Методы и этапы гигиенических исследований. Значение санитарно-гигиенического исследования атмосферного воздуха в профилактике различных заболеваний

Общая гигиена: конспект лекций Юрий Юрьевич Елисеев

Гигиеническое нормирование

Гигиеническое нормирование

Что следует понимать под гигиеническим нормативом? Гигиенический норматив – строгий диапазон параметров факторов среды, оптимальный и безвредный для сохранения нормальной жизнедеятельности и здоровья человека, человеческой популяции и будущих поколений. Санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы – это нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его жизнедеятельности. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйственными субъектами, организациями, учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

Гигиенические нормативы для химических веществ устанавливаются в виде предельно допустимых концентраций (ПДК). Для физических факторов они устанавливаются в виде допустимых уровней воздействия (ПДУ).

Для химических веществ ПДК устанавливаются в атмосферном воздухе населенных мест в виде максимальных разовых и среднесуточных предельно допустимых концентраций. Устанавливаются ПДК вредных химических веществ в воде водоемов, питьевой воде. Устанавливаются ПДК для содержания вредных химических веществ в почве. В пищевых продуктах вредные химические вещества нормируются в виде допустимых остаточных количеств (ДОК). Для химических веществ предельно допустимые количества в воде устанавливаются в миллиграммах на 1 дм 3 , или 1 л, для воздуха – в миллиграммах на 1 м 3 воздуха, пищевых продуктов – в миллиграммах на 1 кг массы продукта. ПДК характеризуют безопасные уровни воздействия вредных химических веществ в тех или иных объектах окружающей среды.

Также устанавливаются ПДУ воздействия физических факторов. В частности, существует представление об оптимальных и допустимых параметрах микроклимата, т. е. температуры, влажности, скорости движения воздуха и т. д. Устанавливаются оптимальные допустимые количества питательных веществ, их нормирование происходит с учетом физиологических потребностей. Существуют так называемые физиологические нормы потребности в белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах. При установлении ПДК вредных химических веществ в окружающей среде соблюдают определенные принципы гигиенического нормирования, которые включают:

1) принцип этапности;

2) принцип пороговости.

Этапность в нормировании состоит в том, что работа по нормированию проводится в строго определенной последовательности, связанной с выполнением соответствующего этапа исследований. Для химических веществ первым этапом данных исследований является аналитический этап. Аналитический этап включает в себя оценку физико-химических свойств: данные о структуре химического вещества, его параметрах – температуре плавления, точке кипения, растворимости в воде, других растворителях. Для проведения аналитических исследований необходимо наличие специфических методов определения. Вторым обязательным этапом гигиенических исследований при установлении ПДК является токсикометрия, т. е. определение основных параметров токсичности. Токсикометрия включает проведение исследований по определению параметров острой токсичности (острая токсикометрия или, проще, острые опыты). Далее следуют подострый эксперимент и хронический санитарно-токсикологический эксперимент.

Главной и основной задачей острого опыта является определение среднесмертельных концентраций и доз LD 50 или CL 50 . Постановка острых опытов позволяет оценить степень опасности химических веществ, характер направленности действия, уязвимость тех или иных систем и функций организма. Острые опыты позволяют наиболее обоснованно подойти к постановке подострого и хронического санитарно-токсикологического экспериментов. Этапность нормирования позволяет также в отдельных случаях сократить объемы проводимых исследований, используя так называемый принцип нормирования по аналогии, т. е. изучение показателей оцениваемого токсического вещества по физико-химическим свойствам позволяет выяснить наличие так называемых веществ-аналогов и осуществить нормирование, используя принцип аналогичности. Этот подход так и называется – нормирование по аналогии. Для веществ, обладающих сходными свойствами, т. е. нормирование которых проводится по аналогии, обязательным является установление параметров острой токсичности. Наличие параметров острой токсичности также позволяет сократить объем проводимых исследований и экономить значительное количество материальных средств, а также время, затраченное на проведение эксперимента.

Важным этапом токсикометрических исследований является проведение подострого санитарно-токсикологического эксперимента. Подострый эксперимент позволяет выявить наличие кумулятивных свойств с позиции качественной и количественной оценки этого этапа действия. В подостром опыте также выявляются наиболее уязвимые системы организма, что позволяет объективно подойти к постановке основного этапа токсикометрии, связанного с определением параметров токсичного в условиях хронического эксперимента. В подостром эксперименте испытывается большой набор токсикологических тестов, оценивающих воздействие химического вещества на сердечно-сосудистую систему, нервную систему, желудочно-кишечный тракт, выделительную системы и иные функции и системы организма.

Важнейшим принципом гигиенического нормирования является изучение порогового характера действия нормируемого фактора. По пороговому уровню воздействия в хроническом эксперименте определяется наименьшая концентрация, вызывающая сдвиги в организме лабораторного животного. По результатам хронического санитарно-токсикологического эксперимента для веществ, прежде всего обладающих выраженным токсическим действием, устанавливаются ПДК.

При нормировании вредных химических веществ в водной среде обязательными этапами исследования являются изучение влияния вещества на органолептические свойства воды и санитарный режим водоемов, т. е. для установления ПДК химических веществ в водоемах вводятся дополнительные этапы исследования. На всех этих этапах изучения воздействия вредных химических веществ обязательно устанавливаются пороговые уровни воздействия, пороговые дозы и концентрации. По пороговым концентрациям определяется лимитирующий признак вредности, т. е. устанавливается та наименьшая концентрация, в которой прежде всего проявляется действие вредного химического вещества либо на органолептические свойства воды, либо на санитарный режим водоема, либо при оценке токсических свойств. При установлении ПДК вредных химических веществ в воде водоемов выявляют лимитирующий признак либо органолептический, либо по санитарному режиму, либо токсикологический. По лимитирующему признаку вредности с учетом наименьшей пороговой концентрации устанавливается ПДК. Таким образом, определяющими принципами нормирования являются принципы пороговости и этапности.

Установленные принципы нормирования химических веществ и уровней воздействия физических факторов положены в основу действующего санитарного законодательства.

ПДК позволяют, с одной стороны, осуществлять контроль содержания вредных химических веществ в окружающей среде, с другой – создать так называемую систему контроля содержания вредных химических веществ, т. е. осуществлять их мониторинг в окружающей среде. ПДК также используются при проектировании промышленных предприятий, ПДК закладываются в проекты строительства промышленных и других предприятий.

Из книги Общая гигиена автора Юрий Юрьевич Елисеев

6. Гигиеническое нормирование (продолжение) Важным этапом токсикометрических исследований является проведение подострого санитарно-токсико-логического эксперимента. Подострый эксперимент позволяет выявить наличие кумулятивных свойств с позиции качественной и

Из книги Общая гигиена: конспект лекций автора Юрий Юрьевич Елисеев

9. Физиолого-гигиеническое значение воды Вода – важнейший фактор формирования внутренней среды организма и в то же время один из факторов внешней среды. Там, где нет воды, нет жизни. В воде происходят все процессы, характерные для живых организмов, населяющих нашу Землю.

Из книги автора

10. Физиолого-гигиеническое значение воды. Дегидратация Содержание воды в организме человека составляет 60 % массы его веса. Организм постоянно теряет ок-сидационную воду различными путями:1) с воздухом через легкие (1 м3 воздуха содержит в среднем 8–9 г воды);2) через почки

Из книги автора

27. Гигиеническое нормирование вредных веществ в атмосферном воздухе В настоящее время существует два подхода в методике санитарной охраны атмосферного воздуха.1. Совершенная технология производства. Это наиболее эффективный, но в то же время дорогостоящий

Из книги автора

Гигиеническое нормирование Что следует понимать под гигиеническим нормативом? Гигиенический норматив – строгий диапазон параметров факторов среды, оптимальный и безвредный для сохранения нормальной жизнедеятельности и здоровья человека, человеческой популяции и

Из книги автора

Физиолого-гигиеническое значение воды Вода – важнейший фактор формирования внутренней среды организма и в то же время один из факторов внешней среды. Там, где нет воды, нет жизни. В воде происходят все процессы, характерные для живых организмов, населяющих нашу Землю.

