Обязанности котировочной комиссии 44 фз. Права и обязанности котировочной комиссии

Осуществление государственных закупок сопровождается множеством процедур. Прием заявок, их рассмотрение, определение победителя - все эти обязанности возлагаются на членов комиссии, которая специально создается заказчиком в этих целях. Непосредственно для проведения закупок путем проведения запроса котировок может создаваться котировочная комиссия. Каким образом происходит создание комиссии? Кто может в ней участвовать? Как заменить одного из членов комиссии?

В каких случаях создается комиссия?

Для проведения практически любых закупочных процедур необходимо создавать комиссию. Исключение составляют случаи, когда контракт заключается с единственным поставщиком. Заказчик имеет право определить, какую комиссию он будет создавать:

  • единую (работает при проведении любой формы закупки);
  • специальную комиссию под определенную форму закупки - конкурсная, котировочная, аукционная, комиссия по рассмотрению заявок и принятию окончательного решения.

Таким образом, если у заказчика создана единая комиссия, то нет необходимости создавать дополнительно котировочную комиссию. Вместе с тем наличие единой комиссии не мешает заказчику сформировать под определенную закупку специальную комиссию, например котировочную. Подобная позиция изложена в Письме Казначейства РФ от 25.03.2014 года № 42-7.4-05/9.3-191.

Как создать котировочную комиссию?

Заказчик должен принять решение о создании комиссии до начала проведения закупки. Решение заказчика о создании комиссии можно оформить приказом. В данном документе необходимо отразить следующие вопросы:

  • состав комиссии (здесь можно указать ФИО и должность каждого представителя комиссии);
  • избрание председателя комиссии;
  • порядок работы комиссии (можно оформить положением о работе котировочной комиссии, которое будет являться приложением к приказу).

Для создания котировочной комиссии достаточно 3 человек. В то время как, например, единая комиссия должна быть представлена не менее чем 5 членами.

Кто входит в состав котировочной комиссии?

Закон о госзакупках предъявляет определенные требования к представителям котировочной комиссии. В состав указанной комиссии заказчик должен включать лиц, которые:

  • прошли профессиональную переподготовку в сфере госзакупок;
  • повысили свою квалификацию в сфере госзакупок;
  • обладают специальными знаниями, относящимися к закупаемым товарам, услугам или работам.

Минэкономразвития России высказало свою позицию в отношении состава комиссии в письме от 31.12.2013 года №Д28и-2420. Указанное ведомство полагает, что лица, которые не прошли переподготовку, повышение квалификации или не обладают специальными знаниями, могут входить в состав комиссии. Но они должны составлять меньшую часть комиссии. Например, если котировочная комиссия состоит из 3 человек, то входить в её состав может только один человек, который не отвечает вышеуказанным требованиям закона.

Кроме того, чиновники данного ведомства отмечают, что лицо, которое обладает специальными знаниями по объекту закупки, необязательно должно иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование именно по госзакупкам (письмо от 23.09.2013 года № Д28и-1070).

Закон о госзакупках содержит ограничения, которые не позволяют входить в состав комиссии следующим лицам :

  • эксперты, проводящие оценку конкурсной документации, заявок на участие (при предквалификационном отборе);
  • лица, которые имеют личную заинтересованность в результатах запроса котировок. К ним можно отнести участников запроса котировок (лица, которые непосредственно подали заявку, штатные сотрудники организации);
  • лица, которые тем или иным образом подчиняются участнику закупки (участники или акционеры компании, члены органов управления, кредиторы участника закупки);
  • лица, имеющие родственные связи с руководителем участника закупки (муж/жена, родитель, ребенок, дедушка, бабушка, внук, брат или сестра, усыновитель или усыновленный);
  • должностные лица, которые осуществляют контроль в сфере госзакупок.

Как заменить одного из представителей котировочной комиссии?

Решение о замене какого-либо члена котировочной комиссии может принять только заказчик, который принял решение о создании данной комиссии.

Обратите внимание! Заказчик обязан незамедлительно заменить представителя комиссии, который тем или иным образом заинтересован в исходе проводимой закупки.

