Положение об отделе противодействия незаконной миграции. Распоряжение губернатора тульской области

ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕЕ

КООРДИНАЦИОННОЕ СОВЕЩАНИЕ

ПРИ ГЛАВЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Тихорецкий район

г. Тихорецк

Рассмотрев вопрос «О состоянии миграционной ситуации и организации миграционного контроля на территории Тихорецкого района»,

постоянно действующее координационное совещание при главе муниципального образования Тихорецкий район отмечает, что миграционная ситуация на территории района характеризуется как стабильная и контролируемая. Вынужденной миграции в районе не зафиксировано. Граждан, обратившихся с ходатайством о предоставлении политического и временного убежища, о предоставлении статуса беженца - нет. Фактов организации незаконной миграции на территории района не было. Конфликтов на национальной почве и тенденций к их возникновению не зафиксировано. Контингентов риска, занимающихся распространением идей экстремистского толка на территории района - нет.

В 2013 году на миграционный учет в районе поставлено 895 иностранных граждан и лиц без гражданства. Наибольшую часть составляют граждане Армении, Узбекистана, Украины, Азербайджана, Казахстана, Сербии и Белоруссии (266 из Армении, 205 из Узбекистана, 129 из Украины, 94 из Азербайджана, 52 из Казахстана, 37 из Сербии, 33 из Белоруссии, 22 из Молдовии, 15 из Таджикистана, 9 из Кыргызстана, 4 из Грузи, 4 из Афганистана, 4 из Германии, 2 из Австрии, 1 из Австралии, 1 из Греции, 1 из Перу, 1 из Франции, 1 из Болгарии, 1 из Бельгии, 9 лиц без гражданства).

С миграционного учета в 2013 году снято 994 иностранных гражданина.

По данным Тихорецкого отдела УФМС на территории района привлекают и используют в установленном Законом порядке иностранную рабочую силу 8 предприятий и организаций различных форм собственности (ИП; ИП; ИП; ; ; -технологии»; ,).

Налажено взаимодействие и обмен информацией между Тихорецким отделом УФМС, отделом МВД, Роспотребнадзором, а также администрациями поселений. В текущем году проводились совместные рейдовые мероприятия, направленные на выявления нарушителей миграционного законодательства.

В ходе данных мероприятий проверено свыше 60 мест возможного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе объекты строительства, торговли, авто и ж/д вокзалы, сельхозпредприятий.

При проведении рейдов выявлено и привлечено к административной ответственности 9 граждан Узбекистана по ст. 18.10 КоАП РФ - незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ.

Кроме того, в результате проведенной работы составлено 49 административных протоколов за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации , в том числе:

32 административных протокола по ст. 18.8 КоАП РФ (нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в РФ);

17 административных протоколов по ст. 18.9 КоАП РФ (нарушение должностным лицом организации, принимающей в РФ иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином РФ или постоянно проживающими в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в РФ).

За данные нарушения наложено штрафов на общую сумму 78 тысяч 600 рублей, взыскано 68 тысяч 500 рублей.

Администрации поселений района оказывают активное содействие Тихорецкому отделу УФМС в работе по выявлению лиц, нарушающих миграционное законодательство. Налажен обмен информацией о прибывших в поселения иностранных гражданах.

Тихорецким отделом УФМС осуществляется сбор информации, представляющей оперативный интерес в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, намеревающихся осуществлять трудовую деятельность по найму у физических лиц без патента, а также работодателей, незаконно привлекающих и использующих иностранную рабочую силу.

В целях повышения эффективности мероприятий, направленных на стабилизацию криминогенной и общественно-политической обстановки, а также принятия действенных мер по контролю за миграционной ситуацией на территории Тихорецкого района и обеспечения взаимодействия всех структур, участвующих в этой работе, постоянно действующим координационным совещанием при главе муниципального образования Тихорецкий район (далее – координационное совещание), принято Р Е Ш Е Н И Е:

1.Информацию начальника отдела УФМС России по Краснодарскому краю в Тихорецком районе, а также выступления членов координационного совещания, принять к сведению.

2.1.Принять меры по повышению эффективности проведения плановых оперативно – профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение нарушений миграционного законодательства, выявление фактов незаконной миграции, повышение эффективности миграционного контроля.

Срок исполнения – постоянно.

2.2.Продолжить проведение мониторинга в сфере трудовой миграции иностранных граждан в целях своевременного реагирования на ее возможные изменения и контроля за привлечением и использованием иностранной рабочей силы.

Срок исполнения – постоянно.

2.3.Проводить с привлечением участковых уполномоченных, представителей администрации поселений, казачества регулярные проверки мест возможного пребывания иностранных граждан с целью выявления лиц, уклоняющихся от регистрации.

Срок исполнения – ежемесячно.

2.6.Информацию о миграционной ситуации на территории Тихорецкого района, проводимых проверках и их результатах направлять в адрес главы муниципального образования Тихорецкий район.

Срок исполнения - еженедельно по понедельникам.

2.7.Направлять в адрес главы муниципального образования Тихорецкий район информацию обо всех иностранных гражданах, прибывших на территорию Тихорецкого района и поставленных на миграционный учет, для организации мониторинга мест их пребывания и трудовой деятельности.

3.1.Провести рабочее совещание с участковыми уполномоченными полиции по вопросу обеспечения взаимодействия и оказания содействия отделу УФМС России по Краснодарскому краю в Тихорецком районе по выявлению и пресечению фактов незаконной миграции с целью профилактики правонарушений в сфере общественной безопасности, в том числе:

предоставление в отдел УФМС России по Краснодарскому краю в Тихорецком районе информацию о вновь прибывших иностранных гражданах;

проведение рейдовых мероприятий, направленных на выявление иностранных граждан, уклоняющихся от регистрации, а также работодателей, использующих иностранную рабочую силу с нарушением действующего законодательства.

3.2.Проводить регулярные проверки мест возможного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе гостиницы, объекты строительства, торговли, авто и ж/д вокзалы, сельхозпредприятия, в целях выявления фактов нарушения миграционного законодательства.

Срок исполнения – постоянно.

3.3.Держать на особом контроле преступления, совершенные на территории Тихорецкого района иностранными гражданами. Проводить анализ данного вида преступлений и информировать главу муниципального образования Тихорецкий район.

Срок исполнения – ежемесячно.

4.Рекомендовать линейному отделу полиции на ст. Тихорецкая (Слюнченко) организовать регулярное проведение рейдовых мероприятий на объектах железнодорожного транспорта , в том числе в подвижном составе , на привокзальной территории, перронах, по выявлению иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушающих миграционное законодательство.

5.1.Оказывать содействие отделу УФМС России по Краснодарскому краю в Тихорецком районе по выявлению и пресечению фактов незаконной миграции, в том числе:

Срок исполнения – постоянно.

5.2.Совместно с отделом УФМС России по Краснодарскому краю в Тихорецком районе (Козлов):

5.4.Организовать разработку схемы поселения с нанесением мест проживания и работы иностранных граждан. Производить еженедельный мониторинг миграционной ситуации с внесение корректировок в указанные схемы.

Информацию о состоянии миграционной ситуации на территории поселения предоставлять заместителю главы муниципального образования Тихорецкий район по прилагаемой к настоящему решению форме.

Срок исполнения – еженедельно по понедельникам до 12-00 ч.

5.5.Организовать на сходах граждан населенных пунктов поселений проведение разъяснительной работы по профилактике правонарушений в сфере миграционного законодательства.

Срок исполнения – ежемесячно.