Из книги автора

ЛЕКЦИЯ № 4. Гигиеническое нормирование качества питьевой воды Требования к качеству питьевой воды централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и обоснование нормативов качества питьевой воды В настоящее время на территории РФ требования к качеству воды

Из книги автора

Гигиеническое нормирование вредных веществ в атмосферном воздухе. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосферном воздухе, их обоснование Развитие науки и техники и связанный с этим резкий подъем промышленного производства приводят, как мы

Из книги автора

Потребность и нормирование углеводов Потребность в углеводах определяется величиной энергетических затрат, т. е. характером труда, возрастом и т. д. Средняя потребность в углеводах для лиц, не занятых тяжелым физическим трудом, равна 400-500 г в сутки, в том числе крахмала –

Из книги автора

Гигиеническая характеристика шума, его нормирование и меры профилактики негативного влияния его на организм Шумом называется беспорядочное сочетание звуков различной высоты и громкости, вызывающее неприятное субъективное ощущение и объективные изменения органов и


Два этапа:

1 – эмперический

2- экспериментальный. Внедрение в практическую деятельность результатов научных исследований.

Общая гигиена – это пропедевтическая дисциплина, изучающая закономерности влияния окружающей среды и человека, научные принципы санитарно-гигиенических мероприятий по оптимизации условий жизни и труда населения.

Задачи позволяют заложить фундаментальную основу врача медико-профилактического профиля и вооружить его методами, позволяющими качественно оценить характер воздействия, поиск среды и проанализировать эффективность профилактических мероприятий.

Этапы и методы гигиенического исследования:

1) Определить цели и задачи исследования;

2) Знакомство с нормативно-техническими документами по данному объекту, выбор метода исследования;

4) Контроль выполнения предписания.

1) Эпидемиологический метод изучения здоровья;

2) Метод санитарного обследования;

3) Метод гигиенической экспертизы (натуральный и лабораторный);

4) Метод санитарной экспертизы

Эпидемиологический метод:

Совершенствование способов изучения здоровья населения под влиянием различных эндо- и экзогенных социальных и природных факторов.

Сущность метода заключается в том, что с его помощью изучается не только здоровье отдельного человека, но и группы людей, сформированных по определенным признакам (возраст, пол, стаж и условия работы, место жительства)

4 способа реализации метода:

1) санитарно-статистическое изучение

2) метод обследования популяции

3) клиническое наблюдение за отобранными людьми

4) натуральный эксперимент среди населения

1) Сущность санитарно-статистического способа заключается в изучении здоровья человека для характеристики здоровья населения; использование официальных документов и отчетов, содержащих информацию для расчета по специальным формулам различных показателей здоровья. К их числу относятся:

· Показатель заболеваемости:

Первичная заболеваемость – число впервые зарегистрированных в этом году больных на 1000 населения.

Общая заболеваемость – на 1000 населения.

· Демографические показатели естественного движения населения (рождаемость, смертность)

· Показатели физического развития

· Показатели инвалидности

2) Метод обследования популяции. Сущность: специально организованная группа врачей различных профессий обследуют группу населения, которая подверглась воздействию исследуемого фактора. Одновременно могут проводить простые лабораторные исследования, выявлять факторы риска и жалобы, антропометрические данные.

Результаты данных подвергаются обработки санитарно-статистическим методом или географическим

При проведении медицинского обследования для полной коррекции результатов необходимо правильно сформировать группу обследуемых, одна их которых должна быть контрольной, соответствовать основной за исключением того, что они не подлежат воздействию изучающего фактора.

3) Клиническое наблюдение за отдельно отобранными группами. Углубленное клиническое, инструментальное, лабораторное обследование и динамическое наблюдение в условиях стационара.

4) Натуральный эксперимент среди населения. В комплексе изучается здоровье группы людей, подверженных острому или хроническому воздействию определенных факторов, химической, физической или биологической природы. При этом используются все описанные способы реализации этиологического метода.

Использование многофакторного анализа позволяет оценить совокупность и изолированную особь на состояние здоровья, т.е. выявить удельный вес каждого из них, разработать комплексные профилактические мероприятия.

Все описанные способы реализации эпидемиологического метода проводятся в форме поперечных и продольных исследований. Наиболее простая и распространенная форма – это поперечное или одномоментное исследование. Осуществляется наблюдение за воздействием окружающей среды на здоровье населения в данный момент без динамического слежения. При этом можно установить уровень здоровья или выявить те факторы среды, которые влияют на развитие заболевания.

Проспективный анализ – сравниваются две группы людей, одна подвержена воздействию окружающей среды, другая нет.

Ретроспективное исследование двух групп, в одной из которых здоровые люди, в другой – больные, у которых выявлены факты, приведшие к развитию заболевания.

Длительное динамическое эпидемиологическое исследование называют продольным. Оно может быть параллельным и непараллельным.

Параллельным называют исследование, при котором время проведения самого исследования и период собственно инфекции совпадают.

При непараллельном исследовании период заболевания находится в прошлом, т.е. для его применения необходимы архивные данные.

Метод подходит для исследования здоровья и факторов окружающей среды. З группы:

1) Исследуется в процессе научного поиска, двигаясь от известного факта к состоянию здоровья.

2) От состояния здоровья к выясненному влиянию фактора

3) Используются оба подхода

Заключительным этапом является построение математической модели, описывающей зависимость уровня здоровья от исследуемых факторов. В процессе анализа устанавливается роль каждого исследуемого фактора на влияние состояния здоровья.

2. Метод санитарного обследования. Врач на основании собственного визуального наблюдения, опроса населения или персонально проводимого санитарного описания составляет заключение о санитарном состоянии обследуемого объекта. Оно оформляется в виде акта с конкретным изложением недостатков и нарушений.

Предписание – направление руководителя объекта для включения в план социально-экономического предприятия.

Два вида:

1) Санитарное описание

2) Углубленное санитарное обследование с применением инструментально-лабораторных методов исследования.

Задачи: оценка санитарного состояния того или иного объекта по внешним признакам. При этом описанию подлежат только те, которые прямо или косвенно могут нанести ущерб здоровью. Ему подлежат все объекты окружающей среды, условия труда и отдыха населения.

Анкетирование – с помощью вопросов исследователь получает субъективную оценку действительности, затем данные обрабатываются и могут служить объективной оценкой санитарного описания мест. При этом выясняются вопросы:

1) Характер рельефа местности

2) Условия для стока атмосферных вод

3) Ориентировка исследуемого участка местности по сторонам света и его отношение к господствующим ветрам, условиям естественного освещения

4) Зеленые осаждения

5) Местоположение объектов загрязняющих местность

6) Расположение к промышленным предприятиям, транспортным магистралям, к источникам шума и загрязнителям атмосферного воздуха

7) Высота стояния грунтовых вод

При выборе участка санитарный врач должен помнить, что рельеф местности должен способствовать естественному стоку атмосферных осадков.

Метод санитарного описания дает возможность лишь начать характеристику для количественной оценки воздействия окружающей среды и наличии взаимоотношений. Дополнительно используются инструментально-лабораторные исследования:

Физические

Химические

Биологические методы.

Составляются карты с подробным описанием, должны быть записаны дефекты и план реализации. Дается оценка путем сравнения с нормативными документами.

3. Метод гигиенического (натурального) эксперимента.

Выделяют натуральный и лабораторный.

Сущность натурального гигиенического состоит в том, что санитарный врач в реальных условиях трудовой деятельности (промышленные предприятия, школы, дошкольные учреждения) изучают факторы окружающей среды (воздух, вода, почва, продукты питания) дает им качественную и количественную характеристики и выявляют их влияние на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни человека.

Различают два разных метода натурального эксперимента:

1) Эксперимент по изучению влияния факторов окружающей среды на здоровье людей

2) Натурально-гигиенический эксперимент по изучению качественной и количественной характеристик природной среды, измененной в результате трудовой деятельности человека

От эпидемиологического данный метод имеет несколько отличий:

Изучает здоровье не всего населения, а только наиболее чувствительного (дети)

Имеет возможность изучать состояние здоровья в условиях изменения интенсивности изучаемого фактора.

При проведении натурального эксперимента влияния человека на окружающую среду, санитарный врач должен не только дать качественную и количественную оценку вызванных изменений, но и дать оценку опасности их возможного неблагоприятного влияния на здоровье человека.

Метод лабораторно-гигиенического эксперимента.

