Первые декреты советской власти в области трудового права. Декрет Совета Народных Комиссаров (О восьмичасовом рабочем дне) Когда был принят 1 декрет о труде

Статья № 792.

О трудовых книжках для нетрудящихся.

В целях осуществления основного начала Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики о том, что труд является обязанностью всех граждан Республики, впредь до издания декрета о всеобщей трудовой повинности - Совет Народных Комиссаров постановляет:

Ст. 1. Ввести трудовые книжки взамен прежних удостоверений личности, паспортов и проч. в первую очередь для нижеследующих категорий граждан:

а) лица, живущие на нетрудовой доход, поступления с имущества, проценты с капитала;

б) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

в) члены советов и правлений акционерных обществ, компаний и всякого рода товариществ и директора этих обществ;

г) частные торговцы, биржевые маклеры, торговые и коммерческие посредники;

д) лица так называемых свободных профессий, если они не выполняют общественно-полезных функций;

е) всякие лица, не имеющие определенных занятий, - например, бывшие офицеры, воспитанники юнкерских училищ и кадетских корпусов, бывшие присяжные поверенные и их помощники, частные поверенные и прочие лица данной категории.

Ст. 2. Место выдачи, срок и замена указанных удостоверений трудовыми книжками устанавливаются местными Советами Рабочих и Крестьянских Депутатов не позднее месячного срока с момента опубликования настоящего декрета в «Известиях».

Примечание . Если местные Советы по техническим условиям не могут в месячный срок заготовить необходимое количество трудовых книжек, то они могут выдавать временные удостоверения в форме бланка.

Ст. 3. В трудовые книжки нетрудящихся в сроки, устанавливаемые местными Советами, но не реже одного раза в месяц, органами, уполномоченными на то Советами, делается отметка о выполнении владельцами книжек возложенных на них общественных работ и повинностей.

Примечание . В тех случаях, когда местными Советами не установлено каких-либо повинностей для нетрудовых элементов, последние должны являться: в волостях - в волостные Советы, в уездах, в городах - в Отделы Управления, в городах с населением свыше 20.000 человек - в Управления Советской Милиции для отметки на трудовой книжке об явке.

Ст. 4. Трудовая книжка считается действительной лишь в тех случаях, когда в ней имеется ежемесячная пометка, требуемая в ст. 3‑й настоящего декрета.

Ст. 5. Только при наличии трудовых книжек и при условиях, упоминаемых в ст. 4‑й, нетрудящиеся элементы пользуются правом передвижения и переезда, как по территории Советской Республики, так и в пределах каждого отдельного поселения и правом получения продовольственных карточек.

Ст. 6. Все перечисленные в ст. 1‑й лица должны иметь отдельные трудовые книжки. Дети, не достигшие 14‑ти лет, и лица старше 55‑ти лет могут быть внесены в трудовые книжки лиц, при которых они находятся.

Ст. 7. Удостоверением личности для лиц категорий, упоминаемых в ст. 1‑й, служит только трудовая книжка; никакие другие удостоверения для них не действительны.

Ст. 8. Трудовая книжка должна предъявляться во всех случаях, где требуется представление удостоверений о личности.

Ст. 9. Лица из категорий, перечисленных в ст. 1‑й, не явившиеся согласно сему декрету для получения трудовых книжек в обмен на паспорта или же давшие неверные сведения о себе и о своих занятиях, подвергаются штрафу до 10.000 руб. или тюремному заключению до полугода.

Утром 25 октября 1917 г. Военно-революционный комитет от имени Петроградского Совета объявил Временное правительство низложенным.

Открывшийся вечером того же дня II Всероссийский съезд Советов , на котором были представлены делегаты от 402 Советов России, санкционировал переход власти к Советам. Из 670 делегатов съезда 390 — большевики, 160 — эсеры, 72 — меньшевики, 38 — другие; решение съезда поддерживало большинство делегатов.

Через 2 часа после ареста Временного правительства II Всероссийский съезд Советов ратифицировал два основных декрета — “Декрет о мире ” и “Декрет о земле ”. Согласно первому декрету всем воюющим странам предлагалось начать переговоры о мире, справедливом и демократическом. Предполагалась отмена тайной дипломатии, опубликование секретных договоров. Мир следовало заключить без аннексий и контрибуций . Все союзники России отказались рассматривать эти предложения.

Декрет о земле ” учитывал крестьянские требования и основывался на эсеровской программе, выработанной на основе 242 крестьянских местных наказов. Провозглашалась отмена частной собственности на землю, национализация всей земли. Помещичья собственность отменялась и передавалась в распоряжение местных крестьянских комитетов. Вводилось уравнительное землепользование, запрещался наемный труд и аренда земли.

