Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства рф об охране труда. Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляются специальным органом

При проведении указанных в части 1 настоящей статьи мероприятий работники специального органа, ведающего вопросами энергетического надзора, независимы и подчиняются только закону (ст.367 ТК РФ).

В статье 368 Трудового кодекса РФ установлено, что государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется специальным органом, ведающим вопросами санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.

Работники специального органа, ведающего вопросами санитарно-эпидемиологического надзора, при осуществлении надзора за соблюдением организациями перечисленных в части первой настоящей статьи норм и правил независимы и подчиняются только закону.

Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляется специальным органом, ведающим вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью в РФ (ст. 369 ТК РФ).

Лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях.

Работники специального органа, ведающего вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью, при осуществлении надзора за ядерной и радиационной безопасностью независимы и подчиняются только закону.

Существуют две разновидности надзорно-контрольных органов. Первую составляют федеральные надзоры, занимающие самостоятельное положение в структуре органов исполнительной власти – Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России). Ко второй принадлежат надзорно-контрольные органы, входящие в систему министерств на правах структурных подразделений: органы, состоящие в системе Министерства энергетики РФ, которые ведают вопросами энергетического надзора в России, и санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения РФ, ведающая вопросами санитарно- эпидемиологического надзора в России.

Правовой статус всех надзорно-контрольных органов (безотносительно к занимаемому месту в структуре федеральных органов исполнительной власти) устанавливается Правительством РФ. Положение о федеральном горном и промышленном надзоре России утверждено постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2001г., Положение о федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности – постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2002г., Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации – постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998г., Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации – постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000г.

Государственные надзоры наделены определенным кругом полномочий, в том числе властных. Так, Гоатомнадзор России вправе выдавать руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений условий действия разрешений (лицензий), требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также обязательные предписания о приостановке работ, проводимых с нарушениями условий действия разрешений (лицензий), требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии; запрещать применение оборудования и технологий, не соответствующих требованиям в области ядерной и радиационной безопасности.

Должностным лицам всех государственных надзоров Российской Федерации предоставлено право налагать денежные штрафы на руководителей организаций (их заместителей) за административные правонарушения в соответствующей области хозяйственной деятельности. Конкретный состав правонарушений, размер штрафов и порядок их наложения определяется КоАП РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде в подведомственных им организациях.

Компетенция федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере внутриведомственного контроля устанавливается в положении о соответствующем министерстве (ведомстве).

Полномочия органов местного самоуправления по осуществлению контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде работников на муниципальных унитарных предприятиях закрепляет Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995г., согласно которому администрация (районная, городская, сельская, поселковая) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение законов и иных нормативных правовых актов, в том числе в сфере труда. Она вправе предъявлять в суд требования о признании недействительными актов органов исполнительной власти и организаций, нарушающих права и законные интересы граждан, работающих на их территории.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде. Его организация и проведение регулируется Федеральным законом от 17 ноября 1995г. «О прокуратуре Российской Федерации». В соответствии с названным Законом (ст.1) органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Органы прокуратуры осуществляют надзор за законностью решений судов общей юрисдикции по трудовым спорам.

Таким образом, органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением трудового законодательства:

§ непосредственно администрацией работодателя;

§ министерствами и ведомствами, в компетенцию которых входит внутриведомственный контроль;

§ муниципальными органами;

§ государственными инспекциями труда;

§ судами общей компетенции при рассмотрении конкретных трудовых споров.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

Источниками информации о нарушениях могут быть жалобы и заявления граждан, поступившие в прокуратуру, выборный профсоюзный орган или комиссию по трудовым спорам организации, обобщения судебной практики, материалы расследования уголовных дел, данные статистических органов и отчетные сведения предприятий, сообщения печати, радио, телевидения и другие сигналы.