5.6.Организовать мероприятия по предупреждению межнациональной напряженности, связанной с этнокультурными различиями, особенностями социально-экономического поведения некоренного населения. Осуществлять мониторинга социальной конфликтогенности, имеющей национальную окраску на бытовом уровне, в целях своевременного устранения причин и условий, способствующих развитию агрессии со стороны отдельных граждан из числа иммигрантов.

Срок исполнения – постоянно.

6.Рекомендовать Тихорецкому районному казачьему обществу (Бакланов) оказывать содействие отделу УФМС России по Краснодарскому краю в Тихорецком районе по выявлению и пресечению фактов незаконной миграции с целью профилактики правонарушений в сфере общественной безопасности, в том числе:

предоставлять в отдел УФМС России по Краснодарскому краю в Тихорецком районе информацию о вновь прибывших на территорию поселения иностранных гражданах;

принимать участие в рейдовых мероприятиях, направленных на выявление иностранных граждан, уклоняющихся от регистрации, а также работодателей, использующих иностранную рабочую силу с нарушением действующего законодательства.

Срок исполнения – постоянно.

7.Всем исполнителям настоящего решения в срок до 10 июля 2013 года представить информацию о проводимой работе заместителю главы муниципального образования Тихорецкий район по адресу: 8, или по

8.Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя главы муниципального образования Тихорецкий район.

Глава муниципального образования

Тихорецкий район – председатель

координационного совещания п/п

Секретарь координационного совещания п/п

ПРИЛОЖЕНИЕ

к решению постоянно действующего координационного совещания при главе муниципального образования Тихорецкий район от 01.01.2001 г. № 3

ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ

о состоянии миграционной ситуации на территории ________________________ поселения Тихорецкого района

Количество проживающих на территории поселения иностранных граждан (по национальностям)

Место (адрес) проживания иностранных граждан (по национальностям), Ф. И.О. собственника жилья

Работодатели, использующие иностранную рабочую силу

Юридические лица

Физические лица

Наименование организации, руководитель

Адрес организации

Адрес места жительства

Количество работающих иностранных граждан (по националь-ностям)

На правах рукописи

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ

Специальность: 23.00.04 – политические проблемы международных отношений , глобального и регионального развития

на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Москва – 2010

Работа выполнена на кафедре национальной безопасности Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Научный руководитель ,

Официальные оппоненты ,

доктор политических наук

кандидат политических наук, доцент

Ведущая организация Российский Университет дружбы

народов

Ученый секретарь

диссертационного совета

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования . В последние два десятилетия миграционные процессы приобрели глобальный характер, который сопровождается количественным ростом как законной, так и незаконной (нелегальной) миграции. Серьезной угрозой для безопасности многих стран стали недостаточно контролируемые миграционные потоки.

Ставящая под угрозу состояние национальной безопасности государства незаконная (нелегальная) миграция, нередко потенциально связанная с конфликтностью, преступностью, криминогенностью, должна быть внесена в список глобальных вызовов и угроз современности, что соответственно требует не только совершенствования международных, национально-государственных правовых механизмов, но и выработки совместных мер и действий всего мирового сообщества. Практически все государства мира и Российская Федерация в том числе, вовлечены в этот процесс либо в качестве принимающих стран, либо стран выезда, либо стран со смешанными миграционными потоками.

Актуальность и значимость проблемы нелегальной миграции определяется несколькими моментами. Во-первых, чрезвычайной сложностью борьбы с указанным явлением, что связано с нестабильностью социально-политической и экономической ситуации в странах оттока, порождающей все новые потоки мигрантов. Во-вторых, сложностью определения количественных параметров масштабов данного явления, значительно превосходящих те данные, которые регистрируются официально. В-третьих, неоднозначностью и неопределенностью вызываемых ею последствий. В-четвертых, концептуальной непроработанностью проблемы нелегальной миграции. Исследование в контексте миграционной политики явления незаконной миграции в каждом конкретном государстве выступает важнейшей теоретической задачей современной политики, поскольку позволяет на основе сравнительного анализа выявить общие закономерности и разработать политические и практические рекомендации и принять международные право вые нормы в сфере противодействия незаконной миграции как для государств, входящих в мировое сообщество, так и на национально-государственном уровне.

После распада СССР на постсоветском пространстве сложилась новая миграционная ситуация, характеризующаяся ослаблением миграционного контроля, прозрачностью и необустроенностью границ, снятием многих административных запретов и ограничений на выезд иностранных граждан, что привело к тому, что в последние два десятилетия Россия стала не только транзитно-перевалочным пунктом, но и территорией для появления незаконной (нелегальной) миграции – иностранцев из ближнего и дальнего зарубежья. Говоря о причинах роста незаконной миграции можно отметить следующие обстоятельства: первое – это неотрегулированность границ и территориальные претензии, и второе - неадекватное замещение населения по этническому признаку (нарастающий отток из приграничных регионов постоянного населения происходит параллельно с притоком нелегальных мигрантов из соседних стран). Такое явление имеет для России негативные экономические (прессинг на рынок труда), военно-стратегические, политические и социальные последствия.

Нелегальная миграция, по сути, стала устойчивым и масштабным явлением для России, оказывающим значительное влияние на социально-экономические и политические процессы, в ряде случаев имеющих также негативные последствия. Недаром в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года было отмечено, что неконтролируемая миграция способствует усилению националистических настроений, политического и религиозного насильственного экстремизма, этносепаратизма и создает условия для возникновения конфликтов.

Исходя из того, что незаконная (нелегальная) миграция потенциально содержит в себе угрозу общественной и национальной безопасности, экономической стабильности представляется весьма важным и востребованным исследовать это явление. Фрагментарные и часто несопоставимые данные, недостаточная разработанность в теории и практике методов учета, регулирования, анализа, последствий, путей контроля незаконной миграции не получили должного освещения в современной политической науке. Учитывая недостаточную разработанность данной тематики, автор считает, что для адекватной оценки незаконной миграции и выработки стратегии и тактики противодействия ей, требуется специальное исследование, что предопределило выбор данной темы.

Степень научной разработанности темы. Миграция как явление, по мере нарастания своего влияния на общество и превращаясь в перманентное и трудноуправляемое, стала привлекать все большее внимание со стороны как отечественной, так и зарубежной политической науки. В целях исследования эту проблему можно дифференцировать по ряду направлений, имеющих значение для анализа процессов возникновении незаконной (нелегальной) миграции и способов ей противодействования.

Практически только со второй половины 90-х годов стали появляться монографические работы по международной миграции населения в Россию. Научному анализу стали подвергаться вопросы, характеризующие миграцию как экономическое явление, связанное с внешней трудовой миграцией и сопутствующей ей незаконной миграцией. В работах, и др. впервые обращается внимание на изучение нелегальной миграции, анализируются причины роста масштабов и последствия миграции и теневой занятости иностранных граждан. Необходимо отметить коллективную научную работу «Нелегальная миграция в Россию». В ней освещаются теоретические вопросы незаконной миграции, раскрываются пути и каналы проникновения незаконных иммигрантов в Россию. Была также предпринята попытка осмысления и анализа проблем безопасности в их взаимосвязи с миграционными процессами в России.

В последнее время интерес к проблеме незаконной миграции в России в значительной степени увеличился в связи с ее усиливающимся влиянием на конфликтогенность общества и увеличением ее масштабов. После распада СССР и образования прозрачности границ приток иностранцев в Россию практически не контролировался и только в декабре 1993 г. Указом Президента Российской Федерации был введен миграционный контроль по предупреждению и пресечению незаконной миграции. Это свидетельствовало о том, что в России стал налаживаться учет незаконных иммигрантов, конечно, не совсем полный, а скорее фрагментарный, но при этом на протяжении многих лет сведения о незаконной миграции не оглашались. И только в последние годы стало возможным объективно изучать и обобщать материалы и документы государственных административных источников по этой проблеме, что нашло отражение в работах М. Денисенко, О. Хараева, О. Чудиновских, А. Грешных, О. Чернышевой и др.

