Система пожарной безопасности объекта организация состав структура. Системы обеспечения пожарной безопасности (система предотвращения пожара, система противопожарной защиты) и организационно-технические мероприятия

1. Описание системы обеспечения пожарной безопасности объекта капитального строительства;

1.1. Обеспечение пожарной безопасности

«Пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара».

(п. 20 ст. 2 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

«Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности».

(ст. 3 Федерального закона РФ от 21.12.94 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

«Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами

1.2. Система обеспечения пожарной безопасности

Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара».

(ст. 5 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

1.2.1. Система предотвращения пожаров

1. Целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров.

2. Исключение условий возникновения пожаров достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

(ст. 48 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Исключение условий образования горючей среды

Таблица № 1

Исключение условий образования горючей среды обеспечивается одним или несколькими из следующих способов:

1) применение негорючих веществ и материалов;

В проекте предусматривается применение строительных конструкций из негорючих веществ и материалов.

2) ограничение массы и (или) объема горючих веществ и материалов;

Масса и объем горючих веществ и материалов ограничены технологическим решениями в томе 5.7.1 «Технологические решения».

Объемы и массы горючих веществ и материалов использованы для определения расчетами категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности.

3) использование наиболее безопасных способов размещения горючих веществ и материалов, а также материалов, взаимодействие которых друг с другом приводит к образованию горючей среды;

Предусмотрено размещение производственных отделений в отдельных помещениях.

4) изоляция горючей среды от источников зажигания (применение изолированных отсеков, камер, кабин);

5) поддержание безопасной концентрации в среде окислителя и (или) горючих веществ;

*Решения не предусмотрены в связи отсутствием такой среды.

6) понижение концентрации окислителя в горючей среде в защищаемом объеме;

*Решения не предусмотрены в связи отсутствием такой среды.

7) поддержание температуры и давления среды, при которых распространение пламени исключается;

*Решения не предусмотрены в связи отсутствием такой среды.

8) механизация и автоматизация технологических процессов, связанных с обращением горючих веществ;

Предусмотрено оборудование для вскрытие тары с реагентами.

9) установка пожароопасного оборудования в отдельных помещениях или на открытых площадках;

*Решения не предусмотрены в связи отсутствием такой среды.

10) применение устройств защиты производственного оборудования, исключающих выход горючих веществ в объем помещения, или устройств, исключающих образование в помещении горючей среды;

*Решения не предусмотрены в связи отсутствием такой среды.

11) удаление из помещений, технологического оборудования и коммуникаций пожароопасных отходов производства, отложений пыли, пуха.

Отходы, образующиеся в результате обслуживания и ремонта, подлежат утилизации. Обрезки металла, смятые бочки маслотары, изношенные уплотнительные устройства и вышедший из строя инструмент подлежат захоронению на полигоне ТБО, отработанные масла утилизируются путём сжигания в котельной.

Способы исключения условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания

Таблица № 2

Требования ст. 49 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Исключение условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания должно достигаться одним или несколькими из следующих способов:

Предусмотренные проектом решения

1) применение электрооборудования, соответствующего классу пожароопасной и (или) взрывоопасной зоны, категории и группе взрывоопасной смеси;

Степень защиты взрывозащищённого и пожарозащищенного электротехнического и другого оборудования, принята в соответствии установленными классами пожароопасных и взрывоопасных зон.

2) применение в конструкции быстродействующих средств защитного отключения электроустановок или других устройств, исключающих появление источников зажигания;

Проектом предусмотрены следующие виды защит в сетях 0,4/0,23кВ:

1. Защита электрических сетей от перегрузок и от токов короткого замыкания выполнена путем установки на всех отходящих линиях автоматических выключателей с тепловыми и электромагнитными расцепителями. Уставки расцепителей автоматических выключателей выбраны по расчетным токам, для каждого участка сети, с учетом обеспечения быстродействия, чувствительности и селективности защиты электрической сети. Защита от перегрузки обеспечивается тепловыми расцепителями автоматических выключателей, от токов КЗ - электромагнитными расцепителями.