Сущность: на математических моделях или лабораторных установках путем расчета или проведенных экспериментов проводят обоснование гигиенических нормативов:

Эксперимент по изучению влияния факторов окружающей среды на здоровье человека

Лабораторный эксперимент по изучению факторов окружающей среды.

Сущность первого заключается в том, что не в натуральных, а лабораторных условиях по заданным программам изучают влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, при этом возможно проведение эксперимента на моделях – добровольца или на животных – с последующей экстраполяцией данных, полученных на животных на человека. Исследование на добровольцах допускается в том случае, когда имеется полная безопасность исследования для человека. Чаще всего такие исследования проводят с целью научного обоснования гигиенических нормативов, чаще всего для обоснования максимальных размеров ПДК для воздуха, терморегуляции.

На животных лабораторно-гигиенический эксперимент проводится в целях выявления влияния на организм факторов природы (физические, химические и, биологические). Опыты ставят на разных видах животных (белые мыши, кошки, собаки).

Лабораторно-гигиенический эксперимент по изучению влияния факторов окружающей среды проводят по заданной программе и заключается в том, что санитарный врач изучает качественные и количественные характеристики параметров природной среды, их изменения, род влияния тех или иных загрязняющих веществ в лабораторных условиях на специальных моделях и полузаводских установок. При этом можно более точно по заданным программам создать и изменить параметры различных факторов и тем самым прогнозировать ситуации, которые могут возникнуть в дальнейшем в жизни человека.

4. Метод санитарной экспертизы.

Под экспертизой подразумевается исследование и разрешение каких либо вопросов лицами, владеющими специальными знаниями в данной области науки, лицо владеющее медицинскими знаниями и имеющие специальный опыт работы в определенной отрасли.

Этот метод в работе санитарного врача применяется главным образом при осуществлении предупредительного санитарного надзора. Предупредительный санитарный надзор представлен встроенной системой мероприятий, законодательных актов, научно обоснованных гигиенических нормативов и правил, направленных на охрану окружающей среды, улучшение жилищно-бытовых условий, охрану труда и отдыха в соответствии с социальными, физиологическими и психическими потребностями.

При осуществлении предупредительного надзора санитарная экспертиза проводится на всех этапах надзора: выбора и отвода земельного участка под строительство, проектирование объекта, строительства объекта, вводе его в эксплуатацию. При санитарной экспертизе на всех этапах предупредительного надзора санитарным врачом обязательно дается заключение о соответствии санитарно-гигиеническим требованиям, установленным в законодательном порядке.

Санитарная экспертиза проводится в несколько этапов, включая в себя:

1) Проверка полноты представленного на проверку материала по данным сопроводительного письма. Проектный материал должен содержать: сопроводительную записку, графический материал (генеральный план участка, ситуационный план местности, поэтапные планы зданий, разрезы зданий и его фасады, планы санитарно-технического устройства, примечание). В примечании представлены материалы на основании которых проектируется строительство данного объекта: акт о выделении земельного участка, заключение о выборе и отведении земельного участка, решение администрационного пункта о строительстве, санитарное задание на проектирование.

2) Регистрация представленного материала на экспертизу в специальных журналах

3) Подбор и ознакомление со специальными нормативными документами

4) Собственно экспертиза проекта

5) Письменное оформление заключения, которое состоит из двух частей: 1-протокол составления проекта; 2-заключение.

В первой - все данные и рассмотренные нарушения гигиенических требований и отступлений от норм и правил. Во второй – вынос вердикта (согласовать/отклонить).



123Следующая ⇒

Лекция 1

. Предмет и содержание гигиены и экологии человека, их связь с другими науками. Основы общей экологии.

1. Предмет и содержание гигиены и экологии человека

2. Задачи и методы гигиены

3. Основные периоды развития гигиены.

4.Профилактика, виды профилактики

5.Факторы, оказывающие влияние на организм человека. Экологически обусловленные заболевания.

1. Гигиена – наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.

Предметом изучения гигиены является здоровье человека и окружающая среда. Забота о здоровье достигается двумя путями: профилактическим, т.е. укрепление здоровья и предупреждение болезней и восстановительным, или путем лечения.

2. Задачи гигиены:

Основная задача гигиены – изучение влияния окружающей среды (комплекса природных, социальных, бытовых, производственных и др факторов) на здоровье человека и его трудоспособность, разработка соответствующих оздоровительных мероприятий.

ДРУГАЯ ЗАДАЧА – это разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным влияниям окружающей среды, улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности и ускорение восстановительных процессов после нагрузок, научное обоснование и разработка гигиенических нормативов и мероприятий.

Используя научные данные из других областей для характеристики окружающей среды, гигиена связана с астрономией, географией, геофизикой, геологией, климатологией, метеорологией, океанологией и радиологией. Гигиена пользуется научными сведениями о здоровье человека и этим определяется ее связь с анатомией, гистологией, физиологией, биохимией, патологической анатомией, физиологией. Результаты гигиенических исследований используются для разработки профилактических и лечебных мероприятий, что обуславливает связь гигиены с терапией, хирургией, эпидемиологией. Связь гигиены с физикой, химией, биологией, микробиологией, математикой подтверждается при проведении гигиенических исследований, применяющих соответствующие методы. Гигиенические нормативы применяются при осуществлении всех видов производства, обеспечения благоприятных условий обучения, быта, труда, отдыха, питания людей.

Экология – биологическая наука о взаимосвязях живых организмов друг с другом и с их неживым, или физическим окружением. Название ввел нем. зоолог Геккель в 1866 г. С греческого экология переводится так: «ойкос» — дом, «логос» — наука, изучение. Экология и гигиена оценивают роль разнообразных факторов в формировании здоровья населения .

Экология изучает колебания и изменения в среде обитания; экологические исследования предотвращают и устраняют последствия загрязнения окружающей среды, помогают оценить результаты крупномасштабных изменений ландшафта.

Задача экологии – остановить процесс ухудшения биосферы, вернуть природе способность к саморегуляции на основе естественных процессов. Экология связана с разными биологическими науками (анатомия, морфология организмов, систематика, эволюционное учение, генетика, гистология, зоология, физиология, палеонтология, ботаника) и с науками, изучающими законы неживой природы.

Экология человека – это наука, изучающая взаимодействие человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постоянно усложняющейся средой. Экология опирается на множество дисциплин и имеет определенную цель: изучение собственного дома и поведения в нем человека, которое позволит ему выжить на планете.

Выделяют 2 группы методов : методы , с помощью которых изучается гигиеническая оценка внешней среды и методы , позволяющие оценить реакцию организма на воздействие факторов. Любое гигиеническое обследование начинается с санитарного описания (санитарно-топографическое описание, санитарно-техническое описание, санитарно-эпидемиологическое описание) объекта, далее намечаются объем и характер лабораторных исследований.

Лабораторные исследования включают:

физический метод исследования (оценка микроклимата помещения – температура, влажность, шум, вибрация, запыленность).

Санитарно-химический метод – анализ воздушной среды, воды, ценность продуктов питания. Химическим анализом можно определить органолептические показатели воды, содержание белков, углеводов, жиров в продуктах питания.

Бактериологический метод позволяет определить обсемененность воздуха, почвы, воды и пищевых продуктов бактериями. Микробиологическими методами можно определить число колоний стафилококков, стрептококков, плесени, БГКП, сальмонеллы, шигеллы. Все исследования проводятся на основании ГОСТ (государственные общесоюзные стандарты), ТУ (технические условия), СанПиН (санитарных правил и норм) и других нормативно-методических документов (НМД).

Токсикологический метод используют для оценки действия химических веществ на организм и установки ПДК (концентрация вещества, которая в течение всей жизни человека не вызовет у него отклонений).

Экспресс-методы используют для проверки качества термообработки продуктов, ополаскивания посуды.

Метод физиологических наблюдений применяется при исследовании функционирования состояния органов и систем.

Метод клинических наблюдений применяется при проведении профилактических осмотров, диспансеризации.

Экспериментальный метод используется для изучения влияния различных факторов на организм.

Социологические исследования (анкетно-опросный метод) и санитарно-статистические методы дают возможность проанализировать и оценить рождаемость, смертность, заболеваемость.

