Изменения в егэ по. Все новое – хорошо забытое старое

В 2019 году ФИПИ решил изменить правила игры. Несколько лет подряд ЕГЭ по русскому языку упрощали и упрощали и вот наконец решили усложнить. Попробуем спокойно разобраться, сильно ли не повезло нынешним выпускникам.



1. Изменилась нумерация заданий ЕГЭ по русскому языку

В прошлом году появилось новое задание № 20 на лексические ошибки. Теперь оно стало шестым, что и логично, потому что пятое задание направлено на предупреждение лексических ошибок, возникающих из-за замены слов паронимами. Теперь задания на одну тему стоят рядом. И это радует, хотя нам и пришлось три дня перенумеровывать упражнения и папки на всём сайте. Напомним, бывшее двадцатое задание, поставленное теперь шестым, касается лексической несочетаемости и плеоназмов.
Если вы не знаете, как выполнять шестое задание, посмотрите статью с видео:
Как выполнить задание № 6 в ЕГЭ по русскому языку
Преподавателям настоятельно рекомендуем небольшой курс Евгении Гориной "Лексические ошибки" .

2. Появилось новое задание по синтаксису и пунктуации - №21

Вот это настоящий праздник для учителей и настоящая засада для ленивых учеников. С тех пор как из ЕГЭ исчезли сложные и достаточно интересные задания по синтаксису, многие ребята стали пренебрегать этим разделом языка. Знаки они ставили "по интуиции", а в теорию глубоко не погружались. Для выполнения заданий, связанных с расстановкой знаков препинания, этого почти всегда хватало. Новое задание 21, кроме интуиции, проверяет ещё и знания. Чтобы верно выполнить двадцать первое задание, ученики должны изучить практически весь раздел в системе.

Вот какие правила надо знать для выполнения задания 21 в ЕГЭ по русскому языку 2019 года

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым
Знаки препинания в простом осложненном предложении
Знаки препинания при обособленных определениях (включая приложения)
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
Знаки препинания при сравнительных оборотах
Знаки препинания при уточняющих членах предложения
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Знаки препинания при прямой речи, цитировании
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью
Тире в простом и сложном предложениях
Двоеточие в простом и сложном предложениях

Подчёркнуты темы, которые в последние годы ЕГЭ не задевались вообще. Задание демоверсии демонстрирует, что придётся выучить тему "Знаки препинания при приложении". Формально приложения относятся к обособленным определениям, которым посвящено отдельное задание ЕГЭ, но реально приложения не попадались в КИМах много лет. Вот до этого момента.

В задании демоверсии требуется выбрать из 7 предложений такие, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Что сделать для правильного выполнения задания?

  • Вспомнить, чем отличается тире от дефиса.
  • Сделать синтаксический разбор каждого предложения, в котором есть тире.
  • На основе разборов объяснить постановку каждого тире.
  • Найти однотипные случаи.
Это ещё хорошо, что в данном задании тире. Если будут запятые, объяснять придётся гораздо больше знаков. Успешно выполнить это задание сможет тот, кто с лёгкостью объясняет постановку каждого знака в случайно выбранном тексте.
Пройдите тест и проверьте, так ли ловко вы умеете это делать.
Тест "Пунктуационный разбор"

Жаль, что за верный ответ в таком сложном задании даётся только 1 балл.

3. В 2019 г. изменились два задания к микротексту

Задание 1 давало возможность легко получить 2 балла. Задание не стало сложнее, но теперь легко мы получаем только 1 балл.

За задание 2 раньше балл просто дарили, это было самое лёгкое задание теста. Оно и сейчас не очень сложное, но готовиться придётся. И желательно будет выучить служебные части речи , потому что теперь нужно не выбрать слово из списка, а подобрать его самостоятельно по заданному критерию. Например, подобрать подходящий подчинительный союз или частицу определённого разряда. Насколько сложным будет второе задание, увидеть нам ещё предстоит, а пока учим части речи.

4. Изменилась формулировка задания 9 (бывшего 8)

Было:
Определите слово , в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву :
м..ценат
см..риться
г..ристая (местность)
взр..стить
комп..нент

Стало:
Укажите варианты ответов , в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) заж..мать, отв..рить (овощи), прим..рение (сторон)
2) к..сички, оз..рение, г..ревать
3) оп..раться, зар..сли, прик..снуться
4) изл..жить, несг..раемый, пон..мание
5) п..рила, зам..реть, ст..листический

Казалось бы, задание стало сложнее, так как количество слов для анализа увеличилось втрое. Но теперь не нужно вспоминать правила и вставлять буквы. Достаточно понять, по какому принципу следует писать пропущенную букву в каждом слове. А дополнительные слова в каждом ряду только помогают исключить неверные варианты ответа. Самым-то сложным было выучить кучу правил на чередования гласных в разных корнях и запомнить тысячи слов с непроверяемыми гласными, а теперь требуется корни просто охарактеризовать. Единственная сложность, оставшаяся в задании, - включение в список слов с корнями, похожими на корни с чередованием. Например, примирение сторон (не мер/мир), отварить овощи (не твор/твар), стилистический (не стел/стил) и т.д.
Разбирайтесь со значением каждого корня!

Это задание стало проще, но просим не забывать, что учить правила нужно не только для подготовки к тесту.

5. Иначе сформулировано задание 10 (бывшее 9) на приставки

Было:
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова , вставив пропущенную букву.
бе..душный, и..пугать
под..ём, об..явление
об..грел, з..бросил
под..брал, н..правил
об..рвать, н..верху

Стало:
Укажите варианты ответов , в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать
2) сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный
3) п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера
4) чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний
5) вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный

Здесь, хоть буквы теперь вставлять не нужно, выполнить задание, не зная правил и не вставляя буквы, ученики вряд ли смогут. Не задано количество верных ответов, это существенно усложняет задание.

