят бутылку со «святой водой»),
1 ведущая: Подарок есть и у нас
Песня прозвучит для вас!

Звучит песня «За деревней, за дубравой!»

На сценическую площадку выходит 1-я ведущая, внучки, девочки-пчёлки

I внучка: А вот и пчёлки прилетели.
1 ведущая: «Пчёлка — божья пташка». Если у кого заведутся пчёлы, это знак особенной Божьей милости к человеку. Убить пчелу считалось большим грехом, воровство пчелиных колодок приравнивалось к святотатству. «Без пчелы», — говорили в народе, — «не могла совершиться обедня». В старину верили, что мёд, продукт поднебесный, вместе с утренней росою падает на землю, на цветы, с которых уже пчелы и берут его. По легенде, пчёл на Русь «принесли странники соловецкие, в своих посохах святых».

1 пчёлка: Над селом мы все летали,
Краше места не видали.
Здесь усадьба одна есть,
Что и глаз нельзя отвесть!

2 пчёлка: Много там цветов растёт,
Значит, дел невпроворот.
Ну, сестрицы, не ленитесь,
В цветник к Ирине Георгиевне слетитесь.

3 пчёлка: Загудел пчелиный рой.
Мы спешим к тебе домой.
Соты мёдом наполняем
И хозяйку почитаем.

4 пчёлка: В гости всех мы приглашаем.
Медом нашим угощаем.
И в морозный зимний час Вспоминать мы будем вас.
(авторские стихи)

1 ведущая: О ком, о ком это вы здесь «жужжите»?
Пчёлки (вместе): Об …..
1 ведущая приглашает на сцену хозяйку лучшей усадьбы на селе.
1 ведущая: …, для вас мои внуки собрали особенный букет, который состоит из мяты, чабреца, календулы. Каждой из них народ приписы¬вал магическое значение, а засушенные цветы девушки вплетали в косы для укрепления волос.
Дети дарят букет лучшей хозяйке усадьбы.
Пчёлки: (вместе) На радость вам и на здоровье!
1 ведущая: А гостей на чай приглашаем!
Ароматным, сладким угощаем!
Вот наш русский самовар.
Рад ему и млад, и стар!
Среди зрителей появляется мальчик в костюме «Самовара»,
он угощает гостей чаем из трав.
1 ведущая: Пейте чай, да знайте, что на Руси с этого дня начинался сбор лекарственных трав. «Спас — всему час».

Звучит песня.

1 ведущая: «С первого Спаса - холодные росы». «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье». «Ласточка весну начинает, осень накликает». На первый Спас ласточки в последний раз облетают родные края. Дети улетающим птицам кричали:
1 внучка: «Ласточка-касатка! А где же твоя матка? Где твои братцы? Где твои детки? Где же твои сестрицы? Испей спасовой водицы! Улетать — не уле¬тай. До Спожинок доживай!».
1 ведущая: Прощаются с нами птицы. Говорим и мы вам до свидания, а ещё с радостью встретить два Спаса.
2 ведущая: Едва Медовый справлен Спас,
Светает Спас Преображенский.
Спас третий — с вечери Успенской.
Иванов день: всему свой час».
(Вячеслав Иванов)
1 ведущая: С Медовым Спасом! Радости и покоя! Пусть дни твои станут чистыми и светлыми! Всегда помни, что Создатель посылает испытания тем, кому желает блага. Так никогда не отступай же перед трудностями. И пусть покой, достаток и счастье не покидают тебя!
Благославляю этот час!
С праздником! Со Спасом вас!
Создатель все обиды вам прощает,
На жизнь в миру благославляет!
В пчелиной суете работ Вы отдохните от забот.
Медовый пряник, сбитень, квас Вам приготовил этот Спас.
Пусть будут помыслы чисты,
Как родники святой воды,
И медосочная роса Ложится прямо на уста!
Благославляю этот час.
С праздником! Со Спасом вас!

Е. Шарапова,
методист Центра культуры и досуга «МИР» Грибановского района

Post Views: 2 736

Ведущая: Что за праздник сегодня у нас?

Этот праздник - Медовый Спас!

Летом пчелы нектар собирали,

В мед старательно превращали.

Спас Медовый сегодня зовет

Насладиться, попробовать мед.

Топтыжка: Здравствуйте, ребята! Услыхал я про медовый праздник и пришел к вам сюда. Я - мишка Топтыжка очень люблю мёд. А где же его взять? Кто его делает? (ответы детей). А-а-а, понял. Надо идти в гости к пчёлам, они угостят нас мёдом.