При проведении указанных в части первой настоящей статьи мероприятий работники специального органа, ведающего вопросами энергетического надзора, независимы и подчиняются только закону.
Комментарий к ст. 367
1. В связи с реорганизацией федеральных органов исполнительной власти функции Госэнергонадзора поручены Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 Федеральной службе по технологическому надзору Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. Ему переподчинены региональные управления (территориальные органы) Госэнергонадзора; управления Госэнергонадзора в субъектах Российской Федерации (государственные учреждения). Положение об этом федеральном энергетическом надзоре пока не утверждено. Деятельность органов Госэнергонадзора подчинена общим правилам контроля (надзора) в отношении юридических лиц (см. п. 3 комментария к ст. 353).
Указом Президента от 20 мая 2004 г. N 649 указанная служба совместно с Федеральной службой по атомному надзору преобразована в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, руководство которой осуществляет Правительство Российской Федерации.
2. Территориальные органы Госэнергонадзора осуществляют надзор за электроустановками воинских частей, за исключением тех, в отношении которых энергонадзор проводится ведомственными органами надзора. Допуск государственных инспекторов Госэнергонадзора в воинскую часть и предоставление им необходимой документации в целях их служебной деятельности производятся с соблюдением установленного режима секретности, с разрешения вышестоящего командира (начальника) и в присутствии лица, ответственного за электрохозяйство части. В Вооруженных Силах Российской Федерации функции органов энергонадзора выполняют:
- Управление начальника инженерных войск Министерства обороны Российской Федерации (УНИВ МО) через инспекцию энергонадзора. Этим органам предоставлено право осуществлять энергонадзор в отношении электроустановок общевойскового назначения, по которым оно является генеральным заказчиком: переносных и передвижных силовых, осветительных, зарядных и инженерных электроагрегатов питания, преобразовательно-выпрямительной техники;
- виды Вооруженных Сил, рода войск, главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации через инспекции (группы) по энергонадзору, штатных и нештатных инспекторов по энергонадзору видов Вооруженных Сил, родов войск, управлений, объединений, соединений (гарнизонов). Они осуществляют энергонадзор в отношении специализированных электроустановок, по которым они являются генеральным заказчиком: систем и средств электроснабжения, передвижных электростанций и электроагрегатов питания, передвижных и перевозимых трансформаторных подстанций, распределительно-преобразовательных кабин, силовых кабельных сетей и др.;
- органы квартирно-эксплуатационной службы Министерства обороны Российской Федерации, которые осуществляют контроль за электроустановками казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, за рациональным и экономным использованием электроэнергии на этих объектах воинских частей.
Положение об энергонадзоре в Вооруженных Силах Российской Федерации по согласованию с Главным государственным инспектором по энергонадзору Российской Федерации утверждено Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 января 1997 г. N 10.
3. Основными задачами энергонадзора в Вооруженных Силах Российской Федерации являются: осуществление надзора за техническим состоянием электроустановок и проведением мероприятий, обеспечивающих их безопасную эксплуатацию; проверка правильности допуска личного состава к эксплуатации электроустановок; оказание помощи воинским частям в организации их безопасной эксплуатации; разработка руководящих документов, определяющих требования к техническому состоянию, порядок эксплуатации и хранения электроустановок, правила безопасности при их эксплуатации, порядок допуска личного состава к эксплуатации электроустановок и организацию надзора за ними.
Инспекторы по энергонадзору вправе: с ведома командира воинской части и в присутствии должностного лица этой части произвести техническое освидетельствование электроустановок; проверить у обслуживающего ее личного состава знания устройства электроустановок, правил их эксплуатации, хранения и техники безопасности; требовать от командира воинской части немедленного запрещения эксплуатации электроустановок, если их состояние явно угрожает аварией, пожаром или опасно для жизни личного состава, а также отстранения от их обслуживания лиц, имеющих неудовлетворительные знания или не выполняющих правил эксплуатации и техники безопасности; вносить командиру части обязательные для исполнения предложения и предписания по устранению нарушений этих правил.
Удостоверение инспектора по энергонадзору, акт проверки состояния эксплуатации и хранения электроустановок в войсковой части и форма предписания утверждены вышеуказанным Приказом Министра обороны Российской Федерации.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности , имеющие свои территориальные органы – инспекции. К важнейшим из них (связанным с охраной труда) относятся:

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) , находящаяся в ведении Минприроды России. В системе Ростехнадзора состоят государственные учреждения и иные организации, ранее находившиеся в ведении Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, Федерального горного и промышленного надзора России и Государственного энергетического надзора упраздненного Министерства энергетики РФ, а также Министерства природных ресурсов РФ, необходимые для осуществления закрепленных за данной Службой функций.

