Содержит указание. Translation of "содержит указание" in English

Указание - правовой акт, издаваемый органом государствен­ного управления преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с ор­ганизацией исполнения приказов, инструкций и других актов дан­ного или вышестоящего органа управления. Право издания указа­ний принадлежит также руководителям организаций, учрежде­ний и предприятий при оформлении решения оперативных производственных и административных вопросов.

Указание по оформлению не отличается от приказа, имеет такой же формуляр как по составу, так и по расположению рек­визитов. Однако указание должно иметь конкретных адресатов (исполнителей), а его распорядительная часть начинается со слова «ПРЕДЛАГАЮ».

Указание как вид документа введено в действие с 1970-х го­дов вместо применявшихся с той же целью служебных записок, служебных писем, служебных распоряжений.

Пример оформления указания см. на с. 91.

Смотрите также:

Тема: Ответы на тест по делопроизводству и персональному менеджменту

Тип: Тест | Размер: 26.78K | Скачано: 200 | Добавлен 20.12.12 в 12:59 | Рейтинг: +21 | Еще Тесты


1. Совокупность работ по документированию деятельности учреждения и по организации документов в нём - это:

1) объект делопроизводства;

2) делопроизводство;

3) создание системы документации;

2. Совокупность взаимосвязанных документов, применяемых в определённой сфере деятельности, - это:

1) система документации;

2) объект делопроизводства;

3) предмет делопроизводства;

4) единая государственная система документации.

3. Документационное обеспечение управления - это:

1) деятельность аппарата управления, охватывающая вопросы документирования и организации работы с документами в процессе осуществления им управленческих функций;

2) правильно оформленные документы, отражающие весь спектр управленческой деятельности предприятия;

3) организация документооборота в учреждении;

4) комплекс основных положений, определяющих и регламентирующих организацию документируемых процессов на предприятии.

4. Согласно ГОСТ делопроизводство - это:

1) оформление документов, определяющих весь спектр управленческой деятельности предприятия;

2) правильность оформления документов, определяющих весь спектр управленческой деятельности предприятия;

3) совокупность работ по документированию деятельности учреждения и по организации документов в нём;

4) надлежащая организация документооборота в учреждении в соответствии с требованиями гост.

5. Стандартизация - это:

1) сверка документов учреждения с требования ГОСТ;

2) процесс установления и применения правил с целью упорядочения деятельности в делопроизводстве;

3) сверка документов учреждения с фактическим наличием соответствующих материальных благ;

4) комплекс положений, определяющих организацию документов на предприятии.

6. Система документации, созданная по единым правилам и требованиям, - это:

1) унифицированная система документации;

4) объект делопроизводства.

7. Комплекс основных положений, определяющих и регламентирующих организацию процессов на предприятии, - это:

1) ЕГСД: Единой государственной системы делопроизводства

3) объект делопроизводства;

4) унифицированная система документации.

8. Система документации - это:

1) совокупность взаимосвязанных документов, применяемых в определённой сфере деятельности;

2) совокупность всех документов, отвечающих требованиям ГОСТ;

3) совокупность всех документов, созданная в соответствии с ЕГСД;

4) оформление документов по единым правилам.

9. Что нельзя отнести к сфере делопроизводства?

1) оформление секретарём приказа о приёме на работу сотрудника;

2) оформление секретарём по просьбе начальника поздравительной телеграммы для его матери;

3) оформление секретарём по просьбе начальника служебной записки в вышестоящую инстанцию;

4) оформление секретарём протокола совещания руководителей отделов.

10. Объект делопроизводства - это:

1) оформление документов, отражающих весь спектр управленческой деятельности предприятия, а также организацию документооборота в учреждении;

2) система документов, созданная на основе единых стандартов;

3) правила, определяющие организацию документируемых процессов на предприятии;

4) совокупность документов, применяемых в определенной сфере деятельности.

11. Где на документе следует располагать государственный герб Российской Федерации?

1) в верхнем поле;

2) по центру листа;

3) в правом верхнем углу;

4) в левом верхнем углу.

12. В каком случае на документе не воспроизводится эмблема организации?

1) если на документе уже помещён герб Российской Федерации;

2) если на документе уже помещён герб субъекта Российской Федерации;

3) если на документе уже помещён герб Российской Федерации или герб субъекта Российской Федерации;

4) если организация не считает нужным помещать эмблему на документе.

13. Герб субъекта Российской Федерации помещается на бланках:

1) в верхнем поле;

2) по центру документа;

3) в правом верхнем углу;

4) в соответствии с правовыми актами субъектов Российской Федерации .

14. Где помещается товарный знак или эмблема организации?

1) в верхнем левом углу;

2) в верхнем правом углу;

3) в центре верхнего поля;

4) в соответствии с уставом или положением организации.

15. В каком случае оформляется код организации?

1) по желанию организации;

2) если такой код присвоен;

3) если документ является исходящим;

4) если документ является особо важным.

16. Как должен оформляться код организации?

1) в виде цифр в правой верхней части страницы №1;

2) в виде цифр в левой верхней части страницы №1;

3) в виде букв и цифр в левой верхней части страницы №1;

4) в виде букв и цифр в правой верхней части страницы №1.

17. В соответствии с чем проставляется код формы документа?

1) в соответствии с внутренними правилами организации;

2) в соответствии с общероссийским классификатором управления документации;

3) в соответствии с надлежащим требованием ГОСТ;

4) в соответствии с ЕГСД.

18. Как должно указываться наименование организации?

1) в соответствии с положением об организации;

2) в соответствии с распоряжением вышестоящей организации;

3) в соответствии с распоряжением руководителя организации;

4) в соответствии с распоряжением юридической организации на основе Гражданского Кодекса Российской Федерации.

19. Где указывается наименование вышестоящей организации?

1) над наименованием организации, выпускающей документ;

2) под наименованием организации, выпускающей документ;

3) слева от наименования организации, выпускающей документ;

4) справа от наименования организации, выпускающей документ.

20. В каком случае на документах указывается полное наименование вышестоящей организации?

1) если сокращённое название у организации отсутствует;

3) если полное название состоит не более, чем из 5 слов;

4) если нижестоящая организация уважительно относится к вышестоящей.

21. В каких случаях приводится сокращённое наименование организации, выпускающей документ?

1) если полное название организации состоит более, чем из 5 слов;

2) если сокращенное наименование закреплено в учредительных документах организации;

3) если сокращенное наименование используется чаще, чем полное;

4) если документ является внутренним.

22. Где помещают сокращённое название организации выпускающей документ?

1) в скобках строкой ниже полного наименования;

2) в скобках на одной строке с полным наименованием организации;

3) в скобках строкой выше полного наименования;

4) строкой ниже полного наименования без скобок.