Горшочек с мёдом - вот мечта, манящая всегда.

Друзья, за мной, вперед в поход! Мы будем кушать нынче мёд!

Дети за Топтыжкой идут по полосе препятствий: по следам, по бревнышку, по веревке, разложенной на земле, перепрыгивают через веточки (расстояние между веточками 20-30 см), змейкой обходят камешки, идут по пенькам, пролезают в » тоннели», перешагивают через » грибочки».

Дети встречают Белочку

Белка: В ярко-рыжей шубке, детки, я скачу на ветку с ветки,

Как оживший огонек, спрыгну с ёлки на пенек.

Топтыжка: Белочка, подскажи нам, пожалуйста, дорогу к пчёлам

Белка: А зачем вам пчёлы?

Топтыжка: Мы за мёдом идем, сегодня праздник Медовый Спас, все мёдом лакомятся.

Белка: Отгадайте, ребятки, мои загадки, какие запасы я на зиму делаю, тогда покажу:

  1. Стоит высоко, висит далеко,

Кругом гладко, в серёдке сладко. (Орех)

  1. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь)
  2. Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл. (Гриб)
  3. Была зелёной, маленькой, потом я стала аленькой.

На солнце покраснела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)

Белка: Молодцы, все загадки мои отгадали. Теперь внимательно слушайте, как к пчёлам пройти:

Там, за холмом, на большой поляне, где растут самые душистые цветы, стоит огромное дерево. В нем большое дупло. В этом дупле и живут пчелы.

Только недружелюбные они, не дадут они вам мёд, покусают.

Топтыжка: А мы попробуем по-дружески их попросить.

Белка : Ну, ладно, ладно, ступайте, а мне некогда, надо запасы на зиму делать (уходит)

Топтыжка: Ребята, вы внимательно Белочку слушали, всё запомнили? Давайте повторим, чтобы не заблудится…

Там, за холмом, (Выглядывают из-под сложенной руки, поворачиваются в стороны)

На большой поляне, (Разводят руки в стороны)

Где растут самые (Приседают и медленно поднимаются)

душистые цветы,

Стоит огромное дерево, (Поднимают руки вверх и подпрыгивают)

В нем большое дупло, (Показывают руками круглое дупло)

В этом дупле живут (Сгибают руки в локтях, машут «крылышками»

пчёлы и «жужжат»)

Топтыжка: Молодцы, ребята, хорошо запомнили дорогу, тогда пошли дальше.

Подходят к дереву с дуплом, из-за которого «вылетают» пчёлы. Пчёлы начинают жужжать и не пускают детей дальше.

Топтыжка: Не кусайте нас, мы к вам в гости пришли.

1 пчела: Пчёлам всем летом много работы,

Надо чтоб мёдом наполнились соты,

2 пчела: Дружной семьей мы над садом летаем,

Сладкий нектар из цветов собираем,

3 пчела: Мы от работы не устаем,

Мёд собираем и песни поем.

“Хоровод Весёлая пчёлка» (муз. Д.Тухманова,сл. Ю.Энтина; исп. «Непоседы»)

Топтыжка: А, давайте, мы пчел позабавим, в игру поиграем.

Подвижная игра «Медведи и пчёлы».

Выбирают две команды считалкой:

Мак-мак, василек, водит желтенький цветок.

Раз, два, три - водишь с ним и ты!

После этого дети - «медведи» говорят слова:

Мишка лапой косолапой не спеша малину рвёт,

Ходит, ищет косолапый сладкий и душистый мёд. (Е. Мельникова)

«Медведи» ходят по площадке, приседают, «собирают малину». По сигналу «Пчёлы!»- разбегаются по площадке, стараются залезть повыше и замирают. «Пчёлы» дотрагиваются, «жалят» тех, кто не успеет найти место на возвышении. После сигнала: «пчёлы улетели» «медведи» спускаются и вновь ходят по площадке. Затем меняются ролями.

Топтыжка: Пчёлки, угостите нас мёдом, мы же вас веселили, в игру играли.

Пчёлы угрожающе «жужжат».

Топтыжка: Как же нам пчёл задобрить? Как вы думаете, что любят пчёлы? (дети отвечают) Нектар? А где же он бывает? На цветах? Давайте соберем букеты и подарим пчёлам, может они тогда угостят нас мёдом?

