Преступления против собственности и их предупреждение. Криминология Предупреждение преступлений против собственности

1. Профилактика корыстных преступлений против личной собственности граждан базируется на крупномасштабных общесоциальных мероприятиях экономического, идейно-воспитательного, организационного характера. Они создают основу для искоренения отсталых взглядов и «традиций». Указанные мероприятия дают возможность для наступательной борьбы с пьянством, с негативными формами досугово-бытовой психологии, с недисциплинированностью в труде, на работе и в поведении в общественных местах.

Существенное значение для профилактики корыстных преступлений имеет расширение в объеме имеющейся потребности телефонной сети, сети гаражей и стоянок для индивидуального автомототранспорта, улучшение освещенности улиц, дворов, подъездов.

2. К специально-профилактическим мерам относятся:

а) техническая укрепленность входов квартир и охранная сигнализация, выпуск надежных систем замков, оборудование подъездов кодовыми замками;

б)развитие правовой пропаганды, направленной на устранение виктимологических условий, способствующих рассматриваемым преступлениям. Например, широкое освещение в середине 70-х годов на страницах печати вопросов борьбы с мошенническими действиями шулеров способствовало заметному сокращению числа этих преступлений, в том числе в аэропортах, санаториях и домах отдыха, поездах;

в) целевые рейды по предупрелсдению краж из квартир, мошенничества, уличных грабежей и разбоев, проводимые органами внутренних дел совместно с общественностью. Они имеют большой профилактический эффект, так как в процессе их нередко выявляются лица без определенных занятий и места жительства, гастролеры-рецидивисты и т. д., демонстрируется лицам, склонным к совершению корыстных преступлений, защищенность объектов возможных посягательств. Специфическим мероприятием по предупреждению краж с проникновением в жилище граждан является также организация дежурств силами жильцов в подъездах своих домов. Этот опыт Москвы нашел поддержку и в других городах страны;

г) дислокация патрульно-постовой службы во взаимодействии с дружинниками и активом общественных пунктов охраны порядка с тем, чтобы обеспечить постоянное или периодическое наблюдение за местами, где чаще совершаются корыстные преступления, и в соответствующее время суток;

д) деятельность специализированных групп работников внутренних дел по борьбе с карманными кражами, кражами из квартир;



ж) административный надзор в предусмотренных законом случаях. Если в прошлые годы он был недостаточно эффективен в отношении корыстных преступников, то Закон от 22 сентября 1983 г. «О внесении изменений и дополнений в законодательство СССР об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» значительно расширил сферу действия надзора, устанавливаемые ограничения и повысил ответственность за их умышленные нарушения. Административный надзор может, в частности, сыграть серьезную роль в предупреждении рецидива краж и мошеннических действий;

з) специализированная правовоспитательная работа с лицами, склонными к совершению корыстных преступлений, направленная на формирование убеждения в неотвратимости и реальности наказания за эти преступления;

и) совершенствование следственной и судебной практики по делам о корыстных преступлениях, повышение ее общего и специального превентивного воздействия, в том числе за счет обеспечения гласности, развития следственной и судебной профилактики, включая устранение условий, способствовавших кражам и другим корыстным преступлениям. Решение этих задач предполагает и широкое использование средств и методов криминалистической техники для изобличения преступников и для обеспечения неотвратимости их наказания.



3. Предупреждение преступлений против личной собственности предполагает широкое участие членов комсомольско-оперативных отрядов добровольных на родных дружин. Обученные методам определения мест возможной концентрации уголовных элементов (пивные, рестораны, вокзалы, крупные магазины и т. п.), выявления их преступных намерений (у карманных воров, шулеров и т. п.), специализированные дружинники успешно предотвращают корыстные преступления в общественных местах.

4. В целом успех специальной профилактики преступлений против личной собственности зависит от тесного сочетания различных ее форм, от взаимодействия всех ее участников, и в первую очередь жилищно-коммунальных и правоохранительных органов, а также специализированных формирований общественности; от своевременности и полноты выявления лиц, склонных к совершению таких преступлений; от обеспечения своевременного наказания корыстных преступников, соответствующего содеянному и эффективности контроля за их поведением; от надежной защищенности объектов от возможного посягательства.

Предупреждение имущественных преступлений связано прежде всего с совершенствованием существующих общественных отношений, главным образом в сфере производства и распределения, повышением материального благосостояния населения. Поскольку наше общество начинает ориентироваться на рыночную экономику, то имущественное неравенство как одно из основных противоречий в детерминации корыстной преступности является неизбежным и неустранимым. Однако и в этих условиях возможно определенное сглаживание, нейтрализация неравенства. Основная деятельность государства при этом должна заключаться в создании условий для многообразия и широкой доступности легальных способов достижения материального благополучия, в воспитании такой личности, для которой правомерный путь достижения своих целей является единственным, в создании и охране таких общественных отношений, при которых каждый человек способен позаботиться о себе самостоятельно, создать условия для собственной и своих детей жизнедеятельности. Государство должно оказывать более интенсивную помощь лишь тем лицам, которые в силу определенных причин оказались в затруднительном положении, например, инвалидам, детям-сиротам, многодетным и малообеспеченным семьям, безработным и т.д.

При разработке конкретных профилактических мероприятий по предупреждению имущественных преступлений следует отказаться от «приказных методов», шире использовать экономические стимулы, материальную заинтересованность, что послужит определенной гарантией их исполнения, а не будет просто декларированным правом.

Основная тяжесть по осуществлению специальнопрофилактических мероприятий по предупреждению имущественных преступлений ложится на органы внутренних дел.

Специализированные подразделения ОВД осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о состоянии оперативной обстановки на обслуживаемой территории и объектах, а также о структуре, динамике и уровне преступности, тенденциях ее развития. Анализ статистических данных, дел и материалов о кражах и других преступлениях рассматриваемой группы позволяет определить наиболее распространенные способы их совершения и сокрытия, используемые технические средства, предметы преступных посягательств, каналы сбыта краденого, условия, способствующие совершению преступлений. Подобная информация необходима как для разработки и осуществления конкретных профилактических мероприятий, так и для более быстрой и полной раскрываемости этих преступлений. Освещение материалов в средствах массовой информации помогает сокращению виктимологических условий рассматриваемых преступлений. Специализированные подразделения подготавливают также обобщенную информацию в органы местного самоуправления о необходимости устранения причин и условий совершения преступлений, в том числе в связи с незащищенностью, неудовлетворительной укрепленностью вероятных объектов преступного посягательства.

Подразделения вневедомственной охраны производят установку средств сигнализации и несут охрану на договорной основе квартир и других мест хранения имущества собственников, производят обследование состояния технической укрепленности охраняемых объектов, осуществляют на охраняемых объектах установленный пропускной режим, контроль за ввозом и вывозом материальных ценностей, устанавливают на контрольно-пропускных пунктах приборы и приспособления для обнаружения похищаемой продукции, сопровождают грузы, а также оказывают иные услуги по усилению защиты имущества от преступных посягательств, взаимодействуют с жилищно- коммунальными службами по защите подъездов жилых домов от проникновения посторонних лиц, снабжают их переговорно-замочными устройствами, домофонами, кодовыми замками и иными техническими устройствами, осуществляют оперативное реагирование на срабатывание охранной сигнализации на объектах собственности, пресечение краж и задержание лиц, их совершающих.

Предупреждение краж включает комплекс мер: информационных, оперативно-розыскных, технических, организационных.

Информационные меры имеют два адресата - преступника и потерпевшего. В отношении потенциальных преступников сравнительно эффективны информационные сообщения о том, что объект находится под видеонаблюдением, имущество находится под охраной или имеет специальные маркировки. Потенциальным потерпевшим советуют, например, документы и деньги носить в разных карманах. Деньги человеку могут понадобиться в любой момент, а документы лишь изредка. Поэтому и то и другое надо хранить раздельно; нельзя держать свой кошелек с деньгами в пакете с другими вещами, да еще поверх них, носить в одном кошельке все деньги и т.п.