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. В соответствии с этим документом Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов; контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии; электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" регламентирована работа государственного строительного надзора и выделены особо опасные, технически сложные и уникальные строительные объекты, надзор за строительством и реконструкцией которых входит в полномочия Ростехнадзора. Кроме того, данная Служба обязана надзирать за выполнением строительных работ на ядерных и иных опасных производственных объектах, линиях связи, а также сооружениях обороны и безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2005 г. № 303 установлены полномочия Ростехнадзора в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации.

Ростехнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Ростехнадзор вправе следить за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горно-рудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геолого-разведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.

Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок и сетей, также осуществляется Ростехнадзором;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты нрав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) , которая входит в систему Минздравсоцразвития России. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в области защиты прав потребителей и благополучия человека. В соответствии с этим документом Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

В рамках своих полномочий Роспотребнадзор осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей и контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Руководитель Роспотребнадзора является Главным государственным санитарным врачом РФ;

государственный пожарный надзор , осуществляемый структурами МЧС России. Положение о государственном пожарном надзоре утверждено постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 820. В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер но результатам проверки.

Объектом государственного пожарного контроля (надзора) является деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению обязательных требований в области пожарной безопасности, в том числе на их имущественном комплексе (или его части), включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество.

Управление государственного пожарного надзора МЧС России в пределах своей компетенции руководит и контролирует деятельность управлений государственного пожарного надзора региональных центров, управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора, главных управлений МЧС России по субъектам РФ и их территориальных отделов (отделений, инспекций), отделов (отделений, инспекций, групп) государственного пожарного надзора, подразделений Федеральной противопожарной службы.

Надзор за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах контроля (надзора) осуществляется в ходе проверок, проводимых в рамках мероприятий но контролю;

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) , находящаяся в ведении Минтранса России. Обеспечение транспортной безопасности, особенно самого массового транспорта – автомобильного, тесно связано с проблемами охраны труда, а потому правоприменительная деятельность субъектов права в данной сфере также подлежит государственному надзору и контролю.

Положение о федеральной службе по надзору в сфере транспорта утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398. В соответствии с этим документом Ространснадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, промышленного транспорта и дорожного хозяйства;

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) . Сегодня значительная часть работников организаций пользуется служебным, личным или общественным транспортом в связи с необходимостью выполнения своей работы. Их благополучие на дороге зависит от безопасности дорожного движения, контроль за которой осуществляет ГИБДД Министерства внутренних дел РФ.

БИЛЕТ №1

1. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и подчиненности осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответствии с федеральными законами.

– Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется Федеральным горным и промышленным надзором России (Госгортехнадзор России) и его местными органами.

– Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется органами Государственного энергетического надзора РФ Основной задачей Государственного энергетического надзора в РФ является осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

– Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических норм, санитарных правил и норм осуществляется Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России) и территориальными учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической.

– Государственная противопожарная служба по соблюдению правил пожарной безопасности.

– В соответствии со статьей 20 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации об организации государственного надзора и контроля в области охраны труда" вся полнота контроля осуществляется федеральной инспекцией труда и не затрагивается сфера деятельности вышеперечисленных органов надзора. Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ (Рострудинспекция), утвержденное Правительством РФ от 28.01.2000 г. № 78.

2. Обязанности работодателя по организации расследования несчастных случаев на производстве.

Работодатель обязан обеспечить своевременное расследование несчастного случая на производстве и его учет. Работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее 3 человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда (или лицо, назначенное приказом работодателя ответственным за организацию работы по охране труда), представители работодателя, профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа (например, член комитета или комиссии по охране труда из числа представителей работников, уполномоченный по охране труда). Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченное им лицо. Состав комиссии утверждается приказом работодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке, где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается.