4. Становление гигиены как науки . Содержание гигиены, вернее, гигиенические наблюдения, осуществляемые в естественных условиях (или попытки к ним) и касающиеся формирования здорового образа жизни, можно найти в законодательстве, религиозных предписаниях и в бытовых привычках почти всех народов еще в глубокой древности, с исторической точки зрения развитие гигиены как науки можно разбить на несколько периодов, отражавших влияние социальных и экономических условий каждой эпохи

5. . Основные исторические этапы развития экологии и гигиены

Истоки гигиены – в глубокой древности. В Древней Греции в храмах большое внимание уделяли климату, мытью, паренью, посту. Расцвет гигиены – в Древне Риме – бани по 12 га, весь день в ней проводили в гимнастических упражнениях, беседах. В Средние века – упадок гигиены. Возрождается гигиена в Х1Х веке.

Интенсивно гигиена стала развиваться с середины Х1Х века с ростом капитализма, повлекшим скоплением людей в городах, ростом вредного производства и участившихся больших эпидемий холеры, чумы, тифов. Начались систематические научные исследования в области гигиены.

Макс Петтенкофер (1818-1901гг), немецкий ученый-врач, основоположник гигиенической науки: ввел эксперимент в гигиену, превратив ее в точную науку. Предлагая оздоровлять окружающую среду, он наметил пути профилактики многих болезней. Впервые обратил внимание на личную гигиену как важный фактор многих заболеваний: «насколько человек владеет личной гигиеной – таков его путь по жизни и такова его скорость к смерти»

На Руси гигиена как система навыков зародилась раньше, чем на Западе. Петр 1 ввел систему медико-санитарного обеспечения Армии, поскольку во всех армиях мира большое количество солдат гибло не в сражениях, а в болезнях (холера, дизентерия, тифы).

123Следующая ⇒

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Введение

Гигиена — наука о здоровье, профилактическая дисциплина, разрабатывающая на основе изучения взаимодействия организма и факторов окружающей среды (природных и социальных) нормативы и мероприятия, осуществление которых обеспечивает предупреждение болезней, создает оптимальные условия для жизнедеятельности и самочувствия человека.

Сам термин гигиена происходит от греческого слова, которое значит "целебный, приносящий здоровье"

Гигиена как наука включает в себя несколько дисциплин, например, коммунальную гигиену (гигиена воздуха, гигиена воды и водоснабжения, гигиена почвы и очистка населенных мест, гигиена жилищ и населенных мест, гигиена лечебно-профилактических учреждений), личную гигиену, гигиену питания, гигиену труда, гигиену детей и подростков и др.

Необходимо различать термины "гигиена" и "санитария".

Гигиена — это наука, а санитария — совокупность практических мероприятий, направленных на проведение в жизнь требований гигиены. То есть, гигиена является теоретической основой санитарии.

Предмет гигиены хорошо раскрывается в ее определении.

Люди всегда инстинктивно стремились сохранить свою жизнь и здоровье. Поэтому они постоянно накапливали опыт и навыки по охране личного, а затем и коллективного здоровья. Археологические раскопки, производимые в различных частях земного шара, говорят о том, что уже в глубокой древности люди владели элементарными правилами по сохранению здоровья.

Много внимания в то время уделялось вопросам питания, личной гигиены, благоустройства жилища и др.

Задачи гигиены.

Основная задача гигиены состоит в профилактике, т.е. сохранении здоровья людей. В связи с этим можно назвать следующие основные направления:
1.Изучение влияния факторов окружающей среды — природных и социальных (физических, химических, биологических, психологических) на здоровье и трудоспособность населения и разработка соответствующих оздоровительных мероприятий. Этими вопросами занимаются различные разделы коммунальной гигиены.
2.Разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внешней среды, на улучшение здоровья и физического развития. Эти задачи решают гигиена питания, гигиена труда, личная гигиена и др.
3.Борьба с инфекционными заболеваниями. Здесь прослеживается непосредственная связь между гигиеной и эпидемиологией.

Среди наиболее используемых в гигиене методов назовем следующие:

1. Эпидемиологический.

2. Санитарное обследование.

3. Гигиенический эксперимент.

4. Санитарная экспертиза.

5. Гигиеническое обучение и воспитание.

6. Социологический, статистический и др.

Эпидемиологический метод

Он включен в арсенал многих наук. Но с гигиеной его связывают «родственные» связи, поскольку сама эпидемиология, которая в последующем оформилась в отдельную научную дисциплину, достаточно долго в историческом плане развивалась в рамках гигиены.

Для гигиены этот метод совершенно неотъемлем, поскольку она прежде всего наука общественная, то есть работает в интересах больших масс людей. И никакая другая наука, кроме эпидемиологии с ее методическим арсеналом, не позволяет не только разобраться в конкретной ситуации, но и оценить ее текущие и прогностические последствия для общества.

При этом объектами интересов могут быть факторы эндогенной (генетические, возрастные, эндокринные и т.д.) или экзогенной (социально-экономические, природные, техногенные и т.п.) природы. Только с помощью эпидемиологического метода можно разобраться в этом многообразии действующих факторов и расставить точки над и. Такая задача решается путем применения конкретных методик, составляющих сущность метода, с помощью которых раскрывается суть изучаемой проблемы или прогнозируется ее дальнейшее развитие.

Для конкретной реализации эпидемиологического метода в гигиене, как и в любой науке, используются разработанные в эпидемиологии такие методики (способами), как:

а) санитарно-статистическое изучение здоровья населения;

б) медицинское обследование популяции;

в) клиническое наблюдение за специально отобранными людьми;

г) натурный эксперимент.

Санитарно-статистическое изучение здоровья населения

С этой целью изучаются данные официальных учетных документов всех ЛПУ, учреждений статистического профиля и т.д., которые содержат информацию для расчета показателей здоровья населения.

При этом используются чаще всего четыре основные группы показателей здоровья:

1. Показатели заболеваемости (общая, инфекционная, неинфекционная и т.д.).

2. Демографические показатели (смертность, рождаемость, естественный прирост населения и т.д.).

3. Показатели физического развития населения (динамика длины и массы тела; сроки появления вторичных половых признаков; динамика возрастно-половых различий и т.д.). 4.

Методы гигиенических исследований.

Показатели инвалидизации (заболевания, отравления и травмы, приведшие к инвалидности; производственного или непроизводственного происхождения травмы и т.д.).

Совершенно очевидно, что данную методику (способ) следует отнести к числу неактивных, так как здесь в основном идет работа по анализу установленной в стране (регионе, отрасли, на предприятии и т.д.) учетно-отчетной документации

Что касается конкретных показателей состояния здоровья населения, добываемых (получаемых) с помощью этого способа, их расчеты представлены в специальных руководствах, пособиях и т.д. Но в любом случае врач должен понимать сущность таких понятий, как: первичная и общая заболеваемость; госпитализация; трудопотери (частота случаев и число дней); смертность и др.

И еще одно обстоятельство хотелось бы подчеркнуть, завершая описание данной методики. Достоверность получаемой информации с ее помощью включает массу так называемых субъективных (чаще всего) и объективных (и это тоже факт!) моментов, которые нередко могут привести к недостаточно обоснованным выводам. Здесь велика роль исследователя, который в стремлении разобраться в истине должен прибегнуть в обязательном порядке к другим методикам, которые в качестве страховки либо подтверждают, либо отвергают гипотезу, доказываемую с помощью данного способа.

Медицинское обследование популяции

Суть его состоит в том, что отбирается группа населения, подвергающаяся воздействию какого-либо подлежащего изучению фактора, и обследуется установленной или декретированной группой медицинских специалистов. Чаще всего с этой целью привлекаются терапевты, хирурги, педиатры (для детей), акушеры-гинекологи, невропатологи, ЛОР-врачи, офтальмологи, стоматологи, дерматологи, психиатры и др. Эти обследования в обязательном порядке сопровождаются лабораторно-инструментальными исследованиями. При этом, как правило, кроме обследуемых групп таким же исследованиям и обследованиям и в том же объеме подвергается так называемая контрольная группа, которая не подвержена влиянию изучаемого фактора (факторов).

Следует отметить, что такого рода обследования в экономическом плане очень дорогостоящи, а в организационном и методическом плане — весьма сложны. Но и результаты, получаемые в этом случае, чрезвычайно важны и, как правило, имеют высокую достоверность.