Оперативно-розыскные меры позволяют установить места сбыта похищенного, скупщиков краденого, лиц, систематически совершающих кражи.

Технические меры охватывают установку сигнальных противоугонных систем, домофонов и видеофонов, укрепление дверей, установку замков повышенной сложности, оборудование квартиры сигнализацией с ее подключением к пульту вневедомственной охраны и т.д.

Организационные меры включают создание охраняемых автостоянок, охрану гаражей, территорий дачных товариществ собственными силами, с привлечением ЧОПов и пр.

Большое значение имеет также формирование инфраструктуры по трудоустройству и социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В последнее время 350-400 тыс. лиц, отбывших наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, ежегодно возвращаются в общество. Именно они часто совершают имущественные преступления.

Профилактика мошенничества имеет преимущественно викти- мологическую направленность. В этом отношении всегда актуальны рекомендации не играть в азартные игры, не участвовать в «строительстве» пирамид по типу сетевых структур, уличных лотереях, не доверять предложениям быстро заработать, не вносить и не передавать деньги без серьезной и тщательной оценки ситуации и подстраховки.

Профилактический характер имеют интернет-кампании по профилактике мошенничества.

С учетом интересов профилактики краж, грабежей и разбойных нападений как наиболее распространенных видов преступлений определяется дислокация постов и маршрутов патрулирования сотрудников патрульно-постовой службы, проверяются наиболее вероятные места совершения преступлений, укрытия и места концентрации лиц с устойчивым противоправным поведением. Сотрудники патрульно-постовой службы в случае необходимости осуществляют разъяснительную работу среди населения по обеспечению сохранности на улицах и в других общественных местах личного имущества.

Профилактическое значение имеет осуществляемый участковыми инспекторами контроль за соблюдением лицами, имеющими судимость, установленных в отношении них в соответствии с действующим законодательством ограничений. Например, обязанность находиться дома в определенное время, запрещение пребывания в определенных местах, ограничение времени выезда по личным делам за пределы района или города. Эти ограничения в определенной мере сужают возможность совершения вновь имущественных преступлений, а также препятствуют восстановлению преступных связей.

Определенное профилактическое значение, особенно для разбойных нападений, имеет осуществляемый органами внутренних дел контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов, а также пресечение попыток самовольного изготовления оружия, что сужает возможность их нелегального приобретения.

В связи с тем, что значительная часть посягательств на имущество совершается подростками, особое значение приобретает профилактическая работа с ними. Подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в необходимых случаях оказывают им помощь в социально-бытовом устройстве, направляют в органы здравоохранения для оказания медицинской помощи подростков, употребляющих спиртные напитки, наркотические, психотропные и другие средства, вызывающие одурманивание, посещают несовершеннолетних правонарушителей по месту их жительства, учебы, работы, проводят воспитательные беседы с ними, родителями и иными лицами, отвечающими за воспитание и поведение подростков, контролируют поведение несовершеннолетних, осужденных условно или с отсрочкой исполнения приговора .

В целях общей профилактики краж, мошенничеств, грабежей, разбоев, угонов и вымогательств широко используются оперативнорозыскные возможности аппаратов уголовного розыска; проводятся оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, подготавливающих совершение преступлений, принимаются меры по склонению этих лиц к отказу от их совершения. В плане общей профилактики грабежей и разбоев муниципальные органы власти должны уделять внимание освещенности улиц, зон отдыха, пешеходных дорожек и т.д.

Эффективное предупреждение вымогательства невозможно в условиях поиска компромиссов, а затем сотрудничества правоохранительных органов с организованной преступностью.

Элементарное чувство самосохранения указывает на то, что явная или скрытая передача власти криминалитету только усугубляет социальную ситуацию и будет означать превращение основной массы населения в заложников преступного мира.

Как показывает практика, привлечение вымогателей к уголовной ответственности сопряжено с решением ряда проблем, к числу которых следует в первую очередь отнести получение заявления от потерпевшего о том, что в отношении него совершены действия, предусмотренные ст. 163 УК РФ. Потерпевшие зачастую не склонны обращаться за помощью в правоохранительные органы, руководствуясь следующими мотивами:

  • боязнью мести со стороны вымогателей;
  • неверием в действительную помощь со стороны правоохранительных органов;
  • опасением, что в процессе возможного расследования станут известны факты, которые потерпевший желает сохранить в тайне.

Такая мотивация должна быть убедительно опровергнута в процессе деятельности по выявлению, пресечению и раскрытию вымогательства. В этом плане действенным может оказаться информирование населения с помощью СМИ, что правоохранительные органы контролируют ситуацию, готовы эффективно пресечь любые действия преступников, представляющие угрозу интересам возможных заявителей и их близких родственников, в состоянии быстро и эффективно задерживать преступников.

Население должно быть проинформировано о том, по каким телефонам следует звонить в случае совершения вымогательства, а также о том, какие сведения необходимо запомнить при контакте с вымогателями, как вести себя при таких контактах (не теряя самообладания, вступать в переговоры, обговаривать условия, искать общих знакомых, убеждать в лояльности и стремлении договориться на разумных основаниях).

Важная проблема - обеспечение безопасности потерпевших и свидетелей при совершении вымогательства организованными группами. До сведения граждан необходимо доносить, что соответствующие нормативные правовые акты предписывают принятие эффективных мер по защите потерпевших, свидетелей, их родственников, что эти меры на практике применяются, а контрдействия преступников блокируются.

Представляется актуальным и вполне оправданным предложение о развитии инфраструктуры личной безопасности. Необходимо хотя бы частично блокировать давление криминальной среды на граждан за счет:

  • 1) виктимологической профилактики преступлений с помощью СМИ, которые ориентировали бы граждан на определенные алгоритмы поведения в критических ситуациях;
  • 2) организации «школ безопасности» («выживания в городе»), которые могут быть инициированы муниципальными органами, ассоциациями предпринимателей и т. д.;
  • 3) разработки и внедрения специальных средств (бронежилетов, оружия травматического действия, электрошоковых устройств и т.п.);
  • 4) обучения граждан элементарным приемам самообороны .
  • Криминология и профилактика преступлений. Курс лекций: учеб, пособие / Т.Н.Горшенков и др.; под общ ред. В.П. Сальникова. СПб., 2001.
  • Абызов Р.М., Овчинникова С.Ф. Корыстные преступления несовершеннолетних:характеристика, типология личности, предупреждение. Ижевск, 1999. В начале 1990-х гг. среди ряда политиков была популярна точка зрения, чтокриминологическая обстановка должна контролироваться структурамиорганизованной преступности, которая в состоянии обеспечить должныйправопорядок, позволяющий рядовым гражданам чувствовать себя в безопасности.
  • Клейменов М.П. Указ. соч. С. 383.

Под преступлениями против собственности следует понимать предусмотренные главой 21 УК РФ умышленные или неосторожные деяния, соединенные с нарушением права владения, пользования или распоряжения либо с иными способами причинения собственнику или иному законному владельцу имущественного ущерба или с созданием угрозы причинения такого ущерба. В криминологической литературе такие преступления принято называть имущественными.

Наиболее распространенными преступлениями данного вида являются хищения (кража, грабеж, мошенничество, разбой), вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон).

Общественная опасность рассматриваемых преступлений заключается прежде всего в причинении собственнику или иному законному владельцу значительного или более существенного имущественного ущерба, уступающего по своим масштабам разве что ущербу или иным негативным проявлениям от экономических преступлений.