6. Изменения в заданиях 11 и 12 (бывших 10 и 11)

11 задание
Было:
Выпишите слово , в котором на месте пропуска пишется буква И .
рубаш..чный
мороз..ц
худ..нький
никел..вый
беззастенч..вый

Стало:
Укажите варианты ответов , в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква . Запишите номера ответов.
1) больш..нство, алюмини..вый
2) клетч..тый, (начать) снов..
3) миндал..вый, овлад..вать
4) попроб..вать, нож..вка
5) француз..кий, матрос..кий

Задание усложнилось. Достаточно было произнести слова вслух и найти искомую И или Е, так как носители языка чётко проговаривают буквы в суффиксах и чаще всего слышат верный вариант. Аналогично в 12 задании. Теперь для верности придётся учить правила, касающиеся суффиксов и окончаний. И правил этих, к слову сказать, добавилось. Раньше никогда не попадались слова с О и Ё после шипящих. Это сложное правило, на которое часто ошибаются при письме и которое ранее не было задето ЕГЭ по русскому языку. То же касается правописания суффикса СК в прилагательных и гласных на конце наречий. Неизвестное количество верных вариантов - усложняет задания 11 и 12, однако большее количество слов в ряду опять же помогает отсечь неверные ответы.

В целом эти задания усложнились.

В тестовой части баллов можно набрать столько же, сколько и в прошлом году, но дадутся они большей кровью большими стараниями. Считаем: теряем балл на простом задании № 1, сложнее получить балл за задания № 2, 10, 11, 12. Легче выполнить задание 9. Появилось новое сложное задание 21. Если не готовиться к тестовой части серьёзно, только на ней можно потерять ещё примерно 4-6 первичных баллов (плюсом к тем, что вы без того могли бы потерять, заполняя прошлогодний тест).

Приглашаем на наш годичный курс подготовки к тестовой части ЕГЭ ! Разумеется, мы учли все изменения этого года.

И сенсация этого августа - изменение критериев оценивания сочинения в ЕГЭ!

7. Новые критерии оценивания сочинения в ЕГЭ по русскому языку (задание 27)

Никогда такого не было и вот опять...

Преподаватели, которые успели поработать до эпохи ЕГЭ и первыми столкнулись с необходимостью подготовки к ЕГЭ-сочинению , помнят, что сначала сочинение предполагало анализ текста, а требование искать проблему, поставленную автором, и приводить свои аргументы появилось позже. Сейчас мы возвращаемся к истокам, к анализу текста. Хотя анализ этот теперь не лингвистический, как было когда-то.

Нагляднее всего изменения в задании 27 показала в методических рекомендациях для учителей И. Цыбулько:

Итак, с автором теперь достаточно согласиться или не согласиться, а приводить ещё кого-то, кто думает так же, аргументы не нужно. А вот текст следует глубоко проанализировать, а не просто выхватить часто встречающееся абстрактное существительное и назвать это проблемой.

Нас такие изменения радуют по двум причинам. 1. Итоговое сочинение и сочинение ЕГЭ перестали дублировать друг друга. 2. Учащиеся в последние годы всё равно тупо списывали аргументы из интернета. А теперь придётся прямо на экзамене анализировать выданный текст. И это требует совершенно другого уровня подготовки.

Будут ли ученики меньше читать при подготовке к сочинению в ЕГЭ?
Процитируем здесь упомянутую методичку. Вот слова, на которые следует обратить особое внимание:
"Хочется вспомнить слова Л.С. Выготского: «действенное и полное понимание чужой мысли становится возможным только тогда, когда мы вскрываем её действенную, эффектно-волевую подоплёку».

Изменения в ЕГЭ происходят каждый год, однако большая их часть не имеет принципиального значения. Меняется порядок заданий, какие-то из них усложняются, какие-то упрощаются… Но вот новые критерии оценки задания №27 по русскому языку (сочинение по тексту) выдвигают и принципиально новые требования к подготовке выпускников. А сочинение - это, между прочим, 24 из 58 первичных баллов, или 41 из 100 тестовых!

Как изменились требования к сочинению? Сможете ли вы сами написать его с учетом новых критериев? Разбираемся!

Аргументы теперь не обязательны

Любая мама, чей ребенок окончил школу в последние несколько лет, знает, что как важен в сочинении «литературный аргумент». Если вы до сих пор не интересовались этой темой, перескажем суть проблемы вкратце: сочинение - самое сложное и «дорогое» задание ЕГЭ для 11-классников по русскому языку. Его пишут по небольшому отрывку текста, который приведен тут же, в тексте задания.

Оценивалось сочинение по ряду критериев, среди которых одним из основных было умение подтвердить или опровергнуть точку зрения автора на проблему, используя так называемый «литературный аргумент» - пример из художественной, публицистической или даже научно-популярной литературы.

Хотя тексты, которые будут использованы в ЕГЭ, оставались секретом до самого последнего момента, основные темы известны заранее и не меняются уже несколько лет. Поэтому репетиторы и курсы подготовки к ЕГЭ (да и школы, чего уж там) предлагали школьникам зазубрить примеры из «банка аргументов»: любовь - «Евгений Онегин», человек и природа - «Прощание с Матёрой», роль искусства в жизни - «Письмах о добром и прекрасном» Дмитрия Лихачева… В результате сочинения выпускников, написанные самым честным образом, порой походили друг на друга, как две капли воды. Не вникая в тонкости проблематики обсуждаемого текста, они натягивали на него заученные «аргументы из банка», как сову на глобус. Получалось, мягко говоря, не очень.