Особый теоретический интерес представляют вопросы взаимодействия международных и национально-государственных политико-правовых институтов и органов, выполняющих функции управления миграционными потоками, обеспечивающими легальный характер миграции, способствуя, тем самым, предупреждению незаконной миграции и связанных с нею конфликтов. В связи с этим, можно выделить значительный пласт научно-исследовательских работ по вопросам законодательного обеспечения механизмов противодействия нелегальной миграции. Среди них труды таких ученых–правоведов как О. Забелло, А. Сумин, А. Абашидзе, И. Баранник, Ю. Голик, Т. Балашова, А. Грешных, Т. Куценко, В. Номоконов, С. Метелев и др.

Значимый интерес представляют труды Ф. Гайнуллина, Г. Балашовой, В. Баранова, А. Топилина, А. Куракина и других, обращенные к анализу терминологических понятий в данной области, ибо неопределенность трактовок понятий «миграция», «нелегал», «незаконная миграция» создает ряд сложностей в политической интерпретации и разработке правовых норм и эффективных мер борьбы с незаконной миграцией.

Немалый интерес представили работы зарубежных исследователей Б. Коррадо, С. Сальваторе, Санг Ок Пака, Л. Маганья, Грина, С. Спенсера и других, в которых акцентируется внимание на значимости международных миграционных процессов, их правовой закрепленности, но вместе с тем частично затрагиваются проблемы соблюдения прав нелегальных мигрантов и вопросы осуществления мер борьбы с нелегальной миграцией в странах Европейского Союза, на американском континенте, в странах СНГ.

Однако, несмотря на многоаспектный круг исследований, следует признать, что существующие в политико-правовой научной литературе наработки по проблеме незаконной миграции как угрозе национальной безопасности государства явно недостаточны и данная тема требует в дальнейшего научного анализа.

Объектом исследования является незаконная (нелегальная) миграция как конфликтогенный потенциал современного общества.

Предмет исследования - пути противодействия незаконной миграции средствами государственной политики.

Цель диссертационной работы - исследование процессов функционирования нелегальной миграции и определение направлений совершенствования государственной политики противодействия

Данная цель обусловила следующие исследовательские задачи:

– выявить условия и факторы, обусловливающие процессы роста незаконной миграции в современном обществе;

– исследовать несоответствие между миграционными потоками и регулирующей их нормативной базой, результатом которого становится не сокращение незаконной миграции, а ее количественный рост;

– раскрыть роль нелегальной миграции в России в социально-политической и экономической сферах;

– в контексте формирования современной модели миграционной политики государства проанализировать политические и правовые механизмы реализации российской политики противодействия нелегальной миграции с целью выявления ее эффективности;

– разработать предложения по активизации мер борьбы с незаконной миграцией, нацеленных на обеспечение национальной безопасности российского государства.

В теоретико-методологическую основу исследования положен принцип комплексного междисциплинарного подхода, использование которого позволило рассмотреть феномен нелегальной миграции как особый вид миграционных процессов, и как важнейший фактор, влияющий на обеспечение национальной безопасности государства и общества.

В ходе работы широко применялись инструменты стратегического анализа политики, институционального и структурно-функционального анализа к интерпретирующему объяснению «существенного» в содержании нелегальной миграции и политики противодействия ей, а также метод экспертной оценки , системный подход, контент-анализ, функциональный и сравнительно-правовой методы.

Источниковую базу составили нормативно-правовые документы, отражающие законодательную базу регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, в странах СНГ и международные документы, а также информационные бюллетени ФМС МВД РФ, сборники материалов контроля за въездом иностранных граждан в Российскую Федерацию, сборники материалов контроля за выездом иностранных граждан из Российской Федерации; официальные материалы стран СНГ, в том числе Программа сотрудничества государств-участников СНГ в противодействии незаконной миграции на годы.

Основные результаты исследования, полученные автором и их научная новизна состоят в следующем:

1. Разработаны направления формирования и реализации политики противодействия незаконной миграции как угрозе национальной безопасности государства.

2. Обоснована зависимость количественного и качественного роста незаконной миграции, обусловленного расширяющимися миграционными потоками, несовершенством осуществляемой практики приема мигрантов и правовой основы их легализации.

3. Разработаны пути повышения эффективности процессов регулирования миграционных потоков, направленные на снижение факторов риска возникновения нелегальной миграции.

По результатам исследования на защиту выносятся следующие выводы и положения:

1. Как показал анализ, незаконная миграция складывается из трех потоков: трудовой иммиграции, транзитной иммиграции, вынужденной иммиграции, что весьма затрудняет точный учет незаконных мигрантов на территории государства. Структурно-содержательная сторона проведенного анализа выявила существенные отличия относительно понимания и объяснения характеристик нелегального миграционного феномена и масштабов его влияния на процессы адаптации, расселения и натурализации иммигрантов.

2. Представлено концептуальное обоснование незаконной миграции как угрозы национальной безопасности России. Незаконная миграция постепенно превращается в отлаженный криминальный бизнес с разветвленной структурой, огромным оборотом финансового капитала и большим количеством вовлеченных в него лиц, что представляет реальную угрозу для безопасности государства и общества, способствует росту криминогенности и расширению подпольного рынка труда, что, в свою очередь, обуславливает задачу разработки эффективной государственной политики противодействия.

3. Рассматривая практику принимаемых мер в области борьбы с незаконной иммиграцией в зарубежных странах, можно выделить два основных метода, которые, целесообразно адаптировать для обеспечения безопасности Российской Федерации: а) проведение информационных кампаний по предотвращению незаконного въезда мигрантов; б) принятие законодательных и организационных мер по предотвращению превышения установленных сроков
пребывания для иностранных граждан.

4. Вывод о необходимости устранения «пробелов» в миграционном законодательстве, связанных с отсутствием правового понятия «незаконная миграция», так как у государств, участвующих в миграционном обмене при разработке национального законодательства и осуществления миграционной политики, имеются существенные расхождения в условиях въезда и выезда граждан в страну.

Вторая глава «НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ КАК УГРОЗА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» посвящена анализу формирования новой модели миграционной политики государства, отвечающей потребностям перехода к постиндустриальной экономике, и включающей с учетом международного опыта и российских реалий систему мер борьбы с нелегальной миграцией

Миграционные процессы являются одним из наиболее значимых факторов влияния на криминогенную ситуацию в России. Они стали более интенсивными, что порождает политические и социальные проблемы, неизбежно возникающие при перемене места жительства, и нередко приводит к конфликтным ситуациям, имеющим, как правило, противоправный способ разрешения. Кроме того, нелегальные мигранты не имеют трудовых и социальных гарантий , поэтому для выживания в российских условиях они вынуждены прибегать к формированию различных этнических образований, которые зачастую действуют в сообществе с организованными преступными группировками. Сегодня незаконная миграция – это глобальное явление, негативные последствия которого граничат с угрозой национальной и международной безопасности стран; вынуждают государства прибегать к рестриктивной миграционной политике, к ужесточению суверенного права для перемещения граждан через свои границы.

На Западе проблемы нелегальной (незаконной) миграции стали особенно активно обсуждаться еще в семидесятые годы прошлого века, когда экономический кризис и сужение рынков труда заставили по-новому взглянуть на мигрантов из Азии и Африки. Именно тогда стали возникать различные иностранные диаспоры и землячества, обострилась конкуренция на рынке труда, с мигрантами стали связывать рост преступности, распространение заболеваний. Мигранты стали восприниматься как угроза безопасности общества, что самым негативным образом отразилось на иммиграционной политике властей.

