Российский малый бизнес в условиях внешних санкций. Малый бизнес полагается только на себя

В условиях санкций и нестабильной макроэкономической конъюнктуры малый производственный бизнес имеет хороший шанс повысить свою конкурентоспособность за счет гибкости и ориентации на внутренний рынок. Однако часто меняющиеся правила игры, инфляция и недоступность кредитов не дают ему наращивать инвестиции и обороты, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в пилотном выпуске мониторинга делового климата в малых промышленных организациях

Первый выпуск мониторинга посвящен состоянию дел в малом бизнесе во II полугодии 2014 года и ожиданиям предпринимателей на I полугодие 2015 года.

Эксперты проанализировали мнения руководителей более 1000 малых промышленных организаций. Опрос проведен по заказу НИУ ВШЭ в октябре 2014 года АНО «Статистика России».

Несмотря на сложную макроэкономическую обстановку и внешнеэкономическую конъюнктуру, малый бизнес во втором полугодии 2014 года оказался в более выгодном положении, чем предприятия крупного и среднего бизнеса. Более того, он получил определенный импульс к развитию благодаря повышению своей конкурентоспособности. В условиях нестабильности стали выигрывать более гибкие и мобильные предприятия (это именно малый бизнес), которые имеют возможность быстро приспособиться к новым правилам игры, конъюнктуре и не зависят от спроса на внешнем рынке.

«К позитивным моментам, выявленным опросом, можно отнести мнения руководителей об увеличивающейся конкурентоспособности основного вида продукции на внутреннем рынке. При этом три четверти респондентов ожидают, что рост конкурентоспособности продолжится и в I полугодии 2015 года», – подчеркивается в мониторинге.

49% опрошеных руководителей малых предприятий заявили, что качество производимой продукции является основным фактором, стимулирующим их производство.

Вместе с тем неопределенность текущей экономической обстановки и общее снижение спроса повлекли за собой снижение инвестиционной активности и выпуска. Так, 71% руководителей малых производств констатировали недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке и увеличение производственных издержек. 66% руководителей отметили, что практически не осуществляют инвестиции.

В результате, только 11% предприятий имели практически полную загрузку производственных мощностей, а 8% руководителей малых производств зафиксировали в текущем полугодии улучшение экономической ситуации на своих предприятиях по сравнению с I полугодием 2014 года.

«Если почти три четверти руководителей малых предприятий в промышленности, мягко говоря, не очень понимают, что происходит в настоящее время с экономикой страны, то ждать от них управленческих шагов в сторону инвестирования, модернизации и внедрения инноваций вряд ли возможно», – отметили эксперты ЦКИ.

Ситуацию усугубили девальвация рубля, рост цен и затруднения в получении банковских займов. Около 40% бизнесменов сообщили, что ощутили рост цен на сырье и материалы. 60% предпринимателей пожаловались на низкий уровень доступности кредитов.

В итоге индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) – сезонно скорректированный показатель, характеризующий состояние делового климата в малом производственном бизнесе – во II полугодии 2014 года оказался «в минусе» и составил -9% (соответствующее помесячное значение ИПУ за этот период для крупных и средних промышленных предприятий, наблюдалось примерно на отметке -4%).

Авторы исследования предупреждают: постоянные стрессы, которым подвергается малый бизнес, а также изменения правил игры и госрегулирования, не могут дать возможность предпринимателям стать драйверами будущего экономического роста и увеличивать долю рынка. По данным Росстата, на I полугодие 2014 года доля малых предприятий составляла 16%, а их оборот не превышал 10% от оборота всей российской промышленности.

Руководители малых производственных компаний выделили топ-10 лимитирующих факторов для своего бизнеса:

  • рост цен на энергоресурсы – 75% руководителей;
  • неопределенность экономической обстановки – 72% руководителей;
  • недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке – 71% руководителей;
  • увеличивающиеся издержки на выработку конечной продукции – 71% руководителей;
  • существующий налоговый режим – 69% руководителей;
  • инфляционные ожидания – 68% руководителей;
  • процентные ставки по кредитам – 64% руководителей;
  • недостаток квалифицированного персонала – 62% руководителей;
  • высокие транспортные расходы – 57% руководителей;
  • объем финансовых средств – 56% руководителей.