23. Если наряду с русским языком в субъекте Российской Федерации в качестве государственного используется национальный язык, то:

1) документ печатается только на национальном языке;

2) документ печатается только на русском языке;

3) документ печатается на русском и национальном языках;

4) язык, на котором печатается документ, организация выбирает по своему усмотрению.

24. Где помещают наименование организации на иностранном языке?

1) строкой выше наименования организации на русском языке;

2) строкой ниже наименования организации на русском языке;

3) после наименования организации на русском языке на этой же строке;

4) согласно положению или уставу организации.

25. В каком случае на документах указывается наименование филиала организации?

2) если документ является исходящим;

3) в соответствии с уставом организации.

26. Что включают в себя справочные данные об организации?

1) почтовый адрес и e-mail;

2) почтовый адрес и номера телефонов;

3) почтовый адрес, номера телефонов и другие сведения, которые организация считает нужным указать;

4) e-mail, номера телефонов и факса.

27. Где на документе проставляются справочные данные об организации?

1) в правом верхнем углу документа;

2) в левом верхнем углу документа;

3) в верхнем поле по центру документа;

4) строкой ниже наименования организации.

28. Чем регламентируется наименование вида документа, создаваемого организацией?

1) ГОСТом;

2) уставом или положением об организации;

3) инструкциями по документированному обеспечению управления.

29. Для какого вида документов наименование документа не указывается?

1) выписка из протокола;

2) деловая записка;

3) письмо;

30. Какими символами оформляется дата документа?

1) римскими цифрами;

2) арабскими цифрами;

3) римскими и арабскими цифрами;

4) римскими и арабскими цифрами и буквами.

31. Каким образом должна выглядеть дата документа?

1) в виде: день, месяц, год;

2) в виде: месяц, год;

3) в виде: время, день, месяц, год;

4) в произвольной форме.

32. Каким образом выглядит дата документа согласно международной классификации?

1) в последовательности: год, месяц, день;

2) в виде: день, месяц, год;

3) в виде: месяц, день, год;

4) в виде: месяц, год.

33. В каких документах допускается словесно-цифровой символ обозначения даты документа?

1) в финансовых документах;

2) в письмах;

3) в личных делах;

4) в актах.

34. Какую дату следует проставлять в протоколе заседания?

1) дату заседания;

2) дату оформления протокола;

3) дату подписания протокола;

4) дату оформления протокола в дело.

35. Какую дату следует проставлять для документа «акт»?

1) дату составления;

2) дату события;

3) дату подписания;

4) дату ознакомления с актом значимых лиц.

1) дату его составления;

2) дату его подписания или утверждения;

3) дату сдачи документа на подпись;

4) дату сдачи документа в архив.

37. Какую дату документа следует проставить, если авторами документа являются несколько организаций?

1) первую дату подписания;

2) среднее арифметическое дат подписания документа;

3) последнюю дату подписания документа;

4) дату подписания документа в наиболее вышестоящей организации.

38. Из чего состоит регистрационный номер документа?

1) из порядкового номера, который может быть дополнен по усмотрению организации;

2) только из порядкового номера документа;

3) из индекса дела, в которое подшивается документ;

4) по усмотрению организации.

39. От какого момента отсчитывается порядковый номер документа?

1) с начала календарного года;

2) с начала деятельности организации;

3) с начала нового финансового периода организации;

4) с момента смены руководства организации.

40. Каким образом составляется регистрационный номер документа, составлявшегося несколькими организациями совместно?

1) проставляется регистрационный номер документа в наиболее вышестоящей организации;

2) проставляется регистрационный номер документа организации, первой подписавшей документ;

3) проставляется регистрационный номер документа организации, последней подписавшей документ;

4) проставляются регистрационные номера документов каждой организации через косую черту.

41. Место составления документа не проставляется на:

1) приказах;

2) деловых записках;

3) служебных письмах;

4) указаниях.

42. Где проставляется гриф к ограничению документа?

1) в правой стороне верней части первой страницы документа;

2) в левой стороне верхней части первой страницы документа;

3) по центру верхней части первой страницы документа;

4) в правой стороне верхней части на каждой странице документа.

43. Каким образом указывается наименование организации-адресата?

1) в дательном падеже;

2) в именительном падеже;

3) в винительном падеже;

4) в творительном падеже.

44. Каким образом указывается должность лица, которому адресован документ?

1) в дательном падеже;

2) в именительном падеже;

3) в родительном падеже;

4) в творительном падеже.

45. Сколько адресатов не может иметь документ?

2) 5;

46. Каким образом оформляется документ, имеющий более четырёх адресатов?

1) составляется ещё один документ с 4 следующими адресатами;

3) для каждого последующего адресата составляется отдельный документ;

4) оформляется согласно уставу организации.

47. Каким образом должны располагаться подписи должностных лиц, утверждающих документ?

1) одна под другой в произвольном порядке;

2) одна под другой в алфавитном порядке фамилий лиц, подписывающих документ;

3) подписи располагают на одном уровне;

4) по старшинству должностей лиц, утверждающих документ.

48. В каком случае можно не проставлять название документа?

1) если смысл текста изложен в одном абзаце;

2) согласно уставу организации;

3) если документ оформлен на бланке формата а4;

4) если документ оформлен на бланке формата А5.

49. Каким образом определяется срок исполнения документа, если он не указан?

1) признаётся равным одному месяцу;

2) признаётся равным шести месяцам;

3) устанавливается специальным дополнительным документом;

4) по согласованию с руководителем;

50. Возможно ли использование оборотной стороны листа для бланка документов?

1) да;

2) да, если в учреждении отмечается дефицит бумаги;

3) в зависимости от документа, для которого печатается бланк;

51. Для чего нужна печать на документе?

1) для обозначения организации, которая издала документ;

2) для подтверждения подлинности подписи;

3) для подтверждения значимости документа;

4) для эстетического оформления документа.

52. Как в тексте анкеты должны быть выражены признаки, характеризующие объект?

1) именем существительным или словосочетанием с именем прилагательным;

2) именем существительным или словосочетанием с глаголом;

3) словосочетанием из местоимения и имени прилагательного;

4) только именем существительным.

53. В каком падеже следует употреблять имя существительное в тексте анкеты?

1) в родительном;

2) в винительном;

3) в именительном;.

4) в дательном.

54. В какой форме следует употреблять глагол в тексте анкеты?

1) в форме II лица единственного числа;

2) в форме II лица множественного числа;

3) в форме I лица единственного числа;

4) в форме I лица множественного числа.

55. Употребление какого времени глагола допустимо в тексте анкеты?

1) только настоящего времени;

2) настоящего и прошедшего времени;

3) настоящего и будущего времени;

4) только прошедшего времени.