На съезде было сформировано однопартийное большевистское правительство (левые эсеры вошли в правительство лишь в декабре 1917 г.) — Совнарком. Возглавил правительство В.И. Ленин, остальные посты распределились так: А.И. Рыков — нарком внутренних дел; Л.Д. Троцкий — нарком иностранных дел; А.В. Луначарский — нарком просвещения; И.В. Сталин — нарком по делам национальностей; П.Е. Дыбенко, Н.В. Крыленко и В.А. Антонов-Овсеенко — комиссары по военным и морским делам.

Был избран состав ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) съезда Советов. Председателем стал Л.Б. Каменев. В его состав вошли 62 большевика, 29 левых эсеров и несколько представителей других партий.

В первые месяцы Октябрьской революции правительство приняло большое количество декретов, которые закрепляли изменения в политическом и экономическом положении Советского государства.

Так, с октября по декабрь 1917 г. были приняты:

  • Декрет о введении восьмичасового рабочего дня;
  • Декрет о печати;
  • Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов;
  • Положение о рабочем контроле;
  • Декрет об образовании ВСНХ (Высшего Совета народного хозяйства);
  • Декрет о демократизации армии;
  • Декрет о гражданском браке, о детях и введении книг-актов состояния;
  • Декрет о национализации банков;
  • Создание Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) во главе с Ф.Э. Дзержинским;
  • Декрет о создании народных судов и революционных трибуналов.

В январе 1918 г. появились декреты:

  • О свободе совести, церковных и религиозных обществах;
  • Об аннулировании государственных займов;
  • О национализации торгового флота;
  • О введении западноевропейского календаря и др.

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР
ДЕКРЕТ
от 31 января 1918 года
О БИРЖАХ ТРУДА
1) В целях: а) точного учета и планомерного распределения рабочих рук во всех отраслях народного хозяйства; б) упорядочения спроса и предложения труда; в) контроля безработных, получающих пособия согласно закона страхования от безработицы, - учреждаются местные и областные биржи труда.
Примечание. Безработные, не зарегистрированные в местных биржах труда, лишаются права пособий, установленных Законом страхования от безработицы.
2) Местные биржи труда учреждаются местными объединениями профессиональных союзов на указанных ниже основаниях при городских и земских самоуправлениях в поселениях с числом жителей не менее 20000.
В поселениях с числом жителей менее 20000 по указанию профессиональных союзов или, за отсутствием таковых, по указанию фабрично - заводских и иных рабочих комитетов, Советом Бирж Труда могут быть учреждаемы местные биржи труда.
3) Совет Бирж Труда устанавливает районы действия и срок открытия биржи труда.
Примечание. Впредь до образования Совета Бирж Труда, срок открытия биржи труда устанавливается Народным Комиссариатом Труда.
4) Для достижения указанных в ст. 1 целей местные биржи труда: а) регистрируют всех нуждающихся в заработке лиц и безработных данной местности; б) регистрируют все случаи спроса на труд; в) оказывают посреднические услуги по найму; г) ведут текущую статистику предложения и спроса на труд: д) собирают сведения о положении местного рынка труда; е) устраивают столовые и общежития; ж) издают бюллетени о состоянии рынка труда; з) открывают при помещении биржи труда библиотеку, читальню и т.п. и принимают иные меры, способствующие осуществлению указанных в ст. 1 целей.
5) Управление местной биржей труда возлагается на комитет биржи труда, состоящий из представителей профессиональных союзов, 2 представителей местного Совета Рабочих Депутатов и 2 представителей городского и земского самоуправления.
Примечание. За отсутствием профессиональных союзов, в состав комитета входят представители фабрично - заводских и иных рабочих комитетов.
6) Расходы по содержанию местных бирж труда несут городское и земское самоуправление с субсидией от государства, размер которой, в каждом отдельном случае, определяется Народным Комиссариатом Труда.
7) Для объединения и согласования деятельности местных бирж труда, Советом Бирж Труда учреждаются областные биржи труда при областных профессиональных объединениях.
8) Пользование услугами биржи труда бесплатно.
9) Местные и областные биржи труда приостанавливают свою посредническую деятельность в отношении работодателей тех предприятий, в которых происходят забастовки.
10) В целях согласования деятельности местных и областных бирж труда ежегодно созывается Всероссийский Съезд представителей местных и областных бирж труда, который образует руководящий орган - Совет Бирж Труда.
11) Совет Бирж Труда издает для местных и областных бирж труда правила, инструкции, разъяснения; устанавливает единообразные формы делопроизводства, отчетности и статистических обследований.
12) До образования Совета Бирж Труда исполнение положений, перечисленных в ст. ст. 2-й, 3-й, в примечаниях к 5-й, 7-й, 10-й и 11-й, возлагается на Народный Комиссариат Труда.
13) В отношении телеграфных, телефонных и почтовых сношений биржи труда пользуются правами правительственных учреждений.
14) Областные и местные биржи труда, учрежденные на основании сего положения, пользуются правами юридических лиц.
15) С введением в действие сего положения все частные конторы, бюро по найму и тому подобные учреждения, имеющие целью за плату или какое-либо иное вознаграждение служить посредниками по найму, подлежат закрытию.
16) Наем рабочих и служащих производится только через биржу труда.
17) Нарушение ст. 15-й влечет наказание до шести месяцев тюремного заключения.
Председатель Совета
Народных Комиссаров
В.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Народные Комиссары
А.ШЛЯПНИКОВ
В.ТРУТОВСКИЙ
Управляющий Делами Совета
Народных Комиссаров
В.БОНЧ - БРУЕВИЧ