Кворум для котировочной комиссии

Заседание котировочной комиссии будет легитимным, если на нем будет присутствовать не менее 50% от общего количества её представителей. При этом член комиссии не может делегировать свои полномочия иным лицам, то есть он обязан лично исполнять свои обязанности. Кроме того, не будет соответствовать требованиям закона и принятие решения котировочной комиссией путем проведения заочного голосования.

На председателя комиссии возлагается обязанность уведомить представителей котировочной комиссии о месте, дате и времени предстоящего заседания. Сделать это необходимо заблаговременно.

2. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.
3. Котировочная комиссия не рассматривает котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
4. Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках размещения заказа, подавших котировочные заявки, об отклоненных котировочных заявках с обоснованием причин отклонения, предложение о наиболее низкой цене товаров, работ, услуг, сведения о победителе в проведении запроса котировок, об участнике размещения заказа, предложившем в котировочной заявке цену, такую же, как и победитель в проведении запроса котировок, или об участнике размещения заказа, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий. Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом, в день его подписания размещается на официальном сайте и в течение пяти дней со дня его подписания опубликовывается в официальных печатных изданиях. Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, уполномоченного органа. Заказчик, уполномоченный орган в течение двух дней со дня подписания указанного протокола передают победителю в проведении запроса котировок один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в котировочной заявке.
5. Любой участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, после опубликования или размещения протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок вправе направить в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, заказчику, уполномоченному органу запрос о разъяснении результатов рассмотрения и оценки котировочных заявок. Заказчик, уполномоченный орган в течение двух дней со дня поступления такого запроса обязаны предоставить указанному участнику соответствующие разъяснения в письменной форме или в форме электронного документа.
6. В случае, если победитель в проведении запроса котировок в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, не представил заказчику подписанный контракт, такой победитель признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта.
7. В случае, если победитель в проведении запроса котировок признан уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта, заказчик вправе обратиться в суд с иском о требовании о понуждении победителя в проведении запроса котировок заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить государственный или муниципальный контракт с участником размещения заказа, предложившим такую же, как и победитель в проведении запроса котировок, цену контракта, а при отсутствии такого участника размещения заказа - с участником размещения заказа, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий, если цена контракта не превышает максимальную цену контракта, указанную в извещении о проведении запроса котировок. В случае, если победитель в проведении запроса котировок, признанный уклонившимся от заключения контракта, и участник размещения заказа, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий, являются лицами, способными оказывать влияние на деятельность друг друга, заказчик не вправе заключить государственный или муниципальный контракт с указанным участником размещения заказа. В этом случае заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок.
8. Государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке победителя в проведении запроса котировок или в котировочной заявке участника размещения заказа, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта.
9. В случае отклонения котировочной комиссией всех котировочных заявок заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок. При этом заказчик, уполномоченный орган вправе изменить условия исполнения контракта.
Глава 5. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗА ПУТЕМ ЗАПРОСА КОТИРОВОК
В ЦЕЛЯХ ОКАЗАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ЛИБО ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
ИЛИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Расскажем об основных функциях котировочной комиссии, в каких случаях необходимо создавать комиссию по закупкам, как её собрать и из чего она состоит.

Процесс заключения контракта на государственные закупки по 44-ФЗ сопровождается большим количеством дополнительных процедур. Одной из самых важных является процедура рассмотрения заявок и определения победителя при запросе котировок. Для того, чтобы выбор подрядчика проходил строго по закону, создается особая котировочная комиссия, задача которой состоит в проверке поступивших заявок, выявлении нарушений и определении наиболее выгодного для заказчика предложения.

Проверка заявок соответствующей комиссией осуществляется не только при проведении госзакупки методом запроса котировок, но и в случае выбора других способов. В каждом случае комиссия создается непосредственно самим заказчиком и имеет вполне определенные функции и задачи.

В каких случаях необходимо создавать комиссию по закупкам

Практически все методы определения поставщика, обозначенные в 44-ФЗ, подразумевают необходимость созыва проверяющей комиссии; исключение составляют случаи, когда контракт заключается с единственным поставщиком . Поскольку методики определения победителя госзакупки могут быть разные, заказчик до начала закупки должен определить, какую форму комиссии он желает создать.