56. Какой частью речи должны быть выражены заголовки в тексте таблицы?

1) именем существительным;

2) именем существительным в сочетании с глаголом;

3) местоимением;

4) глаголом.

57. В каком падеже следует употреблять имя существительное в заголовке таблицы?

1) в дательном;

2) в винительном;

3) в предложном;

4) в именительном.

58. Как оформляются графы таблицы, если она занимает больше одной страницы?

1) заголовки печатаются и на следующих страницах;

2) заголовки на последующих страницах не печатаются;

3) на последующих страницах печатаются номера граф;

4) таблица не должна занимать более одной страницы.

59. Какая часть текста должна присутствовать в документе обязательно?

3) часть, обосновывающая необходимость создания документа;

4) все вышеперечисленные части обязательны.

60. Каким образом должен излагаться текст в распорядительных документах в случае единоначалия в организации?

1) от первого лица;

2) от третьего лица;

4) от второго лица.

61. Каким образом должен излагаться текст в документах коллегиальных органов?

1) от первого лица;

2) от третьего лица;

3) от первого лица или третьего лица;

4) от первого лица или второго лица.

62. Каким образом должен излагаться текст в документе «Инструкция»?

4) от третьего лица единственного или множественного числа.

63. Каким образом текст не может излагаться в письмах?

1) от первого лица единственного числа;

2) от первого лица множественного числа;

3) от третьего лица единственного числа;

4) от третьего лица множественного числа.

64. Что необходимо указывать в отметке о наличии приложения?

1) количество;

2) количество листов, на которых расположены приложения;

3) количество приложений и количество листов, на которых расположены приложения;

4) ничего.

65. Каким образом нумеруют приложения?

1) арабскими цифрами, проставляемыми после слова «Приложение»;

2) арабскими цифрами, проставляемыми перед словом «Приложение»;

3) порядковыми числительными, записываемыми после слова «Приложение»;

4) порядковыми числительными, записываемыми перед словом «Приложение».

66. Что не входит в состав реквизита «подпись»?

1) личная подпись;

2) наименование должности лица, подписавшего документ;

3) уровень образования лица, подписавшего документ;

4) фамилия лица, подписавшего документ.

67. Из чего состоит гриф согласования документа?

1) слова «СОГЛАСОВАНО»;

2) из слова «СОГЛАСОВАНО» и подписи с расшифровкой;

3) из слова «СОГЛАСОВАНО», подписи с расшифровкой и даты подписания документа;

4) Из слова «СОГЛАСОВАНО», должности лица, наименования организации и подписи с расшифровкой.

68. Что не следует указывать в грифе согласования документа?

1) должность лица;

2) наименование организации;

3) время согласования;

4) подпись.

69. Что не содержит виза документа?

1) подпись с расшифровкой;

3) должность подписывающего;

4) наименование организации.

70. Где на документе проставляется отметка о заверке копии?

1) Ниже реквизита «подпись»;

2) На оборотной стороне копии;

3) В верхнем поле;

4) В любом месте.

71. Из чего состоит отметка о заверении копии?

1) надписи «ВЕРНО» и подписи должностного лица с расшифровкой;

2) надписи «ВЕРНО», подписи должностного лица с расшифровкой и датой заверения;

3) надписи «ВЕРНО», должности заверяющего лица, его подписи и даты заверения;

4) надписи «ВЕРНО», должности заверяющего лица, его подписи с расшифровкой и даты заверения.

72. В каких случаях копия документа может заверяться печатью?

1) если это копия особо важного документа;

2) по просьбе владельца копии;

3) по усмотрению организации;

73. Что должна включать в себя отметка об исполнителе?

1) ф.и.о и номер телефона;

2) ф.и.о и домашний адрес;

3) ф.и.о и должность;

4) ф.и.о, домашний адрес и номер телефона.

74. На каком месте документа располагают отметку об исполнителе?

1) на лицевой стороне первого листа;

2) на оборотной стороне первого листа;

3) на лицевой или оборотной стороне последнего листа;

4) по усмотрению организации.

75. В какой части листа располагается отметка об исполнителе?

1) в левом верхнем углу;

2) в левом нижнем углу;

3) в правом верхнем углу;

4) в правом нижнем углу.

76. Что включает в себя отметка об исполнении документа?

4) слово «исполнено», дату исполнения и подпись.

77. Кем должна быть подписана отметка об исполнении?

1) руководителем организации;

2) исполнителем или руководителем подразделения, в котором документ был исполнен;

3) каждым сотрудником подразделения, в котором был документ исполнен;

4) лицом, издавшим документ.

78. Что должна содержать отметка о поступлении документа в организацию?

1) дату поступления и порядковый номер документа;

2) дату поступления и должность лица, делающего отметку;

3) дату поступления, порядковый номер и подпись лица, делающего отметку;

4) дату поступления, порядковый номер документа и подпись лица, делающего отметку с расшифровкой.

79. Можно ли делать отметку о поступлении документа с помощью штампа?

1) да, по усмотрению организации;

3) да, только в крупных организациях;

4) да, только в государственных организациях.

80. Какой формат бумаги не используется для бланков?

4) А6.

81. Какую бумагу желательно использовать для изготовления бланков документов?

1) белую;

2) желтую;

3) голубую;

4) на усмотрение организации.

82. Какие границы зон расположения реквизитов на бланке обозначаются сплошными линиями?

1) фиксированные;

2) переменные;

4) никакие.

83. Какие границы зон расположения реквизитов на бланке обозначаются пунктирными линиями?

1) фиксированные;

2) переменные;

4) никакие.

84. Обязательно ли обозначать зоны на бланке линиями?

2) в соответствии с уставом или положением об организации;

3) нет;

4) да, после получения соответствующего разрешающего документа из государственного органа.

85. Какие установлены варианты расположения реквизитов на бланке?

1) угловой и продольный;

2) продольный и поперечный;

3) угловой и поперечный;

4) поперечный и диагональный.

86. Какой вид бланка документа для организации не существует?

2) бланк письма;

3) бланк конкретного вида документа, кроме письма;

4) бланк секретного документа.

87. Каким образом проставляется нумерация страниц, если документ занимает более двух страниц?

1) нумерация проставляется с первой страницы;

2) нумерация проставляется со второй страницы;

3) страницы не нумеруются;

4) страницы нумеруются в соответствии с уставом или положением об организации.

1) посередине верхнего поля;

2) посередине нижнего поля;

3) в нижнем поле слева;

4) в нижнем поле справа.

89. Бланки каких документов подлежат обязательному учёту?

1) бланки с воспроизведением эмблемы организации;

2) бланки с воспроизведением гербов субъектов Российской Федерации;

3) бланки с воспроизведением портретов должностных лиц;

4) все бланки.