2. Асинхронные электродвигатели в сетях 380 и 220В обеспечиваются защитой от токов короткого замыкания, защитой от перегрузок, защитой минимального напряжения. Система защиты от токов короткого замыкания выполнена на автоматических выключателях, система защиты от перегрузок выполнена на тепловых реле, защита от минимального напряжения выполнена при помощи контакторов и пускателей.

3) применение оборудования и режимов проведения технологического процесса, исключающих образование статического электричества;

*Решения не предусмотрены в связи отсутствием такой среды.

4) устройство молниезащиты зданий, сооружений и оборудования;

Предусмотрена молниезащита зданий и сооружений.

5) поддержание безопасной температуры нагрева веществ, материалов и поверхностей, которые контактируют с горючей средой;

*Решения не предусмотрены в виду отсутствия данной среды.

6) применение способов и устройств ограничения энергии искрового разряда в горючей среде до безопасных значений;

В помещениях с повышенной опасностью используется пониженное напряжение с электрическим разделением цепей.

7) применение искробезопасного инструмента при работе с легковоспламеняющимися жидкостями и горючими газами;

*Решения не предусмотрены в виду отсутствия данного инструмента.

8) ликвидация условий для теплового, химического и (или) микробиологического самовозгорания обращающихся веществ, материалов и изделий;

*Решения не предусмотрены в виду отсутствия веществ и материалов, склонных к самовозгоранию.

9) исключение контакта с воздухом пирофорных веществ;

*Решения не предусмотрены в виду отсутствия пирофорных веществ.

10) применение устройств, исключающих возможность распространения пламени из одного объема в смежный.

Применение противопожарных клапанов, транзитных воздуховодов с нормированными пределами огнестойкости.

Вывод по системе предотвращения пожара:

В ходе технологического проектирования все способы исключения условий ограничения горючей среды, а также способы исключения условий образования в ней источников зажигания в помещениях, зданиях и сооружениях были рассмотрены и максимально применены. Но технологическими мероприятиями полностью вывести применяемую в здании пожарную нагрузку за пределы здания нет возможности, иначе здания потеряют технологическое предназначение.

Большинство горючих веществ, используемых в технологическом процессе и установках, находятся внутри этих установок, транспорта (активированный уголь, топливо, масла, резина, смазочные и гидравлические жидкости). Опасность появляется при разгерметизации оборудования и трубопроводов, при нарушении правил их безопасной эксплуатации.

Мероприятия организационно-технического характера, связанные с предотвращением нарушений правил эксплуатации рассматриваются в соответствующем подразделе 10.

1.2.2. Система противопожарной защиты

Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.

Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара.

Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.

Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности».

(ст. 51 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара

Таблица № 3

Требования ст. 52 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов:

Принятые в проекте решения

1) применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага;

Устройство противопожарных разрывов.

Применение противопожарных преград, заполнение проемов в которых выполнено противопожарным, с нормируемыми пределами огнестойкости.

2) устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;

Устройство путей эвакуации выполнено в соответствии с требованиями СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

3) устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

Устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации) выполнено в соответствие с требованиями СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

4) применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;

Предусмотрена противодымная защита путей эвакуации. Тушение пожара пожарными подразделениями выполняется В соответствии с Приказом МЧС России от 31.12.2002 г. № 630 «Об утверждении и введении в действие Правил по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России».

5) применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации;

Пределы огнестойкости и классы пожарной опасности основных строительных конструкций приняты в соответствие с требованиями ст. 88 и таблиц № 21, № 22 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» с учетом требуемой степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений.

Требуемые классы пожарной опасности поверхностных слоев строительных конструкций на путях эвакуации приняты в соответствии требованиям ст. 134 и таблиц № 28, 29 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

6) применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций;

Для повышения пределов огнестойкости применяются средства огнезащиты.

7) устройство аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры;

Пожароопасные жидкости и горючие газы технологическими решениями не предусмотрены.

8) устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты;

Системы противовзрывной защиты не предусматриваются.

9) применение первичных средств пожаротушения;

Первичные средства предусмотрены в соответствие с требованиями СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования эксплуатации».

10) применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения;

Автоматические автономные установки пожаротушения не предусматриваются.

Пути эвакуации людей при пожаре

Таблица № 4

Требования ст. 53 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Принятые в проекте решения

1. Каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре.

Объемно-планировочное и конструктивное исполнение путей эвакуации выполнено в соответствие с требованиями СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

2. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:

1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;

2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;

3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

Количество эвакуационных выходов предусмотрено исходя из класса функциональной пожарной опасности помещений, зданий и их частей, численности эвакуируемых людей, ширины и длины путей эвакуации.

Оповещение и управление эвакуацией в случае пожара предусмотрено в соответствие с требованиями СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».

3. Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.

Безопасная эвакуация людей из здания на путях эвакуации обоснованы расчетом времени выхода людей из здания и временем необходимого для эвакуации людей при пожаре.

Надежность и устойчивость систем противопожарной защиты к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности обеспечивается выполнением требований пожарной безопасности, изложенных в документах по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.04.2014 года № 474).

Вывод по системе противопожарной защиты:

1. Устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре - рассмотрено в составе архитектурно-планировочных и конструктивных решений, вентиляции, АУПС и СОУЭ проектной документации;

2. Устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуации людей при пожаре - рассмотрено в разделе АУПС И СОУЭ проектной документации;

3. Применение средств коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты пожарных подразделений от воздействия опасных фактов пожара - рассмотрено в разделах вентиляции зданий и сооружений, в части организационно-технических мероприятиях по пожарной безопасности;

4. Применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующих требуемой степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности - рассмотрены в составе объемно-планировочных и конструктивных решений по пожарной безопасности;

5. Применение огнезащитных составов для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций - рассмотрены в составе конструктивных решений по зданиям и сооружениям;

6. Применение первичных средств пожаротушения - рассмотрено в разделе обеспечения противопожарным водоснабжением, в настоящем томе, и части организационно-технических мероприятий по пожарной безопасности;

7. Организация деятельности подразделений пожарной охраны - рассмотрено в составе в разделах архитектурно-планировочных решений, в данном томе и в части организационно-технических мероприятий по пожарной безопасности.

1.3. Общий вывод:

Принятые проектные решения функциональны характеристики системы обеспечения пожарной безопасности соответствуют требованиям Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

1. Системы противопожарной защиты зданий и сооружений обеспечивают возможность эвакуации людей в безопасную зону до наступления предельных значений опасных факторов пожара.

Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты

1-4. Комментируемая статья, содержащая общие положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты, устанавливает обязательность наличия на каждом объекте защиты системы обеспечения пожарной безопасности (ч. 1), определяет цель создания такой системы (ч. 2), называет составные части такой системы (ч. 3) и предусматривает требования к содержанию такой системы.

Прежде всего, следует отметить, что в Федеральном законе "О пожарной безопасности" также используется понятие "система обеспечения пожарной безопасности", но с иным содержанием этого понятия. Как определено в ч. 1 ст. 3 названного Закона, система обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Соответственно, в Федеральном законе "О пожарной безопасности" понятие системы обеспечения пожарной безопасности используется применительно не к обеспечению пожарной безопасности конкретных объектов защиты, а, в общем - применительно к обеспечению пожарной безопасности в целом в стране.

В комментируемую вошли соответствующие положения ГОСТ 12.1.004-91 "ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования". Так, согласно п. 1.1 названного стандарта пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в т.ч. организационно-техническими мероприятиями. Как предусмотрено там же, системы пожарной безопасности должны характеризоваться уровнем обеспечения пожарной безопасности людей и материальных ценностей, а также экономическими критериями эффективности этих систем для материальных ценностей, с учетом всех стадий (научная разработка, проектирование, строительство, эксплуатация) жизненного цикла объектов, и выполнять одну из следующих задач:

исключать возникновение пожара;

обеспечивать пожарную безопасность людей;

обеспечивать пожарную безопасность материальных ценностей;

обеспечивать пожарную безопасность людей и материальных ценностей одновременно.