Игра «Собери букет»

По площадке разложены разные цветы. Надо собрать букет маков, ромашек, васильков, одуванчиков. Играют по 5 человек в каждой команде. Кто быстрее соберет свой букет.

Топтыжка: Пчёлки мы вам подарки принесли, нам ничего от вас не надо, только станьте, пожалуйста, добрее. (Дарит цветы пчёлам)

Выходит большая пчела, выносит мёд в туесочке.

Пчела: Я - Жужа, пчела, я вам мёду принесла,

Ах, какой он чистый, сладкий и душистый.

Топтыжка: Жужа, Жужа, пчёлка, золотая чёлка,

Дай, пожалуйста, нам мёду, но чуть-чуть, не всю колоду.

Нынче, ведь Медовый Спас, будем праздновать сейчас!

Пчёлка Жужа отдает туесок с мёдом ребёнку. Дети по кругу передают туесок с медом друг другу, пока он не дойдет до Топтыжки.

Топтыжка: Жужа, мы тебя благодарим, все СПАСИБО! говорим.

Топтыжка: Славный праздник – Спас Медовый, все сластить всегда готовый!

Вот для лакомок раздолье, собирайтесь на застолье,

Ведь сегодня сладкий мёд в изобилье всех нас ждет!

Всех со Спасом поздравляем, мёд откушать приглашаем!

Угощаем детей выпечкой с маком и медовым сбитнем.

Детский праздник Медовый Спас

«Первый Спас медовый – будьте все здоровы!»

Праздник на лесной полянке.

На полянке у ворот ребят встречает Хозяюшка:

Добрый день, детушки – малолетушки!

Вас встречаю у ворот –

Праздник нынче всех вас ждет!

Дружно за руки беритесь,

Все за мною становитесь.

Всё я знаю, всё смогу,

Вас на полянку поведу!

Звучит русская народная песня «Как пошли наши подружки» или «Пойду ль я, выйду ль я».

На полянке детей встречает Машенька в русском сарафане.

Машенька:

Добрый день, мои друзья!

Вас рада нынче видеть я.

И хозяйке спасибо, что детишек привела.

Знаете ли вы – месяц август начинается,

Сразу Спасы открываются!

1-ый медовый, 2-й яблочный, 3-й хлебный

Спасы – праздники большие,

Да Великие такие.

Сегодня наступает Спас медовый,

Расскажи о нем толково.

Машенька:

На Руси в этот день всех медом угощали

И чаи распевали,

А кто же в природе нам мед добывает?

Дети: Пчелы!

Машенька:

А кто же из лесных жителей мед обожает?

Дети: Медведь!

Будем дружно песню петь,

В гости, чтоб пришел Медведь!

Исполняют русскую народную хороводную песню «Ой вставала я ранешенько» с движениями по кругу.

Ладно, уж не трону

Буренушку твою.

В праздник на детишек

Сегодня посмотрю.

А потом, а потом

Угощу детей медком!

Хозяйка предлагает Медведю сесть на пенек.

Красному гостю – красное место!

Я тебе, Медведюшка, в сказки поведу.

Ну, а я не возражаю,

Песней – сказку открываю.

Исполняется песня (инсценировка) «На мосточке» муз.А.Филиппенко, сл. Г.Бойко.

Я веселый буду тут,

Хоть упал я брюхом в пруд.

Все по праздник медовый говорят,

Вот и я сегодня позову козлят.

Игра – «Козлята и волк» (по А.Бурениной)

Ой, спасибо вам за танец, друзья.

Всех козлят и волка, очень люблю я!

Медведюшка, разреши представить,

Танцевать тут, петь заставить.

Белочку с подружками – хохотушками, веселушками.

Белочек я всех люблю,

Да и танец посмотрю.

Танец и песня «Белочка» (по А.Бурениной)

Благодарю вас лесные сестрицы.

Вижу петь, плясать вы мастерицы.

Мы учились, мы старались,

На полянке оказались,

А сейчас мы отдохнем,

Лисичку в гости позовем.

Все: Лисичка, выходи сюда!

Лиса из-за кустов:

Иду-иду я, господа!

(выбегает на полянку)

Ой, друзья, я так спешила,

Даже песни все забыла.

Хочу с вами поиграть,

Будете мне помогать?

Ну, конечно, лиса, будем.

Игры тоже все мы любим!

Ну, и я играть хочу,

К малине деток не пущу!