Так, Франция – одна из старейших иммиграционных стран в Европе – со времен Великой Французской революции принимающая иммигрантов с разных концов света, еще более усилила правила миграционного контроля. Значительно была ограничена трудовая миграция. Все более жесткой стала практика депортации незаконных иммигрантов. Регулирование правового статуса иностранцев во Франции на уровне текущего законодательства и относящиеся к нему положения рассредоточены по целому ряду законов и подзаконных актов.

Значительно ужесточила требования к мигрантам Великобритания, установив миграционные квоты и введя четкие критерии приема мигрантов по возрасту, профессиональной квалификации, иногда – по имущественному цензу.

Находясь на границах Европейского союза и будучи «потенциально транзитной страной» для иммигрантов, Италия одной из первых ощутила на себе последствия нелегальной миграции, когда в 80-х годах начала принимать значительную долю иммигрантов, прибывающих в Западную Европу. Основной причиной разработки особого режима миграционной политики стало повышение уровня официальной безработицы , сопровождаемого возрастающим количественным весом теневой экономики (от 20 до 40% ВНП). Однако государство не имело практически никаких законодательных актов и административной практики, которые позволили бы препятствовать этому явлению. Только в 1998 г. был принят Закон (№о миграции, который послужил началом создания в Италии системы миграционного режима, утвердив неокорпоративистскую структуру; он реформировал систему внутреннего контроля и содержал нормы о: борьбе с нелегальной иммиграцией и организациями контрабандистов; регулировании миграции рабочей силы при помощи системы годовых квот; соблюдении прав, предоставляемых легальным иммигрантам, в целях их благоприятной адаптации с местным населением. Аспекты закона, касающиеся контроля над иммиграцией, отдавали приоритет укреплению внешних средств контроля; устанавливали более прочные основания для вынесения средств наблюдения над миграцией в соседние государства; вводили более жесткие санкции против организаторов нелегального въезда; повышали эффективность механизмов депортации из страны.

Усиливающееся давление нелегальной миграции приводит к расширению «теневых» процессов в различных сферах общества, вызывая целый ряд весьма болезненных социально-политических и экономических последствий. Еще несколько лет назад незаконная миграция была стихийной. Теперь же этот стихийный процесс приобретает обвальный характер. В настоящее время незаконная миграция приносит миллиарды долларов прибыли ежегодно и по прибыльности не уступает операциям с наркотиками и оружием. Кроме того, незаконная миграция на приграничных территориях и попытки легализации любым путем (как, например, «тихая экспансия» китайцев) представляет угрозу территориальной целостности страны.

В России Указом Президента РФ от 01.01.01 года № 000 «О мерах по введению иммиграционного контроля» закреплялись основные задачи иммиграционного контроля. Органы миграционной службы наделялись полномочиями по осуществлению мер предупреждения неконтролируемой миграции и организации депортации иностранцев в необходимых случаях. Кроме того, посты иммиграционного контроля получили право рассмотрения ходатайств о предоставлении убежища от иностранных граждан и лиц без гражданства. Данным Указом впервые был определен механизм государственного регулирования внешней миграции, что позволило несколько сократить количество мигрантов, въезжающих незаконно на территорию страны.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года также отмечено, что на обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности (ст.10); что угрозу безопасности в пограничной сфере представляет активизация трансграничных преступных групп по организации каналов незаконной миграции (ст.41), а главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции (ст. 55).Таким образом, незаконная миграция в ее нынешнем состоянии определяется как одна из угроз национальной безопасности Российской Федерации, под которой понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства.

Анализируя экономическую миграцию (в рамках которой имеет место незаконная «теневая» миграция) в России, следует отметить, что она возникла как результат реакции населения на глубокие изменения в структуре занятости и резкого сокращения рабочих мест на предприятиях государственного сектора (прежде всего, оборонного комплекса). В середине 1990-х годов «челночный вид бизнеса» обеспечивал трудоустройство на нелегальной основе около 30 млн. человек, а ежегодный товарооборот составлял 15 млрд. долларов. «Челночный бизнес» оказал существенное влияние на социально-экономическое развитие не только России, но и ряда других стран, например, Турции, Польши, Китая, Греции и т. д. Официальная статистика нелегальных мигрантов лишь в незначительной степени отражает реальную картину из-за огромных масштабов неучтенной миграции. Реальная цифра отличается от официальной статистики как минимум в 10 раз. Эта десятикратная разница в оценках свидетельствует не просто о сложности количественного определения явления, по природе своей скрытого, подпольного, так же и о том, что у миграционных служб отсутствует четкое представление о масштабах явления.

Значительное преобладание в трудовой миграции «нелегальной составляющей» детерминировано своеобразием сложившейся модели социально-экономической трансформации, способствующей формированию в российской экономике обширного теневого сектора, в котором производится примерно четверть ВВП и занято 15 – 30% общего числа работающих. Незаконные мигранты задействованы в отраслях национальной экономики со значительной долей теневого сегмента: около половины занято в строительстве, шестая часть – в торговле, десятая – в промышленности, в меньшей степени в сфере бытового обслуживании, сельского хозяйства , на транспорте, в здравоохранении, в лесном хозяйстве , культуре и др. отраслях. В рамках активизации мер противодействия незаконной миграции необходимо провести легализацию тех иммигрантов, которые фактически переселились и на постоянной основе проживают на территории России без нарушений российского законодательства, а также трудовых иммигрантов, работающих на государственных и муниципальных предприятиях, занимающих должности и выполняющих работу , мало востребованную российскими специалистами. Не контролируемый поток мигрантов, готовых работать за любую плату, способен дестабилизировать и социальную и политическую обстановку, и оказаться источником угрозы для экономической безопасности . Так, например, в Краснодарском и Ставропольском краях , Ростовской области , Нижнем и Среднем Поволжье из-за наплыва иммигрантов серьезно осложняется ситуация на рынке труда; расширяющиеся «этнические» анклавы , которые, имея закрытый характер, игнорируют российские законы и обычаи коренного населения, приводят на бытовой основе к межнациональным конфликтам.

Сегодня нелегальная миграция – это причина оттока из России огромного по своим масштабам объема финансовых ресурсов из-за ухода от уплаты налогов, покупки иностранной валюты и переводом ее в зарубежные государства. Выводимые из России мигрантами денежные суммы превышают объемы годовых инвестиций в их национальные экономики. В российском законодательстве особой строкой необходимо прописать условия вывоза капитала, не облагаемого налогами, полученного нелегальными работниками. Отсутствие законодательных барьеров существующему явлению способствует активному притоку в Россию нелегальных трудовых мигрантов. По некоторым данным, от четверти до трети населения Молдавии, Азербайджана, Грузии, Таджикистана, Кыргызстана находятся на заработках в регионах России, объем нелегально переправляемых ими средств в свои республики оценивается в десятки млрд. долларов.

Между государствами-участниками СНГ уже действуют Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов и Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией. Введение административных норм государствами Сообщества, направленных на ужесточение системы учета и контроля за миграцией, в том числе трудовой, оправдано национальными интересами. Однако данные меры должны сочетаться с созданием экономических механизмов в странах СНГ и соблюдением законных прав мигрантов в целях предотвращения нелегальной миграции. Определенная часть трудовых мигрантов-граждан государств Сообщества фактически не имеют легального статуса, поэтому нужны меры по легализации их положения. В этих целях необходимо внести соответствующие изменения в национальные законодательства стран СНГ и ЕврАзЭС, ибо неконтролируемая миграция для любой страны – есть угроза ее национальной безопасности, а взаимосвязь с проблемой терроризма умножает эту угрозу. По данным правоохранительных органов России, количество преступлений, связанных с иностранными гражданами, увеличивается ежегодно примерно на десять процентов и по прогнозам специалистов, в ближайшие годы этот процесс будет нарастать.