Клиническое наблюдение за специально отобранными людьми

Сразу же отметим, что это не менее трудоемкий и дорогостоящий подход, чем описанный выше. Суть его состоит в том, что в ряде случаев требуется углубленное клиническое обследование, постоянное врачебное наблюдение с инструментально-лабораторным обследованием людей в стационарных условиях.

В гигиене такого рода эксперименту и способу его достижения прибегают, когда необходимы не только исключительно достоверные результаты, но и безусловная уверенность в том, что жизнь и здоровье людей не будут подвергнуты опасности. Очень часто это используется при разработке, например, минимальных или экспериментальных рационов питания: выживания космонавтов, других критических групп и т.д. Нередко такого рода обследования необходимы для принятия экспертного решения.

Натурный эксперимент

Суть его состоит в том, что объектом комплексного изучения состояния здоровья группы людей становится та, которая подвержена (или возможно подозрение на воздействие) влиянию определенного фактора (факторов) в силу особых обстоятельств.

Чаще всего в эту сферу внимания попадают группы людей, проживающих в необычных условиях (вблизи ТЭЦ, АЭС, автомобильных магистралей и т.п.). В Беларуси и некоторых других странах (Украина, Россия) объектом интереса ученых стало население, вынужденное жить и работать на радиационно-загрязненной — «радиоактивно загрязненная местность (РЗМ)» местности после аварии на Чернобыльской АЭС. В последнем случае это вынужденный «натурный» эксперимент. Здесь уместно вспомнить трагедию населения японских городов Хиросимы и Нагасаки, на которые американцы сбросили атомные бомбы в 1945 г.

Способы реализации эпидемиологического метода, точнее результаты его применения, подтверждаются или отвергаются на основании проведения поперечных и продольных исследований.

Поперечное исследование предполагает «моментальную» съемку ситуации со здоровьем людей во взаимосвязи с действием факторов окружающей среды. Оно может быть проспективным — в этом случае сравнивают опытную (подвергавшуюся) действию изучаемого агента (агентов) и контрольную (интактную) группу людей — и ретроспективным. В отличие от проспективного, где объектом изучения были здоровые люди, в последнем случае также сравнивают 2 группы людей, но уже больных и здоровых. Пытаются уяснить причину происхождения болезни у заболевших.

Принципиальным подходом в первом случае является то, что поиск причины возможного бедствия идет от наличия фактора (возможно, фактора риска) к здоровью людей, тогда как во втором — от здоровья (болезни) к возможному причинному фактору.

Проспективные исследования чаще всего носят контрольный (надзорный) характер, когда вредный фактор и особенности его действия известны, нужно лишь обнаружить это негативное действие и принять своевременные предупредительные меры. Ретроспективные исследования проводятся в тех случаях, когда действующий фактор или совокупность факторов неизвестны и их причастность к нарушениям здоровья населения необходимо установить.

Продольные эпидемиологические исследования предполагают длительное наблюдение за здоровьем людей определенной группы (коллектива, популяции и т.д.). При этом различают параллельные и непараллельные исследования.

Параллельное продольное эпидемиологическое исследование считается таким, когда время и период его проведения совпадают, то есть когда изменения состояния здоровья населения и интенсивность (количество, качество и т.п.) действующих факторов оцениваются одновременно.

Непараллельное продольное эпидемиологическое исследование не предполагает соблюдение вышеупомянутого условия и допускает изучение здоровья людей в данный момент из уже прошедшего периода. Чаще всего эти данные используются для сравнения с текущим временем, интенсивностью загрязнения среды в прошлом и настоящем времени и т.п.

Существенным моментом и неоценимым достоинством эпидемиологического метода является то, что здесь наработан определенный арсенал подходов, с помощью которого можно обосновать минимально необходимое число наблюдений (например, количество обследуемых людей, измерений), удостовериться в истинности различий получаемых результатов и т.п. Для этого существуют различные формулы, приводимые в специальной литературе.

Метод санитарного обследования

Его следует рассматривать в качестве ведущего из числа оперативных методов гигиены. Сущность его состоит в том, что врач-гигиенист, используя приемы визуального наблюдения, опроса (населения, персонала предприятий, учреждений, школьников и учителей и т.д.) по установленной форме осуществляет санитарное описание обследуемого объекта. Затем он составляет акт санитарного обследования. В этом документе излагаются выявленные недостатки и нарушения, а также предложения по их устранению. По материалам санитарного обследования составляется санитарное предписание, которое направляется в адрес руководителя объекта. В нем излагаются мероприятия по охране здоровья и уменьшению неблагоприятного влияния выявленных факторов на здоровье населения или работающих.

Санитарное обследование может реализовываться в двух формах:

1. Санитарное описание объекта.

2. Углубленное санитарное описание с использованием инструментально-лабораторных методов исследования факторов окружающей среды.

Безусловно, и та и другая разновидность описания имеют право на существование, хотя, по понятным причинам, «валентность» их очень отличается с преимуществом последней. Сегодня, когда существенно повысилась роль доказательности, а в нашей стране взят курс на охрану интересов бизнеса, роль инструментально-лабораторных исследований трудно переоценить. Ибо только объективные факты становятся аргументами для фискальных органов в случае необходимости привлечения недобросовестного предпринимателя к ответственности за причиненный вред здоровью населения и окружающей среде.

Но не следует забывать и о старом методе описания. В некоторых случаях он является единственно доступным для «фотографии» неповторимого явления. Примеров тому множество. Достаточно вспомнить такие трагические события, как авария на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Спитаке, Нефтегорске, цунами в Индонезии и т.д.

Естественно, лишь первые свидетели могли описать те моменты, которые удалось запечатлеть в памяти. То же самое относится к условиям войны, вооруженным конфликтам, террористическим актам, когда в очень концентрированные отрезки времени происходят события, которые очень трудно представить в обычных «производственных» условиях, тем более их смоделировать. Вот тогда становится очень востребованным метод описания, так как он тоже дает очень много для последующих исследований и действий.

Гигиена, как наука, не мыслима без лабораторных исследований с использованием химии, физики, биологии, математики, общественных наук. Эти исследования проводятся регулярно на всех уровнях государственного контроля и делятся на две группы:

1) методы, с помощью которых изучают состояние факторов внешней среды;

П) методы, оценивающие реакцию организма на воздействие вредных факторов.

В первую группу включаются:

1) Метод санитарно-гигиенического обследования – включает санитарное описание объекта изучения, с чего начинается любое гигиеническое исследование: характеризуется санитарно-топографическое, санитарно-техническое, санитарно-эпидемиологическое состояние объекта исследования, описываются недостатки и сроки их возможного устранения, объем и характер необходимых лабораторных исследований.

2) Методы лабораторных исследований :

А) физический метод исследования – измерение температуры, скорости движения воздуха, шума, вибрации и т.д.;

Б) санитарно-химический метод – химический анализ воды, пищи и т.д.;

В) микробиологический метод: прямой – бактериологический : определение количества микробов и их вредность и вирусологический – тоже с вирусами. Когда нельзя выявить вредных микроорганизмов, определяют их косвенным методом – по числу сопутствующих им безвредных микроорганизмов (кишечной палочки);

Г) токсикологический (биологический) метод – на экспериментальных животных (птицах, мышах, крысах) определяется наличие вредного вещества и его воздействие на здоровье и потомство;

Д) экспресс-метод — позволяет быстро определить наличие вредного фактора, например в гражданской обороне – отравляющего вещества.

Методы второй группы составляют:

А) экспериментальный метод – для определения неизвестных свойств вредных факторов;

Б) метод физиологических наблюдений – для наблюдения за здоровьем проживающего населения и сравнения его со здоровьем в другой местности или другим временем;

В) метод клинических наблюдений – когда профилактические осмотры и диспансерное наблюдение дают возможность по годам сравнивать динамику здоровья населения в данной местности или коллективе;

Г) социологические исследования и санитарно-статистические методы – смертность, рождаемость, брачность и т.д. – дают возможность проанализировать происходящие изменения в обществе;

Д) анкетно-опросный метод – используются анкеты с различными вопросами, в т.ч. интимного характера, на которые часто получают ответы анонимно; ответы на них играют важную роль в разработке гигиенических рекомендаций.