Игра русская народная «У медведя во бору»

Ой, как славно поиграли,

Но деток-то не угощали!

Угощу я всех друзья,

Приготовил бочку я!

Зайки, там у поворота,

Мой лежит бочонок меда!

Его катите-ка сюда,

Торопитесь господа!

Зайки выкатывают бочонок меда.

Мед вы мишкин получайте,

И хозяюшку встречайте.

Идет зайчик с самоваром:

Эй, зайчата, помогайте,

Всю полянку накрывайте.

Скатерть белую несите,

Чашки, бублики кладите!

Зайки накрывают столы.

Будет праздник тут у нас,

Тут великий Медовый спас!

Чаепитие.

С праздником всех поздравляю,

И от всей души желаю

Каждый день вам подрастать,

Спасы дружно отмечать!

Не сердиться, не браниться,

Только доброму учиться!

Песни петь и танцевать,

Праздник весело встречать!

Русская народная пляска – свободная.

людмила яремко

Так ка мы проводили праздник уже в 20- х числах , от сюда и девиз такой.

Праздник проходил под девизом : " Спас Яблочный- Медовый-будьте все здоровы !".

Ход праздника.

Вводная часть, небольшая презентация. Медовый народный и православный праздник в первый день Успенского поста 1 (14) августа. На Руси совершалось малое водосвятие, начинали сбор мёда и его освящение. Яблочный Спас- народное название праздника Преображения Господня, к которому были приурочены многочисленные народные обряды. В народном календаре православных славян - один из первых праздников урожая ; день, с которого, согласно поверьям, природа разворачивалась к осени и зиме. В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас , пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето. Ведущий.

Солнце светит

Полянки согревает.

Медовый спас-

Детишек собирает!

(Звучит р. н. музыка "Барыня", на ее фоне.

Добрый день, мои друзья!

Вас рада нынче видеть я.

Солнце светит ярким светом,

И идет с большим приветом!

На Руси в праздничные дни 14-го и 19-го августа всех угощали медом и яблоками .

А кто же в природе нам мёд добывает?

Пчелы--А где они его собирают? Хотите отправиться на цветочную поляну?

Дружно за руки беритесь

Все за мною становитесь.

Всё я знаю, всё смогу-

Вас на поляну отвезу.

(звучит песня "Как пошли наши подружки. ")

Хороводный танец.

Ведущий : чтобы нам медок собрать , надо пчелок нам позвать

Девочки в костюмах пчелок читают стихи.

1. Я старательная пчелка

Я из улья прилетела

Потому, что к вам на праздник

Я сегодня захотела.

2. У пчелок мохнатых

Так много работы,

Надо, чтоб мёдом

Наполнились соты.

3. Дружной семьей

Над садами летаем.

Сладкий нектар мы

С цветов собираем.

4. Мы от работы не устаем,

Нектар собираем

И песни поём.

Ведущий : Пчелки- подружки сюда прилетайте. Мёд скорее собирайте.

(Подвижная игра : "Пчелки и цветы". Мальчики цветы, держат в руках кубики"нектар", девочки пчелы. Под веселую музыку все бегают, как только остановилась музыка "цветы" садятся "пчелки" должны занять свой цветочек и взять свой нектар. Не успела на цветок, вышла из игры)

Частушки в исполнении детей.

Пропоем сейчас частушки

Вам совсем не длинные

Мы частушки назовем

Жу-жу-жу пчелиные.

Пчелки милые подружки

Будем вместе мы летать.

Да садиться на цветочки,

Чтоб немного поболтать.

А мы пчелки - пчелочки,

Одеты мы с иголочки.

Над цветочками летаем

Нектар сладкий собираем.

Ты куда спешишь, пчела?

- Извините, ждут дела :

Каждый маленький цветочек.

Ждем меня с утра до ночи.

Мы кончаем петь частушки

Вам совсем не длинные.

Мы частушки называли

Жу- жу- жу пчелиные.

Ведущий : Ребятки, на нашей поляне выросли такие душистые цветы, в них столько нектара, что пчелкам его весь не собрать. Поможем пчелкам?

Игра-эстафета : " Пчелиный марафон". (из небольших ведерок оформленный под цветы нужно перенести "нектар"-воду стаканами в др. ведра "бочонки")


Ведущий :

Ой,как славно потрудились Да еще повеселились.

Пчелки в улей полетели, зажужжали, загудели. Мёд по сотам разливают, Соты воском заливают.