90. Организация документооборота на предприятии включает движение документов с момента их получения или создания и до:

1) их регистрации в соответствующем журнале;

2) завершения исполнения, отправки или сдачи в дело;

3) их передачи соответствующим должностным лицам;

4) их аннулирования.

91. Систематизированный перечень заголовков дел с указанием сроков их хранения - это:

1) номенклатура;

2) аббревиатура;

3) архивный список;

4) каталог хранения.

92. Какой вид документов не включается в номенклатуру?

1) печатные издания;

2) служебные записки;

3) должностные инструкции;

4) все документы включаются в номенклатуру.

93. В чём состоит формирование дел в организации?

1) в отнесении документов к определённому делу и систематизации документов внутри дела;

2) в формировании подшивок документов;

3) в составлении описей помещённых в папку документов;

4) в отнесении документов к определённому делу и сдачи их в архив.

94. Сколько экземпляров документов включается в дело?

3) 1;

4) по усмотрению организации.

95. Подшивается ли копия документа в дело?

1) обязательно;

2) согласно положению или уставу организации;

3) по усмотрению делопроизводителя;

96. В каком случае копия подшивается в дело?

1) если документ является особо ценным;

2) если документ является исходящим;

3) если существует вероятность, что оригинал может быть утерян;

4) если так решил руководитель организации.

97. Какой должна быть толщина дела?

1) не менее 400 листов;

2) не более 250 листов;

3) не менее 250 листов;

4) в зависимости от объёма папки.

98. Каким образом формируют дело, если документов больше установленной нормы?

1) подшивают всё в одно дело;

2) разделяют дело на тома;

3) первую подшивку формируют равной 250 листам, а все остальные документы формируют во вторую подшивку;

4) согласно решению руководителя организации.

99. Как не могут располагаться внутри дела?

1) в нумерологическом порядке;

2) в произвольном порядке;

3) в алфавитном порядке;

4) в хронологическом порядке.

100. Где хранят текущие дела?

1) в специальном отделе архива;

2) в сейфе руководителя организации;

3) на рабочих местах;

4) в специальных хранилищах.

101. Где формируются текущие дела?

1) в структурных подразделениях или у секретаря;

2) в администрации учреждения;

3) у руководителя организации;

4) в специальном отделе архива.

102. Возможна ли выдача дел в другие организации?

1) нет в любом случае;

2) да в любом случае;

3) да, если организация работает в той же отрасли;

4) нет, если дело запрашивает конкурирующая организация.

103. В каком случае возможна выдача дел в другие организации?

1) если заключён соответствующий договор между организациями;

2) если такая возможность предусмотрена в уставе или положении об организации;

3) если руководитель предприятия даёт разрешение на выдачу дела;

4) если дело запрашивают органы государственной власти.

104. В каком случае не допускается выдача отдельных документов из дела?

1) если запрос на выдачу не оформлен определённым образом;

2) если завершился делопроизводственный год;

3) если запрос делает конкурирующая организация;

4) если запрос на выдачу документа отправлен при помощи факсимильной связи.

105. В каком случае возможно изъятие документов из дела?

1) по требованию компетентных органов;

2) по требованию руководителя организации;

3) если они были подшиты в дело ошибочно;

4) ни в каком случае.

106. Какой этап является завершающим в делопроизводстве?

1) обработка дела для последнего хранения;

2) определение документа в дело;

3) аннулирование документа;

4) присвоение документу номера.

107. Как долго могут храниться документы в структурном подразделении?

1) не более 5 лет;

2) не менее 1 года;

3) не более 1 года;

4) не более 3 лет.

108. Где хранятся дела по истечении срока текущего хранения?

1) в архиве;

2) у руководителя организации;

3) у секретаря руководителя организации;

4) подлежат аннулированию.

109. Каким образом определяется ценность документов?

1) по положению в организации лица, подписавшего документ;

2) по сроку давности документа;

3) с помощью экспертизы;

4) в зависимости от того, машинописный или рукописный текст присутствует в документе.

110. Кто проводит экспертизу документа?

1) руководитель организации;

2) секретарь или делопроизводитель;

3) экспертная комиссия;

4) представитель другой организации.

111. Как называются документы, использующиеся в сфере управления?

1) организационно-распорядительные;

2) организационно-технические;

3) административные;

4) управленческие.

112. Какого вида организационно-распорядительных документов не существует?

1) организационных;

2) распорядительных;

3) информационно-справочных;

4) справочно-распорядительных.

113. Каким образом нужно указывать название документа?

1) прописными буквами;

2) первая буква - прописная, остальные - строчные;

3) в зависимости от документа;

4) по решению руководителя организации.

114. Где содержатся общие положения по составлению Устава организации?

1) в Административном Кодексе Российской Федерации;

2) в Гражданском Кодексе Российской Федерации;

3) в Налоговом Кодексе Российской Федерации;

4) в Конституции Российской Федерации.

115. Какими могут быть положения об организации?

1) типовыми и индивидуальными:

2) специальными и индивидуальными;

3) типовыми, индивидуальными и специальными;

4) типовыми.

116. Какой типовой акт определяет организацию работы предприятия?

1) положение;

3) штатное расписание;

4) должностные инструкции.

117. Должностная инструкция - это:

1) документ, издаваемый Правительством Российской Федерации в целях регламентации организационно-правового положения работника;

2) документ, издаваемый организацией в целях регламентации организационно-правового положения работника;

3) документ, издаваемый организацией, в котором регламентируются условия труда работника;

4) документ, издаваемый организацией, в котором регламентируется размер должностного оклада.

118. Что не включается в текст должностной инструкции?

1) должностные обязанности;

2) права работника;

3) ответственность работника;

4) размер должностного оклада.

119. Для каких должностей предусмотрены инструкции?

1) для руководящих;

2) для исполнительских;

3) для технического персонала;

4) для всех.

120. В каком документе содержится указание должностных окладов?

1) штатное расписание;

2) должностная инструкция;

3) положение об организации;

4) устав организации.

121. В каком документе определены структура, численность и должностной состав работников организации?

1) положение об организации;

2) список сотрудников;

3) штатное расписание;

4) приказ о приёме на работу.

122. Что такое штатное расписание?

1) документ, определяющий должностные обязанности;

2) документ, определяющий структуру, численность и должностной состав работников организации с указанием должностных окладов;

3) документ, определяющий структуру, численность и должностной состав работников с описанием их рабочих мест;

4) список сотрудников, отражающий должностной состав работников и их личные данные.

123. Какой документ регламентирует специальные стороны деятельности предприятия?

1) инструкция;

2) положение;

3) приказ;

124. В каком документе можно найти информацию о правилах, регламентирующих научно-техническую деятельность организации?