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович :

За всю более чем двадцатилетнюю постсоветскую историю существования институт малого предпринимательства пережил целую череду спадов и относительных подъемов. Каждый новый цикл, наполненный инициативами и проектами, давал малым предпринимателям очередные надежды на «большое будущее». Однако смена этапов происходила без очевидных структурных сдвигов в экономике в целом. В результате «затянувшееся взросление», протекая зачастую с захватывающими экономическими, институциональными и регуляторными изменениями, стало национальной специфической чертой становления российского малого бизнеса.

Текущее обследование делового климата малых производств за II полугодие 2014 года – лишь очередное подтверждение сложившейся ситуации. Совокупность имеющихся статистических данных свидетельствует о том, что динамика развития российских промпредприятий наполнена преимущественно неблагоприятными тенденциями, а перечень стресс-факторов указывает, что «малые» по-прежнему не услышаны.

Потолок возможностей для компаний будет по-прежнему ограничен множеством факторов, главными из которых остаются депрессивность реального сектора, как источника спроса, ограниченные материальные ресурсы, а также непредвиденные маневры законодательства.

Проблема не совсем легальной деятельности является одной из ключевых и достаточно масштабной для понимания специфики малого бизнеса. В частности, Госдума планирует обсудить поправки в Налоговый кодекс о введении сборов за определенные виды экономической деятельности.

Эксперименты с нормативной базой, особенно в сфере налогообложения, зачастую приводили к росту социальной напряженности и частичному уходу предприятий в неформальную экономику. В ходе опроса 86% руководителей сообщили, что, например, пересмотр налоговых ставок в сторону уменьшения окажется самым действенным регулирующим решением, способствующему выводу производств из тени.

Таким образом, именно сейчас важно понимать, что текущий момент в контексте основы формирования Новой экономики и, как следствие, ближайшего будущего для малых организаций, должен стать исключением из правил и началом нового цикла. Природа наблюдаемых экономических преобразований, особенно в части импортозамещения, как никогда, способствует переменам. В частности, подъем пищевой и легкой промышленности, оборонного комплекса уже в ближайшее время видится локомотивом малой промышленности в качестве основных импортозамещающих сегментов. Имеющийся потенциал и, главное, сильный российский предпринимательский дух, который удивительным образом позволяет им оставаться в бизнесе, несмотря на постоянные изменения правил игры, могут стать опорой для будущего индустриального развития России.

В ходе ноябрьского раунда опроса «Индекс деловой среды РСПП» участникам были заданы дополнительные вопросы на тему последствий введений санкций для российского бизнеса. В анкетировании по данной теме приняли участие 55 компаний. 70,4% респондентов указали в качестве основного вида экономической деятельности «промышленность». Порядка 11% компаний принадлежат энергетическому сектору. Компании строительного сектора составили долю 9,3%, а компании сектора «транспорт и связь» - 7,4%. Большая часть респондентов (83,3%) относятся к категории «крупный бизнес», представители средних предприятий составили 7,5%, а субъекты малого предпринимательства - 9,2%.

48,1% компаний, принявших участие в опросе, считают, что экономические санкции оказывают влияние на деятельность предприятий. 38,9% отрицают влияние санкций на их компании, а 13% затруднились с ответом на данный вопрос.

Мы задали уточняющий вопрос, какие именно санкции влияют на деятельность организаций. Треть респондентов выбрали ответ «как санкции со стороны западных стран, так и ответные санкции со стороны России оказывают влияние на деятельность компаний», и две трети участников опроса уверены, что речь может идти о влиянии только санкций со стороны США, стран Европы и ЕС.

Введение санкций сказалось на экономических условиях ведения бизнеса по различным направлениям.