Мы решили познакомиться с популярными в интернете «банками аргументов» и, честно говоря, ужаснулись их прямолинейной примитивности.

Проблема: поиск смысла жизни в современном мире. В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» американский миллионер служил «золотому тельцу». Главный герой считал, что смысл жизни заключается в накоплении богатства. Когда Господин умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо него.

Проблема: внутренняя красота человека. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Мудрые мысли Маленького принца могут многому научить даже взрослого. Наш герой говорил: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». И можно без сомнения сказать, что он прав. Истинная красота внутри человека, в его душе, в его правильных поступках.

Проблема: бережное отношение к природе. Герой стихотворения Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирает их в лодку, двух заболевших вылечивает. Лес для него - дом, и о тех, кто живет в нем, дед Мазай заботится, оберегает. Такое отношение - урок любви к природе, любви бережной и разумной.

В 2019 году принципиально меняется позиция в отношении сочинения. Акцент смещается на понимание обсуждаемого текста. В 2018 году нужно было в представленном тексте найти проблему; прокомментировать ее, приведя, как минимум, два примера из текста. Теперь же нужно пояснить, почему выбраны именно эти фрагменты, и показать взаимосвязь между ними.

Если раньше за это действие полагалось три первичных балла, то теперь - целых пять.

В 2018 году свое отношение к проблеме нужно было подкрепить хотя бы двумя аргументами, причем один из них должен был взят из художественной, публицистической или научной литературы. Теперь неважно, как именно выпускник будет подтверждать свою точку зрения, главное - убедительность.

Раньше за аргументацию своего мнения можно было получить три балла, теперь же - только 1.

Это не значит, что выпускник не может апеллировать к авторитету литературных классиков, просто теперь это не обязательно.

Без аргументов - хорошо или плохо?

Строго говоря, русский язык и литература - это разные предметы. Литературная аргументация, конечно, демонстрировала такое важное достоинство ученика, как начитанность. Но экзамен по русскому должен выявлять совсем другие качества: способность понять текст, вычленить его суть, сформулировать проблему и поддержать диалог.

Если рассуждать здраво - именно эти навыки обязательны для любого гражданина, какую бы профессиональную стезю он не выбрал (ведь результаты экзамена по русскому, в отличие от математики, учитываются при поступлении в любой вуз, на любую специальность). А уж читал будущий стоматолог или теплотехник Лихачева, или не читал, это, по большому счету, вопрос не принципиальный.

Если бы экзамен по русскому имел, как экзамен по математике, два уровня - базовый и профильный, многие «технари» наверняка предпочли бы сдавать базу. Но, поскольку такого варианта предложено не было, а каждый балл за русский при поступлении на счету, появились на свет «банки аргументов» и каталоги сочинений.

И вот теперь ситуация развернулась не на 180 градусов, но, скажем так, на 90. В основе сочинения - не эрудиция, а точность понимания текста и убедительность рассуждений. Будет ли экзамен от этого проще? Отнюдь! Достаточно изучить методические рекомендации Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года, чтобы понять: именно комментарий к основной проблеме текста стал камнем преткновения для многих выпускников:

Статистика выполнения работы в целом и отдельных заданий позволяет выявить основные проблемы в подготовке экзаменуемых по русскому языку. Как и в предыдущие годы, остаются недостаточно усвоенными разделы курса, связанные с формированием коммуникативной компетенции. Недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие необходимой практики анализа языковых явлений сказываются и на качестве написания сочинения-рассуждения. Выполнение задания с развернутым ответом (26) продемонстрировало наиболее распространенные ошибки, связанные с информационной обработкой текста и изложением собственных мыслей по поводу прочитанного.

По критерию К2 (комментирование обозначенной проблемы исходного текста) получили 3 балла только 47,5% выпускников; 2 балла 32%; 1 балл 13,8%. Уровень сформированности у выпускников умения проводить текстовый анализ по-прежнему недостаточно высокий.

С одной стороны, в сочинениях выпускники обосновывают актуальность проблемы, раскрывают ее значимость для автора текста, заостряют внимание на текстовых деталях, иллюстрирующих проблему. С другой стороны, экзаменуемые часто углубляются в собственные размышления без опоры на исходный текст или используют просто его пересказ. Многие выпускники не считают необходимым включать в сочинения два обязательных примера-иллюстрации, важные для понимания проблемы исходного текста.

Что нам стоит… написать сочинение!

Наверное, многие из наших читателей сейчас несколько сбиты с толку. А трудно ли увидеть проблему в тексте? Вроде, это совсем несложно, правда? А найти два подтверждающих примера? А взаимосвязь между ними? Что ж, попробуйте свои силы на демоверсии ЕГЭ по русскому языку - 2019. В качестве текста для обсуждения там приведет отрывок рассказа «Пугало» писателя Николая Лескова. Текст мы помещаем под спойлер.

Текст из демонстрационного варианта ЕГЭ-2019

Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана, которого все в округе считали колдуном и разбойником и который, как мы думали, хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами...

Кстати, о деньгах. При упоминании о них тетушка сейчас же воскликнула:

Ах, боже мой! Да где же моя шкатулка?

В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? Ее, представьте себе, что ее не было! Да, да, ее-то одной только и не было ни в комнатах между внесенными вещами, ни в повозке - словом, нигде... Шкатулка, очевидно, осталась там, на постоялом дворе, и теперь - в руках Селивана...

Я сейчас скачу, скачу туда... Он, верно, уже скрылся куда-нибудь, но он от меня не уйдет! - говорил исправник. - Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать...

Но только исправник опоясался своею саблей, как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошел Селиван с тетушкиной шкатулкой в руках.

Все вскочили с мест и остановились как вкопанные.