В нашей стране для успешного решения задач трансформации экономики и формирования механизмов ее устойчивого и динамичного роста новое значение приобретает разработка с учетом международного опыта и российских реалий система мер борьбы с нелегальной миграцией. К числу важнейших направлений формирования новой модели миграционной политики, следует отнести изменение законодательства в области трудовой миграции относительно миграции российских граждан за рубеж и иностранных граждан в Россию на основе принятия Миграционного кодекса РФ; совершенствование национальной правовой базы; введение визового режима со странами СНГ и заключению двусторонних межправительственных соглашений для обеспечения социальных прав граждан, работающих в двух странах, и подготовки условий для интеграции России к международным правовым актам по защите прав мигрантов; облегчение процедур получения гражданства для некоторых категорий граждан.

В третьей главе «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ» исследуется международно-правовое регулирование миграционных процессов и формирующаяся политика противодействия незаконной (нелегальной) миграции в России.

Противодействие нелегальной миграции в настоящее время является одной из приоритетных задач в зарубежных странах, решение которой лежит как в области законотворчества, так и в области применения этих законов на практике. Анализируя практику принимаемых мер в области борьбы с незаконной иммиграцией в зарубежных странах, можно выделить два основных метода, которые, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть и для обеспечения безопасности Российской Федерации: а) проведение информационных кампаний по предотвращению незаконного въезда мигрантов; б) принятие законодательных и организационных мер по предотвращению превышения установленных сроков пребывания для иностранных граждан.

Меры по противодействию нелегальной миграции выработаны и законодательно закреплены на различных стадиях: на стадии предупреждения (информационные кампании в странах исхода мигрантов, контроль на границах, работа с транспортными перевозчиками); на стадии выявления (контроль за пребыванием иностранных граждан на территории страны и за порядком найма работодателями иностранной рабочей силы, проведение программ легализации); на стадии пресечения (применение различных видов юридической ответственности
за выявленные правонарушения в миграционной сфере; депортация нелегальных мигрантов).

Наиболее жесткие процедуры регулирования депортации разработаны в США, где в соответствии с иммиграционным законом, вступившим в силу в 1997 г., предусмотрена процедура «ускоренной депортации» незаконно въехавших иностранцев и преступников из числа иностранных граждан. Начиная с 1995 г. Правительство США организовало серию передач для стран Латинской Америки и Карибского бассейна о последствиях незаконного въезда иностранных граждан на территорию США, предусматривающих среди прочего тюремное заключение. Одной из важнейших задач в профилактике нелегальной миграции стало использование средств массовой информации по доведению до общественного сознания населения стран происхождения нелегальной иммиграции информации о санкциях, которые применяются, например, в США, Канаде, в Германии в отношении незаконных мигрантов.

Достаточно жесткие нормы, направленные на борьбу с нелегальной иммиграцией, прописаны в английском Законе «О гражданстве, иммиграции и политическом убежище» (2002 г.). Так, лица, которые укрывали нелегальных мигрантов, должны быть приговорены судом не к 6 месяцам тюремного заточения как это было до принятия закона, а к 14 годам. Кроме того, в Законе 2002 г. содержатся меры, направленные на «декриминализацию иммигрантского сообщества». Однако опыт проводимых акций по легализации показывает, что они в целом не решают задачу снижения объемов нелегальной иммиграции. Пример США: после семи амнистий в стране находилось 7-8,5 млн. недокументированных иммигрантов и не наблюдалось снижения притока «нелегалов» из Мексики.

От 4 до 10 млн. человек – столько, по разным оценкам, незаконных мигрантов насчитывается в странах СНГ. Масштабы незаконной миграции таковы, что в одиночку с порождаемыми ею проблемами ни одной стране не справиться. Кроме того, страны СНГ являются «коридором» и одновременно источником нелегалов в Европу. В связи с этим миграционный процесс в СНГ было решено взять под «международный» контроль. Включение стран СНГ в сферу деятельности Будапештского процесса позволило не только использовать европейский опыт борьбы с нелегальной миграцией, но и привлечь дополнительные финансовые средства. Но сложность решения заключается в несогласованности национальных законодательств стран СНГ, регулирующих въезд, выезд и сроки пребывания в странах Содружества иностранных граждан и лиц без гражданства. А также в незаинтересованности ряда стран – участниц в его практической реализации, ибо только на территории России незаконно находится большое количество их граждан.

С нелегальной миграцией в России связана еще одна проблема. Кроме нерегистрируемых мигрантов из стран СНГ в Российской Федерации находятся транзитные мигранты из азиатских и африканских стран, которые используют постсоветские пространство как транзитный евразийский «коридор» в Западную Европу.

Анализируя эффективность механизма регулирования миграционных процессов в России, который начал складываться в начале 90-х годов ХХ века с созданием Федеральной миграционной службы, приходится констатировать, что он на начальном этапе был не адекватен тому крупномасштабному характеру, который миграция приобрела в нашей стране за эти годы. К основным причинам, объясняющим неспособность структур, призванных обеспечивать государственную миграционную политику, отвечающую интересам социально-экономического и демографического развития страны, интересам национальной безопасности можно отнести следующие: создание механизма реализации государственной миграционной политики происходило спонтанно, без научно обоснованных подходов и оценок, без достаточной правовой базы; не был проведен мониторинг и не осуществлено научное прогнозирование миграционной обстановки в Российской Федерации; не исследован и не использован опыт зарубежных стран по предотвращению и пресечению незаконной миграции. Учрежденная для этих целей Федеральная миграционная служба не решила возложенных на нее задач, не смогла стать координирующим центром осуществления государственной миграционной политики. Не была создана федеральная система учета иностранных граждан, прибывающих в Россию. Не достаточно эффективными, разрозненными, слабо оснащенными с точки зрения автоматизации и унификации технологий оказались службы паспортно-визового, налогового, таможенного, пограничного контроля.

Рост незаконной миграции вызвал необходимость введения уголовной ответственности за ее организацию. С принятием Федерального закона от 01.01.01 г. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях » была установлена уголовная ответственность за организацию незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Для более эффективного предупреждения, пресечения и борьбы с незаконной миграцией представляется необходимым ратификация Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, принято резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи 15.11.2000 г. И уже с учетом данного Протокола должны быть предусмотрены отдельные составы преступлении, устанавливающие уголовную ответственность за незаконный ввоз мигрантов.

В октябре 2006 г. в целях противодействия незаконной миграции были внесены поправки в Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», предусматривающие возможность получения иностранными гражданами, прибывающими в РФ из стран СНГ (кроме Грузии и Туркменистана, с которыми у России установлен визовый режим), разрешения на временное проживание без учета квот, устанавливаемых правительством, а лишь на основании заявления гражданина. Наряду с нормативно – правовым обеспечением миграционной деятельности, внимание должно уделяться организации учета имеющихся ресурсов на основе информации, учетных данных и анализа деятельности органов иммиграционного контроля и оперативных служб. В этих целях, на наш взгляд, следует в кратчайшие сроки разработать и внедрить в практическую деятельность новые элементы системы мониторинга иммиграционных процессов. Именно с позиций управления миграционными процессами «предупреждение» неконтролируемой миграции необходимо рассматривать как процесс воздействия на объект возможного контроля (первопричины неконтролируемой миграции), где субъектом является мигрант, не охватываемый комплексом мероприятий по иммиграционному контролю.