Статистические показатели данного вида преступной деятельности длительное время (более десяти лет) сохраняются примерно на одном и том же уровне, поэтому нет необходимости рассматривать их динамику по годам. Удельный вес краж в общем количестве имущественных преступлений составляет примерно 70%. Такое же количество краж совершается в городах и поселках городского типа. При этом квартирные кражи или кражи из помещения либо иного хранилища составляют около 50% от общего числа зарегистрированных краж. Большая часть (свыше 70%) квартирных краж совершается в утренние и дневные часы (с 8 до 18). В группе совершается только около 15% квартирных краж. Способы краж с проникновением в жилище или иное помещение в основном сводятся к следующему: взлом дверей, проникновение через форточку, окно, срывание запоров и замков либо подбор ключей и отмычек, пролом стены или потолочных перекрытий.

Удельный вес карманных краж составляет 2%. Однако следует учесть высокую латентность этих преступлений вследствие трудностей раскрытия преступления и изобличения виновного. В большинстве случаев карманного вора задерживают лишь после совершения нескольких десятков краж. Карманные кражи совершаются в основном в общественных местах, чаще на рынке и в общественном транспорте. Основную категорию потерпевших составляют женщины. Этот вид краж относится к профессиональным видам преступной деятельности.

Относительно высокий процент составляют кражи транспортных средств- 10,8%. Целесообразно здесь же рассмотреть и преступления, связанные с неправомерным завладением автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угоны). Как показывают исследования, более половины уголовных дел о незаконном завладении транспортными средствами, направленных в суды, составляют угоны. Такое соотношение не случайно и объясняется в первую очередь трудностями в доказывании корыстной цели при завладении автотранспортом.

В большинстве случаев это преступление совершается группой лиц (примерно в семи из 18 случаев). Группы, занимающиеся кражами автомобилей, имеют, как правило, межрегиональные связи. Похищенный транспорт чаще всего подвергается изменению: перекрашивается, изменяются номера двигателя, кузова, государственный регистрационный номер, подделываются документы (паспорт транспортного средства, справка-счет, генеральная доверенность). Иногда транспортное средство попросту разбирается на детали (22%). В большинстве случаев такие кражи совершаются ночью, с 22 до 6 часов (65%). В качестве канала сбыта преступники нередко используют коммерческие автомагазины .

Мошеннические посягательства на чужое имущество в структуре имущественных преступлений имеют относительно небольшой удельный вес - примерно 8%, хотя темп прироста (по отношению к 2003 г.) составил примерно 185%.

Большинство регистрируемых фактов мошенничества носит общеуголовный характер (шулерство, организация мошеннических игр и аукционов, спекуляция с жильем), в то время как экономическое мошенничество, в особенности в кредитно-финансовой сфере, имеет высокую латентность, хотя и наносит гораздо больший ущерб.

Высокая латентность таких преступлений объясняется тем, что потерпевшие зачастую не осознают противоправного характера действий виновного либо, осознав это, не обращаются в правоохранительные органы из-за нежелания скомпрометировать себя.

В большинстве случаев мошенничество совершается лицами, обладающими криминальным профессионализмом, что создает дополнительные трудности в выявлении и предупреждении этих преступлений. До 85% мошеннических посягательств совершаются в городах, как правило, больших. Предметом преступления при мошенничестве наиболее часто являются деньги (75%), ценные бумаги, носильные вещи, содержимое багажа, ручной клади пассажиров.

Способы совершения мошенничества разнообразны: например, продажа вместо золотых, серебряных, платиновых изделий подделок из цветных недрагоценных металлов или изделий из шлифованного стекла под видом драгоценных камней, завладение имуществом под предлогом оказания различных услуг, размен денег и получение денег в долг, выдача себя за представителя органа власти, обман при азартных играх и т.д. Почти половина этих преступлений совершается в группе, что в определенной степени объясняется особенностями способа совершения мошенничества. Проще ввести потерпевшего в заблуждение с помощью преступной группы, где роль каждого заранее определена.

В криминологической науке по содержанию мошеннические обманы классифицируются по-разному. Например, Г.Н. Борзенков приводит следующую классификацию.

  • 1. Обманы в отношении личности (существования, тождества, особых СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ И Т.П.).
  • 2. Обманы относительно различных предметов (их существования, тождества, размера, качества, цены и т.п.).
  • 3. Обманы по поводу различных событий и действий.
  • 4. Обманы в намерениях (ложные обещания) .

А Н.А. Лопашенко полагает, что мошеннические обманы следует классифицировать иначе:

  • обман относительно действительных намерений;
  • обман в предмете преступления: в его свойствах, качестве, количестве;
  • обман в каких-либо фактах или событиях;
  • обман в личности виновного;
  • обман в игре;
  • так называемый «цыганский обман» или обман с использованием гадания;
  • обман в лечении или целительстве и др.

В последние годы активно развиваются манипуляции, связанные с использованием сети «Интернет». Через сеть «Интернет» осуществляются многочисленные мошеннические проекты, вовлекающие граждан в различного рода схемы, сулящие быстрый и большой заработок. Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ) России признала актуальными подготовку и распространение специального письма по этому поводу, в котором названы типичные мошеннические действия, выявленные Комиссией по ценным бумагам и биржам США:

  • 1) «увеличить и сбросить» (pump&dump) - вид рыночной манипуляции, заключающийся в извлечении прибыли за счет продажи ценных бумаг, спрос на которые был искусственно сформирован. Манипулятор, называясь инсайдером или осведомленным лицом и распространяя зачастую ложную информацию об эмитенте, создает повышенный спрос на определенные ценные бумаги, способствует повышению их цены, затем осуществляет продажу ценных бумаг по завышенным ценам. После совершения подобных манипуляций цена на рынке возвращается к своему исходному уровню, а рядовые инвесторы оказываются в убытке. Данный прием используется в условиях недостатка или отсутствия информации о компании, ценные бумаги которой редко выставляются на продажу;
  • 2) финансовая пирамида (pyramid schemes) при инвестировании денежных средств, используя интернет-технологии, полностью повторяет классическую финансовую пирамиду. Благодаря применению данного приема инвестор получает прибыль исключительно за счет вовлечения в игру новых инвесторов;
  • 3) схема «надежного» вложения капитала (the risk - free fraud) заключается в распространении через сеть «Интернет» инвестиционных предложений с низким уровнем риска и высоким уровнем прибыли. Как правило, это предложение несуществующих, но очень популярных проектов, например, вложения в высоколиквидные ценные бумаги банков, телекоммуникационных компаний в сочетании с безусловными гарантиями возврата вложенного капитала и высокими прибылями;
  • 4) «экзотические» предложения (exotic offerings) - например, распространение через сеть «Интернет» предложения акций костари- канской кокосовой плантации, имеющей контракт с сетью американских универмагов, с банковской гарантией получения через непродол-

жительный промежуток времени основной суммы инвестиций с 15%- ной прибылью;

  • 5) мошенничества с использованием банков (prime bank fraud) заключаются в том, что мошенники, прикрываясь именами и гарантиями известных и респектабельных финансовых учреждений, предлагают инвесторам вложение денег в ничем не обеспеченные обязательства с нереальными размерами доходности;
  • 6) навязывание информации (touting) - часто инвесторов вводят в заблуждение недостоверной информацией об эмитенте, преувеличенными перспективами роста компаний, ценные бумаги которых предлагаются. Недостоверная информация может быть распространена среди широкого круга пользователей сети самыми разнообразными способами: размещена на информационных сайтах, электронных досках объявлений, в инвестиционных форумах, разослана по электронной почте по адресам.

Анонимность, которую предоставляет своим пользователям сеть «Интернет», возможность охвата большой аудитории, высокая скорость и гораздо более низкая стоимость распространения информации по сравнению с традиционными средствами делают сеть «Интернет» наиболее удобным инструментом для мошеннических действий.

Механизм мошеннических манипуляций определяется адресностью воздействия. В этом плане можно выделить манипуляции индивидуальные (предназначенные конкретному лицу), групповые (объектом выступает группа граждан) и массовые (адресат- неопределенный круг лиц).