[Извлечения]

1. Рабочим временем или числом рабочих часом в сутки считается то время, в течение которого, согласно договору найма (ст.ст. 48, 60, 90, 98 и 103 Уст. о Пром. Труде)*(1) , рабочий обязан находиться в промышленном предприятии, в распоряжении заведующего оным, для исполнения работ...
2. Рабочее время, определяемое правилами внутреннего распорядка предприятии (п.1 ст.103 Уст. о Пром. Труде - нормальное рабочее время), не должно превышать 8 рабочих часов в сутки и 48 часов в неделю, включая сюда и время, употребляемое на чистку машин и на приведение в порядок рабочего помещения...
3. Не более как через 6 часов от начала работ должен быть устанавливаем свободный перерыв в работе для отдыха и для принятия нищи. Перерыв сей не должен быть короче 1 часа...
4. Общая продолжительность всех перерывов в течение суток не должна превышать двух часов.
5. Ночным временем считается время от 9 часов вечера до 5 часов утра.
6. В ночное время воспрещается пользоваться трудом рабочих женского и мужского пола в возрасте до 16 лет.
7. Для предприятий, работающих двумя комплектами рабочих в две смены, ночное время считается от 9 часом вечера до 5 час. утра, причем свободные перерывы (ст.4) могут быть сокращены для каждой смены до получаса.
8. В тех же случаях, когда по желанию рабочих (например, в кирпичном деле) или по климатическим условиям желательно установление более значительной продолжительности полуденных свободных перерывов, Главным по фабричным и горно-заводским делам. Присутствием*(2) (или заменяющим его органом) могут быть разрешаемы соответствующие отступления от правил ст.ст. 4-6 и 8 сего закона.
9. При найме несовершеннолетних лиц (не достигших 18 лет), кроме изложенных выше, применяются следующие правила:
а) малолетние, не достигшие 14 лет, к работе по найму не допускаются, б) рабочее время не достигших 18 лет не может быть продолжительнее 6 часов в сутки...

14. В производствах и работах, особо вредных, в которых рабочие подвергаются действию особых неблагоприятных условий или опасности профессиональных отравлений (каковы, напр., работы в сушилках чрезвычайно высокой температуры, на ртутных и белильных заводах и т.п.), рабочее время, указанное в ст.ст. 3-5 и 8, подлежит дальнейшему сокращению...
15. К подземным работам женщины и подростки обоего пола в возрасте до 18 лет не допускаются...

17. Работа, производимая рабочим в такое время, когда по расписанию рабочего времени ему не полагается работать, считается сверхурочной. Сверхурочная работа допускается лишь при соблюдении условий, указанных в ст.ст. 19-22 сего закона*(3) , и оплачивается в двойном размере.
18. Все лица женского пола и лица мужского пола, не достигшие 18 лет, к сверхурочным работам не допускаются...

23. На ближайшее время, впредь до окончания военных действий, в предприятиях, работающих на оборону, постановления, ограничивающие продолжительность сверхурочных работ (ст.ст. 19-23), и о перерывах в работах (ст.ст. 4-6) могут не применяться по соглашению с рабочими и рабочими организациями.
24. Настоящий закон ввести в действие по телеграфу.
25. Настоящий закон распространить на нее предприятия и хозяйства, независимо от их размера и от того, кому они принадлежат, и на всех лиц, занятых работой по найму.
26. Виновные в нарушении настоящего закона караются по суду лишением свободы до одного года.

Распубликован в ь 2 "Газеты Временного Рабочего и Крестьянского Правительства" от 12 ноября (30 октября) 1917 г.
СУ РСФСР, 1927, ь 1, ст.10.