В соответствии с п. 1.2 ГОСТ 12.1.004-91 объекты защиты должны иметь системы пожарной безопасности, направленные на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в т.ч. их вторичных проявлений на требуемом уровне. Там же установлено, что требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанных систем должен быть не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей должен быть не более 10-6 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека.

Указанные в п. 1.1. ГОСТ 12.1.004-91 система предотвращения пожара и система противопожарной защиты и объединены в ч. 3 комментируемой статьи в общее понятие системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. Понятия систем предотвращения пожара и противопожарной защиты определены в п. 39 и 41 ст. 2 комментируемого Закона: система предотвращения пожара - это комплекс организационных мероприятий и технических средств, исключающих возможность возникновения пожара на объекте защиты (п. 39); система противопожарной защиты - это комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию) (п. 41). Системе предотвращения пожаров посвящена глава 13 комментируемого Закона, а системе предотвращения пожаров - глава 14 данного Закона. Обозначенный в ч. 3

В основе обеспечения пожарной безопасности организации как объекта защиты лежит создание и эффективное функционирование системы обеспечения пожарной безопасности организации (СОПБО).

Целью создания СОПБО является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

СОПБО – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

СОПБО в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Основные функции системы пожарной безопасности:

– организационно-правовое регулирование в области пожарной безопасности;

– создание пожарной охраны и организация её деятельности;

– разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

– реализация прав, обязанностей и ответственности работни-

ков организации в области пожарной безопасности;

– проведение противопожарной пропаганды и обучение работников мерам пожарной безопасности;

– научно-техническое, информационное, материальное и др. обеспечение в области пожарной безопасности;

– тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

СОПБО организации должна обеспечивать индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях равный одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения и строения точке.

Эксплуатация объекта является недопустимой, если для работников организации индивидуальный пожарный риск больше чем одна тысячная в год (1·10 –3 чел/год).

Для достижения приемлемого риска пожарной безопасности на объекте необходима система обеспечения пожарной безопасности как инструмент проведения единой компетентной политики в области пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности организации включает:

1) комплекс организационно-технических мероприятий;

2) система противопожарной защиты;

3) система предотвращения пожаров.

3.2. Организационно­техническое обеспечение пожарной безопасности организации

Организационно-техническое обеспечение пожарной безопасности организации включает:

1) оценка соответствия объекта защиты (организации) установленным требованиям пожарной безопасности;

2) комплект организационно-распорядительных документов по пожарной безопасности организации;

3) организация обучения работников организации в области пожарной безопасности;

4) организация пожарной охраны предприятия (учреждения);



5) организация и техническое обеспечение эксплуатации систем противопожарной защиты и предотвращения пожаров.

3.2.2. Организационно­распорядительные документы организации в области пожарной безопасности

Функционирование СОПБО организуется и сопровождается подготовкой локальных нормативных документов организации, которые определяют обязанности работников организации, а также их права и ответственность в обеспечении пожарной безопасности.

Кроме того, документы регламентируют действия должностных лиц и работников при возникновении пожара.

Основными документами, регламентирующими функционирование системы обеспечения пожарной безопасности организации, являются:

1. Приказы руководителя организации:

– о пожарной безопасности организации (издается ежегодно, с обязательным назначением ответственных лиц за пожарную безопасность);

– об установлении противопожарного режима в организации;

– о порядке и сроках проведения противопожарных инструктажей;

– о противопожарной охране (о создании добровольной пожарной дружины);

– о создании пожарно-технической комиссии.

противопожарных мероприятий (ежегодно);

– эвакуации по этажам;

– проведения тренировок по эвакуации людей при пожаре.

3. Инструкции:

– о мерах пожарной безопасности (один раз в 5 месяцев);

– о порядке действий работников по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре.

4. Журналы:

– регистрации противопожарных инструктажей;

– учета первичных средств пожаротушения.

технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов (один раз в 6 месяцев);

– проверки пожарного гидранта на водоотдачу (один раз в 6 месяцев);

– обработки деревянных конструкций огнезащитным составом (один раз в 3 года);

– проверки работоспособности пожарной сигнализации (ежегодно);

– испытания металлических эвакуационных лестниц (один раз в 6 месяцев).