1) в положении об организации;

2) в уставе организации;

3) в приказе о научно-технической деятельности организации;

4) в инструкции о научно-технической деятельности организации.

125. Инструкция - это:

1) документ, содержащий правила, регламентирующие организационные, научно-технические, финансовые и иные специальные стороны деятельности предприятия;

2) документ, содержащий правила, определяющие правовое положение организации, её права и обязанности;

3) документ, определяющий структуру и численность должностного состава предприятия;

4) документ, определяющий структуру, функции и права предприятия.

126. Правовой акт, определяющий структуру, функции и права предприятия, - это:

1) положение об организации;

2) устав организации;

3) правила деятельности предприятия;

4) специальная инструкция.

127. Устав организации - это:

1) правовой акт, определяющий порядок образования и организацию работы предприятия;

2) правовой акт, определяющий задачи и цели организации;

3) правовой акт, определяющий структуру, функции и права предприятия;

4) правовой акт, определяющий порядок разрешения спорных вопросов на предприятии.

128. В чём состоит назначение распорядительных документов?

1) в регулировании деятельности, и обеспечении реализации поставленных задач с максимальной эффективностью;

2) в дублировании организационных документов;

3) в организации системы поощрений и наказаний работников;

4) в дополнительном информировании работников внутри организации.

129. Какой документ издаётся руководителем организации в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед предприятием?

1) распоряжение;

2) приказ;

3) указание;

4) представление.

130. Какой из ниже перечисленных документов не издаётся руководителем единолично?

1) приказ;

2) указание;

3) распоряжение;

4) акт.

131. Какой документ издаётся в целях разрешения спорных вопросов?

1) указание;

2) распоряжение;

3) приказ;

4) служебная записка.

132. По какому слову распоряжение можно отличить от других документов, издаваемых руководителем?

3) обязываю;

4) предлагаю.

133. Какой правовой акт издаётся по вопросам информационно-методического характера, а также связанными с выполнением приказов, инструкций и других актов, в том числе, вышестоящей организации?

1) распоряжение;

2) указание;

3) предложение;

4) приказ.

134. Какой из ниже перечисленных документов не относится к группе информационно-справочных?

1) объяснительная записка;

2) докладная записка;

3) список;

4) график.

135. Что не может являться документом переписки?

1) телеграмма;

3) факсограмма;

4) деловая записка.

136. Чем определяются виды деловой переписки?

1) наличием технических средств связи;

2) предпочтениями руководителя организации;

3) требованиями вышестоящей инстанции;

4) навыками работников.

137. Предложение - это:

1) вид докладной записки;

2) вид объяснительной записки;

3) вид отзыва;

4) вид заключения.

138. Сводка - это:

1) документ, содержащий обобщённые предложения по какому-либо вопросу;

2) документ, содержащий обобщённые данные по какому-либо вопросу;

3) документ, содержащий сведения о результатах деятельности за определённый период;

4) документ, содержащий краткие сведения по вопросам планируемой деятельности.

139. Что должен содержать заголовок заключения?

1) название документа или вопроса, по которому оно подготовлено;

2) номер документа или вопроса, по которому подготовлено заключение;

3) основная мысль документа;

140. Какой документ содержит мнение организации или специалиста по какому-либо вопросу?

2) заключение;

4) предложение.

141. Что содержат списки?

1) перечисление лиц, объектов;

2) обобщённые данные по определённому вопросу;

3) перечисление лиц, объектов с распределением в них требований и норм;

4) перечисление должностей с указанием должностных окладов.

142. Документ, содержащий сведения о результатах деятельности за определённый период, - это:

1) отчёт;

2) сводка;

3) заключение;

4) перечень.

143. Какие документы создаются в результате отношений, возникших между организациями и их сотрудниками?

1) должностные инструкции;

2) штатное расписание;

3) документы по личному составу;

4) представления.

144. Что из нижеперечисленного относится к группе документов по личному составу?

1) должностная инструкция;

2) штатное расписание;

3) представление;

4) характеристика.

145. Какой документ предусматривает обязательное ведение кадровой документации?

1) Гражданский Кодекс Российской Федерации;

2) Конституция Российской Федерации;

3) Постановление Совета Министров Российской Федерации «О ведении кадровой документации в учреждениях Российской Федерации»;

4) Трудовой Кодекс Российской Федерации.

146. Делопроизводство - это:

1) совокупность работ по документированию деятельности учреждения;

2) оформление документов, отражающих весь спектр управленческой деятельности предприятия;

3) правильность оформления документов, отражающих весь спектр управленческой деятельности предприятия.

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно , а нам приятно ).

Чтобы скачать бесплатно Тесты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Тесты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Рекомендация Специальная инструкция по преобразованию символов контурного шрифта в растровый формат, применяемая при выводе их на экран дисплея или устройство печати. При преобразовании может возникнуть ситуация, когда из за низкого разрешения… … Справочник технического переводчика

УКАЗАНИЕ, я, ср. 1. см. указать. 2. Наставление, разъяснение, указывающее, как действовать. Получить, дать у. Ценное у. (часто ирон.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Указание - распорядительный служебный документ, содержащий предписываемые действия конкретному исполнителю для решения оперативных вопросов информационно методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения распоряжений,… … Официальная терминология

Указание - (instruction) документ, издаваемый руководителем структурного подразделения и бизнес единицы в пределах его компетенции и полномочий для выполнения функциональных задач, возложенных на подразделение … Экономико-математический словарь

указание - выполнить указание реализация выполнять указания реализация давать указания действие дать указания действие получить указание действие, получатель поступило указание действие, субъект следовать указаниям объект, зависимость,… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

указание - I. УКАЗАНИЕ УКАЗАНИЕ1, инструктирование, предписание, предписывание, указывание УКАЗАНИЕ, директива, инструкция, предписание, установка, циркуляр, разг. указка ДИРЕКТИВНЫЙ, инструктивный, циркулярный УКАЗЫВАТЬ/УКАЗАТЬ, несов. и… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? указания, чему? указанию, (вижу) что? указание, чем? указанием, о чём? об указании; мн. что? указания, (нет) чего? указаний, чему? указаниям, (вижу) что? указания, чем? указаниями, о чём? об… … Толковый словарь Дмитриева

указание - на что и о чем. 1. на что (совет, замечание, предписание). Получено указание на необходимость изменить график работы. 2. о чем (сведения, сообщение о чём л.). В инструкции нет указания о последовательности проведения эксперимента … Словарь управления

I ср. 1. процесс действия по гл. указывать I 1., указать I 2. Результат такого действия; указывание I 2.. II ср. 1. процесс действия по гл. указывать II 3., указать II 2. Результат такого действия; инструкция, наставление, совет. отт. Служебное… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • , . Указание важнейших примечательностей на пути его императорского высочества государя наследника Цесаревича. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1837 года…
  • Указание важнейших примечательностей на пути его императорского высочества государя наследника Цесаревича , . Указание важнейших примечательностей на пути его императорского высочества государя наследника Цесаревича. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1837 года (издательство…

Структура юридической нормы — это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность, это внутреннее строение нормы, которое раскрывает как состав и содержание ее необходимых элементов, так и способы их взаимосвязи.

Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны.

Правовая норма отличается особой структурой. Традиционно в науке выделяют три элемента нормы — гипотезу, диспозицию и санкцию (рис. 1).

Рис. 1. Структура нормы права

— это элемент нормы права, содержащий указания на жизненные обстоятельства, при наличии которых приводится в действие второй элемент — диспозиция. По сути гипотеза содержит указание на юридические факты, при наличии которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения. Гипотеза во многих случаях начинает формулироваться со слова «если». Например, если наступила смерть человека, его наследники получают право на наследство.

Представляет собой сердцевину нормы, ее основную часть, в которой закрепляются меры возможного и (или) должного поведения участников регулируемого данной нормой общественного отношения. В диспозиции закрепляются субъективные права, обязанности, запреты, рекомендации, поощрения, через которые формулируются правила поведения.

- такой структурный элемент правовой нормы, где содержатся указания на меры государственного принуждения, воздействия на лицо, нарушившее требование диспозиции. Санкции в зависимости от содержания последствий могут быть карательными или штрафными, когда на правонарушителя налагаются дополнительные обременения, наказания (например, лишение свободы в уголовном праве), правовосстановительными (направлены на восстановление нарушенного состояния, например возмещение убытков в гражданском праве); встречаются так называемые санкции ничтожности (направлены на признание действий юридически безразличными, недействительными, например признание сделки недействительной).

Считается, что правовая норма должна содержать все три структурных элемента. В то же время в нормах, рассчитанных на непрерывное действие (прежде всего в конституционном праве), гипотеза не является необходимым элементом. Без диспозиции любая норма выглядит бессмысленной, так как норма остается без самого правила поведения. Наконец, правовая норма будет бессильной, если не будет подкреплена санкцией, принудительными мерами.

Структура юридической нормы

Классическая структура нормы права

В регулировании общественных отношений норма права выполняет три функции:

  • выражает волю правотворческого органа в виде властного решения, общеобязательного правила;
  • выступает критерием оценки поведения людей. С помощью норм права разрешаются конфликты, правовые споры;
  • устанавливает меру ответственности за не несоблюдение или неисполнение.

Соответственно, в классическом виде норма права состоит из трех взаимосвязанных элементов:

Гипотеза — часть правовой нормы, которая указывает на обстоятельства, при которых эта норма может действовать. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придаст им значение юридического факта.

Диспозиция — часть нормы права, указывающая, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств.

Санкция — часть правовой нормы, которая указывает на совокупность мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителю этой нормы.

Можно рассмотреть структуру правовой нормы, содержащейся в ст. 61 ТК РФ под названием «Вступление трудового договора в силу». Для этого следует привести ее положения: «Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем... Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором...»

Гипотеза данной правовой нормы указывает на следующие обстоятельства:

  • заключение трудового договора;
  • вступление его в силу;
  • наступление дня начала исполнения трудовых обязанностей работником, определенного во вступившем в силу трудовом договоре.

Диспозиция данной правовой нормы предполагает правомерное поведение — исполнение работником трудовых обязанностей.

В противном случае будет применяться санкция данной правовой нормы — аннулирование трудового договора.

Следует отметить, что норма права и статья нормативного правового акта не всегда совпадают. Иногда статья содержит несколько норм, чаще — наоборот: норма излагается в нескольких статьях, иногда в различных законах. Бывает и так, что в отдельные статьи выделяются санкции тех или иных норм. Поэтому, приводя в качестве примера правовую норму в единстве всех трех се элементов, приходится анализировать несколько статей нормативного правового акта.

Структура правовой нормы как единство идеальной и реальной структур

Идеальная структура нормы выражает первичные, исходные ее связи в системе объективного права. Это своеобразный набор логически взаимосвязанных элементов, обусловленный спецификой правообразования и структурой права в целом. Идеальная структура, имеющая изначально потенциальное значение, в процессе своего развития превращается в реальную, но, изменяясь, сохраняется в своем результате. Это происходит благодаря тому, что она, как и реальная структура нормы, включает в себя столько элементов, сколько логически необходимо для регулирования определенного вида общественных отношений в нужном для законодателя направлении.

Реальная структура нормы права отражает в известной степени результат правового опосредования общественного отношения. Она представляет собой совокупность тех избранных элементов потенциальной логической структуры, которых достаточно для того, чтобы конкретное общественно-властное или государственно-властное веление получило жизнь в рамках целостного правового организма. Количество элементов реальной структуры предопределено структурой фактического общественного отношения и особенностями взаимосвязей и взаимодействия правовых норм в системе права.

Структуру правовой нормы можно представить как систему диалектически взаимосвязанных элементов , которые взаимодействуют в се рамках. Указанные элементы могут взаимозаменяться, превращаться друг в друга, объединяться и выступать в единстве. Характер, виды взаимодействия определяются сложившимися общественными отношениями, а также специфическими особенностями самих элементов. При этом, конечно, следует учитывать и волевое воздействие законодателя, который формирует направленность структурных элементов, связывает их действие с какими-либо юридическими фактами.

Благодаря тому, что право обладает свойством системности, обеспечивается и тесное взаимодействие структур различных юридических норм. Причем связи между ними могут быть простыми (однолинейными) и сложными (двусторонними, замкнутыми и т. д.). Взаимодействие структур может иметь вид сцепления, пересечения плоскостей действия или частичного (иногда полного) совпадения сфер функционирования. Примерами здесь служат нормы конституционного и других отраслей права, нормы, закрепленные в обшей и особенной частях Гражданского, Уголовного кодексов.

Механизм образования структуры правовой нормы можно представить следующим образом. Законодатель, предполагая урегулировать то или иное общественное отношение, «примеряет» к нему a priori логическую модель нормы, выработанную на основе человеческой практики, достижений науки, опыта правового регулирования. При этом он стремится направить развитие общественного отношения в нужное для него русло, пытается установить его временные, пространственные характеристики, получить наибольшую эффективность от его правового урегулирования. Однако общественное отношение соответствует идеальной модели (логической структуре нормы) лишь в принципе. Оно вносит в модель коррективы, избирает в потенциальной логической структуре нормы те элементы и связи между ними, которые соответствуют его собственным элементам и связям. Иными словами, законодатель вынужден одновременно и приспосабливать логическую структуру к соответствующему виду общественных отношений, и учитывать необходимость внутренней и внешней логической согласованности юридических норм, используя все правовые средства, свойства права как системы. Результатом же выступает реальная структура нормы, всегда включенная в ее логическую структуру и структуры более высокого порядка (института, отрасли, права в целом).