Индивидуальные манипуляции связаны с выбором жертвы по определенному признаку. В последние годы потерпевшими от криминальных манипуляций часто становятся пенсионеры.

Групповые манипуляции обычно адресованы более молодым и состоятельным людям.

Массовые манипуляции адресованы неопределенному кругу лиц, в отношении которых осуществляется рекламная политика по формированию потребностей, чаще мнимых, гипертрофированных, ложных (заведомо нереальных) или даже извращенных (вредных для здоровья).

Главным инструментом массовых манипуляций выступает ненадлежащая реклама: недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и скрытая .

Присвоение и растрата - хроническая болезнь российской экономики, успешно преодолевшая порог реформ и внедрившаяся в организм рыночных отношений. Присваиваются бюджетные средства и взносы долевых участников строительства многоквартирных домов, имущество, принадлежащее государственным и общественным организациям, и т.д. В российской экономике возникли «черные дыры», куда исчезают огромные средства.

Довольно широкое распространение получили «черные схемы» и «откаты». В элементарном виде они сводятся к вручению наличных денег, в более изощренном варианте - контракту с перечислением определенной суммы на счет «карманной» фирмы «откатчика».

По оценке отечественных экспертов, в десятку наиболее коррумпированных ведомств России входят различные государственные учреждения, ведающие выдачей лицензий и квот на экспорт, бюджетными трансфертами, обслуживанием бюджетных счетов, зачетом долгов в регионах, а также приватизацией. Уровень «отката» чиновникам составляет 10-30% суммы сделки, с постоянной тенденцией к повышению.

Удельный вес грабежей от общего количества преступлений против собственности составляет примерно 8%. Каждый третий грабеж совершается на улицах, в парках и скверах. Как правило, это безлюдные улицы, глухие дворы и неосвещенные общественные места. Преимущественное время совершения этих преступлений - вечернее и ночное. Около 18% грабежей совершается в группе, 1% - лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения. Чаще всего предметами преступления при грабежах являются меховые шапки, дамские сумочки, портфели, чемоданы, деньги и т.д. При групповых грабежах и разбоях физическое насилие (в виде избиения жертвы) встречается в 35% случаев. В каждом четвертом случае разбоя имеет место угроза применения оружия. Около 60% грабежей и разбоев совершается в темное время суток, в результате преступлений наиболее часто похищаются деньги (54%) или мобильные телефоны (38%).

Удельный вес разбойных нападений в структуре преступлений против собственности составляет примерно 2,2%. Примерно 80% раз- боев совершается в городах и поселках городского типа, каждое пятое разбойное нападение - на улице. Особенно опасно совершение разбойных нападений с применением огнестрельного оружия. Следует также отметить относительно высокий процент совершения разбойных нападений в группе - 36%. Предметом этого вида преступлений чаще всего являются деньги, ювелирные изделия, предметы одежды ит.д. При этом 38% разбойных нападений совершается в состоянии алкогольного опьянения.

Вымогательство занимает самостоятельную нишу в структуре имущественной преступности. В криминологическом смысле вымогательство часто называют рэкетом. Но вымогательство и рэкет - различные явления (и, соответственно, понятия). Вымогательство представляет собой специфический вид завладения чужим имуществом или правом на имущество, характеризующийся самостоятельным способом действия. Рэкет же - это особая разновидность организованной криминальной деятельности, где вымогательство - одна из форм ее проявления.

Рэкет - это явление, выражающееся в действиях, направленных на получение (приобретение) имущественных выгод под угрозой насилия со стороны преступных организаций. Таким образом, рэкет характеризуется наличием четырех существенных признаков.

Во-первых , это действия, направленные на приобретение (получение) - в этом усматривается формальный состав деяния (намерения, выраженные в действиях). Подобные намерения правонарушители, как показывает практика, могут демонстрировать в течение довольно длительного времени (например, в случаях «выбивания» долгов).

Во-вторых, это действия, направленные на приобретение (получение) имущественных выгод, т.е. имеющие корыстную мотивацию.

В-третьих, это действия угрожающего характера. Угроза насилием (либо уничтожением или повреждением имущества или шантаж) - это стержень, сердцевина рэкета. Строго говоря, страх перед насилием (или распространением позорящих сведений) и есть тот энергетический потенциал, который делает эффективной систему организованного вымогательства.

В-четвертых, это действия угрожающего характера со стороны преступных организаций. Рэкетиры, в отличие от «простых» вымогателей, действуют не от своего имени, а от имени организации. Опасность создает именно фактор организованности преступников (привлекаешь к ответственности одного - за него отомстят другие правонарушители). Данный фактор зачастую парализует волю жертвы посягательства, заставляет ее выполнять требования рэкетиров.

Следует подчеркнуть, что рэкет в такой же степени представляет собой порождение преступности, в какой организованная преступность является порождением рэкета. Организованная преступность как опасный социальный феномен возникает тогда, когда складываются отношения между «данниками» и теми, кто взимает эту дань (выступающую как плата за покровительство, защиту, как своего рода налог, разрешение на то, чтобы заниматься определенной деятельностью).

Следует выделить следующие виды современного рэкета.

  • 1. Предпринимательский- рэкет в отношении предпринимателей. Собственники предприятий облагаются своеобразным налогом на покровительство («крышу») со стороны преступников.
  • 2. Рыночный - рэкет в отношении торговцев на рынках, владельцев киосков. Строго говоря, это разновидность предпринимательского рэкета со своей спецификой. Она проявляется, во-первых, в том, что жертвой преступных посягательств становится мелкий предприниматель, во-вторых, в грубых, дерзких методах вымогательства.
  • 3. Транспортный- рэкет на автомагистралях. На карте России можно отметить места, где опасность подвергнуться рэкету со стороны преступных организаций очень высока. Об этом говорят все профессиональные дальнобойщики и лица, занимающиеся перегоном автомобилей с целью их продажи.
  • 4. Финансовый - рэкет, связанный с «выбиванием» долгов .
  • 5. Уличный - рэкет, который представляет собой связанную с вымогательством деятельность тех группировок, которые заполняют «ниши», не занятые организованной преступностью.

В целом уличный рэкет - это проявление групповой, а не организованной преступности, однако это школа для «настоящего» рэкета, его начальная стадия, в которой больше стихийности, дерзости, насилия.

В качестве его форм можно назвать:

  • школьный рэкет - взимание определенной платы с учащихся представителями той или иной группировки;
  • выбор жертвы из числа несовершеннолетних и предъявление к ним требований выплаты определенной суммы за появление (проживание) на данной территории, за якобы нанесенное оскорбление или причиненное неудобство (толкнул кого-либо и пр.), требование выплаты долга за якобы выигранный спор по надуманному основанию.
  • 6. Бюрократический - рэкет, осуществляемый представителями административного аппарата.

Общая тенденция развития рэкета такова, что гангстерский рэкет заменяется (вытесняется) бюрократическим. Бандитские «крыши» уступают место «ментовским», на дорогах большие неудобства водителям причиняют вымогатели в погонах.

Другая тенденция касается легализации рэкета, в частности, под видом коллекторского бизнеса (бизнеса по сбору долгов).

Третья тенденция заключается в создании ситуаций, когда граждане вынуждены погашать несуществующие долги. Рэкетирские технологии используются в деятельности банков, коммунальных организаций и др. Все это указывает на то, что в стране не преодолена тенденция криминализации экономической деятельности .

  • Криминология: учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся поспециальности «Юриспруденция» / под ред. С.Я. Лебедева, М.А. Кочубей. М.:Юнити-Дана: Закон и право, 2012. С. 363. Кириллов С.И. Общеуголовная корыстно-насильственная преступность: проблемытеории и методологии. Коломна, 1999.
  • В последнее время данный вид рэкета мимикрировал под деятельностьколлекторских агентств.
  • Клейменое М.П. Криминология: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма:ИНФРА-М, 2012. С. 380.