Вдруг услышали медведь к ульям крадется. Этот мишка косолапый- сладкоежкою зовется.

Ребенок-"медведь" выходит из дома. -Я хочу отведать мёду!

Очень я медок люблю ,

Я ваш улей разорю!

Ведущий. Мишка,не озорничай, Наших пчелок не пугай!

Нынче ведь медовый спас , Праздник здесь сейчас !

Мишка, всех пчел ты перепугал. Разлетелись пчелы кто куда!

Подвижная игра : "найди пчелкин улей".

(Три улья разного цвета : синий, красный, зеленый и таких же цветов на пчелках полоски вместо черного на каждого ребенка. Под музыку "пчелы" летают, а ведущий меняет местами ульи, музыка затихла. Пчелы должны найти улей своего цвета, кто быстрее).




Ребенок-"медведь" -Буду я тогда скучать, Раз нельзя озорничать!

Ведущий. Мишенька, ты не скучай. Лучше с нами поиграй.

Игра : "Мишка по лесу гулял".

(Мишка по лесу гулял. Мишка шишки собирал. Долго Мишенька гулял Сел Мишутка, задремал. Стали дети подходить. стали Мишеньку будить : "Миша,Мишенька, вставай и ребяток догоняй". Игра повторяется несколько раз со сменой медведя.)

Ведущий : Ради праздника такого Угостить мы вас готовы! Деток, мёдом угощу. Что бы все подрастали- умными, большими стали. Ведь полезен всем медок !

В завершении мы сделали коллективную аппликацию : "Всем пчелкам хватит меда".



Закрывали праздник вкусными угощениями : блины с медом , яблоки и др. фрукты. Дети с удовольствием почаевничали на улице.


Вот такой замечательный праздник мы себе устроили )


Цель:

Приобщать детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность.

Задачи:

– Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.

– Пробудить у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине.

– Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, народным играм.

– Формировать эмоционально – положительное отношение и интерес к движениям, способствовать перевоплощению, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.

Ход развлечения:

Звучит «Полёт Шмеля» Римский-Корсаков, в музыкальный зал вбегают дети в масках-шапочках «Пчела», кружат по залу и присаживаются на стульчики.

Презентация «Медовый Спас» (слайды 1, 2)

Август устали не знает, заглянув во все сады,

Он в корзины собирает золотистые плоды,

Груши, яблоки, малину, наклоняя ветки, рвёт,

А в бочонки и в кувшины льет густой душистый мёд.

Собираем в августе

Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными
Нивами стоит
И подсолнух зёрнами
Чёрными набит.

Самуил Маршак

Хозяйка пасеки: (слайды 3, 4)

Знаете ли вы – что август начинается,

Сразу Спасы открываются!

Есть первый Спас – Медовый,

Второй Спас – Яблочный и третий – Ореховый.

«Первый Спас медовый – будьте все здоровы!» (слайды 5, 6)

Есть пять причин съедать ложку мёда каждый день:

– Мёд улучшает пищеварение;

– Мёд поднимает настроение;

– Мёд помогает при простуде;

– Мёд содержит антиоксиданты;

– Мёд борется со старением.

На Руси в этот день всех мёдом угощали и чаи распивали, а кто же в природе нам мёд добывает? (пчёлы).

Летом пчёлы нектар собирали,

В мёд старательно превращали.

Спас Медовый сегодня зовёт

Насладиться, попробовать мёд.

Медовый (первый) спас празднуется 14 августа (или 1 августа по старому стилю) в первый день Успенского поста. (слайды 7-11) Медовым этот спас назван потому, что к этому дню пасечники приступают к сбору мёда, т.к. соты полны свежим янтарным мёдом. В этот день в церкви освящают мёд нового сбора и только начиная с Медового спаса разрешается употреблять мёд в пищу. А так как раньше на Руси мёд был единственной сладостью, то медовый спас поистине был радостью! Мёд добавляли и в пряники, и блины, и пироги, и в компоты.

(слайд 12, 13) В этот день по традиции на Руси освящали воду и естественные водоёмы, новые колодцы, а старые чистили. Поэтому медовый спас также называют «мокрым».

После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. По погоде на 14 августа судят о том, каков будет третий Спас – ореховый. Со Спаса начинаются проводы лета; говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье».