Трехзвенная структура нормы права

Каждая норма права имеет вполне определенное строение, т. е. состоит из нескольких частей (элементов), или, иначе говоря, имеет свою структуру. В научной и учебной юридической литературе структуру нормы права иногда называют микроструктурой, сравнивая ее со структурой всей системы права, которую определяют как макроструктуру.

Среди юристов нет единого мнения о структуре нормы права.

Первая (и самая распространенная) позиция (точка зрения) — норма права имеет трехзвенную структуру и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза — это часть нормы права, раскрывающая условия (обстоятельства), при наличии или отсутствии которых возможно действие данной нормы.

Диспозиция — это часть нормы права, раскрывающая само правило поведения, т. е права и (или) обязанности действовать или не действовать тем или иным образом.

Санкция — это часть нормы права, раскрывающая последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Санкции могут быть как негативными (взыскание, наказание), так и позитивными (меры поощрения).

Сторонники такого подхода считают, что структура правовой нормы существует объективно как неразрывная связь правила поведения (диспозиция) с условиями и пределами его применения (гипотеза) и способом охраны от нарушений (санкция). В таком случае формулу микроструктуры нормы права можно представить в виде «если — то — иначе». В данной формуле «если» представляет гипотезу, «то» — диспозицию, «иначе» — санкцию. Например: «Находясь на территории государства (или будучи гражданином государства), необходимо соблюдать законы этого государства; в противном случае государство применит к нарушителю правовых норм меры принуждения». Другими словами. Если находишься на территории государства, то необходимо соблюдать законы этого государства, иначе государство применит к нарушителю правовых норм меры принуждения.

Положительное в трехчленном определении микроструктуры

Достоинством трехэлементной схемы является то, что эта схема побуждает практических работников к тщательному и всестороннему анализу нормативного материала во всем его объеме, к сопоставлению неразрывно связанных между собой статей нормативных актов. Именно таким образом, обращая внимание не только на центральную часть нормы права — диспозицию, но и на гипотезу и санкцию, можно создать условия для надлежащей реализации права. Особенно это важно для правовых норм, элементы которых содержатся в различных нормативных актах (или статьях, разделах закона). Для этого нужно при решении любого юридического дела тша- тельно изучить все те положения законодательства, которые связаны с применяемым правоположением, т. е не следует ограничиваться анализом отдельных статей и параграфов нормативных актов.

О трехчленном строении норм права необходимо помнить органам государства, занимающимся правотворчеством. Для эффективного регулирования общественных отношений необходимо в нормативных актах выразить все три элемента правовых норм:

  • условия действия правовой нормы;
  • само правило поведения;
  • ответственность за несоблюдение этого правила.

Критика трехчленной структуры

Во-первых, в действующих нормативных актах трудно найти статью, которая соединила бы все три элемента правовой нормы.

Во-вторых, в повседневной практике, как правило, логическое толкование нормы права встречается редко. Надобность в этом возникает лишь при решении юридических споров или при подготовке и принятии новых нормативных актов.

Двухзвенная структура нормы права

В связи с этим среди юристов, занимающихся проблемами структуры правовых норм, существует и другая (вторая) позиция: норма права состоит из двух частей. Эту позицию поддерживали еще некоторые представители дореволюционной науки. Так, Н.М. Коркунов считал, что «каждая юридическая норма состоит естественно из двух элементов: из определения условий применения правила и изложения самого правила» В этом случае первый элемент называется гипотезой или предположением, второй — диспозицией или распоряжением. Каждая юридическая норма, пояснял ученый, может быть выражена в форме: «если — то». Например, если у умершего несколько сыновей, то имущество между ними делится поровну.

Однако Н.М. Коркунов не только не исключал, но и предполагал необходимость наличия санкции. Юридические нормы, отмечал он, как веления, обращенные к сознательной воле человека, «могут быть им не соблюдаемы и потому для своей силы нуждаются в особых обеспечениях их действительного соблюдения». «Средства понуждения к исполнению юридических норм называются их санкцией».

При этом Н.М. Коркунов не считал санкцию составной частью структуры нормы права. Она рассматривалась им как относительно самостоятельная величина (явление) по отношению к структуре нормы права, как самостоятельно существующее «средство понуждения».

  • гипотезы и диспозиции или
  • диспозиции и санкции.

Критика двухэлементного строения правовой нормы

Если норму права представить состоящей из диспозиции и санкции, то она не может применяться без учета «элементов» других статей закона (например, определяющих правоспособность). Если же норма права представлена в виде двух элементов — гипотезы и диспозиции, то в таком случае в правовой норме не отражено такое специфическое качество права, что каждая его норма обеспечивается государственным принуждением.

Если предположение о двухчленном строении правовых норм и соответствует структуре ряда статей нормативных актов, то содержание многих других статей тех же актов такой структуры не имеет, и потому названному предположению нельзя придавать общетеоретическое значение.

Следует отметить, что в юридической науке наметилось сближение противоположных взглядов на структуру правовой нормы. Сторонники «трехэлементной структуры» ввели в категориальный аппарат теории права и государства понятие «нормативное предписание», или норма-предписание.

Норма-предписание (или нормативное предписание) — это элементарное логически завершенное государственно-властное нормативное веление (установление), непосредственно выраженное в тексте статьи нормативного правового акта.

Нормы предписания делятся:

  • на охранительные нормы: диспозиция, санкция;
  • регулятивные нормы: гипотеза, диспозиция.

Примеры регулятивных норм. Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим (диспозиция), если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (гипотеза) (ч. I ст. 42 ГК РФ). В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим (гипотеза), суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим (диспозиция) (ст. 44 ГК РФ). Как видно, при формулировании правовых регулятивных норм гипотеза может стоять и перед, и после диспозиции.

Если правовая норма является охранительной, то ее вторым элементом будет санкция. Пример: «Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет» (ч. 1 ст. 230 УК РФ).

Данный пример можно подвести и под трехчленную структуру. Об этом речь пойдет ниже.

Итак, норма права может представляться как логическая норма либо норма-предписание.

Рассмотрим подробнее элементы логической нормы.

Деятельность любого управления либо организации связана с созданием распорядительных документов, в которых фиксируется вся их деятельность. Понятие «документ» выражает доказательство и выступает носителем информации, имеющей юридическую силу. В зависимости от характера информации документ имеет своё значение и подразделяется на несколько видов.