Позиция государства по вопросу регулирования миграции и организации иммиграционного контроля на территории Российской Федерации на среднесрочную перспективу определилась в Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Самым основным и приоритетным направлением регулирования внешней иммиграции в Россию было определено обеспечение контроля за иммиграционными процессами в Российской Федерации. Функционирование этой системы предполагает затраты многомиллионных бюджетных средств, в частности, на административное выдворение и депортацию. Между тем, в Концепции не предусмотрены направления по выработке механизма легализации и натурализации незаконных иммигрантов, хотя это может оказаться не менее эффективным, но менее затратным средством управления. В западных странах (США, Франции, Италии, Греции и других) активно применяются так называемые «амнистии » для незаконных иммигрантов, и этот опыт можно использовать в российской практике.

Меры по противодействию незаконной миграции должны быть выработаны и законодательно закреплены на различных стадиях: на стадии предупреждения (информационные кампании в странах исхода мигрантов, контроль на границах, работа с транспортными перевозчиками); на стадии выявления (контроль за пребыванием иностранных граждан па территории страны и за порядком найма работодателями иностранной рабочей силы, проведение программ легализации); на стадии пресечения (применение различных видов юридической ответственности за выявленные правонарушения в миграционной сфере; депортация нелегальных мигрантов).

В связи с этим автор обосновывает значимость принятия Федерального закона «Об иммиграции в Российской Федерации», который был бы способен содействовать реализации основных принципов и целей иммиграционной политики, и в том числе упорядочению политики в отношении незаконной миграции.

В заключении сформулированы выводы, предложения и практические рекомендации, представлены обобщенные теоретические и методологические основы новых подходов к политике противодействия незаконной (нелегальной) миграции, представляющей угрозу безопасности государства.

1. Причины и факторы незаконной миграции населения // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2010. № 2 – 0,6 п. л.

2. Основные направления государственной политики в сфере противодействия незаконной миграции // Власть, 2009.- 0,4 п. л.

3. Незаконная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2009. №2 - 0,7 п. л.

Публикации в сборниках:

4. Миграционная политика России // Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения. Сб. научных статей. Вып. № 1(10). М., РАГС, 2010.- 0,75 п. л.

5. Ю . К вопросу о соотношении понятий «миграция» и «незаконная миграция» //Диалог цивилизаций. Бишкек, 2008, №9 – 0,5 п. л.

6. Основные направления государственной политики в сфере противодействия незаконной миграции //Политические институты и процессы в ХХI веке. Сб. статей студентов, аспирантов и молодых ученых-политологов. М.,МАКС –Пресс, 2,5 п. л.

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Государственная политика противодействия незаконной миграции

Научный руководитель

доктор политических наук, профессор

Изготовление оригинал-макета

Подписано в печать _____

Усл. п.л._______ Тираж____экз.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Отпечатано ОПМТ РАГС. Заказ № ______

119606 Москва, пр-т Вернадского, 84

См.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000. // www. *****/2009/05/14/nacbezopasnostj. html

Нелегальная миграция в Россию. – М., 2000.

Панарин и этнические миграции //Pro et contra: Проблемы безопасности. М.,1998.Осень.

29 сентября губернатор Анатолий Артамонов провел координационное совещание по обеспечению правопорядка в области. В его работе принял участие федеральный инспектор по Калужской области Алексей Лебедев .

Обсуждалось состояние работы по противодействию незаконной миграции, нелегальной трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, а также дополнительные меры по повышению уровня взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных структур в данной сфере.

Отмечалось, что на протяжении последних лет в области наблюдается увеличение миграционного потока. За восемь месяцев текущего года поставлено на миграционный учет 153 869 иностранных граждан и лиц без гражданства, оформлено 15 709 патентов для осуществления трудовой деятельности. На территории региона активно продолжается реализация Государственной программы оказания содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2016-2021 годы. В 2017 году на учет поставлено 5634 ее участника.

В целях повышения эффективности государственного контроля в сфере миграционных отношений и принятия мер к работодателям, незаконно использующим иностранную рабочую силу, УМВД России по Калужской области проводятся оперативно-профилактические мероприятия. В ходе операции «Нелегал-2017» за 8 месяцев текущего года выявлено 295 фактов нарушения миграционного законодательства и возбуждено 114 уголовных дел, в период проведения «Цунами» – 1655 фактов нарушений.

Помимо этого – 2600 лиц, находящихся на территории РФ с нарушением режима пребывания и незаконно осуществляющих трудовую деятельность. В отношении них приняты меры административного воздействия, в том числе 214 человек выдворены за пределы России. Вынесено решений о наложении административных штрафов на общую сумму около 22 миллионов рублей.

В целях пресечения нелегальной трудовой миграции особое внимание уделяется определению объективной потребности в иностранных работниках и подготовке оптимальных предложений по объемам квот на осуществление ими трудовой деятельности. Повышение требований к соблюдению работодателями действующего законодательства позволило сократить численность привлекаемых в регион иностранных работников с 3877 человек в 2015 году до 2289 – в 2016 году и 1818 – в 2017 году.

В этом году в области , где иностранным гражданам предоставляют все государственные услуги по оформлению документов по системе «единого окна».

Положительно оценив первые результаты работы ММЦ и его эффективность, Анатолий Артамонов особо подчеркнул, что это позволило организовать прием мигрантов на современном уровне, не оставив возможностей для проявления коррупции в данной сфере. Участники совещания внесли ряд предложений по дальнейшему улучшению работы учреждения.

Говоря о необходимости повышения уровня противодействия незаконной миграции, Анатолий Артамонов отметил, что основные направления данной работы намечены Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. На основе решений главы государства в области реализуется Концепция миграционной политики до 2025 года.

В этом документе изложены основные принципы, которыми мы должны руководствоваться для регулирования любых отношений в этой сфере,

– подчеркнул глава региона.

В ходе совещания речь также шла об эффективности функционирования системы профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых на территории области несовершеннолетними.

В этой работе участвуют органы государственной власти, местного самоуправления, правоохранительные структуры, здравоохранение, учреждения социального обслуживания. Межведомственное взаимодействие заключается в обмене информацией, проведении совместных профилактических мероприятий, реализации социальных программ и проектов. В области действуют 303 комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Приоритетным направлением является выявление и оказание помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Количество таких семей за последние три года снизилось в регионе на 23,7%. Численность безнадзорных детей сократилась на 27,3%. За 8 месяцев текущего года поставлены на профилактический учёт 510 родителей, отрицательно влияющих на своих детей и не занимающихся их воспитанием. В целях недопущения популяризации в подростковой среде криминальной субкультуры проведено более 2300 профилактических лекций для учащихся по данной тематике. Во всех школах области созданы родительские патрули, которые в этом году более 550 раз осуществили выходы в места массового пребывания молодежи. Эффективно были проведены оперативно-профилактические мероприятия «Здоровье» и «Подросток».

Благодаря принимаемым мерам за 8 месяцев текущего года в области на 20,5% снизилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием, на 26,4% сократилось число групповых преступлений. Более 700 правонарушителей, состоящих на учете (72 % от общего количества подростков указанной категории), вовлечены в организованные формы досуга – кружки, секции, клубы.

Комиссия рекомендовала органам местного самоуправления муниципальных образований области активнее осуществлять работу по подготовке проектов и привлечению грантов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленных на профилактику правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Состоялся обмен мнениями.

Подводя итог, Анатолий Артамонов отметил необходимость привлечения в образовательную сферу талантливых педагогов и спортивных тренеров, способных своим личным примером повлиять на воспитание «трудных» детей. При этом, по мнению губернатора, стоит вспомнить положительный исторический опыт нашей страны в борьбе с подростковой преступностью.

Только заинтересованная воспитательная работа может дать результат. Каждый ребенок должен получить возможность приобщиться к интересной для него части общества, где ему уделят внимание,

– подчеркнул глава региона.