Хозяйка пасеки:

Дорогие гости, а какие поговорки и пословицы про мёд вы знаете? (Дети пожимают плечами) Не переживайте, я сейчас вас с ними познакомлю: (слайд 14)

– Где цветок, там и медок.

– В добром доме и вода что мёд.

– Был бы мёд, а мухи найдутся.

– На красивый цветок и пчела летит.

И пчела не на себя работает.

– Трудится, как пчела.

Одна пчела много мёду не наносит.

– Не зная горечи перца, не оценишь сладости мёда.

– Люди рады лету, а пчёлы – цвету.

Пчёлка, добрая хозяйка (слайды 15-19)

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Мёда принесёт в свой дом.

Пасечники для пчёлок много домиков строят. Называется пчелиный дом – улей. Пчёлки летают, с каждого цветочка нектар собирают. Получается потом мёд – липовый с липового цвета (слайд 20), гречишный с гречихи, цветочный с разных цветов. Посмотрим, знаете ли вы цветы. Хозяйка пасеки загадывает загадки и предлагает детям найти соответствующий цветок . Дети берут цветок и высаживают на клумбу (втыкают в вазу с песком). (слайд 21)

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик на дорожке,

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик.)

То фиолетовый, то голубой

На опушке цветок повстречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик.)

Вот шершавый стебелёк,

В середине уголёк,

Лепестки блестят, как лак,

Распустился красный (Мак.)

Колосится в поле рожь.

Там цветок один найдёшь

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василёк.)

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножках.

Только жёлтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух.)

Посмотри, честной народ

Цветы-то встали в хоровод.

Хозяйка пасеки:

А теперь мы поиграем.

Игра «Собери цветок»

У команд части одного цветка василька или ромашки. Надо собрать цветок. Играют по 5 человек в каждой команде. Кто быстрее соберёт свой цветок.

Хозяйка пасеки:

На поляне выросли такие душистые цветы в них столько сладкого сока, что одной пчеле его не достать. Поэтому пчёлки зовут на помощь своих подруг – сначала одну, потом двух, трех… И только впятером они могут принести ведёрко с цветочным нектаром.

Игра «Кто быстрее»

Участвуют две команды по 5 человек. На расстоянии на полу – большой цветок, в центр цветка ставят ведро с «нектаром» . Сначала первые участники – «пчёлы» обегают вокруг своего цветка, возвращаются к своим командам, берут за руку следующую «пчёлку» и обегают цветок уже вдвоём и т. д. последняя берёт ведёрко и возвращается с ним на место. Побеждает та команда, которая первая вернётся с ведром.

Хозяйка пасеки:

Молодцы, хорошо потрудились. Устали? Отдыхайте, а я вам ещё загадки загадаю: (слайд 22)

Чей костюмчик золотой,

Кто в пыльце, летит стрелой,

Кто жужжит и слышен звук,

Ждёт кого цветистый луг? (Пчела.)

Любит делать мёд она,

Трудится так долго

От утра и до темна,

Непоседа… (Пчёлка.)

Жёлто-чёрная, в полоску,

А на брюшке есть игла.
Мёда нам, пыльцы и воску

Принесёт всегда… (Пчела.)

Кто в каждый встреченный цветок
Свой опускает хоботок,

А после в улей мчится пулей

И что-то прячет в уголок? (Пчела.)

Похожа на пчелу, но не пчела

Четыре перепончатых крыла,

По спинке за полоской полоса,

С изящной тонкой талией (Оса.)

Кто с гуденьем сел на хмель?

Неуклюжий, толстый (Шмель) .

Молодцы! Хорошо отгадываете загадки.

Должно быть, у всех без сомненья

Хорошее настроение.

Должны все в согласии жить-

Друг друга любить и дружить!

Хозяйка пасеки:

Мы пчёлок позабавим, в игру поиграем «Ласточка и пчёлки».

Выбираем ласточку считалкой:

Пчёлы в поле полетели,

Зажужжали, загудели,

Сели пчёлы на цветы

Мы играем – водишь ты.

Хозяйка пасеки: (слайды 23-28)

Славный праздник – Спас Медовый, всё сластить всегда готовый!

Вот для лакомок раздолье, собирайтесь на застолье,

Ведь сегодня сладкий мёд в изобилье всех нас ждёт!

Всех со Спасом поздравляем, мёд откушать приглашаем!

Милости просим всех отведать угощения в Медовый Спас!

(Детей-пчёлок и гостей угощаем мёдом).

Просмотр мультфильма про пчёлку Майя.