В ноябре наиболее критичным для российского бизнеса стал рост цен на сырьё, оборудование, комплектующие, связанный с введением санкций со стороны стран ЕС, США, Японии и других стран - об этом заявили 64,6% респондентов. 20,8% организаций отметили, что воздействие по данному направлению незначительно. В то же время 14,6% не испытывают на себе роста цен на сырьё, оборудование, комплектующие из-за санкций.

Снижение доступности кредитов оказывает воздействие на деятельность почти половины компаний-участниц опроса (48,9%), а 17% компаний отметили, что по данному направлению введение санкций оказывает воздействие незначительно или не в полной мере.

Об уменьшении инвестиций как последствии введения санкций заявило 35,4% организаций, на деятельность 27,1% компаний уменьшение инвестиций в связи с санкциями оказывает незначительное влияние.

Для 29,2% представителей бизнеса, принявших участие в опросе, негативным результатом введения санкций стала невозможность оснастить организацию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта товаров, работ, услуг. 35,4% респондентов ощущает воздействие санкций по данному направлению как незначительное, и то же число компаний не испытывают подобного воздействия на деятельность компаний.

18,8% респондентов указали, что значимым последствием, связанным с введением санкций, стало появление трудностей в работе со смежными организациями - получателями продукции/услуг, в случае 27,1% компаний такого рода трудности оказывают незначительное влияние на деятельность.

15% организаций, принявших участие в опросе, ощущают на себе воздействие запрета на поставку продуктов питания в Россию из США, Европы и других стран, о том, что это воздействие незначительно заявили 12,5% респондентов. 72,5% компаний не испытывают последствий для своих компаний из-за введения данного запрета.

Необходимость поиска новых контрагентов, изменение логистики поставок оказывает влияние на 14,6% организаций, 31,2% обозначили влияние такого рода как незначительное, и 54,2% компаний не видят для себя последствий по направлению необходимости поиска новых контрагентов, изменения логистики поставок.

Снижение спроса на выпускаемую продукцию / услуги компаний-участниц опроса связано с введением санкций, по мнению 12,5% респондентов; 27,1% организаций отметили влияние снижения спроса из-за санкций как незначительное. 60,4% отрицают такого рода последствий для своего бизнеса от введения санкций.

Прекращение сотрудничества в оборонной сфере как последствие введения санкций является значимым для 11,4% компаний, принявших участие в опросе, 6,8% организаций считают, что прекращение сотрудничества в оборонной сфере влияет на деятельность их компании в незначительной степени.

Прекращение сотрудничества в нефтегазовой сфере оказывает воздействие на 9,5% компаний-участниц опроса, на 19% компаний данное воздействие незначительно. 71,4% респондентов отрицают для себя воздействие введения санкций в нефтегазовой сфере.

Проблемы с экспортом продукции появились у 6,4% компаний-участниц опроса, 19,1% отметили вариант «не в полной мере или незначительно», у 74,5% респондентов таких проблем нет.

На вопрос существуют ли возможности импортозамещения в отрасли, где работают или планируют работать компании-участницы опроса 60% ответили положительно, соответственно, 40% выбрали отрицательный ответ.

По мнению более половины респондентов, указавших, что импортозамещение в их отрасли в принципе возможно, введённые санкции расширяют возможности для импортозамещения. 18,2% компаний уверены в обратном. 15,2% участников опроса не видят связи между процессом импортозамещения и введением санкций. Ту же долю составили компании, затруднившиеся с ответом на данный вопрос.

Для большинства организаций стратегия компании в условиях действия санкций заключается в оптимизации затрат предприятия без снижения выпуска продукции (объема деятельности/производства) - 78,3% респондентов выбрали этот вариант.

Четверть респондентов (26,1%) планируют расширить производство, а пятая часть участников опроса готовы переориентировать предприятие на выпуск иной продукции. Об интенсификации - увеличении выпуска продукции (результатов деятельности) без расширения производства как составной части стратегии компании в условии действия санкций заявили 17,4% респондентов, 13% компаний собираются снижать объём производства или оказания услуг.