Расследование несчастного случая на производстве, происшедшего в результате аварии транспортного средства, проводится комиссией работодателя с обязательным использованием материалов расследования, проведенного соответствующим государственным органом надзора и контроля, с которыми должна быть ознакомлена комиссия.

3. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

В соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда от 14.03. 97:

– издается приказ по предприятию о создании аттестационной комиссии;

– составляется перечень всех рабочих мест;

– проводится оценка рабочих мест по степени вредности и опасности, по степени травмоопасности, обеспеченности работников СИЗ, а также эффективности этих средств;

– оформление результатов аттестации (1 раз в 5 лет).

4. Требования безопасности при производстве работ, на которые выдается наряд- допуск.

Работы повышенной опасности выполняют с проведением организационных и технических мероприятий, обеспечивающих безопасность труда работников. Перечень работ повышенной опасности и порядок оформления наряда допуска определяет работодатель с учетом Правил по охране труда

5. Классификация систем освещения. Нормы освещенности в учебных аудиториях с ПВЭМ.

персональная электронно-вычислительная машина.

Системы освещения делятся на искусственные и естественные. Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300-500 люкс. Допускается установка светильников местного освещения, которое не должно создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана более 300 люкс.
БИЛЕТ №2

1. Нормативные правовые акты по охране труда.

Согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2000 № 399 "О нормативных правовых актах, содержащих нормативные государственные требования по охране труда" нормативные правовые акты по охране труда подразделяются на следующие виды:


Нормативный документ

Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ

Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые инструкции по охране труда (ТИ Р М) Минтруд России

Минтруд России

Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О)

Федеральные органы исполнительной власти

Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)

Госгортехнадзор России
Госатомнадзор России

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)

Госстандарт России
Госстрой России

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП)

Госстрой России

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила(СП), гигиенические нормативы(ГН),
санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН)

Минздрав России

2. Порядок проведения и оформления первичного инструктажа на рабочем месте и допуск к самостоятельной работе рабочих.

Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводят:

– со всеми вновь принятыми на предприятие, организацию, учебное заведение, учреждение, а также переводимыми из одного подразделения в другое;

– с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками;

– со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующего предприятия, организации, учебного заведения , учреждения;

– со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских, участках.

Лица, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструментов, хранением и применением сырья и материалов, первичный инструктаж на рабочем месте не проходят. В автошколе по согласованию с профсоюзным комитетом и инженером по охране труда создается и утверждается руководителем перечень профессий и должностей работников, которые не проходят первичный инструктаж на рабочем месте.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программам, разработанным и утверждённым руководителями производственных и структурных подразделений предприятия для отдельных профессий или видов работ с учётом требований стандартов ССБТ, соответствующих правил, норм и инструкций по охране труда, производственных инструкций и другой технической документации Программы согласовывают с инженером по охране труда и профсоюзным комитетом предприятия (при наличии).

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником или учащимся индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Первичный инструктаж возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места.

Все рабочие, в том числе выпускники профтехучилищ, учебно-производственных (курсовых) комбинатов, после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течении первых 2-14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных приказом руководителя.

Руководитель подразделения по согласованию с инженером по охране труда и профсоюзным комитетом может освобождать от стажировки работника, имеющего стаж работы по специальности не менее 3-х лет, переходящего из одного подразделения в другое, если характер его работы и тип оборудования, на котором он работал ранее, не меняется.

Рабочие допускаются к самостоятельной работе после стажировки, проверки теоретических знаний и приобретённых навыков безопасных способов работы.

О проведении первичного инструктажа на рабочем мест, стажировки и допуске к работе, работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

3. Планирование работ по охране труда на предприятии.