Профилактика преступлений традиционно рассматривается в широком (загальносоціальному) и узком (специально-криминологическом) аспектах. Общесоциальная профилактика - это любые полезные обществу меры и действия, функционирование всех позитивных социальных институтов в экономической, политической, нравственной и других сферах. В совокупности эти меры, действия, институты называют обще-социальным предупреждением, превентивный потенциал которого реализуется опосредованно, в результате усовершенствования экономической, политической, нравственной и других сфер жизнедеятельности общества. Общесоциальное предупреждение является основой, фундаментом специально-криминологического (специального) предупреждения, меры которого прямо или непосредственно направленные на недопущение преступлений. Чем совершеннее общесоциальное предупреждение, тем уже есть "круг деятельности" специального предупреждения.

Специально-криминологическое предупреждение преступлений - это деятельность специальных государственных и негосударственных органов, а также их представителей в целях выявления и нейтрализации детерминант преступлений, осуществления позитивного корректирующего воздействия на лиц С криминально ориентированным поведением, недопущения готовящихся преступлений и уже начались.

Профилактическая деятельность в широком понимании рассматривается как одно из средств социального регулирования общественных отношений с целью ликвидации детерминант преступности, как взаимодействия мер эконом и ко-социального, воспитательно-педагогического, организационного и правового характера; как сочетание различных уровней предупреждения преступности.

Задания общесоциальных мероприятий - непосредственное влияние на преступность, а решения более глобальных проблем общественной жизни. Этот вид предотвращения действует и в правовой сфере. Это - совершенствование действующего законодательства, которое прямо не направлено на профилактику преступлений, а является регулятором общественных отношений иного характера (трудовых, семейных), которые, будучи неупорядоченными, играют криминогенную роль. В то же время при решении этих задач создаются условия, которые ликвидируют саму возможность тех или иных противоправных деяний или уменьшают их уровень. Таким образом, меры общесоциального предупреждения имеют широкий диапазон, они влияют практически на все виды детерминант преступности.

В настоящее время профилактика преступлений - это сложный комплекс разнообразных мер предупредительного воздействия, сознательная деятельность, что предполагает достижение промежуточной и конечной цели, которая осуществляется на всех уровнях, учитывая характер и иерархия детерминант преступности, в том числе и преступлений, которые посягают на собственность, как путем воздействия на криминогенные факторы с целью их ликвидации или нейтрализации, так и путем создания и стимулирования анти криминогенных факторов, препятствующих ее появлению. Предупреждение преступности состоит из иерархически связанных между собой уровней. Первый - профилактическое влияние на динамику, структуру, детерминанты преступности в целом (общесоциальная профилактика). Второй - специальное предупреждение отдельных видов преступности в определенных сферах общественной жизни (специально-криминологическая профилактика). Третий - предупреждение совершения преступлений отдельными лицами (индивидуальная профилактика).

Профилактика преступлений является системой мер, направленных на недопущение преступных посягательств, с применением сложного комплекса разнообразных средств. Цели предупреждения предусмотренные главными задачами борьбы с преступностью, которыми в современных условиях являются: стабилизация, сдержанный и возможно дальнейшее сокращение преступности, снижение уровня ее общественной опасности. Конкретизация последних - это: противодействие криминогенным процессам в обществе; создание и укрепление в обществе атмосферы спокойствия и стабильности; уничтожение угрозы правам, свободам и законным интересам личности, обществу и государству, что возникает в связи с возможностью совершения преступлений; недопущение преступлений со стороны лиц, которые являются объектами профилактического воздействия; обеспечение исправления лиц, вовлекаемых в сферу предупредительного воздействия, их ресоциализация.

Предотвращение преступлений занимает особое место в достижении указанных целей, поскольку именно этот вид деятельности - наиболее действенный путь борьбы с преступностью прежде всего потому, что обеспечивает выявление и нейтрализацию ее корни, источников, позволяет прекратить преступные действия на стадии приготовления или уже начатую преступную деятельность, не допускать наступления вредных последствий, дает возможность решать задачи борьбы с преступностью наиболее гуманными способами, с наименьшим вредом для общества, без включения сложного механизма уголовной юстиции и без применения такой формы государственного принуждения, как уголовное наказание.

Профилактика антиобщественных явлений, к которым относится и преступность, предусматривает: во-первых, учет детерминант этой преступности; во-вторых, разработка на этой основе необходимых мер, обеспечивающих нейтрализацию или ликвидацию соответствующих криминогенных факторов.

Система мер предупреждения преступлений против собственности базируется на принципах общесоциального характера, которые призваны обеспечить необходимый уровень благосостояния, культуры, воспитания и обучения людей. Эта система мер:

Действует в соотношении с социальной, экономической, воспитательной, уголовно-правовой политикой государства, которая реализуется через ряд целевых программ оказания материальной и другой помощи семьям и детям, предупреждения правонарушений;

Имеет самостоятельную законодательную базу - комплекс правовых актов, регулирующих вопросы создания оптимальных условий жизни, воспитания людей, защиты их прав и интересов, нейтрализации негативного влияния на них, предотвращения беспризорности, аморальным проявлениям и т. др.;

Обеспечивает деятельность всех субъектов профилактики преступлений, которая опирается на соответствующую информационно-аналитическую базу и обеспечивается бюджетным финансированием.

Предотвращение преступлений против собственности включает в себя систему методов, форм и мероприятий профилактической деятельности, которая относится к более широкой социальной деятельности по предупреждению преступности в целом. Система мероприятий, направленных на предотвращение преступности из корыстных побуждений, является частью основной системы предупреждения преступности, но имеет существенные особенности.

Итак, меры общесоциального предупреждения должны быть направлены на:

Восстановление системы правового воспитания с участием сотрудников органов юстиции, прокуратуры, суда, внутренних дел, адвокатуры, юридических служб государственных предприятий, органов образования, культуры;

Предсказания в программах социального и экономического развития регионов специальных разделов, направленных на концентрацию имеющихся сил и средств по предотвращению бедности и безработице, дифференцированного подхода к обеспечению и поддержанию уровня доходов семьи: оказание социальной помощи малообеспеченным семьям, которые временно оказались в затруднительном положении и по объективным причинам не могут выйти из кризиса собственными силами (потеря кормильца, вынужденная миграция и т.п.); обеспечение гарантированного уровня материальной помощи, социального, медицинского, культурного и бытового обслуживания.

Осуществление эффективных мер профилактики преступлений против собственности возможна лишь при условии тесного взаимодействия правоохранительных органов со средствами массовой информации: прессой, радио - и телевещанием, которые осуществляют виктимологическую профилактику, информируя население, как вести себя в той или иной криминогенной ситуации, а также размещая так называемую социальную рекламу профилактической направленности для виктимологической образования граждан и сообщения о результатах правоохранительной деятельности на данном направлении.

Необходимо информировать население о способах совершения преступления, проводить анализ виктимизации по месту, времени совершения карманных, квартирных краж, мошенничества и незаконного завладения транспортными средствами. С учетом классификации и типологии жертв важно информировать граждан о том, кто чаще и через какие обстоятельства и ситуации становится жертвой корыстного посягательства.

Специально-криминологическая профилактика преступлений против собственности охватывает широкий комплекс различных по характеру мероприятий. Объектами профилактического воздействия являются криминогенные факторы, детерминирующие формирование личности преступника, ситуации, которые обусловливают совершение правонарушения, облегчают их совершение. Такие мероприятия осуществляется на разных уровнях (в пределах всей страны, города, района, населенного пункта) широким кругом субъектов профилактической деятельности.

Вся система специально-криминологических мер борьбы с преступлениями против собственности должна быть направлена на ликвидацию детерминант, формирующих качества личности преступника, облегчают вхождение ее к уголовной группы, и условий создания таких групп.