Забыли, возьмите, - глухо произнес Селиван.

Более он ничего сказать не мог, потому что совсем задыхался от непомерной скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения.

Он поставил шкатулку на стол, а сам, никем не прошенный, сел на стул и опустил голову и руки.

Шкатулка была в полной целости. Тетушка сняла с шеи ключик, отперла ее и воскликнула:

Все, все как было!

Сохранно... - тихо молвил Селиван. - Я все бёг за вами... хотел догнать... Простите, что сижу перед вами... задохнулся.

Отец первый подошел к нему, обнял его и поцеловал в голову.

Селиван не трогался.

Тетушка вынула из шкатулки две сотенные бумажки и стала давать их ему в руки.

Селиван продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал.

Возьми то, что тебе дают, - сказал исправник.

За что? Не надо!

За то, что ты честно сберег и принес забытые у тебя деньги.

А то как же? Разве надо нечестно?

Ну, ты... хороший человек... ты не подумал утаить чужое.

И он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку, но отец его не пустил: он взял его к себе в кабинет и заперся там с ним на ключ, а потом через час велел запрячь сани и отвезти его домой.

Через день об этом происшествии знали в городе и в округе, а через два дня отец с тетушкою поехали в Кромы и, остановившись у Селивана, пили в его избе чай и оставили его жене теплую шубу. На обратном пути они опять заехали к нему и еще привезли ему подарков: чаю, сахару и муки.

Он брал все вежливо, но неохотно и говорил:

На что? Ко мне теперь, вот уже три дня, все стали люди заезжать... Пошел доход... Щи варили... Нас не боятся, как прежде боялись.

Когда меня повезли после праздников в пансион, со мною опять была к Селивану посылка, и я пил у него чай и все смотрел ему в лицо и думал: «Какое у него прекрасное, доброе лицо! Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?»

Эта мысль преследовала меня и не оставляла в покое... Ведь это тот же самый человек, который всем представлялся таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем. Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен?

В дальнейшие годы моей жизни я сблизился с Селиваном и имел счастье видеть, как он у всех сделался человеком любимым и почитаемым.

Если вы не смогли сформулировать проблему, вот вам подсказки, а вернее, правильные ответы от ФИПИ. Итак, в тексте ставятся следующие проблемы (под спойлером).

Проблемы текста из демонстрационного ЕГЭ-2019

  1. Проблема неприятия человека обществом.
  2. Проблема создания репутации, формирования мнения о человеке.
  3. Проблема проявления внутренней красоты человека.
  4. Проблема доверительного отношения к человеку.
  5. Проблема проявления честности.
  6. Проблема благодарности.

Ну как, определили проблему? Теперь нужно найти к ней два примера-иллюстрации из текста, пояснить важность каждого примера и указать на взаимосвязь между ними. Теперь, когда вы продемонстрировали понимание проблемы, нужно сформулировать позицию автора (рассказчика) по отношению к ней. И теперь можно выразить свою позицию по отношению к позиции автора (вот так замысловато). Итак, вы все это сделали. Сколько первичных баллов вы получите?

  • Определение и формулировка проблемы (одной из тех, что увидели в тексте специалисты ФИПИ) - 1 балл .

Немного, но без этого никуда. Если ошибетесь здесь, то и все последующее тоже будет неверно.

    Привели два примера из текста, иллюстрирующие проблему, и показали взаимосвязь между ними - самая дорогая часть ответа, 5 баллов .

Вот и все, еще 16 баллов за сочинение можете получить за стилистику, пунктуацию и орфографию.

Удачной сдачи ЕГЭ всем выпускникам и… их мамам!

Подготовила Ирина Ильина

Еще несколько лет назад многих родителей, учителей и детей возмущал сам факт внедрения в образовательную систему сдачи экзамена в формате ЕГЭ. Сейчас же к нему уже все привыкли, но чиновники из Министерства образования регулярно что-то изменяют, то добавляя задания, то убирая какие-либо блоки. Это делается для того, чтобы итоговый экзамен стал реально информативным для Вузов и самих школ, причем вне зависимости от дисциплины. Хотя все же основным предметам уделяется больше внимания, поэтому ЕГЭ по русскому языку в 2019 году в очередной раз будет проходить с изменениями, причем некоторые новшества сильно отличаются от изначальных постулатов единого государственного экзамена. Хотя это коснется не только русского языка.

Ожидаемые нововведения в формате проведения ЕГЭ

Основной сложностью честного проведения ЕГЭ по любому предмету с самого первого экзамена такого формата является сохранение содержания материалов теста в тайне. Для этого использовалась пересылка пакетов с экзаменационными материалами для каждой группы учащихся. Этот пакет вскрывался непосредственно перед экзаменом в присутствии свидетелей и с обязательной записью на видео.

Такие предосторожности позволяли значительно снизить вероятность фальсификации результатов экзамена как в конкретной школе, так и у отдельно взятого ученика. Однако вместе с этим возрастала и финансовая сторона экзамена — для его проведения нужно было не только напечатать бланки, но и прислать их в школу. Причем это нужно было делать не только ежегодно, но и непосредственно для каждого экзамена.

Сейчас хотят внедрить самостоятельную распечатку экзаменационных материалов непосредственно в аудитории с учениками в каждой конкретной школе. Т. е. принцип сохранности содержания тестов в тайне будет соблюден, ведь бланки распечатают для конкретной группы школьников в их присутствии.

Внимание! Пока нет данных о том, будет ли это касаться всех предметов или только обязательных дисциплин, а также когда точно внедрят такой подход. Поэтому неясно каким образом будет проходить ЕГЭ по русскому языку в 2019 году.