Планирование работы по охране труда - это управленческий процесс, позволяющий скоординировать работу по охране труда на основе эффективного использования финансовых и материальных средств. Составление планов по охране труда представляет собой разработку конкретных мероприятий на определенный срок, с указанием исполнителей и средств, необходимых для реализации мероприятий. При составлении планов следует руководствоваться Постановлением Минтруда РФ от 27 февраля 1995 года № 11, в котором утверждены Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда.

4. Требования безопасности при эксплуатации производственных зданий и сооружений.

Для обеспечения безопасности зданий и сооружений в организации проводится общий технический осмотр зданий и сооружений, который оформляется Актом(составляется два раза в год весной и осенью). Общие требования:

– Производственные здания и сооружения в процессе эксплуатации должны находится под систематическим наблюдением инженерно-технических работников ответственных за сохранение зданий(отделы эксплуатации). Данная категория специалистов(электротехнический персонал, обслуживание тепловых систем лифтов) должна проходить обучение и проверку знаний в специальных учебных заведениях и иметь соответствующее удостоверение.

– Руководители несут ответственность за правильную и безопасную эксплуатацию, сохранность и ремонт.

5. Эргономические требования к организации рабочего места при выполнении работ сидя.

Организации рабочего места при выполнении работ сидя регламентируется в соответствии с ГОСТ 12.2.032. Рабочее место должно обеспечивать рациональную рабочую позу, соответствующую характеру и условиям труда. Рабочая поза соответствует критериям функционального комфорта и характеризуется: выпрямленным положением позвоночного столба с сохранением его естественных изгибов, минимальной нагрузкой на мышечную систему тела человека, отсутствием болезненных ощущений в результате воздействия элементов кресла на тело сидящего человека, углом сгибания рук в локтевых суставах 70-90°, углом сгибания ног в коленном и голеностопном суставах 95-135.

БИЛЕТ №3

1. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов , а также применяемых в производстве сырья и материалов; применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации; проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров; недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; расследование в установленном Правительством Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда; беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда , органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки; обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ознакомление работников с требованиями охраны труда.

2. Несчастные случаи, которые подлежат расследованию и учету как несчастные случаи на производстве.

Расследуются и подлежат учету как несчастные случаи на производстве: травма, в том числе полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицом, острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией, излучением, укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными, повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо его смерть, если они произошли:

а) в течение рабочего времени на территории организации или вне территории организации (включая установленные перерывы), а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды и т. п. перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни;

б) при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо на личном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях;

в) при следовании к месту командировки и обратно;

г) при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель сменщик на автотранспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде и т. п.);

д) при работе вахтово-экспедиционным методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;

е) при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера;

ж) при осуществлении не входящих в трудовые обязанности работника действий, но совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.

3. Порядок разработки и утверждения инструкций по охране труда.

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его профессии или вида выполняемых работ. Инструкция разрабатывается на основании приказа работодателя на основании межотраслевой типовой инструкции руководителями соответствующих подразделений. Инструкции утверждаются руководителем предприятия и пересматриваются не реже одного раза в 5 лет.

4. Организация эксплуатации осветительных установок. Нормы освещенности на рабочих местах.

Помещения и рабочие места должны обеспечиваться искусственным освещением, достаточным для безопасного выполнения работ, пребывания и передвижения людей и удовлетворяющим требованиям действующих нормативных правовых актов. Например, в учебных классах, в том числе оснащенных компьютерами общее освещение должно быть не менее 300-500 люкс; в кабинетах и рабочих комнатах не менее 300 люкс; в помещениях технического обслуживания не менее 200 люкс. Чистка ламп и осветительной арматуры должна производиться по утвержденному на предприятии графику в зависимости от местных условий и производственных участков. Кроме того, чистка арматуры производится при замене ламп.

5. Параметры микроклимата. Нормирование микроклимата.

В соответствие с ГОСТ 12.005 нормируемыми параметрами микроклимата являются: температура, влажность, подвижность воздуха рабочей зоны. Оптимальные параметры микроклимата во всех типах учебных помещений с ПЭВМ


Температура, °С

Относительная влажность, %

Абсолютная влажность, г/м3

Скорость движения воздуха, м/с

19

62

10


20

58

10


21

55

10


БИЛЕТ №4

1. Виды ответственности за нарушение требований и правил охраны труда.