Он также заметил, что в такой заботе нуждаются не только семьи и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, но и вполне благополучные.

Пресс-служба Правительства Калужской области

В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года противодействие организации каналов незаконной миграции является одним из основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации.

В целях противодействия незаконной миграции Управление активизирует работу по проведению оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций, направленных на выявление и пресечение нарушений миграционного законодательства Российской Федерации.

Вопросы реализации государственной миграционной политики являются одним из важнейших вопросов в рамках организации межведомственного взаимодействия.

В ходе реализации контрольно-надзорных полномочий, Управление особое внимание уделяет борьбе с незаконной миграцией, ужесточению контроля и надзора за миграционной обстановкой на территории Чувашской Республики, пресечению нарушений правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использованию их труда.

Работа в данном направлении строится в тесном взаимодействии с правоохранительными органами, территориальными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти в Чувашской Республике.

В рамках реализации комплекса мер по обеспечению безопасности в период проведения XXII зимних Олимпийских играх в г. Сочи и будет оказана практическая помощь территориальному органу ФМС России по их исполнению.

Для реализации задачи по противодействию незаконной миграции Управлением в 2014 – 2016 годах планируется основные усилия сосредоточить на следующих приоритетных направлениях деятельности:

выявление и пресечение каналов незаконной миграции;

выявление, сбор и сопровождение материалов, содержащих признаки состава преступления, предусмотренного статьями 322.1, 327 УК РФ;

выявление и привлечение к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации;



исполнение международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;

Усиление государственного контроля за трудовой деятельностью иностранных работников, привлечение к административной ответственности работодателей иностранных граждан, допустивших нарушения законодательства Российской Федерации в сфере миграции.

Продолжая деятельность, направленную на противодействие незаконной миграции, Управление в 2014-2016 годах планирует ежегодно проводить рабочие встречи с представителями и лидерами национальных сообществ (диаспор) по следующим вопросам: разъяснение требований и вносимых изменений в миграционное законодательство Российской Федерации, проведение разъяснительной работы с иностранными гражданами в целях пресечения и недопущения административных и уголовных правонарушений, обсуждение проблемных вопросов, возникающих при оформлении иностранными гражданами разрешений на работу и патентов на занятие трудовой деятельностью. Также продолжить выступления в печатных, электронных средствах информации с целью доведения до иностранных граждан и работодателей новелл миграционного законодательства, информации о необходимости оформления разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности. С целью исключения фактов незаконного получения разрешений на работу повысить качество проверок документов поданных для оформления разрешений на работу и патентов по имеющимся базам. При выявлении в ходе проверок оснований для отказа в выдачи разрешительных документов привлекать виновных к ответственности. Организационно-аналитическое обеспечение реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года»

В 2014-2016 годах в рамках выполнения Концепции деятельность Управления будет направлена на:

а) совершенствование предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере миграции, в том числе с использованием информационных технологий (инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме);

б) совершенствование способов получения, формирования, хранения и использования дактилоскопической информации об иностранных гражданах с последующим использованием полученной информации компетентными органами, в том числе в правоохранительных целях;

в) расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения реализации государственной миграционной политики Российской Федерации, в том числе:

Развитие системы статистического наблюдения на основе административных систем учета населения и системы выборочных исследований по вопросам внутренней и международной миграции;

- совершенствование механизмов сбора, хранения, обработки и распространения информации в сфере миграции;

- информационное обеспечение различных миграционных программ и мониторинг их эффективности;

Заключение

Из вышесказанного следует, что цель ФМС как органа исполнительной власти заключается в реализации государственной политики в сфере миграции и осуществление правоприменительных функций, функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг.

В рамках этой цели УФМС осуществляет оформление и выдачу основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации (паспорт для внутреннего пользования и для выезда за пределы России), осуществляет регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ФМС осуществляет оформление и выдачу документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации, а также их регистрационный учет по месту пребывания и по месту жительства на территории Российской Федерации и контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иммиграционный контроль - осуществляемый уполномоченными органами государства контроль, направленный на обеспечение государственного регулирования миграционных потоков при въезде на территорию РФ и пребывания на ней иностранных граждан и лиц без гражданства. Система И.к. является составной частью государственной миграционной политики. В соответствии с законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан в РФ контроль за соблюдением иностранными гражданами правил въезда в РФ, транзитного проезда через территорию РФ, постоянного проживания или временного пребывания в РФ и выезда из РФ осуществляют федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, органы исполнительной власти субъектов РФ по внутренним делам, а также иные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством. В случае, если имеются достаточные основания полагать, что иностранный гражданин, въезжающий в РФ, страдает заболеваниями, вследствие которых он в соответствии с законодательством РФ не имеет права на въезд в РФ, или установлено, что он прибыл из района неблагоприятной эпидемиологической обстановки, в пункте пропуска через Государственную границу РФ такой гражданин может быть подвергнут медицинскому и санитарно-эпидемиологическому контролю. Перечень заболеваний, вследствие которых иностранный гражданин не имеет права на въезд в РФ, устанавливается Правительством РФ..

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕШЕНИЯ ЗАСЕДАНИЯ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕЩАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН ОТ 28 НОЯБРЯ 2011 ГОДА N 7

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 2010 года N 1535 "О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка" и Указом Президента Республики Татарстан от 25 декабря 2010 года N УП-864 "О Координационном совещании по обеспечению правопорядка в Республике Татарстан" :

1. Утвердить прилагаемое решение Координационного совещания по обеспечению правопорядка в Республике Татарстан от 28 ноября 2011 года N 7 "О мерах по усилению противодействия незаконной миграции" (далее - решение).

2. Контроль за исполнением решения возложить на ответственного секретаря Координационного совещания по обеспечению правопорядка в Республике Татарстан В.А.Власова.

Президент
Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ

РЕШЕНИЕ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕЩАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН ОТ 28 НОЯБРЯ 2011 ГОДА N 7 "О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ"


Утверждено
распоряжением
Президента Республики Татарстан
от 17 декабря 2011 года N 529

В эпоху глобализации современного мира вопросы регулирования миграционных процессов приобретают важнейшее значение, поскольку позитивные и негативные стороны этого явления оказывают весомое воздействие на развитие любого государства мира. Умение определить стратегию управления этими процессами является сегодня одним из основных показателей эффективности деятельности органов государственной власти.

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается заметное снижение рождаемости и сокращение численности населения, постоянно проживающего на территории страны.

По прогнозам демографов, число трудоспособных россиян к 2025 году уменьшится на 11 миллионов человек. При этом доля граждан старшего возраста в структуре экономически активного населения будет только расти, что приведет к значительному увеличению нагрузки, приходящейся на трудоспособное население.

Сохраняется тенденция к уменьшению внутренней социальной и экономической миграции трудоспособного населения. Этот факт приводит к понижению способности обеспечить возрождающиеся и новые производства трудовыми ресурсами.

Все это отрицательно сказывается на темпах роста экономики и благосостояния жителей Российской Федерации, скорости перехода российской экономики на инновационный путь развития и, тем самым, на конкурентоспособности страны в целом и ее месте в глобальном мире. В сложившихся условиях миграция становится одним из важных факторов развития экономики.

По данным Федеральной миграционной службы, на территории России зарегистрировано около 9,7 миллиона иностранных граждан, в том числе 6 миллионов трудовых мигрантов.

Республику Татарстан за 10 месяцев 2011 года посетили более 100 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства из 130 стран мира. Подавляющее большинство мигрантов, прибывающих в Республику Татарстан, около 74 тысяч, - это граждане стран Содружества Независимых Государств.