Система обеспечения пожарной безопасности регламентируется Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года.

Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее-предприятия), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее-граждане).

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.

Системы противопожарной безопасности

Система пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
производство пожарно-технической продукции;
выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и сертификации продукции и услуг в области (далее - сертификация);
противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ (далее - тушение пожаров);
учет пожаров и их последствий;
установление особого противопожарного режима.

Обеспечение пожарной безопасности

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственных нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Нормативные документы по стандартизации, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с Государственной противопожарной службой.

Порядок разработки, введения в действие и применение других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается Государственной противопожарной службой.

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами.

Порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопасности устанавливает Государственная противопожарная служба.

Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности

Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной безопасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности для предприятий, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Инвестиционные проекты, разрабатываемые по решению органов государственной власти, подлежат согласованию с Государственной противопожарной службой в части системы противопожарной безопасности .

Тушение пожаров

Тушение пожаров представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.

Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается:
на межрегиональном уровне - федеральными органами государственной власти;
на территориальном и местном уровнях - соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Пожар может перерастать в чрезвычайную ситуацию в случае, если сил и средств пожарной охраны, а также служб жизнеобеспечения, дислоцированных на определенной территории, недостаточно для его ликвидации.

При этом силы и средства пожарной охраны могут привлекаться для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о чрезвычайных ситуациях.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляются в безусловном порядке (часть четвертая в редакции, введенной в действие с 27 января 1998 года Федеральным законом от 24 января 1998 года N 13-ФЗ).

Тушение пожаров Государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.

При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:
проникновение в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;
создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;
использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования;
ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;
эвакуация с мест пожаров людей и имущества.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действия по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре.

При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством.

Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.


Федеральный закон "О пожарной безопасности" определяет:

  1. общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
  2. пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
  3. пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
  4. противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;

Система обеспечения пожарной безопасности

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.


Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
1. нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
2. создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
3. разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
4. реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
5. проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
6. содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
7. научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
8. информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
9. осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
10. производство пожарно-технической продукции;
11. выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
12. лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;
13. тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
14. учет пожаров и их последствий;
15. установление особого противопожарного режима.

Пожарная охрана

Под пожарной охраной понимается - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.


Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
1. государственная противопожарная служба;
2. муниципальная пожарная охрана;
3. ведомственная пожарная охрана;
4. частная пожарная охрана;
5. добровольная пожарная охрана.


Основными задачами пожарной охраны являются:
1. организация и осуществление профилактики пожаров;
2. спасение людей и имущества при пожарах;
3. организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.


К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Государственная противопожарная служба

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.


В Государственную противопожарную службу входят:
1. федеральная противопожарная служба;
2. противопожарная служба субъектов Российской Федерации.


Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему МЧС России. В соответствии с Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385.


Федеральная противопожарная служба включает в себя:
1. структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (МЧС РФ), осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы и его территориальных органов - региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в субъектах РФ;
2. органы государственного пожарного надзора;
3. пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
4. подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);


Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ.


Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
1. лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудники);
2. военнослужащих федеральной противопожарной службы;
3. лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники).


В Государственную противопожарную службу принимаются граждане РФ не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах РФ, а также распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством РФ о труде.


В целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов работники Государственной противопожарной службы могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны. В своей деятельности личный состав Государственной противопожарной службы не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.


Личному составу Государственной противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца. Сотрудники и военнослужащие имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством РФ. В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы). Сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства.


На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством РФ и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск МВД РФ гарантии правовой и социальной защиты и льготы. Личный состав федеральной противопожарной службы, участвующий в тушении пожаров, имеет право на внеочередную установку телефона. Сотрудникам и военнослужащим федеральной противопожарной службы, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах. Работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.


В случае гибели сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели. На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций.


Сотрудники и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов. В случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из Государственной противопожарной службы, выплачивается единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, членам семей погибших (умерших) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.


При досрочном увольнении сотрудников и работников федеральной противопожарной службы со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.