Ответственность за нарушение требований охраны труда

Лица, виновные в нарушении требований ОТ, невыполнении обязательств по ОТ, предусмотренных договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов госнадзора и контроля за соблюдением требований ОТ, а также органов общественного контроля, несут дисциплинарную , административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

К административным взысканиям за нарушение требований ОТ относятся административный штраф и дисквалификация.

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда предусматривает следующие виды наказаний:


  • штраф;

  • лишение права занимать определённые должности и заниматься определённой деятельностью;

  • исправительные работы;

  • лишение свободы на определённый срок.
Дисциплинарная ответственность

В качестве дисциплинарной ответственности за нарушение трудовой дисциплины, в том числе норм по охране труда, наниматель может применять следующие дисциплинарные взыскания:

♦ замечание;

♦ выговор;

♦ увольнение

Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю.

Материальная ответственность

Материальная ответственность работника ― это его обязанность возместить ущерб, причиненный нанимателю в пределах и порядке, установленных законодательством.

Вопросы материальной ответственности регулируются различными нормативными правовыми актами:

♦ Трудовым кодексом;

♦ Постановлением Совета Министров, которым утверждены Примерный перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми нанимателем могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, и Примерный договор о полной индивидуальной материальной ответственности;

2. Внеочередная проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий.

Внеочередная проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов проводится в следующих случаях:

– при введении в действие новых или переработанных нормативных правовых актов по охране труда;

– при вводе в эксплуатацию нового оборудования или внедрении новых технологических процессов;

– при переводе работника на другое место или назначении на другую должность, требующих от руководителей и специалистов дополнительных знаний по охране труда;

– по требованию органов государственного надзора, технической инспекции труда профсоюзов, вышестоящих хозяйственных органов. ГОСТ12.0.004

3. Первоочередные меры, принимаемые в связи с несчастным случаем на производстве.

О каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, пострадавший или очевидец несчастного случая извещает работодателя (его представителя), который обязан:

Немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в учреждение здравоохранения; Принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц; Сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью других людей и не приведет к аварии). В случае невозможности ее сохранения зафиксировать сложившуюся обстановку (схемы, фотографии и т. п.); Обеспечить своевременное расследование несчастного случая на производстве и его учет; Проинформировать о несчастном случае родственников пострадавших, и направить сообщение в необходимые организации.

Если с застрахованным произошел несчастный случай на производстве, работодатель обязан в течение суток сообщить об этом в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (по месту регистрации в качестве страхователя).

4. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.

Опасные и вредные производственные факторы генерируются в процессе трудовой деятельности. В соответствии с ГОСТ 12.0.003 их классифицируют следующим образом: физические, химические, биологические и психофизиологические (социальные) факторы.

1.1. Опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действия на следующие группы:

физические;

химические;

биологические;

психофизологические.

1.1.1. Физические опасные и вредные производственные факторы подразделяются на:

движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования; предвигающиеся изделия, заготовки, материалы; разрушающиеся конструкции; обрушивающиеся горные породы;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума на рабочем месте;

повышенный уровень вибрации;

повышенный уровень инфразвуковых колебаний;

повышенный уровень ультразвука;

повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение ;

повышенная или пониженная влажность воздуха;

повышенная или пониженная подвижность воздуха;

повышенная или пониженная ионизация воздуха;

повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей зоне;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенный уровень статического электричества;

повышенный уровень электромагнитных излучений;

повышенная напряженность электрического поля;

повышенная напряженность магнитного поля;

отсутствие или недостаток естественного света;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

повышенная яркость света;

пониженная контрастность;

прямая и отраженная блесткость;

повышенная пульсация светового потока;

повышенный уровень ультрафиолетовой радиации;

повышенный уровень инфракрасной радиации;

острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;

расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);

невесомость.