Специально-криминологические меры предупреждения преступлений против собственности имеют целенаправленный характер, а именно: недопущения этих преступлений. Специальное значение для выявления и ликвидации, блокирования, нейтрализации детерминант данной преступности - это главная особенность специально-криминологической профилактики, но в то же время она направлена на предотвращение преступлений, что задумываются и готовятся, а также прекращение уже начатых.

Специальное и общее предупреждение сочетаются своеобразным обратной связью. Специальное предупреждение органично дополняет и конкретизирует общее, однако меры специальной профилактики имеют временные границы и реализуются в разрезе отдельных его составляющих. Специальное предупреждение базируется на общем, использует профилактический потенциал общественного развития в целом.

Профилактическая направленность уголовного судопроизводства определяется, прежде всего, успешным выполнением задач по раскрытию преступлений, выявлению виновных лиц и правильного применения законодательства, чтобы каждый, кто совершил преступление, был подвергнут справедливому наказанию и не один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности. Выполнение этих требований влияет на воспитание всех членов общества, усиливает уважение к нормам права, способствует исправлению и перевоспитанию лиц, совершивших преступления. Важную профилактическую функцию выполняют демократические принципы уголовного судопроизводства, вся процессуальная форма расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, обеспечивающих обоснованность и законность принятых решений, высокую эффективность воспитательного воздействия процессуальной деятельности прокурорско-следственных и судебных органов.

Существенную роль в специально-криминологических мерах профилактики играет принцип неотвратимости наказания за каждое совершенное преступление. Уголовно-процессуальный закон, вместе с задачей раскрытия преступлений, изобличения виновных и привлечения их к ответственности, возлагает на органы дознания, следователя, прокурора и суд специальные обязанности по предупреждению преступлений. Надо отметить, что такие следственные и процессуальные действия, как возбуждение уголовного дела, привлечение к уголовной ответственности, задержание, назначение наказания, хотя и является средствами, которые направлены на предотвращение возможности совершения данным лицом новых преступлений, но они, к сожалению, не могут ликвидировать весь комплекс факторов, которые обусловили совершение преступления. Поэтому использование специальных мер профилактики, которые непосредственно направлены на выявление и нейтрализацию детерминант преступлений, повышает эффективность работы с расследования и судебного рассмотрения уголовных дел и, по своей сути, является ее логическим завершением.

Конкретные задачи стоят на различных стадиях уголовного судопроизводства, а поэтому выделим направления специальной профилактики преступлений корыстной направленности: 1) предотвращение преступлений, готовящихся и пресечение тех, что уже начались; 2) полное выявление при рассмотрении уголовного дела причин и условий, способствовавших совершению преступления; 3) принятие необходимых мер к их ликвидации; 4) предотвращение рецидива преступлений. Эта деятельность охватывает широкий комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые осуществляются различными звеньями правоохранительных органов, координирующих свою профилактическую работу по каждому уголовному делу.

Важной особенностью применения специальных мер предупреждения преступлений против собственности является то, что эти мероприятия осуществляются правоохранительными органами не только в процессе их расследования и судебного рассмотрения, но и на ранних стадиях развития преступной деятельности. Профилактика противоправной поведения облегчается тем, что формирование намерения совершить преступление обычно происходит постепенно и требует определенного времени. Поэтому при обнаружении преступного намерения еще до того, как лицо непосредственно начнет его реализацию, первоочередное значение имеет безотлагательное реагирование субъектов профилактики, которое призвано обеспечить добровольный отказ лица от совершения преступления.

Практика показывает: возможности ранней профилактики используются еще недостаточно. Наиболее существенные недостатки заключаются в том, что на обнаруженный преступный умысел нет соответствующего реагирования в форме мер индивидуальной профилактики. Учет отягчающих, смягчающих и других обстоятельств, характеризующих личность виновного, ее моральные и психологические качества, направленность умысла, мотивы преступления, позволит следователю, прокурору или судье уже в ходе судопроизводства осуществлять целенаправленное профилактическое воздействие на лиц, проходящих по делу.

Полномочия следователя по профилактике связаны прежде всего с выявлением причин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также принятие мер по устранению этих причин и условий. Для установления причин и условий следователи должны выяснить условия жизни и обстоятельства, которые негативно влияли на формирование личности преступника. Согласно ст. 23 УПК Украины, обязанность выносить представление у следователя возникает лишь тогда, когда он устанавливает особые причины и условия, вызывающие совершения преступления, то есть действующее уголовно-процессуальное законодательство не обязывает следователя выносить представления по каждой делом. Следователь обеспечивает в пределах своей компетенции качественное расследование по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства. Он осуществляет согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на исследование обстоятельств по уголовным делам и установления лиц, совершивших преступления, изучает материалы, собранные членами следственно-оперативной группы (СОГ), организует проведение с их использованием согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Предоставляет органам дознания, другим членам СОГ поручения и указания о проведении розыскных и следственных действий, содействие в производстве отдельных следственных действий. При раскрытии преступлений взаимодействие следователей с сотрудниками оперативных, иных подразделений, в том числе в работе СОГ, строится по принципу руководящей роли и ответственности следователя за полное, всестороннее и объективное расследование уголовного дела, его процессуальной самостоятельности в принятии решений, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение согласия от суда (судьи) или прокурора, и самостоятельности оперативных служб в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности, тактических приемов их применения в рамках действующего законодательства, направленных на установление лиц, совершивших преступления.

Выявленные причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, подлежат оценке в совокупности с другими обстоятельствами. Результаты такого исследования используются для наиболее полного установления личности правонарушителя, роли организаторов, исполнителей, подстрекателей и других соучастников преступлений, с целью взимания на них воспитательного воздействия индивидуализации наказания, а также вынесения профилактического представления или отдельного постановления.

На конечных стадиях уголовного судопроизводства как самостоятельные субъекты профилактики преступлений, посягающие на собственность, выступают суды. Меры, которые они применяют, имеют свои особенности, обусловленные задачей и функциями суда как единственного органа, осуществляющего правосудие.

Присущие судебному разбирательству широкая гласность, непосредственность и коллегиальность исследования обстоятельств дела позволяют не только глубоко, всесторонне проверить и объективно оценить собранные на предварительном следствии материалы, но и установить новые обстоятельства, которые не были предметом исследования органа дознания и следователя. Важно и то, что отдельные обстоятельства могут быть предметом процессуального реагирования только после констатации их в установленном судом порядке. Все это обусловливает самостоятельную роль суда в осуществлении специально-криминологической профилактики. Для обеспечения последовательности и согласованности мер предупреждения необходимо еще на стадии предание суду выяснить, насколько полно и объективно установлены на предварительном следствии причины и условия, способствующие преступлениям против собственности, а также принятые меры по их нейтрализации.

Важные функции в системе специализированных субъектов профилактики возлагаются на прокуроров. Они осуществляют надзор за законностью деятельности всех органов, учреждений и должностных лиц как в плане выявления причин и обстоятельств, которые способствовали совершению преступлений, так и при проведении профилактических мероприятий вне рамок уголовного судопроизводства. Прокурор должен также изучать и обобщать материалы о выполнении требований закона всеми субъектами профилактической деятельности и по их результатам принимать необходимые меры реагирования. Эти обязанности вытекают из полномочий прокурора как организатора координации деятельности всех правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Статья 3 Закона Украины "О прокуратуре" к основным направлениям деятельности прокуратуры относит координацию работы правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и другими правонарушениями, а также совместно с другими государственными органами в разработке мер предупреждения.

Институт судимости является также важным инструментом предупреждения преступлений против собственности. Однако в деятельности правоохранительных органов он используется недостаточно.