Комиссия по осуществлению закупок имеет две основные формы:

  • Единая комиссия. Она создается для любой формы проведения закупок, вне зависимости от выбранного метода.
  • Специальная комиссия. Создается под конкретную методику проведения закупки: аукцион, конкурс, запрос котировок и т.д.

Важно

Важно отметить, что законодательство допускает создание сразу обеих форм: заказчик может собрать единую комиссию для всей закупки и одновременно с ней аукционную или котировочную комиссии для выполнения конкретных задач. При этом, при наличии единой комиссии, вы можете не создавать дополнительную.

Как собрать тендерную комиссию по закупкам

Решение о созыве той или иной комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки и ратифицируется соответствующий приказом. Заказчик должен предварительно составить положение о комиссии по закупкам, в котором будут четко прописаны состав, цели, задачи и функции будущей комиссии. В своей деятельности комиссия будет руководствоваться данным положением, а также задачами, указанными в пункте 3 статьи 39 закона 44-ФЗ.

Состав комиссии по закупкам

Следует отметить, что в состав единой комиссии должно входить не менее 5 человек, а в состав специальной - не менее 3.

Закон предполагает наличие определенных ограничений для лиц, которые желают стать членами комиссии. Так, в нее должны входить только лица:

  • Имеют профессиональную подготовку в области госзакупок;
  • Обладают специфическими знаниями относительно предмета закупок;
  • Регулярно повышают свою квалификацию в области госзакупок .

Проще говоря, в состав комиссии должны входить только лица, имеющие актуальные знания и хорошо разбирающиеся в текущем законодательстве о госзакупках.

Функции котировочной комиссии

Положение о комиссии обязательно содержит функции, которые данная комиссия должна выполнять. Список функций базируется на задачах, обозначенных в 44-ФЗ, но может иметь некоторые различия в зависимости от выбранного типа.

Основными функциями котировочной комиссии принято считать:

  • Функция предварительного отбора участников;
  • Проверка поступивших заявок и выявление нарушений;
  • Ведение протокола рассмотрения заявок на всех этапах проведения госзакупки;
  • Рассмотрение, оценка и сопоставление предложенных котировок;
  • Определение победителя.

Для определения результатов госзакупки, комиссия проводит заседание, по результатам которого выписывается протокол комиссии по закупкам, полностью отражающий весь процесс проведения конкретного конкурса. В данном протоколе также обозначаются сведения о претендентах и приводится имя победителя.

Комиссия по закупкам - основа честной закупки

Создание единой или специальной комиссии является необходимым условием проведения честного и объективного конкурса на право заключить контракт на госзакупки. Основная задача котировочной комиссии, помимо функции документирования данных, состоит в том, чтобы обеспечить максимально объективное и прозрачное проведение госзакупки и честный выбор победителя.

Члены комиссии должны придерживаться принципов публичности, прозрачности и соблюдать право участников на справедливую конкуренцию. Строгие требования к составу комиссию, ее правам и обязанностям способствуют повышению прозрачности процедуры госзакупок.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»

Общие положения

Настоящее Положение о Котировочной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для_нужд_______________ (далее – Положение) определяет понятие, цели, задачи, функции, полномочия и порядок работы Котировочной комиссии в рамках запроса котировок при закупке товаров (работ, услуг) для_нужд_______________ (далее – Заказчик).

1.1. Котировочная комиссия в своей деятельности руководствуется Бюджетным кодексом РФ,
Гражданским кодексом РФ, Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, Законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ, иными федеральными законами, нормативно-правовыми актами Правительства РФ и Минэкономразвития России, правовыми актами ФАС России и Заказчика, настоящим Положением.

1.2. В процессе выполнения своих полномочий Котировочная комиссия взаимодействует с Заказчиком, специализированной организацией в порядке, установленном настоящим Положением.

Цели создания, принципы работы и функции Котировочной комиссии

2.1. Котировочная комиссия создается в целях проведения запросов котировок.