1.1.2. Химические опасные и вредные производственные факторы подразделяются:

по характеру воздействия на организм человека на:

токсические;

раздражающие;

сенсибилизирующие;

канцерогенные;

мутагенные;

влияющие на репродуктивную функцию;

по пути проникания в организм человека через:

органы дыхания;

желудочно-кишечный тракт;

кожные покровы и слизистые оболочки.

1.1.3. Биологические опасные и вредные производственные факторы включают следующие биологические объекты:

патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности.

1.1.4. Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на следующие:

а) физические перегрузки;

б) нервно-психические перегрузки.

1.1.4.1. Физические перегрузки подразделяются на:

статические;

динамические.

1.1.1-1.1.4.1 (Измененная редакция, Изм. № 1)

1.1.4.2. Нервно-психические перегрузки подразделяются на:

умственное перенапряжение;

перенапряжение анализаторов;

монотонность труда;

эмоциональные перегрузки.

1.2. Один и тот же опасный и вредный производственный фактор по природе своего действия может относиться одновременно к различным группам, перечисленным в п. 1.1.

5. Защитное заземление, организация контроля.

Защитное заземление - это система защиты людей от поражения электротоком посредством преднамеренного электрического соединения металлических нетоковедущих частей оборудования (корпусов)с системой естественных или искусственных заземлителей (заземляющих проводников). Проверка контрольными приборами состояния изоляции проводов, защитного заземления электрических инструментов и переносных электрических ламп проводится в соответствии с действующими нормативными правовыми актами специально выделенными электриками (квалификационной группы не ниже III) не реже одного раза в 6 месяцев; результат проверки фиксируется в журнале.

БИЛЕТ №5

1. Коллективный договор и ответственность сторон за его выполнение.

Это правовой акт регулирующий социально - трудовые отношения в организации и заключаемый работодателями и работниками в лице их представителей. Содержит формы и системы оплаты труда., выплата пособий и компенсаций, механизмы урегулирования оплаты труда с учетом роста цен и уровня инфляции, занятость переобучение условия высвобождения работников, рабочее время отдыха и продолжительность отпуска, улучшение условий труда и т.д.

Статья 43. Действие коллективного договора

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, - на всех работников соответствующего подразделения.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации , реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации.

При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.

При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.

При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

За нарушение коллективного договора предусмотрен штраф в размере и порядке установленном федеральным законом.

2. Вводный инструктаж по безопасности труда. Порядок проведения и оформления.

Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми вновь принимаемыми на работу работниками независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности; командированными; учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику; с учащимися в автошколе перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, участках полигонах.

Проводит вводный инструктаж в автошколе инженер по охране труда или лицо, на которое приказом руководителя возложены эти обязанности. Запись о проведении вводного инструктажа делают в специальном журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу).

Перед началом занятий с учащимися вводный инструктаж проводит преподаватель. Проведение вводного инструктажа с учащимися можно зарегистрировать в журнале учета учебной работы.

3. Порядок расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом.

Расследование группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве и несчастного случая на производстве со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

При групповом несчастном случае на производстве (2 и более человек), тяжелом несчастном случае на производстве (по схеме определения тяжести несчастных случаев на производстве, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации), несчастном случае на производстве со смертельным исходом работодатель или уполномоченное им лицо в течение суток обязаны сообщить:

в соответствующую государственную инспекцию труда (государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональную государственную инспекцию труда); в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая; в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации; в федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности; в организацию, направившую работника, с которым произошел несчастный случай; в территориальное объединение профсоюзов; в территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел в организации (на объекте), подконтрольной этому органу; страховщику по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве

В результате расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом комиссия формирует следующие документы:

а) приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая;

б) планы, схемы, эскизы, а при необходимости - фото или видеоматериалы места происшествия;

в) документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;

г) выписки из журналов регистрации инструктажей и протоколов проверки знаний пострадавших по охране труда;

д) протоколы опросов, объяснения пострадавших, очевидцев несчастного случая и должностных лиц;

е) экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов ;

ж) медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или о причине смерти пострадавшего, а также о нахождении пострадавшего в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

з) копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;

и) выписки из ранее выданных на данном производстве (объекте) предписаний государственных инспекторов по охране труда и должностных лиц территориального органа государственного надзора (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда;

к) другие материалы по усмотрению комиссии.

По результатам расследования оформляется Акт о расследовании в соответствии с Постановлением МТ и СР от 24.10.2002

4. Безопасность труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ.

В соответствии с Типовой инструкцией ТИ Р М-001- 2000 общие требования безопасности:

– к выполнению работ должны допускаться лица прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, инструктаж на рабочем месте, освоившие приемы правильного обращения с приспособлениями и грузами;

– при выполнении работы необходимо соблюдать принятую технологию;

– рабочий должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты;

– не допускать посторонних лиц к местам выполнения погрузочно-разгрузочных работ;

В зимних условиях при низкой температуре наружные работы следует проводить с перерывами для обогревания.

При несчастном случае немедленно оказать 1 помощь и прекратить работу, известить об этом администрацию и обратиться за медицинской помощью.

Подъем грузов с укладкой в штабель высотой более 3 м вручную не допускается.

Предельная норма переноски тяжестей по ровной и горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать:

Для подростков мужского пола от 16 до 18 лет - 4 кг;

Для женщин: при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) - 10 кг;

Постоянно в течение рабочей смены - 7 кг;

Для мужчин старше 18 лет - 50 кг.

Груз массой более 50 кг должны поднимать не менее двух рабочих (мужчин).

Переносить грузы на носилках допускается по горизонтальному пути на расстояние не более 80 м. Опрокидывать и опускать носилки следует по команде рабочего, идущего сзади. Переносить грузы на носилках по лестницам не допускается.

5. Эргономические требования к организации рабочих мест.

Рабочее место должно обеспечивать рациональную рабочую позу, соответствующую характеру и условиям труда. Рабочая поза соответствует критериям функционального комфорта и характеризуется: выпрямленным положением позвоночного столба с сохранением его естественных изгибов, минимальной нагрузкой на мышечную систему тела человека, отсутствием болезненных ощущений в результате воздействия элементов кресла на тело сидящего человека, углом сгибания рук в локтевых суставах 70-90°, углом сгибания ног в коленном и голеностопном суставах 95-135.

В Трудовом Кодексе РФ (ст. 353-369) определены основные органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства; принципы деятельности; основные задачи органов; основные полномочия; порядок инспектирования и др.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ осуществляют органы Федеральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется специальным органом горного и промышленного надзора в Российской Федерации. Органы федерального горного и промышленного надзора осуществляют контроль и надзор за соблюдением норм по охране труда:

В организациях угольной, горнорудной, химической, металлургической, нефтеперерабатывающей и др. отраслях промышленности;

При устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды;

Объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа;

При ведении взрывных работ в промышленности.

Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется специальными органом, ведающим вопросами энергетического надзора. Основной задачей государственного энергетического надзора в РФ является осуществле­ние контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживани­ем электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.


Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиени­ческих, санитарно- противоэпидемиологических норм и правил осуществляется специальным органом, ведающим вопросами санитарно-эпидемиологического надзора в РФ.

Рис. 2.2. Система государственного управления охраной труда

Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности осуществляется специальным органом, ведающим вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью. Лица, осуществляющие надзор обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях.

Государственная противопожарная служба осуществляет контроль соблюдения правил пожарной безопасности в организациях.



Работники органов при осуществлении надзора независимы от деятельности инспектируемых организаций и подчиняются только закону

Федеральные органы надзора разрабатывают и представляют в правительственные органы, утвержденные ими нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда.

Взаимодействие государственных органов надзора осуществляется в порядке установленном соответствующими правовыми и нормативными актами. Схема государственного управления охраной труда в современных условиях показана на рис. 2.2.

При выявленных нарушениях требований безопасности и охраны труда администрация организаций несет ответственность в соответствии с действующими законами Российской Федерации.