Денежные выплаты депутатам. О порядке возмещения расходов депутатам московской областной думы, осуществляющим депутатскую деятельность на непостоянной основе

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц выплат депутатам городского Совета народных депутатов и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Согласно пункту 3 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Пунктом 3.1 решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.06.2008 № 135 «О порядке предоставления гарантий осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, и депутатов Кемеровского городского Совета народных депутатов» предусмотрено право депутатов Кемеровского городского Совета народных депутатов на выплату ежемесячной компенсации в связи с исполнением депутатских полномочий. Ежемесячная компенсация в связи с исполнением депутатских полномочий включает в себя возмещение расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности.

Депутатская деятельность относится к трудовой деятельности физического лица. В связи с этим служебные обязанности, выполняемые депутатом в рамках его депутатской деятельности, являются его трудовыми обязанностями.

В соответствии с положениями Кодекса освобождение от налогообложения выплат, компенсирующих какие-либо расходы налогоплательщиков, в том числе компенсаций, направленных на обеспечение условий исполнения депутатских полномочий, осуществляется только при наличии документального подтверждения понесенных расходов.

При отсутствии документального подтверждения целевого использования данных денежных выплат теряется их компенсационный характер и они подлежат налогообложению на общих основаниях.

Таким образом, выплаты, производимые депутатам в возмещение документально подтвержденных расходов, связанных с осуществлением депутатских полномочий, установленные законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 3 статьи 217 Кодекса.

Вознаграждение, выплачиваемое депутату за осуществление его полномочий, назначаемое без предъявления подтверждающих документов, не является выплатой в возмещение каких-либо конкретных расходов.

Соответственно, положения вышеназванного пункта 3 статьи 217 Кодекса на такие выплаты не распространяются и указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Р.А. Саакян

Мы Местная администрация внутригородского муниципального образования СПб п. Звезда. (местный бюджет) производим выплаты денежной компенсации депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе по следующему коду расхода бюджетной классификации Раздел 0100 подраздел 0103 целевая статья 0020302 вид расхода 123 КОСГУ 226 (иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда муниципальных органов, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий).НДФЛ с выплат мы не удерживаем. Депутаты документы, подтверждающие фактически понесенные расходы не предоставляют.Проверяющие органы считают, что раз депутаты не предоставили документы о фактически произведенных затратах, то мы должны были удерживать с них НДФЛ. Просим разъяснить действительно ли нам необходимо удерживать НДФЛ с депутатов, и ссылки на законодательство.

Ответ

Выплаты возмещений и компенсаций, связанных с депутатской деятельностью депутатам, для которых депутатская деятельность не является основной, в соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н, подлежат отражению по подстатье КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги", элементу вида расходов 123 "Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда государственных (муниципальных) органов, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий".

В рассматриваемой ситуации выплаты денежной компенсации депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, облагаются налогом на доходы физических лиц. Объясняется это так. Согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Ежемесячная компенсация в связи с исполнением депутатских полномочий включает в себя возмещение расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности. Депутатская деятельность относится к трудовой деятельности физического лица. В связи с этим служебные обязанности, выполняемые депутатом в рамках его депутатской деятельности, являются его трудовыми обязанностями. В соответствии с положениями Кодекса освобождение от налогообложения выплат, компенсирующих какие-либо расходы налогоплательщиков, в том числе компенсаций, направленных на обеспечение условий исполнения депутатских полномочий, осуществляется только при наличии документального подтверждения понесенных расходов. При отсутствии документального подтверждения целевого использования данных денежных выплат теряется их компенсационный характер и они подлежат налогообложению на общих основаниях. Таким образом, выплаты, производимые депутатам в возмещение документально подтвержденных расходов, связанных с осуществлением депутатских полномочий, установленные законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 3 статьи 217 Кодекса. Вознаграждение, выплачиваемое депутату за осуществление своих полномочий, назначаемое без предъявления подтверждающих документов, не является выплатой в возмещение каких-либо конкретных расходов. Соответственно положения вышеназванного пункта 3 статьи 217 Кодекса на такие выплаты не распространяются, и указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 29.06.2015 № 03-04-05/37279.

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБДУЛИНСКИЙ РАЙОН

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

четвертого созыва

РЕШЕНИЕ № 01-29/91

г. Абдулино

Об утверждении Положения «О возмещении расходов , связанных с осуществлением депутатской деятельности, депутатам Совета депутатов района, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе»

На основании статьи 35 Федерального закона от 01.01.2001 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь статьей 21 Устава муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области , Совет депутатов РЕШИЛ:

1. Утвердить Положение «О возмещении расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, депутатам Совета депутатов района, выполняющим свои полномочия на непостоянной основе» согласно приложению.

2. Возложить контроль за исполнением настоящего решения на комиссию по социальным и правовым вопросам, местному самоуправлению.

3. Установить, что настоящее решение вступает в силу с 01 января 2012 года и подлежит обнародованию на официальном сайте муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области www. ab. *****.

Глава муниципального

образования

Подписано

29.12.2011 года

Приложение

к решению Совета депутатов

ПОЛОЖЕНИЕ

о возмещении расходов, связанных с осуществлением депутатской

деятельности, депутатам Совета депутатов района,

осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе

1. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок возмещения расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, председателю Совета депутатов, депутатам Совета депутатов района, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе.

Под осуществлением депутатской деятельности подразумевается деятельность депутата, предусмотренная Законом Оренбургской области от 01.01.2001 года «О статусе депутата представительного органа муниципального образования в Оренбургской области», Уставом муниципального района и Регламентом Совета депутатов.

2. Возмещение расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, осуществляется в форме выплаты денежных средств в размере, установленном Советом депутатов муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области.

3. Выплата денежных средств по возмещению расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, производится по отдельной ведомости ежемесячно на основании распоряжения Председателя Совета депутатов муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области.

4. Депутат вправе полностью либо частично (на определенный период времени) отказаться от выплаты денежных средств по возмещению расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, для чего подает личное заявление на имя Председателя Совета депутатов.

5. Запрещается перераспределение невостребованных средств, предусмотренных для возмещения расходов, для выплат другим депутатам.

2. Порядок возмещения расходов

1. Возмещению подлежат расходы депутата, связанные с осуществлением депутатской деятельности, в том числе на:

1.1. Услуги связи (местная проводная телефонная связь, мобильная связь);

1.2. Приобретение специальной литературы;

1.3. Канцелярские принадлежности;

1.4. Почтовые расходы;

1.5. Транспортные услуги (проезд на любых видах транспорта (в т. ч. на личных автомобилях), аренда транспортных средств на территории муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области).

1.6. Иные расходы, необходимые для осуществления депутатской деятельности.

2. Максимальный размер возмещаемых средств, подлежащих выплате, не может превышать:

Председателю Совета депутатов района – 15000 рублей в месяц;

Депутатам Совета депутатов - 1000 рублей в месяц.

3. Депутат, получающий компенсацию, обязан: присутствовать на заседаниях Совета депутатов, принимать участие в работе постоянных депутатских комиссий и публичных слушаниях , вести депутатские приемы избирателей, отвечать на обращения граждан.

4. Депутату, без уважительных причин не явившемуся на заседание Совета депутатов, в том числе не состоявшемуся из-за отсутствия кворума возмещение расходов депутата за этот месяц не производится.

5. Депутаты вправе расходовать полученные средства исключительно в целях возмещения расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности.

6. В течение 10 дней после истечения очередного квартала депутаты обязаны представить сведения о фактически затраченных средствах на осуществление расходов, связанных с депутатской деятельностью.

7. Сведения подаются депутатами Председателю Совета депутатов в форме служебной записки.

8. Отчетные документы о расходовании средств депутатами не представляются.

3. Источники возмещения расходов

1. Финансирование выплат по возмещению расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, осуществляется за счет средств бюджета муниципального района, предусмотренных на обеспечение деятельности Совета на текущий финансовый год за счет соответствующих статей сметы расходов Совета.

2. При планировании бюджетных средств для возмещения расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, налоговые отчисления не предусматриваются.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К проекту решения об утверждении Положения «О порядке возмещения расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности депутатам, выполняющим свои полномочия на непостоянной основе».

Обоснование необходимости принятия нормативного правового акта.

Так, как депутаты, осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, несут расходы, связанные с осуществлением депутатской деятельности, на оплату проезда на общественном транспорте городского и пригородного сообщения, приобретение бензина (для лиц, использующих личный транспорт), оплату услуг связи , а также на приобретение канцелярских принадлежностей, в связи с этим возникает необходимость принятия нормативного правового акта, который бы определял порядок возмещения расходов депутатов, связанных с осуществлением их деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 01.01.2001 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ только в случаях и порядке, установленных Федеральным законом.

Установление гарантий и компенсаций депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления не относится, вышеназванным Федеральным законом к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Соответственно, осуществлять правовое регулирование в данной области органы государственной власти субъектов РФ не вправе.

В соответствии с частью 3 статьи 43 Федерального закона от 01.01.2001 года представительный орган муниципального образования принимает решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Кроме того, часть 15 статьи 35 Федерального закона устанавливает порядок отражения в местном бюджете расходов на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования.

С учетом изложенного органы местного самоуправления вправе устанавливать гарантии и компенсации депутатам представительных органов муниципальных образований, связанные с осуществлением ими своих полномочий.

Финансово-экономическое обоснование.

Частью 15 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 01.01.2001 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается порядок отражения в местном бюджете расходов на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования.

Средства на финансирование выплат по возмещению расходов депутатов необходимо предусмотреть в бюджете района на 2012 год. Расходование осуществляется в пределах утвержденной сметы Совета депутатов района.

Деятельность органов самоуправления, а также выборность депутатов в эти органы, должна четко соответствовать законодательству Российской Федерации.
Согласно ФЗ под порядковым номером 131, датированному 06.10.2003, который призван регламентировать деятельность органов местного самоуправления и закрепить их общие принципы работы, местные структуры вправе самостоятельно принимать решение относительно размеров и условий компенсационных выплат депутатам и иным лицам, которые осуществляют свою работу на непрофессиональной основе.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Депутаты на не постоянной основе: кто это?

Депутат на не постоянной основе – это должностное лицо, которое занимает определенную должность в выборных исполнительных органах местной власти, но при этом осуществляет иную деятельность, которая признается основной и является главным источником дохода гражданина. Таким образом, работа в органах власти можно отнести к общественной работе на благо государства.

Согласно действующему законодательству, отдельный субъект государства вправе самостоятельно решить каким образом депутаты будут действовать на местах и издать по этому поводу соответствующий законодательный акт, регламентирующий их работу и основные денежные гарантии.

В столице нашей родины закон, регламентирующий возможность депутата выбрать способ деятельности в Государственной думе Москвы (постоянная или не постоянная работа), был принят в 2019 году. По данному документу с отрывом от основной работы обязательно избираются председатель, его заместители и начальники соответствующих структурных подразделений. Остальные могут самостоятельно решать: остаться на основной работе или полностью посвятить себя государственным делам. Такого рода положение уже давно и успешно практикуется на просторах Российской Федерации, за исключением Санкт-Петербурга и Чеченской республики.

Организация выбора на основании действующего законодательства

Текст Федерального закона, регламентирующего основные принципы организации и деятельности законодательных и исполнительных органов госвласти в субъектах РФ, четко прописывает возможность депутатов принимать самостоятельное решение относительно того, как они будут осуществлять свою государственную деятельность.

Таким образом, законно будет функционирование Законодательного собрания как на постоянной основе, так на не постоянной или и вовсе смешанной.

Каждый избранник народа, который все же решил стать профессиональным депутатом и оставить прежнюю работу, должен отказаться от любого вида деятельности, приносящего доход (исключение – наука, творчество или учебный процесс). В этом случае основной источник дохода – оклад, получаемый в Законодательном собрании. Депутат должен полностью посвятить себя государственной деятельности и служению народу.

Если же избранник принял решение работать по совместительству, то его наниматель обязан отпустить с основного места работы своего сотрудника-депутата на срок до 6 дней для исполнения последним государственных дел. За дни, потраченные не на основной рабочий процесс, каждому депутату-совместителю будет выплачена компенсация в том порядке, как это производится присяжному заседателю. Об этом процессе стоит поговорить подробнее чуть дальше.

Практика регионов такова, что на профессиональной основе в большинстве из них трудится председатель, его заместители и главы комитетов. Остальные вправе выбирать.

Проблемы депутатов по совместительству

Некоторые депутаты все же категорически против такой практики, так как считают, что работа по совместительству не оставляет времени на государственные дела. Главное правило таких служащих: будь депутатом профессионально или не будь им вовсе.

Среди слуг народа проводится аналогия нынешнего законодательства и действующего еще во времена Советского Союза, когда практика депутатов-совместителей также существовала.

Противники действующего закона и те, до кого такая норма еще не добралась, считают, что работа непрофессиональных депутатов будет абсолютно не видна, а также то, что такое положение вещей позволит прийти в состав выборных органов бизнесменам и предпринимателям, которые напрямую зависят от государственных решений, что и будут в дальнейшем сами принимать.

Помимо нависшей угрозы лоббизма есть еще одна проблема – посещаемость депутатов Законодательного собрания. Каждый регион борется с этим по-своему. К примеру, в Иркутске была введена норма: за 4 прогула лицо будет лишаться полномочий. Правда, не поступало информации о том, что кто-либо все-таки получил такое взыскание.

Но, не смотря на то, что депутаты все же активно исполняют свой гражданский долг перед выборщиками, в положениях регионов об их деятельности все же имеются нормы, предусматривающие лишения за неисполнение своих обязанностей или неявку.

Какая положена компенсация депутатам на не постоянной основе?

Субъекты Российской Федерации в своем локальном законодательстве в обязательном порядке должны закрепить порядок компенсационных выплат депутатам, связанных с их расходами на занятие депутатской деятельностью.

Что это такое и каков порядок выплат?

Как уже неоднократно сообщалось, каждый субъект Российской Федерации вправе самостоятельно решить вопрос с порядком и условиями организации компенсационных выплат депутатам-общественникам .

Компенсационные выплаты депутату – это денежное возмещение расходов лицу, являющемуся общественным депутатом.

Главное назначение такого рода выплат – компенсация расходов, связанных с государственной деятельностью депутатов на не постоянной основе.

Данные выплаты должны производиться из средств бюджета местного значения по соответствующей статье расходов.

Обязательно местные органы должны установить время выплат (к примеру, раз в месяц, в три месяца или в полугодие) и сумму компенсации. Сумма может быть фиксированной, а может представлять собой средний заработок депутата по основному месту работы или процентное значение.

На основном месте работы сотруднику обязаны предоставить очередной отпуск. Узнайте, положен ли о .

В месяц зарплата депутата Госдумы превышает доходы за квартал среднестатистического работника. Интересно, ?

Также практически каждый субъект РФ обязательно включает в текст нормативно-правового акта норму о том, что за невыполнение своих обязанностей, или еще какую-либо провинность он может быть лишен полностью или частично установленной суммы компенсации.

Выплата компенсации должна производиться только по письменному распоряжению председателя органа местного самоуправления и на основании представленных депутатом документов (справка об отсутствии его по основному месту работы, копия решения председателя, проездные документы и т.д.).

Обязательно депутату должен быть возмещен упущенный им по основному месту работы заработок. Обычно, эта сумма устанавливается на отметке среднего заработка конкретного лица, но бывают случаи, когда в положении прописаны иные сумм (например, 50% заработной платы + надбавки за государственную службу или особые условия работы).

Компенсационные выплаты могут зависеть также от местности, в которой проживает депутат. Например, если добираться к месту службы ему далеко, то он может получить большую компенсацию нежели тот, кто проживает неподалеку. Особенно это актуально для областных органов самоуправления.

Возмещаются ли расходы, связанные с деятельностью депутата?

Согласно положению о компенсации, прописанному в Европейской хартии местного самоуправления (1985 год), депутаты на не постоянной основе имеют право на получение компенсации за:

  • проезд к месту назначения и в обратном направлении, включая сопутствующие вопросы (белье в поезде, страхование пассажира, бронирование и т.д.);
  • найм жилого помещения или гостиничного номера;
  • расходы, которые напрямую связаны с выездом за пределы страны (оформление загранпаспорта, страховка, покупка и бронирование билетов и т.д.).

Некоторые местные органы закрепляют в своем положении (в частности, в Москве) о компенсационных выплатах за покупку канцтоваров и иного оснащения и оборудования, необходимого для нормальной работы, но все же, большинство регионов такую норму не предусматривают и сопутствующие товары и услуги, не предусмотренные Европейской хартией, возмещению у них не подлежат.

Также в Московской думе есть возможность использовать служебный транспорт органа по рабочим вопросам.

Отражение в отчетных документах

Любые выплаты из государственного бюджета должны в обязательном порядке отражаться в соответствии со статьями экономической классификации.

Так, расходы, связанные с компенсационными выплатами депутатам, осуществляющим свою деятельность на не постоянной основе, должны найти отражение в отчетах согласно 226 подстатье – «Прочие услуги».

Выдача и налоги

Согласно тексту ТК РФ (по состоянию на октябрь 2019 года), а точнее, его 164 статье, компенсацией считаются такие выплаты денежного характера, которые имеют своей целью возмещать определенным работникам затраты, связанные с исполнением своих трудовых обязанностей или же иных обязанностей, которые предусмотрены не только ТК РФ, но и другими нормативно-правовыми актами государства.

Согласно тексту 217 статьи НК РФ существует определенные категории доходов, которые не подлежат налогообложению. Так, не облагаются налогами пособия государственного характера, равно как иные выплаты и компенсации, которые подлежат возмещению на основании законов и актов законодательства РФ и ее субъектов и не относятся к источнику заработка.

В тексте нормативно акта, устанавливающего работу депутатов в конкретном регионе, должно быть указано, что депутатам выплачиваются социальные гарантии за выполнение работы на непостоянной основе в том случае, если мероприятия, в которых эти лица участвуют, требуют их присутствия. Компенсации производятся за счет средств местного бюджета. В это время депутат не выходит на основное место работы, а осуществляет общественно-значимую деятельность в органах самоуправления.

Именно за такую деятельность и невозможность получать заработок и выплачивается компенсация, которая не подлежит обложению налогами.

Несмотря на то, что во многих регионах заработок профессионального депутата довольно высок, многие все же стремятся сохранить свое место работы и всего лишь получать компенсацию депутата на не постоянной основе согласно отработанным в Законодательном собрании дням.

Вопросы эффективности профессионального парламента и общественного остаются открытыми. С одной стороны, зачем в небольшом регионе содержать людей на государственном обеспечении, если нет необходимости в их постоянном нахождении в парламенте. Им достаточно будет осуществлять государственную работу определенное количество днейв месяц, получая за это материальную компенсацию. Другое дело – Москва – огромный город, где проживают миллионы людей. Здесь вопросы совместительства будут стоять намного острее, так как выполнять основную работу и государственную будет слишком накладно.

Шестого созыва отправится на свои последние перед выборной кампанией каникулы. Парламентарии уйдут красиво: каждому не избранному в новый созыв депутату заботливая власть припасла «золотой парашют» - компенсацию за два с лишним месяца, что они не досидели до положенного по закону срока. На это в бюджете зарезервировано около 250 миллионов рублей. изучила, какие еще блага дарит сегодня депутатский статус.

Накануне прокуратура Красноярска разнос местным чиновникам, которые шикуют несмотря на кризис и летают в командировки бизнес-классом - причем летают не по важным государственным или региональным делам, а для участия в праздничных мероприятиях. В сумме командировочные расходы красноярских чиновников за прошлый год и начало нынешнего превысили 5,8 миллиона рублей.

В подчеркивали, что деньги тратятся в условиях дефицитной казны и многомиллионной задолженности по заключенным контрактам.

Однако на деле российские чиновники живут не так уж и шикарно - по крайней мере, в сравнении с депутатским корпусом. Средняя зарплата российского госслужащего к концу прошлого года составляла около 100 тысяч рублей; в парламенте зарабатывают почти вчетверо больше.

«У нас очень большая зарплата - 360 тысяч рублей», - признавался недавно депутат Госдумы на встрече с жителями Советского района Новосибирска. Нормативные документы подсказывают, что довольствие народных избранников зарплатами не ограничивается.

Зарплаты по заслугам

И все же самое очевидное - это зарплата. Согласно закону о статусе депутата Госдумы и члена , ежемесячное денежное вознаграждение парламентариев должно быть равно зарплате федерального министра. После того как в марте 2015 года президент на 10 процентов урезал зарплаты членам правительства, соответствующая компенсация для них и для депутатов стала равняться 360 тысячам рублей в месяц. Спикеры обеих палат имеют право на вознаграждение в размере оклада премьер-министра - то есть на 513 тысяч рублей. Их заместители «стоят» как вице-премьеры - 430 тысяч для первых зампредов и по 405 тысяч для обыкновенных. Кроме того, всем членам парламента предусмотрено ежеквартальное поощрение за проделанную работу - 81,5 тысячи рублей.

По данным , в феврале 2016 года средняя зарплата по стране составила 35,5 тысячи рублей. Таким образом, среднестатистический народный избранник стоит 10 своих среднестатистических избирателей. А жители Дагестана и Калмыкии зарабатывают в среднем менее 20 тысяч рублей, так что одну парламентскую зарплату они могли бы растянуть на полтора года.

Отдых для ценного работника

Законодатели вправе рассчитывать и на достойную старость: если гражданин России не менее года прозаседал в палатах парламента, он получает право на доплату к пенсии по старости и инвалидности. В случае работы в законодательном органе от года до трех лет ежемесячная доплата к пенсии составит 55 процентов от депутатской зарплаты (196 тысяч рублей), от трех лет - 75 процентов (270 тысяч). Если парламентарий уже достиг пенсионного возраста, то выплаты суммируются. Также в законе прописано обязательное страхование жизни и здоровья избранников на сумму их годового денежного вознаграждения. Правда, с 1 января 2017 года вступят в силу поправки, согласно которым для обретения права на доплату к пенсии нужно будет провести в парламенте уже не менее пяти лет - срока одного созыва.

Фото: Дмитрий Духанин / «Коммерсантъ»

Жилье и транспорт

Естественно, новоявленные депутаты за счет бюджета получают право на служебную квартиру, служебную машину, медицинское и санаторно-курортное обслуживание, пользование всеми видами транспорта. Даровой служебной квартирой не брезгуют пользоваться даже законодатели-москвичи. Правда, в 2014 году народных избранников лишили права на бесплатное пользование VIP-залами аэропортов, что вызвало волну депутатского негодования.

По сравнению с американскими коллегами российские законодатели зарабатывают довольно скромно. Конгрессмены получают 174 тысячи долларов в год - это 11 миллионов 550 тысяч рублей по текущему курсу ЦБ, или 962,5 тысячи рублей в месяц. Получается, что в США законодатели зарабатывают почти втрое больше, чем в России.

Больше всех возмущались утратой привилегии , обещавшие поставить вопрос об ущемлении своих прав перед председателем Госдумы . Подали они челобитную или нет - история умалчивает, но допуск в VIP-залы за счет налогоплательщиков депутатам не вернули.

И пишущая машинка

Также государство компенсирует народным избранникам расходы на услуги связи. Однако не бесконечно. В частности, по мобильному телефону депутат, согласно распоряжению Сергея Нарышкина, может наговорить не более чем на 4 тысячи рублей в месяц. Члены нижней палаты имеют право приобрести за казенный счет один ноутбук стоимостью не более 90 тысяч рублей, электронную пишущую машинку не дороже 30 тысяч и мобильные телефоны в неоговоренных количествах, но стоимостью не более 15 тысяч рублей. Всего на обеспечение деятельности седьмого созыва нижней палаты планируется потратить 2 миллиарда 700 миллионов рублей.

Фото: Антон Белицкий / «Коммерсантъ»

«Парашют» на выходе, подъемные - на входе

Наконец, в случае непереизбрания депутата в новый созыв закон предусматривает для «неудачников» единовременную денежную компенсацию в размере месячной зарплаты. И, естественно, полное покрытие всех расходов, связанных с возвращением на малую родину.

Новый состав Госдумы государство тоже не бросит один на один с тратами. Свежеизбранным парламентариям полагаются подъемные, чтобы они могли обжиться и на том не разориться. Помимо компенсации расходов на переезд им выплачивают половину ежемесячного вознаграждения и по четверти зарплаты на каждого члена семьи - то есть, к примеру, 180 тысяч рублей на себя и по 90 тысяч - на жену и ребенка. По думским меркам, возможно, и немного, но на посуду, салфетки и прочие мелочи для обустройства служебной квартиры должно хватить.