19,6% организаций намерены изменить списочную численность работников в период действия санкций - сократить сотрудников. 17,4% компаний указали, что готовы изменить кадровую политику, а 15,2% собираются снизить размер «социального пакета».

В 10,9% организациях действует план антисанкционных мер.

Ключевым направлением по оказанию государственной поддержки, по мнению респондентов, являются программы по субсидированию инвестиционных проектов, модернизации и реконструкции производства (доля ответов 75%).

Программы компенсации процентных ставок по инвестиционным кредитам, льготное кредитование привлекают 62,5% организаций, принявших участие в опросе.

Более половины участников опроса (55%) указали в качестве наиболее востребованного вида поддержки со стороны государства снижение фискальной нагрузки, приостановку налоговых инициатив, связанных с введением налога с продаж, изменением порядка начисления социальных выплат в Пенсионный фонд и другие. Половина компаний заинтересованы в такой мере поддержки, как распространение льготы по налогу на имущество на увеличение стоимости при модернизации, реконструкции, объектов введённых в эксплуатацию до 2013г.

42,5% компаний считают, что поддержка должна осуществляться в виде установления на законодательном уровне льгот и преференций при реализации российскими предприятиями масштабных инвестиционных проектов.

Предоставление государственных гарантий по инвестиционным проектам востребовано в качестве меры государственной поддержки в условиях санкций чуть более третью компаний (32,5%).

Данный вопрос предполагал возможность множественного выбора ответов, поэтому сумма не сводится к 100%.

Глава российской Федерации г-н В. В. Путин сообщил о необходимости усиления государственной поддержки малого и среднего бизнеса страны в условиях возникших в связи западными санкциями экономических трудностей в стране. По мнению российского президента, именно малый бизнес способен вытащить государство из финансовой пропасти, которую уготовили РФ Евросоюз и США.

«Оказавшись в новой холодной войне с США, Россия более не намерена терпеть поражение. Поэтому, как страна развитая, с сильным потенциалом, мы обязаны сделать все для поддержания национального малого и среднего бизнеса, способного вытащить экономику на соответствующий сопернику уровень!», - заявил В. В. Путин.

Преодоление экономических трудностей возможно лишь при условии нормального развития малого бизнеса, а значит, от уровня активности самозанятого населения зависит успех страны в целом.

«Современная Россия готова принять любой вызов Запада! Более того, мы не намерены уступать ЕС и США в ущерб себе!», - В. В. Путин.

При этом российский лидер уточнил, что основной составляющей успеха РФ является либерализация экономики. Именно таким способом можно спровоцировать рассвет и дальнейшее процветание отечественного малого бизнеса. Такое чистосердечное признание Владимира Владимировича в буквальном смысле слова ошеломило Федеральное собрание, к которому по традиции в конце года обратился президент России.

Выступление президента РФ состоялось в Большом кремлевском дворце. Сюда прибыли все высокопоставленные чиновники российского государства, а также представители двух палат парламента России. В рамках подготовленного доклада В. В. Путин озвучил ряд мер, способных, по его мнению, вытащить страну из экономического кризиса. Все они относятся к либеральным реформам, направлены на борьбу с коррупцией, спекуляцией и популяризацией национальной консолидации и патриотизма.

В. В. Путин еще раз напомнил о главных целях ЕС и США при вводе против России санкционных режимов. Все они сконцентрированы на понижении экономического и политического статуса РФ в мире посредстм провокаций народных волнений и войны на Украине. Единственный способ устоять перед нападками Запада – это сконцентрироваться на максимальном использовании национальных резервов страны, в том числе и развитии малого бизнеса, а также поиске новых партнеров на Востоке.