Если методы первой группы применяются в практических учреждениях для повседневных исследований, то методы второй группы используются в НИИ для научных обоснований и научно-практических выводов.

Гигиеническое нормирование:

В современных условиях проблема профилактики неблагоприятного воздействия вредных факторов на человека выдвигается на первое место, из них химическое воздействие на человека занимает ведущее место. Сейчас человек сталкивается с более 650 тысячью вредных химических веществ и лишь 1/5 часть из них детально изучены. Ежегодно появляется до 600 новых неизвестных химических соединений. Изучено действие лишь около 1000 соединений. Действие остальных, как правило, не известно, а для изучения действия только одного соединения требуется до 1 млн долларов и продолжительный срок (до 1-3 лет).

Как же защитить человека от вредных воздействий? Существует три направления:

А — убрать вредный фактор. Применяется на производствах путем замены технологии (например, непосредственное рентгенологическое обследование заменено на компьютерно-дистанционное).

Б – уменьшить действие вредного фактора: 1) сократить время работы с ним (радиоактивные вещества) или 2) уменьшить концентрацию вредных веществ в рабочей зоне; когда невозможно, исходя из современных условий, прекратить полностью контакт с вредным фактором, то вводятся ограничения — гигиенические нормативы..

В – защитить здоровье человека: 1) профилактические мероприятия – медосмотр при приеме на работу; 2) диспансеризация – своевременно выявить начало болезни; 3) применение защитных средств – респираторов, перчаток и т.д.; 4) соблюдение требований охраны труда и производственной безопасности (использование перчаток при заборе крови для профилактики СПИДа).

Гигиеническое нормирование осуществляется с помощью санитарно-гигиенических нормативов – это установленные в законодательном порядке, обязательные для исполнения всеми ведомствами допустимые уровни содержания химических соединений в объектах окружающей среды.

Гигиенические нормативы – это уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной работе (40 час. в неделю) в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья.

Впервые в мире в СССР с 20-х годов введено законодательство на предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ, начато изучение их действия на организм. Сейчас санитарно-гигиенические нормативы существуют во всех промышленно развитых странах.

С 1992 г введена обязательная государственная регистрация химических соединений, осуществляемая Российским Регистром потенциально опасных химических и биологических соединений. В основе гигиенического нормирования химических веществ лежат следующие принципы: 1) принцип безвредности – первостепенное значение имеет действие вещества на организм человека, а потом уже экономическая и технологическая выгода; 2) принцип опережения – обоснование разработки профилактических мероприятий защиты от вредного вещества должно предшествовать моменту его внедрения в производство; 3) принцип порогового действия – т.е. снижение его концентраций до таких, какие не вызывают неблагоприятных изменений (кроме пороговых мутагенных и канцерогенных, которые еще недостаточно изучены) и 4) принцип единства экспериментальных и натурных исследований, т.е.

1. Методы исследования, применяемые в гигиене.

на животных и на людях.

У нас в стране применяются три типа нормировочных показателей ПДК, ПДУ, ОБУВ и ОДУ. В основе гигиенического нормирования лежат научные исследования, обосновывающие безвредность определенной концентрации вещества или уровня физического воздействия на человека, а также уровень законодательного их утверждения для обязательного применения на практике.

ПДК — предельно-допустимая концентрация — применяется для химических веществ, когда действие соединения изучено, а концентрация вещества на рабочем месте не влияет на здоровье или на потомство; законодательно утверждается постановлением Правительства, поэтому обязательно для исполнения всеми предприятиями.

ПДУ — предельно допустимый уровень то же самое для физических факторов (например, уровня шума, света, концентрации пыли на коже человека и т.д.)

Когда действие вещества недостаточно изучено и оно еще исследуется, вводятся временные ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ ), а для мало изученных и не исследуемых в настоящее время – ориентировочные допустимые уровни (ОДУ ). Обоснование временных нормативов проводится на основании ускоренных экспериментальных и расчетных методов (для ОБУВ) или по аналогии с уже известными веществами (для ОДУ). Временные нормативы утверждаются Главным государственным санитарным врачом РФ и применяются не повсеместно, а на конкретных производствах. Все гигиенические нормативы после утверждения входят в состав государственных санитарно-гигиенических норм, правил и стандартов.

Их значение в изучении санитарного состояния окружающей среды.

Методы исследования в гигиене можно разделить на 2 группы:

1) Методы исследования различных факторов внешней среды

2) Методы исследования реакции организма на то или иное воздействие этих факторов

В эти две группы входят следующие методы:

§ Метод санитарного обследования

§ Эпидемиологический метод

§ Санитарно статистический

§ Метод гигиенического эксперимента

§ Метод санитарного описания

§ Радиометрические и дозиметрические методы

§ Химические методы

§ Биологические методы

§ Физические исследования

§ Клинические методы исследования

Эти методы позволяют изучить природные и антропогенные факторы оказывающие влияние на здоровье человека, установить взаимосвязи между воздействием этих факторов и изменением состояния здоровья, производить научную разработку и обоснование гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий по максимальному использованию положительных эфектов устраняющих вредное воздействие или снижающих его до безопасного уровня, внедрять в практику разработанные гигиенические нормативы, усовершенствовать их, разрабатывать гигиенические нормативы и рекомендации.

Методы гигиенических исследований и гигиеническое нормирование

Данные методы исследований позволяют произвести комплексную оценку санитного состояния окружающей среды, определить степень воздействия на организм того, или иного фактора (независимо от его природы) , определить наличие этого фактора.

Метод сан. обследования – включает в себя статистические, демографические, медико-топографические описания; позволяет изучить влияние социально – экономических факторов, санитарное состояние окружающей среды, влияние различных факторов на рождаемость, заболеваемость, продолжительность жизни.

Метод сан. описания — используется для изучения условий жизни, но всегда дополняется биологическими, химическими, физическими, методами исследования; санитарному описанию подвергаются объекты окружающей среды, условия жизни и труда населения, а также различные объекты:

§ Водоисточники

§ Воздушная среда

§ Пищевые продукты

§ Места труда и отдыха

Учитываются жалобы населения, т.к субъективные жалобы указывают на воздействие того или иного фактора.

Физические методы- измеряется температура, влажность, барометрическое давление, лучистая энергия; сюдаже входят радиометрические и дозиметрические методы исследования.

Химические методы – определяют химический состав среды.

Биологические- служат для определения воздействия биологических факторов:

§ Бактериологические

§ Гельминтологические

§ Энтомологические

Эпидемиологический метод — это совокупность методик, изучения изменений здоровья населения под влиянием различных экзогенных и эндогенных, социальных и природных факторов.

Сан. статистические — построенны на основе официальных данных, позволяют построить математическую модель, по которой можно оценить санитарное состояние окружающей среды.

Гигиенический эксперимент – изучение влияния различных факторов в натурном и лабораторном эксперименте.

Клинические исследования-позволяют оценить уровень здоровья населения, изменения возникшие под действием того или иного фактора.

16. Значение лабораторных методов в гигиенических исследованиях.

Лабораторные методы позволяют смоделировать воздействие какого либо фактора окружающей среды на организм (метод лабораторного эксперимента) , оределить тот вредный фактор, действие которого наиболее выраженно, и который оказывает наибольшее вредное воздействие. Позволяет выделить лимитирующее действие вредного фактора.

Лабораторные методы необходимы для определения санитарного состояния окружающей среды; они позволяют оценить наличие, уровень, содержание фактора среды. С помощью лабораторных методов можно проводить мониторинг, устанавливать гигиенические нормы.

Экспериментальные методы исследования реакции организма при воздействии различных факторов окружающей среды, значение этих методов для гигиенического нормирования. Методы оценки состояния здоровья коллективов, их цели и задачи.

Выделяют два типа экспериментальных методов используемых в гигиене:

1. Натурный эксперимент

2. Лабораторный эксперимент

Натурный эксперимент основан на исследовнии воздействия различных факторов внешней среды в естественных условиях жизни и деятельности коллектива. Подобный эксперимент проводится либо без изменения каких – либо условий внешней среды, либо с изменением параметров изучаемого фактора.

Пример: при исследовании утомления у рабочих вусловиях производства, без изменения характера производства или режима труда.