Постоянно и временно в Республике Татарстан легально проживают более 14 тысяч иностранных граждан. В 2011 году около 11 тысяч иностранных граждан из 60 стран получили разрешения на работу, из них около 60% - по специальностям для осуществления трудовой деятельности в сфере строительства. Всего на предприятиях, в организациях и у индивидуальных предпринимателей трудится около 12 тысяч иностранных граждан.

Кроме того, иностранным гражданам оформлено свыше 16 тысяч патентов, которые дают им право осуществлять трудовую деятельность на основании договора по найму у граждан Российской Федерации для личных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Нарушение миграционных правил характеризуется высокой латентностью и внезапным возникновением. Наибольшую опасность представляет незаконная миграция, происходящая за рамками правового регулирования и государственного контроля. Прибывающий в Российскую Федерацию больший поток мигрантов из безвизовых стран Содружества Независимых Государств находит работу и проживает нелегально.

Только за 10 месяцев 2011 года в Республике Татарстан выявлено более 14 тысяч административных правонарушений, в том числе 7,5 тыс. нарушений режима пребывания иностранными гражданами и более 2,5 тыс. нарушений незаконного осуществления ими трудовой деятельности. Данная категория иностранных граждан должна содержаться в специальных учреждениях, так как они намеренно скрываются от должностных лиц, ответственных за их выдворение.

В рамках исполнения Поручения Президента Российской Федерации от 15 июня 2010 года N Пр-1729 принят Закон Республики Татарстан от 25 декабря 2010 года N 101-ЗРТ "О порядке создания в Республике Татарстан специальных учреждений временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации" . Однако в связи с тем, что до настоящего времени на федеральном уровне не приняты нормативные правовые акты, определяющие механизм реализации данного Закона, такие специальные учреждения в Республике Татарстан пока не созданы.

Незаконные мигранты прежде всего заняты в теневой экономике, уклоняются от уплаты налогов, оказывают вследствие бесправного положения и заниженных заработков давление на рынок труда, ухудшают эпидемиологическую ситуацию. Высока доля их участия в криминальных структурах и совершения ими различных преступлений, в том числе экстремистского характера.

В целях дальнейшего совершенствования межведомственного взаимодействия по противодействию незаконной миграции Координационное совещание по обеспечению правопорядка в Республике Татарстан РЕШИЛО:

Поручить:

1. Кабинету Министров Республики Татарстан:

1.1. В целях обеспечения реализации государственными органами полномочий по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых иностранными гражданами, и создания в Республике Татарстан специального учреждения для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации за пределы Российской Федерации, в срок до 1 марта 2012 года подготовить Положение о данном специальном учреждении и принять меры по его созданию.

1.2. Подготовить предложения в Правительство Российской Федерации о разработке проекта федерального закона, предусматривающего предоставление права субъектам Российской Федерации принимать решения по перераспределению численности иностранных работников в пределах установленной квоты (передачи от одного работодателя другому), в том числе лишения работодателей, допустивших грубые нарушения миграционного законодательства, возможности привлечения иностранных работников.

2. Министерству внутренних дел по Республике Татарстан, Министерству здравоохранения Республики Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан в срок до 1 марта 2012 года разработать и совместно утвердить порядок взаимодействия по выявлению иностранных граждан, занимающихся на территории Республики Татарстан бродяжничеством и попрошайничеством с детьми в возрасте до 14 лет.

3. Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан принять дополнительные меры, направленные на исключение фактов необоснованного привлечения иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности в Республике Татарстан, а также на поддержание оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации.

4. Министерству образования и науки Республики Татарстан взять на особый контроль исполнение

5. Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, Министерству внутренних дел по Республике Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в срок до 1 апреля 2012 года разработать и заключить Соглашение о межведомственном взаимодействии и информационном обмене по вопросам противодействия незаконной миграции, а также при исполнении государственной функции по контролю и надзору за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации.

6. Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан:

6.1. Наладить взаимодействие по вопросам противодействия незаконной миграции с Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу.

6.2. При привлечении к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, в обязательном порядке в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях , направлять материалы в суды для принятия решения об административном выдворении указанных лиц за пределы Российской Федерации.

7. Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан, Министерству внутренних дел по Республике Татарстан совместно с Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан и Управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан продолжить практику проведения совместных мероприятий, направленных на профилактику и выявление правонарушений в сфере миграции.

8. Министерству внутренних дел по Республике Татарстан организовать и провести комплекс оперативно-профилактических мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности физических и юридических лиц, причастных к изготовлению и реализации поддельных разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности, уведомлений о постановке на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства, а также установление фактов легализации (отмывания) доходов, полученных от организации и содействия незаконной миграции.

9. Министерству внутренних дел по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан, Татарстанской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы в процессе оперативно-розыскной деятельности, расследования преступлений, а также в ходе рассмотрения зарегистрированных в установленном порядке сообщений о преступлениях выявлять и пресекать каналы вывоза из Российской Федерации валютных средств и материальных ценностей, полученных в результате незаконной трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, а также факты неоформленных трудовых отношений с иностранными гражданами и лицами без гражданства.

10. Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан, Министерству внутренних дел по Республике Татарстан совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан в 1-м полугодии 2012 года провести комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности проверок соблюдения правил регистрационного учета и порядка предоставления жилых помещений для проживания (пребывания) иностранным гражданам и лицам без гражданства.

11. Министерству внутренних дел по Республике Татарстан совместно с Ассамблеей народов Татарстана и Управлением Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан с целью формирования толерантного восприятия местных традиций и обычаев у прибывающей из-за рубежа молодежи, их интеграции в общество, профилактики экстремизма, а также для получения упреждающей информации об участии мигрантов в деятельности террористических и экстремистских организаций проводить регулярные рабочие встречи с лидерами и представителями национальных культурных автономий и общественных объединений.

12. Прокуратуре Республики Татарстан совместно с Министерством внутренних дел по Республике Татарстан, Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан, Управлением Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан в 1-м полугодии 2012 года провести проверки организаций и предприятий, привлекающих иностранных работников, по исполнению миграционного законодательства.

13. Ассамблее народов Татарстана, Министерству внутренних дел по Республике Татарстан, Министерству здравоохранения Республики Татарстан, Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан, Государственной инспекции труда в Республике Татарстан, Уполномоченному по правам человека в Республике Татарстан проводить работу по разъяснению иностранным гражданам и лицам без гражданства действующего российского законодательства.

14. Ассамблее народов Татарстана практиковать за счет средств, полученных в виде грантов для поддержки межнациональных отношений, проведение курсов по обучению русскому и татарскому языкам иностранных граждан, прибывающих в республику с целью осуществления трудовой деятельности и для временного проживания.

15. Республиканскому агентству по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" совместно с Управлением Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан, Министерством внутренних дел по Республике Татарстан проводить информационно-пропагандистские мероприятия по освещению в средствах массовой информации предпринимаемых государством мер, направленных на противодействие незаконной миграции, разъяснению гражданам важности проводимых мероприятий.

16. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан:

16.1. Усилить контроль за исполнением Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" в части получения детьми иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающими и проживающими на территории Республики Татарстан по разрешениям, обязательного общего образования.

16.2. Обсудить вопросы организации проведения мероприятий, направленных на адаптацию и интеграцию иностранных граждан и лиц без гражданства, в рамках каждого муниципального образования Республики Татарстан, привлечения к данным процессам лидеров и представителей национальных культурных автономий и общественных объединений.

16.3. Проводить рабочие встречи с руководителями управляющих компаний, председателями товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов, руководителями сельских поселений с целью доведения информации до жителей муниципальных образований об административной ответственности за предоставление жилых помещений иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся в Российской Федерации незаконно или с нарушением порядка постановки на миграционный учет.