Прогнозы экспертов сулят российской экономике в 2015 году рецессию. Однако это нисколько не пугает правительство государства, так как оно нашло способ, как вытащить страну из экономического кризиса, усилив меры поддержки малого и среднего бизнеса посредством ввода налоговых каникул, устранения бюрократических препятствий, снижения объемов налогообложения, допфинансирования, сокращения проверок, участия в госзакупках и пр. для малого и среднего предпринимательства России.

Подобные мероприятия быстро оценят бизнесмены, ведь о них на протяжении долгих лет поговаривая среди предпринимателей, но в правительстве заговорили впервые!

Сам же Владимир Путин уверяет, что он и раньше думал о национальном малом бизнесе. Из его уст нередко звучали предложения поддержки предпринимательской деятельности. Вот только представители самозанятого населения еще не были готовы качественно работать, у них было недостаточно развито патриотическое сознание.

При всем понимании факта, что малое предпринимательство являет собой основу всей экономики страны, все реже и реже посещает наших сограждан желание заняться индивидуальной деятельностью, хотя еще на заре века ситуация была прямо противоположной. Виноваты в этом проблемы малого бизнеса в России, которые вызваны различными факторами и явлениями.

С какими проблемами сталкивается малый бизнес

Путь, по которому идет развитие малых форм предпринимательства в РФ, имеет свою специфику и особенности. Связано это, в первую очередь, с менталитетом, нестабильной экономикой, отсутствием культуры ведения бизнеса в целом.
Открывая собственное дело, необходимо понимать, что процветание или крах будут зависеть от ряда факторов – внешних и внутренних.

Весь спектр возникающих сложностей можно условно разделить на несколько групп:

  • организационные;
  • проблемы с материально-техническим обеспечением;
  • финансовые;
  • кредитная необеспеченность.

Не секрет, что нормальная жизнедеятельность любого предприятия возможна только при условии гармоничного сочетания интересов потребителей, предпринимателей и государства.

Внутренние проблемы

Проблемы развития малого бизнеса в России начинаются, в первую очередь, с самого предприятия. Условно их можно назвать внутренними препятствиями.

  • Деньги

Получить и заработать их становится все труднее. Начинается все со стартового капитала, в качестве которого выступают накопленные средства. При умелом их использовании можно добиться хороших результатов, но для этого нужна свежая идея, грамотное планирование, постоянное усовершенствование товаров и услуг. И даже если у вас денег вполне хватает, совсем другая ситуация может быть у ваших клиентов, которые задерживают оплату, возврат долгов и выплаты по счетам.

  • Планирование

А скорее даже речь пойдет о его отсутствии. Причина тому напрямую связана с отсутствием знаний в сфере бизнеса, а результат – паническая трата денег на всяческие возникающие проблемы, что в итоге приводит к банкротству. Если же план развития у вас все-таки есть, не забывайте его пересматривать, исходя из быстро меняющихся условий экономики.

  • Руководство

Зачастую лидер компании забывает о своих основных обязанностях руководителя и переключается на функции обычного менеджера. Залогом успешного руководства является правильно подобранный коллектив, которому руководитель может делегировать часть обязанностей.

Внешние проблемы

Открывать малый бизнес в кризис в 2019 году – мероприятие довольно рискованное. Прежде чем действительно решиться на такой шаг, необходимо четко понимать, какие внешние факторы могут повлиять на общий успех дела.

Несовершенство законодательства и налоговой системы

Первый нормативный документ по малому предпринимательству был принят еще в далеком 1995 году. С годами стало совершенно понятно, что данное законодательство обладает массой недостатков, которые не только не способствуют, но еще и тормозят становление бизнеса в нашей стране. Следующий документ был подписан в 2007 году и сегодня в него ежегодно вносятся все новые и новые изменения.

Государство четко регламентирует размеры предприятий, формы собственности, уровень дохода. Главной сдерживающей силой являются многочисленные отчетности в бесконечных инстанциях. Не менее пагубно сказываются и штрафные санкции в случае опоздания с подачей отчетных документов. И даже несмотря на разнообразные программы поддержки бизнеса и упрощенную систему взимания налогов для малых предприятий, сумма этих налогов все равно остается для многих непомерно большой.