Также не стоит забывать, что обычно нововведения разного рода за 1-2 учебных года до массового внедрения тестируют на малой группе образовательных учреждений. По этой причине часть школ может получить документы на экзамены в уже привычных опечатанных пакетах, а другие образовательные учреждения обретут специальный принтер, предназначенный для их быстрой распечатки.

Новшество ЕГЭ по русскому языку

Только ленивый в прошлом году не высказался относительно официального устного нововведения в экзаменацию по русскому языку. Речь идет о внедрении в ЕГЭ предварительной устной части по этому предмету. По факту на практике это выглядит просто — ребенок проходит устное собеседование, являющееся допуском к самой сдаче ЕГЭ.

Это кажется простым только на первый взгляд — устные ответы тоже оцениваются в баллах. Причем никто не говорит о простой беседе, при речевом тестировании учащиеся будут выполнять конкретные задания с четкими условиями. Поэтому уже в самом начале года стоит озаботится тренировкой устных навыков ответа. Даже в советские годы среди учащихся были «молчуны», способные отлично написать сочинение или мастерски пройти тест, но абсолютно беспомощные при устных ответах. Для таких учащихся педагоги делали исключения, предлагая им в большей мере письменные ответы или беседуя с ними лично во время перерыва без свидетелей. Сейчас таким школьникам придется взять себя в руки, чтобы хотя бы получить допуск до «главного экзамена».

Если в прошлом году такое новшество можно было считать тренировочным, то в формате ЕГЭ по русскому языку 2018-2019 устный допуск стал обязательным. По факту ученик, не получивший зачет при сдаче устного русского, не допускается до ЕГЭ. При этом наличие баллов в предварительном экзамене лишь условно — их не будут засчитывать в общем итоге экзамена. Они нужны лишь для определения общего владения родной речью. Само же прохождение устного экзамена будет оценено по принципу зачет-незачет, исходя из числа набранных при ответе баллов.

Причины внедрения устного экзамена

Необходимость изменений в формате сдачи русского языка была очевидна с самого начала. Различные модификации ЕГЭ по этому предмету появляются довольно часто по причине неубедительной достоверности результатов экзаменации. Первичное тестирование устного собеседования по русскому языку уже прошло. Т. е. эта форма экзамена апробирована и признана результативной, поэтому с высокой долей вероятности будет внедрена уже на обязательных условиях для всех российских школ. Причин этому несколько:

  1. Почти полная утрата к чтению художественной литературы.
  2. Отсутствие интереса у учеников к получению знаний вне школы.
  3. Появление большого количества сленга разнообразной тематики.
  4. Резкое увеличение числа выпускников с неграмотной устной речью.
  5. Общее снижение качества устных ответов в масштабах любой дисциплины.

Интернет-словечки, технический жаргон и просто молодежный сленг серьезно «испортили» речь современных школьников. Простые, но красивые предложения и слова заменяются сленгом. Те же слова «потрясающе» и «восхитительно» сейчас заменяют вариантами «клево», «ништяк», «очуменно» и другими более грубыми версиями. Одновременно с этим у детей сильно изменена форма построения предложений, причем при письме они могут заметить нелогичность, но устно уже успевают сказать неудачно выстроенный набор слов. Если раньше правильному монологу или диалогу дети могли учиться при чтении художественной литературы, то сейчас за книгой реально застать лишь единицы школьников. Причем часть из них читает по строгому наказу родителей, а не по личному желанию.

Чтобы пройти достойно устный экзамен по русскому языку детям придется научиться правильно говорить, используя всю широту родной речи. Для этого будет недостаточно досконально знать правила — они не всегда способны помочь в устной речи. Особенно если в разговор включаются устойчивые словосочетания, не подчиняющиеся правилам. Тоже можно сказать и про слова со сложным ударением, в письменной речи такие нюансы будут незаметны, а при разговоре станут очевидны.

Внимание! Не стоит забывать и про ставшее обязательным сочинение, проводимое зимой. Оно хоть и проходит в рамках межпредметного тестирования, но все равно прямо относится и к русскому языку, т. к. совместно со знаниями литературы происходит и оценка знания родной речи.

Причем стоит понимать, что формирование грамотной и разнообразной устной речи невольно окажет положительное воздействие на письменные навыки построения предложений. Все это выльется в более устойчивое знание особенностей родной речи, что позволит получить на ЕГЭ по русскому языку в 2019 году высокий балл. По сути устный экзамен станет наиболее заметным изменением в аттестации старшеклассников. Он не будет проходить в день письменной работы, а заранее определить тех, кто окажется допущенным до теста. Поэтому уже с начала года нужно не только учить правила письменной русской речи, но и овладевать ораторским искусством для способности полноценного устного ответа.

Мы уже привыкли, что каждый новый учебный год обязательно несет с собой что-то новое. Изменяются программы обучения, вносятся новые требования к преподаванию, обновляются методики в подаче материала и многое другое. Не обходят стороной нововведения в проведении оценивания знаний учащихся. Каким будет ЕГЭ 2018 — самое главное испытание для выпускников?

Существенных изменений и нововведений в ЕГЭ 2018 сделано не будет. Об этом неоднократно говорила Министр образования России О.Ю.Васильева. Ольга Юрьевна приверженец постепенных изменений, которые обязательно должны быть вынесены на обсуждение общественности. Поэтому все что планируется, будет внедряться поэтапно и планомерно.

Итак, какие изменения коснуться выпускников 2018 года?