Многообразие форм и методов специально-криминологических мер профилактики преступлений против собственности, совершаемых судебными и правоохранительными органами на различных уровнях и в различных сферах общественной жизни, требуют тесного взаимодействия их усилий. Это должно достигаться путем відомчо-отраслевой координации, которая способствует укреплению связей между субъектами профилактической работы. А целью является: наиболее полно использовать возможности каждого субъекта при проведении комплексных мер, рационально распределять кадровый и ресурсный потенциал, чтобы добиваться весомых результатов в борьбе с преступлениями против собственности. Необходимость такой координации обусловливается единством задач, стоящих перед различными субъектами профилактики, их административной и процессуальной независимостью.

Важным уровнем предупреждения преступлений является индивидуальная профилактика. Это - предупредительная работа с конкретными лицами, допускающих отклонения от норм поведения, которая осуществляется на основе сочетания мер социального контроля, воспитания и помощи. Индивидуальная профилактика преступлений связана с конкретным человеком, ее особенностями. Специфика ее заложена уже в самом названии -"индивидуально". Если при всех других формах и уровнях криминологической профилактики меры не имеют заранее известного адресата, то при индивидуальной профилактике они персонифицированы.

Решение об индивидуально-профилактическое воздействие в каждом отдельном случае должно приниматься в отношении конкретной личности, которая проявляет склонность к совершению преступлений. Другое дело, когда принимаются меры в отношении группы, осуществляющей криминогенный влияние на личность, на которую направлены меры профилактики. В этом случае мстою влияния является коррекция деформации личности и ее поведения.

Характерным признаком индивидуальной профилактики является целенаправленное положительное воздействие на весь комплекс причин, которые могут детерминировать преступное поведение. Поэтому индивидуально-профилактическое воздействие - это не единичный акт предупреждения, а реализация в течение длительного времени комплекса мероприятий.

Особенностью индивидуальной профилактики является и то, что она не предусматривает применение уголовного наказания, а направлена на ресоциализацию личности, использование мер и ликвидацию криминогенного влияния на нее социального окружения, нейтрализацию источников конфликтных ситуаций, которые способствуют девіантній поведении лица.

меры, которые осуществляются сегодня, направлены главным образом на лиц с антиобщественной поведением, от которых можно ожидать совершения преступления. Такая направленность понятна, впрочем, во многих случаях не последнюю роль играют и потерпевшие. Поэтому важнейшей встает проблема изучения жертв преступности. Долгое время правоохранительные органы акцентировали внимание на преступление и преступника и оставляли в стороне жертв преступлений. Как следствие, до сих пор нет полного учета потерпевших, не изучаются их личностные особенности, иногда проводятся мероприятия виктимологической профилактики.

Поэтому актуальной проблемой является сделать виктимологическую профилактику неотъемлемым элементом борьбы с преступностью. Деятельность по предупреждению преступлений, традиционно осуществлялась преимущественно "преступления" или "преступника", необходимо в значительной мере переориентировать в сторону виктимологической профилактики, главным назначением которой является помощь человеку избежать опасности стать жертвой преступления. Это позволит охватить превентивным воздействием большое количество людей - потенциальных жертв корыстных преступлений.

Предупреждение преступлений против собственности является одной из важнейших задач правоохранительных органов, в первую очередь органов внутренних дел.

Целью такого предупреждения является минимизация преступлений против собственности, в связи с чем правоохранительные органы решают следующие задачи.

  • 1. Обеспечение охраны собственности.
  • 2. Создание на основе анализа криминогенной обстановки условий, объективно препятствующих совершению преступлений против собственности на определенной территории или объекте.
  • 3. Реализация оперативно-розыскной информации о лицах, подготавливающих преступления против собственности, для склонения к отказу от их совершения.
  • 4. Своевременное разобщение выявленных групп, совершающих преступления против собственности, в том числе организованных, с целью прекращения их преступной деятельности.
  • 5. Оперативное с использованием всех имеющихся сил и средств реагирование на сообщения граждан, должностных лиц, на иную поступившую информацию о совершаемых или совершенных преступлениях против собственности для задержания преступников и раскрытия преступлений.
  • 6. Накопление, систематизация и использование информации о лицах, совершивших преступления против собственности, с целью обеспечения своевременного принятия к ним предусмотренных законом мер.
  • 7. Активное привлечение общественности к работе по предупреждению преступлений против собственности.
  • 8. Информирование населения о средствах и способах правомерной защиты от преступных посягательств на собственность.
  • 9. Внесение в соответствующие государственные органы, общественные объединения, должностным лицам представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений против собственности.

Деятельность по предупреждению преступлений против собственности основывается на криминологической информации: о состоянии и динамике преступлений против собственности; о территориях и объектах, где совершается наибольшее количество таких преступлений; о лицах, совершивших преступления против собственности и склонных к их совершению; об уровне латентности различных видов преступлений против собственности; о жертвах этих преступлений; о социальных последствиях указанной категории преступлений; о состоянии и мерах предупреждения преступлений против собственности и эффективности их применения; о влиянии на состояние этих преступлений различных социальных, экономических, политических и других процессов. При этом необходимо выявлять не только причины и условия, обусловливающие негативные тенденции преступлений против собственности, но и позитивные факторы, которые следует изучать и стимулировать.

Переработанная и проанализированная криминологическая информация служит информационной базой для служб и подразделений органов внутренних дел, позволяющей сосредоточивать усилия по предупреждению преступлений на наиболее криминогенных участках и объектах, выбирать эффективные методы предупреждения преступлений против собственности, изучать и внедрять передовой опыт предупредительной деятельности, прогнозировать тенденции преступлений против собственности.

На основе прогнозов планируется работа по борьбе с преступлениями против собственности и разрабатываются на федеральном и региональном уровнях программы борьбы с преступностью, включающие разделы о предупреждении преступлений против собственности. Для успешного выполнения этих программ осуществляются координация и взаимодействие всех субъектов предупредительной деятельности.

Координация и взаимодействие правоохранительных органов в деятельности по предупреждению преступлений против собственности осуществляется с использованием следующих форм: создание постоянно действующих координационных органов; взаимный обмен информацией; совместное проведение совещаний, инструктажей, учебных занятий, выработка согласованных действий по предупреждению преступлений против собственности; совместный анализ состояния преступности и участия в предупреждении преступлений различных субъектов; подготовка и принятие совместных решений; совместное планирование и проведение согласованных профилактических мероприятий; иная совместная практическая деятельность с оказанием разнообразной помощи друг другу; совместное осуществление контроля и общее подведение итогов предупредительной деятельности.

Основными субъектами предупреждения преступлений против собственности являются подразделения полиции общественной безопасности и криминальной полиции органов внутренних дел. На федеральном и региональном уровнях они в основном осуществляют организаторскую деятельность но предупреждению преступлений против собственности, сосредоточивая главное внимание на обеспечении повседневного организационно-методического руководства подведомственными аппаратами.

Непосредственными исполнителями задач, связанных с предупреждением преступлений против собственности, являются соответствующие службы и подразделения городских, районных органов внутренних дел, а также органов внутренних дел на транспорте. При этом одно из ведущих мест в этой работе отводится участковым уполномоченным полиции, патрульно-постовой службе, вневедомственной охране при органах внутренних дел, уголовному розыску и др. Формы и методы предупреждения ими преступлений против собственности весьма разнообразны.

Участковые уполномоченные полиции, проводя ежемесячно анализ криминальной обстановки на обслуживаемых участках, докладывают руководству городского или районного органа внутренних дел предложения о направлении руководителям организаций информации о выявленных недостатках в их деятельности по обеспечению сохранности собственности, иных материальных ценностей для принятия конкретных мер по их устранению.

Они периодически проверяют состояние технической укрепленности и пожарной безопасности на объектах хранения товарно-материальных ценностей, денежных средств, драгоценных металлов и камней, оружия и боеприпасов, а также принимают необходимые меры к устранению выявленных недостатков.