Административные барьеры

Проблемы создает и избыточное регулирование малого бизнеса в РФ. Обычно их принято называть административными барьерами. К ним относятся:

  • многочисленные проверки;
  • отнимающие много времени процедуры регистрации и получения нужных разрешений;
  • бесконечные согласования в различных инстанциях.

Практика показывает, что чем меньше в государстве устанавливается препятствий для создания предприятия, получения лицензий, выхода на международный рынок, привлечения наемных сотрудников, тем лучше себя ощущает малое предпринимательство.

Устранение таких административных препятствий сулит большой потенциал в вопросах процветания бизнеса.

Доступ к выполнению госзаказов

Давно известно, что специфика нужд государства такова, что некоторые из них может удовлетворить исключительно малый бизнес, поскольку для крупных производителей такие заказы особого интереса не представляют. А вот маленьким компаниям это позволяет полностью запустить свои производственные мощности. Но здесь часто возникают коррупционные схемы, и владельцам небольших компаний становится просто невозможно получить даже самый минимальный госзаказ.

Финансирование

Нельзя не обозначить и проблемы кредитования малого бизнеса. Большого стремления со стороны банков выделять кредитные средства для развития малого бизнеса в нашей стране пока не наблюдается. Связано это с большим риском и невозможностью компаний возмещать заемные капиталы. По сведениям экспертов, удовлетворение запроса на кредитование в нашей стране получают лишь 30% всех заявителей, а микрокредитование доступно и того меньшему числу – только 10%.

Большие сложности возникают у тех, кто собирается открывать свое предприятие. Гораздо проще получить займ, если вы уже достигли каких-то результатов и имеете незапятнанную кредитную историю. В этом случае многие банковские структуры даже готовы пойти на уступки – уменьшить процентные ставки, смягчить условия сроков погашения и размер комиссии.

Нехватка квалифицированных сотрудников

Данное явление напрямую связано с недостаточным финансированием предприятия. Естественно, при выборе места работы профессиональный менеджер или производственник пойдет в компанию с большим бюджетом, где ему предложат совсем другой уровень заработной платы, чем в небольшой фирме, где работать зачастую приходится на энтузиазме.

Санкции

Влияние санкций на малый бизнес в России стало ощутимым уже в прошлом году. Это выразилось в росте цен на продовольственные товары, увеличении курса евро и доллара, ограничениях на выход на международный рынок. Малый бизнес оказался самым уязвимым во всем экономическом секторе. Если до введения ограничений маленькие фирмы и так работали на грани рентабельности, то в новых условиях многие из них вообще окажутся за пределами экономики.

Перспективы развития малого предпринимательства

Большим преимуществом дальнейшего развития малых форм бизнеса в нашей стране является факт, что государство полностью отдает себе отчет в том, что утрата данной экономической прослойки приведет к непоправимым изменениям. Прежде всего, исчезнет средний класс населения, начнется социальная дискриминация, уровень цен на товары и услуги выйдет из-под контроля.

В связи с этим реализовывается правительственная программа, согласно которой в период 2015-2016 год количество ИП должно увеличиться на 2 миллиона по всей стране. Хорошие перспективы малого бизнеса в России в 2019 году ожидают те предприятия, которые предлагают товары первой необходимости: продукты питания, одежду, обувь. Шансы есть и у тех, кто оказывает различного рода услуги: ремонт техники, автосервис.

Государством предпринимаются определенные шаги для содействия малым предпринимателям:

  • выделяются средства на компенсацию регистрационных затрат и открытие бизнеса;
  • предоставляется бесплатное бизнес-обучение;
  • льготные условия аренды офисных помещений;
  • предусмотрена возможность льготного кредитования и получения безвозвратных субсидий.