  • Экзамен по русскому языку теперь не будет содержать заданий с кратким ответом;
  • Гораздо упроститься проверка умения анализировать произведение;
  • Станет больше предлагаемых тем для сочинений, до пяти;
  • Минимальное количество слов в сочинении увеличится с 200 до 250;
  • Планируется введение устной части в экзамен по русскому языку. Отказаться полностью от тестовой формы нецелесообразно. А вот сделать экзамен частично тестовый, а частично с «живыми» ответами смысл есть. Специалисты считают, что разнообразие контрольных форм дает более полное представление об уровне знаний выпускника, а экзаменующийся имеет возможность продемонстрировать свои способности в развернутом виде;
  • В 2018 году ожидается новый экзамен и новая форма его проведения. Комплексный экзамен по естествознанию, в который войдет оценивание знаний по химии, физике, биологии и географии будет называться интегрированным. Как будет построен новый экзамен, какими будут требования, пока информации нет. Да это и не самое важное. Для успешной сдачи ЕГЭ важны, прежде всего, знания. Поэтому старшеклассникам лучше уже сейчас налегать на естественные науки и быть готовыми к новому испытанию;
  • И самое важное изменение — оценивание будет проходить по пятибалльной, привычной для всех системе.

Какие предметы будут обязательными, а какие на выбор

Список в 2018 году планируется оставить таким же, как и в предыдущие годы. А это значит, что готовиться необходимо по русскому языку и математике. Такой предмет как история, который давно хотят сделать обязательным, будет введен в 2020-ом.

А пока третьим экзаменом может стать, на выбор выпускников, история или обществознание, физика или химия, биология или география, иностранный язык или информатика и ИКТ, литература. Здесь для учеников важно как можно раньше определиться с выбором профессии и ВУЗом, в который нужно поступать. Чем больше времени будет на подготовку, тем больше шансов хорошо сдать ЕГЭ.

Ходят слухи…

Как мы видим, особых 2018 не предвидится, тем более что об этом было заявлено официально в многочисленных интервью Министра образования России. И, тем не менее, в народе блуждает разная информация. Скорее всего, это слухи и домыслы, но, как говорится, нет дыма без огня. О чем же судачат учителя, дети и их родители, какие новости из «проверенных» источников обсуждают?

Английский язык будет обязательным экзаменом в 2018 году

Вопрос о сдаче английского выпускниками одиннадцатых классов поднимается уже давно. Тема очень актуальная. Школа нацелена подготовить детей к взрослой жизни, сделать их конкурентно способными во всем мире. Без навыков коммуницирования это невозможно, а знание иностранного языка является ключевым звеном адаптации молодых людей.

На данный момент иностранный является добровольным экзаменом, и при желании выпускники могут сами выбрать один из пяти предложенных языков — это английский, французский, немецкий, испанский и китайский.

Для того чтобы иностранный язык приобрел статус обязательного экзамена ЕГЭ, сначала необходимо повысить уровень преподавания предмета. Так что только выпускники 2022 года будут первыми, кто пройдет проверку знания английского языка.

В 2018 году ЕГЭ отменят

Поговаривают, что с 2018 года ЕГЭ в том виде, в каком его сдают дети сейчас, отменят. Выпускные экзамены будут проходить в традициях старой школы, когда для всех это была не только проверка знаний, но и праздник. ЕГЭ же со своими проверками, нагнетанием напряжения, несовершенной системой оценивания вызывает негативное отношение не только у школьников, но и педагогов.

И все же ЕГЭ никто не собирается отменять. Преобразовать и усовершенствовать — это да. Итоговая аттестация претерпит некоторые изменения, о которых говорилось выше, уже в 2018 году.

Досмотр перед экзаменом еще более усилится

Перед сдачей ЕГЭ каждый экзаменующийся обязательно проходит досмотр. Говорят, что в 2018 году кроме металлоискателя и присутствия полицейских добавится еще и обыск. Будут выворачивать карманы, осматривать обувь на предмет наличия шпаргалок. Это всего лишь слухи, которые нагнетают и без того нервозную обстановку и вызывают неоправданный страх у детей.

А страшного на самом деле ничего нет. Да, будут стоять металлоискатели при входе в аудиторию. В коридорах и кабинетах установят камеры наблюдения. Вот и все. Все эти меры направлены на то, чтобы оценивание знаний проходило чисто и справедливо.

Уж так повелось, что самая точная информация о проведении Единого государственного экзамена становиться известна и доступна только в начале текущего учебного года. Это значит, что можно ожидать сюрпризов и неожиданностей.

Видео-новость

Госэкзамен по русскому языку входит в перечень обязательных испытаний, через которые придется пройти любому российскому школьнику, получающему аттестат в 2019 году.

Разумеется, он принадлежит и списку экзаменов, общих для абсолютно всех отечественных вузов, следовательно, котируется и в плане получения высшего образования, как такового. Именно поэтому, не говоря о том, что государственный язык на должном уровне обязан знать любой гражданин страны, к подготовке к нему надо подойти крайне ответственно, и, бесспорно, не лишним будет хорошо ориентироваться во всех связанных с ним нюансах.

Общая канва проведения этого экзамена остается неизменной уже несколько лет, но, похоже, ЕГЭ 2019 по русскому языку готово принести потенциальным выпускникам массу сюрпризов. Приятных или не очень – читайте дальше в нашем материале!

Все новое – хорошо забытое старое

Итак, во-первых, сегодняшние школьники могут не обольщаться – итоговое сочинение или изложение по литературе как считалось допуском к ЕГЭ по русскому языку ранее, так и продолжит оставаться в том же статусе и в 2019 году. Следовательно, в декабре 2018 выпускников 2019 года и в декабре 2019-го тех, кто покинет школьную скамью в 2020-м, ждет написание этой работы.

С одной стороны, конечно, вещь полезная – даже в Минобрнауки после сбора многолетней статистики подсчитали, что результаты по языковому экзамену после возвращения сочинения стали гораздо лучше.