При обследовании жилого сектора обслуживаемого участка они выявляют недостатки в его охране и информируют заинтересованных лиц о необходимости укрепления дверей квартир, установки кодовых замков на дверях подъездов, домофонов, организации дежурств в подъездах, принятия других мер защиты собственности граждан от преступных посягательств в жилых домах. Совместно с сотрудниками инспекций безопасности дорожного движения они принимают меры для защиты частного автотранспорта от угонов и краж (организация маркировки частей автотранспорта, ходатайство перед органами местной администрации о строительстве охраняемых стоянок, гаражей и т.п.).

Осуществляя виктимологическую профилактику, участковые уполномоченные полиции информируют население о способах и средствах правомерной защиты от преступных посягательств на их собственность путем проведения среди граждан соответствующей разъяснительной работы, выступлений в средствах массовой информации, распространения памяток.

Одной из основных обязанностей участковых уполномоченных полиции является индивидуальная профилактическая работа с лицами, состоящими на профилактическом учете, включающая в себя своевременное выявление граждан, от которых можно ожидать совершения преступлений против собственности, систематическое наблюдение за их поведением и образом жизни, принятие необходимых мер к недопущению с их стороны преступных деяний.

К числу основных задач патрульно-постовой службы полиции относятся охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Любые формы решения этих задач в той или иной мерс включают предупреждение преступлений против собственности.

В этих целях наряды патрульно-постовой службы ведут наблюдение за расположенными в зоне своих постов и маршрутов патрулирования промышленными, торговыми и иными предприятиями, учреждениями, организациями, где имеются ценности; принимают необходимые меры к предотвращению хищений с объектов и усилению их охраны; выявляют лиц, покушающихся на собственность. Осуществляют они и разъяснительную работу среди граждан и должностных лид по обеспечению сохранности на улицах и в других общественных местах имущества собственников.

Сотрудники подразделений обеспечения безопасности дорожного движения проводят (в том числе с использованием средств массовой информации) большую профилактическую работу по предупреждению угонов и краж автомототранспорта. Во взаимодействии с аппаратами уголовного розыска они осуществляют розыск угнанных и похищенных автомототранспортных средств.

Основная роль в охране имущества собственников на основе договоров отведена службе государственной защиты имущества (вневедомственной охране) при органах внутренних дел, решающей перечисленные ниже задачи.

  • 1. Непосредственная охрана имущества предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм собственности), представляющая собой систему мероприятий по непрерывному наблюдению за объектом, на котором расположены материальные ценности, в целях предотвращения и пресечения их хищений и проникновения на объект посторонних лиц. Для этого сотрудники вневедомственной охраны осуществляют на охраняемых объектах установленный контрольно-пропускной режим, вносят предложения по оснащению контрольно-пропускных пунктов оборудованием для контроля прохода (проезда) и досмотра выносимых (вывозимых) ценностей. В настоящее время расширяются не только объем, но и перечень услуг по непосредственной охране имущества предприятий, оказываемых вневедомственной охраной. Речь идет об охране перевозимых грузов и денежных средств, взятии объектов на инкассационное обслуживание.
  • 2. Непосредственная охрана личного имущества граждан, которая может быть, во-первых, централизованной, т.е. осуществляемой с помощью приборов, подключенных к пультам наблюдения, во-вторых, солидарной или автономной. При солидарной охране в случае проникновения посторонних лиц в одну из заблокированных квартир сигнал тревоги поступает в квартиру соседа. В условиях автономной охраны при проникновении посторонних лиц в квартиру, садовый домик, дачную постройку, гараж и тому подобные места включается световая и звуковая сигнализация. В двух последних случаях вневедомственная охрана только блокирует помещения средствами сигнализации за счет граждан, но не берет на себя обязательств по обеспечению сохранности имущества.

В последнее время вневедомственная охрана стала оказывать и такую услугу, как организация специальных технически укрепленных и оборудованных средствами сигнализации хранилищ, куда все желающие могут сдать на хранение документы, ценности, личные коллекции, другие дорогостоящие предметы. Многие подразделения вневедомственной охраны развернули работу по установке и эксплуатационному обслуживанию на договорной основе переговорно-замочных устройств (домофонов) и видеофонов, а также дополнительных деревянных, металлических, раздвижных, решетчатых входных дверей, оконных решеток, замков повышенной прочности и секретности.

  • 3. Внедрение в охрану современных технических средств. Последовательное решение этой задачи позволяет в значительной степени сделать технологию охраны "безлюдной", что, в свою очередь, экономит средства, расходуемые на охрану, и обеспечивает минимальное вмешательство в сферу прав и законных интересов граждан. При защите объектов различных форм собственности вневедомственная охрана использует в настоящее время более 4,5 млн ультразвуковых, оптико-электронных, радиоволновых, емкостных и других извещателей и приборов сигнализации.
  • 4. Инспектирование и проверка службой вневедомственной охраны на договорной основе состояния сохранности материальных ценностей на неохраняемых объектах (их техническая экспертиза), целью которых являются повышение надежности охраны, устранение причин и условий, способствующих совершению краж, выявление и взятие под свою охрану новых объектов. По результатам инспектирования составляется акт о соответствии или несоответствии охраны задачам обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей. При этом вносятся конкретные предложения по улучшению охраны собственниками объектов с указанием сроков устранения выявленных недостатков.
  • 5. Обеспечение общественного порядка в зонах расположения охраняемых объектов, в процессе которого осуществляются меры предупреждения преступлений против собственности. Эту задачу решают полицейские подразделения вневедомственной охраны. Нарядам полиции данной службы вменяется в обязанность обеспечение охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в зоне своих постов и маршрутов патрулирования.

Предупреждение преступлений против собственности является одной из основных задач подразделений следственного департамента МВД России, который возглавляет органы предварительного следствия в системе Министерства и выполняет функции головного подразделения по организации в системе Министерства расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

Сотрудники этих подразделений органов внутренних дел при проведении оперативно-розыскных мероприятий выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений против собственности, и на основе полученной информации вносят своему руководству предложения по своевременному информированию органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников имущества о необходимости устранения этих причин и условий.

Сотрудники полиции выявляют также лиц, замышляющих и подготавливающих совершение преступлений против собственности, принимают меры по склонению этих лиц к отказу от совершения преступления, осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и разобщению организованных преступных групп или преступных сообществ, совершающих преступления против собственности.

Совместно с сотрудниками других подразделений органов внутренних дел они разрабатывают и осуществляют комплексные оперативно-профилактические мероприятия, направленные на перекрытие каналов транспортировки и сбыта похищенного, принимают меры к устранению условий, способствующих подготовке конкретного преступления против собственности; обеспечивают безопасность лиц и имущества, на которых возможно преступное посягательство; принимают другие предупредительные меры, исключающие возможность совершения преступления.

Большой вклад в предупреждение преступлений против собственности вносят службы и подразделения Главного управления на транспорте МВД России (ГУТ МВД России), который является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД России, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативно-правовому регулированию в области обеспечения правопорядка на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Сотрудники этих подразделений разрабатывают и осуществляют меры по обеспечению сохранности на объектах транспорта имущества всех форм собственности. Они анализируют состояние сохранности грузов при перевозках и принимают меры по выявлению, устранению причин и условий, способствующих совершению преступных посягательств на грузы. По результатам анализа вносят предложения по внедрению наиболее эффективных форм защиты материальных ценностей от хищений и других противоправных действий. Они также осуществляют оперативно-розыскную деятельность по выявлению лиц, занимающихся хищениями грузов и совершением других преступлений против собственности, предотвращение и пресечение преступных проявлений, совершаемых в сфере грузовых и пассажирских перевозок.

Совместная и слаженная деятельность перечисленных служб и подразделений органов внутренних дел, осуществляемая в тесном взаимодействии с иными правоохранительными органами, с государственными органами и общественными организациями, обеспечивает определенный успех решения важной задачи предупреждения преступлений против собственности.