2.2. В своей деятельности Котировочная комиссия руководствуется следующими принципами:

· эффективность и экономичность использования бюджетных средств ___________________________________________;

· публичность, гласность, открытость и прозрачность процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

· обеспечение добросовестной конкуренции, недопущение дискриминации, введения ограничений или преимуществ для отдельных участников закупки, за исключением случаев, если такие преимущества установлены действующим законодательством;

· устранение возможностей злоупотребления и коррупции при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

· недопущение разглашения сведений, ставших известными в ходе проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случаях, установленных действующим законодательством.



2.3. В обязанности Котировочной комиссии при проведении запроса котировок входят следующие функции:

a) вскрытие конвертов с котировочными заявками и (или) открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок (далее – электронные заявки);

b) рассмотрение котировочных заявок (в т. ч. электронных заявок) на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценка таких заявок, а также отклонение заявок, признанных не соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок;

c) объявление участникам запроса котировок, присутствующим при вскрытии конвертов с заявками и (или) открытии доступа к электронным заявкам, о возможности подачи заявок на участие в запросе котировок до вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа электронным заявкам;

d) в случае установления факта подачи одним участником запроса котировок двух и более заявок на участие в запросе котировок при условии, что поданные ранее такие заявки этим участником не отозваны, – возврат этих заявок участнику запроса котировок без рассмотрения;

e) определение победителя запроса котировок или признание запроса котировок несостоявшимся;

f) оформление протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок.

2.4. При осуществлении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем запроса котировок Котировочная комиссия также выполняет иные действия в соответствии с положениями Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Порядок формирования Котировочной комиссии

3.1. Котировочная комиссия является коллегиальным органом, создаваемым Заказчиком на
постоянной основе.

3.2. Персональный состав Котировочной комиссии, ее председатель, заместитель председателя, секретарь и члены Котировочной комиссии утверждаются приказом Заказчика.

Решение о создании Котировочной комиссии принимается Заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.

3.3. В состав Котировочной комиссии входят ______ человека – члена Котировочной комиссии.
Председатель является членом Котировочной комиссии.

При отсутствии председателя Котировочной комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя.

3.4. В состав Котировочной комиссии включать преимущественно лиц, которые:

· прошли профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере
закупок;· обладают специальными в знаниями в отношении предмета закупки.

В составе Котировочной комиссии утверждается должность секретаря Котировочной комиссии. При проведении запроса котировок в отсутствие секретаря Котировочной комиссии его функции в соответствии с настоящим Положением выполняет любой член Котировочной комиссии по решению председателя.

3.5. Членами Котировочной комиссии не могут быть физические лица:

· лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки;

· на которых способны оказать влияние участники закупки (в т. ч. физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки);

· состоящие в браке с руководителем участника закупки либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки;

· непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок.

В случае выявления в составе Котировочной комиссии указанных лиц Заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок.

3.6. Замена члена Котировочной комиссии осуществляется только по решению Заказчика, принявшего решение о создании Котировочной комиссии.

3.7. При необходимости на заседание комиссии ____________________________________, ответственный за осуществление соответствующей закупки.

Права и обязанности Котировочной комиссии

4.1. Члены Котировочной комиссии вправе:

· знакомиться со всеми представленными на рассмотрение документами и сведениями, входящими в состав заявки на участие в запросе котировок;

· выступать по вопросам повестки дня на заседаниях Котировочной комиссии;

· проверять правильность содержания составляемых Котировочной комиссией протоколов, в том числе правильность отражения в этих протоколах своего решения.

4.2. Члены Котировочной комиссии обязаны:

· присутствовать на заседаниях Котировочной комиссии, за исключением случаев, вызванных уважительными причинами (временная нетрудоспособность, командировка и другие уважительные причины);

· принимать решения в пределах своей компетенции.

4.3. Секретарь Котировочной комиссии осуществляет подготовку заседаний Котировочной комиссии, включая оформление и рассылку необходимых документов, информирование членов Котировочной комиссии по всем вопросам, относящимся к их функциям (в т. ч. извещение лиц, принимающих участие в работе комиссии, о времени и месте проведения заседаний и обеспечение членов комиссии необходимыми материалами).

Все аудиозаписи хранятся у секретаря Котировочной комиссии.