С другой же, ученики, ожидаемо, ропщут, что и так приходится сдавать в конце года совершенно невозможный по своему количеству список предметов, к которым, напомним, с недавних пор добавилась еще и обязательная история, а вскоре ожидается его пополнение еще и иностранным языком. Но, так как позиция ведомств остается по этому вопросу твердой и неизменной, лучше просто смириться и рассматривать сочинение/изложение просто как еще один этап подготовки к полноценному ЕГЭ. Тем более что в этом действительно есть зерно правды.

А вот обещания «порадовать» детей добавочкой в виде дополнительного устного испытания – это совершеннейшая новость. И, как ни печально, по всей вероятности, в 2019-м нас это уже определенно ждет.

Вначале данный формат должны были обкатать на ОГЭ для девятых классов, а при его успешности внедрить и для одиннадцатиклассников. И хоть пока данные по этому году еще только собираются, мы же все понимаем, что если у нас что-то обкатывают, то в 99 случаев из 100 все это грядет, и очень скоро – если не в 2019-м, то в 2020-м уж точно. Тем более что соответствующие ответственные лица уже отрапортовали, что технически вся подготовка для этого завершена, осталось только проработать организационные решения, на что времени, конечно же, еще хватает с головой.

Устные ГИА у девятиклассников в качестве пробы проводились в школах Чечни, Татарстана и МО, причем сдача этой части становилась «пропуском» к прохождению письменного испытания.

Бывший министр образования, как мы знаем, ратовала за то, чтобы тестовые блоки исключить в принципе, какова же будет политика нового главы ведомства на этот счет, пока не ясно, но, скорее всего, тон будет взят менее радикальный – сочтут оба варианта, не исключено, что так, как это сейчас происходит с иностранным языком, разве что, поменяют местами части (вначале дадут устную – затем письменную) и акцент сделают именно на первой.

Что подразумевается? Пока рассматривают две технические модели: преподавателю и компьютеру. Какая из них найдет свое практическое применение, пока, к сожалению, не ясно.

Вообще же возврат к устным экзаменам претит изначальной сути новых ГИА, как таковых. Ведь первым стремлением было, наоборот, максимально удалить учителей от процесса сдачи, препятствуя кумовству, коррупции и прочим личностным факторам, ставя всех учеников в одинаковые условия. Казалось бы, хорошим выходом может стать сдача компьютеру, но, и здесь не все так гладко, учитывая уровень технологий и прочую специфику.

Как мы знаем, пока в отечественном поле далеко не всегда работающие программы способны распознавать со стопроцентной точностью голос человека во всех его нюансах, и тем более непонятно, что делать детям с логопедическими изъянами, а также детям-инвалидам с нарушениями речевого аппарата и т.п.

Словом, к сожалению, пока с устной частью русского языка больше вопросов, чем толковых и однозначных на них ответов. И нам остается только верить, что на них успеет поступить адекватная реакция еще до того, как выпускники 2019 года приступят к сдаче госэкзаменов.

Структура экзамена, регламент и порядок сдачи

Итак, пока нет официального подтверждения, что устная часть окончательно одобрена, следовательно, непонятно, и сколько времени на нее будет отводиться. Не исключено, что по аналогии с иностранным языком предусмотрят всего минут пятнадцать времени и максимум 4 задания для дачи ответов. Что, разумеется, соответствует сложности массового вовлечения преподавателей или компьютерной техники для обслуживания столь гигантского количества всех желающих.

Письменная же часть, а ее, скорее всего, все-таки оставят, как и ранее будет занимать 210 минут для написания, ибо в Минобрнауки не видят аргументов для того, чтобы урезать экзамен, даже с учетом введения устной части – там считают, что языка много не бывает. Причем, не факт, что все это будет сдаваться в один день – возможно, как и с математикой, испытания разнесут на разные даты.

По письменной тестовой части проходной минимум по русскому языку для поступления в вузы будет находиться на уровне 36 баллов, а максимум набрать их можно 58. Плюс второй блок – эссе – по нему доступны всего 42 балла. Аттестат же дают за 24+.

Вопросы со второго по шестой, с восьмого по четырнадцатый и с шестнадцатого по двадцать четвертый оцениваются в 1 балл, за 1 и 15 вопрос можно получить максимум 2 балла, а за седьмой – до 5-ти. Чтобы научиться грамотно строить ответы, следует внимательно изучить критерии оценивания на сайте ФИПИ.

Сажают, как всегда, по одному за парту, с собой – только документы и ручка, и, если надо – лекарства и еда. Печатать же бланки будут сразу на месте – это, кстати, новенькое. В 2018 году датой для русского языка стало 9 июня, что будет в 2019-м пока, естественно, неизвестно, но, скорее всего, выберут что-то в пределах 26 мая – 19 июня.

Какие будут задания?

До 2018 года было 25 заданий, теперь же их станет 26. Бонусом стало №20 на проверку знаний лексических норм, но, о нем – позже. И нет никаких оснований полагать, что и в 2019 году не будут действовать те же правила.

Кроме того во многих вопросах стали несколько другими формулировки: кое-где появились новые термины, упомянуты новые правила согласно последним веяниям образовательной программы. Следовательно, как ни крути, учить придется больше, однако, ненамного. Главное, в подготовке опираться на методические материалы именно 2018 года, а не прошлых лет, чтобы быть в курсе актуальных изменений.

В письменной части всего два блока. В первом содержатся тестовые вопросы, ответом на который может служить цифра (когда необходим выбор из предложенных вариантов), либо надо в соответствующие поля бланка вписать слово/словосочетание. И он, в свою очередь, поделен на две части: А и В — базовую и чуть более сложную, соответственно.