Организационные — устанавливают структуру, основные принципы и режим работы, определяют принципы создания и ликвидации компании, определяют состав и стиль руководства компанией. Распорядительные — устанавливают порядок взаимодействия между управляющим и сотрудниками и направлены на выполнение конкретных задач.

Справочно-информационные документы доводят до сведения руководителей необходимую аналитическую информацию, выступающую основанием подготовки приказа либо другого организационно-распорядительного документа.

Какие существуют группы

Главная функция распорядительных документов нацелена на внесение порядка в управленческий процесс, отражает его вертикальную направленность при выполнении задач.

Значительная часть распорядительных документов имеет юридический характер, содержащит властные указания правительственных органов, обращенные к нижестоящим предприятиям, подразделениям, руководителям. К ним относят правовые акты (например, указы, подписанные Президентом РФ, постановления Правительства РФ, распоряжения местной администрации).

Основную группу таких документов составляют:

  • приказы;
  • распоряжения;
  • решения;
  • постановления;
  • указание;
  • протоколы. Это особый вид документа, который может быть как носителем справочной информации, так и содержать в себе постановляющую часть текста.

Издаются распорядительные документы как совместно, т.е. коллегиально, так и единолично. В случае единоличного подписания документов руководителем, повышается оперативность выполнения задач, и вся ответственность за принятое решение ложится на его плечи. Распорядительные документы бывают как внешними, т.е. поступают для исполнения из администрации, так и внутренними, т.е. выпускаются на данном предприятии.

Когда и кем издается приказ

Главный правовым актом в системе распорядительных документов является приказ. Он имеет правовую основу, является официальным актом и создается для оперативного решения задач в области основной деятельности.

Право подписи предоставлено руководителю предприятия, либо сотруднику, уполномоченному им по доверенности. Утверждаются этим видом документа методики, планы, положения, графики компании и прочее. Приказы имеют свою разновидность и в зависимости от срока их хранения издаются по личному составу и кадрам, основной деятельности.

Служба делопроизводства отвечает за оформление документов по основной и административно-хозяйственной деятельности (например, приказ о проведении инвентаризации, об утверждении бизнес-модели, положений и штатных расписаний, о назначении и т.д).

Служба персонала занимается подготовкой проектов трудовых приказов (например, о предоставлении различного вида отпусков, командировок, различных видов доплат и прочее). Но главным условием является компетентность сотрудников, подготавливающих и выпускающих правовой акт.

Сам приказ может быть простым и затрагивать конкретный вопрос, а может и содержать наиболее сложную структуру текста, затрагивающую решение многих задач.
Проект документа состоит из констатирующей (преамбулы) и распорядительной частей. Преамбула начинается словами «С целью», «В связи», отражая причину создания документа, и заканчивается словом «приказываю». В распорядительной части текст излагается в повелительной форме и направлен на выполнение основных вопросов функционирования организации.

Внимание: ввиду огромного разнообразия распорядительных документов многие организации при регистрации приказов применяют систему индексации, заметно упрощающую поиск.

Определенная буква или набор букв, соответствующая характеристике приказа ставится после присвоения номера через дефис. Например, приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам — это кадровый документ, в соответствии с которым бухгалтерия производит расчет пособия по декрету, будет иметь номер 25-к.

Когда и кем издается распоряжение

Распоряжение вид правового акта, издание которого направлено на исполнение более оперативных вопросов, затрагивающий небольшой круг исполнителей. Распоряжение подлежит обновлению ежегодно.

Распоряжение может подписывать как сам руководитель, так и начальники подразделений, исходя из конкретики поставленной задачи. Такого рода документы издаются например, для определения круга ответственных, применения порядка индексации документов и прочее.

Принцип оформления распоряжения такой же как и принцип оформления приказа. Существует лишь одно отличие - «приказываю» заменяют на слово «обязываю».

Когда и кем готовится указание

Указание - правовой акт, который издается только руководителем для решения заданий внутри управления либо организации.

Несколько десятков лет назад указание широко применялось в правительственных учреждениях, но благодаря проведению административной реформы, которая наделила правом вышестоящих руководителей издавать приказы, указание, как вид документа, стало вытесняться из всего потока документации.

Указания оформляется также, как и распоряжение, только слово «обязываю» может заменяться на слово «предлагаю», указывает на возможность выполнения исполнителем поручений, не входящим в круг его задач.

Решение — как документ

Правовой акт, рассматриваемый и принимаемый коллективным органом для выполнения наиболее важных поручений в компании либо органа власти называется решением.

По своему оформлению решение схоже с оформлением приказа, только в конце преамбулы приводится название коллектива, а затем слово «решил» (например, совет депутатов решил).

Данный вид правового акта является юридическим документом только после его подписания председателем совещательного органа и секретарем, визируется участниками заседания в отдельном листе согласования, который прикладывается к решению, регистрируется и доводится до исполнителей.

К сожалению, этот вид документа на практике используется всё реже.

Особенности оформления

Для придания распорядительному документу официально-делового стиля нужно соблюдать некоторые принципы. Документ должен излагаться кратко с четкими формулировками и с соблюдением последовательности. Нормативной базой для составления организационно-распорядительной документации служит государственный стандарт. В нем прописаны основные требования и принципы составления документов.

В любой организации в целях избежания различных недоразумений, необходимо создать свой локальный документ, в котором нужно подробно описать весь делопроизводственный процесс предприятия. Привести примеры, закрепить в локальном акте образцы оформления распорядительных документов.

Совет: чтобы не запутаться в сложном документообороте, утверждайте только те виды документации, наличие которых действительно необходимо.

Все распорядительные документы создаются на утверждённом в организации бланке, согласно ГОСТу, который содержит все необходимые реквизиты. Наличие реквизитов подтверждает легитимность документа, т.е. правомерность. Документ обязательно должен пройти процедуру согласования всеми заинтересованными лицами, в том числе руководителем юридической службы, только после этого его подписывает руководитель и передает в службу делопроизводства для регистрации.

Документы, принимаемые коллегиально, выносятся на рассмотрение и обсуждаются совместно на совещаниях в случае принятия положительного решения, подписываются в установленном порядке. В случае разногласий, документ дорабатывается и подписывается на следующих совещаниях.

Обязательным условием является доведение документа до исполнителя и ознакомление с ним под подпись. Этот процесс осуществляется в течение 3 дней с момента подписания либо утверждения документа в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, хотелось бы отметить, что документ, это не просто бумажка, которая нужна для отвода глаз. А все — таки это носитель важной информации, который в дальнейшем поможет избежать множества неприятностей, а от его правильного оформления зависит плодотворное развитие предприятия.

Как правильно составить распорядительный документ, смотрите в следующем видео: