Дополнительные и досрочные выборы. Порядок назначения выборов

В конституционном праве под термином «выборы» мы понимаем установленную законом процедуру формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемую посредством голосования управомоченных лиц за кандидата или партию при условии, что на каждый предоставляемый таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два или более кандидата (списков политических партий).

В результате выборов воля управомоченных лиц формирует выборный (представительный) орган власти или в результате этого избирается конкретное должностное лицо.

Данное определение выделяет выборы из других процедур формирования государственных органов или наделения полномочиями должностных лиц, в частности от назначения на должность, производимого коллегиально путем голосования управомоченных лиц. Для назначения на каждую должность представляется обычно один кандидат, тогда как основное предназначение выборов заключается в том, чтобы выбрать одного из нескольких кандидатов.

Из этой формулировки следует, что не является выборами голосование граждан за навязанного властями одного кандидата без реальной возможности голосовать против него, как это происходило в Советском Союзе до 1990 г. Не является также выборами голосование граждан за нескольких кандидатов, когда в результате фальсификаций заинтересованными субъектами отбирается предварительно установленный «победитель».

Очевидно, что выборы являются одним из важнейших политических событий в жизни любого государства. Выборы определяют перспективу развития государства на установленный законом период времени (обычно 4, 5 или 7 лет). Посредством выборов избираемые органы власти получают легитимацию: внутреннюю (народную поддержку и признание) и внешнюю (иностранных государств и международных органов). Выборы определяют также расклад политических сил, отражают влияние той или иной партии или избирательного блока политических партий внутри государства. Результаты выборов, если они проводятся по установленным законом правилам и определяются как свободные и справедливые, отражают настроение избирателей, тенденцию развития страны.

Посредством выборов формируются различные органы публичной власти - избираются парламенты или их нижние палаты, главы государств, правительства или премьер-министры, судебные органы, а также органы местного самоуправления.

Конституционное право подразделяет выборы на различные виды. Классификаций выборов много. Ряд из них является общепризнанными, другие используются более редко. Рассмотрим основные виды выборов.

В первую очередь выборы классифицируются в зависимости от территории их проведения на национальные и региональные. Национальные проводятся на территории всей страны, региональные же проводятся в рамках установленных законом административно-территориальных единиц. В ряде классификаций региональные выборы также называют местными (локальными), поскольку посредством них избираются органы местного управления или самоуправления. Местные выборы иногда называют административными, поскольку во многих странах местное самоуправление регулируется административным правом.

В зависимости от субъекта избрания выборы подразделяются на парламентские, президентские, местные, выборы судей и других лиц, которые выполняют важные государственные функции и наделены широкими полномочиями.

Следующей общепризнанной классификацией выборов является подразделение их на очередные и внеочередные. Очередные - это такие выборы, которые проводятся периодически после истечения определенного срока полномочий данного органа или должностного лица, т.е. срока, установленного для них в законе. Например, срок полномочий Парламента Республики Беларусь - 4 года, а Президента - 5 лет. Это означает, каждые четыре года в Республике Беларусь проводятся очередные выборы Парламента, а каждые пять лет - Президента.

Внеочередные выборы часто называют досрочными. Они проводятся до установленного законом срока истечения полномочий представительного органа или должностного лица. Основания досрочного прекращения полномочий закрепляются в законодательных актах, регламентирующих конституционно-правовой статус представительного органа, должностного лица. Причины проведения досрочных выборов представительного органа и должностного лица существенно различаются.

Внеочередные выборы представительного органа (например, Парламента), проводятся в основном в тех странах, где законодательно установлен досрочный роспуск Парламента. Основания для роспуска могут быть разные - вынесение вотума недоверия правительству, самороспуск парламентского большинства, роспуск Парламента управомоченным лицом и др. В этом случае после процедуры досрочного роспуска назначаются досрочные выборы и избирается новый состав Парламента.

Причина внеочередных выборов должностного лица только одна - вакансия должности. Должность (например, Президента) может освободиться в связи с его смертью, уходом в отставку или отрешением от должности в результате процедуры импичмента.

Отметим, что в большинстве стран избирательное законодательство устанавливает для досрочных выборов сокращенные сроки осуществления избирательных действий по сравнению с очередными выборами.

Выборы также подразделяются на первоначальные и повторные. Первоначальные выборы назначаются в связи с истечением срока полномочий или досрочным прекращением полномочий представительного органа (должностного лица). Повторные выборы проводятся только в тех случаях, если результаты первоначальных выборов были признаны несостоявшимися или недействительными.

Повторные выборы не тождественны повторному голосованию. Повторное голосование является факультативной стадией, которая происходит в рамках первоначального голосования. К повторному голосованию допускаются те же (часть или все, в зависимости от условий проведения) кандидаты, которые участвовали в первоначальном голосовании. Повторные же выборы являются самостоятельным избирательным процессом, включающим все его стадии, в том числе и выдвижение кандидатов.

Если результат выборов устанавливается после однократного голосования избирателей, считается, что они проводятся в один тур, а если для этого может потребоваться два голосования или более, то соответственно - в два тура или более.

Выборы бывают основными и дополнительными. Данная классификация применима только к выборам депутатов представительных органов, избираемых по мажоритарной избирательной системе. На основных выборах избирается весь состав представительного органа. Основанием проведения дополнительных выборов является досрочное прекращение полномочий депутата в силу болезни, смерти или добровольной отставки. Это делается для того, чтобы в Парламенте были представлены депутаты от всех избирательных округов и чтобы все граждане страны имели своих представителей в Парламенте.

Выборы бывают также всеобщими (общими) и частичными.

Всеобщие выборы имеют место в тех случаях, когда в них призваны участвовать все избиратели страны (например, выборы нижней или единственной, реже - верхней, палаты Парламента, выборы Президента). Частичные выборы проводятся в тех случае, если представительный орган обновляется по частям, т.е. формируется путем ротации - разновременного избрания частей депутатского корпуса представительного органа. Поэтому в литературе частичные выборы часто называют ротационными. Наиболее известные ротационные выборы - избрание сенаторов в Соединенных Штатах Америки. Сенаторы США избираются на срок шесть лет, но при этом избираются не все одновременно, а каждые 2 года переизбирается 1/3 Сената (33 из 100 сенаторов).

Отметим существенное различие дополнительных и частичных выборов. Дополнительные выборы - нерегулярные, назначаемые в силу появившейся необходимости (отставка депутата). Частичные же выборы, в отличие от дополнительных, - выборы регулярные, обязательные и предусмотренные законодательством.

Выборы бывают прямые и косвенные. Прямые (или непосредственные) выборы - это такой вид выборов, когда избиратели непосредственно избирают конкретного человека на определенный пост. Прямыми выборами избираются парламенты или их нижние палаты (иногда и верхние), президенты при всенародных выборах и др. Таким образом, прямые - это такие выборы, когда между избирателем и кандидатом, за которого он голосует (либо между избирателем и партией), нет никаких промежуточных звеньев.

Косвенные выборы характеризуются тем, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица - выборщики, депутаты и пр. Косвенными выборами избираются в основном верхние палаты парламентов, в ряде стран - президенты, правительства, судьи.

В литературе иногда можно встретить иную терминологию: различают выборы прямые и непрямые. Непрямые выборы подразделяются на косвенные и многостепенные, при которых вышестоящие органы избираются нижестоящими (например, в Австрии - Федеральный совет - верхняя палата Парламента избирается парламентами земель).

Косвенные выборы по данной классификации - это такие выборы, когда посредством волеизъявления избирателей создается специальная коллегия выборщиков, которые от имени избирателей сами непосредственно избирают депутатов Парламента или конкретное должностное лицо. По системе косвенных выборов избирается Президент США.

Многостепенные (многоступенчатые) выборы - это такие выборы, когда в качестве выразителя воли граждан выступает не специальная коллегия выборщиков, а постоянно действующий орган: местный совет, Парламент или одна из его палат. Так, например, принято считать, что многоступенчатыми выборами избирается верхняя палата Парламента Беларуси - Совет Республики, поскольку она избирается коллегией, состоящей из депутатов районных (городских) Советов.

Классической системой многостепенных выборов была система выборов в Советы, существовавшая в СССР с 1918 по 1936 г. Граждане СССР непосредственно избирали только депутатов местных Советов. Затем депутаты местных Советов избирали делегатов на районные и городские съезды Советов, которые избирали делегатов на республиканские съезды советов. Последние избирали делегатов на Всесоюзный съезд Советов, который избирал Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет, а тот - его Президиум.

Отметим еще такое понятие, как обязательные выборы (более правильно - обязательное голосование). Для устранения абсентеизма населения законодательством ряда стран установлена обязательность для граждан участвовать в выборах. Обязательность обеспечивается путем установления определенной законом санкции в том случае, если избиратель не примет участия в голосовании. Санкция в виде штрафа предусмотрена, например, в Австралии и Австрии. В Италии предусмотрена такая мера воздействия, как общественное порицание. Списки лиц, не участвовавших в выборах, могут публиковаться в газетах. В Бельгии при многократном неучастии в выборах гражданин может быть лишен избирательных прав сроком на 10 лет; кроме того, он не сможет получить должность на государственной службе.

Под выборами следует понимать установленную законом государственно-правовую процедуру, во время которой граждане отдают свои голоса за партию или кандидата, в результате чего формируется выборный (представительный) орган власти или избирается (занимает свой пост) конкретное должностное лицо – президент, мэр города, судья и т.д. Выборы являются полноценными и реальными лишь при условии, что в конкурентной борьбе участвуют два и более кандидата или несколько партий.

Выборы в государстве с нормальным (демократическим) политическим режимом являются одним из важнейших событий в жизни государства, определяющих перспективу его развития на определенный период времени. Посредством выборов органы власти получают легитимацию, т.е. народную поддержку и признание. Выборы определяют расклад политических сил, отражают влияние той или иной партии, избирательного блока, политической группы. Результаты выборов отражают настроение избирателей, тенденцию развития страны. Важным следствием является и отбор политических лидеров – граждане вольны заменить тех, кто не оправдал их доверия, на более достойных. Так что регулярно проводящиеся выборы держат политических руководителей в форме, в напряжении: через несколько лет им так или иначе придется отчитываться перед избирателями.

Виды выборов. Классификаций выборов довольно много.

1) Самая простейшая – в зависимости от территории их проведения. По этому критерию различают общенациональные выборы , которые проводятся в масштабах страны, региональные выборы , проводимые в рамках крупных территориальных единиц, и местные выборы , охватывающие административно-территориальную единицу или город (т.е. объединяют граждан, живущих на определенных небольших территориях, у которых есть свои местные органы).

2) В зависимости от того, кого выбирают , выборы делятся на парламентские, президентские, муниципальные, выборы судей, шерифов, коронеров и других лиц, которые выполняют важные государственные обязанности и наделены широкими полномочиями.

3) В зависимости от способа волеизъявления граждан (избирателей) выборы делятся на прямые и непрямые . Прямые выборы – это непосредственное избрание конкретного человека на определенный пост. Прямые выборы отличаются тем, что между избирателем и кандидатом, за которого он голосует (либо между избирателем и партией), нет никаких промежуточных ступеней. Непрямые выборы – такой вид выборов, при которых воля избирателей опосредуется волей группы выборщиков либо реализуется через действующий избирательный орган. Непрямые выборы всегда имеют промежуточную ступень. Существует два вида непрямых выборов: косвенные выборы и многоступенчатые. При косвенных выборах посредством волеизъявления избирателей создается специальная коллегия выборщиков, доверенных лиц, которые затем от имени избирателей непосредственно избирают конкретное должностное лицо. В многоступенчатых выборах в качестве выразителя воли граждан выступает не коллегия выборщиков, а постоянно действующий орган: местный совет, парламент или одна из его палат. Так, например, многоступенчатыми выборами (коллегией, состоящей из членов нижней палаты парламента) избирается президент Италии. В Китайской Народной Республике собрания народных представителей провинций, районов, ряда городов и автономных округов, а также Всекитайское собрание народных представителей – китайский парламент – избираются не непосредственно гражданами, а нижестоящими собраниями народных представителей. Люди, избранные в один орган, избирают затем своих представителей в другой орган.


4) Выборы также делятся по времени проведения на очередные и внеочередные . Очередные выборы проводятся после истечения определенного срока полномочий данного органа, т.е. срока, установленного в законе. Внеочередные (досрочные) выборы проводятся до истечения срока полномочия представительного органа или должностного лица. Если это касается должностного лица, то причина одна – вакансия должности. Должность президента или премьер-министра освобождается в связи со смертью, уходом в отставку либо отрешением от должности в результате процедуры импичмента.

5) Выборы бывают еще дополнительными , которые проводятся в зависимости от того, есть ли вакансии в коллегиальном органе. Необходимость их проведения возникает тогда, когда кто-то из членов парламента выбывает из его состава в силу болезни, смерти или добровольной отставки. Дополнительные выборы проводятся в тех округах, где произошло выбытие депутата.

6) Частичные выборы в отличие от дополнительных – выборы регулярные, обязательные и предусмотренные законодательством. Такие выборы проводятся в целях частичного обновления (ротации) коллегиального выборного органа. Частичные выборы, например, проводятся каждые два года при частичном обновлении Сената США. Сенаторы США избираются на шесть лет, но не одновременно – каждые два года переизбирается треть Сената.

Помимо приведенной классификации выборов в некоторых странах встречается своя специфическая терминология. Например, в США применяется термин «промежуточные выборы » – выборы, которые проводятся в тот год, когда не избирается президент.

В американской терминологии есть и такое понятие, как «первичные выборы » (праймериз). Это выборы, в результате которых проводится отбор кандидатов от той или иной партии. Из нескольких кандидатов – республиканцев и демократов – избирается по одному. Это партийные выборы. Результатом этих выборов является отбор кандидата на должность президента, который затем будет окончательно избираться на национальном съезде партии.

Существует такое понятие, как «обязательные выборы»(обязательное голосование). Обязательность обеспечивается путем наложения санкции в том случае, если избиратель не принял участия в голосовании. В Италии предусмотрена такая мера воздействия, как общественное порицание: списки лиц, не участвовавших в выборах, могут публиковаться в газетах. Все эти более или менее строгие меры воздействия применяются для борьбы с таким распространенным явлением, как абсентеизм (от англ, absent – отсутствовать) – добровольное неучастие граждан в выборах.

Виды выборов

Выборы классифицируются в зависимости от:

  • 1) видов избираемых органов, должностных лиц, их места в системе власти;
  • 2) целей выборов.

По первому основанию выделяют выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, выборы Президента РФ (федеральные выборы), выборы главы субъекта РФ, выборы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (региональные выборы), выборы представительных органов и глав муниципальных образований (муниципальные выборы).

По данному основанию выделяют также совмещенные выборы . По второму основанию выделяют выборы очередные (основные), дополнительные, досрочные, повторные. Очередные (основные), досрочные, повторные выборы называют также общими выборами.

Очередные выборы проводятся в связи с истечением установленного законом срока полномочий представительного органа, выборного должностного лица. Они назначаются таким образом, чтобы вновь избранные органы или должностные лица смогли приступить к исполнению своих полномочий сразу после истечения срока полномочий их предшественников. Главная цель очередных выборов – обеспечение преемственности публичной власти. Дополнительные выборы направлены на замещение вакантных депутатских мандатов в представительном органе власти текущего созыва. Такая вакансия может образоваться после отзыва депутата, перехода его на работу, не совместимую с депутатским мандатом, по иным причинам . Цель дополнительных выборов – обеспечение максимального уровня представительности органов публичной власти. Досрочными называют выборы, проводимые в связи с досрочным прекращением полномочий представительного органа власти, должностного лица. Здесь применительно к представительному органу речь идет не о заполнении отдельных депутатских вакансий, а о необходимости проведения новых общих выборов. Главная цель досрочных выборов в отличие от очередных выборов – их чрезвычайный характер, необходимость восстановления представительной власти в кратчайшие сроки. Повторные выборы проводятся тогда, когда очередные либо досрочные выборы признаются несостоявшимися или недействительными или кандидат, избранный по единому, одномандатному или многомандатному округу, не сложил с себя полномочия, не совместимые со статусом депутата, выборного должностного лица. Цель повторных выборов – завершение в упрощенном порядке ранее начатых выборов. Повторные выборы следует отличать от повторного голосования. При последнем заново проводится только акт голосования по двум кандидатам, набравшим на очередных, досрочных, дополнительных выборах наибольшее число голосов. Повторное голосование называют также вторым туром.

Понятие избирательного процесса

Избирательный процесс – это порядок подготовки и проведения разных видов выборов. Подготовка выборов включает в себя такие организационно-правовые мероприятия, как назначение выборов, образование избирательных округов и участков, составление и уточнение списков избирателей, формирование состава избирательных комиссий, финансирование выборов, информирование избирателей о выше перечисленных мероприятиях, обжалование действий органов власти, избирательных комиссий по подготовке выборов.

Проведение выборов заключается в выдвижении и регистрации кандидатов в депутаты и на выборные должности, информационном обеспечении выборов, проведении голосования, установлении итогов голосования и результатов выборов, их опубликовании, обжаловании действий избирательных комиссий, иных субъектов, участвующих в проведении выборов. Следует отметить, что проведение выборов в рамках конкретных избирательных кампаний опирается на мероприятия, проводимые как в ходе выборов, так и в межвыборный период . К ним относятся, например, учет (регистрация) избирателей, обучение актива избирательных комиссий, деятельность избирательных комиссий, работающих на постоянной основе . С учетом этого обстоятельства, а также регулярности проведения множества избирательных кампаний разного уровня, сферу выборов можно охарактеризовать как относительно обособленную отрасль публично-правовой "индустрии", в которую на профессиональной основе вовлечено множество разных субъектов (избирательные комиссии, работающие на постоянной основе, политические партии, полит-технологи, специализирующиеся на участии в избирательных кампаниях, и др.), назначением которой является периодическое обновление кадрового состава публичной власти в стране.

Стадии избирательного процесса - это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица.

Назначение выборов является первой стадией избирательного процесса. Она заключается в издании уполномоченным на то органом или должностным лицом (субъектом права назначения выборов) акта, в котором определяется дата голосования. Юридическое значение издания акта о назначении выборов не ограничивается определением даты голосования. После издания акта о назначении выборов начинается осуществление различных избирательных действий и процедур.

Основания назначения выборов. Следует выделить нормативное и фактическое основания назначения выборов. Нормативное основание - соответствующие законодательные акты, регламентирующие срок полномочий выборного органа (должностного лица), порядок выборов и право соответствующего органа (должностного лица) назначить выборы. Фактическим основанием является событие, зависящее от вида назначаемых выборов. Ниже рассматриваются фактические основания назначения выборов.

Основанием назначения очередных выборов является истечение срока полномочий выборного органа, должностного лица (очередные общие выборы), либо истечение срока полномочий части депутатов выборного представительного органа.

Основанием назначения внеочередных (досрочных) выборов является досрочное прекращение полномочий выборного органа (должностного лица). Основания досрочного прекращения полномочий, как правило, не имеют значения для избирательного права. В соответствии с п. 2 ст. 10 Избирательного кодекса Белгородской области досрочные выборы депутатов областной Думы назначаются Губернатором Белгородской области.

Еще одним основанием назначения досрочных выборов является в соответствии с ч. 12 ст. 71 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» одновременное выбытие нескольких депутатов в период, когда проведение дополнительных выборов не предусмотрено, а законодательный (представительный) орган государственной власти или местного самоуправления, остались в неправомочном составе.

Основанием назначения дополнительных выборов является досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа государственной власти или местного самоуправления. Так, согласно п. 4 ст. 10 Избирательного кодекса Белгородской области дополнительные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления назначаются представительным органом местного самоуправления. Дополнительные выборы, если это предусмотрено федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, могут не назначаться, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года. Такие нормы предусмотрены Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», рядом региональных законов.

Основаниями назначения повторных выборов в избирательном округе являются:

1) признание первоначальных выборов несостоявшимися;

2) признание первоначальных выборов недействительными;

3) кандидат (все кандидаты по многомандатному округу), набравший (набравшие) необходимое для избрания число голосов избирателей, не сложил (не сложили) с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица.

4) в случае выбытия всех кандидатов повторные выборы должны быть проведены в срок, не превышающий шести месяцев. При этом сроки выполнения избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Субъекты права назначения выборов. Субъекты права назначения выборов - государственные органы и должностные лица, органы и должностные лица местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований имеют право назначать выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления. Особенность права назначения выборов заключается в том, что оно одновременно является обязанностью уполномоченного органа (должностного лица).

Субъектами такого права в Российской Федерации являются:

1) Президент Российской Федерации - назначает выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

2) Совет Федерации - назначает выборы Президента Российской Федерации;

3) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - назначают выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а в большинстве субъектов Российской Федерации также собственные выборы, дополнительные выборы в случае досрочного прекращения полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) - назначают выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

5) представительные органы местного самоуправления - назначают выборы главы местного самоуправления, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, а также собственные выборы;

6) главы местного самоуправления - назначают досрочные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления;

7) избирательные комиссии - в случаях, предусмотренных законодательством, назначают дополнительные и повторные выборы;

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» устанавливает систему гарантий обязательного проведения выборов путем закрепления «страховочного» порядка назначения выборов в случае, если уполномоченный на то орган (должностное лицо) не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении полномочий выборного органа (должностного лица), а также при отсутствии уполномоченного на то органа (должностного лица) выборы проводятся на основании решения соответствующей уровню выборов избирательной комиссии.

В случаях, если уполномоченный на то орган (должностное лицо) либо соответствующая избирательная комиссия не назначит выборы в установленные сроки, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…», выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции (ст. 10).

Срок назначения выборов. Избирательное законодательство предъявляет требования к сроку издания уполномоченным на то органом (должностным лицом) акта о назначении выборов и сроку его опубликования. Федеральный закон «Об основных гарантиях…» (ст. 9) закрепляет, что очередные выборы назначаются в соответствии со сроками, установленными соответствующими нормативно-правовыми актами.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования, выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования.

В случае, когда решение о проведении выборов принимает избирательная комиссия, это решение должно быть опубликовано не позднее, чем через 7 дней со дня истечения пятидневного срока опубликования решения о назначении выборов, которое не было принято уполномоченным на то органом (должностным лицом). Пятидневный срок в данном случае отсчитывается с последнего дня срока, в течение которого уполномоченный орган (должностное лицо) должен был издать акт о назначении выборов.

Досрочные выборы в соответствии с Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях…» должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий выборного органа или должностного лица. Сроки опубликования решения о назначении выборов аналогичны срокам опубликования решения о назначении очередных выборов.

Голосование на выборах в федеральные органы государственной власти должно быть проведено не позднее чем через 110 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Голосование на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Голосование на выборах в органы местного самоуправления должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

В федеральном и региональном избирательном законодательстве сложились различные варианты закрепления требований к определению даты голосования на очередных выборах:

1) ч. 5 ст. 10 Избирательного кодекса Белгородской области устанавливает, что днем голосования на выборах депутатов Белгородской областной Думы нового созыва является третье воскресенье месяца, в котором истекает срок, на который была избрана областная Дума. При такой законодательной регламентации дата голосования всегда известна заранее, однако, акт о назначении выборов все равно издается, так как он, как было показано выше, имеет значение не только для установления даты голосования;

2) установление даты голосования относительно даты голосования на предыдущих выборах данного органа (должностного лица). Так, Федеральный закон РФ «О выборах Президента Российской Федерации» устанавливает, что днем голосования на выборах является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации.

Что касается повторных выборов, то Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» устанавливает, что в случае выбытия всех кандидатов повторные выборы должны быть проведены в срок, не превышающий шести месяцев. При этом сроки выполнения избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Если выборы признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, назначаются повторные выборы в порядке и сроки, которые предусмотрены законом. Повторные выборы депутатов, выборных должностных лиц в случае, если соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган местного самоуправления остался в неправомочном составе, проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными. В иных случаях повторные выборы проводятся не позднее, чем через один год со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными. При повторных выборах сроки избирательных действий по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть. Решение о назначении повторных выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через три дня со дня его принятия.

В России существуют три основных вида выборов: федеральные, региональные и муниципальные (местные) выборы.

К федеральным видам выборов относятся:

Выборы президента Российской Федерации;

Выборы депутатов нижней палаты Федерального собрания (Государственная дума).

К региональным видам выборов относятся выборы в республиках и/или субъектах Федерации:

Выборы президентов республик РФ;

Выборы глав республик РФ;

Выборы губернаторов;

Выборы в региональный парламент;

Выборы законодательных органов субъектов Федерации.

К муниципальным видам выборов относятся:

Выборы мэра (главы) города;

Выборы депутатов в городскую думу;

Выборы главы сельского поселения;

Выборы депутатов сельского поселения;

Выборы в органы самоуправления.

Выборы можно также классифицировать и по процедуре проведения - по установленным законом срокам и формату.

Очередные выборы - проводятся по окончании срока полномочий выбираемого органа власти.

Досрочные выборы - в случае досрочного прекращения полномочий избираемого органа власти и/или выборных должностных лиц.

Повторные выборы - если проведенные ранее выборы были признаны несостоятельными и/или недействительными по решению избирательной комиссии или по решению суда. (Повторные выборы - не то же самое, что повторное голосование, проводимое в случае, если кандидат не набрал необходимое количество голосов, а второй тур законом не предусмотрен).

Дополнительные выборы - проходят в случае досрочного прекращения полномочий одного или нескольких депутатов во время срока полномочий коллегиального органа власти. В случае досрочного сложения полномочий депутата дополнительные выборы проводятся в течение месяца со дня прекращения полномочий. В случае, если после досрочного сложения полномочий нескольких депутатов коллегиальный орган власти остался в неправомочном составе, проводятся новые основные выборы всего состава. Дополнительные выборы не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

Участники выборов

Основными участниками выборов являются: кандидаты, избирательные комиссии, избиратели.

Кандидаты (в избирательном законодательстве) - граждане, предполагаемые к избранию и/или назначению в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Право быть избранным - пассивное избирательное право. Им обладают все граждане страны, проходящие установленные для конкретных выборов цензы. Например, возрастной ценз кандидата в президенты РФ - 35 лет.

В мировом избирательном праве существует два вида выдвижения кандидата: самовыдвижение и выдвижение кандидата от политической партии или избирательного объединения.

Политическая партия должна провести съезд или собрание, на котором происходят выборы кандидатов или списка кандидатов, для участия в выборах от данной партии. Раньше политическим партиям требовалось также собрать определенное число подписей избирателей в поддержку своих кандидатов. Однако, согласно недавно внесенным в законодательство изменениям, политические партии освобождаются от такой обязанности при проведении любых выборов, за исключением выборов президента РФ.

Необходимость сбора подписей осталась у кандидатов, выдвинутых путем самовыдвижения, и кандидатов, выдвинутых на выборы в органы местного самоуправления общественными объединениями, не являющимися политическими партиями.

Необходимое количество подписей зависит от вида выборов. Для местных выборов это обычно 1% от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа. А для выборов президента РФ, по новому законодательству, -- 300 тысяч подписей для самовыдвиженца и 100 тысяч подписей для кандидата от партии. Ранее всем нужно было собрать 2 миллиона подписей.

Предвыборная программа кандидата- необходимое условие для победы на выборах. Сравнивая программы кандидатов, избиратель определяет для себя кандидатуру, за которую отдаст свой голос.

Программа кандидата состоит из важных для страны/региона социальных вопросов и способов их решения. При условии, что выборы кандидатов были проведены в ходе честного и демократического процесса и основой для выбора послужила личность кандидата и его предвыборная программа, степень исполнения или неисполнения обещанной программы является одной из причин доверия или недоверия граждан к избранному руководителю.

Избирательные комиссии - независимые коллегиальные органы, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня.

Согласно закону № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избирательные комиссии осуществляют свою деятельность открыто и гласно. Не допускается вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан.

Избиратели - граждане, обладающие активным избирательным правом, то есть правом избирать. Активным избирательным правом обладают все граждане страны, которым на день очередного голосования исполнилось 18 лет.

Права и обязанности избирателя связаны с реализацией установленных законодательством принципов проведения в Российской Федерации выборов. Основным принципом является то, что избиратель участвует в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.