Что же касается эссе, оно должно быть размером в 200 слов (это теперь 26 задание), тема для него и конкретные требования прописываются в самом вопросе, к нему прилагающемся.

По тематике вопросов, точно известно, что 20-й будет посвящен лексическим нормам – там дается одно предложение, которое надо откорректировать согласно этому критерию (удалить лишнее слово и записать именно его в бланк ответов). 7-й вопрос отводится на проверку знания частей речи, их падежей и склонений, в восьмом, как правило, содержится что-то по синтаксическим нормам, а в заданиях с 9 по 14 – вопросы на орфографию. Следующие пять заданий посвящены пунктуационным правилам. Следовательно, чтобы не тратить время зря, вначале приступайте к тем группам, к которым лучше всего подготовлены.

В идеале на подготовку к ЕГЭ по русскому языку стоит отвести минимум полгода, но тут все зависит, конечно, от уровня подготовки и прочих моментов. Правда, тут надо понимать, что этого времени, учитывая необходимость подготовки и к другим экзаменам, на полное изучение всех тем не хватит.

Однако за эти несколько месяцев можно хотя бы отработать несколько вариантов и тогда станет ясно, какие темы нуждаются в максимальном внимании. Последовательно советуют изучать:

  • «Фонетику»,
  • «Лексику и фразеологию»,
  • «Морфемику и словообразование»,
  • «Морфологию»,
  • «Синтаксис»,
  • «Орфографию»,
  • «Пунктуацию»,
  • «Речь»,
  • «Языковые нормы».

Хорошо еще, хотя бы ознакомительно, проработать выразительность и стилевую обработку.

Что же касается тестов – пишем конспекты, зубрим правила, делаем с ними бесчисленное множество упражнений и тренируемся на время отвечать по готовым вариантам ЕГЭ за прошлые годы. Тут все относительно просто. Но, важно обратить особое внимание на «ловушки» заданий, которыми они, поверьте, изобилуют в достатке. Есть, кстати, ряд учебников (например «ЕГЭ без ошибок» Алексеевой и Волковой), в которых все это подробно изложено.

Самым тяжелым, как показала практика 2018 года, оказалось именно то новенькое 20-е задание – сплошная каверза в чистом ее виде. Чтобы правильно на него ответить, надо обладать либо глубочайшими познаниями в лексике (там, поверьте, и преподаватели частенько сыплются), либо сверхинтуицией.

Однако если перестать ерничать, на самом деле, подготовиться и к этому заданию возможно, но, здесь понадобится, либо консультация опытного преподавателя, либо же какая-то хорошая методичка с распространенными речевыми ошибками, откуда, как правило, составители и берут задания для этого типа вопросов (что-то вроде «Речевых ошибок и их предупреждения» С.Н.Цейтлина или труда И.А. Турсуновой с аналогичным названием).

Еще имейте в виду, что порядок записи цифр в ответе имеет значение – за перестановку могут ответ не засчитать вовсе.

Далее самое важное: научитесь быстро и эффективно работать над сочинениями – это довольно легко получаемые баллы, которыми грех не воспользоваться. Помимо банального соответствия размеру, следует четко придерживаться композиционных правил, то есть структура «вступление-основная часть-заключение и выводы» является законом непреложным.

При этом любители лить воду и «умничать» обширными введениями и выводами должны отучиться от этой привычки: если вы в дальнейшем выберете карьеру соответствующей профессии, такие навыки для вас, бесспорно, будут плюсом, но в случае с ЕГЭ-эссе по русскому преподаватели полагают, что вводные и заключительные части должны составлять суммарно не более четверти всего текста, а основной упор делаться на анализ предложенного текста.

На самом деле, это не так сложно, как кажется на первый взгляд, в чем легко убедиться, почитав соответствующие учебники по ЕГЭ и размещенные в сети удачные примеры выполненных заданий. Во вступлении, по сути, нужно сформулировать основные постулаты базового текста (внимание: не краткий его пересказ, а именно трансляция фабулы) и изложить в двух словах свое отношение к этому мнению.

В основной части начинать лучше с аргументации, почему данная проблема является актуальной, с вашей точки зрения. Тут можно на основании текста пояснить, почему именно эта мысль автора показалась вам здесь ключевой, привести на основании цитат его позицию. Затем в основной части надо плавно перейти к собственным мыслям на этот счет – можно как соглашаться, так и оспаривать, дело ваше.

Свои высказывания приводить следует тоже аргументировано – опираясь на научные факты, жизненный опыт (как свой, так и сторонний), приводить статистику или литературный материал. Таких пояснений должно быть два и более, но, одно из них непременно должно быть литературным (обращайте внимание в процессе изучения курса литературы на параллели всех разновидностей между произведениями).

С заключением же и вовсе все просто – по сути это ваше веское «таки да!» или, наоборот, «таки нет!» по теме (хитрые люди просто повторяют тезисы вступления, просеяв их сквозь сито аргументов основной части, просто другими словами).

Чтобы успешно написать сочинение, надо, во-первых, хорошенько начитаться в процессе подготовки готовых аргументов и постараться их запомнить (подобные методические материалы найти не составит труда), зазубрить распространенные речевые клише и универсальные цитаты на разные темы.

Средний балл по русскому языку, по сравнению с другими предметами, гораздо выше – в последние годы по стране он стабильно плавал в районе 68-69. Очевидно, что сдать этот экзамен достойно при должном усердии в подготовке вполне реально, главное, держать руку на пульсе всех изменений и не переоценить свои силы. Что ж, нашим читателям остается только пожелать удачи в сдаче этого важнейшего экзамена, как говорится, ни пуха ни пера!

Видео

Статья написана специально для сайта “2019 год Свиньи”: https://сайт/