В других случаях в естественных условиях изменяют параметры изучаемого фактора.

Пример: в условиях обычной школьной жизни изучают динамику утомления детей в зависимости от различной продолжительности перемен и их последовательности.

Недостатком натурного эксперимента является то, что он ограничен в объеме информации, которую можно получить проведя такой эксперимент.

Лабораторный эксперимент – позволяет моделировать условия внешней среды в соответствии с задачами исследования.

Пример – в лабораторных условиях изучают процессы терморегуляции человека в специальных метеорологических камерах, или воздействие шума и зрительных раздражителей различной интенсивности.

Широко применяется эксперимент на живоных, в котором можно изучить действие на организм различных факторов и их комбинаций.

Данные методы позволяют установить ПДК, ПДУ, а так же для разработки гигиенических норм и рекомендаций.

Для оценки здоровья коллективов используются различные клинические методы. С их помощью исследуется как состояние отдельных органов и систем (кровеностной, нервной, эндокринной и др.), так и целостный организм(исследование иммунобиологической резистентности, устойчивости к вредным воздействиям, изменение работоспособности).

При этом учитывают биохимические сдвиги в сыворотке крови, функциональные изменения в деятельности всех систем организма, морфологические измения в органах.

Так же широко используются статистические методы, для создания математической модели, характеризующей действие данного фактора.

17. санитарно – описательный метод в гигиене.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Существует 4 основных метода гигиенических исследований (Слайд №7) :

1. Санитарного обследования

2. Эпидемиологический

Предмет гигиены и экологии человека. Методы гигиенических исследований

Гигиенического эксперимента

4. Санитарной экспертизы.

Метод санитарного обследования — один из основных приемов в работе врача-гигиениста по изучению средовых факторов, влияющих на здоровье человека и условия его обитания. Его суть состоит в том, что врач-гигиенист составляет заключение о санитарном состоянии исс-ледуемого объекта (предприятие, цех, детсад, школа, населенный пункт, водоисточник и др.). При этом используются два основных приема (Слайд №8) :

1. Санитарное описание — оценка объекта по внешним признакам, что не представляет трудности и всегда доступно, но носит субъективный характер.

2. Углубленное санитарное обследование с применением инструмен-тально-лабораторных исследований факторов окружающей среды. Этот прием дополняет санитарное описание объективными аналитическими данными. Они могут быть получены следующими методами:

а) физическими — температура, влажность и скорость движения воздуха, атмосферное давление, шум, вибрация, радиоактивное излучение, освещенность и др.;

б) химическими — определение химического состава объектов при-родной и производственной среды; вода, атмосферный воздух, приземная атмосфера, почва, сельскохозяйственные продукты, продукты пита-ния.

в) физико-химическими — спектроскопия, полярография и др.;

г) биологическими — наличие в объектах микроорганизмов, гельминтов, насекомых.

На основании углубленного санитарного обследования составляется санитарный паспорт изучаемого объекта с его подробным описанием, в котором излагаются выявленные санитарные нарушения и меры по их устранению. В дальнейшем разрабатывается план мероприятий по устранению отмеченных недостатков (санитарное предписание), который передается администрации объекта.

Эпидемиология: Исследование распределения показателей состояния здоровья и событий в популяции и применение этих исследований для решения проблем здравоохранения.

Эпидемиологический (Слайд №9) метод заключается в изучении состояния здоровья населения при воздействии различных факторов. Является одним из ведущих методов гигиены и состоит из двух основных этапов:

1. Санитарно-статистическое изучение состояния здоровья населения, подвергающегося воздействию каких-либо факторов. Для этих целей используется официальная учетная медицинская документация, утвержденная приказом Минздрава РК. Изучается заболеваемость, некоторые демографические данные, физическое развитие, инвалидность. На основании полученных сведений рассчитываются специальные статистические показатели, например, частота той или иной патологии среди населения, структура заболеваемости и др.

2. Медицинское обследование населения (Слайд №10) , подвергающихся воздействию тех или иных факторов. Проводится группой врачей-специалистов и позволяет установить истинную заболеваемость населения, а также выявить ранние признаки патологии.

Помимо опытной группы населения (группы риска) обязательно подбирается контрольная группа (Слайд №11) , на которую изучаемый фактор не действует или действует в незначительной степени. Сопоставление результатов наблюдения позволяет дать оценку влияния на здоровье того или иного фактора.

Контрольный регион (населенный пункт) необходим и при проведении санитарного обследования.

Эпидемиологический метод и метод санитарного обследования применяется в виде трёх основных форм (Слайд №12) :

1. Ретроперспективные исследования — сбор статистического мате-риала за предыдущие годы.

2. Поперечный разрез — одномоментное изучение состояния вопроса на данное время.

3. Проспективные исследования – длительные динамические наблюдения. Необходим для прогноза.

Метод гигиенического эксперимента проводится для обоснования в лабораторных условиях различных гигиенических нормативов: ПДК, ОБУВ, ПДУ и др. Существует два вида таких экспериментов:

1. На людях-добровольцах — при условии полной гарантии безопасности для здоровья (установление максимально-разовых ПДК атмосферных загрязнений по порогу запаха).

2. На лабораторных животных — для изучения влияния на организм химических, физических и биологических факторов для установления безопасных величин. Этому методу будет посвящена отдельная лекция.

Метод санитарной экспертизы (Слайд №13) — решение вопросов на предмет соответствия санитарным нормам и правилам. Экспертиза проводится при осуществлении санитарными врачами предупредительного и текущего санитарного надзора.

Предупредительный санитарный надзор заключается в проверке соблюдения гигиенических норм и правил на этапе проектирования и строительства различных объектов, а также в контроле за выпуском различных видов продукции.

Текущий санитарный надзор заключается в систематическом наблюдении за санитарным состоянием объектов в процессе их эксплуатации.

Санитарной экспертизе подлежат (Слайд №14):

— проекты планировки и застройки населенных мест;

— проекты коммунального, жилищного и промышленного строительства;

— отвод земельных участков под все виды строительства;

— проекты водоснабжения и канализации;

— сами объекты в процессе эксплуатации;

— питьевая вода и пищевые продукты;

— новые виды посуды, тары, оборудования;

— детские игрушки, книги, одежда и др.

По завершении санитарной экспертизы составляется обоснованное заключение: заключение по отводу земельного участка, заключение по проекту, акт санитарной экспертизы пищевых продуктов, детских игрушек и т.д.

Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 4553 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Методы санитарно-гигиенического исследования

Санитарно – гигиеническое исследование - ϶ᴛᴏ совокупность методов, применяемых для изучения влияния внешней среды на организм человека. На базе разрабатываются научно обоснованные гигиенические нормативы. Санитарно – гигиеническому исследованию подлежат: воздух, вода, почва, жильё, общественные и производственные здания, условия труда и быта͵ детские учреждения, пища

Методы санитарно-гигиенических исследований:

Санитарно-описательный метод: наиболее простой и старый, дающий приближённое представление об изучаемом объекте

Органолептические методы основаны на: восприятии органов чувств и используются при определœении посторонних запахов в атмосферном воздухе, при оценке качества питьевой воды и пищевых продуктов

Физические методы применяют при: определœении некоторых физических показателœей объектов - температуры, влажности, движения, давления воздуха, ультрафиолетового излучения и ионизации воздуха, радиоактивности различных веществ, теплопроводности тканей одежды; используя при этом спектрографию, радиометрию, фотометрию и др.
Размещено на реф.рф
новейшие методы исследования.

С помощью физико - химических методов определяют: вязкость, электропроводность, точку плавления, кипения и другие показатели исследуемого объекта͵ применяя колориметрию, поляриметрию, хроматографию, электролиз.

Химические методы используют в основном для: количественного химического анализа атмосферного воздуха, воздуха производственных помещений, воды водоёмов, пищи и пищевых продуктов

Радиохимическими методами устанавливают: количественный состав радиоактивных веществ во внешней среде

Микроскопические методы применяют при исследовании: пищевых продуктов, аэрозолей, гидропланктона, при бактериологических исследованиях с использованием световой, ультра- и электронной микроскопии

Бактериологические методы используют при: санитарно – гигиенических исследованиях питьевой воды, пищевых продуктов, а также воздуха, почвы, сточных вод, одежды, оборудования на предприятиях пищевой промышленности, обществ, питания. Первостепенное внимание обращается на определœение общего числа микробов и на наличие санитарно-показательных микроорганизмов. Серологические методы применяют дополнительно к бактериологическим, используя реакции агглютинации, преципитации и РСК.

Биологические методы: пробные испытания на животных, проводят с целью определœения токсических веществ микробного и химического происхождения

Микологические методы служат для: определœения видового состава пищевых грибов, отличия ядовитых грибов от съедобных, обнаружения патогенных и токсических грибов в продуктах

Биохимические методы используют: в практике гигиенического нормирования пищевых продуктов и при оценке их качества и биологической полноценности

Гельминтологическими методами определяют: наличие гельминтов, их яиц и личинок в почве, воде, овощах, мясе и других объектах

Физиологические методы используют при: исследовании влияния факторов внешней среды на организм животных и человека. С их помощью устанавливают нормы предельно допустимых концентраций токсических веществ в воздухе, воде. Статистические методы служат для изучения заболеваемости и различных показателœей состояния здоровья населœения и животных.

Методы санитарно-гигиенического исследования - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методы санитарно-гигиенического исследования" 2017, 2018.

32358 0

На протяжении жизни человек постоянно подвергается воздействию разнообразных, меняющихся по интенсивности и продолжительности экспозиции физических, химических, биологические и социальных факторов окружающей среды.

Гигиеническое нормирование — установление в законодательное порядке безвредных (безопасных) для человека уровней воздействия вредных факторов окружающей среды: предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ, предельно допустимых уровней (ПДУ) воздействия физических факторов и др. Отсутствие гигиенического норматива, как правило, приводит к неконтролируемому; скрытому воздействию на человека потенциально вредных факторов.

В основе научной концепции гигиенического нормирования лежит всестороннее изучение общих закономерностей взаимоотношений организма человека и факторов окружающей среды различной природы, адаптационно-приспособительных процессов. При нормировании учитываются механизмы взаимодействия организма на различных уровнях (молекулярном, субклеточном, клеточном) органном, организменном, системном, популяционном) с комплексом благоприятных и неблагоприятных факторов антропогенного и естественного происхождения.

Несмотря на то что при гигиеническом нормировании химических веществ в некоторых средах (воде, почве) наряду с медико-биологическими показателями учитываются и экологические критерии, гигиенические ПДК не могут гарантировать отсутствия биоэкологических изменений (нарушения экосистем, влияния на популяции и виды различных биологических объектов). В связи с этим в последние годы во многих странах ведутся научные разработки в области экологического нормирования химических веществ.

В настоящее время наряду с гигиеническими ПДК в нашей стране существуют ПДК для водоемов рыбохозяйственного назначения. Нормируются химический состав ирригационных вод. содержание вредных веществ в кормах, устанавливаются ПДК химических соединений в сточных водах, подаваемые на сооружения биологической очистки. Разработаны ПДК химические соединений в воздухе, направленные на защиту древесных растений.

Принципы гигиенического нормирования

1. Принцип гарантийности. Гигиенические нормативы при условии их соблюдения должны гарантировать сохранение здоровья человека.

2. Принцип комплексности. Этот принцип предполагает учет всего комплекса возможных неблагоприятных эффектов исследуемого фактора.

3. Принцип дифференцированности. В зависимости от социальной ситуаций (мирного, военного времени) для одного и того же фактора могут устанавливаться несколько количественных значений или уровней.

4. Принцип социально-биологической сбалансированности. Гигиенический норматив вредного фактора должен регламентироваться с учетом пользы для здоровья при его соблюдении и вреда для здоровья, связанного с остаточным эффектом действия норматива и экономических затрат, с соблюдением этого норматива. Приоритет отдается указателям здоровья, а не экономическим выгодам.

5. Принцип динамичности. За установленными гигиеническими нормативами ведется наблюдение в динамике (в течение некоторого времени), периодически уточняются и, если необходимо, изменяются установленные пределы вредных факторов.

При соблюдении перечисленных принципов нормативы факторов не могут быть установлены в виде одной величины.

Параметры того или иного фактора могут иметь дифференцированные количественные выражения, или уровни, укладывающиеся в некую зону с максимальными и минимальными значениями.

Уровень I — оптимальный (уровень комфорта), гарантирующий при воздействии отрицательных факторов сохранение здоровья человека при неограниченном времени воздействия.

Уровень II — допустимый, гарантирующий сохранение здоровья, работоспособности человека при действии отрицательных факторов в течение определенного отрезка времени.

Уровень III — предельно допустимый, при котором допускаются некоторое снижение работоспособности и временное ухудшение самочувствия.

Уровень IV — максимальный} или предельно переносимый, допускающий стойкое снижение здоровья, работоспособности, выхода из строя до 10% личного состава. Это уровень аварийных ситуаций и военного времени.

Уровень V — выживания, рассчитан на применение в исключительных случаях военного времени.

Уровень VI — нормирования искусственно формируемых сред. Например, нормативы дыхательных кислородно-азотных или гелиево-кислородных смесей, заменяющих обычную атмосферу; нормативы для компенсирующих костюмов, комбинезонов для космонавтов; избыточного давления для дыхания летчика в случае разгерметизации кабины самолета,

Принципы гигиенического нормирования нашли отражение в oпределении одного из ведущих гигиенических нормативов — предельно допустимой концентрации (ПДК).

ПДК химического соединения в окружающей среде — концентрация веществ, при воздействии которых на организм человека, периодически или в течение всей жизни, не возникает соматически: или психических заболеваний, изменений в состоянии здоровья, вы ходящих за пределы приспособительных физиологических реакций обнаруживаемых современными методами сразу или в отдаленны сроки жизни настоящего и последующих поколений.

Наряду с ПДК введены временные ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) и ориентировочные допустимые уровни (ОДУ).

Обоснование временных нормативов проводится с использованием ускоренных экспериментальных и расчетных методов, а также по аналогии с ранее нормированными структурно близкими соединениями.

При гигиенической оценке новых материалов и изделий разработаны и утверждены допустимые уровни выделения вредных вещест из полимерных материалов в контактирующие с ними среды (вод; воздух, продукты питания), а также нормативы выделения опасны, химических веществ, образующихся в результате термодеструкции различных материалов.

Для неионизирующих излучений устанавливают предельно допустимый уровень (ПДУ) физического фактора в окружающей среде — величину некоего фактора, при воздействии которого на организм человека, периодически или в течение всей жизни, не возникает изменений в состоянии здоровья, выходящих за пределы приспособительных физиологических реакций, обнаруживаемых современными методами сразу или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.

Для ионизирующих излучений регламентированы пределы доз (для персонала и населения) — наибольшие значения индивидуальной эквивалентной дозы за год, которая при равномерном воздействии в течение жизни не вызывает у работающих и населения неблагоприятных изменений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследования.

Виды профилактики в практической деятельности медицинских работников

Выделяют несколько видов профилактики: первичную, вторичную и третичную. Первичная профилактика предполагает предотвращение возникновения заболеваний. Большинство гигиенических мероприятий, в том числе гигиеническое нормирование воздействия факторов окружающей среды, предусматривают либо полное устранение вредного фактора, либо снижение его воздействия до безопасного уровня.

Вторичная профилактика предусматривает раннюю диагностику заболеваний улиц, подвергшихся воздействию вредных факторов окружающей среды (раннее выявление препатологических состояний; тщательное медицинское обследование внешне здоровых людей, подвергаемых воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды или имеющих повышенный риск развития тех или иных заболеваний; медикаментозное лечение и другие меры, направленные на предотвращение манифестации заболеваний).

Вторичная профилактика включает такие паллиативные мероприятия, как индивидуальное и групповое антидотное питание, направленное на повышение резистентности организма, применение средств индивидуальной защиты, обучение населения приемам безопасной работы и жизни в неблагоприятных экологических условиях.

Третичная профилактика направлена на предупреждение ухудшения здоровья. Разработан комплекс мер (лечение и реабилитация) но предотвращению осложнений, которые могут возникать в ходе уже развившегося заболевания. Это наименее эффективный, но, к сожалению, наиболее распространенный в традиционной практической клинической медицине способ профилактики.

В.И. Архангельский, В.Ф. Кириллов