______________________________
*(1) Устам о промышленном труде был составлен в 1913 г. В него вошли содержавшиеся в Уставе горном и Уставе о промышленности (изд. 1893 г.) постановления о надзоре за промышленными предприятиями и об условиях труда в этих предприятиях.
Статьи 48, 60, 96 и 98 Устава о промышленном труде предписывали обязательную выдачу рабочим расчетных книжек, в которых должны указываться условия найма, и устанавливали порядок составления этих книжек. Статья 103 Устава была посвящена правилам внутреннего распорядка на предприятиях. Пункт 1 этой статьи указывал, что правила внутреннего распорядка должны включать расписание часов начала и окончания работ и продолжительность перерывов.
*(2) Главное по фабричным и горнозаводским делам присутствие - до Октябрьской революции орган Министерства торговли и промышленности, созданный "для высшего наблюдения за правильным применением законоположений, касающихся соблюдения на фабриках заводах и горных промыслах должного порядка и благоустройства" (ст.1. Устава о промышленном труде). Декрет о 8-часовом рабочем дне был издан спустя всего лишь 4 дня после победы Октябрьской революции, т.е. в то время, когда развернувшаяся ломка буржуазно-помещичьего госаппарата еще не была доведена до конца и некоторые вновь созданные наркоматы (в данном случае Наркомтруд) еще использовали отдельные части старого, сломанного в своей основе аппарата, обновив состав его сотрудников.
*(3) Статьи 19-22 декрета ограничивали определенными сроками продолжительность сверхурочных работ, устанавливали порядок регистрации этих работ и указывали те случаи, когда сверхурочные работы могли вводиться лишь по особому разрешению Наркомтруда или инспекции труда.

Борьба за красное знамя и за «право на труд»

В тот же день между буржуазным большинством Временного правительства и революционными рабочими Парижа возникли разногласия по вопросу о цвете государственного флага. Рабочие-демонстранты требовали признания красного флага - знамени революции и социальных преобразований. Против этого требования выступили буржуазные круги, которые в трехцветном знамени видели символ господства буржуазного строя. Временное правительство решило сохранить трехцветный флаг, но согласилось прикрепить к его древку красную розетку (впоследствии она была снята). В спорах по этому вопросу отразились противоречия между различными классами в понимании характера и задач февральской революции.

Почти одновременно возник другой конфликт. Депутация от рабочих потребовала немедленного издания декрета о «праве на труд». Наличие в Париже огромной массы безработных делало этот лозунг чрезвычайно популярным среди широких слоев трудящихся. После долгих возражений правительство по предложению Луи Блана приняло декрет, гласивший, что оно обязуется «гарантировать рабочему его существование трудом» и «обеспечить работу для всех граждан». Этот декрет носил чисто декларативный характер: при капиталистическом строе лозунг о «праве на труд» неосуществим.

28 февраля перед зданием, где заседало Временное правительство, состоялась массовая демонстрация рабочих со знаменами, на которых были вышиты требования: «Организация труда», «Министерство труда и прогресса», «Уничтожение эксплуатации человека человеком». Лозунг «Организация труда» широко пропагандировался в социалистической литературе предшествующих лет и означал по существу стремление к замене капиталистических производственных отношений иной организацией производства, основанной на социалистических началах. В результате длительных прений правительство приняло решение, носившее видимость компромисса, - создать комиссию по рабочему вопросу во главе с Луи Бланом и Альбером. Для заседаний этой комиссии, в которую вошли делегаты от рабочих, представители предпринимателей и несколько видных экономистов, был отведен Люксембургский дворец. Но Люксембургская комиссия не получила никакой реальной власти и никаких финансовых средств. Комиссия была использована буржуазией лишь для того, чтобы внушить массам иллюзии и, усыпив их бдительность, выиграть время для укрепления своих сил.

Луи Блан играл во всей этой затее самую неприглядную роль. Он призывал рабочих терпеливо ждать созыва Учредительного собрания, которое якобы решит все социальные проблемы. На заседанияж комиссии и вне ее он пропагандировал свой план производственных рабочих ассоциаций, субсидируемых государством. Деятельность Луи Блана вполне отвечала замыслам буржуазии, которая тем временем собирала свои силы для перехода в наступление на завоевания революции. Ленин писал о Луи Блане, что этот французский социалист «мнил себя вождем «трудовой демократии» или «социалистической демократии», а на деле Луи Блан был хвостом буржуазии, игрушкой в ее руках».(В. И. Ленин, «Великий отход», Соч., т. 25, стр. 44-45. ) Ленин по имени этого деятеля мелкобуржуазной демократии называл «луиблановщиной» тактику соглашательства и измены интересам пролетариата.