В числе последних шагов навстречу малому предринимательству можно назвать подписанный в июле 2015 г. мораторий на проверки (так называемые надзорные каникулы). активное внедрение на официальных сайтах Федеральной налоговой службы, ПФР и ФСС, Едином портале государственных услуг различных онлайн-сервисов, которые предназначены для упрощения многих разрешительных и регистрационных процедур, расчета и уплаты обязательных налогов и сборов и пр.

Проблемы малого бизнеса и предпринимателя в России: Видео

На сегодняшний день является очевидным тот факт, что любая страна, так или иначе вовлеченная в мировой рынок (а государство не может полностью находиться вне него), подвержена влиянию внешних факторов.

Естественно, то же самое касается и России, страны с развивающейся экономикой, которая сегодня находится под ударом санкций западных стран. Санкции, будучи внешними факторами, ограничивающими экономику, оказывают определенное воздействие на деятельность всех компаний в стране: от больших промышленных агрохолдингов до микропредприятий.

Кроме того, что немаловажно, на экономическую ситуацию в государстве оказывают и контрмеры, которые применила Россия по отношению к западным державам. В данной ситуации отечественный бизнес оказался между молотом санкций западных демократий и наковальней ответных мер, предпринятых правительством нашей страны.

Находясь под гнетом санкций, бизнес любого уровня неизбежно сталкивается с проблемами. Тем не менее, если крупные предприятия чаще всего имеют необходимые резервы и пути отхода, которые помогают им пережить времена кризиса, то представители малого бизнеса зачастую оказываются не в силах вынести такой удар.

Данные рассуждения подтверждаются статистикой. Так, согласно данным опроса, проведенного РСПП, почти половина (48%) представителей отечественных компаний, участвовавших в опросе, уверены, что санкции оказывают влияние на экономику России. Более того, около трети всех респондентов выразили мнение, что влияние на деятельность предприятий оказывают как санкции, примененные в отношении Российской Федерации, так и ответные меры нашего правительства.

Влияние санкций на экономику, по мнению предпринимателей, носит многопрофильный характер, о чем свидетельствует график №1.

Таким образом, по мнению представителей бизнеса, больше всего проблем создает повышение цен на сырье и оборудование и снижение доступности кредитов.

Если брать во внимание проблемы, с которые столкнулись предприниматели после введения санкций, неудивительными становятся результаты другого исследования, проведенного Мосгорстатом, которое касалось активности представителей малого бизнеса в московском регионе.

Так, исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что сегодня темпы роста количества малых предприятий на территории Москвы значительно снизились по сравнению с 2011 годом (таблица №2).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что экономические санкций оказали сильнейшее влияние на экономическую ситуацию в стране в целом и на деятельность малого бизнеса в московском регионе в частности. Снижение темпов роста количества малых предприятий отрицательно скажется не только на развитии города, но и на благополучии граждан. Несмотря на незначительное увеличение количества микропредприятий, на сегодняшний день говорить о позитивных тенденциях не приходится.

Об отрицательном влиянии санкций на малый бизнес сегодня рассуждают и видные эксперты в этой области. Так, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев уверен, что несмотря на гипотетический позитивный потенциал российских контрсанкций, они неизбежно ударят по экономике страны, в частности – малому бизнесу и сельскохозяйственному сектору, так как для его модернизации и роста в условиях кризиса необходимы инвестиции, которые приходят в российскую экономику все в меньшем количестве.

Тем не менее, некоторые государственные чиновники усматривают положительную перспективу в данной ситуации. Например, секретарь общественной палаты Александр Бречалов уверен, что сложившиеся обстоятельства – хороший шанс диверсифицировать экономику и выйти на новый виток положительного развития. Кроме того, многие эксперты сходятся во мнении, что импортозамещение в определенной мере сможет оказать позитивное влияние на экономику страны. Однако, в условиях сокращения количества субсидий и свертывания программ государственной поддержки малого бизнеса, выглядит сомнительной идея того, что представители малого предпринимательства действительно смогут принять деятельное участие в спасении экономики страны.

Горчаков Григорий

Вице-президент Ассоциации «Аванти»